Подлодки 1 мировой войны. Подводный козырь

К началу Первой Мировой войны все морские державы можно было достаточно несложно разделить на главные, имеющие значительные военно-морские силы с разнообразными и многочисленными кораблями всех классов, и второстепенные, обладающие лишь сугубо местными флотами, включающими, в лучшем случае, немногие десятки малых единиц и лишь отдельные крупные боевые суда. К первым, безусловно, можно отнести Британию, США, Германию, Россию и Францию; с некоторым сомнением к ним можно приплюсовать еще и Италию. В обширный круг вторых попадает большинство остальных стран Европы и наиболее развитые государства Латинской Америки. Ну, а в третью категорию – стран, ВМС которых можно рассмотреть только в лупу, относились прочие страны мира, обладатели разве что пары-другой совсем малых канонерских лодок (иногда гордо именуемых «крейсерами») и других корабликов, боевым значением уже совсем не обладавших.

В эту почти стройную систему проблематично включить только одну имперскую державу, Австро-Венгрию. С одной стороны, двуединая монархия (часто презрительно именуемая «лоскутной» по причине наличия в ее составе массы различных по традициям и религии народов) явно претендовала тогда на роль одной из ведущих стран Европы, опираясь при этом главным образом на весьма многочисленную (хотя, как на деле выяснилось, не слишком боеспособную) армию, но не забывая и флот, хотя на него оставалось совсем немного средств. Австрийские инженеры (так же на самом деле представители разных народов) оказались весьма изобретательными и сумели создать вполне приличные, очень рациональные, а местами и просто выдающиеся корабли. С другой стороны, флот этот никак нельзя назвать ни «мировым», ни даже в полной мере средиземноморским, поскольку его предполагаемой сферой действия оставалось совсем небольшое Адриатическое море, куда, собственно, и выходило все побережье империи.

Тем не менее, последние Габсбурги стремились поддерживать свои ВМС на должном уровне. И, когда подводные лодки ведущих морских держав начали «совершать вылазки» из своих баз, так же пожелали иметь их в составе флота. Напомним, что еще в начале XX века австро-венгерская делегация посетила США на данный предмет, и после долгих осмотров и переговоров закупила проект у фирмы Саймона Лэйка, известного нам как создателя «подводных колесниц».

Ему пришлось убрать из заказного проекта совершенную экзотику в лице использования водолазов в качестве «средства поражения», заменив их ставшим уже традиционным торпедным аппаратом. Но любимый им «рудимент» – колеса для ползанья по дну – остались.

Контракт, подписанный в конце 1906 года, предусматривал, что две лодки будут строиться в самой Австрии, на заводе-арсенале в главной базе в Поле: инженеры империи вполне разумно хотели получить не только сами «изделия», но еще и технологии, и навыки в их постройке. В конце концов, как мы помним, с этого начинали и по-настоящему великие морские державы. Лодки заложили летом следующего года и благополучно, хотя и неспешно, в течение трех лет, достраивали, испытывали и вводили в строй. Вместо названий они получили то же обозначение, что и германские, Unterseeboote, или сокращенно, «U» с номером, благо, официальным государственным языком империи был тот же немецкий.

Шедевром результат назвать, конечно, сложно, как и большую часть продукции Лэйка. Небольшие, тихоходные субмарины с бензиновым мотором внутреннего сгорания, штурвалом, устанавливаемым на мостике только после всплытия, и балластными цистернами над прочным корпусом, заполняемыми посредством насосов, едва ли можно считать боевыми. Несложно представить, насколько неустойчивыми они оказывались при погружении, которое к тому же занимало 8-10 минут! Тем не менее, небогатый австрийский флот относился к ним весьма трепетно. В то время как в других странах такие первые кораблики с началом боевых действий безжалостно выводили из строя и отправляли на металл, на «U-1» и «U-2» заботливо заменили бензомоторы на дизели и установили новые аккумуляторы. И использовали их весьма интенсивно, до начала войны – для тренировок (обе лодки совершали до десятка выходов в море в месяц!), а в 1915 году, после вступления Италии на сторону Антанты, они использовались для обороны своего «гнезда» – базы в Поле. И так до поражения Центральных держав в 1918 году. В виде своеобразного издевательства «колесные» субмарины при разделе флота побежденных попали к извечным соперникам, итальянцам, которые спустя несколько лет пустили этот «почетный трофей» на металл.

Подводная лодка « U -4»

Австро-Венгрия, 1909 г.

Строилась фирмой «Deutschewerft» в Киле. Тип конструкции – двухкорпусный. Водоизмещение надводное/подводное – 240/300 т. Размеры: длина 43,2 м, ширина 3,8 м, осадка 2,95 м. Материал корпуса – сталь. Глубина погружения – до 40 м. Двигатель: 2 бензиновых мотора мощностью 1200 л.с. и 2 электромотора мощностью 400 л.с. Скорость надводная/подводная – 12/8,5 уз. Вооружение: два 450-мм торпедных аппарата в носу, во время войны установлено одно 37-мм орудие, впоследствии заменено на 66-мм. Экипаж – 21 чел. В 1909 построено 2 единицы – «U-3» и «U-4». «U-3» погибла в 1915 г. «U-4» после войны передана Франции и сдана там на слом.

Гораздо более удачной оказалась вторая покупка, на этот раз у своего наиболее близкого союзника. Речь идет о «U-3» и «U-4», проделавших «дырку» в стройной нумерации германских субмарин. Эти лодки из числа самых первых Германия предпочла продать, получив деньги и опыт строительства. Не погнушавшись попыткой обмануть «братьев по расе»: продавцы очень захотели сэкономить на заказе, подменив некоторые удачные, но дорогостоящие технические решения более «бюджетными», посчитав, что неопытные австрийцы не обратят на это внимания. Не тут-то было: покупатели уже несколько поднаторели в деле, торгуясь с Лэйком. В итоге, через два года «двуединая монархия» получила свой первый германский подводный «лоскут», надо сказать, весьма удачный. Лодки совершили круиз вокруг половины Европы, правда, на буксире. Достигнув базы в Поле, они быстро получили полное признание у новых хозяев, так же как предшественницы, приступив к активной тренировочной деятельности. Хотя к началу войны эти небольшие субмарины уже никак нельзя было назвать современными, как мы увидим, использовали их в боевых действиях на полную катушку.

Одновременно с заказом этой пары у немцев австрийцы упорно пришивали к своему пестрому «подводному одеялу» еще один «лоскут». Источников новой техники в данной области было немного, при том Франция, находившаяся в противоположном военно-политическом лагере начисто исключалась. Как и Россия, остававшаяся едва ли не первым возможным противником. По сути, помимо Германии, сильно занятой развитием собственных подводных сил (напомним – к этому моменту там имелось только 2 (!) субмарины), оставались лишь Соединенные Штаты. Лэйковская продукция вызывала большое сомнение, поэтому прямой путь вел в «Электрик Боут Компани», все еще клепавшую субмарины под именем Холланда.

Австро-Венгрия в то время занимала своеобразное положение в мире. В частности, у нее оставались весьма давние связи с Британией в области производства морского вооружения. Главную роль в том играла фирма англичанина Уайтхеда, уже давно обосновавшаяся в австрийском тогда порту Фиуме близ Триеста (ныне словенская Риека). Именно там проводились опыты с первыми самодвижущимися торпедами; на его же заводе развернули и производство смертоносных «рыбок», ставших главным оружием подводных лодок. И вот в 1908 году Уайтхед решил включиться в постройку и самих субмарин. Неудивительно, если вспомнить финансовые условия, на которых в разных странах создавались первые боевые подводные суда: прибыль могла достигать десятков процентов. (Хотя и риск был очень большой: вспомним длинный ряд разорившихся фирм.) Пока же восторжествовала полная «лоскутность»: австрийская фирма с британским владельцем закупила лицензию на производство пары лодок у «Электрик Боут» по типу американского «Октопуса». Точнее, не на производство, а на сборку – по той же схеме, что и Россия. Субмарины строились на верфи в Ньюпорте, затем разбирались, перевозились через океан на транспортах и попадали для окончательной сборки в Фиуме к Уайтхеду.

Что касается самих лодок, то об американской продукции первого поколения уже много говорилось. «Огурцы» обладали плохой мореходностью; впрочем, по умолчанию считалось, что австрийцы и не будут отпускать их далеко от базы, на что указывает, в частности, более чем своеобразная особенность: наличие снимаемого мостика, с которым лодки могли совершать походы только в надводном положении. Если в походе планировалось погружение, мостик следовало оставлять в порту! В этом случае при движении на поверхности вахтенному приходилось проявлять акробатические способности, балансируя на крышке люка. Никуда не делись и традиционные проблемы, связанные с использованием бензинового двигателя.

Подводная лодка « U -5»

Австро-Венгрия, 1910 г.

Строилась фирмой «Electric Boat» в США, собиралась на госверфи в Поле. Тип конструкции – однокорпусный. Водоизмещение надводное/подводное – 240/275 т. Размеры: длина 32,1 м, ширина 4,2 м, осадка 3,9 м. Материал корпуса – сталь. Глубина погружения – до 30 м. Двигатель: 2 бензиновых мотора мощностью 1000 л.с. и 2 электромотора мощностью 460 л.с. Скорость надводная/подводная – 10,75/8,5 уз. Вооружение: два 450-мм торпедных аппарата в носу; во время войны установлено одно 37-мм орудие, впоследствии заменено на 66-мм. Экипаж – 19 чел. В 1909–1910 гг. построено 2 единицы – «U-5» и «U-6». «U-12» достраивалась по частной инициативе фирмы, куплена флотом в 1914 г.

«U-6» затоплена экипажем в мае 1916 г., «U-12» погибла на минах в августе того же года. «U-5» после войны передана Италии и сдана там на слом.

Тем не менее, пока обе лодки, «U-5» и «U-6», по договоренности уже принимаемые в состав имперского флота, собирались на его заводе, Уайтхед решил построить еще и третью, на свой страх и риск. Хотя в проект внесли некоторые улучшения, представители ВМС начисто отказались от приемки, ссылаясь на отсутствие какого-либо контракта. Так что Уайтхед получил свой «страх и риск» в полной мере: уже построенную лодку теперь надо было куда-то пристраивать. Англичанин пустился во все тяжкие, предлагая «сироту» правительствам самых различных стран, от благополучной Голландии до крайне сомнительной в отношении флота Болгарии, включая заокеанскую экзотику в лице Бразилии и далекого Перу. Довольно-таки безуспешно.

Спасла Уайтхеда война, в которой его родная страна участвовала на противоположной стороне! С началом боевых действий австрийский флот стал куда менее разборчивым и купил у него третьего «холланда». Лодка вошла в состав флота как «U-7», но плавать под этим номером ей не пришлось: уже в конце августа 1914 года обозначение сменили на «U-12». На всю тройку установили постоянные мостики и дизели, после чего выпустили в море. И не зря: именно с этими весьма примитивными субмаринами связаны наиболее громкие победы австрийских подводников, да и всего имперского флота.

Причины, заставившие принять в состав флота долго отвергаемую им до того и уже морально устаревшую субмарину, понятны. К началу Первой Мировой войны подводные силы Австро-Венгрии находились в плачевном состоянии – только пять, способных выйти в море, лодок. И пополнения им ждать не приходилось, поскольку собственного производства так и не удалось наладить. Отстраненный от «кормушки» Уайтхед продолжил сотрудничество с американцами и стал подрядчиком «Электрик Боут» по постройке на экспорт. Заводу в Фиуме удалось поставить три лицензионных «холланда» в Данию. За процессом внимательно следили австрийские офицеры и чиновники, засвидетельствовавшие отличное качество постройки. Поэтому с началом войны флот не только принял многострадальную «U-7», но и предложил британскому фабриканту построить еще четыре единицы по тому же проекту от «Электрик Боут». Уайтхед, финансовое положение которого в результате всех этих событий пошатнулось, с облегчением согласился. Однако возникла проблема с теми комплектующими, которые изготавливались в США. За океаном отнюдь не желали нарушать нейтралитет в пользу потенциального противника и наложили запрет на поставку.

В результате последовала уже не раз описанная история. «Подозрительного иностранца» Уайтхеда отстранили от начатого им и только что поднявшегося с колен бизнеса. Австрийцы создали подставную фирму, «Акционерное общество «Венгерские подводные лодки», на самом деле полностью подчиненную флоту, которой передали оборудование и персонал с уайтхедовского завода. Как бы в наказание за несправедливое притеснение, последовали уже внутренние разборки. «Второй компонент» двуединой монархии, венгры, всерьез захотели строить те самые субмарины. Государственный заказ всего на четыре единицы стали рвать на части. В итоге по компромиссу одна пара досталась фирме «Стабилименто Технике Триестино», что крайне отрицательно сказалось на сроках и качестве постройки. Всю серию, «U-20» – «U-23», смогли поставить только к началу 1918 года, когда флоты всех уважающих себя стран уже избавились от подобных безнадежно устаревших образцов первых серийных «холландов» в своем составе.

Подводная лодка « U -21»

Австро-Венгрия, 1917 г.

Строилась на госверфи в Поле. Тип конструкции – однокорпусный. Водоизмещение надводное/ подводное – 173/210 т. Размеры: длина 38,76 м, ширина 3,64 м, осадка 2,75 м. Материал корпуса -сталь. Глубина погружения – до 30 м. Двигатель: 1 дизель мощностью 450 л.с. и 1 электромотор мощностью 160 л.с. Скорость надводная/подводная 12/9 уз. Вооружение: два 450-мм торпедных аппарата в носу, одно 66-мм орудие. Экипаж -18 чел. В 1917 г. было построено 4 единицы: «U-20» -«U-23». «U-20» потоплена итальянской подводной лодкой в 1918 г., частично поднята в 1962 г., рубка отправлена в музей. «U-23» потоплена в том же году. Две другие после войны переданы союзникам и сданы на слом.

Так буквально раздираемая внутренними противоречиями Австро-Венгрия еще раз продемонстрировала, что ведущей морской державой она все же не является. Правда, австрийцы за полтора года до начала войны успели провести конкурс на новый проект, предсказуемо выигранный немцами. В итоге, «Дойчеверфт» получила заказ на пять единиц с характеристиками, в сущности, очень близкими к стандартным германским субмаринам. Крупные (635 т в надводном положении) и хорошо вооруженные «U-7» – «U-11» (вот куда пошел «пропавший» 7-й номер) могли бы стать, несомненно, очень ценным приобретением. Но не стали: с началом военных действий их перегонка вокруг Европы через ставшие теперь вражескими воды Британии и Франции представлялась совершенно невозможной. На этом основании немцы конфисковали австрийский заказ, доработали проект в соответствии с первым опытом и достроили уже для себя.

Так монархия Франца-Иосифа «осталась на бобах». Настойчивые призывы к союзнику привели к тому, что Германия выслала на Средиземное море свои лодки. Естественно, имея в виду прежде всего собственные интересы. Именно там проходили совершенно незащищенные коммуникации союзников, обещавшие подводникам «тучные нивы». Так оно и оказалось: как раз в Средиземноморье поставил свои ошеломляющие рекорды Лотар Арно де ла Перьер и другие «чемпионы» в уничтожении торговых судов. Базироваться они могли, естественно, только в австрийских портах. Путь на Средиземноморье проложила «U-21» под командованием знаменитого Отто Херзинга, благополучно достигшая Катарро, доказав тем самым возможность перехода лодок на столь большие расстояния вокруг Европы … как раз вскоре после конфискации австрийского заказа.

За «U-21» потянулись другие «немки». Всего за 1914–1916 годы в Адриатику прибыли аж 66 единиц, большие – своим ходом (таковых было 12 штук), разборные прибрежные UB и DC – по железной дороге. Весьма иронично то, что все они стали… как бы австрийскими! Правда, чисто формально; причина заключалась в своеобразной дипломатическо-юридической хитрости. Дело в том, что Италия долго, до конца мая 1915 года, оставалась нейтральной, а затем вступила в войну только с Австро-Венгрией. Но не с Германией, до объявления войны которой прошел целый год. И на этот срок немецкие субмарины получили австрийские обозначения и подняли флаг империи Габсбургов, что позволяло им проводить атаки, не считаясь с нейтралитетом Италии. Притом на субмаринах оставались германские экипажи, а командовали ими признанные асы подводной войны могучего северного соседа. Лишь в ноябре 1916 года продолжение этой, шитой белыми нитками маскировки стало ненужным. Немцы подняли свои флаги и окончательно вышли из тени.

Подводная лодка « U -15»

Австро-Венгрия, 1915 г.

Строилась фирмой «Deutschewerft» в Германии. Тип конструкции – однокорпусный. Водоизмещение надводное/подводное – 127/142 т. Размеры: длина 28,1 м, ширина 3,15 м, осадка 3,0 м. Материал корпуса – сталь. Глубина погружения – до 40 м. Двигатель: 1 дизель мощностью 60 л.с. и 1 электромотор мощностью 120 л.с. Скорость надводная/подводная – 6/5 уз. Вооружение: два 450-мм торпедных аппарата в носу. Экипаж – 15 чел. В 1915 г. доставлены в Полу и собраны 5 единиц: «U-10», «U-11», «U-15» – «U-17». «U-16» потоплена в мае 1917 г., остальные после войны переданы Италии и сданы на слом в 1920 г.

Подводная лодка « U -52»

Австро-Венгрия, проект 1916 г.

Строилась на верфи «Стабилименто Текнико Триестино» в Триесте. Тип конструкции – двухкор-пусный. Водоизмещение надводное/подводное – 848/1136 т. Размеры: длина 76 м, ширина 6,79 м, осадка 3,47 м. Материал корпуса – сталь. Глубина погружения – до 45 м. Двигатель: 2 дизеля мощностью 2480 л.с. и 2 электромотора мощностью 1200 л.с. Скорость надводная/подводная -15,5/9 уз. Вооружение: четыре 450-мм торпедных аппарата (по 2 в носу и корме), два 100-мм орудия. Экипаж – 40 чел. Было заказано 4 единицы, «U-52» – «U-55», реально заложены были только две.

Австрийцы прекрасно понимали, что их используют в унизительной роли ширмы. Последовали слезные просьбы к союзнику хоть чем-то заменить конфискованные субмарины. И немцы пошли навстречу, передав весной 1914 года пару крошек типа UB-I: «UB-1» и «UB-15», затем перевезли в разобранном виде по железной дороге в Полу, где довольно быстро собрали. Новые хозяева переименовали их в «U-10» и «U-11». Руководству флотом Австро-Венгрии пришлись по душе и сами лодки и особенно та скорость, с которой их удалось получить. Результатом новых просьб стала поставка еще трех «малышек»: «U-15», «U-16» и «U-17». Так немцы отделались пятью маленькими и примитивными лодками вместо такого же числа конфискованных больших. А «лоскутная империя» вновь оставалась с ущербным прибрежным подводным флотом.

Правда, Германия не собиралась оставить своего союзника совсем уж «безлошадным». Но – за деньги. Летом 1915 года частная фирма «Везер», признанный к тому времени строитель субмарин, заключила с австрийскими коллегами из Триеста, «Кантиере Навале», договор о постройке по лицензии усовершенствованных «малышек» типа UB-II. Поскольку расплачиваться все равно пришлось бы флоту, постройка сулила прибыль и, естественно, началась традиционная грызня между обоими «головами» империи. На этот раз венгры ухватили половину, будущие «U-29» – «U-32». Их взялась поставить фирма «Ганц унд Данубиус», основные предприятия которой располагались… в Будапеште. Довольно далеко от морского побережья! Поэтому сборку пришлось все же проводить на филиале Ганца в Фиуме.

Проблем хватало не только у венгров. Австрийская «Кантиери Навале» тоже страдала от недостатка квалифицированных рабочих рук и необходимого оборудования. Попытка создать цепочку поставщиков по образцу немецкой в условиях империи привела только к пародии. Контрагенты постоянно задерживали детали и оборудование, и маленькие лодки строились недопустимо долго, в несколько раз дольше, чем в Германии. Они начали входить в строй лишь в 1917 году, причем последней стала как раз «австрийская» «U-41». Ей же принадлежит сомнительная честь оказаться последней субмариной, вошедшей в состав «лоскутного» флота.

Если такая печальная история случилась с малыми лодками, то понятно, что произошло с более амбициозным лицензионным проектом. Тогда же, летом 1915 года, лидер подводного судостроения «Дойчеверфт» согласилась передать Австро-Венгрии чертежи вполне современной субмарины надводным водоизмещением 700 тонн. И вновь в «двуединой» последовали длительные политические маневры, результат которых стал сокрушающим: обе единицы достались венгерской «Ганц унд Данубиус». Итог очевиден. К моменту капитуляции, в ноябре 1918 года головная «U-50» по отчетам фирмы якобы была почти готова, однако проверить это уже не предоставлялось возможным. Ее вместе с совсем неготовой напарницей за номером 51 отправили на разделку новые обладатели, союзники. Интересно, что за месяц с небольшим до того флот выдал заказ на строительство еще двух единиц того же типа, кстати, получивших номера 56 и 57, но их не успели даже заложить.

Номерная «дырка» с 52-го по 55-й предназначалась для еще одной попытки развернуть производство субмарин. На этот раз формально чисто отечественных. Хотя в проекте А6 фирмы «Стабилименто Технике Триестино» довольно отчетливо проглядываются, как несложно догадаться, германские идеи и технические решения. Привлекает внимание мощное артиллерийское вооружение – две 100-миллиметровки. Впрочем, о преимуществах и недостатках этих субмарин можно только предполагать. К моменту окончания войны они находились почти в том же положении, что и в момент заказа: на стапеле имелись только части киля и стопка листов обшивки. Как и в случае с 700-тонными лодками, заказ на еще две единицы, «U-54» и «U-55», выдали в сентябре 1918 года – издевательство над собой и здравым смыслом.

К сожалению, далеко не последнее. Хотя постройка лицензионных UB-II у «Кантиере Навале» шла ни шатко ни валко, через год после получения заказа фирма возжелала строить значительно более крупные и сложные технически UB-III. Тот же «Везер» охотно продал все необходимые бумаги на свой вариант проекта. Излишне говорить о том, что парламенты и правительства Австрии и Венгрии (а их в двуединой монархии имелся полный двойной комплект) вошли в привычный «ближний бой» за заказы. Потратив на бесполезные дебаты и переговоры драгоценное время, стороны «повисли на канатах». Сомнительная победа по очкам досталась австрийцам, урвавшим шесть лодок заказа; на еще четыре получили венгры. И хотя в отличие от собственных разработок в наличии имелся полный комплект рабочих чертежей и вся документация, эти лодки так и не коснулись поверхности воды. На момент капитуляции готовность даже наиболее продвинувшейся в постройке головной «U-101» не достигла и половины. Четырех заложенных «мучениц» разобрали, а остальные, по сути, фигурировали только на бумаге. И здесь последний заказ на дополнительные три единицы, «U-118» – «U-120», выдали в том же сентябре 1918 года.

Между тем, уязвленные «недостачей» в две единицы, венгры требовали своей доли. Не желая связывать себя заключенным соперниками договором с «Везером», пресловутый «Ганц унд Данубиус» обратился к «Дойчеверфт». Конкурентам пришлось, по сути, дела дважды покупать один и тот же проект UB-III, в чуть различной фирменной проработке – «двуединость» проступила здесь во всей своей красе. Итог у них оказался примерно одинаковым: венгерская фирма заложила шесть единиц, но их готовность на роковой ноябрь 1918-го оказалась еще меньшей, чем у «Кантиере Навале».

Несмотря на явную неспособность своих горе-производителей, под конец войны правительство империи щедро раздавало заказы. Чтобы венграм не было горько, им в сентябре заказали для строительства субмарины под номерами со 111 по 114. А чтобы обидно не было и австрийцам, их вновь созданная фирма «Аустрияверфт» была осчастливлена заказом на еще одну тройку UB-III под номерами 115, 116 и 117. От всех этих щедростей остались только сами номера; ни одну из лодок за оставшиеся полтора-два месяца до окончания войны не успели даже заложить. На том историю австро-венгерских субмарин, как видно, в большинстве своем не законченных или чисто виртуальных можно завершить. Видимо, навсегда.

Наблюдая за беспомощными потугами и бессмысленной грызней в стане своего главного союзника, Германия попыталась хоть как-то скрасить ситуацию. Но не без пользы для себя. В конце 1916 года немцы предложили купить пару единиц того же типа UB-II из числа уже имеющихся на Адриатике – за наличные в золоте. В казне империи гулял сквозняк, но на лодки деньги нашлись. Покупка «UB-43» и «UB-47» состоялась, хотя немцы честно и с некоторым презрением к «побирушкам» признавались, что избавляются от устаревшей техники. Австрийцы получили сильно изношенные корабли, и это при слабой ремонтно-технической базе.

Боевое применение

Стоит отметить, что при всех этих, мягко говоря, неприятностях, малочисленный австро-венгерский подводный флот упорно сражался, достигая заметных успехов, но и неся потери, правда, которые в десятки раз уступали нанесенному ими союзникам ущербу. По описанным выше причинам любая единица представляла собой большую ценность, и лодки, по возможности, тщательно ремонтировали и модернизировали.

Первой мерой в начале 1915 года стала установка пушек. Понятно, что на совсем не крупных субмаринах разместить что-либо серьезное было крайне затруднительно. И первоначально ограничились 37-миллиметровками. Причем даже в этом случае возникли сложности. Так, на самых старых (из действующих) «немках» «U-3» и «U-4» эту «артиллерию» разместили на каком-то огрызке тумбы непосредственно на совершенно не приспособленной к тому небольшой надстройке, так что заряжать и стрелять из пушчонки приходилось либо стоя сбоку на палубе, вытянувшись во весь рост, либо лежа на выступе надстройки и только по курсу. Тем не менее, обе лодки храбро вступили в боевые действия.

Их ждала принципиально разная судьба. «U-4» уже в ноябре 1914 года пустила на дно свою первую жертву, небольшой парусник. В феврале следующего года к нему прибавились еще три, на этот раз захваченных и отправленных в свой порт. А затем началась настоящая охота «U-4» на крейсера. В мае ее целью стал небольшой итальянский «Пулья», которому повезло увернуться от торпеды. В следующем месяце под ее выстрел из-под воды попал британский новый и ценный крейсер «Дублин», который к тому же охраняли несколько эсминцев. Этот очень ценный для союзников на Средиземноморье корабль едва удалось спасти. А на следующий месяц его ждала самая громкая победа: у острова Пелагоза «U-4» под командой Рудольфа Зингуле подкараулила итальянский броненосный крейсер «Джузеппе Гарибальди» и пустила его ко дну двумя торпедами. Затем ее жертвой стало… судно-ловушка «Пантеллерия», не справившееся со своей задачей и успешно торпедированное. Ближе к концу года лодка опять перешла на «британцев», с которыми везло несколько меньше: и устаревший бронепалубный «Даймонд» и новый легкий крейсер типа «Бирмингем» благополучно избежали попаданий.

В конце 1915 года субмарину вновь усилили, установив 66-мм орудие в дополнение к малополезной 37-миллиметровке, и она переключилась на торговые суда. Имел место только один «крейсерский рецидив»: попытка атаковать итальянский легкий крейсер «Нино Биксио», с тем же результатом, что и англичан. Зато торговые суда следовали на дно одно за другим. Интересно, что без участия новой пушки: свои жертвы «U-4» упорно топила торпедами. Она благополучно прослужила до конца войны, став наиболее «долгоживущей» субмариной австро-венгерского флота. После окончания войны ее постигла общая для лодок побежденных судьба. По результатам раздела она была передана Франции, где пошла на металл.

Совсем другая участь выпала «U-3», которая завершила свою краткую боевую карьеру уже в августе 1915-го. Пытаясь атаковать итальянский вспомогательный крейсер «Чита ди Катанья», она сама попала под таран своей цели, погнувшей ей перископ. Пришлось всплывать, но на поверхности уже ждал французский миноносец «Бизон», наградивший «U-3» еще парой «шрамов». Субмарина снова погрузилась и легла на фунт, где экипаж ремонтировал повреждения, а командир, Карл Штранд, выжидал. Прошли почти сутки, Штранд счел, что «француз» не станет ждать так долго, и рано утром всплыл на поверхность. Однако командир «Бизона» оказался не менее упорным, миноносец был тут как тут и открыл огонь. «U-3» затонула вместе с третью частью экипажа, а выжившие попали в плен.

Столь же различными оказались судьбы австрийских «холландов». «U-5» начала так же лихо, выйдя в начале ноября в районе мыса Стило на целую эскадру французских линейных кораблей, однако промахнулась. Зато в апреле следующего года она повторила успех своих германских коллег по охоте за дозорными крейсерами. И примерно в тех же условиях: ничему не научившиеся на опыте своих союзников, французы держали столь же бессмысленный и уязвимый дозор из больших крейсеров, пренебрегающий мерами предосторожности. И под торпеду «U-5» сам пришел броненосный крейсер «Леон Гамбетта», затонувший с адмиралом и большей частью экипажа. А в августе около «любимой» точки применения флотов обеих сторон, острова Пелагоза, она потопила итальянскую подводную лодку «Нереиде». А следующим летом жертвой стал итальянский вспомогательный крейсер «Принчипе Умберто», перевозивший войска. На нем погибло около 1800 человек. И это все не считая торговых судов.

На субмарине дважды меняли «артиллерию». Сначала 37-миллиметровка уступил место 47-мм, а потом и 66-мм пушке. Однако последнее улучшение уже не понадобилось. В мае 1917 года удача изменила «U-5». Во время рутинного учебного выхода она подорвалась на мине буквально на виду собственной базы. Лодку подняли, но ремонтировали долго, более года. На том ее боевая служба и завершилась. Злопамятные итальянцы после войны показали трофей на своем параде Победы, а потом просто сдали на слом.

«U-6» оказалась куда как менее удачливой, хотя на ее счету числится французский миноносец «Ренодэн», потопленный в марте 1916 года. В мае того же месяца лодка запуталась в сетях созданного союзниками противолодочного барьера, перегораживавшего выход из Адриатики в Средиземное море, известного как Отрантский барраж. Экипаж долго мучился, но в конце концов ему пришлось затопить свой корабль и сдаться в плен.

«Беспризорной» уайтхедовской «U-12» выпала более громкая и трагическая судьба. Ее единственный командир, смельчак и светский красавец Эгон Лерх (ему приписывали роман с внучкой императора) в конце 1914 года совершил, пожалуй, наиболее важную атаку австрийского флота. Его целью стал французский новейший линейный корабль «Жан Бар». Из двух выпущенных торпед попала только одна, к тому же в носовую часть огромного корабля. Повторить залп с примитивной лодки было просто нечем, и подбитый гигант благополучно ретировался. Зато до конца войны больше ни один французский линейный корабль не входил в «австрийское море» и даже не приближался к Адриатике.

Так один торпедный выстрел подводной лодки решил вопрос о господстве на море: в противном случае австрийцам, скорее всего, пришлось бы иметь дело с главными силами двух стран, Франции и Италии, каждая из которых обладала более сильным линейным флотом.

Погибла «U-12» в ходе отчаянной операции. В августе 1916 года Лерх решил пробраться в гавань Венеции и «навести там порядок». Возможно, это ему и удалось бы, субмарина была уже совсем близко от цели, но наткнулась на мину и быстро затонула. Никто не спасся. Итальянцы подняли лодку в том же году, благородно похоронив храбрецов с воинскими почестями на кладбище в Венеции.

Подводная лодка « U -14»

Австро-Венгрия, 1915 г.

Бывшая французская «Кюри». Строилась на верфи ВМС в Тулоне, перестроена на госверфи в Поле. Тип конструкции – однокорпусный. Материал корпуса – сталь. Водоизмещение надводное/подводное – 401/552 т. Размеры: длина 52,15 м, ширина 3,6 м, осадка 3,2 м. Материал корпуса – сталь. Глубина погружения – до 30 м. Двигатель: 2 дизеля мощностью 960 л.с. и 2 электромотора мощностью 1320 л.с. Скорость надводная/подводная – 12,5/9 уз. Вооружение: 7 450-мм торпедных аппаратов (1 в носу, 2 бортовых, 4 решётчатых системы Джевецкого); во время войны установлено одно 37-мм орудие, впоследствии заменено на 88-мм. Экипаж -28 чел. В конце 1914 г. «Кюри» потоплена у входа в Полу, затем была поднята, перестроена и вошла в строй австро-венгерского флота в 1915. Дважды модернизировалась. После войны возвращена Франции, находилась в строю до 1929 г., в 1930-м сдана на слом.

Насколько отчаянно критической была в Австро-Венгрии ситуация с подводным флотом, свидетельствует история с французской лодкой «Кюри». Эта не самая удачная по конструкции субмарина в декабре 1914 года попыталась проникнуть в главную базу флота неприятеля, предвосхитив авантюру Лерха. С тем же результатом. «Кюри» безнадежно запуталась в противолодочной сети на входе в Полу на манер «U-6», и ее постигла та же судьба. Лодка всплыла и была потоплена артиллерией, а почти весь экипаж попал в плен.

Близость базы позволила австрийцам быстро поднять трофей с солидной 40-метровой глубины. Повреждения оказались легко устранимыми, и лодку решили ввести в строй. На это ушло более года, но результат оказался более чем удовлетворительным. Австрийцы заменили дизели на отечественные, заметно перестроили надстройку и установили 88-мм пушку – самую мощную в своем подводном флоте. Так «француженка» стала «австриячкой» под скромным обозначением «U-14». Вскоре ее принял под командование один из наиболее известных подводников «лоскутной монархии», Георг фон Трапп. Ему и его команде удалось совершить на трофее десяток боевых походов и потопить дюжину неприятельских судов общей вместимостью под 46 тысяч тонн, в том числе итальянский «Милаццо» в 11500 т, ставший самым большим судном, потопленным австро-венгерским флотом. После войны лодку вернули французам, которые не только возвратили ей первоначальное имя, но и довольно долго, около десяти лет, держали в строю. Более того, бывшие хозяева не без горечи признали, что после австрийской модернизации «Кюри» стала лучшей единицей во французском подводном флоте!

Довольно успешно действовали и построенные по лицензии и полученные от немцев «малышки». Здесь уместно заметить, что обычно в самом консервативном компоненте вооруженных сил, на флоте, в «двуединой монархии» процветал изрядный интернационализм. Помимо австрийских немцев, многие офицеры являлись хорватами и словенцами из адриатической Далмации; к концу войны командовал флотом венгр адмирал Миклош Хорти, а наиболее результативным подводником стал представитель одной из самых сухопутных наций империи чех Зденек Худечек. Он получил «U-27», вступившую в строй только весной 1917 года и совершившую первые из своих десяти боевых походов под командованием австрийского немца Роберта фон Фернланда. Всего жертвами лодки пали три десятка судов, правда, в большинстве своем совсем небольших. Очень далеко от германских рекордов, но для столь короткого промежутка времени очень неплохо. А учитывая массу проблем, как технических, так и национальных, разваливших монархию Габсбургов, достижения подводников Австро-Венгрии вполне заслуживают уважения.

Хотя подлодки появились задолго до Первой мировой войны, в самом её начале никто не знал, что с этим видом оружия делать. Адмиралы хотели использовать их для внезапного нападения из-под воды. Однако лодка под водой шла на аккумуляторах, запас хода на которых мал, а подводная скорость уступала самым тихоходным из пассажирских кораблей. То есть догнать надводный корабль лодка не могла и лишь пассивно поджидала их там, где они проходили чаще всего (у маяков и мысов). Первое время это давало эффект - именно так в мае 1915 года была потоплена "Лузитания". Вот только после этого англичане быстро поняли, что от таких гибельных районов лучше держаться подальше. "Ловить" пароходы стало куда сложнее.

К тому же потопление "Лузитании" вызвало огромный шум, который вскрыл другую проблему подлодок - морально-этическую. По существовавшему морскому праву гражданское судно военный корабль топил, только остановив и подав сигнал пушками, - и лишь после досмотра и спасения экипажа (и пассажиров). Это годилось для надводного крейсера, но было гарантированным самоубийством для всего подводного флота. Даже небольшой "торговец" мог потопить близкую подлодку, просто протаранив её тонкий корпус. К тому же англичане быстро вооружили гражданские торговые суда пушками. С осени 1914 года они стали готовить и запускать суда-ловушки - на первый взгляд, "торговцев", к которым немецкие подводники должны были посылать досмотровые команды, после чего судно-ловушка сбрасывало маскировочные щиты с орудий и расстреливало субмарину.

Досмотр в таких условиях был нереален, и Антанта быстро этим воспользовалась, начав возить на торговых и пассажирских судах военные грузы. Пресловутая "Лузитания" часто описывается как пример немецкого варварства. Гораздо реже вспоминают, что на её борту были миллионы патронов и немало элементов снарядов. Ещё реже - то, что немцы за три месяца до её потопления заявили, что будут топить все корабли в водах, окружающих Британию. Как позже отметил первый лорд Адмиралтейства адмирал Фишер: "Субмарина больше ничего не может сделать - только потопить захваченное судно... Без сомнения, такие методы ведения войны являются варварскими. Но, в конце концов, сущность любой войны в насилии. Мягкость в войне сродни слабоумию".

В рамках норм, существовавших в цивилизованном англосаксонском мире, немцы могли либо начать топить без предупреждения и спасения, либо расписаться в собственном слабоумии. А значит, у них не было никакого выбора, кроме неограниченной подводной войны. Хотя после потопления знаменитого лайнера её приостановили, вряд ли дело было в смягчении душ. У Германии в 1915 году было три десятка активных субмарин. С такими силами она могла только дразнить Британию, но не установить блокаду "владычицы морей".

Распространённые обвинения в варварстве такого подхода сомнительны. Их главный источник - Британия, вооружённые силы которой в ту пору возглавлял лорд Китченер. За 15 лет до "Лузитании" он стал причиной гибели из числа мирного населения уничтоженных им стран. Государство, у которого такой военный лидер, не может обвинять кого-либо в варварстве. За всю Первую мировую от подлодок немцев погибло 15 000 человек мирного населения, в основном мужчины. Если немцы варвары, то какие слова следует подбирать для англичан или бельгийцев в Африке, Индии, на Ближнем Востоке?

Последний козырь

К 1916 году блокада морской торговли Германии оставила её без импортируемых удобрений и продовольствия. Голода ещё не было, но от недоедания иммунитет детей слабел и количество погибших от обычных детских болезней стало пугающе нарастать. К тому же без импортных материалов рост военного производства сильно замедлился, а страны Антанты исправно черпали ресурсы для своего ВПК из США и колоний. У Берлина возникло естественное желание не остаться в долгу.

В том же году немцы провели исследование, согласно которому Великобритания утрачивала возможность обеспечить себя продовольствием при потере судов снабжения на 600 000 регистровых тонн в месяц. Базируясь на нём, военные представили правительству план неограниченной подводной войны. Канцлер Германии Бетман-Гольвег оценил её перспективы очень высоко, назвав "последним козырем ". С февраля 1917 года немецкий флот попробовал этим козырем воспользоваться.

Поначалу всё шло очень хорошо. В феврале - апреле ценой потери девяти подлодок были потоплены суда на 2 миллиона регистровых тонн . В таком темпе к 1918 году англичанам было бы нечем снабжать свои острова. Большая практика потоплений быстро привела немецких подводников к тактике, которую адмирал Тирпиц с начала XX века предлагал для торпедных катеров.

Немцы стали чаще атаковать ночью из надводного положения. Их надводный ход был в районе 16 узлов, то есть быстрее торговых кораблей, а подводный - лишь 9 узлов. Наконец, лодки получили возможность преследовать противника, ранее у них отсутствовавшую. Увидеть их ночью до появления радаров было очень трудно (низкий силуэт на фоне волн), а вот они издалека видели надводные суда с их высокими бортами и трубами.

В отличие от торпедных катеров у лодок был большой запас хода, а при появлении боевых кораблей противника они могли быстро погрузиться и уйти от них. Казалось, идеальное оружие морской войны найдено. То, что немцы планировали для своих ночных торпедных рейдеров, воплотилось на принципиально ином техническом уровне, позволявшем терять всего по три лодки на миллион регистровых тонн потерь англичан. Ситуация была действительно кризисной - запасы пшеницы на Британских островах сократились до полугодовых, что в условиях войны и уязвимых коммуникаций немного.

Непрошибаемый гений британского флота

Ситуация для Лондона выглядела ещё хуже от того, что английским флотом командовал считавшийся весьма талантливым адмирал Джеллико . Как мы сейчас знаем, это он добился в Ютландском бою того, что на двух убитых англичан приходился только один немец. Но в 1917 году про такой казус в Британии мало кто знал. Более того, местная пропаганда объявила случившееся победой Гранд-Флита. Джеллико был типичным британским офицером той поры, то есть читал не очень много и историю морских войн знал довольно слабо. Это сыграло с британским торговым флотом злую шутку.

Дело в том, что в угрозе торговле не было ничего нового с XVI века, и тогда же стали появляться средства борьбы с ней - конвой. Длинная колонна кораблей идёт заранее неизвестным рейдеру курсом, и найти её в морской пустыне сложно. Даже если врагу повезёт, с десятками кораблей столкнётся один пират (или подлодка). Понятно, что нападающий не сможет утопить всех. В работах Мэхэна для моряков, игравших роль "Капитала" в СССР или Библии в Средние века, вопрос с конвоями разбирался весьма подробно, и там же указывалось, что это единственный эффективный способ борьбы с рейдерством.

Увы, Джеллико и слышать об этом не хотел. Он и его единомышленники - то есть почти все британские адмиралы - считали, что конвои ведут к длительным простоям судов (при сборе в портах) и их недоиспользованию. Британия потеряла судов на 2 миллиона регистровых тонн за квартал? Не беда, надо подтянуть лишний транспорт из колоний, благо там еда не так нужна, как белому населению метрополии. В итоге в Ливане начался голод , а в Англии более 100 тысяч женщин было мобилизовано для работы в поле. Непонимание Джеллико того, что простой судов в портах лучше, чем их вечная стоянка на морском дне, было невероятно стойким. Даже в своих послевоенных воспоминаниях он отзывался о конвоях весьма отрицательно.

США спешит на помощь

К счастью, немецкие дипломаты с лихвой компенсировали глупость британских флотоводцев. У них были закономерные ожидания того, что случайные потопления американских судов приведут Вашингтон к войне с Берлином. Поэтому министр иностранных дел Германии Артур Циммерман отправил президенту Мексики предложение в этом случае выступить на стороне немцев. За поддержку он обещал помощь оружием (будучи в полной блокаде) и признанием за Мексикой тех территорий, которые она сможет захватить у США. Как мы видим, Циммерман был чудовищно некомпетентен. В ту пору, как и сегодня, Мексика в военном отношении была несопоставимо слабее Штатов и сама могла начать войну с ними только в очень страшном сне.

Впрочем, даже такое предложение не наделало бы беды. Телеграмма выглядела настолько идиотской и оторванной от реальности, что никто особо не поверил в то, что её автор из Берлина. Очень многие, включая крайне влиятельного медиамагната Хёрста, чьё мнение уже становилось ключевым для втягивания США в войны, посчитали это вбросом британской разведки, пытающейся таким грубым образом втянуть Вашингтон в ненужную ему войну. Но Циммермана было не так просто сбить с намеченного курса: в марте 1917 года он зачем-то взял и публично выступил с признанием, что телеграмма действительно его рук дело.

Судя по деятельности германского МИД в те годы, Циммерман вовсе не хотел погибели своей стране. Очевидно, что немцы систематически недооценивали способности других народов. США, о которых они судили по прессе и американской массовой культуре, считались предельно дезорганизованными и разложенными морально, не способными к быстрой мобилизации сил, не представляющими ни малейшей военной угрозы . Впрочем, жителям нашей страны не понаслышке известно, что .

Вступление США в войну сыграло ключевую роль в переломе битвы за Атлантику. Во-первых, немалый американский торговый флот активно начал участвовать в снабжении Британии. Во-вторых, американские эсминцы и прочие корабли стали привлекаться к борьбе с подлодками. В-третьих, и это важнее всего, адмиралы из Штатов были против того, чтобы без конвоев "американские корабли шли не в Великобританию, а прямиком на морское дно". Под их нажимом Джеллико в августе - сентябре после отчаянного сопротивления всё же принял конвойную систему, благо возражать американцам, предоставлявшим суда для противолодочной борьбы и вовсю кредитовавшим Британию, было трудно.

После внедрения конвойной системы ежемесячные потери союзников упали вдвое и уже никогда не возвращались к двум миллионам тонн в квартал. "Владычица морей" едва ли не впервые подчинилась воле другой морской державы, и, если бы не это, её положение оказалось бы крайне тяжёлым.

Немецкий ответ

Как мы уже отмечали, на тот момент ни конвои, ни борьба с ними не были новинкой. Ещё в XVII веке было замечено, что если обороняющиеся собираются в группы, то нападающим тоже нужно группировать своих рейдеров. Казалось бы, это простая мысль, доступная даже адмиралу. Но не тут-то было. Хотя нижестоящие офицеры-подводники не раз просили выпускать в море группы подлодок, адмиралы решились на это только однажды.

В мае 1918 года они отправили группу из шести подлодок для атак конвоев. Командир немецкой подводной группы пытался контролировать каждого капитана, не давая им действовать самостоятельно, и в итоге обнаружил, что делать это очень сложно. Подлодки преследовали конвои группой, но их атаки не были одновременными, хотя радиотелеграф делал их возможными в случае пребывания в надводном положении.

Адмиралы не задумались над тем, что единичный, да ещё и самый первый опыт не может быть показателен для целой новой тактики. Они просто отказывали на все дальнейшие предложения таких действий со стороны капитанов. Неограниченная подводная война была проиграна именно из-за этого решения. За 1918 год немцы потопили 2,75 миллиона регистровых тонн ценой 69 подлодок - катастрофа на фоне февраля - апреля 1917 года.

Самое эффективное оружие войны

Немецкие субмарины в ходе первой битвы за Атлантику потопили 5000 торговых судов на 12,85 миллиона регистровых тонн, 104 боевых корабля и 61 судно-ловушку. В большинстве случаев жертвы на потопленных судах были малы, особенно после введения конвоев, когда их экипажи подбирали людей с других судов. Из не носивших военную форму граждан союзников погибло 15 000 человек. 178 немецких подлодок было уничтожено в боях, от конструктивных дефектов и ошибок экипажа затонуло ещё 39, всего умерло 5100 подводников - трое из десяти. Вероятность умереть для подводника была в разы выше, чем у солдата на фронте.

Эти результаты были достигнуты исключительно малыми силами. Тоннаж и экипаж всех участвовавших в боях немецких подлодок были во много раз меньше, чем у германского надводного флота, много меньше повлиявшего на войну на море. И тем не менее несмотря на столь серьёзные успехи, этот опыт был довольно слабо изучен и осознан после войны. Во Вторую мировую Германия вступила со считаными тысячами подводников - всего же военных моряков было 78 000.

Такая слабость в начале войны привела к тому, что выиграть вторую битву за Атлантику у немцев, к счастью, не получилось. Не учли уроков неограниченной подводной войны и Великобритания с США, из-за чего победа далась им ценой потери судов на 15 миллионов тонн. Но у этих двух стран ресурсов было столько, что они могли себе позволить учиться в ходе войны. У Германии, для которой главным фронтом был Восточный, такой роскоши не было.

Как один подводник семерых адмиралов не прокормил

Почему уроки Первой мировой не были учтены ни одной из сторон? Причина этого до безумия проста: ни один из адмиралов, определявших военно-морскую политику Рейха или Британской империи, не был подводником. Они не понимали подводной службы. Англичане относились к субмаринам как к оружию слабого, и, ориентируясь на успех конвойной системы, считали, что легко справятся с ними и в будущем. Немецкие высшие военно-морские чины полагали, что лодки будут действовать поодиночке, и не понимали новаций Дёница. Поэтому они предлагали строить большие субмарины для одиночных атак. Подводники были против, поскольку понимали обречённость такой тактики при действиях против конвоев. Эти разногласия до начала Второй мировой так и не дали выбрать тип лодок для массовой постройки, отчего её никто и не начинал.

Карл Дёниц , который подводником был, встретил Вторую мировую капитаном первого ранга и серьёзного влияния на военно-морскую политику своей страны оказать не мог. Поэтому его план полной блокады Англии 300 подлодками с началом войны нечем было воплощать, 57 немецких лодок для этого не хватало. Построить достаточное их количество удалось лишь к 1942–1943 годам, когда у противолодочной авиации появился коротковолновой радар и ночная невидимость лодок закончилась. Для истории человечества слепота немецких адмиралов сыграла положительную роль. Блокада Британских остров серьёзно удлинила бы Вторую мировую и сделала её ещё более кровавой.

Не менее важна эта слепота и для понимания военной истории человечества в целом. Историю вообще и войн в частности принято представлять как процессы, управляемые объективными предпосылками. Антанта победила в Первой мировой - значит, была сильнее. Подлодки проиграли - значит, были слабы. Внимательный взгляд на вооружённые конфликты вызывает сомнения в том, что всё так просто. Александр Македонский никогда не увидел бы Инда, а Гитлер не захватил бы Париж, если бы победы приносило число людей, танков или пушек. Ход войны определяется не оружием или количеством военнослужащих, а качеством того, что они прикрывают фуражкой.

Немецкие подводные лодки в Первой Мировой войне

В августе 1914 года, когда началась Первая Мировая война, германский Флот Открытого моря (главные силы военного флота Германии накануне и в годы Первой Мировой войны) ещё не был укомплектован тем количеством линейных кораблей, которые собирался построить фон Тирпиц, и не мог противостоять английскому Гранд-флиту (главному соединению ВМС Великобритании в период Первой Мировой войны). В то же время и английский флот не отваживался дать решительное сражение немецкому флоту в прибрежных водах Германии. Обе морские державы придерживались выжидательной тактики. За всё время Первой Мировой войны между флотами произошло лишь одно сражение у полуострова Ютландия в Северном море, однако оно было скоротечным и не сыграло какой-либо значительной роли в войне на море.

В наступательных операциях с обеих сторон принимали участие подводные лодки, и результаты их боевых выходов в море не преминули сказаться. Немецкие подводные лодки уже в начале войны потопили три английских тяжёлых крейсера («Абукир», «Хог» и «Кресси») и два лёгких крейсера («Патфайндер» и «Хок»), в результате чего погибли две тысячи моряков

В начале Первой Мировой войны в арсенале ВМС Великобритании не имелось никаких специальных средств для борьбы с вражескими подводными лодками. Военные считали, что поскольку подводные лодки основное время плавания находятся в надводном положении, их можно протаранить или поразить орудийным огнём. Это ошибочное мнение распространилось после того, как английский крейсер «Бирмингем» протаранил и потопил немецкую подводную лодку U15. Однако до конца 1914 года англичане потопили всего лишь ещё одну подводную лодку - U18. В 1914 году немцы потеряли пять лодок. Кроме двух упомянутых, три погибли по неизвестным причинам (возможно, подорвались на минах).

В 1915 году, когда потери от нападения немецких подводных лодок стали ощутимыми, Адмиралтейство выразило недовольство существовавшими способами борьбы с лодками и обратилось к учёным и инженерам с настоятельной просьбой разработать средства и способы противолодочной обороны.

В годы Первой Мировой войны средствами противолодочной обороны являлись следующие.

Надводные охотники . Многочисленные корабли (сначала десятки, потом сотни, а затем и тысячи) вели в море целенаправленный поиск подводных лодок противника. Армаду охотников за подводными лодками составляли эсминцы, сторожевые корабли, траулеры, яхты и суда-ловушки (военные корабли, замаскированные под грузовые суда). Некоторые из кораблей были снабжены гидрофонами (пассивными подводными шумопеленгаторами), которые при застопоренной машине могли обнаружить шум двигателя лодки, находившейся в подводном положении.

В 1916 году многие корабли противолодочной обороны стали оснащаться новым оружием - глубинными бомбами, обязанным своим происхождением минам. Лучшие из этих бомб содержали 300 фунтов тринитротолуола или аматола и были снабжены гидростатическими взрывателями, приводившими бомбы в действие на глубине от 40 до 80 футов. Позднее появились гидростатические взрыватели, приводившие бомбы в действие на глубине от 50 до 200 футов. Глубинные бомбы сбрасывались в воду с кормовых бомбосбрасывателей; для того, чтобы не повредить себе корму, кораблю приходилось делать это на полном ходу. По этой причине тихоходные корабли не использовали глубинные бомбы с 300-фунтовым зарядом до тех пор, пока не были изобретены гидростатические взрыватели, приводящие бомбы в действие на безопасной глубине.

В 1916 году британским кораблям с помощью глубинных бомб удалось потопить всего две немецкие лодки

Озабоченный большими потерями на море, премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж в апреле 1917 года обязал Адмиралтейство для безопасных перевозок морским путём военной техники, боезапасов, продовольствия и других грузов формировать конвои из торговых судов и сил охранения - эсминцев, сторожевых кораблей и других судов противолодочной обороны.

Морской конвой применялся с древних времён для защиты торгового судоходства от нападения воюющей стороны, однако британские военно-морские круги до Ллойд Джорджа даже не помышляли о формировании конвоев, и тому были причины. Основной из этих причин, по определению английского морского историка Джона Уинтона, являлся тот очевидный факт, что офицеры ВМС Великобритании забыли историю возникновения своего военно-морского флота, целью создания которого являлась защита британских торговых судов. Взяв на вооружение постулаты американского теоретика в области военно-морских наук Альфреда Тайера Мэхена и его единомышленников, утверждавших, что господство на море, обеспечивающее безопасность своего торгового флота, может быть достигнуто путём единственного победоносного морского сражения, высшие военно-морские круги Великобритании противились привлечению боевых кораблей к охране торговых судов. Эти круги рассматривали формирование конвоев как вынужденную оборонительную акцию, в которой можно было усмотреть признание Великобританией факта утраты господства на море и скатывания до статуса второстепенной морской державы.

Для негативного отношения к морским конвоям у Адмиралтейства были и другие причины. Первая из них заключалась в недооценке эффективности действия немецких подводных лодок, несмотря на ощутимые потери торгового флота в прибрежных водах Великобритании. Вторая причина крылась в устоявшемся мнении, что боевые корабли, участвуя в морских конвоях, будут вынуждены идти из одного порта в другой со скоростью тихоходных торговых судов и тем самым надолго отвлекутся от своей основной задачи по уничтожению кораблей противника. Кроме того, утверждалось, что корабли охранения в далёких нейтральных портах во время погрузки и разгрузки торговых судов не только создадут лишние хлопоты местным властям, но и сами испытают организационные трудности. Третья причина заключалась в том, что Адмиралтейство сомневалось в способности и желании капитанов торговых судов выполнять приказы военных - в частности, о сохранении места в строю при следовании зигзагообразным курсом ночью или в ненастную погоду. И наконец, Адмиралтейство считало, что крупное формирование торговых судов немецкие подводники непременно сочтут за цель, подлежащую уничтожению.

В конце концов, следуя указанию Ллойд Джорджа и заручившись поддержкой ВМС США, Адмиралтейство согласилось на пробные переходы конвоев через Атлантику. 10 мая 1917 года первый конвой, состоявший из 16 торговых судов и сил охранения, отправился из Гибралтара к Британским островам. 24 мая второй конвой, состоявший из 17 торговых судов, вышел из Норфолка, штат Виргиния. Первый конвой достиг места назначения без единой потери. Второй конвой, силы охранения которого составляли английский крейсер «Роксбург» и шесть американских сторожевых кораблей, постигла некоторая неудача. Два из двенадцати торговых судов не смогли идти со скоростью 9 узлов, отстали и пошли своим курсом. Одно из них, взяв курс на Галифакс, Новая Шотландия, было торпедировано. Остальные десять торговых судов, несмотря на туман и плохую видимость, следуя зигзагообразным курсом, пересекли Атлантику и благополучно пришли в порт назначения на Британских островах.

Основываясь на опыте перехода через Атлантику первых конвоев и на других данных, в августе 1917 года - начале четвёртого года войны - Адмиралтейство окончательно приняло решение ввести систему морских конвоев, что принесло превосходные результаты. К октябрю 1917 года свыше 1500 торговых судов в составе приблизительно 100 конвоев благополучно достигли Британских островов. Немецкими подводными лодками было потоплено всего десять судов, совершавших переход в составе конвоев, т.е. одно судно из ста пятидесяти. Для сравнения - за тот же период немецкими подводными лодками было потоплено одно судно из каждых десяти самостоятельно следовавших судов. К концу 1917 года почти все торговые суда дальнего плавания совершали переходы по морю в составе конвоев. Конвои были организованы вовремя. В 1917 году немецкие подводные лодки потопили около 3000 судов общим тоннажем 6,2 млн т, большинство из которых составляли самостоятельно следовавшие суда. Историк Уинтон писал: «В 1917 году морские конвои не помогли выиграть войну на море, но они предотвратили поражение в этой войне» .

Своими воспоминаниями о столкновениях с морскими конвоями на страницах печати поделился один из командиров немецких подводных лодок. Он пишет: «В течение многих часов одиночного плавания в открытом море подводники, как правило, не видели ничего, кроме пустынных волн, и казалось чудом, когда на линии горизонта неожиданно вырастали очертания 30–50 судов, сопровождавшихся военными кораблями» . По его словам, одиночная подводная лодка натыкалась на конвой по чистой случайности, и если её командир обладал выдержкой и железными нервами, то она проводила не одну, а несколько атак, в результате которых топила одно-два судна, а при удаче и больше, но в любом случае потери противника оказывались незначительными, а конвой продолжал следовать своим курсом.

В последние двенадцать месяцев войны морские конвои стали обычным явлением. Британские и американские морские власти организовали большие конвойные службы, которые планировали, формировали и готовили конвои к переходу. В состав сил охранения торговых судов входили не только военные корабли, но зачастую (когда путь конвоя проходил недалеко от земли) и самолёты, вооружённые новыми типами бомб.

Во многих случаях радиоразведка определяла местонахождение немецких подводных лодок в море, что давало возможность направлять морские конвои по безопасному пути следования. После того как в 1918 году использование морских конвоев для защиты торгового судоходства вошло в практику, общие потери судов по сравнению с 1917 годом сократились на две трети. За десять месяцев 1918 года немцы потопили 1333 судна, из них 999 следовало самостоятельно. В составе конвоев погибло лишь 134 судна.

Вступив в войну, Соединённые Штаты горели желанием нанести немцам сокрушительное поражение на море, дав неприятелю одно-единственное морское сражение (словно хотели на практике доказать справедливость доктрины Мэхена). Однако уже в скором времени американцы, как и ранее англичане, убедились в несостоятельности такой стратегии. Тогда ВМС США стали помогать англичанам бороться с немецкими подводными лодками. Американские эсминцы и другие малые корабли занялись охотой за немецкими подводными лодками, вошли в силы охранения конвоев и приступили к постановке мин между Оркнейскими островами и Норвегией. Двадцать три американские подводные лодки занялись патрулированием в районе Азорских островов и у побережья Великобритании. Однако ни одна из этих лодок не добилась успеха. Тем временем англичане действовали значительно успешнее. Если в первой половине 1917 года они потопили 20 немецких подводных лодок

Всего - 351

Погибли в бою - 178 (50%)

Другие потери - 39 (11%)

Достроены после перемирия - 45

Переданы союзникам - 179

Тоннаж кораблей и судов Антанты и нейтральных стран, потопленных в Первой Мировой войне немецкими подводными лодками

Тоннаж всех потопленных кораблей и судов - 12.850.814 брт.

Тоннаж потопленных кораблей и судов Великобритании - 7.759.090 брт.

Поначалу подводные лодки считались кораблями прибрежного плавания с ограниченными оборонительными функциями. По мере совершенствования они стали использоваться для ведения «корсарской войны». Использование подводного флота по новому назначению явилось мощным фактором, повлиявшим на развитие морского оперативного искусства. Первая Мировая война заставила военных теоретиков всех стран пересмотреть свои стратегические доктрины, учитывая использование в войне новых технических средств, среди которых подводные лодки занимали не последнее место. В будущем любое государство, стремящееся к господству на море, должно не только иметь сильный надводный флот, превосходящий ударной мощью флоты других стран, но и обладать надёжными средствами противолодочной обороны. Однако этого мало. Такое государство должно иметь и мощный подводный флот для возможной борьбы с кораблями и торговыми судами противника.

Во время войны германская пропаганда создала миф о подводном флоте Германии, повествовавший о том, что немецкие подводные лодки являли собой несравненное чудо техники, а подводники - все сплошь непобедимые герои и супермены, преданные кайзеру до последней капли крови, - вот-вот поставят на колени Великобританию и её союзников. Немецкие доморощенные морские историки, равно как и серьёзные исследователи, в 20-е и 30-е годы продолжали пестовать миф о силе немецких подводных лодок в Первой Мировой войне. Даже некоторые морские историки из стана союзников, например сэр Джулиан Корбетт, восхваляли силу немецкого подводного флота, а первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль в книге «Мировой кризис» писал, что в годы войны немецкие подводные лодки «быстро подмывали» устои Британских островов, в результате чего поражение союзников к началу 1918 года казалось вполне реальным. Американский посол в Лондоне Уолтер Хайнс Пейдж отмечал, что подводные лодки являлись наиболее грозным средством ведения боевых действий. Уильям С. Симс, старший морской офицер, представлявший в Англии ВМС США, писал: «Если бы Германии удалось постоянно держать на оживлённых морских путях сообщения 50 подводных лодок, ничто не помешало бы ей одержать победу в войне» .

На самом деле немецкие подводные лодки господствовали в начале войны на морских коммуникациях из-за недальновидности и непрофессионализма британского Адмиралтейства. При подготовке к войне Адмиралтейство не допускало возможности «корсарской войны» на море с участием подводных лодок и не готовилось к ней. Когда же «корсарская война» стала реальностью, Адмиралтейство проявило непозволительную медлительность в развёртывании средств противолодочной обороны, серийном производстве усовершенствованных мин и торпед и вооружении торговых судов.

Тщательный анализ успешных действий немецких подводных лодок показывает, что они уничтожили большинство судов союзников не торпедами, а орудийным огнём, используя в основном 88-мм (3,4"") палубные орудия. Однако если бы Адмиралтейство оснастило британские торговые суда 4"" орудиями (чуть большего калибра, чем калибр палубных орудий немецких подводных лодок), заодно позаботившись о доукомплектовании экипажей судов обученными орудийными расчётами, то только самые храбрые командиры (без оглядки на уязвимость корпуса подводной лодки) отважились бы на артиллерийскую дуэль с коммерческими судами, а потери британского торгового флота могли оказаться значительно меньшими. Несколько оснащённых орудиями торговых судов, совершая совместный переход, были бы в состоянии дать отпор немецким подводным лодкам, вынуждая их для ведения боя переходить в подводное положение и вместо орудий использовать далёкие от совершенства торпеды, от которых ничего не стоило уклониться.

Основная ошибка англичан заключалась в том, что они поздно установили систему конвоев. К сентябрю 1917 года, когда концепция конвоев была принята британским Адмиралтейством, немецкие подводные лодки успели потопить суда общим тоннажем 8 млн тонн из 12 млн тонн всего тоннажа, уничтоженного ими за всю войну.

Если бы система конвоев была развёрнута британским Адмиралтейством раньше, торговые суда могли бы следовать в составе конвоев по безопасным путём сообщения, определённым радиоразведкой, и ранее сентября 1917 года.

Но даже установив систему конвоев, Адмиралтейство долгое время не проявляло последовательности в своих действиях и приступило к формированию прибрежных конвоев лишь в июне 1918 года, игнорируя до того времени тот очевидный факт, что вблизи побережья всего один самолёт (даже без оружия на борту) способен заставить подводную лодку противника погрузиться и тем самым уменьшить её атакующие возможности.

В годы Первой Мировой войны сообразительностью не отличались и немцы. Объявленная ими неограниченная подводная война явилась главной причиной вступления в войну Соединённых Штатов. К тому же для победы на море Германии не хватило сил. Стратегическая доктрина использования подводных лодок в войне провалилась.

Не блистали немцы и на тактическом уровне. Как только союзники развернули систему конвоев, успехи немцев на море резко пошли на убыль. Германское морское командование не сумело организовать проявившие себя в будущем - во Второй Мировой войне - «волчьи стаи» - подвижные группы подводных лодок, развёртывающиеся завесой на вероятных трассах движения конвоев противника для их поиска.

Зато германское верховное командование наивно предполагало, что немецкие подводные лодки способны воспрепятствовать переброске американских войск из Соединённых Штатов в атлантические порты Франции. Немецкие подводные лодки полностью провалили возложенную на них миссию. Союзники перевезли из США во Францию около 2 млн американских солдат, а потеряли всего 56 человек в результате локального взрыва на транспорте «Молдавия» водоизмещением 9500 т. Кроме этого небольшого успеха, немцы сумели добиться немногого: они потопили ещё два транспорта («Ковингтон» и «Президент Линкольн»), но оба судна шли порожняком, возвращаясь в Соединённые Штаты. Как известно, высадившиеся во Франции американские войска сыграли главную роль в окончательном разгроме немецких армий.

Неограниченная подводная война, вопреки мифу о силе германского флота, не принесла немцам победы. Когда в 1917 году действия немецких подводных лодок стали наиболее агрессивными, союзники установили систему конвоев и развернули мощное строительство торговых судов. Как отмечает английский историк Артур Дж. Мардер, за всё время войны Великобритания не испытывала серьёзного недостатка в продуктах жизнеобеспечения.