Древнегреческие скульптуры. Самые знаменитые скульптуры – ТОП10

"Венера Милосская (Мелоская)" - знаменитая древнегреческая статуя периода позднего эллинизма (мраморный оригинал, а не копия, как считалось ранее; ок. 100 или 130 до н. э.). Изображает полуобнаженную богиню Афродиту . Статуя найдена в 1820 г. крестьянином на своем поле разбитой на две части. Это произошло на острове Милос (в древности Мелос) в Эгейском море, на юго-западной оконечности Кикладского архипелага. Этот остров в архаическую эпоху был заселен дорийцами, выходцами из Спарты (см. мелийские рельефы). Руки статуи так и не были обнаружены, предполагают, что в левой руке богиня держала яблоко, эмблему острова Мелос. Высота статуи 202 см. На цоколе есть частично сохранившаяся сигнатура мастера Александра из Антиохии, города в Малой Азии. Мастер выполнил статую, вероятно, в подражание более древним, классическим образцам. Это выдающееся произведение было приобретено французским послом и в 1821 г. подарено королю Людовику XVIII. Так оно оказалось в Париже, в Лувре. Холодное, бесстрастное лицо Венеры выражает отвлеченную, идеальную гармонию. Стилистически статуя относится к течению эллинистического искусства, отражавшему возврат к греческой классике века Перикла (см. античный классицизм; "Перикла век"). Именно это обстоятельство ввело в заблуждение французского историка искусства С. Рейнака. На попытки датировать статую поздним временем Рейнак отвечал: "Я лично убежден, что она по меньшей мере тремя веками древнее". Французский историк считал ее изображением богини морей Амфитриты с утраченным позднее трезубцем в вытянутой левой руке, статуей школы Фидия , времени строительства Парфенона (середина V в. до н. э.). Доказательство: "Она сильна и спокойна. Ее красота состоит в благородной простоте" . Однако тема полураздетой фигуры, чувственная, натуралистическая лепка торса и неустойчивость позы, нарушение равновесия, заметное при взгляде в фас и особенно в профиль, с правой стороны, свидетельствуют о более позднем происхождении. Искусство II в. до н. э., когда создавалась "Венера Милосская", отмечено кризисными тенденциями, утратой чувства целостности. Тот факт, что статуя составлена из двух кусков мрамора с атектоничным (не связанным с формой) прохождением шва, а также прием отдельно прикрепленных на штифтах рук (что послужило главной причиной их утраты), резкий контраст фактуры обнаженной и задрапированной частей - все это отражает тенденцию к дробности и натуралистичности искусства позднего эллинизма. Характерны необработанность статуи со спины и нарушение пропорций (слишком большая стопа и маленькая голова). Тем не менее из-за натуралистичности и чувственности именно это произведение стало со временем самым известным, любимым, общепризнанным символом красоты античного искусства.

10.10.2016 0 8421


Эта скульптура — одно из наиболее известных произведений искусства, и одно из самых прекрасных. Писатель Шатобриан, увидев ее впервые, воскликнул: «Греция еще не давала нам лучшего свидетельства своего величия!».

Первый исследователь — секретарь Французской Академии художеств Картмер де Кинси — назвал статую Венерой Милосской , хотя вернее было бы дать ей греческое имя — Афродита. Ведь статуя была создана (и найдена) в Греции, а не в Риме. Скульптура богини любви известна каждому. Но если спросить, кто и когда создал Венеру Милосскую, как она выглядела изначально — ответом нам будут только предположения.

Афродита — богиня любви и красоты, олицетворение вечной юности, покровительница мореплавания. Первоначально она считалась богиней моря, неба и плодородия. Ее имя в переводе с греческого означает «рожденная из пены». Культ богини любви был распространен по всей Греции. Храмы Афродиты, в которых приносились бескровные жертвы, привлекали целые полчища молодежи, стремящейся к взаимной и счастливой любви.

Скульптурные изображения Афродиты — не редкость в античном искусстве. Ее изображали и обнаженной, и стыдливо кутающейся в одежды. Многие города заказывали ее статуи для своих храмов. До нашего времени, правда, большинство скульптур не сохранилось: войны и землетрясения, которых немало было в Греции, разрушали целые города.

Греческие статуи Афродиты. Слева направо: Афродита Менофантоса (Menophantos) Греческая скульптура 1-го века до н. э., Италия, Национальный музей Рима. Скульптура Афродита, Эрот и Пан. 100 год до н.э., Дельфы, Греция. Афродита Синуэсская 4 век до н. э. Греческая скульптура. Италия, Неаполь, Национальный археологический музей.

Поэтому подлинников греческого искусства во всех музеях мира очень немного, и представление об этом периоде европейской культуры складывается на основании изучения мраморных копий, исполненных римлянами, подражавшими знаменитым мастерам. Впрочем, иногда земля отдает скрытые в ее недрах сокровища. Благодаря счастливой случайности были найдены статуи Афины, Артемиды, Ники... Олимпийские боги после многовекового заточения возвращаются на землю.

Милос (Мелос) — маленький скалистый островок в Эгейском море. Его покровительницей издавна считалась Афродита, которую римляне называли Венерой. Атрибутом богини считалось яблоко (символ острова), а ее месяцем был апрель.

Поэтому то, что именно на Милосе была обнаружена чудесная статуя этой богини и что произошло это как раз в начале апреля, глубоко символично. В 1820 году крестьянин Иргос вместе со своим сыном обрабатывал свое поле. Рядом находились руины древнего театра. Но Иргос редко обращал на них внимание: хозяйственные заботы занимали все его время.

Распахивая участок, крестьянин наткнулся на остатки стены и вытесанные из камня плиты. Обработанный камень ценился на острове (его использовали как строительный материал), поэтому Иргос решил выкопать свою находку и принялся расширять яму. Через некоторое время ему удалось откопать широкую каменную нишу, в которой глазам потрясенного крестьянина предстала статуя Афродиты, а рядом с ней лежали две статуэтки-гермы и несколько обломков мрамора.

Иргос знал, что иностранцы интересуются древними находками и что за статую можно получить крупное вознаграждение. Поэтому он отправился к французскому консулу Бресту и предложил ему осмотреть скульптуру. Тот был не силен в искусствоведении, но прекрасно знал о том, что французское правительство заинтересовано в пополнении коллекции Лувра. Поэтому Брест обратился к командирам стоящих в гавани французских кораблей с просьбой прислать офицера, разбирающегося в искусстве.

Мнения господ офицеров разделились. Одни полагали, что в статуе нет ничего особенного, другие доказывали, что она уникальна. Брест запросил разрешение на покупку у вышестоящей инстанции, а тем временем в гавань прибыло французское гидрографическое судно «Ла Шеврет». Мичман Дюмон-Дюрвилль (будущий адмирал, исследователь Антарктиды) сразу же понял, насколько ценна находка.

Благодаря его отчету французское правительство распорядилось выделить деньги для покупки статуи. Но к тому времени о Венере узнал Ойкономос Верги — приближенный Мурзуки, в то время фактически управлявшего всеми греческими островами.

Верги потребовал у жителей Милоса продать статую Турции. Когда корабль «Л’Эстафетт» прибыл в Милос, статую уже грузили на турецкую фелюгу. Французы бросились в погоню. Им удалось отбить у турок верхнюю половину статуи, а позже — выкупить и нижнюю часть.

Статуя (точнее, ее фрагменты, которые позже подверглись реставрации) была доставлена во Францию и преподнесена в дар королю Людовику XIII. Принимавшие участие в приобретении шедевра древности Вуатье и Дюмон-Дюрвилль были не только награждены, но и стали настоящими героями в глазах французской художественной богемы.

Король некоторое время пытался скрыть существование статуи (ведь Турция считала ее захват прямым пиратством), но слухи о прекрасном античном творении разошлись по всему миру, и Венера была помещена в Лувр. Первое знакомство с шедевром состоялось 7 мая 1821 года. Посмотреть на Венеру Милосскую приехали послы из Англии, Голландии, Турции.

Присутствовал на церемонии и греческий посол. Но в то время закона об охране ценностей в Греции еще не существовало (он появился в 1834 г.), поэтому греческие сокровища вывозились без всякого разрешения, а страна, в которой были созданы шедевры мирового искусства, не могла даже заявить протест.

Венеру Милосскую приписали резцу Праксителя, известнейшего скульптора древности (этого очень хотел Людовик XIII), хотя со временем было установлено, что скульптура была создана позже — приблизительно в 120 году до н.э. Вопрос о том, кто же является автором Венеры, поднимался неоднократно.

Выдвигалось предположение, что статуя была изваяна другим знаменитым мастером — Скопасом. А несколько позже, благодаря усердию ученика Гро, который зарисовывал скульптуру и привезенные с ней фрагменты мрамора, была обнаружена надпись, сделанная на пьедестале, до сих пор никем не замеченная.

Полустершиеся греческие буквы складывались в слова: «Александр (или Агессандр), сын Менида из Антиохи, исполнил это». После изучения надписи разгорелись дебаты. Одни радовались тому, что «нашелся» настоящий автор скульптуры (кстати, сегодня его имя помещают практически во всех справочниках по искусствоведению).

Другие, более осторожные, полагали, что Александр создал только пьедестал для статуи. А третьи склонялись к мысли, что оставивший подпись мастер был... первым реставратором Венеры Милосской.

На вопрос, что же реставрировал этот мастер, сторонники версии отвечали кратко: руки. Точнее, положение рук. Доказать или опровергнуть это предположение крайне сложно, ведь у Венеры руки отсутствуют.

Куда исчезли руки статуи? Описывая скульптуру, Дюрвилль упоминал о том, что богиня «...в левой поднятой руке держала яблоко, а правой придерживала красиво драпированный пояс, небрежно ниспадавший от бедер до ног». Сын консула Бреста, впрочем, упоминает только об одной руке — левой. Во всяком случае, Жан Экар в книге, вышедшей в 1873 году, приводит множество показаний очевидцев «приключений» скульптуры.

Доводы Экара казались выверенными и правдоподобными... до проведения серьезных исследований. Оказалось, что Экар привел только ту выдержку из отчета Дюрвилля, которая укладывалась в его версию. И «забыл» о приписке, текст которой не оставляет сомнения в том, что статуя лишилась рук значительно раньше, чем разгорелась памятная стычка между турками и французами: «Обе руки у нее были, к сожалению, сломаны». Окончательный вердикт вынесли эксперты: судя по патине (слою окислов) на обломках рук, а также качеству мрамора, руки были отбиты задолго до обнаружения статуи.

До сих пор не прекращаются споры о том, что держала в руках богиня любви. По мнению одних скульпторов — яблоко. Статую пытаются отождествить с мифом о том, как Гера, Афина и Афродита (в римском варианте — Юнона, Минерва и Венера) явились к пастуху Парису с просьбой решить, кто из них прекраснее. Каждая из них сулила юноше дары в случае победы. Парис вручил яблоко Афродите, отдав ей предпочтение перед остальными, а она пообещала ему Елену Троянскую.

Другие полагают, что Венера смотрелась в зеркало, любуясь своей красотой. Профессор Хасс высказывал мнение, что скульптор изобразил Венеру после купания, в тот момент, когда она собиралась умастить свое тело соком. В одной руке она держала фрукт, а в другой — сосуд для сока. Были и другие толкования. Венера сжимала в руках веретено... Держала щит Марса... Защищалась от навязчивого поклонника или, напротив, соблазняла его...

Возможно Венера Милосская выглядела так

Одной из наиболее аргументированных считается версия, которой придерживается целая плеяда ученых: статуя богини любви — часть скульптурной группы. На это указывает незаконченная драпировка с левой стороны и обработка мрамора на спине Венеры.

Искусствоведы расходятся лишь в том, кто же именно входил в группу. Существует несколько реконструкций, представляющих всевозможные скульптурные композиции: Венера и Геракл, Венера и Марс, Венера и Парис... Поза статуи трактуется совершенно по-разному, однако на сегодня она считается самой лучшей для изображения женского тела.

Статуя Афродиты хранит молчание. Все, что мы знаем о ней, — она прекрасна. Остальное — цепочка домыслов. Ведь при желании можно построить сколько угодно предположений. Например, по каким признакам исследователи решили, что перед ними именно статуя богини? Почему не предположить, что это кто-то из великих смертных или героев древности? Например, Елена Троянская? Впрочем, при одном лишь взгляде на статую все вопросы и сомнения кажутся мелкими и неважными.

Вдали от родной земли, через две тысячи лет после того, как скульптор взял в руки резец, она остается живым символом прекрасного. В отличие от древних греков, мы не поклоняемся богине. Но зато поклоняемся Красоте, воплощенной в ее скульптуре. Не случайно Венера Милосская — единственное произведение искусства, которому посвящено огромное количество стихов чуть ли не на всех языках мира.

Излюбленными изображениями в III-I в.в. до н.э. становятся изображения резвящихся нимф, сатиров, амуров и богини любви - Афродиты. И в Лувре, и в Эрмитаже, и в других музеях мира можно найти множество подобных произведений. Но ни одно из них не сравнится по своей известности с Афродитой Милосской (II век до н.э.).
Когда посетители входят в , то они обычно задают два вопроса: как пройти к Венере Милосской (этим римским именем называют еще греческую богиню) и где находится ?

Фигура богини любви лишена рук, покрыта щербинами, но однажды увидев ее уже никогда не забудешь ее красоты и гордого образа. Легкий наклон небольшой головы на стройной шее, одно плечо чуть приподнято, второе немного опущено, гибкий, изогнутый стан. Нежность и мягкость кожи оттенена соскользнувшей на бедра накидкой. И невозможно оторвать взгяд от пронизанной женственностью и лиризмом скульптуры, ни на минуту не сомневаясь, что перед глазами совершенство - богиня любви.

Афродиту Милосскую долго относили к периоду поздней классики. Величавость осанки, плавность контуров, спокойствие лица делают ее близкой произведениям IV века до н.э.. Вместе с тем, удлиненные пропорции, изображение волос, складок накидки, приемы обработки мрамора говорят о более позднем, где-то на два столетия, изображении Венеры. Возможно автора просто вдохновляли более ранние произведения.

Статуя Афродиты Милосской окружена легендами. Одна из них повествует о французских матросах, котрые, увозя статую, вступают в вооруженное столкновение с греками, не желавшими расставаться с прекрасной богиней. Возможно, это лишь легенда, но найденная крестьянином на острове Мелос в 1820 году статуя, действительно отправляется в Париж как подарок французского посла маркиза де Ривьер королю.

Русские художники и писатели искренне восхищались этой античной красавицей. Глеб Успенский, например, писал:"Художник создал вам образчик такого человеческого существа, которое вы, считающий себя человеком и живущий в теперешнем человеческом обществе, решительно не можете себе представить способным принять малейшее участие в том порядке жизни, до которого вы дожили... Желание выпрямить, высвободить искалеченного теперешнего человека... для светлого будущего радостно возникает в душе". В этих словах отражена мечта русского писателя о гармоничном, совершенном человеке, которого он не мог найти в современном ему мире.

Статуя Афродиты стоит посредине небольшого зала. Перед ней расстилается целая вереница комнат, но ни один из экпонатов них не выдвинут в центр. Поэтому, войдя античный отдел, сразу же видишь Афродиту, имеешь возможность рассмотреть ее в различных ракурсах, сделать фотографии на память. Следует отметить, что в Лувре вобщем умеют показывать щедевры. В нескончаемом лабиринте залов, галерей, лестниц, можно без труда отыскать наиболее знаменитые вещи.

«Вене́ра Мило́сская» (Афродита с острова Ми́лос) - знаменитая древнегреческая скульптура, созданная приблизительно между 130 и 100 годами до нашей эры.

Многочисленные завоевания Александра Македонского способствовали распространению греческой культуры далеко за пределами Эллады. Отныне непосредственными соседями Греции стало множество различных народов. Это принесло новый реализм в искусство того периода. Художники стали отдавать предпочтение изображению различных граней человеческой природы. Даже статуи богинь теперь имели человеческие лица.

Статуя богини любви Афродиты (середина II в. до н. э.), из белого мрамора. Считается, что создателем её является скульптор Агесандр (или Александрос) Антиохийский (надпись неразборчива). Прежде приписывалась Праксителю.

Скульптура представляет собой тип Афродиты Книдской (Venus pudica, Венера стыдливая): богиня, придерживающая рукой упавшее одеяние (впервые скульптуру такого типа изваял Пракситель, ок. 350 до н. э.). Пропорции - 86х69х93 при росте 190м

Была найдена в 1820 г. на острове Милос (Мелос) - одном из Кикладских островов в Эгейском море при следующих обстоятельствах:

Французский моряк Вутье, Оливье решил, сойдя на берег, поискать древности (в то время был бум на древности) для продажи. На пару с местным крестьянином Йоргосом Кентротасом он откопал статую на развалинах древнего амфитеатра. Вутье попытался уговорить капитана немедленно плыть в Константинополь, чтобы получить разрешение на вывоз, но капитан отказался и Вутье махнул рукой на свою находку. Но другой морской офицер Жюль Дюмон-Дервиль отправился в Константинополь и получил разрешение. По возвращении он обнаружил статую на русском судне, капитану которого один турецкий чиновник заплатил, чтобы он перевёз статую в Константинополь. После тяжёлых переговоров с островитянами, Дюмон-Дервиль всё-таки добился выкупа статуи. Позже турецкие власти, взбешённые тем, что такая ценная находка ушла от них, приказали подвергнуть наиболее влиятельных жителей острова Милос публичной порке.

Руки её были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти её в свою страну, и турками (владельцами острова), которые имели то же намерение.



Дюмон-Дюрвиль сразу понял, что единственная возможность сорвать сделку (а статую уже увезли в порт, чтобы отправить в Стамбул) - это попытаться перекупить Елену. Узнав, сколько турок заплатил за находку (а заплатил он буквально гроши), Дюмон-Дюрвиль, с согласия дипломата, предложил сумму вдесятеро большую. И уже через несколько минут толпа греческих крестьян во главе с прежним хозяином Елены мчалась к порту. Турки как раз грузили статую на фелюгу. Крестьяне потребовали от турка увеличить плату. Тот конечно же отказался. И тут начался бой, в котором французский королевский флот не участвовал, но присутствовал. В результате сражения статуя рухнула за борт. Началась эпопея по подъему ее наверх. Причем бои местного значения не прекращались, и до последнего момента не было ясно, кому же достанется этот шедевр. К тому же бухта оказалась глубокой и каменистой. Неудивительно, что, когда наконец статую подняли и отбили у турок, оказалось, что она потеряла руки. Их так и не нашли. По сей день. Существует описание статуи, сделанное Дюмон-Дюрвилем, который объясняет, почему крестьяне сначала называли ее Еленой Прекрасной - они с детства помнили о том, как Парис дарил яблоко, а потом женился на Елене. Но забыли, что яблоко досталось богине любви Венере.



Классификация и местонахождение

Статуя была приобретена в 1821 году и в настоящее время хранится в специально подготовленной для неё галерее на 1-м этаже Лувра. Код: LL 299 (Ma 399).

В начале статую отнесли к классическому периоду (510-323 гг. до н. э.). Но оказалось, что со статуей привезли и постамент, на котором было написано, что Александр сын Менидеса, гражданин Антиохии на Меандре, сделал эту статую. И оказалось, что статуя относится к эллинистическому периоду (323-146 г.г. до н. э.). Впоследствии постамент пропал и до сих пор не найден.

СС конца V в. до н. э. и особенно в период эллинизма Афродита во всей греческой ойкумене стала в первую очередь олицетворять богиню любви и красоты. А потому её скульпторы любили создавать статуи этой красивейшей богини.

Афродита Книдская

Не всегда Афродиту изображали нагой, как мы привыкли её видеть. Первым кто решился дерзнуть и изобразить богиню обнаженным, был греческий скульптор Пракситель, лучший из ваятелей (350—330 гг. до н. э.). Согласно легенде, натурой мастеру послужила его возлюбленная гетера Фрина, что вызвало большой скандал.
Афиней продолжает: "Но еще более прекрасны были те части тела Фрины, которые не принято показывать, и увидеть ее обнаженной было совсем не просто, потому что обычно она носила плотно облегающий хитон и не пользовалась публичными банями. Но когда вся Греция собралась в Элевсинии на праздник Посейдона, она на глазах у всех сняла с себя одежду, распустила волосы и нагая вошла в море; именно это подсказало Апеллесу сюжет для его Афродиты Анадиомены. Знаменитый скульптор Пракситель также был одним из поклонников Фрины и использовал ее как модель для своей Афродиты Книдской".
Его прославленная мраморная статуя стояла в храме на острове Книде. Плиний, назвавший ее лучшей скульптурой в мире, писал, что многие отправлялись на Книд только для того, чтобы увидеть это гениальное произведение. Глядя на статую, все понимали, почему в знаменитом мифе о суде Париса Афродита победила Афину и Геру.
Как сообщает древнеримский писатель Плиний, Пракситель одновременно изваял две статуи - одну, как было принято, покрытую одеждой, другую - обнаженную. Жители Коса, для которых выполнялся заказ, модерна не поняли, поэтому купили статую в одежде. Об этой работе потом пропал и слух.


«Афродита Браски» . I в. до н. э. Глиптотека . Мюнхен

Статуя изображает полностью обнажённую женщину, прикрывающую лоно правой рукой. Это относит её к категории Venus Pudica (Венера Стыдливая), куда также входят Капитолийская и Медичейская Венеры. Богиня держит в руках ткань, складки которой спускаются на кувшин (с точки зрения конструкции это становится еще одной дополнительной опорой). Высота скульптуры составляла 2 метра, материал — паросский мрамор (Пракситель не любил бронзу).

Предполагают, что статуя была вывезена в Константинополь и там погибла во время восстания Ника в 532 году, когда почти половина города была сожжена и уничтожена. До настоящего времени скульптура дошла до нас только в повторах и копиях (около пятидесяти).


Пракситель. Голова Афродиты Книдской (Афродита Кауфмана). Лувр

Философ Платон под впечатлением от творения Праксителя написал две эпиграммы:

В Книд чрез пучину морскую пришла Киферея-Киприда,
Чтобы взглянуть на свою новую статую там,

И, осмотрев ее всю, на открытом стоящую месте,

Вскрикнула: «Где же нагой видел Пракситель меня?»
Нет, не Пракситель тебя, не резец изваял, а сама ты

Нам показалась такой, как ты была на суде.

Афродита Книдская из коллекции Ватиканского музея является, пожалуй, наиболее верной копией.

К этому же типу относится и Венера Капитолийская .

Палаца Нуово

Афродита Анадиомена

Не меньшей славой пользовалась картина Апеллеса, нарисовавшего Афродиту Анадиомену (выходящую из моря). Леонид Тарентский (III в. до н. э.) так описал эту картину:

Киприду, вставшую из лона вод
И мокрую еще от пены, Апеллес
Не написал здесь, нет! - воспроизвел живой,
Во всей ее пленительной красе. Смотри:
Вот руки подняла, чтоб выжать волосы,
И взор уже сверкает страстью нежною,
И - знак расцвета - грудь кругла, как яблоко.
Афина и жена Кронида говорят:
«О Зевс, побеждены мы будем в споре с ней».

Некоторые ученые считают фреску из Помпей римской копией прославленной греческой картины. Едва ли это соответствует действительности, фреска не походит на описание картины, оставленное в своей прекрасной эпиграмме Леонидом Тарентским (III в. до н.э.). Но я все равно её приведу, поскольку она мне нравится. Особенно цветовая гамма.


Под именем Афродиты Анадиомены известны все статуи этой богини, на которых Афродита изображена выжимающей свои роскошные волосы. В переводе с древнегреческого языка слово Анадиомена (ἀναδυομένη) значит «выныривающая».
Вдохновленный картиной Апеллеса скульптор Полихарм сделал статую Афродиты Анадиомены. Как и произведение Праксителя, она в разнообразных вольных копиях воспроизводилась в течение нескольких столетий.

Афродита, (Анадиомена), римская копия, 1 век до нашей эры


Афродита, выходящая из воды (Анадиомена), римская копия

Афродита Родосская, 2 век до нашей эры

Венера Сиракузская. 2 в. н. э

Афродита Анадиомена, Рим (Aphrodite Chiaramonti)

Ве нера Каллипига (В енера Прекраснозадая)

Оригинал ок. 225 г до н. э., Статуя приподнимает одежду, демонстрируя свои красоты. Найдена в Золотом доме Нерона. Спиралеобразное построение композиции позволяет фигуре выглядеть одинаково выигрышно с любой точки. Хранится в Национальном археологическом музее Неаполя с 1802 г, дар папы Бенедикта XVII. В период викторианский считалась крайне неприличной (одному английскому художнику потребовалось специальное разрешение на то, чтобы ему позволили её зарисовать в альбом).

Венера из Арля (Венера Арлезианская)
Хранится в Лувре, была найдена в 1651 г на развалинах античного театра Арля (Франция) в виде трёх разрозненных фрагментов. Голова была отделена от тела, а руки утрачены. В нынешний вид её привел Франсуа Жирардон. По-видимому, «Венера из Арля» восходит ко второй знаменитой Афродите работы Праксителя — Афродите Косской.

Афродита в садах (Aphrodite I en Kipois)
Дошла до нас только в не всегда внятных репликах. Работа ученика Фидия — Алкамена представляла собой спокойно стоящую богиню, слегка склонившую голову и изящным движением руки откидывающую с лица покрывало; в другой руке она держала яблоко, дар Париса.. Время создания статуи — 2-я пол. 5 в. до н. э., древность ощущается и в том, что богиня не разоблачена окончательно, пусть одеяния и облегают её достаточно откровенно. В Аттике даже существовал особый культ Афродиты Урании в Садах. Афродита представлялась как богиня плодородия, вечной весны и жизни. Отсюда эпитеты богини: «Афродита в садах», «священносадовая», «Афродита в стеблях», «Афродита на лугах».


К типу Афродита в садах относится статуя Венера-Прародительница . Она выступает здесь как прародительница правящего рода Юлиев. Именно ей Цезарь поставил на Форуме. Иногда также по месту находки называется "Aphrodite Frejus". Относится к типу "Афродиты в садах", избранного, видимо, благодаря заметной скромности и целомудрию, отличавших статую 5-го века от изображений богини в другой функции.

Венера Медичи (Медицейская)
Была раскопана в 1677 г. на портике Октавиана в Риме в виде 11 фрагментов. Римская копия с оригинала Клеомена 1 в. до н. э.С неё Сандро Боттичелли взял позу своей рождающейся Афродиты.

Венера Милосская
Была найдена в 1820 г. на Милосе, одном из Кикладских островов Эгейского моря, от которого получила свое название. Руки ее были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти ее в свою страну, и турками, которые имели то же намерение. Венера Милосская - самая известная из всех статуй в мире. Хранится в Лувре. Надпись гласит, что сделал ее Александр - или Агесандр, неразборчиво. Ок. 130-120 г. до н.э. Пропорции Венеры Милосской - 86х69х93 при росте 164 (в пересчете на рост 175 пропорции 93х74х99).

Афродита, Пан и Эрос
Скульптура с острова Делос. Ок. 100 г до н. э. Национальный археологический музей Афин.

Купающаяся Венера, онаже Венера Дайдоласа
Представлена в копиях. Оригинал был создан во 2-й пол. 3 в. до н.э.

Ватикан

Она же из Вифинии
Венера Мазарини
Относящаяся примерно к 100-200 гг. г.э. эта римская копия была найдена на территории Рима около 1509 г. (спорно). Точно так же спорен тот факт, что когда-то эта скульптура принадлежала знаменитому кардиналу Мазарини, что не помешало ей получить подобное прозвание. Выделяется, пожалуй, тем, что она - одна из немногих, обладающих именем и находящихся на территории США. Музей Гетти.

Венера Эквилинская
Была откопана в Риме в 1874 г., и с того момента находится в Капитолийских музеях (1 в. до н.э.). Есть вариант и в Лувре. Руки ей восстанавливать не стали. Английский художник Edward Poynter попытался реконструировать их хотя бы визуально в своей картине "Diadumene ", предположив, что статуя изображала женщину, подбирающую волосы перед купанием. Предположение основывается на том, что сзади на голове богини виден остаток от руки - мизинец. Следует также упоминуть версию, что эта статуя является изображением Клеопатры - поскольку на вазе, на которую накинуты драпировки, изображена кобра - атрибут египетской царицы

Афродита Синуэсская
Найденная в 1911 г. в местечке Мондрагоне (античный город Синуэсса) при возделывании виноградника, эта статуя, которую относят к 4 в. до н.э. в настоящий момент находится в Неаполе, Национальном музее.

Венера из Капуи
Вариант того, как могла бы выглядеть Венера Милосская. Одной ногой богиня в этом варианте опирается на шлем, что, видимо, должно выразить идею об ее победоносном могуществе - идею о том, что против ее власти ничто не может устоять (Афродита-Никифорос, т.е. Победительница). В руке, предположительно, она держала полированный щит, в который смотрелась, как в зеркало. Хранится в Неаполе. Считается, что эта статуя может быть копией произведения Лисиппа. 330 - 320 гг. до н.э.

Венера Таврическая Стату
я, найденная в окрестностях Рима в 1718 г и приобретенная Петром I, экспонируется в Эрмитаже и представляет собой переработанный тип Афродиты Книдской. Согласно письменным источникам, папа, который запретил вывозить древности из Италии, в конце концов, обменял её на мощи св. Бригитты, возвращенные Петром. Имя «Таврическая» статуя приобрела от названия Таврического сада, в котором по прибытии была выставлена.


Венера Хвощинского
Вторая из находящихся в России Венер хранится на Волхонке, в ГМИИ им. Пушкина и также восходит к праксителевской Афродите Книдской. Своё прозвание она получила по имени приобретшего её собирателя.