Сочинения по картинам Репина. Отказ от исповеди

Описание картины Репина «Арест пропагандиста»

Если верить историческим данным, то это произведение Репин рисовал около 9 лет, и спустя три года после завершения, внес все равно изменения.
Репин считался первым художником, кто в своих произведениях сумел затронуть тему народовольчества.
По мнению историков, при написании этой картины у художника возникали проблемы с образом революционера, но все-таки ему удалось изобразить пропагандиста с типичными для него чертами, такими как, борца за социалистическую идею.

Основное место картине занимает главный герой.
Глядя на картину нам кажется, что революционер-пропагандист был схвачен несколько минут назад.
Волосы пропагандиста разлохмачены, рубашка не застегнута на груди и во взгляде его читается гнев и ненависть.
Ему скрутили руки и крепко держат на столько, что он не может высвободиться.

Остальные фигуры, изображенные на полотне, как бы позволяют нам сформировать сюжет картины в целом.
Изображенные канцеляр, сыщик, несколько мужчин и пристав равнодушно наблюдают за происходящим.
Никто кроме девушки, которая стоит в дверях, не сочувствуют арестанту.

Художник ярко попытался передать нам внутренний мир бунтаря, через его внешность.
Кричащая, алого цвета рубашка, рыжего цвета волосы, тем самым показывая способность этого человека совершать подвиги.
Но не смотря на все, человек выглядит одиноким и непонятым.
Его идеи не признали и что еще хуже отвергли.
Многие в то время отвергали народничество, и нередки случаи были доносов на народников.

На меня это произведение произвело неизгладимое впечатление.
Столько силы и упорства я не видела в картинах не разу.
На столько реалистично удалось художнику передать исторический факт, что мне кажется я оказалась на минутку в том времени в том помещении в виде той, сочувствующей девочки.

24.07.2016

И.Е. Репин «Арест пропагандиста»

Картина является одним из самых растиражированных произведений Ильи Репина. Это случилось благодаря актуальной в советское время революционной теме. Эту картину Репин писал два года, начав в 1890-м и закончив в 1892-м. Неспокойная обстановка в стране вдохновила художника на создание нескольких полотен на социально-политические темы, среди которых это является наиболее известным.

На этом шедевре кисти великого русского художника изображено задержание агитатора, изобличенного в деятельности, направленной на подрыв государственного строя - распространении листовок с революционной пропагандой.
Картина написана в какой-то мере невзрачных и спокойных тонах. Бедная деревенская изба, убогая обстановка, какие-то невзрачные люди. Среди всего этого красный цвет рубашки задержанного горит как вызов прошлой жизни, такой же невзрачной и убогой. Революционер изображен в центре картины, удерживаемый человеком в полицейской форме. На картине ярко написанным является также раскрытый чемодан с листовками - главная улика. На переднем плане мы видим пожилого господина в жандармском мундире и молодого человека рядом с ним. Они изучают содержимое агитационной листовки. За ними дверной проем, в котором находятся переполняемые эмоциями люди. Задний план картины представляет нам людей в крестьянских одеждах. Судя по их виду, они не понимают смысл происходящего в избе, но пытаются понять, что же все-таки происходит. В картине узнаваема манера письма такого мастера, как Илья Репин. Это выражается в разной степени детализации изображения отдельных фрагментов картины. Одни из них, такие, как чемодан с листовками, жандарм на переднем плане, прописаны очень тщательно, другие же - люди на заднем плане, а также удерживающие главного персонажа - весьма фрагментарно.

Картина «Арест пропагандиста» писалась И. Е. Репиным с 1880 по 1889 год. В 1892 году художник вновь вернулся к полотну, чтобы внести в нее некоторые изменения.

Трудности возникли у художника при работе над образом революционера. До Репина еще никто в живописи не обращался к теме народовольчества. Репин стремился воплотить в образе пропагандиста типичные черты настоящего борца за народное дело, человека, который готов отдать жизнь в борьбе за социалистическую идею.

Центральное место на картине занимает образ главного героя. Мгновение назад пропагандист был схвачен. Его волосы взлохмачены, рубаха расстегнута на груди, взор полон гнева и лютой ненависти. Он пытается высвободиться, но его руки скручены, и его крепко держит понятой. Внутренняя сила словно ищет выхода - неспроста урядник с красным лицом и толстым носом держится чуть в стороне, словно опасается дотронуться до смутьяна. Рядом суетится сотский.

Другие персонажи на полотне – несколько мужиков, пристав, сыщик, канцелярист – помогают до конца понять сюжет. С абсолютно равнодушными лицами взирают они на все происходящее. И только девушка в дверях, кажется, сочувствует арестованному.

Для изображения образа революционера живописец нашел самые яркие краски (алая рубаха, рыжеватые волосы). Художник подчеркнул внутренний порыв, непреклонность главного героя, показал его способность к подвигу. Явственно звучит на полотне трагическая нота – революционер оказался совершенно одинок, а его идеи, ради которых он отдал жизнь, остались чужими, не понятыми. Русское крестьянство не только не приняло «народников» - зачастую сами мужики становились доносчиками.

Так в картине «Арест пропагандиста» Репин сумел показать крушение надежд революционеров-народовольцев. И в этом проявилась особая зоркость художника, так правильно осознававшего окружающую его действительность.

Помимо описания картины И. Е. Репина «Арест пропагандиста», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Картина Ильи Репина «Арест пропагандиста» посвящена событиям 1878 года, происходившим в Петербурге.

Став свидетелем расправы над «народными преступниками», вина которых заключалась лишь в том, что они не хотели подчиняться властям, Репин задумал написать данную картину. Начав работу в 1880 году, художник на протяжении 12 лет дорабатывал изображенное, добиваясь максимальной правдивости.

Главный герой расположен в самом центре картины, его взгляд суров и полон ненависти к тем, кто его арестовывает. Художнику удалось передать и его спокойствие, указывающие на несгибаемую волю и силу духа. Отличие его восприятия жизни от остальных подчеркнуто цветом его ярко-красной рубашки, контрастирующей с окружающим фоном. Дальнейшая судьба революционера мало кого из присутствующих интересует, собравшихся привело сюда скорее любопытство, чем сопереживание.

Таким образом «за революционную пропаганду» было арестовано около четырех тысяч человек. Многие участники «хождения в народ» еще до суда были сосланы. По данным архивных документов – 97 человек умерли или сошли с ума, и только малая часть была отпущена за отсутствием улик.

Ни один из осужденных не подал прошения о помиловании.

Судебное дело революционеров-народников, которое разбиралось в Петербурге в Особом присутствии Правительствующего сената получило название «Дело о пропаганде в Империи»

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Арест пропагандиста художника Ильи Репина на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Ильи Репина Арест пропагандиста: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Ильи Репина на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Ильи Репина. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Ильи Репина на натуральном холсте.

Илья Репин родился в семье военного поселенца. Склонность к рисованию проявилась в раннем детстве, когда в дом Репиных двоюродный брат отца принес акварельные краски. Первые уроки живописи одаренный подросток получил от живописцев родного города Чугуева: с 11 лет 2 года учился в школе топографов, после упразднения школы – в иконописной мастерской Бунакова.

Став востребованным художником в чугуевских окрестностях, в 16 лет получил предложение работать в кочевой иконописной артели.

Собрав заработанные деньги, в 19 лет Илья поехал в Петербург поступать в Академию художеств. Уже через месяц после поступления он за свои рисунки получает первые номера.

Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871).

В 1872 году Илья Ефимович женился на Вере Алексеевне Шевцовой, которую знал с детских лет.

В 1873 году Репин испытал первый настоящий успех благодаря выставленной картине «Бурлаки на Волге».

В том же году, когда родившаяся дочь немного подросла, семья Репина, имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже.

В 1876 году за картину «Садко» Репин получил звание академика.

Вернувшись в Россию, Репин в течение года - с октября 1876 по сентябрь 1877-го - жил и работал в родном Чугуеве, затем переехал в Москву, в 1878 году вступил в Товарищество передвижников.

Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен.

В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название - «Речь Александра III к волостным старшинам»). Работа над картиной была завершена в 1886 году.

Брак с Верой Шевцовой продлился 15 лет. За эти годы Вера родила 4 детей, занималась их воспитанием, салонный образ жизни, к которому стремился Репин, был ей в тягость. Они разошлись в 1887 году, поделив детей: старшие остались у отца, младшие – с матерью. Семейная драма сильно повлияла на душевное состояние художника…

Как в годы супружества, так и после ухода из семьи Репин писал много портретов своих близких.

Весной 1888 года по рекомендации Василия Матэ в мастерскую Репина пришла учиться живописи Елизавета Званцева. Художник настолько сильно увлекся своей ученицей, что, по словам его самого, «искусство отошло куда-то». « Никогда никого я не любил так непозволительно, с таким самозабвением», - признавался он в одном из писем.

Отношения были настолько мучительными, что Званцева даже сменила педагога, перейдя в мастерскую к Павлу Чистякову. Однако встречи продолжались до тех пор, пока в 1891 году Елизавета Николаевна, так и не завершившая учёбу в Академии, не покинула Петербург.

А второй женой Репина стала писательница Наталья Борисовна Нордман, писавшая под псевдонимом Северова. В конце 1900 года художник перебрался к ней в имение Пенаты, расположенное в Куоккале, взяв с собой портрет Званцевой, который висел в столовой художника до его последних дней.

В 1894 году Репин, уже получивший к тому времени звание профессора живописи, вернулся в Академию художеств в качестве руководителя живописной мастерской, с 1898 по 1899 был ректором академии.

С возрастом у Репина возникли проблемы с правой рукой: она перестала подчиняться художнику. Друзья, беспокоясь о здоровье Ильи Ефимовича, начали прятать от него кисти и карандаши; Репин, не желая отрываться от любимого дела, стал писать левой рукой. Когда ослабевшие, почти негнущиеся пальцы перестали держать палитру, художник скрепил доску для красок специальными ремнями, перебросил их через шею и продолжал работать. В последние годы он обращался к библейским сюжетам.

Жена Репина, Нордман, заболев туберкулезом, уехала из своего имения в одну из зарубежных больниц. Она умерла в 1914 году в Локарно, завещав, чтобы пожизненным владельцем усадьбы стал Илья Ефимович. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». Ознакомившись с текстом завещания, Репин перечислил на счёт Академии 40 000 рублей, предназначенные для организации будущего музея.

После 1918 года, когда Куоккала стала финской территорией, Репин оказался отрезанным от России. В 1920-х годах он сблизился с финскими коллегами, сделал немалые пожертвования для местных театров и других учреждений культуры - в частности, подарил большую коллекцию картин Гельсингфорскому музею.

Общение с прежними друзьями было только заочным.

Дальнейшая переписка с друзьями свидетельствовала об угасании Репина.

После его смерти хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина, Вера Ильинична. Первый музей Репина, появившийся в 1940 году, просуществовал недолго: в 1944 году здание было разрушено. Архив, заблаговременно вывезенный из Куоккалы в Академию художеств, не пострадал. Сохранившиеся картины, письма, вещи стали основой при восстановлении усадьбы. Элементы оформления сада были воссозданы по рисункам Репина и воспоминаниям тех, кто бывал в Пенатах. Дом-музей был открыт летом 1962 года.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Ильи Репина не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

«АРЕСТ ПРОПАГАНДИСТА»

Из книги Долгополова И.В.
«Мастера: Новеллы о художниках»

«Личные мои отношения с Ильей Ефимовичем были дружеские. Работая заведующей техникой Петербургского комитета партии, я не раз обращалась к Репину за материальной помощью. В число моих обязанностей входили и финансы. Деньги были нужны для так называемого политического Красного Креста, то есть для оказания помощи политическим заключенным или ссыльным. Никогда Илья Ефимович не отказывал мне.
В бытность его уже академиком я пользовалась его мастерской в Академии художеств на Васильевском острове как явкой, то есть квартирой, куда в определенный день и час могли прийти ко мне по своим делам товарищи, нуждающиеся в чем-либо по части Петербургского комитета партии...»

Эти слова, написанные большевичкой Е. Д. Стасовой, окончательно разрушают легенду о мнимой аполитичности Репина.

Илья Репин Арест пропагандиста. 1880-89 гг.

Художник выставляет в 1891 году свою картину «Арест пропагандиста». Простое слово «выставляет» не очень правильно отражает суть дела. Картину не хотели разрешать к показу. Дело дошло до царя.

Репин вспоминал, что устроители выставки пригласили царя осмотреть экспозицию накануне вернисажа:
«Александр III все рассмотрел.-Репин пишет дальше: - Даже «Арест пропагандиста» вытащили ему, и тот рассматривал и хвалил исполнение, хотя ему показалось странным, почему я писал это так тонко и старательно».
Скажем прямо, что его величество что-то недосмотрел в картине, где изображен никто иной, как ниспровергатель его собственной власти.

Репин недвусмысленно писал:

«Невозможно, чтобы европейски образованный человек искренне стоял за нелепое, потерявшее всякий смысл в нашей сложной жизни самодержавие, этот допотопный способ правления годится только еще для диких племен, не способных к культуре».

Наконец выставка открыта.
Автор картины с удовольствием резюмирует:
«Моя выставка здесь делает большое оживление. Народу ходит много. Залы светлые, высокие, погода чудная, солнечная. Много студенчества, курсисток и даже ремесленников толпится в двух залах и рассыпается по широкой лестнице. «Арест пропагандиста» стоит, и от этой картинки, по выражению моего надсмотрщика Василия, «отбою нет». Жаль, зала выставки выходит на солнечную сторону и сторы темнят и портят свет. Вчера, в первый день открытия, было 500 человек».

Успех картины в Москве был настолько велик, что либеральная «Русская мысль» вынуждена была признать:
«Необыкновенно выразительна и сильное впечатление производит небольшая картина «Арест пропагандиста».

Для раскрытия политических убеждений Репина весьма характерна его встреча с рабочими Петрограда, описанная впервые в воспоминаниях участника этого события Н. Г. Руновского:

«Илья Ефимович очень подробно и живо интересовался условиями нашей работы, быта. Мы без всяких прикрас рассказали ему об условиях жизни рабочих, о их борьбе за свои права, о стремлении к знанию, о расправах свирепой царской реакции с рабочим движением. Илья Ефимович выслушал нас с глубоким вниманием и интересом. Нужно было видеть, с какой искренней взволнованностью и возмущением он говорил нам: «Как вы можете терпеть все это! Нет, так больше продолжаться не может!»
Мне очень ярко запомнились эти слова великого художника, свидетельствовавшие о том, что идея свержения царизма настоятельно назрела не только среди рабочих, но и совпадала с чаяниями лучших представителей интеллигенции».

Из статьи Германа Недошивина
«Образ революционера у Репина».

…В конце 70-х годов у Репина просыпается интерес к образу революционера. Интерес этот, конечно, в первую очередь питался напряженной борьбой народников с самодержавием в 70-е годы, борьбой, изобиловавшей примерами мужества и драматизма. Но примечательно, что здесь впервые в русском искусстве обнаруживается интерес к образу положительного героя демократического движения. Тем самым для социального жанра раскрывались новые возможности. Более того - жанр менялся в самом своем существе.

…Важно было найти сюжет, более близкий к сути избранной темы, сюжет, позволяющий раскрыть центральный, в основе героический образ борца-революционера. Естественна была мысль изобразить самое дело, работу революционера, столкнуть его с реальными обстоятельствами жизни. Так конкретизируется образ революционера как образ пропагандиста в деревне. Как же решить этот образ? Если даже у Репина и являлась мысль изобразить своего героя за пропагандой, то эту мысль он должен был по вполне понятным причинам оставить. Больше, чем кто-либо другой среди русских художников, Репин понимал законы живописного изображения. И что же может быть неизобразительнее, чем изображение тайной пропаганды на селе? Изображение «разговора» всегда опасный для живописи путь. К тому же при этом нельзя было бы раскрыть столкновение, борьбу враждебных сил, революционная борьба осталась бы вне пределов изображенного, и Репин идет к драматическому решению, к коллизии. Так, по-видимому, кристаллизуется замысел «Ареста пропагандиста», первая редакция которого возникает уже к 1878 году.

Илья Репин Арест пропагандиста. 1878 г.

В основе первого варианта «Ареста пропагандиста» (1878) лежит чисто сюжетное развертывание темы: рассказ. В центре - привязанный к столбу пропагандист, справа - становой, просматривающий бумаги, выброшенные на пол из раскрытого чемодана. В горницу набилось множество народу, активно и разнообразно реагирующего на событие. Композиция насыщена движением, сутолокой, перешептыванием. Однако весь этот «хор» картины лишь дополняет основной мотив изображения. Арестованный народник пристально и сурово вглядывается в лицо крестьянина в длинном армяке, стоящего перед ним рядом с молодой женщиной, сочувственно подперевшей голову левой рукой. Лица старика крестьянина мы не видим. Он стоит, заложив руки за спину, слегка расставив как бы в нерешительности, ноги. По его склоненной голове мы видим, что и он в свою очередь смотрит в глаза привязанному к столбу пропагандисту. Между фигурами пустота, еще более подчеркивающая безмолвную дуэль взглядов. Пропагандист-народник в решительную минуту, когда обрывается его дело и начинается «житие» грязных дорог и каторги, еще раз вглядывается в загадочное лицо того все-таки непонятного ему «мира», в который он пришел проповедовать свои идеалы. Здесь Репин с изумительной чуткостью психолога почувствовал тяжелую трагедию русского народничества. Однако в эскизе 1878 года эта тема осталась еще неразработанной, едва уловимой, смутно прорисовывающейся в образе двух противопоставленных друг другу фигур. Господствует же чисто ситуационное решение темы. «Арест» - второй вариант (после «По грязной дороге») повести о горькой судьбе революционера-борца. В обоих случаях избран момент гонения, ареста, ссылки, изображается человек, испытывающий тяжелые удары суровой судьбы.

Илья Репин Арест пропагандиста. 1879 г.

Таким образом, тема революционного героя изображается здесь под углом зрения горькой доли, на которую обрекает себя борец с самодержавием: он вызывает у зрителя сочувствие, сострадание. Женщины в «Аресте» смотрят на арестованного участливо, но это просто участие к «горемычному», «несчастненькому», столь известное старой русской литературе у русского крестьянина, а не чувство, заставляющее скорбеть о гибели своего. Образ революционера не получает еще здесь внутреннего обоснования; рассказана горестная повесть о том, на что он обрекает себя, но не звучит еще его психологическая, духовная, моральная сила, которая делает его, арестованного, сосланного, приговоренного к казни, победителем над темными силами самодержавного гнета. Но в противопоставленных друг другу фигурах уже звучит иная тема - тема внутренней коллизии, перед лицом которой повествование становится лишь средством и которая позволит раскрыть духовную силу и мужество революционера. Нужно было создать картину не о его доле, а о нем самом.