Музейный урок день народного единства. Классный час "день народного единства"

Шефер Анна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира.

Тема: День народного единства.

Цели: Закрепить представление о том, что наша страна огромная, многонациональная, называется РФ, Россия. Закрепить знания о географическом положении страны на карте. Расширять представление о государственных праздниках, о празднике День народного единства, значении и истории его возникновения. Сообщить элементарные сведения об истории России. Формировать знания о многонациональности нашей страны, воспитывать уважение к другим народам и культурам. Закрепить знания о флаге, гербе и гимне. Учить рассказывать об истории и культуре своего народа. Развивать слуховое внимание и память.

Ход образовательной деятельности:

1. Прослушивание аудиозаписи гимна Российской Федерации.

Скажите ребята, как называется эта музыка? Правильно – это гимн - главное музыкальное произведение нашей страны. Он исполняется по самым торжественным случаям и все люди при этом встают в знак уважения и гордости за свою страну.

2. «Знаешь ли ты столицу, свою страну?»

Воспитатель: А кто знает, как называется столица России? (Москва)

Москва – огромный, красивый город, в котором есть много удивительных мест. Перед вами, ребята, центральное место Москвы - Красная площадь, на которой стоит Московский Кремль. В Кремле работает наше Правительство и его глава – Российский президент. Кто знает, как зовут нашего президента? Наш президент решает важные государственные вопросы, утверждает законы, заботится обо всех нас и о всей России, потому что он очень любит свою страну. А вы любите свою страну? (ответы) А за что? … Кто может ответить на этот вопрос? Потому что любовь к родине граждане страны испытывают просто потому, что живут в ней. Ведь родина у нас всех одна. Она объединяет людей, а вместе люди гораздо сильнее, у них больше возможностей делать великие дела!

Что мы Родиной зовем?

Край, в котором мы растем

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Каждый Россиянин знает и уважает основные символы своей страны – гимн, герб и флаг. Гимн мы уже слышали. Вот перед нами – герб России. Что изображено на нашем гербе? (ответы).

Чтение стихотворения «Герб России».

У России величавый

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

(В. Степанов)

Обратите внимание, что на нашем гербе у орла две головы, значит, он не пропустит ни одного врага. В лапах орла символы власти скипетр и держава, такие в старину были у русских царей. А это – наш флаг. Ребята, перечислите из каких цветов, он состоит.

Чтение стихотворения «Флаг России».

Белый цвет – берёзка,

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

(В. Степанов)

Белая полоска – символ чистоты намерений и благородства – означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам. Синяя полоса – символ миролюбия - говорит о том, что Россия против войны. Красная полоска – символ отваги – означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины от врагов.

Россия занимает самую большую и обширную территорию от Европы до Азии. Только в нашей стране есть и полярный пояс, и тундра, и тайга, и степь, и тропики. Наша страна многонациональная, в ней живут не только русские люди, но и многие другие: осетины, черкесы, татары, мордва, якуты, ханты, буряты.

Россией зовется наш общий дом

Пусть будет уютно каждому в нем

Любые мы трудности вместе осилим

И только в Единстве сила России.

Как вы думаете, какая национальность лучше? Все национальности равны, имеют ценную культуру.

3. Физминутка

В нашей стране горы высокие, (руки вверх, на носочках)

Реки глубокие (присели,

Степи широкие (руки в стороны,

Леса большие (руками описываем круг,

А мы - ребята вот такие!

4. Рассказ воспитателя о возникновения праздника – День единства.

4 ноября вся наша страна будет отмечать День народного единства. Хотите узнать, что это за праздник? В Москве на Красной площади стоит памятник Минину и Пожарскому (показать на фотографию памятника Минину и Пожарскому.) - На постаменте его начертаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Эти люди спасли свою страну от врагов, которые захватили ее.

Не всегда народы России жили в единстве. К сожалению, на протяжении всей истории Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось ее единство, когда в стране царили вражда и голод. 400 лет назад вражеские нашествия разорили страну дотла. Русская земля была занята врагами-поляками. Казалось, что Русское государство погибло и никогда не обретет былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства.

Осенью в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал собирать войско для борьбы с врагами.

Друзья и братья! Русь святая гибнет! - говорил он. - Поможем, братья, родине святой!

Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени - известного своей храбростью и честностью князя Дмитрия Михайловича Пожарского.

Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец, ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву. Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой «Умрем за Русь святую!» храбро сражались ополченцы и победили. Эта славная победа сделала навсегда незабвенным для нас день 4 ноября.

Так, в трудные времена проявились лучшие черты русских людей: стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью.

Теперь мы празднуем День народного ополчения как свой заслуженный праздник. И мы так же горячо любим свою Родину и готовы постоять за нее.

5. А сейчас, я хочу предложить вам, вспомнить мудрые пословицы о войне и мире…

Худой мир лучше доброй брани.

Войной да огнем не шутят.

Войну хорошо слышать, да тяжело видеть.

Вражда не делает добра.

Дружно за мир стоять - войне не бывать.

Если хочешь мира, будь готов к войне.

Мир - дело великое

Без смелости не возьмешь крепости.

Бой красен мужеством, а приятель дружеством.

Бой отвагу любит.

Бой - святое дело, иди на врага смело.

Умелый боец везде молодец.

Храбрость - пестра победы.

Воспитатель - Молодцы, много пословиц мы сегодня вспомнили…. Помните всегда, ребята: нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать, и забывать обиды.

Сегодня в честь Дня народного единства мы проведем акцию «Давайте жить дружно».

Я для вас приготовила ватманы, вам нужно будет расположить силуэты людей рядом друг с другом, как будто мы крепко держимся за руки - это будет символизировать, то, что мы вместе, мы едины, а значит и непобедимы!

6. Чтение стихотворений.

ЕДИНСТВО НАВСЕГДА

Ушли в историю года, цари менялись и года

Но время смутное, невзгоды, Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка, и славит стих былых героев,

Поверг народ врагов-изгоев, обрел свободу на века

И поднималась Русь с колен, в руках с иконой перед битвой,

Благословленная молитвой, под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города, с поклоном русскому народу

Сегодня празднуют свободу, и День единства навсегда!

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят, с историей живут,

Она объединяет, на подвиг и на труд.

Едино государство, когда един народ,

Когда великой силой, он движется вперед.

Врага он побеждает, объединившись в бой,

И Русь освобождает, жертвует собой.

Во славу тех героев, живем одной судьбой,

Сегодня День единства, мы празднуем с тобой!

В заключение нашего занятия мы дружным хороводом спляшем польку для души!

Шире круг, шире круг

Музыка зовет

Всех друзей, всех подруг

В шумный хоровод!

Дружат птицы в вышине

Дружат рыбы в глубине

Дружит с небом океан,

Дружат дети разных стран.

Шире круг, шире круг

Музыка зовет

Всех друзей, всех подруг

В шумный хоровод!

Дружат солнце и весна

Дружат звезды и луна,

Дружат в море корабли

Дружат дети всей земли.

8. Рефлексия. Ребята, вам понравилось наше занятие? Что было наиболее интересным? Чего нового вы узнали? Я думаю, что все, о чем мы сегодня с вами говорили, вы запомните, и будете любить свою Родину, держаться всегда вместе, и помогать друг другу, на этом наше сегодняшнее занятие окончено, спасибо всем, кто принял активное участие!

Дети слушают гимн Российской Федерации.


Физминутка.












Классный час "День народного единства"

    Купава Светлана Александровна, учитель начальных классов

Цель:

    формировать чувство гражданственности и патриотизма;

    формировать ответственность за судьбу Родины;

    дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612г.;

    расширять кругозор учащихся;

    развивать умение делать выводы, обобщать;

    способствовать развитию умения участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения;

    воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация.

Ход классного часа

I. Орг. момент

Начинаем мы опять
по истории шагать.
Постарайтесь все понять,
Про страну свою узнать.

II. Вступительное слово учителя.

Слайды 1-5

Идет просмотр слайдов, учитель читает наизусть стихотворение С. Васильева.

Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.

Учитель . – О чем это стихотворение? (о родине)

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

(Чувство торжества и гордости за свою Родину - Россию, за ее могучий и славный народ.)

Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.

Слайд 6

Звучит колокольный звон и учитель читает стихотворение:

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

Учитель .

День народного единства.

Слайды 7-8

Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова? (ответ)

Как вы думаете, к чему призывает нас праздник "День народного единства"?

(К единству россиян. Ведь именно в единстве, в единении народа сила России.

- Но откуда мы с вами все это знаем?

Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше, да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

Слайд 9 -10

А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда в России началась Смута великая. Так называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали государство Русское, разоряли, людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.

Тогда и наступил конец терпению народа. Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов.

Слайд 11 - 14

Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся выборный начальник горожан. Староста Кузьма Минин.

Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.

Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.

Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско, вооружить его и прокормить воинов.

Слайд 15 -16

Скоро собралась большая сила. Стали думать, кого позвать в предводители. Остановились на князе Дмитрием Михайловиче Пожарском. Пожарский был способным, умным военачальником, человеком честным и справедливым. Князь согласился возглавить войска, но при условии, что Минин будет заниматься хозяйством ополчения и его казной.

Слайд 17

По преданию, Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Пожарского на правление войском и выступление против врагов.

Слайд 18

В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.

Празднование, 4 ноября, Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

Войско во главе с Дмитрием Пожарским двинулось к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Слайд 19

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. Москва была освобождена.

Слайд 20

Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.

Слайд 21 - 22

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром бронзовый памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России с надписью: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”

А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

Слайд 23

В память освобождения Москвы от поляков в Москве был построен на деньги Д. Пожарского казанский собор, в честь Казанской иконы Божией Матери.

Подготовленный ученик читает стихотворение

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

III. Подведение итогов беседы.

Учитель:

Какая беда обрушилась в те года на Русь? (ответ)

Кто призвал русских людей на объединение для защиты своей Родины? (ответ)

Кто возглавил русское войско? (ответ)

Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения? (ответ)

Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно? (ответ)

Каким вам представился образ Кузьмы Минина? (ответ)

Сделайте заключение о чертах характера Минина и Пожарского, выбрав нужные слова.

Запись на доске

Спокойный, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее, самоотверженный, мужественный, стойкий, авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой.

Слайд 24 -25

Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила;

IV. Творческий проект

Учитель:

Какое ещё название имеет этот праздник?

В этот день мы оказываем помощь несчастным и нуждающимся, то есть занимаемся благотворительностью. А это значит, что мы делаем какие дела? (ответ)

Какое название можно дать этому дню. (День добрых дел.)

А что может сделать каждый из вас для тех, кто нуждается в помощи и поддержке.

1. "Чистый город" (уборка территории детского сада, благоустройство обелисков, памятников).

2. "Поможем детям" (сбор детских книг, игрушек для воспитанников Детского приюта).

3. "Спешите делать добрые дела" (помощь престарелым людям, инвалидам, ветеранам войны и труда, больным, одиноким).

Слайд 26

В заключение возьмёмся за руки и все вместе произнесём речевку:

Главное - вместе!
Главное - дружно!
Главное - с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!

Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!

Чтение наизусть стихотворение Натальи Майданик.

ПРИЗЫВНАЯ

В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

Учитель: Всем спасибо за общение.






























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • формировать чувство гражданственности и патриотизма;
  • формировать ответственность за судьбу Родины;
  • дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612г.;
  • расширять кругозор учащихся;
  • развивать умение делать выводы, обобщать;
  • способствовать развитию умения участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения;
  • воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация.

Ход классного часа

I. Орг. момент

Начинаем мы опять
по истории шагать.
Постарайтесь все понять,
Про страну свою узнать.

II. Вступительное слово учителя.

Слайды 1-5

Идет просмотр слайдов, учитель читает наизусть стихотворение С. Васильева.

Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.

Учитель. – О чем это стихотворение? (о родине)

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

(Чувство торжества и гордости за свою Родину - Россию, за ее могучий и славный народ.)

Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.

Слайд 6

Звучит колокольный звон и учитель читает стихотворение:

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

День народного единства.

Слайды 7-8

Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова? (ответ)

Как вы думаете, к чему призывает нас праздник "День народного единства"?

(К единству россиян. Ведь именно в единстве, в единении народа сила России.

Но откуда мы с вами все это знаем?

Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше, да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

Слайд 9 -10

А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда в России началась Смута великая. Так называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали государство Русское, разоряли, людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.

Тогда и наступил конец терпению народа. Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов.

Слайд 11 - 14

Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся выборный начальник горожан. Староста Кузьма Минин.

Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.

Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.

Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско, вооружить его и прокормить воинов.

Слайд 15 -16

Скоро собралась большая сила. Стали думать, кого позвать в предводители. Остановились на князе Дмитрием Михайловиче Пожарском. Пожарский был способным, умным военачальником, человеком честным и справедливым. Князь согласился возглавить войска, но при условии, что Минин будет заниматься хозяйством ополчения и его казной.

По преданию, Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Пожарского на правление войском и выступление против врагов.

В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.

Празднование, 4 ноября, Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

Войско во главе с Дмитрием Пожарским двинулось к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. Москва была освобождена.

Слайд 20

Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.

Слайд 21 - 22

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром бронзовый памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России с надписью: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”

А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

В память освобождения Москвы от поляков в Москве был построен на деньги Д. Пожарского казанский собор, в честь Казанской иконы Божией Матери.

Подготовленный ученик читает стихотворение

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

III. Подведение итогов беседы.

Какая беда обрушилась в те года на Русь? (ответ)

Кто призвал русских людей на объединение для защиты своей Родины? (ответ)

Кто возглавил русское войско? (ответ)

Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения? (ответ)

Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно? (ответ)

Каким вам представился образ Кузьмы Минина? (ответ)

Сделайте заключение о чертах характера Минина и Пожарского, выбрав нужные слова.

Запись на доске

Спокойный, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее, самоотверженный, мужественный, стойкий, авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой.

Слайд 24 -25

Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила;

IV. Творческий проект

Какое ещё название имеет этот праздник?

В этот день мы оказываем помощь несчастным и нуждающимся, то есть занимаемся благотворительностью. А это значит, что мы делаем какие дела? (ответ)

Какое название можно дать этому дню. (День добрых дел.)

А что может сделать каждый из вас для тех, кто нуждается в помощи и поддержке.

1. "Чистый город" (уборка территории детского сада, благоустройство обелисков, памятников).

2. "Поможем детям" (сбор детских книг, игрушек для воспитанников Детского приюта).

3. "Спешите делать добрые дела" (помощь престарелым людям, инвалидам, ветеранам войны и труда, больным, одиноким).

В заключение возьмёмся за руки и все вместе произнесём речовку:

Главное - вместе!
Главное - дружно!
Главное - с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!

Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!

Чтение наизусть стихотворение Натальи Майданик.

В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

Учитель: Всем спасибо за общение.

МБОУ Верхнебыковская ООШ Учитель истории и обществознания Венцова Л.А. Пояснительная записка. Воспитательной направленности образовательного процесса в современном учебном учреждении уделяется большое внимание. Сегодня, как никогда ранее, становится приоритетной задача формирования у молодого поколения гражданских ценностей: патриотизма, активной жизненной позиции, проявляющихся в любви к своей стране, ответственности за ее судьбу, в уважении к ее истории. Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Грамотный патриот – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие патриотизм включает формирование любви к своей семье, своему родному краю, своему обществу, природе, стране, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного патриота своей страны, а не стороннего наблюдателя. Формируя патриота, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека, личность. Поэтому патриот – это человек, проникнутый патриотизмом, т.е. преданностью к своей малой родине, своей земле, Отечеству, своему народу. С педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая национальным самосознанием, уважением к историческому и культурному наследию своего народа, к человеческой личности и правам человека. В данной методической разработке представлен урок по истории России для 5­9 классов, посвященный одному из Дней воинской славы России ­ 4 ноября. Этот день известен как День народного единства. В соответствии с Федеральным законом 4 ноября 2005 года наша страна впервые отметила День народного единства, который стал ежегодным торжественным и памятным Днем.

Тема урока: « День народного единства». Эпиграф к уроку: "Патриот ­ это человек, служащий Родине, а Родина ­ это прежде всего народ." (Н.Г. Чернышевский) Цель: сформировать представление о новом российском празднике, его истоках и значении, воспитание у школьников гражданских качеств, патриотических чувств. Ожидаемые результаты: Предметные: умение отвечать на заданные вопросы, проводить анализ, выделять причины, итоги, следствия, владеть понятиями данного периода; Коммуникативные: умение работать в группе, распределять обязанности, сотрудничать, слышать других учеников, доказывать свою точку зрения; Регулятивные: умение нести ответственность не только индивидуальную, но и солидарную за деятельность группы; Личностные: развитие толерантности; Познавательные: продолжить поиск информации и ее анализ после урока, использование дополнительной литературы для расширения кругозора. Ход урока: Учитель: Наша страна в последние годы официально обрела новый праздник «День народного единства», который теперь отмечается ежегодно 4 ноября. Вопрос: Скажите, а что такое единство? Зачем оно нужно? В каких условиях оно возникает? Ответ: Празднование этого дня связано с событиями российской истории далёкого 1612 года. Вопрос: Скажите, что же за события происходили в это время?

Ответ: эти события были связаны с освобождением Москвы от польских интервентов. Учитель: Русские люди всегда любили свою Родину. Во имя ее они совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи... Широко ты, Русь, по лицу земли В красе царственной развернулася! У тебя ли нет богатырских сил, Старины святой, громких подвигов Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью, Стать за честь твою против недруга За тебя в нужде сложить голову! Учитель: Какие чувства вызвало у нас это стихотворение? Ответ: Чувство торжества и гордости за свою Родину - Россию, за ее могучий и славный народ. Учитель: В разное время русские люди сочиняли пословицы, поговорки о Родине. Вот только некоторые из них. Своя земля и в горсти мила. Своя земля - свой прах. Без корня и полынь не растет Всяк кулик свое болото хвалит. Родимая сторона - мать, чужая - мачеха. Кто в Москве не бывал, красоты не видал. Учитель: Родина и единство... Давайте поговорим о том, как вы понимаете эти слова, в чем смысл сегодняшнего праздника? Ответ: В единстве, единении народа - сила России. Учитель: Но откуда мы с вами все это знаем? Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса,

вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам. А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века. О каком событии идет речь? Что за великая смута потрясла русскую землю? (ответы учащихся). Совершенно верно. Речь о событиях далекого 17 века, о смутном времени, когда Россия стояла перед выбором: быть или не быть. В то далекое время решалась судьба нашей страны и нашего народа. Было это 4 ноября 4 столетия назад. Вот почему, когда мы говорим о празднике 4 ноября, мы понимаем, что 4 ноября – это день единства всех российских народов; это день спасения России от самой большой опасности, которая когда­либо ей грозила; это возрожденный праздник со своей историей. Кстати, об истории: 4 ноября славится разными историческими событиями. А у нас, в России, в этот день отмечают освобождение России от польско­ литовской интервенции. Почти 4 столетия назад в начале ноября народное ополчение прогнало польских интервентов из Москвы и положило конец так называемому Смутному времени. В Смуту не могли разделить властные полномочия между собой бояре, а Речь Посполитая уже планировала, где и что на Руси возведет, когда приберет ее к рукам. Тянулось это долго, и если бы у польской шляхты осуществились планы, то не жить нам с вами ни в СССР, ни в России. Кто его знает, кем бы мы сейчас были?.. Ополчение уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Народ шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Воевать шли не за царя – его не было. Наши пра­пра­пра­пра­много раз пра­деды шли воевать за землю, и они победили. Тогда объединились все сословия, все национальности, деревни, города и метрополии. Этот день по праву называют Днем народного единства. Другого такого дня в русской истории не было.

Этот праздник отмечают с 2005 года. Непосредственной причиной введения нового праздника была запланированная отмена празднования 7 ноября, которое в сознании людей связано с годовщиной октябрьской революции 1917 года. Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства, была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. Она была поддержана думским комитетом по труду и социальной политике. 29 сентября 2004 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. Я прочитаю вам отрывок из стихотворения, а вы вспомните из курса отечественной истории, что происходило в тот период в нашей стране? Великое смятенье на Руси… Двенадцать лет нет доброго покоя. От царствия Бориса – посейчас В правительстве – разлад, В народе – смута, И пустота великая по землям, Да слезы вдов, Да горький детский плач… Есть от чего отчаянью гнездиться В душе моей: Столица сожжена, А Кремль в руках зарвавшихся поляков, Ох, тяжко стонет тягловый народ! Разруха, беспорядок, поруганье Святынь людских и святости церквей… Вокруг кого сплотиться русским людям? Кто избавленье от врагов нам принесет?

Учащиеся отвечают, что это период между царствованием двух династий: от смерти царя Федора Ивановича до воцарения Михаила Федоровича Романова, когда страну потрясали голодные бунты, появлялись самозванцы, и польско­ шведские интервенты пытались захватить русские земли. Учитель: Да, это очень нелегкий период в истории нашего Отечества, когда независимость нашей Родины висела в буквальном смысле «на волоске», и польско­шведские интервенты уже чувствовали себя в русских землях как дома. Учитель: давайте сегодня еще раз перелистаем страницы истории того тяжелого времени и попытаемся дать ответ на вопрос: кто же помог русским людям в лихие годы справиться с врагом? На экране – портреты исторических персон без подписей: Федор Иванович, Борис Годунов, Лжедмитрий 1, Василий Шуйский, Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин. Учитель: Кто эти гости? Подводится итог: учащиеся правильно ответили на вопрос. Далее учитель предлагает в списке исторических персоналий отметить те личности, которые сыграли важную роль в освобождении Москвы и всей России от поляков и помогли Михаилу Федоровичу Романову венчаться на царство. Учащиеся отмечают: Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин, Иван Сусанин. Учитель: 22 октября в 1612 году бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай – город. Князь Пожарский вступил в город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. Эта дата в отечественной истории считается концом Смутного времени и началом единения российского народа. Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству. Они заговорили о братской любви и жертвенности. Среди злобы, корыстолюбия и отчаяния, охватившего народ, они напомнили о том, что нет больше подвига, как отдать жизнь за брата своего... Выходец из народа Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский! Все

их помыслы, вся воля были устремлены к спасению Родины и веры отцовской. И они совершили невозможное, победили врага, полонившего страну. Это были трудные времена польской интервенции. Поляки хозяйничали в Москве, шведы захватили Новгород. Управление страной было полностью утрачено. В этих условиях нижегородский староста Кузьма Минин призвал народ к освобождению Родины. Командование ополчением возглавил опытный военачальник князь Дмитрий Пожарский. Весной 1612 года народное ополчение выступило в поход и в ноябре этого же года захватчики сложили оружие. Символом верности Родине вечно будет служить подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина. Он пожертвовал жизнью ради другого человека, юноши Алексея - будущего царя России. Патриотическое движение народа увенчалось полной победой. В Кремле восстанавливалась власть. В феврале 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова. Учитель: Я зачитаю вам отрывки из поэтических произведений, а вы попробуете ответить какому герою принадлежат строки: Люд русский! Православный люд! Ужели враг непобедим? Ужели землю отдадим? Нет! За собой народ ведя, Пойдем мы, жизни не щадя, Отчизну, родину любя! Давайте все, кто чем богат, Ничуть, нимало не тая. Поможем все, как брату брат, Ведь мы – одна семья! Учащиеся отвечают: Кузьме Минину Учитель: Какому герою принадлежат эти строки? «Куда ты ведешь нас?... не видно ни зги! –

Крестьянину с сердцем вскричали враги: ­ Мы вязнем и тонем в сугробинах снега:; Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега. Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути; Но тем Михаила тебе не спасти!» «Куда ты завел нас?» ­ лях старый вскричал. «Туда, куда нужно!» ­ крестьянин сказал. Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет, и не будет у Русской земли! В ней каждый отчизну с младенчества любит, И душу изменой свою не погубит» ­ «Злодей! – закричали враги, закипев: Умрешь под мечами!» ­ «Не страшен ваш гнев! Кто русский по сердцу, в суровом бою Умрет, защищая отчизну свою! Учащиеся отвечают: Ивану Сусанину. Сообщение про подвиг Ивана Сусанина заранее подготовленного ученика. Иван Сусанин – русский национальный герой, крестьянин из Костромского уезда. О жизни Ивана Сусанина не известно в точности почти ничего. Существует и такое мнение, что Иван Сусанин был вотчинным старостой. Польский король решил уничтожить претендента на русский престол Михаила Романова и послал свой отряд в место, где в это время находился Михаил со своей матерью. Поляки и литовцы отрядом подошли к селу Домнину Костромского уезда с целью убить новоизбранного царя Михаила Федоровича. Поляки наняли Сусанина в качестве провожатого. Иван Сусанин завёл отряд поляков в непроходимые болота. Сам Сусанин погиб, но и поляки уже не смогли выбраться из болот.В центре Костромы стоит памятник Ивану Сусанину. Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения

музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», драма Н. А. Полевого «Костромские леса», картина М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина». Учитель: А о ком это стихотворение? Этот памятник поставлен Двум героям всей страной В честь того, что был избавлен От бесчестья край родной. Учащиеся: Минину и Пожарскому. Учитель: Так кто же все­таки помог России преодолеть смуту и изгнать врага? Учащиеся: Сами русские люди, объединившись в одно ополчение. Учитель: Мы знаем, что во все времена единение народа было, есть и будет для нашей страны главной национальной идеей и в политическом, и в духовном плане. Это та историческая основа, которая связывает наше прошлое, настоящее и будущее. Учитель предлагает ответить на вопросы к викторине: (групповая работа) 1. В каком году впервые был отмечен День народного единства в современной России? 2. Какую памятную дату заменил День народного единства? 3. Назовите президента, при котором День народного единства стал красным днём календаря? 4. При каком царе впервые был введен праздник? 5. Что послужило исторической причиной возникновения этой памятной даты? 6. От кого была освобождена Москва и Россия в 17 веке, что послужило началом истории Дня народного единства? 7. Кем была высказана идея сделать праздничным днём в России 4 ноября в сентябре 2004 года? 8. Кто возглавил штурм Китай­города 1 ноября 1612 года?

9. Какой город стал центром празднования Дня народного единства в 2005 году? Учитель предлагает выполнить упражнение: «Продолжи предложения»: (групповая работа) 1. Самое дорогое для человека – это… 2. Патриот своей Родины – это… 3. Вдали от родного дома я буду вспоминать… 4. Долг для меня – это… 5. Свет в окнах моего дома – это… 6. Мне бы хотелось, чтобы будущее моей страны было… 7.Помогать Отечеству – значит… 8. Закон для меня – это… Учитель: Давайте же всегда помнить, что мы, россияне, ­ единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим. Давайте трудиться сообща во имя благополучия нашей Родины. Нас всех объединяет Россия, и пусть наша любовь к Отечеству служит общему благу! Наш народ спас свою Родину, спас веру и государственность. День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика. В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем эту клятву: Главное - вместе! Главное - дружно! Главное - с сердцем, горящим в груди! Нам равнодушие не нужно! Злобу, обиду прочь гони! Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны славы своих предков. Спасибо за внимание.

Всероссийский урок посвященный празднованию 4 ноября 2013 года Дня народного единства преследует следующие цели: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; изучению истории своего народа; воспитанию чувства ответственности и долга перед Родиной, уважению к государственным праздникам России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название работы: Открытый урок по теме: «День народного единства»

Предметная область: Обществознание. История. МХК

Аннотация: Открытый урок преследует следующие цели: воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; изучению истории своего народа; воспитанию чувства ответственности и долга перед Родиной, уважению к государственным праздникам России.

Должность: преподаватель общеобразовательных дисциплин

(обществознание и история)

Место работы: Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 24

Участники: учащиеся групп СПО/НПО (16-19 лет)

Методическая разработка открытого урока

по теме:

«День народного единства»

Москва

2014

Пояснительная записка

Всероссийский урок посвященный празднованию 4 ноября 2013 года Дня народного единства преследует следующие цели: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; изучению истории своего народа; воспитанию чувства ответственности и долга перед Родиной, уважению к государственным праздникам России.

Тип урока: комбинированный (интегрированный) урок с элементами игры.

Оборудование: Конституция РФ, персональный компьютер с выходом в сеть Интернет, мультимедийное оборудование (интерактивная доска), презентация Microsoft Power Point по данной теме.

Цели и задачи урока:

1.Углубить знания учащихся о событиях Смутного времени начала XVII века;

2.Содействовать усилению чувства гордости за Родину;

3.Способствовать нравственному и патриотическому воспитанию на примерах героев Народного ополчения 1611 – 1612года;

4.Воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живем в России, желание стать наследниками славных традиций русской истории.

Подготовка мероприятия : заранее подготовить презентацию по заданной теме, раздать учащимся темы и материал для подготовки сообщений.

Этапы урока:

I . Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Вступительное слово учителя

Слайд№1

Рассказ учителя:

4 ноября в России отмечается государственный праздник - День народного единства. Научное сообщество, средства массовой информации, общественные и политические деятели сделали немало, чтобы донести до общественного сознания смысл этого праздника.

Этот праздник замечательно запечатлен в стихах:

Выступление учащегося:

День народного единства

Отмечает каждый год

Кто России патриот.

Любит кто отчизну нашу,

Нет ее милей и краше!

И в ноябрьский денек

Грянет звонко поздравок,

В честь народа ополченья,

Родины освобожденья.

От поляков-интервентов,

На столицу претендентов.

Слава храброму народу,

За российскую свободу!

(http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/den-narodnogo-edinstva/8.htm )

III. Изучение нового материала

Слайд№2

День 4 ноября вошёл в отечественную историю как день освобождения в 1612 году Москвы от польско-литовских захватчиков.

История возникновения этого праздника отнюдь не проста, и до сих пор значительная часть россиян, как показывают данные социологических опросов, затрудняется с ответом на вопрос, какие события послужили поводом для учреждения нового государственного праздника.

Вопрос учителя, как же появился в нашем календаре новый праздничный день ?

Выступление ученика, который рассказывает об истории появлении праздника Дня народного единства.

Слайд№3

Изначально предполагалось, что 4 ноября станет одним из дней воинской славы России наряду с такими событиями, как Невская битва, Ледовое побоище и сражение на Куликовом поле.

Слайд№4

Позже внимание российских политиков сосредоточилось только на годовщине освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков. Далеко не последнюю роль, сыграло намерение правительства исключить из числа государственных праздников 7 ноября, который первоначально именовался «Годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции», а с 1996 года - «Днём согласия и примирения».

Слайд№5

Политики неоднократно заявляли, что 7 ноября ассоциируется не с согласием и примирением, а с расколом российского общества, вылившимся в кровопролитную гражданскую войну.

Слайд№6

В сентябре 2004 года с инициативой введения нового государственного праздника выступил Межрелигиозный совет России и московская патриархия, затем - думская фракция партии «Единая Россия». В соответствии с принятым законом были внесены поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации: празднование 7 ноября было отменено, а 4 ноября как День народного единства и согласия провозглашён праздничным (нерабочим) днём и в 2005 году был широко отпразднован в стране.

Слайд№7

Именно с этого года установилась традиция, согласно которой Президент Российской Федерации как глава государства возлагает цветы к памятнику Минину и Пожарскому на Красной площади.

Чему же посвящен этот самый молодой из государственных праздников современной России?

Рассказ учителя:

Слайд№8

На протяжении нескольких лет Россия была охвачена чередой тяжелейших потрясений, которые современники метко именовали «Смутным временем», «Смутой», а нынешние историки все чаще характеризуют как первую в истории нашей страны гражданскую войну.

Слайд№9 Слайд№10

После пресечения царской династии Рюриковичей, правившей страной более семи столетий, на престол впервые вступил избранный на Земском соборе правитель - царь Борис Фёдорович Годунов.

Смена царской династии происходила в самых неблагоприятных условиях: страна была охвачена затяжным экономическим кризисом, который в первые, годы XVII века. Неудивительно, что в народе воспринимали происходящее как божью кару за грехи общества, а главным грешником считали недавно избранного царя Бориса.

Слайд№11 Слайд№12

Слайд№13

В стране циркулировали слухи о злодеяниях Бориса Годунова, ему приписывали захват власти обманным путём и даже убийство младшего сына царя Ивана Грозного - царевича Дмитрия.

Слайд№14 Слайд№15

Вскоре в соседнем с Россией государстве - Речи Посполитой - появился самозванец, выдававший себя за «чудесно спасшегося» царевича Дмитрия.

Ослабление России было в интересах польских правящих кругов, которые тайно профинансировали сбор самозванцем наёмных войск на территории Речи Посполитой. На исходе 1604 года небольшое войско Лжедмитрия вторглось на территорию России, на сторону самозванца переходили многие россияне, недовольные царём Борисом Годуновым. В самый разгар противостояния, весной 1605 года, царь Борис скончался, и это предопределило успех его соперника: всего через два месяца Лжедмитрий вступил в Москву и был венчан на царство.

Однако самозванец удержался на престоле менее года - среди боярства росло недовольство его властью, а в народе раздражение вызывало засилье в царском окружении иноземцев (преимущественно - выходцев из Речи Посполитой).

Слайд№16 Слайд№17

В мае 1606 года боярам удалось осуществить государственный переворот, в ходе которого Лжедмитрий был убит, а царский венец перешел в руки главы заговорщиков - боярина Василия Ивановича Шуйского .

Четыре года его царствования сопровождались непрерывными бедствиями и потрясениями.

Ходили слухи о том, что «законный царь Дмитрий Иванович» спасся, и сражавшееся за него повстанческое войско под руководством бывшего холопа Ивана Болотникова уже к концу 1606 года подступило к Москве.

С немалым трудом повстанческая армия была отброшена от столицы и разгромлена, но к этому времени на западных рубежах России появился новый самозванец - Лжедмитрий II.

Слайд№18

Его разношерстное войско (в котором было немало как подданных Речи Посполитой, так и русских людей) летом 1608 года разбило свой лагерь в подмосковном селе Тушино; многие города присягнули «чудесно спасшемуся царю», не желая служить «царю-самовенечнику». Отчаявшись справиться с противником собственными силами, царь Василий Шуйский обратился за помощью к Швеции, получив ненадёжное наемное войско в обмен на территориальные уступки на северо-западных рубежах. Однако появление на территории страны шведских отрядов послужило сигналом к вторжению в Россию армии польского короля, вознамерившегося добиться как шведской, так и российской короны.

Слайд№19

Мужество и героизм россиян, решительно боровшихся против иноземных войск и русских сторонников самозванца, достойны благодарной памяти потомства: 20 месяцев героически сопротивлялся польским войскам гарнизон Смоленской крепости, 16 месяцев держал оборону от людей Лжедмитрия II и так и не покорился врагу Троице-Сергиев монастырь.

Слайд№16 Слайд№17

Летом 1610 г. непопулярный в народе царь Василий Шуйский был низложен и насильно пострижен в монахи; к концу того же года жертвой предательства пал и его соперник - Лжедмитрий II. Московские бояре заявили о своей готовности передать российский престол сыну польского короля - королевичу Владиславу.

Этот шаг сразу превратил недавних союзников России - шведских наёмников - в не менее алчных, чем войска польского короля Сигизмунда III, захватчиков.

Избрание на престол иноземного принца не принесло стране спокойствия. Польско-литовский отряд, вступивший в Московский Кремль с разрешения бояр, быстро превратился в оккупационный гарнизон, диктовавший москвичам все более и более неприемлемые условия проживания в их родном городе.

Между тем и королевич Владислав не торопился принять предлагаемый ему царский венец, отказываясь принять и главное условие российской стороны - перейти в православную веру.

Слайд№20 Слайд№21

В провинциальных городах уже в начале 1611 года стали формироваться вооружённые отряды, слившиеся к весне в Первое народное ополчение, вождями которого стали рязанский дворянин Прокофий Ляпунов и недавние сторонники Лжедмитрия II - боярин князь Дмитрий Трубецкой и казачий атаман Иван Заруцкий.

Слайд№22

Выступившие к Москве ополченцы, однако, не успели освободить Москву: москвичи в марте 1611 года подняли против оккупантов восстание, которое было жестоко подавлено, а сам город был предан огню. Как ни прискорбно, но мысль поджечь город была подсказана неприятелю самими же русскими людьми, державшими сторону неприятеля.

Пламя пощадило лишь Кремль и Китай-город, где и заняли оборону польско-литовские отряды. Подступившие к пепелищу столицы войска Первого народного ополчения начали было осаду города и даже успели добиться первых успехов.

Но отсутствие в рядах ополченцев единомыслия и доверия друг к другу погубило общее дело. Европейские современники уже предрекали Российскому государству скорую и неминуемую гибель. Поживиться за счёт русских земель планировали даже на противоположном конце Европы - в Англии и Испании.

Слайд№23 Слайд№24

В этот момент, когда, казалось, спасения ждать было уже не от кого, в Нижнем Новгороде началось формирование Второго народного ополчения.

Слайд№25

События того времени замечательно отражены в стихах Ирины Крымов ой

Выступление учащегося:

Очнулась Русь от тяжкой дрёмы,

Народной волей Русь сильна.

Воззванья церкви столь весомы:

За православие, страна!

На волжских берегах волненье.

Народный гнев даёт ростки.

Готовит Минин ополченье,

Пожарский поведёт полки.

Инициатива его создания исходила от нижегородского земского старосты Кузьмы Минина, среднего достатка торговца мясом. Именно он обратился к жителям Нижнего Новгорода с воззванием жертвовать ради спасения Отечества своим имуществом. Сам Кузьма Минин подал пример, пожертвовав на народное дело большую часть своего имущества.

Однако формирующемуся ополчению нужны были не только денежные средства и продовольствие. Не менее важен был предводитель, имеющий серьезный боевой опыт, и, вместе с тем, заслуживший у соотечественников высокий моральный авторитет. Военное руководство формирующимся ополчением было предложено князю Дмитрию Пожарскому. В свои 33 года он имел за спиной немалый воеводский опыт и, что было особенно важно, не был замечен ни в каких изменах, которыми так изобиловала тогдашняя эпоха

В начале 1612 года нижегородская рать отправилась в путь и весной расположилось в городе Ярославле. В Ярославле было получено известие о том, что к осаждённой Москве на выручку польскому гарнизону движется сильный отряд под командой гетмана Ходкевича с большим продовольственным обозом, Пожарский и Минин выступили на помощь остаткам Первого ополчения, которым командовал князь Дмитрий Трубецкой.

Слайд№26

Выступление ученика (стихи Ирины Крымовой )

Ходкевич войско из поляков,

Литовцев, венгров вёл к Москве

На помощь гарнизону шляхты,

Засела что в самом Кремле.

Пожарский дал в Москве сраженье

За Русь святую не в цепях.

И победило ополченье

В кровопролитных тех боях.

А вскоре гарнизон, что в сердце

Страны сидел, как острый нож,

Осадой взяли ополченцы.

Воспрянула Русь духом вновь.

Герои тех времён далёких –

Пожарский, Минин – на века!

О славном подвиге высоком

Звучит народная строка.

Силы Второго ополчения подоспели к стенам столицы как раз вовремя, чтобы преградить путь войску гетмана Ходкевича. Совместными усилиями ополчения Трубецкого и Пожарского в конце августа 1612 года смогли отразить попытку неприятеля прорваться в Кремль.

Слайд№27

Объединение усилий вскоре дало свои плоды: 22 октября 1612 года ополченцы выбили неприятеля из Китай-города, а 26 октября остатки польско-литовского гарнизона в Кремле капитулировали. Столица была освобождена от иноземного владычества, и это означало крупнейшую победу на пути преодоления Смуты.

Слайд№28

Лишь обретя единство, наши предки смогли 400 лет назад отстоять независимость Отечества, подтвердив тем самым евангельскую мудрость: «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом. разделившийся сам в себе, не устоит».

IV. Викторина:

Слайд№29

Методика: на проекторе показываются слайды, которые содержат фрагменты архитектурных сооружений Москвы, задача учеников, узнать, какое архитектурное сооружение показано на слайде. Первому ученику, давшему правильный ответ вручается приз.

Слайд №30

Вопрос:

Слайд №31

Ответ: Государственный исторический музей – один из лучших музеев Москвы, находится в самом центре столицы на Красной площади. Уникальная экспозиция отражает все вехи истории России с древних времен и до начала 20-го века, в музейных фондах хранится более 5 000 000 экспонатов. ГИМ является самым крупным музеем России.

Слайд №32

Вопрос: фрагмент какого сооружения Москвы вы видите на слайде?

Слайд №33

Ответ: Спа́сская башня - самая красивая и стройная башня Московского Кремля, главные его ворота.

Слайд №34

Вопрос: фрагмент какого сооружения Москвы вы видите на слайде?

Слайд №35

Ответ: Храм Василия Блаженного, который также широко известен как Покровский собор или храм Покрова Божией Матери, – один из самых красивых и древних храмов Москвы, самое главное украшение Красной площади.

Слайд №36

Вопрос: фрагмент какого сооружения Москвы вы видите на слайде?

Слайд №37

Ответ:

ГУМ - магазин, расположенный прямо на Красной площади, сочетающий имперский размах с советским шиком.

Сюда приходят не только за покупками, но и окунуться в историю, пробежаться по знаменитым мостикам, поглазеть на фонтаны и всячески насладиться процессом закупок, который в ГУМе всегда приятен, нескучен и по-хорошему нетороплив.

Слайд №38

Вопрос: фрагмент какого сооружения Москвы вы видите на слайде?

Слайд №39

Ответ:

Государственный Кремлевский Дворец - главная сцена страны - одна из лучших и престижных театрально-концертных площадок России.

На сцене Государственного Кремлевского Дворца проходят мероприятия всех жанров и направлений. Среди них эстрадные концерты, показы мод, кинопремьеры, балеты, оперы, форумы, цирковые представления и т. д. Здесь выступают российские и мировые звезды первой величины.

В Государственном Кремлевском Дворце проходят около 300 мероприятий в год.

Слайд №40

Вопрос: как называется сегодня это место Москвы, которое вы видите на слайде?

Слайд №41

Ответ:

Охотный ряд - одна из старейших улиц Москвы. Она проходит от Манежной площади до Театральной, параллельно Георгиевскому переулку и Никольской улице. Свое название улица получила в XVII веке, так как являлась маленькой частью большого московского рынка, где можно было торговать дичью. На протяжении веков торговая площадь несколько раз переносилась в другие части города, а название улицы прижилось.

Слайд №42

V. Закрепление пройденного материала

Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины

Литература для подготовки к уроку:

  1. Mosmetod.ru - Методические рекомендации по проведению Всероссийского урока, посвящённому Дню народного единства.
  2. http://ru.wikipedia.org -
  3. Скрынников Р.Г. Россия накануне «Смутного времени» - М., 1981.
  4. Зайцев Ю. В. История России: От глубокой древности до династии Романовых.- М., 2002.
  5. Морозова Л.Е. Смута: её герои, ученики, жертвы / Л.Е. Морозова. - М.: АСТ [и др.], 2004.