Смотреть что такое "Арфа" в других словарях. Прародительница всех струнных инструментов Арфа краткое описание

Так как арфа уже и в прежнее время имела значительный звуковой объём (пять октав), а места для струн полной хроматической гаммы недостаточно, то на арфе натянуты струны только для извлечения звуков диатонической гаммы. На арфе без педалей можно сыграть только две гаммы - До-мажор и Ля-минор (только натуральный звукоряд) . Для хроматических повышений в прежние времена струны должны были быть укорачиваемы прижиманием пальцев у грифа; позже это прижимание стали производить с помощью крючков, приводимых в движение рукой. Такие арфы оказывались крайне неудобными для исполнителей; недостатки эти были в значительной степени устранены механизмом в педалях, изобретённым Якобом Хохбрукером в 1720 году. Этот мастер приделал к арфе семь педалей, действовавших как проводники, которые через пустое пространство бруса проходили к грифу и там приводили крючки в такое положение, что они, крепко прилегая к струнам, производили во всем объёме инструмента хроматические повышения.

Разновидности

  • Педальная арфа - строй меняется при нажатии педалей. Является классической арфой, предназначенной для профессиональных исполнителей.
  • Леверсная арфа - не имеет педалей, строй меняется при повороте рычажков на колковой раме. Количество струн - 20-38.
  • Ирландская арфа , также кельтская арфа - наколенная арфа, небольшой по размеру инструмент.
  • Электро арфа - разновидность педальной арфы, оборудованная электронными звукоснимателями.

Устройство

Арфа имеет форму треугольника, составными частями которого являются:

  • Резонаторный корпус-ящик длиной приблизительно 1 метр, расширяющегося к низу; прежняя его форма была четырёхугольная, нынешняя - закруглённая с одной стороны; он снабжен плоской декой (нижняя полукруглая часть изготовляется из клёна (на недорогих моделях - из фанеры твёрдых лиственных пород), а верхняя плоская из ели, причём в середине её по длине корпуса прикрепляется узкая и тонкая рейка из твёрдого дерева с пробитыми отверстиями для пронизывания жильных струн).
  • Колонна.
  • Колковая рама, на которой закрепляются струны.
  • Основание - опора арфы.

Педальная арфа также имеет главный и педальный механизмы. Имеет 46 струн: 35 синтетических и 11 металлических. Они крепятся к деке снизу арфы и к колкам вверху. Струны ноты До имеют красный цвет, Фа - синий или чёрный .

Знаменитые арфисты

  • Катрин Нецветаева
    • Андрей Белов
  • Ирина Пашинская

Государственный символ Ирландии

Арфа была политическим символом Ирландии на протяжении многих веков. Она впервые была использована для символического изображения Ирландии в Королевском Флаге Короля Шотландии Якова VI (он же Король Англии Яков I), и с тех пор фигурировала во всех Королевских Флагах Англии , Британии и Соединенного Королевства, хотя стиль изображения со временем менялся.

См. также

Напишите отзыв о статье "Арфа"

Примечания

Литература

  • Бандас Л.Л., Каплюк А.А. Арфа. Устройство и ремонт. - М .: Легпромбытиздат, 1985. - 64 с.
  • Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов. - М .: Просвещение , 1989. - С. 145-150. - 192 с.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Арфа

Он забылся на одну минуту, но в этот короткий промежуток забвения он видел во сне бесчисленное количество предметов: он видел свою мать и ее большую белую руку, видел худенькие плечи Сони, глаза и смех Наташи, и Денисова с его голосом и усами, и Телянина, и всю свою историю с Теляниным и Богданычем. Вся эта история была одно и то же, что этот солдат с резким голосом, и эта то вся история и этот то солдат так мучительно, неотступно держали, давили и все в одну сторону тянули его руку. Он пытался устраняться от них, но они не отпускали ни на волос, ни на секунду его плечо. Оно бы не болело, оно было бы здорово, ежели б они не тянули его; но нельзя было избавиться от них.
Он открыл глаза и поглядел вверх. Черный полог ночи на аршин висел над светом углей. В этом свете летали порошинки падавшего снега. Тушин не возвращался, лекарь не приходил. Он был один, только какой то солдатик сидел теперь голый по другую сторону огня и грел свое худое желтое тело.
«Никому не нужен я! – думал Ростов. – Некому ни помочь, ни пожалеть. А был же и я когда то дома, сильный, веселый, любимый». – Он вздохнул и со вздохом невольно застонал.
– Ай болит что? – спросил солдатик, встряхивая свою рубаху над огнем, и, не дожидаясь ответа, крякнув, прибавил: – Мало ли за день народу попортили – страсть!
Ростов не слушал солдата. Он смотрел на порхавшие над огнем снежинки и вспоминал русскую зиму с теплым, светлым домом, пушистою шубой, быстрыми санями, здоровым телом и со всею любовью и заботою семьи. «И зачем я пошел сюда!» думал он.
На другой день французы не возобновляли нападения, и остаток Багратионова отряда присоединился к армии Кутузова.

Князь Василий не обдумывал своих планов. Он еще менее думал сделать людям зло для того, чтобы приобрести выгоду. Он был только светский человек, успевший в свете и сделавший привычку из этого успеха. У него постоянно, смотря по обстоятельствам, по сближениям с людьми, составлялись различные планы и соображения, в которых он сам не отдавал себе хорошенько отчета, но которые составляли весь интерес его жизни. Не один и не два таких плана и соображения бывало у него в ходу, а десятки, из которых одни только начинали представляться ему, другие достигались, третьи уничтожались. Он не говорил себе, например: «Этот человек теперь в силе, я должен приобрести его доверие и дружбу и через него устроить себе выдачу единовременного пособия», или он не говорил себе: «Вот Пьер богат, я должен заманить его жениться на дочери и занять нужные мне 40 тысяч»; но человек в силе встречался ему, и в ту же минуту инстинкт подсказывал ему, что этот человек может быть полезен, и князь Василий сближался с ним и при первой возможности, без приготовления, по инстинкту, льстил, делался фамильярен, говорил о том, о чем нужно было.
Пьер был у него под рукою в Москве, и князь Василий устроил для него назначение в камер юнкеры, что тогда равнялось чину статского советника, и настоял на том, чтобы молодой человек с ним вместе ехал в Петербург и остановился в его доме. Как будто рассеянно и вместе с тем с несомненной уверенностью, что так должно быть, князь Василий делал всё, что было нужно для того, чтобы женить Пьера на своей дочери. Ежели бы князь Василий обдумывал вперед свои планы, он не мог бы иметь такой естественности в обращении и такой простоты и фамильярности в сношении со всеми людьми, выше и ниже себя поставленными. Что то влекло его постоянно к людям сильнее или богаче его, и он одарен был редким искусством ловить именно ту минуту, когда надо и можно было пользоваться людьми.
Пьер, сделавшись неожиданно богачом и графом Безухим, после недавнего одиночества и беззаботности, почувствовал себя до такой степени окруженным, занятым, что ему только в постели удавалось остаться одному с самим собою. Ему нужно было подписывать бумаги, ведаться с присутственными местами, о значении которых он не имел ясного понятия, спрашивать о чем то главного управляющего, ехать в подмосковное имение и принимать множество лиц, которые прежде не хотели и знать о его существовании, а теперь были бы обижены и огорчены, ежели бы он не захотел их видеть. Все эти разнообразные лица – деловые, родственники, знакомые – все были одинаково хорошо, ласково расположены к молодому наследнику; все они, очевидно и несомненно, были убеждены в высоких достоинствах Пьера. Беспрестанно он слышал слова: «С вашей необыкновенной добротой» или «при вашем прекрасном сердце», или «вы сами так чисты, граф…» или «ежели бы он был так умен, как вы» и т. п., так что он искренно начинал верить своей необыкновенной доброте и своему необыкновенному уму, тем более, что и всегда, в глубине души, ему казалось, что он действительно очень добр и очень умен. Даже люди, прежде бывшие злыми и очевидно враждебными, делались с ним нежными и любящими. Столь сердитая старшая из княжен, с длинной талией, с приглаженными, как у куклы, волосами, после похорон пришла в комнату Пьера. Опуская глаза и беспрестанно вспыхивая, она сказала ему, что очень жалеет о бывших между ними недоразумениях и что теперь не чувствует себя вправе ничего просить, разве только позволения, после постигшего ее удара, остаться на несколько недель в доме, который она так любила и где столько принесла жертв. Она не могла удержаться и заплакала при этих словах. Растроганный тем, что эта статуеобразная княжна могла так измениться, Пьер взял ее за руку и просил извинения, сам не зная, за что. С этого дня княжна начала вязать полосатый шарф для Пьера и совершенно изменилась к нему.
– Сделай это для нее, mon cher; всё таки она много пострадала от покойника, – сказал ему князь Василий, давая подписать какую то бумагу в пользу княжны.
Князь Василий решил, что эту кость, вексель в 30 т., надо было всё таки бросить бедной княжне с тем, чтобы ей не могло притти в голову толковать об участии князя Василия в деле мозаикового портфеля. Пьер подписал вексель, и с тех пор княжна стала еще добрее. Младшие сестры стали также ласковы к нему, в особенности самая младшая, хорошенькая, с родинкой, часто смущала Пьера своими улыбками и смущением при виде его.

Прародительницей всех струнных инструментов исследователи считают именно арфу. К тому же этот инструмент овеян флёром романтики и любви.
«На арфе играет лишь тот,
Кто свободен и знатен,
Она никогда не звучит
Под рукою раба...»
(автор неизвестен).

И не плениться арфой, наверное, невозможно.

Арфе посвящали стихи, песни, о ней писали в своих произведениях многие прозаики. Например, Лев Толстой в «Войне и мире» рассказывает, как на арфе играла Наташа Ростова.

Доподлинно установить, сколько веков насчитывает история , не представляется возможным. По словам учёных, появилась она в глубокой древности, по ведущей гипотезе, на создание арфы, как музыкального инструмента человека навёл обыкновенный лук во время охоты. Кто-то из охотников, обладая утончённым слухом и способностью чувствовать прекрасное заметил, что при натягивании тетивы, она издаёт нежный приятный звук.

Повторив своё действие несколько раз, и убедившись в правильности своего восприятия, он стал экспериментировать. Натянутая рядом с первой более короткая тетива, издавала немного другой звук, а вместе с первой их звучание создавало уже мелодию. Пусть и примитивную, но способную усладить слух древних людей. Таким образом, и появился первый струнный щипковый инструмент.

Позднее к первой и второй струне были присоединены последующие, которые имея разную длину, издавали разные звуки. Этот древнейший музыкальный инструмент назвали арфой.

Арфы были очень популярны в Древнем Египте. Один из древних иероглифов означавших слово «прекрасное» одновременно означал и слово «арфа».

Их изображения на фресках, относящихся к XV веку до нашей эры, всё ещё напоминают лук. Одно время даже считалось, что родиной арфы был Египет.

Древнеегипетские арфы поражают красотой: их покрывали золотом, серебром, инкрустировали перламутром и драгоценными камнями.

Постепенно они усовершенствовались, появились арфы дугообразные и угловые, большие и малые.

Играли на них стоя, и лишь малую угловую арфу сидящий музыкант ставил на колени, и защипывал струны пальцами или плектром.

Мелодия арф звучала, и во время , на придворных церемониях, в театрах, и в частных домах.

Древний Египет славился множеством талантливых арфистов и арфисток. Сохранились даже некоторые имена.

Например, имена Неферхотеба и Онху – египетских арфистов, живших 4000 лет тому назад, арфиста Александра, который вызывал восторг слушателей своей игрой на арфе во II веке н.э., певиц-арфисток Бакит, Сешешет. В папирусах можно найти и другие имена музыкантов древности.

В Древней Месопотамии – Междуречье, арфу называли не иначе, как «царицей инструментов».

Вавилонский гимн о сотворении человека исполнялся под аккомпанемент одних только арф.

Но чаще всего арфы звучали в больших оркестрах, в которые входило до 500 музыкантов.

В древнейших гробницах в Уре были обнаружены захоронения арфистов в драгоценных венках вместе с арфами.

Одной из древнейших арф считается арфа обнаруженная археологами при раскопках шумерского города Ура в Месопотамии. Учёные считают, что этой арфе не менее четырёх с половиной тысяч лет.


Историк Иосиф Флавий, живший в 1 веке нашей эры, писал, что в Палестине во время праздничных торжеств, на арфах играли до 40 000 арфистов.

Известна была арфа и в Иудее, так как на арфе играл ещё царь Давид.

В античные времена арфа была распространенным музыкальным инструментом не только на Востоке, большой популярностью она пользовалась в Древней Греции и Риме, куда, по-видимому, и пришла с Древнего Востока… Хотя древние греки считали, что арфу изобрёл Гермес.

С арфой всегда появлялась муза танца и песни .

Арфу считали символом искусства, красоты, гармонии, спокойствия.

Древнегреческие арфы были треугольными.

В древности арфы были частью культуры кельтов. Их бог огня Дагда управлял сменой времён года игрой на арфе. Сейчас арфа является эмблемой Уэллса.

Обнаружены арфы и при раскопках на территории Средней Азии. Например, портрет арфистки с инструментом в руках обнаружен в Таджикистане среди настенных росписей древнего города Пенджикента.

Фреска с играющей на арфе женщиной найдена при раскопках города крепости III века Топрак-Кала, на территории Древнего Хорезма, во дворце шахов.

Обнаружили археологи арфу и на Алтае в Пазырыкском кургане. По мнению учёных, эта арфа была изготовлена в V – III веках до н.э.

В Европе арфа особенно была популярна в Средние века.

Самыми лучшими исполнителями считались ирландские арфисты, которые под аккомпанемент маленькой переносной арфы исполняли ирландские саги. Сохранилась ирландская скульптура, изображающая арфу, которая относится к VIII веку.

У ирландцев есть своя легенда о возникновении арфы.
В ней рассказывается, что когда-то давным-давно одна молодая женщина задремала на берегу моря и сквозь сон услышала звучание подобное ветру, перебирающему сухожилия на скелете кита. Эта мелодия настолько ей понравилась, что она рассказала о ней своему мужу, который и изготовил первую арфу из дерева, натянув на ней жилы кита.

Но учёные считают, что первую арфу в Ирландию завезли мореплаватели на купеческих кораблях около 1200 лет до нашей эры. Сами ирландцы продолжают утверждать, что свою арфу они изобрели сами. Её прототипом они называют музыкальный инструмент под названием круит, который они усовершенствовали, сделав крепкую раму, а конские волосы заменили золотыми и серебряными струнами, и назвали инструмент арфой.

Но прежде всего арфы в средневековье звучали в церковных оркестрах и хорах. В те времена именно монастыри и соборы были своеобразными центрами музыкального искусства. И среди монахов было много талантливых исполнителей, теоретиков и педагогов.

Трактаты об инструментах, которые дошли до наших дней, написаны именно учёными монахами.

В XI-XII веках арфы были распространены в домах знати. И лишь в XIII – XV веках она становится народным инструментом и поёт в руках бродячих музыкантов, жонглеров и других.

Было время, когда в Англии арфа была под запретом, закон изданный английским правительством в 1367 году запрещал исполнителям музыки на арфе пересекать границу Англии.

Однако, чем больше запретов, тем сильнее желание познать запретный плод.

В XV – XVII веках в Италии, Франции, Англии и других странах появились большие арфы, которые во время игры ставились на пол. Постепенно назрела необходимость усовершенствования арфы.

Делались разные попытки, так в Италии одно время существовала арфа с двойным рядом струн, для обеих рук, называлась она двойная арфа – «doppia». Но во второй половине XVII века от её использования отказались.

В 1720 году Якоб Хохбрукер усовершенствовал арфу, приделал инструменту семь педалей, которые через проводники присоединялись к грифу и воздействовали на крючки, производившие повышение тона. Играть на арфе стало проще.

В 1810 году знаменитый фортепьянный мастер Себастьян Эрар создал педали двойного действия, которые давали возможность повышать звук на полутон и тон, соответственно диапазон звучания арфы расширился с пяти октав до шести с половиной.

Арфа имеет треугольную форму и состоит из резонансного корпуса, длиной около одного метра, к которому присоединена плоская дека, посередине которой прикреплена тонкая и узкая рейка из твёрдого дерева. В рейке пробиваются отверстия для крепления жильных струн. В верхней части прикрепляются колки для настройки этих струн. Для оказания сопротивления натяжения струн между грифом и резонансным корпусом в форме колонны приделывается брус.

Количество струн у арфы постепенно возрастало, сначала с 7 до 30. А у современной большой арфы их уже от 45 до 47. Весить арфа может до 20 килограмм.

Как и в прежние времена, арфу стараются сделать красивой и её изящную раму украшают резьбой и всевозможными орнаментами.

В России арфа появилась в XVIII веке, во времена императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Играли на ней девушки из аристократических семейств, в том числе и царевны.

Позднее готовить арфисток стали в Смольном институте, основанном Екатериной II.

Из этого института вышли первая русская арфистка Глафира Романовна Алымова (1758 – 1826), которую изобразил играющей на арфе художник Д. Г. Левицкий, В.М. Пушкарева, профессор Московской консерватории К.А. Эрдели.

В XIX веке уже считалось, что уметь играть на арфе должна каждая благовоспитанная девица из порядочного семейства.

Но на арфе играли и крепостные, например, Прасковья Ивановна Ковалева, по сцене Жемчугова, которая впоследствии стала женой графа Н. Шереметьева.

В наше время арфа довольно сильно отличается от своих древних и средневековых предшественниц и используется и как солирующий инструмент, и как один из инструментов оркестра.

Для арфы писали такие известные композиторы, как И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Г.Берлиоз, Р. Вагнер и Ф. Лист, К. Дебюсси, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, А. Алябьев, М. Глинка, С. Рахманинов, С. Прокофьев и многие другие.

Своим непревзойдённым звучанием, способностью передавать звуки природы, рисовать воображению волшебные картины, арфа, как ни один другой инструмент во все времена вдохновляла не только композиторов, но и поэтов.

«Нет! Арфу слышу я: её волшебный звук.
На розах, дремлющих согласьем тихострунным,
Как эхо, мне вдали щекочет нежно слух;
Иль шумом будит вдруг вблизи меня перунным».

(Г. Р. Державин).

«Когда на арфу ты положишь руку,
Чтоб струны вздрогнули в игре чудесной,
Ты вспомнишь вдруг, прислушиваясь к звуку:
«Его я развлекала этой песней…»

(Адам Мицкевич).

«Слыхал ли в сумраке глубоком
Воздушной арфы лёгкий звон,
Когда полуночь, ненароком,
Дремавших струн встревожит сон?..»

(Фёдор Тютчев).

Инструмент, состоящий из ряда струн, натянутых на раму треугольной формы, был известен в глубокой древности у различных народов.
Арфа употреблялась для сопровождения голоса, а впоследствии, в более усовершенствованном виде, и для аккомпанемента различным сольным инструментам.
История арфы, как инструмента, прочно вошедшего в музыкальную практику, начинается с XVIII века, когда был найден способ изменять высоту звучания ее струн.
Вначале изменение высоты струн производилось вручную, а затем был изобретен сложный механизм педалей.
На первых порах педали изменяли высоту звука каждой струны в пределах полутона (простая педаль), и лишь в 1820 году С. Эраром была разработана конструкция механизма двойных педалей, которая и составляет основу устройства современной арфы.
Рама арфы служит для натяжения между ее сторонами 46 кишечных струн, которые закрепляются на ее нижней стороне, представляющей собой резонаторный ящик. Другая сторона рамы (противоположная исполнителю) называется колонкой. В ней проходят передаточные рычаги механизма двойных педалей.
Верхняя (изогнутой формы) сторона рамы несет на себе колки для натяжения струн и диски механизма педалей. Струны натянуты параллельно колонке.

Педали расположены в основании арфы у места соединения колонки с резонаторным ящиком. Их всего семь, по числу тонов диатонической гаммы, то есть каждая из них воздействует на все одноименные струны полного диапазона арфы. У каждой ледали имеются три зарубки.
Если какая-либо педаль стоит на верхней зарубке, то связанные с ней одноименные струны звучат всей своей длиной, и звук их соответствует ноте с бемолем.
При передвижении педали вниз на вторую зарубку приходит в движение верхний ряд дисков со штифтами у всех одноименных струн. Штифты зажимают струны и укорачивают их на отрезок, равный полутону.
В этом случае во всех октавах получается нота с бекаром.

Если педаль передвинута на нижнюю зарубку, то второй ряд дисков со штифтами укорачивает одноименные струны еще на полтона и во всех октавах получается нота с диезом.
Основным строем арфы (при всех открытых струнах) является Ces-dur. Соответственно перестраивая те или иные ноты арфы, можно получить любую тональность, кроме тональностей с дубль-диезами и дубль-бемолями. В этом случае арфу нужно настраивать энгармонически, например:

Педали H, С, D нажимаются левой ногой, остальные - правой.
Если учесть, что для нажатия педалей арфы необходимо какое-то, хотя бы минимальное время, можно себе представить, что перестройка двух педалей, нажимаемых одной ногой, займет больше времени, чем двух педалей, нажимаемых разными ногами. Перестройку педалей во время игры рекомендуется делать в сравнительно медленном темпе и одновременно не более чем по одной педали.

Примечание. Механизм педалей на арфах почти всех систем не воздействует на две нижние струны, которые редко употребляются в музыкальной практике.

Полный диапазон арфы равен:

Все перестройки строго выписываются по ходу исполняемого произведения (если они не соответствуют буквально перемене ключевых знаков).
Способ записи перестроек может быть подробный, например: С muta in Cis, или лаконичный - С# (после того как ранее было С бекар или С бемоль).
Если перестройка приводит к звукоряду новой мажорной гаммы, то можно просто надписать новую тональность, например: E-dur, C-dur и т. д.
Всякую перестройку лучше записывать не перед началом новой тональности, а сразу же после предыдущей, чтобы исполнитель мог спокойно приготовить необходимый строй. Перед каждой новой тональностью хорошо еще раз напомнить полученный звукоряд, чтобы облегчить репетиционную работу, изобилующую повторениями различных кусков произведения.
Очень сложную и быструю перестройку хорошо подготовлять, заранее, предлагая по очереди перестраивать струны, не участвующие в данный момент в исполнении.
Часто сложная перестройка приводит к непривычной, но единственно возможной нотации, например:

Если допускает последовательность перестроек, то следует стремиться записывать все бемолями, а не диезами, так как звучание незажатых струн ярче и чище, нежели зажатых, а это- имеет большое значение для такого капризного и постоянно расстраивающегося инструмента, как арфа.

Играют на арфе (защипывают струны) всеми пальцами обеих рук, кроме мизинцев, причем большие пальцы рук направлены в сторону более коротких струн (иначе говоря, в сторону корпуса исполнителя). В отличие от фортепиано, расположение рук на арфе параллельное, а не противоположное-это как бы две левые руки, лишенные мизинцев.
Если при этом учесть, что благодаря малому расстоянию между струнами на арфе возможны значительно большие, чем на фортепиано, растяжения, то станет очевидным, что на арфе вполне исполнимы следующие аккорды:

Совершенно ясно, что в партии арфы нельзя писать для каждой руки аккорды, состоящие более чем из четырех звуков (так как не используются мизинцы).
Обычно всякий аккорд на арфе берется немного arpeggiato; если же необходимо добиться от арфиста одновременного щипка всех входящих в состав аккорда струн, то следует пометить: поп arpeggiato. Иногда, пользуясь arpeggiato, арфе записывают широкие аккорды:
На самом деле такой аккорд будет исполняться так:

Так как на арфе нет демпферов (глушителей), то после исполнения каждого аккорда и пассажа арфист, во избежание гула, глушит струны прикосновением ладони. Если же необходимо дать аккорду свободно прозвучать вплоть до естественного замирания звука, то следует сделать специальную пометку: tenuto или sonore, или же записать аккорд нотами большой длительности.
Специфическим эффектом арфы, очень звучным и бравурным в forte и нежным, красочным в piano, является glissando. Оно исполнимо обеими руками в любом темпе и в любом направлении на всем протяжении диапазона арфы.
Glissando, в виде -исключения, можно исполнять двойными и даже тройными нотами в каждой руке (glissando аккордами). В этом случае выигрывается сила звучания, но теряется четкость:

Кроме чисто динамических, декоративных гаммообразных glissando, особый интерес представляют различные гармонические аккордовые glissando.
Пользуясь энгармонизмом, арфу можно настроить на различные септаккорды. Наиболее удобны в этом отношении уменьшенные септаккорды:

Другие септаккорды, в состав которых входит одна большая терция (доминантсептаккорд и малый септаккорд), возможны не на всех ступенях:

В еще большей мере это относится к септаккордам с двумя большими терциями (большой септаккорд):

Наконец, увеличенное трезвучие, состоящее из одних больших терций, на арфе вообще невозможно исполнить glissando.
Таким образом, настройка арфы на аккорды glissando зависит от больших терций. Нужно каждый раз определять, возможно ли путем энгармонической замены сделать аккордовыми тонами ноты, лежащие между тонами больших терций.
Флажолеты на арфе возможны и получаются в том случае, если одновременно со щипком пальцами в то же мгновение слегка прикоснуться к струне в месте половины ее длины нижней частью ладони левой руки (или суставом большого пальца правой руки).
Полученный флажолет звучит на октаву выше открытой струны и записывается так:

Звук флажолета, исключительно прозрачный и легкий, хорошо слышен лишь в абсолютной тишине.
В левой руке возможны флажолеты из двух и даже из трех нот:

Аккорды флажолетов могут быть получены только при тесном их расположении (не шире прикасающейся в середине струн ладони).
Возможно также извлечь квинтовый флажолет прикосновением ладони во время щипка в месте 7з длины струны, но этот флажолет звучит очень тускло и поэтому не употребляется.
Флажолеты хорошо звучат далеко не на всем диапазоне арфы. Наименее пригодны для их извлечения короткие струны верхнего регистра.
Практически хорошо ограничиться флажолетами не выше:

Чем флажолеты выше, тем они становятся суше и беззвуч¬нее.
С другой стороны ниже:

флажолет теряет специфическую прозрачность тембра и звучит вяло. Одна из причин плохого звучания флажолетов на низких струнах заключается в том, что струны, обвитые канителью, плохо поддаются извлечению флажолетных звуков.
Звучание и регистры арфы. По характеру звучания арфа является одним из самых нежных инструментов оркестра. Звук ее относительно слаб и легко заглушается другими инструментами.
Арфа не имеет резких границ между регистрами, и поэтому можно лишь приблизительно подразделить ее диапазон на:

Продолжительность звучания струн зависит от их длины: чем короче струны, тем скорее они перестают звучать.
Техника игры на арфе. К числу весьма неудобных приемов игры на арфе нужно отнести репетиции. Для этого рода техники нужно беспрерывно защипывать одну и ту же струну, то есть немедленно заглушать ее, не давая как следует прозвучать.

Кифара VS псалтерий: символические оппозиции в античности и средние века

Лира - это инструмент Аполлона, изобретателем ее считали Гермеса.

3.

Муза Терпсихора играет на арфе / Attic Red Figure. Neck amphora. Painter: Attributed to Peleus Painter. Date: ca 450-420 BC. British Museum, London. Catalogue Number: London E271. via

Арфа же считалась в Элладе инструментом завезенным из Азии, к ней иногда относились с недоверием. На арфах играли преимущественно женщины и в приватной обстановке. Арфу ассоциировали с любовными переживаниями и похождениями. Профессиональных арфисток нанимали для услаждения пирующих мужей.

4.

Царь Давид играет на арфе /псалтерии. Псалтирь. 12 век, Мантуя, Городская библиотека, Италия / King David performing the lyre surrounded by musicians, miniature from a medieval Psaltery, Italy 12th Century

К семейству арф относится и “псалтерий ”. Название инструмента является не специфическим, но родовым, - для греков это просто "щипковый" музыкальный инструмент. В разные эпохи так именовались совершенно различные инструменты. В классический период в Греции псалтериями преимущественно назывались арфы. Греческий писатель Афиней (рубеж II-III в.в. н.э.) описывает его как щипковый, многострунный, треугольный по форме.

Что есть что?

Лиры

Греческие изображения на рельефах и вазовой живописи позволяет выделить четыре основных типа греческих лир: лиру-хелис, барбитон, легкую кифару - так называемую кифару-«люльку» и профессиональную кифару.

5.


Лира-хелис / London E 271. London, British Museum. Side A: Terpsichore with Mousaios and Melousa (по клику на картинке). Side B: Youths and a woman. Attic Red Figure. Painter: Attributed to the Peleus Painter. Context: From Vulci. Date: ca. 450 BC - ca. 420 BC. Dimensions: H. 0.585 m. Shape: Neck amphora. via

Лира-хелис и легкая кифара могли называться «формингой». Различные струнные именовались и термином «лира» /lÚrh, lÚra, хотя к рубежу VI-V вв. до н.э. так стали называть преимущественно инструмент с корпусом из панциря черепахи и рукоятями из тростника, иначе именуемый «формингой» и лирой-«хелис».

6.


Барбитон / Toledo 1964.126 (Vase). Side A: man playing lyre, upper half. Toledo Museum of Art. Tondo: komos: singing youth and dancing man. Side A: five figures moving right. Side B: five opposing figures. Attic Red Figure. Painter: Attributed to the Foundry Painter. Date: ca. 480 BC. Dimensions: h. 12.5 cm; d. of rim 28.8 cm; w. with handles 37.0 cm; d. of foot 12.0 cm. Primary Citation: Para, 370, no. 12 bis. Shape: Kylix. Period: Late Archaic. via

Еще один струнный инструмент, который на афинском и аттическом диалекте именовался «бάрбитос» или «бάрбитон» /b£rb‹toj, b£rb‹ton, отличается от хелис несколько бόльшим резонаторным корпусом и существенно более длинными рукоятями, изогнутыми в форме сердца. На Лесбосе инструмент называли b£rmoj /«лира для попоек» (ср. baršw - «быть отягощенным, опьянённым»). На барбитоне чаще играли юноши, желавшие пленить женские сердца. К V в. до н.э. барбитон вместе с авлом стал основным инструментом на пирах и застольях.

7.

Кифара / Amphora, ca. 490 B.C. The Metropolitan Museum of Art. Classical; red-figure. Attributed to the Berlin Painter. Greek, Attic. Terracotta; H. 16 5/16 in. (41.5 cm). Fletcher Fund, 1956 (56.171.38). . По клику на картинке - полный вид амфоры

Кифара появляется в конце VIII, а в иконографии - в конце VII в. до н.э. В сравнении с легкими хелис и барбитоном это был массивный инструмент высотой до метра и более. Резонаторный короб кифары изготавливался из дерева и мог быть украшен слоновой костью и золотом. Кифара - инструмент для концертирования и играли на ней профессиональные музыканты, которые, состязаясь в сольном пении, аккомпанировали себе. Играли на кифаре при помощи плектра. Форма кифары не меняется несколько столетий, и только начиная с конца IV в. до н.э. появляются ее многообразные упрощенные разновидности, например, менее крупный вид кифары, иногда называвшийся «люлькой», возможно, пришедший от хеттов.

Арфы

8.

Арфа. Фигурка с острова Керос, Киклады. Афины, Национальный музей. . В погребениях так называемой Кикладской культуры обнаружены фигурки сидящих музыкантов (ок. 2800-2700 до н.э.), которые играют на арфах, имеющих раму в форме прописной греческой буквы “дельта”. Резонатор у такого инструмента находится снизу. Греческие письменные источники говорят об арфах начиная с VII в. до н.э., изображения на вазах появляются во второй половине V в.: сначала это арфы без колонны (как в древних Азии и Египте), а с середины IV в. уже с колонной.

Хотя арфа использовалась на Кикладских островах уже в III тыс. до н.э., в классический период греки не воспринимали их как свой национальный инструмент. Ученик Аристотеля Аристоксен (354-300) называл арфы - пектиду, магадиду, тригон и самбику - “чужеземными инструментами” [Афиней. Пир мудрецов IV, 182f Gullick: έκφυλα όργανα. Ср. 182e, 183d, 634f, 635ab, 636ab] .

В большом и древнем семействе арф инструменты с резонатором в верхней части составляют меньшинство, особую и притом достаточно позднюю группу, поэтому отслеживание подобных струнных позволяет выявить кросс-культурные влияния. Подобные влияния имели место, поскольку в древних обществах музыка являлась одним из важнейших аспектов религиозной жизни.

9-10.

Арфа. Слева: пример ассирийско-вавилонской арфы. Справа: греческая керамика середины 4 века до н.э.

Очень похоже, что такого рода ассирийско-вавилонские арфы послужили прототипом для треугольных арф с резонатором в верхней части, которые в классический период изображаются на греческих вазах. В отличие от древних образцов, резонатор у арф стал верхним.

11.

Подобные инструменты пережили эпоху Античности, сохранившись у арабов, которые распространили их по всему миру и передали последующим культурам.

12.

Верхнерезонаторные арфы можно увидеть на средневековых миниатюрах из Персии, откуда они проникают в Закавказье (ср. азербайджанский чанг), в Китай (фрески VI в. из буддийского монастыря Цяньфодун в Китае), Корею и Японию, на иллюстрациях средневековых манускриптов Андалусии (XIII в.). Говоря об Ассирии и Вавилоне, важно отметить характерные громоздкие переносные угловые арфы. Формой арфы похожи на латинскую букву L, если ее писать с наклоном.

Европа, средние века

Важность псалтерия неизмеримо возрастает у христианских грекоязычных авторов. Для них - это библейский инструмент, принадлежавший царю Давиду.

Устойчивая привязка псалтерия к Давиду появляется в греческой Библии - Септуагинте - переводе Ветхого Завета на древнегреческий язык, сделанном в III-II веках до н.э. в Александрии. В еврейской Библии "псалтерий" не упоминается, там царь Давид играет на "кинноре" и "невеле". Киннор - арфа скошенной формы; невель - небольшая арфа с верхним резонатором.

Термин “псантир” (мн. “псантерин”) фигурирует только в арамейском тексте Книги Даниила . В современном иврите слово “псантэр” означает “пианино”, поскольку предшественник пианино - клавесин появился в XV в., как результат добавления клавиатуры к “кануну” - одной из разновидностей средневекового псалтерия.

Имеется фрагмент, описывающий псалтерий, в толковании на Псалтирь псевдо-Афанасия, т.е. приписываемый Афанасию Александрийскому (ок.298-373) — одному из греческих отцов церкви:

"Псалтерий - это десятиструнный музыкальный инструмент, производящий отклик от верхних частей корпуса и гармонично сопровождающий звуками голос поющего. У евреев он именуется невелем , а у греков зовется кифарой . Он изготавливается ими из прямого , неизогнутого дерева, на которое натягивают десять струн. Каждая из струн отдельно привязывается к краю псалтерия. Концы струн пропускаются сверху вниз. Десять колков или крючков вращаются на рукояти псалтерия: они натягивают и ослабляют струну до гармоничной настройки и сообразно желанию музыканта. И это говорит Василий Великий и т.д."

Поскольку в тексте содержатся цитаты из (ок.330-379), то текст следует датировать более поздним временем .

Псевдо-Афанасий дает первое подробное описание конструкции псалтерия, описывая его как угловую арфу с верхним резонатором.

На чем же играл царь Давид?

Миниатюра "Давид слагает псалмы" из Псалири Веспасиана, изготовленной в Кенте в 730-740 г.г. Это самый ранний известный англо-саксонский манускрипт, изображающий Давида за сочинением псалмов. Давид, сидящий на троне, перебирает руками шесть струн лиры.

14.

Давид играет на лире. Нортумбрия, около 730 года / Durham Cassidorus , 81v. Durham, Cathedral Library, MS B. II. 30. The manuscript was produced in Northumbria in about 730, containing Cassiodorus"s Explanation of the Psalms. The manuscript contains two surviving miniatures of King David, one of David as Victor and one of David as Musician. A third miniature is known to have existed, but does not survive. The codex has 261 surviving folios. It is the earliest known copy of the commentary written by Cassiodorus in the sixth century and the hands of six scribes have been identified within it.

Это другой раннесредневековый Давид с лирой. Из манускрипта, созданного около 730 года в Нортумбрии — одном из семи королевств англосаксонской гептархии на севере Британии.

15.

Лира из Саттон-Ху, 7-8 в.в. Реконструкция

Ученые реконструировали лиру из древнего англо-саксонского погребения в Саттон-Ху рубежа VI и VII вв. Интересно сопоставить данные археологии с иконографией ранних иллюстрированных псалтирей - изображениями Псалмопевца, которые использовали стилистику позднеантичных мозаик и ювелирного искусства, особенно изделий из слоновой кости. Это художественное наследие пользовалось огромным успехом при дворе Карла Великого /Charlemagne (742/747/748-814) и его внука, Карла Лысого (823-877).

16.

Царь Давид играет на арфе. Библия Вивиана /другое название Первая Библия Карла Лысого, f. 215v. 845 г. (датировка П.Э. Даттона, Г.Л. Кесслера) Париж, Национальная библиотека. Книга создана в монастыре Св. Мартина в Туре под руководством епископа Вивиана. Она содержит четыре посвятительные надписи, восемь полностраничных иллюстраций, таблицы канонов и множество инициалов. Спустя несколько лет после завершения Библию преподнесли в дар Карлу Лысому / Les Psaumes et leur auteur, le roi David. Biblia . Date d"édition: IX, manuscrit. Langue: Latin. Bibliothèque nationale de France, Département des Manuscrits, Latin 1, f. 215v.

В «Библии Вивиана» из Французской национальной библиотеки находим изображение плящущего Давида, скорее всего восходящее к византийским источникам. Давид играет на маленькой 14-струнной арфе-"треугольнике".

17.


Шахматы и Арфист / The Libro de los Juegos /"Book of games"/ or Libro de acedrex, dados e tables, /"Book of chess, dice and tables", in Old Spanish. Was commissioned by Alfonso X of Castile, Galicia and León and completed in his scriptorium in Toledo in 1283. Ms T.I. 6, f. 22r . Biblioteca del Monasterio. San Lorenzo de El Escorial, Spain.

В учебнике шахматной игры XIII в., созданной для Альфонсо X Мудрого (1221-1284), есть изображение арфиста, где очевидно влияние арабской иконографии, известной по арабским и персидским миниатюрам.

Формы музыкальных инструментов были наделены важным смыслом в Античности и Средневековье. В частности, символическое значение имело расположение резонаторного короба : у лир внизу, у арф сверху - точнее, это одна из вертикальных граней треугольника инструмента.

Звук у лиры грубее, у арфы - нежнее.

18.


Кифара на вазописи 6 века до н.э. Аттика. По клику - амфора в полной красе / The kithara, an instrument of the lyre family. Terracotta neck-amphora (jar). Attributed to Exekias. Period: Archaic. Date: ca. 540 B.C. Culture: Greek, Attic. Medium: Terracotta; black-figure. Dimensions: H.47 cm, diameter 24.8 cm. The Metropolitan Museum of Art.

В «Государстве» Платона уделено место, помимо прочего, музыкальным инструментам. Музыка используется в воспитательных целях. В платоновском государстве допускаются лишь лира и кифара. Простые инструменты, флейты - за стеной, для пастухов, ибо инструменты Аполлона выше инструментов Марсия. Эта оппозиция сродни противопоставлению мужского женскому, разумного неразумному, организованного распущенному, добродетельного сладострастному, аполлонического дионисийскому и т.п. В государстве Платона нет места для арф, так как они многострунны, требуют технического мастерства и слишком нежно звучат. Арфы услаждают ухо. Юноши же должны быть готовы к военной службе. У Платона отрицается профессиональное занятие музыкой.

Для Античности характерно такое противопоставление: лира и кафара непорочны, арфа же воплощает их полную противоположность.

Как эта шкала ценностей изменяется в христианской экзегезе?

Кифара - из рода лир и псалтерий - арфа с верхним резонатором - инструменты, на которых играл царь Давид. На кифаре и псалтерии хвалят Бога, но кифара менее возвышенна, поэтому появляется противопоставление.

На картине фламандца Яна ван Эйка «Благодатная весна», около 1423-1426, изображен ангел, играющий пером-плектром на крыловидном псалтерии, иначе называемом «миканоном», что значит «половина кануна».

В конце XV в. трапецевидный псалтерий видоизменяется, сначала в Северной Европе, в «барочный псалтерий», «timpanon» или «dulcema», на котором играли молоточками. Самый ранний из дошедших до нас инструментов был изготовлен в Болонье в 1514. Он выходит из употребления с концом эпохи барокко, уступая место клавесину, но сохранился под именем сантура там, где была сильна традиция, например, в Греции и Иране.

Органология

Учение о музыкальных инструментах называется органология. Органологические рассуждения, теории внешнего вида инструментов, имеют долгую традицию, начиная с Платона и Аристотеля и остаются актуальными в Средние века.

30.


Biblia Porta, c. end of 13th century, U 964, 93r, Bibliothèque Cantonale et Universitaire de Lausanne.

В источниках сложно найти описание музыкальных инструментов. В античных трактатах речь идет о гармонии, ритмологии и космологии, сначала о пути души, и лишь затем о том, как это созвучно с некоторыми инструментами. Только к IX веку появляется скудная описательная информация.

В античности обучение игре на музыкальных инструментах имело воспитательную функцию. В христианскую эпоху произошло смещение акцентов. Главной целью музыки и обучения ей стало прославление Бога, а не воспитание юношества, так как музыка сопровождает Псалтирь.

Источники - использованы материалы:

Примечания :

1) Дабы избежать смешения Книга Псалмов именуется в публикациях Валерия Петрова "Псалтирью", а музыкальный инструмент - "псалтерием", хотя в оригинале им соответствует одно и то же слово ψαλτή ptov, psalterium.
2) На 2012 год автор довел свое оригинальное исследование примерно до Каролингского Возрождения.
3) Большинство иллюстраций из этого поста используется или упоминается в публикациях Валерия Петрова; а номера 2, 3, 18, 19, 21, 30 - нет.

Другое музыкально-танцевальное .

- (лат. harpa, от древн. герм. harpha). 1) музыкальный инструмент в виде большого прямоугольного треугольника с струнами неравной длины. 2) слизняк из семейства трубянковидных. 3) мозговая белая пластинка с поперечными палочками, между задних ножек … Словарь иностранных слов русского языка

"Арфа" - «АРФА», любовное стих. раннего Л. (1830 31). Состоит из двух октав с мужскими рифмами. Образ звучащей после смерти певца арфы стал особенно популярен в рус. поэзии после баллады Жуковского «Эолова арфа» (1814), в к рой явно ощущается связь с… … Лермонтовская энциклопедия

арфа - Ирландская арфа часто фигурирует на страницах кельтских мифов и легенд. Сохранились ее многочисленные изображения на резных каменных рельефах, датируемые VIII X вв. и сохранившиеся в разных провинциях Ирландии и на западе Шотландии. В то же время … Энциклопедия мифологии

Арфа - Арфа. АРФА (от древнегерманского harpa), многострунный щипковый музыкальный инструмент. Ранние изображения в 3 м тысячелетии до нашей эры. Различного типа арфы встречаются у многих народов мира. Современная педальная арфа изобретена в 1801 С.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

арфа - Арфа. арфа креольская (arpa criolIa), старинная диатоническая арфа без педалей, обычно в строе до мажор. С XVI в. была распространена преимущественно в городах тихоокеанской зоны Южной Америки, а также Мексики, позже проникла в сельские местности … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

АРФА - (от нем. Harfe) многострунный щипковый музыкальный инструмент. Ранние изображения в 3 м тыс. до н. э. В простейшем виде встречается почти у всех народов. Современная педальная арфа изобретена в 1801 С. Эраром (S. Erard) во Франции … Большой Энциклопедический словарь

АРФА - АРФА, арфы, жен. (от лат. harpa) (муз.). Музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми на ней струнами, которые перебираются пальцами. ❖ Эолова арфа (спец.) ящик с натянутыми струнами, которые мелодично звучат от действия… … Толковый словарь Ушакова

АРФА - жен. стоячие гусли; музыкальное струнное орудие треугольником, с ножкою на долгом углу; объем арфы в шесть октав, для полутонов есть подножки; струны (металлические и кишечные) перебирают пальцами. Арфные, арфовые звуки. Арфичные ноты. Арфист муж … Толковый словарь Даля

арфа - хордофон, дуадастанон, чанг(и), решето, сито Словарь русских синонимов. арфа сущ., кол во синонимов: 8 арпанетта (1) … Словарь синонимов

Книги

  • Арфа Давида. Сборник христианских песен , Ю.В. Пастернак. Арфа Давида. Сборник христианских песен… Купить за 241 руб
  • Арфа и бокс , Виктор Голявкин. В настоящее издание вошел замечательный лирический роман Виктора Голявкина "Арфа и бокс" (1969), адресованный взрослым… Купить за 190 руб
  • Арфа кельтская, арфа оркестровая, висл, пандеретта и виола да гамба. История одного принца , Ольга Пикколо. Приглушённое звучание ирландской арфы и изящной виолы под пальцами артистки ирландского оркестра Reelroad Анастасии Карасёвой (ирландская арфа) и артиста Мариинскоготеатра Владимира Гаврюшова…