Десантный катер. Отечественное оружие и военная техника Дк денис давыдов

Десантный катер приходится младшим братом боевого корабля (), предназначенного для перевозки военного оборудования и выброски морского десанта. Он настолько удобный, что входит в состав основных . Его история создания связана с тем, что в Первой Мировой Войне корабли с трудом могли подойти к необорудованным берегам для переброски личного состава и вооружения. Поэтому после войны представители флота задумались о создании специальных водных средств, которые могли бы доставлять боевой груз и солдат на берег без пристани и другого необходимого для причала средств. Так в конце 1930-хх гг английские конструкторы спроектировали боевой катер типа MLC. В дальнейшем распространение катера в другие страны изменяло его название. В Германии его называли морской десантной баржей. Британия обозначила его как механизированный десантный корабль, а в Соединенных Штатах катер получил название вспомогательного десантного судна. Сути плавающего средства это не меняло. Уже к началу Второй Мировой Войны почти все основные страны-участницы имели в своих флотах катер такого типа. Для Советского Союза проект стал возможен только в послевоенные годы.

Десантные возможности

Усиленный корпус, малая осадка и плоское днище у катера дают возможность сняться с мели без чьей-либо помощи. Он относительно малых размеров и достаточно мобилен. За счет характеристик он может без затруднения подходить к самому берегу на мелководье или заплывать в труднодоступные места побережья, например, скрытые пляжи или бухты. Это позволяет высадить группы морского десанта и вооружение, не выдавая своего местоположения.

Мобильные суда могут перевозить 1-2 танка или до 7 бронированных машин. Или же на борту помещается до 200 вооруженных солдат морской пехоты.

Задачи и спектр применения

Десантные суда предназначены для оперативной морской транспортировки и высадки на побережьях, не оборудованных специальными причалами, десантных войск и военной техники. Это могут быть танки, бронированные машины, бронетранспортеры, самоходные артиллерийские установки. Флот также использует катера в роли снабженца. Суда могут поставлять продовольствие, оружие, средства связи и другие вещи, необходимые в бесперебойной жизнедеятельности или в бою военным, расположенным на берегу. Десантные катера работают как самостоятельно, так и совместно с большими или универсальными десантными кораблями. Они перевозятся большими судами специального назначения и выпускаются на воду недалеко от места операции. Катера выбрасывают десант при огневой поддержки авиации и боевых кораблей.

Разновидности десантных катеров

Десантные катера имеет три основных подтипа, которые определяют их принцип работы:

  1. Водоизмещающий катер – это тип корабля имеет большое водоизмещение при движении. Это самая распространенная категория десантных судов. Такие катера выдерживают даже штормовые условия, когда волны достигают до 3,5 метров в высоту.
  2. Катера на воздушной каверне – это скоростной вид транспорта. Под его днище поступает воздух. Он снимает силу препятствия воды и, тем самым, улучшает скоростные способности аппарата. Следствием повышения воздушного давления является образование и удержания пузыря воздуха – каверны. Каверна выполняет функцию воздушной смазки. Яркими представителями таких судов во флоте являются десантный катер проекта 21820 «Дюгонь», десантный катер проекта 11770 «Серна».
  3. Судоходные аппараты на воздушной подушке. Такие катера схожи по принципу работы с судами на воздушной каверне. Они могут передвигаться с огромной скоростью, буквально паря над водой или твердой поверхностью на воздушной подушке. Она образуется за счет аккумулирования сжатого воздуха под днище. Двигают «парящее судно» два воздушных винта. Представителями летающих катеров является советские проекты «Кальмар», «Скат», «Омар», «Касатка», «Мурена» и американский десантная лодка типа LCAC.

Конструкция

Как правило, такие катера – малогабаритные судна и имеют открытый трюм. Нос оборудован специальным устройством для загрузки и выгрузки боевой техники и пехотинцев – аппарелью. Эта платформа представляет собой механизированный пандус со способностью опускаться на поверхность и подниматься обратно, закрывая трюм судна. В задней части катера находятся машинное отделение и рубка управления транспортом. Конструкция устроена таким образом, что катер, попадая на мель, может сняться с нее без помощи вспомогательной техники.

Оборонительного оружия на борту немного. Обычно это переносной ракетно-зенитный комплекс и стрелковое оружие экипажа. Часто на катерах установлены пулеметы крупного калибра для дополнительной огневой поддержки. Так, например, на катере «Дюгонь» на воздушной каверне установлена корабельная пулеметная установка МПТУ-1 с 14,5-мм пулеметом. «Скат» – катер на воздушной подушке вооружен четырьмя 30-мм гранатометами БП-30 «Пламя» и двумя 7,62-мм пулеметами Калашникова. Десантные катера проекта 02510 оснащены одним пулеметом 12,7 миллиметра или одним 40-мм гранатометом, также на борту стоят 7,62 миллиметровых пулемета и 4 морских мины. Американские десантные катера в основном вооружены двумя 12,7-мм пулеметами М2. А катер на воздушной подушке типа LCAC оборудован навигационной системой Маркони LN-66 b и двумя пулеметами M-2HB. Среднее число экипажа составляет до 8 человек.

Слабые и сильные стороны десантных катеров

Десантные судна имеют ряд сильных и слабых сторон. К сильным можно отнести:

  • Мобильность и конструкция катеров позволяют подплывать к труднодоступным необорудованным берегам
  • Корпус лодки устроен так, что дает ему возможность сниматься с мели самостоятельно.
  • Судна на воздушной подушке может перемещаться и перевозить грузы по любой поверхности: по болоту, тундре, снегу и льду, песку и мелководью.
  • Высокая грузоподъемность позволяет вместить тяжелый транспорт, оружие, продовольствие или большое количество солдат.
  • Высокая скорость представителей кораблей на воздушной подушке дает возможность оперативно перевозить груз или личный состав и так же быстро отойти от опасных берегов.
  • Некоторые большие катера, например, «Мурена» и «Зубр» имеют мощное вооружение и оказывают огневую поддержку и расставляют морские мины.
  • Могут работать зимой и летом без потери эффективности.

Также есть и слабые стороны:

  • Основное количество катеров имеют недостаточное вооружение для отражения атак противника, поэтому им необходима дополнительная огневая поддержка других судов.
  • Катера не способны преодолевать высокие волны и преграды.

Силовая установка

Силовая установка зависит от подтипа судна и страны производителя. Обычно на аппаратах, оснащенных подушкой, российского образца «Кальмар» установлено две газовых турбины модели АЛ-20К с двумя воздушными винтами, которые крепятся сверху катера. А на американской версии LCAC стоит четыре газотурбинных двигателя Allied-Signal TF-40B. Эта мощная двигательная система позволяет развивать скорость до 55 узлов.

Водоизмещающие суда и корабли на каверне имеют от 1 до 2 дизельных двигателей. Гребные винты находятся под водой и на них установлены раздельно-управляемые поворотные насадки. Их количество, как правило, соответствует количеству двигателей. А скорость колеблется от 8 до 11 узлов. Также существует водометный тип винтовой системы. Его сила образуется в результате выталкивания из насоса мощной водяной струи. Такая движущая установка стоит на десантном катере на воздушной каверне «Серна», с двумя дизельными двигателями М503А.

Боевое применение

Маневренность, скорость и мобильность катеров позволила им участвовать в большом количестве военных операций с момента их выхода в свет. Они выполняли функции не только десантных судов, но и снабженцев других кораблей и патрульных морских территорий.

Катера типа LCM-2 активно использовались в период Второй Мировой войны у берегов Сицилии и Северной Африки. В десантных операциях у Соломоновых островов. Большое количество судов было задействовано в операции «Нептун» в Нормандии.

Зимой 1945 года катера LCVP применялись для высадки десанта у берегов Японии. А весной того же года американские LCM-5 в «Рурской операции» на Рейне.

А в 50-хх гг. прошлого века после войны была осуществлена эвакуация американских солдат с территории Северной Кореи, в которой участвовало около 200 судов. В их числе были и десантные катера.

Десантные операции на сегодняшний день являются одними из самых основных и часто используемых способов ведения боевых действий. В эпоху господства на поле боя авиации и ракет, овладение береговыми плацдармами должно осуществляться быстро и стремительно. Скорость во время проведения десантной операции становится ключом к успеху. Чем быстрее в зону высадки будут доставлены войска и военная техника, тем больше шансов не только закрепиться на плацдарме, но и развить успех. Российские моряки в этом плане имеют самое современное и самое подготовленное техническое оснащение. Сегодня огромную роль в проведении десантных операций играют специальные суда – десантные катера проекта 21820 типа «Дюгонь».

Основная сфера применения и боевые возможности десантных катеров

С быстрой доставкой боевых подразделений и военной техники на плацдарм могут справиться далеко не все военные флоты в мире. Иметь мощные боевые корабли в составе флота – это еще не значит иметь возможность внезапно атаковать и захватить объекты на берегу. Основную черновую работу в этом плане выполняют десантные суда, и чем быстрее осуществляется доставка боевых подразделений на берег, тем успешнее будет проведена вся военная операция. Огромный боевой опыт в проведении подобных войсковых операций имеют российские военные моряки, использующие до настоящего времени десантные катера типа «Серна». Однако время не стоит на месте. Меняется тактика проведения десантных операций, меняется количественный и качественный состав десантируемых подразделений. На сегодняшний день назрела необходимость использовать для десантирования более вместительные и более скоростные суда.

Десантные суда проекта 11770 мобильны и обладают хорошими амфибийными характеристиками. Единственными требованиями, которым не отвечали десантные катера этого типа — малая вместительность и недостаточная скорость. Это и послужило толчком к созданию новых десантных судов, имеющих превосходные боевые характеристики. Проект 21820 типа «Дюгонь» стал следующим шагом на пути переоснащения военно-морских сил специальными средствами для проведения десантных операций.

Новый транспортно-десантный корабль должен быстро доставить на берег не только полноценное боевое подразделение морской пехоты со всем штатным набором легкого и тяжелого вооружения, но и бронированную технику. Способствовать успеху будет высокая скорость хода, большая дальность плавания (до 500 км) и наличие штатного вооружения на корабле. Данные характеристики делают такие корабли исключительно важными плавсредствами для действий современного флота.

Рождение десантных катеров проекта 21280

Новые корабли проекта 21820 представляют собой малые десантные суда, способные действовать на реках и на море в ближней морской зоне. Разработчиком проекта является ОАО «ЦБК по СПК им. Алексеева» — лидер среди отечественных компаний по разработке и проектированию специальных плавсредств и судов на воздушной подушке.

Для справки: ЦКБ им. Алексеева является единственным в мире действующим предприятием, которое способно создавать самые совершенные и современные суда на подводных крыльях. Настоящим прорывом в деятельности конструкторского бюро стало появление еще в далеких 60-х годах гигантского экраноплана «Каспийский монстр». По чертежам и проектам нижегородских конструкторов было построено более 8 тыс. судов на подводных крыльях самых разных классов и типов, как для гражданского флота, так и для военных нужд.

Новое судно разрабатывалось на основе проектной документации десантных катеров типа «Серна», которые до последнего времени не имели аналогов в мировом кораблестроении. Вобрав в себя все самое лучшее от предыдущего проекта, новый корабль должен был стать совершенной боевой единицей.

Особенностью конструкции является искусственно создаваемая на днище корабля воздушная каверна. Подобный гидродинамический принцип поддержания судна на плаву во время движения был известен и ранее, однако только на катерах «Дюгонь» получил практическую реализацию. Суда с воздушной каверной имеют большую грузоподъемность, сохраняя при этом небольшие размеры и высокую скорость передвижения.

Это техническое новшество позволяет добиться существенного увеличения скорости движения судна, одновременно с этим обеспечивая экономичный режим работы двигателей.

Проект 21820 предусматривает строительство десантного судна большего водоизмещения. Соответственно увеличена вместимость корабля и его грузоподъемность. К высоким скоростным характеристикам добавилась значительная дальность плавания и улучшенные мореходные качества. Новшеством в новых судах является их малозаметность и наличие мощного вооружения. Катера будут оснащены двумя тумбовыми установками с пулеметами крупного калибра (14,5 мм). ПВО катера представлено переносными зенитно-ракетными комплекса «Игла».

Теперь транспортно-десантный корабль может не только доставить десантируемое подразделение к берегу, но и обеспечить огневое прикрытие десанту от атаки на море и с воздуха. При необходимости тумбовые пулеметные установки могут обеспечить огневую поддержку десанту, действуя по береговым целям.

Местом строительства новых судов стал Судостроительный завод «Волга» в Нижнем Новгороде.

Программа строительства катеров проекта 21280

Программа строительства судов проекта 21820, шифр в военно-морской классификации «Дюгонь», предполагает серийное строительство десантных катеров, оснащенных воздушной каверной. В западной классификации новые российские корабли получили шифр «Dyugon». Головной корабль был заложен в 2006 году на верфи ССЗ «Волга». Транспортно-десантный катер получил номер Д-105 и звучное название «Атаман Платов», данное кораблю в честь героя Отечественной войны 1812 года.

Для справки: Казачий атаман Войска Донского генерал Платов геройски проявил себя в Бородинском сражении. Казачьи войска под его командованием внесли весомую лепту в исход Бородинского сражения. Казаки Платова участвовали во всех значимых сражениях Отечественной войны, а так же стали первыми подразделениями русских войск, которые вошли в Париж после свержения Наполеона.

Головной корабль спустили на воду в 2009 году, после чего десантный корабль вошел в состав Каспийской военной флотилии. Следом за головным судном в 2012 году на стапелях Ярославского судостроительного завода и на Восточной верфи во Владивостоке были заложены первые серийные судна. Контракт, которые подписало Министерство обороны РФ в 2011 году, предусматривал вести основное строительство 3-х десантных катеров новой серии проекта 21820 с шифром «Дюгонь», на Ярославском судостроительном заводе. Два первых десантных катера проекта 21820 «Денис Давыдов» и «Иван Карцов» вошли в 2014 году в состав действующего флота. Первый получил прописку на Балтике. Второй корабль серии был передан на оснащение морской пехоты Тихоокеанского флота.

Всем катерам было решено давать имена героев Отечественной войны 1812 года. Последние суда получили звучные названия в честь двух членов героического морского экипажа, принимавшего участие в сухопутных сражениях 1812 года.

Следующими судами подобного класса стали десантные корабли с воздушной каверной «Лейтенант Римский-Корсаков» и «Мичман Лермонтов» так же строились в Ярославле и уже вошли в строй. Оба корабля пополнили ряды технических плавсредств подразделений морской пехоты Балтийского флота и на сегодняшний день являются самыми совершенными малыми транспортно-десантными судами в отечественном флоте. В последующих катерах были учтены все современные концепции ведения десантных операций на море, включая активные действия флота против береговых объектов.

Конструктивные особенности десантных катеров проекта 21820

Корабли этого проекта имеют водоизмещение 280 тонн, что в 4 раза больше, чем у десантных катеров типа «Серна». Соответственно катера имеют и большие размеры. Длина корпуса от носа до кормового среза составляет 45 метра, в 2 раза больше чем у кораблей проекта 11770. Осадка корабля составляет 1,9 метра, что идентично катерам типа «Серна».

Транспортно-десантный катер «Дюгонь» способен преодолевать штормовое море при высоте волн не более 3,5 м. Корпус корабля в носовой части имеет подъемно-опускной механизм – аппарель для погрузки и выгрузки личного состава десанта и транспорта. Вместимость грузового отсека составляет 3 бронированных транспортных средства типа БТР или БМП-3. Грузоподъемность катера составляет 140 тонн, что делает судно пригодным для транспортировки двух танков.

Движение корабля обеспечивается двумя мощными дизельными двигателями М507А-2Д, способными развивать суммарную мощность в 18000 л.с. Главной особенностью двигательной установки является технологическая способность дизелей работать в экономичном режиме. Дальность плавания корабля в полном боевом снаряжении и при полной загрузке составляет 500 миль. Катер способен развить на спокойной воде максимальную скорость до 35 узлов. Главным движителем на судне является водометный двигатель, спрятанный в главном корпусе. Особенностью движителя, установленного на катерах типа «Дюгонь», является то, что они могут свободно передвигаться по мелководью и в акваториях с большой засоренностью водной поверхности.

Система управления боевым судном представлена морским информационным центром МИВК 5П-08ПБ. На катерах этого проекта установлено современное навигационное оборудование и мощные средства радиосвязи. Корабль оснащен простым и надежным рулевым управлением автомобильного типа. Экипаж корабля составляет 6 человек. В зависимости от пожеланий заказчика конструкция десантного корабля может быть оснащена различными видами вооружения.

Свою высокую эффективность в бою головной корабль проекта 21820 подтвердил в ходе учений «Центр -2011».На Каспийском море в условиях штормового моря были проведены десантные мероприятия с участием катера «Атаман Платов». Катер обеспечил доставку и высадку подразделений морской пехоты на берег в полной боевой выкладке с участием бронированной техники.

На сегодняшний день принято считать корабли проекта 21820 максимально адаптированными к выполнению боевых задач современного флота. Принято решение продолжить постройку новых кораблей этого класса, которыми планируется оснастить в будущем все подразделения морской пехоты на Балтике, на Черном море и на Тихом океане. В процессе строительства в проект могут быть внесены некоторые технические изменения и новшества, увеличивающие автономность плавания и улучшающие условия транспортировки боевых подразделений.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Высадка морских десантников на береговые плацдармы с целью их захвата является очень важным и часто встречающимся способом проведения современных боевых операций. Одним из самых главных требований при высадке морского десанта является скорость, с которой десантники, а также боевая техника способны высадиться на берег. Скорость – это и внезапность, и возможность застать противника врасплох, и возможность развить дальнейший успех наступательной операции, это залог победы.

Однако такое преимущество может быть достижимо лишь в случаях, когда в современных вооруженных силах имеются скоростные морские транспортные средства для доставки морских десантников, а также боевой техники к месту, где должна произойти высадка. Имеются ли такие средства в современных вооруженных силах России? Да, имеются. Современные российские морпехи высаживаются с десантных катеров образца «Серна». Однако в последнее время боевая техника развивается просто-таки не по дням, а по часам, и потому катера «Серна» устарели как в техническом, так и в моральном плане. Им на смену должны прийти транспортно-десантные катера нового типа и новых технических возможностей. Создание таких катеров получило наименование проект 21820 и шифр «Дюгонь».

Краткая информация о предприятии, которое строит катера проекта 21820

Проект включает в себя строительство новых малых десантных судов, зонами действия которых должны быть прибрежные морские воды, а также реки.

Разрабатывает проект российское предприятие «ЦБК по СПК имени Алексеева». На сегодняшний день это единственный в мире производственно-конструкторский центр, который создает корабли с подводными крыльями. В мире имеется еще несколько предприятий, пытающихся строить такие же суда, однако их продукция не идет ни в какое сравнение с той, которая выпускается на российском предприятии. Еще в середине прошлого века здесь был сконструирован и построен знаменитый гигантский экраноплан, прозванный «Каспийским монстром». За все время своего существования предприятие сконструировало и ввело в действие около 9 тысяч кораблей на подводных крыльях. Это были и военные корабли, и суда гражданского предназначения.

Информация о проекте 21820 «Дюгонь»

Новый десантный катер проекта 21820 «Шифр» будет строиться на основе предшествующей отечественной версии «Серна». Для катера проекта 21820 взято все лучшее из «Серны», плюс к этому добавлены новейшие технические разработки. В итоге, по замыслу конструкторов, должно получиться судно, равного которому на сегодняшний день в мире не существует.

Днище оснащено так называемой воздушной каверной. Такое гидродинамическое устройство не ново, но до недавних времен существовало исключительно в теоретических разработках. Благодаря такому техническому новшеству, десантные суда станут обладать гораздо большей грузоподъемностью, сохраняя при этом небольшие размеры и не теряя скорости передвижения. Больше того, благодаря такому техническому нововведению, катера смогут передвигаться значительно быстрее, а, кроме того, их двигатели смогут работать намного экономичней.

Водоизмещение десантных катеров нового типа будет существенно больше, чем у их аналогов предыдущего поколения. Кроме того, они будут обладать большей вместимостью и грузоподъемностью. Выше будет и скорость, о чем уже упоминалось. Еще одно немаловажное новшество заключается в том, что суда будут малозаметными для вражеских радаров. На борту предполагается серьезное вооружение. В частности, их вооружат двумя крупнокалиберными пулеметами, а также переносным ракетно-зенитным комплексом «Игла».

Благодаря таким характеристикам, катер с успехом сможет доставлять десантников на берег. Кроме того, он сможет прикрывать десантников в случае атаки с моря или с воздуха. Еще одно достоинство заключается в том, что во время высадки он, благодаря своему вооружению, сможет поддерживать их огнем.

Этапы строительства катеров проекта 21820

Как водится, вначале был построен первенец проекта 21820, его назвали «Атаман Платов». Судно заложили в 2006 году. Через четыре года он стал боевой единицей Каспийской флотилии. Затем приступили к строительству еще двух новых судов. Один катер строило владивостокское судостроительное предприятие «Восточная верфь», а другой – нижегородский судостроительный завод «Волга». Кроме того, в 2011 году Минобороны России решило начать строительство еще трех катеров, заключив с этой целью контракт с Ярославским судостроительным заводом.

Сколько именно судов проекта 21820 будет в итоге построено, широкой общественности неизвестно. Зато известно, что все построенные и будущие катера станут называться именами героев, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Так, построенные в Ярославле катера назвали «Денис Давыдов», а также «Мичман Лермонтов» и «Лейтенант Римский-Корсаков». Два последних героя – это русские военные моряки, которые в 1812 году участвовали в сражениях с французами на суше.

В 2014 году закончили строительство двух катеров из проекта 21820. Один из них, «Денис Давыдов», пополнил Балтийский флот, а другой, «Иван Карцов», приписан к Тихоокеанскому флоту. После них в строй вошли «Мичман Лермонтов» и «Лейтенант Римский-Корсаков», построенные судостроителями Ярославля. Оба корабля также приписаны к Балтийскому флоту. Исходя из первичных отзывов, все катера проекта 21820 «Шифр» намного превосходят аналогичные образцы предыдущих поколений.

Подробные технические параметры и тактические особенности катеров проекта 21820

У российских транспортно-десантных катеров нового образца нижеследующие параметры и ТТХ:

  • Водоизмещение – до 280 тонн;
  • Наибольшая длина – 45 метров;
  • Наибольшая ширина – 8,5 метра;
  • Глубина осадки – 1,9 метра;
  • Скорость передвижения – до 35 узлов;
  • Могут быть использованы в шторм, в случае если волна не превышает высоты больше 3,5 метров;
  • Катера оборудованы двумя двигателями дизельного типа;
  • Суммарная мощность двух двигателей – 18000 лошадиных сил;
  • Максимум груза, который можно принять на борт – 140 тонн. Это позволяет разместить два современных танка;
  • В грузовых отсеках способны разместиться три боевые машины пехоты или столько же бронетранспортеров;
  • Экипаж – 6 человек;
  • Управление – автомобильного типа.

Благодаря особенностям конструкции, катера обладают способностью успешно двигаться на мелководье, а, кроме того, в водоемах, где наблюдается большая засоренность.

Оправдали ли первые образцы проекта 21820 ожидания?

На этот вопрос можно ответить однозначно: десантные катера проекта 21820 оправдали вполне. Еще в 2011 году первенец серии «Атаман Платов» участвовал в боевых учениях под названием «Центр-2011». Учения проводились в акватории Каспийского моря. На этих учениях «Атаман Платов» показал себя, что называется, в полной красе. Катер с успехом доставил морскую пехоту вместе с бронетехникой на берег, продемонстрировав в ходе учений все свои уникальные боевые свойства.

Исходя из первых впечатлений о катерах, сегодня сложилось устойчивое мнение, что они хорошо справляются с выполнением той боевой роли, которая им предназначена, а потому их строительство будет продолжено. Новыми катерами вооружат три российских флота – Балтийский, Тихоокеанский и Черноморский. При строительстве они могут быть подвергнуты изменениям и улучшениям в плане их технических, а также боевых характеристик.

Судостроители всегда стремились создать быстроходный корабль с как можно более экономичным ходом, потребляя при этом намного меньше топлива, чем типичное судно. Суда на воздушной каверне, скользящие на воздушной смазке, как раз и есть тем экономичным плавсредством, чем суда на воздушной подушке.

Активное развитие быстроходных судов на воздушной каверне началось всего лишь 10 лет назад, но идея использования поддува воздуха под корпус транспортного средства для создания подъемной силы возникла очень давно, более двух с половиной веков назад. Впервые предложение о «воздушной смазке» судов в 1882 году запатентовал шведский инженер Лаваль, построивший в 1885 году судно с поддувом воздуха под корпус через трубы с большим количеством мелких отверстий. Положительных результатов инженер не добился, так как при ограниченной подаче воздуха ему было сложно получить под днищем равномерно распределенный слой воздуха, и как следствие, низкое сопротивление трения судна. Однако подобные эксперименты по уменьшению гидродинамического сопротивления за счет «воздушной смазки» проводились и в более позднее время.

Систематические исследования в области технологии воздушной смазки было начато в Советском Союзе в 1960 году. Наиболее значительный вклад в этой области был сделан инженером Анатолием Акимовичем Бутузовым. Именно он установил, что досадное кавитационное явление может быть полезным для определения основных гидродинамических характеристик судов.

Однако, разработанная под контролем академика Логвиновича уникальная ракето-торпеда М-5 комплекса «Шквал» в 1977 году привела к выдающемуся техническому достижению. С помощью специального гидрореагирующего топлива, способного создавать более эффективную тягу реактивному двигателю, а также благодаря газовой каверне , образовавшейся в результате распада продуктов химической реакции топлива, торпеда способна двигаться под водой со скоростью около 200 км в час, что делает устройство самым смертоносным оружием морского боя. Уникальный результат исследований подводной ракето-торпеды подтолкнул советских кораблестроителей к применению технологии воздушной каверны на обычных водоизмещающихся судах. Успешные испытания в лабораторных условиях постепенно реализовались в концепцию воздушной каверны на полномасштабном речном судне и несамоходной барже.

В конце 70-х годов по лесам Дальнего Востока прошла волна масштабных пожаров, от которых пострадали сотни людей, проживающих в районе произошедших трагедий. В июне 1979 года председатель Совета министров СССР собрал экстренное заседание, на котором был поднят вопрос о состоянии дел по борьбе с лесными пожарами. Итогом совещания стало создание технических средств предупреждения пожаров, одним из которых стало задание на проектирование патрульного катера проекта 14081 шифр «Сайгак». Особенностью данного судна стал абсолютно новый принцип движения катера - газовая каверна, у которого для формирования смазки вместо воздушного компрессора, использовались выхлопные газы от двигателя.

Справка - «каверна» в переводе с английского языка означает «полость».

патрульный катер на газовой каверне проекта «Сайгак»

патрульный катер на воздушной каверне проекта «Сокжой»

Повторюсь, что в основу принципа движения судна на газовой каверне проекта 14081 легла технология создания под днищем патрульного катера искусственной воздушной прослойки, которая изолирует большую часть корпуса от контакта с водной поверхностью, чем достигается существенное уменьшение сопротивления и обеспечиваются высокие скоростные характеристики. Благодаря такой конструкции судно на воздушной каверне получило прекрасную проходимость по мелководью, и как следствие возможностью посадки (высадки) людей на необорудованном берегу.

судно на воздушной каверне для малых рек проекта «Линда»

Первым серийным судном на воздушной каверне стал для малых рек проекта «Линда». Строительство экономичных, за счет уникального динамического принципа поддержания, речных судов началось в 1993 году. Обладая низкой осадкой всего 95 см, и малым уровнем вибрации и шума, катера прекрасно зарекомендовали себя на многочисленных реках России. Пассажирское судно на воздушной каверне «Линда» имело полное водоизмещение 25 тонн при посадке 70 пассажиров, длину корпуса 24 м, ширину 4 м и развивало скорость хода до 60 км в час, благодаря силовой установке мощностью 1000 л.с.

десантный катер на воздушной каверне проекта 11770 «Серна»

С 2004 года в ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева началась разработка проекта десантного катера для военно-морского флота Российской Федерации. Вскоре в феврале 2006 года был заложен первый серийный десантный катер на воздушной каверне проекта 11770 шифр «Серна».

Основным предназначением катера является доставка на не оборудованное побережье, а также снятие с него военной гусеничной, колесной и другой техники общей массой до 45 тонн. Кроме того военное судно способно перевозить передовые подразделения десанта с полной экипировкой численностью 92 человека, либо 50 тонн различных грузов.

Катер на воздушной каверне проекта 11770 «Серна» обладает полным водоизмещением 99,7 тонн, имеет длину корпуса 25,6 м, ширину 5,8 м и осадку 1,5 м. Силовая установка в составе двух дизелей типа М-503А-3 мощностью по 3300 л.с. позволяет развивать скорость хода до 30 узлов. Еще одной особенностью катера на воздушной каверне проекта «Серна» является оригинальный движитель. Вместо типичных гребных винтов десантный катер оборудован новым типом , лопасти рабочего колеса которого, способны работать при непрерывном поступлении воздуха в гидравлическое сечение движителя. Данная система получила название «вентилируемый водометный движитель». В отличие от обычного водомета данное устройство не имеет спрямляющего аппарата и сопла, формирующего струю.

малый десантный корабль на воздушной каверне проекта 21820 «Дюгонь»

Развитием десантного катера проекта «Серна» можно считать малый десантный корабль на воздушной каверне проекта 21820 шифр «Дюгонь», который также разработан Нижегородским ЦКБ. Из обозначенного названия видно, что данное судно имеет иные тактико-технические характеристики, чем его предшественник, хотя и предназначен для выполнения тех же функций.

Малый десантный корабль на воздушной каверне проекта «Дюгонь» имеет полное водоизмещение 230 тонн, длину корпуса 45 м, ширину 7,6 м, и осадку 2,2 метра. Оснащенный газотурбинным двигателем типа М-70 ФРУ мощностью 18 тысяч л.с. десантный корабль способен транспортировать три танка или пять бронетранспортеров или 140 тонн грузов со скоростью до 50 узлов.

Как уже было неоднократно сказано, технология воздушной каверны позволяет не только увеличить скорость судна, но и снизить расход топлива как минимум на 15 процентов. Кроме того, научно доказано, что данная система применима практически для любого - от до . Конечно же, внимательный читатель спросит, а возможно ли создать такой объем избыточного давления под днищем тяжелого ? Однако он будет приятно удивлен, обнаружив, что дело вовсе не в количестве сжатого воздуха. Наоборот, для больших кораблей, имеющих большую площадь корпуса, потребность в количестве воздуха для поддержания воздушной смазки небольшая, или другими словами прямо пропорциональна. Чтобы понять это давайте рассмотрим как достигается тот самый эффект воздушной каверны .

Для создания явления воздушной каверны, необходима определенная геометрия днища, выполненная в виде небольшого углубления. Благодаря потоку воздуха, который подается через отверстия, в углублении создается воздушный карман, который в свою очередь и играет роль воздушной смазки, уменьшая гидродинамическое сопротивление. Однако у этого способа движения имеется один значительный недостаток. Суда на воздушной каверне обладают невысокой мореходностью, по причине имеющейся тенденции к «смыванию» образовавшегося воздушного слоя. В то же время важным преимуществом перед является то, что нет необходимости в непрерывной подаче сжатого воздуха для эффективной работы системы.

Таким образом, потребность в воздухе, необходимого для поддержания воздушной смазки судна на воздушной каверне примерно в 10 раз меньше, чем на . Выходит, данные суда являются более экономичными плавсредствами.

прототипная модель судна «Stena Airmax»

В перспективе идея уменьшения сопротивления способом применения воздушной каверны была бы особенно полезна для тихоходных грузовых судов и нефтеналивных танкеров. Именно поэтому известная шведская судоходная компания «Stena Bulk» инициировала вложение 50 миллионов шведских крон в 2005 году на разработку концепции грузового судна на воздушной каверне проекта «Stena E-MAXair» в надежде на радикальное сокращение расхода топлива на своих судах на 20-30 процентов. Однако прежде чем запустить в работу полномасштабный проект судна дочерняя фирма «Stena Teknik» в сотрудничестве с Технологическим университетом Чалмерса в Гетеборге в 2010 году на западном побережье Швеции провела испытания прототипной модели судна «Stena Airmax», выполненной в масштабе 1:12. Получив успешные результаты тестов на 15-метровой модели судна, шведские судостроители уже в ближайшее время должны приступить к строительству полноразмерного судна «Stena Prospect» весом 65 тысяч тонн и длиной корпуса 182 метра. Единственное, что пока замедляет процесс реализации проекта, это возникающее явление, которое усложняет положительный эффект движения судна. Он включает в себя внутреннее формирование волн в воздушной полости днища корпуса. Однако выходом в данной ситуации является сбалансированная подача воздуха для оптимизации давления.

грузовое судно на воздушной каверне «Stena Prospect», проект

Что ж будем надеяться, что уже очень скоро мы увидим грузовые суда на воздушной каверне в водах мирового океана.

Главкомат ВМФ подготовил доклад на имя министра обороны Сергея Шойгу с просьбой закрыть проект новейших десантных катеров на воздушной каверне 21820 «Дюгонь». Военные моряки считают, что в проекте допущены серьезные конструктивные ошибки. Источник в ВМФ сообщил «Известиям», что позиция главкомата основана на докладах штаба Каспийской военной флотилии, где базируется один корабль.

На Каспии у нас «Атаман Платов», а «Иван Карцов» будет спущен на Тихом океане. Еще три - на верфях в различной степени готовности. На строевом катере вследствие эксплуатации образовались трещины в кормовой части, швы корпуса не выдерживают движения на высокой скорости и расходятся, - поделился с «Известиями» офицер главкомата.

По мнению моряков, проблемы возникли из-за неверного проектирования и сборки на судостроительном заводе. Эксплуатационная нагрузка на корпус превышает значения, заложенные в прочностные характеристики. Иными словами, конструкторы и корабелы рассчитывали один показатель сопротивления, а на деле вышел другой, более высокий. Из-за этого на высоких скоростях корабль «ловит волну» и подвергается сильному гидродинамическому удару, который может даже переломить его пополам.

Воздушная каверна - это динамическая разновидность воздушной подушки, где слой сжатого воздуха под днищем корабля возникает вследствие движения судна. Этим она отличается от статической воздушной подушки, где слой воздуха нагнетается вентиляторами. Благодаря пузырю значительно снижаются показатели трения, гидродинамическое сопротивление, скорость возрастает до 30–50 узлов.

Водоизмещение «Дюгоней» - 280 т, что немало для аналогичных кораблей. Помимо него, отечественный флот имеет восемь катеров серии 11770 «Серна». Они гораздо меньше - водоизмещением около 100 т - и заслужили похвалу моряков. Один из офицеров Балтийского флота, служивший на «Серне», отмечает ее надежность, скорость и мореходность.

Проблем с катером никаких, кроме одной, маленький. Перевозит один танк или два БМП, а нам бы чего посолиднее. Жаль, что «Дюгонь» не понравился каспийцам, - сказал он «Известиям».

Оба проекта разработаны нижегородским Центральным конструкторским бюро по судам на подводных крыльях имени Алексеева. Фактически «Дюгонь» - это увеличенная «Серна», способная поднять три танка или пять бронемашин. Почему в большом катере допущены конструктивные просчеты, моряки теряются в догадках.

Ситуацию на условиях анонимности прояснил «Известиям» представитель оборонно-промышленного комплекса, участвовавший в проектах. По его словам, проблемы возникли еще на стадии производства. Заложенный в 2006 году «Атаман Платов» был передан флоту только в 2010-м, хотя за четыре года можно построить не то что 280-тонный катер, но и крейсер водоизмещением 25 тыс. т. Именно столько строился в советское время отечественный флагман «Петр Великий», подчеркивает источник.

Всему виной административно-хозяйственная неразбериха, говорит он. «Платова» построил нижегородский завод «Волга». «Ивана Карцова» заложили на «Восточной верфи» во Владивостоке, хотя должны были на «Волге». А следующие три катера проекта заложены на Ярославском судостроительном заводе.

- «Дюгони» должны строиться на одних и тех же производственных мощностях, и прыжки через всю страну проект гробят. Лучше всего для постройки подходит «Волга», где накоплен большой опыт по судам на воздушной подушке. А решение о переносе производства было принято по социально-политическим причинам, - сказал представитель ОПК.

К моменту закладки «Ивана Карцова» в 2010 году на «Восточной верфи» возникли серьезные проблемы с заказами, а это одно из градообразующих предприятий Владивостока. Допустить социальную напряженность в городе, который готовился к саммиту АТЭС-2012, руководство страны не могло, поэтому постройку катера и перенесли сюда. Примерно такие же мотивы были при переводе производства в Ярославль, который менее благополучен, чем Нижний Новгород.

Проблемы «Атамана Платова» хорошо известны конструкторам. Но моряки могли бы учитывать, что это первый корабль проекта, у него «детские болезни», которые лечатся после дополнительных испытаний. Зачем сразу рубить сплеча? Ведь «Дюгони» нужны флоту, - утверждает собеседник «Известий».

С корабелами согласен вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.

Корабли на воздушной каверне, движущиеся со скоростью 50 узлов (90 км/ч), очень сложно поразить до момента высадки десанта. Если от них отказаться, то для выполнения десантных задач потребуется более массированное огневое подавление обороны, возрастут свои потери. Так что надо не отказываться от «Дюгоней», а обеспечить их доработку, - сказал эксперт «Известиям».

Первые суда с динамическим принципом поддержания строились на статических воздушных подушках с мощными вентиляторами и колоссальным расходом топлива. Суда на воздушной каверне более экономичны. В обоих типах днище имеет специальные обводы для удержания слоя сжатого воздуха.