Проблематика произведения О. Уайльда «Портрет Дориана Грея

ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА «ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ»

Важнейшим этапом жизни и творчества Оскара Уайльда стал его единственный роман «Портрет Дориана Грея».

Роман имеет очень интересную историю создания. Когда-то в мастерской своего друга, художника Бэзила орда писатель увидел натурщика, что поразило его удивительной красотой. Оскар вскрикнул: «Как жаль, что и ему не избежать старости со всей ее отвратительностью!». И Бэзил сказал, что будет рисовать каждый год новый портрет, чтобы природа оставляла свои неумолимые знаки на полотне, а не на внешности «херувима», которого увидел Уайльд . Такова история создания романа, что сделал имя Оскара Уайльда известным.

Роман, написанный 1891 года, - произведение крайне противоречивое. В нем чувствуется влияние готических романов о человеке, продавшем душу дьяволу за неувядаемую красоту и молодость .

Единственный роман Уайльда - опирается на широкую литературную эрудицию автора. В нем исследователи легко находят общие черты с романтизмом начала ХIХ века, в частности с произведениями Гофмана (например, оригинально развязана тема двойников, существование двух миров: реального и фантастического, мрачная таинственность, как в «Эликсирах Сатаны»), или Шамиссо («Удивительная история Петера Шлемеля») и то в творчестве Бальзака, что имело в себе романтическое начало, откликнулось в романе Уайльда. Это прежде всего «Шагренева кожа», с которой у «Портрете Дориана Грея» слишком много перекликов .

Очень близок роман Уайльда неоромантической прозе его современников. И здесь в первую очередь стоит назвать «Странную историю доктора Джекилла и мистера Хайда» Стивенсона, некоторые вещи Конрада и Киплинга. Список источников идейно-художественной инспирации Уайльда при написании «Портрета Дориана Грея» можно продолжить. Главное, о чем свидетельствует роман, что это художественное произведение с великой литературной, собственно книжной, основой. Мы можем утверждать, что в наше время это не расценивается как недостаток, как что-то негативное. Наоборот, большая часть произведений модернизма и вся постмодернистская литература ХX века базировалась на широком использовании всего массива предыдущих источников. Это один из важнейших эстетических принципов нашего времени. Главное, какими бы художественными находками других Оскар Уайльд не вдохновлялся, он создал оригинальное, незаурядное произведение, что принадлежит к наиболее значительным находкам искусства последней трети ХХ века .

Дориан Грей, внешне удивительно красивый молодой человек, является главным героем романа О. Уайльда. Однако красивый внешне, он с каждым днем становится все безобразнее внутренне.

Почему же это происходит? Ведь в начале романа мы видим счастливого гармоничного юношу, объединяющего внешнюю красоту с человеческими добродетелями. Но постепенно, под влиянием лорда Генри, проповедующего идею жизни для наслаждения, Дориан меняется. Он становится эгоистом, считающим себя эталоном красоты. Возможно, это проявление духовной слабости. А может

своего рода самозащита от окружающего мира, который, как известно из произведения, был довольно жесток к Дориану в его детские годы.

Как бы там ни было, постепенно красавец Грей превращается в морального урода. Это он виновен в смерти девушки, которая его беззаветно любила. Сибила Вейн ушла из жизни, покончив жизнь самоубийством, не выдержав его холодного равнодушия. Это его видят в притонах, подверженного всевозможным соблазнам и попирающего все моральные законы. Дориан Грей “пробует” все: обряды и ритуалы чужих религий, коллекционирование раритетов и драгоценных камней, наркотическое зелье в притонах с недоброй славой, сомнительные связи и подозрительные знакомства. Он, ни секунды не сомневаясь, ломает судьбы своих избранников и избранниц.

Больше всего на свете Дориан дорожит своей красотой, которая не меняется с годами и не подвержена страстям. Ведь судьба сделала ему по-настоящему волшебный подарок. Он оставался красавцем, менялся лишь портрет, сотворенный Бэзилом Холлуордом.

Вид сластолюбивого старца на нем вызывает приступ бесконтрольной ярости Грея. Он убивает человека, считавшего его своим другом. Мало того, дабы скрыть преступление, Дориан Грей путем шантажа заставляет химика Алана Кэмпбела растворить в азотной кислоте тело Бэзила, уничтожив, таким образом, вещественное доказательство преступления.

Приговор Дориану Грею, вынесенный самим автором романа, суров и беспощаден. Решив уничтожить портрет, Дориан “прикончил” самого себя. Слуги, пришедшие на крик, увидели мертвого старика во фраке, лежащего на полу, и изумительной красоты портрет прекрасного юноши. Грей убил себя потребительским, разлагающим душу образом жизни.

А ведь могло быть иначе. Я бы посоветовала ему заглянуть в Библию, которая помогла бы понять, что за грехи обязательно придется расплачиваться, что жить нужно праведно, с добротой и любовью в сердце, что красота должна дарить людям добро.


Другие работы по этой теме:

  1. Талантливый художник Бэзил Холлуорд написал прекрасный портер красивого юноши Дориана Грея. Эту картину Бэзил показывает своему другу Генри Уоттону. Дориан недавний знакомый Бэзила. Ему 20...
  2. Грей Дориан – юный красавец, аристократ, подобно Фаусту вступивший в сделку с дьяволом, чтобы сохранить свежесть, молодость и красоту, в то время как возраст, порочная...
  3. С самого начала роман О. Уайльда “Портрет Дориана Грея” представляет читателю умиротворенную картину: талантливый художник пишет портрет, который по его задумке будет сохранен в тайне...
  4. Уайльд О. Автор поставил Дориана Грея в фантастическую ситуацию: ему даны вечные молодость и красота, а стареет и становится уродливым, ужасным его изображение на портрете....
  5. В один прекрасный солнечный день солнца мастерская лорда Бэзила Холлуорда открывает двери для старого друга – настоящего эстетета-эпикурейца Генри Уоттона, с легкой руки одного из...
  6. Прекрасное – это сила морального добра. Д. Голсуорси Я учился в музыкальной школе и до сих пор люблю слушать классическую музыку. Например, этюды Шопена. В...
  7. В этом романе наиболее полно воплотился эстетический идеал Уайльда: абсолютизация творчества и творческой личности, противопоставление внутреннего мира человека бездушной, грубой реальности, провозглашение наслаждения смыслом существования...

За всем его манерным щеголяньем стояла серьезная философия, и крылось глубокое и простое сердце поэта Уайльда. Роман Оскара Уайльда - уникальная вещь. Еще никогда в жизни мне не приходилось так часто не соглашаться с автором книги и так же часто испытывать удивление, с которой ловкостью автор приходит к логическому завершению абсурдные мысли и утверждения. В самом деле, можно согласиться с современником Оскара Уайльда, литератором и критиком, и продолжить его выражение, приведенное в эпиграфе: «Парадокс у него - это только истина, поставленная торчком, чтобы привлечь внимание». В самом деле, уже в предисловии к роману автор подает отдельные интересные утверждения, и над каждым из них можно задуматься, по поводу любой мысли можно спорить. Так, Оскар Уайльд твердит, что «искусство не приносит никакой пользы». Неужели? - так хочется воскликнуть, но когда начинаешь раздумывать именно о пользе в ее практическом, утилитарном виде, то и в самом деле - не дает. Или вот афоризм из раздела IV: «Пунктуальность - это вор времени». Нет, все наоборот! - такая первая реакция была у меня. Но подумаешь-подумаешь, и видишь, что автор имеет рациональное мышление. Необыкновенный это роман - «Портрет Дориана Грея». Говорят, после его выхода в свет, было сделано более чем 70 публикаций в газетах и журналах Лондона. Большинство из них давала отрицательную оценку роману и его автору. Лондонцы назвали этот роман аморальным. Остается только испытывать удивление почему? Ведь автор показал, как человек, который нарушил человеческие принципы жизни, был все-таки наказан. И хотя Оскар Уайльд и говорит, что «художник не моралист», но произведение его демонстрирует торжество морали.

Этот роман Оскар Уайльд задумал как апофеоз искусству, красоте, совершенству, которые являются высшими за нашу обычную человеческую жизнь. Но это то, что лежит на поверхности. На самом деле же автор приглашает читателя открыть для себя глубины, не читать роман пренебрежительно. Ведь в романе речь идет о философско-эстетических проблемах: о человеческом существовании, о роли искусства и прекрасного в жизни человека, о роли этического и эстетичного в отношениях между людьми. Оскар Уайльд показывает, что искусство может стать высочайшим судьей совести: по сути дела, не правосудие, а сам Дориан Грей осуществляет наказание над собой. Само искусство призвано обнаруживать и самое прекрасное в жизни. С помощью искусства человек может осознать свое собственное «Я», увидеть себя и мир.

В романе как раз и идет речь о влиянии искусства на душу. Настоящее искусство не может иметь фальши, прекрасное должно быть прекрасным, а если оно не такое, каким кажется, то оно недолговечно. Так и красота Дориана Грея - она не была настоящей. Нет, она будто и настоящая, но только извне. Внутренне красота была испорчена и, в конце концов, Дориан Грей не выдерживает такой двойной жизни. Он, правда, хотел уничтожить только портрет, но уничтожает самого себя - и справедливость торжествует!

В романе речь идет и о гедонизме - жизни по принципу наслаждения. Дориан Грей хочет получать от жизни только прекрасное, как говорят, съесть все плоды, которые растут только на солнечной стороне. Лорд Ге

В своем романе «Портрет Дориана Грея» Оскар Вайльд освещает важные проблемы, связанные с культурным, социальным и межличностным аспектами человеческих взаимоотношений. В частности, Оскар Вайльд через созданные им художественные образа раскрывает взаимосвязь между искусством и внутренним миром человека. Например, по мнению художника Безила, искусство - это определенное зеркало людской души, оно отбивает чувство, направление, а также моральные качества человека. Художник будто вкладывает частичку собственной души в свое произведение, и его творение свидетельствует о духовном миру зображуванихлюдей.


Но будущее любого творения определяет не творец, а владелец этого творения. Дориан положил бремя всего грязи своей души на свой портрет. Картина несла это бремя вплоть до смерти владельца, после которой вернулась к первоначальному виду


В тесной связи с этой идеей возникает и образ лорда Генри. Он тоже был своеобразным творцом - творцом души Дориана. Его инструментом была ошибочная философия, которая пленила ум юноши необыкновенной новизной и таинственностью, но в то же время подтачивала изнутри неопытное и не соблазненное зломсерце.


Лорд Генри успокаивал совесть главного героя, заставлял не весьма проявлять заботу о морали, и таким образом Дориан Грей начал свое падение в бездну. Вероятно, что у него оставалась еще возможность остановить свое падение, когда после самоубийства Сибилли Вейн он с большим бременем на сердце размышлял о своем отношении к девушке, которое привело до трагического конца. Однако, лорд Генри, ужасно упрощая трагедию женских чувств, утверждает, что своей смертью она лишь выполнила свою последнюю роль актрисы


Шаг за шагом Дориан Грей превращается из человека, который имеет хорошо и чистое сердце, на эгоиста и преступника, чем уничтожает собственную душу. Оскар Вайльд подчеркивает мысль, которая только совесть способна контролировать жизнь человека, ее поступки и хоть не исправлять их, но ставить в укор за них. Человек живой до тех пор, пока живая ее совесть, которая способна уничтожим только она самая


Роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» необыкновенный уже тем, что похожий на реалистический, но не является таким. Это произведение - воплощение эстетизма Уайльда, его парадоксального мышления


О чем же роман? Прежде всего о том, какой связи между жизнью и искусством и что такое красота. Писатель старается создать атмосферу прекрасного, ощущение красоты через самую манеру высказываться. Он постоянно поражает читателя, выворачивая постоянные представления и понятие. Каждый из героев - воплощение какого-то бока искусства, прекрасного. Безил - воплощение служения искусству, лорд Генри - воплощение философии наслаждения, а Дориан - человек, который решил сделать свою жизнь прекрасным, как самое искусство. Но парадокс в том, что, декларируя прекрасное как суть жизни, герои осуществляют поступки, которые нельзя считать за прекрасные. Наиболее ярко мыслит лорд Генри, который с холодным цинизмом выворачивает даже моральные истины просто ради игры ума. Так раскрывает Уайльд мысль о том, что искусство не имеет ничего общего с истиной и моралью. Писатель показывает, куда может завести увлечение интеллектуальной игрой, которая не имеет целью ничего, кроме самой игры. Ведь цель лорда Генри - не истина и красота, а самовивищення, утверждение собственной личности. Уайльд показал могущество прекрасного слова и красоту утонченной мысли. Но вместе с тем писатель продемонстрировал, что есть область, для которой парадокс - это гибель. Это область морали. Есть моральные принципы, которые держат человечество, и парадокс здесь неуместный, поскольку разрушает их, делает относительным добро и зло. А это недопустимое. Именно об этом рассказывает произведение искусства - портрет Дориана Грея. Портрет дает моральную оценку героя, то есть не остается равнодушным к морали. Когда Дориан бросается с ножом на портрет, то убивает себя, а портрет снова остается прекрасным, возвратив недостатки Дорианови.


О чем же свидетельствуют парадоксы Уайльда? Может, о том, что человек безобразный, а искусство всегда прекрасное? А может, о том, что для красоты искусства необходимое искупление человеческих грехов, потому что мораль и красота составляют гармонию?

Проблематика романа «Портрет Дориана Грея»

Конфликт между искусством и внутренним миром человека в романе «Портрет Дориана Грея»

«Портрет Дориана Грея» - исключительное произведение Оскара Уайльда, оставившее неизгладимый след в литературе. Это смело, ново и свежо настолько, что покорило сердца многих и заставило глубоко задуматься о ценности собственной жизни. С первых строк предисловия можно определить конфликт между внутренним миром человека и искусством. Автор имел дерзновение заявить: «Искусство - зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь». Довольно остро афоризм рифмуется с гоголевским «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива».

Художник Бэзил утверждает, что искусство – зеркало души, оно способно отобразить не только чувства, но и моральные качества человека. Проблема «прекрасного» и «безобразного» легла в основу произведения и стала его лейтмотивом . Действительно, нет ни одного уродства души, которое бы не отразилось на лице и теле.

Все человеческие подлости и поступки не проходят бесследно для нервной системы и ложатся подобно маске на лицо, носить которую с каждым днем становится сложнее. Виртуоз слова Оскар Уайльд решил создать идеальный образ внешне, но гнилой и трухлявый изнутри – Дориана Грея. Все уродства души центрального персонажа отображались на портрете в то время как сам Дориан сохранял ангельское обличие и являлся примером для подражания в обществе.

Этот фактор свидетельствует о невероятной глухоте и слепоте социума и высшего круга к лести, подлости и черни. Пелены на глазах не было только у циника и скептика Лорда Генри, который подобно прозорливому хирургу видел «опухоль мозга» Дориана, как на рентгене. Он обнажил свои идеи: зачем заботиться о проявлениях совести, если по обыкновению для нее нет места в гиблой и пропитанной отсутствием моральных установок душонке?

Генри всегда шел ва-банк и умел рисковать: он нес ответственность за сказанные слова, но не нес ответственности за то, как скажутся его мысли на жизни окружения, в которое был вхож Дориан. Тем самым Грею был предписан «приговор», и он начал свое стремительное падение в бездну.

Когда художник создал портрет, он будто вложил частичку себя в произведение всей своей жизни, вот почему это творение свидетельствует о духовных ценностях человека. Однако будущее плода искусства, как нас уже предупредил в предисловии автор, определяет не сам творец, а непосредственно владелец творения. Дориан заложил в свою душу бремя грязи, а портрет выступил в качестве лакмусовой бумажки его выбора. Вот почему картина, не дававшая покоя Грею, несла это суровое бремя до самой смерти персонажа и только после его физической кончины обрела свой первоначальный вид.

Генри выступал своеобразным творцом души Дориана, в качестве его инструмента значилась ошибочная философия, пленившая ум юного глупца Грея революционными идеями и новаторством и при этом подпилившая изнутри соблазнами зла неопытное сердце. Генри оправдывал поступки Грея, реабилитируя его совесть. В результате герой поднялся в небо в мыслях о собственной непогрешимости и возможности оправдать любое действо. Генри был адвокатом души Грея, а тот не мог уже остановить собственное моральное падение. Даже на убийство Сибиллы Вейн у Лорда Генри нашлась оправдательная речь: до сумасшествия упрощая устройство женской души и трагедию чувств, он говорит, будто смерть ее стала последней ролью никчемной актрисы.

Таким образом, Грей трансформируется в преступника и эгоиста, уничтожая собственную душу. Автор в произведении не раз подчеркивает, что жизнь человека способна контролировать только совесть. Она ставит в укор поступки. Более того, человек жив, пока жива его совесть. Дориан сам уничтожил ее, и она превратилась в атавизм. Его ментальная смерть состоялась задолго до физической.