Староверы: отличие от православных. История, характеристики, интересные факты

Во что верят староверы и откуда они взялись? Историческая справка

В последние годы все большее количество наших сограждан интересуются вопросами здорового образа жизни, экологически чистых способов хозяйствования, выживания в экстремальных условиях, умения жить в гармонии с природой, духовного совершенствования. В этой связи многие обращаются к тысячелетнему опыту наших предков, сумевших освоить огромные территории нынешней России и создавших сельскохозяйственные, торговые и военные форпосты во всех отдаленных уголках нашей Родины.

Не в последнюю очередь в этом случае речь идет о староверах — людях, заселивших в свое время не только территории Российской империи, но и принесших русских язык, русскую культуру и русскую веру на берега Нила, в джунгли Боливии, пустоши Австралии и на заснеженные сопки Аляски. Опыт староверов поистине уникален : они смогли в самых сложных природных и политических условиях сохранить свою религиозную и культурную идентичность, не растерять язык и обычаи. Не случайно поэтому во всем мире так хорошо известна знаменитая отшельница из семьи староверов Лыковых.

Однако о самих староверах известно не так много. Кто-то считает, что староверы —это люди с примитивным образованием, придерживающиеся устаревших способов хозяйства. Другие думают, что староверы —это люди, исповедующие язычество и поклоняющиеся древнерусским богам — Перуну, Велесу, Даждьбогу и другим. Третьи задаются вопросом: если есть староверы, то должна быть и какая-то старая вера ? Ответ на эти и другие вопросы, касающиеся староверов, читайте в нашей статье.

Старая и новая вера

Одним из самых трагических событий в истории России XVII века стал раскол Русской Церкви . Царь Алексей Михайлович Романов и его ближайший духовный сподвижник патриарх Никон (Минин) решили провести глобальную церковную реформу. Начавшись с незначительных, на первый взгляд, изменений — перемены в сложении перстов при крестном знамении с двуперстия на трехперстие и отмены земных поклонов, реформа в скором времени затронула все стороны Богослужения и Устава. Продолжаясь и развиваясь в той или иной мере вплоть до царствования императора Петра I , эта реформа изменила многие канонические правила, духовные установления, обычаи церковного управления, писаные и неписаные традиции. Изменениям подверглись практически все стороны религиозной, а затем и культурно-бытовой жизни русского народа.

Однако с началом реформ выяснилось, что значительное число русских христиан увидело в них попытку измены самого вероучения, разрушения религиозного и культурного уклада, который веками складывался на Руси после её Крещения. Против замыслов царя и патриарха выступило множество священников, иноков и мирян. Они писали челобитные, письма и воззвания, обличая нововведения и защищая веру, хранимую сотни лет. В своих сочинениях апологеты указывали, что реформы не просто насильно, под страхом казней и гонений, перекраивают традиции и предания, но и затрагивают самое главное — разрушают и меняют саму христианскую веру. О том, что реформа Никона является отступнической и изменяет саму веру, писали практически все защитники древлецерковного предания. Так, священномученик указывал:

Заб-лудили и отступили от истинныя веры с Никоном отступником злокозненным пагубником еретиком. Огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить!

Он также призывал не бояться мучителей и пострадать за «старую христианскую Веру ». В том же духе выражался известный писатель того времени, защитник Православия Спиридон Потёмкин :

Тщаться веру истинную повредит прилогами (прибавлениями) еретическими, чтобы не поняли верные христиане, но да прельстились на обман.

Потемкин осуждал Богослужение и обряды, совершаемые по новым книгам и новым чинам, которые называл «злой верой»:

Еретицы суть крещающии во злую свою веру, крестят хуляще Бога во Святой Троицы единаго.

О необходимости защиты отеческого предания и старой русской веры писал исповедник и священномученик диакон Феодор, приводя многочисленные примеры из истории Церкви:

Еретик, благочестивых людей, страждущих от него за старую веру, в ссылках морил гладом...И аще старую веру оправит Бог единым попом пред всем царством, всем властями срам бу-дет и поношение от всего мира.

Иноки-исповедники Соловецкого монастыря, отказавшиеся принять реформу патриарха Никона, писали царю Алексею Михайловичу в своей четвертой челобитной:

Повели, государь, нам быти в той же нашей Старой Вере, в которой отец твой государев и все благоверные цари и великие князи и отцы наши скончались, и преподобные отцы Зосима и Саватий, и Герман, и Филипп митрополит и все святии отцы угодили Богу.

Так постепенно и стало говориться, что до реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, до церковного раскола была одна вера, а после раскола — уже другая вера. Дораскольное исповедание стали называть старой верой , а послераскольное реформированное исповедание — новой верой .

Такое мнение не отрицали и сами сторонники реформ патриарха Никона. Так, патриарх Иоаким на известном диспуте в Грановитой палате говорил:

Прежде мене заведена новая вера; по совету и благословению святейших вселенских патриархов.

Еще будучи архимандритом он утверждал:

Не знаю я ни старой веры, ни новой веры, но что начальники велят то и творю.

Так постепенно и появилось понятие «старая вера », а людей, исповедующих её, стали называть «староверы », «староверцы ». Таким образом, староверами стали называть людей, отказавшихся принять церковные реформы патриарха Никона и придерживающихся церковных установлений древней Руси, то есть старой веры . Принявших же реформу стали называть «нововеры» или «новолюбцы ». Впрочем, термин «нововеры» надолго не прижился, а термин «староверы» существует и поныне.


Староверы или старообрядцы?

Долгое время в правительственных и церковных документах православных христиан, сохраняющих древние Богослужебные чины, старопечатные книги и обычаи, называли «раскольниками ». В вину им ставилась верность церковному преданию, которая якобы повлекла церковный раскол . Долгие годы раскольников подвергали репрессиям, гонениям, ущемлению в гражданских правах.

Однако во времена правления Екатерины Великой отношение к староверам стало меняться. Императрица посчитала, что староверы могут быть весьма полезны для заселения необжитых районов расширяющейся Российской Империи.

По предложению князя Потемкина Екатерина подписала ряд документов, предоставляющих им права и льготы на проживание в особых районах страны. В этих документах староверы были поименованы не как «раскольники », а как « », что если и не было знаком благорасположения, то, несомненно, указывало на ослабление отрицательного отношения государства к староверам. Древлеправославные христиане, староверы , однако, не вдруг согласились на употребление этого названия. В апологетической литературе, постановлениях некоторых Соборов указывалось, что термин «старообрядцы» не вполне приемлем.

Писалось, что наименование «старообрядцы» подразумевает, что причины церковного разделения XVII века заключаются в одних церковных обрядах, а сама вера осталась совершенно неповрежденной. Так Иргизский староверческий собор 1805 года назвал «старообрядцами» единоверцев, т. е. христиан, употребляющих старые обряды и старопечатные книги, но подчиняющихся Синодальной Церкви. Постановление Иргизского собора гласило:

Иные отступили от нас к отщепенцам, называемым старообрядцами, которые, якоже и мы содержат старопечатныя книги, и по них службу отправляют, но со всеми сообщение во всем имеют незазорно, как в молитве, так и в ястии и питии.

В исторических же и апологетических сочинениях древлеправославных христиан XVIII — первой половины XIX века продолжали использоваться термины «староверы» и «староверцы». Они используются, например, в «Истории Выговской пустыни » Ивана Филиппова, апологетическом сочинении «Диаконовы ответы » и других. Этот термин употреблялся и многочисленными новообрядческими авторами, такими как Н. И. Костомаров, С. Князьков. П. Знаменский, например, в «Руководстве к русской истории » издания 1870 года говорит:

Петр сделался гораздо строже к староверцам.

Вместе с тем с годами часть староверов все же стали употреблять термин «старообрядцы ». Причем, как указывает известный староверческий писатель Павел Любопытный (1772-1848) в своем историческом словаре, наименование староверцы более присуще безпоповским согласиям, а «старообрядцы » — лицам, принадлежащим к согласиям, приемлющим бегствующее священство.

И действительно, согласия, приемлющие священство (белокриницкое и беглопоповское), к началу XX века вместо термина «староверы , «староверцы » всё чаще стали употреблять «старообрядцы ». Вскоре наименование старообрядцы было закреплено на законодательном уровне известным указом императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости ». Седьмой пункт этого документа гласит:

Присвоить наименование старообрядцев , взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.

Однако и после этого многие старообрядцы продолжали называться староверами . Особенно тщательно сохраняли это название безпоповские согласия. Д. Михайлов, автор журнала «Родная старина », издаваемого староверческим кружком ревнителей русской старины в Риге (1927 г.), писал:

О «старой христианской вере» говорит протопоп Аввакум, а не об «обрядах». Вот почему нигде во всех исторических постановлениях и посланиях первых ревнителей древлего православия — нигде не встречается наименования «старообрядец .

Во что верят староверы?

Староверы, как наследники дораскольной, дореформенной Руси, стараются сохранять все догматы, канонические положения, чины и последования древнерусской Церкви.

В первую очередь, конечно, это касается главных церковных догматов: исповедания св. Троицы, воплощения Бога Слова, двух ипостасей Исуса Христа, искупительной его Крестной Жертвы и Воскресения. Главным же отличием исповедания староверов от других христианских исповеданий является употребление форм богопочитания и церковного благочестия, характерных для древней Церкви.

Среди них — , погружательное крещение, унисонное пение, каноническая иконопись, специальная молитвенная одежда. Для Богослужения староверы используют старопечатные богослужебные книги, изданные до 1652 года (главным образом изданные при последнем благочестивом патриархе Иосифе. Староверы , однако, не представляют собой единого сообщества или церкви — в течение сотен лет они разделились на два основных направления: поповцы и безпоповцы.

Староверы -поповцы

Староверы -поповцы, помимо прочих церковных установлений, признают трехчинную старообрядческую иерархию (священство) и все церковные таинства древней Церкви, среди которых наиболее известны: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Священство, Брак, Исповедь (Покаяние), Елеосвящение. Помимо этих семи таинств в староверии есть и другие, несколько менее известные таинства и священнодействия, а именно: пострижение в иноки (равночестное таинству Брака), большое и малое Освящение воды, освящение масла на Полиелеосе, священническое благословение.

Староверы-безпоповцы

Староверы-безпоповцы считают, что после церковного раскола, учиненного царем Алексеем Михайловичем, благочестивая церковная иерархия (епископы, священники, диаконы) исчезла. А потому часть церковных таинств в той форме, в которой они существовали до раскола Церкви, упразднилась. Сегодня все староверы-безпоповцы определенно признают только два таинства: Крещение и Исповедь (покаяние). Некоторые безпоповцы (Древлеправославная Поморская Церковь) признают еще и таинство Брака. Староверы часовенного согласия также допускают Евхаристию (Причащение) с помощью св. даров, освященных в старину и сохранившихся до наших дней. Также часовенные признают Большое освящение воды, которую в день Богоявления получают путем вливания в новую воду воды, освященной в старину, когда, по их мнению, еще оставались благочестивые священники.

Староверы или старообрядцы?

Периодически среди староверов всех согласий возникает дискуссия: «А можно ли им именоваться староверами ?» Некоторые доказывают, что необходимо наименоваться исключительно христианами потому, что никакой старой веры и старых обрядов не существует, равно как и новой веры и новых обрядов. По мнению таковых, есть только одна истинная, одна правая вера и одни истинные православные обряды, а все остальное — это еретическое, неправославное, кривославное исповедание и мудрование.

Другие, как уже говорилось выше, считают непременно обязательным именоваться староверами, исповедующими старую веру, поскольку считают, что разница между древлеправославными христианами и последователями патриарха Никона не только в обрядах, но и в самой вере.

Третьи считают, что слово староверы нужно заменить на термин «старообрядцы ». По их мнению, никакой разницы в вере между староверами и последователями патриарха Никона (никонианами) нет. Разница лишь есть в обрядах, которые у старообрядцев правильные, а у никониан — поврежденные или вовсе неправильные.

Есть и четвертое мнение относительно понятия староверов и старой веры. Его разделяют главным образом чада синодальной церкви. По их мнению, между староверами (старообрядцами) и нововерами (новообрядцами) нет не только разницы в вере, но и в обрядах. И старые, и новые обряды они называют одинаково равночестными и равноспасительными. Употребление тех или иных является лишь делом вкуса и историко-культурной традиции. Об этом гласит постановление Поместного собора Московской Патриархии от 1971 года.

Староверы и язычники

В конце XX века в России стали появляться религиозные и квазирелигиозные культурные объединения, исповедующие религиозные воззрения, не имеющие отношения к христианству и вообще к авраамическим, библейским религиям. Сторонники некоторых подобных объединений и сект провозглашают возрождение религиозных традиций дохристианской, языческой Руси. Чтобы выделиться, отделить свои воззрения от христианства, полученного на Руси во времена князя Владимира, некоторые неоязычники начали называть себя «староверами ».

И хотя употребление этого термина в данном контексте неправильно и ошибочно, в обществе стали распространяться воззрения, что староверы — это действительно язычники, которые возрождают старую веру в древних славянских богов — Перуна, Сварога, Дажьбога, Велеса и прочих. Не случайно поэтому, например, появилось религиозное объединение «Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов ». Ее глава, Патер Дий (А. Ю. Хиневич), именовавшийся «патриархом Древнерусской Православной церкви староверов », даже заявлял:

Старообрядцы — это сторонники старого христианского обряда, а староверы — это старая дохристианская вера.

Существуют и другие неоязыческие общины и родноверческие культы, которые могут ошибочно восприниматься обществом как староверческие и православные. Среди них «Велесов круг», «Союз славянских общин славянской родной веры», «Русский Православный Круг» и другие. Большинство этих объединений возникли на почве псевдоисторической реконструкции и фальсификации исторических источников. На самом деле, кроме фольклорных народных поверий, никаких достоверных сведений о язычниках дохристианской Руси не сохранилось.

В какой-то момент, в начале 2000-х годов, термин «староверы » стал весьма широко восприниматься как синоним язычников. Однако благодаря широкой разъяснительной работе, а также ряду серьезных судебных процессов против «староверов-инглингов» и других экстремистских неоязыческих группировок, популярность этого лингвистического феномена сегодня пошла на спад. В последние годы подавляющее большинство неоязчников предпочитают все же называться «родноверами ».

Г. С. Чистяков

В последние годы все большее количество наших сограждан интересуются вопросами здорового образа жизни, экологически чистых способов хозяйствования, выживания в экстремальных условиях, умения жить в гармонии с природой, духовного совершенствования. В этой связи многие обращаются к тысячелетнему опыту наших предков, сумевших освоить огромные территории нынешней России и создавших сельскохозяйственные, торговые и военные форпосты во всех отдаленных уголках нашей Родины.

Не в последнюю очередь в этом случае речь идет о староверах - людях, заселивших в свое время не только территории Российской империи, но и принесших русских язык, русскую культуру и русскую веру на берега Нила, в джунгли Боливии, пустоши Австралии и на заснеженные сопки Аляски. Опыт староверов поистине уникален: они смогли в самых сложных природных и политических условиях сохранить свою религиозную и культурную идентичность, не растерять язык и обычаи. Не случайно поэтому во всем мире так хорошо известна знаменитая отшельница Агафья Лыкова из семьи староверов Лыковых.

Однако о самих староверах известно не так много. Кто-то считает, что староверы - это люди с примитивным образованием, придерживающиеся устаревших способов хозяйства. Другие думают, что староверы - это люди, исповедующие язычество и поклоняющиеся древнерусским богам - Перуну, Велесу, Даждьбогу и другим. Третьи задаются вопросом: если есть староверы, то должна быть и какая-то старая вера? Ответ на эти и другие вопросы, касающиеся староверов, читайте в нашей статье.

  • Старая и новая вера
  • Староверы или старообрядцы?
  • Во что верят староверы?
  • Староверы-поповцы
  • Староверы-безпоповцы
  • Староверы и язычники

Старая и новая вера

Одним из самых трагических событий в истории России XVII века стал раскол Русской Церкви. Царь Алексей Михайлович Романов и его ближайший духовный сподвижник патриарх Никон (Минин) решили провести глобальную церковную реформу. Начавшись с незначительных, на первый взгляд, изменений - перемены в сложении перстов при крестном знамении с двуперстия на трехперстие и отмены земных поклонов, реформа в скором времени затронула все стороны Богослужения и Устава. Продолжаясь и развиваясь в той или иной мере вплоть до царствования императора Петра I, эта реформа изменила многие канонические правила, духовные установления, обычаи церковного управления, писаные и неписаные традиции. Изменениям подверглись практически все стороны религиозной, а затем и культурно-бытовой жизни русского народа.


Картина В. Г. Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере»

Однако с началом реформ выяснилось, что значительное число русских христиан увидело в них попытку измены самого вероучения, разрушения религиозного и культурного уклада, который веками складывался на Руси после её Крещения. Против замыслов царя и патриарха выступило множество священников, иноков и мирян. Они писали челобитные, письма и воззвания, обличая нововведения и защищая веру, хранимую сотни лет. В своих сочинениях апологеты указывали, что реформы не просто насильно, под страхом казней и гонений, перекраивают традиции и предания, но и затрагивают самое главное - разрушают и меняют саму христианскую веру. О том, что реформа Никона является отступнической и изменяет саму веру, писали практически все защитники древлецерковного предания. Так, священномученик протопоп Аввакум указывал:

Заб­лудили и отступили от истинныя веры с Никоном отступником злокозненным пагубником еретиком. Огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить!

Он также призывал не бояться мучителей и пострадать за «старую христианскую Веру». В том же духе выражался известный писатель того времени, защитник Православия Спиридон Потёмкин:

Тщаться веру истинную повредит прилогами (прибавлениями) еретическими, чтобы не поняли верные христиане, но да прельстились на обман.

Потемкин осуждал Богослужение и обряды, совершаемые по новым книгам и новым чинам, которые называл «злой верой»:

Еретицы суть крещающии во злую свою веру, крестят хуляще Бога во Святой Троицы единаго.

О необходимости защиты отеческого предания и старой русской веры писал исповедник и священномученик диакон Феодор, приводя многочисленные примеры из истории Церкви:

Еретик, благочестивых людей, страждущих от него за старую веру, в ссылках морил гладом...И аще старую веру оправит Бог единым попом пред всем царством, всем властями срам бу­дет и поношение от всего мира.

Иноки-исповедники Соловецкого монастыря, отказавшиеся принять реформу патриарха Никона, писали царю Алексею Михайловичу в своей четвертой челобитной:

Повели, государь, нам быти в той же нашей Старой Вере, в которой отец твой государев и все благоверные цари и великие князи и отцы наши скончались, и преподобные отцы Зосима и Саватий, и Герман, и Филипп митрополит и все святии отцы угодили Богу.

Так постепенно и стало говориться, что до реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, до церковного раскола была одна вера, а после раскола - уже другая вера. Дораскольное исповедание стали называть старой верой, а послераскольное реформированное исповедание - новой верой.

Такое мнение не отрицали и сами сторонники реформ патриарха Никона. Так, патриарх Иоаким на известном диспуте в Грановитой палате говорил:

Прежде мене заведена новая вера; по совету и благословению святейших вселенских патриархов.

Еще будучи архимандритом он утверждал:

Не знаю я ни старой веры, ни новой веры, но что начальники велят то и творю.

Так постепенно и появилось понятие «старая вера», а людей, исповедующих её, стали называть «староверы», «староверцы». Таким образом, староверами стали называть людей, отказавшихся принять церковные реформы патриарха Никона и придерживающихся церковных установлений древней Руси, то есть старой веры. Принявших же реформу стали называть «нововеры» или «новолюбцы». Впрочем, термин «нововеры» надолго не прижился, а термин «староверы» существует и поныне.

Староверы или старообрядцы?

Долгое время в правительственных и церковных документах православных христиан, сохраняющих древние Богослужебные чины, старопечатные книги и обычаи, называли «раскольниками». В вину им ставилась верность церковному преданию, которая якобы повлекла церковный раскол. Долгие годы раскольников подвергали репрессиям, гонениям, ущемлению в гражданских правах.

Однако во времена правления Екатерины Великой отношение к староверам стало меняться. Императрица посчитала, что староверы могут быть весьма полезны для заселения необжитых районов расширяющейся Российской Империи.

По предложению князя Потемкина Екатерина подписала ряд документов, предоставляющих им права и льготы на проживание в особых районах страны. В этих документах староверы были поименованы не как «раскольники», а как «старообрядцы», что если и не было знаком благорасположения, то, несомненно, указывало на ослабление отрицательного отношения государства к староверам. Древлеправославные христиане, староверы, однако, не вдруг согласились на употребление этого названия. В апологетической литературе, постановлениях некоторых Соборов указывалось, что термин «старообрядцы» не вполне приемлем.

Писалось, что наименование «старообрядцы» подразумевает, что причины церковного разделения XVII века заключаются в одних церковных обрядах, а сама вера осталась совершенно неповрежденной. Так Иргизский староверческий собор 1805 года назвал «старообрядцами» единоверцев, т. е. христиан, употребляющих старые обряды и старопечатные книги, но подчиняющихся Синодальной Церкви. Постановление Иргизского собора гласило:

Иные отступили от нас к отщепенцам, называемым старообрядцами, которые, якоже и мы содержат старопечатныя книги, и по них службу отправляют, но со всеми сообщение во всем имеют незазорно, как в молитве, так и в ястии и питии.

В исторических же и апологетических сочинениях древлеправославных христиан XVIII - первой половины XIX века продолжали использоваться термины «староверы» и «староверцы». Они используются, например, в «Истории Выговской пустыни» Ивана Филиппова, апологетическом сочинении «Диаконовы ответы» и других. Этот термин употреблялся и многочисленными новообрядческими авторами, такими как Н. И. Костомаров, С. Князьков. П. Знаменский, например, в «Руководстве к русской истории» издания 1870 года говорит:

Пётр сделался гораздо строже к староверцам.

Вместе с тем с годами часть староверов все же стали употреблять термин «старообрядцы». Причем, как указывает известный староверческий писатель Павел Любопытный (1772–1848) в своем историческом словаре, наименование староверцы более присуще безпоповским согласиям, а «старообрядцы» - лицам, принадлежащим к согласиям, приемлющим бегствующее священство.

И действительно, согласия, приемлющие священство (белокриницкое и беглопоповское), к началу XX века вместо термина «староверы, «староверцы» всё чаще стали употреблять «старообрядцы». Вскоре наименование старообрядцы было закреплено на законодательном уровне известным указом императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Седьмой пункт этого документа гласит:

Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.

Однако и после этого многие старообрядцы продолжали называться староверами. Особенно тщательно сохраняли это название безпоповские согласия. Д. Михайлов, автор журнала «Родная старина», издаваемого староверческим кружком ревнителей русской старины в Риге (1927 г.), писал:

О «старой христианской вере» говорит протопоп Аввакум, а не об «обрядах». Вот почему нигде во всех исторических постановлениях и посланиях первых ревнителей древлего православия - нигде не встречается наименования «старообрядец.

Во что верят староверы?

Староверы, как наследники дораскольной, дореформенной Руси, стараются сохранять все догматы, канонические положения, чины и последования древнерусской Церкви.

В первую очередь, конечно, это касается главных церковных догматов: исповедания св. Троицы, воплощения Бога Слова, двух ипостасей Исуса Христа, искупительной его Крестной Жертвы и Воскресения. Главным же отличием исповедания староверов от других христианских исповеданий является употребление форм богопочитания и церковного благочестия, характерных для древней Церкви.

Среди них - двуперстное крестное знамение, погружательное крещение, унисонное пение, каноническая иконопись, специальная молитвенная одежда. Для Богослужения староверы используют старопечатные богослужебные книги, изданные до 1652 года (главным образом изданные при последнем благочестивом патриархе Иосифе. Староверы, однако, не представляют собой единого сообщества или церкви - в течение сотен лет они разделились на два основных направления: поповцы и безпоповцы.

Староверы-поповцы

Староверы-поповцы, помимо прочих церковных установлений, признают трехчинную старообрядческую иерархию (священство) и все церковные таинства древней Церкви, среди которых наиболее известны: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Священство, Брак, Исповедь (Покаяние), Елеосвящение. Помимо этих семи таинств в староверии есть и другие, несколько менее известные таинства и священнодействия, а именно: пострижение в иноки (равночестное таинству Брака), большое и малое Освящение воды, освящение масла на Полиелеосе, священническое благословение.

Староверы-безпоповцы

Староверы-безпоповцы считают, что после церковного раскола, учиненного царем Алексеем Михайловичем, благочестивая церковная иерархия (епископы, священники, диаконы) исчезла. А потому часть церковных таинств в той форме, в которой они существовали до раскола Церкви, упразднилась. Сегодня все староверы-безпоповцы определенно признают только два таинства: Крещение и Исповедь (покаяние). Некоторые безпоповцы (Древлеправославная Поморская Церковь) признают еще и таинство Брака. Староверы часовенного согласия также допускают Евхаристию (Причащение) с помощью св. даров, освященных в старину и сохранившихся до наших дней. Также часовенные признают Большое освящение воды, которую в день Богоявления получают путем вливания в новую воду воды, освященной в старину, когда, по их мнению, еще оставались благочестивые священники.

Староверы или старообрядцы?

Периодически среди староверов всех согласий возникает дискуссия: «А можно ли им именоваться староверами?» Некоторые доказывают, что необходимо наименоваться исключительно христианами потому, что никакой старой веры и старых обрядов не существует, равно как и новой веры и новых обрядов. По мнению таковых, есть только одна истинная, одна правая вера и одни истинные православные обряды, а все остальное - это еретическое, неправославное, кривославное исповедание и мудрование.

Другие, как уже говорилось выше, считают непременно обязательным именоваться староверами, исповедующими старую веру, поскольку считают, что разница между древлеправославными христианами и последователями патриарха Никона не только в обрядах, но и в самой вере.

Третьи считают, что слово староверы нужно заменить на термин «старообрядцы». По их мнению, никакой разницы в вере между староверами и последователями патриарха Никона (никонианами) нет. Разница лишь есть в обрядах, которые у старообрядцев правильные, а у никониан - поврежденные или вовсе неправильные.

Есть и четвертое мнение относительно понятия староверов и старой веры. Его разделяют главным образом чада синодальной церкви. По их мнению, между староверами (старообрядцами) и нововерами (новообрядцами) нет не только разницы в вере, но и в обрядах. И старые, и новые обряды они называют одинаково равночестными и равноспасительными. Употребление тех или иных является лишь делом вкуса и историко-культурной традиции. Об этом гласит постановление Поместного собора Московской Патриархии от 1971 года.

Староверы и язычники

В конце XX века в России стали появляться религиозные и квазирелигиозные культурные объединения, исповедующие религиозные воззрения, не имеющие отношения к христианству и вообще к авраамическим, библейским религиям. Сторонники некоторых подобных объединений и сект провозглашают возрождение религиозных традиций дохристианской, языческой Руси. Чтобы выделиться, отделить свои воззрения от христианства, полученного на Руси во времена князя Владимира, некоторые неоязычники начали называть себя «староверами».


Христиане и язычники

И хотя употребление этого термина в данном контексте неправильно и ошибочно, в обществе стали распространяться воззрения, что староверы - это действительно язычники, которые возрождают старую веру в древних славянских богов - Перуна, Сварога, Дажьбога, Велеса и прочих. Не случайно поэтому, например, появилось религиозное объединение «Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов». Ее глава, Патер Дий (А. Ю. Хиневич), именовавшийся «патриархом Древнерусской Православной церкви староверов», даже заявлял:

Старообрядцы - это сторонники старого христианского обряда, а староверы - это старая дохристианская вера.

Существуют и другие неоязыческие общины и родноверческие культы, которые могут ошибочно восприниматься обществом как староверческие и православные. Среди них «Велесов круг», «Союз славянских общин славянской родной веры», «Русский Православный Круг» и другие. Большинство этих объединений возникли на почве псевдоисторической реконструкции и фальсификации исторических источников. На самом деле, кроме фольклорных народных поверий, никаких достоверных сведений о язычниках дохристианской Руси не сохранилось.

В какой-то момент, в начале 2000-х годов, термин «староверы» стал весьма широко восприниматься как синоним язычников. Однако благодаря широкой разъяснительной работе, а также ряду серьезных судебных процессов против «староверов-инглингов» и других экстремистских неоязыческих группировок, популярность этого лингвистического феномена сегодня пошла на спад. В последние годы подавляющее большинство неоязчников предпочитают все же называться «родноверами».

Г. С. Чистяков

В последнее время, увлекаясь изучением русской культуры, разными путями духовного и физического развития многие люди стали интересоваться староверами. Действительно, староверы - кто они? Существует множество мнений и взглядов на этот счет. Одни считают, что это те православные христиане, которые исповедуют веру, бывшую до церковного раскола времен реформы Никона. Другие думают, что это люди, которые избрали для себя веру, которую православные священники называют языческой. Старую веру, которая была распространена до Крещения Руси по приказу князя Владимира.

Староверы - кто они

Первые ассоциации, которые приходят на ум - это люди, живущие в тайге, отринувшие все блага цивилизации, следуют старинному укладу жизни, все делают сами, не используя при этом никакую технику. Медицина тоже не распространена, все болезни лечатся молитвами староверов и постом.

Насколько это правда? Сложно сказать, ведь староверы не распространяются о своей жизни, не сидят в соцсетях, не пишут о ней в блогах. Жизнь староверов скрытная, протекает в закрытых общинах, они стараются лишний раз не контактировать с людьми. Складывается ощущение, что их можно увидеть, только случайно заблудившись в тайге, блуждая не один день.

Где живут староверы

Например, живут староверы в Сибири. В условиях сурового и холодного климата именно благодаря им осваивались новые неизведанные и труднодоступные уголки страны. Есть деревни староверов на Алтае, их несколько - Верхний Уймон, Маральник, Мульта, Замульта. Именно в таких местах они скрывались от гонений со стороны государства и официальной церкви.

В деревне Верхний Уймон можно посетить музей старообрядцев и узнать подробно про их быт и веру. Несмотря на то что отношение к ним изменилось в лучшую сторону с ходом истории, староверы предпочитают выбирать для жизни удаленные уголки страны.

Чтобы прояснить вопросы, невольно возникающие при их изучении, стоит сначала понять, откуда они взялись и между ними в чем разница. Староверы и старообрядцы - это кто такие?

Откуда они взялись

Чтобы узнать ответ на вопрос, кто они, староверы, сначала предстоит окунуться в историю.

Одним из значимых и трагических событий в России стал раскол Русской церкви. Он разделил верующих на два лагеря: последователей «старой веры», которые не хотели принимать никакие нововведения, и смиренно принявших нововведения, возникшие благодаря реформам Никона. назначенный царем Алексеем, пожелавшим изменить Русскую церковь. Кстати говоря, понятие «православие» появилось вместе с реформой Никона. Поэтому словосочетание «православные староверы» несколько некорректно. Но в современности этот термин вполне актуален. Потому что на сегодняшний момент официально существует Русская православная иначе говоря церковь староверов.

Итак, изменения в религии произошли и повлекли за собой многие события. Можно сказать, в то время в 17 веке и появились первые староверы в России, последователи которых существуют и по сей день. Они протестовали против Никонских реформ, по их мнению, изменяющих не только особенности некоторых обрядов, но и саму веру. Нововведения эти проводились с целью сделать православные обряды на Руси как можно более похожими на греческие и общемировые. Обосновывались они тем, что церковные книги, которые переписывались вручную, со времен Крещения на Руси имели некоторые искажения и опечатки, по мнению сторонников нововведений.

Почему люди противились реформам Никона

Почему люди протестовали против новых реформ? Возможно, тут сыграла роль личность самого патриарха Никона. Царь Алексей назначил его на важный пост патриарха, дал ему возможность коренным образом изменить правила и обряды русской церкви. Но выбор этот был немного странным и не очень оправданным. Патриарх Никон не имел достаточного опыта в создании и проведении реформ. Он вырос в простой крестьянской семье, со временем стал в своей деревне священником. Вскоре перешел в Московский Новоспасский монастырь, где и познакомился с русским царем.

Взгляды их на религию во многом совпали, и вскоре Никон стал патриархом. Последний мало того что не обладал достаточным опытом для данной роли, но и, согласно многим историкам, был властным и жестоким. Он хотел власти, не имеющей границ, и завидовал в этом плане патриарху Филарету. Пытаясь всячески показать свою значимость, он проявлял активность везде и не только как религиозный деятель. Например, самолично участвовал в подавления восстания в 1650 году, именно он хотел жестокой расправы над восставшими.

Что изменилось

Реформа Никона внесла существенные изменения в русскую христианскую веру. Именно поэтому появились противники этих нововведений и последователи старой веры, которых потом начали именовать староверами. Они подвергались гонениям долгие годы, были прокляты церковью и только при Екатерине II отношение к ним изменилось в лучшую сторону.

В этот же период появилось два понятия: "старовер" и "старообрядец". В чем разница и кого они обозначают, сегодня многие уже не знают. На самом деле оба этих понятия по сути одно и то же.

Несмотря на то что реформы Никона принесли стране только раскол и восстания, почему-то есть мнения от том, что они почти ничего не поменяли. Чаще всего в учебниках истории указывают всего два или три изменения, на самом деле их больше. Итак, что же поменялось и какие нововведения произошли? Нужно узнать это, чтобы понять, чем отличаются староверы от верующих православных, принадлежащих официальной церкви.

Крестное знамение

Христиане после нововведения осеняли себя крестом складывая три пальца (или перста) - большой, указательный и средний. Троеперстие или «щепоть» подразумевает святую Троицы - Отца, Сына и Святого духа. Хотя раньше, до реформы, использовали для этого всего двуперстие. То есть два пальца - указательный и средний оставляли прямыми или слегка изогнутыми, а остальные складывали вместе.

Оно должно изображать основные два символа веры - Распятие и Воскресение Христа. Именно двуперстие было изображено на многих иконах и пришло из греческих источников. Староверы или старообрядцы до сих пор используют двуперстие, осеняя себя крестным знамением.

Поклоны во время служб

До реформ совершалось несколько видов поклонов на службе, всего их было четыре. Первый - до перстей или до пупа, назывался обычным. Второй - в пояс, считался средним. Третий назывался «метание» и производился почти до земли (малый земной поклон). Ну и четвертый - до самой земли (великий земной поклон или проскинеза). Вся эта система поклонов до сих пор действует при старообрядческих богослужениях.

После никонской реформы разрешено было кланяться только до пояса.

Изменения в книгах и иконах

В новой вере и старой по-разному писали имя Христа. Раньше писали Исус, как в греческих источниках. После реформ нужно было протягивать его имя - Иисус. На самом деле, тут сложно сказать, какое написание ближе к оригиналу, так как в греческом языке есть специальный символ обозначающий протягивание буквы «и», в русском языке его нет.

Поэтому, чтобы написание соответствовало звучанию, в имени Бога добавили букву «и». Сохранилось старое написание имени Христа в молитвах староверов, и не только у них, еще в болгарском, сербском, македонском, хорватском, белорусском и украинском языках.

Крест

Крест у старообрядцев и последователей нововведений значительно отличается. У последователей древнего православия признавался только восьмиконечный вариант. Старообрядческий символ распятия представлен восьмиконечным крестом, расположенным внутри более крупного четырехконечного. На наиболее древних крестах также отсутствуют изображения распятого Иисуса. Для его создателей важна была скорей сама форма, а не изображение. Нательный крест старообрядца тоже имеет такой же вид без изображения распятия.

Среди нововведений Никона, касающихся креста, можно выделить еще Пилатову надпись. Это буквы, которые видны на самой верхней малой перекладине обычного креста, который сейчас продается в церковных лавках - I N Ц I. Это надпись, которая оставлена Понтием Пилатом - римским прокуратором, приказавшим казнить Иисуса. Она обозначает «Иисус Назорей, Царь Иудеи». Она появилась на новых никонских иконах и крестах, старые версии уничтожались.

В самом начале раскола начались ярые споры о том, допустимо ли изображать эту надпись. Архидиакон Игнатий из Соловецкого монастыря написал по этому поводу челобитную царю Алексею, отвергая в ней новую надпись и требуя вернуть старую I Х Ц С обозначающую «Исус Христос Царь славы». По его мнению, старая надпись говорит о Христе как о Боге и Творце, который занял свое место на небесах после Вознесения. А новая говорит о нем, как об обычном человеке, пребывающем на земле. Но Феодосий Васильев, диакон церкви Красный ям и его последователи долгое время, наоборот, отстаивали «пилатову надпись». Их называли федосеевцами - особым ответвлением старообрядчества. Все остальные староверы используют более древнюю надпись в изготовлении своих крестов до сих пор.

Крещение и крестный ход

У старообрядцев возможно только полное погружение в воду, осуществляемое три раза. Но после никоновских реформ стало возможным либо частичное погружение при крещении, либо даже просто обливание.

Крестный ход раньше совершался по солнцу, по часовой стрелке или посолонь. После реформы во время обрядов его совершают против часовой стрелки. Это вызвало в свое время сильное недовольство, люди стали считать новую тьмы.

Критика старообрядцев

Староверов часто критикуют за их непременное соблюдение всех догм и обрядов. Когда изменили символику и некоторые особенности старых ритуалов, это вызвало сильное недовольство, бунты и восстания. Последователи старой веры даже могли предпочесть мученическую смерть, чем смириться с новыми правилами. Кто они - староверы? Фанатики или самоотверженные люди, отстаивающие свою веру? Современному человеку это сложно понять.

Как из-за одной буквы, которую изменили или выкинули или, наоборот добавили, можно обрекать себя на смерть? Многие авторы статей пишут, что символика и все эти мелкие, по их мнению, изменения после никоновской реформы носят лишь внешний характер. Но правильно ли так считать? Конечно главное - это вера, а не просто слепое соблюдение всех правил и обычаев. Но где предел этих допустимых изменений?

Если следовать такой логике, то зачем вообще нужны эти символы, зачем называть себя православными, зачем нужно крещение и другие ритуалы, если их так можно легко менять, просто получив власть, погубив при этом сотни людей, которые не согласны. Зачем нужна такая православная вера, если она совершенно не будет отличаться от протестантской или католической. Ведь все эти обычаи и обряды существуют не просто так, ради их слепого исполнения. Люди не зря хранили знание об этих ритуалах столько лет, передавали из уст в уста, переписывали книги вручную, ведь это огромный труд. Возможно, они видели за этими обрядами нечто большее, то, чего современный человек не в состоянии понять и видит в этом ненужную внешнюю атрибутику.

Раскол, вызванный реформами Никона, не просто разделил общество на две части и вызвал религиозную войну. Из-за гонений старообрядцы разделились на великое множество разнообразных течений.

Основными течениями старообрядчества являются беглопоповщина, поповщина и беспоповщина.

Беглопоповщина – это наиболее ранняя форма старообрядчества

Название свое это течение получило из-за того, что верующие принимали священников, переходящих к ним из православия . От беглопоповщины в первой половине XIX в. произошло Часовенное согласие. Из-за отсутствия священников они стали управляться уставщиками, которые вели богослужение в часовнях.

Группы поповцев по организации, вероучению и культу близки к православию . Среди них выделялись единоверцы и Белокриницкая иерархия. Белокриницкая иерархия – это старообрядческая церковь, возникшая в 1846 г. в Белой Кринице (Буковина), на территории Австро-Венгрии, в связи с чем старообрядцев, признающих Белокриницкую иерархию, называют также Австрийским согласием.

Беспоповщина в свое время была наиболее радикальным течением в старообрядчестве . По своему вероучению беспоповцы дальше других старообрядцев отошли от православия.

Появляться разнообразные ветви старообрядцев прекратили лишь после революции. Тем не менее, уже к тому моменту всевозможных старообрядческих течений возникло столько, что даже просто их перечислить — довольно затруднительная задача. В нашем списке далеко не все представители старообрядческих конфессий.

Русская православная старообрядческая церковь

Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви (16-18 октября 2012 г.)

На сегодняшний день — это самая многочисленная старообрядческая конфессия: по словам Павла, около двух миллионов человек. Изначально возникла вокруг объединения старообрядцев-поповцев. Последователи считают РПСЦ историческим наследником русской православной церкви, существовавшей до реформ Никона.

РПСЦ находится в молитвенно-евхаристическом общении с Русской Православной старообрядческой Церковью в Румынии и Уганде. Африканская община была принята в лоно РПСЦ в мае нынешнего года. Угандийские православные во главе со священником Иоакимом Киимбой отделились от Александрийского патриархата, из-за перехода на новый стиль. Обряды РПСЦ схожи с другими старообрядческими течениями. Никонианцев признают еретиками второго чина.

Лестовка — это старообрядческие чётки. Само слово «лестовка» значит лесенка, лестница. Лестница от земли до неба, куда и восходит человёк путём непрестанной молитвы. Перебираешь в пальцах ряды пришитых бисеринок и творишь молитву. Один ряд — одна молитва. И сшита лестовка в виде кольца — это чтоб молитва была непрестанной. Нужно непрерывно молиться, чтоб мысли доброго христианина не шатались по сторонам, а были направлены на божественное. Лестовка стала одной из наиболее характерных примет старообрядца.

Распространение в мире: Румыния, Уганда, Молдавия, Украина. В России: по всей стране.

Единоверы. Вторая по количеству прихожан старообрядческая конфессия . Единоверы — единственные старообрядцы, пришедшие к компромиссу с РПЦ.

Женщины и мужчины у единоверов стоят в разных частях храма, во время каждения молитвенно воздевают руки, в остальное время руки держат скрещенными. Все движения сведены к минимуму.

Это течение поповцев возникло в конце 18 века. Гонения на староверов привели к серьёзной нехватке священников у старообрядцев. Одни смогли с этим примириться, другие — нет. В 1787 году единоверы признали иерархическую юрисдикцию Московского патриархата в обмен на некоторые условия. Так, они смогли выторговать старые дониконовские обряды и богослужения, право не брить бород и не носить немецкие платья, а Священный Синод обязался присылать им мирр и священников. Обряды единоверов схожи с другими старообрядческими течениями.

В храм у единоверов принято приходить в специальной одежде для богослужений: русская рубаха для мужчин, сарафаны и белые платки для женщин. Платок женщины закалывают булавкой под самым подбородком. Впрочем, традиция эта соблюдается не повсеместно. «Мы не настаиваем на одежде. Люди приходят в храм не ради сарафанов», - замечает иерей Иоанн Миролюбов, руководитель общины единоверцев.

Р аспространение:

В мире: США. В России: по данным РПЦ в нашей стране действует около 30 единоверческих общин. Сколько их точно, и где они находятся сказать затруднительно, так как единоверы предпочитают не афишировать свою деятельность.

Часовенные. Течение поповцев, которое из-за гонений в первой половине XIX века вынужденно превратилось в беспоповское, хотя сами часовенные себя беспоповцами не признают. Родина часовенных — Витебский район Белоруссии.

Храм Покрова Пресвятыя Богородицы в г. Верея

Оставшись без священников, группа беглопоповцев отказалась от иереев, заменив их уставщиками из мирян. Богослужения стали проводить в часовнях, так и появилось название течения. В остальном, обряды схожи с другими старообрядческими движениями. В восьмидесятые годы прошлого века часть часовенных из Северной Америки и Австралии решили восстановить институт священничества и присоединились к русской православной старообрядческой церкви, похожие процессы наблюдаются сейчас и в нашей стране.

Часовенные Невьянского завода. Фото начала XX века

Распространение:

В мире: Австралия, Новая Зеландия, Бразилия, США, Канада. В России: Сибирь, Дальний Восток.

Древлеправославная поморская церковь. ДПЦ — современное название крупнейшего религиозного объединения поморского согласия. Это — беспоповское течение, поморы не имеют трехчинной иерархии, Крещение и Исповедь совершаются мирянами — духовными наставниками. Обряды схожи с другими старообрядческими конфессиями. Центр этого течения находился в Выжском монастыре в Поморье, отсюда и название. ДПЦ — достаточно популярное религиозное течение, в мире существует 505 общин.

В начале 1900-х годов старообрядческой общиной Поморского согласия был приобретен участок земли на Тверской улице. Увеличить Пятиглавая церковь в «неорусском стиле» со звонницей была построена на нем в 1906 – 1908 годах по проекту архитектора Д. А. Крыжановского – одного из самых крупных мастеров петербургского модерна. Храм проектировался с использованием приемов и традиций архитектуры старинных храмов Пскова, Новгорода, Архангельска.

Распространение:

В мире: Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Эстония, Казахстан, Польша, США, Киргизия, Молдавия, Румыния, Германия, Англия. В России: русский север от Карелии до Урала.

Бегуны. Это беспоповское течение имеет много других названий: сопелковцы, скрытники, голбешники, подпольники. Возникло в конце 18 века. Главная идея состоит в том, что для спасения остался лишь один путь: «не имети ни села, ни града, ни дома». Для этого нужно принять новое крещение, порвать все связи с обществом, уклониться от всех гражданских повинностей.

Начетчики-странники Давыд Васильевич и Фёдор Михайлович. Фотография. 1918 г.

По своему принципу бегунство — это аскетизм в самом жестком его проявлении. Уставы бегунов очень строги, особенно тяжелы наказания за прелюбодеяние. При этом не было ни одного страннического наставника, который не имел бы нескольких наложниц.

Едва возникнув, течение начало делиться на новые ветви. Так появились следующие секты:

Неплательщики отвергли богослужения, таинства и почитание святых, поклонялись только отдельным «старым» мощам. Не совершают крестного знамения, не носят креста, не признают посты. Молитвы заменили на религиозные домашние беседы и чтения. Общины неплательщиков до сих пор существуют в Восточной Сибири.

Михайловский завод на Урале — один из центров неплательщиков

Лучинковцы появились в конце 19 века на Урале. Считали, что Антихрист на Руси воцарился еще в 1666 году. С их точки зрения, единственный предмет богослужения не запятнанный Антихристом — лучина, поэтому отвергали все другие средства освещения . Также лучинковцы отказались от денег и торговых приспособлений.Полностью исчезли в первой половине 20 века.

Невьянский завод на Урале стал центром лучинковцев

Безденежники полностью отвергали деньги . Делать это было и в 19 веке непросто, поэтому им регулярно приходилось прибегать к помощи страноприимников, те деньгами не гнушались. Исчезли к началу 20 века.

Потомки данного направления старообрядчества унаследовали фамилию Безденежных. Деревня ТРУХАЧИ ВЯТСКАЯ ГУБ.

Брачные странники разрешали брак и после принятия обета странничества. Исчезли в первой половине 20 века.

М.В.Нестеров (1862–1942 гг.), «Пустынник»

Пустынники заменили странничество удалением в отдаленные леса и пустыни, где организовывали общины, живя по таким аскетическим нормам, которые бы и Мария Египетская назвала бы излишне жесткими. По непроверенным сведениям, общины пустынников существуют и по сей день в сибирских лесах.

Аароновцы. Беспоповское течение аароновцев возникло во второй половине 18 века.

Аарон. Мозаика в храме Св. Софии в Киеве.

Один из лидеров движения имел прозвище Аарон, по его «погонялу» и стали называть эту конфессию. Аароновцы не считали необходимым отречение и удаление от жизни в обществе и разрешали вступать в брак, который венчал мирянин. К вопросам брака они вообще относились весьма благосклонно, например, разрешили совмещать брачную жизнь и пустынножительство. Впрочем, венчание, совершенное в РПЦ, аароновцы не признавали, требовали развода или нового брака . Как и многие другие старообрядцы, аароновцы чурались паспортов, считая их «печатями Антихриста». Грехом, по их мнению, было дать какую-либо расписку в суде. Кроме того, почитали двоеданов за отступников от Христа. Еще в семидесятые годы прошлого века несколько общин аароновцев существовало в Вологодской области.

Каменщики. Ничего общего с масонами и их символами эта беспоповская религиозная конфессия не имеет. Название происходит от древнерусского обозначения гористой местности — камень. В переводе на современный язык — горцы.

Все ученые-исследователи данной местности удивлялись качествам жителей. Эти горные поселенцы были отважными, смелыми, решительными и уверенными . Знаменитый ученый К. Ф. Ледебур, побывавший здесь в 1826 году, отметил, что психология также общин – действительно что-то отрадное в подобной глуши. Староверы не смущались посторонних людей, которых видели не столь часто, не испытывали робость и замкнутость, а, наоборот, выказывали открытость, прямодушие и даже бескорыстие. По мнению этнографа А. А. Принтца алтайские староверы – удалой и лихой народ, отважный, сильный, решительный, неутомимый.

Каменщики сформировались в труднодоступных горных долинах юго-западного Алтая из всяких беглецов: крестьян, дезертиров . Обособленные общины следовали обрядам, характерным для большинства старообрядческих течений. Во избежание близкородственных связей помнили до 9 поколений предков . Внешние контакты не приветствовались. В результате коллективизации и прочих миграционных процессов каменщики рассеялись по всему миру, смешавшись с остальными русскими этническими группами. В переписи 2002 года лишь два человека указали себя каменщиками.

Кержаки. Родина кержаков — берега реки Керженец в Нижегородской губернии. По сути, кержаки это не столько религиозное течение, сколько этнографическая группа русских старообрядцев северорусского типа, вроде каменщиков, основу которых, кстати, составили как раз кержаки.

Худ. Севергина Екатерина. Кержаки

Кержаки — русские старожилы Сибири. Когда в 1720 году разгромили Керженские скиты, кержаки десятками тысяч сбежали на восток, в Пермскую губернию, и уже оттуда расселились по всей Сибири, до Алтая и Дальнего Востока. Обряды такие же, как и у других «классических» старообрядцев. До сих пор в Сибирской тайге существуют Кержацкие заимки, не имеющие контактов с внешним миром, вроде знаменитой семьи Лыковых. В переписи 2002 года кержаками себя назвали 18 человек.

Самокрещенцы.

Самокрещенец. Гравюра. 1794 г.

Эта беспоповская секта отличается от других тем, что ее последователи крестили себя сами, без священников, через троекратное погружение в воду и чтение Символа веры. Позднее самокрещенцы перестали совершать этот «самообряд». Вместо этого они ввели обычай крестить младенцев так, как это делают повивальные бабки при отсутствии священника. Так самокрещенцы получили второе название — бабушкины. Бабушкины-самокрещенцы исчезли в первой половине 20 века.

Рябиновцы. Рябиновцы отказались молиться на иконы, где присутствовал кто-либо кроме изображаемого образа. Икон таких было немного, и, чтобы выйти из положения, рябиновцы стали вырезать для молений восьмиконечные кресты из рябинового дерева без изображений и надписей.

Рябиновцы, как понятно из названия, вообще очень почитали это дерево. Согласно их верованиям именно из рябины был сделан крест, на котором распяли Христа. Кроме того, рябиновцы не признавали церковных таинств, сами крестили своих детей во имя Святой Троицы, но без чина крещения и молитв. Они вообще признавали только одну молитву: «Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных!». Вследствие этого, хоронили своих усопших без отпевания, вместо этого клали земные поклоны об упокоении души усопшего. Полностью исчезли в первой половине 20 века.

Дырники. Это — течение беспоповцев-самокрещенцев. Название секты появилось из-за характерного способа молиться. Дырники не почитают икон, написанных после церковной реформы патриарха Никона, поскольку некому их было освятить.

Вместе с тем, они не признают и «дореформенные» иконы, поскольку они осквернены «еретиками». Чтобы выйти из затруднительного положения, дырники начали молиться как мусульмане, на улице лицом на восток. В теплое время года это сделать нетрудно, зима же у нас здорово отличается от ближневосточной. Молиться глядя на стены или застекленное окно — грех, поэтому дырникам приходится делать специальные отверстия в стенах, которые затыкаются затычками. Отдельные общины дырников существуют и по сей день в Республике Коми.

Средники. Средники — еще одно беспоповско-самокрещенское движение. В отличие от других самокрещенцев, они не признают… дни недели. По их мнению, когда во время Петра перенесли празднование нового года с 1 сентября на 1 января, придворные ошиблись на 8 лет и передвинули дни недели. Типа, сегодняшняя среда — бывшее воскресенье. Наше же воскресенье по их счету четверг. Полностью исчезли к началу 20 века.

Русь и ее самодержцы Анишкин Валерий Георгиевич

Раскольники (старообрядцы)

Раскольники (старообрядцы)

Раскол, или как его еще называют «старообрядчество», возник в России в середине XVII в. Началу раскола в русской православной церкви положил Собор 1666–1667 гг.

Причиной раскола стала церковная реформа патриарха Никона при царе Алексее Михайловиче. Никон с единомышленниками приступил к исправлению церковных обрядов и богослужебных книг по типу греческого православия. Против нововведений Никона выступили протопоп Аввакум, Неронов и другие их сторонники. Они обвиняли греческую церковь в отступлении от «древлего благочестия» и решительно стояли за старую веру . Отсюда и название «староверы». Их идеал - это Москва XVI и первой половины XVII в. и благочестивый царь с бородой, одетый в золотую парчу, который ходит в церковь, запрещает народу дьявольские игры, танцы, музыку и маскарады и «противные духу русского народа иноземные науки».

Новшества осуждались не потому, что они были плохими, а потому, что были новыми.

В первых рядах раскольников были юродивые, предсказатели, ясновидцы, которые не боялись самого царя. Этих людей подвергали жестоким пыткам и ссылали в Сибирь, но ничто не могло их сломить. Олицетворял и вдохновлял раскол XVII в. Аввакум, жизнь которого отражала обычаи и устои России того времени.

Протопоп Аввакум был в деле религии и морали непримиримо строг не только к себе, но и к другим. В молодости, когда он чувствовал влечение к исповедуемой женщине, он клал руку на лампаду и держал ее над огнем до тех пор, пока греховное желание не пропадало.

Аввакума считали человеком добрым, но во всем, что касалось его веры, он становился непримиримым. На виновных он обрушивал весь запас церковных проклятий и простонародной грубой брани. Самыми невинными словами были «воры, разбойники, собаки», к которым он прибавлял нецензурные выражения.

Движение раскольников вызвало сочувствие в придворных кругах и среди боярства. На сторону раскольников стали царица Мария Ильинична, Милославский, Хованский, боярыни Морозова и Урусова.

Женщин, боярыню Федосию Морозову, ее сестру княжну Урусову и жену некоего стрелецкого полковника Марию Данилову, Аввакум называл «святой, блаженной и мученической» троицей.

Боярыня Морозова познакомилась с Аввакумом после его возвращения из Сибири. Она стала одной из самых горячих сторонников Аввакума. Весь остаток свободного времени Морозова посвящала благотворительности и на это уходила большая часть ее имущества. В ее дворце собиралась огромная толпа больных и увечных, которых она кормила и сама ела из их чашек.

После ареста оставшееся богатство Морозовой было конфисковано, обе сестры подвергались допросам, их раздетых до пояса поднимали на дыбу и пытали огнем, держали по несколько часов на морозе, но из их уст не вырвалось ни одного стона. Сам царь Алексей был поражен их стойкостью и приверженностью вере. Стойкость женщин-раскольниц осталась в истории как реальный факт.

Никон пытался поставить церковную власть над светской. Этим он возмутил царя Алексея Михайловича, и это привело к его разрыву с Никоном, что только усилило церковную смуту.

Раскольничье движение получило широкое распространение. «Старая вера» была уверена в скором пришествии царства антихриста, и идеологи раскольников проповедовали добровольный исход из мира путем массовых самосожжений. С 1672 по 1691 гг. насчитывается тридцать семь коллективных самоубийств с общим количеством жертв более 20 000 человек.

При сыне Алексея Федоре Аввакума и его товарищей Лазаря, Епифания и Никифора в 1681 г. осудили на сожжение на костре. Уже на костре Аввакум поднял два пальца и обратился к пришедшим на казнь со словами: «Молитесь и креститесь так… в противном случае песок покроет те места, где вы живете, и наступит конец мира».

Эта казнь была только частью репрессий, принятых Собором 1681 г. За этим последовало уничтожение всех церквей и монастырей, которые принадлежали расколу, и преследование раскольников и их учеников, но раскол уже распространился и существовал повсюду, и искоренить его стало невозможно.

XVIII в. в Зауралье, Поволжье, на Дону, в Украине существовали многочисленные скиты раскольников, где скрывались массы беглых крепостных крестьян. С раскольниками был связан Емельян Пугачев.

Преследование раскольников вызвало их массовую эмиграцию за пределы России.

Из книги От Рюрика до Павла I. История России в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Раскольники или старообрядцы Ответ 6.37Не тремя, а двумя перстами.Ответ 6.38«Печать антихриста, тайну тайнам сокровенную: змия, зверя и лжепророка».Ответ 6.39Раскольники, или старообрядцы, (1) два раза воспевали слово «аллилуйя» («аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе Боже») и (2)

Из книги Древняя история казачества автора Савельев Евграф Петрович

Глава IV Беглые крестьяне и старообрядцы на Дону Крестьянство в Древней Руси, под каким бы названием оно ни встречалось и на каких бы землях оно ни сидело - казенных, волостных, княжьих, монастырских и других владельцев, пользовалось полной свободой переходить с одной

Из книги «Бежали храбрые грузины» [Неприукрашенная история Грузии] автора Вершинин Лев Рэмович

Раскольники Заключительным актом присоединения Колхиды к России, как и в Восточной Грузии, стало решение церковного вопроса. А вопрос этот был куда как непрост. Еще в 70-х годах XV века, когда Грузия трещала по швам, а остановить распад не было возможности, царь Баграт VI,

Из книги Европа, тюрки, Великая Степь автора Аджи Мурад

Расколы и раскольники К концу первого тысячелетия пространство Европы раскололось на две враждующие стихии - Рим и Константинополь возненавидели друг друга. Причины для тайной и явной вражды между ними были давние.Во-первых, экономические. Византия долго и успешно

Из книги Очерки поповщины автора Печерский Андрей

III. ЗАРУБЕЖНЫЕ СТАРООБРЯДЦЫ. ИСКАНИЕ АРХИЕРЕЙСТВА В МОЛДАВИИ В XVIII столетии, когда старообрядцы поповщинского толка начали искать архиерейства, их общины находились уже не только в разных местах России, но и за границей. Преследования раскола со времен собора 1667 года, а в

Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

Петр Первый и раскольники Прослышав о проходе через их места Петра, выгорецкие раскольники выслали на выгорецкий ям своих старшин с хлебом-солью. Зная, что они будут являться тому, кого они считали антихристом, кто был для них зверем Апокалипсиса, и чей титул представлял

Из книги Азиатская Европа [сборник] автора Аджи Мурад

Часть III Тенгри-хан и названый сын его Христос Исчезнувшее наследие Расколы и раскольники Тенгри-хан и названый сын его ХристосВ сознании миллиардов людей Европа - оплот христианства. И кажется, что так было всегда, ибо именно религия сложила ту культуру, которая вот уже

Из книги Тайны седого Урала автора Сонин Лев Михайлович

Раскольники В настоящее время христианская община на Урале неоднородна. В ней выделяется несколько неортодоксальных течений. Наиболее значимое из них - раскольники. На Урале их еще называют кержаками либо старообрядцами. О них много ходит всяческих слухов, россказней.

Из книги Польша против Российской империи: история противостояния автора Малишевский Николай Николаевич

ИСТИННЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ, МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ ВЛАСТЯМИ В ЦАРСТВЕ ПОЛЬСКОМ, И СТАРООБРЯДЦЫ В ЗАПАДНОМ КРАЕ, № 128, Москва, 12 июня Критические минуты государственной жизни, неся с собой опасности и грозя пагубой, имеют, несомненно, подобно всякому испытанию, ту полезную сторону, что

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Из книги Донбасс: Русь и Украина. Очерки истории автора Бунтовский Сергей Юрьевич

Униаты как раскольники украинской религиозной жизни Многие галичане очень любят хвастаться перед остальными жителями Украины тем, что якобы они хранители исконного украинского языка, культуры и религии. Однако при ближайшем рассмотрении этот тезис разваливается, как

Из книги Мятежное православие автора Богданов Андрей Петрович

Глава III. РАСКОЛЬНИКИ Зимняя вьюга отодвинула рассвет над Москвой, подняв снежные вихри выше Ивана Великого. Злой ветер с острой снежной крупой пронизывал насквозь бедное одеяние священника, вытертое годами тюрем. Меж кремлевских соборов, под продуваемыми ветром

Из книги 1612. Минин и Пожарский. Преодоление смуты автора Савельев Андрей Николаевич

Раскольники Самозванство – это не только поползновение занять царский престол, но попытка возвыситься над ним. Именно это отличает церковных раскольников, отпадающих от учения Христа и православных традиций отношения священства и Царства.Царь Алексей Михайлович,

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

Раскольники (старообрядцы) Раскол, или как его еще называют «старообрядчество», возник в России в середине XVII в. Началу раскола в русской православной церкви положил Собор 1666–1667 гг.Причиной раскола стала церковная реформа патриарха Никона при царе Алексее

автора Гречко Матвей

Из книги Другая сторона Москвы. Столица в тайнах, мифах и загадках автора Гречко Матвей