Даосизм основные понятия и проблемы кратко. Религия даосизм

Однако в хаосе, как цыплёнок в курином яйце, спал первопредок людей Паньгу. Он рос, и ему стало тесно в яйце. Тогда Паньгу пробил скорлупу и оказался между Ян, превратившимся в небо, и Инь, ставшей Землёй. Ещё 18 000 лет продолжал расти Паньгу, и своей головой всё выше и выше поднимал он небо, отделяя его от земли, а потом разрубил перемычку между ними, чтобы земля и небо не могли соединиться вновь».

До того как возник наш мир, везде царил хаос по имени Хуньдунь. Однажды пришли к нему владыка Севера Ху и владыка Юга Шу, которых иначе называли Инь и Ян. И чтобы улучшить жизнь хуньдуня, они просверлили в его теле те семь отверстий, какие теперь есть в голове всякого человека, - глаза, уши, ноздри и рот. Но продырявленный Хуньдунь от этого вдруг умер.

Древнекитайские мыслители использовали понятия «Инь» и «Ян» для выражения многих противоположных и сменяющих друг друга явлений. Важным моментом в первых философских построениях Древнего Китая было признание обратной связи между этими понятиями и человеческой жизнью, общественными явлениями. Считалось, что если люди действуют в согласии с естественной закономерностью, отражённой этими понятиями, то и в обществе, и в отдельных индивидах царят спокойствие и порядок, но если такого согласия нет, то страна и всё в ней приходит в смятение. И наоборот – неурядицы в обществе создают помехи для естественных проявлений Инь и Ян, для нормальной самореализации. Эти космогонические идеи явились основой религиозно-философского миропонимания древних китайцев и были изложены в древнекитайском тексте «И-Цзин» («Книга перемен»).

2. Даосизм

Древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в VI – V вв. до н.э. Главный источник – философский трактат «Даодэцзин».

Основные понятия:

§ «Дао» - имеет два значения: во-первых, это путь, по которому в своём развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; во-вторых – это субстанция от которой произошёл весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически ёмкую пустоту;

§ «Дэ» - благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало «Дао» преобразовалось в окружающий мир.

В мире существует единый и общий для всех вещей путь (Дао), изменить который не может никто. Высший долг и предназначение человека – следование дао. Человек не в силах влиять на мировой порядок, его удел – покой и смирение. Целью учения Лао-Цзы было самоуглубление, достижение духовного очищения, овладение телесностью. По теории даосизма, человек не должен вмешиваться в естественный ход событий. Основной принцип даосизма –теория недеяния.


3. Конфуцианство

Древнейшая философская школа, которая рассматривает человека, прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-фу-цзы), живший в 551-479 гг. до н.э., главным источником учения – произведение Лунь Юй («Беседы и суждения»)

Особенности конфуцианства:

§ основные вопросы, решаемые конфуцианством, заключаются в том, как необходимо управлять людьми и как вести себя в обществе.

§ представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера такого управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия – отношении е подчинённых к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчинённым – как отца к сыновьям.

§ конфуцианское «золотое правило нравственности» гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе .

§ Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остаётся актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора

Главные принципы конфуцианства:

§ принцип «жэнь» , то есть гуманность и человеколюбие;

§ принцип «ли», то есть почтительность и ритуал;

§ принцип «цзюнь-цзы», то есть образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными, но это прежде всего удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью;

§ принцип «вэнь», то есть образованность, просвещённость, духовность в сочетании с любовью к учению;

§ принцип «ди», то есть повиновение старшим по должности и возрасту;

§ принцип «чжун» , то есть преданность государю, нравственный авторитет правительства.


Проблема руководителей и подчинённых в конфуцианстве:

Качества, которыми должен обладать руководитель :

§ подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;

§ управлять на основе добродетели («бадао»);

§ обладать необходимыми знаниями;

§ верно служить стране, быть патриотом;

§ обладать большими амбициями, ставить высокие цели;

§ быть благородным;

§ делать только добро государству и окружающим;

§ заботиться о личном благосостоянии подчинённых и страны в целом

Качества, которыми должен обладать подчинённый:

§ быть лояльным по отношению к руководителю;

§ проявлять старание в работе;

§ постоянно учиться и самосовершенствоваться

Идеи Конфуция оказали значительное влияние на развитие не только философской, но и этико-политической мысли Китая, а также Японии, Кореи и других дальневосточных стран.

Даосизм - китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной практики, науки. Существует также даосская философия.
Даосизм следует отличать от Учения о Дао - более позднего явления, широко известного под названием неоконфуцианство.

Формирование даосизма
Даосизм в стабильной религиозной организации оформился только во II веке, но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше, во всяком случае в V - III веках до н. э. уже имелась развитая традиция, подготовившая элементы учения, активно используемые в средние века.

Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы царства Чу и других «варварских» государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в царстве Ци и философская традиция северного Китая.

Философские сочинения, относящиеся к даосизму, начинаются с эпохи Борющихся Царств (Чжаньго) в V век до н. э., практически одновременно с учением Конфуция. Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуанди.

Другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма - «Дао Дэ Цзин» (кит. 道德經). Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма.

Другим знаменитым текстом раннего даосизма является Чжуан-цзы, автором которого является Чжуан Чжоу (369-286 гг. до н. э.), известный под именем Чжуан-цзы, в честь которого и названо его произведение.

В начале 2 тысячелетия н. э. фигура Лао-цзы обожествляется, разрабатывается сложная иерархия божеств и демонов, возникает культ, в котором центральное место занимают гадание и обряды, «изгоняющие» злых духов. Пантеон даосизма возглавил Яшмовый владыка (Шан-ди), который почитался как бог неба, высшее божество и отец императоров («сынов неба»). За ним следовали Лао-цзы и творец мира - Пань-гу.

Элементы учения

Основы даосизма, философии Лао-цзы излагаются в трактате «Дао Дэ цзин» (IV-III вв. до н. э.). В центре доктрины - учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао - своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао.

Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Согласно учению даосизма, человек-микрокосм вечен так же, как и универсум-макрокосм. Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао. Каким же образом можно достичь такого слияния? Ответ на этот вопрос содержится в учении Дао.

Пути Дао присуща сила Де. Именно через силу У-вэй Дао проявляется в каждом человеке. Эту силу нельзя истолковывать как усилие, а наоборот, как стремление избегать всякого усилия. У-вэй - означает «недеяние», отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком. В процессе жизни необходимо придерживаться принципа недеяния - принципа У-вэй. Это не бездействие. Это деятельность человека, которая согласовывается с естественным ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее Дао означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Таким образом, даосизм учит созерцательному отношению к жизни. Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания. Таким образом, цель жизни осмысливалась в даосизме как возвращение к вечному, возвращение к своим корням.

Нравственный идеал даосизма - это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.

Дао проявляется через обыденную жизнь и воплощается в поступках обученных людей, хотя мало кто из них полностью «идет по Пути». Более того, сама практика даосизма построена на сложной системе символики взаимосоответствий и единения мира общего, космического, и внутреннего, человеческого. Всё, например, пронизано единой энергией ци. Ребенок рождается от смешения изначального ци (юань ци) отца и матери; человек живёт, лишь продолжая напитывать организм неким внешним ци (вай ци), переводя его во внутреннее состояние с помощью системы дыхательных упражнений и правильного питания. Всё по-настоящему «великое» связано с запредельным, Дао, которое при этом ежемгновенно проявляется в вещах, явлениях, поступках. Космическое здесь постоянно проецируется на человеческое и проступает в особом витальном «энергетизме», энергетической потенции как самого Дао, так и людей, которые смогли в полной мере постичь его. Сам путь Дао воспринимается как начало энергетическое, одухотворяющее, например, в «Чжуан-цзы» сказано: «Он одухотворил божества и царей, породил Небо и Землю».

Политическая и правовая мысль даосизма

Идеология раннего даосизма отражала воззрения мелковладетельной знати и общинной верхушки, их протест против чрезмерного обогащения правителей, усиления чиновничьего аппарата и расширения государственной деятельности. Утратившие свое былое влияние, эти слои добивались реставрации патриархальных порядков.

Основатели даосизма стремились развенчать идеологию правящих кругов, и в первую очередь официальный религиозный культ с его догмами о «небесной воле» и «государе - сыне неба», дарующих законы дао народу. Дао в интерпретации последователей Лао-цзы - это абсолютное мировое начало. Существующие в обществе недостатки даосы объясняли тем, что люди, предавшись суетным желаниям, отошли от первоначальной простоты, разорвали естественные узы, скреплявшие их с землей, и вместо мудрости полагаются на знания. Причиной общественных неурядиц является переход от изначального слияния человека с дао к развитию его способностей и знаниям.

В социально-этическом плане лейтмотивом даосизма проходят осуждение гордыни, проповедь среднего достатка и умеренности.

В «Дао дэ цзин» нашли отражение широко распространенные среди общинного крестьянства представления об имущественных переделах в пользу бедных. Небесное дао, говорится в каноне, «отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято».

Свои надежды на восстановление естественной простоты человеческих отношений Лао-цзы связывал с умными вождями из числа наследственной знати, которые смогли бы увидеть «чудесную тайну дао» и повести за собой народ.

Мудрый государь, поучали даосы, правит страной при помощи метода недеяния, то есть воздерживаясь от активного вмешательства в дела членов общества Лао-цзы порицал современных ему правителей за то, что они слишком деятельны, устанавливают много налогов и запретительных законов, ведут бесконечные воины. «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует».

Лао-цзы призывал знать и правителей «селиться ближе к земле», восстановить порядки, существовавшие в древности, когда люди жили небольшими разрозненными селениями, отказаться от использования орудии труда и отучить народ от знаний.

Социально-политическая концепция даосизма представляла собой реакционную утопию. Ее питали умонастроения тех слоев родовитой знати и общинной верхушки, положение которых было подорвано растущим имущественным и социальным расслоением. Не обладая реальной силой для борьбы с новой аристократией, эти слои претендовали на роль хранителей священной мудрости, не доступной другим. Одновременно они стремились поправить и свои имущественные дела, сравняться с аристократией богатства, используя для этого и общинные традиции взаимопомощи.

Дао - буквально «путь», в даосизме - бытие и изменение Вселенной в самом общем смысле. Безличностная сила, воля вселенной, которой должен соответствовать порядок всех вещей в мире
Дэ - буквально «добродетель» или «мораль». Добродетель, данная свыше (от Дао), не имеет характеристики физического, силового воздействия, в отличие от греческого «арете». Благодать, огромная духовная мощь, которой Небо наделяло правителя Китая и которую он мог передавать своим подданным
У-вэй - буквально «недеяние» - понимание того, когда надо действовать, а когда бездействовать
Пу - буквально «необработаный кусок дерева» олицетворяет энергию нетронутых природой предметов, если проще, то простоту души, душу пу.

Компоненты даосизма

Здесь огромное влияние имел даосизм – о нем мы сегодня и хотим поговорить.

В статье ниже мы подробно расскажем, какая история в нем кроется, кто был его основоположником, какие основные термины и идеи заключает в себе это направление мысли и как практикуют истинные даосы. Также вы узнаете интересные факты, раскрывающие суть этого китайского учения.

Что это такое

Даосизм – учение, получившее распространение в Китае. Оно считается одним из древнейших в мире – период возникновения датируют приблизительно 5-м столетием до нашей эры.

Даосизм называют религиозно-философским воззрением, потому что он вобрал черты обоих понятий:

  • философии с присущим ей изучением бытия, знания, Вселенной, философскими трактатами – дао цзя;
  • религии, которая опирается на веру в высшие силы и предполагает некий догматизм, а также непременные духовные практики – дао цзяо.

Однако подобное разделение едва заметно – как правило, даосизм рассматривают как совокупность религиозных и философских аспектов.

При этом здесь нет Бога как такового – в основе лежит понятие «дао». Оно многозначно и подразумевает под собой первоначало, путь постижения мироустройства, природу Вселенной и ее закономерности.Главная цель – слиться с дао, стать единым целым.

Есть мнение, что даосская философия является оппозиционной по отношению к конфуцианской, и оно не лишено основания. В обоих течениях присутствует понятие «дао», но трактуется оно несколько по-разному.

Конфуцианство видит дао как соблюдение моральных принципов, правил гуманизма. Оно предполагает постоянное самосовершенствование человека как частицы общества – обучение письму, точным наукам, музыке, спортивному мастерству. Другими словами, Конфуций смотрел на дао в разрезе общественной жизни.

В противовес ему даосизм рассматривает дао как природу всего сущего, первоначало бытия. Человек должен жить по законам природы, быть ее частью, забыв про собственное «я» и не вмешиваясь в размеренное течение жизни. Просто и естественно – вот главные характеристики даосской жизни.


Основоположники

Даосизм в виде, известном нам, окончательно сформировался во 2-ом столетии нашей эры. Однако есть подтверждения того, что уже в 5-3 столетиях до нашей эры существовало учение, в основе которого лежал дао.

Считается, что первоначально в основу мысли легли мистические верования:

  • шаманизм области Чу на южно-китайской территории с его обрядами и практиками;
  • обряды, связанные с магией, и вера в бессмертное существование, бытовавшие в китайской области Ци;
  • философия китайского севера.

Существуют легенды, которые называют основателем Хуана Ди, больше известного как «Желтый император». Его личность покрыта тайнами. Так, например, говорят, что сохранилась его гробница, но там содержится только одежда императора, сам же он обрел бессмертную жизнь.

Однако более подтвержденные и достоверные источники утверждают, что основоположником был известный мудрец по имени , который жил в 5-4 веке до нашей эпохи.


Лао Цзы объединил главные положения учения в единую систему, изложив догматические, ритуальные основы – так родилась книга «Дао дэ Цзин», что значит «Трактат о законе Дао и его проявлениях во Вселенной». Она стала основой для дальнейшего развития даосизма, будучировесником конфуцианских текстов.

О самом ученом известно очень мало, причем все сведения обросли легендами. Одно предание гласит, что матери Лао Цзы коснулись лунный и солнечный лучи, другое – что она случайно проглотила осколок горного хрусталя и таким образом зачала сына.

Женщина десятки лет носила в утробе дитя, поэтому он родился уже стариком. Отсюда появилось его имя, которое переводится как «Старый младенец».

Существуют свидетельства, что Лао Цзы был знаком с философией Конфуция и даже встречался с ним вживую в 517 году до нашей эпохи. Тогда Лао Цзы трудился в архиве при дворце династии Чжоу. Он критиковал Конфуция за то, что тот проповедовал слишком активную социальную жизнь – это в корне противоречило воззрению о дао и невмешательстве в силы природы.

Тогда он сформировал собственные идеи в противовес конфуцианским, начал нести в мир учение о дао и стал великим ученым. Разочаровавшись в государственности, он стал отшельником, изменял имена для окружающих, а в итоге принял решение уйти из Поднебесной.

С созданием книги тоже связана своя история. Во время путешествия Лао Цзы встретился с пограничником, который попросил его поведать о своих воззрениях. Скиталец записал главные идеи в восьмидесяти одном стихе, которые впоследствии стали трудом «Дао Дэ Цзин».

О дальнейшей судьбе Лао Цзы слагают легенды: он направился то ли в Тибет, то ли в Индию, где познакомился с буддийским учением, а возможно был на территориях, где позже образовалась Русь.

Ко 2 веку нашей эры слава о Лао Цзы распространилась по всему Китаю, последователи начали поклоняться мастеру и сравнивать его с божеством. Вместе с ним в пантеоне было множество духов – божественных и демонических, а также ритуалов, которые способны изгонять этих демонов.

Другим знаковым именем в становлении даосизма стал Чжуан Чжоу, живший в 4-3 веках до нашей эры. Он написал трактат «Чжуан-цзы», который дополнил существовавшие положения о дао.

Развитие идеи

Даосские школы стали оформляться в 1-2 веках н.э., с течением времени видоизменяясь, разделяясь или, наоборот, сливаясь с другими.


Главными из них были:

  • Школа Небесных наставников

Вначале известная как «Пять ковшей риса», она появилась в 1-2 столетии и развивалась в так называемую эпоху Шести династий. Позже она разделилась на северную и южную школы. В эпоху Тан, в 12 веке, они вновь возродились в виде Школы Истинного Единого – Чжэньи, распространенной на юге.

  • Цюаньчжэнь

Так называемый «монастырский даосизм». Он сформировался в постмонгольское время и нашел признание на юге страны.

  • Маошань

Известна также под названием Шанцин. Основными практиками были визуализация и контактирование с высшими силами. В начале 14 века пришла в упадок.

  • Линбао

Тесно связанная с буддийской мыслью, она делала уклон на медитативные практики. Также была поглощена, а затем вовсе прекратила свое существование в XIV столетии.

Существуя по соседству с буддизмом и брахманизмом, впоследствии оформившимся в индуизм, даосская мысль имела некоторые общие черты с ними, например, идею Абсолюта, а также идею об относительности жизни и смерти.


Индуизм

В V столетии количество даосов выросло, к ним примкнули отшельники, грезившие удивительно долгой (8-12 веков) или бессмертной жизнью, о которой говорит даосизм. В это время он становится больше религией, нежели просто философией. Главное отличие даосского воззрения – стремление к бессмертию, в то время как представители других религий мечтают о рае.

К 5-му веку было свыше двухсот пятидесяти трактатов даосизма, к XVII-му добавилось еще больше пятидесяти, а сейчас существует почти полторы тысячи сочинений.

Даосизм никогда не был традиционной религией. Он строился на принципах равенства людей, поэтому к нему массово присоединялись крестьяне, рабочие, низшие слои. Нередко проводились даосские народные восстания.

Во времена Танской и Сунской империи знание основных текстов даосизма входило в имперскую экзаменационную программу.

В Средневековье по всей стране строились монастыри, где жили монахи-отшельники и постигали природу Дао. К своим обрядам они допускали лишь посвященных. Нередко отдельные монахи жили в отчуждении, вырубая каменные кельи.

Во время правления Цин, начиная с 17 века, начались гонения на религию, были уничтожены даосские монастыри, сожжены священные книги. Правители ссылались на то, что даосизм является лженаукой со своей излишней созерцательностью и подрывает основы государственности. Такая ситуация продолжалась до середины 20 века, лишь изредка сменяясь периодами относительного признания.


Китайская живопись, XVII век

С приходом 60-х и культурной революции наступила реабилитация учения, вновь строились монастыри, а философская мысль начала двигалаться на запад. Современный даосизм – религиозно-философское течение, которое содержит уникальные монастыри, мистические обряды, отдающие эзотерикой, практики для тренировки ума, тела и души.

В современности даосское учение по большей части приобрело славу благодаря дыхательным упражнениям цигун, боевым техникам у-шу, а также направлению фен-шуй, которые зародились именно здесь. Отсюда берет начало также знаменитый символ мужской и женской энергии – инь-ян.

Основные положени

Что такое Дао

Это многозначное понятие, которое можно сравнить с Абсолютом. Дао – это:

  • нечто, порождающее все вокруг, непостижимое, постоянное, безымянное и бесформенное;
  • общий закон;
  • первооснова жизни;
  • начало и конец бытия;
  • мировой порядок;
  • вечный путь, постоянное движение.

Дао не имеет имени и формы, но дает их всему сущему. Только оно постоянно, а все остальное временно. Здесь соединяются противоположные явления, которые становятся единым целым.


Дао – пустота, но благодаря ей создается все. Только слившись с дао, можно познать счастье и бессмертие.

Лао Цзы сравнивал пустоту с комнатой: ведь в комнате важны не стены, а пространство между ними, то есть пустота.

Главные постулаты

Основные идеи даосизма заключаются в том, что человек – микрокосм, он существует бесконечно, как и Вселенная – макрокосм. Смерть в физическом плане значит лишь, что душа соединится с дао.

В даосизме не существует цвета, формы, личности и собственного «я». Есть пустота, а главная задача человека – созерцать и наблюдать. Любое действие, направленное против жизненного порядка, впустую тратит время, силы, а иногда может привести к плохим последствиям.

Главная цель даосизма – научить людей отличать доброе от злого и совершать только благие поступки, приоткрыть тайну Вселенной путем медитации и взгляда вовнутрь, приобрести гармоничные взаимоотношения с окружающим миром.


Чтобы постичь дао, нужно помнить и соблюдать три главных правила:

1. Питание души

В человеке живут божественные и демонические существа. Добрые поступки подпитывают добрых божеств, а злодеяния кормят демонов. Чем больше добродетели в человеке, тем ближе он к счастью.

2. Питание тела

Питаться нужно без излишеств, соблюдая диету и посты. Идеальное питание – своей слюной и росой трав. Тело нужно питать также физическими и дыхательными упражнениями, а сексуальные отношения должны быть с постоянным партнером.

Путь аскетичного воздержания в еде был сложным, поэтому даосы-алхимики долгое время пытались найти эликсир бессмертия. Правитель Цинь Ши Хуан Ди даже отправлял экспедиции на его поиски.

Эта концепция означает «недеяние». Но не в том смысле, чтобы лениться и ничего не делать. Правильнее будет сказать «невмешательство» – в естественный ход событий, законы Вселенной. Согласно ей, не нужно целенаправленно что-то делать, ведь Вселенная все устраивает самостоятельно, а самодеятельность людей может только помешать.

По концепции У-вей самый хороший правитель – тот, кто не вмешивается в жизнь подданных, ничего не меняет и лишь иногда предотвращает восстания.

Чтобы познать дао, нужно забыть про свое «я» и ассоциировать себя со всем окружающим миром. Даже когда вы занимаетесь каким-то делом, к примеру убираете в доме, надо стараться остановить поток мыслей – поглощенное в дело «я» исчезает. Такая практика доступна в любой момент, даже, например, при обычной ходьбе.


Восемь столпов

Существует 8 столпов – методов даосизма, которые направлены на оздоровление и гармонизацию отношений с миром:

  • Философия – стремление познать сущность бытия, природные и общественные законы.
  • Обновление – медитации и практики для здоровья.
  • Питание – отказ от мяса.
  • Забытая еда – «забывание» пищи во время постов, диет.
  • Излечение – эффективное применение энергии и распределение с помощью массажных манипуляций, акупунктуры.
  • Дао сексуальной мудрости — сексуальные отношения здесь рассматриваются как терапия и способ укрепления чувств.
  • Совершенство – постоянное самосовершенствование.
  • Успех – определенные цели и планы для овладения знаниями.

Три сокровища

Лао Цзы называл три человеческие добродетели, требующие защиты и питания:

  • ци – энергия жизни, любви, милосердия;
  • цзянь – энергия рациональной экономии, определяющая также внешность людей;
  • шэнь – дух, наделенный разумом.

Даосы в поисках бессмертной жизни изобрели стеклянные, фарфоровые изделия, компас, порох.

Заключение

В заключение кратко скажем, что даосизм – это уникальное философско-религиозное воззрение, которое зародилось еще 25 веков назад в Китае. За долгую историю оно претерпело значительные изменения, то приобретая тысячи последователей, то подвергаясь жестким гонениям.

Основополагающее понятие – дао, начало начал, закон, по которому живет все во Вселенной. Истинные даосы стремятся питать душу и тело, не вмешиваясь при этом в естественный ход жизни.


Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вы стали немного ближе к удивительной культуре Китая и лучше познакомились с одним из главных его учений. Если вам понравилась статья, поделитесь новыми знаниями с друзьями!

И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать свежие посты себе на почту!

До скорой встречи!

Название: Даосизм
Время возникновения:
Основатель: Лао Цзы
Священные тексты : Дао дэ Цзин

Некогда в чжоуском Китае наравне с мощными религиями ( и ) возникла уникальная философская доктрина, у истоков которой стоял мудрец Лао Цзы (Старый младенец), написавший даосский трактат «Дао дэ Цзин», где изложены основные положения даосизма.

Центральное место в религиозной доктрине даосизма занимает Учение о Дао (которое также называют неоконфуцианством). Дао -»нерожденное, порождающее всё сущее», всеобщий Закон, господствующий вечно и всюду, Первооснова бытия. Непостижимое для органов чувств, неисчерпаемое и постоянное, без имени и формы, Дао дает имя и форму всему. Цель практикующего даосизм - стать единым с Дао, слиться с Ним.

Все в мире происходит спонтанно, естественно, по воле Неба, считают даосы, благодаря механизму, называемому «небесной пружиной». Пытаясь влиять на ход событий, человек нарушает гармонию, поэтому одним из даосских принципов является недеяние (кит. У-вэй). У-вэй - не есть бездействие, это действие вне ума, вне рассуждений, действия в медитативном состоянии тишины ума, когда поступки текут естественным образом, без предположений о ходе событий, без трактовки их, без объяснений…В состоянии У-вэй можно рубить дрова, рисовать картины, возделывать сад - делать что угодно, если ваш ум при этом молчит. Адепт занимает наблюдательную позицию ко всему, особенно по отношению к себе. Он невозмутим и анализирует посредством интуитивного мышления, но не дискурсивного.
Мир по своей сути не содержит противоречий, но в нем происходит вечная трансформация. Практикующий Дао должен покорно следовать Его потоку, пребывая в естественности и природной простоте; принимать всё, что предлагает жизнь, внутренне спокойно и естественно, не противореча своей истинной природе, не ведя войны с самим собой. Успокоиться и принимать мир таким, каков он есть здесь и сейчас. Следуя таким путем, находясь в естественной гармонии с миром, в гармонии с природой, возможно обретение долголетия и процветания духа.

Лао Цзы писал, что существуют три сокровища, которые являются высшими наставниками человека - это любовь, умеренность и смирение.
Доктрина даосов опирается на постулат о Восьми Столпах, которые являются ветвями даосских практик и философии. Основной акцент в них делается на здоровье и долголетие, на лечебно-оздоровительные системы упражнений и гармоничные отношения с окружающим миром.

  • Дао (путь) философии. Человек должен стремиться постичь значение и цель жизни, свое предназначение, законы природы и общества.
  • Дао обновления. Путем упражнений и медитаций практикующий должен достичь здоровья и долголетия.
  • Дао правильного питания. Питание даоса основано на вегетарианской кухне.
  • Дао забытой пищи. Необходимо помнить и о лечебном питании, включающем посты, диеты и травную медицину для обеспечения определенного пищевого режима.
  • Дао излечения. Требуется регуляция и правильное использование жизненной энергии, данной нам в этом воплощении. Применяется методика вправления выпадающих органов путем массажа, акупунктуры и иных форм мануальной терапии.
  • Дао сексуальной мудрости. Секс и зачатие ребенка должны быть действиями осознанными и контролируемыми.
  • Дао совершенства. Необходимо добиваться достижения совершенства в какой-либо сфере для себя и других, в том числе с помощью систем предсказаний (астрологии, гадания по отпечаткам пальцев, нумерологии, составления гороскопов и прогнозов на будущее).
  • Дао успеха. Необходимо выработать стратегию, которая позволит адепту гармонизировать законы природы и общества. Эта стратегия подразумевает неустанное овладение науками, психологией и философией, в том числе и на практике.

Даосы полагают, что человек - это вечная субстанция, а его тело - своеобразный микрокосм, скопление духов и божественных сил, результат взаимодействия Инь и Ян, мужского и женского начал. Даосизм рассматривает тело человека как сумму энергетических потоков Ци, которая аналогична Универсальной жизненной силе, присущей всему в этом мире и наполняющей жизнью все органы тела человека. Потоки энергии Ци в теле соотносятся с потоками энергией Ци в окружающей среде и могут меняться. Даосизм определяет тесную связь между телом, разумом и окружающей средой. Из этого даосского постулата берут свое начало многие принципы китайской медицины и различных психофизических практик.

Даосизм прошел многовековой путь и для современности является традиционной китайской религией. В наши дни возрождение интереса к даосизму в большей степени обязано особой популярностью техники Цигун, которая непосредственно восходит к даосской внутренней алхимии.

Даосизм – одна из самых древних религий на Земле. Его истоки уходят корнями в архаичные шаманские практики. По легенде, основы даосизма заложил Желтый император – Хуан Ши.

Китайский ученый сумел систематизировать и описать догмы и ритуалы этого учения в своей книге «Трактат о пути и его проявлениях во Вселенной».

Анализируя научное наследие Конфуция, можно заметить, связь жизненного пути философа и его идей. Но провести аналогичные параллели между творчеством и жизнью Лао–цзы невозможно, потому что его биография абсолютно неизвестна историкам. Древняя легенда гласит, что он родился от солнечного и лунного лучей, которые коснулись его матери. При этом родился он уже пожилым человеком, поскольку мать носила его в своем чреве несколько десятилетий. Поэтому его имя переводят как «Старый ребенок». По преданию, едва родившись, философ стал проповедовать учение Дао.

Что такое Дао?

Дао – это вечный путь, нескончаемая дорога без конца и края, которая проходит везде и нигде, неизвестно куда она ведет и где кончается. Дао – это вечный Абсолют, все подчинено только ему, даже Небо действует по законам Дао. Вечный путь – это также и вечное движение, поскольку в природе ничто не бывает в состоянии покоя, все постоянно течёт и изменяет. По этим же законам живёт человек.

Величайшее счастье, по мнению Лао-Цзы и его последователей, заключается в познании Дао и вечном слиянии с ним. Человек, постигший Дао и подчиняющийся его законам, обретает бессмертие. Для того чтобы понять Дао, нужно соблюдать ряд правил, касающихся питания тела и питания духа, а также соблюдать концепцию недеяния.

Человек – это собрание божественных духов и демонов, которые постоянно борются за обладание его душой. Если он кормит духов своими добрыми поступками, происходит усиление души и приближение к Абсолюту, а если человек увеличивает число демонов злыми деяниями, душа слабеет и удаляется от Дао.

Питание тела – это соблюдение особой диеты, которая заключается в практически полном отказе от физической пищи. Постоянными физическими тренировками человек должен довести свое тело до полного подчинения разуму и научиться питаться собственной слюной и росой трав и цветов.

Третий постулат Дао – концепция ничегонеделания — заключается в отказе от целенаправленной деятельности, поскольку природа сама все устраивает, так как нужно Небу и Дао, а вмешательство человека только губит всё созданное природой. Основываясь на этой идее, Лао-Цзы выводит следующую формулу, применимую к политической жизни общества: самый лучший правитель тот, кто старается ничего не делать и не менять в государстве, его подданные живут по воле Неба и сами решают собственные проблемы.

Формы проявления даосизма

Даосизм существовал в нескольких формах, каждая из которых удовлетворяла интересы отдельного слоя общества:

Философско-этическая - помогала самовыражаться образованной аристократии, позволяла понять и объяснить чувства и суть мировоззрения, цену человеческого бытия и цели пребывания каждого человека на земле.

Мистическая – воспитывала малообразованные слои населения, которые шли к монахам за советами и помощью в решении каждодневных бытовых проблем. Эта форма прививала нравственные ценности и определённые нормы поведения.

Научная – в поисках мифического эликсира бессмертия даосские монахи изобрели множество полезных предметов и веществ. Порох, стекло, компас, стенобитные орудия и многое другое появилось благодаря изысканиям этих удалившихся от мира людей. Также в рамках даосизма появлялись первые теории возникновения земли и неба, людей и всех живых существ.

В наши дни чрезвычайно популярно зародившееся в глубокой древности учение – фэншуй, которое связывает воедино стихии и судьбы людей, а также боевое учение – у-шу и дыхательная гимнастика цигун. Все эти практики выросли на базе даосизма.

Кратко об основных идеях даосизма

Даосизм зародился намного раньше конфуцианства во времена еще более жестоких междоусобных распрей и борьбы за власть. Главная идея даосизма заключается во всеобщем равенстве людей, равных правах на жизнь и свободу. Эти идеи сразу привлекли к новой религии множество сторонников из низших слоёв населения.

Бедняки, исповедавшие даосизм, надеялись, что скоро возникнет новое общество, основанное на принципах справедливости и гармонии. Под лозунгами даосизма даже проходили крестьянские волнения. Одним из самых известных восстаний в Древнем Китае было, так называемое, «восстание желтых повязок», проходившее под руководством даосского монаха. Целью этого восстания было свержение существующего политического строя и образование нового государства — всеобщего равенства и социальной справедливости.

Главная задача даосизма состоит в том, чтобы открыть людям глаза на цели их появления на свет, научить различать добро и зло, открыть секреты мироздания, научить жить в гармонии с природой и вселенной.

Еще в Средние века в Китае была создана целая сеть даосских монастырей, где проживали люди, полностью отошедшие от мира и посвятившие свою жизнь служению Небу и вечному Дао.

Монахи жили изолированно и не допускали непосвященных к лицезрению своих ритуалов. Их обряды всегда интересовали простых смертных, но монахи свято хранили свои тайны и передавали свои секреты только посвящённым ученикам.

Монастыри состояли из множества изолированных небольших полутемных келий, в которых монахи предавались размышлениям в попытках познать вечное Дао. Они иначе смотрели на социальные преобразования. Поскольку даосизм проповедует принцип неделания, то любые попытки изменить мир рассматривались как посягательство на основы вероучения, а созерцательность и уединение, наоборот, помогают слиться с Абсолютом и прожить тысячу лет в гармонии с Небом.

Поэтому особо рьяные последователи учения уходили в горы и вырубали себе каменные кельи, чтобы в полном уединении добиться бессмертия. Причем даосизм, наверное, единственная религия, которая не использует понятия Рая и Ада. Рай – это и есть бессмертная жизнь, дарованная великим Абсолютом, проведенная в размышлениях и созерцании чудес мироздания.

Мужское и женское начало в даосизме

В наши дни практически всем известно о женском и мужском начале в китайской философии – Инь и Ян. Еще в четвертом веке до нашей эры даосские монахи сумели изобразить круг, состоящих из двух начал: темного — женского и светлого — мужского.

Монахи считали, что эти два понятия нераздельны и не могут существовать друг без друга, так и жизнь каждого человека не может быть ни только светлой, ни только темной. Для женского начала характерно спокойствие и равновесие, а для мужского - активность, мощь и активный образ жизни.

Монахи считали, что эти два начала полностью дополняют друг друга, а если в человеке преобладает какое-либо одно, то жизнь его не может считаться правильной и он не сможет достичь Дао.

Обряды в даосизме

В отличие от всех других религий, даосизм не имел пышных и торжественных ритуалов, даосы проповедовали обращение к живой природе и принцип созерцательности. На обрядах не могли присутствовать непосвящённые. По этой причине и не существует даосских храмов. Единственными религиозными постройками даосов были только монастыри.

В настоящее время в Китае довольно много последователей данного учения, постоянно открываются новые монастыри и порой монахи демонстрируют свои достижения в овладении боевыми искусствами перед зрителями.

Сообщество Духовной Матрицы "Цветок Жизни": медитация на здоровье