Кто такой князь Александр Невский: краткая биография. Неизвестный Александр Невский: было ли побоище «ледовым», кланялся ли князь ордынцам и другие спорные вопросы

Александр Невский – великий князь киевский, князь Владимирский и Новгородский, а также великий русский полководец.
Говорить о личности Александра Невского можно долго, но мы рассмотрим его краткую биографию.
Ранние годы.
Родился будущий князь в мае 1221 года. Через четыре года он уже был посвященным в воины. Самостоятельная жизнь Александра началась, когда ему исполнилось пятнадцать лет.
Александр – великий полководец.
Первый военный опыт пришел к нему в войне за Смоленск против литовской армии, где он вышел победителем. В 1239 году он женился на дочери полоцкого князя Александре, а уже спустя год у него появился сын.
В 1240 году к Неве пришел большой шведский флот, который угрожал его государству. Александр решил действовать решительно и молниеносно. Он даже не подождал подкрепления, ополчения – только с помощью своей дружины он атаковал шведов и смог одержать решительную победу. Именно эта победа дала ему прозвище – Невский.
В конце 1239 года свой поход на русские земли начал Тевтонский орден. Им удалось захватить ряд городов, но Александр Невский встретил их у Чудского озера. Битва произошла 5 апреля 1242 года и вошла в историю как Ледовое побоище. Александру удалось переломить ход боя, когда был разбит его центр, благодаря фланговым атакам он отбросил армию тевтонцев. Русская армия преследовала бегущих по льду рыцарей, и при этом многие тевтонцы навсегда ушли под лед. После этого между Орденом и Новгородом был заключен мир.
В 1245 году Александр разбил литовскую армию.
Александр – великий князь.
В 1252 году великим князем становиться Александр Невский за чем сразу последовала война с литовцами и тевтонцами, где они вновь были разбиты и были вынуждены подписать мирный договор.
За время своего недолгого правление ему удалось завоевать уважение Золотой Орды, отразить множество атак со стороны Литвы и Ливонского ордена.
В 1262 году он отправился с Золотую Орду для того, чтобы успокоить монгольского хана, обозленного антимонгольским восстанием – ему удалось это сделать, но в Орде Александр серьезно заболел и вернулся на Русь.
В 1263 году князь умер. Его запомнили как рыцаря, который не проиграл ни одного сражения, монгольские женщины пугали его именем своих детей, а его подвигами восхищались западные рыцари. Кроме этого, он был святым Православной церкви.
Большинство оценивает Александра как великого князя и воина – так говорят отечественные историки, многие восточные, а также ряд западных историков. Но многие западные историки также оценивают его правление отрицательно, а его роль в войне против Тевтонского ордена малозначимой, так как они не представляли большой угрозы и битвы были небольшими.

Один из самых выдающихся правителей своего времени, гениальный тактик и стратег, великий полководец, основные свои победы одержавший в молодости, Александр Ярославич Невский, исторический портрет которого мы рассмотрим, все же был просто человеком. Он встал у руля огромной, но распыленной вторгшимися татаро-монголами с Юго-востока и немецкими католиками с Запада, державы и смог не просто удержаться на престоле, но и вернуть былое величие. Он оказался еще и мудрым мыслителем и философом, за что был канонизирован, как святой, имеющий большое почитание в народе. Так кем же был этот всесторонне развитый человек на самом деле?

Александр Невский: краткая биография настоящего русского героя

Второй по старшинству сын Ярослава Всеволодовича, князя переяславского и переяславль-залесского, великого князя новгородского, владимирского и киевского, получил имя Александр. Матерью его была вторая жена его отца Ростислава, дочь галицкого князя Мстислава Удалого (Удатного), получившая в крещении имя Феодосия. Появился он на свет в городке Переславле-Залесском теплым весенним деньком в мае 1221 года. В семье было еще девять или десять детей, по разным летописным источникам. Некоторые исследователи считают, что в 1216 году князь Ярослав развелся с Ростиславой и женился в третий раз, на Феодосии (Ефросинье) дочке удельного князя рязанского Игоря Глебовича. Однако, как было на самом деле, выяснить затруднительно.

В возрасте четырех лет маленький княжич Александр Невский, вместе со старшим братом-погодком Федором, который не дожил и до четырнадцати лет, и двумя младшими, что были совсем еще грудничками, принял так называемый «княжеский постриг». Так назывался обряд посвящения в воины. Совершал его епископ Суздальский Симон в Спасо-Преображенском соборе родного города Александра Переславля-Залесского.

Детство и взросление

В начале декабря 1228 года князь Ярослав решил собираться в военный поход на Ригу, потому собирал рать в Новгороде, где и оставил до лета своих старших сыновей, Федора и Александра. Ввиду малолетнего возраста опеку над мальчиками осуществлял боярин Федор Данилович и тиун Яким. Однако в феврале 1229 года запасы провизии оказались в городе на исходе, при учете переяславской армии, стоящей в Городище, и голод начал косить население. Опекуны отправили прошение к Ярославу с гонцом об отмене забожничья, особого вида налога в княжескую казну, но ответа так и не получили.

Опасаясь за жизнь княжичей в такой непростой ситуации, когда с минуту на минуту мог разгореться голодный бунт, тиун Яким и боярин Федор собрали отроков и сбежали из Новгорода. Спустя два года в 1230 новгородцы, всласть наевшись свободы и безнаказанности, призвали князя Ярослава на престол. Однако сидеть в городе он снова не стал. Погостевав всего две недели, он посадил на княжения Федора и Александра, которым на то время было десять и девять лет. На Руси совершеннолетие наступало в четырнадцать, однако нормальной практикой было оставлять на княжение и десятилетних правителей.

Всего три года спустя старший брат Федор совершенно неожиданно умер 5 июня 1233 года, как раз перед собственной женитьбой. Причина смерти так и осталась невыясненной до наших дней. Но в 1232 году оба брата еще успели принять участие в огромной битве на Омовже. Тогда, находящийся в преклонном возрасте папа римский Григорий IX объявил крестовый поход против русских и финских язычников, но потерпел сокрушительное поражение. Все эти события несомненно наложили отпечаток на будущего князя Александра Ярославича.

Личные качества в историческом срезе

Взгляды на характеристику и исторический портрет Александра Невского у историков разные, а порой, даже и кардинально противоположные. Многие столетия считалось, что он сыграл колоссальную роль в истории как раз тогда, когда угроза подкралась к Руси с трех сторон. Русский современный историк Николай Борисов считает, что сегодня каждый считает своим долгом дать оценку деятельности князя и доказать, что канонизирован он совершенно зря, а великим полководцем и освободителем его якобы сделала церковь. Есть три версии оценки личных качеств Невского.

  • В канонической версии развития событий, князь Александр Невский выставляется святым. Не проигравший в жизни ни единой битвы, он якобы умудрился сдерживать напор католического Запада и договориться с правителями Золотой Орды.
  • Представитель евразийства Лев Гумилев смотрел на вопрос несколько иначе. Он считал, что Александр был своего рода строителем русско-ордынского союза. Он считал, что в 1251 году он ездил в орду, где побратался с сыном Батыя Сартаком, после чего и сам получил титул хана. По мнению Гумилева, это позволило наладить слияние и синтез монголо-татарской и восточнославянской культуры.
  • Критическая оценка на сегодня является самой востребованной. Многие историки считают, что князем двигал исключительно прагматизм, а его действия в данном ключе принесли больше вреда для государства в целом, чем пользы. Сергей Смирнов, Игорь Данилевский и даже Джон Листер Иллингворт Феннел, профессор Оксфордского университета, предлагают переоценить его заслуги, при учете свидетельств, что описывают Александра, как человека очень властного и жестокого, не знающего жалости и сострадания.

Согласно трактовке последних, угрозы со стороны Ливонского ордена были значительно преувеличены, да и с ордой можно было сражаться, она не представляла большой угрозы. Они считают, что князь привел на Русь монголо-татар только исключительно ради укрепления собственного влияния и власти. Академик РАН и доктор исторических наук Валентин Янин писал, что именно Невский распространил власть орды на Новгород, который никогда перед игом не склонялся, а всем несогласным горожанам просто выкалывал глаза, чтобы меньше видели. Это и ставит под большой вопрос, такой ли святой Александр Невский, каким его желает выставить православная церковь.

Правление Александра Невского: упрямые факты

Начиная с 1236 года Ярослав оставляет Новгород полностью на управление молодого князя, а сам отправляется княжить в Киеве. Спустя два года он отправился оттуда во Владимир, да так и не вернулся обратно. Можно сказать, что с этого момента, как раз и начинаются самостоятельные годы правления Александра Невского и его победоносные походы.

Начало правления в Новгороде

Во времена с 1237 по 1238 годы, как раз тогда, когда начались набеги татаро-монголов на Русь в ее северо-восточной части, владимирский князь Юрий Всеволодович ждал, что подъедут ратники Святослава и Ярослава, да так и не дождался. Причем орда две недели стояла неподалеку осадой под Торжком, но в Новгород так и не сунулась, что удивляет историков современности. Возможно, Александр уже на то время нашел общий язык с захватчиками. Да и соседи новгородцев миролюбивостью не отличались. К примеру, в 1237 году более двух сотен воинов из Пскова принимали участие в походе Ордена меченосцев против Литовского княжества, что закончился разгромной битвой при Сауле, но уже в декабре 1237-го римский папа Григорий IX объявил второй крестовый поход против язычников в Финляндии.

В июне следующего года Вальдемар II Победоносный и Герман Балк, который на то время был ландмейстером Тевтонского ордена в Германии и Ливонии, договорились разделить меж собой Эстонию и напасть на русские княжества, с подключением к боевым действиям шведского мощного и хорошо вооруженного шведского воинства. Жарким летом 1240 года шведский флот во главе с самим правителем Ярлом Биргером (Биргер Магнуссон) и несколькими католическими епископами вошли в Неву, собираясь захватить для начала Ладогу, которая считалась стратегическим объектом.

На троне: битва при Чудском озере

Когда Александр Невский узнал, что захватчики продвигаются вглубь государства, он не стал трубить общий сбор, ожидать подмоги от отца из Владимира. Взяв только свою дружину, то есть профессиональных подготовленных воинов, не собирая ополчения среди народа, но используя стихийно организованные отряды желающих сражаться, выступил навстречу неприятелю. 15 июня близ речки Ижоры он полностью разгромил шведские отряды. Дальше события развивались достаточно стремительно.

  • В августе того же года началось наступление Ордена, который договорился с Ярославом Владимировичем князем псковским и новоторжским. Они направились на Изборск, разгромив отряд псковичей из восьми сотен человек, и встали осадой под стенами Пскова. Бояре-предатели открыли им ворота и пустили в город. Новгородцы, не опасаясь подвоха, прогнали Александра на его вотчину.
  • Спустя короткое время армия немцев захватила земли народа водь и крепость Копорье на возвышенности Ижоры. Тогда новгородцы испугались и отправили к Ярославу посольство, чтобы вернуть князя. Тот решил отправить им младшего сына Андрея, но они требовали Александра. В 1241 году он приехал в Новгород и быстренько расправился со всеми врагами в окрестных землях.
  • В 1242 году на помощь Александру отправилась рать из Владимира, во главе с Андреем Ярославичем. Общими силами русичи взяли Псков, уничтожив более семи десятков рыцарей. Немцы бежали и собрались неподалеку от Юрьева. Бросившись в бой, Невский оценил их преимущество и отступил на воды Чудского озера для решающего сражения.
  • 5 апреля 1242 года Орден нанес сокрушительный удар по фронту русских войск и многие думали, что поражение неминуемо. Однако зашедшая с флангов конница решила исход битвы. Новгородская летопись гласит, что русские более семи верст гнали наряженных в тяжелые железные латы рыцарей по льду, пока они не попали на тонкое место, где и «сгинули бессчетно».

В 1245 году литовцы напали Торжок, но подоспевший Невский с новгородцами с позором прогнал их оттуда. После этого он отпустил ополченцев и сам догнал и добил несчастных литовцев, которые после этого стали «блюстися имени его». Тем временем отец Александра Ярослав был вызван в Каракорум, столицу Орды, где его отравили в конце сентября 1246 года.

Достижения и интересные факты из жизни Александра Невского

Согласно наследным законам на Руси, после смерти отца его старший сын становится правителем. Спустя год после этого, великий князь владимирский Александр Невский сам отправился в Каракорум к хану. Вернулся он только через год в 1249-ом и с удивлением обнаружил, что его младший брат Михаил отнял новгородское княжество у дяди Святослава Всеволодовича, но княжение его продлилось недолго, он был убит в бою с литовцами. Батый хотел видеть на престоле Владимира Александра, но его отец решил по своему еще до смерти. Он завещал сидеть ему в Новгороде, а Андрея посадить во Владимире. В итоге Невский получил Новгород, Киев и «Всю Русскую землю».

Некоторые источники свидетельствуют, что римский папа Иннокентий IV отправлял несколько писем Александру Невскому, чтобы обратить того в католичество и полностью исключить угрозу нападения тевтонцев. Кроме того, рыцари ордена должны были помочь при нападениях татаро-монголов. В 1251 году ко двору князя даже прибыли послы папы с буллой. Однако, поразмышляв и посоветовавшись с мудрыми людьми, он ответил вежливым отказом, сказав им: «си вся съведаем добре, а от вас учения не принимаем». В том же году им был заключен пакт о ненападении с королем Норвегии Хаконом IV Старым. Через три года появилась даже «Разграничительная грамота», которая делила сферы влияния и сбора дани с карелов и саамов.

Пока Александр путешествовал снова в Орду и обратно, на его брата Андрея, что правил на тот момент Владимиром, выступил Неврюй с войсками. Они напали на Псков, где закрепились русские, и разгромили их, но город разорять не стали. Когда же Андрей сбежал в Швецию, то князем там автоматически стал старший брат. Многие историки считают, что именно такого развития событий Александр и дожидался, а его брата преследовали по его же указке. Но править спокойно все равно не получилось, так как разразилась новая война с западными соседями. В 1253 году его сын уже отражал атаки тевтонцев на Новгород и близлежащие земли.

К 1255 году новгородцы решили избавиться от старшего сына Александра Василия и попытались призвать на княжение Ярослава Ярославича. Однако отец князь этого не позволил, он насильно вернул Ваську на престол, а посадника Онанью, что выступал за всяческие вольности, велел заменить покладистым и послушным Михалкой Степаничем. Через два года началась монгольская перепись во Владимире, Рязани и муроме, но о Новгород споткнулась. Василию, который сочувствовал народу, но идти наперекор отцу тоже не мог, пришлось ретироваться в Псков, а на его место отец назначил младшего сына Дмитрия. Многие тогда были наказаны, как пишет летописец «овому носа урезаша, а иному очи выимаша». В 1261 году был наконец заключен союз между Новгородом и Великим княжеством Литовским.

Личная жизнь и смерть Александра Невского

О личных качествах князя, прозванного Невским, многие имеют достаточно противоречивое мнение. Да и о личной и семейной его жизни известно мало. Летописцы почему-то предпочитали описывать его военные, а не любовные победы. Тем не менее, кое-что все-таки можно выудить из старинных свитков.

Жены и дети

Известно, что Александр Ярославич Невский был женат дважды. Одна его супруга, полоцкая княжна, дочь князя Брячислава Васильковича, носила имя Александра. Вторую идентифицировать не удалось, известно только, что звали ее Васса. Николай Карамзин сомневался, что князь был женат дважды, он считал, что это имя принадлежит самой Александре, но в монашестве. О детях известно чуть больше.

  • Василий, родившийся до 1245 года, стал князем новгородским.
  • Дмитрий, появившийся на свет в 1250-м, успел побывать князем новгородским, переяславским и даже великим князем владимирским.
  • Андрей, что родился около 1255 года, стал князем костромским, новгородским, городецким и даже великим князем Владимирским.
  • Даниил, родившийся в 1261-м, получил московское княжество и стал первым в списке его правителей.
  • Дочь Евдокия, о дате ее рождения сведений нет, стала супругой Константина Смоленского.

И дочка, и жена князя Александра Невского были похоронены в одном месте, а именно в соборе Успения Богородицы, что во Владимире.

Резиденция и смерть великого полководца

Большую часть жизни князь Александр провел в походах, но возвращаясь, он ехал в горячо-любимый Владимир или в Новгород. Там и находились его резиденции, как внутри городской стены, так и за ее пределами. Останавливаться в Киеве он не любил. Разоренный татаро-монгольскими набегами город потерял для него всяческую ценность, да и сами киевляне особо не жаловали князя, что дружил с захватчиками-ордынцами. Потому основной резиденцией правителя все же можно назвать новгородское Городище.

В 1262 году по всей Руси стали вспыхивать антиордынские восстания, к примеру, пламенем ненависти была охвачена Рязань, Суздаль, Ярославль, Владимир и прочие города. Там просто убивали монгольских сборщиков дани и откупщики. Потому новоиспеченный хан Берке потребовал предоставить ему людей для добора в войско. Понимая, чем это может обернуться, Александр отправился в Орду договариваться с глупым ханом не делать этого.

Свое дело он сделал, но сам отчего-то сильно захворал. Еле добравшись домой, князь принял схиму под именем Алексия, после чего почти сразу же скончался 14 ноября 1263 года. Как умер Невский, отчего это произошло, был ли это злой умысел, отравление, как в случае с его отцом или какая-то болезнь, скорее всего, так и останется для потомков загадкой. Похоронили его в Рождественском монастыре города Владимира, но в 1724 году царь Петр Первый, с почетом эксгумировал его мощи и перезахоронил их в Александро-Невском монастыре Санкт-Петербурга.

Интересно

Многие летописцы отметили, что во время похорон князя Александра Ярославича Невского свершилось настоящее чудо. Пролежав в гробу в храме до 23 ноября, то есть девять дней, он совсем не поддался разложению, а останки его сами собой мумифицировались. Историки считают, что тело князя просто натерли солью, а также ароматными маслами и травами, по древнему варяжскому обычаю, но как было на самом деле неизвестно.

Александр Невский в памяти народной

Многие свидетельства чудесных событий, которые происходили с телом умершего Александра Невского, историки отметают сразу же, но объяснить все совпадением или затуманенным сознанием, получается не всегда. Так, к примеру, сонный пономарь увидел нечто непонятное, в виде ангела над склепом. Когда же гроб открыли, мощи князя так и оказались нетленными. В шестнадцатом веке были составлены Никоновская и Воскресенская летописи, в которых есть упоминание того, что мощи сгорели в пожаре 23 мая 1491 года («тело князя великого Александра Невского згоре»). Однако уже через столетие, при переписывании свитков, появилась новая вставка, будто было людям видение, как Александр на коне поднимался к небесам в сиянии.

В 1547 году на Вселенском соборе князь Александр Ярославич Невский был причислен к лику святых и внесен во все церковные книги. В 1790 году, царица Елизавета Петровна приказала сделать для мощей его серебряную раку, взамен резной деревянной. На ее изготовление пришлось истратить более девяноста пудов чистейшего серебра. Интересно, что в мае 1922 года рака была вскрыта, ее собирались отправить в музей атеизма и религии, а то что там было найдено шокировало всех. В ящике было несколько костей и все они были разного цвета, что свидетельствует об их принадлежности к различным мумиям.

Но и после всех событий, Александр невский все равно почитается в качестве святого, но память о нем сохранилась не только в церковных святцах. В честь него названы площади, проспекты и улицы в разных городах. Во времена Великой Отечественной войны, а именно в 42-ом году двадцатого века, был учрежден орден Александра Невского, которым награждались бойцы за личную отвагу, проявленное мужество и героизм. Для реконструкции образа князя на нем архитектор телятников использовал внешность актера, который сыграл этого колоритного персонажа в кинофильме 1938 года Николая Черкасова.

О Невском имеется множество книг, как художественных, так и научных исследований. О нем писал Борис Васильев и Лидия Обухова, Василий Ян, Александр Сегень и многие другие. Памятники, скульптуры и монументы великому князю есть в Пскове, Курске и конечно же, в Великом Новгороде и Владимире. Есть они в Санкт-Петербурге, Суздале, Москве, Харькове, Волгограде, Александрове, Витебске, Чите, а в Калининграде памятник открылся совсем недавно, 18 апреля 2018 года. Образ великого полководца, честного и справедливого мужа неоднократно использовался в кино. В ленте 1984 года под названием «Господин Великий Новгород» его сыграл Александр Франскевич-Лайе, в «Житие Александра Невского» 1991 года — Анатолий Горгуль. В приключенческом фильме «Дружина» от 2015 года в главной роли маленького князя Александра занят Никита Морозов.

XIII век по праву считается одним из наиболее сложных периодов в истории России: продолжаются княжеские усобицы, разрушившие единое политическое, экономическое, духовное и культурное пространство, а к восточным рубежам страны в 1223 году подходят грозные завоеватели из глубин Азии — монголо-татары.

В 1221 году на свет появляется еще один Рюрикович — Александр Ярославович. Его отец, переяславский князь Ярослав, скоро займет киевский престол, что предписывает ему поддерживать порядок во всей русской земле. Малолетнего князя Александра вместе со старшим братом Федором отец в 1228 году оставляет на княжение в Новгороде под опекой тиуна Якуна и воеводы Федора Даниловича. Несмотря на невнимательность Ярослава к Новгороду, новгородцы повторно призывают его в 1230 году, надеясь, что князь поступит как и прежде: оставит княжить своих отпрысков, а сам будет «пропадать в низовых землях». Расчет новгородцев прост — они хотят получить князя, уважающего их порядки и нравы. В 1233 году Федор Ярославович в возрасте 13 лет умирает, а 12-летний Александр под отцовским стягом первый раз участвует в военном походе на Дерпт (Юрьев). Поход не принес удачи, а разорение Батыем в 1237-1238 годах Северо-Восточной Руси стало причиной активизации деятельности Ливонского ордена и Швеции, направленной на захват территорий Новгородской республики.

В 1240 году шведы высадились в устье Невы для похода на Новгород, а рыцари Ливонского ордена осадили Псков. Шведский предводитель прислал Александру надменное послание: «Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою». Александр решил не дожидаться активности шведов и с небольшой дружиной новгородцев и ладожан выдвинулся к Неве и, застав шведов врасплох, нанес им сокрушительное поражение. Полная победа Александра превратила его в героя. Особый ореол личности князя придало то, перед битвой ижорскому старосте Пельгусию было видение, будто по Неве плыла ладья с русскими воинами и святыми Борисом и Глебом, которые пришли помогать сроднику своему.

Однако новгородцам показалось, что князь возгордился этой победой, поэтому они «указали ему путь из города». Взятие ливонцами Пскова и продвижение их вплоть до самого Новгорода заставило новгородцев изменить свое мнение, и в 1241 году Александр вновь стал князем новгородским.

5 апреля 1242 года на Чудском озере новгородцы и суздальцы наголову разбили войско Ливонского ордена, уничтожив тем самым возможность дальнейшего продвижения западных соседей на Восток. В Ледовом побоище было пленено 50 рыцарей, чего никогда ранее не случалось.

В 1245 году литовский князь Мидовинг вторгся в русские пределы. Узнав об этом, Александр собрал дружину и выступил в поход. Литовцам стало известно о приближении князя и войско Мидовинга побежало, испугавшись одного его имени, но новгородцы нагнали его и нанесли сокрушительное поражение. За пять лет своей деятельности Александр сумел расширить новгородские владения, отвоевав у Ливонского Ордена часть Латгалии.

Теперь главным стратегическим направлением внешней политики Александра становятся отношения с Ордой. В 1246 году князь Ярослав был отравлен в Каракоруме, а в 1247 году князь Александр отправился на Волгу к Батыю, который тепло принял князя и даже стал его приемным отцом.

Александр Невский правил Русью вплоть до 1263 года. По пути домой после очередной поездки в Каракорум князь скончался. Возможно, он тоже был отравлен.

В начале 60-х гг. XIII в. Волжская Орда отделилась от Монгольской империи, став суверенным государством. Разладом между каракорумским и саранским правительствами немедленно воспользовались на Руси. Во многих русских городах произошли восстания против сидевших здесь имперских чиновников. поддержал эти выступления, рассылая грамоты с призывом «тотар побивати». В Сарае на эти действия смотрели сквозь пальцы, поскольку дело шло о ликвидации превратившейся в чуждую структуру власти. Однако став самостоятельными, сарайские ханы начали испытывать недостаток в вооруженных силах. Во время существования единой Монгольской империи такой недостаток покрывался за счет мобилизации в монгольские войска подвластного монголам населения. Сарайский хан Берке пошел по проторенному пути. В 1262 г. он потребовал произвести военный набор среди жителей Руси, поскольку возникла угроза его владениям со стороны иранского правителя Хулагу. Александр Невский вынужден был отправиться в Орду, чтобы как-то смягчить требования хана. Берке задержал русского князя в Орде на несколько месяцев. Там Александр заболел. Уже будучи больным, он выехал на Русь. С трудом добравшись до Городца на Волге, князь понял, что до Владимира ему не доехать. Днем 14 ноября 1263 г. он постригся в монахи, а к вечеру того же дня скончался. Через 9 дней тело князя было доставлено в стольный Владимир и при большом стечении народа захоронено в основанном дедом Александра Всеволодом Большое Гнездо Рождественском монастыре.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

В 1262 г. сразу в нескольких городах Северо-Восточной Руси - Ростове, Владимире, Суздале, Ярославле - вспыхнуло восстание, в результате которого сборщики дани, присланные великим ханом, были перебиты или изгнаны. Карательного похода из Золотой Орды не последовало: ее хан Берке в это время стремился к независимости от великоханского престола, и изгнание из Руси чиновников великого хана соответствовало его интересам. Но в том же году Берке затеял войну против монгольского правителя Ирана Хулагу и стал требовать послать ему на помощь русские войска. Александр отправился в Орду, чтобы «смолити людии от беды тои». Перед отъездом он организовал большой поход против Ливонского ордена.

Александр пробыл в Орде почти год. Миссия его, по-видимому, удалась: сведений об участии русских войск в войнах Золотой Орды против Хулагу нет. На обратном пути на Русь осенью 1263 г. 42-летний великий князь разболелся и умер 14 ноября 1263 г. в Городце на Волге, приняв перед смертью монашеский постриг. 23 ноября тело Александра было погребено в монастыре Рождества Богородицы во Владимире. В надгробной речи митрополит всея Руси Кирилл сказал: «Чада моя, разумейте, яко уже зайде солнце земли Суздальской!»

В литературе можно встретить предположение, что Александр, подобно отцу, был отравлен татарами. В источниках, однако, такая версия его смерти не встречается. В принципе, нет ничего удивительного в том, что длительное пребывание в непривычных климатических условиях могло сказаться на здоровье уже немолодого по тогдашним меркам человека. К тому же Александр, по-видимому, железным здоровьем не отличался: под 1251 г. летопись упоминает о тяжелой болезни, едва не сведшей его в могилу в тридцатилетнем возрасте.

После смерти Александра великим князем владимирским стал его младший брат Ярослав. Сыновья Александра получили: Дмитрий - Переяславль, Андрей - Городец. Младший, Даниил (родился в 1261 г.) стал через некоторое время первым московским князем и от него пошла династия московских великих князей и царей.

Если официальная (светская и церковная) оценка личности Александра Невского всегда была панегирической, то в исторической науке его деятельность трактовалась неоднозначно. И эта неоднозначность естественно вытекает из видимого противоречия в образе Александра. В самом деле: с одной стороны, это, несомненно, выдающийся полководец, выигравший все сражения, в которых участвовал, сочетавший решительность с расчетливостью, человек большой личной храбрости; с другой - это князь, вынужденный признать верховную власть иноземного правителя, не попытавшийся организовать сопротивление бесспорно самому опасному врагу Руси той эпохи - монголам, более того - способствовавший им в установлении системы эксплуатации русских земель.

Одна из крайних точек зрения на деятельность Александра, сформулированная в 20-е годы прошлого века русским историком-эмигрантом Г.В. Вернадским, а в последнее время в основном повторенная Л.Н. Гумилевым, сводится к тому, что князь сделал судьбоносный выбор между ориентацией на Восток и ориентацией на Запад. Пойдя на союз с Ордой, он предотвратил поглощение Северной Руси католической Европой и, тем самым, спас русское православие - основу самобытности. Согласно другой точке зрения, отстаиваемой английским историком Дж. Феннеллом и поддержанной отечественным исследователем И.Н. Данилевским, именно «коллаборационизм» Александра по отношению к монголам, предательство им братьев Андрея и Ярослава в 1252 г. стали причиной установления на Руси ига Золотой Орды.

Так был ли действительно сделан Александром исторический выбор и может ли один и тот же человек быть и героем, и коллаборационистом-предателем?

При условии учета менталитета эпохи и особенностей личной биографии Александра обе названные точки зрения выглядят надуманными. Сюзеренитет Орды сразу же приобрел в мировосприятии русских людей некое подобие легитимности; ее правитель именовался на Руси более высоким титулом, чем любой из русских князей - титулом «царь». Зависимость русских земель от Орды в основных чертах (включая взимание дани) стала складываться еще в 40-е годы XIII в. (в то время, когда Александр княжил в Новгороде и не влиял напрямую на русско-татарские отношения); в 50-е годы произошло лишь упорядочение системы экономической эксплуатации. После смерти отца в 1246 г., когда Александр стал сильнейшим князем в Северной Руси, он действительно стал перед выбором: поддерживать мирные отношения с Ордой, признавая верховный сюзеренитет ханов над Русью (уже признанный к этому времени всеми значительными князьями как Северной, так и Южной Руси) и противостоять Ордену, либо начать сопротивление татарам, заключив союз с Орденом и стоящим за ним религиозным главой католической Европы - папой (перспектива войны на два фронта князю, большую часть жизни проведшему в Новгороде, близ ордынской границы, должна была казаться неприемлемой, и вполне справедливо). Александр колебался до возвращения из поездки в Каракорум и твердо выбрал первый вариант только в 1250 г. Чем было обусловлено решение князя?

Разумеется, следует учитывать общее настороженное отношение к католичеству и личный опыт Александра, которому в 1241 - 1242 гг., в возрасте двадцати лет, пришлось отражать наступление на Новгородскую землю немецких крестоносцев, поддерживаемых Римом… Можно предполагать, что свое воздействие оказали четыре фактора:

1) В ходе своей двухгодичной поездки по степям (1247 - 1249 гг.) Александр смог, с одной стороны, убедиться в военной мощи монгольской империи, а с другой - понять, что монголо-татары не претендуют на непосредственный захват русских земель, довольствуясь признанием вассалитета и данью, а также отличаются веротерпимостью и не собираются посягать на православную веру. Это должно было выгодно отличать их в глазах князя от крестоносцев, действия которых характеризовались непосредственным захватом территории и насильственным обращением населения в католичество.

2) После возвращения Александра на Русь в конце 1249 г. к нему должны были дойти сведения о том, что сближение с Римом сильнейшего князя Южной Руси Даниила Романовича Галицкого оказалось бесполезным для дела обороны от татар: обещанный папой антитатарский крестовый поход не состоялся.

3) В 1249 г. фактический правитель Швеции ярл Биргер начал окончательное завоевание земли еми (Центральная Финляндия), причем сделано было это с благословения папского легата. Земля еми издревле входила в сферу влияния Новгорода, и Александр имел основания расценить происшедшее как недружественный по отношению к нему акт со стороны курии.

4) Упоминание в булле от 15 сентября 1248 г. возможности учреждения в Пскове католической епископской кафедры неизбежно должно было вызвать у Александра отрицательные эмоции, т.к. ранее епископия была учреждена в захваченном немцами Юрьеве, и поэтому предложение об утверждении таковой во Пскове ассоциировалось с аннексионистскими устремлениями Ордена, напоминая о более чем годичном пребывании Пскова в 1240 - 1242 гг. в руках крестоносцев. Таким образом, решение князя прекратить контакты с Иннокентием IV было связано с осознанием бесперспективности сближения с Римом для противостояния Орде и с явными проявлениями своекорыстных мотивов в политике папы.

В целом можно констатировать, что в действиях Александра Ярославича нет оснований искать какой-то осознанный судьбоносный выбор. Он был человеком своей эпохи, действовал в соответствии с мировосприятием того времени и личным опытом. Александр был, выражаясь по-современному, «прагматиком»: он выбирал тот путь, который казался ему выгодней для укрепления его земли и для него лично. Когда это был решительный бой, он давал бой; когда наиболее полезным казалось соглашение с одним из врагов Руси, он шел на соглашение. В результате, в период великого княжения Александра (1252 - 1263 гг.) не было татарских набегов на Суздальскую землю и всего две попытки нападения на Русь с Запада (немцев в 1253 и шведов в 1256 г.), быстро пресеченные. Александр добился признания Новгородом сюзеренитета великого князя владимирского (что стало одним из факторов, благодаря которым именно Северо-Восточная Русь превратилась позже в ядро нового, Российского государства). Предпочтение им владимирского стола киевскому было решающим событием в процессе перемещения номинальной столицы Руси из Киева во Владимир (т.к. оказывалось, что именно Владимир был избран в качестве столицы князем, признанным «старейшим» на Руси). Но эти долгосрочные последствия политики Александра Невского не были следствием изменения им объективного хода событий. Напротив, Александр действовал в соответствии с объективными обстоятельствами своей эпохи, действовал расчётливо и энергично.

XV. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ И РУСЬ СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ

(продолжение)

Александр. – Невская победа. – Ледовое побоище. – Соперничество с братом Андреем. – Политика в отношении к татарам. – Новгородские смуты. – Татарские численники и сборщики даней. – Последнее путешествие в Золотую Орду и кончина Александра. – Установленный им характер татарской зависимости.

Личность князя Александра Невского

Александр Ярославич принадлежит к тем историческим деятелям Северной Руси, в которых наиболее отразились основные черты великорусской народности: практический ум, твердость воли и гибкость характера, или умение сообразоваться с обстоятельствами. Большую часть своей юности он провел в Новгороде Великом, где под руководством суздальских бояр заступал место своего отца Ярослава Всеволодовича; а с 1236 года, когда Ярослав получил Киевский стол, Александр остался самостоятельным новгородским князем. Эти годы, проведенные в Великом Новгороде, бесспорно имели большое влияние на развитие его ума и характера. Деятельная, кипучая жизнь торгового города, постоянное присутствие западных иноземцев и почти непрерывная борьба веча с княжеской властью, конечно, производили на него глубокое впечатление и немало способствовали развитию той выдержанности характера и той гибкости, соединенной с твердою волею, которыми отличается вся его последующая деятельность. Внутренним качествам соответствовала и самая наружность Александра, красивая и величественная.

В 1239 г. двадцатилетний Александр Ярославич вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава. Венчание происходило в Торопце, где он и "кашу чини", т.е. давал свадебный пир; "а другое в Новгороде"; следовательно, по возвращении в свое княжение Александр и здесь устроил широкое угощение. Вслед затем он с новгородцами ставит городки на реке Шелони, т.е. укрепляет западную окраину их владений; очевидно в таких укреплениях существовала тогда настоятельная нужда.

Невская битва 1240

Как известно, Великий Новгород был столь счастлив, что гроза Батыева нашествия миновала его и только юго-восточная часть его земли подверглась разорению. Но в то же самое время западные соседи, как бы сговорясь между собою, спешат воспользоваться разгромом Северо-Восточной Руси, чтобы теснить Великий Новгород, отнимать у него волости, грабить, разорять его пригороды и села. То были: Шведы, Ливонские Немцы и Литва. Здесь-то, в борьбе с этими внешними врагами, Александр обнаружил свои блистательные дарования и покрыл себя неувядаемой славой. Первыми испытали на себе его тяжелую руку шведы. Известно, что уже давно происходили столкновения с ними новгородцев на северных прибрежьях Финского залива, где шведы постепенно распространяли свое владычество, а вместе с тем и свою религию. Но нам неизвестно в точности, что послужило ближайшим поводом к шведскому походу на новгородцев в 1240 г., в царствование короля Эриха Эриксона. Очень вероятно, что он был предпринят под влиянием папских посланий, побуждавших шведов и ливонских немцев оружием подчинить католицизму русские Прибалтийские земли. Настоящею же целью шведского похода было, по-видимому, завоевание Невского побережья, а следовательно, и захват главного пути новгородской торговли с Северо-Западною Европою; причем, может быть, имелась в виду и Ладога, которою издавна стремились завладеть варяжские конунги.

Когда в Новгород пришла весть о появлении шведского ополчения в устьях Невы, Александр не захотел терять времени на посылку за помощью к своему отцу, тогда великому князю Владимирскому, ни даже собирать рать из разных пригородов и волостей новгородских. Он понял, что успех зависит от быстроты и решительности. А потому, помолясь в Софийском соборе и взяв благословение у владыки Спиридона, немедля выступил только с новгородскою и собственною дружиною; на пути присоединил ладожан и с этими немногочисленными силами поспешил встретить врагов. Он нашел их расположившимися станом на южном берегу Невы при впадении в нее речки Ижоры, и, не дав им опомниться, стремительно ударил на них (15 июля 1240 г.). Шведы потерпели полное поражение; следующею ночью они поспешили на своих шнеках удалиться в отечество. По словам русской летописи, ладожане и новгородцы потеряли будто бы не более двадцати человек убитыми. Она описывает при этом подвиги шести русских витязей, наиболее отличившихся; любопытно, что трое из них были новгородцы, а остальные трое принадлежали к собственной дружине князя. Например, новгородец Гаврило Олексинич, преследуя неприятелей, спасавшихся на корабль, вскочил на доску, был сброшен с нее в воду вместе с конем; но вышел из воды невредимым и снова вернулся в битву. Сава, один из княжих отроков, пробился к златоверхому шатру шведского предводителя и подрубил его столб; шатер рухнул; что обрадовало русских и навело уныние на врагов. Другой отрок княжий, Ратмир, пеший избил много врагов, был окружен ими и пал от тяжких ран. Невская победа обратила на Александра общее внимание и доставила ему громкую славу. Какое сильное впечатление произвела на современников эта победа, указывает сложившаяся тогда же легенда о явлении перед битвой св. Бориса и Глеба некоему Пелгусию, старейшине Ижорской земли.

Ледовое побоище с немцами 1242

Более упорная война должна была произойти с ливонскими немцами. Около того времени орден Меченосцев, подкрепив себя соединением с Тевтонским орденом, возобновил наступательное движение на Русь Новгородскую и в особенности направил свои удары на ближайшую к нему Псковскую область. В самый год Невской битвы немцы вместе с русским изменником Ярославом Владимировичем (пошедшим по стопам своего отца Владимира Псковского) взяли псковский пригород Изборск. Псковичи выступили против них, но потерпели поражение. Затем немцы осаждали самый Псков, где тогда происходили внутренние смуты. По словам летописи, врагов подвела какая-то изменническая партия с Твердилом Иванковичем во главе. Этот Твердило (кажется, потомок известного новгородского посадника Мирошки Нездилича) захватил себе посадничество в Пскове и начал свирепствовать против своих соперников; так что многие граждане с семействами своими бежали в Новгород. Не встречая отпора, немцы распространили свои завоевания и далее; перешли за реку Лугу и, чтобы упрочить за собой этот край, заложили крепость в Копорском погосте. Вместе с толпами передавшихся им Чуди и Води они доходили уже за тридцать верст до Новгорода, захватывали купцов с товарами, отнимали у поселян коней и скот; так что и землю пахать было нечем. К довершению бедствий в то время усилились набеги литовцев на Новгородскую землю. А между тем случилось так, что новгородцы сидели тогда без князя.

Всегда ревнивые к своим вольностям и ограничению княжеской власти граждане успели рассориться с Александром, и он удалился к отцу в Суздальскую область. Новгородцы послали к Ярославу просить князя, и тот назначил другого своего сына Андрея. Но они понимали, что в таких трудных обстоятельствах им нужен Александр, и отправили владыку Спиридона с боярами просить именно его. Ярослав исполнил их просьбу. Александр ловко и быстро поправил дела. Он разорил строившуюся крепость Копорье, прогнал немцев из Водской области и перевешал многих переветчиков из Чуди и Вожан. Но между тем немцы при содействии изменников успели захватить в свои руки самый Псков. Александр выпросилу отца на помощь себе низовые, или суздальские, полки с братом Андреем; неожиданно явился под Псковом и взял в плен немецкий гарнизон. Отсюда, не теряя времени, он двинулся в пределы Ливонии.

Перед выступлением в этот поход на немцев Александр по своему благочестивому обыкновению молился усердно в соборном храме. Между прочим, по сказанию летописи, он просил Господа рассудить его прю с этим велеречивым народом. А немцы, собравши большую силу, будто бы похвалялись тогда "покорить себе Славянский народ". Во всяком случае из летописного рассказа видно, что борьба Руси с немцами в то время приняла уже характер племенной вражды, разгоравшейся от немецких притязаний на господство, действительно непомерных. Характер ожесточения в этой борьбе подтверждает и немецкая летопись, которая говорит, что в ней погибло до семидесяти рыцарей; а шесть рыцарей, взятых в плен, будто бы были замучены.

Когда передовые новгородские отряды потерпели неудачу, Александр отступил на Чудское озеро, и здесь на льду дал битву соединенным силам немцев и ливонской Чуди, где-то близ урочища Узмени. Это так наз. Ледовое побоище произошло 5 апреля; но лед был еще крепок и выдержал тяжесть обеих сражающихся ратей. Немцы построились в свой обычный порядок клином (или, как Русь называла его, свиньею) и насквозь пробили русские полки. Но последние не смутились: после жестокой рукопашной сечи русские смяли и поразили наголову неприятеля; а потом гнали его по льду на расстоянии семи верст. Одних рыцарей было взято до пятидесяти; они пешие шли за конем Александра, когда он с победными полками торжественно вступил во Псков, встреченный гражданами и духовенством с крестами и хоругвями. Сочинитель Сказания о великом князе Александре, изображая его славу, распространившуюся "до гор Араратских и до Рима Великого", восклицает: "О псковичи! Если забудете великого князя Александра Ярославича (освободившего вас от иноплеменников) или отступите от его рода и не примете к себе кого-либо из его потомков, который в несчастье прибегнет к вам, то уподобитесь Жидам, которые забыли Бога, изведшего их из работы египетской и пропитавшего в пустыне манною и печеными крастелями". После Ледового побоища ливонские немцы прислали в Новгород с просьбою о мире и заключили его, отказавшись от Водской и Псковской областей, возвратив пленных и заложников. Таким образом, Александр отбил движение Ливонского и Тевтонского ордена на восточную сторону Чудского озера; этим миром установлены между обеими, сторонами приблизительно те границы, которые оставались и в последующие века.

Ледовое побоище Александра Невского. Картина В. Назарука, 1984

Победа Александра Невского над литвой 1245

Русь Новгородская умеренно воспользовалась победою, оставив за немцами Юрьев и другие владения на западной стороне Чудского озера; ибо, кроме их, было тогда много и других врагов. Между прочим, Литва, все более и более забиравшая силу, вторглась в самую глубь новгородских владений. В 1245 г. она проникла до Бежеца и Торжка. Возвращаясь отсюда с большим полоном, преследуемые новоторами и тверичами, литовские князья укрылись в Торопец. Но пришел Александр с новгородцами, освободил Торопец от Литвы и отнял у нее весь полон, истребив до восьми литовских князей с их дружинами. Новгородцы после того воротились домой. Но Александр считал нужным довершить удар, чтобы отбить у Литвы охоту нападать на Русь. Он с одним своим двором, т.е. с одною княжьею дружиною, преследовал литовцев в Смоленской и Полоцкой земле и разбил их еще два раза (под Жижичем и под Усвятом).

Таким образом, Александр силою меча укротил всех трех западных врагов Руси. Но иначе приходилось ему действовать на другом поприще, со стороны азиатских варваров.

Поездка Александра Невского в Орду и ко двору великого монгольского хана

Сочинитель Сказания о Невском герое повествует, будто по смерти отца его Ярослава Батый послал звать Александра в Орду и велел сказать ему: "Мне Бог покорил многие народы; ты ли один не хочешь покориться моей державе? Если хочешь сохранить свою землю, то приди ко мне, да увидишь честь и славу моего царства". Александр взял благословение у ростовского епископа Кирилла и отправился в Орду. Увидев его, Батый молвил своим вельможам: "Истину мне говорили, что нет подобного ему князя"; воздал ему большие почести и даже многие дары. Такие рассказы суть не что иное, как обычное украшение повести о любимом герое. В Орде не осыпали дарами наших князей; наоборот, последние должны были там усердно раздавать подарки хану, его женам, родственникам и вельможам. По другим летописным известиям, молодой князь еще прежде бывал в Орде Батыевой, вероятно, сопровождая туда своего отца: без сомнения, от сего последнего он научился смирять себя перед грозной татарской силой и не помышлять более ни о каком открытом сопротивлении. По смерти Ярослава следующий за ним брат Святослав Юрьевский занял старший Владимирский стол. Но теперь всякие перемены в княжениях производились не иначе, как с ханского соизволения. Поэтому Александр и брат его Андрей вновь поехали в Золотую Орду, вероятно, хлопотать о княжениях. Батый отправил их в Великую Орду к хану Менгу. Братья совершили это трудное и далекое путешествие. Они воротились домой спустя около двух лет, неся с собой ханские ярлыки на оба великие княжения: Александр – на Киевское, Андрей – на Владимирское. И в прежнее время племянники не всегда уважали старшинство своих дядей, а теперь над князьями явилась власть еще высшая, неуважение к старым родовым обычаям встречается все чаще. Уже до возвращения Александра и Андрея младший их брат Михаил, князь Московский, отнял великое Владимирское княжение у дяди своего Святослава. Но Михаил, прозванный Хоробритом, скоро погиб в битве с Литвою.

Александр Невский и брат его Андрей

Александр, очевидно, не был доволен тем, что Владимирское княжение досталось младшему перед ним брату Андрею. Хотя Киев и считался старше всех городов Руси, но он лежал в развалинах. Невский герой не поехал туда, а пребывал или в Новгороде Великом, или в своих суздальских волостях, ожидая удобного случая завладеть стольным Владимиром. Неосторожность Андрея помогла ему в достижении этой цели.

В то время в Суздальской Руси была еще слишком свежа память об утраченной свободе и независимости, как в среде князей и дружинников, так и в самом народе. Многие с нетерпением сносили постыдное иго. К числу их принадлежал и Андрей Ярославич. Будучи великим князем Владимирским, он женился на дочери знаменитого Даниила Романовича Галицкого и, вероятно, заодно с тестем начал питать замысел о свержении ига. Но нашлись соперники и недоброжелатели, которые донесли Сартаку о замыслах Андрея. Хан послал против него войско под начальством ордынского царевича Неврюя с воеводами Котяном и Алабугою. Услыхав о том, Андрей воскликнул: "Господи! доколе мы будем ссориться и наводить друг на друга татар; лучше мне уйти в чужую землю, нежели служить татарам". Он, однако, отважился на битву, но, конечно, был слишком слаб, чтобы выиграть ее, и бежал в Новгород. Не принятый новгородцами, он с женою и боярами своими удалился за море к шведскому королю, у которого и нашел убежище на время. Нашествие Неврюя на Суздальскую землю повело за собою новое разорение некоторых областей; особенно пострадал при этом Переяславль-Залесский. Есть известие, не знаем насколько справедливое, которое приписывает посылку татарского войска на Андрея проискам самого Александра Ярославича. Знаем только, что во время Неврюева нашествия (1252) Александр находился в Орде у Сартака и воротился оттуда с ханским ярлыком на княжение Владимирское. Митрополит Киевский и всея Руси Кирилл II пребывал тогда во Владимире. Он, духовенство со крестами и все граждане встретили Александра у Золотых ворот и торжественно посадили его в соборном храме на отцовском столе.

Александр Невский и Новгород

Александр деятельно принялся уничтожать следы последнего татарского нашествия на Суздальскую землю: возобновлял храмы, укреплял города и собирал жителей, укрывшихся в леса и дебри. Но времена были тяжелые, неблагоприятные для мирной гражданской деятельности. Все десятилетнее великое княжение свое Александр I Невский провел в непрерывных трудах и тревогах, причиненных внутренними и внешними врагами. Более всего доставили ему беспокойства дела новгородские. Хотя монгольское иго, сильно тяготевшее над Суздальскою землею, сначала и ослабило ее преобладание над Новгородом Великим, однако при первой возможности повторились прежние взаимные отношения этих двух половин Северной Руси. Утвердясь на великом княжении Владимирском, Александр возобновил политику своих предшественников, т.е. старался постоянно держать Новгород под своею рукою и назначать туда князем, в сущности же, своим наместником, кого-либо из собственных сыновей. Это место занял его сын Василий. Юноша шел по стопам отца, и вскоре успел отличиться в борьбе с Литвою и ливонскими немцами, которые вновь открыли враждебные действия против новгородцев и псковичей. Но большинство граждан Великого Новгорода более всего дорожило своими вечевыми порядками и вольностями и снова стало тяготиться зависимостью от сильного Суздальского князя. В связи с этими отношениями происходила обыкновенная смена посадников. В 1243 г. умер Степан Твердиславич; он представляет единственный известный нам пример посадника, который сохранял свое место тринадцать лет и умер спокойно при своей должности. Когда Василий Александрович занимал Новгородский стол, посадником был Анания, любимый народом как ревностный защитник новгородских вольностей. Но семья Твердислава не оставляла своих притязаний на посадничество; внук его Михалко Степанович, по-видимому, добивался этого сана уже с помощью суздальских сторонников. Торжество народной стороны, однако, высказалось в том, что она изгнала Василия Александровича, а на княжение к себе призвала Ярослава Ярославича, младшего брата Александрова.

Великий князь не замедлил показать, что не намерен терпеть такое своеволие. Он быстро явился с суздальскими полками в Торжок, где еще держался его сын Василий; а отсюда двинулся на Новгород. Ярослав поспешил уехать; в городе произошли обычные смятения и бурные веча. Меньшие люди, т.е. простонародье, руководимые посадником, вооружились, одержали верх на главном вече и присягнули стоять всем как один человек и никого не выдавать князю, если тот потребует выдачи своих противников. А вятшие, или более зажиточные, держали сторону князя и замышляли передать посадничество Михалку Степановичу. Последний с толпою вооруженных людей удалился в Юрьевский монастырь, в соседство Городища, или княжеской резиденции. Чернь хотела было ударить на двор Михалка и разграбить его; но великодушный посадник Анания удержал ее от насилия. Между тем некоторые переветчики уходили к великому князю и извещали его о том, что делалось в Новгороде. Расположив свою рать вокруг Городища, Александр прислал на вече требование о выдаче посадника Анании, грозя в противном случае ударить на город. Граждане отправили к великому князю владыку Далмата и тысяцкого Клима с мольбою не слушать наветов злых людей, отложить гнев на Новгород и на Ананию и занять вновь их стол. Александр не склонялся на эти просьбы. Три дня обе стороны стояли друг против друга с оружием в руках. На четвертый день Александр велел сказать на вече: пусть Анания лишится посадничества, и тогда он отложит свой гнев, Анания удалился, и великий князь торжественно вступил в Новгород, встреченный владыкою и духовенством со крестами (1255 г.). Посадничество получил Михалко Степанович, а на княжеский стол воротился Василий Александрович.

В это время шведы попытались было снова отнять Финское прибрежье у Новгорода и вместе с подручным себе народцем Емью начали строить крепость на реке Нарове. Но при одном слухе о движении Александра с суздальскими и новгородскими полками они удалились. Однако Александр хотел дать им новый урок и продолжал поход вглубь страны, обитаемой Емью; причем много народу избил или взял в полон. По словам летописи, русская рать должна была преодолевать большие трудности на этом походе в холодную, туманную погоду, в краю, наполненном скалами и болотами. Цель была достигнута; долгое время после того шведы не отваживались нападать на пределы Новгородские.

Татарская перепись в Новгороде

Уже в следующем 1257 году новгородские смуты возобновились. Причиною их на этот раз был слух, что татары хотят ввести в Новгороде свои тамги и десятины.

В 1253 г. умер Батый, а вслед за ним и Сартак. В Кипчакской Орде воцарился брат Батыя Берке. Около того времени великий хан Менгу велел произвести общую перепись жителей во всех татарских владениях, дабы более точным способом определить количество дани с покоренных народов. Такое распоряжение тяжело отозвалось в Русской земле. Конечно, в связи с этим делом и для смягчения его условий Александр Ярославич летом 1257 года ездил с подарками в Орду, сопровождаемый некоторыми удельными суздальскими князьями, в том числе братом Андреем, который успел воротиться из Швеции и примириться с татарами. А следующею зимою приехали из Орды численники; сосчитали население в землях Суздальской, Рязанской, Муромской и поставили своих десятников, сотников, тысячников и темников. Только чернецы, священники и прочие церковнослужители не были записаны в число, потому что татары духовенство всех религий освобождали от даней. Такое изъятие было установлено еще Чингисханом и Огодаем, которые руководились при этом не одною монгольскою веротерпимостью, но, вероятно, и политическими соображениями. Так как духовенство у всех народов составляло самый влиятельный класс, то основатели великой Татарской империи избегали возбуждать религиозный фанатизм, опасное действие которого они могли заметить особенно у мусульманских народов. Татары обыкновенно переписывали всех мужчин, начиная с десятилетнего возраста, и собирали дани отчасти деньгами, отчасти наиболее ценными естественными произведениями каждой страны; с Руси, как известно, они получали огромное количество мехов. Главные дани были: десятина, т.е. десятая часть хлебного сбора, тамга и мыт, вероятно, пошлины с торгующих купцов и провозимых товаров. Кроме того, жители обложены были разнообразными повинностями, каковы, например, ям и корм, т.е. обязанности давать подводы и съестные припасы татарским послам, гонцам и всяким чиновникам, особенно поборы на ханское войско, ханскую охоту и пр.

Тяжесть всех этих налогов и повинностей, а в особенности жестокие способы их сбора, конечно, были известны новгородцам, и потому они сильно взволновались, когда услыхали, что и к ним придут татарские численники. Доселе Новгород не видал татар в своих стенах и не считал себя подчиненным варварскому игу. Начались бурные смуты. Горячие головы, называя изменниками тех, которые советовали покориться необходимости, призывали народ положить свои головы за св. Софью и Новгород. Среди этих смут был убит нелюбимый посадник Михалко Степанович. Сторону горячих патриотов держал и сам юный князь новгородский Василий Александрович. Услыхав о приближении отца с ханскими послами, он не стал дожидать его и убежал во Псков. На этот раз новгородцы так и не позволили себя перечислять и, поднеся дары ханским послам, выпроводили их из своего города. Александр сильно разгневался на сына Василия и отправил его на Низ, т.е. в Суздальскую землю; а некоторых его дружинников жестоко покарал за их мятежные советы: кого велел ослепить, кому отрезать нос. Варварское иго уже давало себя знать в этих наказаниях.

Напрасно новгородцы думали, что они избавились от татарских численников. Зимою 1259 года Александр снова приехал в Новгород с ханскими сановниками Беркаем и Касачиком, которых сопровождала многочисленная татарская свита. Предварительно пущен был слух, что войско ханское уже стоит в Низовой земле, готовое двинуться на Новгород в случае вторичного неповиновения. Здесь опять произошло раздвоение: бояре и вообще вятшие люди изъявили согласие на перепись; а меньшие, или чернь, вооружились с кликами: "Умрем за св. Софью и за домы ангельские!" Клики эти напугали татарских сановников; они просили стражу у великого князя, и тот велел стеречь их по ночам всем детям боярским; а новгородцам он грозил опять удалиться и предоставить их в добычу ужасной ханской мести. Угроза подействовала; чернь успокоилась и допустила численников. Татарские чиновники ездили из улицы в улицу, перечисляя дома и жителей и высчитывая количество даней. Чернь злобствовала при этом на бояр, которые сумели устроить таким образом, что дани были налагаемы почти равные на богатых и бедных; следовательно, для первых они были легки, а для последних тяжелы. По окончании переписи сановники татарские удалились. И то уже было немалым благом для Новгорода, что в нем, вероятно, по ходатайству великого князя, не поселились баскаки, как в других стольных городах. Александр поставил здесь князем другого сына своего, Димитрия. Как неприятна и тревожна была для него эта последняя поездка в Новгород, показывают слова, сказанные епископу Кириллу. На обратном пути во Владимир великий князь остановился в Ростове, где его угощали двоюродные племянники, князья Борис Василькович Ростовский и Глеб Васильевич Белозерский с своею матерью Марьей Михайловной (дочерью замученного в Орде Михаила Черниговского). Разумеется, первым делом по приезде сюда было помолиться в соборном Успенском храме и поклониться гробу св. Леонтия. Тут, принимая благословение и целуя крест из рук известного книжника, престарелого епископа Кирилла, Александр сказал ему: "Отче святый! твоею молитвою я здрав поехал в Новгород, твоею же молитвою здрав и сюда приехал".

Волнения против татар в Суздальской земле

Спокойствия, однако, не было. Едва в Новгороде затихли волнения, вызванные татарскою данью, как еще большие возникли в самой Суздальской земле, и по той же причине.

Около этого времени ордынские властители начали отдавать на откуп дани и налоги магометанским купцам из Средней Азии, т.е. хивинским и бухарским; русский народ называл их вообще бесерменами. Заплатив вперед большие суммы в ханскую казну, естественно, откупщики старались потом вознаградить себя с лихвою и выжимали из народа последние его средства. За всякую отсрочку платежей они налагали непомерные росты, или проценты; отнимали скот и все имущество, а у кого нечего было взять, того или детей его брали и потом продавали в рабство. Народ, еще живо помнивший о своей независимости, не вынес такого крайнего угнетения; сюда присоединилось и возбуждение религиозное, так как фанатичные мусульмане начали ругаться над христианскою церковью. В 1262 г. в больших городах, каковы Владимир, Ростов, Суздаль, Ярославль, Переяславль-Залесский, жители восстали при звоне вечевых колоколов и выгнали от себя татарских сборщиков дани, а некоторых избили. В числе последних находился какой-то отступник Зосима, в городе Ярославле он был монахом, но потом перешел в мусульманство, сделался одним из сборщиков дани и пуще иноплеменников притеснял прежних своих соотчичей. Его убили, а тело бросили на съедение псам и воронам. Во время этого возмущения некоторые из татарских чиновников спасли себя тем, что приняли христианство. Например, так поступил в Устюге знатный татарин Буга, который потом, по словам предания, своею набожностью и добротою приобрел общую любовь.

Естественно, что за этим мятежом неминуемо должно было последовать жестокое возмездие со стороны варваров. И действительно, Беркай собирал уже рать для нового нашествия на Северо-Восточную Русь. В такое критическое время выказалась вся политическая ловкость Александра, сумевшего отвести новую грозу. Он отправился к хану, чтобы " отмолить людей от беды ", как выражается летопись. Так как новгородцы снова находились в войне с ливонскими немцами, то, отъезжая в Орду, великий князь распорядился защитою Руси с этой стороны. Он послал свои полки и брата Ярослава Тверского на помощь сыну Димитрию. Новгородско-суздальская рать вошла в Ливонскую землю и осадила Дерпт, или старый русский город Юрьев. Последний был сильно укреплен тройными стенами. Русские взяли внешний город, но не могли овладеть кремлем и ушли, не успев отвоевать этого древнего достояния своих князей. Главною причиною неуспеха было то, что русские опоздали: они условились с литовским князем Миндовгом напасть на немцев в одно время; но пришли уже тогда, когда Миндовг воротился домой.

Смерть Александра Невского

Между тем Александр с большим трудом умолил разгневанного хана не посылать войска на Суздальскую землю; причем, разумеется, должен был великими дарами подкупать всех, которые имели влияние на хана. Ему помогло еще и то обстоятельство, что Сарайский хан был отвлечен междоусобною войною с своим двоюродным братом Гулагу, властителем Персии. Берке продержал Александра в Орде многие месяцы, так что великий князь наконец тяжко заболел, и тогда только был отпущен. Имея не более сорока пяти лет от роду, Александр мог бы еще долго служить России. Но постоянные труды, беспокойства и огорчения, очевидно, сломили его крепкое тело. На обратном пути, плывя Волгою, он остановился передохнуть в Нижнем Новгороде; затем продолжал путь, но не доехал до Владимира и скончался в Городце 14 ноября 1263 года. По обычаю благочестивых князей того времени он перед смертью постригся в монахи. Автор Сказания об Александре говорит, что когда во Владимир пришла весть о его кончине, митрополит Кирилл в соборной церкви объявил о том народу, воскликнув: "Чада моя милыя! Разумейте, яко погибаем!" Митрополит и духовенство со свечами и дымящимися кадилами, бояре и народ вышли в Боголюбове навстречу телу великого князя и потом положили его в монастырском храме Рождества Богородицы. Уже современники, по-видимому, причисляли покойного князя к людям святым, к угодникам Божиим. Автор его жития, в молодости знавший Александра, прибавляет следующую легенду. Когда тело князя положили в каменную гробницу, митрополичий эконом приступил к нему и хотел разжать его руку, чтобы архипастырь мог вложить в нее отпустительную грамоту. Вдруг покойный простер руку и сам взял грамоту у митрополита.

Значение деятельности Александра Невского

Главное значение Александра в русской истории основано на том, что его деятельность совпала со временем, когда характер монгольского ига только что определялся, когда устанавливались самые отношения покоренной Руси к ее завоевателям. И нет никакого сомнения, что политическая ловкость Александра много повлияла на эти устанавливающиеся отношения. В качестве великого князя он умел не только отклонять новые татарские нашествия и давать некоторый отдых народу от страшных погромов; но и знаками глубокой покорности, а также обещанием богатых даней умел отстранять более тесное сожительство с варварами и удерживать их в отдалении от Руси. И без того по своей дикости и степным привычкам не расположенные к городской жизни, особенно в северных лесистых и болотистых странах, не привычные к сложной администрации народов оседлых и более общественных, татары тем охотнее ограничились временным пребыванием в России своих баскаков и чиновников с их свитою. Они не тронули ни ее религии, ни ее политического строя и совершенно оставили власть в руках местных княжеских родов. Ханы и вельможи их находили столь удобным и легким пользоваться огромными доходами с покоренной страны, не утруждая себя мелкими заботами суда и управления, а главное, оставаясь среди своей любимой степной природы. Александр действовал в этом смысле усердно и удачно; отстраняя татар от вмешательства во внутренние дела России, ограничив ее только вассальными отношениями и не допуская никакого послабления княжеской власти над народом, он, конечно, тем самым содействовал будущему усилению и освобождению Руси. По-видимому, он ловко умел также уклоняться от известной обязанности подчиненных владетелей водить свои дружины на помощь хану в его войнах с другими народами. Повторяем, то был блистательный представитель великорусского типа, который с одинаковой ловкостью умеет и повелевать, и подчиняться, когда это нужно.

Александр Невский на Плещеевом озере. Картина С. Рубцова

Автор жития сообщает любопытное известие о посольстве папы Римского к Александру. Папа прислал к нему двух "хитрейших" кардиналов, чтобы научить его латинской вере. Кардиналы изложили перед ним Священную историю от Адама до Седьмого вселенского собора. Александр, посоветовавшись с своими "мудрецами", т.е. с боярами и духовенством, дал такой ответ: "Все это мы хорошо ведаем, но учения от вас не принимаем"; затем с миром отпустил посольство. И действительно, мы имеем папские грамоты к Александру и его предшественникам, которые показывают настоятельные усилия Римской курии подчинить себе Русскую церковь. А в грамоте Иннокентия IV к Александру с этою целью приводятся даже ложные ссылки на Плано Карпини, по словам которого будто бы отец Ярослава в бытность свою в великой Орде у Гаюка обратился в латинство. В известных записях Карпини нет о том ни слова .


Легенда о Пелгусии, равно и подвиги шести мужей вошли в сказание об Александре Невском, которое встречается в позднейших летописных сводах (Новгород, четвертом, Софийском, Воскресенском, Никонов.). Приводим эту легенду (по Новг. четвертому).

"Бе некто муж, старейшина в земли Ижерской, именем Пелгусии; поручена бе ему стража морская; всприят же святое крещение, и живяше посреде роду своего погана суща, и наречено бысть ему имя в святом крещении Филипп; живяше богоугодно, в среду и пяток пребывая в алчбе; тем же сподоби его Бог видению страшну. Уведав силу ратных, иде противу князя Александра, да скажет ему станы, обрете бо их. Стоящю же ему при край моря, стрегущю обои пути, и пробысть всю нощъ в бдении; яко же нача всходити солнце и услыша шум страшен по морю, и виде насад един гребущ, посреди насада стояща Бориса и Глеба в одеждах червленых, и беста руки держаще на рамах, гребци же седяща аки в молнию одены. И рече Борис: "Брате Глебе! вели грести; да поможем сроднику своему Александру". Видев же Пелгусии таковое видение и слышав такой глас от святую, стояше трепетен дондеже насад отъиде от очию его; потом скоро поехав к Александру: он же видев его радостныма очима, исповеда ему едину, яко же виде и слыша. Князь же отвеща ему: "сего не рци никому же".

Замечательную аналогию с этим рассказом представляет подобная же легенда, которою украсилась победа современника Александрова, чешского короля Пшемысла Оттокара, над угорским Белою на берегах Моравы в 1260 г. Сам Оттокар в письме своем к папе рассказывает, что один преданный ему благочестивый муж, оставшийся дома по болезни, в день битвы удостоился видения. Ему явились покровители Чешской земли свв. Венцеслав, Адалберт и Прокопий; причем Венцеслав сказал своим товарищам, что войско их (чехов) слабо и надобно ему помочь (Тургенева Histor. Russ. Monumenta, II. 349).

Хотя составитель Сказания об Александре говорит, что он писал по рассказам отцов, а об Невской победе слышал от участников и даже от самого Александра; однако рассказ об этой битве обилует явным преувеличением относительно врагов. Во-первых, в неприятельском ополчении кроме Свеев (Шведов) будто принимали участие Мурмане (Норвежцы), Сум и Емь. Убитых врагов будто бы было так много, что наполнено три корабля одними знатными людьми; а прочих, которым ископали ямы, было без числа. Не более 20 убитых с русской стороны слишком тому противоречит и показывает, что битва вообще не имела больших размеров. Имя шведского вождя обыкновенно не упоминается, хотя он называется королем Римским (т.е. латинским, или католическим). Только в немногих сводах летописей прибавлено Бергель, т.е. Бергер (Новгор. четверт.). При описании битвы в некоторых списках еще говорится, что тут был убит воевода их Спиридон (Новгородская первая); тогда как имя Спиридона носил в это время архиепископ Новгородский. Что касается до известного Фолькунга Биргера, женатого на дочери короля Эриха, то он возведен в достоинство ярла несколько позднее, в 1248 г. (Geschichte Schwedens von Geijer. I. 152).

П. С. Р. Лет. Летописи упоминают о поездке Александра к Сартаку и походе татар на Андрея под одним годом, не связывая между собою эти два события. Прямое известие о наговоре Александра хану против своего брата Андрея находим только у Татищева (IV. 24). Карамзин считает это известие вымыслом Татищева (Т. IV, прим. 88). Беляев старается оправдать Александра от этого обвинения ссылкою на умолчание известных нам летописей и повторяет мнение князя Щербатова, что наговор был сделан дядею Святославом Всеволодовичем, к которому и относит слова Андрея: "доколе будем наводить друг на друга татар" ("Великий князь Александр Ярославич Невский". Временник Об. И. и Др. IV. 18). Соловьев в своей истории полагает известие Татищева вполне достоверным (Т. II, прим. 299). Мы тоже находим его достоверным, если принять во внимание все обстоятельства; Александр, очевидно, считал себя обиженным после того, как Владимирским столом овладел его младший брат, вероятно, употребив для того перед ханом какие-нибудь ловкие извороты.

О великом княжении Александра Невского см. Летописи Лаврент., Новгород., Софийск., Воскресен., Никонов, и Троицкая. См. папские грамоты: к Юрию Всеволодовичу (Historica Russiae Monumenta. I. N. LXXIII) и Александру Ярославичу (ibid. LXXXVIII). Leben des heiligen Alexandri Newsky у Миллера в Sammlung Russischer Geschichte. I.