О люстрах в новом здании большого театра. Как обслуживают люстры в театре

Многие из нас, во время посещения театра, замечали то, какими большими и красивыми люстрами украшены концертные залы. Нередко подобные осветительные изделия делают на заказ, используя для этих целей множество элементов, которые способны обеспечить необходимую атмосферу в помещении.

Крупные современные магазины предлагают приобрести такие качественные модели по доступной цене. Также, можно заказать люстру по специальному проекту.

Особенности театральных люстр

Люстры, используемые для театров, можно назвать настоящим произведением художественного искусства. Многоярусные модели не только освещают громадное пространство, но и украшают собой концертные залы.

Чаще всего для театров используются изделия из хрусталя. Именно этот материал сочетает в себе высокое качество, красоту и элегантность.

Для многих ценителей театрального искусства, люстры уже давно являются своеобразным символом. Эти изделия воплощают в себе сверкание и красоту, что так важно для создания «культурной» атмосферы.

Особое внимание необходимо уделить свечам, которые используются в старинных люстрах для театров. Сегодня эти элементы функционируют с помощью электричества, ранее для этих целей применялись газовые рожки.

Что же касается современных театральных люстр, то они должны отвечать таким поставленным требованиям:

  • нормы энергоснабжения;
  • требования безопасности;
  • люстры должны быть легкими и мобильными.

В отличие от громоздких вариантов, современные театральные модели должны быть несколько легче. Это необходимо для того чтобы периодически люстрам можно было обеспечить уход и обслуживание (к примеру, удаление грязи, восстановление элементов, потерявших свою функциональность).

Лучшие люстры

В основном, большие люстры, используемые для освещения больших помещений, именуют словом паникадило. В этих конструкциях присутствует множество элементов, которые обеспечивают мягкое освещение в зале.

На сегодняшний день, во многих театрах мира люстры являются одним из главных элементов. К лучшим вариантам можно отнести:

  • люстра в Парижской опере. Потолок-плафон, дополняющий конструкцию, расписывал сам Марк Шагал;
  • модель миланского театра Ла-Скала. В сравнении с предыдущим вариантом, эта люстра менее громоздка, но все же, она обладает невероятной красотой;
  • театральная конструкция в городе Кливленде. Особенность этой люстры заключается в том, что она располагается на площади Playhouse Square.

Относительно последнего пункта стоит сказать, что громадная осветительная конструкция состоит из 4200 кусочков хрусталя.

В театре на эскурсии и спектакле была дочь Анастасия, и эти впечатления - преимущественно ее.

Принято считать датой основания театра 28 марта 1776 года, когда в доме князя Воронцова на Знаменке был сыгран один из первых спектаклей. И уже с 1780 года театр обосновался на своем нынешнем месте, где для него было построено здание. Театральная площадь тогда называлась Петровской, а сам театр - Петровским. В 1805 году театр сгорает (как будет впоследствии много раз, из-за освещения свечами). По проекту О. В. Бове и А. А. Михайлова в 1821-1824 годах было построено новое здание театра, памятник русского классицизма XIX века, котором мы можем любоваться и сегодня. В 1853 году опять случается пожар и весь театр выгорает, кроме стен.

Уже через 3 года его вновь восстанавливает архитектор А. К. Кавос. Здание восстановили за 13 месяцев, надо было успеть к коронации Александра III. Объем здания был сохранен, над центральным портиком вновь вознеслась квадрига, управляемая Аполлоном (работы скульптора Клодта).

Сейчас театр можно осмотреть вместе с экскурсией, длительность экскурсии - один час.

Люстра в лестничном пролете Нового здания:

Люстра в центральном зале Нового здания:

Роспись на потолке в зрительном зале Нового здания.

Потолок расписан по эскизам выдающегося русского художника "серебряного века" (начало ХХ века) Льва Бакста в интерпретации Зураба Церетели :



Сцена Нового здания.

Интерьеры Новой Сцены выдержаны в бело-терракотовых и бело-зеленых тонах с вкраплениями золота. Полы - наборный паркет и мраморная мозаика. Много света, благодаря обилию хрустальных люстр. Главная люстра - в зрительном зале - выдержана в стиле знаменитой люстры исторического здания Большого.

По эскизам Церетели изготовлен сценический занавес :



Люстра одного из холлов главного здания:


С 6-го яруса можно подробно рассмотреть люстру главной исторической сцены, она поражает формой и размерами. Диаметр этого трехъярусного сооружения - 6,5 метров, высота - 8,5 метров. Люстра сверкает 20-ю тысячами хрусталиков, которые весят около 260-ти килограммов. В целом же вес всей конструкции, учитывая позолоченные элементы, лампы и ажурные подвески, составляет 2,3 тонны!
Люстра появилась в театре в 1870 году:


Нам рассказывали о том, как и где хранятся декорации, где лучше сидеть в зале (ориентироваться надо на Царскую ложу в центре зала — из нее лучше всего видно сцену, ну, и выбирать первые ряды балконов).

В зале установлены деревянные стулья для улучшения акустики, а в ложах — мягкие кресла:

Царская ложа:


Историческая сцена большого театра сделана по принципу музыкального инструмента, такого, например, как гитара. Зрительный зал полностью деревянный, из особого сорта сосны.

Потолок — это дека, сцена — это отверстие для выхода звука, а зал — это собственно тот самый изгиб гитары звонкой. Поэтому звук до зрителей долетает таким живым и наполненным.

В темноте трудно разглядеть лепнину и золотой орнамент, которым украшен зал. Оказалось, что это папье-маше, покрытое сусальным золотом. Несмотря на то, что весь зал кажется отделанным золотом, на отделку пошло всего 8 кг. Над восстановлением позолоты трудились 800 человек-реставраторов на протяжении 3 лет.

В центральном зале во время репетиции:



Центральный зал перед спектаклем:

Самый впечатляющий зал фойе — это Белое зрительское фойе . До реставрации стены этого зала были чисто белыми. Реставраторы обнаружили, что под краской скрыты прекрасные росписи, так потолочную роспись восстановили в технике гризайль по сохранившимся рисункам и чертежам:




Из зрительского фойе направо и налево расположены парадные залы.

Сначала мы осмотрели Красное малое и потом Большое императорские фойе . Эти помещения были отделаны во французском стиле для императора Николая II. Малое фойе известно своей отличной акустикой, там можно говорить даже шепотом, и все будет слышно.

В Большом фойе привлекают внимание настенные уникальные панно. Поэтому здесь системой климат-контроля поддерживается особый температурный режим. На некоторых панно изображен двуглавый орел, а на других — знак из первых букв имен Императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. В 20-м веке при советском строе здесь проводились концерты, а также съезды партии.


С другой стороны красивого Белого фойе с лестницами расположен еще один зал, где располагаются выставки . Во время нашего посещения там были стенды, посвященные балету Руслан и Людмила (сейчас уже выставка другая):



Сценические костюмы из "Руслана и Людмилы":

Сейчас, после реконструкции, под землю здание театра уходит на 27 метров:

Под землей находится новый зал-трансформер — Бетховенский зал . Экскурсовод рассказала нам, что территориально мы были, находясь в нем, уже не под зданием театра, а где-то под театральной площадью, между театром и фонтаном Витали.

Бетховенский зал — это сверхтехнологичный зал , где стены складываются как гармошка, а сама сцена может подниматься и опускаться на 6 метров вертикально. Стены этого зала железобетонные, поэтому и акустика не идеальная. Но, зато, здесь много места, чтобы регулярно проводить репетиции и конференции. Сложностей с покупкой билетов на концерты в Бетховенский зал нет — смотрите информацию на официальном сайте Большого.

Бетховенский зал:

Проект новой архитектурной конструкции Большого с подземными помещениями:

Фойе Нового здания театра, расположенного рядом с основным зданием театра:

Информацию о стоимости перестройки Большого театра и строительства Нового здания после проведения всех работ найти пока не удалось, видимо, это связано с финансовыми нарушениями при реализации проекта, о которых писали в СМИ. Эта тема меня заинтерисовала, буду делать еще один материал по "Большому театру", более подробный, он будет опубликован в другом блоге, о дате выхода со ссылкой сообщу в этом блоге в последнем по времени посте.

Новое здание:

Адрес Большого театра: г. Москва, м. Театральная (стан. метро Охотный ряд, Площадь Революции), Театральная площадь, д.1
Время проведения экскурсии: Пн, Ср, Пт в 12-10. В день проводится только две экскурсии: одна на русском (20 человек) и одна на английском языке.
Билеты можно купить в кассе Большого театра в день экскурсии (12 подъезд), касса открывается в 12-00.
Стоимость экскурсии (на русском): 500 рублей, 1300 рублей (на английском).

театральная люстра

Театр - это вершина светской культуры, неизменным спутником которого являются театральные люстры, представляющие собой средоточие и душу театра. Недаром знаменитые театральные люстры стали для многих своеобразным символом, который воплощает блеск и сверкание театральных подмостков.

Свечи в старинных театральных люстрах сменили газовые рожки, затем на смену им пришло электричество, однако роскошь и торжественное настроение, которое создают люстры для театра остались неизменными. Большая театральная люстра по-прежнему представляет собой наиболее торжественный и «богатый» вариант освещения интерьера. Световой поток преломляется в огненных кристаллах хрусталя, струится, играет и заливает партер и балконы праздничным светом. Люстра становится источником разноцветных бликов, которые создают дополнительный эффект освещенности и подчеркивают глубину пространства.

Сегодня реконструкция больших люстр известных театров находится на пике популярности. Второе рождение получили роскошные люстры Большого, Мариинского, Александринского, Казанского, Новосибирского, Хабаровского театров, Свердловской государственной филармонии и многих других.

Современные хрустальные большие люстры

Вопросы освещения являются одним из самых главных и значимых моментов в организации современного художественного пространства. Многоярусные люстры для театра служат не только в качестве банального источника света, но создают сам «дух места» и волшебную атмосферу театра. Медленно гаснущая люстра знаменует собой начало действия, а утонченный звон хрустальных подвесок подчеркивает очарование оперных партий.

Большие театральные люстры служат организующим звеном, которое объединяет ярусы и ложи и сливаются со всеми сторонами театральной жизни. Недаром голландский архитектор Эрик Оуэн Мосс назвал проект, представленный для реконструкции «Мариинки», «театром, помещенным внутрь театральной люстры», соединившим в себе присутствие прошлого и ожидание будущего. Свет театральной люстры выступает выразителем связи времен и является основой для развития замысла архитектора.

Современные театральные люстры должны отвечать требованиям энергосбережения и безопасности, быть достаточно легкими и мобильными, чтобы обеспечить надлежащий уход и обслуживание.

Соединить все эти требования с необходимой роскошью люстры для театра поможет профессиональная помощь в выборе, которую предлагает наша компания, ведь изготовление театральных люстр является узкоспециализированной сферой и очень ответственной деятельности, заниматься которой должны настоящие профессионалы.

Выполнить люстры для больших залов – это непростая задача. Из готовых люстр, которые предлагают производители, выбрать почти никогда ничего не получается, ведь каждый зал, будь то зал музея, театра или университета – особенный. Важно учесть множество нюансов, чтобы создать действительно подходящую люстру – и пропорции, и стилевое оформление, и даже цвета окружающего интерьера.

Специалисты нашей мастерской работают с хрустальными люстрами уже много лет, и они знают о создании люстр всё. Мы разработаем люстру для любого зала – концертного, актового, музейного. Мы учтём все ваши пожелания, а также малейшие нюансы, чтобы люстра в вашем зале смотрелась идеально. Наши партнёры из Чехии создадут люстру по вашему заказу из лучшего хрусталя. Ваш заказ будет быстро и аккуратно выполнен и доставлен, а наши специалисты установят и подключат люстру на месте. Мы справимся с любой люстрой на заказ. Посмотрите, как мы украсили разнообразные присутственные залы нашими чудесными хрустальными люстрами.


Центральный купол освещает многоярусная люстра, напоминающая свадебный торт, а в других помещениях – нарядные бронзовые люстры с затейливым литьём. Нижние ярусы освещают нарядные бра в дворцовом стиле, с крупными подвесками. Хрустальные капли как бы проливают благословение с небес на каждую свадебную церемонию.


Бесподобная люстра очень интересна сама по себе. Закреплена она на самом потолке, в ней сияют яркие лампы. Чтобы свет люстры стал мягче и распространился шире, мы дополнили её очень длинными подвесками с хрустальными шариками. Люстра выглядит невероятно стильно – ведь традиционный прозрачный хрусталь в ней сочетается с хрусталём густого гранатового оттенка. Яркая люстра невероятно мила – её мягкое сияние и розовые отблески цветных подвесок располагают к отдыху.



На белом потолке, украшенном золотой лепниной, располагается наша красавица – хрустальная люстра с лампочками-свечами в три ряда. Нарядные подвески и бусы из хрусталя украшают нашу люстру – надо сказать, она получилась не только торжественной, но и филигранно-лёгкой, как сама поэзия!



Высокие залы, выдержанные в светло-кофейных тонах, и украшенные стройными колоннами и высокими окнами «сталинского» стиля, мы дополнили множеством симпатичных люстр из чешского хрусталя. Между колоннами расположились аккуратные люстры, лампы которых плотно завешаны, точно пологом, искрящимися хрустальными подвесками-блёстками. Мягкий, рассеянный свет этих люстр дополняют аккуратные светильники на стенах.



Как вы можете видеть, это очень яркий, эффектный светильник, лёгкий и динамичный. Причём динамика его направлена не вниз, а вверх. Мы специально сделали несколько снимков этих «мыльных пузырей», чтобы вы оценили кажущуюся воздушность конструкции. Как вы можете видеть, пузыри имеют неправильную форму. Такое ощущение, что эти крупные пузыри сильным потоком воздуха поднимает вверх.



На красивых изогнутых веточках-рожках располагаются весьма тонко отлитые резные листочки, на которых видна каждая прожилка. Мерцающие бусы из хрусталя соединяют между собой хрустальные чаши, украшенные резьбой. В каждой чаше располагается лампочка-свечка.



Для этого зала мы создали не просто классическую люстру. Это люстра с использованием элементов, характерных для люстр галантного века. Взгляните – наша двухъярусная люстра довольно высокая. Выше её ламп-свечек располагается целая хрустальная башенка, составленная из усиков и подвесок. Длинные бусы из хрусталя тянутся к каждому рожку, и целый каскад прекрасных хрустальных подвесок радужным дождём ниспадает с нашей красавицы. По традиции, самый низ центральной хрустальной колбы, прячущий в себе основание люстры, мы украсили крупным огранённым шариком.



Центральную часть помещения операционного зала мы украсили большой люстрой в классическом стиле. Довольно высокая люстра благородно прикрывает свои яркие лампы вуалью из длинных нитей с хрустальными бусинами. Каждый ярус прекрасной люстры отделён от другого красивым обручем из металла, украшенным резным узором.

Когда в душе есть тяга к искусству, но это не искусство балета или оперы, а архитектура, то совершенно точно стоит сходить в Большой театр на экскурсию. Да, да, помимо спектаклей в Большой можно заглянуть и рассмотреть его с другой стороны.

В преддверии нового года проведу вас по залам театра и поведаю о его деталях.

1. Большой театр - это дворец. А как иначе, ведь это Императорский театр, и вход сюда имели люди приближенные.

Главный зал имеет арочный свод, потому что это наиболее крепкая конструкция для такой площади потолка. Свод гладкий, не имеет ни единого выступа, но роспись отлично обманывает глаза. Это техника "гризайль", когда разными оттенками создается иллюзия объема.

2. Из главного зала можно попасть в Императорское фойе.

3. Большой зал Императорского фойе (бывшее Бетховенское фойе) знаменит своими настенными шелковыми панно, изготовленными к коронации Николя Второго.

Начиная с двадцатых годов годов панно постепенно приходили в негодность: сначала из них ножницами вырезали гербы Российской империи, а в семидесятых ткани сдали в химчистку, после чего они окончательно испортились.

4. Восстанавливали панно несколько лет на жаккардовых ручных станках, сделанных по образцу прошлого века в московской научно-реставрационной мастерской "Старинные ткани".

5. После реконструкции площадь театра увеличилась вдвое. Так как пристроить что-то снаружи невозможно, строители пошли под землю. Там появилось новое пространство, названное Бетховенским залом. Вмещает 300 человек, состоящее из трех мобильных платформ. Они опускаются или поднимаются, из площадок может складываться амфитеатр или концертный зал. Его будут использовать для спектаклей, концертов, приемов и репетиций. Стеклянные домики, появившиеся на площади между фонтаном и театром - выходы из этого зала.

6. На рожках французских светильников сохранились краники (разглядите их на фотографии). Театр раньше освещался газом.

7. Зрительный зал - это не просто помещение, а целый музыкальный инструмент. В театре по возможности восстановлена акустика, почти полностью загубленная в XX веке. За звук теперь отвечает воздушная подушка под зрительным залом (ее залили цементом при строительстве метро), панели из резонансной ели, которые в советские времена почти полностью заменили фанерой, особенно обработанная мебельная обивка и лепнина из папье-маше.

Сами оперные певцы акустикой не совсем довольны. Говорят, звук уходит в зал и не возвращается, как это должно быть. Поэтому теперь на сцене висят микрофоны, которых до реконструкции не было.

Знаменитая люстра была изготовлена еще в 1856 году. Первоначально люстра освещалась тремя сотнями масляных ламп. Чтобы их зажечь, люстру поднимали вверх, в специально оборудованное помещение, обитое железом, где и проводилась заправка ламп. Зачастую стекла на лампах раскалялись, лопались и осколки падали на головы зрителей. Позднее, чтобы избежать таких неприятностей, под люстру натянули сетку. Позднее, когда театр уже был электрифицирован, люстру модернизировали, оснастив электрическими подсветками.

Сейчас в том помещении для люстры оборудован репетиционный зал.

8. Папье-маше варили по архивному рецепту в старых чанах, обнаруженных на одном из алтайских заводов. Вся бело-позолоченная красота - как раз из папье-маше. Единственный каменный декор зрительного зала - двуглавый орел над императорской ложей.

9. Вид на царскую ложу Большого театра 1856 года. Его только-только восстановили после пожара. Театр горел почти неделю. Уцелели только каменные внешние стены здания и колоннада портика. К конкурсу на восстановление театра были привлечены разные архитекторы, но победил проект главного архитектора Императорских театров Альберта Кавоса.

Театр был восстановлен за три года. Это кажется немыслимым в век высоких технологий. И именно Кавосу удалось создать уникальную акустику - игру оркестра чисто слышно в любом публичном помещении театра.

10. Так обозначен вход в Императорскую ложу из главного фойе. К слову, она так и остается прикрепленной к императору президенту. Но попасть туда могут почетные гости по приглашению: например, в этой ложе сидел Род Стюарт, а на днях совсем маленькие дети.

11. Попасть на экскурсию можно только в составе группы. Вся информация