Краткосрочная психотерапия, ориентированная на решение. Терапия, ориентированная на решение

Михальский А. В.

Руководство по ориентированной на решение краткосрочной терапии предназначено для подготовки психотерапевтов, социальных работников и школьных психологов по данному методу. Отечественный читатель может познакомиться с одним из наиболее эффективных и ярких методов работы современного терапевта, метод распространен во многих странах мира и начинает завоевывать популярность в России. Автор, прошедший обучение у основателей подхода и использующий этот метод в работе более 15 лет, не только делится проверенными формулировками, но и рассматривает примеры из практики.

Похожие публикации

В статье анализируется влияние дистракторов на эффективность решения задач на внимание. Демонстрируется, какие эффекты - отрицательные (эффекты интерференции), отрицательные (эффекты избыточности) или нейтральные (нулевые эффекты) - могут оказывать дистракторы. Эффекты дистрактора, описанные в литературе, классифицируются в соответствии с гипотетическим источником. Также вводится общее правило теории. Оно включает в себя формальное предсказание конкретного эффекта дистрактора на основе мер энтропии и избыточности из математической теории связи (Shannon, 1948). В качестве гипотетических механизмов, лежащих в основе эффектов дистрактора, рассматриваются одно- и двухпроцессные модели. Также в работе для формализации и простой визуализации экспериментальных данных, связанных с эффектами дистрактора, вводятся профили дистрактора (ПД). Обсуждаются типичные формы ПД и их интерпретация с примерами из трех широко цитируемых экспериментов. Наконец, в статье вводится иерархическая гипотеза, предполагающая уровневые модулирующие взаимодействия между эффектами дистрактора разных классов.

В статье рассматривается понятие образа мира, уровни совладающего поведения личности, влияние образа мира на совладание молодых верующих людей, дается типология личности в зависимости от степени религиозности и особенностей влияния типов образа мира на формирование копинг-стратегий человека.

Книга посвящена крайне актуальной теме - психотерапии супружеских пар. Современный брак уже несколько десятилетий находится в кризисе: семьи распадаются, все больше людей вообще не создают семьи. В тоже время люди отнюдь не утратили потребность быть в паре и все таке испытывают дискомфорт от одиночества. Описаны современный подходы к психотерапии пар, представлена их типология. Приведены техники психолгической помощи супржеским парам, затронуты вопросы психотерапии развода, работы с семьями, страдающими от алкоголизма своих членов, проблемы изменения климата после рождения ребенка…

Тема статьи - описание опыта исследования факторов социального благополучия образовательных мигрантов, измеренного c помощью психологической шкалы субъективного благополучия (А. Перруд-Баду, Г. А. Мендельсон, Ж. Шиш, 1988), которая ранее была адаптирована для русского языка М.В. Соколовой. Проводится статистический анализ надежности применяемого теста. Выявляются тенденции в характере соотношения между условиями адаптации и её успешностью, описываются возможные механизмы формирования субъективного благополучия студентов-мигрантов, проживающих в общежитиях. Отдельное внимание уделено маятниковой миграции как фактору адаптации.

Под редакцией: Е. И. Григорьева Тамбов: Бизнес. Наука. Общество, 2012.

Сборник материалов международного форума по социально-культурной анимации, включающий в т.ч. современные проблемы высшего образования в различных странах.

Гродно: Издательство Гродненского государственного университета, 2014.

Представлены научные статьи, посвященные актуальным проблемам современной психологии личности и социального взаимодействия. При широком тематическом разнообразии их объединяет методологическая идея личности как субъекта, реализующегося в контексте учебной и профессиональной деятельности и межличностного взаимодействия. Адресуется профессиональным психологам - исследователям, преподавателям, практикам, а также студентам, магистрантам и аспирантам психологических специальностей. Может быть рекомендован специалистам философского и социогуманитарного профиля, а также всем читателям, интересующимся проблемой личности.

Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.

Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.

Книга содержит полную и всестороннюю информацию по истории императорской России – от Петра Великого до Николая II. Эти два столетия стали эпохой, когда закладывались основы могущества России. Но это же время и обусловило падение империи в 1917 году. В текст книги, выдержанной в традиционной манере хронологического изложения, включены увлекательные вставки: «Действующие лица», «Легенды и слухи» и другие.

Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.

В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.

Аистов А. В. , Леонова Л. А. Научные доклады лаборатории количественного анализа и моделирования экономики. P1. Нижегородский филиал НИУ ВШЭ, 2010. № Р1/2010/04.

В работе проанализированы факторы выбора статуса занятости (на основе данных Российского мониторинга экономического состо-яния и здоровья населения 1994-2007 гг.). Проведенный анализ не отвергает предположение о вынужденном характере неформальной занятости. В работе также исследовалось влияние статуса неформально занятого на удовлетворенность жизнью. Показано, что неформально занятые, в среднем, более удовлетворены жизнью по сравнению с официально оформленными работниками.

Ориентированная на решение краткосрочная терапия.

Краткосрочная терапии, ориентированная на решение как направление сформировалась в конце 1970-х годов. Наиболее известная модель этого подхода разработана в Милуокском центре краткосрочной терапии. Основоположниками подхода являются Стив де Шазер и Инсу Ким Берг. Краткосрочной терапия является потому, что средняя продолжительность работы с клиентами в ней составляет, как правило, 12-14 сессий. Стив де Шазер и Инсу Ким Берг приводят достаточно много случаев из практики, где значимый и, главное, устойчивый эффект достигается уже после 1-3 сессий. Однако не краткосрочность, а именно ориентированность на решение является наиболее принципиальным отличием этого подхода от других методов работы.

Идеология краткосрочной терапии, ориентированной на решение, сложилась еще к концу 1970-х годов, но его развитие в течение 1980-х и начале 1990-х годов сопровождалось активным по-иском различных вариантов наиболее точной и последовательной концептуализации постклассических идей. Становление модели, разработанной в Милуокском центре, проходило в несколько этапов. Условно можно выделить ранний и поздний этапы разработки этой модели.

Основные теоретические положения

Краткосрочная терапия, ориентированная на решение, представляет собой развитие классической системной семейной терапии. Ее своеобразие заключается в том, что, сохраняя в качестве центрального принцип системности, она основывается на его дальнейшем развитии, ассимилируя идеи современной постклассической теории познания, а также семиотики, постмодернизма, пост-структурализма.

Ключевые принципы краткосрочной терапии, ориентированной на решение:

1. Фокус терапии - решение, а не проблема. Более конструктивным для достижения стратегической цели терапии - желаемого изменения - является фокус на цели, которую хотел бы достичь клиент. Это следует из принятия конструктивистского взгляда на реальность. Терапевт, изначально «воспринимающий» семью как проблемную и затрачивающий определенные усилия для «прояснения характера и причин проблемы», тем самым невольно утверждает клиентов в проблемном статусе. Это удлиняет путь к нахождению решения и тормозит выстраивание и реализацию продуктивных жизненных стратегий самой семьей. С самого начала процесс терапии должен определяться и направляться детально выявленным представлением клиентов о желаемой ситуации, необходимым решением.

2. Сфокусированность на настоящем и будущем. Терапия базируется на сегодняшнем описании проблемы и желаемом будущем клиентов. Желание обсуждать историю проблемы уважается, никогда не оспаривается, но не становится целью терапии. Прошлое можно использовать как средство изменения, выявляя и опираясь на позитивные моменты уже совершенного, полученный опыт преодоления или частичного достижения цели, на успехи и достижения в других сферах жизни (не относящихся к проблеме), которые могут быть зачислены в потенциал клиента (прежде всего им самим) и т.п.

3. Конструктивистский взгляд на реальность. Учет циркулярной зависимости между конкретными поведенческими проявлениями человека (фактами) и внутренними понятийными структурами (фреймами), посредством которых он воспринимает себя и свою жизненную ситуацию, ведет к отказу от представления о единой, неизменной, фиксированной реальности. Желаемая ситуация клиентов в этом смысле является для терапевта по крайней мере такой же реальностью, как и «проблемная».

4. Изменения в жизни клиента (семьи) постоянны и неизбежны.

Исходит из того, что изменения в живой системе происходят постоянно и неизбежно. По сути, это означает убежденность в том, что изменения есть всегда - и внутри, и вне терапии, что они происходят между сессиями, поэтому главная задача терапевта - выявить их, присоединиться к ним, фасилитировать их, превратить их в основу тех перемен, которые необходимы клиентам для достижения желаемой цели. При этом опора на изменения означает также и такую логику взаимодействия терапевта с клиентами, которая изначально исходит (ориентируется) из возможности клиентов достигать изменений.

Клиент является экспертом в своей проблеме и необходимой цели, терапевт - фасилитатор процесса определения цели, построения средств ее достижения.

Терапевт в этом подходе не является экспертом по интерпретации проблемы. Он избегает аналитической позиции в понимании и исследовании проблемы. Он является экспертом по органи-зации взаимодействия, ориентированного на решение, на выявление потенциала и продуктивных (в контексте желаемой цели) стратегий клиента. Содержательное развитие терапевтического процесса не определяется экспертными представлениями терапевта о необходимом функциональном состоянии семейной системы. Именно идеи и представления клиентов о том, что необходимо, сформулированные на языке их реальной активности и внутрисемейного взаимодействия, являются такой терапевтической целью. При этом опыт показывает, что терапевтические цели, простраива-емые с помощью терапевта, по содержанию весьма близки теоретическим представлениям о функциональности классической системной семейной терапии.

Цели терапии специфичны, реалистичны, измеряемы, краткосрочны, достигаемы, бросают вызов клиенту и его потенциалу развития.

Краткосрочная терапия ориентирована на достижение конкретных целей, а не таких, например, как личностный рост и т.п. Именно достижение конкретных наблюдаемых поведенческих из-менений считается основной целью и показателем эффективности терапии. При этом решающим для развития терапевтического процесса является первое минимальное поведенческое изменение, которое совершает клиент для принятия желаемого решения, достижения желаемой жизненной ситуации. Этот момент является поворотным для терапевтического процесса. Поэтому процесс терапии условно можно разделить на два смысловых отрезка:

первый - выявление желаемого (вместо проблемного) положения дел и принятие его клиентом в качестве терапевтической цели;

второй - пошаговое приближение к желаемой ситуации. В данном подходе всегда говорят на языке конкретных поведенческих задач в контексте желаемой цели клиента.

Основные приемы и техники

ДЕКОНСТРУКЦИЯ ПРОБЛЕМЫ

Нормализация - техника, аналогичная классической технике нормализации. Ее основная задача - такое воздействие на видение клиентами своей ситуации, которое позволяет воспринимать ее в большей степени как «часто встречающуюся», «обычную для этого возраста», «естественно возникающую в подобной ситуации». Это позволяет «встраивать» проблему в ряд обычных жизненных трудностей, поддающихся разрешению, и не рассматривать как признак серьезного неблагополучия или жизненного «падения» клиентов, блокирующий необходимую активность, направленную на изменение своей ситуации.

Экстернализация проблемы - отделение проблемы от личности или характера клиента, вынесение ее за пределы его персональной ответственности как что-то внешнее по отношению к нему. Это позволяет, отделив эту «внешнюю часть» и сняв чрезмерную ответственность или стыд клиента, более эффективно ставить вопрос о его контроле над собственной жизненной ситуацией. Например, говорят о «нападении» страхов и подготовленности клиента к этому нападению, о «воздействии привычки и противостоянии этому воздействию», локализуют трудности в области «обычно повторяющихся спадов настроения» и обсуждают подготовленность к этим периодам жизни и то, что можно делать тогда, когда они «отступают».

Переопределение проблемы, ее переименование - максимальное использование возможностей, которое дает иное называние, определение проблемы и, в частности, позитивное переопределение. То есть использование идеи о том, что любое качество или особенность имеет полезную или эффективную сторону в определенных обстоятельствах или в определенных масштабах (напористость - высокая ответственность за достижение цели, ложь - щадящая по отношению к другим линия поведения, замкнутость - деликатность, ненавязчивость и т.д.). Например, проблема с навязчивой чистоплотностью мужа воспринимается иначе после комментария о том, что эти качества очень пригодятся тогда, когда клиентке придется ухаживать за будущим грудным ребенком.

«Нетотальность» проблемы - все техники, позволяющие, выявить «зоны», в которых проблема не представлена или ощущается в меньшей степени - время дня, место, время года, жизненные сферы, где проблемность не проявляется или отсутствует, сфер, где клиент успешен, несмотря на проблему. Это позволяет, во-первых, осуществить интервенцию, изменяющую самовосприятие клиентов как «глубоко проблемных», а во-вторых, использовать эти сведения при построении исключений (см. ниже вопросы об исключениях).

Выявление связи проблемы с другой проблемой - интервенции, направленные на снижение проблемности в восприятии клиентов за счет обнаружения связи данной проблемы с другой проб-лемой жизненной ситуацией и следствиями уже существовавшей ситуации. Это объективирует проблему, позволяет снять тревогу и чувство вины, использовать уже существующие стратегии преодоления трудностей. Например, неуспех девочки у мальчиков, переопределенный как трудность в построении контактов вообще (которые наблюдаются и в ее общении с девочками), позволяет увидеть трудность более конструктивно и работать над поиском более конструктивных стратегий, чем переживание своей непривлекательности.

Полезность проблемного опыта - подход к проблемам, существовавшим в прошлом, или к другим проблемам, существующим в настоящем, как к источнику нового опыта и умений, полезных для преодоления актуальных трудностей.

КООПЕРАЦИЯ, УСТАНОВЛЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА С КЛИЕНТОМ

Выявление особенностей клиента, его образа жизни - необходимый этап установления контакта, позволяющий составить более широкое представление о жизненной ситуации и потенциале кли-ента, чем беседа, ориентированная на исследование проблемы. Это предполагает настроенность и готовность терапевта выразить интерес ко всем «сильным», непроблемным сторонам жизни клиента.

Лингвистическое соответствие клиенту - это не только определенный строй речи, использование речевых оборотов и выражений, близких клиентам, но и построение решения на языке и в контексте жизни клиентов («чудесный вопрос»).

Выражение уважения, комплименты - выявление и акцентирование достижений, положительных качеств, умений клиента и т.п. Стратегическая цель комплимента на этапе установления со-трудничества - не только высказывание уважения и поддержки, но и неявное указание на сильные стороны как потенциал для изменения в широком смысле (пока не конкретизированный).

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ВОПРОСОВ

Вопросы об исключениях из «проблемного» хода жизни (прошлого, настоящего). Цель таких вопросов - выявить тот пласт фактов из жизни клиентов, которые они сами могут воспринимать как исключение из проблемы и которые терапевт может переопределить в качестве таковых (что, однако, требует проверки у клиентов). Например: когда началась проблема, сколько времени удавалось справляться без нее (с воспитанием ребенка, работой), строить семейную жизнь без глубоких конфликтов и т.п.? В какие периоды жизни дела обстоят чуть лучше? В какое время суток боль и напряжение ощущается все же чуть меньше? Это позволяет, во-первых, изменить самовосприятие клиентов как «проблемных» и, во-вторых, создать задел для осознания и использования клиентом уже существующих в его арсенале и работающих стратегий поведения.

Вопросы о способах преодоления и достижения в прошлом или в настоящем. Цель таких вопросов - актуализация опыта преодоления, совладания, который наверняка есть в жизни каждого человека, и «подключение» этого опыта к решению актуальной жизненной проблемы. Например: как удалось справиться с тем периодом депрессии, который был у вас после окончания университета? Как вам удается так долго существовать с этой болью и все же продолжать жить и работать? Чему научил вас тот жизненный кризис, о котором вы упоминали? Вы находитесь в этом конфликте уже месяц. Благодаря чему вам все же удается удерживаться на работе?

"Чудесный" вопрос - наиболее известная техника. Она нацелена на построение клиентами ясной, насыщенной конкретными деталями картинки той жизненной ситуации, которую они хотели бы получить, когда проблема будет решена.

Содержание вопроса следующее. Клиентов просят представить, что после того, как они побывали на терапевтическом приеме, провели вечер и т.д. (обычно детально воссоздается реальная жизненная ситуация клиентов, подводящая их к главному последующему вопросу, снимающая напряжение и пр.), они пошли спать. Далее их просят представить, что во время сна произошло чудо - проблема, которая их беспокоит, волшебным образом исчезла. (Обычно терапевт вербально и невербально комментирует необычность, «забавность» этого предположения.) Однако, поскольку клиенты спали, они не знают об этом. Далее следует главный вопрос: как, по каким признакам они поймут, проснувшись утром, что чудо произошло и пробле-мы больше нет? Такой способ задавания вопроса ориентирован на максимальное выявление поведенческих паттернов клиентов при построении картинки желаемой для них жизненной ситуации.

Шкалирование - еще одно ноу-хау подхода. Эта техника используется как совместно с вопросом о чудесном изменении, так и самостоятельно. Диапазон ее использования очень широк. Но главная ее цель - перебросить мостик от проблемного к непроблемному существованию, продолжить конкретизацию задач клиента, наполнить реальным содержанием наиболее актуальный первый шаг к изменению ими своей жизненной ситуации, то есть обеспечить уже реальное пошаговое движение клиентов от проблемного состояния к желаемой ситуации. Именно посредством этой техники осуществляется перевод общих целей (построенная ситуация чуда) в конкретные задачи, сформулированные на языке конкретных поведенческих действий (необходимые для изменения конкретные шаги). Техника состоит в том, что клиентам предлагают представить шкалу, на верхних делениях которых (например, на 10) располагается «чудесная ситуация», а на нижних (на 0) - ситуация прямо противоположная, самая неблагоприятная. На этой шкале клиентов просят «разместить» свою жизненную ситуацию. (Шкалы, их шаг, количество делений и пр. легко модифицируются и могут быть очень разнообразными в зависимости от конкретного контекста терапевтической ситуации. Детям вместо делений с цифрами можно рисовать картинки, отражающие градацию состояний, достижений и пр.) Такое размещение позволяет:

1) получить универсальное, конвертируемое (цифровое, а не аналоговое, см. «Теорию коммуникации») выражение актуального состояния клиентов - вместо заведомо отличающегося у терапевта и клиентов, строящегося на аналоговой информации и теряющегося при считывании представлений и догадок об этих представлениях;

2) самому клиенту выразить и осознать степень приближенности к желаемой ситуации;

3) психологически встроить актуальную жизненную ситуацию в единый с «чудесной» ситуацией континуум, переопределив тем самым первую как некоторое, пусть пока небольшое, но приближение ко второй;

4) задать минимально необходимый шаг для продвижения изменений в жизни, которое приблизило бы к желаемой ситуации.

Созданная шкала используется далее как необходимый инструмент на протяжении всего процесса терапии. Именно на ее основании строится представление о минимальном изменении (одном шаге по шкале), которое необходимо совершить для приближения к цели.

Техника одного шага: в соответствии с принципом решающего значения минимального конкретного поведенческого изменения (и, соответственно, изменения в восприятии себя и ситуации), для запуска всего процесса терапевтического изменения строится картинка той жизненной ситуации, которая на один (на половину, на два) балла «выше» по шкале, чем сегодняшняя. В процессе ее построения происходит дальнейшая конкретизация необходимых для изменения шагов - от общей картинки улучшения до конкретного действия, которое должно быть произведено к следующему приему у терапевта.

Техника изменения ключа разработана на ранних этапах краткосрочной терапии. В более позднем варианте ключом можно считать переопределение ситуации, обратную связь, которую терапевт всегда дает в конце приема вместе с заданием. Основная задача «ключа» - создать паттерн различия, порождающего различие - в восприятии ситуации посредством ее переопределения и совершения поведенческого шага, обеспечивающего опыт различающейся ситуации.

Техника комплимента ~ обратная связь обычно в конце приема (хотя комплименты используются и на более ранних этапах работы), позволяющая обобщить сильные стороны и потенциал клиента. Подчеркиваются именно те качества, возможности, достижения, которые, с точки зрения терапевта, могут быть основанием для необходимых усилий по изменению. В этом смысле ГОВО-РЯТ о передаче клиентам стратегического комплимента.

Терапевтическая метафора. Юмор, анекдоты, истории из практики, использование личного опыта, техника переименования и называния проблемы - во всех этих элементах работы используется возможность емкого и образного переопределения ситуации, предоставления примера или способа разрешения ситуации, дающаяся (не явно, не дидактически или консультационно, а именно терапевтически) некий возможный алгоритм поведения в той или иной проблемной ситуации, что обычно воспринимается клиентами более адекватно и продуктивно. Рассказывание историй сближает краткосрочную терапию с нарративной.

Техника неявного внушения. Различные техники суггестивного характера, позволяющие осуществить неявную настройку клиента или передачи информации, - это техники особого построения предложения (фразы) - часто грамматически неверного, но работающего на уровне смысла. Самым простым примером является использование глаголов будущего времени и совершенного вида при описании действий в ситуации чуда (переход от «вы бы сделали то-то и то-то» к «вы сделаете то-то»), а также различные приемы разбивания фразы на разные смысловые куски, реагирование на часть фразы клиента, техника пауз и т.п.

Направление к изменениям с помощью одобрения, принципы - способы выявления и поддержания изменений (выявление самых маленьких изменений, привлечение мнения других к выявлению успеха и т.п.). Буквально они расшифровываются как «выяви - усиль - подкрепи - начни сначала». Таким образом описывается логика поведения терапевта со второго приема - того, на котором удается отследить то или иное изменение к лучшему. Все эти изменения должны быть

Выявлены - то есть информация должна быть извлечена;

Усилены - должна быть получена детальная информация о том, когда, кто и что делал для появления «сработавших», а значит, полезных для клиента паттернов поведения;

Подкреплены - техника подкрепления успехов путем их акцентирования и «отыгрывания» терапевтом;

Найдены снова и снова - терапевт всегда пытается найти еще признаки успеха или новый успех.

Техники вызывания способности клиентов решать проблему и стимуляция активности:

Техника пари;

Техника предсказания;

Техника отслеживания клиентом улучшений, способов преодоления проблемных побуждений.

Использование возможностей команды:

Открытое обсуждение ситуации и потенциала клиентов командой терапевтов;

Групповые решения проблемы, решения «на выбор».

Домашние задания. В данном подходе ими становятся либо определенные шаги, выработанные в результате продвижения по шкале (см. выше), либо специально сформулированное задание те-рапевта. Основная задача - дать возможность пережить опыт изменения, иного состояния дел.


«Про отношения в семье:

Если к вам пришла пара со своими проблемами, немедленно советуйте ей разводиться. Любая пара хочет от вас решения своих проблем. Развод является универсальным решением всех проблем в паре. Не верите? Проверьте.

- Жена требует от меня слишком многого.
- Разводитесь. Тогда она не будет требовать от вас вообще ничего.

- Муж мне изменяет.
- Разводитесь. Тогда отношения вашего мужа с другими женщинами уже не будут изменой вам.

- Нам скучно вместе.
- Разводитесь. Будет весело.

- У нас разные интересы.
- Разводитесь. О чем тут вообще говорить?

- Жена меня раздражает.
- Разводитесь! И уходите отсюда, пока ваша жена не начала раздражать еще и меня.

Если пара хочет оставаться вместе, отрицая предложенный вариант решения проблем, пусть идут домой, нет у них никаких проблем».

Виктория Райхер, «Быть психологом - одно удовольствие»

Системная семейная терапия

«Главный постулат этого психотерапевтического подхода гласит: семья является видом социальной системы, психологическая помощь ей невозможна без знания и учета законов функционирования систем, аналогично тому, как лечение человека невозможно без знания и учета его анатомии и физиологии». Теоретическую основу системной семейной терапии (ССТ) составляет общая теория систем. Система – это некое образование, состоящее из множества взаимосвязанных элементов, взаимодействующих с внешней средой как единое целое и реализующих общие функции. Функционирование элемента вторично по отношению к функционированию всей системы. Системный подход предполагает особый, нелинейный способ восприятия реальности. Представления о детерминированности мира, о возможности вычленить причину и следствие, найти одну истинную первопричину мешают понять, что в действительности причины и следствия могут меняться местами. В системном подходе линейная причинно-следственная логика меняется на круговую. Суть последней – применительно к ССТ – сводится к тому, что причина симптоматического поведения человека видится в механизмах гомеостатической регуляции функционирования семейной системы, элементом которой является человек.
Базовая идея ССТ заключается в том, что семья – это социальная система, т.е. комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Семейная система – это открытая система, находящаяся в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Это самоорганизующаяся система, т.е. ее поведение целесообразно.


Люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу. Исходя из этого, представляется целесообразным работать со всей семейной системой, а не с одним ее элементом.
Все элементы семейной системы находятся друг с другом в постоянном взаимодействии, между ними складываются топологические и динамические отношения.
Классическая ССТ сфокусирована на информационно-коммуникативном функционировании семьи. В этом контексте в ССТ сформулированы следующие положения:

  1. Все поведенческие проявления людей могут рассматриваться как коммуникация, т.е. поведенческий акт рассматривается не изолированно, а в контексте той системы коммуникации, в которую включен человек, поскольку только в этой системе может быть выявлен этот смысл. Т.о., симптом рассматривается не как атрибут личности, а как поведение, соответствующее определенному типу взаимодействия. Преодоление симптома предполагает построение такой системы коммуникации, в которой подобное симптоматическое сообщение теряет свою необходимость, в противоположность логике индивидуального воздействия на носителя симптома.
  2. Все коммуникационные взаимодействия или симметричны, или комплиментарны в зависимости от того, основаны они на сходстве или различии. Предполагается рассматривать феномены взаимодействия людей не в терминах их независимых «индивидуально-личностных» особенностей, намерений, желаний, а как обусловленные типом коммуникации, подчиняющимся надындивидуальной логике функционирования.
  3. Коммуникативный процесс порождает различные реальности для участвующих в нем сторон. Различие этих реальностей порождается различной пунктуацией событий в процессе коммуникации. В зависимости от того, что именно воспринимается участниками коммуникационного процесса как причина и как следствие в коммуникации, рождаются психологически разные для них миры. Присущий ССТ циркулярный взгляд на происходящее в системе коммуникации исходит из представления о «временной сопряженности» и взаимном подкреплении поведенческих паттернов друг друга.
  1. Каждое сообщение участника коммуникации имеет передающий и командный аспекты, т.е. каждое сообщение может быть рассмотрено как передающее информацию (собственно коммуникация), а также как несущее информацию о самом сообщении, в котором оно передается (метакоммуникация). Многие проблемы взаимоотношений людей терапевтически могут быть рассмотрены как результат нестыковки этих уровней.
  2. Существуют два основных вида передачи информации: цифровой и аналоговый. Цифровой характеризуется принципом «все или ничего», аналоговый – принципом «подобное о подобном». Понимание этой особенности человеческого общения позволяет интерпретировать многие проблемы человеческой коммуникации как ошибки перевода одного вида информации в другой. Аналоговый способ передачи информации преобладает тогда, когда цифровая передача – прямое «называние» состояния или отношения – невозможны. Симптом может быть рассмотрен как аналоговый способ передачи о необходимом изменении там, где прямое сообщение невозможно или не принимается. В классической ССТ для описания семейной системы используются, помимо коммуникации (стереотипов взаимодействия), и другие параметры: семейные правила, семейные мифы, границы, стабилизаторы, семейная история.

В последние десятилетия XX века само понятие системного подхода в терапии претерпело существенные изменения, а перечень системных терапевтических направлений пополнился рядом новых подходов. С одной стороны, эти подходы являются системными, а с другой – их методологическая база отличается от классической системной терапии. Речь идет о краткосрочной терапии, ориентированной на решение, и нарративном подходе.
Новый постклассический системный подход выражается в том, что в качестве системы, в границах которой рассматривается симптом, выступает сама система терапевтического взаимодействия с двумя условно выделяемыми подсистемами – терапевтической и клиентской.
В постклассических системных подходах на первый план выступил тот факт, что полная независимость терапевта от семейной системы в процессе терапевтического взаимодействия, непроницаемость границ между ними является полезным, но условным допущением. То, что в классической схеме предстает как линейное независимое воздействие терапевта на клиентскую систему, во-первых, сложно опосредуется самим «объектом воздействия» и всем контекстом его жизни, а во-вторых, является более сложным по своему составу воздействием, чем это представляется в рефлексивной системе классического терапевта. Так происходит потому, что воздействие оказывается на живую, обладающую «встречной сознательной активностью», а не механическую систему, и при этом само это воздействие производится живой системой. Допущение о постоянно происходящих изменениях, о собственной активности клиентской системы и участии неконтролируемых воздействующих факторов стало рассматриваться как важная основа терапевтической работы. Терапевт в этих подходах лишен возможности иметь дело с проблемой как с объективной реальностью. Проблема клиентов является для него именно текстом, а не совокупностью объективных фактов. А представление терапевта об объективно необходимом результате – достижении определенной «функциональной» системы взаимодействия в семье – имеет статус одного из возможных представлений об изменении, необходимом для этой семьи.

Краткосрочная терапия, ориентированная на решение (BSFT Brief Solution Focused Therapy ).
Содержанием терапии в этом подходе является циркулярный процесс взаимодействия – обмена информацией между клиентской и терапевтической подсистемами.
Поведение человека обусловлено и опосредовано внутренними понятийными структурами (фреймами). То, как человек видит себя и свою ситуацию, опосредует его действия в ней, а опыт действия в этой ситуации определяет видение ее и себя. То есть это циркулярная зависимость. В этом смысле проблема человека представляет собой некий проблемный текст, складывающийся из определенного видения клиентами самих себя как проблемных, и вытекающих из этого видения «фактов», которые, в свою очередь, определяют видение самих себя и т.д.
Преодоление симптома зависит от возникновения в процессе терапевтического информационного обмена приемлемого для клиентов и взятого ими на вооружение «внепроблемного» жизненного текста и соответствующих жизненных стратегий. Для этого необходимо в ходе терапевтического информационного обмена двух подсистем внести в проблемный текст клиентов различие, которое станет основой необходимых изменений.

Основные принципы краткосрочной терапии, ориентированной на решение.

  1. Фокус терапии направлен на решение, а не на проблему.
  2. Сфокусированность на настоящем и будущем.
  3. Конструктивистский взгляд на реальность.
  4. Изменения в жизни системы постоянны и неизбежны.
  5. Клиент является экспертом в своей проблеме и необходимой цели, терапевт является фасилитатором процесса определения цели и средств ее достижения.
  6. Цели терапии специфичны, реалистичны, измеряемы, краткосрочны, достигаемы, бросают вызов клиенту и его потенциалу развития.

В основе техник BSFT лежат принципы конструктивизма, в соответствии с которыми развивается идея сконструированности любой реальности, в том числе и той, которая представляется проблемной для клиента. Следовательно, надо «деконструировать» реальность, представляющую проблему, и сконструировать новую, беспроблемную, в процессе информационного обмена между двумя подсистемами. Идеи конструктивизма, заложенные в BSFT, делают эти техники очень похожими на техники другого системного подхода – НЛП.
К техникам деконструкции проблемы относятся следующие техники: экстернализации проблемы, переопределения или переименования, выявления непроблемных зон.
Также в BSFT применяются техники шкалирования, одного шага, изменения ключа, «чудесного вопроса», терапевтических метафор - помогающие конструированию желательной реальности.
В качестве техник, закрепляющих желательные изменения, используются: техника комплимента, техника направления к изменениям с помощью одобрения (E.A.R.S. – «выяви, усиль, подкрепи, начни сначала»), техника неявного внушения, техники вызывания способности клиентов решать проблему и стимуляция активности, домашние задания.
Краткосрочная терапия, ориентированная на решение, позволяет работать не только в формате семейного консультирования, но и в формате индивидуальной психотерапевтической работы. Использование любых системных подходов благотворно сказывается на эффективности работы с психосоматическими пациентами, нуждающимися в системном подходе, как в глотке воздуха. Ибо психосоматическая проблема представляет собой проблему циркулярную: психика – соматика – психика – соматика…

Ориентированная на решение краткосрочная терапия (ОРКТ/SFBT) - метод психологической помощи, который разрабатывался с начала 1980-х годов психотерапевтами Стивом де Шейзером и Инсу Ким Берг совместно с группой их коллег.

В отличие от многих других психотерапевтических школ, ориентированная на решение краткосрочная терапия создавалась не на основе теоретических положений о том, как именно и за счет каких механизмов будут происходить изменения в жизни клиентов, а на основе того, какие именно действия и вопросы специалистов оказывались самыми полезными и эффективными для клиентов.

Ориентированный на решение подход основывается на поиске и создании решений, а не анализе и поиске причин возникновения проблем. В фокусе внимания находятся решения, надежды, ресурсы, сильные стороны и позитивные исключения. Для решения проблемы совсем не обязательно тратить долгое время на исследование причин ее возникновения. Этот вид терапии является эффективным, полезным, и дающим надежду на изменения, независимо от степени трудностей или выраженности проблем.

Исследования показывают высокую эффективность ОРКТ в применении к самым разным проблемам, включая зависимости, психические расстройства, супружеские и семейные конфликты, трудности обучения в школе и многие другие. В настоящий момент ориентированная на решение краткосрочная терапия является самым популярным и влиятельным направлением краткосрочной (brief) терапии на Западе. Многие идеи и техники ОРКТ проникли в другие подходы и оказали влияние не только на психотерапию, но и на бизнес, педагогику и медицину. В дальнейшем принципы этого подхода стали применяться в коучинге.

Программа курса по ориентированной на решение краткосрочной терапии

1. История возникновения ОРКТ.

● Традиция краткосрочной терапии. Милтон Эриксон. Принципы работы.

● Школа краткосрочной терапии Института Психических исследований (MRI) в Пало-Альто. Ватцлавик, Фиш, Уикленд. Основные принципы и техники работы.

● Центр краткосрочной семейной терапии (BFTC) в Мивоуки. Команда Стивена де Шейзера и Инсу Ким Берг. Начало работы и переход к модели, ориентированной на решение.

2. Базовые принципы ОРКТ. Акцент на сильных сторонах.

3.Техники ОРКТ

● Изменения до начала терапии

● Техники, связанные с формулированием целей и запроса.

● Чудесный вопрос. Варианты чудесного вопроса.

● Шкалирующие вопросы. Последовательность и этапы.

● Вопросы на совладание. Подтверждение переживаний клиента.

● Комплименты и их функция в ОРКТ.

● Варианты домашних заданий в ОРКТ.

● Варианты письменных техник в ОРКТ.

4.Структура первой сессии.

5.Структура последующих сессий.

6.Исследования и эффективность ОРКТ.

Ведущий курса - Богомолов Виктор Александрович Прошел подготовку по данному методу на следующих программах: Мастерская по ОРКТ Скотта Миллера (США) (2011); Семинар «Продвинутые техники краткосрочной стратегической терапии. Патологическое сомнение» (ведущий — Джорджио Нардонэ, Италия) (2012); Мастерская по ОРКТ Джеффа Чанга (Канада) (2012); Онлайн-курс «Ориентированный на решение гипноз», ведущий — Билл О"Хенлон (США) (2012); Мастерская Ивонн Долан (США) (2013); Тренинг «Ориентированная на решение краткосрочная терапия», ведущий — Гай Шеннан (Великобртиания) (2013); Тренинг «Ориентированная на решение краткосрочная теарпия в работе с травмой и стрессом», ведущий — Джон Хенден (Великобритания) (2014); Семинар «Продвинутые техники краткосрочной стратегической терапии. Депрессия» (ведущий — Джорджио Нардонэ, Италия) (2014); Тренинг «Ориентированная на решение терапия с парами», ведущий — Эллиотт Конни (США) (2014). Член Европейской ассоциации краткосрочной терапии - с 2011 года.