Ольга Кобылянская (Olga Kobylyanskaya). Биография

) - украинская писательница . Член Союза писателей СССР.

Биография

Ольга Кобылянская родилась в многодетной семье секретаря уездного суда. Отец, Юлиан Кобылянский, родился в Галичине. Мать, Мария Вернер, происходила из немецкой семьи. Ее родственником был известный немецкий поэт-романтик Захария Вернер. Будучи немкой, из любви к своему мужу Мария Вернер выучила украинский язык, приняла греко-католическую веру и воспитывала всех детей в уважении и любви к украинству.

Так как в городке не было никакой школы, отец Ольги, заботясь о будущем своих детей, добился в 1869 году своего перевода в Сучаву . Там семья прожила три года. Братья Ольги в Сучаве начали посещать немецкую гимназию. В Сучаве Ольга знакомится с местным священником и писателем Николаем Устияновичем. Между семьями в целом, так и между дочерьми - Ольгой Кобылянской и Ольгой Устиянович - зарождаются дружеские отношения, которые сохранились до конца жизни писательницы.

К 1875 году семья переехала в город Кимполунг (Кымполунге). Там Ольга окончила четыре класса начальной школы. Все обучение проходило на немецком языке. В четырнадцатилетнем возрасте Ольга начала писать стихи, а также писать дневник на немецком языке.

В восемнадцатилетнем возрасте Ольга познакомилась с художницей Августой Кохановской (одной из основательниц женского движения в Галичине, ставшей первым иллюстратором произведений Ольги), врачом Софией Окуневской (первой женщиной-врачом в Австро-Венгрии), писательницей Натальей Кобринской. Более того, Ольга была влюблена в брата Натальи Евгения. Общение с ними способствовало формированию мировоззрения Ольги. Подруги посоветовали писательнице писать на украинском языке.

В 1886 году вышел в свет рассказ Ольги Кобылянской «Она вышла замуж» (на немецком языке). Позднее он стал основой повести под названием «Человек».

С 1891 г. - Ольга Кобылянская живет в Черновцах.

В 1903 году Ольга оказалась парализованной из-за осложнений, вызванных простудой, и писала свои произведения, не вставая с больничной койки.

Морально-этические проблемы жизни интеллигенции Кобылянская подняла в таких новеллах, как «Аристократка» (1896), «Impromptu phantasie». Она продолжает разрабатывать их в последующих произведениях и создает три целостных образа женщин-интеллигенток в рассказе «Valse melancolique» (1898). Впоследствии она возвращается к этой теме в повестях «Ниоба» (1905), «Через кладку», «За ситуациями» (1913).

Тема интеллигенции проходит через все творчество Кобылянской - от ее ранних рассказов и повестей к «Апостолу черни».

Изображение жизни села, его социально-психологических и морально-этических проблем стало второй ведущей линией творчества Кобылянской. В новелле «Нищая» (1895) писательница впервые показывает человека из народа, оказавшегося без средств к существованию, живущего с милостыни.

В начале 1890-х гг. писательница стремится расширить сферу своих художественных поисков, обращается к абстрактно-символическим темам и образам («Аккорды», «Крест», «Луна» и др.), пишет ряд стихотворений в прозе, среди которых есть мастерские художественные миниатюры. Кобылянская печатается в модернистских журналах «Мир», «Украинский дом».

В середине 90-х гг. XIX в. писательница углубляет знания жизни крестьянства, чему способствуют ее тесные контакты с жителями буковинских сел, в частности Дымки, что впоследствии войдет в ее творчество страшной трагедией-братоубийством («Земля»). Глубоко правдивые картины из жизни села Кобылянская дала в новеллах «Банк рустикальный», «На полях», «У св. Ивана», «Время».

Реалистичные и романтические тенденции творчества Кобылянской своеобразно сочетаются в одном из ее лучших произведений - повести «В воскресенье рано зелье копала», в основе которой - мотив романтической песни-баллады «Ой не ходи, Григорий, и на вечерницы», неоднократно прорабатываемой украинскими писателями. Повесть переведена на многие языки, инсценированной, с успехом идет на сценах театров Украины.

Творчество Кобылянской в 1920-1930-х годах, в период, когда Северная Буковина оказалась под властью Румынии, проходила в особенно сложных и тяжелых условиях. Украинский язык и культура в этом крае жестоко преследовались, но и в таких условиях Кобылянская налаживает контакты с украинской литературной молодежью прогрессивного журнала «Луч» (1921 - 1923), с львовским месячником «Новые пути», с харьковским издательством «Движение», где в течение 1927-1929 гг вышли ее «Сочинения» в девяти томах.

В произведениях Кобылянской периода Первой мировой войны и времен румынской оккупации Северной Буковины появились некоторые новые мотивы. В рассказы писательницы вошла тема войны («Иуда», «Письмо осужденного солдата к своей жене», «Навстречу судьбе» (1917), «Сошел с ума» (1923) и др.).

В некоторых рассказах и новеллах послевоенного периода Кобылянская обратилась к отображению тех морально-этических проблем, которые стали предметом художественного анализа в ее произведениях, написанных еще в конце 19 - начале 20 в. Так, мотивы «Земли» находят своеобразное продолжение и определенное углубление в социально-бытовом рассказе «Волчица».

Творчество Кобылянской в 20-30-х гг. XX в. подпадает под определенное влияние символизма («Снится», «Пресвятая богородица, помилуй нас»).

Обстоятельствами жизни и творчеством Кобылянская глубоко вросла в буковинскую почву. Вместе с тем она никогда не замыкалась в узких этнографических рамках и охватывала зрением всю Украину. Активная участница общеукраинского литературного процесса, Кобылянская постоянно общалась с культурами других народов, в частности тех, которые жили в Австро-Венгерской империи.

Благодаря новаторству, созвучности прогрессивным тенденциям мировой литературы проза Кобылянской вызывала и вызывает значительный интерес не только в Украине, но и за ее пределами. Лучшие произведения писательницы вышли в переводах на многие языки.

Ольга Юлиановна Кобылянская (1863-1942) - украинская писательница, известный деятель, посвятивший свою жизнь борьбе за равноправие женщин и мужчин; член Союза Писателей СССР.

Детство в Гура-Гумора и в Сучава

Ольга Кобылянская (1863-1942 гг.) родилась 27 ноября в городе Гура-Гумора в районе Карпатских гор (ныне этот город принадлежит Румынии) и прожила почти 80-летнюю долгую и насыщенную жизнь. По большей степени своё детство Ольга провела с братьями и сёстрами, которых очень любила (она была рождена четвёртым ребёнком в семье). Началась её жизнь в Гура-Гумора, а затем по настоятельному прошению отца их семью перевели в город Сучава, где по соседству с семьёй Кобылянских жил украинский поэт Николай Устиянович. Очень скоро будущая писательница находит в новом городе новую подругу - свою тёзку и свою же соседку, дочку Устияновича Ольгу. В этом же городе Юлиан Кобылянский, придавая огромное значение образованию своих детей, отдал в небольшую школу сыновей. Вместе со старшими братьями и Ольга начала понемногу привыкать к образовательному процессу.

Детство в Кимполунге

После Сучава Кобылянские переехали в Сад-город, однако там они не задержались - у отца семейства произошёл приступ, после которого местный доктор постановил, что для излечения больному просто необходим свежий горный воздух. Рядом со своим отцом постоянно была и Ольга Кобылянская. Биография будущей писательницы далее продолжается в городе Кимполунг, куда в 1869 году была вынуждена переехать вся семья, и где впоследствии они проживут четырнадцать долгих лет. Именно там ещё юная девушка за четыре года оканчивает небольшую немецкую школу. Поначалу обучение давалось трудно, поскольку немецкий был новым языком для юной Ольги, и всё же ничего нельзя было сделать - в Южной Буковине в те годы немецкий был официальным языком, потому программа обучения в большинстве школ велась именно на нём.

Семья

О любом из писателей можно сказать много, используя самые разные источники, так и у этой писательницы есть интересный факт из биографии. Ольга Кобылянская была одной из семи детей в своей семье. В наше время это трудно вообразить - сколько сил приходилось тратить на то, чтобы каждый ребёнок в будущем вырос достойным человеком. Родителям будущей писательницы и впрямь с самого начала было непросто, в особенности стоит отметить тяжёлую судьбу Юлиана Кобылянского, который практически в раннем детстве остался сиротой. Отец Ольги, несмотря на трудное положение, изо всех сил старался получить образование самостоятельно, зарабатывая на него уроками, которые он задешево давал соседским ребятам. Благодаря своим усилиям вскоре Кобылянский получил место подрядного урядника, а вслед за этим последовало повышение в должности - его назначили мандатором. Однако стремление к справедливости этого мужчины сыграло с ним злую шутку: выступив против знатного и имеющего связи помещика, он сам себе подписал приговор. И всё-таки не сдался и после некоторых лет добился достойной работы в суде.

О матери Ольги Кобылянской известно намного меньше, нежели об отце. Достоверным фактом является то, что она была дочерью эмигрировавшего поляка. В течение долгого времени мать будущей писательницы работала гувернанткой в семье богатого священника.

Как отец, так и мать Кобылянской были честными и отзывчивыми людьми, все к ним относились с уважением, их советов желали и к ним прислушивались. Отец был временами строг, но неизменно справедлив, мать была мягкой и чуткой женщиной, которая сумела воспитать семерых достойных людей и открыть им путь в жизни.

Первое осознание самой себя

Несмотря на активное изучение языка Австро-Венгерской Империи, Кобылянская стала изучать и украинский язык, который давался ещё тяжелее немецкого. Уроки она брала у местной учительницы по фамилии Процюкевич, которая преподавала в той же школе, где училась Ольга.

Будучи очень свободолюбивой и эмоциональной в душе, девушка не могла не проникнуться литературой, всегда искала возможность выплеснуть свои мысли и чувства. Да и в её семье с пелёнок родители прививали детям уважение и любовь к слову и творчеству народа. В итоге в годы обучения в Кимполунге Ольга перечитала множество книг: в список входили и Гёте, и Шиллер, и даже Байрон.

Биография Кобылянской Ольги Юлиановны даёт читателю яркое представление о том, что последовало за укрепившейся в девушке тягой к художественному литературному искусству. Уже в четырнадцать лет она пробует свои поэтические силы и рифмует первые строки.

Раннее творчество

Юная Кобылянская Ольга написала свои первые стихи под интересным и отражающим всю суть детской неопытности названием: «Гортенза, или очерк из жизни одной девушки». Произведение было написано на немецком языке и не было одобрено ни одним из друзей или знакомых Кобылянской. От горечи первой неудачи Ольга за всю жизнь ни разу больше не вспомнит о своих первых пробах пера.

Но на этом она не собиралась останавливаться - на свет появилось ещё несколько стихотворений: «Зарисовка из народной жизни на Буковине», «Человек из народа» и т. д. Всё же все эти произведения носили отрывочный характер, выделяя отдельные аспекты и не желая собираться в полную картину мыслей и эмоционального состояния их автора.

Становление Ольги Кобылянской как писателя

Важным моментом в судьбе Ольги Кобылянской стало знакомство с Натальей Кобринской, известной в то время украинской писательницей. Самой Кобылянской едва исполнилось восемнадцать, но это не помешало ей подняться и уверенной походкой пойти по тому пути, на который её направляли сначала родители, а теперь и наставница в лице великой писательницы. Начиная с того момента, вся жизнь Ольги кардинально меняется. Перед ней открывается совсем иной мир - мир, где она, наконец, может высказать свои мысли, не боясь быть осмеянной.

Кобринская знакомит Кобылянскую с украинским творчеством - в ход идут украинские книги, предания и легенды. Жадно проглатывая каждое слово, Кобылянская понимает, что нашла свое место в жизни. Многие знакомые и друзья с радостью помогают Ольге в изучении украинской культуры. Очень скоро Кобылянская Ольга начинает делать стремительные успехи на литературном поприще. После написания рассказа на немецком языке «Она вышла замуж», который потом стал основой повести «Человек», на свет появляется та самая известная украинская писательница Кобылянская Ольга.

Жизнь в Черновцах

В 1891 году по семейным обстоятельствам вся семья Кобылянских переезжает в Черновцы. Это время застаёт Ольгу в полном расцвете писательских сил - она любит всё вокруг, она хочет творить и приносить частицу себя в этот мир. В этом городе она теперь в полной мере может охватить украинскую культуру, чем и пользуется, попутно совершенствуя некоторые свои произведения.

В 1894 году в журнале «Заря» публикуют первую украинскую повесть Кобылянской «Человек». Озарённая яркими лучами успеха писательница ещё усерднее работает, делает различные переводы, принимает активное участие во всех литературных мероприятиях.

В 1895 году была закончена повесть под названием «Царевна». Именно после этого произведения Кобылянская Ольга Юлиановна завоевала уважение со стороны прославленного автора Ивана Франко.

В 1898 году писательница приезжает во Львов. Здесь биография Кобылянской Ольги Юлиановны пополняется новым значимым событием - девушка лично знакомится с Иваном Франко, между ними завязывается крепкая дружба. После этого события Иван Франко, как довольно авторитетный и почитаемый в то время писатель, во всеуслышание заявил о таланте Ольги Кобылянской.

Знакомство с Лесей Украинкой (Ларисой Косач)

Мало кому неизвестна личность ещё одной, но более прославленной писательницы под псевдонимом Леся Украинка. Слишком много ходило слухов и тайн вокруг имени двух этих женщин, двух ярых защитниц женских прав, двух девушек, необычайно схожих по духу. В 1899 через общего друга М. Павлика состоялось знакомство двух будущих неразлучных подруг. В том 1899 Леся решается первой написать письмо Ольге, именно с этого первого письма и начинается переписка двух женщин, которую они будут вести до конца своих дней. Удивительное взаимопонимание устанавливается между ними: для обеих великое счастье вести переписку о книгах, музыке, литературе, обсуждать и рассказывать свои мысли, свои проблемы. Леся Украинка всегда с восхищением относилась к смелым мыслям в произведениях Кобылянской, а другая в ответ боготворила стихи своей подруги. В течение всей дружбы они были откровенны и отзывчивы друг с другом, частенько навещали одна другую и просто мгновения не представляли без мысли о своей подруге. Ольга побывала в Зелёной Роще у Леси, а последняя на целый месяц остановилась в доме родителей Кобылянской в Карпатских горах.

Именно благодаря Лесе Украинке на Кобылянскую огромное впечатление произвели произведения русских классиков той эпохи - Толстого, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Тургенева и т. д.

Сторонница женской эмансипации

Ощущая непонятное давление и нависающие запреты в самых различных областях, Кобылянская Ольга решила всеми силами бороться против ущемления женских прав в общественной и культурной жизни. В писательнице настолько сильно разгорелся воинственный огонь феминизма, что уже через некоторое время она стала одним из инициаторов «Общества русских женщин на Буковине».

Во многих своих произведениях, например, в «Царевне» или в своей первой повести «Человек» Ольга Кобылянская ясно отражает героинях мотив поиска - поиска любви, смысла жизни и, конечно, женского счастья. Каждый женский персонаж писательницы имеет волевой и сильный характер, благодаря которому каждая из этих сильных «книжных» женщин в итоге добивается своего. Такой была и их создательница.

Последние годы жизни

После 1912 годы жизнь оборачивается чёрной полосой для Ольги Кобылянской. Один за другим умирают её близкие друзья: Иван Франко, Коцюбинский и даже Леся Украинка. В стране начинается война, и на этой почве и почве тяжёлого горя Ольга начинает писать антивоенные рассказы, чтобы хоть попытаться вернуть в тёмный мир луч света. Так появляются «Снится», «Иуда», и др.

В годы Второй мировой войны уже парализованную и в преклонном возрасте Ольгу Кобылянскую планируют вывести для эвакуации из Черновцов, где она доживала свою жизнь, однако ничего не выходит, и несчастную писательницу берут в плен немцы. Ей было суждено попасть под трибунал и быть позорно убитой, однако снова она своим волевым характером доказала, что способна изменить и сделает это, если захочет, весь сценарий событий. 21 марта 1942 года она умирает. В память о писательнице в её родном городе был построен музей, который и по сей день полон людей, чтобы все они помнили о той удивительной женщине, которой была Ольга Кобылянская. Биография писателя завершается в этом городе - её хоронят в Черновцах - месте, где ей суждено было начать свой потрясающий путь писателя и достойно его завершить.

    - (27.11.1863, Гура Хуморулуй, ныне у. Сучава, Румыния, ‒ 21.3.1942, Черновицы), украинская писательница. В произведениях «Человек» (1886‒91, изд. 1894), «Он и Она» (1892, изд. 1895), «Царевна» (1888‒95, отд. изд. 1896), «Покорность» (1898), «Что я …

    - (1863 1942) украинская писательница. Изображала жизнь буковинского крестьянства. Социально психологический роман Земля (1902), рассказы … Большой Энциклопедический словарь

    - (1863 1942), украинская писательница. Социально психологический роман «Земля» (1902), рассказы о жизни буковинского крестьянства. * * * КОБЫЛЯНСКАЯ Ольга Юлиановна КОБЫЛЯНСКАЯ Ольга Юлиановна (1863 1942), украинская писательница. Изображала жизнь … Энциклопедический словарь

    КОБЫЛЯНСКАЯ Ольга Юлиановна - (1863—1942), украинская писательница. Пов. «Покорность» (1898), «В воскресенье утром зелье копала…» (1909), «В поисках ситуаций» (1913) и др. Социально психол. ром. «Земля» (1902). Рассказы «У св. Ивана» (1896), «Иуда» (1915), «Письмо… … Литературный энциклопедический словарь

    Повесть Ольги Кобылянской «Природа», Черновцы, 1897 Почтовая марка СССР,посвящённая О. Кобылянской Ольга Юлиановна Кобылянская (укр. Ольга Юліанівн … Википедия

    Кобылянская: Кобылянская (с 1917 Суворовская) станица на Дону Кобылянская, Ольга Юлиановна (1863 1942) украинская писательница … Википедия

    Ольга Юлиановна (27.11.1863, Гура Хуморулуй, ныне у. Сучава, Румыния, 21.3.1942, Черновицы), украинская писательница. В произведениях «Человек» (1886 91, изд. 1894), «Он и Она» (1892, изд. 1895), «Царевна» (1888 95, отд. изд. 1896),… … Большая советская энциклопедия

    Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/30 августа 2012. Пока процесс обсужден … Википедия

    - (до 1944 Черновицы), город в Украине, центр Черновицкой области, на р. Прут. Железнодорожный узел. 261 тыс. жителей (1996). Лёгкая (ПО: чулочное, хлопчатобумажное, трикотажное, обувное, швейное и др.), машиностроительная и металлообрабатывающая… … Энциклопедический словарь

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Кобылянской Ольги Юлиановны

Кобылянская Ольга Юлиановна родилась в 1863 году 27 ноября в многодетной семье. Городок, в котором девочка появилась на свет, назывался Гура-Гумора. Ее отец был мелким чиновником, секретарем уездного суда. Мать Ольги всю жизнь посвятила воспитанию детей.

Место, где находился городок Гура-Гумора, – далекий край Австро-Венгерской империи, не затронутый украинской культурой. Так как в городке не было никакой школы, отец Ольги, заботясь о будущем своих детей, добился в 1869 году своего перевода в Сучаву. Там семья прожила три года. Братья Ольги в Сучаве начали посещать немецкую гимназию. Маленькая Ольга понемногу обогащалась знаниями вместе с ними.

К 1875 году семья переехала в Кимполунг. Там Ольга окончила четыре класса начальной школы. Все обучение проходило на немецком языке, так как Буковина была тогда колонией Австро-Венгрии. Украинскому языку девочка обучалась вне школьных стен.

Именно в уездном городке Кимполунге и начался путь девушки в мир знаний, который она одолевала полностью своими силами. Семья Кобылянских была наполнена атмосферой любви к литературе, мудрому слову и народным обычаям.

В четырнадцатилетнем возрасте Ольга начала творить стихи, а также писать дневник на немецком. Ее первые произведения – «Гортенза, или очерк из жизни одной девушки», «Судьба или воля?», а также неопубликованные – «Зарисовка из народной жизни на Буковине», «Видение», «Человек из народа» и др. – имеют наиболее познавательное значение, они отображают отдельные жизненные сцены местечковой интеллигенции.

В восемнадцатилетнем возрасте Ольга познакомилась с Кохановской Августой (украинская художница). Ольга также начала вести дружбу с Софией Окуневской (высокообразованный врач), Натальей Кобринской (писательница). Это общение, несомненно, посодействовало формированию мировоззрения Ольги. Друзья тогда посоветовали писательнице творить на украинском языке.

В 1886 году вышел в свет рассказ на немецком языке «Она вышла замуж». Этот рассказ позднее стал основой повести под названием «Человек». Повесть «Человек» была закончена в 1892 году, именно с выходом этого произведения Ольга сформировалась как украинская писательница, настоящий мастер художественного слова.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Ольга также очень близка была с . Подруги делились между собой своими литературными идеями, рассказывали друг другу подробности своей личной жизни, во всем поддерживали друг друга.

В то время подруги не имели особого доступа к разным областям знаний и искусства. Потому они неустанно боролись за независимость. Сильных духом и отверженных женщин Ольга показала в «Человеке» и «Царевне».

Великим достижением украинской художественной литературы стало произведение «Земля». Ольга затем писала в своем автобиографическом очерке, что все факты и все персонажи в повести «Земля» невымышленные, взяты из жизни. Ольга также в очерке признается, что страдала просто физически от тех фактов, под их впечатлением, и часто, писав, рыдала.

На вершине процветания девушки как писателя случилась беда – болезнь. Так получилось, что в 1903 году простуда дала осложнение, Ольга была частично парализована.

Смерть матери, болезнь отца, собственные неприятности, а также материальные нужды – все вместе стало причиной творческого спада писательницы. Однако и в таком положении Ольга продолжала работать. В начале 1900 годов Ольга написала «Аккорды», «Крест», «Луна», а также целую цепочку поэзии в прозе («Мальвы» (1896 г.), «Там звезды пробивались» (1900 г.), «Грустно колышутся сосны» (1901 г.), «Через морс» (1903 г.) и др.). Некоторые свои творения писательница опубликовывала в журналах под названиями «Мир» и «Украинский дом».

Тенденции романтики и реализма в творчестве писательницы своеобразно объединены в произведении «В воскресенье рано зелье копала». Эта повесть была переведена на несколько языков и инсценирована.

Война 1914 года принесла немало горя. Ольга была поражена силой народа, его способностью одолевать страшные бедствия войны. Через Буковину какое-то время проходили боевые действия. Боль души от смертей, руин, мучений воплотилась в произведениях «Снится», «Юда», «Навстречу судьбе». Самым большим трагизмом было наполнено «Письмо осужденного солдата своей жене».

После войны Буковина была оккупирована боярской Румынией. Творчество Ольги в это время проходило в особо тяжелых условиях. Украинская культура и язык преследовались. Тогда Ольге удалось наладить контакты с прогрессивным журналом «Луч», который вела украинская литературная молодежь, с львовским журналом «Новые пути», с харьковским изданием «Рух». В этих журналах вышли ее творения в 9-ти томах.

В 1927 году украинская литературная общественность отпраздновала 40-летие общественной и литературной деятельности Ольги. Правительство Советской Украины назначило Ольге персональную пенсию. В Харькове (в то время – столица Украины) начался выпуск полного собрания произведений Кобылянской Ольги.

К 1940 году Буковинский край стал составляющей Советской Украины. 22 ноября того же года состоялось торжественное заседание в честь 55-летия творческой деятельности Кобылянской.

Кобылянская Ольга была награждена правительством грамотой Президиума Верховного Совета Украинской Советской Республики. В это же время Ольгу приняли в Союз писателей Украины. Был издан в Киеве двухтомник ее творений.

На нападение фашистской Германии Ольга откликнулась яростными статьями. В преклонном возрасте парализованная Ольга не имела возможности эвакуироваться из Черновцов. Ее квартира была подвержена обыску, ее рукописи были изъяты, некоторые из них исчезли бесследно. Румынское правительство предало Ольгу военному суду. Однако намерения палачей не смогли осуществиться: Ольга Кобылянская умерла. Это случилось 21 марта 1942 года. Она была похоронена на черновицком кладбище.

Украинская писательница. Член Союза писателей СССР.


Ольга Кобылянская родилась в многодетной семье секретаря уездного суда. Отец, Юлиан Кобылянский, родился в Галичине. Мать, Мария Вернер, происходила из немецкой семьи. Ее родственником был известный немецкий поэт-романтик Захария Вернер. Будучи немкой, из любви к своему мужу Мария Вернер выучила украинский язык, приняла греко-католическую веру и воспитывала всех детей в уважении и любви к украинству.

Так как в городке не было никакой школы, отец Ольги, заботясь о будущем своих детей, добился в 1869 году своего перевода в Сучаву. Там семья прожила три года. Братья Ольги в Сучаве начали посещать немецкую гимназию. В Сучаве Ольга знакомится с местным священником и писателем Николаем Устияновичем. Между семьями в целом, так и между дочерьми - Ольгой Кобылянской и Ольгой Устиянович - зарождаются дружеские отношения, которые сохранились до конца жизни писательницы.

К 1875 году семья переехала в город Кимполунг (Кымполунге). Там Ольга окончила четыре класса начальной школы. Все обучение проходило на немецком языке. В четырнадцатилетнем возрасте Ольга начала писать стихи, а также писать дневник на немецком языке.

В восемнадцатилетнем возрасте Ольга познакомилась с художницей Августой Кохановской (одной из основательниц женского движения в Галичине, ставшей первым иллюстратором произведений Ольги), врачом Софией Окуневской (первой женщиной-врачом в Австро-Венгрии), писательницей Натальей Кобринской. Более того, Ольга была влюблена в брата Натальи Евгения. Общение с ними способствовало формированию мировоззрения Ольги. Подруги посоветовали писательнице писать на украинском языке.

В 1886 году вышел в свет рассказ Ольги Кобылянской «Она вышла замуж» (на немецком языке). Позднее он стал основой повести под названием «Человек».

С 1891 г. - Ольга Кобылянская живет в Черновцах.

В 1903 году Ольга оказалась парализованной из-за осложнений, вызванных простудой, и писала свои произведения, не вставая с больничной койки.

В 1940 году Кобылянская приветствовала освобождение Северной Буковины и её воссоединение с Советской Украиной, была принята в Союз писателей СССР.

Во время Великой Отечественной войны тяжелобольная Ольга Кобылянская не могла выехать из Черновцов. Была схвачена гитлеровцами, которые решили передать её военно-полевому суду. Смерть 21 марта 1942 года избавила её от расправы.

Творчество

Повесть «Человек», вышедшая в 1892 году, знаменует формирование Ольги Кобылянской как украинской писательницы.

Выступив в середине 90-х гг. XIX в. как украинская писательница с рассказами и повестями из жизни интеллигенции, Кобылянская на протяжении почти полувека создала десятки рассказов, очерков, новелл, повестей, критических и публицистических статей, переводов, оставила значительную по объему переписку. Большая часть произведений Кобылянской написана на немецком языке.

Она участвует в феминистическом движении, став в 1894 г. одним из инициаторов создания «Общества русских женщин на Буковине». Кобылянская обосновала цель этого движения в своей брошюре «Немного об идее женского движения». Писательница подняла вопрос о тяжелом положении женщины «среднего слоя», активно выступила за равноправие женщины и мужчины, за ее право на достойную человека жизнь., что нашло отражение в повести «Царевна» (1895). Продолжая проблематику «Человека», повесть «Царевна» свидетельствовала о расширении мировоззрения писательницы, углубления ее реалистической манеры, средств психологического анализа. Повесть имеет сложную творческую историю. Писалась она и дорабатывалась длительное время (1888 - 1893), первоначальный текст ее был немецкий, позднее - украинский. Напечатана повесть была в газете «Буковина» (1895) и в том же году вышла в Черновцах отдельным изданием.

После этого Кобылянская напечатала до 20 повестей и рассказов, лучшие из которых: «Природа» (1895), «Битва» (1896), «Некультурная» (1897), «Valse melancolique» (1898) и «Земля» (1901).

Морально-этические проблемы жизни интеллигенции Кобылянская подняла в таких новеллах, как «Аристократка» (1896), «Impromptu phantasie». Она продолжает разрабатывать их в последующих произведениях и создает три целостных образа женщин-интеллигенток в рассказе «Valse melancolique» (1898). Впоследствии она возвращается к этой теме в повестях «Ниоба» (1905), «Через кладку», «За ситуациями» (1913).

Тема интеллигенции проходит через все творчество Кобылянской - от ее ранних рассказов и повестей к «Апостолу черни».

Изображение жизни села, его социально-психологических и морально-этических проблем стало второй ведущей линией творчества Кобылянской. В новелле «Нищая» (1895) писательница впервые показывает человека из народа, оказавшегося без средств к существованию, живущего с милостыни.

В начале 1890-х гг. писательница стремится расширить сферу своих художественных поисков, обращается к абстрактно-символическим темам и образам («Аккорды», «Крест», «Луна» и др.), пишет ряд стихотворений в прозе, среди которых есть мастерские художественные миниатюры. Кобылянская печатается в модернистских журналах «Мир», «Украинский дом».

В середине 90-х гг. XIX в. писательница углубляет знания жизни крестьянства, чему способствуют ее тесные контакты с жителями буковинских сел, в частности Дымки, что впоследствии войдет в ее творчество страшной трагедией-братоубийством («Земля»). Глубоко правдивые картины из жизни села Кобылянская дала в новеллах «Банк рустикальный», «На полях», «У св. Ивана», «Время».

Реалистичные и романтические тенденции творчества Кобылянской своеобразно сочетаются в одном из ее лучших произведений - повести «В воскресенье рано зелье копала», в основе которой - мотив романтической песни-баллады «Ой не ходи, Григорий, и на вечерницы», неоднократно прорабатываемой украинскими писателями. Повесть переведена на многие языки, инсценированной, с успехом идет на сценах театров Украины.

Творчество Кобылянской в 1920-1930-х годах, в период, когда Северная Буковина оказалась под властью Румынии, проходила в особенно сложных и тяжелых условиях. Украинский язык и культура в этом крае жестоко преследовались, но и в таких условиях Кобылянская налаживает контакты с украинской литературной молодежью прогрессивного журнала «Луч» (1921 - 1923), с львовским месячником «Новые пути», с харьковским издательством «Движение», где в течение 1927-1929 гг вышли ее «Сочинения» в девяти томах.

В произведениях Кобылянской периода Первой мировой войны и времен румынской оккупации Северной Буковины появились некоторые новые мотивы. В рассказы писательницы вошла тема войны («Иуда», «Письмо осужденного солдата к своей жене», «Навстречу судьбе» (1917), «Сошел с ума» (1923) и др.).

В некоторых рассказах и новеллах послевоенного периода Кобылянская обратилась к отображению тех морально-этических проблем, которые стали предметом художественного анализа в ее произведениях, написанных еще в конце 19 - начале 20 в. Так, мотивы «Земли» находят своеобразное продолжение и определенное углубление в социально-бытовом рассказе «Волчица».

Творчество Кобылянской в 20-30-х гг. XX в. подпадает под определенное влияние символизма («Снится», «Пресвятая богородица, помилуй нас»).

Обстоятельствами жизни и творчеством Кобылянская глубоко вросла в буковинскую почву. Вместе с тем она никогда не замыкалась в узких этнографических рамках и охватывала зрением всю Украину. Активная участница общеукраинского литературного процесса, Кобылянская постоянно общалась с культурами других народов, в частности тех, которые жили в Австро-Венгерской империи.

Благодаря новаторству, созвучности прогрессивным тенденциям мировой литературы проза Кобылянской вызывала и вызывает значительный интерес не только в Украине, но и за ее пределами. Лучшие произведения писательницы вышли в переводах на многие языки.