Обучение ознакомительному чтению. Приёмы изучающего чтения

Цель урока: формирование коммуникативной компетенции.

Задачи урока:

1. Познавательная:

  • знакомство с приёмами изучающего чтения (после чтения);
  • уметь использовать эти приёмы.

2. Развивающая:

  • обогащение и усложнение словарного запаса;
  • развитие умения мыслить.

3. Воспитательная:

  • формирование доброжелательного отношения к людям;
  • воспитание уверенности в себе, самоуважения;
  • осмысление своего нравственного выбора.
  • Оборудование

    I Наглядный материал.

    Таблицы: “Приёмы изучающего чтения. До чтения”,

    “Приёмы изучающего чтения. По ходу чтения”,

    “Приёмы изучающего чтения. После чтения”,

    “Виды и цели чтения”

    II Раздаточный материал.

    Ксерокопии: текст №1,домашнее задание по тексту №2,

    Подготовка к уроку

    Для класса – повторить виды и цели чтения, приёмы изучающего чтения

    Приёмы изучающего чтения. После чтения.

    – знать приёмы изучающего чтения,

    – уметь применять эти приёмы.

    Ход урока

    I. Мотивация познавательной деятельности.

    Послушайте христианскую притчу “Пропасть”.

    Каким будет финал этой сказки?

    Чтение учителя без финала.

    ПРОПАСТЬ.

    Однажды по дороге шла толпа людей. Каждый нёс на плече свой крест. Одному человеку казалось, что его крест очень тяжёлый. Он был очень хитрым. Приотстав от всех, он зашёл в лес и отпилил часть креста. Довольный, что обхитрил всех, он их догнал и пошёл дальше. Вдруг на пути появилась пропасть.

    Как, по-вашему, закончится эта притча?

    Слушаем ваши варианты.

    А теперь послушайте окончание.

    Окончание притчи.

    Все положили свои кресты и перешли. Хитрый человек остался на этой стороне, так как его крест оказался коротким.

    Почему вы смогли догадаться?

    Вы поняли текст, уловили его установку и смогли верно дать прогноз.

    У вас есть определённые навыки чтения и понимания текста.

    II. Целеполагание.

    Сегодня у нас снова урок из цикла “Учимся читать и понимать текст”.

    Мы познакомимся с приёмами изучающего чтения на этапе после чтения текста и будем учиться использовать эти приёмы в практической работе.

    III. Актуализация известного материала. Опрос.

    Что такое текст?

    Каковы три этапа работы с книгой?

    Всегда ли мы читаем одинаково? Почему?

    Назовите виды чтения.

    Каковы признаки ознакомительного чтения?

    Каковы признаки изучающего чтения?

    Какие приёмы использует читатель до чтения книги?

    Какие приёмы применяются по ходу чтения текста?

    IV. Формирование новых понятий.

    А теперь самостоятельно познакомьтесь с приёмами после чтения текста.

    Таблица на доске “Приёмы изучающего чтения. После чтения”

    Сформулировать основную Выделить основную информацию

    мысль (идею) текста

    После чтения

    Выделить главные мысли Выбрать для выполнения

    каждой части текста конкретного задания

    (пересказ, план, устный ответ)

    Что непонятно?

    Назовите приёмы работы с текстом после чтения. Объясните их суть.

    Кто уже владеет некоторыми из этих приёмов? Какими?

    V. Формирование умений.

    А теперь потренируемся в применении этих приёмов.

    1. Прочитайте выразительно текст №1 и придумайте заголовок.

    (1)Всё началось на перемене перед шестым уроком.

    (2)Лена Болдырева, томная, пышноволосая красавица, закапризничала:

    (3) – Слушайте, люди, меня уже достала эта химия!

    (4) Кто-то в тон ей произнёс с плачущей интонацией:

    (5) – А кого она не достала!

    (6)Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула, будто порох.

    (7)Наш одиннадцатый “А” считался образцовым классом, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации.

    (8)От восторга и от тревоги ёкало сердце, ещё никто не знал, во что выльется наше приключение, но обратной дороги уже не было.

    (9)Мы двинулись к дверям, Васька Попов выглянул в коридор и доложил, что там никого нет.

    (10) – Только, народ, чтобы всем коллективом! – предупредил нас Витёк Носков.

    (11)Честно говоря, мне сбегать с урока особого резона не было, так как у меня по химии за полугодие выходила спорная четверка, но воля коллектива выше личных интересов.

    (13)В классе оставался только Петруха Васильев, он спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писал в тетради.

    (14) – Василёк, ты чего присох?! – крикнул Носков.

    (15) – Времени, понимаешь, в обрез: весь класс когти рвёт…

    (16) – А я разве не пускаю вас? – ответил Петруха.

    (17) – У Дмитрия Ивановича Менделеева тоже есть фанаты! – ехидно пропела Лена Болдырева.

    (18)Носков злобно сощурился:

    (19) – Петруха, против коллектива идёшь!

    (20) – Я что-то не так делаю?

    (21)Вам не надо – вы ух?дите, мне надо – я остаюсь.

    (22) – Кончай, говорю, писать и давай собирайся…

    (23) – Он, небось, кляузу на нас уже строчит! – опять сострила Болдырева.

    (24) – Петруха, трус, предатель!

    (25)Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.

    (26) – Хочешь пробиться в любимчики за счёт остальных?

    (27)Знай: подхалимов нигде не любят!

    (28)Так что ты взвесь, что тебе дороже: оценка за полугодие или наше отношение! – грозно промолвил Носков.

    (29) Стало тихо, и в этой напряжённой тишине отчётливо прозвучал голос Васильева:

    (30) – Я никуда не пойду!

    (31) – Ну смотри! – сказал Носков и с непримиримой злостью посмотрел на отступника.

    (32) Но внезапно от нас отделился Игорь Елисеев.

    (33) Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.

    (34) – А ты чего, Гарри? – недоуменно спросил Носков.

    (35) – Я тоже остаюсь…

    (36) – Друга, что ли, спасаешь? – Носков хмыкнул.

    (37) – У его матери инфаркт был, начнётся канитель с нашим побегом – её в школу начнут дёргать…

    (38)Бог знает, чем это кончится! – ответил Елисеев.

    (39) – Хоть бы химичка тебя спросила и закатила пару! – прорычал Носков и плюхнулся на свой стул.

    (40)Все остальные, разочарованно охая, вернулись на свои места.

    (41)Передо мной сидели Васильев и Елисеев.

    (42) Я видел, как Петруха посмотрел на Игоря, листавшего учебник, задержал на нём свой взгляд и легонько тронул его за локоть…

    (43)А Елисеева на самом деле спросили про гидролиз солей, и он получил пятёрку.

    (По Н. Татаринцеву*)

    *Н. Тата?ринцев (родился в 1947 г.) – писатель-публицист.

    Какова тема текста? Как бы вы назвали его?

    2.Отредактируйте план текста, восстановите правильную последовательность пунктов:

    1. Дружеская поддержка.
    2. Пикантность ситуации.
    3. Мысль о побеге.
    4. Выбор.
    5. Неудавшийся побег.

    Запишите свой ответ буквами плана.

    О чем говорится в каждой части текста?

    Правильный ответ – C B D A E.

    3. Индивидуальная работа в таблице.

    Назовите одиннадцатиклассников. Каждый из них занимает некую позицию в классе.

    Дополните таблицу героями текста и докажите свой выбор с помощью тех предложений, в которых раскрывается их позиция.

    Герои и их позиция в классе.

    Проверка заполнения таблицы.

    Как бы вы обозначили позицию Петрухи Васильева? В каких предложениях она проявляется?

    Пример заполнения таблицы учащимися.

    4.Работа в парах. В конспектах для учащихся учитель отмечает, какого именно героя характеризуют ученики.

    Каждой паре дается задание составить устную характеристику одного героя текста (Лены Болдыревой, Витьки Носкова, Петрухи Васильева), подчеркнув и использовав ключевые слова или фразы из текста. Обратить внимание учащихся на лексику героев.

    План ответа.

    1. Позиция героя.
    2. Характер героя.
    1. Взаимоотношения с одноклассниками.
    2. Отношение к побегу.
    1. Поддержал бы я позицию героя? Объясни.

    5. Прочитайте высказывание Антона Павловича Чехова и подумайте, кому из героев вы дали бы такой совет. Объясните свой выбор.

    По сути, для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать.

    6. Среди данных пословиц выберите ту, которая, по– вашему, близка содержанию текста.

    1. Друзья до черного дня.
    2. Недруг поддакивает, а друг спорит.
    3. Две головешки горят вместе светлее.
    4. Плохи друзья на полчаса.
    5. Шут в дружбу не годится.
    6. Ложный друг подобен кошке: спереди ласкает, а сзади царапает.

    Объясните свой выбор пословицы.

    VI. Рефлексия.

    Чем мы занимались на уроке?

    Какие приёмы работы с книгой вы использовали?

    В чём польза урока для вашей жизни?

    Закончите предложения

    “С урока я ухожу с чувством…”.

    “Я сейчас думаю о…”.

    VII.Домашнее задание.

    Задание на “5” – 1,2,3,4 пункты. Задание на “4” -1 и 2.

    1.Прочитайте начало сказки (текст №2) , придумайте и запишите продолжение сказки.
    2.Озаглавьте получившуюся сказку.
    3.Подберите 2-3 пословицы, отражающие суть сказки.
    4. Связаны ли тексты №1 и №2? Объясните.

    *** Если класс знаком с критериальным оцениванием, то домашнее задание дается не на “5” и “4”,а с использованием таблицы критериев оценки (см. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ).

    Художественная литература – важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей.Произведения литературы способствуют формированию отношения ребенка к окружающему, обобщая реальные жизненные факторы, помогают познавать жизнь, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Художественная литература – важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Произведения литературы способствуют формированию отношения ребенка к окружающему, обобщая реальные жизненные факторы, помогают познавать жизнь, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащая его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

    На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. запорожец, А.А.Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнорович, Л.И. Айдарова, Л.М. Гурович, М.М. Конина и др.).

    Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. С малых лет через художественное слово детям становится доступным широкое духовное общение с писателями. Ребенок начинает понимать их идеи и чувства, строй мыслей и язык. В понимании смысла литературных форм детям нужна помощь взрослого.

    Исследователи отмечают, что дошкольники способны увидеть некоторые особенности формы литературного произведения, устойчивые обороты речи в сказке, ритм, рифму и др. Восприятие литературного материала зависит от некоторых индивидуальных особенностей, склонностей детей: они избирательно относятся не только к содержанию но и к форме произведения. Установлена способность дошкольников к овладению поэтическим слухом, они уже могут понять основные различия между прозой и поэзией.

    Для выработки избирательного отношения детей к литературным произведениям, их художественного вкуса, умения ориентироваться в мире книг, немаловажное место отводится тем методам и приемам, которые педагог будет использовать в своей работе. Задача воспитателя так организовать свою деятельность, чтобы воспитание у детей тяги к книге, любознательность, желание и умение рассматривать иллюстрации стало неотъемлемой частью жизни каждого человека.

    Ознакомление с поэзией осуществляется уже с младшей группы, требования к речи воспитателя в разном возрасте будут меняться.

    При ознакомлении детей с художественными произведениями самыми распространенными являются словесные методы. Чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста - один из основных методов. Небольшие произведения воспитатель читает детям наизусть , при этом достигается наилучший контакт со всей группой. Большая же часть произведений читается по книге . Бережное обращение воспитателя с книгой в момент чтения является примером для детей.

    Следующий метод - рассказывание. Это более свободная передача текста. В ней допускается сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и т. д. Таким способом знакомят детей со многими сказками, некоторыми познавательными рассказами, газетными или журнальными материалами (в подготовительной группе). На занятиях применяют также различного рода инсценировки, помогающие полюбить то или иное произведение, усвоить его.

    Метод заучивания наизусть применим к небольшим стихотворениям. Часто на одном занятии используют различные методы. Основой всех методов ознакомления с художественной литературой является выразительное чтение воспитателя. Оно помогает донести интерпретацию художественного произведения воспитателем, что может усилить или уменьшить влияние этого произведения на детей. Поэтому выразительное чтение требует от воспитателя серьезной предварительной подготовки: разбора произведения и тренировочного чтения вслух, длительных тренировочных упражнений.

    Выразительное чтение часто сопровождается показом наглядного материала. В этом случае воспитателю нужно заблаговременно потренироваться, добиваясь четкой связи текста и показа наглядного материала (расстановка силуэтов или игрушек в настольном театре, смена кадров диафильма и т. д.).

    Требования к речи воспитателя:

    В средней группе – темп должен быть таким, как требует содержание, громко на публику.

    В старшей группе – можно использовать весь спектр выразительных средств: сила голоса; темп нужно менять в зависимости от смысла текста; интонация; учить детей правильно расходовать воздух.

    Художественное произведение как произведение искусства ценно непосредственным воздействием на ребенка. Эмоциональное, понятное повествование, где мораль естественно вытекает из действий и поступков героев, самостоятельно усваивается детьми.

    Назначение многих методических приемов - облегчить детям процесс слушания и понимания текста, помочь запомнить произведение, глубже пережить его в целом.

    Для решения этих целей используют такой прием, как выразитель- ность чтения. Его сущность по сравнению с деловым, логическим чтением, заключается в его эмоциональной насыщенности. Выразительное чтение - первая ступень профессионального искусства художественного чтения, которое характеризуется наибольшей глубиной и яркостью передачи чувств и настроений, отраженных в тексте. Каждый воспитатель должен овладеть этой первой ступенью и стремиться постичь мастерство художественного чтения.

    Следующий прием - повторность чтения. Небольшое произведение, которое вызвало интерес детей, целесообразно повторить тут же еще 1-2 раза. Из большого произведения повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Необходимо повторение этого материала и на других занятиях, чтобы достичь наиболее глубокого восприятия детьми, предотвратить забывание. М. М. Конина, изучавшая влияние художествен- ной литературы на нравственное воспитание старших дошкольников, пишет: «Эпизодическое чтение художественных произведений не дает воспитательного эффекта, даже если они оказывают на детей сильное воздействие при непосредственном восприятии. Когда чтение ценного в воспитательном отношении произведения не подкрепляется чтением других, близких ему по нравственной идее, первоначальное влияние произведения снижается, вытесненное другими впечатлениями, и работу нужно начинать вновь, опять пробуждая в ребенке те морально-эстетические чувства, которые были у него на начальной ступени и в известной степени угасли без соответствующего подкрепления».

    Повторно использовать, произведения желательно в течение ближайших 2-3 недель. Это легко осуществимо, если на одном занятии детям читается несколько произведений. Е. А. Флерина рекомендовала новые рассказы давать реже, повторные – чаще и в течение месяца повторить весь материал несколько раз. Она считала, что в старших группах достаточно в месяц прочитать 2-З небольшие книги и несколько небольших стихотворений и рассказов. В младших группах количество произведений, с которыми знакомят детей, примерно то же (сюда включаются потешки, шутки, песенки), но они меньше по размеру и повторять их нужно чаще.

    Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, - выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок).

    В старших группах выборочное чтение может преподноситься детям игровым путем, в виде загадок, викторин (Из какого произведения этот отрывок? Чем закончился этот рассказ, сказка? Из рассказа или сказки этот отрывок?).

    Если произведение после первого чтения понятно детям, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие произведения - показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками (в младших группах эти приемы употребляются чаще); используются словесные приемы - напоминание сходного случая из жизни, в старших группах вспоминают произведения, близкие по содержанию этой теме, воспитатель задает вопросы: кто тебе больше всех понравился? Почему? и др.

    Иногда детям могут быть непонятны некоторые слова или выражения. Нужно дать им возможность понять новое слово, строй фразы, осмысливая ситуацию. Так мы вовлекаем их в активную работу над языком произведения. Само же художественное произведение никогда не должно превращаться в средство освоения новых слов.

    Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов, особенно в стихах, так как это нарушает восприятие художественного образа и ритма. Как исключение это допускается при чтении познавательных книг, если непонятные слова затрудняют понимание основной мысли отрывка или всего произведения. Иногда новые слова объясняются до чтения

    Чтобы дети лучше запомнили имена героев или их образные характеристики, воспитатель может задать вопросы : Какой выросла снегурочка? Какой она стала весной? Можно повторить вместе с детьми незнакомое имя (Ясочка, Жихарка, Петрусь, Анна Ванна) или пояснить его. Психологи отмечают, что в переосмыслении рассказа огромную роль играют эмоции. В запоминании образа важно яркое слово, слово-эпитет, которое указывает ребенку на самую существенную черту образа (храбрец, отважный, растеряша, рукодельница и др.). При этом ребенок опирается не только на чувственный образ, но и на смысловой, выраженный в слове - обобщении.

    В подготовительной к школе группе нужно обратить внимание детей на образность, выразительность языка (определения, сравнения, фразеологизмы), отметить, что язык автора точный, понятный.

    Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрация - рисунок, относящийся к определенной части текста, поясняющий какой-то момент. Иллюстрация всегда привлекает детей: смотреть легче, чем слушать. Они рассматривают иллюстрации, с интересом о них говорят; про любимые интересные картинки охотно слушают рассказ или чтение воспитателя

    В большинстве случаев иллюстрации показываются в той последовательности, в которой размещены художником, но после чтения текста. Познавательное и воспитательное значение иллюстрации теряет свою ценность, если детям неизвестен соответствующий ей литературный текст.

    Начиная со старшей группы, детям задаются вопросы, направляющие их внимание на средства выразительности в рисунках (жест, расположение фигур, цвет). Показывая иллюстрацию, нужно вновь обратиться к тексту, повторно выборочно прочитать эпизоды, в которых описывается изображенное на рисунках. В этом случае осуществляется взаимосвязь между восприятием текста и иллюстрацией.

    Для показа всей группе на занятиях отбирается несколько крупных, ярких, наиболее характерных иллюстраций, подготавливается необходимое оборудование (мольберт или подставка, кусок плотного картона, чтобы накрыть соседнюю страницу, указки, закладки в книге).

    Воспитатель руководит рассматриванием иллюстраций: проносит иллюстрацию по рядам, вызывает детей для показа отдельных деталей, сопровождает показ жестом, подсказывает необходимое слово.

    Важная задача воспитателя - научить детей понимать художественное произведение с его специфическими словесными изобразительными средствами, воспринимать его на слух без дополнительных наглядных средств. Переключение детей на зрительное восприятие по ходу чтения, остановки в процессе первоначального знакомства с произведением может тормозить развитие художественного восприятия, мешать его усвоению. Все это еще раз напоминает о правильном, тактичном применении наглядных приемов при ознакомлении с художественной литературой.

    В процессе ознакомления детей с художественным произведением необходимо активизировать не только их образное мышление, память и чувства, но и аналитическое мышление, углублять понимание текста. Для лучшего понимания произведения можно использовать также беседу по произведению . После первого чтения дети обычно находятся под сильным впечатлением, естественны их реплики, просьбы почитать еще. Воспитатель поддерживает непринужденный разговор, напоминает ряд ярких эпизодов, читает произведение вторично, рассматривает с детьми иллюстрации.


    Методика обучения ознакомительному и изучающему чтению. Ознакомительное чтение - страница №1/1


    1. Методика обучения ознакомительному и изучающему чтению.

    Ознакомительное чтение – чтение, целью которого является понимание основной информации текста: тема. Основные факты, наиболее важные детали, message =70-75% содержания текста. Этот вид чтения наиб. распространён. Рекомендуются довольно длинные тексты, лёгкие в языковом отношении + избыточная информация. Это достаточно быстрый вид чтения.

    Требования к текстам для ознакомительного чтения :

    С т. зрения языковой сложности, эти тексты должны быть относительно несложными . Эти тексты длинные, лёгкие в языковом отношении + избыточная информация. Ориентированы на среднего читателя. Уровень языковой сложности соотносится с уровнем владения языком: чтобы не было большого кол-ва незнакомых слов, особенно в ключевых позициях.

    -- Насыщенность информацией – текст должен содержать второстепенную, избыточную информацию, помимо основной. С т. зрении умений – выделить основное, отделить второстепенное и т.д. Наиб. благоприятные условия создаются в тексте типа – повествование.
    Структура упражнений для обучения чтению любого вида.. Эта структура распадается на: предтекстовый этап, чтение текста, послетекстовый этап.
    Ознакомительное чтение.

    1) Предтекстовые задания : Это должна быть смысловая задача, которая создаёт у читающего установку на понимание основной информации, осн. фактов, наиб. важных деталей.

    Общие вопросы к тексту;

     Чтение текста по предложенному плану;

     Предлагается заполнить таблицу на осн. факты;

     Игровые задания: составь абзацы по порядку; текстовые мозайки (1 кусок текста вставить в другой); параллельные тексты (2 почти одинак. текста → какие факты в 1-ом тексте отсутствуют); группы (3 группы читают з разн. текста на одну и ту же тему).

    2) Послетекстовые – проверка понимания ознакомительного чтения:

     Multiple choice: составить 1 незаконченное предложение и 4-5 вариантов продолжений. Одно должно соответствовать тексту, но не цитировать его;

     List of the main facts – учащиеся выбирают то, что относится к тексту;

     Вопросы, табличка по осн. информации (give the gist).

    В текстах должны быть отвлекающие факты.

    Упражнения: прогнозировать содержание по заголовку; ставить вопросы к осн. информации и отвечать на них; выбрать заголовок, адекватный тексту; делать выписки осн. информации и т.д. Соответствует ли план последовательности изложенных в тексте фактов?; найдите в тексте ответ на вопрос, содержащийся в заголовке; найдите осн. мысль в начале, середине, конце текста; составьте план; озаглавьте текст; на основании содержания дорисуйте карту и т.д.

    Это чтение с быстрым темпом, одноразовое чтение про себя с целью понимания осн. информации.
    Изучающее чтение предполагает детальное, полное и точное понимание всей информации, в том числе имплицитной. Можно выделить 2 подвида изучающего чтения :


    1. изучение информации с целью ее последующего использования или воспроизведения

    2. чтение с целью критического осмысления, эстетического восприятия
    Это чтение протекает медленно , так как учащийся прибегает к повторному чтению, переводу, а иногда и к письменной фиксации содержания, глубже вникает в суть коммуникативной ситуации.
    Обучать этому виду чтения в принципе можно на любом тексте . Однако, учитывая, что здесь важно умения вчитываться в контекст, сопоставлять, сравнивать, осмыслить все детали, изучающее чтении наиболее целесообразно проводить на текстах, которые обладают познавательно ценностью и информативной значимостью и достаточно трудны в языковом отношении, которые имеют определенный подтекст.
    Условия успешности обучения изучающему чтению:

    Медленное чтение про себя без ограничения времени

    Перечитывание с решением новых задач

    Перевод на родной язык всего текста или его фрагментов

    Самостоятельное чтение, связанное с обращением к словарю
    В основе этого вида чтения лежат такие умения как:

    Определять важность/значимость/достоверность информации

    Полно и точно понимать содержание текста

    Делать перифраз или толкование сложных для понимания слов или предложений

    Раскрывать причинно-следственные связи

    Составлять планы, схемы, таблицы

    Предвосхищать дальнейшее развитие событий

    Составлять вопросы к основной ил второстепенной информации

    Отделять объективную информацию от субъективной

    Система упражнений для обучения изучающему чтению состоит из двух частей.


    1. предтекстовый этап (pre-reading part), который предполагает такие задания как:
    а) на основе ключевых слов (предваряющих вопросов, плана, иллюстраций) сделать предположение о содержании текста

    б) предварять чтение изучением схем, таблиц, графиков, терминов

    в) введение в тему (Что вы знаете/думаете/помните о…; Выскажите свое мнение относительно …)


    1. упражнения на обучение изучающему чтению и контроль понимания :
    а) распределите факты, содержащиеся в тексте, по степени важности

    б) назовите данные, которые вы считаете особо важными, и обоснуйте свое мнение

    в) добавьте факты, не меняя структуру текста

    г) найдите в тексте данные, которые можно использовать для выводов/аннотации

    д) составьте вопросы к основной и детализирующей информации текста

    е) напишите тезисы по содержанию прочитанного

    ж) объясните, перефразируйте

    з) прочитайте сокращенный вариант текста, заполните пропуски недостающими словами (cloze test)

    и) переведите на родной язык указанные предложения/абзацы

    к) выберете из текста информацию, которая объясняет или описывает…

    л) сравнить параллельные тексты, один из которых содержит то, чего нет в другом

    м) составить развернутый план/резюме/аннотацию/комментарии/выводы

    н) подтвердить или опровергнуть утверждения

    Ознакомительное чтение как коммуникативная стратегия

    Основное внимание на среднем этапе обучения следует уделять ознакомительному чтению, так как этот вид чтения характеризуется, как известно, определённым набором умений и навыков более элементарного порядка, специфических приёмов, совокупность которых и составляет сущность того или иного вида. Наряду со специфическими, в каждом виде чтения используются приёмы, которые имеют место и в других его видах. Поэтому наиболее целесообразно сначала овладеть тем видом чтения который включает наибольшее количество приёмов, общих для всех намеченных видов, предоставляет наиболее благоприятные условия для их комплексного функционирования и способствует переносу соответствующих умений и приёмов из родного языка. Таким видом и является ознакомительное чтение. Также оно позволяет автоматизировать технические навыки учащегося, что невозможно осуществить в рамках изучающего чтения. Этот вид чтения дает возможность весьма быстро и эффективно повторить весь языковой материал, изучавшийся в школе, что обеспечивает базу для дальнейшей работы над языком и решает одну из наиболее острых практических проблем (Клычникова 1973; 56).

    Ознакомительным чтением называют чтение с целью ознакомления с информацией, формирования общего представления о содержании и смысле текста, ориентировки в нём, выявлении наиболее существенной информации (Брейгина, Щепилова, 2004; 158).

    Ознакомительное чтение - чтение про себя, без специальной установки на обязательное последующее использование извлеченной информации, которая как бы принимается к сведению. Характерными особенностями данного вида чтения являются быстрый темп, требование прочтения всего текста, точное понимание основного содержания и наиболее существенных деталей. Как пишет С.К.Фоломкина у учащихся необходимо сформировать следующие умения ознакомительного чтения:

    Умения, связанные с оперированием языкового материала:

      определить значение слов с опорой на языковую догадку;

      игнорировать незнакомые слова, не являющиеся важным для понимания основного содержания текста;

      ориентироваться в грамматической структуре предложений, несущих главную информацию.

    Умения, связанные с пониманием содержания текста:

      определять тему текста, исходя из сильных позиций текста (заголовок, начальные и конечные абзацы);

      прогнозировать содержание текста на основе сильных позиций текста, тематических слов;

      ориентироваться в композиции текста с целью извлечения информации;

      членить текст на смысловые части;

      выделять в каждой смысловой части главную информацию;

      выделять в тексте ключевые слова;

      устанавливать логические соотношения между выделенными фактами;

      давать оценку полученной информации (Фоломкина 1987; 33).

    Условия, определяющие успешность обучения ознакомительному чтению:

    Проведение в режиме дефицита времени (темп быстрый);

    Организация как одноразового чтения про себя;

    Проверка понимания основной информации;

    Исключение перевода на родной язык, т.к. «перевод противоречит природе ознакомительного чтения» (Фоломкина, 1987)

    С ознакомительного чтения обычно начинают обучение. Оно считается наиболее простым, так как не осложнено какими-либо специальными задачами понимания, и для его проведения следует использовать тексты, языковой материал которых не содержит трудностей для учащихся. Это создаёт наиболее благоприятные условия для формирования и укрепления правильных приёмов перцептивной переработки воспринимаемого материала, т.е. техники чтения (Фоломкина 1987; 216).

    Для зрелого чтеца ознакомительное чтение это чтение без предварительной установки на последующее использование информации текста. Информация принимается к сведению. Если читающий запоминает её, то непроизвольно. В отличие от использования чтения для развлечения читающий старается узнать, что сообщается по интересующему его вопросу, не преследуя получения полного и точного представления о предмете. Чтение в данном случае сопровождается специфической оценкой: новое – известное, интересно– не интересно, понятно – не понятно. Для вынесения такого рода оценки бывает достаточно понять общее содержание, доказательства и аргументацию, не потому что чтец не может добиться полного и точного понимания, а потому что ему это не нужно (Брейгина, Щепилова, 2004; 158).

    Таким образом, по степени проникновения в содержание текста ознакомительное чтение является чтением с пониманием основного содержания. Степень понимания текста зависит от многих факторов даже у опытного чтеца: от сложности языкового аспекта содержания текста, от состояния читающего в момент чтения, от наличия отвлекающих факторов. Тем не менее, при ознакомительном чтении не предусмотрено обращение к словарю, многочисленные возвраты к прочитанному, прерывание чтения из-за встречи с незнакомым словом, непонимания некоторых фактов, нарушающих прогнозирование развёртывания содержания. Опытный чтец всё это игнорирует, не затрудняет себя глубоким осмыслением информации в том случае, если он понимает основное содержание.

    В школьном обучении на среднем этапе обучения, в этом виде чтения имеют место существенные различия по сравнению с опытным чтецом. Перед началом чтения ставится задача: прочитать и понять основное содержание, не фиксируя внимание на деталях текста. Несмотря на установку «обходить» незнакомые слова, которые не мешают пониманию основной идеи, чтение в школе протекает более в медленном темпе, чем у опытного чтеца из-за возвратов, из-за прерывания процесса чтения при встрече с незнакомой единицей над которой учащиеся размышляют пытаясь понять. Поэтому, кроме ориентировки учащихся в стратегии чтения, ознакомительному чтению предшествует, как правило, снятие некоторой части трудностей текста - лексических, социокультурных. Другая особенность учебного ознакомительного чтения заключается в следующем: в отличие от зрелого чтения школьное чтение не ограничивается только прочтением текста. Дальнейшая работа связана с контролем понимания. В качестве контролирующих упражнений выступают речевые упражнения, направленные на выявление степени понимания самой существенной информации текста. Важным моментом завершения работы над ознакомительным чтением является обсуждение ключевых моментов содержания текста в коммуникативных упражнениях, формирования у учащихся личностного отношения к информации (Клычникова, 1973; 57).

    Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25-30% избыточной, второстепенной информации. На первом этапе обучения желательно выбирать для этой цели тексты, не содержащие какого-либо нового языкового материала, на втором – постепенно увеличивать его количество, но не превышать указанного предела, на третьем – использовать любой оригинальный текст, жанр которого это допускает. Чтобы учащиеся уяснили, что от них требуется при данном виде чтения, его следует регулярно проводить, пока учащиеся к нему не привыкнут. Чтение надо периодически сопровождать заданиями по его ускорению. При ознакомительном чтении текст читается один раз и целиком или большая его часть, законченная в смысловом отношении (Фоломкина, 1987: 113).

    Сегодня тема – Типологии чтения.

    Типологии – это классификация чего-либо по определенным признакам.

    Примером типологии темперамента человека является выделение типов: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики.

    Нечто подобное существует и в типологиях чтениях.

    С. К Фоломкина выделила типологии чтения, которые используются и сегодня: поисковое, просмотровое, ознакомительное и изучающее чтение.

    Софья Кирилловна Фоломкина (1924 – 1992 гг), — лингвист, доктор педагогических наук, профессор.

    В чем польза классификации? Это более эффективная организация работы с текстом.

    А что такое работа с текстом? Это набор операций (действий), зависящий от целей чтения.

    Ведь все читающие, совершают определенные действия при чтении и переработке читаемого материала. Набор этих действий и их качество и определяют эффективность чтения.

    Рассмотрим каждый вид отдельно.

    Просмотровое чтение

    Часто требуется лишь просмотреть книгу, журнал или статью, чтобы получить самое общее представление о содержании работы в целом (ее теме, основных вопросах).

    Затем определить — представляет ли она (или отдельные ее разделы) интерес для читающего.

    Т.е. дать самую общую оценку – «нужно/не нужно».

    Если «не нужно» — чтение можно прекратить в любом месте. Если «нужно» — меняем характер чтения или дальнейшие действия (например, можно отложить и вернуться позже, чтобы изучить более внимательно).

    Ознакомительное чтение

    Нас интересует – о чем эта работа, что именно говорится. Мы даем оценку новое/уже известное, интересно/неинтересно, понятно/непонятно и тд.

    Если дали оценку «новое», «интересно», «непонятно», то характер чтения меняется, и мы можем перейти к другому виду чтения, т.к. наше отношение к информации изменилось.

    Так, например, мы можем читать статьи из журнала.

    Этот вид чтения требует умения различать главную и второстепенную информацию.

    Изучающее чтение

    Так мы читаем литературу, которая представляет специальный интерес, необходимый для дальнейшей деятельности.

    При чтении мы уже знаем, что эту информацию потребуется в дальнейшем использовать. Поэтому для нас важно – осмыслить, интерпретировать, запомнить.

    Как видим набор действий уже другой, в отличии от простого — дать оценку.

    Поисковое чтение

    Цель поискового чтения - быстрое нахождение в тексте вполне конкретных данных (формулировок, фактов, цифр, определений и т.д.), о которых заведомо известно, что они содержатся в просматриваемой статье, главе книги и т. д.

    Требуемые навыки чтения

    Для каждого вида чтения требуются соответствующие навыки:

    Ознакомительное – умение понимать основное содержание.

    Изучающее – умение извлекать полную информацию.

    Поисковое чтение – умение извлекать необходимую информацию.

    Даже тщательный отбор и списки, — не решают этой проблемы. Поэтому приходится идти на такой прием.

    Это я бы назвал — сюжетное чтение. В высоком темпе читается книга – ознакомительный вариант чтения в типологии. Важно понимание сюжета, стиля. Затем общая оценка – интересно/неинтересно. Затем принятие решения о другом виде чтения – изучающем.

    Глобальные цели чтения

    По сути чтение должно нести за собой какие-то изменения в личности или поведении.

    Давайте рассмотрим общую идею самого процесса чтения:

    Предмет чтения – это чужая мысль, закодированная в тесте. Распознается при зрительном восприятии текста.

    Продукт чтения – умозаключение, понимание смыслового содержания.

    Результат чтения – воздействие на читающего, его чувства и поведение.

    Как видим процесс достаточно простой и понятный.

    Правда для многих он заканчивается на этапе зрительного распознавания текста. Кто-то может сделать некоторые умозаключения. И уже реже – чтение может повлиять на поведение.

    Я лично – за эффективное чтение. Даже развлекательное чтение должно нести какой-то результат, — отдых, удовольствие, отвлечение итд. Хуже когда прочитав что-то, можешь констатировать лишь — потерянное время.

    Поэтому обратите внимание на приведенные выше типологии, и я уверен – что чтение станет более эффективным.

    P.S. Напомню, что сервис Smartresponder закрывается с 1 ноября 2016 года.
    Именно с этого сервиса я и отправлял рассылки моим читателям.

    На блоге он расположен на Главной странице в верхней правой части -
    Вам достаточно будет ввести свой E-mail. Этот сервис будет отправлять Вам сообщения после выхода новой статьи на блоге.

    Если статья понравилась, кликните, пожалуйста на кнопку соц. сетей. Мне важна обратная связь.

    С уважением, Медведев Николай.