Эйтор вилла лобос история произведений. Эйтор вилла-лобос - ярчайший представитель музыкальной культуры бразилии

Девять Бразильских Бахиан представляют собой серию произведений, вдохновленных творчеством Баха, в котором Вила Лобос усматривал универсальный фольклорный источник и музыкальное начало, объединяющее все народы. Хотя сочинение Бахнан и является некоторым отступлением в творчество того, кто написал шоро, они представляют ценный и подчас очень удачный опыт благодаря контрапунктическому соединению в стиле Баха разных гармонических сфер и мелодий некоторых областей Бразилии.
Бразильская Бахиана № 1 (1930 г.) для ансамбля виолончелей начинается с «Интродукции эмболад» (народных мелодий в очень быстром темпе). Первые же такты обнаруживают сочетание бразильского начала с классической гармонией. В седьмом такте появляется протяжная и суровая мелодия в духе Баха, но при этом начальный ритм сохранен. Вторая часть этой Ба-хианы, прелюдия, или модинья (мелодия), начинается медленной и томной главной темой, построенной по образцу баховских арий с широкой и жалобной мелодией: далее следует piu mosso, представляющее собой марш, построенный на аккордах marcato, прерываемых легкими и острыми ритмическими фигурами. Эта часть заканчивается повторением главной темы, исполняемой pianissimo виолончелью solo, что производит великолепный эффект. Фуга («Беседа»), по словам автора, была написана в манере Сатиро Бильяра, старого серестейро из Рио, приятеля Вила Лобоса. Композитор хотел изобразить беседу четырех музыкантов шоро, инструменты которых оспаривают друг у друга тематическое первенство, последовательно задавая вопросы и отвечая на них в динамическом creschendo.

Бахиана № 2 для камерного оркестра была сочинена в 1930 году и впервые с успехом исполнена в Венеции восемь лет спустя. В Прелюдии с самого начала перед нами возникает весьма удачный портрет capadocio (жителя простонародных кварталов Рио в конце прошлого века), он как бы движется, слегка покачиваясь, в извилистых линиях Adagio. Ария («Песня нашего края»), от которой веет кандомблэ и маку<мбами — ритуальными сценами в негритянском духе, — и Танец («Воспоминание о Сертане») с его речитативной мелодией, порученной тромбону, довольно сильно отдаляются от Баха, несмотря на модулирующее секвентное движение басов в этой последней части. Финальная Токката, более известная под названием «Prenqiuio Caipira» («Глубинная кукушка» — так назывались поезда узкоколейки) — очаровательная пьеса, описывающая впечатления путешественника в глубинных районах Бразилии. Вила Лобос в этой музыкальной жемчужине не ограничился изображением движущегося паровоза, но сумел создать чисто бразильское произведение с нежной мелодией. За пределами Бразилии эта пьеса, пожалуй, наиболее часто исполняемое оркестровое произведение композитора.

Бразильская Бахиана № 3 для фортепиано и оркестра начинается с широкой фразы adagio, речитативного характера, исполняемая фортепиано. Одновременно в басах оркестра вырисовывается певучая мелодия, контрапунктирующая фортепиано, что создает атмосферу, быть может, слишком близкую Баху. Вторая часть— «Фантазия», — хотя и подана в характере reverie (музыкальное раздумье), имеет черты арии, прерываемой сухими аккордами вплоть до раздела piu mosso, с которого начинается второй эпизод, оживленный и веселый, с блистательно виртуозным фортепианным solo. «Ария» написана на прекрасную бразильскую тему в простом контрапункте, а «Токката» воссоздает атмосферу народных плясок северных штатов Бразилии, при этом не слишком удаляясь от приемов развития и стиля Баха.
Следующее произведение этой серии сочинялось с 1930 по 1036 годы и существует в двух вариантах: для фортепиано solo и для большого оркестра. В этой Бахиане следует обратить внимание на вторую часть — спокойный и сосредоточенный хорал, а также пользующееся неизменным успехом «Миудиньо». Танцевальный характер выражен в мелодическом рисунке шестнадцатыми с асимметричной ритмикой. В цифре 1 появляется пронзительная и патетичная мелодия в чисто народном бразильском духе, порученная тромбону. Выдержанная педаль в басах напоминает звучание большого органа в манере Баха.
Бразильская Бахиана № 5 для сопрано и ансамбля виолончелей состоит всего из двух частей: Арии («Кантилены»), сочиненной в 1938 году на текст Рут Валла-дарес Корреа, и Танца («Молот»), написанного в 1945 году. Первая — несомненно один из шедевров Вила Ло-боса. Два такта интродукции (квинты pizzicato) сразу передают атмосферу гитарного сопровождения исполнителей серенад. Затем появляется томная лирическая мелодия, парящая над контрапунктом pizzicato, переплетение голосов которого опирается на медленное размеренное движение в духе Баха. От цифры 7 в более оживленном темпе появляется новая мелодия в стиле старинных песен, которая приводит к возвращению тематизма начала в виде новой экспозиции и заканчивается повторением основной темы. Эта пьеса, которую записывали все выдающиеся сопрано, является истинным чудом оркестровки. Какое разнообразие звучаний удалось композитору извлечь из ансамбля виолончелей! Вторая часть —«Молот» — тоже удача Вила Лобоса, который посредством характерного остинатного ритма создает представление о любопытном типе песен Северо-Востока Бразилии. Основная мелодия этой части построена на музыкальной версии посвистов и щебетаний некоторых птиц этой области.

Единственная Бахиана, не выходящая из рамок камерной музыки, — Шестая, — написана для флейты и фагота. Пьеса начинается меланхолическим напевом флейты, к которой во втором такте присоединяется фагот, излагающий бразильскую тему, осуществляя таким образом изумительный сплав шоро со стилем Баха. Далее развертывается большой, полный вдохновенной изобретательности дуэт; завершается первая часть красивой фразой флейты с контрапунктирующим ей фаготом. Вторая часть — «Фантазия» — богаче и по форме, и по мысли. Она начинается спокойной выразительной темой, далее развивающейся до темпа agitato технически разнообразно и многокрасочно. Следует отметить и Allegro, достигающее большой силы в пределах звуковых возможностей дуэта. Замечательная модуляция блестяще завершает произведение, лишний раз обнаруживая богатство воображения композитора.

Бразильская Бахиана № 7 для оркестра, сочиненная в 1942 году, состоит из четырех частей: Прелюдии, Жиги («Кадриль из глубин Бразилии»), Токкаты («Музыкальное соревнование») и Фуги («Беседа»). Особенно интересны последние две части. В Токкате главная тема появляется в окружении забавных звучаний, легких ритмов, острых диссонирующих гармоний как вызов, брошенный певцом сертана своему сопернику. Этому мотиву, исполненному засурдиненным корнет-а-пистоном, отвечает также засурдиненный тромбон. Музыкальное письмо этой части поистине великолепно, как своей композиторской техникой, так и изобразительностью. Завершает это произведение четырехголосная фуга на бразильскую тему, несколько отклоняющаяся от школьных правил; по музыке это одна из самых ярких пьес в серии Бахиан.
В Бахиане № 8 для оркестра следует отметить третью часть — Токкату. В ней со второго такта гобои намечают основную тему скерцоэного характера, напоминающую катиду батиду, пляску с пением из Центральной Бразилии. Первое изложение темы, скорее ритмическое, нежели мелодическое, продолжается от цифры 1 до цифры 4. Часть эта несколько неожиданно заканчивается кодой в четыре такта prestissimo.

Наконец мы достигли Девятой Бахианы, написанной для «оркестра голосов», последней пьесы серии. Бахиана эта, чрезвычайно трудная для исполнения, представляет собой вершину вокального мастерства Вила Лобоса. Очень оригинальные эффекты, впервые испробованные в V симфонии, усовершенствованные в Нонете, в «Шоро № 10» и в «Mand(2 Sarara», достигают здесь поразительной виртуозности. Прелюдия, томная и мистическая, написана для б-голосного смешанного хора. Начиная от цифры 91, применяется политональное гармоническое письмо вплоть до ферматы, заканчивающей эту часть. Шестиголосная фуга развивается до появления торжественной мощной мелодии в форме хорала, продолжающейся до цифры 14. Появляются новые эпизоды с другими ритмическими, гармоническими и контрапунктическими комбинациями. Однако тематическое единство сохраняется до новой экспозиции. В финальном кадансе все исполнители поют на гласную «о». Этой Бахианой, поразительно богатой разнообразными звучаниями, достигнутыми удивительным использованием возгласов со звукоподражательными слогами и гласными, Вила Лобос заканчивает серию произведений, пользующихся всеобщим признанием и любовью.


Эйтор Вилла Лобос (1887 - 1959)

Вилла Лобос остается одной из великих фигур современной ему музыки и величайшей гордостью страны, которая его породила.
П. Казальс

Бразильский композитор, дирижер, фольклорист, педагог и музыкально-общественный деятель Вилла Лобос принадлежит к числу крупнейших и самобытнейших композиторов XX века.

«Вилла Лобос создал национальную бразильскую музыку, он пробудил у современников страстный интерес к фольклору и заложил крепкий фундамент, на котором молодые бразильские композиторы должны были воздвигнуть величественный Храм»

В. Мариз.

Первые музыкальные впечатления будущий композитор получил от отца, страстного меломана и неплохого виолончелиста-любителя. Он научил юного Эйтора нотной грамоте и игре на виолончели. Затем будущий композитор самостоятельно овладел несколькими оркестровыми инструментами. С 16 лет Вила Лобос начал жизнь странствующего музыканта. Один или с группой бродячих артистов, с неизменной спутницей — гитарой, он путешествовал по стране, играл в ресторанах и кино, изучал народный быт, обычаи, собирал и записывал народные песни и наигрыши. Вот почему среди великого множества сочинений композитора значительное место занимают обработанные им народные песни и танцы.



Не имея возможности получить образование в музыкальном учебном заведении, не встречая поддержки своим музыкальным устремлениям в семье, Вилла Лобос овладел основами профессионального композиторского мастерства главным образом благодаря огромному дарованию, упорству, целеустремленности, да еще недолгим занятиям с Ф. Брагой и Э. Освальдом.

Большую роль в жизни и творчестве Вилла Лобоса сыграл Париж. Здесь с 1923 он совершенствовался как композитор. Встречи с Равелем, M де Фальей, Прокофьевым и другими видными музыкантами оказали определенное влияние на формирование творческой индивидуальности композитора. В 20-е годы он много сочиняет, концертирует, обязательно выступая каждый сезон на родине как дирижер с исполнением собственных сочинений и произведений современных европейских композиторов.



Вилла Лобос был крупнейшим музыкально-общественным деятелем Бразилии, всемерно способствовал развитию ее музыкальной культуры. С 1931 композитор стал правительственным уполномоченным по вопросам музыкального образования. Во многих городах страны он основал музыкальные школы и хоровые коллективы, разработал продуманную систему музыкального воспитания детей, в которой большое место было отведено хоровому пению. Позже Вилла Лобос организовал Национальную консерваторию хорового пения (1942). По его же инициативе в 1945 в Рио-де-Жанейро была открыта Бразильская академия музыки, которую композитор возглавлял до конца своих дней. Вилла Лобос внес существенный вклад в изучение музыкально-поэтического фольклора Бразилии, создав шеститомное «Практическое руководство для изучения фольклора», имеющее энциклопедическое значение.



Композитор работал почти во всех музыкальных жанрах — от оперы до музыки для детей. В огромном наследии Вилла Лобоса, насчитывающем свыше 1000 произведений, представлены симфонии (12), симфонические поэмы и сюиты, оперы, балеты, инструментальные концерты, квартеты (17), фортепианные пьесы, романсы. В своем творчестве он прошел через ряд увлечений и влияний, среди которых особенно сильным было воздействие импрессионизма. Однако лучшие сочинения композитора носят ярко выраженный национальный характер. В них обобщены типичные черты бразильского народного искусства: ладовые, гармонические, жанровые; часто основой произведений становятся народные песни и танцы.



Среди многих сочинений Вилла Лобоса особого внимания заслуживают «14 Шоро» (1920-29) и цикл «Бразильские бахианы» (1930-44).

«Шоро», по словам композитора, «представляет собой новую форму музыкальной композиции, синтезирующей различные типы бразильской, негритянской и индейской музыки, отражающей ритмическое и жанровое своеобразие народного искусства». Вилла Лобос воплотил здесь не только форму народного музицирования, но и состав исполнителей. В сущности, «14 Шоро» — это своеобразная музыкальная картина Бразилии, в которой воссозданы типы народных песен и танцев, звучание народных инструментов.



Цикл «Бразильские бахианы» принадлежит к числу наиболее популярных произведений Вилла Лобоса. Оригинальность замысла всех 9 сюит этого цикла, вдохновленного чувством преклонения перед гением И. С. Баха, заключается в том, что в нем нет стилизации музыки великого немецкого композитора. Это типичная бразильская музыка, одно из ярких проявлений национального стиля.

Произведения композитора еще при его жизни приобрели широкую популярность в Бразилии и за ее пределами. В наши дни на родине композитора систематически проходит конкурс, носящий его имя. Это музыкальное событие, становясь подлинным национальным праздником, привлекает музыкантов-исполнителей из многих стран.

Оригинал записи и комментарии на

5 марта 1887 года родился Эйтор ВИЛЛА-ЛОБОС, величайший бразильский композитор

Вилла-Лобос Э йтор (Heitor Villa-Lobos), 5 марта 1887 - 17 ноября 1959, Рио-де-Жанейро, - выдающийся бразильский композитор, знаток музыкального фольклора, дирижер, педагог. Брал уроки у Ф. Браги. В 1905-1912 годах путешествовал по стране, изучал народный быт, музыкальный фольклор (записал свыше 1000 народных мелодий). С 1915 года выступал с авторскими концертами.

В 1923-30 гг. жил преимущественно в Париже, общался с французскими композиторами. В 30-х годах провел большую работу по организации в Бразилии единой системы музыкального образования, основал ряд музыкальных школ и хоровых коллективов. Эйтор Вила-Лобос является автором специальных учебных пособий («Практическое руководство», «Хоровое пение», «Сольфеджио» и др.), теоретического труда «Музыкальное воспитание». Он также выступал как дирижёр, пропагандировал на родине и в других странах бразильскую музыку. Музыкальное образование получил в Париже, где познакомился с А. Сеговией и которому в дальнейшем посвятил все свои сочинения для гитары. Сочинения Вила-Лобоса для гитары обладают ярко выраженным национальным характером, современные ритмы и гармонии в них тесно сплетаются с самобытными песнями и танцами бразильских индейцев и негров. Глава национальной композиторской школы. Инициатор создания Бразильской академии музыки (1945, ее президент). Разработал систему музыкального воспитания детей. 9 опер, 15 балетов, 20 симфоний, 18 симфонических поэм, 9 концертов, 17 струнных квартетов; 14 «Шорос» (1920-29), «Бразильские бахианы» (1944) для инструментальных ансамблей, неисчислимое множество хоров, песен, музыка для детей, обработки фольклорных образцов и др. - всего свыше тысячи самых разнообразных сочинений.


Творчество Вила-Лобоса - одна из вершин латино-американской музыки. В 1986 г. в Рио-де-Жанейро открыт музей Вила-Лобоса.

Первоначальное знакомство с музыкой проходило под руководством отца - широко образованного человека. Он обучил сына игре на виолончели и кларнете. Некоторое время Эйтор посещал музыкальные классы в колледже св. Петра в Рио-де-Жанейро, позднее - курсы в Национальном музыкальном институте. Однако систематического образования Вила-Лобос так и не получил - родные не имели достаточно средств, и юноша должен был думать о заработке.


Будущее композитора определила его врожденная музыкальность. С юношеских лет Вила-Лобос играл в шоро - небольших уличных ансамблях, общался с народными музыкантами. С целью сбора и изучения музыкального фольклора, народных обрядов, сказок, легенд Вила-Лобос принял участие в фольклорной экспедиции 1904-1905 годов; следующие поездки по стране состоялись в 1910-1912 годы. Под влиянием бразильской народной музыки Вила-Лобос создает свой первый крупный цикл для камерного оркестра «Песни сертана» (1909).

Знаменательным для музыканта стало знакомство с композитором Д. Мийо и пианистом Артуром Рубинштейном.


В 1923 году Вила-Лобос получает правительственную стипендию, что дает ему возможность жить несколько лет в Париже. Там он встречается со многими выдающимися музыкантами, в том числе с М. Равелем, М. Де Фальей, В. д"Энди, С. Прокофьевым. К этому времени Вила-Лобос вполне сформировался как художник, его произведения широко известны не только в Бразилии, но и в Европе. Вдали от родины, особенно остро ощущая свою связь с бразильским искусством, среди других сочинений он завершает огромный цикл «Шоро»—своеобразное творческое преломление бразильского фольклора.

В 1931 году Вила-Лобос возвращается в Бразилию и сразу же активно включается в музыкальную жизнь страны. Он побывал с концертами в шестидесяти шести городах почти всех ее провинций. По поручению правительства, занимаясь организацией единой системы музыкального образования в стране. Эйтор Вила-Лобос создает Национальную консерваторию, десятки музыкальных школ и хоровых коллективов, вводит музыку в школьные программы, считая, что хоровое пение - основа музыкального образования. В те же годы появляется его учебное пособие «Практическое руководство для изучения фольклора» - антология небольших хоровых песен на два-три голоса a cappella или в сопровождении фортепиано, которое считается подлинной энциклопедией музыкально-поэтического фольклора Бразилии. По инициативе Вила-Лобоса в 1945 году в Рио-де-Жанейро была открыта Бразильская академия музыки, президентом которой он оставался до конца жизни.


Композитор вел также широкую концертную деятельность, пропагандируя бразильскую музыку,- выступал как дирижер на родине, в странах Южной и Северной Америки, в Европе. Признание пришло к нему при жизни. В 1943 году Вила-Лобосу присваивают звание почетного доктора Нью-Йоркского университета, в 1944 году избирают членом-корреспондентом Аргентинской академии изящных искусств. В 1958 году он получает «Гран-при» за пластинку с сюитами «Открытие Бразилии».
Диапазон творчества Вила-Лобоса очень широк - от монументальных симфонических полотен до небольших вокальных и инструментальных миниатюр. Его произведения (их более тысячи) носят ярко выраженный национальный характер. Вила-Лобос горячо верил в преобразующие возможности музыки; именно потому так много сил им было отдано и своему музыкальному образованию, и музыкально-общественной деятельности, и популяризации достижений мировой музыкальной культуры. Лучшее его творение - цикл «Бразильские бахианы». Нигде до того не достиг композитор столь органичного сочетания национальных истоков и классических форм, подобных высот вдохновения.


С гитарой, на которой Вила-Лобос прекрасно играл и мог считаться даже виртуозом на этом инструменте, связаны яркие страницы его творчества. Первыми работами для гитары были переложения пьес композиторов - классиков и романтиков. Среди созданных впоследствии оригинальных сочинений Вила-Лобоса - Концерт для гитары с оркестром, цикл миниатюр «Двенадцать этюдов», «Популярная бразильская сюита», 5 прелюдий, транскрипции для двух гитар и др. Многие из этих произведений вдохновлены искусством выдающегося гитариста современности А. Сеговии и посвящены ему.

Эйтор Вила Лобос (1887-1959) по праву считается одним из ярчайших представителей бразильской национальной музыкальной культуры. Его значение для мирового искусства связано с открытием бразильского фольклора и соединением его с классической европейской музыкальной традицией, своего рода «открытие» Бразилии для Европы. В своих сочинениях композитор сумел воссоздать обобщенный колоритный и поэтичный образ своей страны.

Творческое наследие Вила-Лобоса огромно. Им написано 9 опер, 15 балетов, 20 симфоний, 18 симфонических поэм, 9 концертов, 17 струнных квартетов; 14 «Шорос» (1920-29), «Бразильские бахианы» (1944) для инструментальных ансамблей, множество хоров, песен, произведения для детей, обработки фольклорного материала - всего свыше тысячи самых разнообразных сочинений. Исследователи насчитывают около 1500, так как ряд его произведений по-прежнему остаются неопубликованными и не каталогизированы. Одним из лучших его творений считается цикл «Бразильские бахианы», в котором необычайно органично переплетаются национально-бразильская музыкальная основа и классическая форма европейского искусства.

Интерес к творчеству Э. Вила-Лобоса проявили не так много отечественных исследователей. В основном, материалы об этом композиторе, сведения из биографии, документы и анализы сочинений содержатся в работах европейских исследователей, особенно «земляков» Вила Лобоса - бразильских исследователей. Уже «классикой» стал труд Васко Мариза «Эйтор Вила Лобос. Жизнь и творчество». Также ценной является большая статья П.А. Пичугина «Эйтор Вилла-Лобос и бразильская национальная музыкальная культура», которая содержит выдержки из исследований иностранных авторов и дает представление об Э. Вила Лобосе в широком культурном контексте. В 1983 году была защищена диссертация Федотовой В.Н. «Творчество Эйтора Вила-Лобоса как представителя бразильской музыкальной культуры» (Государственный институт искусствознания, Москва).

Творчество Вила Лобоса неоднородно по стилю, на протяжении творческого пути композитор испытывал влияние различных направлений и стилей, однако самое сильное влияние на его музыку оказал импрессионизм. В лучших сочинениях передан национальный колорит через претворение ладовых, гармонических, ритмических, жанровых особенностей бразильского фольклора. Сам композитор говорил о себе: «Я не фольклорист. Фольклор меня не заботит. Моя музыка такая, какая есть, ибо именно так я ее чувствую. Я не охочусь за темами. Я пишу свои произведения как чистую музыку. Я отдаюсь на волю своего темперамента. Мою музыку находят слишком бразильской! Это прежде всего потому, что она отражает бразильское мироощущение. Это есть и мое мироощущение; у меня не могло бы быть иного... Почти все мои музыкальные темы — моего собственного сочинения» . Сочинения Вила Лобоса еще при его жизни завоевали широкую популярность не только в его родной Бразилии, но и за ее границами.

Кратко обозначим основные события жизненного и творческого пути этого Э. Вила Лобоса.

Отец композитора был широко образованным человеком и привил сыну любовь к музыке, давая ему базовые уроки игры на кларнете и виолончели. Начальное музыкальное образование Эйтор получил, посещая музыкальные классы в колледже св. Петра в Рио-де-Жанейро, а затем продолжил обучение в Национальном музыкальном институте. Однако полного законченного музыкального образования Вила Лобосу так и не удалось получить, так как ему рано пришлось задуматься о заработке в связи с тяжелым финансовым положением его семьи. После смерти отца Вила Лобос зарабатывал на жизнь, работая аккомпаниатором в немом кинотеатре, играл в уличных оркестрах, а затем был скрипачом в оперном театре.

Музыкальное будущее его было предопределено. Еще в детстве Вила Лобос много общался с народными музыкантами, играя в небольших уличных ансамблях - шоро. Благодаря этому у него проявился глубокий интерес к национальному фольклору, который он впоследствии перенес в свою музыку. С целью сбора и изучения музыкального фольклора, народных обрядов, сказок, легенд Вила-Лобос принял участие в фольклорной экспедиции в 1904-1905 гг., а затем в 1910-1912 гг.

Влияние бразильской народной музыки отчетливо сказалось на первом крупном произведении Вила-Лобоса - «Песни сертана» для камерного оркестра (1909). Знаменательным для музыканта стало знакомство с композитором Д. Мийо и пианистом Артуром Рубинштейном. С Рубинштейном Вила Лобоса связывала многолетняя творческая дружба, для этого пианиста композитор сочинил целый ряд фортепианных сочинений («Грубая поэма», некоторые номера из первой сюиты «Семья малыша»).

В 1912 году Вила Лобос взял в жены пианистку Лусилию Гимараинш, которая стала его спутницей на всю дальнейшую жизнь. В этот же период он сознательно начал свою композиторскую карьеру. В 1913 году были опубликованы его первые сочинения.

В 1923 году Вила-Лобос переехал на восемь лет в Париж, где общался с выдающимися музыкантами-современниками: М. Равелем, М. Де Фальей, В. д"Энди, С. Прокофьевым. К этому времени Вила-Лобос был уже сформировавшимся композитором с ярким самобытным стилем, его произведения уже получили широкую известность не только в Бразилии, но и в Европе. В Париже был завершен огромный инструментальный цикл «Шорос», отразивший авторское преломление национального бразильского фольклора. Также в этот период появились такие сочинения как третья сюита цикла «Семья малыша», фортепианный цикл «Сиранды» (1926).

В начале 30-х годов Вила Лобос вернулся в Бразилию и начал активно развивать музыкальную культуру страны. Он давал концерты как дирижер в городах и провинциях, пропагандировал национальное искусство. Слава и признание пришли к Вила Лобосу еще при жизни. Также он работал по поручению правительства над организацией музыкального образования. Национальная консерватория, десятки музыкальных школ и хоровых коллективов - результат огромной работы Вила Лобоса. Созданное им учебное пособие «Практическое руководство для изучения фольклора» считается энциклопедией музыкально-поэтического фольклора Бразилии, в нем собраны песни на два-три голоса a cappella или в сопровождении фортепиано. В 1945 году по инициативе Вила Лобоса в 1945 году в Рио-де-Жанейро была открыта Бразильская академия музыки, которую композитор возглавлял до последних дней жизни.

Жизнь Эйтора Вила Лобоса была по-бразильски пестрой и насыщенной, его деятельность отличалась большим размахом: композитор, дирижер, педагог, исследователь-фольклорист, музыкальный критик и писатель, администратор, на протяжении многих лет возглавлявшего ведущие музыкальные учреждения страны (среди которых немало созданных по его инициативе и при его личном участии), член правительства по вопросам народного образования, делегат Бразильского национального комитета ЮНЕСКО, деятель Международного музыкального совета. По словам исследователя П. Казальса, Вила Лобос стал «величайшей гордостью страны, которая его породила». Крупнейший зал Национального театра в Рио-де-Жанейро носит имя этого выдающегося музыканта.

Эйтор Вила-Лобос , правильней Эитур Вилла-Лобуш (порт. Heitor Villa-Lobos; 5 марта 1887, Рио-де-Жанейро - 17 ноября 1959) - бразильский композитор. Один из самых известных латиноамериканских композиторов, Вила-Лобос прославился синтезом стилевых особенностей бразильской народной и европейской академической музыки.

Биография

Родился в Рио-де-Жанейро 5 марта 1887 года. Обучался в консерватории, где весь учебный курс целиком основывался на европейской традиции, однако затем оставил учёбу. После смерти отца (с которым занимался бразильской музыкой) зарабатывал на жизнь, выступая аккомпаниатором в немом кино, а также играя в уличных оркестрах. Позднее стал скрипачом в оперном театре.

В 1912 году женился на пианистке Лусилии Гимараинш (Luclia Guimares) и начал карьеру композитора. Впервые его произведения были опубликованы в 1913. Некоторые из своих новых произведений он впервые представил на публике во время своих оркестровых выступлений с 1915 по 1921. В этих произведениях ещё заметен «кризис идентичности», попытка выбора между европейскими и бразильскими традициями. Позднее он всё больше опирался на последние.

Первые сочинения Вила-Лобоса - песни и танцевальные пьески двенадцатилетнего музыканта-самоучки - помечены 1899 г. В последующие 60 лет творческой деятельности (Вила-Лобос скончался 17 ноября 1959 г. на 73-м году жизни) композитор создал свыше тысячи (некоторые исследователи насчитывают до 1500!) произведений в самых разнообразных жанрах. Его перу принадлежат 9 опер, 15 балетов, 12 симфоний, 10 инструментальных концертов, более 60 камерных сочинений крупной формы (сонаты, трио, квартеты); песни, романсы, хоры, пьесы для отдельных инструментов в наследии Вила-Лобоса исчисляются сотнями, как и народные мелодии, собранные и обработанные композитором; его музыка для детей, написанная с учебными целями для музыкальных и общеобразовательных школ, для самодеятельных хоров, включает более 500 названий. (При этом нужно иметь в виду, что определенная часть наследия Вила-Лобоса остается не опубликованной и не зафиксированной в каталогах.) Вила-Лобос сочетал в одном лице композитора, дирижера, педагога, собирателя и исследователя фольклора, музыкального критика и писателя, администратора, на протяжении многих лет возглавлявшего ведущие музыкальные учреждения страны (среди которых немало созданных по его инициативе и при его личном участии), члена правительства по вопросам народного образования, делегата Бразильского национального комитета ЮНЕСКО, активного деятеля Международного музыкального совета. Действительный член Академий изящных искусств Парижа и Нью-Йорка, почетный член римской Академии «Санта Чечилия», член-корреспондент Национальной академии изящных искусств Буэнос-Айреса, член Международного музыкального фестиваля в Зальцбурге, Командор ордена Почетного легиона Франции, доктор honoris causa многих зарубежных учреждений - знаки международного признания выдающихся заслуг бразильского композитора. На три, на четыре полноценные, достойные уважения человеческие жизни с избытком хватило бы сделанного Вила-Лобосом за одну - удивительную, исполненную сверхъестественной энергии, целеустремленную, подвижническую - жизнь артиста, ставшего, по словам Пабло Казальса, «величайшей гордостью страны, которая его породила».

  • В Национальном театре в столице Бразилии крупнейший зал назван в честь Вила-Лобоса.
  • Внучатый племянник композитора Даду Вила-Лобос был гитаристом Legio Urbana, одной из самых успешных рок-групп в истории бразильской музыки.
  • 25 сентября 2015 года его именем назван кратер Villa-Lobos на Меркурии.

Сочинения (выборка)

  • Бразильские бахианы. Одно из самых известных сочинений Вила-Лобоса - ария из «Бразильской бахианы» №5.
  • Соната №2 для виолончели
  • Фортепианное трио №2
  • Концерты для арфы с оркестром
  • Открытие Бразилии. Оркестровые сюиты №№1-4
  • Концерт для гитары
  • Rudepoema Dancas
  • Симфония №№1-12 (№5 - утеряна)
  • Струнные квартеты
  • Пять фортепианных концертов
  • Ciranda das sete notas для фагота и струнного оркестра
  • 14 шоро
  • Бразильская народная сюита, для гитары (пять шоро)
  • Foresta do Amazonas (симфоническая версия музыки к фильму Мела Феррера «Зелёные поместья», 1959)

Литература

    • Федотова В.Н. Творчество Эйтора Вила-Лобоса как представителя бразильской музыкальной культуры. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Государственный институт искусствознания, Москва, 1983.
    • Федотова В.Н. Звучит впервые. / Музыкальная жизнь. М., 1974, № 15.
    • Федотова В.Н. Из далекой страны. / Музыкальная жизнь. М., 1976, № 11.
    • Федотова В.Н. Бразильские Бахианы Эйтора Вила Лобоса. // Некоторые актуальные проблемы искусства и искусствознания. М., 1981.
    • Федотова В.Н. О народном искусстве и современном примитивизме. / Латинская Америка. М., 1983, № 6.
    • Федотова В.Н. К вопросу о тематизме «Бразильских Бахиан» Эйтора Вила-Лобоса. // Музыка стран Латинской Америки. М., 1983.
    • Федотова В.Н. Вводный очерк «Композиторы Латинской Америки» в коллективной монографии «Музыка ХХ века». Очерки. Часть 2, 1917-1945, книга V, М., 1983.
    • Федотова В.Н. «Эйтор Вилла-Лобос». - в коллективной монографии «Музыка ХХ века». Очерки. Часть 2, 1917-1945, книга V, М., 1983.
    • Федотова В.Н. Творчество Э.Вила-Лобоса и народная бразильская музыка. // Искусство стран Латинской Америки. М., 1986.
    • Федотова В.Н. Музыка земная и возвышенная. К столетию Эйтора Вила-Лобоса / Советская культура, 1987.
    • Федотова В.Н. К столетию Э.Вила-Лобоса. / Вестник АПН, издано в Бразилии, 1987.
    • Федотова В.Н. К проблеме контактов и влияний европейских и неевропейских культур. // География и искусство. Институт культурного наследия им. Д.Лихачева. М., 2002.
    • Appleby, David P. 1988. Heitor Villa-Lobos: A Bio-Bibliography. New York: Greenwood Press. ISBN 0-313-25346-3