Скрябин пианист. Скрябин александр николаевич - биография

  • Александр Николаевич Скрябин родился 6 января 1872 года (25 декабря 1871 года) в Москве.
  • Отец Скрябина, Николай Александрович, на момент рождения сына едва закончил юридический факультет Московского университета. Поступил в Петербургский университет восточных языков, после которого служил в Турции и в России появлялся редко.
  • Мать композитора, Любовь Петровна, урожденная Щетинина, была блестящей пианисткой. Окончила консерваторию в Петербурге, гастролировала по городам под фамилией Скрябина. Умерла от туберкулеза в 1873 году.
  • Александра Скрябина воспитала родная тетка, Любовь Александровна.
  • 1882 год –Скрябин начинает брать уроки игры на фортепиано у студента Московской консерватории Г. Конюса.
  • Этот же год – будущий композитор по семейной традиции поступает во 2-й Московский кадетский корпус. Учится отлично, продолжает заниматься музыкой и вскоре уже принимает участие в концертах корпуса. Известен случай, когда Скрябин исполнял гавот Баха и немного сбился. Не растерявшись, он начал импровизировать, подражая немецкому композитору.
  • 1885 год – переход к более серьезным музыкальным занятиям. Теперь Александр Скрябин обучается у педагогов С. Танеева (теория музыки, композиция) и Н. Зверева (фортепиано). У последнего в это же время обучается двенадцатилетний Сергей Рахманинов .
  • 1888 – 1892 годы – Скрябин учится в классе фортепиано Московской консерватории; оканчивает ее с малой золотой медалью.
  • Этот же период – первые заграничные гастроли. Двадцатилетний композитор выступает в залах европейский столиц и крупнейших городов: Берлина, Дрездена, Парижа, Генуи.
  • 1894 год – Александр Скрябин знакомится с меценатом М.П. Беляевым. Признанный ценитель искусства материально помогает начинающему композитору, способствует публикации его сочинений и продвижения их в Русские симфонические концерты.
  • 1896 год – Скрябин женится на пианистке Вере Ивановне Исаакович.
  • 1897 год – композитору предложено стать профессором фортепианного класса в Московской консерватории. Двадцатишестилетний Скрябин соглашается. Одновременно преподает игру на фортепиано в Екатерининском женском институте.
  • Этот же год – написана Вторая соната (из десяти), чуть позже Концерт для фортепьяно с оркестром.
  • 1897 – 1898 годы – молодожены отправляются в заграничную поездку. Оба исполняют произведения Александра Скрябина в концертах на самых разных площадках.
  • 1900 – 1901 годы – Скрябин работает над Первой симфонией, состоящей из шести частей. Композитор сам пишет текст для выступления хора в последней части. Закончив работу над Первой, Александр Скрябин немедленно приступает к созданию Второй.
  • 21 марта 1903 года – первое исполнение Второй симфонии в Москве заканчивается скандалом. Причиной послужило новаторство Скрябина, совершенно необычные и непривычные элементы, использованные в создании произведения. Зал разделился на две части. Первые были в ужасе, вторые аплодировали стоя. Римский-Корсаков называет симфонию «какофонией». Скрябина такой успех ни капли не смущает – он был готов к чему-то подобному.
  • Этот же год – написана Четвертая соната для фортепьяно.
  • 1904 год – написана партитура Третьей симфонии («Божественная поэма», состоящая из трех частей: «Борьба» («Борения»), «Наслаждения», «Божественная игра»). В своих произведениях Скрябин проявляет себя не только как композитор, но и как талантливый драматург.
  • 1904 – 1910 годы – Александр Скрябин проводит это время за границей на гастролях, изредка появляясь в России. С ним же находятся его жена и дети. В этот период композитор знакомится с племянницей одного из профессоров Московской консерватории Татьяной Федоровной Шлецер и увлекается ею. Причем увлекается настолько серьезно, что Вера Ивановна бросает мужа и уезжает с детьми в Москву. Татьяна Федоровна становится второй (правда незаконной, «невенчанной») женой композитора. В этом браке родилось трое детей.
  • 1907 год – написана «Поэма экстаза».
  • 1908 год – по инициативе новой жены Скрябин порывает отношения с музыкальным издательством мецената Беляева. Татьяна Федоровна считает, что за свои произведения Александр Николаевич получает слишком мало. Чтобы сохранить уровень жизни, Скрябину приходится на время вернуться к исполнительской деятельности, давать концерты по всей Европе. Этот период длится недолго, поскольку друг композитора по консерватории предлагает ему гастроли в США, вместе с только что созданным там Русским симфоническим оркестром. Скрябин отправляется за океан; по возвращении оттуда поселяется с семьей в Париже.
  • Этот же год – получение Глинкинской премии за «Поэму экстаза». Это была уже 11-я по счету премия, полученная автором.
  • 1909 год – премьера «Поэмы экстаза» в Петербурге, в исполнении Петербургского Придворного оркестра.
  • 1910 год – написан «Прометей» («Поэма огня»), центральное произведение Александра Скрябина.
  • Этот же год – возвращение в Россию. Композитор живет в Москве в окружении последователей, составивших впоследствии Скрябинское общество.
  • 9 марта 1911 года – в зале Дворянского собрания в Петербурге проходит премьера «Прометея». За роялем сам автор. Успех произведения был ошеломительным. Особое впечатление на публику произвела светомузыка – собственное изобретение Скрябина. В разные моменты исполнения симфонии зал озарялся разными цветами, подчеркивая то, что хотел донести до слушателей автор.
  • 1914 год – поездка в Лондон.
  • 15 апреля 1915 года – последний концерт композитора.
  • 27 (14) апреля 1915 года – Александр Николаевич Скрябин умирает от заражения крови.

(1872-1915) русский композитор

Александр Николаевич Скрябин был не только гениальным композитором, но и глубоким мыслителем. Он до конца своих дней оставался верным высоким гуманистическим идеалам и достойно продолжил традиции русской музыкальной классики, обогатив ее новыми открытиями. В основе мировоззрения Скрябина лежала твердая, несокрушимая вера в то, что искусство способно преображать людей, и он работал ради этой идеи. Его произведения навсегда вошли в духовную культуру человечества.

Александр Скрябин был потомком старинного дворянского рода. Его отец решил продолжить семейные традиции и после окончания юридического факультета Московского университета поступил в весьма элитарное учебное заведение - Институт восточных языков, в чем ему помог князь А. М. Горчаков, лицейский товарищ Пушкина. Окончив институт, Александр Скрябин служил в Министерстве иностранных дел. В часы досуга увлекался музыкой и играл на фортепиано, но не поднимался выше уровня любителя. Еще в студенческие годы он женился на Любови Петровне Щетининой, дочери директора фарфорового завода, ученице прославленного пианиста Т. Лешетицкого, по классу которого она блестяще закончила Петербургскую консерваторию. Ее незаурядное дарование привлекло внимание Антона Рубинштейна и Чайковского , который, впрочем, в беседе с друзьями с грустью говорил о хрупкости сложения и болезненном виде любимицы Лешетицкого.

Вскоре после окончания консерватории и первых выступлений в Петербурге Любовь Петровна начала успешно концертировать и в других городах, уже под фамилией мужа. После рождения сына она по совету врачей поехала лечиться в Австрийский Тироль, где через несколько месяцев умерла от туберкулеза.

От отца будущий композитор унаследовал ненасытную жажду знаний, пытливый ум и сильную волю, но раньше всего в нем проявилась разносторонняя художественная одаренность. Мальчик рано научился читать и писать, а затем стал сочинять стихи и небольшие драматические произведения, с увлечением декламируя все роли и при этом искусно меняя тембр голоса и высоту. Шуринька, как его называли дома, много читал, а некоторые повести и рассказы, которые производили на него особенно сильное впечатление, превращал в театрализованные представления и сам делал для них декорации. Он, например, инсценировал и исполнил в домашнем кругу гоголевский «Нос». Не менее охотно Александр рисовал цветными карандашами, выпиливал разные предметы и даже однажды смастерил маленький рояль. Так что ребенок жил необычной для его возраста богатой духовной жизнью, в которой любознательность сочеталась со стремлением созидать. Врожденный артистизм Скрябина проявлялся во всем и до конца его дней. Даже его рукописи сложнейших партитур отличались изящным графическим оформлением, которое он делал сам.

Воспитанием мальчика занималась сестра его отца Любовь Александровна. Она целиком посвятила себя заботам о ребенке и верила в его гениальность, что было не удивительно, поскольку уже в трехлетнем возрасте Шуринька обнаружил настоящую страсть к музыке. Мальчик наигрывал мелодии сначала одним пальчиком, затем несколькими. А некоторое время спустя, еще не зная нот, начал импровизировать, пользуясь уже двумя руками и создавая не только мелодии, но и гармонические сочетания. Постепенно эти импровизации становились все более сложными и продолжительными. Кроме того, мальчик обладал феноменальной музыкальной памятью: ему достаточно было один раз услышать какую-нибудь пьесу - и он безошибочно играл ее наизусть.

В десятилетнем возрасте Александр Скрябин начал заниматься на фортепиано с преподавателем консерватории и тогда же выдержал конкурсный экзамен во Второй московский кадетский корпус, уверенно заняв первое место среди поступавших. Однако жил он не в интернате этого закрытого учебного заведения, как было принято, а в просторной квартире своего дяди Владимира, находившейся в помещении корпуса, где тот служил воспитателем.

Музыкальное дарование Скрябина не раз привлекало к себе внимание окружающих. Однажды в Москву приехал его отец, который уже много лет находился на дипломатической службе в Турции. К тому времени он женился вторично на Ольге Фернандец. Молодая женщина как-то сыграла в присутствии Саши гавот Баха и «Песню гондольера» Мендельсона . Мальчик тут же сел за инструмент и повторил обе пьесы, запомнив их на слух. Отец Скрябина рассказал об этом брату Владимиру, и Саше предложили сыграть эти пьесы на открытом концерте в зале корпуса, где периодически устраивались музыкально-литературные вечера.

В творческом развитии Александра Скрябина как пианиста очень большую роль сыграл Н. С. Зверев, который отличался совершенно необычайным педагогическим талантом. Он сам был превосходным музыкантом, а как педагог придавал большое значение не только профессиональной подготовке своих учеников, но и их общему образованию и воспитанию. В пансионе Зверева жили и учились многие музыканты, которые впоследствии стали знаменитыми, в том числе Сергей Рахманинов , К. Игумнов и другие. Скрябин приезжал к Звереву на занятия три раза в неделю. Он играл разученные пьесы, слушал игру других учеников, получал новые задания. Звереву Скрябина рекомендовал С. И. Танеев, который в те годы уже был известным композитором и пользовался непререкаемым авторитетом. Сам он вел с «кадетиком» занятия по теории композиции. Танеев не только оценил способности мальчика, но и искренне полюбил его.

В начале 1888 года Александр поступил в Московскую консерваторию, оставаясь учеником Танеева. В классе фортепиано он занимался у профессора В. И. Сафонова. Занятия с ним обогатили арсенал исполнительских средств выразительности, которые Скрябин гениально развил в своем творчестве.

В 1892 году он окончил консерваторию по классу фортепиано с золотой медалью. Ему предлагали продолжить образование по композиторскому отделению, но он отказался. К тому времени Александр Скрябин уже был автором многочисленных произведений. Постепенно он стал отдавать предпочтение симфонической и фортепианной музыке.

Но в тот же период молодого композитора постигло тяжелое испытание: у него обострилось болезненное состояние «переигранной» правой руки. Мало того, некоторые врачи считали это заболевание неизлечимым, и тем не менее Скрябин делал все, чтобы восстановить потерянную чувствительность. В июне 1893 года он выезжает в Самару, проходит курс кумысолечения, затем едет в Крым в надежде укрепить силы морскими купаниями и с радостью убеждается, что все эти меры приносят ему пользу.

В 1894 году в жизни Александра Николаевича Скрябина произошло важное событие: его творчеством заинтересовался один из крупнейших русских лесопромышленников М. П. Беляев. Он направлял большие средства на организацию издательств и устройство концертов, составляя программы из произведений русских композиторов. Беляев отправил Скрябина лечиться в Германию. Это была первая зарубежная поездка композитора.

Александр Скрябин посетил многие города Германии, побывал в Швейцарии, Италии. Когда он вернулся в Москву, то получил от Беляева в подарок прекрасный беккеровский рояль. Через некоторое время меценат организовал и вторую поездку Скрябина за границу, что помогло композитору отвлечься уже от других, не связанных с болезнью, переживаний.

В конце 1891 года Александр Скрябин полюбил Наталию Секерину, дочь богатого помещика. Девушке было пятнадцать лет, когда она познакомилась с композитором, и в течение долгого времени их отношения в основном развивались в письмах, которые они писали друг другу. Через некоторое время семья Секериных окончательно решила, что Скрябин является «неподходящей партией» для их красивой, талантливой Наташи. Она не стала идти против родных, но до некоторого времени Скрябин ничего не знал о своем «приговоре». Истинная причина отказа состояла в том, что он был болезненным юношей, его будущность тоже представлялась неясной, тем более что он никогда не скрывал от любимой девушки, что у него повреждена рука. Конечно, Александр Скрябин очень тяжело переживал этот разрыв.

В конце 1895 года он отправился в свою первую концертную поездку по Европе. Успех музыканта был таким потрясающим, что превзошел самые смелые ожидания. Личная жизнь его тоже наладилась. Скрябин снова полюбил, и на этот раз ему ответили взаимностью. Молодые люди поженились. Его жена, Вера Исакович, в 1897 году закончила с золотой медалью Московскую консерваторию. В январе 1898 года в Париже состоялся авторский концерт Скрябина, на котором композитор играл вместе с ней.

Последние пятнадцать лет жизни, Александр Николаевич Скрябин развивал в своих произведениях идеи, заложенные им еще в Первой симфонии, которую профессор консерватории Сафонов назвал «новой Библией». Скрябин создал новый тип симфонизма. Его слова: «Иду сказать людям, что они сильны и могучи» - не были просто эффектной декларацией. Он писал поистине героическую музыку.

Семья композитора постепенно увеличивалась. Вслед за дочерью Риммой, родившейся в 1898 году, появилась на свет Елена, за ней Мария, а летом 1902 года - сын Лев. Чтобы содержать семью, Александр Скрябин много работал в консерватории, что отнимало время от творчества.

Во время работы над «Поэмой экстаза» Скрябин увлекся одной из своих учениц Татьяной Шлецер, ради которой даже оставил семью. От этого гражданского брака у него тоже были дети.

Материальные затруднения заставили его вернуться к исполнительской деятельности. Он дал концерты в Женеве, Брюсселе, Льеже и Амстердаме. Судя по отзывам прессы, концерты проходили с большим успехом. В конце 1906 года Скрябин отправился на гастроли в США. Он играл в самом большом зале Нью-Йорка Карнеги-холле, а также в Цинциннати, Детройте, Чикаго. Однако концерты пришлось срочно прервать, так как «незаконный» брак композитора грозил вызвать скандал в прессе.

Последние годы жизни музыканта были весьма плодотворными. Он создал «Поэму огня» - «Прометей», пять сонат, несколько поэм, этюдов, прелюдий и других произведений для фортепиано.

15 апреля 1915 года Александр Николаевич Скрябин дал последний концерт в Петербурге. Он почувствовал себя нехорошо и заметил, что у него на верхней губе, на том же месте, что и во время поездки в Англию, началось воспаление. Понадобилась срочная медицинская помощь, но врачи оказались бессильны, болезнь стремительно развивалась. Началось общее заражение крови, от которого 27 апреля Скрябин скончался. Похороны состоялись на следующий день на кладбище Новодевичьего монастыря. Через некоторое время на могиле был поставлен большой дубовый крест, который вскоре заменили хрустальным, но его впоследствии похитили. В настоящее время на могиле Александра Скрябина стоит памятник из камня.

Дата рождения: 25 декабря 1871 года
Дата смерти: 14 апреля 1915 года
Место рождения: город Москва

Александр Скрябин - великий композитор. Скрябин Александр Николаевич был одним из когорты великих русских пианистов и композиторов конца 19 века. Пик его таланта пришелся на начало 20 века.

Александр появился на свет 25 декабря 1871 года в семье дипломата в городской усадьбе. Предки Скрябина не были родовиты и богаты. Мать, Любовь Петровна, была довольно известной пианисткой. К сожалению, ранняя смерть в 23-летнем возрасте не дала полностью раскрыться её таланту.

После смерти матери заботы о мальчике на себя взяла его родственница, Любовь Александровна. Именно она заметила, что малыш с раннего детства прислушивался к фортепианным звукам. А в трехлетнем возрасте Александр мог несколько часов подряд играть на пианино.

Отец мальчика был отправлен в дипломатический корпус Константинополя и большого участия в жизни сына не принимал. Вскоре он обзавелся второй семьей и практически разорвал связь с сыном.

Так как в окружении Александра было много военных, то и его отправили обучаться в кадетский корпус. Музыка манила к себе будущего композитора, и он начал регулярно заниматься ей у преподавателя консерватории. Вскоре он поступил в консерваторию и в 1892 году закончил с отличием. Хотя во время учебы он сяитался неуспевающим по классу композиции.

Началась гастрольная деятельность юного музыканта. Европейская публика тепло его принимает. Параллельно он работает над своими сочинениями, которые немедленно входят в репертуар его современников-музыкантов.

Все хорошо и в личной жизни – в 1897 г. происходит бракосочетание Александра и пианистки Верой Исакович. Впоследствии у них родится четверо детей.

Творчество занимало почти все свободное время пианиста. Будучи приглашенным на должность преподавателя Екатерининского института, он вскоре оставляет её из-за нехватки времени на любимое дело.

В 1902 году композитор знакомится с Т. Шлёцер и планирует жениться на ней. Но из-за отказа первой супруги дать развод, официальный брак так и не состоялся. В гражданском браке родилось трое детей.

Начало 20 века Скрябин дирижирует и выступает как пианист в основном в Париже. В 1915 г. он дал свой последний концерт.

Композитор долгое время вынашивал образ мистического произведения «Мистерия», в котором должен был соединиться весь философский и музыкальный опыт Музыканта. Он не раз упоминал, что это его главное предназначение. К сожалению, идея так и не была воплощена.
Умер композитор в 42 года от сепсиса. Причиной инфекции послужила небольшая инфекция на лице.

Достижения Александра Скрябина:

Написал около 90 прелюдий, 12 сонат для фортепиано, 3 симфонии
Симфонические поэмы «Прометей», «Божественная поэма»
Большое количество малых форм, таких как мазурки, экспромты, пьесы

Даты из биографии Александра Скрябина:

1871 г. 25 декабря родился в Москве
1878 г. написал первую оперу
1898 г. бракосочетание с пианисткой В. Исакович
1902 г. знакомство со второй женой Т. Шлёцер
1911 г. первое исполнение « Поэмы огня»
1915 г. 14 апреля скончался от заражения крови

Интересные факты Александра Скрябина:

Уже в 7 лет юный пианист создал оперу в честь первой любви.
Обучался музыке одновременно с С.Рахманиновым, но во взрослом возрасте они стали непримиримыми соперниками.
Скрябин всегда очень ревностно относился к гигиене. По стечению обстоятельств он умер от сепсиса, вызванного нарывом на губе.
Первым из музыкантом соединил музыку и цвет.
Скрябин очень любил бывать на солнце и всегда старался творить именно при солнечном свете.
Некоторые произведения Скрябина написаны своеобразным музыкальным языком и воспринимались современниками как какофония.

Творчество А.Н.Скрябина, стоящее особняком в музыкальной культуре, не имело ни прямых предшественников (при наличии влияний), ни продолжателей. Индивидуализированность личностных черт композитора обусловила новаторство не только в области музыкально-выразительных средств, но в самой сущности понимания музыки.

В единственном лице Скрябин представляет направление, основанное на целом комплексе сложно преломленных в сознании музыкальных влияний и философских учений:

  • романтическая идея синтеза искусств (воспринята также эстетикой символизма);
  • ницшеанские идеи о сверхчеловеке, проецируемые на себя, выражают убеждения о возможности создания Мира («…есть мое хотение…, «Я создаю мир игрою моего настроения…»);
  • близость идеям (познание духовного при помощи символов, отражающих чувства, выражающихся в мистических сюжетах, реализующихся подчас в 2х-3х нотах, как, например, в поэме «К пламени»), еще далее восходящих к дуализму Канта;
  • идеи уникальности человека-творца, гения, отражающие влияние философии солипсизма («Я не грозное Божество, а только любящее…»);
  • пантеистические идеи;
  • влияние философии научного социализма (грандиозная размашистость музыки, выражающей предреволюционные настроения).

Далеко не полон этот перечень, охватывающий круг от Шопенгауэра, Шеллинга, вплоть до платоновского Эроса, восточных буддистских учений и даже теософских теорий Е.Блаватской.

Фортепианное творчество Скрябина

Александр Николаевич Скрябин

Фортепианные произведения композитора составляют практически основу творческого наследия. Основные черты его фортепианного стиля заключены в образно-эмоциональных сферах, каждая из которых имеет собственный комплекс выразительных средств:

  • лирика, трактуемая как «высшая утонченность»;
  • образ движения;
  • образ воли.

В произведениях раннего периода можно проследить влияния Шопена, Листа, Вагнера; характерно тяготение к жанру миниатюры (прелюдии, ноктюрны, экспромты); начинает путь становления жанр сонаты. В зрелых и поздних сочинениях музыка Скрябина демонстрирует новый, индивидуальный авторский стиль (происходит оттачивание средств образной выразительности, кристаллизация форм).

Прелюдии Скрябина

Огромное внимание уделено этому жанру (89 прелюдий); индивидуальность авторского почерка делает музыканта новатором в трактовке жанра прелюдии. В целом, характерна ясность мелодики и ладотональных связей, утонченность использования звуковых ресурсов фортепиано. Ранние прелюдии отличает эмоциональная открытость и ясность с преобладанием диатоники и лирической образности. Лирика в различных проявлениях (вплоть до мрачно-суровых, драматических образов) отмечает и зрелые сочинения; используется широкий регистровый диапазон, часто – сочетание крайних регистров; фактура многих прелюдий сглаживает остроту гармонии.

Поэмы А.Н.Скрябина

Между миниатюрой и крупными сочинениями жанр поэмы в творчестве композитора играет этапную роль. Музыкант, выступая как новатор, впервые вводит этот жанр в фортепианную музыку; тяготение к поэмности характерно и для симфонического творчества. Наряду с поэмами без названий, многие программны (например, Трагическая, Причудливая, Сатаническая, Окрыленная, Маска). Поэмы композитора имеют ряд характерных черт:

  • п оэма посвящена становлению одного образа, воспринимаясь «на одном дыхании» и вырастает, как правило, из одной короткой темы;
  • каждое произведение – процесс становления чувств и мыслей, процесса творчества; образ на протяжении произведения активно развивается, реализуя листовский прием трансформации тематизма;
  • маэстро группирует свои произведения по принципу контрастного сопоставления образов.

Сонаты Скрябина

Жанр сонаты у композитора претерпевает эволюцию от 4-хчастного цикла – к одночастной (в этом процессе этапная роль принадлежит поэме «К пламени»); тенденция к монотематизму также сближает сонату с жанром поэмы. Из 10 сонат №1, №3 – четырехчастные, №2 и №4 – двухчастные, остальные – одночастные.

Для его сонат характерно наличие программности (программная идея сонаты №4, появившаяся после самого произведения, выражает стремление к далекой звезде, путь достижения к которой протекает через образы томления, полета, экстаза). Соната №7 – «Светлая месса», №9 – «Черная месса», и т.д.

Некоторые черты одночастных сонат А.Н.Скрябина:

  • невелико образное различие между главной и побочной партиями (сфера побочной представлена, в основном, лирикой; главной – образами решительности, воли);
  • основная кульминация приходится, как правило, на зону перехода от разработки к репризе (соната №6 – исключение).

Симфоническое творчество А.Н.Скрябина

Определяющими в его симфоническом творчестве выступают 3 темы, неизменно присутствующие так или иначе в любом произведении:

  • тема преодоления (композитор говорил, что Мир порожден сопротивлением, которого он захотел; жизнь – преодоление сопротивления );
  • тема воли, самоутверждения;
  • экстатическая тема и образы полетности.

В симфонических произведениях А.Н.Скрябина прослеживается связь с Вагнером в лейтмотивном значении тем, типе и характере; с Листом – в стремлении к одночастности. От и – эпическое начало (однако, в отличие от эпики, опирающейся на мифы и исторические события прошлого, композитор смотрит на настоящее с позиции будущего, а уже настоящее это – предгрозовое).

Для симфонических произведений композитора характерно:

  • стремление к одночастности (хотя симфония №1 имеет 6 частей, №2 – 5чч., №3 – 3чч.); «Поэма экстаза» и «Прометей» — уже одночастные: происходит сближение с поэмой;
  • несмотря на количество частей, апофеоз всегда происходит в финале, концентрирующем все основные темы;
  • обязательное наличие тематических арок от вступления к финалу.

Оркестровая музыка

Оркестровка Скрябина характеризуется сложным сочетанием монументальности, грандиозности, изящной утонченности; оригинальность оркестрового письма композитора преемственно восходит:

  • к стилю в отношении методов полифонно-подголосочной работы;
  • мощь и красочность – к Вагнеру;
  • тонкость и изобразительность оркестрового письма – к Римскому-Корсакову;
  • черты импрессионистической оркестровки.

Вместе с «Поэмой экстаза» в состав оркестра вводятся орган, колокола, увеличивается состав труб.

Музыкальный язык А.Н.Скрябина

Ярчайший новатор, Скрябин – создатель собственной системы музыкального мышления. Сложные и неординарные гармонические комплексы, изощренные ритмические структуры – проявления эстетической стороны творчества. В то же время для него важны основополагающие принципы функциональной гармонии, формообразующие законы.

Как исполнитель, Александр Николаевич относится к числу великих пианистов (создал собственную пианистическую школу ). Часто его сравнивают с :

  • если Рахманинов – концертный исполнитель, то Скрябин в большей мере – камерный;
  • если по силе дарования и артистизму композиторы могут соперничать, то в отношении композиторского новаторства – музыка первого мастера, в отличие от второго, не противостояла традиции.

К новаторским находкам композитора относятся открытия в области музыки, света и цвета: он открыл совместное использование музыки и света, явившись отцом светомузыки; к нему восходят современные достижения в этой области. Под каждый звук он подбирал определенный цвет, что воплотилось в партии света в «Прометее» и было задумано в «Мистерии»; сочинение «Предварительное действо» представляло собой подготовку к «Мистерии» всего человечества.

Образный мир творчества Скрябина

Идеи о вселенской силе преображения искусством и вера в колоссальные возможности Человека, способного сотворить Мир через его уничтожение, – одни из центральных в творчестве композитора. Мистичность его музыки наполнена двойственностью. Целый ряд исследователей отмечает моменты, которые можно выразить словами Г.Флоровского о намерении

«…неким магическим действом», изобличающим «…темные бездны артистической гениальности»,

где ощущается

«люцефирическая воля властвовать, магически и заклинательно овладевать»,

привести мир к апокалиптическому итогу.

Так, замысел последнего грандиозного произведения А.Н.Скрябина — «Мистерия», оставшийся нереализованным, предполагает дематериализацию мира через

«…всеобщее, пронизанное экзальтированным эротизмом празднество – …дионисийское торжество преображения физического мира в чисто духовный», где свершится «божественный синтез…восстановление мировой гармонии, экстаз» (отмечает Б.Кац).

Музыка Скрябина в образном отношении не остроконфликтна, но достаточно драматична, воплощая противоречивый мир душевных устремлений.

Произведения композитора, в целом, идут по пути:

1.От мрака к свету (поздние сонаты, фортепианная поэма «К пламени», симфоническая поэма «Прометей », она же — «Поэма огня»);

2. Мечты, полет, экстаз («Поэма Экстаза», соната №4). Здесь намечается два круга образов: «высшая утонченность» (лирические образы, изысканные, изящные) и «высшая грандиозность» (монументальные образы торжества и величия).

В отличие от других композиторов, в произведениях которых важны идеи борьбы, драматизм Скрябина выражается движением вперед и достижением итога через чувства (так, симфония №3 «Божественная поэма» имеет названия частей: Борьба, Наслаждение, Божественная игра).

В то же время его творчество пронизано идеями преображения искусства.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Александр Никола́евич Скря́бин (25 декабря 1871 (6 января ), Москва - 14 (27) апреля , Москва) - русский композитор и пианист , педагог, представитель символизма в музыке.

Первым использовал в исполнении музыки цвет, тем самым ввёл понятие «цветомузыка ».

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Скрябин родился в семье студента Московского университета , ставшего затем видным дипломатом, действительным статским советником, Николая Александровича Скрябина (1849-1915) в доме городской усадьбы Кирьяковых .

    Его прадед - Иван Алексеевич Скрябин (1775 года рождения) - происходил «из солдатских детей города Тулы »; за храбрость в бою под Фридландом награждён знаком отличия военного ордена св. Георгия и крестом для нижних чинов; получив в 1809 год чин подпоручика , через десять лет вместе с сыном Александром вносится в родословную книгу дворян Санкт-Петербургской губернии ; дед композитора - Александр Иванович - по полученному чину подполковника вносится в 1858 году во вторую часть родословной книги дворян Московской губернии .

    Мать композитора Любовь Петровна (урождённая Щетинина) (1848-1873) была талантливой пианисткой, окончившей с отличием Санкт-Петербургскую консерваторию по классу Теодора Лешетицкого .

    Везде отмечается, что она успешно начала концертную деятельность, которая, к сожалению, была очень краткой.

    Л. П. Скрябина в последний год жизни совершила турне, в котором успешно выступала вместе с певицей А. А. Хвостовой . Имя этой певицы теснейшим образом связано с именами П. И. Чайковского и А. Н. Апухтина . В доме Хвостовых они бывали, ещё начиная с 1850-х годов. Мать семейства - Екатерина Александровна Хвостова, женщина редкого ума и образованности была знаменита своей дружбой в молодости с М. Ю. Лермонтовым .

    А. А. Хвостова позже училась в Петербургской консерватории вместе с Чайковским и Л. П. Щетининой (окончила в 1866 году).
    Примечательно, что отзывы о Хвостовой как певице, музыканте и человеке оставили В. В. Стасов и А. П. Бородин , и относятся они ко времени её совместных выступлений с Л. П. Щетининой. Любопытен также и тот факт, что семья Хвостовых жила в одном доме с сестрой М. И. Глинки Л. И. Шестаковой. Известно также, что А. А. Хвостова была теснейшим образом связана с композиторами «Могучей кучки» . Она помогала М. А. Балакиреву в концертах Бесплатной школы, а также и других видах её деятельности.

    Ко времени концертных турне Л. П. Щетининой и А. А. Хвостовой относится сочинение Чайковским своего первого цикла романсов ор. 6, в состав которого входит ставший столь знаменитым романс «Нет, только тот, кто знал…» на стихи Льва Мея из И. В. Гёте . Он был посвящён композитором А. А. Хвостовой. Изданы романсы в марте 1870 года. Тогда же романс «Нет, только тот, кто знал…» впервые спела Е. А. Лавровская , как уже говорилось, также соученица Чайковского и Щетининой. Но А. А. Хвостова попросила композитора выслать ей ноты, и спела его, возможно, в сопровождении Л. П. Щетининой, с которой много выступала именно в 1870 году.

    Таким образом мать Скрябина, которому было суждено стать великим реформатором и преобразователем отечественной музыки рубежа XIX-XX веков, была теснейшим образом связана с кругом русских музыкантов, предшественников её сына, и в какой-то мере окружавших его в юности, когда формировалась его личность и музыкальные привязанности.

    За 5 дней до рождения сына, 20 декабря 1871 года, Любовь Петровна дала концерт в Саратове и сразу же уехала на рождественские праздники в Москву.

    «Она чувствовала себя так скверно, что пришлось её почти на руках принести наверх, а через два часа после приезда появился на свет Шуринька », - вспоминала Любовь Александровна Скрябина, сестра Николая Александровича.

    Любовь Петровна на 23 году жизни скоропостижно умерла от чахотки через год после рождения сына, находясь на лечении в Тироле . (В 1913 году Скрябин, будучи у отца в Лозанне , посетил вместе с ним могилу своей матери. Фотография могилы хранится в его архиве. ).

    По окончании учёбы, весной 1878 года, Николай Александрович определён на службу в Министерство Иностранных Дел и в конце того же года уже назначен в посольство в Константинополь . Маленький Шуринька остался на попечении и воспитании у бабушки, матери отца, Елизаветы Ивановны (урождённой Подчертковой, имевшей поместье в Боровичском уезде Новгородской губернии) , её сестры Марии Ивановны Подчертковой, ставшей ему крёстной, деда - подполковника артиллерии Александра Ивановича Скрябина (1811-1879). Воспитанию мальчика посвятила себя и сестра отца, Любовь Александровна, оставившая полные восторженной любви воспоминания о детстве племянника. В воспитании юного композитора принимали также участие его родные дяди (все военные).

    После ранней, преждевременной смерти супруги Николай Александрович был женат вторым браком на итальянской подданной Ольге Ильиничне Фернандес. У них родилось пятеро детей: Николай, Владимир, Ксения, Андрей, Кирилл.

    По распространённой точке зрения, постоянно находясь за границей и не принимая участия в воспитании сына, отец весьма отдалился от него и не воспринимал ни самого сына, ни тем более его творческие искания. Однако, частично опубликованная переписка отца и сына Скрябиных, полностью опровергает все эти мифы: письма наполнены теплотой, любовью и, главное, ощущением взаимного понимания и уважения отца к искусству и таланту сына. А. Н. Скрябин и сам жил в Лозанне, но раньше, в 1907-1908 годах, однако затем навещал отца по месту службы. Их последняя, судя по всему, встреча состоялась в Лозанне осенью 1913 года.

    Хотя Скрябин так рано потерял мать, но её музыкально-артистическая судьба некоторым образом отразилась и на процессе становления его музыкального дарования. Так, Л. А. Скрябина писала в своих воспоминаниях, что А. Г. Рубинштейн «был одно время учителем матери А. Н., когда она была в Петербургской консерватории. Он очень её любил и называл своей дочкой. Узнав, что она умерла и что Шуринька её сын, он с большим интересом отнёсся к нему. Рубинштейн был поражён музыкальным талантом Саши и просил меня не заставлять его ни играть, ни сочинять, когда у него не было желания ».
    Примечательно также, что все современники отмечали замечательное исполнение Л. П. Скрябиной сочинений Листа и Шопена . Эти же композиторы стали впоследствии музыкальными кумирами Скрябина.

    Уже в пять лет Скрябин умел играть на фортепиано , позже проявил интерес к композиции, однако по семейной традиции (род композитора Скрябина известен с начала XIX века и насчитывал большое количество военных ) был отдан в 2-й Московский кадетский корпус . Решив посвятить себя музыке, Скрябин начал брать частные уроки у Георгия Эдуардовича Конюса , затем у Николая Сергеевича Зверева (фортепиано) и Сергея Ивановича Танеева (теория музыки).

    Окончив кадетский корпус, Скрябин поступил в Московскую консерваторию в классы фортепиано Василия Ильича Сафонова и композиции Антона Степановича Аренского . Занятия с Аренским не принесли результатов, и в 1891 году Скрябин был отчислен из класса композиции за неуспеваемость , тем не менее, блестяще окончив курс по фортепиано год спустя с малой золотой медалью (Сергей Васильевич Рахманинов , окончивший консерваторию в том же году, получил большую медаль, так как с отличием прошёл также и курс композиции).

    По окончании консерватории Скрябин хотел для себя карьеры концертирующего пианиста, но в 1894 году переиграл правую руку и в течение некоторого времени не мог выступать. В августе 1897 года в Варваринской церкви в Нижнем Новгороде [ ] Скрябин обвенчался с молодой талантливой пианисткой Верой Ивановной Исако́вич, происходящей из московских дворян. Восстановив работоспособность руки, Скрябин с супругой уехал за границу, где зарабатывал на жизнь, исполняя преимущественно собственные сочинения.

    Скрябины вернулись в Россию в 1898 году, в июле этого же года родилась их первая дочь Римма (умрёт в возрасте семи лет от заворота кишок). В 1900 году родилась дочь Елена, которая впоследствии станет супругой выдающегося советского пианиста Владимира Владимировича Софроницкого . Позже в семье Александра Николаевича и Веры Ивановны появятся дочь Мария (1901) и сын Лев (1902).

    В сентябре 1898 года Скрябин был приглашён на должность профессора Московской консерватории , а в 1903 году начал преподавание в , однако через год он оставляет преподавательскую деятельность, так как она сильно отвлекала его от собственного творчества.

    В конце 1902 года Скрябин знакомится со второй женой (официально они расписаны не были) Татьяной Фёдоровной Шлёцер , племянницей Пауля де Шлёцера, профессора Московской консерватории (по классу которого обучалась также официальная супруга композитора). Уже в следующем году Скрябин просит у жены согласие на развод, однако не получает его.

    До 1910 года Скрябин вновь больше времени проводит за рубежом (в основном, во Франции , позднее в Брюсселе , где он проживал по адресу rue de la Réforme, 45 ), выступая как пианист и дирижёр. Вернувшись в Москву, композитор продолжает концертную деятельность, не переставая сочинять. Последние концерты Скрябина состоялись в начале 1915 года.

    Как-то композитор неудачно выдавил фурункул в носогубном треугольнике, возник карбункул , затем сепсис , от которого Скрябин скончался. Похоронен на Новодевичьем кладбище .

    Последние годы проживал со своей гражданской семьёй в Москве по адресу Большой Николопесковский переулок , 11.

    В этом доме с 17 июля 1922 года и по сей день действует Государственный мемориальный музей А. Н. Скрябина .

    Ещё оставался в Москве живым творческим организмом мемориальный музей А. Н. Скрябина; он был именно не только мемориальным; в нём в это труднейшее время теплилась живая горячая жизнь, на улице Вахтангова, 11. Кроме того, там происходили ежегодно вечера памяти Болеслава Леопольдовича Яворского . 26-е ноября - памятная для всех, печальнейшая дата кончины этого громадного, своеобразного, всеобъемлющего, гениального деятеля, реформатора (фантастического - и фанатического отчасти, может быть, как и положено реформатору: «Hier stehe ich und kann nicht ander’s!» (Мартин Лютер). Подвизался - словесно на этих вечерах неизменно и покойный профессор психологии и педагогики Иван Иванович Любимов, близкий друг Яворского. И мы все, кто были живы и действенны. Болеслав Леопольдович скончался в Саратове, где находилась эвакуированная Московская консерватория и где он провёл свой последний Баховский семинар, - за письменным столом, внезапно, имея отроду лишь 62 года.

    Заслуги деятельной и плодотворной жизни музея Скрябина принадлежат директору музея (ученице Болеслава Леопольдовича) - Татьяне Григорьевне Шаборкиной, её сестре - концертмейстеру Анастасии Григорьевне Шаборкиной, Марии Александровне Скрябиной-Татариновой, Екатерине Александровне Крашенинниковой, Ирине Ивановне Софроницкой, то есть супруге сына Владимира Владимировича впоследствии, Александра Владимировича.

    Эти люди были поистине влюблены в своё дело, в свой музей, поклонялись Скрябину, Софроницкому, отчасти Яворскому. Они и хранят его архив. Там много, много играл и любил играть Софроницкий. Это истинные подвижницы, безмерно трудолюбивые и смиренные. Кое в чём мы с ними очень разнимся, но это не столь важно… Как не любить, не ценить людей бескорыстных, убеждённых, знающих, жертвенных??.. Спасибо им!

    Семья

    У Скрябина всего было семеро детей: четверо от первого брака (Римма, Елена, Мария и Лев) и трое - от второго (Ариадна , Юлиан и Марина). Из них трое умерли ещё в детском возрасте. В первом браке (с пианисткой Верой Исакович) из четверых детей в раннем возрасте умерли двое. Первой семи лет от роду умерла старшая дочь Римма (1898-1905) - это произошло в Швейцарии , в дачном посёлке Везна под Женевой , где жила Вера Скрябина с детьми. Римма умерла 15 июля 1905 в кантональном госпитале от заворота кишок.

    Сам Скрябин к тому времени жил в итальянском городке Больяско - уже с Татьяной Шлёцер , своей будущей второй женой. «Римма была любимицей Скрябина и смерть её глубоко потрясла его. Он приехал на похороны и горько рыдал над её могилой. <…> Это было последнее свидание Александра Николаевича с Верой Ивановной» .

    Старший сын Скрябина, Лев был последним ребёнком от первого брака, он родился в Москве 18/31 августа 1902 года. Так же как и Римма Скрябина, он умер в семилетнем возрасте 16 марта 1910 года и был похоронен в Москве на кладбище монастыря Всех скорбящих радости (Скорбященский монастырь) на Новослободской улице (в настоящее время монастырь не существует). К тому моменту отношения Скрябина с первой семьёй были окончательно испорчены, и родители не встретились даже на могиле сына. Из двоих сыновей у Скрябина к тому времени оставался жив только один, Юлиан.

    Единокровная сестра Скрябина Ксения Николаевна была замужем за Борисом Эдуардовичем Блумом, коллегой и подчинённым Скрябина. Надворный советник Б. Э. Блум служил затем в миссии в Бухаре, а в 1914 году числился вице-консулом в Коломбо на острове Цейлон, куда был «прикомандирован для усиления личного состава политического агентства», хотя на остров не выезжал. 19 июня 1914 года в Лозанне у них родился сын Андрей Борисович Блум, который, под монашеским именем Антоний (1914-2003) стал впоследствии знаменитым проповедником и миссионером. [ ]

    Творчество

    Музыка Скрябина очень самобытна. В ней отчётливо чувствуется нервность, импульсивность, тревожные поиски, не чуждые мистицизма . С точки зрения композиторской техники музыка Скрябина близка творчеству композиторов Новой венской школы (Шёнберга , Берга и Веберна), однако решена в ином ракурсе - через усложнение гармонических средств в пределах тональности . В то же время форма в его музыке практически всегда ясна и завершена. Композитора привлекали образы, связанные с огнём : в названиях его сочинений нередко упоминается огонь, пламя, свет и т. п. Это связано с его поисками возможностей объединения звука и света.

    В ранних сочинениях Скрябин - тонкий и чуткий пианист - сознательно следовал Шопену , и даже создавал произведения в тех же жанрах, что и тот: этюды , вальсы , мазурки , сонаты , ноктюрны , экспромты , полонез , концерт для фортепиано с оркестром хотя уже в тот период его творческого становления проявился собственный почерк композитора. Однако впоследствии Скрябин обращается к жанру поэмы , как фортепианной, так и оркестровой. Крупнейшие его сочинения для оркестра - три симфонии (Первая написана в 1900 году, Вторая - в 1902 году, Третья - в 1904 году), Поэма экстаза (1907), «Прометей» (1910). В партитуру симфонической поэмы «Прометей» Скрябин включил партию световой клавиатуры, таким образом, став первым в истории композитором, использовавшим цветомузыку .

    Одним из последних, неосуществлённых замыслов Скрябина была «Мистерия», которая должна была воплотиться в грандиозное действо - симфонию не только звуков, но и красок, запахов, движений, даже звучащей архитектуры. В конце XX века композитор Александр Немтин по наброскам и стихам Скрябина создал законченную музыкальную версию её начальной части - «Предварительное действо», однако, исключив из неё основную часть текста.

    Уникальное место Скрябина в русской и мировой истории музыки определяется прежде всего тем, что он рассматривал собственное творчество не как цель и результат, а как средство достижения гораздо более крупной Вселенской задачи. Посредством своего главного сочинения, которое должно было носить название «Мистерия», А. Н. Скрябин собирался завершить нынешний цикл существования мира, соединить Мировой Дух с косной Материей в некоем космическом эротическом акте и таким образом уничтожить нынешнюю Вселенную , расчистив место для сотворения следующего мира . Чисто музыкальное новаторство, которое особенно дерзко и ярко проявилось после швейцарского и итальянского периода жизни Скрябина ( -1909 годы) - он всегда считал второстепенным, производным и призванным послужить исполнению главной цели. Строго говоря, главнейшие и ярчайшие произведения Скрябина - «Поэма Экстаза» и «Прометей» - есть не что иное, как предисловие («Предварительное Действо») или описание средствами музыкального языка, как именно всё будет происходить во время свершения Мистерии и соединения мирового Духа с Материей .

    Произведения

    Фрагменты произведений

    В 1910 г. в Москве композитор сыграл для записывающего устройства несколько своих произведений. Фрагменты выступления доступны к прослушиванию ниже.

    Произведения, написанные по Скрябину

    Исполнения музыки Скрябина

    Выдающиеся интерпретаторы музыки А.Н.Скрябина - Генрих Нейгауз , Самуил Фейнберг , Владимир Софроницкий , Владимир Горовиц , Святослав Рихтер , Станислав Нейгауз , Маргарита Фёдорова , Игорь Жуков , Владимир Тропп , Валерий Кастельский . Среди дирижёров, записавших комплекты основных сочинений Скрябина (то есть включая все три его симфонии, «Поэму экстаза» и «Прометей»), - Владимир Ашкенази , Николай Голованов , Рикардо Мути , Евгений Светланов , Лейф Сегерстам . Среди других дирижёров, записывавших сочинения Скрябина, - Клаудио Аббадо («Прометей»), Пьер Булез Валерий Гергиев («Прометей», «Поэма экстаза»), Сергей Кусевицкий («Поэма экстаза»), Лорин Маазель («Поэма экстаза», «Прометей», концерт), Геннадий Рождественский («Прометей», концерт), Леопольд Стоковский («Поэма экстаза»), Неэме Ярви (симфония № 2, 3, «Поэма экстаза», «Мечты»), Владимир Ступель (сонаты), Мария Леттберг (все фортепианные произведения).