Организация местного самоуправления в современной Франции. Административно-территориальное устройство франции Франция административно территориальное устройство

2. Административно-территориальное устройство Франции

Французская республика – унитарное государство. Его составные части не являются ни государствами, ни государственными образованиями. Вплоть до недавнего времени административно–территориальная структура Франции и организация управления на местах воспроизводили те модели, которые были созданы в годы Французской революции и правления Наполеона I. Радикальные реформы были осуществлены в 80 –х годах посредством принятия законов о децентрализации.

В ст. 72 Конституции Франции говориться о том, что территориальными коллективами Республики являются коммуны, департаменты, заморские территории, которые свободно управляются выборными советами при соблюдении условий, предусмотренных законом. Компетенция местных выборных органов подробно регламентируется законодательством, и государство, в лице своих чиновников следит за тем, чтобы они не превышали своих полномочий.

Нижним звеном административно-территориальное деления во Франции является коммуна, которых насчитывается около 37 тысяч. Жители коммуны избирают сроком на 6 лет муниципальный совет, одновременно являющийся и низовым органом государственной власти, и органом местного самоуправления. Муниципальный совет из своего состава большинством голосов избирает председателя исполнительной власти – мэра.

Объединение нескольких коммун – это кантон, который введен для удобства управления государственными делами. В кантоне действует ряд должностных и ответственных лиц – судья, нотариус, руководитель жандармерии и т. п.

Коммуны объединены в округ. Во французском округе от 100 до 150 коммун, всего их около 300. главой округа является субпрефект, назначаемый правительством.

Следующим звеном управления является департамент, включающий около 400 коммун, или 35 кантонов. Руководит его деятельностью Генеральный Совет, куда каждый кантон назначает одного своего представителя - генерального советника. Во главе Генерального Совета стоит префект, которого назначает президент. При этом, префект не только решает общие вопросы, но и руководит работай департамента.

Крупнейшей административно-территориальной единицей Франции является регион. Регион имеет региональный совет, а возглавляется он префектом. Их создание в качестве объединения отдельных департаментов было начато еще в 1961 г. Однако попытка юридически сформулировать разделение всей страны на регионы путем вынесения соответствующего законопроекта на референдум в 1969 г. не получила поддержки у большинства населения. Несмотря на неодобрение проекта создания регионов на референдуме, уже несколько лет спустя, в 1972 г., был принят закон, придавший статус юридического лица. И только в 1982 г., с принятием Закона о децентрализации, было юридически оформлено образование региона в качестве территориального коллектива, а вся территория страны была разделена на регионы.

Из приведенных выше образований два – кантон и округ – по сути дела не обладают органами общей администрации и, скорее, выступают как территориальные пределы деятельности некоторых специальных административных органов. Кроме них во Франции существует целый ряд других специальных округов – это военные, судебные, школьные и другие округа, границы которых не всегда совпадают с границами административно- территориальных единиц. В современной Франции только коммуны, департаменты и регионы располагают органами самоуправления и служат территориальной основой деятельности самоуправляющихся территориальных коллективов. Именно в пределах этих трех единиц и функционирует сегодня система самоуправления во Франции.

Таким образом, в данном пункте нашей работы мы раскрыли особенности функционирования административно – территориального устройства Франции, указали органы управления каждой ступени административно-территориального деления.

3.Административно-территориальное устройство Италии

В соответствии с конституцией 1947 г. Италия - единое унитарное государство. Вместе с тем, основные нормы не препятствовали внедрению особой модели административно-территориального устройства, известной под названием «Областное государство» или «государство областных автономий». Более того, конституция закрепила два важнейших принципа «областного государства»: принцип политической децентрализации и принцип территориальных коллективов в рамках единого государства. На практике это означало предоставление самостоятельности, определенных административных полномочий всем территориальным коллективам: областям, провинциям, коммунам.

Самыми крупными единицами в Италии являются области (они могут создаваться при наличии не менее 1 млн жителей). В результате административно-территориальной реформы было образовано 20 областей, наделенных широкой автономией. Конституция 1947 г. признавала области автономными образованиями, обладающими законодательной, административной и финансовой самостоятельностью.

Особый статус имеют пять областей специальной автономии - Трентино-Альто-Адидже, Вале – д`Аоста, Фриули-Венеция-Джулия, Сицилия и Сардиния – они осуществляют власть и управление на основе собственных статутов – уставов, регламентирующих все вопросы организации и функционирования области. Остальные 15 областей обычной автономии действуют на основании предписаний Конституции и парламентских законов. В статутах таких областей вправе закрепляться только вопросы, касающиеся внутренней организации региона, осуществления права инициативы и референдума в отношении законов и административных актов области, порядка опубликования областных законов.

Конституционным путем областям были переданы полномочия, которые ранее входили в компетенцию государства. Прежде всего это законодательные полномочия. Определен перечень вопросов, по которым область вправе принимать собственные законодательные нормы. Законы областей не могут противоречить принципам национального порядка, международным обязательствам, интересам государства и других областей.

Провинции и коммуны по итальянскому законодательству одновременно являются территориальными единицами как государства, так и областного деления. Их функции и полномочия регулируются в общегосударственном порядке на основании единого закона от 17 мая 1990г.

Нижняя планка по численности населения провинции устанавливается в 200 тыс. жителей. Предусматривается возможность создания в провинциях административных округов в целях более эффективного осуществления управленческих функций. В соответствии с областными программами развития провинция принимает собственные многолетние программы и планы развития территории. На основании соответствующей программы провинция координирует деятельность коммун и самостоятельно действует в области экономики, производства, коммерции, туризма, а также социальной сферы.

Коммуны – низовые и самые многочисленные административно-территориальные единицы. При образовании коммун их население не должно быть менее 10 тыс. жителей. Коммуны обладают административными полномочиями в сфере социального обеспечения, благоустройства и использования территории, ее экономического развития, создания местных индустриальных зон землепользования.

В качестве самостоятельных административно-территориальных единиц, обладающих специальным статусом, согласно закону Италии об устройстве автономий 1990г., следует назвать девять крупных городов: Турин, Милан, Неаполь, Венеция, Генуя, Рим, Болонья, Флоренция, Бари.

Во всех территориальных единицах Италии есть представители центральной власти. В области эти функции возложены на правительственного комиссара. В провинции они возложены на префекта, который входит в систему министерства внутренних дел. В коммунах таким государственным чиновником является синдик, который информирует префекта о состоянии общественного порядка и безопасности, издает акты об осуществлении неотложных мер в сфере здравоохранения и гигиены, строительства и местной полиции. Синдик ведет реестр актов гражданского состояния и учет населения, выполняя предписания законодательства о статистике, регистрации избирателей, учете военнообязанных.

Франция – государство, занимающая крайнюю западную часть европейского континента. Она омывается Атлантическим океаном, проливом Ла-Манш и Северным морем, а на юге – Средиземным морем. От Бельгии и Люксембурга ее отделяют горы Арденны, от Германии – река Рейн, от Швейцарии и Италии – гора Юра и Альпы, от Испании – Пиренеи. В ее состав входит остров Корсика. насчитывает 22 региона, распределенные между 96 департаментами на территории метрополии, которые в свою очередь подразделяются на более чем 37000 коммун.

Провинции или регионы Франции

Франция также владеет четырьмя заморскими департаментами: Гваделупой, Мартиникой, Ганой и Реюньоном. Мартиника и Гваделупа располагаются рядом с Кубой; Гана – недалеко от Бразилии, а Реюньон – рядом с Мадагаскаром.

В состав Франции входят также два административно-территориальных образования с особым статусом: Мальорка и Сен-Пьер. Франция насчитывает еще несколько заморских территорий – Французская Полинезия в Тихом океане, Новая Каледония, а также Валис и Футина.

Заморские владения Франциии (Stasyan117 — Этот файл является производной работой от France (+overseas), administrative divisions — de (multizoom).svg)

Политический режим Франции

– президентская республика, основанная на конституции Пятой Республики. Последняя обязана своим появлением Шарлю де Голлю. Согласно конституции, исполнительная власть осуществляется президентом Республики и парламентом. Президент или глава государства избирается во Франции сроком на 7 лет в ходе всеобщих прямых выборов. В 2012 году президентом Франции стал Франсуа Оланд, до этого страной управляли Николя Саркози (2007-2012) и Жак Ширак (1995-2007, на второй срок переизбран в 2002).

Правительство во главе с премьер-министром определяет и осуществляет политику страны. Последний несет ответственность перед парламентом, представляющим законодательную власть. В состав парламента входит Национальная Ассамблея и Сенат. Депутаты Ассамблеи выбираются сроком на 5 лет путем всеобщих прямых выборов (выборы национального собрания).

Сенаторы избираются сроком на 9 лет путем непрямого голосования. Всеобщие прямые выборы – это когда любой гражданин, обладающий правом выбора, идет на свой избирательный участок и голосует. В ходе непрямые (косвенные) выборы – когда голосуют депутаты всех уровней.

22 региона во Франции управляются региональными советами, а департаменты – генеральными советами. Региональные советники избираются на 6 лет в ходе региональных выборов. Коммуны управляются муниципальными советами, чьи члены избираются на 6 лет. Во главе муниципального совета находится мэр, который представляет государство и коммуну.


В порядке административно-территориального деления в состав Французской Республики входят :
1. Метрополия (европейская часть Франции) - разделена на 22 региона и 96 департаментов;
2. пять заморских департаментов (DOM): Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон, Майотта;
3. пять заморских территорий (TOM): Французская Полинезия, острова Уоллис и Футуна, Сен-Пьер и Микелон, Сен-Бартелеми, Сен-Мартен;
4. три территории, имеющие особый статус: Новая Каледония, Клипертон, Французские Южные и Антарктические территории.

Таким образом, Франция делится на 27 регионов (regions) , из которых 22 находятся на европейском континенте, включая отдельный регион Корсика на одноименном острове, а ещё пять - заморские. Регионы не обладают юридической автономией, но могут устанавливать свои налоги и утверждать бюджет.

27 регионов разделяются на 101 департамент (departements) , которые состоят из 336 округов (arrondissements) и 2074 кантонов (cantons). Основой Франции являются 36 658 коммуны (communes). Департамент Парижа состоит из единственной коммуны. Каждый из пяти заморских регионов (Гваделупа, Мартиника, Французская Гвиана, Реюньон, Майотта) состоят из единственного департамента. У региона Корсика (включающего 2 департамента) - специальный статус административно-территориального образования, отличающийся от других регионов метрополии (континентальной Франции). Имеет самостоятельные органы управления, не подчиняющиеся центру. В 2003 был проведен местный референдум об объединении двух департаментов Корсики в один - но жители острова не захотели объединяться.

В ходе идущей в последние годы реформы государственного устройства, административное деление метрополии Франции (территории на континенте) и заморских владений Франции претерпевают некоторые изменения . Так, планируется сократить количество регионов метрополии с 22-х до 13-и. При этом количество департаментов останется прежним – 96. В 2015 году (с 01.01.2015) была образована городская метрополия в г. Лионе, который приобрел статус департамента. Уменьшится количество округов и коммун. Будет упразднено 6 округов и 123 коммуны. А вот количество кантонов уменьшилось почти вдвое: вместо действующих ранее 4 055 кантонов путем слияния осталось 2 074 кантона. Некоторые коммуны объединяются в государственные учреждения межкоммунного сотрудничества (EPCI - Etablissement public de cooperation intercommunale) для взаимодействия по вопросам транспорта, территориального планирования и т.д.

Подробнее:

Административно-территориальное деление Франции и ее последняя реформа в первую очередь имеют цель децентрализации государственной власти на местах. Органам управления любой административной единицы во Франции предоставляется ряд властных полномочий, которые они осуществляют на основании действующего законодательства на определенной территории административной единицы в рамках возложенных на них функций.

Так, на межрегиональном уровне представители исполнительной власти Франции осуществляют функции государственного управления в области таможни, гражданской авиации, автомобильных дорог, морского транспорта, организации тюрем, защиты прав молодежи. При этом интересы регионов представляют региональные префекты, а сами межрегиональные институты власти не имеют органов местного самоуправления и, соответственно, избирательных округов.

Регионы Франции, как административно-территориальные единицы , в свою очередь осуществляют функции местной власти на соответствующей территории в следующих сферах государственной деятельности: сельское и лесное хозяйство, продовольствие, организация труда, жилищно-коммунальное хозяйство, защита окружающей среды, образование, дела молодежи и социальной сплоченности, спортивное хозяйство, наука и здравоохранение, полиция (жандармерия). Глава региона – региональный префект, орган местного самоуправления – региональный совет, который избирается на региональных выборах. На Корсике, которая в целом имеет статус французского региона, орган местного самоуправления называется Совет Корсики, а представителей в этот орган избирают на территориальных выборах.

Департаменты Франции, как административно-территориальные единицы, в пределах своей компетенции на отведенной территории проводят политику в несколько других сферах государственной деятельности: государственные финансы, армия, образование, общественная безопасность, морской и наземный транспорт, функции социальной защиты и сплоченности населения. Глава департамента – ведомственный префект. В департаменте Буш-дю-Рон и в департаменте Парижа главой является комиссар полиции соответствующего департамента. Коллективный орган местного самоуправления в департамента Франции – Совет графства (в Париже – Совет Парижа, а в Лионе – Совет метрополии). Еще одно название этих органов – Сенат, который избирается на выборах в Сенат (в Лионе – «столичные выборы»).

В компетенции этих двух уровней административно-территориального деления Франции сосредоточены практически все основные полномочия государственного управления на соответствующей территории. Регионы вместе с департаментами решают и проводят в жизнь политику внутреннего управления по всем основным аспектам функций исполнительной власти: образование и наука, сельское хозяйство и промышленность, транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.

Округа в системе административно-территориального деления не имеют столь значимых властных полномочий. Они не имеют органов местного самоуправления, а выполняют роль суб-департаментов во главе с суб-префектом.

Кантоны, как административные единицы , не решают вопросы внутреннего устройства государства. На соответствующей территории они проводят политику, обозначенную соответствующими регионом и департаментом, на территории которых они находятся. Это относится и к самой мелкой единице административно-территориального устройства Франции – коммуне, главой которой является мэр. Коллективным органом самоуправления является Коммуна, члены которой избираются на муниципальных выборах. При этом коммуны Парижа, Лиона и Марселя коллективного органа местного самоуправления не имеют. Главным органом управления в них является пост «мэра городка», который также избирается на муниципальных выборах.

Вся система административно-территориального деления Франции разработана с целью наиболее демократического и, одновременно, более точного претворения в жизнь политики французского государства на местах. Она действует на основании действующей Конституции Франции и уже доказала свою эффективность.

В заморских владениях Франции административно-территориальное деление несколько иное . Здесь выделяют пять регионов: Гвиана, Гваделупа, Мартиника, Майотта, Реюньон, а также пять заморских сообществ со статусом регионов: Французская Полинезия, Сент-Мартен, Сен-Пьер и Микелон, Уоллис и Футуна, Сен-Бартелеми. Кроме того, заморская единица Новая Каледония также имеет статус региона наряду с Французскими Южными и Антарктическими территориями (ФЮАТ), а остров Клиппертон находится под непосредственным руководством французского правительства и не имеет административно-территориального деления.

Кроме этого, Французская Полинезия имеет собственное административно-территориальное деление. В ее состав входит 5 административных подразделений, которые делятся в свою очередь на коммуны, которых насчитывается более 40. Сен-Бартелеми в своем составе имеет 2 коммуны и 40 округов, Сен-Пьер и Микелон – 2 коммуны, Уоллис и Футуна – 3 округа (королевства) и 3 района, Новая Каледония – 3 провинции и 33 коммуны, Французские Южные и Антарктические территорияи (ФЮАТ) – 5 округов. Остальные заморские департаменты и сообщества Франции административно-территориального деления не имеют.

Как видим, в большинстве своем, формирование такой административно-территориальной единицы во Франции происходит на основании историко-природных характеристик конкретной местности. Множество регионов лежит в границах исторических областей - Нормандия, Бургундия, Бретань, Эльзас и др. Остальные регионы основаны в рамках географических характеристик. В их основе находятся такие географические объекты, как долины рек (Рона-Альпы, Центр-Долина Луары, Земли Луары), так и характеристики местного рельефа (Юг-Пиренеи, Аквитания, Лангедок-Руссильон), либо другие географические объекты (регион Корсика полностью занимает территорию одноименного острова).

Такое деление метрополии Франции на регионы произошло в ходе административной реформы 1950 года, хотя государственный деятель, который ее предложил - Серж Антуан, предполагал, что такое деление будет временным. Несмотря на это, регионы в утвержденных той реформой границах просуществовали до 31 декабря 2015 года. При этом от самих французов, да и от местных властей в регионах часто высказывались возражения по поводу некоторые границ и статусов регионов. Например, регион Земли Луары с момента его создания сразу был подвержен резкой критике, а французы называют его результатом административной некомпетентности. Были вопросы по региону Пуату-Шаранта, в котором до последнего времени отмечался раскол на две части с влиянием нескольких городов: Тур, Нант (в департаментах Дё-Севр и Вьенна) и Бордо в департаменте (Приморская Шаранта). Очень часто на собраниях местных органов власти обсуждался вопрос о воссоединении в один регион двух действующих - Нижней и Верхней Нормандии.

В результате рассмотрения подобных претензий, во Франции в 2010-х годах проваодится административная реформа, в ходе которой с 01 января 2016 года количество регионов путем объединения некоторых из них сокращено с 22-х до 13-и. Изменения коснуться не всех регионов Франции: регионы Корсика (22), Прованс-Альпы-Лазурный берег (21), Центр-Долина Луары (5), Земли Луары (12), Бретань (13), Иль-де-Франс (1) останутся без изменений и сохранят статус регионов Франции, как административно-территориальных единиц.

Изменения произошли в следующих регионах:
- регионы Юг-Пиренеи (16) и Лангедок-Руссильон (20) объединены в один регион под названием "Лангедок-Руссильон-Юг-Пиренеи" с административным центром в Тулузе;
- регионы Рона-Альпы (18) и Овернь (19) объединены в регион "Овернь-Рона Альпы" с административным центром в Лионе;
- регионы Верхняя Нормандия (4) и Нижняя Нормандия (6) объединены в один регион "Нормандия" с административным центром в г. Руане;
- регионы Бургундия (7) и Франш-Конте (11) объединены в регион "Бургундия-Франш-конте". Административный центр - Дижон;
- регионы Шампань-Арденны (2), Лотарингия (9) и Эльзас (10) объединены в регион "Эльзас-Шампань-Арденны-Лотарингия" с административным центром в Страсбурге;
- регионы Аквитания (15), Лимузен (17) и Пуату-Шаранта (14) объединены в один регион под названием "Аквитания-Лимузен-Пуату-Шаранта". Административный центр - Бордо;
- регионы Пикардия (3) и Норд-па-де-Кале (8) объединены в регион "Норд-па-де-Кале-Пикардия" с административным центром в г. Лилль.

Новообразованные регионы будут иметь статус регионов Франции как административно-территориальных единиц с предоставлением им полномочий, характерных для этой административно-территориальной единицы во Франции. Самым крупным регионом после реформы стал регион Аквитания-Лимузен-Пуату-Шаранта. Его площадь составила 84 059 км2, на которой по данным переписи населения в 2012 году проживало 5,8 млн. человек. Самым густонаселенным регионом остался регион Иль-де-Франс (11,9 млн. жителей в 2012г.), а самым маленьким - регион Корсика (8 680 км2).

Как видим, проводимая административная реформа учла некоторые претензии к бывшему административно-территориальному делению Франции на регионы и пошла навстречу. Так, регионы Верхняя и Нижняя Нормандии объединены в один регион - Нормандию, который имеет общую историю. Однако, некоторые предложения в оде реформы своего продолжения не нашли: регион Земли Луары не утратил статус самостоятельного региона и остался в предела своей территории. Результаты проведенной административной реформы на региональном уровне можно проследить на карте .


Подробнее:

Департаменты во Франции , как административно-территориальные единицы были образованы норм, прописанных в Указе об их образовании от 22 декабря 1789 года. Спустя 2,5 месяца 4 марта 1790 года Указ вступил в силу и в основу административно-территориального деления Франции легло ее деление на департаменты, границы которых определялись на основании границ исторически сложившихся округов и автономных общин.

В настоящее время во Франции выделено 101 департамент , из которых 96 расположены на территории метрополии Франции (включая 2 департамента на Корсике) и 5 заморских департаментов, имеющих особенный статус: Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон, Майотта. Средний размер департамента в метрополии Франции - около 5 880 км2, что в 2,5 раза больше, чем территория аналогичной территориальной единицы в Великобритании и в 3,5 раза больше - чем подобная административно-территориальная структура в США.

, в пределах своей компетенции на отведенной территории проводят политику в несколько других сферах государственной деятельности: государственные финансы, армия, образование, общественная безопасность, морской и наземный транспорт, функции социальной защиты и сплоченности населения. Глава департамента – ведомственный префект. В департаменте Буш-дю-Рон и в департаменте Парижа главой является комиссар полиции соответствующего департамента. Коллективный орган местного самоуправления в департамента Франции – Совет графства (в Париже – Совет Парижа, а в Лионе – Совет метрополии). Еще одно название этих органов – Сенат, который избирается на выборах в Сенат (в Лионе – «столичные выборы»).

Департаменты Франции, как административно-территориальные единицы делятся на округа и коммуны - самые мелкие единицы административного деления Франции. При этом сами департаменты образуют путем сообщества друг с другом регионы Франции. До 2016 года каждый регион состоял из 3-5 департаментов, хотя есть и исключения - регион Корсика, Верхняя Нормандия, Норд-па-де-Кале, Эльзас в своем составе имели всего по 2 департамента, а регионы Юг-Пиренеи, Рона-Альпы - по 8 департаментов.

Административная реформа Франции 2014 года не затронула принцип деления Франции на департаменты . И до ее проведения, и после реформы метрополия Франции остается разделена на 96 департаментов, сфера полномочий которых остается на дореформенном уровне. Кроме того, департаменты остались в составе тех же регионов, в которые они входили, либо вошли в состав новых регионов вслед за своими регионами, как их составляющие части. Это можно проследить путем анализа , где видно, что и до и после реформы, департаменты сохранили свои названия и границы.


Подробнее:

Административно-территориальное деление Франции включает в себя не только деление метрополии Франции, но и ее заморских владений. Здесь выделяют пять регионов: Гвиана, Гваделупа, Мартиника, Майотта, Реюньон, а также пять заморских сообществ со статусом регионов: Французская Полинезия, Сент-Мартен, Сен-Пьер и Микелон, Уоллис и Футуна, Сен-Бартелеми. Кроме того, заморская единица Новая Каледония также имеет статус региона наряду с Французскими Южными и Антарктическими территориями (ФЮАТ), а остров Клиппертон находится под непосредственным руководством французского правительства и не имеет административно-территориального деления.

Согласно принятой в 1946 году Конституции Четвёртой Республики, французские колонии Гваделупа и Мартиника в Карибском море, Французская Гвиана в Южной Америке и Реюньон в Индийском океане были определены как заморские департаменты. Являясь неотъемлемой частью Франции и Европейского союза, заморские департаменты представлены в Национальном собрании, Сенате, Экономическом и социальном Совете, выбирают членов Европейского Парламента и имеют евро в качестве валюты. Ст. 73 Конституции Франции устанавливает особое положение заморских регионов и департаментов, которое может учитываться в их законодательном режиме и административной организации.

Французская Гвиана, расположенная в Южной Америке, как заморский департамент имеет свое собственное административно-территориальное деление. Французская Гвиана разделена на 2 округа (Сен-Лоран-дю-Марони и Кайенна), которые состоят из 22 коммун. Коммуны в Гвиане, как административно-территориальные единицы, в отличие от коммун метрополии Франции, не относятся к определенному населенному пункту и часто имеют внушительную территорию. Например, коммуна Марипасула имеет площадь 18 360 км2, что по своим размерам больше соответствует размерам департамента метрополии.

Гваделупа, как заморское владение Франции , также имеет статус заморского региона (департамента) и достаточно разветвленное административно-территориальное деление. Французский департамент Гваделупа в настоящее время состоит из 2 округов: Бас-Тер и Пуэнт-а-Питр. Округ Бас-Тер в своем составе имеет 17 кантонов и 18 коммун, а в состав округа Пуэнт-а-Питр входят 23 кантона и 14 коммун. Ранее в состав Гваделупы входил и ещё один, третий округ - Сен-Мартен-Сен-Бартелеми, состоящий из 3 кантонов и 2 коммун. Однако 22 февраля 2007 года этот округ проголосовал за выход из состава Гваделупы.

Заморское владение Франции в Карибском море - Мартиника , также имеет статус заморского департамента и наделено соответствующими функциями. Несмотря на свои скромные размеры, чуть более 1 тыс. км2, Мартиника имеет развитое административно-территориальное деление. В настоящее время в составе Мартиники выделяют четыре основные административные единицы - округи: округ Фор-де-Франса (префектура отдела Мартиники: Фор-де-Франс) с 16 кантонами и 4 коммунами; округ Ла-Трините (супрефектура: Ла-Трините) с 11 кантонами и 10 коммунами; округ Ле-Марен (супрефектура: Ле-Марен) с 13 кантонами и 12 коммунами; округ Сен-Пьер (супрефектура: Сен-Пьер) с 5 кантонами и 8 коммунами. Таким образом, общую систему административно-территориального деления Мартиники можно обозначить так: 4 округа - 45 кантонов - 34 коммуны.

Майотта - также заморское владение Франции со статусом заморского региона (департамента). Административно-территориальное деление Майотты достаточно простое. В составе этого заморского департамента выделены 17 коммун. Причем их территория и население могут отличаться в несколько раз. Самая крупная коммуна на Майотте - Мамуцу (она же самая населенная) площадью 41,94 км.2 почти в 10 раз превосходит по территории коммуну Паманзи (4,29 км2). Самая слабо населенная коммуна - Аква, где проживает около 4,7 тыс. человек.

Реюньон - заморское владение Франции в Индийском океане со статусом заморского департамента. Административно-территориальное деление Реюньона имеет сложную структуру. Реюньон делится на 4 округа, которые в свою очередь состоят из кантонов и коммун. Округ Сен-Пьер - самый крупный и одновременно самый сложный в административно-территориальном делении. Он состоит из 16 кантонов и 8 коммун. Округ Сен-Поль в составе имеет 10 кантонов и 5 коммун, округ Сен-Дени - 4 кантонов и 5 коммун, округ Сен-Бенуа - 9 кантонов и 6 коммун. Коммуны на Реюньоне могут очень сильно различаться в территориальном плане. Их размеры могут колебаться от 26 км2 до 229 км2.

Ст. 74 Конституции Франции закрепляет возможность вхождения в ее состав заморских сообществ. Согласно этой норме, в заморских сообществах Франции возможно функционирование законов и обычаев, отличных от таковых в метрополии Франции, если это соответствует обычаям местного населения. Законодательные органы, избираемые на местных выборах, в таких сообществах обладают очень большой автономией и решают многие вопросы экономической и общественной жизни сообществ. Французская Полинезия, как одно из таких сообществ , имеет собственное административно-территориальное деление. В ее состав входит 5 административных подразделений, которые делятся в свою очередь на коммуны, которых насчитывается более 40.

Заморское сообщество Сент-Мартен , как административная единица Франции имеет статус региона, однако, на основании ст. 74 Конституции Франции также как и Французская Полинезия - имеет широкую автономию в управлении внутренними делами. Из-за небольшого количественного состава населения (чуть более 36 тысяч жителей), Сент-Мартен не имеет собственного административно-территориального деления.

Заморское сообщество Сен-Пьер и Микелон , как заморское сообщество имеет статус региона Франции. Этим сообществом управляет префект, назначаемый президентом Франции. Орган местного самоуправления - Территориальный совет (19 членов, избираемых населением на 6-летний срок). Состоящий из двух основных островов Сен-Пьер и Микелон имеет соответствующее административно-территориальное деление: делится на две коммуны, территориально соответствующие основным островам в составе сообщества.

Уоллис и Футуна также имеют статус заморского сообщества , которое в свою очередь делятся на 3 территориальных округа, совпадающих в границах с историческими королевствами (Аво, Сигав, Увеа). Самый крупный округ Увеа, в свою очередь, делится на три района. Большая часть границы между Ало и Сигавом на острове Футуна проходит по реке Ваинифао. Названия районов территориального округа Увеа заимствовано у тонганцев и в переводе на русский язык означают: хахаке - восток или восход; хихифо - запад или закат; муа - передняя часть острова.

Сен-Бартелеми, как заморское сообщество Франции имеет наиболее сложное административно-территориальное деление. Несмотря на свои очень скромные размеры (21 км2), этот остров имеет развитое территориальное деление. Сен-Бартелеми в своем составе имеет 2 коммуны и 40 округов-кварталов. Эти кварталы - одно из самых маленьких территориальных единиц в мире, имеющие площадь до 1 км2.

Новая Каледония, Французские Южные и Антарктические территории (ФЮАТ) и Клиппертон - это заморские административно-территориальные образования с особым статусом. Новая Каледония как административно-территориальная единица в свою очередь делится на три провинции и 33 коммуны: Южная провинция разделена на 14 коммун, Северная провинция - на 16 коммун, провинция Луайоте - на три.

Французские Южные и Антарктические территории или ФЮАТ делится на 5 округов , которые сформированы в пределах территорий крупнейших островов архипелага и других островов, включенных в состав ФЮАТ. Округа даже имеют соответствующие названия: земля Адели, архипелаг Кергелен, острова Крозе, острова Сен-Поль и Амстердам, острова Эпарсе. Последний округ (острова Эпарсе) не имеют населения, но как административно-территориальная единица имеет своего главу.

Клиппертон - это коралловый атолл , находящийся в восточной части Тихого океана. Он также имеет статус заморского особого административно-территориального образования Франции. До 21 февраля 2007 года административно подчинялся Французской Полинезии, теперь управляется непосредственно правительством Франции. Административно-территориального деления не имеет из-за своих небольших размеров и отсутствием жителей.

Административное деление Франции очень сложно устроено. Страна делится на административные районы, департаменты, округа, кантоны, коммуны. Помимо сухопутных владений Франция имеет ещё и приморские территории, которые находятся под ее властью.

Общая характеристика

Сухопутная часть Французской республики делится на 22 административных района и 96 департаментов. Заморских владений у Франции всего 10: 5 заморских территорий (Мартиника, Майотта, Реюньон, Гвиана, Гваделупа) и 5 департаментов (острова Уоллис и Футуна, Сен-Бартелеми, Французская Полинезия, Сен-Мартен, Сен-Пьер и Микелон). Помимо сухопутных и приморских в административном делении Французской республики имеются территории с особым статусом (Французские Южные и Антарктические территории, Клипертон, Новая Каледония).

Итак, в рассматриваемом государстве находится 27 административных единиц, 22 из которых- находятся на материковой части Европы, а 5 являются заморскими территориями.

В свою очередь, 27 регионов состоят из 101 департамента, 336 округов, 2074 кантонов. Основной административной единицей Франции являются коммуны, количество которых составляет 36 658 по всем уже государству. На протяжении последних пары лет во Французской республике проходят реформы устройства государства, в результате чего заморские территории и материковые владения государства претерпевают некоторые изменения. Правительство планирует уменьшить количество регионов с 22 до 13.

Количество департаментов остаётся все тем же. В настоящее время действует 2074 кантона и такое количество было не всегда. Данная административная единица уже претерпевала изменения и было принято решение уменьшить ее почти в 2 раза (было 4055 кантона, а осталось 2074). Что насчёт коммун и округов, их тоже планируют сократить. Будут убраны 6 округов и 123 коммуны. Несколько коммун собираются соединить в госучреждения для решения мелких вопросов правительства.

Административное деление Франции

Изменения

Изменения во Французской республике стали признаны официально с 1-го января 2016-го года. Административное деление республики сейчас представляет собой 18 регионов, в которых есть 101 департамент. Сегодняшние колебания в политике почти не имели влияние на заморские владения Республики и ее остальных владений, оставшихся от прошлого колониального режима.

Население и численность Франции

А вот на материковых французских краях много кто объединился в один регион, например: соединилось две части Нормандии, образовав один большой регион. Север – Па-де-Кале была объединена с Пикардией, Рона-Альпа с Овернью, а Бургундия стала единым целым с Франш-Конте, а Бретань осталась на прежнем месте. Страсбур стал столицей нового крупнейшего региона. Точно также повезло ещё одному городу республики -Бордо, который стал политическим центром региона.

Проведенная реформа имела цель перенесения власти и полномочий на местные органы государственной власти. Она носила название децентрализация и была проведена для усовершенствования распределения власти между высшими административными органами и местными органами управления. После проведения реформы местные власти получили право издавать нормативные акты, которые после издания утверждались высшими органами.

Особенности административных единиц республики

Также особенностью административного деления Французской республики является огромное количество коммун (36 000), в то время как в других европейских странах их всего лишь 12 000, 8 000 или еще меньше. Таким образом, мы замечаем, что это значит, что устройство Франции намного сложнее, нежели в других европейских государствах. Создание департаментов способствовало созданию коммун.

Правительство департаментов заключается в следующем- небольшая территория государства находится под управлением и под полномочиями того или иного департамента. А теперь подробнее о департаментах. Их общая площадь составляет более 5000 квадратных километров. У каждого департамента есть некая «столица», то есть главный город, за которым стоят непосредственно меньшие единицы-административные институты.

Документы на визу во Францию

Центр департаментов выбирается обычным способом, обычно, это самый большой город на его территории. Под их правительство попадает транспортное сообщение, экономика, культура, образование, социальное обеспечение, медицинское страхование. Главным направлением деятельности департаментов Французской республики является медицинское и социальное обеспечение.

Основным собранием является Генеральный совет, который избирается на заседаниях генеральных советников и переизбирается каждые 6 лет. Только члены меняются не в целом составе, а только наполовину. Совсем недавно появилась территориальная единица Франции-регион. В государстве имеется 26 регионов, 22 из которых расположены на материковой европейской части государства. Под правительством региона находится представитель высшего органа власти республики. Основными направлениями деятельности регионов является содействие санитарному, медицинскому,культурному, экономичсекому и социальному развитию его территории, а также обустройство региона. Граница региона проходит на границе департаментов, которые в нем состоят.

Франция делится на 27 регионов (régions ), из которых 22 находятся на европейском континенте, один (Корсика) - на острове Корсика, а ещё пять - заморские. Регионы не обладают юридической автономией, но могут устанавливать свои налоги и утверждать бюджет.

27 регионов разделяются на 101 департамент (départements ), которые состоят из 342 округов (arrondissements ) и 4039 кантонов (cantons ). Основой Франции являются 36 682 коммуны (communes ). Деление на департаменты и коммуны сравнимо с делением России на районы и городские/сельские образования.

Департамент Парижа состоит из единственной коммуны. Каждый из пяти заморских регионов (Гваделупа, Мартиника, Французская Гвиана, Реюньон, Майотта) состоят из единственного департамента. У региона Корсика (включающего 2 департамента) - специальный статус административно-территориального образования, отличающийся от других регионов метрополии (континентальной Франции). Имеет самостоятельные органы управления, не подчиняющиеся центру. В 2003 референдум об объединении 2 департаментов Корсики провалился. Все эти регионы являются частью Европейского союза.

Также можно сказать, что в состав Французской Республики входят:

1. Метрополия (разделена на 22 региона и 96 департаментов).

2. 5 заморских департамента (DOM): Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон, Майотта.

3. 5 заморских территорий (TOM): Французская Полинезия, острова Уоллис и Футуна, Сен-Пьер и Микелон, Сен-Бартелеми, Сен-Мартен.

4. 3 территории, имеющие особый статус: Новая Каледония, Клипертон, Французские Южные и Антарктические территории

23. Политическая система Франции
Государственное устройство и форма правления Франция типичная унитарная республика После Второй мировой войны президент страны генерал де Голль, опираясь на свой авторитет победителя, ликвидировал земельный строй и (Лотарингия, Шампань, Прованс и т.д.), который служил основой сепаратизма и центробежных процессов, и разделил государство на 94 небольшие департаменты Главой государства ныне президент, который назначает премьер-министра и членов правительства Высшим законодательным органом является парламент Он состоит из двух палат - Национального собрания и сената Правительство подотчетно парламентаменту.

Наиболее активное влияние на политическую жизнь оказывают политические партии.

Во Франции действует несколько десятков политических партий (на выборах в Парламент участвует обычно более 40, включая партии Корсики и заморских регионов). Наиболее крупными из них являются: на левом фланге – Французская социалистическая партия (около 900 тыс. членов), являющаяся одним из главных отрядов Социалистического интернационала, и Французская коммунистическая партия (около 400 тыс. членов), которая в настоящее время во многом пересмотрела прежние догмы. Ближе к правому центру находится Объединение в поддержку республики, основанное в 1958 г. сторонниками генерала де Голля (около 900 тыс. членов), отстаивающее самостоятельность Франции на международной арене, а во внутренней политике – «ассоциацию труда и капитала».


На правом фланге находится республиканская партия (около 160 тыс. членов). Крайне правые позиции занимает Национальный фронт (25 тыс. членов), выступающий с расистских позиций, в частности за изгнание из страны иммигрантов из бывших колоний.

На выборах партии обычно выступают в блоках, дробное деление на партии все чаще заменяется делением на левых и правых. С 1997 г. действует левое правительство блока социалистов и коммунистов (3 коммуниста из 32 членов правительства).

Основы статуса партий в конституционном праве Франции впервые определены Конституцией 1958 г. Она устанавливает: 1) принципы создания и деятельности партий (создаются и действуют свободно);

3) ограничения, связанные с их структурой и деятельностью (должны уважать принципы национального суверенитета и демократии – это означает, что внутренняя структура партии, ее деятельность должны соответствовать демократическим принципам). Все эти положения содержатся в одной довольно краткой статье Конституции.

Государство поддерживает политические партии по двум основаниям:

1) поддерживает партии и политические группировки, выдвигающие не менее 75 кандидатов в нижнюю палату парламента;

2) осуществляет финансирование партий и политических группировок в зависимости от численности их фракций в парламенте.

Партии должны ежегодно публиковать свои финансовые отчеты, в противном случае они лишаются государственной поддержки. Контроль осуществляет Национальная комиссия за контролем счетов по избирательным кампаниям и выборам.