Самые дорогие инфраструктурные проекты мира будущего. Почему в ссср остановили стройку самого грандиозного здания в мире


Деньги не только правят миром, но и меняют его в буквальном смысле этого слова. Человечество за последние 100 лет смогло построить массивные и грандиозные конструкции в рекордные сроки. Люди умеют прокладывать тоннели сквозь горы, разворачивать реки вспять, строить острова и многие другие нереальные на первый взгляд вещи. При этом деньги решают многое в плане качественных материалов и работ. Предлагаем 10 самых дорогих строительных проектов за историю человечества.


Тоннель проложен под проливом между северным побережьем Францией и Великобританией. Британские и французские компании вложили 22,4 миллиарда долларов в его строительство, и сегодня его курирует международная компания Eurotunnel. Такая высокая стоимость работ была обусловлена высокими требованиями к безопасности, инфраструктуре, экологичности проекта, что в итоге составило 80% всего бюджета. Его начали строить в 1988 году, а в 1994 он уже начал работу. За время строительства погибли 10 рабочих. Тоннель состоит из трех частей: две железнодорожные колеи и автомобильная дорога. Длина подземного тоннеля – 50 км, а диаметр – от 8 до 4 м. В тоннеле произошло несколько пожаров, которые повлекли за собой серьезные повреждения, в связи с которыми его закрывали на несколько месяцев. Служба охраны часто ловит людей, которые незаконно стремятся пересечь границу между Францией и Великобританией.


Большой Бостонский тоннель обошелся налогоплательщикам в 23,1 миллиардов долларов. Целью проекта было перенаправить поток автомобилей с основной трассы в центре Бостона в тоннель, которому дали название Тоннель Томаса П. О’Нилла Младшего. Осуществление проекта столкнулось с рядом финансовых и административных проблем, включая ошибки, исправления которых обошлось в 400 миллионов долларов. Во время строительства погиб человек, когда бетонная конструкция упала прямо на его автомобиль. Кроме этого, во время строительства рабочие натыкались на затонувшие корабли, которые представляли историческую и археологическую ценность, а, значит, должны были проходить экспертизу, что отнимало много времени. Строительство тоннеля затянулось на 10 лет.


Строительство международного аэропорта Кансай обошлось в 29 миллиардов долларов. Он находится посредине залива Осака, Япония, на рукотворном острове, который был построен с учетом высокой сейсмичности региона и угрозы затопления. Еще одной причиной строительства аэропорта на искусственном острове было предупреждение жалоб от общественности. На протяжении многих лет остров укрепляли металлическими сваями, колоннами и конструкциями, чтобы он не ушел под воду. Второй терминал открыли в 2012 году. Терминал 2 и терминал 1 связаны между собой бесплатным автобусным маршрутом.


Работы, начатые в 2015 году, уже потребовали больше финансирования, чем было запланировано. Эта высокоскоростная железная дорога является одним из элементов крупномасштабного проекта президента Обамы с целью объединения всей страны. Исполнительный директор проекта, Джефф Моралес, сказал, что несмотря на то, что стоимость проекта составляет 33 миллиарда долларов, он того стоит, так как будут задействованы самые новые технологии. Дорога соединит Мерсед и Бэйкерсфилд, Сан-Франциско и Лос-Анджелес. Планируемый срок завершения работ - 2029 год.


Этот новый бизнес центр города построен на рекультивированной земле недалеко от Сеула, Южная Корея, и обошелся в больше чем 40 миллиардов долларов. Это высокотехнологический район города с повсеместным WiFi, автоматической системой переработки мусора и другими технологиями и инновациями. В этом районе будут построены копии самых известных достопримечательностей из других городов мира, включая Центральный парк Нью-Йорка. Здесь будет остров, на котором свободно будут жить кролики, олени. Район специально строится, чтобы привлечь бизнес и туристов. Кроме того, он находится недалеко от Международного аэропорта Инчхона.


Строительство развлекательного парка было остановлено в 2008 года в связи с нехваткой финансирования и финансовым кризисом, но в 2013 году оно возобновилось. Его стоимость составила 76 миллиардов долларов. Если строительство завершится, то оно будет самым дорогим и самым грандиозным в сфере туризма и развлечений. Планируют построить тематический Дисней-парк, театр IMAX, и другие объекты, которые основаны на арабских сказках, включая и Сказки 1001 ночи. Стимулом для строительства развлекательного парка было стремление сделать жизнь в Дубае интересной для семей с детьми и туристов.


По завершению строительства, Экономический город короля Абдулы обойдется ему в 86 миллиардов долларов. Он расположен в часе езды от Мекки, основной достопримечательности мусульман и туристов, приезжающих в этот регион Саудовской Аравии. В городе будут лучшие отели, роскошные виллы, престижные университеты и большой аэропорт. Строительством города занимается компания Emaar Properties, имеющая большой опыт в возведении самых высоких объектов в мире, включая небоскреб Бурдж-Халифа. В центре Экономического города будет район Ethraa с высокотехнологической инфраструктурой, которую будет обслуживать компания Ericsson.


Кашган, расположенный в Каспийском море, представляет собой самое большое месторождение нефти, найденное за последние сорок лет. На его разработку и строительство инфраструктуры истрачено 116 миллиардов долларов. Начиная с 2017 года, здесь ежедневно будут добывать 90 000 баррелей. Общее количество добытой нефти составит 13 миллиардов баррелей. Среди трудностей, с которыми столкнулись при реализации проекта, можно назвать течь в трубах и ряд других поломок. Дело в том, что месторождение находится под большим давлением и бурить здесь очень опасно. Партнерами по проекту стали такие компании, как Shell, ExxonMobil, Total, China National Petroleum Corp, KazMunaiGas, INPEX и AgipKCO.


Модульная исследовательская космическая станция, известная как Международная космическая станция, обошлась в 150 миллионов долларов. Инвесторами оказались многие страны, но основными участниками были США, Россия, Канада, Япония, Бельгия, Нидерланды, Германия, Италия, Дания, Норвегия, Испания и Швейцария. К 2020 году станция, отработав свой ресурс в течение 26 лет, будет затопленной в океане. Каждый модуль станции, состоящий из космических ракет России и американских космических шаттлов, был создан на Земле, а собраны были вместе в космосе. В течение двух лет, пока станция собиралась, она не использовалась. Начали эксплуатацию станции с момента доставки на ее борт оборудования, провианта и спальных отсеков.


В 2015 году строительство Системы межштатных магистралей обошлось налогоплательщикам в 459 миллиардов долларов. Проект был инициирован президентом Дуайтом Д. Эйзенхауэром. Но думал он не только о системе транспорта, но и о национальной безопасности. Проект был начат в 1956 году, именно в это время были созданы новые маршруты. Первым штатом, который завершил строительство своего участка системы, был Небраска – это произошло в 1974 году. Последний участок, включая дорогу I-70, был закончен в 1992 году. Несмотря на превышение заявленного бюджета и установленных сроков, строительство СММ имело большое значение для экономики США. Перевозка грузов стала стоить на 17% ниже, а во время урагана Катрина именно по этим дорогам была успешно проведена эвакуация населения.

30 декабря 1922 года на первом Съезде Советов было провозглашено создание СССР. Тогда же С.М. Киров выдвинул амбициозную идею – построить Дворец Советов, который стал бы символом страны.
Однако к воплощению задумки приступили только в 1931 году. На каждом этапе – от проекта до подготовки к воплощению и начала грандиозной стройки – Дворец Советов был сооружением, подобного которому в мире не существовало.

Борьба архитектурных стилей

В июне 1931 года объявили конкурс проектов. Через несколько месяцев был уничтожен храм Христа Спасителя. «Отжившее», по замыслам властей, должно было уступить место новому. На конкурс подавали заявки как профессиональные архитекторы, так и рядовые граждане Союза. В числе участников конкурса был также великий французский архитектор Ле Корбюзье. Во второй тур вышли работы Б. Иофана, И. Жолтовского и Г. Гамильтона. Все три проекта были выдержаны в монументальной стилистике. Позже подобный стиль назовут «сталинским ампиром». Выбор этих проектов знаменовал конец эпохи советского конструктивизма – легкость и ажурность уступили место помпезности и массивности. Оскорбленный игнорированием своего продуманного проекта Ле Корбюзье писал: «Народ любит королевские дворцы». В 1933 году был определен победитель - строительство должно было вестись по проекту Б. Иофана. Но эскиз-победитель сильно отличался от итогового варианта.

Трансформация идеи

Знаменитой башни с фигурой Ленина на первом эскизе не было: Дворец Советов выглядел как комплекс зданий, а на башне располагалась фигура Освобожденного Пролетария. Постепенно башня приобретала уровневую структуру, сопровождающие здания убирались. Высота здания должна была составлять 420 метров, из которых 100 – это высота статуи. Грандиозная статуя Ленина (один палец вождя был величиной с двухэтажный дом) на верхушке появилась только в 1939 году. Мысль сделать здание постаментом принадлежала не Иофану, а итальянцу Бразини. Сам Иофан хотел расположить памятник перед Дворцом, но властям пришлось по вкусу предложение Бразини. В центральной части Дворца предусматривался Большой зал на 22 тысячи человек. Сцена находилась в середине, зрительские ряды шли амфитеатром. Рядом с ним размещались фойе, подсобные помещения, Малый зал. В высотной части находились палаты Верховного Совета СССР, Президиум, кабинеты.

Грандиозная стройка

По проекту для строительства Дворца и всей инфраструктуры потребовалось бы снести едва ли не все исторические здания Волхонки. Предполагалось сделать грандиозную автостоянку, залитую бетоном площадь, отодвинуть ГМИИ им. А. С. Пушкина. На стройплощадке впервые в СССР выполнили предварительный анализ грунта с помощью колонкового бурения – пробурили ряд скважин глубиной до 60 метров и проанализировали состав почвы. Место оказалось удачным – на этой территории располагались плотные известняки и скальный «островок». Чтобы грунтовые воды не подтачивали фундамент, впервые применили битумизацию: вокруг котлована пробурили почти 2000 скважин, в них залили битум. Дополнительно установили откачивающие воду насосы и добавили изолирующее покрытие. Для финальной облицовки грандиозного сооружения построили камнеобрабатывающий комбинат, который потом «помог» сделать Москву гранитной: на нем обрабатывались каменные панели для метро, мостов и домов. Для производства бетона для Дворца недалеко от него был основан завод. На строительство фундамента (также спроектированного особым образом – в виде колец) потребовалось 550 тысяч кубометров бетона. Диаметр каждого кольца составлял около полутора сотен метров. На них устанавливались 34 колонны. Площадь одной колонны в поперечном сечении составляла 6 кв. м. На такой колонне мог уместиться автомобиль. Каркас здания создавался из особой марки стали, созданной специально для строительства – «ДС». Вспомогательный каркас, направлявший нагрузку на основной – из устойчивой к коррозии стали, попроще. Рядом с Ленинскими горами был основан завод, где элементы подготавливали к монтажу. Основной каркас решили монтировать на бетонных кольцах. Чтобы поднимать балки, на этих кольцах предполагалось собирать краны. Чем выше, тем меньше кранов: монтаж статуи должен был осуществлять только один кран.

Финал строительства

Проект предполагалось завершить к 1942 году. В 1940-м каркас достиг семи этажей, но началась война. Качественная сталь требовалась для производства противотанковых ежей, и пришлось демонтировать каркас. После войны у страны не было ресурсов на подобные сооружения. Проект перенесли на Воробьевы горы, где постепенно вместо Дворца выросло здание МГУ. В основу высоток был положен проект Иофана, и общие черты хорошо видны. Еще одним следом от проекта служит станция метро «Кропоткинская» – она замышлялась как подземный вестибюль Дворца и построена с максимальным размахом.

Реконструкция Ground Zero

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Нью-Йорк, США

Дата открытия

2017 год

Стоимость

$25 млрд



Международная космическая станция

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Орбита Земли

Дата открытия

2024 год

Стоимость

$150 млрд

Самый дорогой международный научный проект: с момента запуска в 1998 году на сборку и обслуживание МКС ушло уже $150 млрд. Состоящая из 14 модулей станция имеет длину в сотню метров и может разместить 6 космонавтов. Это не последняя конфигурация МКС: в ближайшие годы к ней должны быть присоединены ещё два исследовательских модуля. Недавно стало известно, что Россия не будет участвовать в проекте до 2024 года, как это предполагалось прежде: вместо этого Роскосмос сосредоточится на новых проектах.



Город Масдар

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Абу-Даби, ОАЭ

Дата открытия

2020 год

Стоимость

$20 млрд

Научные парки, позволяющие соединить бизнес и передовые исследования, строятся по всему миру - высокие технологии могут стать основой экономики для экономик развивающихся стран. Впрочем, даже среди отстающих уже есть заведомые победители: богатые страны Персидского залива, инвестирующие в создание будущей инфраструктуры сверхдоходы от продажи углеводородов. Таков, например, проект Масдар в Абу-Даби - не технопарк, а целый город ценой в $20 млрд, спроектированный бюро британца Нормана Фостера. Работа в постиндустриальном городе на 50 000 человек будет построена вокруг нового Института науки и технологий, тесно взаимодействующего с MIT. Первые научно-исследовательские постройки в Маcдаре появились ещё в 2010 году, а к моменту своего завершения в 2020 году город станет воплощением всех современных технологий. В городе будет реализована новаторская система личного автоматического транспорта, а вся необходимая энергия будет поступать из возобновляемых источников.





Развлекательный парк Dubailand

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Дубай, ОАЭ

Дата открытия

2015 год

Стоимость

$65 млрд

Зимняя Олимпиада в Сочи обошлась в $51 млрд - это самые дорогие спортивные игры в истории, но вряд ли самый масштабный развлекательный мегапроект. Всего через год в ОАЭ должен открыться комплекс Dubailand: на площади в 300 квадратных километров разместятся 45 тематических парков аттракционов, спортивных комплексов, торгово-досуговых центров и гостиниц. Dubailand будет в два раза больше «Всемирного центра отдыха Уолта Диснея» во Флориде и станет самым большим местом развлечений на планете.





Город Сонгдо

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Южная Корея

Дата открытия

2015 год

Стоимость

$40 млрд

Основанный всего десять лет назад южнокорейский Сонгдо - одновременно аналог аэрополиса Аль-Мактум и научного города Масдар. Это компактный бизнес-город, расположенный неподалеку от международного аэропорта Инчхон и связанный с ним эффектным подвесным мостом. Через пару лет здесь будут жить порядка 65 тысяч человек - в основном предприниматели и учёные, работающие в одном из четырёх местных университетов. Сонгдо создавался с нуля как «зелёный» и «умный» город. Он станет площадкой для экспериментов в области интернета вещей.

2017 год обещает быть богатым на потрясающие воображение стройки и инженерные проекты. Некоторые из них уже подходят к завершению, а на других работы только начинаются. Перед вами - семь самых дорогих строек в мире на данный момент.

Сложность и функциональность инженерных проектов сегодня все чаще ассоциируются с уровнем развития общества в целом. Именно поэтому подобные стройки чаще всего становятся делом национального, а иногда и всемирного масштаба. Для их воплощения необходимы усилия миллионов людей и баснословные инвестиции.

Международный аэропорт Аль-Мактум

Стоимость проекта: 82 млрд долларов

Стоимость проекта: 78 млрд долларов

Идею поворота вод китайских рек с юга на север приписывают самому Мао Цзэдуну. В 1952 году он выступал с таким предложением, ориентируясь на своих товарищей по партии из СССР, где также вынашивали планы великого поворота сибирских рек для нужд Средней Азии.

Грандиозный проект позволит обводнить северные районы Китая за счет крупнейших рек страны. Согласно плану, будут построены три водных артерии, каждая длиной около 1300 километров. За счет этого излишки воды, которые вредят юго-востоку Китая, будут перенаправлены в засушливые районы севера.

Строительство каналов началось в 2002 году. План работ, рассчитанный почти на полвека, предполагает объединение бассейнов четырех самых крупных рек Китая - Янцзы, Хуанхэ, Хайхэ и Хуайхэ.

Строго говоря, никакого поворота рек не будет: излишки воды из полноводных южных артерий будут подпитывать северные реки, заодно соединяя их в удобную транспортную сеть. Кроме того, каналы будут обеспечивать запасами воды крупнейшие водохранилища севера Китая.

В процессе строительства будет использована инфраструктура одного из самых масштабных инженерных проектов древности - Великого канала. Его создавали на протяжении двух тысяч лет многие поколения китайских императоров (VI век до н. э. - XIII век н. э.). Канал соединил реки Янцзы и Хуанхэ, которые были главными водными артериями Древнего Китая.



Парк развлечений Dubailand

Страна: ОАЭ

Стоимость проекта: 64 млрд долларов

Мегаломанский парк развлечений будет открыт в 2025 году в Дубае. Очередное чудо света, построенное в арабской пустыне, будут занимать площадь в 185 квадратных километров и состоять из более чем двух сотен развлекательных зон. Dubailand будет построен вдоль федеральной трассы Emirates и рассчитан на поток в 200 тысяч посетителей ежедневно.

Кроме развлекательных парков в Dubailand будут также работать самый большой в мире отель на 6500 номеров, искусственно созданные заповедники дикой природы, океанариумы и несколько гигантских торговых центров. Власти ОАЭ делают большую ставку на парк развлечений и ожидают беспрецедентный наплыв туристов, желающих взглянуть на чудо света, построенное прямо посреди пустыни.

Железнодорожная система London Crossrail

Страна : Великобритания

Стоимость проекта: 23 млрд долларов

Масштабное расширение системы городских и пригородных поездов в Лондоне стало одним из самых сложных инженерных проектов последних лет. До 2020 года в городе будет построено около 42 километров новых тоннелей и откроется более 40 новых станций. На данный момент London Crossrail является крупнейшим строительным проектом Европы.

Транспортная система свяжет восточные и западные пригороды Лондона с центром. Часть дорог будет проложена на поверхности, а под центром города они пройдут под землей. Расчетная пропускная способность Crossrail - 24 поезда по десять вагонов в час в каждом направлении. Максимальная скорость поездов на наземных участках составит 160 километров в час, в тоннелях - до 100 километров в час. Открытие новой сети позволит существенно снизить нагрузку на транспортную систему Лондона и пригородов.

Королевская башня в Джидде

Страна: Саудовская Аравия

Стоимость проекта: 20 млрд долларов

Высочайшее здание в мире строится в 32 километрах к северу от города Джидда в Саудовской Аравии. Небоскреб высотой 1007 метров станет центром нового района Kingdom Center и первой в истории человечества постройкой высотой более одного километра. Инициатором проекта стал саудовский принц Аль-Валид ибн Талаль, племянник короля Саудовской Аравии и один из богатейших людей на Ближнем Востоке.

Стройка ведется в незаселенном районе посреди аравийской пустыни. Вместе с башней тут появится город-спутник с жилыми кварталами и офисными центрами. Согласно планам застройщика, в башне будет 167 этажей, однако вплоть до окончания строительства ее точная высота остается неизвестной. К середине 2016 года было построено 42 этажа небоскреба, после чего проект был приостановлен из-за проблем с финансированием.

Путепровод Гонконг - Чжухай - Макао

Страна: Китай

Стоимость проекта : 17,1 млрд долларов

Серия мостов и подводных тоннелей будет построена в дельте реки Чжуцзян. Этот регион является наиболее экономически важным для Китая. Тут расположены три мегаполиса, каждый из которых играет особую роль в экономике страны.

Чжухай - один из самых мощных центров промышленности Китая. Макао - столица игорного бизнеса, а Гонконг - город-государство с мощной финансовой системой и экономикой. Объединение этих трех городов единой транспортной системой станет сильным толчком для дополнительного развития всего региона.

Мосты и тоннели будут проложены через залив, по которому идет напряженный морской трафик. Львиная доля экспортных грузов Китая отправляется именно отсюда, поэтому перед инженерами стояла задача не помешать морским судам. На границе территориальных вод Гонконга путепровод уходит под воду в тоннель длиной 7 километров, оставляя широкий проход океанским судам. Посреди залива путепровод выходит на поверхность и идет дальше по надводному мосту длиной более 30 километров.

Китайские чиновники обещают, что все работы будут завершены в 2017 году. Расходы разделят между собой власти Гонконга, Макао и материкового Китая.

Международный аэропорт Пекина

Страна: Китай

Стоимость проекта: 13 млрд долларов

Новый международный авиахаб Дасин в Пекине планируется построить к 2025 году. Он поможет разгрузить существующий международный аэропорт, который уже не справляется с наплывом пассажиров.

По прогнозам Дасин станет крупнейшим авиахабом в мире. В нем будет использована интегрированная транспортная система: пассажиры самолетов смогут пересесть на скоростные поезда, которые доставят их в другие регионы Китая. Чтобы попасть на перрон, им достаточно будет спуститься на подземные ярусы аэропорта. В частности, из аэропорта Дасин будет отправляться «поезд-пуля», который свяжет Пекин и Гонконг. Пути для скоростного поезда частично проложат под землей, а составы будут двигаться со средней скоростью в 300 километров в час.

Ожидается, что аэропорт сможет ежегодно принимать более 70 миллионов пассажиров, 2 миллиона тонн грузов и более 600 тысяч самолетов.

Реконструкция ВДНХ

26 марта 2014 года Всероссийскому выставочному центру (ВВЦ) было возвращено историческое название — Выставка достижений народного хозяйства ВДНХ. Началась комплексная реконструкция знаменитого выставочного комплекса в Москве. Согласно оценкам, стоимость реконструкции составит около 13 млрд руб. только по объектам, находящимся в ведении города Москвы, всего же в реконструкцию выставки может быть вложено до 60 млрд руб. Ко дню 75-летия ВДНХ 1 августа 2014 года был завершён первый этап реконструкции выставки. За время работ территория ВДНХ увеличилась в два раза и превысила 520 га.

Программа-200

Проект, стартовавший в 2010 году, предусматривает строительство в ближайшие годы 200 православных храмов в Москве на средства благотворителей и добровольные пожертвования при организационной поддержке Правительства города Москвы. Программа призвана построить храмы в шаговой доступности для населения спальных районов столицы, где один храм приходится зачастую на более чем сотню тысяч человек и находится настолько далеко, что дойти до него пешком проблематично. В целом для достижения среднероссийской обеспеченности храмами — 11,2 тыс. человек на один храм — в Москве необходимо было бы построить почти 600 храмов, поэтому эта программа хоть и является большим шагом вперёд, но полностью проблему не решит. По состоянию на ноябрь 2015 года по программе уже ведены в строй 9 храмов, в целом завершено строительство 11 храмов и ещё 41 храм строится.

Космонавтика и ракетная техника

Космодром Восточный

Новый космодром, строящийся в настоящее время в Амурской области, включает две стартовые площадки и город для обслуживающего персонала. Космодром позволит запускать ракеты-носители семейства «Союз» и, в перспективе, «Ангара», в том числе в пилотируемых вариантах.

Всего планируется строительство более 400 сооружений, в том числе 120 сооружений технического и стартового комплексов, 11 объектов аэродромного комплекса со взлётно-посадочной полосой длиной 4500 м, инженерных коммуникаций протяжённостью 88 км, автомобильных и железнодорожных путей общей протяжённостью более 170 км, 30 объектов социально-культурного и бытового назначения и 42 жилых домов.

Предполагается, что после 2020 года Россия перестанет быть зависимой от использования, оставшегося на территории Казахстана Байконура во всех аспектах космических программ. Прежде всего, это касается пилотируемой космонавтики и запуска тяжёлых ракет-носителей. Стоимость создания космодрома оценивается в 300 млрд рублей. Стройка является крупнейшей в России, на строительстве различных объектов космодрома уже задействовано 6,5 тыс. человек и планируется увеличить это число до 10 тысяч.

24 декабря 2014 г. было завершено бетонирование стартового кольца на космодроме «Восточный». К маю 2015 года для Восточного было построено немногим менее 100 км железных дорог. 9 августа 2015 года объявлено о завершении основных строительных работ на всех объектах «пускового минимума» космодрома.

Для 12 000 сотрудников космодрома рядом на площади 140 га строится город Циолковский, который станет первым в России населённым пунктом, названным в честь основоположника космонавтики Константина Циолковского.

До 2030 года на космодроме планируется дополнительно создать инфраструктуру для новой ракеты космического назначения с многоразовой первой ступенью и новой сверхтяжёлой ракеты, предназначенной для освоения дальнего Космоса и, в частности, Луны.

Проект по исследованию Марса «ЭкзоМарс»

Из-за недостатка финансирования первоначально проект Европейского космического агентства (ЕКА), позднее совместный с США в итоге стал совместным российско-европейским, причём, в отличие от большинства совместных проектов прошлых лет, роль России не ограничивается предоставлением ракеты и/или пары приборов, а Российская академия наук в результате получит те же права на полученные данные, что и ЕКА. Финансирование проекта с российской стороны началось в конце 2012 г., соглашение с ЕКА подписано в апреле 2013 г. Проект предусматривает отправку к Марсу в 2016 г. орбитального аппарата и посадку на Марс стационарной платформы и марсохода в 2018 г., первый аппарат при этом, помимо выполнения исследований с орбиты будет служить ретранслятором для платформы и марсохода. Запуск космических кораблей планируется с помощью двух ракет «Протон», орбитальный аппарат и марсоход будут изготовлены ЕКА с использованием российских научных приборов, посадочную платформу (и вообще второй аппарат за исключением марсохода) будет изготавливать НПО им. Лавочкина. Стоимость только европейской части проекта составляет около 1 млрд евро.

Межконтинентальная баллистическая ракета «Рубеж»

Разработка новой межконтинентальной баллистической ракеты ведётся в Московском институте теплотехники. По понятным причинам информация засекречена, но в открытых источниках есть официальные заявления представителей МО РФ. Начальник Главного оперативного управления Генштаба генерал-полковник В. Зарудницкий огласил некоторые подробности текущего положения дел по проекту РС-26 «Рубеж». Известно, что к лету 2013 было проведено 4 испытания комплекса, из которых только одно закончилось неудачно. Последнее испытание прототипа ракеты происходило 6 июня 2013 года и признано успешным.

Авиация

Истребитель 5-го поколения

Самолёт, ещё не получивший своего окончательного наименования официально разрабатывается с 1999 года. В настоящее время известен под именами Т-50, И-21 и ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). Проект оценивается в 5 млрд долл. и в данное время находится на стадии испытания прототипов.

МС-21 (Як-242)

Проектируемое семейство ближне‑среднемагистральных самолётов МС-21, которые должны заменить Ту-134, Ту-154 и отчасти Ту-204. Производство первых опытных образцов началось в феврале 2014 года. Первый полёт планируется на 2015 год, начало серийных поставок — на 2017 год. Предполагается, что вместе с Суперджетом МС-21 сможет закрыть 80 % потребностей авиакомпаний России в новых самолётах. Объём инвестиций в проект — 164 млрд рублей. Имеется информация, что самолёт выйдет на рынок под названием Як-242. В 2014 году в Иркутской области начались работы по созданию машиностроительного кластера в области авиастроения — основным звеном станет научно-производственная корпорация «Иркут», головной производитель авиалайнера МС-21.

Крупнейшие корабли и суда

Атомный двухосадочный ледокол проекта 22220 (ЛК-60) «Арктика»

Крупнейший в мире атомный ледокол мощностью 60 мегаватт. Имеет возможность изменять осадку для работы в устьях сибирских рек и на мелководьях, что делает ледокол универсальным (на данный момент атомный ледокольный флот России разделён на специализированные крупные морские ледоколы и мелкие речные). Резка металла для закладки судна началась 1 ноября 2012 г. Закладка ледокола произошла 5 ноября 2013 года на Балтийском заводе (Санкт-Петербург). Судно должно вступить в строй к декабрю 2017 года. Стоимость контракта на строительство, включая разработку новых реакторных установок и других технологий, составила 37 млрд рублей.

Исследовательская атомная подводная лодка проекта 09852

Заложена (перезаложена) 20 декабря 2012 года. Согласно официальным сообщениям, «эта субмарина будет создана для реализации непростых задач: проведения разноплановых научных исследований в удалённых районах Мирового океана, участия в поисково-спасательных операциях. Кроме того, АПЛ должна обеспечивать установку подводных средств оборудования и их инспекцию, испытания новых образцов научно-исследовательской аппаратуры, мониторинг подводных транспортных магистралей. Субмарина станет носителем спасательных глубоководных и автономных необитаемых подводных аппаратов. Атомоход спроектирован ЦКБ МТ „Рубин“ (Санкт-Петербург) на основе проекта 949А». По информации в открытых источниках при строительстве будет использован корпус недостроенной подводной лодки К-329 «Белгород» проекта 949А, заложенной 24 июля 1992 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске. Общая стоимость корабля, видимо, составит аналогично ранее построенным подводным лодкам проекта 949А «Антей» порядка 226 млн рублей в ценах середины 1980-х гг. (то есть порядка 30 млрд рублей в ценах 2012 г.)

Бронетехника

Семейство боевых машин на базе гусеничной платформы «Армата»

По сообщениям в открытой печати на базе нового шасси предполагается создать «основной боевой танк, боевую машину пехоты, тяжёлый бронетранспортёр, боевую машину поддержки танков, бронированную ремонтно-эвакуационную машину, шасси для самоходных артиллерийских установок и другие».
В марте 2015 года появились первые фотографии танков и других бронемашин на платформе «Армата» — техника использовалась для репетиций Парада Победы-2015. В ответ на это, ещё до официальной презентации новых машин, мировые СМИ (в частности, немецкие) отметили беспрецедентные возможности нового российского танка Т-14 «Армата».

«Армата» — первый серьёзный танк за последние десятилетия. Так, немецкий Leopard-2 был создан 35 лет назад, американский M1 Abrams — его ровесник. Журналисты пишут о сошедшей со стапелей «Уралвагонзавода» «Армате» не иначе как с восхищённым придыханием. Немцы из Stern — а немцы кое-что понимают в хороших танках — снабдили статью об «Армате» заголовком «Putins neue Wunderwaffe», «Новое супероружие Путина».

У «Арматы» есть два очень мощных козыря — плоская необитаемая башня, которая резко повышает шансы экипажа на выживание, и лучшая в мире танковая пушка калибром в 125 миллиметров. Также «Армата» нашпигована самой современной электроникой, при помощи которой расположенный в специальной бронекапсуле экипаж сможет управлять танком при помощи видеокамер и автоматики. Электроника позволяет подключить танки «Армата» к современной системе боя, при помощи которой все танки будут объединены в единую систему управления.

Морские порты

Порт Сабетта

Строящийся на полуострове Ямал далеко за Полярным Кругом на берегу Обской Губы порт должен стать одним из крупнейших в Арктике и обеспечить отправку сжиженного природного газа по Северному морскому пути как на запад — в Европу и на восточное побережье США, так и на восток — в Тихоокеанский регион. Прорабатывается возможность использования порта как универсального для обеспечения кратчайшего выхода к морскому транспорту предприятий Уральского Федерального Округа, для чего предполагается подвести к нему железную дорогу.

В декабре 2014 г. в Сабетте был открыт аэропорт с взлётно-посадочной полосой длиной 2700 м, способной принимать самолёты всех типов. С февраля 2015 года началась приёмка пассажирских рейсов.

Стоимость строительства непосредственно порта оценивается в 75 млрд рублей, общая же стоимость проекта с учётом завода сжиженного природного газа оценивается в 850 млрд рублей. Первые грузовые суда строящийся порт принял в октябре 2013 г. Уже в 2014 г. порт обеспечивал треть всех грузоперевозок по Северному морскому пути — 1,1 млн тонн.

Развитие порта Восточный

Восточный — один из крупных портов на Дальнем Востоке России. Расположен в Приморском крае в бухте Врангеля в 20 км от города Находка, являющейся конечной точкой Транссибирской магистрали. В структуру ОАО «Восточный Порт» входят два производственно-перегрузочных комплекса. Первый — единственный в Приморском крае специализированный угольный комплекс с системой конвейерного оборудования и станцией разгрузки вагонов (ППК-3). Второй — универсальный производственно-перегрузочный комплекс — специализируется на грейферной перевалке угля (ППК-1). В 2014 году ведется строительство третьей очереди углепогрузочного комплекса. Планируемая стоимость расширения — 13,613 млрд рублей, ввод — в 2017 году.

Железные дороги

Реконструкция железной дороги Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань

Реконструкция построенной ещё в годы войны части Байкало-Амурской магистрали на участке Оунэ-Высокогорная ведётся с 2008 г., что позволит поднять пропускную способность участка с 14 до 35,5 млн тонн в год. Суммарная стоимость 60 млрд руб. Входящий в рамки проекта крупный новый Кузнецовский тоннель введён в эксплуатацию в 2012 г. Завершение проекта ожидается в 2016 г.

Реконструкция сахалинских железных дорог с перешивкой на отечественную колею

К началу 2000-х гг. работающая часть сети сахалинских железных дорог имела японскую колею 1067 мм, что затрудняло её совместное использование с общероссийской сетью дорог с колеёй 1520 мм. Перешивка совмещена с ремонтом пути, а также заменой мостов и тоннелей на участках, построенных во время японского правления, которые составляют основную часть дороги общей протяжённостью 805 км. Проект реконструкции дороги в 2004 г. оценивался в 16 млрд рублей. С 2003 г. по начало 2015 г. подготовлено к единовременному переходу на широкую колею около 550 км дороги. Реализация проекта существенно снизит затраты на содержание дороги, а также откроет путь к строительству моста или тоннеля для постоянного соединения острова с материком. Завершить перешивку главного пути железной дороги на Сахалине планируется к 2021 году.

Развитие инфраструктуры участка Междуреченск — Тайшет

Проект увеличения пропускной способности едва не заброшенной в 1990-х гг. магистрали на юге Сибири фактически стартовал в 2012 г. со сдачи нового Абаканского парка поездов стоимостью 1 млрд рублей. До 2014 года планировалось вложить ещё почти 10 млрд рублей, хотя по другим сведениям только к лету 2013 года и только в строительство новых тоннелей на участке было вложено 25 млрд рублей. Общая стоимость проекта в результате к моменту планируемого завершения в 2019 году должна достичь 42,9 млрд рублей. На 2001—2015 гг. постановлением Правительства предусматривалось вложить в проект 13 млрд рублей. В рамках реконструкции участка в 2014 году в Саянских горах открыт новый Манский тоннель стоимостью 7 млрд рублей и протяжённостью 2465 метров — самый длинный тоннель в Красноярском крае (расположен в 59 м от старого Манского тоннеля, построенного в 1961—1963 гг.).

Реконструкция и строительство железнодорожных путей в обход территории Украины

С 2015 года Россия начала реконструкцию и строительство новых железнодорожных путей в южном направлении в обход территории Украины — стоимость проекта составит более 55 млрд руб. Речь идёт о линии Прохоровка-Журавка-Чертково-Батайск в Ростовской области (в стратегии развития РЖД до 2020 года стоимость этого проекта оценивается в 56,6 млрд рублей. На настоящий момент (2014 год) поезда на ряде маршрутов из центральной России на юг дважды пересекают границу России с Украиной (точнее — границу России с частью территории ЛНР, подконтрольной Украине).

Автомобильные дороги

Центральная кольцевая автомобильная дорога

Стоимость строительства кольцевой автострады длиной 520 км в 30-70 км от МКАД составит 291 млрд рублей. Трасса должна пройти в основном на месте ныне существующей трассы А-107 — Московского малого кольца (Малой бетонки). Строительство первого участка началось 26 августа 2014 года. Стоимость первого пускового участка южнее Москвы длиной около 50 км, который планируется ввести в строй в 2018 году, составит 48 млрд рублей.

Автомагистраль Кемерово — Ленинск-Кузнецкий

Первая скоростная (до 130 км/ч) автодорога в Сибири. Расположена в наиболее густонаселённой части Кузбасса. Первый 5,5-километровый участок был построен в 2005—2006 гг., второй и третий (24,6 и 19,4 км) введены в строй в 2011—2013 гг. К созданию последнего отрезка длиной 17,6 км и стоимостью 8,5 млрд. руб. планируется приступить в 2015 г., закончить его предполагается осенью 2019 г. По завершении магистраль должна соединиться с построенной в 70-х—90-х гг. 124-километровой четырёхполосной дорогой I категории от Ленинска-Кузнецкого до Новокузнецка, которую предполагается отремонтировать и модернизировать под требования организации скоростного движения.

Владивосток — Находка — порт Восточный

Новая четырёхполосная автодорога, строящаяся в условиях гористой местности, призвана спрямить путь между основными портами Приморья и существенно расширить пропускную способность местной сети дорог. Строительство первого участка дороги длиной 3,5 км было выполнено в рамках подготовки к саммиту АТЭС 2012 г. Общая протяжённость дороги должна составить около 118 км. Общая стоимость проекта оценивается в 30 млрд рублей. Строительство второго (3,5-18 км) и третьего (18-40 км) участков дороги, на которые уже выполнена проектная документация, оценивается в 7 млрд рублей. На 2015 год работы активно продолжаются.

Коренная реконструкция федеральной трассы А-181 «Скандинавия»

В 2015 году стартовал очень крупный (оценочная стоимость — 100 млрд рублей) проект коренной реконструкции федеральной автомобильной дороги А-181 «Скандинавия», в результате которой эта дорога, соединяющая Санкт-Петербург через Выборг с границей с Финляндией, должна получить вместо нынешних, больше частью, двух сразу от 4 до 6 полос движения с разделительной полосой, а также многоуровневые развязки. В 2015 году начались работы первого этапа на участке 47 — 65 км стоимостью 11 млрд рублей, всего же до 2022 года на первые этапы работ предусмотрено выделение 32 млрд рублей.

Линии метрополитена

Строительство Петербургского метрополитена

Строительство метрополитена в Санкт-Петербурге связано с особыми трудностями вследствие крайне сложных геологических условий в центральной части города. Поэтому практически каждая станция метро в городе становится крупным проектом. Тем не менее, строительство метрополитена в мегаполисе со времени ввода в строй первой очереди в 1955 году велось практически непрерывно, хоть и разными темпами, как ранее, так и сейчас. На начало 2015 года строятся следующие крупные объекты Петербургского метрополитена: участок 5-й (Фрунзенско-Приморской) линии со станциями «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары» («Южная») глубокого, мелкого и наземного заложения соответственно и электродепо «Южное» и участок 3-й (Невско-Василеостровской) линии со станциями «Новокрестовская-1» и «Беговая».

Строительство Московского метрополитена

Из-за серьёзнейших транспортных проблем развивавшийся и ранее метрополитен в самом большом городе Европы активно строится, так как альтернативы ему нет — реконструкция автодорог столицы должна в основном завершиться к 2017 г., а дальше дороги строить будет просто негде, поэтому мэрия планирует сосредоточиться на метро и железной дороге. Проект расширения московского метрополитена предусматривает строительство до 2020 гг. 70 станций и 150 км новых линий, что делает его крупнейшим в мире на 2013 г.

Крупнейшие мосты

Мост через Керченский пролив

О начале работ по строительству было сообщено 5 сентября 2014 года — производятся земляные работы на подходах к мосту, а также разминирование снарядов, оставшихся в Керчи со времён Великой Отечественной войны.

По данным на январь 2015 года, предполагаемая стоимость моста составляет 228,3 млрд руб. Общая длина транспортного перехода составит около 19 км. Переход будет включать в себя проезд для автотранспорта по нормативам автомобильных дорог общего пользования первой категории с четырьмя полосами движения, а также два пути железной дороги. 15 апреля 2015 года начали строить временный технологический мост через Керченский пролив.

К середине 2015 года года должны начаться масштабные подготовительные работы на всём протяжении строительства, а к концу года должно быть завершено проектирование. Окончание строительства планируется на 2018—2019 гг.
16 августа 2015 г. забита первая свая Керченского моста. 1 октября 2015 года по временному технологическому мосту (РМ-1) через Керченский пролив прошли первые грузовики. 2 октября 2015 года на Кубани началось строительство подъездной трассы к Керченскому мосту.

Крупнейшие тоннели

Алабяно-Балтийский тоннель, г. Москва

Автодорожный тоннель, возводимый в Москве в рамках проекта «Большая Ленинградка». В то же время тоннель являлся частью проекта Четвёртого транспортного кольца, а после отмены этого проекта в 2011 г. стал частью строящейся Северо-Западной хорды. Длина подземной части тоннеля — 1,6 км, предусматривается 6 полос движения. Строится в крайне стеснённых условиях — помимо сложностей с городской застройкой тоннель проходит под действующей линией метро, железнодорожной магистралью и нуждавшимся в реконструкции коллектором уведённой под землю реки. Строительство ведётся с 2005 года, первая очередь введена в строй в сентябре 2013 года, полностью строительство завершено в начале 2015 года. Стоимость проекта 63 млрд рублей в ценах 2011 года.

Новый Байкальский тоннель

Однопутный тоннель длиной 6682,05 м с двумя дренажными штольнями длиной 1500 и 1747,36 м, параллельный построенному в 1980-х старому Байкальскому тоннелю, строится в рамках мегапроекта по реконструкции Байкало-Амурской магистрали (БАМ-2) с 2014 года и должен быть сдан в эксплуатацию в 2017 году. Тоннель обеспечит двухпутное движение на участке БАМа, Усть-Кут — Северобайкальск проходящем через Байкальский хребет. Стоимость проекта составляет 28,9 млрд рублей.

Аэропорты и аэродромы

Аэропорт «Южный» (Ростов-на-Дону)

Проект, известный также под названием «Южный хаб» предусматривает возведение с нуля в Грушевском поселении Аксайского района Ростовской области крупнейшего аэропорта на юге страны, призванного служить пересадочным узлом. В 2014 году начато строительство. Завершение строительства планируется в 2017 г. к Чемпионату мира по футболу 2018 г. Стоимость проекта 37 млрд рублей.

Развитие аэропорта Домодедово (Москва)

С 1999 г. по настоящее время аэропорт динамично развивается, ежегодно в реконструкцию и новое строительство на его территории вкладываются миллиарды рублей, и за эти годы уже реализовано несколько крупных проектов. В настоящее время производится реконструкция и строительство пассажирского терминала (увеличение общей площади более чем в 9 раз к 2017 году); строительство многоярусных паркингов (рост числа парковочных мест к 2014 году до 9700 мест); расширение грузового терминала (рост пропускной способности более чем в 2 раза со 160 до 360 тыс. тонн в год); строительство собственной мини-ТЭЦ. Объем инвестиций в развитие аэропорта с 2011 по 2020 годы составит 108 млрд руб.

Трубопроводы и хранилища

Газопровод «Турецкий поток»

Новый газопровод по дну Чёрного моря из России в Турцию, в дополнение к построенному ранее «Голубому потоку», решили построить в конце 2014 года. Для строительства газопровода будет использована инфраструктура, ранее строившаяся для отменённого газопровода «Южный поток», который должен был проходить по дну Чёрного моря от Кубани в Болгарию и далее вглубь ЕС. Строительство «Южного потока» в Кубани началось в 2012 году, а в 2014 было прервано. Строительство по новому проекту начало развёртываться с мая 2015 года.8 мая 2015 года «Газпром» начал строительство морского участка газопровода «Турецкий поток».

Газопровод пройдет 660 километров в старом коридоре «Южного потока» и 250 километров в новом коридоре, выйдя на сушу в европейской части Турции.

Поставки газа в Турцию по новому трубопроводу должны начаться в декабре 2016 года. Мощность 4 ниток газопровода составит 63 миллиарда кубометров газа в год.

Газопровод «Сила Сибири»

Магистральный газопровод в Китай, строящийся с 1 сентября 2014 года, имеет следующие технические характеристики: протяжённость — около 4000 км; диаметр — 1420 мм; рабочее давление — 9,8 МПа (100 атм.); производительность — 61 млрд м³ газа в год.
Ввод в эксплуатацию первой части ГТС «Сила Сибири» — магистрального газопровода «Якутия — Хабаровск — Владивосток» — намечен на конец 2017 года. Около половины мощности пойдёт на газоснабжение потребителей внутри страны. Стоимость не сообщается. Газопровод будет обеспечивать поставки газа в рамках крупнейшего в истории газового контракта, заключённого между Россией и Китаем 21 мая 2014 года. Проект называется крупнейший в мире стройкой в области трубопроводного транспорта и оценивается в 770 млрд рублей.

Крупнейшие линии электропередач и подстанции

ВЛ 220 кВ Надым — Салехард с ПС-220кВ Салехард и распределительной сетью 110кВ

Строящаяся с 2009 г. ЛЭП должна обеспечить соединение изолированного до сих пор Салехардского энергоузла с Единой энергетической системой. Кроме того, по опорам ЛЭП будет проведена линия волоконно-оптической связи, которая обеспечит эти города широкополосным доступом в интернет. Общая стоимость проекта — 19 млрд рублей, из них реализуемого первого этапа (ВЛ 220 кВ «Надым-Салехард») — 14 млрд рублей.

Строительство подземной ПС 220 кВ Союз и других объектов электроснабжения ИЦ Сколково, Московская область

Первая в России подземная подстанция данного класса напряжения. Строится для электроснабжения инновационного центра Сколково. Стоимость подстанции 16 млрд. Общая сумма финансирования объектов электроснабжения ИЦ Сколково составит 18 млрд рублей.

ВЛ 500 кВ Алюминиевая — Абаканская — Итатская

Вторая линия ЛЭП длиной 333 км строится с 2010 г. для повышения надёжности энергосистемы юга Сибири. Объект строится с 2010 г., первый участок введён в строй в 2012 г., к началу 2013 г. основные работы практически завершены. Стоимость проекта 14 млрд рублей.

Гидроэнергетика

Бурейская ГЭС

Гидроэлектростанция на реке Бурея в Амурской области мощностью в 2,01 ГВт. Восьмая по мощности в России. Строилась с 1974 г. К 1994 г. строительство почти полностью прекратилось и было возобновлено в конце 1999 г. Основной этап строительства завершён в 2007 г. Общий объем инвестиций в достройку энергообъекта оценивается в 35 млрд рублей. В настоящее время ГЭС работает на полную мощность.

Комплексная модернизация Саратовской ГЭС

Одна из крупнейших гидроэлектростанций страны была построена ещё в 1960-х годах, поэтому её оборудование нуждалось в модернизации. С 1995 г. проводится замена значительной части оборудования генераторов гидроагрегатов, к апрелю 2013 г. модернизировано уже 19 из 21 типовых гидроагрегатов (заменяются также два экспериментальных горизонтально-капсульных агрегата, и имеется агрегат рыбоподъемника). Модернизируется также трансформаторное оборудование (уже заменено на 4-х из пяти энергоблоков). В 2005—2012 гг. проводилась замена горизонтально-капсульных агрегатов (с увеличением их мощности) стоимостью 3 млрд рублей. В 2011 г. заключён контракт на поставку новых турбин к основным агрегатам и полную модернизацию агрегата рыбоподъёмника стоимостью более 1 млрд евро, непосредственно работы по замене турбин должны стартовать в 2013 г. Полностью оборудование станции должно быть заменено к 2030 г.

Атомная энергетика

Опытно-демонстрационный энергетический комплекс с реактором БРЕСТ-300 (проект «Прорыв»), г. Северск Томской обл.

Росатом создаёт на Сибирском химическом комбинате (СХК) в рамках проекта «Прорыв» опытно-демонстрационный энергокомплекс с принципиально новой реакторной установкой БРЕСТ-300, которая будет работать по в значительной степени замкнутому циклу с регенерацией и производством ядерного топлива в непосредственной близости от него, что должно резко повысить радиационную безопасность и резко уменьшить оборот высокообогащённых делящихся материалов, что критически важно для режима нераспространения ядерного оружия.

В проекте используется реактор на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем. Создание реактора оценивается в 17,7 миллиарда рублей, строительство модуля переработки отработавшего ядерного топлива — 19,6 миллиарда рублей, модуля фабрикации и пускового комплекса рефабрикации топлива — 26,6 миллиарда рублей. Общая стоимость проекта оценивается в 64 миллиарда рублей.

Строительство комплекса началось в апреле 2014 года. Завод по производству топлива планируется ввести в строй в 2017 году, реактор — в 2020-ом, а модуль переработки топлива — в 2022 году.

Балтийская АЭС

АЭС в составе двух энергоблоков общей мощностью 2,3 ГВт строится в Калининградской области, энергетическую безопасность которой она и призвана обеспечить. Первый объект Росатома, на который планировалось допустить иностранных инвесторов — энергокомпании, заинтересованные в покупке излишков энергии, вырабатываемой АЭС. Стоимость проекта с инфраструктурой — 225 млрд рублей.

Ленинградская АЭС-2

Строится как замена почти выработавшей ресурс Ленинградской АЭС, реакторы которой вскоре начнут постепенно выводиться из эксплуатации. Первая очередь включает два энергоблока нового проекта ВВЭР-1200 мощностью 1200 МВт каждый.

Тепловая энергетика

Верхнетагильская ГРЭС — энергоблок № 12

Энергоблок на основе современной парогазовой установки ПГУ-420 с высоким КПД мощностью 420 МВт строится на Верхнетагильской ГРЭС с 2013 года. Стоимость 20 млрд рублей.

ТЭЦ «Академическая», Екатеринбург

ТЭЦ на основе парогазовой установки ПГУ-230 в Екатеринбурге, строится с 2014 г., ввод строй ожидается в 2016. Общая стоимость проекта — около 15 млрд руб.

Новокузнецкая ГТЭС

Газотурбинная электростанция мощностью 298 МВт, строящаяся в Кемеровской области на площадке Кузнецкой ТЭЦ с 2011 г. для создания манёвренных мощностей генерации и покрытия пиковых нагрузок. Будет иметь два турбогенератора по 149 МВт. Стоимость проекта 17 млрд рублей.

Симферопольская ТЭС

Теплоэлектростанция с двумя парогазовыми энергоблоками мощностью 235 МВт каждый строится в г. Симферополь с лета 2015 года. Первый энергоблок ТЭС должен быть введён в строй до 1 сентября 2017 года, а второй — до 3 марта 2018 года. Станция строится в рамках одного проекта с практически полностью аналогичной Севастопольской ТЭС. Общая стоимость их строительства оценивалась в 44,6 млрд рублей.

Сельское хозяйство и пищевая промышленность

Тепличный комплекс ООО «Агро-Инвест», Калужская область

Сумма инвестиций в проект крупнейшего в ЦФО России тепличного комплекса составит ориентировочно 13 миллиардов рублей. Данный проект — это первый резидент ОЭЗ «Людиново». Площадь комплекса составит около 238 Га, а мощность — 70 тысяч тонн овощей в год. Будет создано около 1200 рабочих мест.

Птицеводческий кластер «Агросила», Набережные Челны

«Агросила» создает крупнейший в России птицеводческий кластер общей производственной мощностью 220 000 тонн мяса птицы и 128 миллионов инкубационных яиц в год. В структуру кластера войдут производственные площадки «Челны-Бройлер», технополис «Чулман», а также племрепродуктор первого порядка. Общий объем инвестиций достигнет 14 миллиардов рублей, на проектную мощность комплекс выйдет в 2018 году.

Свинокомплексы «Агроэко» в Воронежской области

В Воронежской области группа компаний «Агроэко» реализует очень крупный проект по созданию свиноводческого производства. На первом этапе стоимостью 5,8 млрд рублей, завершённом в 2012-2013 гг., было построено три свинокомплекса общей производственной мощностью 42 тыс. голов в год. В начале 2013 года начался второй этап проекта стоимостью 18 млрд рублей, включающий строительство семи свинокомплексов общей производственной мощностью 90 тыс. т свинины в год, а также двух комбикормовых заводов производственной мощностью 230 тыс. тонн кормов в год каждый с элеваторами на 90 тыс. тонн зерновых в составе каждого завода. Один из комбикормовых заводов был введён в строй в объёме первой очереди стоимостью 1,7 млрд рублей в июле 2015 года.

Кластер «Биокомплекс», г. Омск

В Омске компанией «Титан» создается территориально-отраслевой кластер «Биокомплекс» - комплекс производств по глубокой переработке углеводородного и растительного сырья. Объем инвестиций в проект к 2020 году составит 43,4 млрд рублей. В рамках кластера уже работает свиноводческий комплекс (2011 год, мощность - 100 тыс. голов в год), завод по производству полипропилена "Полиом" (2013 год, мощность - 210 тыс. тонн полипропилена в год), комбикормовый завод (2015 год, мощность - 125 тыс. тонн в год). Крупнейшим объектом кластера (якорным производством) станет завод по глубокой переработке зерна, рассчитанный на объемы переработки до 1 млн. зерновых в год. Продукция, которую сможет выпускать завод: крахмал, клейковина, аминокислоты (лизин и треонин), биоэтанол, кормовые дрожжи и др. В рамках кластера предполагается строительство индустриального парка, в котором разместятся предприятия малого и среднего бизнеса, выпускающие продукцию с высокой добавленной стоимостью, в том числе импортозамещающую (композитные материалы, упаковку, одноразовую посуду, полипропиленовые трубы и т.д.). В кластер привлечены вузы и НИИ, подготавливающие кадры для производств и ведущие со специалистами АО "ГК "Титан" совместные научные разработки в сфере переработки зерновых.

Агропромышленный комплекс «Елецпром», г. Елец, Липецкая область

Крупнейший в России агропромышленный комплекс по производству мяса птицы и свинины. Проект интегрированного предприятия по производству мяса цыплят-бройлеров «Куриное Царство» (принадлежит ОАО «Группа Черкизово»). Строительство началось в 2011 г. Общий объем инвестиций 19,5 млрд рублей.