Предмет философии. Основной вопрос философии кратко (онтология бытия)

В тесной связи с изменением понятия философии находилась и эволюция представлений о ее предмете. В истории философии имели место три основных подхода к определению предмета философии: староантичный, традиционный, современный. Предметом "староантичной философии, понимаемой как "протознание" (в него входили философские и научные знания), была вся действительность, мир в целом. Внутри этого "протознания" Аристотель выделял "первую философию", предметом которой считалось сущее или первые начала.

Традиционное понимание предмета философии тесно связано с развитием метафизики в немецкой классической философии. Ее родоначальник И. Кант считал, что "метафизика и есть подлинная, истинная философия, предметом которой является всеобщее". Понимание предмета философии как всеобщего, которое есть чистая мысль, характерно также и для Гегеля. В дальнейшем трактовка всеобщего была различной в разных философских системах как материалистического, так и идеалистического направлений.

В современной философии по-разному рассматривается предмет философии. Для субъективно-антропологических учений, широко распространенных в западной философии, характерным является акцент внимания на проблеме отдельного человека, его сознания, на всеобщем в экзистенции индивидуума. Предметом философии считается здесь "целостный человек". Для онтологических философских учений предметом философии выступает мир в целом. Философия интересуется не только одним человеком, но и всем миром. Для философского подхода характерно вычленение во всем частном всеобщего и изучение его. Причем не всякое всеобщее в бытии составляет предмет философии, а лишь такое, которое связано с отношением к нему человека. Поэтому определение предмета философии через всеобщее в системе "мир - человек" представляется вполне правомерным. Философия выступает как система взглядов на мир в целом и на отношение человека как целостного существа к этому целостному миру. Причем взаимоотношения между сторонами этой системы подразделяются на следующие аспекты: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический.

Предмет философии - это то, чем она занимается, что изучает. Философия занимается прежде всего тем, что находится за ее пределами, что существует вне ее. Разумеется, на определенном этапе развития, сама философия может становиться предметом особого рассмотрения, что относится к области метафилософии. Однако это разные аспекты философского исследования. 5 Уточнению предмета философии помогает определение основных проблем философии, составляющих ее содержание. Что же такое проблема? Под проблемой в философии понимается логическая форма познания, которая выступает в виде вопроса, способствующего организации познавательной деятельности. Иными словами, проблемы философии - это те организационные вопросы, которые решает философия как специфическая область знания. Различие между предметом философии и проблемами философии состоит прежде всего в том, что в проблемах философии отражается предмет философии, но отражается не полностью и не сразу, а поэтапно в виде вопросов.

Можно выделить две группы проблем философии, тесно связанных, но не сводимых друг к другу. К первой относятся вопросы, связанные с осмыслением ее предмета: мира, человека, взаимоотношений между ними и вопросы, конкретизирующие их на других уровнях исследования. Ко второй - вопросы возникновения философии и форм ее бытия, природы философского знания и методов исследования, особенности исторического развития.

Философские учения отличаются друг от друга не только тем, как они решают определенные вопросы, но и тем, какие проблемы они ставят. Отбор проблематики характеризует и специфику тех или иных философских учений. Такой представитель субъективного идеализма как И. Кант считал основные философские проблемы априорными, изначально присущими человеческому разуму. Экзистенциалистическая трактовка специфики философских проблем состоит в том, что они рассматриваются как непостижимая тайна. Отсюда специфика философского знания не в ответе на имеющиеся вопросы, а в самом способе вопрошания. Что же касается позитивизма, то его представители, например, О. Конт, вообще отрицают прежнюю метафизику как занимающуюся псевдопроблемами. Современные позитивисты считают, что философские проблемы фактически не существуют, что это просто надуманные вопросы, обязанные своим происхождением неправильным словоупотреблением.

Все философские проблемы не даны одновременно в какой-либо одной конкретной эпохе, а формируется в ходе истории. Выбор тех или иных новых проблем и их обсуждение зависит от потребностей времени. Философские проблемы первоначально формируются на основе повседневного опыта людей, как это имело место, например, в античный период. В средние века в качестве такой основы выступает религия, а с Нового времени - наука. Все это вело к постоянному изменению круга философских проблем, когда одни из них продолжали функционировать, другие переводились в ранг научных проблем, а третьи - только формировались.

В античной философии на передний план выдвинулась проблема понимания мира как целого, его происхождения и существования, и она становилась космоцентрической (греч. kosmos - вселенная). В средние века для религиозной философии был характерен теоцентризм (греч. theos - бог), согласно которому природа и человек рассматривались как творение бога. В эпоху Возрождения философия становится антропоцентричной (греч. antropos - человек) и внимание переносится на проблемы человека, его нравственность и общественные проблемы. Становление и развитие науки в Новое время способствует тому, что на передний план выходит проблема познания, научных методов, в частности, проблема сверхопытного знания. В современной мировой философии, например, в постмодернизме, происходит своеобразная децентрация и теряет смысл прежнее противопоставление центра и периферии. В децентрированном культурном пространстве наблюдается "многоголосие" различных культурных миров, в которых ведущую роль играют свои философские проблемы. Так, если в одних философских течениях активно разрабатывается антропологическая проблематика, то в других философская проблематика сводится либо к онтологическим проблемам, либо к логическому анализу науки, к пониманию и истолкованию текстов.

Особенности решения основных проблем философии обусловливаются как внешними, социокультурными факторами, так и внутренними, имманентными закономерностями тех или иных философских школ и учений.

Основные проблемы философии проходят через всю ее историю, являясь всеобщими и вечными. Вместе с тем, полное и окончательное их решение не может быть осуществлено и они возникают в новых исторических условиях как птица Феникс из пепла.

Универсальной проблемой философского мировоззрения является проблема взаимоотношения "мир - человек". Философы издавна стремились выделить в этой универсальной проблеме главный, так называемый основной вопрос философии. Так, для Н.А. Бердяева основной является проблема свободы человека, его сущность, природа и предназначение.А. Камю, сосредоточивая внимание на проблеме человеческой сущности, считает основным вопрос о смысле жизни.

Ф. Энгельс, сформулировавший основной вопрос философии в классическом виде, выделяет в нем две стороны: 1) что является первичным - дух или природа и 2) познаваем ли мир? Он полагал, что при решении первой стороны философы разделились на два лагеря. Материалисты признают первичным материю, природу, а сознание рассматривают как вторичное, производное от материи. Идеалисты считают, что дух, сознание предшествуют материи и творят ее. Обычно выделяют следующие исторические формы материализма: стихийный, наивный материализм древних греков (Гераклит, Демокрит), метафизический материализм XVIII в. (Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций), вульгарный материализм (Бюхнер, Фохт, Молешотт), антропологический материализм (Фейербах, Чернышевский), диалектический материализм (Маркс, Энгельс, Ленин). Различают две разновидности идеализма: объективный и субъективный. Сторонники объективного идеализма (Платон, Гегель, Н. Гартман) исходят из признания основой всего сущего объективное, независящее от человека духовное начало (мировой разум, абсолютная идея, мировая воля). Субъективные идеалисты считают первичным сознание человека, субъекта, которое признается единственной реальностью, тогда как действительность оказывается результатом духовного творчества субъекта (Беркли, Юм, Кант).

Вторая сторона основного вопроса философии - познаваем ли мир? Большинство философов (материалисты и идеалисты) признают познаваемость мира и они называются гносеологическими оптимистами. Вместе с тем есть философы, отрицающие познаваемость мира. Они называются агностиками (Юм, Кант), а учение, отрицающее достоверность познания называется агностицизмом (греч. - отрицание, gnosis - знание).

В каждой философской системе философские проблемы концентрируются вокруг основного вопроса, но не исчерпываются им. В современной философии существуют множество проблем, которые могут быть сведены в пять групп: онтологические, антропологические, аксиологические, гносеологические, праксеологические.

Специфичность философских проблем заключается прежде всего в их всеобщности. Более широких проблем, чем мировоззренческие не бывает, поскольку они предельны для бытия человека и его деятельности по отношению к миру. Следующая черта философских проблем в их вечности, постоянстве для всех времен. Это проблема "мира в целом", проблема человека, смысла жизни человека и т.д. Философские проблемы "вечны", поскольку сохраняют свое значение в каждой эпохе. Важной чертой философских проблем считается специфическое исследование соотношение бытия и сознания.

Специфика философских проблем не исключает связь с проблемами частных наук. Осмысление этой связи способствует выделению такого феномена как философские проблемы частных наук. Последние представляют собой такие теоретические частнонаучные проблемы, предполагаемые решения которых требует философской интерпретации. К ним, в частности, относятся проблемы происхождения жизни, осмысление с философских позиций феномена техники, хозяйства, права и т.д.

В ходе решения многих философских проблем науки и техники возникла особая область философского знания - философия глобальных проблем. В сферу ее интересов входит осмысление мировоззренческих, методологических и аксиологических аспектов экологии, демографии, нового мирового порядка, футурологические прогнозы и т.д.

В философии глобальных проблем осуществляется синтез философских и религиозных ценностей, вырабатываются новые мировоззренческие ориентиры, необходимые как для жизни отдельного человека, так и человечества в целом.

Исторически круг вопросов, которыми интересовалась философия, изменялся: в тот или иной период её истории на передний план выдвигались новые проблемы; те же, что до сих пор по преимуществу интересовали философов, отступали на второй план. По мере накопления человеческих представлений о мире и человеке некоторые вопросы «перемещались» из философии в рамки формирующихся наук – математики, механики, физики, химии и т. д.

Самый ранний период античной философии (VII – VI вв. до н. э.) ознаменовался почти исключительным интересом к проблемам мироустройства в целом. Философию, занимающуюся главным образом миром в целом, космосом, называют космоцентрической. Самая первая философская школа – Милетская – объединяла ряд мыслителей, считавших своей задачей отыскать «первовещество» - то, из чего возникают все вещи и во что они превращаются, когда перестают существовать. Проблемой человека философия начинает интересоваться систематически и углублённо лишь с V в. до н. э. Такую философию, которая считает, что главной темой философских размышлений должен быть не мир в целом, космос, а человек и его душа, смысл и способ его существования, называют антропоцентрической. Начиная с Сократа и его предшественников – софистов – философия приобретает антропоцентрический характер. Вопросы о мире в целом на какое-то время отодвигаются на второй план, но не перестают совершенно интересовать философов.

Спустя несколько веков, в начале раннего Средневековья, в связи с распространением христианской идеологии происходит новый поворот. Интерес к человеку и миру окрашивается в новые тона. Христианское сознание видит мир и человека лишь как творения бога, следовательно, как то, что может быть понято не само по себе, а в его отношении к творцу. На длительное время бог становится для философа тем, что требует особого, предпочтительного внимания. Философия, в центре интересов которой находится бог (греч. – teos), носит название теоцентрической.

Изменения в общественной материальной и духовной жизни привели с течением времени к изменению характера философии. В период Возрождения (XIII-XVI вв.) человек, индивид начинает играть более активную, самостоятельную роль в самых различных сферах деятельности. Не отрицая роли бога как творца мира и человека, идеологи эпохи Возрождения видят в человеке сотворца, предназначение которого - подняться на более высокий уровень, принять участие в совместном с богом деле создания прекрасной индивидуальности. Возрождение интереса к человеку, его существованию и предназначению свидетельствует о возрождении антропоцентрического характера философии.



В Новое время (XVII-XVIII вв.) в связи с развитием новой формации – буржуазного общества, - происходят существенные изменения в производстве, требующем интенсивного добывания знания. Этим объясняется выход на передний план вопросов познания мира, вещей, процессов, происходящих в природе. Одна за другой возникают новые и развиваются традиционные науки: небесная и земная механика, гидравлика, термодинамика, оптика, химия и др. Философы размышляют над тем, что есть знание, какими способами его можно получить, как проверяется знание на истинность и т. п. Всё это относится к философской дисциплине, носящей название гносеологии, приобретающей в этот период заметное место в ряду философских наук. Характер философии вновь изменяется; она становится гносеоцентрической.

Новое время – время создания грандиозных философских систем , охватывающих самые различные сферы: природу, общество, политику и право, нравственность и искусство, сознание и познание и т. д. В этом отношении наиболее показательны работы представителей классической немецкой философии.

Рубеж XIX – XX вв. – время кризиса в философии, когда некоторые её представители (позитивисты) заговорили о закате эпохи философии как вида человеческой деятельности и вытеснении её позитивной наукой: наука-де сама себе философия; она так же уходит в прошлое, как мифология и религия.

О характере сегодняшней философии очень трудно сказать что-либо определённое. Картина может проясниться лишь спустя достаточное время.

Как бы ни изменялся предмет философии в связи с изменениями, происходящими в общественной жизни и в наших знаниях о мире и человеке, в рамках предмета философии всегда оставался вопрос о взаимоотношении человека и мира, бытия и сознания, мышления и действительности. По этой причине многие философы считали этот вопрос основным вопросом философии.

ОНТОЛОГИЯ

В разделе «Онтология» (философском учении о бытии мира и человека) нами будут рассмотрены понятия «мир», «действительность», «Вселенная», «реальность», «вещь» («явление», «предмет»), «свойство», «материя», «движение», «пространство-время». В связи с изложением основных принципов диалектико-материалистического понимания мира мы будем обращаться к таким философским категориям, как « всеобщие свойства вещей», «единичное и общее», «содержание и форма», «сущность и явление», «необходимость и случайность», «возможность и действительность», «причина и следствие», «качество и количество», «тождество, различие, противоположность, противоречие», «отрицание», «закон» и др.

Начнём изложение философского учения о бытии с описания понятия «бытие».

БЫТИЕ

«Бытие» - одно из тех понятий, которое многими мыслителями прошлого и современности положены в основание философии. Вокруг бытия и учения о бытии в философии всегда велись и до сих пор ведутся острые дискуссии.

Наша жизнедеятельность опирается на простые и понятные предпосылки, которые мы обычно принимаем без особых сомнений и рассуждений. Самая первая и самая универсальная среди них – естественное убеждение человека в том, что мир есть, имеется «здесь» и «теперь», наличествует. Люди столь же естественным образом рассчитывают и на то, что при всех изменениях, совершающихся в природе и обществе, мир сохраняется как относительно стабильное целое.

Мы начали пользоваться понятием «мир», смысл которого кажется интуитивно ясным. Однако вследствие многозначности этого слова («Словарь русского языка» С.И.Ожегова приводит семь значений этого термина) необходимо специально ввести это понятие. Под миром мы будем понимать совокупность всех форм существующего, или Вселенную во всём её многообразии. Кстати, и термин «вселенная» так же многозначен, как и слово «мир». Существует по крайней мере пять значений термина «вселенная»: 1. Наблюдаемая вселенная, «наша вселенная», мир галактик, 2.Астрономическая вселенная (Метагалактика), 3.Физико-теоретическая вселенная – теоретическое описание астрономической вселенной на основе общей теории относительности, которая завтра может быть заменена более глубокой, чем ОТО, теорией, 4.Физическая вселенная, Мегамир – всё многообразие физических условий, явлений и процессов, допускаемых фундаментальными физическими теориями. Помимо Метагалактики, Физическая вселенная может включать в себя ещё и другие физические системы, описываемыми разными космологическими моделями, допускаемыми теорией, но не обнаруженными в ходе наблюдений, 5.Вселеная как материальный мир в целом – неисчерпаемо многообразная совокупность всех материальных объектов. Таким образом, содержания понятий «мир» и «Вселенная» в последнем значении этого термина - совпадают (по ходу изложения нам придётся пользоваться двумя смыслами слова «вселенная» - первым и пятым. Во избежание путаницы первый смысл этого термина мы будем обозначать в тексте словом «вселенная», а второй – «Вселенная»).

Возвращаясь к изложению темы, заметим, что проблема бытия возникает тогда, когда универсальные предпосылки нашего ориентирования в мире вдруг становятся предметом сомнений и раздумий, поводов для чего более чем достаточно. Подобно шекспировскому Гамлету, люди чаще всего задумываются о бытии и небытии тогда, когда чувствуют: «распалась связь времён…» и сомнение коснулось тех основ человеческого бытия, которые раньше казались несомненными. Сегодня перед вопросом «быть или не быть» поставлено всё человечество. Распад «связи времён» может произойти из-за ядерной катастрофы, нарушения экологического равновесия вследствие неразумной человеческой деятельности, наконец, по причине возможного космического катаклизма.

Размышление о бытии не может остановиться на простой констатации существования мира «здесь» и «теперь». Установив, что мир существует «здесь», естественно заключить, что мир существует и «там», за самыми дальними горизонтами, то есть что мир существует везде. Достаточно было сказать, что мир существует «теперь», как возникали вопросы о его прошлом и будущем. Отвечая на них, одни философы доказывали, что бесконечный мир непреходящ – всегда был, есть и будет вечно. Другие утверждали, что мир был, есть и будет, но имеет своё начало и конец во времени.

Идея о непреходящем существовании мира как целого подводила к вопросу о том, как с этим существованием соотносятся заведомо преходящие (конечные) вещи и человеческие существа. Так возникла в философии проблема бытия.

Первый её аспект – цепочка мыслей о бытии, ответы на некоторые вопросы, каждый из которых побуждает к постановке следующего. Что существует? – Мир. Где существует? – Здесь и везде. Как долго он существует? – Теперь и всегда: мир был, есть и будет, он непреходящ. Как долго существуют отдельные вещи, организмы, люди? – Они преходящи. Существо проблемы – в противоречивом единстве непреходящего бытия природы как целого и преходящего бытия вещей, состояний, человеческих существ.

Философы, далее, обнаруживали, что мир, с одной стороны, неоднороден именно в его существовании, бытии: в целом он непреходящ, но отдельные его предметы и состояния преходящи. Бытие мира как целого неотделимо от бытия в мире всего, что существует. Но между бытием мира и бытием в мире отдельных вещей существует различие. С другой стороны, мир как раз в его существовании образует неразрывное единство, универсальную целостность. Отсюда – второй аспект философской проблемы бытия – вопрос о единстве мира.

Мир существует как непреходящее единство вне и независимо от воли и сознания человека. Но проблема возникает потому, что люди, практически действуя в окружающем мире, связывая благодаря своей деятельности преходящее с непреходящим, должны раскрыть для себя эти объективные отношения единства в многообразии.

Человек в повседневной жизни склонен к поиску своего единства с природой, с другими людьми. В то же время ему достаточно очевидны существенные различия между вещным и духовным, природой и обществом, между собой и другими людьми. И всё же человеку важно найти общее между различными целостностями мира. К тому же в нём самом слиты в неразрывное единство тело и дух, природное и общественное. Отсюда с течением времени в философии возник вопрос о всеобщем (общем для всего). Отвечая на него, философы пришли к выводу: предметы природы и идеальные продукты (мысли, идеи), природа и общество, отличающиеся друг от друга индивиды сходны в том, что все они «есть», наличествуют, существуют, имеются в рамках единого существования мира.

Обнаружить единство бытия – ещё не значит понять, в чём состоит его единство. Единство мира состоит не в его бытии, хотя его бытие есть предпосылка его единства. Конечно, чтобы быть единым, мир прежде всего должен существовать. Однако действительное единство мира состоит в его материальности (со свойством материальности мы познакомимся несколько позднее), «а эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии и естествознания» (Энгельс). Говоря о «фокуснических фразах», Энгельс имел в виду способ, каким доказывал положение о единстве мира немецкий философ XIX века Е.Дюринг. Последний рассуждал следующим образом: «Я объединяю мысленно группу явлений и делаю их таким образом едиными. Я могу охватить мыслью, как рамой, все явления действительности и сделать мир единым. Моё сознание, следовательно, делает мир единым». Возражая Дюрингу, Энгельс заметил, что объединить в сознании, не приходя к нелепости, можно лишь то, что в самой действительности имеет нечто общее. «Оттого, что я силой своей мысли объединю в некое единство ежа и сапожную щётку, у неё ещё не вырастут молочные железы».

Итак, второй аспект проблемы бытия состоит в следующем: природа, человек, мысли, общество равно существуют. Различные по формам своего существования, они прежде всего благодаря своему существованию образуют целостное единство бесконечного, непреходящего мира. Иными словами, существование всего, что было, есть и будет в мире – предпосылка его единства.

Установив, что различные целостности, имеющиеся в мире, равно существуют, мы приходим к важному следствию: мир вообще и всё, что в нём существует, - реально предпослан сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей. Не просто мысль о том, что мир есть (постоянно наличествует), но и о том, что мир как таковой в различии и единстве его основных целостностей является реальностью для сознания и действия каждого человека, каждого поколения – вот третий смысловой аспект философской проблемы бытия. «Сознание (das Bewusstsein) никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием (das bewusste Sein), а бытие людей есть реальный процесс их жизни» (Маркс и Энгельс).

Совокупная реальность как она есть для отдельных индивидов и поколений людей включает: вещи, процессы природы, ещё не освоенные человечеством; вещи, процессы, созданные человеком из материала природы; общественную жизнь – отношения людей, их учреждения, идеалы, принципы и идеи; индивидов в непосредственном процессе их объективно протекающей жизнедеятельности.

Человеку приходится считаться с реальностью как совокупной и расчленённой целостностью, как с единым, обладающим собственной логикой существования и развития бытием. Человеку для успешной деятельности требуется понять, что именно есть (наличествует) и каким образом оно «есть» (существует), каковы объективно возможные рамки воздействия на действительность, тенденции её развития. В истории и в деятельности отдельных людей и даже целых обществ, правда, бывают случаи, когда волюнтаристски, субъективистски игнорируется внутренняя логика существования и развития реальности. Но реальность рано или поздно мстит за то, что с нею не считаются (близкий нам пример такого рода – действия руководителей российского общества на значительном протяжении XX века).

Жизнедеятельность каждого человека – реальность и для других людей, и для него самого. Каждый из нас вынужден относиться к своему телу и духу, к своему прошлому, настоящему и будущему, к взаимосвязям с другими людьми и обществом как к особой реальности, к особому бытию.

Важно подчеркнуть, что не только природное и общественное, но и духовное, идеальное осваивается на практике и осмысляется в философии как наличное, данное, то есть, как имеющее характер особой реальности. С духовными процессами и продуктами, если они есть (существуют), приходится считаться не меньше, чем с предметными, вещными реалиями жизни. Следовательно, включение духовного, идеального в совокупную реальность бытия – факт человеческой жизни. Таким образом, третий аспект проблемы бытия связан с тем, что мир в целом и всё, что в нём существует, есть действительность, которая имеет внутреннюю логику своего существования, развития и реально предзадана сознанию, действию отдельных людей и целых поколений.

Целесообразно выделить следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия:

1\ бытие вещей (тел), которое в свою очередь делится на: бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведённых человеком;

2\ бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;

3\ бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

4\ бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

Проблема форм бытия важна для повседневной практики и для познавательной деятельности людей. Принципиально важна она и для философии. Раз основной вопрос философии – вопрос об отношении мышления к бытию, то его разрешение зависит от расшифровки понятия «бытие», от рассмотрения его основных форм.

МАТЕРИЯ

Категория бытия, выступающая предельно общей абстракцией, объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы, процессы: природные объекты, их свойства, связи и отношения, человеческие коллективы и отдельных людей, социальные институты, состояния человеческого сознания и т. д. Всё существующее – это и есть мир, к которому мы принадлежим.

Возникает вопрос: имеется ли нечто, объединяющее все эти явления, предметы, процессы, вещи? Можно ли говорить о единстве всего бесконечного многообразия мира? В философии была выработана категория субстанции (от лат. substantia – то, что лежит в основе). Субстанция обозначает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений, посредством которых и через которые она существует.

Учения, объяснявшие единство мира исходя из одной субстанции, относятся к философии монизма. Но само понимание субстанции может быть различным: в качестве неё можно мыслить и материю и дух. Соответственно этому следует различать материалистический монизм (например, учения Фалеса, Спинозы, Фейербаха) и идеалистический монизм (например, учения Платона, Беркли, Гегеля). Монизму противостоит дуалистическая трактовка мира, согласно которой он образован двумя исходными началами – материальным и идеальным (Декарт). Первое из них объединяет сферу телесно-предметной реальности, а второе – сферу духа.

Диалектико-материалистическая философия продолжает традицию материалистического монизма. Это значит, что многообразие бытия во всех его проявлениях она рассматривает под углом зрения их материального единства. Сознание же понимается не как субстанция, а как особое свойство материи, присущее не всем, а только высшим формам её организации. Структурность, движение, пространство-время предстают как атрибутивные характеристики материи, то есть такие её свойства, без которых материя не существует. При этом сами эти свойства не могут быть отделены от материи.

Мир, в котором мы живём и частью которого являемся – это материальный мир. Но ни один из предметов, явлений, процессов, взятые сами по себе, не могут быть отождествлены с материей. Только всё их многообразие составляет материальную действительность.

В античном материализме (да и позднее) материя часто понималась как нечто существующее наряду с вещами, как некое первовещество, из которого возникают и в которое превращаются все вещи по окончании своего существования. Диалектический материализм развивает представление о субстанциальности материи, рассматривая её как бесконечно развивающееся многообразие единого материального мира. С этой точки зрения материя существует только в многообразии конкретных объектов, через них, а не наряду с ними.

Категория «материя» - фундаментальное философское понятие. Определение его таково: «материя есть философская категория, отражающая объективную реальность, которая дана человеку в ощущениях и иных психических образах». Прежде чем приступить к анализу содержания понятия материи, мы должны сделать некоторые разъяснения, в частности ввести категории «объективная реальность» и «субъективная реальность».

Всё существующее каждый человек в процессе своего индивидуального развития (в онтогенезе) и общество в процессе своего исторического развития (в филогенезе) рано или поздно научаются разделять на две группы явлений. К одной они относят всё, что находится за пределами сознания, к другой – все ощущения и представления, понятия, чувства и настроения и т. п. Здесь не случайно появились слова «рано или поздно научаются». Известны состояния, в отношении которых взрослому здоровому современному человеку бывает трудно моментально дать однозначную оценку: происходит это «во сне или наяву», кто-то (что-то) пребывает в моём сознании или существует в действительности, т.е. за его пределами.

Американский психолог У.Джеймс в книге «Многообразие религиозного опыта писал: «Однажды ночью… я испытал очень ясную галлюцинацию осязания: мне почудилось, что кто-то взял меня за руку, я встал и начал искать, нет ли кого-нибудь постороннего в комнате. Но чувство настоящего присутствия невидимого пришло ко мне позже… Меня охватило раздумье о пережитом мною в прошлую ночь, вдруг я почувствовал, как что-то вошло в мою комнату и остановилось у моей постели. Это продолжалось не более двух минут. Я познал это без помощи моих обычных чувств, вместе с тем я весь был потрясён особым ощущением невыразимо гнетущего характера». После нескольких подобных примеров Джеймс замечает: «Чувству реального, как всякому другому положительному состоянию сознания, соответствует состояние отрицательное: чувство иррационального». Речь идёт, таким образом, о чисто психических явлениях, которые для людей, не привыкших к критическому анализу своих ощущений, служат серьёзным аргументом в пользу действительного существования за пределами сознания того, что существует лишь в их сознании. Следует ли удивляться тому, что первобытные люди возлагали ответственность за поступки, которые они видели в своих снах, таким же образом, как если бы эти поступки были совершены в действительности.

Всю совокупность явлений сознания мы называем внутренним миром человека, психикой, душой. Всё же, что находится за пределами сознания, - внешним миром. Познавая внешний мир, активно воздействуя на него, человек превращает его в свой внутренний мир и переносит содержание внутреннего мира во внешний мир.

В философии существуют специальные термины «объективная реальность» и «субъективная реальность», совпадающие с понятиями внешнего и внутреннего мира. Чтобы пользоваться этими терминами, необходимо объяснить их смысл. «Объективное» означает: а\ существующее вне нас, вне субъекта; б\ сторону сознания людей, которая не зависит от них. «Субъективное» означает: а\ свойственное только субъекту (например, переживание); б\ ту сторону сознания людей, которая зависит от них самих (например, формы образов сознания).

Субъективное и объективное невозможно разграничить абсолютно. В познании и в практике они переходят друг в друга: предмет, вещь (объективное), отражаясь в сознании, получает новый способ существования – существует в субъекте, субъективно. Наоборот, субъективный образ (например, мысль) может быть объективирован, то есть превращён в нечто, существующее объективно.

Взаимопереходы объективного и субъективного при определённых обстоятельствах приводят к тому, что понятие «субъективное» и «объективное» в разных контекстах приобретают относительно различный смысл. Например, в понятие «субъективный фактор» включается практическая деятельность людей, направленная на сохранение или изменение существующих общественных отношений. Субъективными причинами мы называем такие причины, которые зависят от воли и желания людей. Субъективная логика – это логика мышления в отличие от объективной логики – логики вещей. Субъективный подход – подход односторонний, не отражающий подлинной природы самого объекта.

Возвращаясь к определению материи, обратим внимание на то, что в нём подчёркнуты два основных признака материи: во-первых, она есть всё то, что существует независимо от сознания, объективно; во-вторых, она отражается, копируется сознанием. Первая характеристика означает признание первичности материи по отношению к сознанию. Вторая – признание принципиальной познаваемости материального мира. Таким образом, определение материи предстаёт как сжатая формулировка материалистического решения основного вопроса философии, позволяя сразу же провести грань между материализмом, с одной стороны, и идеализмом и агностицизмом – с другой.

Отличительная особенность диалектико-материалистического определения материи от определения её в предшествующих материалистических учениях заключается в том, что сегодняшнее определение не содержит указаний на конкретные свойства материальных образований. Единственное свойство вещей, которое указано в определении материи,- свойство существовать вне сознания. Описание и перечисление конкретных свойств вещей – компетенция не философии, а частных наук. Определяя материю через указанное свойство – быть объективной реальностью,- диалектический материализм неявно предполагает бесконечное многообразие материи, её неисчерпаемость.

Как любое принципиальное философское положение понятие материи имеет определённое методологическое значение. Покажем его на примере ситуации, сложившейся в физике на рубеже XIX и XX веков (так называемый «кризис в физике»). Это была эпоха революции в естествознании, связанной с коренной ломкой прежних представлений о «строении» материи. Одним из важнейших событий этого времени было открытие делимости атома. В естествознании с XVII до конца XIX века атомы считались пределом делимости материи, а её неуничтожимость связывалась с сохранением массы атома. Здесь была своя логика: если атом неделим, то «количество» материи в нём всегда остаётся одним и тем же (масса трактовалась как мера количества материи). Истолкование массы как количества материи долгое время считалось обеспечивающим построение научной картины мира. Неразрушимость атомов означала, что их количество в природе остаётся постоянным, хотя и бесконечно большим. Отсюда следовало, что их суммарная масса также сохраняется. А это истолковывалось как сохранение материи.

Эти метафизические философские идеи мешали найти правильное объяснение явлениям, свидетельствующим о делимости атома. В частности, явление радиоактивности, обнаруженное в 1896 году А. Беккерелем, шесть лет не получало непротиворечивого объяснения. Складывалась драматическая ситуация. Если уран и другие радиоактивные вещества постоянно излучают из своих недр энергию, то откуда она берётся? Было установлено, что это излучение не может быть объяснено как выделение веществом ранее поглощённой энергии. Но если допустить, что атомы излучают энергию, не черпая её ниоткуда, то нарушается закон сохранения энергии. Только в 1902 году Э. Резерфорд и Ф. Содди сумели разрешить этот парадокс. Они доказали, что радиоактивность представляет собой результат спонтанного распада атомов и превращения химических элементов. Чтобы выдвинуть гипотезу делимости атома, Резерфорду и Содди необходимо было отбросить метафизическое представление о материи, отождествлявшее неразрушимость атомов с сохранением материи. Имеются свидетельства, что ещё в студенческие годы Э. Резерфорд развивал философскую идею, согласно которой все объекты природы необходимо рассматривать как результат эволюции. Если с этих позиций подойти к представлениям об атоме, то его следовало рассматривать не как изначально данный, неизменный «первокирпичик» мира, а как возникший из других объектов. Эта философская гипотеза оказалась предпосылкой открытия делимости атома. Резерфорд в своих рассуждениях в каких-то чертах повторил путь, который уже был проделан предшествующей историей философской мысли (ещё во второй половине XVIII века французский материалист П. Гольбах утверждал, что материя есть всё то, что находится вне сознания; правда, его рассуждения касались лишь явлений природы. А в науке и материалистической философии к середине XIX века сложилось представление о развитии как всеобщем свойстве вещей).

Анализируя ситуацию, возникшую в естествознании конца XIX – начала XX веков (тогда сложились серьёзные трудности, связанные с оценкой и включением принципа структурности и делимости атома в научную картину мира; господствовавшее в среде физиков того времени отождествление неуничтожимости материи с неразрушимостью атомов привело к истолкованию делимости атома как исчезновения материи), диалектическому материализму удалось показать, что кризис в физике, связанный с появлением идеалистической интерпретации её открытий, был вызван не самими этими открытиями, а метафизическими взглядами на материю. Противопоставляя этим взглядам диалектико-материалистическое определение материи, оказалось возможным прийти к выводу, что содержащаяся в нём идея её неисчерпаемости позволяет справиться с возникшими трудностями. Делимость атома с этих позиций означала не уничтожение материи, а расширение горизонта наших знаний о материи и открытие её новых состояний.

Диалектико-материалистическое понимание материи имеет важное методологическое значение не только для естествознания, но и для общественных наук. Оно – предпосылка для последовательной разработки материалистического понимания истории, позволяет рассмотреть общественную жизнь как функционирование и развитие сложной материальной системы – человеческого общества, которая включает в качестве своего неотъемлемого аспекта духовные процессы. Включённость сознания в ткань истории общества не противоречит рассмотрению самого общества как целостного материального объекта. Сознание может существовать только в рамках этого объекта. Оно возникает как продукт эволюции материи в неразрывной связи со становлением практики. Сознание как неотъемлемый аспект общества можно сделать самостоятельным предметом изучения, но отсюда не следует, что сознание в реальности существует как отдельный от материи особый предмет.

Философия как мировоззрение духовной культуры.

Философия как мировоззрение сложилось на основание многих других типов мировоззрение: Обыденное, научное, профессиональное, историческое, практическое, религиозное. Философское мировоззрение включает в себя все другие формы мировоззрение, и поэтому оно есть система идей и представлений о мире и о месте человека в этой системе. Философское мировоззрение исторически сложилось как особая форма духовной культуры, которая есть ничто иное как особая система исторических общечеловеческих идей имеющих особую ценность для человечества. Ценность в философском смысле означает, то значение которое придают люди этому объекту. Учение о ценностях составляет особый раздел философии, который называется аксиология. Философское мировоззрение является формой духовной культуры потому что:

  1. Оно отражает особенности исторического времени.
  2. Отражает в себе основные идеи, устремление, которые актуальны для людей.
  3. Включает в себя фундаментальные истины времени и истории.
  4. В нем собраны сущностные истины познание.
  5. Оно содержит в себе основные идеи знание о человеке.

Причины зарождение философии.

Исторические причины:

1.Мифогенная концепция- философии возникла потому что, предшествующее мифологическое знание перестало удовлетворять интересы античных людей.

2.Гносеогенная концепция- античность накопила большой опят практического знания, технического, ремесленного, измерительного, строительного, астрономического, геометрического и т.д. которые требовали обобщения.

3. Социогенная концепция - К 5 в. до н.э. в Антично Греции начинается развитие рабовладельческой демократии при котором «на общественном совете» города государства на центральной площади Агора публично обсуждались государственные дела и возникла традиция диалога, аргументации и защиты идей, которые выдвигались и так возникла культура философского рассуждения.

Так же существует субъектно – личностные причины.

1. Философия возникает как способ и потребность человека объяснить сущность скрытого мира:

2. Философия возникает как стремление человека объяснить тайну, неизвестность в том числе прошлого и будущего;

3. Философия возникает как потребность человека познать самопознания и стремления понять свое Я, как объяснить самого себя;

4. Философия возникает как особая форма коммуникации человека с другими и объяснение другого;

5. Человек начинает философствовать при попытке объяснения своего рождения, и своей смерти ровно как и своего бессмертия.

Философия существует как историческое знание об эпохе и одновременно философия всегда есть способ мистического постижения мира и себя в этом мире.

Предмет философии и его историческое изменение

Предмет философии представляется в нескольких аспектах.

Во-первых, в общефилософском аспекте за предмет понимают целостный мир, в котором существует человек.

Во-вторых, в конкретно-познавательном аспекте предметом философии является природа в ее объективности, человек и его историческая ценность.

В-третьих, предметом философии являются методы и способы познания мира человеком.

В-четвертых, предметом философии являются общефилософские универсальные способы познания.

Предметность философии определяется конкретными сферами бытия: философия природы, общества, истории, человека, религии, право, нравственности, культуры, науки и техники, коммуникации.

И таким образом предметность философии заключается временем, интересами и потребностями людей, и характером развития самых философских идей.

Предмет философии всегда исторически изменяется.

В античной философии предметом была природа и идеи

В средневековом предметом философии ставится слово, текст священного писания и интерпретация.

В Эпоху Возрождения предметом философии являлись законы, движение природы и формирование индивидуальности человека.

В эпоху Нового Времени предметом философии являлись способы познания человеком мира и способы формы деятельности человека.

В современной философии основным предметом является человек в его и субъективной бесконечности.

Причинами исторического изменения предмета философии является следующие факторы:

· Социально-экономические запросы времени;

· Развитие научной картины мира;

· Характер философских идей прошлого времени.

Предметом философии является целостное знание об основаниях бытия, сущности конкретных объектов бытия и развития бытия.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22

Cейчас, в XI веке бросая взгляд в прошлое, мы можем с уверенностью сказать, что ни одна сфера духовной культуры не оказала столь существенного и динамичного влияния на общество, как наука. И в нашем мировоззрении, и в мире окружающих нас вещей мы повсеместно имеем дело с последствиями ее развития. Со многими из них мы настолько срослись, что уже не склонны их замечать или тем более видеть в них особые достижения.

Ни с чем не сравнимы и темпы собственного роста и преобразования науки. Уже почти никто, кроме историков, не читает работ даже таких корифеев естествознания прошлого столетия, как Александр Гумбольдт, Фарадей, Максвелл или Дарвин. Никто уже не изучает физику по работам Эйнштейна, Бора, Гейзенберга, хотя они почти наши современники. Наука вся устремлена в будущее.

Каждый, даже великий, ученый обречен на то, что полученные им результаты со временем будут переформулированы, выражены в ином языке, а его идеи будут преобразованы. Науке чужд индивидуализм, она призывает каждого к жертвам ради общего дела, хотя и хранит в социальной памяти имена великих и малых творцов, внесших вклад в ее развитие. Но идеи после их публикации начинают жить самостоятельной жизнью, неподвластной воле и желаниям их творцов. Иногда бывает так, что ученый до конца своих дней не может принять того, во что превратились его собственные идеи. Они ему уже не принадлежат, он не способен угнаться за их развитием и контролировать их применение.

Не удивительно, что в наше время наука нередко оказывается объектом ожесточенной критики, ее обвиняют во всех смертных грехах, включая и ужасы Чернобыля, и экологический кризис в целом. Но, во-первых, критика подобного рода - это только косвенное признание огромной роли и мощи науки, ибо никому не придет в голову обвинять в чем-либо подобном современную музыку, живопись или архитектуру. А во-вторых, нелепо обвинять науку в том, что общество далеко не всегда способно использовать ее результаты себе во благо. Спички создавались вовсе не для того, чтобы дети играли с огнем.

Сказанного уже достаточно, чтобы понять, что наука - это вполне достойный объект изучения. В наше время она оказалась под перекрестным вниманием сразу нескольких дисциплин, включая историю, социологию, экономику, психологию, науковедение. Философия и методология науки занимают в этом ряду особое место. Наука многоаспектна и многогранна, но прежде всего она представляет собой производство знаний. Наука не существует без знания, как автомобилестроение не существует без автомобиля. Можно поэтому интересоваться историей научных учреждений, социологией и психологией научных коллективов, но именно производство знаний делает науку наукой. И именно с этой точки зрения мы будем в дальнейшем к ней подходить. Философия науки пытается ответить на следующие основные вопросы: что такое научное знание, как оно устроено, каковы принципы его организации и функционирования, что собой представляет наука как производство знаний, каковы закономерности формирования и развития научных дисциплин, чем они отличаются друг от друга и как взаимодействуют? Это, разумеется, далеко не полный перечень, но он дает примерное представление о том, что в первую очередь интересует философию науки.

Итак, мы будем рассматривать науку как производство знаний. Но и с этой точки зрения она представляет собой нечто крайне многокомпонентное и разнородное. Это и экспериментальные средства, необходимые для изучения явлений, - приборы и установки, с помощью которых эти явления фиксируются и воспроизводятся. Это методы, посредством которых выделяются и познаются предметы исследования (фрагменты и аспекты объективного мира, на которые направлено научное познание). Это люди, занятые научным исследованием, написанием статей или монографий. Это учреждения и организации типа лабораторий, институтов, академий, научных журналов. Это системы знаний, зафиксированные в виде текстов и заполняющие полки библиотек. Это конференции, дискуссии, защиты диссертаций, научные экспедиции. Список такого рода можно продолжать и продолжать, но и сейчас бросается в глаза огромная разнородность перечисленных явлений. Что их объединяет? Нельзя ли все это многообразие свести к чему-то одному?

Простейшее и достаточно очевидное предположение может состоять в том, что наука - это определенная человеческая деятельность, обособленная в процессе разделения труда и направленная на получение знаний. Стоит охарактеризовать эту деятельность, ее цели, средства и продукты, и она объединит все перечисленные явления, как например, деятельность столяра объединяет доски, клей, лак, письменный стол, рубанок и многое другое. Иными словами, напрашивается мысль, что изучать науку - это значит изучать ученого за работой, изучать технологию его деятельности по производству знаний. Против этого трудно что-либо возразить.

Правда, в значительной степени ученый и сам изучает и описывает свою собственную деятельность: научные тексты, например, содержат подробное описание проделанных экспериментов, методов решения задач и т.п. Но описав поставленный эксперимент, ученый, за редким исключением, не пытается проследить, как именно он пришел к идее этого эксперимента, а если и пытается, то результаты такой работы уже не входят органично в содержание специальных научных работ.

Не вдаваясь в детали и огрубляя картину, можно сказать, что ученый, работающий в той или иной специальной области науки, как правило, ограничивается описанием тех аспектов своей деятельности, которые можно представить и как характеристику изучаемых явлений. Так, например, когда химик описывает способ получения тех или иных соединений, то это не только описание деятельности, но и описание самих соединений: вещество такое-то может быть получено таким-то путем. Но далеко не все в деятельности ученого можно представить подобным образом. Процедуры научного поиска в разных областях знания имеют много общего, и уже это выводит их за пределы узко профессиональных интересов той или иной специальной науки.

Итак, одним из аспектов исследования науки может быть изучение ученого за работой. Результаты такого изучения могут иметь нормативный характер, ибо, описывая деятельность, которая привела к успеху, мы, сами того не желая, пропагандируем положительный образец, а описание неудачной деятельности звучит как предупреждение.

Но правомерно ли сводить изучение науки к описанию деятельности отдельных людей? Наука это далеко не только деятельность. Деятельность всегда персонифицирована, можно говорить о деятельности конкретного человека или группы людей, а наука выступает как некоторое надиндивидуальное, надличностное явление. Это не просто деятельность Галилея, Максвелла или Дарвина. Конечно, труды этих ученых оказали влияние на науку, но каждый из них работал в рамках науки своего времени и подчинялся ее требованиям и законам. Если мы как-то понимаем смысл выражений "работать в науке", "оказывать влияние на науку", "подчиняться требованиям науки", то мы тем самым интуитивно уже противопоставили науку деятельности отдельного человека или группы людей и должны теперь ответить на вопрос: что собой представляет это обезличенное целое, выглядывающее из-за спины каждого индивидуального своего представителя?

Забегая вперед, можно сказать, что речь идет о научных традициях, в рамках которых работает ученый. Силу этих традиций осознают и сами исследователи. Вот что пишет наш известный географ и почвовед Б.Б.Полынов, цитируя, якобы, выдержки из дневника одного иностранного ученого: "Что бы я ни взял, будь то пробирка или стеклянная палочка, к чему бы я ни подошел: автоклаву или микроскопу, - все это было когда-то кем-то придумано, и все это заставляет меня делать определенные движения и принимать определенное положение. Я чувствую себя дрессированным животным, и это сходство тем полнее, что, прежде чем научиться точно и быстро выполнять безмолвные приказания всех этих вещей и скрытых за ними призраков прошлого, я действительно прошел долгую школу дрессировки студентом, докторантом и доктором " И далее: "Никто не может меня упрекнуть в некорректном использовании литературных источников. Самая мысль о плагиате вызывает у меня отвращение. И все же с моей стороны не потребовалось особенного напряжения, чтобы убедиться, что в нескольких десятках моих работ, составивших мне репутацию оригинального ученого и охотно цитируемых моими коллегами и учениками, нет ни одного факта и ни одной мысли, которая не была бы предусмотрена, подготовлена или так или иначе провоцирована моими учителями, предшественниками или пререканиями моих современников".

Может показаться, что перед нами карикатура. Но сам Б.Б.Полынов подытоживает приведенные записи следующим образом: "Все, что писал автор дневника, есть не что иное, как действительные реальные условия творчества многих десятков, сотен натуралистов всего мира. Мало того, это те самые условия, которые только и могут гарантировать развитие науки, т.е. использование опыта прошлого и дальнейший рост бесконечного количества зародышей всякого рода идей, скрытых иногда в далеком прошлом".

Итак, наука это деятельность, которая возможна только благодаря традиции или, точнее, множеству традиций, в рамках которых эта деятельность осуществляется. Она сама может быть рассмотрена как особый тип традиций, передаваемых в человеческой культуре. Деятельность и традиции - это два разных, хотя и неразрывно связанных аспекта науки, требующие, вообще говоря, разных подходов и методов исследования. Конечно, деятельность осуществляется в традициях, т.е. не существует без них, а традиции, в свою очередь, не существуют вне деятельности. Но изучая традиции, мы описываем некоторый естественный процесс, в то время как акты деятельности всегда целенаправленны. Они предполагают выбор ценностей и целей субъектом деятельности, и нельзя понять деятельность, не фиксируя цель. Философия науки, будучи дисциплиной гуманитарной, сталкивается здесь с кардинальной для гуманитарного знания дилеммой объяснения и понимания.

Рассмотрим ее более подробно. Представим себе экспериментатора в лаборатории, окруженного приборами и различного рода экспериментальными установками. Он должен понимать назначение всех этих приспособлений, они для него - своеобразный текст, который он умеет читать и истолковывать определенным образом. Конечно, микроскоп, стоящий у него на столе, изобрел и сделал не он, конечно, его использовали и раньше. Наш экспериментатор традиционен. Он, однако, может возразить и сказать, что использует микроскоп вовсе не потому, что так делали до него, а потому, что это соответствует его сегодняшним целям. Правда, и цели достаточно традиционны, но наш экспериментатор опять-таки выбрал их не в силу традиционности, а потому, что они показались ему интересными и привлекательными в сложившейся ситуации. Все это так и есть, наш экспериментатор нас не обманывает. Изучив традиции, мы поэтому еще не поймем деятельность. Нам для этого нужно вникнуть в ее цели и мотивы, увидеть мир глазами экспериментатора.

Соотношение понимающего и объясняющего подхода - это очень сложная проблема не только философии науки, но и гуманитарного познания вообще.

Анализ науки как традиции и как деятельности - это два способа анализа, дополняющие друг друга. Каждый из них выделяет особый аспект сложного целого, которым является наука. И их сочетание позволяет выработать более полное представление о науке.

В наше время изменился и сам характер научной деятельности по сравнению с исследованиями классической эпохи. На место науки небольших сообществ ученых пришла современная "большая наука" с ее почти производственным применением сложных и дорогостоящих приборных комплексов (типа крупных телескопов, современных систем разделения химических элементов, ускорителей элементарных частиц), с резким увеличением количества людей, занятых в научной деятельности и обслуживающих ее; с крупными объединениями специалистов разного профиля, с целенаправленным государственным финансированием научных программ и т.п.

Меняются от эпохи к эпохе и функции науки в жизни общества, ее место в культуре и ее взаимодействие с другими областями культурного творчества. Уже в XVII в. возникающее естествознание заявило свои претензии на формирование в культуре доминирующих мировоззренческих образов. Обретая мировоззренческие функции, наука стала все активнее воздействовать на другие сферы социальной жизни, в том числе и на обыденное сознание людей. Ценность образования, основанного на усвоении научных знаний, стало восприниматься как нечто само собой разумеющееся.

Во второй половине XIX столетия наука получает все расширяющееся применение в технике и технологии. Сохраняя свою культурно-мировоззренческую функцию, она обретает новую социальную функцию - становится производительной силой общества.

ХХ век может быть охарактеризован как все расширяющееся использование науки в самых различных областях социальной жизни. Наука начинает все активнее применяться в различных сферах управления социальными процессами, выступая основой квалифицированных экспертных оценок и принятия управленческих решений. Соединяясь с властью, она реально начинает воздействовать на выбор тех или иных путей социального развития. Эту новую функцию науки иногда характеризуют как превращение ее в социальную силу. При этом усиливаются мировоззренческие функции науки и ее роль как непосредственной производительной силы.

Долгое время в философии науки в качестве образца для исследования структуры и динамики познания выбиралась математика. Однако здесь отсутствует ярко выраженный слой эмпирических знаний, и поэтому, анализируя математические тексты, трудно выявить те особенности строения и функционирования теории, которые связаны с ее отношениями к эмпирическому базису. Вот почему философия науки, особенно с конца XIX столетия, все больше ориентируется на анализ естественнонаучного знания, которое содержит многообразие различных видов теорий и развитый эмпирический базис.

Понимание сущности предметов и объектов интересов, которые формируются, становятся и реформируются в процессе изучения до стадии удовлетворения потребности в познании сущности чего-либо человеком.

Нам всегда сначала кажется, что мы видим и понимаем предметы. Но то что мы видим не всегда обозначает истину, ведь рассматривать ситуацию, предмет, чувства можно абсолютно с разных сторон.

Каждый раз, занимая новую позицию, мы открываем в уже знакомых нам понятиях что-то новое - это и есть философия.

Каждый человек способен думать, каждый имеет свое собственное мнение. Эти мысли и являются бессознательными знаниями об окружающей среде, основании бытия.

Понять предметы гораздо проще, чем какие-то глобальные и даже нематериальные понятия, которые невозможно потрогать: природа в целом, дух, строение мира.

Более глобальные понятия требуют более глубокого изучения, которое не всем доступно. Вообще, способность к философии необходимо развивать каждому человеку, ведь делая собственные выводы, которые зачастую отличаются от общественного мнения, мы становимся особенными, отличаемся друг от друга.

Чтобы выучить философию природы, множество людей приходили к разным концепциям, в процессе изучения было открыто множество фактов, которые в последствии использовались в других науках.

1. Что является предметом философии?

Предметом философии является – от малого до большого и наоборот: от человека и до среды его пребывании, способы познания и мышления.

Основными предметами философии на сегодняшний день является человек, общество и сам объект познания. На другие вопросы, которые интересовали наших предков, ответы уже нашлись, поэтому круг изучения предмета философии постепенно будет сужается до появления нового революционного прорыва в сознании, который сформирует новые актуальные предметы философии.

– один из наиболее исследованных аспектов существования, который исследовался с самого раннего периода развития людей. Актуальным данный вопрос является и по сей день.

Человек всегда интересовался откуда он появился, как устроено его тело, что заставляет его принимать те или другие решения. Человек был предметом философии из самых начал своего существования. Так, в период античности, изучение человека проводилось при помощи метафизики.

В период средневековья человеческую сущность объясняли теологией. Новое время заставляет изучать человека с более научных точек зрения, у которых есть математические и механические формулы.

Следующий этап – это изучение человека при помощи изучения биологии.

За все время существования философии появилось множество концепций, которые отчасти объясняют все механизмы, происходящие внутри нас. Сочетание всех этих знаний дает возможность сделать общую картину существования людей.

С точки зрения философии к изучению человека подходят в 3 этапа.

  • Первый этап позволяет изучить человека как самого умного обитателя нашей планеты.
  • Второй – историю формирования человечества.
  • Третий этап – это изучение каждого индивида отдельно.

Именно изучение человека по отдельности сформировало такие понятие, как личность, индивидуальность. Все эти понятия на самом деле являются разными и требуют тщательного дополнительного изучения.

Познание правил и принципов общества, методологическое изучение идей, которые реализуются общественными научными познаниями.

Разделяют 2 подхода к изучению общества. Первый является исходным пунктом объяснения всех материальных благ, а второй – изучает духовную часть.

Важно изучать общество начиная с оценки личности. Существует несколько течений изучения общества. Так, теория марксистов базируется на том, что именно общество формирует правила поведения, культуру и другие социальные факторы. В свою очередь, экзистенциализм изучает общество исходя отдельно от каждого человека.

А согласно учениям новых кантианстов, в обществе формируются законы и правила , аналогично как и в природе формируются свои законы. Законы формируются согласно эпохе, в которой проживает человек, исходя из его потребностей.

Каждые течения подходили к оценке общества со своей стороны, изучая в первую очередь то, что актуально на данный момент времени.

Является одним из сложнейших предметов исследования, поскольку базируется оно на различных методиках, которые усовершенствуются по сей день.

Это ощущение и восприятие, представление различных образов и понятий, которые формируют собственную точку зрения.

Познание изучают с разных точек зрения. Так, можно изучать от обратного – отрицать какое либо явление. Также есть скептическое направление познания, рациональное, критическое, реалистическое. Каждый из этих методов имеет своих последователей.

Основной проблемой, которую изучают при исследовании познания является отношение человека к миру. Проблема актуальна как начиная с древних времен, так и по сей день.

В древние времена, через недостаток научных исследований для познания мира, использовались религиозные, мифические, мистические догадки, которые на сегодняшний момент мало пересекаются с реальными методами познания.

1.4. Предмет изучения философии

Изучая философию, мы определяем, что является предметом философии. Достаточно длительный период времени знания, которые общество получало от отдельных наук, являлись именно предметом философии. Такие принципы использовались вплоть до 18 века. При этом предмет философии зачастую разбивали на более мелкие части, которые было удобнее исследовать.

Если древние греки изучали природу, то позднее, во времена Аристотеля люди начали интересоваться не только природой, но и целым миром.

Христианские философы, которые долгое время трактовали собственные предметы философии, изучали в основном отношения между человеком и Богом. В новый же период времени больше внимания стали уделять именно методам познания. Опять же, в эпоху просвещения человек стал одним из главных предметов изучения. Основная цель исследований была направлена на получение ответа причин существования человека и установке его жизненных целей.

Подытожим: предмет философии, что это такое - рассмотрение вопросов о том, как возникает, развивается философия и как она сочетается с другими науками и методами познания. Другими словами можно сказать, что в целом предмет философии – это совокупность различных вопросов, которые касаются взаимоотношений человека в мире.

2. Историческое развитие предмета общей философии.

2.1 Формирование предмета философии

С началом передачи информации при помощи письменности и развитии цивилизаций появились первые очертания философии как науки. Центрами развития философии с древних времен была Индия, Китай, Египет, Греция и Рим.

История восхождения философии длиться более чем 2 с половиной тысячи лет.

Основными проблемами, которые затрагиваются весь этот период, являются поиск причин бытия, познание мира и объяснение причин существования человека, его цели жизни и отношение с высшими силами. Вопросы познания формировали и нравственность общества.

Формирование предмета философии базируется не на поиску одного объяснения какой-либо проблемы, а поиск всех возможных вариантов рассмотрения причин и следствий.

Философию начали рассматривать как:

  • специфический метод восприятия мира;
  • форму общественного сознания;
  • науку о принципах существования и отношения человека к природе;
  • учение о методах познания мира;
  • вид особенной духовной деятельности, которая всесторонне развивает человека.

Большинство философов все-таки считают, что философия – это не просто мыслительная деятельность, это наука, которая базируется на теории и опыте, имеет дело со сложными понятиями, выводами, принципами, закономерностями и гипотезами.

Историческое изменение предмета философии зависит от факторов развития цивилизации, потребностей людей. Изучая предмет философии и его историческую динамику, можно выделить несколько этапов развития предмета философии.

Так, в период 1 тысячи лет до нашей эры главным заданием философии являлись систематизация мысли, формирование идей о появлении мира, наполнение смыслом понятий «мудрость», «значение».

С появлением христианства (1-4 век нашей эры) философия бытия полностью изменилась. Так, основным предметом изучения стало взаимоотношение человека с Богом.

В Средневековье , когда религия стала фактически «монополистом» по формированию общественного мнения, философии отводилось незначительное место. Можно точно сказать о некотором спаде философии как науки, поскольку инакомыслие не допускалось в обществе.

Историческая динамика предмета философии возобновилась в эпоху нового времени , когда люди опять начали задумываться о других вариантах своего развития. Мало того, в 17-18 веке люди надеялись на то, что при помощи философии как науки создастся универсальная модель, которая сможет содержать всю информацию о мире и места человека в нем.

2.3. Эволюция предмета философии.

Эволюция предмета философии проходила 3 стадии:

  • Первой стадией можно считать космоцентризм - то есть объяснение всего происходящего на земле через влияние космоса.
  • Второй стадией эволюции считается теоцентризм - объяснение всего происходящего, как результат творения Бога или другой сверхъестественной силы.
  • Третьей стадией эволюции можно смело считать антропоцентризм – то есть, на первое место выдвигаются проблемы человека и человечества в целом.

Основной спецификой философии является ее двойственность, или взаимоотношение с другими науками и знаниями. Философия подкармливает новые достижения, усовершенствует знания по другим наукам. Какой бы не была эволюция взглядов на предмет философии, его суть всегда объясняется только с теоретической точки зрения. Если наукой подтверждается тот или иной факт, предмет философии исчерпывает себя или деформируется в новый .

Философия всегда была подвержена влиянию эпох, различных субъективных толкований представителей философских школ. Но пока что извечными проблемами так и остаются – бытие, материя, движение и пр.

3. Место и роль предмета философии в обществе и мировой культуре

Роль предмета философии в обществе и мировой культуре формируется несколькими факторами:

  • уровнем развития цивилизации;
  • уровнем развития личности;
  • научным прогрессом;
  • влиянием культуры и религии на формирование интересующих вопросов и бытии и значения человека в обществе / мире.

3.1 Предмет философии и её место и роль в обществе

Изучая предмет философии и ее роль в обществе, необходимо помнить, что все философские достижения являются только теоретической основой мировоззрения, но философия решает проблемы ориентации человека в обществе, в мире духовных идей и ценностей.

Эти важнейшие ответы на вопросы позволяют обществу спокойно существовать, не прибегая к панике, формировать свои цели и задания , которые необходимо решить в течение жизни, поддерживать развитие человечества и цивилизаций.

Предмет философии и ее роль в жизни общества формирует костяк - основание функционального назначения философии. Основные задания - более глубоко изучаются и конкретизируются. Вырабатываются новые категории мышления, которые лучше всего отражают связи и отношения вещей, которые формируют основу предметного мира и мышления.

3.2. Предмет философии и её место и роль в мировой культуре

История культуры показывает, что по своей форме и содержанию философия – многовариантная наука . В европейской культуре значение философии неоценимое, так как именно благодаря ей сформировалась любовь к мудрости, культуре, познанию. Именно в философии и находится источники жизненной мудрости, которые переносятся народами с поколения в поколение. Так, например, философия Платона базируется на мифологии, в которой царствует Сократ – мыслитель, который олицетворяет мудрость.

Римские же философы превратили философию в правила морали и поведения человечества.

Средневековая философия стала служанкой богословия, а в новое время стала решающей силой для развития науки.

Сейчас же мы знаем, что философия существует по строгим научным правилам классиков философской мысли: Кант, Гегель, Гуссерль. Философию, как художественное повествование донесли нам такие мыслители, как Достоевский, Манн, Гессе и пр. Но необходимо отметить и тот факт, что философию «пишут на заказ» для общества, которое нуждается в ответах на вопросы, ставшие актуальными на сегодняшний день.

Какую бы форму не принимала философия, она всегда будет решать социокультурные задания и выполнятся с разной степенью успеха в жизни человека и общества в целом.

Проблемы формирования предмета философии возникают в основном по причинам:

  • не подтверждения практикой теоретических мыслей,
  • субъективного мнения философов,
  • быстрому развитию науки, что зачастую может полностью перестроить уже установленную картину бытия.

История философии породила 3 проблемы, которые решаются по сей день.

Первой является бытие человечества , а сам человек рассматриваться как центр социальных отношений. То есть сама суть существования и объясняется поведением человека в обществе; сама же философия как наука проявляется именно там, где формируются социальные взаимосвязи. Такие философы как Маркс и Энгельс пришли к выводу, что многие социальные науки стоит объединить с философией, поскольку они являются формой исторического и социального знания.

Вторая проблема. Человек и бытие носят ценностно-смысловую нагрузку. То есть рассматривается ценность бытия не в целом, а лично для каждого человека. Здесь возникает проблема разделения объективного и субъективного мышления, поскольку для каждого человека существуют свои собственные цели бытия. Основой проблемой является изучение человеческого разума, как высшего разума на земле.

Третья проблема - бытие и человек рассматриваются как материально-духовные субстанции. Здесь изучаются связи духовности и материального состояния человека. При этом важно выяснить из какой субстанции происходят явления, откуда они возникают и куда пропадают.

4.1 Предмет философии и специфика философских проблем по его определению

Основной спецификой проблем философии является, то что в процессе поиска ответа необходимо выявить взаимосвязи между разными типами знаний и готовых ответов , а в тот же момент необходимо учитывать отличия друг от друга.

Философские домыслы - системны и рациональные, они базируются на неких предположениях и логических выводах и достижениях. В этом можно определить сближение философии к научным исследованиям.

Выводы, которые получают философы с процессе исследований, являются целостными выражениями мира, отношением к нему человека, духовное определение мира на уровне всех возможных взаимосвязей.

Любое знание должно формировать общую картину мировоззрения (научную, религиозную или философскую). В этом свойстве и формируется специфика философии как науки, поскольку она гибкая, но всегда характеризируется всеобщностью.

Еще одной спецификой философских проблем является значение философии и ее принципов для каждого человека по отдельности. В этом философия близка к религии, формировании художественной эстетики.

В философии каждая личность обращает внимание на то, что соответствует ее идеалам и правилам морали.

Можно сделать вывод, что предметом философии являются явления, принципы и предметы, появление, существования и будущее которых человек не может объяснить с научной точки зрения, или других точек, которые соответствуют его моральному и духовному развитию.

Предмет философии развивается с развитием общества. Если для древних людей были важны взаимосвязи человека с космосом, то в эпоху христианства более важными становились отношения человека и Бога.

Во времена, когда философия как наука была вытеснена христианскими догмами, предметы для изучения философии постепенно исчезали, но только до того времени, когда не последовали революционные научные открытия, доказавшие важность философии как науки.

С развитием науки стало больше уделяется внимание развитию человека, его месту в обществе и мире. На сегодня такие предметы философии как бытие, цель жизни остаются одними из наиболее востребованных, они имеют достаточно много вариантов изучения и воспринимаются человеком соответственно его научному и духовному развитию.