Как заменить струну на акустической гитаре. Как правильно заменить струны на акустической гитаре? Как снять старые струны

Сегодня музыка пестрит поражающим воображение разнообразием видов, стилей и подстилей, а также техник игры на инструментах. В XXI веке однозначно нельзя выработать какие-то четкие формулы и точные решения для музыкальных жанров с точки зрения стремления получить идеальное звучание. И причины тому достаточно просты: каждый музыкант имеет свой особый стиль игры на гитаре - а в рамках данной статьи мы будет говорить именно о гитаристах - свои собственные предпочтения в области формирования звучания инструмента и группы в целом.

Когда мы говорим о вкусах гитаристов, наибольшие споры обычно вызывает выбор определенной толщины струн. От чего же он зависит?

Предпочтения музыкантов по выбору калибра струн во многом формируются из трех факторов:

  • Строй, в котором играет гитарист;
  • Особенности инструмента, в частности, величина его мензуры;
  • Сила пальцев музыканта, от которой зависит комфорт при игре на комплектах разной толщины (сравните пальцы Джимми Пэйджа, который был фанатом «восьмерок» и SRV, который играл на комплектах.013-.056/.058).

И если сила пальцев - параметр сугубо индивидуальный, то составить определенные рекомендации и выявить зависимость между силой натяжения струны, ее строем и мензурой инструмента вполне возможно. Именно об этом мы сегодня и поговорим.

Натяжение струн в истории гитаростроения

Как ни странно, но жестких стандартов толщины/силы натяжения струн не было почти до середины прошлого века! Лишь в конце 30-х годов 20 века Джон Д’Аддарио (John D’Addario) ввел на своем производстве стандартизацию калибров струн и их разделение, выпустив на рынок три типа комплектов для акустической гитары: с легким, нормальным и сильным натяжением.

Почти до самого конца 20 века - если быть точнее, то где-то до середины 80-х годов - подобных стандартизированных комплектов было достаточно для удовлетворения потребностей всех музыкантов. Периодически по специальным заказам крупные производители выпускали и новые наборы: чаще всего они представляли собой гибриды из существующих струн, которые использовали для открытых строев и строев с понижением. В конце концов, к 90-м годам такие предложения стали очень многочисленными - музыканты все чаще применяли нестандартные музыкальные решения, выходили за рамки музыкальных трендов и старались по-максимуму использовать все возможности гитары в популярных музыкальных стилях. Все это привело к резко возросшей популярности открытых настроек гитары (open tuning), более частому применению вариаций пониженного строя, когда шестая струна настраивается на тон ниже традиционной ноты (drop tuning), разработке гитар-баритонов, а также нетрадиционных инструментов с 7-ю и 5-ю струнами. Такой скачок в музыкальной индустрии способствовал тому, что на рынке стали все чаще появляться необычные наборы струн, музыканты стали искать свой любимый «калибр» и свой звук - и такие крупные производители, как D’Addario, дали гитаристам возможность это сделать.

Теоретические аспекты натяжения струн

Ежегодно службы по работе с клиентами крупнейших музыкальных брендов получают тысячи писем с просьбой решить их проблемы с выбором наиболее подходящего набора струн.

В качестве ремарки: далее мы будем рассказывать про максимально точный подбор струн под свои предпочтения на примере товаров компании D’ Addario. Если вы не уверены, что хотите заниматься столь кропотливыми и тщательными расчетами натяжения струн либо вы не имеете большого опыта в выборе струн или играли всего на 1-2 различных калибрах, обратитесь к нашей обзорной статье «». В ней обобщенно описаны рекомендации крупнейших производителей струн по выбору оптимального комплекта для стандартного и пониженных строев гитары.

Для помощи в выборе струн компания ДиАддарио создала великолепный Онлайн-помощник по натяжению струн - в нем собраны все необходимые данные для выбора отдельных струн под желаемый строй. Далее мы расскажем, как не запутаться во всех приведенных в руководстве таблицах, а пока немного полезной информации, которая поможет лучше понять особенности расчета натяжения.

В формулах из руководства используются 3 показателя: вес струны, величина мензуры и частота (Weight, Scale Length и Frequency, соответственно. Рассчитывается натяжение по следующей формуле, которую мы приведем в русском и английском вариантах:

Натяжение = (Вес струны * (2 * Величина мензуры * Частота)^ 2)/386.4

Tension = (Weight * (2 * Scale * Frequency) ^ 2)/386.4

Как натяжение влияет на ощущения музыканта?

Как ни странно, но непосредственно толщина струны не оказывает влияние на натяжение: значение имеет в первую очередь ее масса, а также длина мензуры и величина частота, на которую данная струна настроена. Изготовители применяют самые неожиданные технологии технологии и материалы (никель, фосфор, нейлон и др.) для того, чтобы добиваться разного натяжения даже при равном диаметре керна и обмотки - и даже, порой, при использовании одинаковых материалов.

Немного о мензуре. Она представляет собой расстояние от верхнего порожка, расположенного в районе головы грифа, до места перегиба струны на бридже. Чем она длиннее - тем выше будет натяжение при прочих равных условиях. В качестве примера: первая струна с толщиной.009 на Stratocaster (мензура 25.5 дюймов) будет казаться более натянутой и жесткой, чем на Gibson Les Paul (мензура 24.75 дюймов) при условии, что обе настроены в Ми или любую другую одинаковую по высоте ноту. Поэтому в общем случае на гитару с меньшей мензурой рекомендуют струны потолще.

Приведем самые распространенные длины мензур для современных инструментов:

Большинство гитар - 24.75”, 25.5”

7- и 8-струнные электрогитары - 26.5”, 27”, 29”

Бас - 30”, 32”, 34” или 36”

Мандолина и Мандола - 13 7/8” и 15 7/8”, соответственно

Банджо - 26 ¼”

ВНИМАНИЕ! Перед тем, как начинать расчет натяжения и толщины струн, убедитесь, что ваша гитара правильно отстроена. Проверьте правильность настройки расстояния от струн до грифа, далее - мензуры, в самом конце - отстройте струны по высоте звучания.

Как измерить натяжение струны

Натяжение струн выражается в фунтах: натяжение по таблице в 12.2 фунта означает, что она тянет c силой, равной воздействию гравитации на тело массой 12.2 фунта. Если вы на данный момент ощущаете комфортное натяжение струн и планируете изменить строй всех струн - просто изучите руководство, ссылку на которое мы давали выше, и приобретите набор с таким калибром, который обеспечит идентичное натяжение в измененном строе.

Настало время привести конкретный пример!

Итак, допустим, на вашей гитаре установлен набор струн D’ Addario EXL1140 (10-13-17-30-42-52) . Ниже приведена таблица с детализацией модели каждой струны в наборе, ее диаметра и натяжения для стандартного строя. Предположим, что вы хотите сохранить то же натяжение, но начать играть в Drop D строе (ebgDAD) - теперь по таблице необходимо лишь определить требуемый калибр шестой струны.

1. Находим в руководстве на странице 6 свой тип струн: XL Nickelplated Steel (серия XL, сталь с никелированной обмоткой), находим струну с калибром.052 и ноту E (Ми), получаем силу натяжения ~22 фунта (обозначены красным цветом).

2. Ищем в таблице ноту D (Ре) и схожее натяжение (обозначены зеленым цветом) - получаем, что наиболее похожими по натяжению будут струны с калибром.056 (20.9 фунтов, натяжение будет незначительно слабее) или.059 (23.3 фунта - натяжение будет немного сильнее).

Таким образом, для Drop D в данном случае оптимальным будет набор 10-13-17-30-42-56/59.

Используя подобную методику, вы сможете заменять любую струну в наборе на ту, с которой вам будет комфортнее играть. Купить струны поштучно вы можете в наших разделах одиночных струн:

Обратите внимание, что приведенная информация актуальна только для продукции от D’Addario. На всякий случай дублируем ссылку на

Начинающих гитаристов рано или поздно ждет столкновение с реальной жизнью, в которой приходится производить замену струн на акустической гитаре. Чаще всего, конечно, это происходит дома и лампово, но иногда приходится делать это в полевых условиях. Так что, если ты только вчера решил стать известным музыкантом, то лучше несколько заранее узнать о том, как правильно и как часто нужно менять струны.

Какие бывают

Струны делятся на два типа: металлические и синтетические. Первые изготавливаются из стали и имеют обмотку, которая, в свою очередь, делается из различных сплавов и наматывается на корн разными способами. А вторые – это в большинстве случаев нейлон.

Если говорить грубо, то целенаправленно изготавливаются под определенные струны. А связано это с натяжением. Например, у металла оно намного сильнее, чем у нейлона. Следовательно, у гитар, предназначенных для установки на них стальных струн, укрепленный гриф и жесткий корпус. На такой инструмент, конечно, можно натянуть нейлон, то он вряд ли сможет удивить звуком, так как намного мягче металла. А вот обратную ситуацию, когда стальные струны ставятся на классическую гитару, предназначенную для синтетики, лучше не пробовать на практике, если, конечно, не преследуется цель испортить инструмент. Сильное натяжение может просто повести не предназначенный для этого гриф и вырвать нижний порожек.

Отличить одну гитару от другой – проще простого. Нужно внимательно изучить нижний порожек и гриф. Нейлон крепится на специальном подструннике, а стальные струны – в корпусе гитары с дополнительным усилением внутри инструмента.

Помни, что струны меняются сразу все, даже если из строя вышла всего одна.

Смена металлических струн

Итак, если после предыдущего пункта, ты определил, что держишь в руках инструмент, для которого подходят металлические расходники и отмечаешь их полное или частичное отсутствие, то следует пройти следующие этапы установки струн.


Смена нейлоновых струн

А если ты определил, что у тебя классическая гитара, с полным или частичным отсутствием струн, то для того, чтобы снова смочь играть на ней, стоит сделать следующие шаги.

  1. Как и в прошлом случае, все начинается с покупки струн. В этой можно почитать о том, как правильно выбирать синтетику.
  2. Как только новые расходники у тебя, можно начинать. Сначала нужно снять струны с акустической гитары. Аккуратно раскручивай колки, пока не достанешь кончик. Есть, конечно, более радикальный способ – просто перерезать струны. Но подобный подход не только может повредить инструменту, но и слегка подкорректировать музыканта. А точнее порезать руки и возможно другие части тела. Так что лучше выбирать более медленный, но безопасный способ.
  3. После раскручивания, переходим к нижнему порожку и развязываем узлы, освобождая струны.
  4. Чистим инструмент от пыли. Протереть нужно все и гриф, и корпус.
  5. Теперь продеваем один конец струны в порожек и фиксируем его узлом. Тебе повезло, если твой комплект расходников оснащен специальными шариками на концах. Тогда все элементарно – уплотнение не позволит струне покинуть инструмент. Но если нет, то придется немного потренироваться в вязании правильных узлов.
  6. Когда ты в предыдущем пункте достиг успеха, переходи к другому концу струны. Его необходимо вставить в отверстие в колке. А после – натягивай и проводи аналогичные процессы с другими струнами. Не забудь в самом конце обрезать торчащие концы.
  7. В случае с нейлоном, можно не следовать правилу не перетягивать, а даже противоречить ему. Синтетика в несколько раз мягче металла, и ее можно безболезненно натянуть чуть больше, чем требуется.

Усадка струн

После установки новые струны имеют тенденцию расстраиваться, то есть ослабляется натяжение и необходимо каждый день подтягивать их, пока процесс не остановится. Например, нейлоновые струны могут усаживаться до недели, поэтому то их и не страшно перетянуть.

Настройка гитары

После того, как струны были установлены на инструмент, последний следует правильно настроить. Если ты уверен в своем стопроцентном слухе, то можешь попробовать сделать это без использования дополнительных приборов. Но если ты себе не доверяешь или хочешь быть уверенным в том, что до звучит как до, то нужно просто использовать тюнер. Технологии дошли до того, что подобные примочки появились в онлайн версиях. Просто найди приложение или специальный сайт и через него настрой свой инструмент. Если у тебя, конечно, нет материального тюнера.

Как часто нужно менять струны

Менять нужно в зависимости от того, как часто ты играешь на инструменте. Те музыканты, которые делают это часто, и вообще не берегут расходники, меняют их примерно раз в одну-две недели. А другие, из той категории, что хорошо если каждые выходные расчехляют гитары, могут проходить с одним комплектом и несколько месяцев. Но с последним лучше не экспериментировать. Металл имеет тенденцию ржаветь, а нейлон расстраиваться и превращаться в веревки. Да и в любом случае, старые струны на инструменте могут порваться и повредить музыканта.

Так что следите за сроком службы своих расходников и своевременно их заменяйте. А мы надеемся, что объяснили все достаточно подробно, чтобы каждый начинающий музыкант смог справиться с этим делом за полчаса.

Приветствую всех тех, кому часто приходится подстраивать свою гитару, которая каждый раз теряет строй после обыгрывания любимых мелодий и композиций. Или тех, кто впервые столкнулся с необходимостью — сменить струны .

Бывает всякое, но зачастую причина частой — это неправильная установка струн. На первый взгляд процесс замены струн на может показаться банальным и примитивным. На самом деле в нем есть свои хитрости.

Для этого нужно сделать всего 7 шагов (действий).

Шаг-I: вынимаем кнопки из отверстий, которые находятся на подставке гитары. Я буду показывать на примере 4-й струны, поэтому выну только одну.

  • Если нет под рукой цепкого инструмента, то можно вынуть их с помощью любой монетки

Шаг-II: Вставляем струну в отверстие, закрываем кнопкой и хорошо на нее надавливаем, чтобы не выдавило при натяжении струны.

Шаг-III: свободный конец струны доводим до головы грифа гитары и вставляем в отверстие нужного колка.


Шаг-IV: Предварительно оставив небольшой запас длины для наматывания на колок, загните и подведите (против часовой стрелки) конец струны к центру головы грифа и заведите под струну — там, где она вошла в отверстие колка.


Шаг-V: предварительно создав натяжение обоих концов струны, свободный ведите вверх и затем в обратном направлении уже над струной. Должна получиться петля — «замочек».

Шаг-VI: продолжая создавать натяжение — не позволяя петле соскользнуть с колка, начните вращать его против часовой стрелки, тем самым натягивая всю длину струны. Благодаря «замочку» она должна прижать саму себя и потом можно будет ее не придерживать.

Шаг-VII: вот мы и пришли к финальному действию. Натяните струну и проверьте чтобы на колке было примерно 2-3 витка. Не меньше и не больше.

Уверен, вы догадались, что гитара часто расстраивается, если струны намотаны на колки без этого самого «замка», т.к. при игре они начинают ослабляться, даже с большим количеством витков. И конечно же перед тем, как окончательно натянуть каждую струну, не забывайте разместить ее в нужный вырез верхнего порожка.

Принцип крепления струн на валу колковой механики похож на крепление на подставке – струна должна зажиматься затягивающейся петлёй. Чем сильнее тянут струны, тем сильнее держит петля. Безусловно, огромное значение имеют и витки вокруг вала, так как это все сила трения, которая дополнительно держит струну.

Писать про демонтаж старых струн особо нечего – открутили, вытащили и выбросили. Для вращения колковой механики очень удобно использовать специальные крутилки, которые можно купить, а можно и изготовить самим из черного дерева, амаранта, индийского палисандра и красного дерева.

К сожалению, не видно перламутровой пуговички в торце ручки. Замена струн гитары с такой крутилочкой - это одно удовольствие.

Порядок установки струн в колки гитары не имеет принципиального значения, но удобнее начинать с 1-й и 6-й струн, двигаясь по порядку, тогда уже заправленные струны не будут мешать устанавливать следующие. Другими словами порядок по струнам такой: 1-ая, 2-ая, 3-ая а также 6-ая, 5-ая, 4-ая.

Ещё несколько советов перед тем, как мы непосредственно рассмотрим, как заправлять струны:


Крепление струны на колках, формируем узел

Держите струну немного под натяжением, чтобы узел на подставке не распустился. Струна продевается один или два раза (для пятой и шестой точно хватает одного раза). Не надо мотать слишком много струны на вал, чтобы витки были нагромождены друг на друга.

Теперь свободный конец оберните вокруг струны и начните накручивать. Струна должна начать наматываться вместе со своим хвостиком. Достаточно пары перехлестов. Не забывайте натягивать струну рукой, пока она не натянется сама по себе.

После того, как хвостик несколько раз будет пересечен, отведите его в сторону противоположную направлению наматывания и кладите витки струны аккуратно друг за другом.

Рассмотрим установку нейлоновых струн с помощью классического крепления косичкой и одного отверстия для каждой струны. Крепление струн на колках гитары в отдельной статье

В этой статье мы обсудим подробно как завязывать струны. Также выучим некоторые принципы, которые важно помнить, чтобы струны не развязались или не распускались постепенно.

Сразу скажу, что крепление струн на подставке с помощью двух отверстий для каждой струны мы рассмотрим в отдельной статье, также в отдельной статье крепление с помощью бусинок.

Итак рассматриваем простой, но коварный узел.

Обычный узел для крепления нейлоновых струн вы сами не раз завязывали, хорошо его представляете и можете увидеть на первом фото. Все просто.

Этот способ применяется повсеместно. Узел легко и понятно формируется, просовываете струну в отверстие, оборачиваете хвостик вокруг основы с любой стороны и продеваете в петлю. Как обычный узел. Но есть пара моментов, на которые нужно обратить внимание.

Неправильное крепление струн и два золотых правила

Первое правило хорошей установки:

Для того, чтобы струна держалась надежно, нужно завести кончик струны за кромку струнодержащей панельки.

Неверное закрепление струн на подставке я вижу постоянно. Неважно какая квалификация у гитариста. Причем выскальзывание струны из-за кромки может произойти при небольшом ослаблении во время натягивания. Т.е. гитарист все правильно завязывает, но потом, когда обращает свое внимание на затягивание струн на колковой механике ослабляет струну, узел немного распускается, и этого достаточно, чтобы хвостик выскочил.

Смотрим неверное зацепление на фото, которые даже размещены на фотосервисах.

На фото сверху хорошо видно, что 6-ая и 4-ая струна завязались неверно, когда хвостики всех остальных струн перекинуты за костяную кромку. Хотя есть интересный факт, что хвостики неправильных струн просунуты под соседнюю струну. Ещё фото.

Тот кто, все понял из сказанного выше, на этом фото видит неправильное крепление 6-ой, 4-ой, 3-ей и 2-ой струн. Совсем плохо - только два из шести, четыре штрафных круга! И нет узелков.

Коварность ситуации состоит в том, что такой недоделанный узел некоторое время держать будет, причем для басовых струн с канителью, возможно, что даже достаточно долго. Но я рекомендую вам не испытывать судьбу, потому что если выскочит будет некрасиво и больно.

Но это ещё не все, есть второе правило , которое лучше выполнять при установке струн:

Первая и вторая струны гитары должны иметь узелок, который не даст выскользнуть струне.

Ой, никогда не выскальзывали! Что вы такое говорите!

Никогда не выскальзывали, потому что всё до первого раза. Раскручиваясь струна с такой силой ударяет по деке, что если на вашей гитаре лаковое покрытие, а не лаковый щит, то пробьёт приличную канаву или сделает вмятину.

Проскальзывают тонкие и мягкие струны, а это недешевые карбоновые комплекты.

Как правильно установить струны на гитаре

Повторим два правила для тех, кто вместо чтения пробегает по статье - я играю концерт "Аранхуэс" с оркестром, чтобы я, да не умел завязывать струны! Тем не менее:

  • Завязываем узелки на первой и второй струнах гитары.
  • При заплетании струн вокруг подставки заводим кончик струны за кромку струнодержащей панельки (красная линия на фото ниже ). Именно это заклинивает струну.

Первую, вторую и четвертую струны лучше заплести несколько раз прежде, чем завести за кромку.

Также несколько витков, но немного с другой стороны.

Вариант для толстых струн отличается тем, что их можно сразу заводить за кромку. Особенно это касается шестой струны.

Количество продеваний или витков можно соотносить с шириной струнодержащей панельки подставки. Первая тонкая струна позволяет без всяких нагромождений сделать несколько витков. При этом узел не будет самопроизвольно распускаться при ослаблении натяжения, а также дополнительный узелок будет сам уходить за угол подставки.

Не оставляйте слишком длинными хвостики струн – они могут царапать деку в тот же момент эти хвостики являются необходимыми, если вы все-таки не завязываете дополнительных узелков. Пока основной узел затягивается, струна может проскальзывать и длинный хвостик подтягивается. Хвостики можно отрезать потом в самом конце, когда струны уже будут натянуты. Безусловно, не отрезайте их совсем коротко.

Струна не имеет направления, т.е. не имеет никакого особого значения каким концом, куда вы будете её устанавливать. Но на некоторых струнах есть разреженности канители для удобства продевания. Закрепляйте таким образом, чтобы эта разреженность не попала на нижний порожек гитары. Могут возникнуть неприятности с канителью.