Методическая разработка по чтению (2 класс) на тему: Тема: В.А. В

Ход урока:

I . Орг. момент

Все мы знаем, был звонок, начинаем наш урок!

II . Настройка на урок

    Урок литературного чтения. - Для того чтобы получить знания на уроке и уметь ими пользоваться, нам необходимы определённые личностные качества. Какие?

В нимание, старание, желание работать дружно, активно, уважая мнение говорящего, не стесняясь высказывать своё мнение по возникшим вопросам.

III . Подготовка к работе

1) Разминка речевого аппарата

Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.

Для чего нужны скороговорки? (Чтобы правильно произносить все звуки языка. Улучшается речь)

    Какие правила чтения скороговорок мы знаем? (Сначала надо читать медленно, затем в обычном темпе, а потом быстро.)

Читаю вместе с детьми.

    Проговорите шёпотом медленно, проговаривая каждый звук. Теперь прочитайте в обычном темпе. А сейчас постарайтесь прочитать быстро.

Проверка домашнего задания.

    какое произведение мы изучали на прошлом уроке. Кто помнит автора этого произведения?

Читаю вопросы:

Как зовут мальчика?

Что было в руке у старика?

Как зовут девочку?

Кто пекла пирожки?

На чем сидел старик в начале рассказа?

Кого попросил Павлик, чтобы его взяли кататься на лодке?

Где Павлик нашел бабушку?

Что пекла бабушка?

На чем чертил старик зонтиком?

Что попросил Павлик у Лены?

На чем хотел покататься Павлик?

Куда положил Павлик руку, когда попросил брата взять его покататься?

Как назвал старика Павлик?

Какое волшебное слово сказал старик?

    Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством В.А.Осеевой.

    Творчество В. А. Осеевой

Валентина Александровна Осеева родилась в 1902г. на Украине. Она училась на драматическом факультете Киевского института искусств.

В 1923г. семья Осеевых переезжает в Москву. В 35 лет она начинает печатать свои книги. Её стихи, сказки, короткие рассказы для малышей вошли в сборники “Рыжий кот”, “Волшебное слово”, “Отцовская куртка”, “Простое дело".

Юная Осеева работала педагогом в детских колониях для беспризорников. Она проработала 16 лет педагогом, помогала вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны.

    Ребята, кто такие беспризорники? (Человек, оставшийся без присмотра, живущий на улице, бездомный.)

Заслуги Валентины Александровной Осеевой в деле воспитания подрастающего поколения не остались незамеченными. В 1951 году она получила Сталинскую премию за повесть “Васёк Трубачёв и его товарищи”. Это трилогия. По II части создан кинофильм “Отряд Трубачёва сражается”.

Осеева прожила 67 лет.

Для детей, читающих её книги, она написала вот это письмо.

Дорогие ребята!

- Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

- Не знаю. Я о нем не думала.

Мама огорчилась.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать.

В.Осеева. (Из предисловия к книге:

Осеева В. Три сына. М.:Детская литература, 1975.)

Чему хотела научить детей В.А.Осеева?

О чём, о ком её рассказы, догадались? (О детях, их хороших и плохих поступках)

С каким произведением мы сегодня познакомимся на уроке, прочитайте (на слайде)?

Предположите, о чём может говориться в этом рассказе?

Что означает слово «хорошо», "хороший"? (Значит, достойно, прилично, о человеке с образцовым поведением говорят, что он хороший.)

2. Работа над рассказом "Хорошее"

1) Первичное чтение рассказа (учитель)

Я прочитаю рассказ,а вы подмечайте всё хорошее в этом рассказе.

П роснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

А сестрёнка тут как тут:

Погуляй со мной, Юра!

1 остановка

Уходи, не мешай думать!

Обиделась сестрёнка, отошла.

А Юра думает:

«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

Убери посуду, Юрочка.

2 остановка

-Как вы думаете, выполнит ли Юра просьбу няни? Почему?

Убери сама - некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»

3 остановка

-Как вы думаете, дал ли Юра попить Трезорке?

Пошёл вон! Не мешай думать!

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

Что бы мне такое хорошее сделать?

2) Проверка первичного восприятия.

Ожидали ли вы, что у рассказа может быть такой конец?

Рассказ называется "Хорошее". Как вы думаете, что хорошего в рассказе? Как можно назвать одним словом? (мысли, желания)

А есть ли такое в рассказе, что вам не понравилось? (поступки Юры)

3) Чтение рассказа детьми

- А теперь внимательно прочитаем весь рассказ и выделим то, о чём думал Юра, о чём он мечтал?

Откройте учебники. Читаем по частям.

4) Гимнастика для глаз .

После чтения выполним гимнастику для глаз. Встали возле своих парт.

Вверх-вниз, влево- вправо. Зажмурились, широко открываем глаза.

Представьте себе, что ваш нос стал длинным и вы можете им рисовать. Закрываем глаза, и с закрытыми глазами нарисуйте что-нибудь хорошее, красивое.

5) Анализ произведения. Выборочное чтение:

Итак, насколько вы были внимательны во время чтения, сможете ли ответить на мои вопросы.

Скажите, почему мальчику Юрику захотелось сделать что-нибудь хорошее?

В какое время суток происходит действие рассказа?

Какая погода была в тот день? Найдите и прочитайте эти строки.

Прочитайте о чём мечтал Юра вначале. (Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас).

Есть ещё слово сестра. А чем отличаются между собой слова сестра и сестрёнка ?

- Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая)

О чём он мечтал потом? Прочитайте. (Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)

Что можете сказать об этой мечте?

Прочитайте о чём Юрик ещё мечтал? (Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)

- Что можете сказать об этой мечте?

Итак сделайте вывод, какие мечты были у Юры? (Мечты у Юры были хорошие)

- А теперь посмотрим на его поступки.

Найдите в тексте и прочитайте разговор Юры с сестрой.

Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)

А как он поступил? (Он обидел сестру)

Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)

Как он разговаривал с сестрой? (Грубо)

Что он сказал сестре, когда она попросила его погулять с ней? (Уходи не мешай думать)

- Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не мешали? (Когда чем-то заняты)

Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)

Прочитайте диалог Юры и няни.

Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)

- А как он поступил? (Обидел няню)

Как он с ней разговаривал? (Грубо)

Что он ей сказал? (Некогда мне)

А когда мы говорим, что нам некогда? (Когда у нас очень много дел)

- Действительно ли у Юры было очень много дел? (Нет, он просто сидел и думал)

Прочитайте, как Юра общался с Трезором. Что Трезорка будто бы хотел сказать Юре?

Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).

Как он поступит с Трезором? (Прогнал его)

Сделайте вывод: какие же были поступки Юры?

Мысли и желания Юры были хорошие, а вот его поступки плохие.

Каким вы себе представляет Юру, был ли он плохим, злым мальчиком? (Нет, просто он не знал, как он может сделать хорошее)

Какой совет вы можете дать Юре? Что бы ему сделать хорошего?

Как вы думаете, какой совет дала Юре мама?

В. Осеева написала этот рассказ очень давно. Когда рассказ был напечатан первый раз, то он заканчивался так: «Что бы мне такое хорошее сделать?» - спрашивает Юра. А мама и отвечает: «Погуляй с сестренкой, помоги няне, напои собаку».

Почему в следующем издании Осеева изменила конец этого рассказа? (Чтобы дети сами догадались, что надо Юре сделать.)

Да, ребята, хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях. Я надеюсь, вы своим родным помогаете по-настоящему. Наша физминутка так и называется "Помогаем маме".

5) Физминутка

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

(Подражательные движения по тексту.)

6) Работа по характеристике Юры

Продолжим разговор о главном герое рассказа - Юре.

Хотел ли Юра что-то сделать для себя?

Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими?

Кто такой герой? (Герой - это тот, кто совершил подвиг.)

О ком думает Юра на самом деле? Думает ли он на самом деле о своих близких - сестрёнке, няне, Трезорке?

(Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)

Как считаете, можно ли сделать что-то хорошее, когда думаешь только о себе, а не о других людях?

На партах у вас лежат листочки с разными личностными качествами человека. Переверните и положите поближе к себе. Работать будете в парах. Вам необходимо выбрать и отметить те качества, которые соответствуют характеру Юры. Чья пара будет готова покажите свою готовность.

Мужественный +

трусливый

Непослушный +

послушный

вежливый

думающий о себе +

внимательный

Заботливый +

      Проверим, что вы выбрали и почему именно это качество.

V . Итог урока. Рефлексия.

Итак, мы прочитали и разобрали рассказ.

Как вы думаете, зачем В. Осеева написала рассказ « Хорошее»? (Чтобы дети совершали хорошие дела.)

Вспомните, какие добрые дела недавно вы совершили?

    Будете ли вы ждать награды за свои поступки?

Я готов для всех всегда
Делать добрые дела.
Совершив такой поступок,
Говорю я - да, да, да!

Будем старших уважать?

-Да!
Будем дерево сажать? ---Да!
Будем маме помогать? --Да!
А братишку одевать?

-Да!
Позаботимся о кошке? --Да!
Птицам мы насыплем крошки?

-Да!
Позаботимся о друге? ---Да!
И цветы польем на клумбе?

-Да!
Будем добрыми всегда?
Кто мне скажет»

-Да! Да! Да!

Я желаю, чтобы вы совершали только добрые дела и поступки. - Помните, что "Жизнь дана на добрые дела".

Все рассказы В.А. Осеевой интересны и поучительны. Я рекомендую прочитать их.

VI . Домашнее задание

Пересказ текста.

Интересно - не интересно

Не устал - устал

Доволен собой - не доволен собой

Старался - не старался

Волновался на уроке - не волновался

VII . Выставление оценок

И снова посмотрите на доску очень внимательно и попробуйте догадаться, что написано доске

П ОС Р Л ЕЕ Т Б ВА Л Д

Что за слово у вас получилось?

Кто такая Осеева?

В юные годы мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет.

Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей.

Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми.

Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят.

Осеева много писала для малышей - стихи, сказки, короткие рассказы.

В 1952 году получила Государственную премию за произведение «Васёк Трубачёв и его товарищи».

В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами:

"Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

– Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. Итак, как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать".

С каким произведением мы сегодня познакомимся на уроке?

Предположите, о чём может говориться в этом рассказе?

Что означает слово «хорошо»? («Хорошо» - это как?)

В каких случаях мы употребляем слово «хорошо»?

П роснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

А сестрёнка тут как тут:

Погуляй со мной, Юра!

1 остановка

Уходи, не мешай думать!

Обиделась сестрёнка, отошла.

А Юра думает:

«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

Убери посуду, Юрочка.

2 остановка

Как вы думаете, выполнит ли Юра просьбу няни? Почему?

Убери сама - некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»

3 остановка

Как вы думаете, дал ли Юра попить Трезорке?

Пошёл вон! Не мешай думать!

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

Что бы мне такое хорошее сделать?

Погладила мама Юру по голове:

4 остановка

- Как вы думаете, что ответила мама Юре?

Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

Главный герой рассказа В.Осеевой «Хорошее» — мальчик Юра. В одно прекрасное утро захотелось ему сделать хорошее дело. Сначала он мечтал спасти сестренку, если та вдруг станет тонуть. Но в это время подошла сама сестренка и попросилась на прогулку с Юрой. Мальчик отмахнулся от сестренки – она мешала ему мечтать.

Потом он воображал, как спасет няню от волков, но сам при этом на просьбу няни убрать посуду ответил отказом. Затем был пес Трезорка, которого Юра мечтал вытащить из колодца, но не обратил никакого внимания, что пес очень хочет пить.

Юра так ничего и не придумал, но ему очень хотелось сделать хорошее дело. В конце концов, он пошел за советом к маме. А мама долго не думала и посоветовала Юре сходить с сестренкой на прогулку, помочь няне с уборкой посуды и напоить собаку водой.

Таково краткое содержание рассказа.

Главный смысл рассказа «Хорошее» состоит в том, что самое хорошее, доброе дело – это помощь всем окружающим. Не надо выдумывать какие-то особенные хорошие дела, надо только внимательно посмотреть вокруг и понять, кому и какая помощь нужна. Рассказ учит быть внимательным к людям и помогать тем, кто нуждается в помощи. Мечтать не вредно, но лучше почаще присматриваться к тому, что происходит в реальной жизни.

В рассказе «Хорошее» мне понравилась мама Юры, которая дала ему абсолютно правильные советы по поводу того, какие хорошие дела надо сделать мальчику.

Какие пословицы подходят к рассказу В.Осеевой «Хорошее»?

Не стоит жить в мечтах.
Доброму человеку помощь не в тягость.
Мама – лучший советчик.

Урок литературного чтения

во 2 классе

Учитель начальных классов Загвозкина Валентина Викторовна

Тема: В.А. Осеева. «Хорошее»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели деятельности учителя. Создать условия для ознакомления с рассказом В.Осеевой «Хорошее» ,способствовать развитию умений прогнозировать

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: научатся воспринимать на слух произведение, составлять план рассказа, пересказывать по плану; объяснять нравственный смысл рассказа, соотносить пословицы с главной мыслью.

Метапредметные: познавательные: пользуются дополнительной и справочной литературой для нахождения необходимой информации; регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности коммуникативные: активно используют речевые средства для решения познавательных задач.

Личностные: развивают посредством литературных произведений целостный взгляд на мир в его единстве и разнообразии.

Воспитательные:

Воспитывать честность и чувство ответственности за свои поступки, доброе отношение к людям, стремление помогать людям.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

Учебник “ Литературное чтение»2 класс 2 часть Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, с.93-94; Презентация.

Ход урока

I . Мотивация к учебной деятельности.

Учитель:

Возьмите своего соседа по парте за руку, улыбнитесь друг другу.

Что вы почувствовали?

Какое у вас настроение?

II . Актуализация знаний.

1.Проверка домашнего задания. -Над каким рассказом вы работали дома? -Кто автор этого рассказа? -Составьте план этого рассказа.

1.«Лена, дай мне одну краску, пожалуйста.»

2. «Скамейка была пуста…»

3. « Скоро совсем убегу…»

4. «Дай мне зеленый карандаш.»

5. «Возьми меня, пожалуйста,…»

6. « Есть такое волшебное слово…»

7. «Дай мне кусочек пирожка, пожалуйста.»

8. «Я никогда больше не буду трогать твои краски…никогда…никогда…не буду!»

2. Ученики работают самостоятельно.

Проверка. (№2,№6,№1,№7,№5,№2).

О ком этот рассказ?

Что случилось с Павликом?

Как об этом узнал старик?

3. Задание. Выберите эпизод, который относится к рассказу «Волшебное слово».

C лайд№3

Слайд №4. Проверка и выполнение следующего задания.

Проверка. Ответ №3.

Как вы догадались?

Кто на самом деле в рассказе творил «чудеса»?

Знаешь, почему волшебное слово имеет такую силу?

Слайд №5.

4. Чтение пословиц.

Определи общую тему пословиц. (О доброте).

Подбери к слову доброта однокоренные слова. (Добро, добрый, …).

Подбери к слову доброе синоним. (Хорошее, полезное, положительное,…).

Слайд №6

Вывод. Главная мысль в том, что если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми – «За добро добром и платят», волшебные слова действительно существуют.

Постановка проблемного вопроса.

Что такое доброта?

Ответы учеников. Обратимся к толковому словарю Ожегова.

Слайд №7

В каждом из вас есть маленькая частичка доброты, как маленькое солнышко. Добрый человек – тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком комфортно везде. Любовь доброго человека, доброе слово, его помощь согревает, как нежное весеннее солнышко.

III Изучение нового материала.

Слайд №8

Сегодня мы прочитаем рассказ В.А.Осеевой «Хорошее»

1. Прогнозирование текста по названию.

Как вы думаете, о чём этот рассказ? Подумайте, о чём мечтает мальчик?

Читая, подмечайте всё хорошее.

Поставьте задачи к нашему уроку

Ученики: Познакомиться с рассказом, учиться выразительно читать.

И анализировать содержание рассказа.

2. Первичное чтение рассказа.

Проверка понимания.

Что же хорошего в рассказе? (Хорошие мысли, хорошие желания.)

А что было не очень хорошим в рассказе? (Поступки мальчика.)

О каких делах мечтал Юра?

А как он поступил на самом деле?

Как это характеризует мальчика?

Надо ли дожидаться беды, или можно найти хорошие дела в обычной жизни?

Мог бы Юрик стать вашим другом? Почему?

Что посоветовали бы вы Юре?

Какие ещё пословицы, кроме той, что напечатана в учебнике, подходит к этому рассказу?

3. Чтение по ролям с предварительной подготовкой.

Сколько действующих лиц в рассказе?

Есть ли слова у Трезорки? (Да, то что он думает, как будто хочет сказать.)

А слова, обращённые к сестре, няне и собаке? (Грубо, резко.)

IV .Физкультминутка.

V . Продолжение изучения нового материала

1.Выборочное чтение.

Какая погода была в тот день?

Что захотелось сделать мальчику?

Что посоветовала мама мальчику?

2.Деление рассказа на части.

1-я часть. Юрик проснулся.

2-я часть. Просьба сестрёнки.

3-я часть. Нянина просьба.

4-я часть. Трезорка хочет воды.

5-я часть. Совет мамы.

VI . Итоги урока. Рефлексия.

Назовите хорошие качества человека.

Каким должен быть человек?

Какой совет вы бы дали Юре

Какие хорошие поступки вы можете делать каждый день? Будете ли вы ждать награды за эти поступки?

Какие задачи мы ставили к нашему уроку?

Стихотворение И.Н.Гавриловой « Просто делать добро».

(читает заранее подготовленный ученик)

А рядом ходит Доброта.

Её шагов едва услышим.

Но оставляет след она,

В делах благих её мы видим.

И нам её не надо звать,

Она всегда всё примечает.

Не думает, чем время ей занять,

Ведь меру для добра она не выбирает.

Не ждёт в ответ она награды.

Отрада ей, что счастлив ты.

И соберёт в букет улыбки, ваши взгляды…

Плоды её, как свежие цветы.

Она спешит дарить тепло,

Чтоб в мире было всем светло.

И крутится в делах своих быстрей,

Чтоб были с вами мы добрей

VII . Домашнее задание. Стр. 93-95 выразительное чтение по ролям.

Нарисовать иллюстрацию к рассказу «Хорошее».