Ощущения. Общая характеристика

Которые проявляются в отражении отдельного свойства предметов. Сюда можно отнести разнообразные явления окружающего мира и внутренние состояния организма человека во время непосредственного воздействия материальных раздражителей на рецепторы. Виды ощущений помогут определить наиболее распространенные раздражители человека.

Роль ощущений в жизни

Роль ощущений в жизнедеятельности человека трудно переоценить, потому что они представляют собой уникальный источник всех знаний о мире. Люди ощущают окружающую действительность при помощи органов чувств, потому как они являются единственным каналам, по которому в человеческое сознание проникает внешний мир.

Разнообразные виды ощущений способны в той или иной степени отражать определенные свойства окружающей среды. Сюда можно отнести звуки, освещение, вкусовые качества и многие другие факторы, благодаря которым человек имеет возможность ориентироваться в окружающем мире.

Физиологическая основа ощущений - это нервные процессы, которые по своей природе появляются во время действия раздражителя на адекватный анализатор. Он, в свою очередь, состоит из рецепторов, нервных путей и центрального отдела. Тут происходит обработка разнообразных сигналов, которые поступают непосредственно от рецепторов в кору головного мозга. Можно с уверенностью сказать о том, что благодаря поступлению в мозг импульсов и раздражителей, человек может быстро реагировать и воспринимать различные виды ощущений.

Как возникают ощущения?

Ощущения человека возникают только в том случае, когда появляется определенный раздражитель. Стоит отметить, оказание определенного воздействия на рецептор, может привести к появлению раздражителя. Он преобразовывает все процессы в нервное возбуждение, которое передается в центральные части анализатора.

В этот момент человек может ощущать вкусовые качества, свет, а также многие другие факторы. В таком случае должна возникнуть ответная реакция организма на тот или иной раздражитель. Она передается от головного мозга к органам чувств при помощи центробежного нерва. Человек может перемещать собственный взгляд и выполнять многие другие действия ежесекундно, воспринимая раздражительные сигналы.

Основная классификация ощущений

Главная роль ощущений в жизни человека заключается в своевременном доведении до центральной нервной системы всех необходимых сведений. Можно выделить наиболее распространенную классификацию, в которой представлены виды ощущений.

Разновидности ощущений:

    Экстероцептивные: а) контактные - температурные, тактильные и вкусовые; б) дистантные - зрительные, слуховые и обонятельные.

    Проприоцептивные: а) мышечно-двигательные.

    Интероцептивные - они свидетельствуют о текущем состоянии всех внутренних органов.

Определенные ощущения способны отражать свойства предметов, явлений внешнего мира, отражающие состояние организма, осязательные, болевые, а также ощущения разнообразного происхождения. Именно благодаря таким возможностям человек может различать цвета и свет.

Вкусовые ощущения

Можно сказать с уверенностью, что вкусовые ощущения обуславливаются разнообразными свойствами окружающих вещей. Они не имеют полной или объективной классификации. Если брать во внимание основной комплекс ощущений, которые возникают по причине вкусовых веществ, то можно выделить несколько основных раздражителей - это кислые, соленые, сладкие и горькие продукты.

Вкусовые ощущения часто включают в себя обонятельные, а в некоторых случаях сюда можно отнести реакцию на давление, тепло, холод или боль. Если говорить про едкие, вяжущие, терпкие вкусовые качества, то они обусловлены целым комплексом различных ощущений. Благодаря сложному комплексу человек способен чувствовать вкус потребляемой еды.

Вкусовые рецепторы способны проявлять себя во время воздействия разных вкусовых областей. Получается, что отдельно взятое вещество обладает относительно небольшим молекулярным весом.

Значение свойств ощущений

Основные свойства ощущений должны сводиться к адаптации или приспособлениям разнообразных раздражителей. Все это происходит до того момента, пока реакция человека не будет равна минимальным показателям. Сюда можно отнести сенсибилизацию, контраст, а также взаимодействие с разными раздражителями.

Разновидности и свойства ощущений могут проявляться в разной степени, то есть зависят они от индивидуальных физических и биологических характеристик определенного субъекта. Но стоит отметить, что все перечисленные свойства является значимыми в области психологической точки зрения. Стоит отметить, что сенсибилизация и адаптация сегодня широко используются в психотерапии с целью развития способности каждого человека более ярко и эмоционально воспринимать различные позитивные элементы.

Экстероцептивные и тактильные ощущения

Все ощущения человека можно разделить на экстероцептивные и тактильные. Стоит отметить, что экстероцептивные ощущения дают для организма человека всю необходимую информацию, которая поступает исключительно из окружающей среды. В свою очередь, зрительный образ люди получают при помощи наличия достаточного количества клеток, которые носят названия "колобков" и "палочек".

"Палочки" помогают обеспечить достаточно хорошее зрение в сумерках, а "колобки" отвечают за цветовое зрение. Ухо может реагировать на колебания давления в атмосфере, которые воспринимаются в качестве звука.

Луковицы вкуса, которые находятся на сосочках языка, способны воспринимать несколько главных вкусов - кислый, соленый, сладкий и горький. Тактильные ощущения человека появляются во время взаимодействия любого механического раздражителя и рецепторов. Они находятся на коже пальцев, ладоней, губ и многих других органах.

Проприоцептивные ощущения предоставляют важную информацию о текущем состоянии мышц. Они способны быстро реагировать на степень сокращений и расслабление мышц. Стоит отметить, что проприоцептивные ощущения информируют человека о состоянии внутренних органов, его химическом составе, наличии биологических, полезных или вредных веществ.

Особенности болевых ощущений

Боль представляет собой важное биологически активное защитное приспособление. Оно возникает при помощи воздействия разрушительной силы раздражения. Стоит отметить, что болевые ощущения могут служить в качестве сигнализации о возможной опасности для организма человека. Чувствительность боли распределяется по поверхности кожи, а также во внутренних органах. Процесс распределения происходит частично и неравномерно.

Есть участки, где расположено небольшое количество болевых рецепторов. Были проведены экспериментальные исследования, которые предоставили возможность считать распределение болевых точек динамическим и подвижным. Болевые ощущения являются результатом воздействий, превышающих положенный предел интенсивности и частоты импульсов. Также все зависит от длительности определенного раздражителя.

По теории Фрея, различная болевая чувствительность имеет самостоятельный, периферический и центральный нервный аппарат.

Прикосновения и давление

Чувства и ощущения человека проявляются также в прикосновениях. Классическая теория кожной чувствительности говорит о том, что есть признание особенных чувствительных точек, которые характерны для каждого вида ощущений. В таком случае нет предположения про особенные рецепторные точки, которые необходимы для давления и прикосновения. Давление ощущается человеком в качестве сильного прикосновения.

Представленные характеризуются при помощи особенностей прикосновений и давления. Поэтому можно точно определить их место локализации, которое вырабатывается в результате опыта во время участия зрения и мышечных суставов. Стоит отметить, что большое количество рецепторов характеризуется быстрой адаптацией. Именно поэтому человек ощущает не только силовое давление, но и изменение в интенсивности.

Общепринятые характеристики ощущений

Стоит отметить, что интенсивность - это главная характеристика ощущений человека, которая определяется количеством и силой действующего раздражителя. Определенные органы чувств имеют особенную чувствительность к отображаемым явлениям. Чувствительность можно охарактеризовать в качестве порога ощущения.

Длительность ощущения представляет собой временную характеристику, которая может быть определена периодическими воздействиями раздражителя на длительность и интенсивность. Но стоит отметить, что при этом нужно учитывать и многие другие особенности. Во время воздействия раздражителя на любой орган чувств определенное ощущение может возникать не сразу, а спустя некоторое время. Это явление можно охарактеризовать как скрытое или латентное время ощущения.

Обонятельные ощущения

Ощущение запаха - это разновидность химической чувствительности. Стоит отметить, что у животных обоняние и вкус являются единым целым, они через определенный промежуток времени просто дифференцируются. Еще несколько лет назад было принято считать, что в жизни человека обоняние играет не особенно важную роль. Если смотреть с точки зрения познания внешнего мира, то зрение, слух и осязание находятся на первом месте и являются более важными.

Но стоит отметить, что запах оказывает непосредственное влияние на разнообразные функции вегетативной нервной системы. Также при помощи этого чувства можно создать положительный или отрицательный эмоциональный фон, который способен окрасить общее самочувствие человека.

Осязание

Во время осязания каждый человек познает материальный мир, совершает процесс движения, который может переходить и в сознательное целенаправленное ощупывание. Именно таким образом человек на практике имеет возможность познать любые предметы.

Ощущения прикосновения и давления - это типичные традиционные психофизиологические явления. Они связаны с порогами кожной чувствительности, поэтому играют только подчиненную роль в сознании человека, а также его объективной действительности. Органы ощущения - кожа, глаза, уши - позволяют человеку познавать мир в полной мере.

Ощущение
Анализаторы


Свойства ощущений:


Виды ощущений:

Общая характеристика восприятия как психического процесса

Восприятие – это психически-познавательный процесс отражения в сознании человека, предметов и явлений реального мира в их целостности при непосредственном воздействии на органы чувств. На основе ощущения возникает восприятие.
Свойства восприятия:
1. Избирательность восприятия – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него интерес.
2. Предметность восприятия – восприятие направлено на предмет реальности.
3. Целостность восприятия – восприятие дает целостный образ объекта.
4. Константность – это способность сохранять постоянство некоторых свойств объектов при изменении условий.
Виды восприятия:
1. Зависимость от модальности раздражителя (зрительное восприятие, вкусовое, слуховое);
2. В зависимости от формы отражения: восприятие пространства (форма, величина), восприятие времени, восприятие движения.
3. В зависимости от волевых усилий: произвольное, непроизвольное.
4. Нарушение восприятия: автологические – связаны с нарушением коры головного мозга (агнозия – трудность узнавания объектов), дереализация – человек теряет ориентацию; ситуативные нарушения – иллюзии, галлюцинации.

Общая характеристика процессов памяти: запоминания, хранения, забывания, воспроизведения

Память – процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком образов, мыслей, эмоций, движений, т.е. всего, что составляет индивидуальный опыт каждого.
Память является необходимым условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков, способностей человека. Без нее невозможно поведение, мышление, сознание и подсознание.
Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.
Существует три главных процесса памяти:
1. Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит запечатление нового путем связывания его с приобретенным ранее.
2. Сохранение , т.е. организация и удержание информации. Может быть динамическим (материал изменяется мало) и статистическим (материал обязательно трансформируется, подвергается переработке). Исчезновение из памяти – забывание. Хранение и забывание представляют собой разные характеристики одного процесса.
3. Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала;
3.1. Воспроизведение – это процесс появления в сознании ранее воспроизводимых мыслей. Оно осуществляется в следующих формах: узнавание (возникает при повторном восприятии объекта) и воспоминание (осуществляется при отсутствии восприятия объекта).
Виды памяти:
1. Наглядно-образная (память на зрительные, звуковые, осязательные и другие образы).
2. Словесно-логическая (память на смысл изложения, его логику – присуща только человеку).
3. Двигательная память на движение (лежит в основе выработки навыков ходьбы, письма, трудовых и других умений).
4. Эмоциональная память на переживания (имеет большое значение для формирования личности).

Речь и язык. Сущность и определение речи. Классификация речи.

Речь –это процесс общения через всевозможные коммуникационные средства (слова, жесты, интонация, мимика и т.д.) (вербальный);
Речь – это процесс общения с помощью естественного языка, т.е. с помощью слов.
Функции:
1. Для взаимодействия с другими людьми.
2. Для обмена информацией.
3. Для обогащения знаниями предыдущих поколений.
Виды:
1. Внутренняя (словесная форма мышления), результатом которой являются мысли.
2. Внешняя речь (средство общения между людьми) бывает устной (общение через озвучивание символов. Делится на монолог и диалог) и письменной (общение через письменные знаки).
Свойства речи:
1. Содержательность (осмысленность) речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.
2. Информативность речи – это грамотное использование слов, пауз и интонации.
3. Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью.
Нарушение свойств речи приводит к искажению или нарушению речи.

Сущность и функции эмоций.

Эмоции – это процессы, отражающие значение и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.
Функции эмоций:
1. Это способ поддержания жизненных процессов в оптимальных границах.
2. Эмоции часто свидетельствуют о недостатке или избытке внешних и внутренних факторов.
В настоящее время особенно хорошо изучены шесть основных эмоций:
1. Радость – активная положительная эмоция, выражающаяся в хорошем настроении и ощущении удовольствия.
2. Горе - глубокая печаль по поводу утраты кого-либо или чего-либо ценного, необходимого. Оно сводится к страданию, печали, унынию.
3. Страх – эмоция, отражающая защитную реакцию при переживании реальной или мнимой опасности для здоровья или благополучия человека.
4. Гнев может быть вызван личным оскорблением, обманом или неопределимым препятствием, стоящим на пути к цели. 5. Отвращение, как и презрение, является специфическим проявлением враждебности.
6. Удивление возникает при встрече человека с новым объектом. Удивление – переживание захваченности, любопытства.
Самая старая и простейшая форма переживаний – это удовольствие инеудовольствие .
В эмоциональной жизни человека выделяют следующие проявления эмоции :
1. Чувственный тон . Связан с переживанием удовольствия либо неудовольствия в процессе ощущения. Для эмоционального тона ощущений характерно реагирование на отдельные свойства объектов или явлений, приятный или неприятный запах либо вкуса продуктов. Чувственный тон - это реакция на отдельный раздражитель.
2. Настроение - это эмоция, которая окрашивает в течение длительного времени поведение человека. Настроение - это эмоциональный тон в данный момент.
3. Аффект - это мощная эмоциональная реакция, относительно краткое эмоциональное переживание. Аффект полностью охватывает психику и определяет единую реакцию человека на ситуацию.
4. Страсть - это сложное свойственное только человеку эмоциональное переживание, представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг какого-либо предмета, явления или человека.
5. Чувства - это переживаемые в различной форме отношение человека к предметам и явлениям к действительности.
Характеристики эмоций и чувств:
1. Носят личностный (субъективный) характер.
2. Несут информацию о действительности и связаны с потребностями человека.
3. Полярность (радость-горе; веселье-печаль; любовь-ненависть).
4. Интегральность - эмоции и чувства охватывают весь организм целиком.
5. Эмоции и чувства связаны с жизнедеятельностью организма.
Для комфортного существования человеку следует знать, как управлять эмоциями и чувствами. Отсутствие внешнего проявления эмоций и чувств не говорит о том, что человек их не испытывает. Как известно, он может скрывать свои переживания, загонять их внутрь. Такое сдерживание приводит к возникновению различных заболеваний и неврозов. Поэтому стремление подавлять эмоции в корне неверно, но умение регулировать их проявление совершенно необходимо.

Мотивация и мотивы.

Потребность – внутренний источник активности человека, мотив – внешний.
Под мотивом понимаются любые мысли, стремления, чувства человека, связанные с осознанием тех или иных потребностей, побуждающие его к деятельности. Мотив – не сама потребность, а какой-то объект, в котором конкретизирована потребность. Он побуждает человека к действию.
Функции мотива:
1. Побуждающая (активизация человека).
2. Направляющая (определяет выбор, осуществление стратегии и тактики деятельности и поведения).
3. Управляющая (коррекция поведения).
Мотивация – Процесс формирования мотивов человека;
Мотивация - Побуждение к определенному действию или поведению.
Некоторые из мотивационных факторов при их осознанном и продолжительном использовании человеком могут трансформироваться в его личные черты.
Мотивационная сфера человека формируется и развивается в непосредственной связи с той системой деятельности и общественных отношений, в которые он вовлекается по мере взросления.
Неудовлетворение потребностей является причиной расстройств мотивационной сферы, проявляющейся в неврастении, истерии и неврозах навязчивых состояний.

Темперамент.

Темперамент - совокупность природных, индивидуально-своеобразных свойств психики человека, определяющих динамику, быстроту и интенсивность протекания психических процессов.
Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ , живший в V веке до нашей эры.
Типы темперамента:
Холерик в общении стремится к превосходству, доминирует в беседе, в межличностных отношениях старается установить свою власть, самоуверен, гневно реагирует на критику в свой адрес, мимика выразительная и многообразная. Поведение неуравновешенное, временами агрессивное. Обладает слабым терпением. Страстно и увлеченно включается в интересную ему деятельность. Демонстрирует стремление к цели. Переоценивает свои способности и возможности. Характеризуется умеренной внушаемостью.
Сангвиник общается с людьми на равных, стремится расширить круг знакомств, инициатор общения, обладает чувством юмора, самооценка несколько завышена, на критику реагирует спокойно, мимика разнообразная, живая, артистичная. В опасных ситуациях расчетлив. При стремлении к цели демонстрирует энергичность, желание быстрее ее достичь и при этом избежать препятствий. Внушаемость можно оценить как небольшую.
Флегматик в общении пассивен, никогда не является инициатором общения или знакомства, сомооценка несколько занижена, не склонен к внешнему выражению чувств и переживаний, мимика невыразительная. Поведение как правило сдержанное и уравновешенное. Обладает большим терпением. При возникновении опасности демонстрирует хладнокровие. К цели флегматик идет медленно, но при этом проявляет упорство. Внушаемость слабая.
Меланхолик в общении находится в зависимом положении, легко попадает под власть других людей, самооценка устойчиво низкая, неуверен в себе, тяжело переносит критику в свой адрес, мимика небогатая. Поведение неуравновешенное и истеричное. В опасных ситуациях демонстрирует растерянность. Внушаемость большая.

Характер.

Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении.
Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.
Черты личности - особенности поведения человека, систематически (но не постоянно) проявляющиеся в различных ситуациях.
В структуре характера можно выделить следующие четыре компонента:
1. Отношение к себе (самоуверенность, неуверенность, самолюбие и т.д.).
2. Отношение к делу (трудолюбие, аккуратность, пассивность и т.д.).
3. Отношение к другим людям (патриотизм, лживость, эгоизм и т.д.).
4. Отношение к собственному.
По преобладающему влиянию психики на активность человека выделяют интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера, по времени формирования - первичные (базисные) и вторичные (ситуационные), по сфере деятельности - деловые (проявляющиеся в профессиональной деятельности) и коммуникационные (проявляющиеся в общении) черты характера.
Человек, у которого наблюдается отсутствие или нечеткость жизненных целей, называется бесхарактерным .
Взаимосвязь характера и темперамента имеет множество вариантов объяснения. Характер формируется на основе темперамента, социальная среда оказывает решающее влияние на формирование характера, характер определяет содержание поведения и деятельности человека. В отличие от темперамента характер человека формируется при жизни, может быть изменен упражнениями и тренировками, формируется под влиянием социальных факторов.
Формирование характера - процесс, который охватывает всю жизнь человека. В дошкольном возрасте складываются первичные черты характера. Первые признаки стабилизации характера возникают в возрасте от 2-3 до 9-10 лет. В возрасте 7-15 лет в школе формируется отношение к людям. Волевые черты характера развиваются и закрепляются в подростковом возрасте, а базовые (нравственные и мировоззренческие) основы характера - в ранней юности. В возрасте 15-17 лет личность приобретает высокую характерологическую устойчивость, которая сохраняется на протяжении всей формируются такие черты, как доброта, отзывчивость, общительность жизни. После 30 лет вероятность изменений характера резко снижается.
Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний называют акцентуацией (предельная величина проявления нормы).

Общая характеристика ощущения как психического процесса

Ощущение – это психически-познавательный процесс отражения отдельных свойств действительности, которые непосредственно воздействуют на человека в данный момент. Физиологическая основа ощущения связана с работой анализаторов.
Анализаторы – это каналы, по которым человек получает сведения о действительности.
Анализаторы состоят из трех частей:
1. Рецепторов (нервные окончания) - орган чувств (глаза, рот, кожа).
2. Проводящих нервных путей, по которым нервные сигналы передаются в мозг.
3. Центральных корковых отделов анализаторов, где происходит «обработка» нервных сигналов, поступающих от рецепторов.
Свойства ощущений:
1. Интенсивность ощущения – это степень испытываемого ощущения.
2. Длительность ощущений – это отрезок времени от момента начала действия раздражителя до момента возникновения ощущения.
3. Латентный период ощущения – это отрезок времени от момента начала действия раздражителя до момента возникновения ощущения.
4. Последствие ощущений – это отрезок времени от момента окончания действия раздражителя до полного исчезновения ощущения.
Виды ощущений:
1. По форме раздражителя выделяют следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, вкусовые.
2. По уровню осознания: осознанные, неосознанные.
3. По месту расположения рецепторов: экстерорецептивные – отражают свойства предметов и явлений внешней среды (зрительные, обонятельные, вкусовые и др.); интерорецептивные – отражают состояние внутренних органов (болевые ощущения, ощущения равновесия, ускорения); пропреоцептивные – отражают движение нашего тела (например, мышечно-двигательные ощущения дают информацию о положении тела в пространстве, движении тела и его частей, сокращении или растяжении мышц).
Нарушение ощущений: дальтонизм, глухота и т.

Ощущения - элементарный психический познавательный процесс непосредственного отражения отдельных признаков, свойств предметов и явлений при их воздействии на органы чувств. Ощущения есть элементарная основа всех познавательных процессов в целом, однако кроме познавательных процессов, выполняющая также регулятивную, коммуникативную и мотивационную функции.

Классификация ощущений:

1. Экстероцептивные - кожные, вкусовые;

2. Проприоцептивные - давления, растяжения в мышцах, связках, суставах.

3. Интероцептивные - болевые, температурные;

4. Специальные вибрационные и вестибулярные ощущения.

Свойства ощущений:

1. Качество - каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов (слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью и др.)

2. Интенсивность - определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

3. Длительность - определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

4. Пространственная локализация раздражителя.

Закономерности ощущений:

1. Ощущения специфичны и соответствуют морфофизиологической организации своих рецепторов, органов чувств. Специфичность органов чувств, рецепторов и их ощущений закономерно развиваясь под влиянием специфических раздражителей. При их отсутствии не только исчезают сами ощущения, но и сам орган чувств редуцируется (глаза крота).

2. Ощущения пространственно проецируется по месту действия раздражителя (укол пальца).

3. Адаптация ощущений: позитивная, негативная. Негативная адаптация возникает под влиянием сильных сверхпороговых раздражителей, которые действуют длительно и постоянно. Высшая степень адаптации этого вида может быть полная негативная адаптация, когда человек совершенно не ощущает действия раздражителя. Позитивная адаптация возникает под влиянием пороговых и подпороговых раздражителей.

4. Закон чувствительности, или порогов ощущений. Нижний абсолютный порог определяется наименьшей силой раздражителя, который вызывает первичные ощущения. Более слабое раздражение не вызывает ощущений и являются подпороговыми. Верхний абсолютный порог определяется наибольшей силой раздражителя, при котором еще возникает ощущение. При силе раздражителя большей величины верхний абсолютный порога могут возникнуть болевые ощущения, а сам орган чувств может разрушится.

5. Закон контраста ощущений. Интенсивность и качество ощущений зависит от предшествующих, последовательных и одновременных раздражителей (холодная и комнатной температуры вода).

6. Закон синестезии - проявляется в появлении на основе какого-либо анализаторов ощущений не специфичных для этого анализатора (цветовая музыка, теплый или холодный свет). Причина таких явлений во взаимодействии механизмов различных анализаторов во временных и нервных связях, а также анатомической близости анализаторов.

7. Закон компенсации ощущений определяет повышенные функции наличных ощущений, целостной сенсорной сферы в случае выпадения или торможения других ощущений этой сенсорной сферы (слепые лучше слышат).

Восприятие - познавательный психический процесс, состоящий в отражении предметов и явлений, в деятельности, в их целостности, в единстве их свойств. Восприятие возникают при непосредственной взаимодействии субъекта с окружающим миром. Результатом восприятия является целостные образы, которые у человека отличаются различной степенью структурности, константности, предметности и осмысленности. У человека восприятие может быть произвольным и осознанным.

Функции восприятия: ориентационная, коммуникативная, познавательная, регулятивная, деятельностная.

Свойства восприятия:

1. Объем - свойство, которое определяет возможность человека одновременно воспринимать инвидуально ограниченное количество единиц или объектов восприятия.

2. Целостность - наиболее раннее свойство, которое определяется объективной системной целостностью предмета и однородностью и пространств. ограниченностью, т. е. определенной формой.

3. Структурность - определяется 2 операциями: анализом и сравнением.

Это свойство формируется у детей в школьном возрасте в связи с развитием познавательной сферы.

4. Предметность - способность пространственного совмещения образа восприятия со своим предметом

5. Константность - способность адекватно воспринимать повторно и в измененных условиях один и тот же предмет, т. е. в разном положении в пространстве при разном освещении, а может быть и несколько измененный предмет, человек узнает как один и тот же при повторном восприятии.

6. Осмысленность, т. е. определение не только образа предмета или явления, но и смысла, назначения и других смысловых характеристик.

7. Апперцепция - основных установка, через который чел. воспринимает и понимает окружающий мир. Установка определяется рядом факторов: возрастным и личным опытом, особенностью познавательной сферы, профессиональным опытом, мотивационно-ценностной направленностью.

8. Транспозиция - перенос на разные объекты восприятия общего для них всех признака. Базируется на 3-х операциях: анализе, сравнении и обобщении.

9. Целенаправленность - свойство, определенное степенью развития сознания.

Классификация видов восприятия:

1. Простое восприятие - результат отражения одного анализатора и формирования одномодальных образов (зрительных, слуховых и т. д.)

2. Сложные - отражение образа одного объекта при взаимодействии различных анализаторов.

3. Специальные - восприятие пространства, времени, движения, человека человеком.

Часто можно встретить выражения, согласно которым человек - венец природы. Однако в подобных оборотах чаще всего обращают внимание на слово «венец», демонстрирующее совершенство вида Homo sapiens, его неоспоримые преимущества перед остальными животными и уникальную способность к преобразованию окружающей среды. Мысль о том, что человек, несмотря на своё особое положение среди остальных живых существ, все же остаётся частью природы, обычно отходит на второй план.

Введение

Но полностью сбросить со счетов природную составляющую человека - невозможно. Она проявляется с ранних лет на первых этапах познавания мира: цвет, вкус, запах, звук - всю эту информацию, характеризующую предмет, человек может получить лишь посредством органов чувств. Данный процесс внешне кажется простым. Одна из вышеприведённых характеристик воздействует на конкретный орган, тот воспринимает характеристику и передаёт в мозг для обработки. Следует понимать, что вкус или запах - прежде всего иллюзорные категории, которые в виде образов регистрируются органами чувств.

Именно эти образы, возникающие в процессе чувственного познания, называются ощущениями. Мозг, обрабатывая и интерпретируя полученный образ, превращает его в факт сознания - нечто, что можно назвать конкретным словом.

Само существование сознания и, как следствие, мышления определяется наличием ощущений. Утрата функциональности одним из органов чувств ведёт к дефициту необходимой информации. Последствия этого могут быть различными: от ухудшения памяти до необратимых деформаций психики. В то же время увеличивается число и качество образов, получаемых исправно работающими органами чувств. Происходит своего рода компенсация. Другим свойством сознания, тесно связанным с ощущениями, является создание синестезий: один орган чувств провоцирует формирование образа, за который обычно отвечает другой орган . Например, чувствуя цветочный запах, человек представляет цветок визуально или, едва увидев яблоко, уже представляет его вкус.

Описанные выше ситуации представляют собой лишь вероятные комбинации образов, получаемых от разных органов чувств. На деле же каждый из них обладает своими спецификой и свойствами, поэтому невозможно, например, спутать звук со вкусом.

Но несмотря на существенные различия в видах и свойствах ощущений, можно выделить общие характеристики:

Следует отдельно отметить, какие представления существуют о пороге ощущений в психологии. Помимо чисто утилитарного определения, используемого для постулирования определения интенсивности ощущения, существуют другие следствия самого факта существования порогов восприятия. Один из самых важных выводов состоит в наличии чёткой взаимосвязи между абсолютным нижним порогом и чувствительностью анализатора: чем ниже порог, тем выше чувствительность. Это легко объясняется: затруднения в получении необходимой информации требуют развития способов её получения.

Последнее соображение подтверждается не только при помощи логических операций, но и данными науки. Так, установлено, что органы чувств не только совершенствовались в процессе эволюции, но и совершенствуются в онтогенезе (индивидуальном развитии) каждой особи. Разумеется, различные анализаторы обладают различной чувствительностью.

Соотношение и реализация вышеприведённых характеристик ощущений зависит от многих факторов. Не последнюю роль в их комбинации играют возраст, здоровье и условия деятельности индивида. Предполагается, что в абсолютной темноте здоровый молодой человек способен различить очень слабый источник света (например, лучину или свечу) на расстоянии вплоть до 27 км. С возрастом или при наличии заболеваний эта цифра неизбежно снижается.

Органы чувств делают возможным не только регистрацию наличия/отсутствия раздражителя, но и позволяют фиксировать различия по силе и интенсивности между двумя раздражителями. Данная величина называется разностным порогом и является относительной. Это проявляется в том , что для осознания произошедшего изменения в восприятии раздражителя, требуется совершить к последнему некое приращение, зависящее от исходной силы воздействия. Проще говоря, чем больше величина исходного раздражения, тем большее приращение к ней требуется.

Принципы классификации ощущений

Наличие общих свойств не отменяет многообразие раздражителей и значительное количество способов их воздействия на органы чувств делают необходимым введение различных критериев их систематизации по классам. В основу классификации , в зависимости от преследуемых целей, могут быть положены как физиологические критерии, так и чисто психологические. Поскольку в обоих случаях речь по большей части идёт об одном и том же ощущении, обе классификации тесно связаны друг с другом.

Классификация по расположению и функциям рецепторов

Итак, одна из классификаций ощущений в психологии базируется на расположении рецепторов и характера отражения формируемого ими образа:

  1. Интероцептивные. Их рецепторы располагаются во внутренних органах и тканях тела и отражают непосредственно их состояние. В нормальных условиях передаваемая такими рецепторами информация находится за пределами нижнего порога чувствительности. Это своего рода первоклассно оборудованная химическая лаборатория: интерорецепторы собирают и передают в мозг информацию о наличии или отсутствии как вредных, так и полезных веществ, определяют химический состав жидкостей организма. Кроме того, именно интерорецепторы уведомляют мозг об изменениях температуры тела или давления. В критической ситуации, когда в работе внутренних органов происходят сбои в силу болезни или какой-либо причины внешнего характера, возникают болевые ощущения.
  2. Проприоцептивные, суть которых состоит в создании и последующей передаче в мозг образа о положении тела в пространстве и совершаемом им движении. Это осуществляется при помощи рецепторов, расположенных в связках и мышцах.
  3. Экстероцептивные ощущения ориентированы на восприятие и отражение свойств предметов и явлений внешней среды. Их рецепторы расположены на поверхности тела и делятся на контактные и дистантные. Как следует из самого названия, для функционирования контактных рецепторов необходимо прямое воздействие раздражителя на них (осязание, вкус). Дистантные рецепторы получают информацию от удалённого объекта и формируют звуковые, визуальные и обонятельные образы.

Разумеется, все вышеприведённые виды рецепторов и создаваемые ими образы не существуют изолированно друг от друга. Часто для получения одного ощущения требуется комплекс информации, собираемой экстероцепторами и интероцепторами. К примеру, представление о положении тела в пространстве не только создаётся при участии проприоцепторов, но и неизбежно дополняется зрительным образом.

Другая классификация базируется на участии в формировании ощущения различных органов чувств. В значительной мере само понятие об ощущениях стало возможно лишь благодаря наличию этих органов и желанию понять принципы их функционирования. Соответственно, можно выделить вкусовые, зрительные, обонятельные, тактильные и слуховые ощущения.

Тактильные ощущения (осязание) могут считаться лидером по количеству получаемой и передаваемой информации. Происходит это благодаря тому , что осязание задействует оба вида экстероцепторов (расположены по всей площади кожи) и, таким образом, может фиксировать как прикосновения, так и температуру.

Обоняние обеспечивает человека информацией о запахах, игравших огромную роль в жизнедеятельности животных ещё доисторических эпох. Об огромном значении обоняния свидетельствует тот факт, что воспринимающие запахи рецепторы находятся на выступающей вперёд части тела, а информация о них передаётся в мозг по самой короткой и прямой траектории.

Вкусовые ощущения бывают четырёх видов: сладкое, солёное, кислое и горькое. На базе этих модальностей складывается вся палитра вкусов, подобно тому, как цветовая гамма складывается из базовых красного, жёлтого и синего. Вкус тесно связан с обонянием, поскольку вызывается одними и теми же молекулами вещества, но воспринимаемыми разными рецепторами. Убедиться в существовании этой связи легко на собственном примере: когда во время простуды заложен нос, вкус еды либо пропадает вовсе, либо полностью меняется.

Зрительные

Зрительные ощущения вызываются электромагнитными волнами определённой длины. Человеческий глаз воспринимает лишь часть спектра: от красного до фиолетового. И хотя инфракрасное и ультрафиолетовое излучения оказывают значительное влияние на человека, узнать об этом можно лишь по последствиям. В комплексе зрительных ощущений можно выделить:

  • ахроматические (переход от абсолютной темноты к свету через оттенки серого);
  • хроматические (отражают все цвета гаммы с их оттенками);

В психологии отмечается, что различные цвета и их комбинации способны оказывать различное эмоциональное воздействие на человека. Этот факт используется в различных тестах (например, тест Люшера).

Слуховые

Слуховые ощущения по своей природе близки к зрительным: они тоже вызываются волнами определённого диапазона. За пределами слышимости остаются инфра- и ультразвук. Звук определяется тембром (иначе, окраска звука), длительностью, высотой (зависит от частоты колебаний волны) и громкостью (определяется периодом колебания волны). Различаются три вида звуковых ощущений: шумы, речь и музыка.

Шпоры по Основам психологии и педагогики

    Психология как наука:предмет, объект, основные задачи на современном этапе.

Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека. Этапы развития психологии : 1) психология выступала как наука о душе. Аристотель «трактат о душе». 2 точки зрения: материалистическая (демократ и Аристотель) – считает что психология является материалистичной идеалистическая (Платон) – душа не имеет ничего общего с материей, она идеальна. Платон разделил все душевные явления на разум (интеллект), мужество, волю, вожделение. Разум размещается в голове, мужество в груди, вожделение в брюшной полости. 2) 17 век. Основными методами изучения психических объектов считается самонаблюдение. В этот период были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. В 18в. в научном обиходе появляется термин «психология» (в книге немецкого философа Вольфа). История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879г. в основном немецким психологом В. Вундтом в Лейпциге в первой в мире экспериментальной лабораторией. В 1885г. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. Основоположником отечественной научной психологии считают И.М. Сеченова – книга «Рефлексия головного мозга». 3) 19-20вв. Изучение условных рефлексов и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований. Уотсон – наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека. Психология – наука о поведении. 4) Современный. Для этого этапа характерно многообразие подходов к сущности психики. Превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающей интересы практической деятельности человека.

2.Индивид,личность,индивидуальность.

Человек - существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (спо­собное к любому виду деятельности); существо целостное (ин­тегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала)

Индивид - существо, принадлежащее к человеческому роду.

Личность - социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующее в общественном развитии и выполняющее определенную социальную роль.

Индивидуальность подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других.

При всей многогранности понятие «индивидуальность», в первую очередь, обозначает духовные качества человека.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» заключены различные измерения духовной сущности человека. Со словом «личность» обычно употребляют такие эпитеты, как сильная, энергичная, независимая, подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим - яркая, неповторимая, творческая.

В русском языке понятие «личность » долго носило оскорбительный оттенок и означало личину. Личина, под которой скрывалось истинное лицо (маска, надеваемая скоморохами на спектаклях).

В Древней Греции этим термином обозначалась маска, носимая актерами во время спектаклей, а также исполняемые ими роли. Древнегреческий философ Теофаст в трактате «Этические характеры» (318 г. до н.э.) выделил более 30 личностных типов (болтун, льстец, хвастун, притворщик и т.д.).

Современная энциклопедия дает два толкования понятия «личность»: 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.

Факторы формирования личности: биологический (наследственность) 60% социальный (воздействие на личность социальной среды) 40% Понятие «личность» отличают от понятий «индивид» и «индивидуальность». Личность формируется под влиянием общественных отношений, культуры, непосредственного окружения и обусловлена также биологическими особенностями. В настоящее время в совокупности с другими понятиями (индивид, личность, человек) подчеркивает индивидуальность человека, его социальную значимость. Личность как социально-психологическое явление предполагает определенную иерархическую структуру.

Развитие личности зависит от деятельности, от ее активности -в свою очередь личность проявляется в деятельности.

3.Характеристика ощущений как психического процесса. Виды ощущений.

Изучение психики как развивающейся динамической системы принято начинать с ее элементарных составляющих. Уже в рамках ассоцианизма, в качестве простейшего элемента психики (и единицы ее анализа) было выде­лено ощущение. Оно рассматривалось как первичное по отношению к бо­лее сложным (вторичным) психическим образованиям - представлениям, мыслям, чувствам и др.

Итак, первую ступень чувственного познания мира составляют разнообраз­ные ощущения, на основе которых складываются целостные образы вос­приятия.

С древнейших времен ощущение выступает главным признаком одушев­ленности живого существа. Так, на заре психологической мысли, Аристо­тель в своем учении о душе относил ощущение, наряду со способностью к свободному перемещению, к основным функциям так называемой животной души, отличающим ее от души растительной.

В свете современных воззрений, ощущение - это простейший психиче­ский процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений ок­ружающего мира, а также внутренних состояний организма при непо­средственном воздействии материальных раздражителей (стимулов) на соответствующие им органы чувств (рецепторы).

Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Физиологической основой ощущения является работа анализатора (уши, нос, глаза, язык). Виды ощущений: экстерорецептивные – отражают свойства предметов и явлений внешней среды: зрительные, слуховые, обонятельные, температурные, тактильные ощущения. Интерорецептивные – отражают свойства, составляющие внутренние органы, болевые ощущения, осуществление равновесия, органические ощущения. Прориоцептивные – предоставляют информацию состоянии мышечной системы, о положении тела в пространстве и т.д. Свойства ощущения: 1) адаптация – повышение или понижение чувствительности анализатора в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. 3 вида адаптации: адаптация как полное исчезновение ощущений притупление ощущений повышение чувствительности 2) контраст – когда слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременным раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность 3) синестезия – возникает под влиянием раздражения одного анализатора.Ощущение характерного для другого анализатора. 4) пороги ощущений – верхний, нижний и абсолютный.