Конфликт как социально-психологический феномен.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений. А также состояние противоборства между ними.

Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций, или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.

Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт конструктивен, а для кого деструктивен. Если целью одной из сторон может быть устранение противоречия, то целью другой стороны может быть сохранение статус-кво, уклонение от конфликта или разрешение противоречия без противоборства.

Итак, по отношению к участникам конфликта, он может выполнять конструктивные и деструктивные функции.

Конструктивные функции:

1) Конфликт устраняет полностью или частично противоречия, возникающие в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, выполнения обязанностей и т.п.

2) Конфликт позволяет более полно оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем..

3) Конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию.

4) Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений.

5) Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности.

6) При отстаивании справедливых целей повышается авторитет одного из участников, заметно улучшается отношение сослуживцев к нему.

7) Межличностные конфликты служат средством социализации человека, способствуют самоутверждению личности.

Деструктивные функции:

1) Выраженное негативное воздействие большинства конфликтов на психическое состояние участников.

2) Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, травмированием оппонентов.

3) Конфликт сопровождается стрессом.

4) Конфликт формирует негативный образ другого - "образ врага".

Структура социального конфликта

Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.

Каждая конфликтная ситуация имеет объективное содержание и субъективное значение . Рассмотрим их более подробно. Начнем с объективного содержания конфликтной ситуации.

1. Участники конфликта. В любом социальном конфликте, будь то межличностный или межгосударственный конфликт, основными действующими лицами являются люди. Они могут выступать в конфликте как частные лица (семейный конфликт), как официальные лица (конфликт по вертикали) или как юридические лица (представители учреждений и организаций).

2. Предмет конфликта. Как мы отмечали ранее, ядром любого конфликта является противоречие. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон.

3. Объект конфликта. Сразу выделить его в каждом случае не всегда удается. Объект является ядром проблемы. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.

4. Микро- и макросреда - условия, в которых действуют участники. Микросреда - ближайшее окружение сторон. Макросреда - социальные группы, представителем которых является сторона и качества которых она унаследовала.

Помимо объективных составляющих конфликта существуют также субъективные составляющие - устремления сторон, стратегии и тактики их поведения, а также их восприятие конфликтной ситуации, т.е. те информационные модели конфликта, которые имеются у каждой из сторон и в соответствии с которыми оппоненты организуют свое поведение в конфликте. Теперь следует разобраться в некоторых составляющих социального конфликта, которые выделил С. Фролов. Любое вмешательство, создающее преграду в удовлетворении потребностей индивида или социальной группы, можно назвать блокадой. При появлении блокады от человека или социальной группы требуются переоценка ситуации, отказ от желаемой потребности или постановка новой цели, принятие нового плана действий. Ситуация блокирования - это всегда некоторое первоначальное замешательство различной степени интенсивности (от легкого недоумения до шока), а затем побуждение к новым действиям, поиск обходных путей. Встреча человека или социальной группы с непреодолимым затруднением в удовлетворении желаемой потребности вызывает фрустрацию. Реакция на фрустрацию может развиваться по двум вариантам: отступление от намеченных целей или агрессия. Агрессивное поведение может быть направлено на другого человека, группу людей. С этого момента, собственно, и начинается социальный конфликт. Однако далеко не всякое состояние фрустрации и вызванное им эмоциональное напряжение приводят к социальному конфликту. Эмоциональное напряжение, связанное с неудовлетворенными потребностями, должно перейти некую границу, за которой агрессия выступает в форме направленного социального действия. Эта граница определяется состоянием общественного страха, авторитетом властных структур, культурными нормами, действием социальных институтов. Если в обществе или социальной группе происходят процессы дезорганизации, снижаются авторитет и эффективность действий социальных институтов, то участники социального конфликта легко переходят грань, отделяющую их от самого конфликта.

Классификация социальных конфликтов

Классификация конфликтов необходима для того, чтобы понять существенные причины конфликтов. Каждый вид конфликта имеет свои особенные причины и поэтому требует определенной тактики его разрешения или предупреждения.

В конфликте всегда принимают участие несколько сторон (не важно, отделы ли это психики одного человека, или разные люди, или группы людей). Поэтому базисная классификация конфликта производится именно по характеру и особенностям участвующих в конфликте сторон. Поэтому базисная классификация конфликта выглядит следующим образом:

Кроме того, важнейшей особенностью конфликта является характер потребности, за удовлетворение которой борется человек. Вы, наверное, знакомы с иерархией потребностей А. Маслоу. Согласно его теории, потребности можно сгруппировать, выделить пять иерархически связанных уровней: физиологические, в безопасности и защищенности, социальные потребности, в уважении, потребности самовыражения.

В случае неудовлетворения любой из этих потребностей может возникнуть конфликт. Если объединить некоторые группы потребностей и представить их в виде потребностей материальных, социальных и духовных, то классификация конфликтов будет иметь еще и следующий вид:

Существует множество классических типологий социальных конфликтов.

Если опираться на выводы Г. Зиммеля и Л. Козера, все конфликты можно поделить на реалистические (порождаются объективными обстоятельствами) и нереалистические (характеризуются преобладанием эмоций).

А. Рапопорт, утверждая, что невозможно все конфликты подогнать под одну схему, выделяет три основных вида конфликта: война ("схватка"), споры ("дебаты") и игры.

Все конфликты могут быть подразделены на конструктивные (функциональные) и деструктивные (дисфункциональные), на позитивные и негативные, антагонические и компромиссные.

Те или иные типы и виды конфликтов по-разному проявляются в различных обществах.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что конфликты разнообразны как по совей природе, так и по своим характеристикам, но конфликт в большинстве случаев является столкновением интересов человека как части общества, следовательно, в самом широком смысле любой конфликт мы можем назвать социальным.

Конфликт – наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Причины конфликтов:

Объективные:

Естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов,

Недостаточная разработанность нормативно-правовой базы,

Недостаток материальных и духовных благ,

Наш образ жизни,

Сложившиеся стереотипы взаимоотношений.

Организационно-управленческие:

Несоответствие структуры организации требованиям деятельности,

Неоптимальность функциональных связей подразделений,

Личностно-функциональные,

Ситуационно-управленческие.

Социально-психологические:

Потеря и искажение информации в процессе общения,

Несбалансированное ролевое взаимодействие,

Неадекватная оценка обсуждаемой проблемы,

Выбор различных способов оценки результатов деятельности,

Внутригрупповой фаворитизм,

Конкурентный характер взаимодействия и т.д.

Личностные причины:

Диапазон вариантов ожидаемого поведения,

Неподготовленность к действиям в конфликтной ситуации,

Плохо развитая способность к эмпатии,

Различные акцентуации характера и т.д.

ВИДЫ:

Если за основание берутся особенности сторон, то можно выделить:

межличностные;

между личностью и группой;

внутригрупповые;

между малыми и большими социальными общностями;

межэтнические;

межгосударственные.

В зависимости от мотивации конфликта выделяют три блока социальных конфликтов:

конфликты, возникающие в связи с распределение властных полномочий и позиций;

конфликты по поводу материальных ресурсов;

конфликты по поводу ценностей важнейших, жизненных установок.

Функции:

Среди позитивных функций конфликта по отношению к основным участникам можно выделить следующие:

конфликт полностью или частично устраняет противоречие, возникающее в силу несовершенства многих факторов; он высвечивает узкие места, нерешенные вопросы. При завершении конфликтов более чем в 5% случаев удается полностью, в основном, или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе;

конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя или на взаимоотношения, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной – ситуации. Он способствует более глубокому познанию друг друга, раскрытию не только непривлекательных черт характера, но и ценного в человеке;

конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие, особенно сопровождаемое бурными эмоциональными реакциями, помимо возможных негативных последствий, снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций;

конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить способы и сферу взаимодействия с окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций;

конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности;

при отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих;

межличностные конфликты, будучи отражением процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения личности, формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающими и могут быть определены как конфликты становления, самоутверждения, социализации.

Негативные функции межличностных конфликтов:

большинство конфликтов оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников;

неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, а, значит, травмированием оппонентов;

конфликт как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом. При частых и эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта;

конфликты - это деструкция системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала. Появляющаяся неприязнь к другой стороне, враждебность, ненависть нарушают сложившиеся до конфликта взаимные связи. Иногда в результате конфликта взаимоотношения участников вообще прекращаются;

конфликт формирует негативный образ другого - «образ врага», который способствует формированию негативной установки по отношению к оппоненту. Это выражается в предвзятом отношении к нему и готовности действовать в ущерб ему;

конфликты могут негативно отражаться на эффективности индивидуальной деятельности оппонентов. Участники конфликта обращают меньше внимания на качество работы, учебы. Но и после конфликта оппоненты не всегда могут работать с такой же продуктивностью, как и до конфликта;

конфликт закрепляет в социальном опыте личности насильственные способы решения проблем. Победив однажды с помощью насилия, человек воспроизводит данный опыт в других аналогичных ситуациях социального взаимодействия;

Динамика конфликта.

Конфликт – это динамичный, развивающийся процесс. Выделяют следующие основные стадии его развития: предконфликтная ситуация (скрытая, латентная стадия), открытый конфликт и стадия его завершения.

Предшествующая открытому конфликту латентная стадия – это формирование всех его структурных элементов. Прежде всего, возникает причина конфронтации и проявляются ее участники, а затем возникает осознание сторонами противостояния сложившейся ситуации как конфликтной. Динамика конфликта может развиваться далее, если на первой стадии основные противоречия не будут разрешены мирно и полюбовно.

Вторая стадия – это переход его участников к конфликтному поведению, особенности которого определены в психологии и конфликтологии. Динамика конфликта на данной стадии характеризуется расширением числа участников противостояния, дезорганизационными действиями сторон, направленными друг против друга, переходом от решения проблем деловыми способами к личностным обвинениям, причем очень часто с резко негативным эмоциональным отношением, а также высокой степенью напряженности, приводящей к стрессу.

Динамика развития конфликта на данной стадии обозначается термином эскалация, т.е. возрастание деструктивных, разрушительных действий конфликтующих сторон, часто приводящих к необратимым катастрофическим последствиям.

Наконец, динамика конфликта в последней стадии – это поиск способов его разрешения. Здесь используются различные методы, приемы и стратегии управления конфликтом, привлекаются специалисты-конфликтологи и психологи. Как правило, разрешение конфликтной ситуации осуществляется двумя способами: трансформацией причин, лежащих в ее основе, и перестройкой субъективного идеального восприятия данной ситуации в сознании ее участников.

Нужно отметить, что далеко не всегда стратегии разрешения конфликта приводят к полному успеху. Довольно часто все заканчивается частичным результатом, когда видимые формы возникновения и протекания конфликтной ситуации устранены, а эмоциональное напряжение участников не снято, что может явиться причиной возникновения новых противостояний.

Полное разрешение конфликтной ситуации наступает только тогда, когда сняты все ее внешние противоречия и причины, а также устранены все внутренние, эмоционально-психологические факторы.

Наиболее сложной задачей на последней разрешительной стадии конфликта является преобразование, изменение субъективного идеального восприятия причин противостояния в сознании учасников каждой из сторон. Если эта цель у посредников или руководства организацией будет достигнута, то разрешение конфликта пройдет успешно.

Динамика социального конфликта, межличностного или внутриличностного протекает по стандартной схеме и имеет те же стадии и способы разрешения, только, разумеется, со своей спецификой.

Социально-психологический подход рассматривает конфликт как межличностное явление. Каждый участник реагирует на партнера оценивая его, но оценка не равна реальности. Мы начинаем реагировать на человека, исходя из собственной предположений о действии партнера, исходя из своей оценки.

Главной задачей в выделении факторов определяющих развитие конфликтологии конфликт может развиваться по 2 направлениям:

Дойч :

1 конструктивный путь

2. Деструктивный путь

Задача определить по которому пути 1 – это удовлетворенность подходом конфликта, 2 – если потерь больше чем приобретений.

    Эскалация – расширение – когда втягивается все больше людей в конфликт

    Развитие независимо от источника возникновения

    Рост агрессивно-уничижительных высказываний в адрес друг друга.

Кемпбелл : рассматривал межгрупповой конфликт.

Деятельностный подход. (Шипилов, Петровская, Донцов, Леонов)

Конфликт как социально - психологическое явление. Сущность и структура межличностного конфликта.

«Конфликтус» с лат - столкновение

С т.зр. бихевиористов – сталкиваются альтернативные возможности реагирования. С т.зр. приверженцев психодинамических концепций – конфликт – актуализация более 2-х мотивов (побуждений) поведения.

Феномены сознания сталкиваются в когнитивной психологии (сталкиваются образы сознания).

Конфликт – это столкновение действий, мотивов, образов сознания. Источником являются противоречия. Не каждое противоречие перейдет в конфликт, но всегда в основе конфликта лежит противоречие.

Причины перехода противоречия в конфликт:

    нужно осознать противоположность интересов

    нужна мотивация разрешения противоречий.

Ершов: Межличностный конфликт – столкновение личности ввиду несовместимости потребностей, целей, установок, взглядов и в результате общения и в процессе общения.

В зависимости от носителя противоречия различают:

1. социальный конфликт (парламентские дискуссии, дипломатические переговоры, забастовки)

2. социально – психологический конфликт (возникает ввиду воздействия внешних факторов и внутренних – объективных и субъективных. Специфика в том, что он возникает, протекает и развивается в сфере непосредственного общения людей – соревнования).

Психологической реальностью конфликта становятся, когда он воспринимается как конфликт.

Социально – психологический конфликт схраняет родовой признакконфликта – резкое обострение противоречий.

Психологический конфликт – внутриличностный – есть внешнее условие , которое вызывает конфликт.

Внутренние условия + это противоречия между различными мотивами и отношениями личности, между возможностями и стремлениями.

Конфликт как любой предмет познания можно рассматривать с разных сторон, единого определения что такое конфликт не существует, но значительная часть психологов рассматривает конфликт как противоречие, которое приняло форму противоборства .

В социальном конфликте носителем противоречия являетсямакроструктура.

В психологическом конфликте носителем противоречия являетсяличность.

В социально - психологическом конфликте – непосредственнообщающиеся люди . (10)

Типы конфликтов.

1) критерий масштаба;

2) по характеру потребностей, которые оказались блокированы и вызвали конфликт:

    материальные;

    статусно-ролевые;

    духовные;

3) по направленности:

    горизонтальные (между коллегами и т.д.);

    вертикальные (между начальством и подчиненными);

    смешанные.

Наиболее часть встречаются вертикальные и смешанные конфликты.

4) по временным параметрам:

    кратковременные;

    длительные (государственные, религиозные и т.д.);

5) по критерию результативности:

    конструктивные;

    Это понятие в научной литературе, впрочем, как и в публицистике, неоднозначно. Существует множество определений термина «конфликт». Наиболее общий подход к определению конфликта состоит в определении его через противоречие как более общее понятие, и прежде всего - через социальное противоречие. По мнению А.А. Модестова и соавт. (2004), конфликт - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц.

    Общеизвестно, что развитие любого общества представляет собой сложный процесс, который совершается на основе зарождения, развертывания и разрешения объективных противоречий. Причинами их могут быть самые разные проблемы жизни: материальные ресурсы, важнейшие жизненные установки, властные полномочия, статусно-ролевые различия в социальной структуре, личностные (эмоционально-психологические) различия и т.д. Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т.е. действия, направленные друг против друга (Вершинин М.С., 2003).

    В основе конфликта лежат субъектино-объективные противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять. Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь ввиду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.

    Противоборство может быть более или менее интенсивным и более или менее насильственным. «Итенсивность, -- по словам Р. Дарендрфа, -- означает вкладываемую участниками энергию, и вместе с тем социальную важность отдельных конфликтов». Форма столкновений -- насильственная или ненасильственная -- зависит от множества факторов, в том числе и от наличия реальных условий и возможностей (механизмов) ненасильственного разрешения конфликта и целей, преследуемых субъектами противоборства.

    Итак, социальный конфликт -- это открытое противоборство, столкновение двух или более субъектов участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности. Социальный конфликт включает в себя также активность индивида или групп, блокирующих функционирование противника или наносящих ущерб другим людям (группам). Заметим, что проблематика конфликтов использует и такие термины, как споры, дебаты, торги, соперничество и контролируемые сражения, косвенное и прямое насилие.

    В отечественной литературе наиболее полное определение социального конфликта дал Е.М. Бабосов («Социологический словарь»): «Конфликт социальный -- предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении интересов различных социальных общностей -- классов, наций, государств, различных социальных групп, социальных институтов и т.п., обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития. Конфликт социальный складывается и разрешается в конкретной социальной ситуации в связи с возникновением требующей разрешения социальной проблемы. Он имеет вполне определенные причины, своих социальных носителей, обладает определенными функциями, длительностью и степенью остроты».

    Правда это определение схватывает основную суть дела, не отражая всех черт конфликта -- его психологизма в частности. Эта особенность прослеживается в работе Ю. Запрудского «Социальный конфликт», где говориться: «Социальный конфликт -- это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных субъектов, прямое или косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству». Сказано, думается, слишком масштабно. Не оказалось места для бытовых, семейных, трудовых -- словом, конфликтов более «низкого» уровня. А их не следует игнорировать. Приведем еще одно определение, принадлежащее Т.В. Новиковой. Социальный конфликт -- это «ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга». Здесь, как видно, подчеркнут прежде всего личностный, психологический аспект (Фролов С.С., 2006 и т.д.).

    При изучении различных форм общественной жизни исследователи обычно применяют так называемый конфликтологический подход: какое-либо деяние рассматривается как результат конфликта между людьми, прослеживается механизм его возникновения.

    Особый случай представляют собой игры, в том числе спортивные. Некоторые из них задуманы как конфликты (например, бокс). Однако, очевидно, что, по существу, речь идет об имитации конфликта. Кончается игра -- кончаются и «конфликтные» взаимоотношения. Неприязнь между игроками разных команд, остающаяся после состязания,-- скорее исключение, чем правило, в спорте она отнюдь не поощряется.

    Конфликт (от лат. conflictus - столкновение)
    представляет собой столкновение противоположно
    направленных целей, интересов, позиций, мнений или
    взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
    В основе любого конфликта лежит ситуация,
    включающая либо противоречивые позиции сторон по
    какому-либо поводу, либо противоположные цели или
    средства их достижения в данных обстоятельствах, либо
    несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов
    Конфликтная ситуация включает в себя субъектов
    возможного конфликта и его объект.
    Однако чтобы конфликт начал развиваться, необходим
    инцидент, когда одна из сторон начинает действовать,
    ущемляя интересы другой стороны.
    Если противоположная сторона отвечает тем же,
    конфликт из потенциального переходит в актуальный.

    Источники (причины) конфликтов
    Источники (причины) конфликтов – это противоречия, возникающие

    Источниками конфликтных ситуаций являются обостренные
    противоречия, несовпадение точек зрения, целей, подходов, видения
    способов решения производственных задач, которые так или иначе
    затрагивают личные интересы.
    Источником (причиной) возникновения любого конфликта являются
    противоречия, а противоречия возникают там, где есть
    рассогласование:
    ·
    целей, интересов, позиций;
    ·
    мнений, взглядов, убеждений;
    ·
    личностных качеств;
    ·
    межличностных отношений;
    ·
    знаний, умений, способностей;
    ·
    функций управления;
    ·
    средств, методов деятельности;
    ·
    мотивов, потребностей, ценностных ориентаций;
    ·
    понимания: интерпретации информации;
    ·
    оценок и самооценок – это противоречия, возникающие
    между людьми, группами, организациями и т.д.

    Четыре типа конфликта:

    внутриличностный. Сторонами конфликта могут выступать
    две или более составляющих одной и той же личности -
    например, отдельные черты, типы или инстанции. В этом
    случае мы имеем дело с конфликтогенным столкновением
    отдельных особенностей личности и поведения человека;
    межличностный конфликт возникает между двумя (или
    более) отдельными личностями. При этом наблюдается
    конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей,
    ценностей и/или установок;
    личностно-групповой конфликт зачастую возникает в
    случае несоответствия поведения личности групповым
    нормам и ожиданиям;
    межгрупповой. В этом случае может происходить
    столкновение стереотипов поведения, норм, целей и/или
    ценностей различных групп.

    В динамике конфликта выделяют следующие четыре основные стадии:

    Возникновение объективной конфликтной ситуации. Эта ситуация не сразу
    осознается людьми, поэтому ее можно назвать «стадией потенциального
    конфликта».
    Осознание объективной конфликтной ситуации. Для того чтобы конфликт был
    осознан, необходим инцидент, т.е. ситуация, при которой одна из сторон
    начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.
    Переход к конфликтному поведению. После того как конфликт осознан, стороны
    переходят к конфликтному поведению, которое направлено на блокирование
    достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений. При
    переходе конфликта из потенциального в актуальный он может развиваться как
    прямой или опосредованный, конструктивный, стабилизирующий или
    неконструктивный.
    Разрешение конфликта является заключительной стадией его протекания. Оно
    возможно как за счет изменения объективной конфликтной ситуации, так и за
    счет преобразования ее образов, имеющихся у оппонентов. Разрешение может
    быть частичным (когда исключаются конфликтные действия, но побуждение к
    конфликту остается) и полным (когда конфликт устраняется на уровне
    внешнего поведения и на уровне внутренних побуждении).

    Четыре возможных типа разрешения конфликтов:





    полное разрешение на объективном уровне за счет
    преобразования объективной конфликтной ситуации -
    например, пространственное или социальное разведение
    сторон, предоставление им дефицитных ресурсов, отсутствие
    которых привело к конфликту;
    частичное разрешение на объективном уровне за счет
    преобразования объективной конфликтной ситуации в
    направлении создания незаинтересованности в конфликтных
    действиях;
    полное разрешение на субъективном уровне за счет
    кардинального изменения образов конфликтной ситуации;
    частичное разрешение на субъективном уровне за счет
    ограниченного, но достаточного для временного прекращения
    противоречия изменения образов в конфликтной ситуации.

    Один из основателей психологической конфликтологии, К. Левин, выделил три основных типа конфликтов, которые характеризуют как личность, та

    Один из основателей психологической конфликтологии, К.
    Левин, выделил три основных типа конфликтов, которые
    характеризуют как личность, так и межличностные отношения
    людей.
    Конфликт типа «приближение - приближение». Он
    характеризуется тем, что человек стремится к достижению
    сразу двух целей, которые оказываются несовместимыми друг с
    другом. Например, человек решает проблему выбора партнера
    по браку - одного из двух одинаково привлекательных для него
    людей.
    Конфликт типа «удаление - удаление». Он отличается
    необходимостью совершения выбора между двумя в
    одинаковой степени непривлекательными людьми. Например,
    человек стоит перед выбором партнера по делу, причем оба его
    потенциальных компаньона нежелательны для него, а другого
    выбора у него нет.
    Конфликт «приближение - удаление». Он характеризуется
    тем, что один и тот же человек может оказаться для индивида
    как привлекательным (обладать положительными чертами), так
    и непривлекательным (обладать отрицательными или
    отталкивающими чертами).

    Функции межличностных и межгрупповых конфликтов

    Положительное значение межличностных конфликтов:
    Они обнаруживают существующие между людьми или социальны- Я ми группами
    противоречия и позволяют им эти противоречия осознать.
    Конфликтные ситуации наилучшим образом раскрывают психологию людей, как их
    положительные, так и отрицательные стороны. .1
    Возникшую конфликтную ситуацию вовлеченные в нее люди в большинстве
    случаев стараются как-то разрешить.
    Возникновение конфликтов в настоящем препятствует их возникновению в будущем
    или снижает остроту будущих конфликтов.
    Конфликт активизирует психологию людей, заставляет их мыслить, искать выход из
    сложившейся ситуации.
    Отрицательные последствия:
    Конфликты, безусловно, ухудшают (хоты бы временно - тогда, когда они
    возникают и существуют) взаимоотношения людей.
    Конфликты очевидным образом отрицательно сказываются на самочувствии
    людей, вовлеченных в них. Эти люди в конфликтной в ситуации переживают
    отрицательные эмоции, а такие эмоциональные переживания всегда негативно
    сказываются на психическом Я или физическом состоянии человека.
    Конфликты мешают людям нормально взаимодействовать друг т с другом, а такое
    взаимодействие им необходимо в современных Щ условиях жизни.
    От конфликтов страдают не только сами их участники, но и окружающие люди,
    особенно если те близко к сердцу воспринимают возникшую конфликтную ситуацию.
    Конфликты могут не только способствовать, но и препятствовать личностному
    (психологическому) развитию людей.

    Самооценка конфликтности

    1. Рветесь в спор
    2. Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим
    возражений
    3. Считаете, что добьетесь
    своего, если будете очень
    возражать
    4. Не обращаете внимания
    на то, что другие не
    принимают доводов
    5. Спорные вопросы
    обсуждаете в присутствии
    оппонента
    6. Не смущаетесь, если
    попадаете в напряженную
    обстановку
    7. Считаете, что в споре
    надо проявлять свой
    характер
    8. Не уступаете в спорах
    9. Считаете, что люди легко
    выходят из конфликта
    10. Если «взрываетесь», то
    считаете, что без этого
    нельзя
    7654321 Уклоняетесь от спора
    7654321 Свои выводы сопровождаете
    извиняющимся тоном
    7654321 Считаете, что если будете
    возражать, то не добьетесь своего
    7654321 Сожалеете, если видите, что
    другие не принимают доводов
    7654321 Рассуждаете о спорных
    проблемах в отсутствие
    оппонента
    7654321 В напряженной обстановке
    чувствуете себя неловко
    7654321 Считаете, что в споре не нужно
    демонстрировать свои эмоции
    7654321 Уступаете в спорах
    7654321 Считаете, что люди с трудом
    выходят из конфликта
    7654321 Если «взрываетесь», то вскоре
    ощущаете чувство вины

    10. Результаты

    Сумма баллов, равная 70, указывает на
    очень высокую степень конфликтности;
    60 - на высокую;
    50 - на выраженную конфликтность;
    11-15- на склонность избегать
    конфликтные ситуации.

    11. К. ТОМАС – стратегии поведения в конфликте

    К. Томас выделяет следующие способы
    регулирования конфликтов:
    1) соревнование (конкуренция) как стремление
    добиться удовлетворения своих интересов в ущерб
    другому;
    2) приспособление, означающее в
    противоположность соперничеству принесение в
    жертву собственных интересов ради другого;
    3) компромисс;
    4) избегание, для которого характерны как
    отсутствие стремления к кооперации, так и
    отсутствие тенденции к достижению собственных
    целей;
    5) сотрудничество, когда участники ситуации при
    ходят к альтернативе, полностью удовлетворяю щей
    интересы обеих сторон.

    12.

    Тип конфликтной личности
    Поведенческие характеристики
    Демонстративный
    Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к
    людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные
    конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к
    различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение
    эмоциональное. Планирование деятельности осуществляется ситуативно и слабо
    воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от
    конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя хорошо.
    Ригидный
    Подозрителен. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения
    собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. С
    большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их
    мнением. Выражение недоброжелательности со стороны окружающих воспринимает как
    обиду. Малокритичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно
    чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.
    Неуправляемый
    Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Отличается плохо предсказуемым
    поведением, часто ведет себя вызывающе, агрессивно. Может не обращать внимания на
    общепринятые нормыобщения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен.
    В неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно планировать
    деятельность,последовательно претворять планы в жизнь.Недостаточно развита способность
    соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта извлекает
    мало уроков.
    Сверхточный
    Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе и
    окружающим, создавая впечатление придирок. Обладает повышенной тревожностью.
    Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение
    замечаниям окружающих. Может разорвать отношения с друзьями из-закажущейся обиды.
    Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь болезнями
    (бессонница, головные боли и т. п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных,
    проявлениях Слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе.
    «Бесконфликтный»
    Неустойчивая оценка в мнениях. Внутренне противоречив. Обладает легкой внушаемостью.
    Зависит от мнения окружающих. Характерна некоторая непоследовательность в
    поведении.Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит
    перспективу. Излишне стремится к компромиссу.Не обладает достаточной силой воли. Почти
    не задумывается над причинами и последствиями поступков как своих, так и окружающих.

    13. Поведенческие стратегии в конфликтных противоборствах:

    1)“Страус”: носитель такого поведения затруднительно чувствует себя в конфликтной ситуации и
    предпочитает вести себя так, как будто ничего не случилось, никакого конфликта не существует. Такое
    поведение в конфликтной ситуации затрудняет ее разрешение, поэтому основная задача во
    взаимодействии с этим контрагентом - это заставить его признать, что конфликт реально существует.
    2) “Уходящий в сторону”: человек, придерживающийся такой стратегии, стремится перенести
    конфликтное противостояние в другую сторону, где он не полномочен заниматься спорными
    проблемами.
    Эффективный единственный ответный ход в таком случае - не давать сбить себя с пути. В
    рассматриваемой ситуации важно овладеть инициативой, возвращая внимание к конкретной проблеме,
    ставшей объектом конфликтного соперничества и предлагать свои варианты разрешения конфликтной
    ситуации.
    3) “Мул”: столкнувшись с конфликтом, человек, придерживающийся такой стратегии поведения,
    занимает неповоротливую, упрямую позицию. Он сопротивляется любой попытке достижения
    компромисса и упрямо настаивает на своем. В конфликтном взаимодействии с “мулом” нужны большая
    терпимость, выдержка и энергия. В столкновении с таким контрагентом эффективно действует метод
    “пряника” в сочетании с методом “кнута”. Суть заключается в том, чтобы в своем стремлении решить
    проблему быть упорным не менее чем противоборствующий с вами “мул”, и в то же время проявлять
    достаточную гибкость, не превращая конфликтную ситуацию в бесплодное столкновение самолюбий.
    4)“Петушок”: речь в данном случае идет о таком человеке, который ради того, чтобы избавиться от
    конфликтной ситуации сейчас, готов на словах пойти на любое решение, в том числе и на невыгодное
    для себя. Самое важное в столкновении с таким контрагентом - вынудить его спокойно подвести итоги
    достигнутых договоренностей, подкрепить принятую им позицию парой аргументов, которые он сам не
    принял во внимание, и по возможности подтолкнуть его скрепить достигнутое соглашение своей
    подписью. Это заставит его более ответственно и строго относиться к своим словам и обещаниям и
    выполнять компромиссное решение, если оно будет достигнуто.
    5)“Паровой каток”: такая стратегия свойственна чаще всего людям “решающего” типа и чаще всего
    встречается среди лиц, находящихся на более или менее высоких ступенях служебно-должностной
    иерархии. Склонны пробивать дорогу к намеченной цели через любые препятствия. В движении к ней
    такой индивид с готовностью использует различные методы давления, в том числе запугивания и угрозы,
    чтобы вынудить партнера принять его условия. Самое главное в противостоянии такому контрагенту отказаться попадать под его влияние. Самое лучшее здесь - спокойная упорная настойчивость. Очень
    важно при этом - не позволять запугивать себя, не поддаваться на угрозы и не давать втягивать себя в
    спор на повышенных тонах. Необходимо со спокойствием и настойчивостью давать понять партнеру, что
    важные для вас ценности поставлены на карту в конкретном взаимодействии с ним.

    14. Правила поведения в конфликте

    Первое правило поведения в конфликте. Справедливое отношение к инициатору конфликта.
    нужно справедливо, а главное, терпеливо отнестись к зачинщику конфликта. Не набрасываться, не
    осуждать и не бранить с первой секунды, но внимательно и доброжелательно выслушать конфликтующую
    сторону.
    Второе правило поведения в конфликте. Не расширять предмет конфликта.
    Несоблюдения второго из пяти правил поведения в конфликте, приводит к погрязанию в обвинениях,
    придирках, уколах, оскорблениях, за которыми пропадает суть самого конфликта. В этой ситуации
    конфликта, придти к какому-либо правильному решению – не представляется возможным.
    Третье правило поведения в конфликте заставляет инициатора конфликта мысленно взвесить все
    за и против в выдвигаемой претензии. Это правило поможет рассчитать возможные последствия
    конфликта и возможный удар по взаимоотношениям. Также инициатор конфликта сможет подумать за
    обвиняемого о предпочитаемом им исходе конфликта. Соблюдение этого правила поведения в конфликте
    убережет Вас от возможных негативных исходов.
    Четвертое правило поведения в конфликте. Правило эмоциональной выдержки.
    Нередко участники конфликтной ситуации в состоянии справедливо отнестись к инициатору конфликта,
    правильно определить предмет конфликта, позитивно сформулировать конфликтную ситуацию, но
    царящий при этом тон разговора может погубить всю ситуацию. В процессе конфликта, стороны
    испытывают эмоциональную напряженность. Их высказывания категоричны, безапелляционны,
    требовательны. Инициатор конфликта, зачастую, предъявляет претензии на повышенных тонах, порой, не
    выбирая выражений, что может восприняться другим человеком как оскорбление. «Оскорбленный»,
    естественно станет защищаться из чего может разразится огромный и продолжительный конфликт.
    Отсюда следует, что надо максимально, по возможности, спокойно и ровно высказываться, точно и
    продуманно говорить слова.
    Пятое правило поведения в конфликте. Правило обезличенного конфликта.
    Самое главное правило поведения в конфликте в том, чтобы избегать личных конфликтов, затрагивающих
    чувства собственного достоинства личности. Нельзя допускать, чтобы претензии переходили в
    оскорбления личности. Зачастую у людей сохраняется детский эгоцентризм, это когда любые конфликты с
    кем бы то ни было, будь то в транспорте (нечаянно толкнули), в магазине (грубый продавец) и др.,
    воспринимаются как сугубо личные, тогда такой человек, с «задетым самолюбием», начинает враждебно
    относится к своему «обидчику» - отсюда конфликт с негативным исходом, (испорченное настроение,
    поднятые нервы). Существует множество примеров как деловых, так и личных бытовых, семейных
    конфликтных ситуаций возникающих на пустом месте.