Что дает человеку приключенческая литература. Принципы построения приключенческого сюжета

Не могу не сказать несколько слов о фантастике. Собственно фантастика это не жанр, а понятие, в которое входят такие жанры как НФ, фэнтези - её родная сестра, мистика и даже сказки, мифы, саги….
Лучшие образцы отечественной, в частности, фантастики дали Пушкин и Гоголь, Салтыков-Щедрин и Достоевский, Алексей Толстой и Булгаков…. Вспомните рассказ А. С. Пушкина «Уединённый домик на Васильевском», а «Пиковая дама» - разве это не фантастика? Вспомните «Штосса» Лермонтова, рассказ А. К. Толстого «Амена» и А. Н. Толстого «Граф Калиостро», И. С. Тургенева «Призраки», А. П. Чехова «Чёрный монах», Брюсова, Куприна, Грина, Платонова, Зозуля... Список можно продолжать до бесконечности…
Аркадий Стругацкий сказал: «ФАНТАСТИКА – ПРАМАТЕРЬ ВСЕХ ВИДОВ ЛИТЕРАТУР»
Я полностью согласен с нашим великим писателем и, не боясь каких-либо обвинений в чрезмерной категоричности, вслед за ним утверждаю, что мировая фантастика – праматерь и современница всех видов литератур. Вероятно, для многих сказанное явится неким откровением. Раньше (да, наверное, и сейчас) фантастика считалась, возможно, и считается, несерьёзным жанром. Эдаким «бедным родственником» на задворках литературы, лёгким чтивом для людей не очень любящих напрягать мозг.
Хочу честно сказать: всем видам фантастики предпочитаю научную. Возможно, кто-то считает жанр НФ скучным, изобилующим техническими подробностями, «погрязшем» в научных терминах, без любимого молодёжью, и не только молодёжью, экшена. А кто-то, может быть, даже посчитает его вымирающим жанром… Поверьте, вы ошибаетесь. А слухи о смерти сильно преувеличены.
НФ возникла не на пустом месте; ее элементы можно встретить в греческой мифологии (миф о Дедале и Икаре). Но первым начал писать то, что в дальнейшем получило название «научная фантастика» Жюль Верн. А его младший современник Уэллс показал, что фантастика может быть не только познавательно-развлекательным чтивом, но и серьезной, «большой» литературой. Обычно к «первопроходцам» относят и сэра Артура Конан Дойла, оставившего нам обширное литературное наследство, в том числе несколько НФ произведений, самое известное из которых, «Затерянный мир».
Фраза из критического обзора: «Одно не понравилось. Повесть написана по классическим канонам НФ»(!).
Что здесь скажешь? Печально!
Не раз мне приходилось слышать, (и не только слышать, но и читать) что фантастика – литература, точнее – недолитература, которую жульё пишет для слабоумных на тему «ты лети моя ракета».
«Не верю! Чего он меня пугает?» - вопит некто, с трудом одолев «Гиперболоид инженера Гарина». А в этот момент над его головой, в двухстах километрах, мертво и зорко, нестерпимо блестя на солнце, скользит спутник-истребитель, вооруженный смертоносным лазером и начиненный ядерной взрывчаткой. «Не верю! Не желаю я жить в этом будущем!» - надрывается он же, одолев несколько глав «Туманности Андромеды». «Не ве…» - начинает он, перелистав по диагонали «Шагреневую кожу», но тут же спохватывается: его еще в школе учили, что Бальзак – великий писатель.
«Фантастика - это литература для детей и юношества, призванная в увлекательной форме рассказывать о перспективах развития науки и техники, а главное - играть воспитательно-патриотическую роль». Современная НФ отличается большой «степенью свободы». Авторы, работающие в этом жанре, охотно идут на эксперимент, комбинируют, ищут новые формы. Иногда это получается лучше, иногда - хуже, порой сами авторы не могут определиться относительно жанровой принадлежности своих творений. Вполне вероятно, что в результате появится (или уже появилась?) совершенно новая разновидность фантастики, для которой еще только предстоит подобрать название, и за которой будущее.

Приключенческая литература занимает большое место в кругу чтения подростков, и это связано с тем, что она отвечает определённым запросам формирующейся личности. Именно в этом возрасте как никогда сильна тяга ко всему неизведанному, непознанному, опасному, и всё это подросший читатель находит на страницах приключенческих книг.

Своеобразие приключенческой литературы заключается в том, что она рассказывает своим читателям о необычных событиях и необычных обстоятельствах, создаёт особый мир, отличный от повседневной реальности.

Событийную основу произведения составляют захватывающие приключения, повествование насыщено действием, развивается стремительно, возможны неожиданные повороты сюжета и пересечение нескольких сюжетных линий .

Лучшие образцы приключенческой литературы написаны так, что читаются на одном дыхании и удерживают внимание читателя с первой до последней страницы.

Действие приключенческих повестей и романов разворачивается, как правило, в экзотических и далёких странах, на необитаемых островах ("Остров сокровищ" Стивенсона), в подводных глубинах ("Двадцать тысяч лье под водой" Жюля Верна), а то и вовсе в космических просторах или на других планетах ("Аэлита" А. Н. Толстого) .

Время действия может быть различным, но чаще всего оно максимально отдалено от настоящего момента, события разворачиваются либо в далёком прошлом (несколько столетий назад), либо перенесены в будущее (это особенно характерно для той части приключенческой литературы, которую принято называть фантастикой).

Более того, распространённым мотивом являются путешествия, перемещения в пространстве и во времени, так что в рамках одного произведения место и время действия может несколько раз меняться. Основную задачу повествования составляет сообщение о реальных или вымышленных происшествиях, и главная цель автора - потрясти воображение читателя, удивить его.

Отсюда острота фабульных ситуаций, накал страстей, мотивы похищения, преследования, тайны, невероятных научных открытий. Но приключенческая литература не только воздействует на эмоции читателя и даёт пищу его воображению, она раздвигает рамки его представлений о мире, расширяет его кругозор.

Приключенческие романы и повести зачастую насыщены историческими, географическими и другими подробностями, так что, переживая вместе с героями необычайные приключения, подросток одновременно получает большой объём новой информации, которая нередко запоминается лучше, чем те же сведения из школьных учебников.

В целом приключенческая литература в немалой степени способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию личности подростка. Необходимо отметить также, что приключенческая литература - понятие довольно широкое, оно может вбирать в себя такие явления, как детективные и научно-фантастические произведения.

Иногда довольно сложно отнести конкретное произведение к какому-то из этих жанров, поэтому, говоря "приключенческая литература", мы будем иметь в виду все вышеназванные понятия

Выводы по главе I

Все вышеперечисленные особенности и определяют собой стилистику приключенческой литературы. Она должна увлекать за собой своего читателя, поэтому язык такой прозы должен быть живым и доступным. Сюжет насыщен событиями, поэтому текст изобилует глагольными формами и сложными синтаксическими конструкциями.

Повествовательный элемент явно преобладает, а количество описаний сведено к минимуму, и даже пейзажные или портретные изображения динамичны: они готовят читателя к тому, каким образом будет развиваться действие на данном этапе повествования.

Главным средством характеристики героя становятся его поступки, в портрете же внимание акцентируется на нескольких ярких приметах внешности, деталях одежды, особенностях поведения.

Повествование в целом выстраивается так, чтобы как можно дольше удерживать внимание читателя, поэтому в качестве излюбленного композиционного приёма используется эффект неожиданности: недавно погибший герой чудесным образом возвращается к жизни, в самый опасный момент ему на помощь приходят друзья, а оружие врага оказывается незаряженным.

Приключенческая литература - литература крупных форм, дающих простор авторскому и читательскому воображению, поэтому самым распространённым жанром становится приключенческий роман. Внутри произведения объёмный текст делится на главы, каждая из которых часто заканчивается "на самом интересном месте", в момент неожиданного поворота сюжета.

Кроме того, чтобы заинтересовать читателя, приключенческая проза стремится к эффекту достоверности. Так в произведение входят реальные географические названия, даты, имена исторических личностей и другие характерные приметы описываемого места и времени: одежда персонажей, особенности их речи, их социальный статус.

Вся стилистика приключенческой литературы направлена на то, чтобы создать целостный художественный мир, живущий по своим законам и не уступающий в достоверности реальному миру .

Приключенческую литературу любят все: дети и взрослые. Хотя, правды ради, следует сказать, что

некоторые (дети и взрослые) такую литературу не любят вообще. Вот так по-разному все мы устроены.

Приключенческая литература – один из жанров художественной прозы, основным содержанием которой является увлекательный, захватывающий рассказ о реальных или вымышленных событиях.
Приключенческая литература отличается рядом признаков.

Признаки приключенческой литературы

1) Динамично развивающийся сюжет. Сюжет – это ряд последовательных событий, изложенных в повествовании. Сюжет – основа приключенческого произведения. Он может быть достаточно сложным, запутанным – тем интереснее читателю его распутывать. Главная интрига всегда осложняется побочными происшествиями. По этой причине иногда содержание приключенческого повествования рассказать бывает очень сложно.

2) Острота ситуаций, описанных в произведении. Иногда дух захватывает от поступков героев.

3) Накал эмоций. Читатель остро переживает события, описанные в произведении. Можно даже сказать, что он при чтении иногда ощущает себя действующим лицом. Или же остро сострадает героям.

4) В приключенческом произведении всегда присутствуют мотивы тайны, похищения, преследования, преступления, путешествия и т. п.

Жанры приключенческой литературы

Внутри приключенческой литературы выделяются несколько устойчивых жанров. Например, детективы . Основное содержание детективов – расследование какого-либо преступления. Мастерами детективов были Эдгар По, Артур Конан Дойл, Агата Кристи, Уилки Коллинз, Жорж Сименон и др. Сейчас популярны детективы Дарьи Донцовой, Стивена Кинга, Бориса Акунина, Хейдли Чейза, Александры Марининой и др.
Иногда детективные романы и рассказы создаются с одним сквозным персонажем – сыщиком-профессионалом или любителем (Шерлок Холмс у Конан Дойла, Эркюль Пуаро у Агаты Кристи и др.). Обычно весь сюжет посвящён поиску преступника (этим и поддерживается интерес читателя), а имя его обычно узнаётся в самом конце.
Другой устойчивый жанр приключенческой литературы – приключенческая фантастика , рассказывающая о вымышленных существах, их приключениях или о вымышленных событиях, происходящих с людьми. Действие фантастических произведений может происходить на других планетах, в прошлом или будущем. В таких произведениях действующими лицами могут быть инопланетяне, сказочные существа. Известные авторы фантастики – Герберт Уэллс, Рой Брэдбери, Станислав Лем, Кир Булычёв, А. и Б. Стругацкие.
Не менее известна историческая приключенческая литература , которая рассказывает о прошлой эпохе, при этом стараясь как можно точнее восстановить детали быта и обстановки. В этом жанре работали Вальтер Скотт, Александр Дюма-отец, Виктор Гюго. В исторических приключенческих романах обычно действуют вымышленные главные герои, а реальные исторические лица являются персонажами исторической литературы .
Ещё один жанр приключенческой литературы – путешествия в экзотические страны , знакомство с народами и племенами этих стран, природой. Такими путешествиями наполнены романы Фенимора Купера, Джека Лондона, Роберта Льюиса Стивенсона, Жюля Верна, Томаса Майн Рида, Джона Конрада, Генри Райдера Хаггарда.
К приключенческой литературе относятся также произведения занимательного сюжета , с оригинальными героями и их нестандартными поступками. Например, повести Аркадия Гайдара о приключениях подростков, романы Марка Твена о Томе Сойере и Гекльберри Финне.
Перечислить всех писателей, работавших или работающих в жанре приключенческой литературы, невозможно – их очень много. Любой список будет неполным и субъективным. Но, тем не менее, невозможно не назвать имена русских писателей, на приключенческих произведениях которых воспитывалось уже несколько поколений людей: Александр Грин («Алые паруса» и другие повести и многочисленные рассказы), Вениамин Каверин («Два капитана»), Алексей Толстой («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»), Аркадий Гайдар («Тимур и его команда», «Р.В.С.», «Чук и Гек»), Александр Беляев («Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия» и др.), Валентин Катаев («Белеет парус одинокий»), братья Вайнеры («Эра милосердия») и др.

История приключенческой литературы

Мотивы будущей приключенческой литературы формировались в глубокой древности в пределах других жанров. Ещё в древнегреческой литературе существовали произведения, в которых герой ударялся в бега и претерпевал различные приключения и препятствия: бурю на море, кораблекрушение, нападение пиратов, плен, чудесное спасение и т.д.
Как жанр приключенческий роман сформировался в середине XIX в. Но предпосылки для него существовали уже в конце XVIII в. К этому моменту изменилась и сама литература: на смену классицизму пришёл романтизм, а он уже предполагал в литературном произведении увлекательность, что и является непременным условием приключенческой литературы.

Дальше – больше. Начали развиваться картография, навигация и кораблестроение. Дальние страны сделались более доступными для европейцев и воспринимались уже не как сказочные пространства, а как пространства экзотические, но реальные, хоть и с другой культурой, другими народами. Начались исследования этих стран и их колонизация, что стало важнейшим мотивом приключенческих романов. Золотым веком приключений считается конец XIX-начало XX в.

Почему приключенческая литература так популярна?

Людям всегда хотелось оторваться от обыденности, раздвинуть мир, сделать его более разнообразным: с кипением страстей, с необыкновенными героями – красивыми, благородными, смелыми, всегда отстаивающими идеалы добра и справедливости. Словом, хотелось того, чего так не хватает в обыденной жизни. А мир приключений – к вашим услугам! Всё это вы найдёте в нём с избытком. По этой причине приключенческая литература никогда себя не изживёт.

Кроме того, приключенческая литература познавательна, а её герои часто служат примером мужества, честности, справедливости и нравственной высоты, а это всегда привлекает.

«Приключение» - это перевод понятия «авантюра» (от лат. adventura), которое означает «неожиданное происшествие» или «смелое предприятие». В русском языке слово «авантюра» употребляется в отрицательном смысле - как обозначение беспринципных и бесчестных поступков. Поэтому образовалось два наименования: литература приключенческая и литература авантюрная - соответственно для двух (высокой и низкой) её разновидностей.

Одно из древнейших произведений - поэма Гомера «Одиссея» уже имела черты приключенческой литературы: путь через опасности. Именно поэтому название гомеровской поэмы и стало нарицательным, синонимом странствий и приключений.

Средневековые героические песни и рыцарские романы рассказывали о странствованиях доблестных рыцарей во имя подвигов, об их приключениях («Смерть Артура» Т. Мэлори; «Амадис Гальский» Р. Монтальво). Рыцари участвовали в битвах, сражались с великанами и драконами, попадали в заколдованные леса и очарованные замки, вступали в поединки друг с другом. Но были и книги, персонажи которых уже не были рыцарями, и отличались они не доблестью, а хитростью и плутовством, почему и сами эти повествования назывались плутовскими («Жизнь Ласарильо с Тормеса…», 1554).

Когда времена рыцарства кончились, удача и богатство стали целью, которую преследуют персонажи приключенческих произведений. Среди них выделяется роман «Необычайные и удивительные приключения Робинзона Крузо» английского писателя Д. Дефо, показавший человека в борьбе с невероятными обстоятельствами. Моряк Робинзон Крузо, выброшенный штормом на необитаемый остров и проживший на этом острове двадцать восемь лет, стал олицетворением стойкости, силы разума человека.

Вскоре после романа Дефо появилась книга его соотечественника Дж. Свифта «Путешествия в различные отдаленные страны мира Лемюэля Гулливера», которая была задумана как пародия на всевозможные «путешествия и приключения».

Чередование занимательных происшествий - важнейшая особенность приключенческого повествования. Приключенческий роман научил писателей интересно рассказывать. Но, конечно, не только смена необычайных событий заставляет нас следить за приключениями. По ходу приключений раскрывается человек. История Робинзона Крузо содержит рассказ не только о приключениях, но и о становлении личности. Роман построен как исповедь и является столь же и романом воспитательным.

Продолжая придерживаться канвы приключений, многие писатели все больше внимания уделяли уже не происшествиям, а переживаниям - психологической стороне дела, все подробнее описывали и характер героя, человеческие взаимоотношения, окружающую обстановку. Романы, в которых приключения по‑прежнему играли немаловажную роль и даже значились в заглавиях (например, «Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенса), являлись романами психологическими, бытовыми, социальными, историческими. Таковы произведения В. Скотта и В. Гюго.

А литература приключений остается верна высокой романтике, зовет в далекие, неизведанные края, на подвиги, выдвигает деятельных, сильных духом героев, живописует драматически-напряженные моменты прошлого. Ярчайшим мастером приключенческого жанра выступает Александр Дюма-отец, автор многочисленных романов, из которых истинное бессмертие стяжали «Граф Монте‑Кристо» (1845–1846) и особенно «Три мушкетера» (1844) с их продолжением - «Двадцать лет спустя» (1845) и «Виконт де Бражелон» («Десять лет спустя», 1845–1850). В отличие от Вальтера Скотта, он устраивал своего рода исторический маскарад, игру в историю, но игру увлекательную. «Его романы, - писал о книгах Дюма А. И. Куприн, - несмотря на почти столетний возраст, живут вопреки законам времени и забвения, с прежней неувядаемой силой и прежним добрым очарованием».

Еще одним сохранившим до наших дней популярность певцом приключений был Майн Рид, сам переживший или хотя бы видевший многое из того, что он описывал в своих книгах, среди которых наиболее известной является «Всадник без головы» (1866). Как и романы Дюма, произведения Майн Рида полны энергии, действия, в них сильные характеры сталкиваются при исключительных обстоятельствах, повествование развертывается в отдаленных, необычных местах - в прерии, тропических лесах, на далеких, тогда еще не исследованных континентах. Майн Рид был республиканцем по своим политическим убеждениям, принимал участие в национально-освободительной борьбе, его идеал - достойная, свободная личность, человек, берущий в руки оружие только ради благородных целей.

Некоторые итоги развития приключенческого жанра подвел замечательный рассказчик Р. Л. Стивенсон, который свои лучшие книги писал специально для юношества. Сам Стивенсон с детских лет был постоянным читателем приключенческих книг, эти книги его самого позвали в дальние края, и он немало странствовал. Он создал своего рода образец романа путешествий «Остров сокровищ» (1883) и исторический приключенческий роман «Черная стрела» (1888).

Не только для детей, но и о детях были написаны знаменитые романы М. Твена «Приключения Тома Сойера» (1876) и «Приключения Гекльберри Финна» (1884). Том - это маленький Дон Кихот, начитавшийся, подобно герою М. Сервантеса, приключенческих книг и стремящийся воплотить прочитанное в жизнь. Его приятель Гек напоминает Санчо Пансу, оруженосца ламанчского горе‑рыцаря: беспризорник, которого кое‑чему уже научил жизненный опыт, он смотрит на вещи гораздо более здраво, чем фантазер Том, мальчик из обеспеченной семьи.

В отечественной литературе романтика приключений прекрасно претворена в произведениях А. Н. Толстого («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»), А. С. Грина, В. А. Каверина, А. Н. Рыбакова, А. П. Гайдара, В. П. Катаева и других.

Приключенческая литература вызывается к жизни открытием неизведанного. Человечество, обжив земной шар, овладело воздухом, вырвалось в космос: разве это не темы для приключенческих произведений? Однако у литературы свои темпы развития. Эпоха Великих географических открытий, начавшаяся еще в XV в., дала истинно великие произведения о странствиях и приключениях много лет спустя. В принципе нет сомнения в том, что и космическое пространство послужит местом действия замечательных приключенческих книг, которые смогут увлечь и взрослых и юных читателей.

Итак, что такое приключенческая литература? Относится ли, например, к ней наследие Джека Лондона? (кстати, мой любимый писатель). Аналогичный вопрос вызывают «Дон Кихот», «Робинзон Крузо», «Путешествия Гулливера». Не только отдельные произведения, но и целые жанры спорят за своё право называться приключенческой литературой.

«По современным понятиям, приключенческая литература — это совокупность нескольких прозаических жанров, отдающих приоритет действию перед характером, случаю перед будничным ходом жизни и динамике перед описательностью».

К приключенческой литературе принято относить детектив, роман путешествий, научную фантастику, авантюрный (собственно приключенческий) роман. От «серьёзной» литературы, приключенческая отличается по типу конфликта, который здесь особенно «конфликтен». Нередко преувеличиваются достоинства героя, а также значимость и «размеры» его поступков (подвига).

Очень часто приключенческая проза заселяется простаками, чьи наивные умозаключения оттеняют проницательность интеллектуалов (Портос или доктор Уотсон как выгодный фон для д’ Артаньяна и Шерлока Холмса).

Да, приключение - игра, но оно вместе с тем драма, поскольку его герой неизменно подвергается испытаниям — причём подлинной опасностью, а не тренированной ситуацией. Ответная реакция читателя — большое эмоциональное и интеллектуальное напряжение. Ведь поединки приключенческой игры ведутся на самом краю пропасти. Герой обычно преодолевает все препятствия и всё, как правило, заканчивается хеппи эндом, но в принципе счастливый финал похождений ему не гарантирован.

Произведения первой приключенческой волны отождествимы с серьёзной литературой: «Робинзон Крузо», «Приключения Гулливера», романы Вальтера Скотта и Филдинга. Дюма, По, Жюль Верн, Стивенсон, Конан Дойл — вот авторы второй «волны», под пером которых приключенческая литература принимает современный вид.

Вообще-то грань между приключенческой и «серьёзной» литературой весьма условна. Некоторые произведения позапрошлого, прошлого, да и нынешнего веков имеют словно бы двойное подданство, принадлежа одновременно той и другой. Вспомните хотя бы «Робинзона Крузо» или роман В. Богомолова «Момент истины».

Среди важнейших представителей советской, российской приключенческой литературы — А. Толстой и А. Грин, В. Катаев и В. Каверин, А. Беляев и И. Ефремов, бр. Стругацкие, А. Рыбаков, Ю. Семёнов и А. Адамов. Их лучшие приключенческие произведения входят в золотой фонд юношеского чтения, регулярно публикуются под маркой приключенческих изданий.

Зарубежная приключенческая литература только ХХ века может похвалиться такими примечательными именами, как Сабатини с его романами о капитане Бладе, фантастами Брэдбери, Азимов, Шекли, детективщиками Джон Диксон Кар, Кристи, Симеон и др.

Приключение вроде бы легкомысленно, беззаботно. Но за этой маской — неотложная забота: (может кому-то это покажется слишком пафосным) утвердить в сознании читателя высокий нравственный идеал. Приключенческая литература, сколь ни парадоксально может прозвучать такое утверждение, — назидательная, поучающая, воспитывающая.

Часто молодые авторы спрашивают: «А где он этот «воспитывающий» момент в моём рассказе (повести, романе), если я не вкладываю особого смысла в свой опус, а просто описываю придуманные или где-то услышанные приключения?» Смысл, а значит «воспитывающий момент» в таких произведениях присутствует всегда. Автор зачастую сам того не осознаёт. Вспомните, как после прочтения какой-то книги или просмотра фильма Вам вдруг хочется хоть чуть-чуть стать похожими на главного героя или героев — стать таким же сильными, смелыми, благородными…

Не могу не сказать несколько слов о фантастике. Собственно фантастика это не жанр, а понятие, в которое входят такие жанры как НФ, фэнтези — её родная сестра, мистика и даже сказки, мифы, саги….

Лучшие образцы отечественной, в частности, фантастики дали Пушкин и Гоголь, Салтыков-Щедрин и Достоевский, Алексей Толстой и Булгаков…. Вспомните рассказ А. С. Пушкина «Уединённый домик на Васильевском», а «Пиковая дама» - разве это не фантастика? Вспомните «Штосса» Лермонтова, рассказ А. К. Толстого «Амена» и А. Н. Толстого «Граф Калиостро», И. С. Тургенева «Призраки», А. П. Чехова «Чёрный монах», Брюсова, Куприна, Грина, Платонова, Зозуля... Список можно продолжать до бесконечности…

Аркадий Стругацкий сказал: «ФАНТАСТИКА - ПРАМАТЕРЬ ВСЕХ ВИДОВ ЛИТЕРАТУР»

Я полностью согласен с нашим великим писаелем и, не боясь каких-либо обвинений в чрезмерной категоричности, вслед за ним утверждаю, что мировая фантастика - праматерь и современница всех видов литератур. Вероятно, для многих сказанное явится неким откровением. Раньше (да, наверное, и сейчас) фантастика считалась, возможно, и считается, несерьёзным жанром. Эдаким «бедным родственником» на задворках литературы, лёгким чтивом для людей не очень любящих напрягать мозг.

Хочу честно сказать: всем видам фантастики предпочитаю научную. Возможно, кто-то считает жанр НФ скучным, изобилующим техническими подробностями, «погрязшем» в научных терминах, без любимого молодёжью, и не только молодёжью, экшена. А кто-то, может быть, даже посчитает его вымирающим жанром… Поверьте, вы ошибаетесь. А слухи о смерти сильно преувеличены.

НФ возникла не на пустом месте; ее элементы можно встретить в греческой мифологии (миф о Дедале и Икаре). Но первым начал писать то, что в дальнейшем получило название «научная фантастика» Жюль Верн. А его младший современник Уэллс показал, что фантастика может быть не только познавательно-развлекательным чтивом, но и серьезной, «большой» литературой. Обычно к «первопроходцам» относят и сэра Артура Конан Дойла, оставившего нам обширное литературное наследство, в том числе несколько НФ произведений, самое известное из которых, «Затерянный мир».

Фраза из критического обзора: «Одно не понравилось. Повесть написана по классическим канонам НФ»(!).

Что здесь скажешь? Печально!

Не раз мне приходилось слышать, (и не только слышать, но и читать) что фантастика - литература, точнее - недолитература, которую жульё пишет для слабоумных на тему «ты лети моя ракета».

«Не верю! Чего он меня пугает?» - вопит некто, с трудом одолев «Гиперболоид инженера Гарина». А в этот момент над его головой, в двухстах километрах, мертво и зорко, нестерпимо блестя на солнце, скользит спутник-истребитель, вооруженный смертоносным лазером и начиненный ядерной взрывчаткой. «Не верю! Не желаю я жить в этом будущем!» - надрывается он же, одолев несколько глав «Туманности Андромеды». «Не ве…» - начинает он, перелистав по диагонали «Шагреневую кожу», но тут же спохватывается: его еще в школе учили, что Бальзак - великий писатель.

«Фантастика - это литература для детей и юношества, призванная в увлекательной форме рассказывать о перспективах развития науки и техники, а главное - играть воспитательно-патриотическую роль». Современная НФ отличается большой «степенью свободы». Авторы, работающие в этом жанре, охотно идут на эксперимент, комбинируют, ищут новые формы. Иногда это получается лучше, иногда - хуже, порой сами авторы не могут определиться относительно жанровой принадлежности своих творений. Вполне вероятно, что в результате появится (или уже появилась?) совершенно новая разновидность фантастики, для которой еще только предстоит подобрать название, и за которой будущее.