Урок по творчеству В. Распутина методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Урок, посвящённый жизни и творчеству В.Г. Распутина

Цели : углубить знания учащихся о творчестве и личности В. Г. Распутина,

показать высокую гражданственность, самобытность его творчества

На примере творчества В. Г. Распутина воспитывать у учащихся стремление занимать активную жизненную позицию.

Развивать устную речь учащихся, умение свободно владеть словом, чувствовать и передавать то, что тревожит, волнует автора, а также свое собственное отношение к поднятой им проблеме, развивать артистические, художественные способности ребят.

Оформление : выставка книг В.Г. Распутина, иллюстрации учащихся к его произведениям

Столы можно составить буквой «П», в центре на столике цветы. Необходимо пространство для инсценировок.

Ход вечера.

Звучит музыка Листа «Шум леса». На экране слайды. Выходят ведущие.

1 ведущий:

До сих пор ходят глупые сказки,

Что Сибирь – де без солнца, без ласки,

До сих пор ходят басни досужие,

Что Сибирь знаменита лишь стужею.

Мол метели там песни заводят,

Да медведи по улицам бродят.

До сих пор ещё часто при встрече

Спросит, ахая, житель столичный:

Из Сибири? Да что вы? Далече!...

Глухомань вам неужто привычна?

2 ведущий:

Да, Сибирь далеко от столицы,

Да, здесь вьюга неделями злится,

Да, садами наш край еще беден,

Да, в тайге есть, конечно, медведи,

Но медвежьим одним лишь невежды

Край сибирский считают, как прежде!

3 ведущий:

А какие тут дивные вёсны!

А какие тут звонкие сосны!

Тихо кедры мохнатые дремлют,

Разбежались цветы по увалам.

Поглядишь – не поверишь: на землю

Словно радуга с неба упала.

1 ведущий:

Но богат наш сибирский край, прежде всего, людьми. Многие из них прославили Сибирь. Среди них Валентин Распутин.

(Ведущие уходят)

На экране – портрет Распутина.

1 группа рассказывает о детстве писателя.

1 ученик: «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что даёт ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве»,- писал В.Г. Распутин.

2 ученик: Обратимся к детству В.Г. Распутина, которое сделало его писателем. «Родился я в трёхстах километрах от Иркутска,- рассказывает писатель,- в Усть-Уде, что на Ангаре. Так что я – коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил, воевал… Словом, был как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва – едва управлялась с делами и семьёй, ей забот, сколько помню, всегда хватало».

3 ученик. Детство Распутина совпало с войной: в первый класс Аталанкской начальной школы будущий писатель пошёл в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь была трудной, полуголодной. Здесь же, в Аталанке, научившись читать, Распутин полюбил книги.

4 ученик. Окончив четыре класса в Аталанке, Распутин хотел продолжить учёбу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это целых 50 километров от родной деревни. Каждый день не наездишься – надо перебираться туда жить, одному, без родителей, без семьи. К тому же, как напишет потом Валентин Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым».

О том, как чувствовал себя подросток в незнакомом городе, о чём думал, чем занимался, повествует Валентин Распутин в рассказе «Уроки французского»

Инсценировка эпизода из рассказа «Уроки французского»

(После уроков, замирая от страха, я ждал Лидию Михайловну в коридоре. Она вышла из учительской и, кивнув, завела меня в класс. Как всегда, она села за стол, я хотел устроиться за третьей партой, подальше от нее, но Лидия Михайловна показала мне на первую, прямо перед собой.

Это правда, что ты играешь на деньги? - сразу начала она. Она спросила слишком громко, мне казалось, что в школе об этом нужно говорить только шепотом, и я испугался еще больше. Но запираться никакого смысла не было, Тишкин успел продать меня с потрохами. Я промямлил:

Правда.

Ну и как - выигрываешь или проигрываешь? Я замялся, не зная, что лучше.

Давай рассказывай, как есть. Проигрываешь, наверное?

Вы... выигрываю.

Хорошо, хоть так. Выигрываешь, значит. И что ты делаешь с деньгами?

В первое время в школе я долго не мог привыкнуть к голосу Лидии Михайловны, он сбивал меня с толку. У нас в деревне говорили, запахивая голос глубоко в нутро, и потому звучал он вволюшку, a у Лидии Михайловны он был каким-то мелким и легким, так что в него приходилось вслушиваться, и не от бессилия вовсе - она иногда могла сказать и всласть, а словно бы от притаенности и ненужной экономии. Я готов был свалить все на французский язык: конечно, пока училась, пока приноравливалась к чужой речи, голос без свободы сел, ослаб, как у птички в клетке, жди теперь, когда он опять разойдется и окрепнет. Вот и сейчас Лидия Михайловна спрашивала так, будто была в это время занята чем-то другим, более важным, но от вопросов ее все равно было не уйти.

Ну, так что ты делаешь с деньгами, которые выигрываешь? Покупаешь конфеты? Или книги? Или копишь на что-нибудь? Ведь у тебя их, наверное, теперь много?

Нет, не много. Я только рубль выигрываю.

И больше не играешь?

А рубль? Почему рубль? Что ты с ним делаешь?

Покупаю молоко.

Молоко?

Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне. Не смея поднять глаза на нее, я не посмел и обмануть ее. Да и зачем, в конце концов, мне было обманывать?

Она помолчала, рассматривая меня, и я кожей почувствовал, как при взгляде ее косящих внимательных глаз все мои беды и несуразности прямо-таки взбухают и наливаются своей дурной силой. Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки. Я еще раньше заметил, с каким любопытством поглядывает Лидия Михайловна на мою обувку. Из всего класса в чирках ходил только я. Лишь на следующую осень, когда я наотрез отказался ехать в них в школу, мать продала швейную машину, единственную нашу ценность, и купила мне кирзовые сапоги.

И все-таки на деньги играть не надо, - задумчиво сказала Лидия Михайловна. - Обошелся бы ты как-нибудь без этого. Можно обойтись?

Не смея поверить в свое спасение, я легко пообещал:

Я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать веревками.)

Звучит музыка. Выходят ведущие.

1 ведущий.

Родной сибирский говорок,

Как тёплый лёгонький парок

У губ, когда мороз под сорок.

Как омуль, вымерший почти,

Нет-нет он вдруг блеснёт в пути

Забытым всплеском в разговорах.

2 ведущий.

Родной сибирский говорок,

Меня ты, паря, уберёг

От всех прилизанных речей

Из гладких ровных кирпичей,

Где нет наличников резных

И голубятен озорных,

Как над тобой, моя изба.

Как над тобой, моя судьба.

3 ведущий.

Я был во всём огромном мире

Послом не чьим-нибудь – Сибири,

Хоть я совсем не дипломат.

И до конца – в ответ наветам –

Сибирским буду я поэтом,

А тот, кто мне не верит в этом,

Что ж – тот ничо не понимат.

1 ведущий.

Как же начинался писатель Распутин?

2 группа. Становление писателя.

1 ученик.

«По образованию я журналист, окончил Иркутский университет. Начинал с молодёжной газеты. На третьем году работы послали меня подготовить очерк о лесозаготовителях в один из районов Иркутской области. Я такой очерк написал. Но мне сказали. Что очерка не получилось, материал ближе к рассказу. Эта подсказка редактора и послужила толчком к серьёзному отношению к литературе. Рассказ назывался «Я забыл спросить у Лёшки» и был опубликован в нашем иркутском альманахе «Ангара» в 1961 году», - говорит Распутин в одном из интервью.

2 ученик.

Будучи журналистом, Распутин написал две книжки очерков о людях современной Сибири, её стройках – Братской, Саяно-Шушенской ГЭС, дороге Абакан – Тайшет.

3 ученик.

Читателям всегда интересно заглянуть в творческую лабораторию писателя. Вот что говорит о своей работе Распутин: « Начинаю писать тяжело – страница-полторы в день. Чаще всего не знаю, что будет в следующей главе. Постепенно материал проясняется, впереди брезжит финал повествования, я уже представляю, как к нему подобраться, и тогда пишу очень много, часто не хватает дня. Пишу карандашом, к сожалению, очень мелко, приходиться потом самому перепечатывать написанное»

4 ученик.

Много сейчас говорят о языке повестей Распутина. Читателей радует его свежесть, образность, неповторимость. Валентин Григорьевич как-то сказал: «Не сочтите за нескромность, но я считаю, что языку, каким пишут «деревенские» писатели – Астафьев, Белов, - выучиться нельзя. Этот язык принадлежит им и их героям, с которыми они долго жили, впитали его. Мои сибиризмы – это моя терминология, язык, на котором говорят сибиряки»

5 ученик

Вот некоторые сибиризмы Распутина.

Шпарить – быстро, энергично говорить

Пошвыркать – похлебать

Вякать – болтать, говорить

Непогодье – плохая погода, ненастье

Тюкать – несильно ударять

Хлюзда – плут, обманщик

Притайка – то, что спрятано

Обутка – обувь

Драть – убегать

Выходят ведущие.

1ведущий.

Мечтою чуть не каждый ныне

Стать дворянином обуян –

В архивной утопает тине,

А я горжусь, что из крестьян!

И я горжусь, что наши деды

Растили хлеб, а в дни войны

С мечом шагали до Победы,

Не посрамив родной страны.

2 ведущий.

Ну кто вот так ещё до боли

Любил свой васильковый край?

Они сначала вспашут поле,

Потом уж соберутся в рай.

Хотелось бы поймать жар-птицу,

Чтоб стала жизнь светлей кругом,

И разве кто на заграницу

Из них сменял бы отчий дом?!

3 ведущий.

Не зря в душе растёт тревога:

Заполонил поля бурьян.

Дворян в России стало много,

Зато поди найди крестьян.

3 группа. Вечные и современные проблемы в творчестве писателя.

1 ученик.

От любви к малой родине берут истоки все книги Распутина. Неслучайно в повести «Прощание с Матёрой» легко прочитывается судьба родной деревни писателя – Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления. У Распутина Матёра – и остров, и одноимённая деревня. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Но вот надумали построить на реке мощную гидроэлектростанцию. Остров попадал в зону затопления. Всю деревню надо было переселять в новый посёлок на правом берегу Ангары. Но эта перспектива никак не радовала стариков. Душа, например, бабки Дарьи обливалась кровью. Ведь в Матёре не только она выросла. Это родина её предков. А сама Дарья считает себя хранительницей традиций своего народа.

2 ученик.

Подобная участь постигла и село Аталанка, с которой связаны детские годы Распутина. Его перенесли на другое место. В новую Аталанку переехала мать писателя. Но можно ли на новое место перенести прежний жизненный уклад? Оказалось, что нет. Ведь совершился не просто переезд. Людям пришлось менять ремёсла. Рукотворные моря лишили их привычного уклада. Негде стало сеять хлеб. Многие новые пашни не годились: кругом была в основном глина. В землю тоннами вбухивали удобрения, но они мало помогали. Вот почему стали меняться нравы.

3 ученик.

После публикации повести Распутин говорил журналистам: «Не стоит обольщаться – нам уже не вернуть многие добрые традиции. Теперь речь идёт о том, чтобы сохранить оставшиеся, не отказываться от них с той же лёгкостью и бесшабашностью, как это было до недавних пор». Этому – спасению Земли, жизни, полезных традиций – посвящено практически всё творчество и вся общественная деятельность писателя.

4 ученик.

Для Распутина любовь к земле не абстрактное понятие. Она подкреплена конкретными делами: борьбой за Байкал, стремлением сохранить исторические облики российских городов, возвращением древним центрам страны прежних названий.

Звучит музыка. Загорается яркий свет. Вечер заканчивается.


На 1-ом курсе прошел Всероссийский урок, посвященный литературному наследию В.Г. Распутина

15 марта в библиотеке им. Н. Старостина для студентов 1-го курса был проведен Всероссийский урок, посвященный литературному наследию российского драматурга, публициста, общественного деятеля В.Г. Распутина.

Валентин Распутин - из плеяды писателей, способных встревожить читательские души, передать им свою человеческую, гражданскую боль за землю, за человека на ней, за происходящее. Подготовили и провели урок с использованием информационных технологий: преподаватель русского языка и литературы Бурова Н.В. и сотрудница библиотеки Березина Т.Б.

Наталья Владимировна рассказала студентам о творчестве писателя, его наиболее известных и значимых произведениях, нравственных вопросах, которые постоянно волновали автора и которые он задавал читателю от имени литературных героев. О любви и преданности, вплоть до самопожертвования, о семейных узах, своих корнях, любви к земле и Родине и о многом другом говорил писатель в своих книгах. Эти нравственные вопросы важны во все времена. О произведении «Дочь Ивана, мать Ивана» и поднимаемых в нем вопросах рассказала Татьяна Борисовна. Студентам были продемонстрированы отрывки из художественных фильмов по произведениям писателя.

Проанализировав полученный материал, студенты затем отвечали на вопросы, выполняли творческие задания, с которыми успешно справились.

Произведения Валентина Григорьевича выделяются в общем потоке современной литературы яркой самобытностью. Интерес к его книгам огромен во всем мире. Повести и рассказы Распутина переведены на все европейские языки, по его произведениям ставятся спектакли и фильмы.

Как Россия отметит 80-летие писателя

Текст: Наталья Соколова/РГ
Фото: Виктор Васенин/РГ

В медиацентре «РГ» прошла пресс-конференция, посвященная памятным мероприятиям, приуроченным к 80-летию со дня рождения . В ней участвовали: советник президента РФ по культуре Владимир Толстой, директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак, губернатор Иркутской области Сергей Левченко, режиссер Сергей Мирошниченко.

15 марта классику русской литературы XX века исполнилось бы 80 лет. В честь этой даты памятные торжества пройдут по всей России. Мероприятия запланированы на весь год. В день рождения Валентина Григорьевича откроются сразу два музея : один - в Иркутске, другой - на малой родине писателя в Усть-Уде. Губернатор Иркутской области Сергей Левченко подчеркнул: «Где бы Валентин Григорьевич ни находился, ездил по миру, мы его всегда считали нашим человеком, сибиряком, земляком. Музей Распутина - это место, где будет заново прочитываться творчество писателя. Многое из того, что не опубликовано, только предстоит открыть исследователям. В этих музеях школьники и студенты встретятся с теми, кто помнит Распутина» .

На 15 марта также запланирован всероссийский урок по творчеству Валентина Распутина , который пройдет во всех школах.

В памятный день весь эфир на радио «Книга» , как рассказал его главный редактор Егор Серов, будет посвящен писателю . Кроме того, каждый день в течение года там можно будет услышать произведения Валентина Григорьевича в исполнении известных российских актеров. Кроме Волгограда и Москвы, летом и осенью радио будет вещать еще в 18 городах России. Также доступен в интернете.

В Доме Пашкова Российской государственной библиотеки в день именин писателя, 22 марта , пройдет памятный вечер «Из глубин в глубины» . В бывшей «Ленинке» хранится большая часть рукописного архива писателя, который был передан библиотеке его наследниками, кроме того, сам Валентин Григорьевич очень любил работать в залах библиотеки. На вечере выступят , политик Наталья Нарочницкая, ректор Литературного института , писатель , критик и публицист Лев Аннинский. «Мы надеемся, что это будет содержательный разговор о Валентине Григорьевиче, нам очень важно определить то место, которое занимают в наших умах, сердцах те смыслы, которые открыты Распутиным и в его прозе, и в его публицистике» , — сказал Дмитрий Бак . Студенты учебного театра Щукинского училища прочитают фрагменты из произведений Распутина .

Также в РГБ в Голубом зале пройдет выставка , которая станет своего рода продолжением экспозиции, открывшейся в Румянцевском зале «Ленинки». Выставку в Голубом зале Государственный литературный музей готовил совместно с Иркутским областным краеведческим музеем. Посетителям представят эксклюзивные материалы. После Москвы она поедет в копиях по регионам России.

О мероприятиях, которые пройдут на сибирской земле, рассказал Сергей Мирошниченко, автор документального фильма о Распутине «Река жизни». По его словам, в Иркутске с 5 по 9 октября пройдет один из самых известных в мире экологических фестивалей «Человек и природа» , задуманный писателем. Теперь он носит имя Валентина Распутина. В этом году в программе будут участвовать не только документальные фильмы о писателе, но и игровые фильмы, созданные по его произведениям. Ученица Сергея Мирошниченко Юлия Бывшева снимает авторский фильм о Валентине Распутине , в котором о Распутине будут рассказывать те, кто его знал, любил, жил рядом. К фестивалю картина должна быть завершена. «Нам не хватает голоса Распутина , - посетовал Сергей Мирошниченко . - Это беда, что сейчас голос таких выдающихся писателей стал глуше. Не такой смелый и искренний. Кроме смелости, нужна и искренность.

Искреннему, чистому голосу Распутина мы верили. Это не голос протеста в интернете, это голос осмысленного взгляда на свою родину, на жизнь.

Кроме того, мне не хватает той любви, которую он посылал к русской, российской женщине. Женщине - матери, родине, всегда прощающей нас. Я надеюсь, что с Распутиным не будет происходить то, что происходит со многими великими русскими писателями второй половины XX века, когда тихо, шаг за шагом, память о них размывается и тухнет. Она нам очень нужна сейчас» .

С ним согласен и Владимир Толстой : «Все, что мы запланировали, делается с большой любовью к Распутину, не для галочки. Его отсутствие чувствуется и ощущается в нравственном климате общества. Для тех, кто знал писателя лично, это незаполняемая пустота» .

В рамках книжного фестиваля «Красная площадь», который пройдет в Москве с 3 по 6 июня , состоится круглый стол, посвященный творчеству Распутина . У Распутина до сих пор нет полного собрания сочинений. Эта тема будет обсуждаться на круглом столе. Также на ярмарке представят новые издания произведений Распутина: в этом году должна быть закончена публикация переписки Валентина Распутина с Виктором Астафьевым с предисловием Валентина Курбатова.

В сентябре в Иркутске пройдет Форум молодых писателей России, стран СНГ и Зарубежья, посвященный Валентину Распутину . Также осенью в рамках Культурного форума, ежегодно проходящего в Санкт-Петербурге, пройдет научно-практическая конференция «Наследие Распутина: вечные вопросы» .

КСТАТИ
В Театральной галерее на Малой Ордынке - отделе Театрального музея им. А. А. Бахрушина - до 2 апреля работает выставка «Всю жизнь я писал любовь к России. Народные драмы Валентина Распутина на сцене и на экране». Экспозицию составили фотографии, афиши, программки, книги, рецензии, видеоматериалы. Проза Валентина Распутина была очень востребована русским театром и кинематографом на рубеже 1970-1980-х гг. Тогда за пять лет по всему СССР было поставлено более 40 спектаклей. Посетители смогут увидеть видеофрагменты постановок самых значимых произведений Валентина Распутина — «Деньги для Марии», «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой», созданных с 1970-х до 2010-х годов не только в Москве и Петербурге, но и в Рязани, Орле, Чебоксарах, Уфе, Пскове. Отдельный зал посвящен киноверсиям его произведений.

«Уроки нравственности» (по творчеству В. Распутина).

учитель Тележкина Маргарита Вениаминовна

11 класс

Цели и задачи урока:

    раскрыть нравственные проблемы литературы 80-х годов 20 века;

    продолжить знакомство с творчеством В.Распутина;

    дать представления о своевременности и современности произведения «Прощание с Матёрой»;

    продолжить разговор о человечности, о милосердии, о любви к своей малой родине;

    ввести ребят в духовный мир Распутина, в нравственный мир его героев;

    способствовать воспитанию у ребят потребности в наличии собственного мнения в самоанализе;

    воспитание чувства ответственности за свои слова и поступки, любви к Родине, к малой родине.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: устный журнал.

Эпиграф:

Четыре подпорки у человека в жизни:

дом с семьей, работа, люди, с кем

вместе править праздники и будни, и

земля, на которой стоит твой дом.

(В.Распутин)

Оборудование:

  • эпиграф на доске;

    портрет писателя;

    презентация.

Словарная работа:

Прощание - расставание

Проститься –

1) с кем-либо обменяться приветствиями при расставании;

2) покинуть что-нибудь, расстаться

Матёра - матерый; мать; материк.

Матёрый –

1) полный сил, крепкий, достигший полной зрелости;

2) опытный, знающий;

3) неисправимый, отъявленный.

Ход урока:

    Организационный момент.

Записываем дату урока, тему, эпиграф в тетрадь. Определяем цели урока.

    Слово учителя.

В начале урока мы познакомимся с биографией писателя (презентация).

Распутин Валентин Григорьевич родился 15 марта 1937 года в Иркутской области, поселке Усть-Уда на берегу Ангары в 300 км. От Иркутска, между Иркутском и Братском. Мать - Распутина Нина Ивановна, отец - Распутин Григорий Никитич.

В 1 класс Аталанской начальной школы будущий писатель пошёл в 1944 году. Здесь, научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Окончив 4 класса, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были 5 и последующие классы, находилась за 50 км от родной деревни, так началась жизнь писателя без родителей и семьи.

В 1959 окончил историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. В студенческие годы он стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961).В 1958--66 занимался журналистикой в Иркутске и Красноярске: в 1958 был корреспондентом газеты «Советская молодежь» Иркутского обкома комсомола, с 1959 работал на телестудии в Иркутске, затем, после переезда в Красноярск, сотрудничал с газетами «Красноярский комсомолец» и «Красноярский рабочий». В качестве корреспондента «Советской молодежи», а позже - «Красноярского комсомольца» и «Красноярского рабочего» обошел пешком междуречье Енисея, Ангары и Лены.

Первый сборник рассказов - «Я забыл спросить у Лешки», вышел в 1961. С 1966 г. Распутин - профессиональный литератор. С 1967 г. член Союза писателей СССР.

Самостоятельной общественной деятельностью начал заниматься в первой пол. 80-х, став одним из инициаторов кампании за спасение оз. Байкал от стоков Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Активно выступал против проекта поворота северных и сибирских рек. В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири» Восточно-Сибирского книжного издательства (Иркутск). В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».

В 1986 был избран секретарем правления Союза писателей СССР и секретарем правления Союза писателей РСФСР.

В марте 1990, после избрания М. Горбачева Президентом СССР, Распутин был указом Президента назначен членом Президентского Совета СССР. По материалам Всероссийского конкурса читательских симпатий «Золотой ключик - 98», проведенного Российской государственной детской библиотекой, среди 50 самых популярных авторов подростки называют В.Г.Распутина.

Награды В.Г. Распутина:

    Лауреат Государственной премии СССР (1977, 1987),

    Лауреат премии Иркутского комсомола им. Иосифа Уткина (1968),

    Лауреат премии им. Л. Н. Толстого (1992),

    Лауреат премии Фонда развития культуры и искусства при Комитете культуры Иркутской области (1994),

    Лауреат премии им. Святителя Иннокентия Иркутского (1995),

    Лауреат премии журнала «Сибирь» им. А. В. Зверева,

    Лауреат премии Александра Солженицына (2000),

    Лауреат Литературной премии им. Ф. М. Достоевского (2001),

    Лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства (2003),

    Лауреат премии им. Александра Невского «России верные сыны» (2004),

    Лауреат премии «Лучший зарубежный роман года. XXI век» (Китай, (2005),

    Лауреат Всероссийской литературной премии имени Сергея Аксакова (2005),

    Лауреат премии Правительства России за выдающиеся заслуги в области культуры (2010),

    Лауреат премии Международного фонда единства православных народов (2011).

Почётный гражданин Иркутска (1986), Почётный гражданин Иркутской области (1998). Умер 14 марта 2015 года, за 4 часа до своего 78-летия.

    Изучение нового материала .

Анализ повести «Прощание с Матёрой».

В своих произведениях В.Распутин говорит читателям об общечеловеческих ценностях – о совести. О родине, о смысле человеческой жизни, о душе, о памяти.

Писателя волнуют такие вопросы: «Для чего живёт человек? Зачем? Для какой пользы?»

«Интересно, куда денется жизнь?» - думала старуха Анна из «Последнего срока».

Старая Дарья из повести "Прощание с Матёрой" спрашивала себя и не могла ответить: «Кто знает правду о человеке: зачем он живёт?»

В чём мы убеждаемся, вслушиваясь в вопросы, волнующие В. Распутина? (В том, что каждый нормальный человек не может не ставить эти вопросы и не задумываться над ними).

Произведение рассказывает нам об острове Матёра, который должен затонуть в связи с построением новой ГЭС. А вместе с островом должна будет исчезнуть и та жизнь, которая складывалась здесь в течение трехсот лет, то есть сюжетно эта ситуация изображает гибель старой патриархальной жизни и воцарение жизни новой.

В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьба Матеры – ведущая тема этого произведения.

В ней легко прочитывается судьба родной деревни Распутина – Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления.

Матера – это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми

Матера. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. Но уходит Матера, уходит душа этого мира.

Надумали построить на реке мощную электростанцию. Остров попал в зону затопления. Всю деревню надо переселять в новый поселок на берегу Ангара.

Главным патриотом и философом Матёры оказывается, как обычно у Распутина, старуха – Дарья.

«Распутинские старухи» - такое же культурно-историческое понятие, как «шукшинские чудики» или (если заглянуть в ХIХ век) «тургеневские девушки» и «лесковские праведники».

Хозяин - зверь-хранитель острова, царский листвень - его мировое дерево, Дарья - матерь и память Матёры. Этот образ - не просто характер, но - точка зрения, предельный, обобщенный взгляд на мир, приближающийся к авторскому, но не сливающийся с ним.

Дарья - «самая старая из старух», даже не помнящая даты своего рождения: «Лет своих в точности никто из них не знал, потому что точность эта осталась при крещении в церковных записях, которые куда-то увезли - концов не сыскать» (гл. 2). Она уже стоит на переломе, на краю, на границе между миром живых и той беспрерывной чередой безымянных предков, которая уходит в глубину, под землю. «Мне бы поране собраться, я давно уж нетутошняя… я тамошняя, того свету. И давно навроде не по-своему, по-чужому живу, ниче не пойму: куды, зачем? А живу. Нонче свет пополам переломился: евон чо деется! И по нам переломился, по старикам… ни туды мы, ни сюды. Не приведи господь!» (гл. 4).

Как показана нравственная красота Дарьи?

(Распутин показывает нравственную красоту Дарьи через отношение к ней людей. К ней идут за советом, к ней тянутся за пониманием, теплом. Это образ праведницы, без которой "не стоит село").

Через что раскрывается образ Дарьи?

(Глубина образа Дарьи раскрывается и в общении с природой. В основе миропонимания героини лежит свойственное русскому человеку осознание неразрывной, органичной связи человека и природы).

Что такое дом, изба для Дарьи?

(Как бы от отца с матерью получает Дарья наказ проводить избу, обмыть как покойника, обрядить во всё лучшее. Изба связывает её с отцом, с матерью, с их отцами и матерями. Её не покидает ощущение этой связи с ушедшими.)

Она не только побелила, но выскребла полы, помыла окна, думая при этом: "Чует, ох, чует, куда я её обряжаю".

Деревенский неграмотный человек, она думает о том, что должно беспокоить всех в мире: ради чего мы живём? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения? Дарья понимает, что предшествующая материнская рать отдала для неё всё, что "правда - в памяти".)

    Подведение итогов урока .

Завершая сегодняшний урок по повести В. Распутина "Прощание с Матёрой", попытаемся, каждый для себя, выделить главное: что нам дала встреча с Матёрой? Заставила ли задуматься над вопросами нравственности, о бережном отношении к малой родине, Родине.

Я хочу ещё раз обратить ваше внимание на эпиграф

Я желаю вам, чтобы всю вашу жизнь поддерживали вас эти 4 подпорки, чтобы вы никогда не забывали о доме родном.

«Она повернула влево и отыскала в глубине леска холмик, под которым лежали отец и мать, те, кто дал ей жизнь. Холмик был запачкан землей от вывернутого креста. Слева, ее клали первой, покоилась мать, справа отец. Дарья поклонилась могильному холму и опустилась рядом на землю. Ветерок сюда не пробивался, было тихо, лишь сухо и колко шуршали трынки. Она прикрыла глаза, чтоб не видеть ни дыма, ни разоренных могил, и, покачиваясь усыпляющими движениями вперед-назад, как бы отлетая от одного состояния и правя к другому, набираясь облегчающей небыти, тихонько объявилась:

Это я, тятька. Я это, мамка.- Голос был неверный, - Вот пришла. Совсем ослобонилась, корову и ту седни увезли. Можно помирать. А помирать, тятька, придется мне мимо Матеры. Не лягу я к вам, ниче не выйдет. И вас хотела с собой взять, чтоб там вместе лягчи, и это не выйдет. Не сердитесь на меня, я не виноватая. Я-то виноватая, виноватая, я уж потому виноватая, что это я, на меня пало. А я бестолковая, не знала, че делать. Ты мне, тятька, говорел, чтоб я долго жила... я послушалась, жила. А нашто было столь жить, надо бы к вам, мы бы вместе и были. А теперь че? Не помереть мне в спокое, что я от вас отказалась, что это на моем, не на чьем веку отрубит наш род и унесет.

Она уткнулась лицом в траву на могильном холме, плечи ее вздрагивали. И туда, в траву, в землю, горько пожаловалась: - Ды-ы-ымно, дымно у нас. Продыху нету от дыму. Сами видите. А меня-то вы видите? Видите, какая я стала? Я ваша, ваша, мне к вам надо... рази можно меня к живым? Я ж туда непригодная, я вашего веку. Мне к вам... я бы избу ишо проводила и к вам. Пушай огонь, вода...- Она подняла голову и поправила платок.- Избу нашу, тятька, не седни завтри тоже... тоже туды. А я глядеть буду. Подойду, чтоб не сильно пекло, и буду глядеть, хорошо ли горит. А после приду и скажу тебе. Че я сделаю? Ну? И вдруг ей пришло на ум - будто донесло угадывающимся шепотом откуда-то издалека-издалека: "А избу нашу ты прибрала? Ты провожать ее собралась, а как? Али просто уйдешь и дверь за собой захлопнешь? Прибрать надо избу. Мы все в ей жили". Вздрогнув, Дарья торопливо согласилась: "Приберу, приберу. И как я из памяти выпустила? Сама бы должна знать. Приберу". "А ишо че? - надеясь на ответ, спросила она.- Ишо че мне делать? Как быть-то мне?" - и напряглась, натянулась, вслушиваясь, собирая в одно слабые проплывающие мимо звуки. Но нет, ничего не сказалось ей. Самое главное не сказалось. По-прежнему было тихо, шелест листьев и травы не сошелся в ответ.

Она спросила еще раз, уже без надежды,- могилы молчали. И она решила, что не получила прощения. Так ей и надо. За какие такие заслуги она собиралась его получить? Сама себя не может простить, а хочет, чтоб простили они,- не стыд ли?»

    Домашнее задание .

Прочитайте отрывок из повести и ответьте на вопросы:

За что просит Дарья прощение у своих родителей?

Почему в трудную минуту она приходит на кладбище?

Какие нравственные качества в характере Дарьи заставляют нас уважать её?

6. Рефлексия.

- Все ли поняли тему урока?

-Достиг ли урок цели?