Где посмотреть картины Караваджо в Риме? Краткая биография караваджо Караваджо был агрессивным и вспыльчивым человеком.

Итальянский живописец, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо . Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. До начала 1590-х годов Микеланджело да Караваджо учился у миланского художника Симоне Петерцано , около 1593 года уехал в Рим. Поначалу он бедствовал, работал по найму. Спустя некоторое время модный живописец Чезари д"Арпино взял Караваджо помощником в свою мастерскую, где тот выполнял натюрморты на монументальных картинах хозяина.

В это время были написаны такие картины Караваджо, как "Маленький больной Вакх" и "Мальчик с корзиной фруктов".

По характеру художник , который ввергал его в сложные и опасные ситуации. Он много раз дрался на дуэлях, за что неоднократно попадал в тюрьму. Нередко проводил дни в обществе игроков, мошенников, скандалистов, авантюристок. Его имя часто фигурировало в полицейских хрониках.

© Меризи да Караваджо / public domain Картина Меризи да Караваджо "Лютнист", 1595. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


© Меризи да Караваджо / public domain

В 1595 году в лице кардинала Франческо Мария дель Монте Караваджо нашел влиятельного покровителя , который ввел его в художественную среду Рима. Для кардинала дель Монте художник написал одни из лучших своих картин — "Корзина с фруктами", "Вакх" и "Лютнист". В конце 1590-х годов художником были созданы такие произведения, как "Концерт", "Амур-победитель", "Гадалка", "Нарцисс". Караваджо открыл новые возможности живописи, впервые обратившись к "чистому" натюрморту и "авантюрному" жанру, который получил дальнейшее развитие среди его последователей и был популярен в европейской живописи XVII века.

Среди ранних религиозных произведений Караваджо — картины "Святая Марфа беседует с Марией Магдалиной", "Святая Екатерина Александрийская", "Святая Мария Магдалина", "Экстаз святого Франциска", "Отдых на пути в Египет", "Юдифь", "Жертвоприношение Авраама".

© Фото: public domain Караваджо "Юдифь, убивающая Олоферна". ок.1598-1599


На рубеже XVI-XVII веков Караваджо создал два цикла картин на сюжеты из жизни апостолов. В 1597-1600 годах для капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези в Риме были написаны три картины, посвященные апостолу Матфею. Из них сохранились только две — "Призвание апостола Матфея" и "Мученичество апостола Матфея" (1599-1600). Для капеллы Черази в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме Караваджо выполнил две композиции — "Обращение Савла" и "Распятие апостола Петра".

© Фото: Микеланджело да Караваджо Картина "Иоанн Креститель", Микеланджело да Караваджо

В 1602-1604 годах художник написал "Положение во гроб" ("Снятие с креста") для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме. В 1603-1606 годах создал композицию "Мадонна ди Лорето" для церкви Сант-Агостино. В 1606 году написана картина "Успение Марии".

В 1606 году после ссоры при игре в мяч и убийства своего соперника Раннуччо Томмазони Караваджо бежал из Рима в Неаполь, откуда перебрался в 1607 году на остров Мальта, где был принят в Мальтийский орден. Однако после ссоры с высокопоставленным членом ордена он был заключен в тюрьму, откуда бежал на Сицилию, а затем в Южную Италию.

В 1609 году Караваджо вновь вернулся в Неаполь, где ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим.

В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. В Неаполе он написал большие алтарные картины "Семь дел милосердия" (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), "Мадонна Розария" и "Бичевание Христа". На Мальте для храма Сан Доменико Маджоре он создал полотна "Усекновение главы Иоанна Крестителя" и "Святой Иероним", на Сицилии — "Погребение святой Луции" для церкви Святой Луции, "Воскрешение Лазаря" для генуэзского купца Ладзари и "Поклонение пастухов" для церкви Санта Мария дельи Анджели. К последним произведениям Караваджо относится также картина "Давид с головой Голиафа", на которой голова Голиафа предположительно представляет автопортрет художника.

В 1610 году, получив прощение от кардинала Гонзага, художник погрузил свои вещи на корабль, намереваясь вернуться в Рим, но так и не добрался до места назначения. На берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня.

18 июля 1610 года Караваджо скончался от приступа малярии в итальянском городке Порто-Эрколе в возрасте 37 лет.

Творчество Караваджо оказало значительное влияние не только на многих итальянских художников XVII века, но и на ведущих западноевропейских мастеров — Питера Пауля Рубенса, Диего Веласкеса, Хосе де Риберу, а также породило новое направление в искусстве — караваджизм.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Микеланджело Караваджо (1571 — 1610) — итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, основатель реализма в живописи, один из крупнейших мастеров барокко. Одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» - резкое противопоставление света и тени. Не обнаружено ни одного рисунка или эскиза, художник свои сложные композиции сразу реализовывал на холсте.

Жизнь и творчество Караваджо

Итальянский живописец. Родился 28 сентября 1573 года. Учился в Милане (1584-1588); работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (“Маленький больной Вакх”, “Юноша с корзиной фруктов” — оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма.

Маленький больной Вакх Юноша с корзиной фруктов Отдых на пути в Египет Гадалка

Совершенно новую, интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (“Отдых на пути в Египет”, галерея Дориа-Памфили, Рим). Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (“Гадалка”, Лувр, Париж и другие).

Зрелые произведения художника Караваджо — это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (“Призвание апостола Матфея” и “Мученичество апостола Матфея”, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме; “Положение во гроб”, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан; “Смерть Марии”, около 1605-1606, Лувр, Париж).

Призвание апостола Матфея Мученичество апостола Матфея Положение во гроб Смерть Марии

Живописная манера Караваджо в этот период основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, энергичной лепке объемов, насыщенности колорита — приемах, создающих эмоциональное напряжение, острую аффектацию чувств. Подчеркнутая “простонародность” типажей, утверждение идеалов демократизма поставили Караваджо в оппозицию по отношению к современному искусству, обрекли его в последние годы жизни на скитания по югу Италии. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (“Погребение Святой Лючии”, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы).

Свет в его картинах становится мягким и подвижным, колорит тяготеет к тональному единству, манера письма приобретает характер свободной импровизационности. События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером. Начиная с 1600 года, времени наивысшего творческого подъема Караваджо, его имя стало постоянно появляться в протоколах римской полиции.

Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду. Но в 1606 году художник в пылу ссоры во время игры в мяч совершил убийство и с тех пор был вынужден скрываться от полиции.

После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. Там он продолжал работать над крупными заказами; его искусство оказало решающее влияние на развитие неаполитанской школы живописи. В 1608 Караваджо переехал на Мальту, где написал портрет магистра мальтийского ордена и сам вступил в орден. Но вскоре и оттуда Караваджо пришлось бежать на Сицилию из-за своего вспыльчивого характера. Прожив на Сицилии некоторое время, художник в 1609 возвратился в Неаполь, где подвергся нападению в портовой таверне и был изуродован. В это время Караваджо уже был болен малярией, от приступа которой и умер 18 июля 1610 года. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Обращение к натуре, которую он сделал непосредственным объектом изображения в своих произведениях, и правдивость ее трактовки вызвали множество нападок на художника со стороны духовенства и официальных лиц. Тем не менее, в самой Италии нашлось много его последователей, получивших название караваджистов .

Влияние Караваджо на мир искусства

Творческая манера Караваджо оказала непосредственное влияние на сложение течения караваджизма — самостоятельного направления в европейском искусстве 17 века. Для караваджизма характерны демократизм образной системы, повышенное чувство реальной предметности, материальности изображения, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картины, монументализация жанрово-бытовых мотивов. В Италии, где тенденции караваджизма сохраняли свою актуальность до конца 17 века и особенно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя, наиболее сильное и оригинальное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве итальянского художника Орацио Джентилески и его дочери Артемизии.

Но еще значительнее было влияние творчества Караваджо за пределами Италии.

Ни один крупный живописец того времени не прошел мимо увлечения караваджизмом, явившимся важным этапом на пути европейского реалистического искусства. Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др.), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии. Через этап караваджизма прошли Питер Пауль Рубенс, Диего Веласкес, Рембрандт ван Рейн, Жорж де Латур. Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие) .

Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко.

Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Ссылаясь на свидетельства очевидцев, литератор Сузинно рассказывает, как в отведённое под мастерскую просторное помещение при госпитале братства крестоносцев художник приказал принести выкопанное из могилы тело недавно убитого молодого человека и раздеть его, чтобы добиться большей достоверности при написании Лазаря. Двое нанятых натурщиков наотрез отказались позировать, держа в руках уже начавший разлагаться труп. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле.

Стиль: Влияние на: Работы на Викискладе

Микела́нджело Меризи да Карава́джо (итал. Michelangelo Merisi da Caravaggio ; 29 сентября (15710929 ) , Милан - 18 июля , Гроссето, Тоскана) - итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века , один из крупнейших мастеров барокко . Один из первых применил манеру письма «кьяроскуро » - резкое противопоставление света и тени.

Биография

Сын архитектора Фермо Меризи и его второй жены Лючии Аратори, дочери землевладельца из городка Караваджо , неподалеку от Милана . Отец служил управляющим в доме Франческо I Сфорца, маркиза де Караваджо, хозяина этого городка. Отец умер от чумы, когда Микеланджело было пять лет. Учился с 1584 года у Симоне Петерцано в Милане , но по неизвестной причине закончил обучение раньше срока. Затем на четыре года пропадает из поля зрения и объявляется в Риме - нищим и голодным.

Первое время Караваджо сильно нуждался. Он поступил в мастерскую второстепенного, но бывшего в большой моде в Риме художника Чезари д’Арпино. По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов. Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта. Иногда своими заказами с Караваджо делился художник Антиведуто Граматика. Борромео , познакомившийся с Караваджо в пору его римской жизни, описал его как «человека неотёсанного, с грубыми манерами, вечно облачённого в рубище и обитающего где придётся. Рисуя уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и жалких бродяг, он выглядел вполне счастливым человеком» и признавал, что в картинах художника ему не всё нравилось . Скопив немного денег, Караваджо рисует картину «Шулера», которую увидел кардинал дель Монте и пригласил художника на должность домашнего художника в свое имение.

В 1591 году Караваджо переехал во дворец своего покровителя кардинала дель Монте, где работал около пяти лет. Одним из поклонников живописи Караваджо и коллекционером его картин стал маркиз Винченцо Джустиниани .

«Вакх» - одна из ранних картин Караваджо, на которых предположительно изображён его сожитель Марио Миннити

В 1595 году несмотря на рекомендации, данные Джентилески , Граматики, Просперо Орси, Караваджо было отказано в приёме в Академию Святого Луки. Главным противником приёма Караваджо в Академию был её президент - Федерико Цуккаро . Он считал, что эффекты живописи Караваджо были следствием экстравагантного характера, а успехом его картины обязаны лишь своим «оттенком новизны», которую высоко ценили богатые покровители.

Караваджо рано пристрастился к азартным играм, делал долги, кроме того, обладал вспыльчивым нравом, не раз приносившим ему неприятности, часто задерживался римской полицией, но покровители защищали его, пока он не перешёл черту.

Он так и не узнал, что в Риме ему даровано полное прощение.

Ранний период

Драматическая жизнь Караваджо, полная приключений, соответствовала бунтарскому духу его творческой натуры. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх » (ок. 1593-94, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. 1593, там же), «Вакх» (ок. 1593, Уффици), «Гадание» (ок. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. 1595, Эрмитаж), он выступает как смелый новатор, он бросил вызов главным художественным направлениям той эпохи - маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. Герой Караваджо - человек из уличной толпы, - римский мальчишка или юноша, наделённый грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия; герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щёголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога Вакха .

Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью.

Не чуждаясь нарочито натуралистических эффектов, особенно в сценах насилия и жестокости («Принесение в жертву Исаака», ок. 1603, Уффици; «Юдифь и Олоферн», ок. 1596, собрание Коппи (сейчас выставляется в Палаццо Барберини), Рим), Караваджо в ряде других картин того же периода находит более глубокую и поэтически значительную трактовку образов («Отдых на пути в Египет», ок. 1595 и «Кающаяся Мария Магдалина», ок. 1596, галерея Дория-Памфили, Рим).

Зрелое творчество

Период творческой зрелости (конец XVI - первое десятилетие XVII вв.) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Матфею (1599-1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези , капелла Контарелли, Рим). В первом и самом значительном из них - «Призвание апостола Матфея», - перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события - вторжения света Истины в самые низы жизни. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и св. Петра , его реальность и одновременно ирреальность, выхватывая из темноты лишь часть профиля Иисуса, тонкую кисть его протянутой руки, жёлтый плащ св. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени.

Во второй картине этого цикла - «Мученичество св. Матфея» - возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. Третья картина - «Св. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны) - была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. В алтарных картинах «Мученичество св. Петра» и «Обращение Савла» (1600-1601, Санта-Мария-дель-Пополо , капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602-1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605-1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи).

Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь деяний милосердия » (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. В последних работах - «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров XVII века - Рубенса , Йорданса , Жоржа де Латура , Сурбарана , Веласкеса , Рембрандта . Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст , Хендрик Тербрюгген , Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески , его дочь Артемизия Джентилески).

Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Как известно по Библии , это произошло на третий день после погребения. Чтобы достичь достоверности, Караваджо приказал двум нанятым работникам выкопать недавно захороненное тело и держать его, пока он рисует. Не выдержав ужасного запаха, работники бросили труп и хотели убежать. Но Караваджо, пригрозив им ножом, заставил их продолжить держать труп, пока он не закончит работу .

Фильмы о Караваджо

  • «Караваджо» - британский фильм 1986 года режиссёра Дерека Джармена по мотивам жизни художника, в роли взрослого Караваджо - Найджел Терри
  • «Караваджо» 2007 год, режиссёр Анжело Лонгони в главной роли Алессио Бони

Примечания

Литература

  • Махов А. Караваджо. - М .: Молодая гвардия, 2009. - (Жизнь замечательных людей). - ISBN 978-5-235-03196-8
  • Элизабет Ланди Тайная жизнь великих художников. - М ., 2011. - ISBN 978-5-98697-228-2
  • Шапиро Ю.Г., Персианова О.М., Мытарева К.В., Аране Н.М. Пятьдесят кратких биографий мастеров западноевропейского искусства XIV–XIX веков. - Л. : Аврора, 1971.

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 29 сентября
  • Родившиеся в 1571 году
  • Умершие 18 июля
  • Умершие в 1610 году
  • Художники по алфавиту
  • Художники Италии
  • Художники барокко
  • Картины Караваджо

Wikimedia Foundation . 2010 .

КАРАВАДЖО (Caravaggio; настоящее имя и фамилия Микеланджело да Меризи, Michelangelo da Merisi) , итальянский живописец. Крупнейший представитель искусства эпохи барокко. До начала 1590-х годов учился у миланского художника С. Петерцано; в 1592 уехал в Рим, по дороге, возможно, посетил Венецию. Сформировался под влиянием северо-итальянских мастеров (Дж. Савольдо, А. Моретто, Дж. Романино, Л. Лотто). Некоторое время работал помощником римского художника-маньериста Дж. Чезари (Кавалер д’Арпино), в мастерской которого выполнил свои первые произведения («Мальчик с корзиной фруктов», 1593-94; «Больной Вакх», около 1593, оба - в галерее Боргезе, Рим). Благодаря торговцу картинами маэстро Валентино, Караваджо познакомился с кардиналом Франческо Мария дель Монте, который стал покровителем мастера и ввёл его в художественную среду Рима. Для кардинала дель Монте были написаны лучшие картины раннего римского периода: «Вакх» (1595-97, галерея Уффици, Флоренция), «Лютнист» (1595-97, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Корзина с фруктами» (1598-1601, Пинакотека Амброзиана, Милан). В произведениях конца 1590-х годов мастерство иллюзионистической передачи вещественности (что особенно заметно в натюрмортах, которые художник включает в свои картины) соединяется с её поэтизацией. Полные поэтического очарования и классических реминисценций мифологические образы-аллегории («Концерт», 1595-97, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Амур-победитель», около 1603, Картинная галерея, Берлин) помимо буквального несут и скрытый смысл, понятный образованной римской публике того времени и часто недоступный современному зрителю.

В это время Караваджо открывает новые возможности живописи, впервые обратившись к натюрморту и «авантюрному» жанру («Гадалка», около 1596-97, Лувр, Париж), который получил дальнейшее развитие среди его последователей и стал очень популярен в европейской живописи 17 века, а также к изображению мифологического образа как простонародного типажа («Нарцисс», 1598-99, Национальная галерея старого искусства, Рим). В его ранних религиозных произведениях поэтическая трактовка сюжета как нравственного примера («Св. Марфа беседует с Марией Магдалиной», около 1598, Институт искусств, Детройт; «Св. Екатерина Александрийская», около 1598, собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид), как глубокого душевного переживания («Св. Мария Магдалина», около 1596-97, галерея Дориа-Памфили, Рим; «Экстаз св. Франциска», 1597-98, Уодсворт Атенеум, Хартфорд, США), как явленного божественного присутствия в мире («Отдых на пути в Египет», 1596-97, галерея Дориа-Памфили, Рим) соединяется с полными драматизма сценами насилия и смерти («Юдифь», около 1598, Национальная галерея старого искусства, Рим; «Жертвоприношение Авраама», 1601-02, галерея Уффици. Флоренция).

Первым крупным церковным заказом Караваджо стал цикл картин для капеллы французского кардинала Маттео Контарелли в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези (1599-1600) в Риме. В сценах призвания и мученичества апостола Матфея Караваджо принципиально обновляет концепцию религиозной картины, в которой особую роль начинает играть свет, преображающий и драматизирующий евангельское событие. В «Призвании апостола Матфея» (смотри иллюстрации к статье Иисус Христос) свет, прорезающий тьму комнаты, обладает как реальной физической природой, так и метафорическим смыслом (свет Божественной истины, озаряющей путь к спасению). Завораживающая выразительность картин Караваджо строится на умении точно передать реальный мотив, при этом не сводя его к обыденности. Первый вариант алтарной картины для капеллы «Св. Матфей и ангел» (1602, погибла в Берлине во время 2-й мировой войны) был отвергнут заказчиками из-за излишне простонародного облика апостола. В окончательном варианте (1602-03) Караваджо добился большей слаженности и торжественности композиции, сохранив живую непосредственность в облике и движении двух фигур.

В 1601 году Караваджо написал две картины - «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра» для капеллы Т. Черази в церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. В них, как и в цикле для капеллы Контарелли, нашло выражение новое религиозное мироощущение, характерное для времени Контрреформации: обыденная повседневность человеческого бытия преображается Божественным присутствием; искренняя вера бедняков и страждущих проявляется в благочестии, в чистоте народного милосердия. Каждое произведение Караваджо - это живой фрагмент реальности, изображённый с максимальной достоверностью и глубоко пережитый художником, который пытается осмыслить события христианской истории, понять их побудительные причины и претворить свои размышления в пластические формы, подчиняющиеся законам образной драматургии. Реализм религиозных произведений Караваджо, далёкий от идеалов прекрасного, выработанных мастерами Возрождения, близок религиозной этике святого Карла Борромея и народному благочестию Ф. Нери, что особенно заметно в таких произведениях римского периода, как «Христос в Эммаусе» (1601, Национальная галерея, Лондон), «Уверение Фомы» (1602-03, дворец Сан-Суси, Потсдам), «Мадонна с паломниками» (1604-05, церковь Сант-Агостино, Рим) и «Мадонна со змеёй» (1605-08, галерея Боргезе), «Святой Иероним» (1605-06, галерея Боргезе). Драматической силой отличаются лучшие работы Караваджо этого времени: «Положение во гроб» (1602-04, Пинакотека Ватикана) и «Успение Марии» (около 1600-03, Лувр, Париж), в которых он достигает полноты творческой зрелости. Мощные контрасты света и тени, простонародная непритязательность образов, выразительный лаконизм жестов при энергичной лепке пластических объёмов и насыщенности звучного колорита позволяют художнику добиваться небывалой глубины и искренности в передаче религиозного чувства, побуждают зрителя к сопереживанию событиям евангельской драмы.

Независимый характер Караваджо часто приводил его к столкновениям с законом. В 1606, во время игры в мяч, Караваджо в ссоре совершил убийство, после чего бежал из Рима в Неаполь, откуда в 1607 году перебрался на остров Мальта, где был принят в Мальтийский рыцарский орден. Однако после ссоры с высокопоставленным членом ордена художник был брошен в тюрьму, откуда бежал на остров Сицилия. Из-за преследований со стороны Мальтийского ордена, изгнавшего его из своих рядов, в 1610 решил вернуться в Рим, надеясь на помощь влиятельных покровителей, однако по дороге умер от лихорадки. В период скитаний Караваджо создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. В Неаполе в 1606-07 он написал для церкви Сан-Доменико-Маджоре большие алтарные картины «Семь дел милосердия» (церковь Пио-Монте-делла-Мизерикордия, Неаполь), «Мадонна чёток» (Художественно-исторический музей, Вена) и «Бичевание Христа» (музей Каподимонте, Неаполь); на Мальте в 1607-08 - «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и «Святой Иероним» (обе - в церковь Иоанна Крестителя, Валлетта); на Сицилии в 1609 - «Погребение св. Лючии» для церкви Санта-Лючия (Региональный музей Палаццо Белломо, Сиракузы), «Воскрешение Лазаря» для генуэзского купца Ладзари и «Поклонение пастухов» для церкви Санта-Мария-дельи-Анджели (обе - в Национальном музее, Мессина). Напряжённый драматизм, присущий искусству художника, приобретает в его поздних работах характер эпической трагедии. Монументальные полотна, построенные на соотношении глухого, тёмного фона и крупных фигур первого плана, озарённых вспышками пульсирующего света, обладают необыкновенной силой эмоционального воздействия, вовлекают зрителя в изображённые события. К последним годам жизни Караваджо относится также картина «Давид с головой Голиафа» (около 1610, галерея Боргезе, Рим), где в облике Голиафа, голову которого Давид держит на вытянутой вперёд руке, угадываются черты лица самого художника.

Творчество Караваджо оказало большое влияние на современное ему искусство не только Италии, но и Европы в целом, затронув большинство работавших тогда художников (смотри Караваджизм).

Лит.: Marangoni М. Il Caravaggio. Firenze, 1922; Знамеровская Т. П. Микеланджело да Караваджо. М., 1955; Всеволожская С. Микеланджело да Караваджо. М., 1960; Röttgen Н. Il Caravaggio: ricerche е interpretazioni. Roma, 1974; Микеланджело да Караваджо. Документы, воспоминания современников. М., 1975; Hibbard Н. Caravaggio. L., 1983; Лонги Р. Караваджо // Лонги Р. От Чимабуэ до Моранди. М., 1984; Caravaggio е il suo tempo. Cat. Napoli, 1985; Marini М. Caravaggio. Roma, 1987; Calvesi М. La realtà del Caravaggio. Torino, 1990; Cinotti М. Caravaggio: la vita е l’opera. Bergamo, 1991; Longhi R. Caravaggio. 3. Aufl. Dresden; Basel, 1993; Gash J. Caravaggio. N. Y., 1994; Бонсанти Дж. Караваджо. М., 1995; Свидерская М. И. Караваджо. Первый современный художник. СПб., 2001; Ламбер Ж. Караваджо. М., 2004; Caravaggio: Originale und Kopien im Spiegel der Forschung / Hrsg. von J. Harten. Stuttg., 2006.

Картина создана живописцем в 1608 году на известный сюжет — казнь Иоанна Крестителя. Это последний этап творчества Караваджо (настоящее имя — Микеланджело Меризи да Караваджо), когда его полотна полностью погрузились в мир […]

Полотно было написано по заказу аристократической семьи Кавалетти в качестве алтарного образа для семейной церковной капеллы в Сант-Агостино в Риме. Картина писалась в два этапа с перерывом из-за конфликта с нотариусом, возражавшим […]

В XVII–XVIII столетиях в искусстве получило широкое распространение изображение жанровых сценок, дающих возможность запечатлеть образы участвующих в любопытных ракурсах, очерчивая многообразные переживания героев. Сам Караваджо внес существенный вклад в становление европейской бытовой […]

Микеланджело Меризи да Караваджо считается основателем реализма в живописи. После него не осталось ни одного эскиза или рисунка — все свои замыслы Караваджо сразу воплощал на холстах. Жизнь художника была весьма своеобразной. […]

Художник много раз обращался к библейским сюжетам. Создавалось впечатления, что работая над картинами он искал что — то очень важное для себя. Яркое цветовое разграничение мирского и высшего в его полотнах создает […]

На протяжении всей жизни художник искал ответы на вопросы в библейских сюжетах. Приступы гнева и невоздержанности не раз играли грустную роль в его скитаниях и тяжелой жизни. Чем старше становился художник, тем […]

Эта картина была заказана у художника кардиналом Сципионе Боргезе. Давид и Голиаф, опираясь на библейские сведения, были героями древности. Давиду предстояло стать царём иудеев, а Голиаф являлся исполином – филистимлянцем. В одной […]

Караваджо по праву считается не только лучим мастером за всю историю развития художественного искусства, но и одним из самых ярких и талантливых представителей такого стиля рисования и отображения картин, как барокко. Чуть […]