Проект - Гроза и молния.docx - Научно-исследовательский проект «Гроза и молния. Презентация на тему "Гроза

ИМЦ

Познавательно – исследовательский проект

«Грозовые явления».

Группы Тараканов Иван,

Руководитель: Черепкова Л.И.

МК ДОУ детский сад № 10

Г. Павловск, Воронежская обл.

2016 год

Паспорт проекта.

Тема: Грозовые явления.

Тип : познавательно - исследовательский

Срок : краткосрочный.

Участники проекта: воспитанник подготовительной группы Тараканов Иван, воспитатель - Черепкова Любовь Ивановна, родители.

МК ДОУ детский сад № 10.

Образовательная область: «Познание», «Коммуникация».

Актуальность:

Проблема: Недостаточное представление об опасных явлениях.

Гипотеза: Если мы будем знать особенности происхождения молнии, осознавать, в чём заключается её опасность для жизни человека, то сможем защитить себя и окружающих от страшных последствий этого явления.

Объект исследования: молния, гром.

Предмет исследования: безопасность поведения во время грозы.

Цель: Выяснить, что такое гроза и молния. Выявить особенности её происхождения на основе элементарных экспериментов и наблюдений.

Изучить правила безопасного поведения во время грозы.

Задачи: - собрать и изучить научную информацию из разных источников о молнии;

Узнать о разновидностях молнии;

Провести эксперимент получения электрического разряда в лабораторных условиях;

Обобщить полученные результаты;

Разработать памятку, как уберечься от молнии во время грозы.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный.

1. Формулировка проблемы, определение целей и задач проекта.

2. Подбор информации по данной теме.

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

4.Подбор оборудования для проведения опытов.

Основной этап.

Оказание помощи ребенку в планировании собственной деятельности при решении поставленных задач, формировании представлений о природном явлении – грозе; обсуждение правил поведения во время грозы.

Просмотр детской передачи « А знаете ли вы,что»… Тема: Гроза.

Экскурсия в школьную лабораторию. (кабинет физики)

Проведение опытов с воздушными шариками.

Рисование на тему « Гроза».

Игра « Тучка, солнышко, дождик».

Изготовление буклета « Правила поведения при грозе».

Заключительный этап.

Сравнение прогнозируемого результата с полученным.

Результаты проекта.

Презентация.

Буклет «Правила поведения при грозе».

Для того, чтобы осуществить запуск проекта мы воспользовались методом трёх вопросов:

Что мы знаем?

Видели грозу;

Слышали гром.

Что хотим узнать?

Что такое гроза?

Почему сверкает молния и гремит гром?

Как спастись от молнии во время грозы?

Как можем узнать?

Спросить у родственников;

Посмотреть специальные познавательные программы.

Предполагаемые результаты:

1. В результате проектной деятельности проявляется ярко выраженный интерес к объектам и явлениям неживой природы- грозе.

2. Ребёнок учится овладевать навыками безопасного поведения в природе при грозе.

3. Повышается интерес к экспериментальной деятельности.

Слайд № 1.

Воспитатель: Разрешите представить вашему вниманию познавательно– исследовательский проект «Грозовые явления». Автор проекта воспитанник подготовительной группы Тараканов Иван.

Слайд № 2.

Звучит музыка «Прогноз погоды». Рассказ воспитателя на фоне музыки.

Приближается летнее время, когда часто бывает гроза. Не следует забывать, что летняя погода изменчива, и ясный летний день может превратиться в пасмурный и дождливый.

Гроза – это загадочное, интересное, но опасное явление природы. Несмотря на то, что изучению молнии и грозы учёные всего мира уделяют огромное внимание, молния может быть совершенно непредсказуемой и вести себя вопреки всем правилам. Поэтому каждым человеком с раннего детства должны быть получены знания об этом явлении природы, для того чтобы защитить свои здоровье и жизнь.

Ваня, а что ты знаешь о грозе?

Слайд № 2.

Я знаю, что во время грозы очень сильно сверкает молния и гремит гром.

Звуки грозы

Однажды мы с ребятами играли на улице. Вдруг налетела большая чёрная туча и закрыла собой всё небо. Огненная стрела без промедления врезалась в землю. Грянул оглушительный гром, от которого содрогнулась земля.

Гроза!- прокричали ребята, испугавшись. Мы быстро разбежались по домам.

Дома я из окна наблюдал, как сверкает молния и идёт дождь. Мне стало интересно:

Что такое гроза?

Почему сверкает молния и гремит гром?

На следующий день я спросил об этом своего воспитателя. Она ответила.

Воспитатель: Молния – это электрический разряд, который происходит между сближающимися облаками. Гром- это звук от разряда. Гром безопасен. Он вестник того, что молния уже миновала.

Слайд № 4

От бабушки я узнал, что, в глубокой древности грозы боялись все: от мала до велика.

Люди не могли объяснить это явление природы.

Они думали, что это Бог грозы Перун ездит по небу в грохочущей колеснице и в гневе кидает на землю камни и огненные стрелы.

Мне стало интересно, как же всё – таки получается молния и почему гремит гром.

Я нашёл в интернете интересное видео и посмотрел. Давайте посмотрим вместе со мной.

Слайд № 4.

(Показ видеоролика)

Слайд № 5.

На следующий день я пришёл в детский сад и рассказал ребятам, что я узнал о грозе.

Вместе мы нарисовали грозу. (Фото)

Играли в подвижную игру «Тучка, молния, дождик».

Слайд № 6

Из интернета я узнал, что молнии бывают разных видов: линейные, внутриоблачные, жемчужные, и другие.

Слайд № 7.

Чтобы ещё раз увидеть, как же получается молния и гром, я решил провести свои исследования. Для этого я отправился в лабораторию нашей группы.

Опыт №1.

Я потёр воздушный шарик о шерстяную ткань и приложил его к стене. Затем сделал то же самое со вторым шариком. Шарики не упали, потому что наэлектризовались. Шарики и стена имеют разные заряды, поэтому притягиваются. То же самое происходит и с тучами во время грозы. Они притягиваются, поэтому возникает электрический разряд – молния.

Опыт № 2

Я потёр пластмассовую линейку о шерстяную ткань и поднёс её к большой металлической скрепке, укреплённой при помощи пластилина на столе, и услышал треск. Я убедился, что электричество имеет звук. Когда идёт гроза, мы нередко слышим звуки грома.

Воспитатель: На этом Ваня не закончил свои исследования. Он отправился в школу в кабинет физики.

Давайте посмотрим, как это было.

Слайд № 8

(Просмотр видеоролика «Эксперименты в кабинете физики».

Вывод: Изучив литературу и, проведя эксперименты, я понял, что в лабораторных условиях молнию получить невозможно. Можно получить не молнию, а электрический разряд, который будет длиться мгновение;

Воспитатель: Работая на темой проекта, Ваня задумался, возможно ли предугадать приближение грозы?

По итогам прошлых наблюдений мы сделали вывод: обычно можно заранее понять, что собирается гроза: солнце сильно печет, в воздухе накапливается влага, становится тихо и душно. На горизонте можно заметить скопление мощных кучево-дождевых облаков. Они быстро надвигаются и вскоре занимают все небо. Ветер начинает дуть порывами, резко меняет направление, а затем усиливается. Затем сверху из надвинувшейся тучи обрушивается стена проливного дождя, иногда с градом. Сверкают молнии, раздаются оглушительные раскаты грома.

Слайд № 9

А так как молния- это электрический разряд, то и действует она так же,как электричество.

А, значит, представляет серьёзную угрозу для жизни людей.

Из литературы я узнал, какие правила надо соблюдать во время грозы, чтобы обезопасить себя.

Во время грозы нельзя:

1. Бросать открытыми окна;

2 Прятаться под одиноко стоящими деревьями;

3. Пользоваться электрическими приборами, сотовыми телефонами;

4. Купаться в водоёмах

Грозу можно:

Переждать дома, спрятаться от неё в машине.

Лучше всего переждать грозу в любом здании. Там есть молниеотводы.

Оказавшись на открытой местности, присядьте, пригните голову к коленям, так как эта поза менее опасная.

В результате своих исследований я ещё раз убедился, что...

Молния – это электрический разряд. Она может причинить вред здоровью человека, но, если соблюдать правила безопасности, то это не так уж и страшно.

вывод:

Гроза́ - природное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды - молнии, сопровождаемые громом. Облака, дождь и гроза – это часть природы и они не могут существовать одно без другого, потому что все в природе взаимосвязано. Молния как электрический разряд представляет опасность для жизни человека. Защита жизни человека во время грозы зависит соблюдения правил безопасности.

Грозы не стоит бояться, если соблюдать правила безопасности. Видеоролик.

Список используемой литературы.

1. Энциклопедия чудес. Владимир Мезенцев Алма-Ата 1988

2. «Детская энциклопедия», изд. «Арт-Пресс», Москва, 2008 г.

3.http://yandex.ru/yandsearch?

4. http://arisfera.info/gallery/photo_sm_1_big.htm

5.http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/fizika/MOLNIYA.html

6. http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/110162/

7.http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D1%8F&stype=image


Слайд 2

Цель исследования: Понять сущность наблюдаемого природного явления; Объяснить физическое явление на основе физических законов и теорий; Обсудить правила поведения во время грозы.

Слайд 3

Гроза - красивое, но опасное явление природы. В древности люди не могли объяснить, почему бывают грозы. Они считали, что это сердятся на людей боги.Восточные славяне в древности чтили бога Перуна, « творца»молнии и грома. Позже наши предки гром и молнию приписывали «деятельности» Ильи-пророка, который « ездит по небу в грохочущей колеснице и в гневе кидает на землю камни и огненные стрелы».

Слайд 4

Теперь-то люди знают, что грозы происходят оттого, что в одном месте воздух очень сильно нагрелся, а в другом, наоборот, сильно остыл. Там, где встретился влажный и теплый воздух с сухим и холодным, образовалась грозовая туча. В грозовой туче всегда возникают электрические разряды- молнии.

Слайд 5

Благодаря упорному трудуисследователей удалось показать, что в явлении грозы и молнии нет ничего сверхъестественного, что в нем нет места божественной деятельности и нет причин для суеверных страхов. В ряду первых ученых, доказавших электрическую природу грозы, были великий русский ученый М.В. Ломоносов и его друг Г.В. Рихман. Во время опытов в 1753 году Рихман был убит шаровой молнией. Рихман Г.В. Ломоносов М.В.

Слайд 6

Гроза́ - атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды - молнии, сопровождаемые громом. Как правило, гроза образуется в мощных кучево-дождевых облаках и связана с ливневым дождем, градом и шквальным усилением ветра.

Слайд 7

Молния- это огромная электрическая искра или разряд в атмосфере. Чаще всего мы наблюдаем молнии, напоминающие извилистую реку с притоками. Такие молнии называют линейными, их длина при разряде между облаками достигает более 20 км. Электрический разряд в атмосфере в виде линейной молнии представляет собой электрический ток. Примерно 65 % всех молний имеют наибольшее значение силы тока 10 000 А, но в редких случаях она достигает 230 000 А. Время протекания наибольшего тока в грозовом разряде очень мало - около 100 микросекунд.

Слайд 8

Канал молнии, через который протекает ток, сильно разогревается и ярко светит. Температура канала достигает десятков тысяч градусов, а давление воздуха повышается до нескольких сотен мега паскалей. Затем воздух расширяется, происходит как бы взрыв раскаленных газов. Это мы и воспринимаем как гром. Удар молнии в наземный предмет может вызвать пожар.

Слайд 9

Воздух проводит электричество в разных местах различно, поэтому электрический разряд проходит по тем местам, где встречается наименьшее сопротивление.Вот почему мы часто наблюдаем извилистую линию молнии. Молния чаще поражает высокие сооружения, т.е. места, где меньше толщина слоя воздуха между грозовым облаком и наземным предметом –высокой постройкой, высоким деревом и т. п. Молния может ударить и в ровную поверхность земли, но там, где электрическое сопротивление почвы меньше. По этой причине молния поражает берега рек и ручьев.

Слайд 10

Молния может производить и магнитные действия: намагнитить железные и стальные вещи, перемагнитить компас. Случалось, что это обстоятельство служило причиной изменения курса корабля. Подобные «шутки» молнии иногда приводили к авариям судов.

Слайд 11

В городах же молнии не опасны,у всех высоких зданий и сооружений есть громоотводы.Чтобы обезопасить себя от грозы используют громоотвод.Поднимаясь по громоотводу, положительные заряды нейтрализуют отрицательные.Очень часто этого достаточно, чтобы молния вообще не ударила.Если молния всё таки ударяет она попадает в громоотвод как в самый высокий предмет.И по проводам уходит в землю.

Слайд 12

Если молния ударяет в человека или животное, то в большинстве случаев этот удар бывает смертельным. Поэтому, находясь вне дома и видя приближение грозы, надо покинуть опасные места: горы и вершины холмов, открытые вершины, берега водоемов. Нельзя подходить к высоким одиночным предметам (столбам, деревьям). Рекомендуется укрыться в небольшом углублении на склоне холмов, выбирая место между двумя деревьями, растущими на расстоянии 15 – 25 м. Пострадавшему от молнии, находящемуся в бессознательном состоянии, до прибытия врача необходимо делать искусственное дыхание.

Слайд 13

В поражении деревьев молнией играет роль как строение корня, так и сопротивление дерева току. Деревья с корнями, проникающие в глубокие водоносные слои почвы, лучше «заземлены» , поэтому на них накапливаются притекающие из земли значительные заряды, имеющие знак, противоположный знаку заряда облаков. Так, например, у дуба корни глубоко уходят в почву, поэтому он чаще других поражается молнией.

Слайд 14

Молния-шар

Есть необычная молния- молния –шар. Эта загадочная молния очень редкая, и не каждому удается её увидеть. Шаровая молния- это легкий огненный шар. Он может быть величиной с орех или мяч и светится белым, голубоватым или красноватым цветом. Во время грозы молния- шар вдруг неожиданно и тихо влетает в комнату через открытую форточку, окно или дверь. Несколько секунд или минут она медленно плавает в воздухе и при этом потрескивает или тихо жужжит. После этого неожиданно может также тихо и бесследно исчезнуть

Слайд 15

Но иногда шаровая молния взрывается с сильным грохотом. Взорвавшись, она может разрушить и зажечь дом или дерево, убить или поранить людей и животных, которые находятся поблизости. Во время грозы все форточки, окна и двери надо закрыть, чтобы шаровая молния вместе со сквозняком не проникла в дом. Пока ученые не знают, как и почему возникает шаровая молния.

Слайд 16

Вывод

Гроза не только красивое явление, но и очень опасное.Поэтому не стоит пренебрегать правилами поведения во время грозы.

Слайд 17

Информационные материалы

« Детская энциклопедия Кирилла и Мифодия» Интернет-ресурсы Энциклопедия « Что? Где? Когда?»

Посмотреть все слайды

Презентация по слайдам

Текст слайда: Гроза. Молния Что это такое?

Текст слайда: Цель исследования: Понять сущность наблюдаемого природного явления; Объяснить физическое явление на основе физических законов и теорий; Обсудить правила поведения во время грозы.

Текст слайда: Гроза - красивое, но опасное явление природы. В древности люди не могли объяснить, почему бывают грозы. Они считали, что это сердятся на людей боги. Восточные славяне в древности чтили бога Перуна, « творца»молнии и грома. Позже наши предки гром и молнию приписывали «деятельности» Ильи-пророка, который « ездит по небу в грохочущей колеснице и в гневе кидает на землю камни и огненные стрелы».

Текст слайда: Теперь-то люди знают, что грозы происходят оттого, что в одном месте воздух очень сильно нагрелся, а в другом, наоборот, сильно остыл. Там, где встретился влажный и теплый воздух с сухим и холодным, образовалась грозовая туча. В грозовой туче всегда возникают электрические разряды- молнии.

Текст слайда: Благодаря упорному труду исследователей удалось показать, что в явлении грозы и молнии нет ничего сверхъестественного, что в нем нет места божественной деятельности и нет причин для суеверных страхов. В ряду первых ученых, доказавших электрическую природу грозы, были великий русский ученый М.В. Ломоносов и его друг Г.В. Рихман. Во время опытов в 1753 году Рихман был убит шаровой молнией. Рихман Г.В. Ломоносов М.В.

Текст слайда: Гроза - атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды - молнии, сопровождаемые громом. Как правило, гроза образуется в мощных кучево-дождевых облаках и связана с ливневым дождем, градом и шквальным усилением ветра.

Текст слайда: Молния- это огромная электрическая искра или разряд в атмосфере. Чаще всего мы наблюдаем молнии, напоминающие извилистую реку с притоками. Такие молнии называют линейными, их длина при разряде между облаками достигает более 20 км. Электрический разряд в атмосфере в виде линейной молнии представляет собой электрический ток. Примерно 65 % всех молний имеют наибольшее значение силы тока 10 000 А, но в редких случаях она достигает 230 000 А. Время протекания наибольшего тока в грозовом разряде очень мало - около 100 микросекунд.

Текст слайда: Канал молнии, через который протекает ток, сильно разогревается и ярко светит. Температура канала достигает десятков тысяч градусов, а давление воздуха повышается до нескольких сотен мега паскалей. Затем воздух расширяется, происходит как бы взрыв раскаленных газов. Это мы и воспринимаем как гром. Удар молнии в наземный предмет может вызвать пожар.

Текст слайда: Воздух проводит электричество в разных местах различно, поэтому электрический разряд проходит по тем местам, где встречается наименьшее сопротивление.Вот почему мы часто наблюдаем извилистую линию молнии. Молния чаще поражает высокие сооружения, т.е. места, где меньше толщина слоя воздуха между грозовым облаком и наземным предметом –высокой постройкой, высоким деревом и т. п. Молния может ударить и в ровную поверхность земли, но там, где электрическое сопротивление почвы меньше. По этой причине молния поражает берега рек и ручьев.

Слайд №10

Текст слайда: Молния может производить и магнитные действия: намагнитить железные и стальные вещи, перемагнитить компас. Случалось, что это обстоятельство служило причиной изменения курса корабля. Подобные «шутки» молнии иногда приводили к авариям судов.

Слайд №11

Текст слайда: В городах же молнии не опасны,у всех высоких зданий и сооружений есть громоотводы.Чтобы обезопасить себя от грозы используют громоотвод.Поднимаясь по громоотводу, положительные заряды нейтрализуют отрицательные.Очень часто этого достаточно, чтобы молния вообще не ударила.Если молния всё таки ударяет она попадает в громоотвод как в самый высокий предмет.И по проводам уходит в землю.

Слайд №12

Текст слайда: Если молния ударяет в человека или животное, то в большинстве случаев этот удар бывает смертельным. Поэтому, находясь вне дома и видя приближение грозы, надо покинуть опасные места: горы и вершины холмов, открытые вершины, берега водоемов. Нельзя подходить к высоким одиночным предметам (столбам, деревьям). Рекомендуется укрыться в небольшом углублении на склоне холмов, выбирая место между двумя деревьями, растущими на расстоянии 15 – 25 м. Пострадавшему от молнии, находящемуся в бессознательном состоянии, до прибытия врача необходимо делать искусственное дыхание.

Слайд №13

Текст слайда: В поражении деревьев молнией играет роль как строение корня, так и сопротивление дерева току. Деревья с корнями, проникающие в глубокие водоносные слои почвы, лучше «заземлены» , поэтому на них накапливаются притекающие из земли значительные заряды, имеющие знак, противоположный знаку заряда облаков. Так, например, у дуба корни глубоко уходят в почву, поэтому он чаще других поражается молнией.

Слайд №14

Текст слайда: Молния-шар Есть необычная молния- молния –шар. Эта загадочная молния очень редкая, и не каждому удается её увидеть. Шаровая молния- это легкий огненный шар. Он может быть величиной с орех или мяч и светится белым, голубоватым или красноватым цветом. Во время грозы молния- шар вдруг неожиданно и тихо влетает в комнату через открытую форточку, окно или дверь. Несколько секунд или минут она медленно плавает в воздухе и при этом потрескивает или тихо жужжит. После этого неожиданно может также тихо и бесследно исчезнуть

Слайд №15

Текст слайда: Но иногда шаровая молния взрывается с сильным грохотом. Взорвавшись, она может разрушить и зажечь дом или дерево, убить или поранить людей и животных, которые находятся поблизости. Во время грозы все форточки, окна и двери надо закрыть, чтобы шаровая молния вместе со сквозняком не проникла в дом. Пока ученые не знают, как и почему возникает шаровая молния.

Слайд №16

Текст слайда: Вывод Гроза не только красивое явление, но и очень опасное.Поэтому не стоит пренебрегать правилами поведения во время грозы.

Слайд №17

Текст слайда: Информационные материалы « Детская энциклопедия Кирилла и Мифодия» Интернет-ресурсы Энциклопедия « Что? Где? Когда?»


  • А. Н. Островский - величайший русский драматург, который принёс на сцену новые темы, вывел новых героев.
  • В его пьесах вместилась вся Россия - её быт, нравы, история.
  • Особое место занимает тема «самодурства», изображение людей, смысл жизни которых заключается в подавлении личности другого человека.

1850 г.

Л. Н. Толстой: «...слышится этот сильный протест против современного быта...»


1853 г.

И. С. Тургенев: « Эдаким славным, вкусным, чистым русским языком никто не писал до него... Ах, мастер, мастер этот бородач !..»


1854 г.

Н. А. Некрасов: «...разве только в первом, известном произведении

г. Островского (то есть в комедии «Свои люди -- сочтемся!») можно найти такие живые и мастерски очерченные лица »


1860 г.

М. М. Достоевски й: « Гроза» есть, без сомнения, одно из лучших его произведений. В ней поэт взял несколько новых сторон из русской жизни, до него никак еще не початых ».


1868 г.

« Островский

почувствовал… совершившуюся в обществе перемену: взамен благородного, увлекающегося юноши он сделал своим героем холодного, расчётливого, всем существом погружённого в личные интересы … для достижения своей цели, которая сводится к одному слову - карьера ».



1879 г.

  • В драме нарисована простая, но глубоко верная картина того бесстыдного и холодного бессердечия, которое сделалось чуть ли не основной чертой текущего прогресса во всех общественных слоях. Лица в этой картине очерчены не бог весть как ярко но, однако же, настолько выразительно, что они являются живыми представителями русской действительности«.
  • («Новое время», 26 января 1879 г.).

Пьеса «гроза»


История создания пьесы

  • На идею создания пьесы «Гроза» оказала сильное влияние «Литературная экспедиция» 1856 и 1857 гг., в которой участвовал А. Н. Островский.
  • Прототипом города Калинова служат приволжские города Торжок, Тверь, Кинешма.

Я изумился, глядя на это… Измученный воротился домой и долго, долго не мог уснуть. Какое-то отчаяние овладело мною. Неужели мучительные впечатления этих пяти дней будут бесплодны для меня?»


Смысл названия пьесы «Гроза»

Природное явление

Гроза как природное явление становится

Социальное столкновение

фоном, на котором разворачивается финальная сцена пьесы

Столкновение убеждений консервативно

настроенных представителей более старшего поколения со стремлением к свободе, возможности выбора молодых героев пьесы


Городок Калинов

  • Небольшой купеческий городок на берегу Волги, «… весь в зелени, с крутых берегов видны далекие пространства, покрытые селеньями и нивами. Благодатный летний день так и манит на воздух, под открытое небо …»

Городок Калинов - типичная картина русской провинциальной действительности

  • В городе Калинове царят корысть и жестокость. Нет простора живым чувствам и разуму. Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни, калечат души людей.
  • Марфа Игнатьевна заставляет близких свято чтить обряды и следовать старым обычаям «Домостроя», которые переделала на свой лад. Своими мелочными требованиями, напоминаниями и внушениями Кабаниха добивается беспрекословного подчинения домочадцев.
  • Для Дикого самая большая радость надругаться над человеком, унизить его.

Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!...

(Кулигин)


Город Калинов и его обитатели

Законы, по которым строится жизнь в городе

«Тёмное царство»

Жертвы «тёмного царства»

  • У кого деньги – у того и власть.
  • У кого власть, тот пользуется ею безраздельно.
  • Человека можно унизить, оскорбить, принудить к повиновению.
  • Запретить любое проявление живого человеческого чувства.
  • Заставить лгать, приспосабливаться.
  • Олицетворяют гнетущую власть.
  • Враги всего живого и нового.
  • Кабаниха, Дикой.
  • Угнетённые и бесправные
  • Ощущают на себе власть и грубую силу «тёмного царства».
  • Катерина, Варвара, Тихон, Борис, Кудряш, Кулигин.

составление таблицы «Система образов в драме А. Н. Островского “Гроза”»

герои

«самодуры

цитаты

русской жизни»

смирившиеся

приспособившиеся

Катерина


Система образов в драме А. Н. Островского “Гроза”

«самодуры

герои

цитаты

русской жизни»

Кабаниха

смирившиеся

приспособившиеся

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе»

Катерина

«Где уж мне своей волей жить»

«Лишь бы всё шито-крыто было…»

«Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы?.. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»

«Ну, чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, словно напасти какой! Гроза убьёт! Не гроза это, а благодать!»


Что привело к трагедии Катерины

Жизнь Катерины

в родительском доме

Жизнь Катерины

Сердечное отношение родных

в доме Кабановой

Жестокое отношение Кабанихи

Посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок

Постоянный духовный бунт

Относительная свобода

Непонимание её натуры и стремлений Тихоном

Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей: болезненная

впечатлительность,

Влияние жизни у Кабановых на Катерину:

романтическое отношение к жизни

осознание своей обречённости , замкнутость, разочарованность в семейной жизни;

страстное стремление к свободе, любви, счастью


Явление природы

Наказание господне

Катерина, «луч света в тёмном царстве», словно молния, предшествующая грозе, потрясла устои Калинова…

ГРОЗА

«грозовая» стихия любви Катерины

Тихон, уезжая, радуется, что 2 недели без грозы будет


Нравственные проблемы:

  • Проблема человеческого достоинства
  • Проблема сохранения личности в условиях деспотизма и морального угнетения
  • Проблема честности, справедливости и способности сделать выбор
  • Проблема семьи и семейных отношений

Темы для сочинения

  • Что дает основание Кулигину назвать нравы обитателей города «жестокими»?
  • Каковы духовные истоки формирования личности Катерины Кабановой?
  • Могла ли Катерина найти счастье в семье?

А.Н.ОСТРОВСКий в русской литературе

  • Александр Николаевич "Островский – "гигант театральной литературы" (Луначарский), он создал русский театр, целый репертуар, на котором воспитывались многие поколения актёров, укреплялись и развивались традиции сценического искусства.
  • М. Н.Ермолова, знаменитая артистка Малого театра, писала в 1924 году в своих воспоминаниях: “Вместе с Островским на сцену явилась сама правда и сама жизнь...».
  • “ Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь”. Это замечательное письмо получил среди прочих поздравлений в год тридцатипятилетия литературно-театральной деятельности Александр Николаевич Островский от другого большого русского писателя – И.А.Гончарова.

Кострома.

Государственный драматический театр

им. А.Н.Островского


Государственный академический Ма́лый театр России - драматический театр в Москве.