Что происходит в главе фаталист. Сочинение на тему: Печорин - фаталист (по роману М.Ю

«Герой нашего времени» - роман одного героя. Образ Печорина собирателен, как говорит сам Лермонтов, он состоит из «пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Следует обратить внимание на композицию романа. Он состоит из пяти самостоятельных частей, объединенных главным героем, которые автор предлагает нам изучить не в хронологическом порядке, а в том, который лучше раскрывает характер Печорина.

С этой точки зрения особый интерес представляет для нас последняя глава «Фаталист», которая как бы является финалом, последним штрихом в портрете Григория Александровича.

В предыдущих главах автор рисует нам человека с незаурядным аналитическим умом, знающего все свои недостатки и слабости, показывает противоречивую личность. Он разочаровался в жизни, его судьба полна трагизма, он делает несчастными других людей, «часто без злобы, всегда без сожаления...» Печорин так и не сумел разгадать своего предназначения, не смог потратить силы «души необъятной» так, как следовало, не нашел цели в жизни.

В последней главе Печорин приезжает на левый фланг, в казачью станицу. Там он проводит время за игрой в карты с офицерами. Как-то раз разговор зашел о том, что «судьба человека написана на небесах». Офицер Вулич решительно выступает против этой точки зрения и заключает с Печориным пари. Он стреляет себе в висок из пистолета, но выстрел оказывается холостым. Следующий - настоящим. Казалось бы, спор решен, но Печорин, наблюдая за Вуличем, видит на его лице «печать смерти», говорит ему об этом, но Вулич не верит ему. Григорий Александрович все равно убежден, что офицер погибнет сегодня. Так и происходит: его случайно убивает казак.

Тема предопределенности проходит через весь роман. Печорин остается противоречивым и в этом вопросе. С одной стороны, он замечает «печать смерти» на лице Вулича, то есть верит предопределению, но с другой - высмеивает людей, которые считают, что звезды принимают участие в их жизни. Он рассуждает о том, что людям всегда было удобнее верить, что светила принимают участие в их жизни, пытается разобраться в своих ощущениях, прийти к единому мнению: «Происшествие этого вечера произвело на меня довольно глубокое впечатление и раздражило мои нервы; не знаю наверное, верю ли я теперь предопределению или нет, но в этот вечер я ему твердо верил: доказательство было разительно, и я, несмотря на то, что посмеялся над нашими предками и их услужливой астрологией, попал невольно в их колею».

Противоречивы и мнения офицеров по поводу судьбы. Кто-то спрашивает, зачем человеку разум и воля, если все уже решено, а кто-то восклицает, что своей судьбы не минуешь.

Но самым главным является последний эпизод в повести, когда вся станица собирается у избы Ефимыча (казака, который убил Вулича). Из всех выделяется лицо его матери, полное отчаяния. По мнению Печорина, взгляд Ефимыча не выражает решимости, но никто так и не отважился взломать дверь избы. Старый есаул предлагает застрелить преступника через щель, на глазах у матери, не дав ему возможности покаяться. Тогда Печорин совершает безрассудный и вместе с тем благородный поступок: он пробирается в избу и захватывает казака живым, спасая его от неминуемой гибели. Он как бы проверяет судьбу, зная, что если ему суждено погибнуть, то ничто его не спасет. Но Печорин остается жив.

Как мы узнали еще в начале дневника, он умер по дороге в Персию. Но в наших глазах он выглядит уже совсем другим к концу повествования. Он становится героем. Не одним из целого поколения, взятым в качестве примера набора пороков, а выдающейся личностью, со своими достоинствами и недостатками; противоречивым, уставшим человеком, который, несмотря на все трудности и беды, коих на его недолгом жизненном пути встретилось множество, продолжает верить в то, что получит избавление, в то, что его жизнь наладится, в то, что он найдет цель и достигнет ее. Он смело отдает себе отчет во всех своих поступках и мыслях, намерениях и желаниях.

Обезоруживая убийцу, Печорин совершает, наверное, первый поступок, имеющий смысл. Он фаталист, но не считает, что «своей судьбы не минуешь». Сначала он безнравственно рискует чужой жизнью, потом ставит под удар свою. В этом очередное противоречие. В этом - весь Печорин, герой нашего времени.

Завершающей частью произведения Лермонтова «Герой нашего времени» является повесть «Фаталист». События в данной главе происходят у казачьей станицы, где в течение двух недель пребывал главный герой. В основном офицеры тем и занимались, что играли в карты. Но однажды между ними произошел раздор.

Один из офицеров рассказывал всем находящимся один исламский рассказ о том, что судьба каждого человека уже давно решена и человек не является хозяином своей судьбы. Большинство согласились с этим утверждение. Однако нашел и тот, кто был не согласен. Горячий и отважный поручик Вулич. Он призвал испробовать рассуждение о предначертание судьбы человека. Поручик заявил, что если жребий брошен, то выстрел из пистолета не убьет его и предложил пари. Только один человек выразил согласие, это был Печорин.

В тот же миг Вулич взял пистолет, перезарядил его и выстрелил. Но оружие срикошетило. В тот же миг Печорин замечает на его физиономии смерть и сообщает, что тот сегодня умрет. Следующий выстрел сделал большую дыру в шляпе, висящей на стене. Затем Печорин усомнился в своих словах. Спустя некоторое время все расходятся. Когда Печорин направляется домой, то все еще обдумывает слова, которые сказал поручику и продолжает верить в них. По дороге он видит тушу порубленной свиньи, а люди разыскивали захмелевшего казака. Утром Печорина сообщают о том, что Вулича зарезал тот самый казак.

По своей натуре сам Печорин был фаталистом. Так когда представилась такая возможность, он сам принял решение узнать свою судьбу. Убийца поручика замкнулся в доме на окраине. Когда его отвлекли, Печорин влез в окно. Казак начал защищаться и стрелять, но Печорину удалось спастись целым. Когда он вернулся в крепость, то сразу же сообщает эту историю Максиму Максимович. Выслушав рассказ тот ответил, что с пистолетами такое частенько случается, и затем продолжил, видимо, в Вулича судьба такая.

В «Фаталисте» определённая ночная картина в размышлениях героя о сравнимости звезд и судеб людей словно переходит во «всемирной». Вырисовывается лирическое отступление, которое передает философский смысл образа Печорина и повести «Фаталист» как эпилога романа.

Вариант 2

В главе романа «Фаталист» все действующие лица объединяются вокруг главного героя. Эта глава – дневник Печорина, помогает наиболее точно понять все его действия. Печорин не согласен с обществом, он противостоит ему, но восстать против него он не может.

Печорин остается верен своим принципам, не смотря ни на что. В то время, когда его знакомые просят Вулича положить пистолет, Печорин предлагает или положить пистолет, или застрелиться. После трагических событий вечера мы наблюдаем интересные размышления главного героя романа. Да, он признает свою виновность, но со слов товарищей. Размышляя дальше, он приходит к выводу о том, что сегодняшнее поколение молодежи лишь жалкие потомки, не способные ни мыслить, ни чувствовать, ни действовать. Будто они скитаются по земле с мыслью о неизбежном конце. Он как бы ставил в упрек молодому поколению их бездействие. Но сам он целиком под властью фатума.

Во времена Печорина очень многие люди, вследствие невозможности объяснить то или иное событие были фаталистами, верили в неизбежность судьбы. Ввиду чего вся общественная жизнь казалась бесполезной и не имеющей смысла. Лермонтов в романе, но в основном в главе «Фаталист», хотел подчеркнуть, что кроме рока существует еще и воля человека. Таким он и пытался изобразить Печорина. Он испытывает свою судьбу, бросаясь навстречу смерти, и побеждает ее. Бороться и противостоять просто необходимо. Он действовал, но как бы по намеченному плану событий, для проверки или сравнения. Отправляясь в путешествие, Печорин обронил фразу: «Авось где-нибудь умру!» Заведомо готовя себя к неизбежности, и не важно, при каких обстоятельствах. Ведь физически Печорин абсолютно здоров, но душа была неизлечимо больна.

Печорин ненавидит всех вокруг. Причиняет боль просто так, без причин, даже самым близким людям. Эгоистическая натура героя несет лишь слезы и смерть. Он способен жить в своем индивидуализме, такое общество ему в тягость. Он никогда не жертвует своими принципами, своими взглядами, тогда как окружающих его близких с легкостью приносит в жертву. Такие его поступки совершаются не по злобе душевной, а по причине борьбы внутри его самого. Мы видим его измученным собственным эго. Печорину самому очень тяжело жить с такими разрывающими его взглядами. Но в то же время он не готов пожертвовать своими личностными принципами.

Лермонтов нам показал не эгоиста фаталиста, а поднял глубоко философскую тему о предназначении человека на земле.

Анализ 3

Место личности в обществе всегда волновали писателей и поэтов разных эпох. Множество произведений посвящено этой теме. Примеры поиска ответа на поставленный вопрос прослеживаются в творчестве М.Ю.Лермонтова. Роман «Герой нашего времени» не исключение.

Главный герой романа Печорин ищет смысл жизни, он постоянно испытывает судьбу и никак не может определиться со своим местом в обществе. Роман состоит из пяти частей, последняя из которых Фаталист подводит итог всего повествования. Все главы романа представляют собой отдельную сюжетную линию их можно рассматривать как самостоятельные произведения. Объединяют их всех главное действующее лицо.

К завершающей части романа Лермонтов последовательно приводит читателя предыдущими главами, в которых дается возможность понять характер и нравственный образ героя. Логическим завершением повествования стало философский-нравственные рассуждения Печорина о смысле жизни и оправданием его поступков. На первый взгляд умный человек, герой полностью полагается на судьбу. Он считает, что жизненный путь человека продиктован роком и изменить его нельзя.

Глава состоит классически из экспозиции, основной части и финала. Начинается она со спора между офицерами о закономерности судеб. Условно спор ставит перед автором задачу показать предопределен ли судьбой смертный час человека, ответственен ли герой за свои безрассудные поступки, играя со смертью. Вулич пытается доказать Григорию о реальном существовании фатума, на спор он выхватывает первый попавшийся пистолет и стреляет себе в голову. Пистолет дал осечку, что, по его мнению, ясно доказывает существование рока. Печорин же в выстреле увидел приближающуюся смерть Вулича, но тот выстрелил еще раз, тем самым показав напрасные предостережения героя.

Когда же Печорин узнает о гибели офицера от руки пьяного казака, он вновь подтверждает свое убеждение о существовании знаков судьбы, независимо от поведения человека и его поступков. Отличие главного героя от погибшего друга –это не без цельная его игра со смертью.

Основная часть главы «Фаталист» - проверка главным героем своей судьбы. Он, находясь на волоске от смерти, под прицельными выстрелами убийцы друга смог обезвредить преступника. Вот опять фортуна повернулась лицом в Григорию, который стал задумываться над тем стоит ли рисковать жизнью без причин и все ли зависит от судьбы.

Финальная часть романа- размышление героя о своей жизни, которая прошла без цели и разменивалась по пустякам. Печорин оказался лишним человеком для общества того времени, он это понимает, душа его пустота.

Интересен кольцевой прием, используемый М.Ю.Лермонтовым в идейно-сюжетной линии произведения. Роман заканчивается там же где начинался в крепости. Автор словно подчеркивает возможность повторного развития события.

Глава «Фаталист»- посвящение новому поколению. В ней Лермонтов показывает свое отношение к герою, мастерски выстраивая сюжет и поводя его к философской теории Печорина. Возможно неоднозначное отношение читателя к главному герою, но ясно одно Лермонтов - психолог души человеческой.

Над своим романом Лермонтов работал на протяжении 1838 года. Увидел свет роман только через два года. В «Герое нашего времени» поэт продолжает развитие той же идеи, которая составила основу стихотворений «Дума», а именно: отчего люди с огромным жизненным потенциалом и энергией не находят им достойного применения? Описанием жизни Печорина , главного героя романа, Лермонтов пытается осветить этот вопрос.

«Фаталист» – пятая часть романа «Герой нашего времени », в то же время, как и остальные четыре части, она вполне как самостоятельное произведение. Образ главного героя – объединяющее звено этих частей. Все действующие лица объединены вокруг него.

Если в первых двух частях – «Бэла», «Максим Максимыч» – о герое повествуют Максим Максимыч и сам автор, то последующие три части, в том числе и «Фаталист», являются дневником Печорина. Будучи таковыми, они помогают понять причины поступков героя. Если в четырех частях автор показывает социальную среду как ваятеля характера и нравственного облика Печорина, то в «Фаталисте» Лермонтова занимает то, может ли критически мыслящий человек, хорошо понимающий изъяны своего общества, восстать против них. С точки зрения фаталистов, это и бесполезно, ведь невозможно избежать того, чему суждено быть, ведь миром правит рок, или фатум.

Первоначально герой тоже так думал, особенно после гибели Вулича. Он безрассудно стремится испытать судьбу, считая, то, что написано на роду, того не миновать. Но каждый раз, выходя победителем из опаснейших ситуаций благодаря своему уму, трезвому расчету и бесстрашию, он начинал сомневаться, в фатуме ли дело? А, может, и нет его вообще? Так как природе Печорина свойственен скептицизм, толкающий его сомневаться во всем, он не может прийти к окончательному выводу на этот счет. Но уверен он лишь в одном: существует предначертание или нет, человек во всех ситуациях должен проявлять силу воли и решительность.

Автор при любом удобном случае акцентирует внимание на том, как Печорин все время брезгует светским обществом и чуждается его, ему там скучно. Он натура деятельная, а в обществе, к которому он принадлежит, вся деятельность направлена на мелкие интрижки и пустословие, внешнюю напыщенность. В этом обществе нет ни настоящей бескорыстной любви, ни дружбы, ни нормальных взаимоотношений между людьми. Но готов ли он восстать против такого общества? По-видимому, нет, а то не стал бы он убегать от него. Его борьба мелочна, так как проявляется при встрече с отдельными представителями света, а от того и не имеет будущего. Позже это понимает и сам герой, признающий, что в этой борьбе он истощил все свои душевные силы, необходимые для действительной жизни. Под действительной жизнью он подразумевает жизнь, проведенную в благородном служении обществу.

Печорин является представителем молодого поколения 30-х годов XIX века. Через него Лермонтов осуждает это поколение за неспособность их служить высоким целям.

Глава Фаталист является последней, завершающей частью романа. Действие начинается с жаркого спора, финал которого пари между Печориным и Вуличем. Тема предопределенность судьбы. Вулич в это верил, но Григорий был не согласен с ним. Он привык все отрицать, подвергать сомнению. Доказательства Вулича для него не существенны. Он должен убедиться во всем лично. Анализ главы «Фаталист» из романа «Герой нашего времени» раскроет позицию автора по отношению к Печорину и поможет понять, кем является Печорин, жертвой в сложившихся обстоятельствах или победителем.



Григорий предвидел его смерть и был удивлен, когда стреляя из заряженного пистолета, тот остается жив. Неужели ошибся? Как могло это произойти, ведь он четко видел на его лице печать смерти. Возвращался домой Печорин в глубоких раздумьях. Возле дома размышления были прерваны офицерами, возникшими внезапно и сообщившими новость о смерти Вулича. Вот оно, предопределение. Он знал, что Вулич не жилец и теперь убедился в своей правоте.

Решив испытать собственную судьбу, Печорин идет к дому убийцы, полагаясь на холодный расчет, храбрость и четкие последовательные действия, выручавшие его не раз в сложных ситуациях. Григорий моментально оценил ситуацию. Подметил малейшие нюансы дальнейшего развития событий. Увидев казака-убийцу, он отметил его нездоровый вид, сумасшествие во взгляде, панику при виде крови. Он безумец готовый умереть, но не сдаться в руки полиции. Тогда он решает в одиночку схватить убийцу. Прекрасная возможность сыграть в рулетку с судьбой.

Ему удалось схватить убийцу и остаться целым. Снова ему повезло. Он вновь остается жив. Так есть ли судьба или все зависит от человека. Вернувшись в крепость, он делится своими размышлениями с Максим Максимычем. Другой на его месте точно стал бы фаталистом, но только не Печорин. Поразмышляв на эту тему, Григорий приходи к окончательному выводу, что человек

«всегда идет смелее вперед, когда не знает, что его ожидает».



Данная глава размышления Печорина о себе и своих поступках. Его характер требует от него решительных поступков, борьбы, но восстать против действительности он не готов. В том обществе, к которому он принадлежит, нет ничего настоящего. Его борьба против него не имеет смысла и будущего. В этой схватке он растратил все душевные силы. Опустошенный морально он понимает, что сил для действительной жизни у него не осталось.

В своих записках Печорин признается:

«Зачем я жил? Для какой цели я родился? А верно, она существовала, и, верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначенья. Я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел, тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений лучшей цвет жизни…».

Неприкаянный, бесцельно существующий, духовно опустошенный он стал лишним в этом обществе и в это время.

«Герой нашего времени» – классика русской литературы. Это произведение затрагивает тему пороков общества, которые раскрываются через образ «лишнего» человека. Главный герой произведения Лермонтова красивый, умный офицер, имеющий сильную, целеустремленную личность и неизменно .

Однако, несмотря на все его достоинства, он не может найти свое место, мечется в разные стороны, тем самым, порой, разрушая судьбы окружающих его людей и женщин, которые его любят. Он описан настолько живо и реалистично, что вызывает к себе искренние эмоции.

Портрет Печорина в главе «Бэла»

Первое впечатление о главном герое мы получаем глазами Максим Максимыча, именно он помогает увидеть, каким предстает перед нами Печорин в главе «Бэла». Григорий Печорин здесь пылкий, страстный мужчина, который добивается своей возлюбленной Бэлы, используя при этом довольно рискованные и не всегда честные способы. Он разрушает семью девушки, выкрадывает ее обманом, показывая свою расчетливость и некоторую жестокость. В определенный момент он искренне верит в то, что именно это спасет его от вечной скуки жизни. Однако, он не просто забирает к себе девушку, но и , хотя сам в последствие теряет свои чувства к ней.

Бэла становится своеобразной целью для Печорина, и достигнув ее, он охладевает. До самой смерти девушки он пытается окружить ее своими чувствами, но сердце не обманешь, и бедная Бэла умирает с тяжелым сердцем, чувствуя себя нелюбимой и несчастной. При этом в Григории еще живут искренние человеческие эмоции, ведь он страдает по-настоящему, правда не очень долго.

Образ Печорина в главе «Максим Максимыч»

Эта повесть по хронологии должна завершать роман, однако он, конечно, занимает свое правильное место, ведь то, каким предстает перед нами Печорин в главе «Максим Максимыч», показывает, насколько сильно повлияли на его личность события, которые будут происходить далее, но уже через описание самого героя.

Характер Григория заметно ужесточается, он становится грубым, резким и совершенно равнодушным. При встрече с тем, кого не видел так долго, он не проявляет никаких чувств, словно презирая всякую сентиментальность.

Характер главного героя в главе «Тамань»

То, каким предстает перед нами Печорин в главе «Тамань», резко отличается от привычного для него состояния скуки и разочарования. Встретив необычную красавицу-контрабандистку, его, словно ребенка, тянет к этому необычному и словно сказочному человеку. Он превращается в мечтательного молодого человека, который ищет приключений и чего-то совершенного нового.

Однако, после того, как он был обманут, обокраден и чуть не убит, Григорий корит себя за эту слабость, и к нам возвращается уже привычный читателю образ.

Портрет Григория в главе «Княжна Мэри»

Взглянув на героя поверхностным взглядом, довольно сложно понять, каким предстает перед нами Печорин в главе «Княжна Мэри». Лишь погрузившись в повесть полностью, мы начинаем замечать, что в Григории как будто живут два разных человека, которые мешают друг другу жить, приводя к губительным последствиям.

Страстная, расчетливая и самовлюбленная половина героя заставляет его влюбить в себя чистую и невинную княжну Мэри. Как и в случае с Бэлой, это для него всего лишь цель, достигнув которой, он теряет к девушке всяческий интерес. Его привлекает игра, в которой он постоянно меняет маски, так и не дав узнать свою настоящую сущность. Завладев сердцем девушки, Печорин разбивает его и выходит из игры, ведь с самого начала эти отношения ему были совершенно не нужны.

А вот разумная, живая половина героя, словно совесть, пробуждает в нем искренние чувства сострадания, переживания. Именно они побуждают его встретиться с Лерой, единственной женщиной, которая знала его таким, какой он есть на самом деле, и при этом любящей его всем сердцем. Когда она уезжает, нам удается увидеть настоящие эмоции Григория, пожалуй, единственные за всю главу.

Образ главного героя в главе «Фаталист»

Перед нами живо раскрывается еще одна грань личности героя в том, каким предстает перед нами Печорин в главе «Фаталист». Как мы знаем, жизнь для него – игра, но лишь в конце мы видим, что Григорий способен замахнуться на игру и со смертью.

Он совершает по-настоящему , чтобы обезвредить опасного убийцу, но делает это не из благих побуждений, а чтобы в который раз почувствовать острые ощущения, проверить свою судьбу. Он рискует жизнью, при этом не придавая ей никакой ценности.

Григорий Александрович Печорин обладает сильным духом и незаурядными способностями, применение которым найти ему так и не удается. По ходу романа, к нему приходит осознание, что его сильная, беспокойная натура приносит людям, которые его окружают, лишь несчастья. А Вы только подумайте, на какие свершения был способен человек с такими умом, физическими данными и богатой душой, если смог найти свое место в жизни.

Еще в предисловии Лермонтов говорит о том, что его образ собирательный, и принадлежит не одному человеку, а целому обществу, что и заставляет задуматься читателя о своей собственной судьбе.