Хронология древнейших произведений искусства. Древнее искусство Венера из Холе-Фельс

Человек начал творить с момента своего появления. Живопись, скульптура и другие артефакты, возраст которых впечатляет, учёные находят и сегодня. Мы собрали 10 древнейших произведений искусства, найденных в разное время и в разных уголках мира. И можно не сомневаться, что источником вдохновения для древних мастеров были женщины.

1. Доисторическое наскальное искусство - 700 - 300 тыс. лет до н.э.


Древнейшие образцы доисторического наскального искусства, найденные на сегодняшний день, представляют собой одну из форм пиктограмм, называемую археологами "чашечки", на которых иногда вырезаны продольные канавки. Чашечки - это углубления, высеченные на стенах и вершинах скал. При этом они часто упорядоченно складываются в строки и столбцы. Такие наскальные артефакты находили на всех континентах. Некоторые коренные народности в Центральной Австралии используют их до сих пор. Старейший пример подобного искусства можно найти в пещере Бхимбетка в центральной Индии.

2. Скульптуры - 230 000 – 800 000 до н.э


Старейшим скульптурным изображением человека является Венера из Холе-Фельс, которой исполнилось 40 000 лет. Однако, существует намного более древняя статуя, вокруг подлинности которой ведутся бурные споры. Эту статую, обнаруженную на Голанских высотах в Израиле, назвали Венера из Берехат-Рама. Если это на самом деле настоящая скульптура, то она старше неандертальцев и, вероятно, сделана предшественником человека разумного, а именно - Homo erectus. Фигурка была обнаружена между двумя слоями вулканического камня и почвы, радиологический анализ которых показал ошеломляющие цифры - от 233 000 до 800 000 лет. Прения вокруг открытия этой фигурки усилились после того, как в недалеко расположенном Марокко нашли фигурку, названную "Тан-Тан", которой исполнилось от 300 000 до 500 000 лет.

3. Рисунки на скорлупе страусиных яиц - 60 000 до н.э.


Страусиные яйца были важным инструментом во многих ранних культурах, а украшение их скорлупы стало важной формой самовыражения для людей. В 2010 году исследователи из Дипклофа в Южной Африке обнаружили большой тайник, в котором хранились 270 фрагментов страусиных яиц, на которые были нанесены декоративные и символические рисунки. Двумя различными основными мотивами на этих рисунках были заштрихованные полосы и параллельные или сходящиеся линии.

4. Старейшие наскальные рисунки в Европе - 42 300 – 43 500 до н.э.


До недавнего времени думали, что неандертальцы не умели создавать художественные произведения. Это изменилось в 2012 году, когда исследователи, работающие в пещерах Нерха в Малаге, Испания обнаружили рисунки, которые старше знаменитых рисунков в пещере Шове на юго-востоке Франции более чем на 10 000 лет. Шесть рисунков на стенах пещеры были сделаны углем, а радиоуглеродный анализ показал, что они были созданы за 42 300 - 43 500 лет до нашей эры.

5. Старейшие отпечатки рук - 37 900 до н.э.


На стенах пещер Сулавеси в Индонезии были найдены одни из старейших когда-либо созданных рисунков. Им почти 35,5 лет, и они почти такие же древние, как рисунки в пещере Эль-Кастильо (40 800 лет) и наскальные рисунки в пещере Шове (37 000 лет). Но самым оригинальным изображением в Сулавеси являются 12 отпечатков рук, сделанных при помощи охры, которым исполнилось как минимум 39 900 лет.

6. Старейшие фигурки из кости - 30 000 до н.э.


В 2007 году археологи из университета Тюбинген проводили раскопки на плато в земле Баден-Вюртемберг в Германии. Они обнаружили тайник с небольшими вырезанными из кости животными. Костяные статуэтки были сделаны ни много, ни мало - 35 000 лет назад. Еще пять фигурок, вырезанных из бивня мамонта, были обнаружены в пещере Фогельхерд на юго-западе Германии. Среди этих находок были остатки двух фигурок льва, два фрагмента фигурок мамонта, и двое неустановленных животных. Радиоуглеродный анализ и слой породы, в котором они были обнаружены, показывают, что скульптуры из кости были сделаны во время ориньякской культуры, которую связывают с первым появлением современного человека в Европе. Тесты показывают, что фигуркам 30 000 – 36 000 лет.

7. Старейшая керамическая статуэтка - 24 000 – 27 000 до н.э.


Вестоницкая Венера похожа на другие фигурки Венеры, которые находят по всему миру, и представляет из себя 11,3-сантиметровую обнаженную женскую фигуру с большой грудью и широкими бедрами. Это первая известная керамическая скульптура, изготовленная из обожженной глины, и она старше периода, при котором начала массово употребляться обожженная глина для изготовления посуды и статуэток, на 14 000 лет. Фигурка была обнаружена во время раскопок 13 июля 1925 года в Долни Вестонице, Южная Моравия, Чехословакия.

8. Первая пейзажная живопись - 6000 - 8000 до н.э.


Чатал-Хююкская роспись является старейшей из известной в мире пейзажной живописи. Тем не менее, это утверждение оспаривается многими учеными, утверждающими, что это изображение абстрактных форм, а также кожи леопарда. Что это на само деле - не знает никто. В 1963 году археолог ДжеймсМеллаарт проводил раскопки в Чатал_Хююке (современная Турция) - в одном из крупнейших городов каменного века, которые были найдены. Он обнаружил, что одна из многих фресок, используемых для украшения жилища, по его мнению изображает вид на город, с извергающимся рядом вулканом Хасан Даг.Исследование, проведенное в 2013 году, частично подтвердило его теорию о том, что это на самом деле пейзаж. Было обнаружено, что рядом с древним городом в тот период времени было извержение вулкана.

9. Самая ранняя христианская иллюстрированная рукопись - 330-650 н.э.


В средневековые времена и ранее книги были чрезвычайно дефицитным товаром, и считались фактически сокровищами. Христианские книжники украшали обложки книг драгоценными камнями и разрисовывали страницы узорами с каллиграфией. В 2010 году в удаленном монастыре в Эфиопии исследователи обнаружили Евангелие Гаримы. Первоначально думали, что этот христианский манускрипт был написан в 1 100 году, но радиоуглеродный показал, что книга намного старше и датируется 330-650 годами нашей эры. Эта замечательная книга может быть связана со временем аввы Гаримы, основателя монастыря, где была обнаружена книга. Легенда гласит, что он написал Евангелие за один день. Чтобы помочь ему с этой задачей, Бог остановил движение Солнца, пока книга не была закончена.

10. Самая старая картина, написанная маслом, - 7 век н.э.


В 2008 году в бамианском пещерном монастыре в Афганистане ученые обнаружили самую древнюю в мире картину, написанную маслом. Начиная с 2003 года, ученые из Японии, Европы и США работают, чтобы сохранить как можно больше произведений искусства в монастыре Бамиан, полуразрушенном талибами. В лабиринте пещер были обнаружены стены, исписанные фресками и картинами, которые изображают Будду и прочих персонажей мифологии. Исследователи полагают, что изучение данных изображений позволит получить неоценимую информацию о культурном обмене вдоль между разными частями света на Шёлковом пути.

Стоит отметить, что сегодня среди мирных пасторалей, благородных портретов и прочих произведений искусства, которые вызывают только положительные эмоции, есть полотна странные и шокирующие, такие как .

Древнее искусство

Древнее искусство было изобразительным, пластическим и словесным. Последнее воплощалось в мифах, а к современным людям дошло в виде сказок, созданных человечеством в детстве и любимых детьми.

Точка зрения о происхождении мифологии из искусства, в соответствии с которой искусство как бы переходная ступень от мистики к мифологии, позволяет подвергнуть сомнению представление о том, что ранее существовали целостные мифы, которые потом распались или деградировали. Скорее, вначале они были разрозненными сказаниями, а затем стали соединяться с помощью логики в нечто целое, зависящее от того, насколько логично мышление данного народа и развита в нем мифология.

Одно из объяснений верхнепалеолитических рисунков, с которых начинается наше знакомство с древним искусством, заключается в веровании, что тот, кто владеет изображением, располагает полной властью над его оригиналом. Леви-Брюль обвиняет защитников данной гипотезы в том, что они приписывают авторам этих рисунков и скульптур чисто утилитарные замыслы. Действительно, в искусстве утилитарное отходит на второй план, но в качестве предпосылки развития искусства имеет место. Поршнев объясняет эти изображения запретом на пользование оригиналом. Продолжая мысль в этическом аспекте, можно заключить, что тяга к добру порождает сказки, в которых оно побеждает. В этом смысле прав Ницше, утверждая, что «искусство не есть исключительно подражание природной действительности, а как раз метафизическое дополнение этой действительности, поставленное рядом с ней для ее преодоления» (Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм // Соч.: В 2 т. М., 1966. Т. 1. С. 153). Искусство выполняет, таким образом, компенсаторную роль восполнения в сфере чувств того, чего человек оказывается лишен в жизни. Это, впрочем, свойственно любой отрасли духовной культуры.

В первобытном искусстве особенно проявляется его способность быть средством общения и единения людей, к чему стремятся ритуалы как таковые. Они выходят из искусства и, будучи сопричастны миру сверхприроды, создают тем самым мир духовной культуры, который первоначально мистичен, а воплотившись в искусстве – мифологичен. В мифах запечатлен бессознательный архетип данного племени, и потому он так оберегается «стариками» – хранителями мудрости.

Древнее искусство повторяет подвиги культурных героев, которые считаются предками и творцами данной общественной группы, создателями всех ее обычаев, обрядов, празднеств и церемоний. То, что предкам приписывается создание всего существующего, воплощается в уважении к ним как творцам культуры. Культурный герой является главным персонажем мифов и в то же время этим же словом называется главное мистическое начало. Тот, кто породил культуру, отождествляется с порожденным. В самом имени, слове пребывает мистическая сила.

Функцию слова в тот период, когда искусство было главной отраслью культуры, выразил Н. Гумилев в знаменитом стихотворении «Слово»:

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,

Звезды жались в ужасе к луне,

Если, точно розовое пламя,

Слово проплывало в вышине.

Многие гениальные поэты чувствовали мистическую силу слова, и с этим связано представление о художнике как пророке, возвещающем истину. Насколько всерьез можно относиться к таким претензиям? Настолько же, насколько серьезно можно относиться к мистике вообще. А известно, что там, где в примитивных обществах так относятся к мистике, осуществляется ее обещание. Здесь имеют значение еще два момента. Во-первых, обожествление слова в начальный период после возникновения речи. И, во-вторых, то, отмеченное Вико обстоятельство, что «первый Язык в первые немые времена наций… должен был начаться со знаков, или жестов, или тел, имеющих естественное отношение к идее» (Вико Д. Цит. соч. С. 144). Поэтому «логос» означал у древних греков еще и вещь, и слово было едино с делом.

То, что первоначально все виды искусства связаны с мистикой (литература, живопись, музыка, танцы), очевидно, так как мистика была предшествующей отраслью культуры. Вот что говорит Леви-Брюль о плясках, которые устраивали равнинные индейцы Северной Америки перед охотой на бизонов. «В этих плясках индейцы представляли, «разыгрывали» отдельные эпизоды этой охоты. Один из участников, покрытый бизоньей шкурой, подражал движениям пасущегося животного; другие, изображавшие охотников, приближались к нему с бесчисленными предосторожностями, внезапно на него нападали и т. д. Однако не следует задерживаться на этой пантомиме. Это – лишь внешняя, зрительно воспринимаемая сторона церемонии. Последняя имеет также и глубокий символический смысл. Она в действительности представляет собой не игру, а нечто совсем иное. По убеждению индейцев, эта церемония мистически действует на расположение, а следовательно, и на поведение бизонов: действие этой церемонии таково, что они после нее позволяют себя обнаружить, приблизиться к себе и убить себя» (Леви-Брюль Л. Сверхъестественное… С. 114–115).

Следует согласиться с Леви-Брюлем, что первобытные мифы и церемонии – не «элементарные формы религиозной жизни», как полагал Э. Дюркгейм, а скорее «до-религия». «Самый термин» до-религия», хоть он и не включает идеи необходимости эволюции, указывает, что дело идет о стадии, на смену которой может явиться религия в полном смысле слова» (Леви-Брюль Л. Первобытная мифология… С. 482).

Сказания древних народов – элементы, из которых складывается целостная мифология. Развитие искусства в процессе слово– и мифотворчества, порой соединяющихся вместе, ведет к ней.

Отдельные виды искусства также связаны между собой и помогают становлению друг друга. Поэзия возникла не только из словотворчества, но и, по Ницше, из подражания музыке, а трагедия – из дифирамба и хора. Существо трагедии – «видимая символизация музыки… мир грез дионисического опьянения» (Ницше Ф. Рождение трагедии… С. 112).

Из книги Из «Слов пигмея» автора Акутагава Рюноскэ

ИСКУССТВО Воздействие картины длится триста лет, воздействие письма – пятьсот лет, воздействие литературного произведения нескончаемо – так сказал Ван Шан-чжэн. Но, судя по раскопкам в Дуньхуане, воздействие письма и картины длится дольше, чем пятьсот лет. Более того,

Из книги Слова пигмея автора Акутагава Рюноскэ

ИСКУССТВО Самое трудное искусство – это всю жизнь оставаться свободным. Только словом «свободный» не надо бездумно

Из книги Человек - это многосложное существо автора Гурджиев Георгий Иванович

ИСКУССТВО Живопись живет триста лет, каллиграфия – пятьсот, литература бессмертна, сказал Ван Шанчжэн. Но Дуньхуанские раскопки показали, что живопись и каллиграфия продолжают жить и через пятьсот лет. А то, что литература бессмертна – это еще вопрос. Идеи не могут быть

Из книги Мелхиседек. Книга 2. Человек автора Нюхтилин Виктор

ИСКУССТВО Самое трудное искусство – жить свободно. Правда, «свободно» не означает

Из книги Энциклопедия философских наук. Часть третья. Философия духа автора

ТВОРЧЕСКОЕ ИСКУССТВО - СУБЪЕКТИВНОЕ ИСКУССТВО Нью-Йорк, 2 марта 1924 г.ВОПРОС: Необходимо ли изучать математические основы искусства, или возможно создавать произведения искусства без такого изучения?ОТВЕТ: Без такого изучения возможно ожидать только случайные

Из книги Инерция страха. Социализм и тоталитаризм автора Турчин Валентин Фёдорович

Искусство Сразу следует здесь сказать, что выделение темы "Искусство" в отдельную главу - искусственно. Мы рассматриваем искусство не как искусство вообще, а как субъект истории. Поэтому гораздо правильнее было бы оставить все позиции данного раздела в главе "История", но

Из книги Философская пропедевтика автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

А. Искусство {§ 556}Форма этого знания в качестве непосредственной, - (момент конечности в искусстве), - с одной стороны, распадается на произведение, имеющее характер внешнего, обыденного наличного бытия - на субъект, его порождающий, и на субъект, созерцающий его и перед

Из книги В преддверии философии. Духовные искания древнего человека автора Франкфорт Генри

Искусство Одно литературное произведение вместе с контекстом его возникновения служит для меня символом советского искусства, каким его желает видеть партийное руководство. Этот символ - карикатурен, но он не выдуман желчным сатириком, а взят из жизни.Летом 1954 года я,

Из книги Сочинения автора Фёдоров Николай Фёдорович

I. Искусство § 203Искусство выражает дух в индивидуальном своеобразии и в то же время очищенным как от случайного наличного бытия и его изменений, так и от внешних условий, и притом выражает объективно для созерцания и представления. Целью искусства является прекрасное

Из книги Индия. История, культура, философия автора Уолперт Стенли

Из книги Гегель автора Овсянников Михаил Федотович

Искусство подобий (мнимого художественного восстановления) и искусство действительности (действительное воскрешение) (птоломеевское и коперниканское искусство)Искусство как подобие - подобие всему, что на небе и на земле, - есть воспроизведение мира в том виде, как он

Из книги Блез Паскаль автора Стрельцова Галина Яковлевна

Древнее объединение империи и его ограничения Северная Индия все еще была разделена, когда Александр Македонский и его армия пересекли реку Инд в 326 году до нашей эры. Несколькими годами позже, хотя Александр и умер по пути домой, Северная Индия была объединена в империю,

Из книги Философия как образ жизни автора Гусман Делия Стейнберг

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Из книги автора

Искусство задавать вопросы и искусство слышать ответы Задавать вопросы – это хорошо, но не очень хорошо задавать их слишком много, иначе можно стать зависимым от постоянных указаний извне. Нужно уметь задавать вопросы и самостоятельно находить ответы – один или

Из книги автора

Искусство (Art) Совокупность приемов и произведений, несущих на себе отпечаток личности того или иного человека, свидетельство его особого умения или таланта. По этим трем признакам искусство легко отличить от ремесла (которое меньше нуждается в личностном начале и


Сегодня образцы наскальной живописи можно увидеть в различных точках нашей планеты. И всегда они – будь то иллюстрации древних о своём быте или ритуальные рисунки – вызывают особый интерес учёных. Ведь в каждом таком рисунке скрыты тайны истории нашей цивилизации.

1. Неолитическая картина рождения


В 2005 году геологи сделали открытие, которое датируется эпохой неолита или палеолита, но оно весьма актуально и сегодня. Когда-то в маленькой пещере в пустыне Сахара в Египте родился ребенок и кто-то нарисовал эту сцену на потолку пещеры.

Зачастую это изображение сравнивают с гораздо более известной картиной «вертепа», то оно на 3000 лет старше знаменитого рождения Иисуса. Новорожденного младенца поднимают между родителями, как самую большую ценность. Также при этом видна звезда на востоке. А ведь подобная картина была написана задолго до возникновения христианства.

2. Суданские раскопки


В Судане есть 15 мест, в которых встречается древняя наскальная живопись. В 2011 году в пустынной долине Вади Абу Дом были также найдены подобные изображения примерно в 30 разных местах. Коллекция этих изображений пополнялась с течением времени разными художниками. Рисунки, сделанные 1500 лет назад, прекрасно отображают тот период, когда в Судане появилось христианство: кресты, церкви и даже Святой Георгий на своей лошади. На 3000-летних изображениях можно увидеть домашний скот. А вот 5000-летние наскальные рисунки озадачивает даже экспертов.

Это искусство просто необъяснимо. Оно выглядит, как спирали, «намотанные» настолько точно, что некоторые считают их самым ранним математическим изображением. Другой тип изображения является скорее геометрическим и выглядит похожим на рыболовную сеть. Археологи также нашли «каменные гонги». Когда ударяешь по такому камню, он издает четкий звонкий звук. Их возраст даже не был определен, но некоторые учение считают, что такие камни могли быть сигнальными устройствами.

3. Крошечные ручки


В Сахаре «Пещера Зверей» получила свое название благодаря странным безголовым существам, изображенным на ее стенах. В 2002 году в пещере также нашли 13 отпечатков детских ладоней на стенах, причем некоторые из них находились внутри отпечатков ладоней взрослых людей. Эта сцена воспринималась, как трогательная до тех пор, пока один антрополог не заметил, что отпечатки детских рук не были пропорциональны правильным размерам. 8000-летние отпечатки были мельче даже отпечатков недоношенных новорожденных.

Также аномально длинными были пальцы, которые явно не принадлежали людям. Анализы показали, что они принадлежали животным, вероятно, пустынным варанам. Поскольку отпечатки варанов были сделаны примерно в то же самое время, что и отпечатки рук людей, а также в них был использован один и тот же пигмент, причина подобного явления остается загадкой.

4. Венера из Холе-Фельс


Следующий пример отличается от «обычного» пещерного искусства - это статуэтка из слоновой кости. Венера Холе-Фельс была найдена в одноименной пещере в Германии. Она представляет собой 40 000-летнюю фигурку обнаженного женского пола без рук и головы. Ее называют самой древней скульптурой человека. «Венера» может символизировать доисторическую красоту и здоровье, но, возможно, резчик просто хотел изобразить куклу обнаженной женщины. Большинство ученых сходятся во мнении, что сегодня уже невозможно доказать, для чего была предназначена статуэтка.

5. Шотландские «завитки»


Таинственный камень «Кочно» был найден в Шотландии. Кто-то давным-давно постарался художественно украсить этот камень геометрическими завитками. Хотя подобное искусство не является уникальным, камень входит в число лучших примеров подобных спиральных изображений в Европе. Артефакт из Глазго был вырыт в 1887 году, но к 1965 году вандалы и погода сильно повредили его. В целях дальнейшего сохранения камень был перезахоронен. В 2016 году 5000-летняя плита была раскопана, просканирована, сфотографирована для лучшего изучения и вновь перезахоронена.

6. Отпечатки ног


Когда дело доходит до отпечатков конечностей, это не всегда отпечатки рук. Тысячу лет назад в культуре пуэбло, которая жила в каньоне Чако в Нью-Мексико, явно почитались ноги. Они оставляли подобные следы на всем подряд. Что интересно, у пуэбло была общая физическая черта: полидактилия, т. е. лишний палец на руках или ногах. Естественно, не у каждого был дополнительный палец на ноге, но у пуэбло процент таких людей был феноменально высок. Большинство следов босых ног оставляли у входов в «важные» комнаты.

7. Акустическое искусство


В ходе одного из исследований обнаружилась замечательная связь между доисторическими каракулями и звуком. Такое искусство в основном находят в местах, где есть громкое эхо. Кроме того, многие из картин в подобных местах изображают сцены, связанные со звуками грозы. Возможно, что доисторические люди не в полной мере понимали природу эха, а считали их проявлением чего-то священного.

8. «Бизон Хиггса»


Бизон Хиггса представляет собой один из немногих случаев, когда наука была непосредственно «связана» с древними наскальными рисунками. После тестирования ДНК древнего бизона результаты оказались неожиданными. Было обнаружено, что их ДНК не имеет близкого сходства с современными европейскими зубрами. Скорее они были связаны с неким таинственным предком зубров, которого исследователи окрестили «бизоном Хиггса». Здесь было обыграно название «бозона Хиггса» - таинственной частицы, существование которой никак не могли доказать.

9. Инопланетяне из Чарама


Индийские археологи внезапно вспомнили такие слова, как «НЛО» и «пришельцы», когда заглянули внутрь пещеры в 2014 году. В деревне Чарама в индийском штате Чхаттисгарх жители не в первый раз сталкиваются с 10 000-летними картинами. Предки рассказывали им о легендах, когда так называемые люди «рохела» приходили в деревню. Эти маленькие люди якобы приземлялись в круглом объекте и общались с несколькими деревенскими жителями перед отлетом.

В прошлом племя Чарама даже поклонялось картинам, посвященным этому событию. Доисторические изображения показывают гуманоидов, одетых как космонавты, и предметы, похожие на оружие. Изображенные существа были гибкими, оранжеватого цвета и у них не было ртов и носов. Также на стене пещеры было найдено изображение объекта в виде диска с тремя ногами и «антеннами».

10. Загадка неандертальцев


В Испании подземная пещера наделала немало шума в сообществе ученых. Стены пещеры Эль-Кастильо были раскрашены красными точками и отпечатками рук. Этим творениям более 40 800 лет, что делает их самыми из известных примеров пещерного искусства. Что самое интересное, их не могли сделать люди. В то время данную область населяли неандертальцы, поэтому, скорее всего, именно они оставили после себя эти знаки. Неандертальцы всегда рассматривались в качестве отдельного вида гоминидов, но подобное искусство может «переквалифицировать» их в расу людей.

Наскальные рисунки это не единственная древняя тайна, которая волнует учёных. Существует ещё, как минимум, .

10 самых старых произведений искусства в своем роде

Искусство является одной из определяющих черт человечества, и при создании искусства используется целый набор навыков, которые уникальны для Homo Sapiens: распознавание шаблонов, зрительная и моторная координация, противопоставленные большие пальцы и способность к планированию. Искусство, включая картины, рассказы и музыку, использовалось доисторическими людьми задолго до изобретения письма, и с тех пор каждая культура разработала свои собственные версии искусства. Но в каждой разновидности искусства всегда было что-то первое, с чего все и началось.

1. Первый мультфильм (1908)

Корни мультипликации можно проследить вплоть до 1650-х годов с волшебными фонарями того времени. В 1800-х годах этот жанр начал развиваться благодаря появлению устройств для создания оптических иллюзий, таких как тауматроп, зоотроп и кинеограф. Затем, когда был изобретен фильм, в некоторых фильмах вставляли по несколько секунд анимации среди настоящих кадров. Первый полностью анимационный фильм (мультфильм) был создан только в 1908 году французским карикатуристом Эмилем Колем и он назывался «Фантасмагория». В общем, Коль использовал 700 снимков, и ему потребовалось несколько недель, чтобы закончить мультфильм. «Фантасмагория» длится около 80 секунд и не имеет определенной сюжетной линии. Он начинается с руки, нарисовавшей главного героя, а затем этот персонаж проходит через различные сказочные приключения, которые постоянно превращаются в другие причудливые сцены.

2. Первый художественный фильм (1903)

Технология, которая впоследствии привела к появлению кинофильмов, начала развиваться в 1880-х годах, а первые фильмы были, по существу, документальными. Например, двумя самыми известными из ранних фильмов были лента, показывающая прибытие поезда на станцию, и 18-секундный ролик с целующимися людьми. Кроме того, из-за ограничений технологии ранние фильмы, как правило, длились менее минуты и обычно показывали только одну сцену.

Кинолента, которая изменила все это, став первым художественным фильмом с сюжетом, была рассказом, – «Большое ограбление поезда». 12-минутный фильм, который был снят Томасом Эдисоном и режиссером Эдвином Портером, рассказывает историю четырех бандитов, которые грабят пассажирский поезд, а затем в ходе погони за ними и перестрелки погибают.

«Большое ограбление поезда» произвело революцию в киноиндустрии по нескольким причинам. Это был первый раз, когда использовали много различных технологий. Также это был первый боевик и вестерн.

3. Первый комикс (1827)

Сегодня все привыкли к комиксам про супергероев, но первый в мире комикс не имел к ним никакого отношения. Принято считать, что это были «Приключения Обадии Олдбака» на 40 страницах с 6-12 рисунками на каждой, созданные швейцарским художником Рудольфом Тепфером в 1827 году. Не было никаких «облачков» со словами, вылетающих из ртов персонажей, вместо этого текст был написан ниже рисунка.

В комиксе рассказывается история Обадии Олдбака, который влюбился в весьма полную женщину, которая впоследствии похудела. Всеми правдами и неправдами он пытается добиться, чтобы его пассия вернула былые формы. Критики в то время, и даже сам Тепфер, не верили, что работа будет новаторской. Они просто подумали, что это будет «чтиво» для детей и неграмотных людей «низших классов».

4. Первая фотография (1826)

С появлением цифровых камер фотографии стали неотъемлемой частью жизни. В 2013 году в Facebook было загружено 250 миллиардов изображений, и каждый день добавлялось по 350 миллионов новых фото. И это только одна соцсеть, в сколько их всего есть. Популярность фотографий можно проследить до француза Нисефора Ньепса и его изобретения, камеры-обскуры.

Проблема с камерой-обскура заключалась в том, что для фиксации изображения требовалось восемь часов экспозиции, и обычно изображение затем постепенно исчезало со временем. Одно из немногих сохранившихся первых в мире фото – «Вид из окна в Ле Гра», снятое Ньепсом в 1826 году.

5. Театральная пьеса (472 г. до н.э.)

Считается, что пьесы были разработаны древними греками, и сначала в них показывали только одного персонажа, которого называли протагонистом. Актер, который всегда был мужчиной, стоял перед группой людей называемую «хором», и хор задавал протагонисту вопросы, чтобы развивать сюжет.

Первым добавил в пьесу второго персонажа знаменитый греческий драматург Эсхил. Он также является автором самой старой сохранившейся полной пьесы «Персы», которая была впервые исполнена в 472 году до нашей эры. В этой трагедии есть четыре персонажа, и она рассказывает историю Атоссы, матери Ксеркса, которая ждет возвращения своего сына из его похода в Грецию. Основной темой пьесы является то, что даже самые могущественные государства могут быть разрушены из-за агрессии.

6. Самая старая книга (600 г. до н.э.)

Самая старая многостраничная книга состоит из шести связанных страниц, сделанных из 24-каратного золота и скрепленных кольцами. Книга была найдена более 70 лет назад в пещере недалеко от реки Струма на юго-западе Болгарии. В ней содержатся иллюстрации и символы таких вещей, таких как всадник, солдат, лира и русалка.

Книга, датируемая 600 годом до нашей эры, была создана этрусками, которые считаются одним из самых загадочных древних народов Европы. Считается, что они мигрировали из Лидии (современная Турция) и поселились в Северной и Центральной Италии около 3000 лет назад. К сожалению, многие из записей этрусков были уничтожены римлянами, которые завоевали их в четвертом веке до нашей эры. Всего было найдено 30 подобных золотых пластин по всему миру, но ни одни из них не связаны вместе, как золотая книга этрусков.

7. Самое старое сохранившееся стихотворение (2100 г. до н.э.)

Хотя стихи сегодня чаще всего ассоциируются с любовью и романтикой, они впервые использовались, чтобы рассказывать истории. Старейшим сохранившимся стихотворением, также являющееся старейшим литературным произведением, является «Эпос Гильгамеша» древних шумеров. Стихотворение, написанное на 12 каменных табличках (которые уцелели не полностью), описывает бывшего правителя Шумера, который правил городом Урук в Месопотамии. Хотя считается, что Гильгамеш был настоящим человеком, история о нем, написанная на табличках, является вымышленной.

В стихотворении Гильгамеш описывается как полубог, великий строитель, воин и мудрец. Он сражается с дикарем по имени Энкиду, который жил среди животных и был создан богом. Гильгамеш побеждает, и они становятся друзьями, а затем оба переживают ряд сумасшедших приключений, таких как убийство волшебного быка и выживание в огромном наводнении.

В 2011 году музей Сулеймании в Курдистане приобрел у контрабандистов 60-70 табличек, среди которых на одной нашли еще 20 строк древнейшего в мире стихотворения.

8. Самая старая сохранившаяся песня (3400 г. до н.э.)

Музыка всегда являлась частью повседневной жизни для многих людей, ведь у нее есть удивительная способность возбуждать широкий спектр эмоций в человеке.

Считается, что люди изобрели музыку в качестве способа объединить людей в сообществе, что было невероятно важным в ранних группах охотников и собирателей. Чувство общности с соплеменниками было важно, потому что всем нужно было работать в команде, чтобы выжить.

До изобретения письменности большинство песен передавали в устной форме, поэтому большая часть ранней музыки была утеряна. Самый старый фрагмент песни был найден в начале 1950-х годов в Угарите, Сирия. Он был написан на глиняной табличке хурритами, которые исчезли к концу второго тысячелетия до нащей эры.

9. Самая старая сохранившаяся скульптура (33 000 – 38 000 г.г. до н.э.)

В 2008 году на юго-западе Германии археологи нашли самую старую скульптуру в мире, которой по разным оценкам от 35 000 до 40 000 лет. Статуя, названная Венерой из Холе-Фельс, размером с палец и вырезана из бивня мамонта.

Статуэтка сделана в виде тела гипертрофированной женщины; у нее нет рук, ног и головы, зато несложно рассмотреть очень большие груди, ягодицы и гениталии. Сегодня уже неизвестно предназначение данной скульптуры. Некоторые утверждают, что она является представлением плодородия и размножения, в то время как другие считают, что это символ здоровья и долголетия. Но, пока люди не изобретут машину времени и не научатся говорить на языке ориньякской культуры, вероятно, никто не узнает, что на самом деле означала скульптура или для чего она использовалась.

10. Самая старая сохранившаяся картина (37 000 – 39 000 г.г. до н.э.)

Считается, что люди впервые появились в Африке около 200 000 лет назад. Около 50 000 лет назад они мигрировали на территорию современной Австралии, по пути останавливаясь на острове Сулавеси (Индонезия), где и были найдены самые древние пещерные рисунки. Сегодня с помощью современных методов, базирующихся на распаде урана, был проверен возраст вещества, покрывшего рисунки за тысячи лет. Это минерал кальцита, который образуется при протекании воды через известняк в пещере. Результаты исследования показали, что некоторым из картин не менее 39 000 лет.

Самые древние наскальные картины – это трафареты рук. Художники создавали их, положив руку на крышу или на стену пещеры, и распыляя поверх краситель, оставляя контур руки.

Еще одна картина, найденная в пещере, датированная 35 400 годами, изображает животное бабируса. Возможно, это самый старый известный образный рисунок в мире.

Хотите получать одну интересную непрочитанную статью в день?

шпаргалка

Все даты- приблизительны.

Доисторическое искусство

-2,5 миллиона лет до н.э. - 800 г. до н.э.

доисторическое искусство и культура-эпоха мезолита и неолита, бронзовый и железный век.

петроглифы (наскальные рисунки), пещерная живопись


Искусство палеолита. Пещера Ласко (Франция)

Античное искусство 800 г. до н.э. - 450 г. н.э.

Искусство античного периода характеризует скульптура, фрески и различные гончарные изделия. В изобразительном искусстве преобладает энкаустика — восковая живопись

Скульптурный фриз «Пергамский алтарь Зевса»;


Скульптура «Умирающий галл»;

Скульптура «Метатель диска»;

Древнегреческий храм — Парфенон;

Армия терракотвых воинов в Китае;

Начало эллинистического искусства;

Начало христианского искусства;

Христианские фрески в Риме;

Базилика Святого Петра в Риме.

Период Темных веков /450-1450 годы.

В этот период зарождается византийское и средневековое искусство, православная иконопись и мозаичная живопись .

Тенденция на создания работ религиозного содержания остается актуальной длительное время. Многие идеи этого направления повлияли и на мастеров поздних времен.


Поцелуй Иуды. Джотто.

Европейское Возрождение

(начало)

Эра Прото-Ренессанс развивается под влиянием готического стиля.

Создается большое число памятников архитектуры. Новые готические соборы, храмы и церкви украшаются пано, витражами и габиленами.

Некоторые мастера начинают писать работы темперой на дереве.

Синопсис:

Керамическая и фарфоровая посуда (Китай);

Запрестольная живопись;

Работы христианской тематики от неизвестных мастеров;


Портрет четы Арнольфини.

«Мадонна с младенцем и Анной». Леонардо да Винчи

Ренессанс Итальянское Раннее Возрождение (1400-1490)

Три главных центра итальянского Возрождения:

Флоренция, Рим и Венеция.

Этот этап развития был первым крупным выражением классицизма в мировом искусстве.

В области скульптуры следует отметить мастера Донателло, которого многие специалисты признают лучшим.

Итальянское Высокое Возрождение (1490-1530)

.

Дальнейшее творчество трех великих мастеров, не нуждающихся в представлении, оказало влияние на весь мир изобразительного искусства. Синопсис:

Известный пример линейной перспективы:

Оплакивание Мертвого Христа (Мантенья);

Шедевр на мифологическую тему:

Рождение Венеры (Боттичелли);

Первый шедевр живописи Высокого Возрождения:

Тайная вечеря (Да Винчи);

Джоконда (Да Винчи);

Скульптура Давида (Микеланджело);

Фрески Сикстинской капеллы (Микеланджело);

Станцы Рафаэля.

Золотой век нидерландской живописи

Период расцвета искусства в Нидерландах связан с именами Яна Ван Эйка (портрет четы Арнольфини, человек в красном тюрбане)

и Иеронима Босха (семь грехов, сад земных наслаждений и др.).

Живопись Германии

Несмотря на бурное технологическое развитие Германии того времени,


Праздник венков из роз. Масло, тополевая доска (1506)

одним из величайших художников Северного

Возрождения является немец Альбрехт Дюрер.

1530-1860 годы.

Эра маньеризма (1530-1600)

Золотой век венецианской живописи наступил благодаря творчеству

Джорджане, Тициана, Тинторетто и Веронезе.

Греческий художник Эль Греко переезжает в Испанию, где начинает рисовать, внося вклад в культурный код того времени.

Именно в этот период выдающийся искусствовед того времени Вазари публикует знаменитый труд «Жития художников».

Барокко (1600-1700)

Эпоха барокко в живописи и архитектуре стала смелой, драматичной и красочной благодаря

Караваджо, Веласкесу и Рубенсу.

Новый стиль сочетает в себе

натурализм, религиозные и мифологические мотивы,

а также порождает массу подражателей ведущих мастеров.

Синопсис:

Во Флоренции появляется первая академия художеств в Европе;

Открытие академии художеств в Париже;


Скульптуры Бернини;

Строительство Тадж-Махала и развитие монгольской архитектуры; Аллегорические натюрморты (Ванитас).

Американское колониальное искусство

(1700-1770)

Эпоха рококо

и архитектурного дизайна отражает упадок французского правительства благодаря капризному и декоративному стилю.

Появление неоклассических художников

(Гойя, Энгр и Жак-Луи Давид)

и подобной архитектуры

(здания сочетали в себе колонны в греческом стиле и классические крыши, купала ренессанса).

Важные музеи: Екатерина Великая создает Эрмитаж (Санкт-Петербург). Открытие Лувра, одного из крупнейших художественных музеев.

Романтизм(1800-1860)

Романтизм характеризуется идеями героических идеалов французской революции.

Среди романтиков ведущими являлись

Делакруа, Уильям Блейк, Томас Коул, Джон Констебл, Каспар Давид Фридрих

и другие.


ДЕЛАКРУА ЭЖЕН Натюрморт с омаром и трофеями охоты и рыбной ловли

В Германии образуется движение Назарян

(Изначально, Фридрих Овербек и Франц Пфорр),

для которого характерен романтизм, реализм и многие другие популярные тенденции в немецком искусстве 19 века.

Синопсис:

Картина «Свобода, ведущая народ«, Делакруа;

Французские художники закладывают основы импрессионизма;

Начало фотографии; Движение прерафаэлитов, основанное Данте Россетти.


Видение Данте (о смерти Беатриче)

1870-1960 годы

Менее известные направления середины и конца 19 века включали в себя флорентийский стиль, Японизм, популярный в Великобритании и Франции, французский натурализм, символизм, мистическую религиозную школу декоративно-прикладного искусства «Наби» и другие.

Импрессионизм

Эпоха импрессионизма, зародившегося во Франции, началась с работ

Клода Моне, Пьера-Огюста Ренуара, Альфреда Сислея, Писсарро и многих других.


Альфред Сислей Канал Луа в Сен-Мамме. 1885

Импрессионисты сосредотачивались на написании естественных пейзажей, однако, спустя некоторое время большинство из них начали писать в помещениях и студиях.

В 1880-е годы можно видеть проявление американского импрессионизма

(Чейс, Робинсон, Кассатт). Синопсис:

Кульминация французской живописи;

«Впечатление. Восходящее солнце», Моне;

Рассвет австралийского импрессионизма;

«Воскресный день на острове Гранд-Жатт», Жорж Сёра.

Экспрессионизм и постимпрессионизм

Плодотворный период голландца Винсента Ван Гога в значительной степени повлиял на экспрессионизм.

На его счету такие шедевры как


«Пшеничное поле«,

«Ваза с подсолнухами», «Ночная терраса кофе» и многие другие.

Стиль постимпрессионизма по праву ассоциируют с Гогеном и Эмилем Бернардом.

Модерн

Сецессия и модерн стремятся оторваться от официальных правил и рамок в искусстве. Модерну характерны идеи объединения изобразительного искусства, скульптуры и архитектуры.

Зачастую, эта идеология скептично воспринималась критиками, а выставки модернистов вызывали споры.

Развитие плакатного искусства (1860-1980);

Классическое Возрождение в современном искусстве — реакция на натурализм импрессионистов;

Зарождение экспрессионизма (Эдвард Мунк, Анри Матисс, «Фавизм», немецкий «Синий всадник»);

Возникновение примитивизма на Западе;

«Голубой период«, «Авиньонские девицы» и кубизм Пабло Пикассо;


Лучистый пейзаж Михаил Федорович Ларионов 1912, 94.5×71 см

Михаилом Ларионовым (Россия) изобретен стиль «лучизм» (1912-1913).

Английский «вортизм» (1913-1915),

развивающий идеи кубизма;


Rene Magritte: Golconde

Стиль «дада» (1916-1924), в котором использовались шокирующие банальные образы;

Абстрактное направление «супрематизм» (1913-1920), связанное с Натальей Гончаровой и Малевичем;

Сюрреализм


Андрей Горенков

(1920-е) В Европе, под влиянием дадаизма, кубизма и коммунистической философии возникает сюрреализм.

Движение характеризуется в первую очередь работами

Сальвадора Дали, Хуана Миро, Рене Магритта и Марселя Дюшана.

В это время Пабло Пикассо рисует знаменитую «Гернику»;

Развитие абстрактного экспрессионизма (1940-1950)

и неоэкспрессионизма.

Поп-арт (1960-е)

Идеи поп-арта отстаивали Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс и Роберт Раушенберг.


Поп-художники пытались придать банальным предметам и образам статус произведения искусства.

Шестидесятым также характерно нарастание популярности фотореализма (он же суперреализм) и минимализма.

с 1970 года.

Постмодернизм


"Cordoba" Миммо Паладино 1984 г. (постмодернизм)

Период после 1970 годов историки искусств любят называть «постмодернизм». Этот стиль представляет собой триумф стиля над содержанием, а мастера, как правило, используют новые средства связи, подчеркивая важность общения художника и аудитории.

Синопсис:

Концептуальное искусство;

Видео-искусство;

Авангардные работы.



по материалам сайта