Мифология эллады. Герои греческой мифологии Сообщение о древнем герое

АБДЕР - сын Гермеса, друг Геркулеса

АВГИЙ - сын Гелиоса, царь Элиды

АГЕНОР - царь Сидона

АГЛАВРА - дочь Кекропа

АГЛАЯ - одна из граций

АДМЕТ - царь Фер, друг Геркулеса

АДМЕТА - дочь Еврисфея, жрица богини Геры

АИД - бог подземного царства (у древних римлян ПЛУТОН)

АКИД - сын Семетиды, возлюбленный Галатеи

АКРИСИИ - царь Аргоса, отец Данаи

АЛКЕСТИДА - дочь царя Иолка Пелия, жена Адмета

АЛКИД - имя Геркулеса, данное ему при рождении

АЛКИОНА - одна из семи дочерей Атласа

АЛКМЕНА - дочь микенского царя Электриона, мать Геркулеса

АМАЛТЕЯ - коза, вскормившая своим молоком Зевса

АМФИТРИОН - греческий герой, муж Алкмены

АМФИТРИТА - одна из дочерей Нерея, жена бога морей Посейдона

АНГЕЙ - греческий герой, участник похода аргонавтов

АНДРОГЕЙ - сын критского царя Миноса, убитый афинянами

АНДРОМЕДА - дочь царя Эфиопии Цефея и Кассиопеи, жена Персея

АНТЕЙ - сын богини земли Геи и бога морей Посейдона

АНТЕЯ - супруга царя Тиринфа Прета

АНТИОПА - амазонка

АПОЛЛОН (ФЕБ) - бог солнечного света, покровитель искусств, сын Зевса

АПОП - в древнеегипетской мифологии чудовищный змей, враг бога Солнца Ра

АРГОС - карабельщик, построивший корабль "Арго"

АРГУС - мифологическое стоокое чудовище, строжившее Ио

АРЕС - в древнегреческой мифологии бог войны, сын Зевса и Геры (у древних римлян МАРС)

АРИАДНА - дочь критского царя Миноса, возлюбленная Тесея, впоследствии супруга бога Диониса

АРКАД - сын Зевса и Каллисто

АРТЕМИДА - богиня охоты, дочь Зевса и Ла-тоны, сестра Аполлона

АСКЛЕПИИ (ЭСКУЛАП) - сын Аполлона и Корониды, искусный врачеватель

АСТЕРОПА - одна из семи дочерей Атласа

АТА - богиня лжи и обмана

АТАМАНТ - царь Орхомен, сын бога ветров Эола

АТЛАС (АТЛАНТ) - титан, держащий на плечах всю небесную сферу

АФИНА - богиня войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремесла (у древних римлян МИНЕРВА)

АФРОДИТА - богиня любви и красоты (у древних римлян ВЕНЕРА)

АХЕЛОЙ - речной бог

АХИЛЛ - греческий герой, сын царя Пелея и морской богини Фетиды

БЕЛЛЕР - коринфянин, убитый Гиппоноем

БЕЛЛЕРОФОНТ (ГИППОНОЙ) - сын царя Коринфа Главка, один из самых больших героев Греции

БОРЕЙ - бог ветров

ВЕНЕРА(см. АФРОДИТА)

ВЕСТА (см. ГЕСТИЯ)

ГАЛАТЕЯ - одна из нереид, возлюбленная Акида

ГАНИМЕД - прекрасный юноша, сын дардан-ского царя Троя, похищенный Зевсом

ГАРМОНИЯ - дочь Ареса и Афродиты, жена основателя Фив Кадма

ГЕБА - вечно юная прекрасная дочь Зевса и Геры

ГЕКАТА - покровительница ночной нечисти, колдовства

ГЕЛИОС - бог Солнца

ГЕЛИАДЫ - дочери бога Гелиоса

ГЕЛЛА - дочь Атаманта и богини облаков и туч Нефелы

ГЕРА -супруга Зевса

ГЕРИОН - страшный великан, у которого было три головы, три тела, шесть рук и шесть ног

ГЕРКУЛЕС - один иэ величайших героев Греции, сын Зевса и Алкмены

ГЕРМЕС - в греческой микрологии вестник олимпийских богов, покровитель пастухов и путников, бог торговли и прибыли, сын Зевса и Майи (у древних римлян МЕРКУРИИ)

ГЕРСЕ - дочь Кекропа

ГЕСИОНА - жена Прометея

ГЕСПЕРИДЫ - дочери Атласа

ГЕСТИЯ - дочь Кроноса, богиня домашнего очага (у древних римлян ВЕСТА)

ГЕФЕСТ - в греческой мифологии бог огня, покровитель кузнечного мастерства, сын Зевса и Геры (у древних римлян ВУЛКАН)

ГЕЯ - богиня Земли, от которой произошли горы и моря, первое поколение богов, циклопы и гиганты

ГИАДЫ - дочери Атласа, воспитавшие Диониса

ГИАС - брат Гиад, трагически погибший во время охоты на львов

ГИЛАС - оруженосец Геркулеса

ГИЛЛ - сын Геркулеса

ГИМЕНЕЙ - бог брака

ГИМЕРОТ - бог страстной любви

ГИПЕРИОН - титан, отец Гелиоса

ГИПНОС - бог сна

ГИППОКОНТ - брат Тиидарея, изгнавший его из Спарты

ГИППОНОИ (см. ВЕЛЛЕРОФОНТ)

ГИПСИПИЛА - царица острова Лемнос

ГЛАВК - царь Коринфа, отец Беллерофонта

ГЛАВК - прорицатель

ГРАНИ - богини старости

ДАНАЯ - дочь царя Аргоса Акрисия, мать Персея

ДАР ДАН - сын Зевса и дочери Атласа Электры

ДАФНА - нимфа

ДЕВКАЛИОН - сын Прометея

ДЕДАЛ - непревзойденный скульптор, живописец, зодчий

ДЕЙМОС (Ужас) - сын бога войны Ареса

ДЕМЕТРА - богиня плодородия и покровительница земледелия

ДЕЯНИРА - жена Геркулеса

ДИКЕ - богиня справедливости, дочь Зевса и Фемиды

ДИКТИС - рыбак, нашедший в море ящик с Данаей и Персеем

ДИОМЕД - фракийский царь

ДИОНА - нимфа, мать Афродиты

ДИОНИС - бог виноградарства и виноделия, сын Зевса и Семелы

ЕВРИСФЕИ - царь Аргоса, сын Стенела

ЕВРИТ - отец Ифита, друга Геркулеса

ЕВРИТИОН - великан, убитый Геркулесом

ЕВРОПА - дочь царя Сидона Агенора, возлюбленная Зевса

ЕВТЕРПА - муза лирической поэзии

ЕВФРОСИНА - одна из харит (граций)

ЕЛЕНА - дочь Зевса и Леды, жена Менелая, из-за похищения которой Парисом началась троянская война

ЕХИДНА - чудовище, полуженщина-полузмея

ЗЕВС - властелин Неба и Земли, громовержец, верховный бог у древних греков (у древних римлян ЮПИТЕР)

ЗЕТ - сын бога ветров Борея, участник похода аргонавтов

ИД - двоюродный брат Кастора и Поллукса, убийца Кастора

ИКАР - сын Дедала, погибший оттого, что слишком близко приблизился к Солнцу

ИКАРИЙ - житель Аттики, первым начавший выращивать виноград и делать вино

ИМХОТЕП - древнеегипетский врач и архитектор

ИНО - дочь основателя Фив Кадма и Гармонии, жена царя Орхомен Адаманта, мачеха Фрикса и Геллы

ИО - дочь речного бога Инаха, первого царя Арголиды, возлюбленная Зевса

ИОБАТ - ликийский царь, отец Антеи

ИОЛА - дочь Бврита

ИОЛАИ - племянник Геркулеса, сын Ификла

ИППОЛИТ - сын афинского царя Тесея и Ипполиты, оклеветанный своей мачехой Фед-рой

ИППОЛИТА - царица амазонок

ИРИДА - вестница богов

ИСИДА - древнеегипетская богиня, правнучка бога Солнца Ра

ИФИКЛ - брат Геркулеса, сын Амфитриона и Алкмены

ИФИТ - друг Геркулеса, убитый им в припадке безумия

КАДМ - сын сидонского царя Агекора, основатель Фив

КАЛАИД - сын бога ветров Борея, участник похода аргонавтов

КАЛЛИОПА - муза эпической поэзии

КАЛЛИСТО - дочь аркадского царя Ликаона, возлюбленная Зевса

КАЛХАНТ - прорицатель

КАССИОПЕЯ - царица Эфиопии, жена Цефея и мать Андромеды

КАСТОР - сын Леды и спартанского царя Тин-дарея, брат Поллукса

КАРПО - ора лета, одна из богинь, ведавших сменой времен года

КЕКРОП - получеловек-полузмея, основатель Афин

КЕЛЕНО - одна из дочерей Атласа

КЕРВЕР (ЦЕРБЕР) - трехголовый пес со змеиным хвостом, стороживший в подземном царстве Аида души мертвых

КЕФЕИ (см. ЦЕФЕИ)

КИКН - друг Фаэтона, превратившийся в белоснежного лебедя

КИЛИК - сын сидонского царя Агенора

КЛИМЕНА - дочь морской богини Фетиды, жена Гелиоса, мать Фаэтона

КЛИО - муза истории

КЛИТЕМНЕСТРА - дочь Леды и спартанского царя Тиндарея, жена Агамемнона

КОЗЕРОГ - сын Эпиана, друг детства Зевса

КОПРЕИ - вестник Бврисфея, передававший приказы Геркулесу

КОРОНИДА - возлюбленная Аполлона, мать Асклепия (Эскулапа)

КРЕОНТ - фиванский царь, отец Мегары, первой жены Геркулеса

КРОНОС - титан, сын Урана и Геи. Низвергнув отца, стал верховным богом. В свою очередь был низвергнут своим сыном Зевсом

ЛАОМЕДОНТ - царь Трои

ЛАТОНА (ЛЕТО) - титанида, возлюбленная Зевса, мать Аполлона и Артемиды

ЛЕАРХ - сын Атаманта и Ино, убитый отцом в припадке безумия

ЛЕДА - жена спартанского царя Тиндарея, мать Елены, Клитемнестры, Кастора и Поллукса

ЛИКАОН - царь Аркадии, отец Каллисто

ЛИКУРГ - фракийский царь, оскорбивший Диониса и в наказание ослепленный Зевсом

ЛИН - учитель музыки Геркулеса, брат Орфея

ЛИНКЕЙ - двоюродный брат Кастора и Поллукса, отличавшийся необычайной зоркостью

ЛИХАС - вестник Геркулеса

МАЙЯ - дочь Атласа, возлюбленная Зевса, мать Гермеса

МАРДУК - бог-покровитель г. Вавилона, верховное божество вавилонского пантеона

МАРС (см. АРЕС)

МЕГ АРА - дочь фиванского царя Креонта, первая жена Геркулеса

МЕДЕЯ - волшебница, дочь царя Колхиды Ээта, жена Ясона, впоследствии жена афинского царя Эгея

МЕДУЗА ГОРГОНА - единственная смертная из трех сестер Горгон - крылатых женщин-чудовищ со змеями вместо волос; взгляд Горгон превращал все живое в камень

МЕЛАНИППА - амазонка, помощница Ипполиты

МЕЛИКЕРТ - сын царя Атаманта и волшебницы Ино

МЕЛЬПОМЕНА - муза трагедии

МЕРКУРИЙ (см. ГЕРМЕС)

МЕРОПА - дочь Атласа

МЕТИДА - богиня мудрости, мать Афины Паллады (у древних римлян МЕТИС)

МИМАС - гигант, пораженный стрелой Геркулеса во время битвы богов с гигантами

МИНОС - критский царь, сын Зевса и Европы

МИНОТАВР - чудовище, имеющее тело человека и голову быка, жившее в Лабиринте, убит Тесеем

МНЕМОЗИНА - богиня памяти и воспоминаний

МОПС - греческий герой, понимавший язык птиц и угадывавший будущее, участник похода аргонавтов

НЕПТУН (см. ПОСЕЙДОН)

НЕРЕИДЫ - пятьдесят дочерей Нерея

НЕРЕИ - морской бог, прорицатель

НЕСС - кентавр, пытавшийся похитить Деяниру, жену Геркулеса, и убитый им

НЕФЕЛА - богиня облаков и туч, мать Фрикса и Геллы

НИКТА - богиня ночи

НОТ - бог южного влажного ветра

НУТ - у древних египтян богиня Неба

ОВЕРОН - в скандинавской мифологии царь эльфов, персонаж комедии В. Шекспира "Сон в летнюю ночь"

ОЙНЕЙ - калидонский царь, отец Мелеагра - друга Геркулеса и Деяниры - жены его

ОКЕАНИДЫ - дочери Океана

ОМФАЛА - лидийская царица, в рабстве у которой был Геркулес

ОРИОН - смелый охотник

ОРФЕИ - сын речного бога Эагра и музы Каллиопы, прославленный музыкант и певец

ОРФО - двуглавый пес, порождение Тифона и Ехидны

ОРЫ - богини, ведавшие сменой времен года

ОСИРИС - в древнеегипетской мифологии бог умирающей и воскресающей природы, брат и супруг Исиды, отец Гора, покровитель и судья мертвых

ПАЛЛАНТ - гигант, побежденный Афиной, с которого она сняла кожу и обтянула этой кожей свой щит

ПАНДОРА - женщина, сделанная Гефестом по приказу Зевса из глины для того, чтобы наказать людей, жена Эпиметея - брата Прометея

ПАНДРОСА - дочь Кекропа, первого афинского царя

ПЕГАС - крылатый конь

ПЕЛЕЙ - греческий герой, отец Ахилла

ПЕЛИЙ - царь Иолка, отец Алкестиды

ПЕНЕЙ - речной бог, отец Дафны

ПЕРИФЕТ - страшный великан, сын Гефеста, убит Тесеем

ПЕРСЕЙ - греческий герой, сын Зевса и Данаи

ПЕРСЕФОНА - дочь богини плодородия Деметры и Зевса, жена властителя подземного царства Аида (у древних римлян ПРОЗЕРПИНА)

ПИРРА - жена Девкалиона

ПИТФЕЙ - царь Арголиды

ПИФИЯ - пророчица бога Аполлона в Дельфах

ПИФОН - чудовищный змей, преследовавший Латону, убит Аполлоном

ПЛЕЯДЫ - семь дочерей Атласа, сестры Гиад

ПЛУТОН (см. АИД)

ПОЛИГИМНИЯ - муза священных гимнов

ПОЛИДЕВК (ПОЛЛУКС) - сын Зевса и Леды, брат Кастора

ПОЛИДЕКТ - царь острова Сериф, приютивший Данаю и Персея

ПОЛИИД - прорицатель

ПОЛИФЕМ - циклоп, сын Посейдона, влюбленный в Галатею

ПОЛИФЕМ - лапиф, муж сестры Геркулеса, участник похода аргонавтов

ПОСЕЙДОН - бог морей, брат Зевса (у древних римлян НЕПТУН)

ПРЕТ - царь Тиринфа

ПРИАМ - троянский царь

ПРОМЕТЕЙ - титан, подаривший людям огонь

РА - бог Солнца у древних египтян

РАДАМАНТ - сын Зевса и Европы

РЕЦИЯ - дочь багдадского халифа, верная жена Хюона

РЕЯ - супруга Кроноса

САРПЕДОН - сын Зевса и Европы

САТУРН (см. КРОНОС)

СЕЛЕНА - богиня Луны

СЕМЕЛА - дочь фиванского царя Кадма, возлюбленная Зевса, мать Диониса

СЕМЕТИДА - мать Акида, возлюбленного Галатеи

СИЛЕН - мудрый учитель Диониса, изображался в виде пьяного старика

СИННИД - страшный разбойник, побежденный Тесеем

СКИРОН - жестокий разбойник, побежденный Тесеем

СОХМЕТ - дочь Ра, имела голову Львицы, олицетворение огненной стихии

СТЕНЕЛ - отец Ёврисфея

СТЕНО - одна из Горгон

СЦИЛЛА - одно из двух страшных чудовищ, живших по обеим сторонам узкого пролива и губивших проплывающих между ними мореходов

ТАЙГЕТ - сын Зевса и Майи, брат Гермеса

ТАЛ - племянник Дедала, убитый им из зависти

ТАЛИЯ - муза комедии

ТАЛЛО - ора весны

ТАЛОС - медный исполин, подаренный Зевсом Миносу

ТАНАТОС - бог смерти

ТЕЙЯ - старшая дочь Урана, мать Гелиоса, Селены и Эос

ТЕЛАМОН- верный друг Геркулеса, участник похода аргонавтов

ТЕРПСИХОРА - муза танцев

ТЕСЕН - греческий герой, сын афинского царя Эгея и тризенской царевны Этры, убил Минотавра

ТЕСТИЙ-эстолийский царь, отец Леды

ТЕФИЯ - титанида, супруга Океана

ТИНДАРЕЙ - спартанский герой, супруг Леды

ТИРЕСИЙ - прорицатель

ТИТАНИЯ - в скандинавской мифологии супруга Оберона, персонаж комедии В. Шекспира "Сон в летнюю ночь"

ТИТОН - брат троянского царя Приама

ТИФОН - стоголовое чудовище, порождение Геи и Тартара

ТОТ - у древних египтян бог Луны

ТРИПТОЛЕМ - первый земледелец, посвятивший людей в тайны земледелия

ТРИТОН - сын властителя морей Посейдона

ТРОЙ - дарданский царь, отец Ганимеда

УРАН - бог Неба, супруг Геи, отец титанов, циклопов и сторуких исполинов; был свергнут своим сыном Кроносом

УРАНИЯ - муза астрономии

ФАЭТОН - сын Гелиоса и Климены, герой трагического мифа

ФЕБА - титанида

ФЕДРА - жена афинского царя Тесея, влюбившаяся в своего пасынка Ипполита и оклеветавшая его

ФЕМИДА - богиня правосудия, мать Прометея

ФЕНИКС - сын сидонского царя Агенора

ФЕТИДА - морская богиня, мать Ахилла

ФИАМАТ - у древних вавилонян чудовище, от которого проистекали все беды

ФИЛОКТЕТ - друг Геркулеса, получивший его лук и стрелы в награду за то, что поджег погребальный костер

ФИНЕЙ - царь Фракии, прорицатель, ослепленный Аполлоном за то, что открывал людям тайны Зевса

ФОБОС (Страх) - сын бога войны Ареса

ФРИКС - сын Атаманта и Нефелы, богини облаков и туч

ХАЛКИОПА - дочь царя Колхиды Ээта, жена Фрикса

ХАРИБДА - одно из чудовищ, живших на обоих берегах узкого пролива и губивших проплывающих мимо мореходов

ХАРОН - перевозчик мертвых душ через реку Стикс в подземном царстве Аида

ХИМЕРА - трехголовое чудовище, порождение Тифона и Ехидны

ХИРОН - мудрый кентавр, учитель известных греческих героев Тесея, Ахилла, Ясона и др.

ХЮОН - рыцарь Карла Великого, образец верного супруга

ЦЕФЕИ - царь Эфиопии, отец Ариадны

ШУ - сын бога Солнца Ра

ЭАГР - речной бог, отец Орфея

ЭВРИАЛА - одна из Горгон

ЭВРИДИКА - нимфа, жена Орфея

ЭГЕИ - афинский царь, отец Тесея

ЭЛЕКТРА - дочь Атласа, возлюбленная Зевса, мать Дардана и Ясиона

ЭЛЕКТРИОН - микенский царь, отец Алкмены, дед Геркулеса

ЭНДИМИОН - прекрасный юноша, возлюбленный Селены, погруженный в вечный сон

ЭНЦЕЛАД - гигант, которого Афина завалила островом Сицилия

ЭНЮО - богиня, сеющая по свету убийства, спутница бога войны Ареса

ЭОЛ - бог ветров

ЭОС - богиня зари

ЭПАФ - двоюродный брат Фаэтона, сын Зевса

ЭПИАН - отец Козерога

ЭПИМЕТЕИ - брат Прометея

ЭРАТО - муза любовных песен

ЭРИГОНА - дочь Икария

ЭРИДА - богиня раздора, спутница бога войны Ареса

ЭРИХТОНИЙ - сын Гефеста и Геи, второй афинский царь

ЭРОС (ЭРОТ) - бог любви, сын Афродиты

ЭСКУЛАП (см. АСКЛЕПИИ)

ЭСОН - царь Иолка, отец Ясона

ЭЭТ - царь Колхиды, сын Гелиоса

ЮНОНА (см. ГЕРА)

ЮПИТЕР (см. ЗЕВС)

ЯНУС - бог времени

ЯПЕТ - титан, отец Атласа

ЯСИОН - сын Зевса и Электры

ЯСОН - греческий герой, руководитель похода аргонавтов

Обусловлено тем, что боги постоянно вмешивались в жизнь простых людей - бог мог влюбиться в женщину, а богиня могла родить ребенка от простого грека. В результате таких любовных союзов рождались греки, которых называли героями.

Особенности греческих героев

Герои жили среди других людей, но их судьба отличалась от обычной, на их пути постоянно возникали опасности и трудности. Герои помогали людям, побеждая чудовищ, которые могли напасть на них, а также могли научить людей чему-то новому и необычному.

Некоторые герои впоследствии своих подвигов были приняты на Олимпе и становились бессмертными, а некоторые так и продолжали земную жизнь. Многие мифы о таких героях хранились в памяти греков и других народов, слава о них становилась бессмертной, их подвиги воспевали в песнях и поэмах. Наиболее знаменитыми и могучими героями называют Геракла и Персея.

Мифы о Геракле

История жизни героя Геракла начинается с того, что он был рожден от бога Зевса и земной женщины Алкмены. Жена Зевса Аида возненавидела его с самого рождения, так как она не хотела простить его мать за любовь к Зевсу и за то, что Алкмену полюбил ее муж.

Когда герой был еще совсем маленьким, Гера послала змей, которые должны были убить его. Когда змеи напали на него, Геракл проснулся и задушил их. Вскоре все узнали, что крошечный сын Алкмены сумел победить двух смертельных змей.

Двенадцать подвигов Геракла

Геракл знаменит двенадцатью подвигами, все из них были очень сложными и опасными для его жизни. Таким образом, Геракл должен был освободить трусливого царя Эврисфея, своего родственника.

Вначале ему пришлось сразиться со львом, огромным чудовищем, который опустошал окрестности города Немея. Геракл поразил его своей дубиной, а когда лев упал на землю, он задушил его.

Потом Гераклу пришлось победить лернейскую гидру, у которой было девять голов и тело змеи. Следующим подвигом Геракла стала помощь сыну бога солнца - Авгию. Герой сумел расчистить скотный двор царя, на котором находилась сотня быков, он сломал стены двора и пустил воду двух рек к пролому.

Ему также удалось подчинить себе стража подземного царства - пса Цербера, он привел к его царю Эврисфею. Но самым знаменитым и сложным считается двенадцать подвиг Геракла. Его задачей было достать три золотых яблока из садов Атланта, который на своих плечах держал небесный свод.

Он боролся с Антеем, сыном богини Геи и бога морей Посейдона. Во время битвы силы Геракла постоянно иссякали, когда Антей постоянно возобновлял свои силы от своей матери - земли. Но все же удалось Гераклу победить своего противника, подняв его над Землей.

Великим подвигом также считается его участие в битве богов с гигантами, в которой герой сумел спасти богов от погибели. Так он стал бессмертным богом и поселился на Олимпе.

Герой Персей

Персей тоже был сыном Зевса и смертной женщины Данаи. Приключения Персея начались, когда он был еще маленьким, так как его деду предсказали, что он погибнет от рук своего внука.

Отец Данаи бросил Персея с матерью в море, закрыв их в деревянном ящике. Благодаря силе Перся им с Данаей удалось спастись.

Герой вырос в могущественного и сильного воина. Его хотел погубить Полидект, и поэтому отправил на край земли, где обитали горгоны.

Мифология Древней Греции построена на мифах о пантеоне богов, о жизни титанов и гигантов, а также о подвигах героев. В мифах Древней Греции главной действующей силой была Земля, порождающая все и дающая всему начало.

Что было сначала

Так она породила чудовищ, олицетворяющих темную силу, титанов, циклопов, гекатонхейров – сторуких чудовищ, многоголового змея Тифона, страшных богинь Эриннии, кровожадного пса Цербера и лернейской гидры и трехглавых химер.

Общество развивалось и на смену этим чудовищам пришли герои Древней Греции. У большинства героев родители были боги, они же были людьми. Часть культуры Греции и составляют мифы о подвигах этих героев и некоторые имена героев Древней Греции хорошо известны.

Геракл

Геракл — популярный, сильный, мужественный был сыном бога Зевса и Алкмены, простой, земной женщины. Он прославился своими двенадцатью подвигами, совершенными за всю его жизнь. За это ему Зевс подарил бессмертие.

Одиссей

Одиссей — царь Итаки, он прославился смертельно рискованными путешествиями из Трои на свою родину. Описал эти подвиги Гомер в своей поэме «Одиссея». Одиссей был умный, хитрый и сильный. Ему удалось убежать не только от нимфы Калипсо, но и от волшебницы Кирки.

Ему удалось победить циклопа, ослепив его, он выжил при ударе молнии, а когда вернулся на родину, то наказал всех «женихов» своей жены Пенелопы.

Персей

Нельзя не вспомнить Персея, если вести разговор про имена героев Древней Греции. Сын царицы Даная и Зевса – Персей. Он совершил подвиг, убив Медузу Горгону – крылатое чудовище, от взгляда которого каменело все вокруг. Следующий подвиг он совершил, когда освобождал от лап чудовища царевну Андромеду.

Ахилл

Ахилл прославился в Троянской войне. Он был сыном нимфы Фетиды и царя Пелея. Когда он был младенцем, мать и скупала его в водах реки мертвых. С тех пор он был неуязвим для врагов, исключение составляла его пятка. Ему в эту пятку попал стрелой Парис — сын троянского царя.

Ясон

Древнегреческий герой Ясон прославился в Колхиде. Отправился Ясон за золотым руном в далекую Колхиду на корабле «Арго» с командой отважных аргонавтов, женился на Медее дочери царя этой страны. У них родились два сына. Медея убила его и двоих своих сыновей, когда Ясон собрался жениться во второй раз.

Тесей

Древнегреческий герой Тесей был сыном морского царя Посейдона. Он прославился тем, что убил чудище, жившее в критском лабиринте – Минотавра. Из лабиринта он выбрался благодаря Ариадне, подарившей ему клубок ниток. В Греции этот герой считается основателем Афин.

Имена героев Древней Греции не забыты также благодаря отснятым мультипликационным и художественным фильмам.

Еще статьи в этой рубрике:

Гектор, в древнегреческой мифологии один из главных героев Троянской войны. Герой был сыном Гекубы и Приама - царя Трои. У Гектора было 49 братьев и сестер, однако среди сыновей Приама именно он славился своей силой и храбростью. По преданию, Гектор поразил насмерть первого грека, ступившего на землю Трои, - Протесилая. Особенно прославился герой на девятом году Троянской войны, вызвав на бой Аякса Теламонида. Гектор обещал своему врагу не осквернять его тела в случае поражения и не снимать с него доспехов и потребовал того же от Аякса. После продолжительной борьбы они решили прекратить поединок и в знак взаимного уважения обменялись подарками. Гектор надеялся одержать победу над греками, несмотря на предсказание Кассандры.

Именно под его предводительством троянцы ворвались в укрепленный лагерь ахейцев, подступили к военному флоту и даже успели поджечь один из кораблей. В легендах описывается также бой Гектора с греком Патроклом. Герой победил своего противника и снял с него доспехи Ахилла. Боги принимали весьма активное участие в войне. Они разделились на два лагеря и помогали каждый своим любимцам. Гектору покровительствовал сам Аполлон. Когда Патрокл погиб, Ахилл, одержимый местью за его гибель, привязал побежденного мертвого Гектора к своей колеснице и протащил его волоком вокруг стен Трои, но тело героя не трогали ни тлен, ни птицы, так как Аполлон оберегал его в благодарность за то, что Гектор при жизни неоднократно помогал ему. Исходя из этого обстоятельства древние греки сделали вывод о том, что Гектор был сыном Аполлона.

Согласно мифам, Аполлон на совете богов уговорил Зевса выдать тело Гектора троянцам, чтобы его похоронили с почетом. Верховный бог приказал Ахиллу отдать тело погибшего его отцу Приаму. Так как, по преданию, могила Гектора находилась в Фивах, исследователи предположили, что образ героя имеет беотийское происхождение. Гектор был очень почитаемым героем в Древней Греции, что доказывает факт наличия его изображения на старинных вазах и в античной пластике. Обычно на них изображали сцены прощания Гектора с его женой Андромахой, битву с Ахиллом и многие другие эпизоды.

Геракл

Геракл, в греческой мифологии величайший из героев, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Зевсу был необходим смертный герой для победы над гигантами, и он решил родить Геракла. Лучшие наставники обучали Геракла различным искусствам, борьбе, стрельбе из лука. Зевс хотел, чтобы Геракл стал правителем Микен или Тиринфа, ключевых крепостей на подходах к Аргосу, но ревнивая Гера расстроила его планы. Она поразила Геракла безумием, в припадке которого тот убил жену и трех своих сыновей. Во искупление тяжкой вины герой должен был двенадцать лет служить Эврисфею, царю Тиринфа и Микен, после чего ему было даровано бессмертие. Наиболее известен цикл сказаний о двенадцати подвигах Геракла. Первый подвиг состоял в добыче шкуры немейского льва, которого Гераклу пришлось задушить голыми руками. Победив льва, герой выделал его шкуру и носил как трофей.


Герой - сын или потомок божества и смертного человека. У Гомера героем обычно именуется отважный воин (в "Илиаде ") или благородный человек, имеющий славных предков (в "Одиссее "). Впервые Гесиод называет "род героев", созданный Зевсом , "полубогами" (h m i q e o i, Орр. 158-160). В словаре Гесихия Александрийского (VI в.) понятие герой разъясняется как "мощный, сильный, благородный, значительный" (Hesych. v. h r o z). Современные этимологи дают различные толкования этого слова, выделяя, впрочем, функцию защиты, покровительства (корень ser-, вариант swer-, wer-, ср. лат servare, "оберегать", "спасать"), а также сближая с именем богини Геры - H r a).

История героев относится к так называемому классическому или олимпийскому периоду греческой мифологии (II тыс. до н.э., расцвет - II тыс. до н.э.), связанному с укреплением патриархата и расцветом микенской Греции. Олимпийские боги , ниспровергшие титанов, в борьбе с доолимпийским миром чудовищных порождений матери-земли - Геи, создают поколения героев, вступая в брак с родом смертных. Известны так называемые каталоги героев с указанием их родителей и места рождения (Hes. Theog. 240-1022; frg. 1-153; Apoll. Rhod. I 23-233). Иногда герой не знает своего отца, воспитывается матерью и отправляется на поиски, совершая по пути подвиги.

Герой призван выполнять волю олимпийцев на земле среди людей, упорядочивая жизнь и внося в нее справедливость, меру, законы, вопреки древней стихийности и дисгармоничности. Обычно герой наделяется непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями, однако он лишен бессмертия, остающегося привилегией божества. Отсюда несоответствие и противоречие между ограниченными возможностями смертного существа и стремлением героев утвердить себя в бессмертии. Известны мифы о попытках богов сделать героев бессмертными; так, Фетида закаляет Ахилла в огне, выжигая в нем все смертное и умащая его амбросией (Apollod. III 13, 6), или Деметра, покровительствуя афинским царям, закаляет их сына Демофонта (Hymn. Hom. V 239-262). И в том, и в другом случае богиням мешают неразумные смертные родители (Пелей - отец Ахилла, Метанира - мать Демофонта).

Стремление нарушить исконное равновесие сил смерти и бессмертного мира принципиально не имеет успеха и карается Зевсом. Так, Асклепий , сын Аполлона и смертной нимфы Корониды, пытавшийся воскрешать людей, то есть даровать им бессмертие, был поражен молнией Зевса (Apollod. III 10, 3-4). Геракл похитил яблоки Гесперид, дарующие вечную молодость, но затем Афина возвратила их на место (Apollod. II 5, 11). Безуспешна попытка Орфея вернуть к жизни Эвридику (Apollod. I 3, 2).

Невозможность личного бессмертия компенсируется в героическом мире подвигами и славой (бессмертием) среди потомков. Личность героев большей частью имеет драматический характер, так как жизни одного героя не хватает, чтобы воплотить предначертания богов. Поэтому в мифах укрепляется идея страдания героической личности и бесконечного преодоления испытаний и трудностей. Герои часто гонимы враждебным божеством (например, Геракла преследует Гера , Apollod II 4, 8) и зависит от слабого, ничтожного человека, через которого действует враждебное божество (например, Геракл подчинен Эврисфею).

Чтобы создать великого героя, требуется не одно поколение. Зевс трижды вступает в брак со смертными женщинами (Ио , Данаей и Алкменой), чтобы через тридцать поколений (Эсхил "Прометей прикованный", 770 след.) родился Геракл , среди предков которого были уже Данай, Персей и др. сыновья и потомки Зевса. Таким образом, происходит нарастание героической мощи, достигающей апофеоза в мифах об общегреческих героях, таких, как Геракл.

Ранний героизм - подвиги геров, уничтожающих чудовищ: борьба Персея с горгоной, Беллерофонта с химерой, ряд подвигов Геракла, вершиной которых является борьба с Аидом (Apollod. II 7, 3). Поздний героизм связан с интеллектуализацией героев, их культурными функциями (искусный мастер Дедал или строители фиванских стен Зет н Амфион). Среди героев певцы и музыканты, овладевшие магией слова и ритма, укротители стихий (Орфей), прорицатели (Тиресий , Калхант, Трофоний), отгадыватели загадок (Эдип), хитроумные и любознательные (Одиссей), законодатели (Тесей). Независимо от характера героизма подвиги героев всегда сопровождаются помощью божественного родителя (Зевс, Аполлон , Посейдон) или бога, функции которого близки характеру того или иного героя (мудрая Афина помогает умному Одиссею). Нередко соперничество богов и их принципиальное отличие друг от друга сказывается на судьбе героя (гибель Ипполита как результат спора Афродиты и Артемиды ; буйный Посейдон преследует Одиссея наперекор мудрой Афине; Гера, покровительница моногамии, ненавидит Геракла, сына Зевса и Алкмены).

Зачастую герои испытывают мучительную смерть (самосожжение Геракла), гибнет от руки вероломного злодея (Тесей), по воле враждебного божества (Гиакинф, Орфей, Ипполит). Вместе с тем подвиги и страдания героев рассматриваются как своего рода испытания, вознаграждение за которые приходит после смерти. Геракл обретает бессмертие на Олимпе , получив в жены богиню Гебу (Hes. Theog. 950-955). Однако, по другой версии, сам Геракл находится на Олимпе, а тень его скитается в аиде (Hom. Od. XI 601-604), что указывает на двойственность и неустойчивость обожествления героев. Убитый под Троей Ахилл затем оказывается на острове Левка (аналог островов блаженных), где вступает в брак с Еленой (Paus. III 19, 11-13) или с Медеей в Елисейских полях (Apoll. Rhod. IV 811-814), Менелай (зять Зевса), не испытав смерти, переносится в Елисейские поля (Hom. Od. IV 561 -568). Гесиод же считает обязательным для большинства героев переселение на острова блаженных (Орр. 167-173). Сын Аполлона Асклепий , убитый молниями Зевса, мыслится ипостасью Аполлона, обретает божественные функции целителя, и культ его даже вытесняет в Эпидавре культ его отца Аполлона. Единственный герой - полубог Дионис , сын Зевса и Семелы, становится божеством еще при жизни; но это его превращение в бога подготавливается рождением, смертью и воскресением Загрея - архаической ипостаси Диониса, сына Зевса Критского и богини Персефоны (Nonn. Dion. VI 155-388). В песне элейских женщин к богу Дионису обращаются как к Дионису-Герою. (Anthologia lyrica graeca, ed. Diehl, Lips., 1925, II p. 206, frg. 46). Таким образом, Геракл явился образцом для представления о герое-боге (Pind. Nem. III 22), а Дионис считался героем среди богов.

Развитие героизма и самостоятельности героев приводит к их противопоставлению богам, к их дерзости и даже преступлениям, которые накапливаются в поколениях героических династий, приводя к гибели героев. Известны мифы о родовом проклятии, которое испытывают на себе герои конца классического олимпийского периода, соответствующего времени упадка микенского владычества. Таковы мифы о проклятиях, тяготеющих над родом Атридов (или Танталидов) (Тантал , Пелопс , Атрей, Фиест , Агамемнон, Эгисф, Орест), Кадмидов (дети и внуки Кадма - Ино, Агава, Пенфей, Актеон), Лабдакидов (Эдип и его сыновья), Алкмеонидов. Создаются также мифы о гибели всего рода героев (мифы о войне семерых против Фив и о Троянской войне). Гесиод рассматривает их как войны, в которых герои истребили друг друга (Орр. 156-165).

В начале I тысячелетия до н.э. большое распространение получает культ умерших героев, совсем незнакомый гомеровским поэмам, но зато известный по микенским царским захоронениям. В культе героев отразилась идея божественного вознаграждения после смерти, вера в продолжение заступничества героев и покровительство их людям. На могилах героев приносились жертвы (ср. жертвы Агамемнону в "Хоэфорах" Эсхила), им отводили священные участки (например, Эдипу в Колоне), вблизи их погребений устраивали состязания певцов (в честь Амфидаманта в Халкиде с участием Гесиода, Орр. 654-657). Плачи (или френы) по героям, прославлявшие их подвиги, послужили одним из источников эпических песен (ср. "славные деяния мужей", которые поет Ахилл, Гомер "Илиада" , IX 189). Общегреческий герой Геракл считался установителем Немейских игр (Pind. Nem. I). Ему приносили жертвы в разных храмах: в одних как бессмертному олимпийцу, в других - как герою (Herodot. II 44). Некоторые герои воспринимались как ипостаси бога, например Зевса (ср. Зевс - Агамемнон, Зевс - Амфиарай, Зевс - Трофоний), Посейдона (ср. Посейдон - Эрехфей).

Там, где была прославлена деятельность героев, строились храмы (храм Асклепия в Эпидавре), на месте его исчезновения вопрошали оракула (пещера и оракул Трофония, Paus. IX 39, 5). В VII-VI вв. до н.э. с развитием культа Диониса культ некоторых древних героев - эпонимов городов - потерял свое значение (например, в Сикионе при тиране Клисфене почитание Адраста сменилось почитанием Диониса, Herodot. V 67). Религиозно-культовый героизм, освященный полисным строем, играл важную политическую роль в Греции. Герои мыслились защитниками полиса, посредником между богами и людьми, предстателем за людей перед богом. После окончания Греко-персидской войны (как сообщает Плутарх) по велению пифии были перенесены останки Тесея с острова Скирос в Афины. Одновременно приносились жертвы героям, павшим в битвах, например при Платеях (Plut. Arist. 21). Отсюда же обожествление после смерти и включение в число героев известных исторических лиц (Софокл после смерти стал героем по имени Дексион). Почетное звание героя получали после гибели выдающиеся полководцы (например, Брасид после битвы при Амфиполе, Thuc. V 11, 1). В культе этих героев сказалось древнее почитание мифологических персонажей, которые стали восприниматься как предки - покровители семьи, рода и полиса.

Герой как универсальная категория персонажей, которая обнаруживается в любой мифологии, редко может быть выделена терминологически столь же четко, как в греческой мифологии. В архаических мифологиях герои очень часто классифицируются вместе с великими предками, а в более развитых оказываются легендарными древними царями или военными вождями, в том числе носящими исторические имена. Некоторые исследователи (Ш.Отран, Ф.Рэглан и др.) прямо возводят генезис мифологических героев к феномену царя-колдуна (жреца), описанному Дж.Фрейзером в "Золотой ветви", и даже видят в героях ритуальную ипостась божества (Рэглан). Однако такой взгляд неприменим к самым архаическим системам, для которых характерно представление о герое как первопредке, участвующем в творении, изобретающем "кухонный" огонь, культурные растения, вводящем социальные и религиозные институты и так далее, то есть выступающем в качестве культурного героя и демиурга.

В отличие от богов (духов), умеющих создать космические и культурные объекты чисто магическим путем, словесным их называнием, "извлекать" их так или иначе из самих себя, герои большей частью находят и добывают эти объекты готовыми, но в отдаленных местах, иных мирах, преодолевая при этом различные трудности, отнимая или похищая их (как культурные герои) у первоначальных хранителей, или же герои изготовляют эти объекты подобно гончарам, кузнецам (как демиурги). Обычно схема мифа творения в качестве минимального набора "ролей" включает субъекта, объект и источник (материал, из которого объект извлекается/делается). Если в роли субъекта творения вместо божества выступает герой-добытчик, то это обычно приводит к появлению у него дополнительной роли антагониста.

Пространственная подвижность и многочисленные контакты героев, особенно враждебные, способствуют повествовательному развертыванию мифа (вплоть до превращения его в сказку или героический эпос). В более развитых мифологиях герои эксплицитно представляют силы космоса в борьбе против сил хаоса - хтонических чудовищ или иных демонических существ, мешающих мирной жизни богов и людей. Лишь в процессе начинающейся "историзации" мифа в эпических текстах герои приобретают облик квазиисторических персонажей, а их демонические противники могут предстать иноверными иноземными "захватчиками". Соответственно, в сказочных текстах мифические герои заменяются условными фигурами рыцарей, принцев и даже крестьянских сыновей (в том числе младших сыновей и других героев, "не подающих надежд"), побеждающих сказочных чудовищ силой, или хитростью, или волшебством.

Мифические герои предстательствуют от имени человеческой (этнической) общины перед богами и духами, часто действуют как посредники (медиаторы) между различными мифическими мирами. Во многих случаях их роль отдаленно сопоставима с ролью шаманов.

Герои иногда действуют по инициативе богов или с их помощью, но они, как правило, гораздо активнее богов, и эта активность составляет, в известном смысле, их специфику.

Активность героев в развитых образцах мифа и эпоса способствует формированию особого героического характера - смелого, неистового, склонного к переоценке собственных сил (ср. Гильгамеша , Ахилла, героев германского эпоса и т. д.). Но и внутри класса богов могут быть иногда выделены активные персонажи, осуществляющие функцию медиации между частями космоса, одолевающие в борьба демонических противников. Такими богами-героями являются, например, Тор в скандинавской мифологии , Мардук - в вавилонской . С другой стороны,герои даже божественного происхождения и наделенные "божественной" силой могут иногда достаточно четко и даже резко противостоять богам. Гильгамеш, характеризуемый в аккадской поэме "Энума Элиш " как существо на две трети божественное и многими качествами превосходящее богов, не может все же сравниться с богами, и его попытка достигнуть бессмертия кончается неудачей.

В отдельных случаях неистовый характер героев или сознание внутреннего превосходства над богами приводят к богоборчеству (ср. греч. Прометея и сходных с ним героев мифологии кавказско-иберийских народов Амирани, Абрскила, Артавазда, а также Батрадза). Герои нуждаются для совершения подвигов в сверхъестественной силе, которая лишь отчасти присуща им от рождения, обычно в силу божественного происхождения. Они нуждаются в помощи богов или духов (в дальнейшем эта потребность героев уменьшается в героическом эпосе и еще более увеличивается в сказке, где чудесные помощники часто действуют за них), а эта помощь большей частью приобретается посредством определенного искуса и испытаний типа посвятительных испытаний, то есть инициации, практикуемой в архаических обществах. По-видимому, отражением обрядов инициации является обязательный в героическом мифе: уход или изгнание героя из своего социума, временная изоляция и странствия в иных странах, на небе или в нижнем мире, где и происходят контакты с духами, приобретение духов-помощников, борьба с некоторыми демоническими противниками. Специфический символический мотив, связанный с инициацией - проглатывание юного героя чудовищем и последующее освобождение из его чрева. Во многих случаях (и это как раз указывает на связь с инициацией) инициатором испытаний является божественный отец (или дядя) героя или вождь племени, который дает юноше "трудные задачи" или изгоняет его из племени.

Изгнание (трудные задачи) иногда мотивировано проступком героя (нарушение табу) или опасностью, которую он представляет для отца (вождя). Юный герой часто нарушает различные запреты и даже нередко совершает инцест, который одновременно сигнализирует о его героической исключительности и достигнутой зрелости (а может быть, и об одряхлении отца-вождя). Испытания могут принять в мифе форму преследования, попыток изведения со стороны бога (отца, царя) или демонических существ (злых духов), герой может превратиться в мистериальную жертву, проходящую через временную смерть (уход/возвращение - смерть/воскресение). В том или ином виде испытания являются важнейшим элементом героической мифологии.

Рассказ о чудесном (во всяком случае, необычном) рождении героя, его удивительных способностях и раннем достижении зрелости, о его обучении и особенно предварительных испытаниях, различные перипетии героического детства составляют важную часть героического мифа и предшествуют описанию важнейших подвигов, имеющих общее значение для социума.

Биографическое "начало" в героическом мифе в принципе аналогично космическому "началу" в мифе космогоническом или этиологическом. Только здесь упорядочивание хаоса отнесено не к миру в целом, а к формированию личности, превращающейся в героя, служащего своему социуму и способного в дальнейшем поддержать космический порядок. Практически, однако, предварительные испытания героя в процессе его социального воспитания и основные деяния часто так переплетены в сюжете, что их трудно четко разделить. Героическая биография порой также включает историю женитьбы героя (с соответствующими соревнованиями и испытаниями со стороны чудесной невесты или ее отца, эти мотивы получают особенно богатое развитие в сказке), а иногда и рассказ о его смерти, трактуемый во многих случаях в качестве временного ухода в иной мир с сохранением перспективы возвращения/воскресения.

Героическая биография довольно отчетливо соотносится с циклом "переходных" обрядов, сопровождающих рождение, посвящение, женитьбу и смерть. Но при этом героический миф сам, в силу парадигматической функции мифа, должен служить образцом для исполнения переходных обрядов (особенно инициации) в ходе социального воспитания полноправных членов племени, религиозной или социальной группы, а также в ходе совершения всего жизненного цикла и нормальной смены поколений Героический миф - важнейший источник формирования как героического эпоса, так и сказки.


Мифы и легенды народов мира. Древняя Греция / А.И. Немировский.- М.: Литература, Мир книги, 2004