В вооруженных силах российской. Вооруженные силы рф

28 апреля 2014 года вышел из печати юбилейный тематический Сборник “Связь в Вооруженных Силах Российской Федерации – 2014”, приуроченный к 95-летию Войск связи, которое будет отмечаться 20 октября 2014 года. Это уже 9-й выпуск Сборника. Это и все предыдущие издания выложены в открытом доступе на нашем сайте в сети Интернет.

В Сборнике опубликован 41 материал от Вооруженных Сил Российской Федерации, 71 предприятие промышленности предоставило для публикации статьи о своей деятельности, современных и перспективных разработках по профильной тематике.

Первыми получателями Сборника - 2014 стали все присутствующие на торжествах, посвященным 80-летию факультета связи Военной академии Генерального штаба ВС РФ 26 апреля 2014 года, для чего некоторую часть тиража мы сумели отпечатать к этой дате.

Кроме того, Сборник получили все участники (как действующие генералы и офицеры, так и ветераны) традиционного торжественного собрания проводимого начальником Главного управления Связи ВС РФ, посвященного Дню Победы и Дню Радио, которое состоялось в Москве 5 мая 2014 года.

Как и планировалось ранее, Сборник был представлен и широко распространялся со стенда Издателя на выставках “Связь – Экспокомм – 2014”, Форуме “Комплексная безопасность”. Издание смогли получить все посетители нашего стенда и совершенно бесплатно.

ГУС ВС РФ уже закончило распространение Сборника по Управлениям Главного управления Связи ВС РФ, Управлениям Минобороны и Генерального штаба, Управлениям и отделам связи всех видов и родов ВС РФ, органам организации заказов и поставок для войск связи ВС РФ, профильным высшим военно-учебным заведениям и военным кафедрам гражданских ВУЗов, военно-научным учреждениям, взаимодействующим министерствам и ведомствам.

Сборник в очередной раз получил высокую оценку, как руководителей и специалистов военной связи, так и предприятий и организаций промышленности. В наших многочисленных встречах получатели Сборника отмечали, что наряду с интересными и полезными материалами от ВС РФ и промышленности, очень нужным является наличие в Сборнике Анкет предприятий - участников Сборника . В них в обобщенном формализованном виде представлена (в разделе сайта Участники Сборника следующая информация: полные реквизиты (адрес, №№ тел., E-mail, www), ФИО руководителей, перечень выпускаемой и поставляемой продукции, услуг и реализованных проектов. Следует отметить, что на сайтах большинства участников Сборника информация в таком виде отсутствует. К эксклюзивным материалам, опубликованным только в Сборнике относятся: информация о руководстве и составе ГУС ВС РФ , задачи основных структурных подразделений и информация об их руководителях .

Мы сохраняем на нашем сайте архивы всех предыдущих Сборников (30 выпусков) не только по направлению ГУС ВС РФ, но и по линии МВД России , ВВ МВД России , УС ВМФ , МЧС России , ФСИН России . В них также размещены Анкеты более 700 предприятий промышленности.

Впервые в истории Сборника "Связь в Вооруженных Силах Российской Федерации” 14 мая 2014 года в Москве в Экспоцентре во время проведения выставки "Связь-Экспокомм-2014" прошла его презентация . Мероприятие вызвало большой интерес у участников Сборника, организаций – экспонентов и гостей выставки. Запланированный для мероприятия зал с трудом вместил всех желающих. На презентации руководство ГУС ВС РФ сообщило о начале подготовки в ближайшее время очередного (уже десятого) выпуска тематического Сборника “Связь в Вооруженных Силах Российской Федерации – 2015”.

К сведению организаций промышленности. Работа Сборника не ограничилась участием в 2 – х выставках и Презентации. Сборник продолжает свою работу – продвигать вашу продукцию и услуги, информировать о Вас соответствующих руководителей и специалистов из области военной связи, смежных министерств и ведомств. Его полная электронная версия вместе с приложением на CD – диске выложена в свободном доступе на Сайте Издателя.

События последних недель минувшего года, связанные с освобождением от занимаемых должностей ряда чиновников и чиновниц Министерства обороны России, до сих пор в центре внимания общества. На сенсационные разоблачения в военном ведомстве пришлось реагировать и политическим деятелям, вплоть до первых лиц государства. Однако логика рассуждений иных высокопоставленных сановников такова : да – проворовались, да – не справились. За что и уволены. Но в целом военную реформу вели в правильном направлении .

Большинство положительных оценок реформ Вооружённых сил РФ исходит от людей, мало сведущих в военном деле и в оборонном строительстве . Они оперируют данными, которые получают от тех же высокопоставленных чиновников Министерства обороны. А потому допущенные ошибки нередко преподносятся как удачи, недостатки выдаются за преимущества .

Так рождались мифы о достижениях . Проверить их непросто, поскольку единственным бескомпромиссным экспертом эффективности военно-стратегических, военно-экономических и военно-технических мероприятий, проводимых в государстве, является война. К счастью, у нас есть возможность заняться «мифологией» нового облика, не прибегая к результатам столь кровавой экспертизы. Потому что непредвзятый анализ нового облика – это шанс для исправления допущенных ошибок.

Зачем ломали копья

Миф первый – об успешном усовершенствовании организации Вооруженных Сил . Прежде всего, имеется в виду переход от пятиуровневой к трехуровневой организационной структуре.

Эта легенда проверяется простой арифметикой. В недавнем прошлом Российская армия имела даже не пять, а девять уровней войсковой иерархии , это:
— группировка войск на театре военных действий (ТВД)
— фронт (в мирное время – военный округ)
— общевойсковая армия либо армейский корпус
— мотострелковая дивизия или бригада
— полк
— батальон
— рота
— взвод
— отделение.

В результате перехода на новый облик мы имеем:
— группировку войск на ТВД
— группировку войск на стратегическом направлении, замкнутую на оперативно-стратегическое командование (ОСК)
— армию
— бригаду
— батальон
— роту
— взвод
— отделение.

Всего восемь инстанций. «Экономия» произошла только на полковом звене – оно якобы исчезло. Но это лишь на первый взгляд. В подчинении ОСК появились новые оперативные объединения – командования ВВС и ПВО. А они в свою очередь состоят из бригад ВКО, которые включают не что иное, как полки (зенитные ракетные, радиотехнические). Вот и нашлась потеря. Выходит, новая организационная структура имеет столько же ступеней войсковой иерархии (а заодно и управленческих инстанций), сколько ликвидированная старая. И стоило ломать копья?!

Одним из аргументов в пользу перехода от дивизионной к бригадной структуре являлся опыт передовых стран. Однако и здесь реформаторы что-то напутали. В вооруженных силах США как были дивизии (механизированные, бронетанковые, пехотные и др.), так и остались. Дивизионная структура также составляет основу сухопутных войск Народно-освободительной армии Китая.

Если вспомнить о том, что война предполагает вооруженное столкновение с противником, то боевые потенциалы противоборствующих войсковых формирований должны быть взаимно сопоставимы. Иными словами, бригада воюет с бригадой противной стороны, а не с ее дивизией или армией. Но этого как раз и не получается. Нормативная полоса обороны (наступления) нашей «компактной» сухопутной бригады почему-то оказалась равной полосе применения «некомпактной» механизированной дивизии – 20 км по фронту .

В случае возникновения военного конфликта с противником, структура вооруженных сил которого совпадает с американской, в этой полосе сойдутся :
с российской стороны:
– два мотострелковых батальона
— два танковых батальона
— два артиллерийских дивизиона
— одна реактивная батарея

со стороны противника:
– две тяжелые бригады
— две бригадные группы
— одна бригада армейской авиации
— одна артиллерийская бригада.

ИТОГО:
— против 170 танков противника мы выставим 84 танка;
— против 394 его БМП и БТР – 263 своих;
— на поле боя встретятся 16 тысяч солдат и офицеров механизированной дивизии с 4,5 тысячи солдат и офицеров мотострелковой бригады российских Сухопутных войск.

А еще к сказанному добавим, что против 118 вертолетов армейской авиации, штатно находящихся в дивизии американской армии (в том числе 24 ударных), мы не выставим ничего ввиду их категорического отсутствия в штате бригады нового облика. К этому прибавим по мелочам:
— трехкратное превосходство предполагаемого противника в артиллерийских орудиях и минометах;
— шестикратное превосходство в реактивных системах залпового огня и др.

Несмотря на эти цифры, некоторые военачальники занялись развешиванием макаронных изделий на органы ощущения российских граждан. Одни сравнивают эффективность нашей новой бригады со старой нашей же дивизией. Другие – с аналогичными соединениями предполагаемого супостата. И (о чудо!) результаты сравнения полностью оправдывают бригадно-батальонную структуру войск. Это похоже на старую шутку о том, что у советского человека зарплата маленькая, но хорошая.

Но самым популярным «козырем» в пользу перехода от дивизии к бригаде приводилась якобы более высокая боевая готовность, мобильность и компактность последней. Здесь не поспоришь. Впрочем, если во главу угла ставить такие критерии, как компактность и мобильность, то стоило бы вообще воевать взводами или отдельными экипажами. Одиночная БМП или танк куда компактнее и шустрее соединения. Впрочем, тогда непонятно: почему в самом высокомобильном роде войск, которым по праву считаются ВДВ, от «неповоротливых» дивизий так и не отказались? Сохранились дивизии в РВСН и ВМФ.

Наряду с уровневой «экономией» преподносится как достижение то, что российские Вооруженные Силы стали трёхвидовыми . Этим они якобы выгодно отличаются от советских, включавших пять видов: СВ, ВМФ, ВВС, Войска ПВО страны, РВСН. Напомним забывчивым реформаторам, что наряду с тремя видами (СВ, ВВС, ВМФ) ВС РФ нового облика включают три самостоятельных рода войск (РВСН, ВДВ, Войска ВКО).

Чем род войск отличается от вида? Сменой вывески главного командования на командование и снижением в воинском звании и окладе командующего и некоторых должностных лиц его аппарата. Вот, собственно, и все. Поэтому с определенным «округлением» понятий мы можем считать современные ВС РФ шестивидовыми.

«Пиджаки» на передовой

Вторым мифом стала заявленная оптимизация системы управления войсками . Здесь следует рассмотреть несколько аспектов. Прежде всего, она является зеркальным отражением рассмотренной организационной структуры, поскольку число управленческих звеньев соответствует количеству этажей организационной вертикали. А там, как было показано выше, существенных прогрессивных новаций нет.

Кроме того, проведенная «оптимизация» штатов в органах управления некоторых войсковых формирований вряд ли способствует повышению качества и оперативности принятия решений и планирования боевых действий, постановки задач подчиненным и контроля их выполнения. Подтвердим сказанное цифрами.

В штате управления механизированной бригады ВС США «Страйкер» состоят 124 человека. Управление нашей мотострелковой бригады нового облика – 87 человек. Первое, что вызывает недоумение: в этом числе управленцев – 25 человек гражданского персонала. Причем в штате военного времени . Учитывая нахождение этих функционеров в 15-километровой зоне от линии фронта в радиусе досягаемости практически всех средств поражения противника, каков их статус в отечественном правовом поле и в рамках международного гуманитарного права?

Для сведения: в штатах военного времени ни стрелковой бригады 1944 года, ни мотострелковой бригады 1999 года не предусматривалось ни одной гражданской клетки. Нет их и в механизированной бригаде американской армии.

Указанную «экономию» на личном составе органа управления бригады нового облика относительно аналогичного по статусу соединения наших заокеанских оппонентов можно было бы оправдать высшей степенью автоматизации процессов управления и лучше организованной связью в Российской армии. Но подобную гипотезу нереально даже допустить. Причем не только в Сухопутных войсках, но и в самых высокотехнологичных видах Вооруженных Сил.

Вспомним, как осуществлялось управление авиацией ВВС в ходе грузино-осетинского конфликта в августе 2008 года. Мобильный телефон и крепкое словцо главнокомандующего, обращенное напрямую к летчику, минуя всю управленческую цепочку, игнорируя систему командных пунктов. При такой организации управления действительно не нужны ни штабы, ни боевые расчеты…

Следующий аспект – любая система управления тем эффективнее, чем проще и понятнее она сконструирована . Но, боясь признать и исправить допущенные ошибки, все новые решения «мягко встраивали» в старую многослойную управленческую конструкцию. Создаваемая структура становилась все более громоздкой и мудреной. Особенно от этих «рационализаций» пострадали войска и силы, ведущие борьбу в воздушно-космической сфере.

На одной из военно-научных конференций командующий Войсками ВКО, затрагивая проблемы управления дежурными по ПВО войсками, справедливо заметил, что, отвечая за выполнение комплекса задач боевого дежурства в этой сфере в воздушном пространстве всего государства, он руководит лишь формированиями, развернутыми в центральной части России. Остальные войска и силы ПВО (ВКО) подчинены другим лицам: непосредственно – главнокомандующему ВВС, оперативно – командующим военными округами (ОСК). Многовластие и безвластие одинаково разрушительны. Все это порождает безответственность . Повторись сегодня случай, подобный пролету Матиаса Руста, даже найти кандидатов в «стрелочники» будет непросто.

Помимо этого, Вооруженные Силы уже более полутора десятка лет живут без документов, регламентирующих их боевую деятельность . Случайный вектор реформы обусловливает такие же шараханья в документальной базе. Целое поколение офицеров выросло на временных наставлениях, боевых уставах и руководствах, бесчисленных уточнениях и дополнениях к ним. А ведь это юридический фундамент управленческой деятельности командира и штаба. Как была организована работа над написанием соответствующих проектов, несложно представить.

На совещании в октябре 2011 года один из высокопоставленных чиновников Генштаба напутствовал собравшихся ученых: «Проработайте уставы американские, французские, немецкие, английские. Вдумайтесь, и у вас появятся мысли …». И это в армии-победительнице, разгромившей Наполеона и Гитлера, имевшей самую передовую тактику, оперативное искусство и стратегию ведения войны! Мысли у присутствующих, разумеется, при таком подходе не появились…

Кроме всего прочего, бесконечно запутана система военных понятий . Какому-то эффективному гражданскому менеджеру (видимо, из крестьян) понадобилось вместо исторических наименований войсковых формирований ВВС вводить авиационные базы 1, 2 и 3-го разрядов. Напоминает плодоовощные хранилища недавнего прошлого. Не под этим ли впечатлением один авиационный генерал после увольнения в запас возглавил Тверскую сельскохозяйственную академию? И возможно, вскоре весенняя вспашка земли будет называться полевым сражением, сбор урожая корнеплодов превратится в наступательную операцию, а преуспевшим фермерам буду присваиваться очередные звания?

Непонимание, чем отличается орган управления войсковым формированием от самого войскового формирования, привело к несуразным тавтологиям. Например, лицо, управляющее действиями оперативного объединения ВВС, теперь называется «командующий командованием ВВС и ПВО». Кому и зачем понадобилось ломать то, что привычно и работает, на чужеродное и мёртвое?

Кадровые репрессии

Басня номер три: разумно осуществлялась кадровая политика . Напомним последние «достижения» руководителей военного ведомства в этой сфере деятельности. В течение двух лет из Вооруженных Сил были уволены около 200 тысяч офицеров и прапорщиков. Причем в первую очередь кадровым репрессиям (а как это по-другому назвать) были подвергнуты специалисты среднего командного, штабного и инженерного звеньев.

Нынешние майоры и подполковники в 90-е годы были 17-летними юношами. Государство убедило молодых людей, что они востребованы, и давало юридические гарантии установленного законом порядка прохождения военной службы – от принятия присяги до увольнения по достижении предельного возраста. Вряд ли хоть один из нынешних зрелых и опытных офицеров выбрал бы профессию «защищать Родину», зная, что через 15 лет будет вышвырнут из рядов Вооруженных Сил . А те, кто остался служить, оказались совершенно в ином правовом поле, не соответствующем ситуации, в которой они приняли решение посвятить свою жизнь ратному служению державе.

Но дело даже не в разбитых судьбах десятков тысяч верных России военнослужащих. Эти обманутые люди убедят своих детей, племянников и внуков, что не стоит верить государству и посвящать свою жизнь военной службе , что государство сначала заманит, а потом непременно вытрет о них ноги. Происходящие в армии процессы дали самый негативный результат, которому название деморализация . Причем есть целый ряд причин, чтобы считать ее не случайной, а глубоко продуманной.

Как можно объяснить, что тысячи офицеров, у которых имеются причины для законного увольнения из рядов Вооруженных Сил, по нескольку лет находятся «в распоряжении»?
— они частично получают денежное довольствие, но при этом имеют право не выполнять никакие служебные обязанности;
— они занимают штатные клетки в составе частей и подразделений и поэтому (как военнослужащие) не имеют права получать пенсию или устроиться на работу;
— они ожидают выделения квартир, которые (как выясняется) давно украдены чиновниками оборонного ведомства.

Военные суды полны исков от военнослужащих, чьи права ущемлены (различные недоплаты, необеспеченность по видам довольствия, злоупотребления, неверная интерпретация законов и т. д.). У многих из них возникло ощущение, что они и Министерство обороны оказались по разные стороны окопов и ведут непримиримую борьбу друг с другом. Когда такое было?

Лишняя наука

Четвёртая басня: реорганизована система подготовки военных кадров и упорядочен механизм военно-научных исследований . Нигде ошибки так дорого не обходятся, как в вопросах воспитания, обучения и расстановки специалистов. Кадровый потенциал – залог жизнеспособности любой организации. То, как Минобороны проявило заботу о сохранении и приумножении золотого фонда Вооруженных Сил, подрывает основы национальной безопасности.

В течение нескольких лет был приостановлен набор курсантов в военные училища и слушателей в военные академии . Объясняется это избытком . Но те, кто сегодня командует полками и бригадами, знают, что в войсках настоящий кадровый провал. Вместо избытка – нехватка офицеров младшего и среднего звена. Как следствие на вышестоящие должности назначаются неопытные офицеры, не видевшие полигонов, не успевшие принять участия в серьезных войсковых учениях.

Ряду выпускников военных училищ ввиду отсутствия должностей по профессиональному предназначению было предложено сделать позорный выбор – занять сержантскую должность или уволиться из рядов Вооруженных Сил . Разве такая обида не является миной замедленного действия? Разве молодой человек с разбитой офицерской судьбой будет патриотом такого государства?

Наверное, военно-учебных заведений в стране было действительно больше, чем надо. В плане реформы сокращено 40 из них и создано 10 укрупненных военных учебно-научных центров. Впрочем, внятных обоснований их потребного числа и профиля никто не слышал. Но самый чувствительный удар реформаторов почему-то пришелся по высокотехнологичным вузам . Уничтожены школы с мировым брендом – Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н.Е.Жуковского, Военно-воздушная академия имени Ю.А.Гагарина. Не прекращаются интриги вокруг единственного в мире вуза, занимающегося подготовкой комплексных специалистов ВКО, – Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К.Жукова. Можно ли назвать такие высокоточные попадания случайностью?

Нанесен невосполнимый урон научно-педагогическим кадрам. В 7 (!) раз сокращен профессорско-преподавательский состав военных академий и училищ . Это не водители автобусов и даже не юристы, которых можно быстро набрать или подготовить по необходимости. Преподаватель военно-учебного заведения – штучный продукт, сочетающий бесценный войсковой опыт, знания и культуру. Среди оставшихся за бортом – доктора и кандидаты наук. Они не только умелые методисты, но и носители славных традиций школы. И этот потенциал легко распущен по дачным участкам, охранным предприятиям, гражданским вузам… На то, чтобы вырастить им замену, уйдут десятилетия. Разве это не антигосударственная политика?

В сохранившихся военно-учебных заведениях МО РФ резко понижены штатные категории для тех, кто обучает подрастающее поколение защитников Родины . Сегодня преподаватель (причем и в военном училище, и в военной академии) – майор. Откуда он возьмется? Если из войск – то с должности командира роты (или примерно равной). Для подготовки курсанта (будущего лейтенанта), вероятно, он будет авторитетным преподавателем.

Но в военную академию поступают капитаны, майоры и подполковники, офицеры с должностей командиров батальонов, дивизионов, эскадрилий, их заместителей, начальников штабов. Должность предназначения выпускника военной академии – заместитель командира полка. А диапазон служебных ступеней, к которому она готовит, – вплоть до заместителя командира дивизии. Чему же его научит в области тактики, оперативного искусства, управления, всестороннего обеспечения боевых действий офицер, сам не хлебнувший лиха на этих должностях?

Академическое двухлетнее образование пришло на смену трехлетнему относительно недавно. И сразу почувствовалась разница: уровень теоретической и практической подготовленности офицеров к выполнению обязанностей по должности предназначения снизился. Сузился общий военный кругозор.

Но «реформаторов» это не смутило. Их планы были круче – перейти от академического двухлетнего образования к десятимесячным курсам переподготовки. Это означает, что вместо воспитанного, эрудированного, культурного, подготовленного профессионала, системного управленца мы будем иметь узконаправленного ремесленника, кое-как справляющегося с функциональными обязанностями по своей должности.

Подготовка военных кадров и организация научных исследований практически выведены из компетенции главных штабов и командований . Органы военного управления лишь косвенно влияют на научно-образовательный комплекс. Заказчиком его продукции стало Минобрнауки. Гражданским чиновникам, на которых возложены функции определения необходимого числа и профиля военных специалистов, разработки государственных образовательных стандартов, перспективного планирования научных исследований, проблемы военной безопасности и военного искусства так же далеки и чужды, как командирам полка проблемы глобального потепления или искусственного осеменения кроликов.

Ученый и педагогический коллектив надо откуда-то пополнять. Десятилетиями роль такого «инкубатора» молодых дарований в ВС РФ выполняли адъюнктуры, созданные при вузах и НИИ. Но для того чтобы офицер был готов сформулировать научную задачу и самостоятельно (под руководством опытного ученого) написать квалификационную работу (кандидатскую диссертацию), необходим некий исходный уровень знаний. Планка этого минимума достаточно высока, и лишь единицы выпускников военных академий после трех (тем более двух) лет обучения могли быть допущены к обучению в адъюнктуре.

Заочные соискатели ученой степени, утвердившие тему диссертации, работали без отрыва от выполнения служебных обязанностей, но имели такую же стартовую платформу – академическое образование. Грядущий перевод военных академий на десятимесячные курсы обучения слушателей означает, что подготовка военных ученых и квалифицированных педагогов в стране сворачивается раз и навсегда.

Жилищный хаос

Пятый миф: проявлена небывалая забота Минобороны о военнослужащих, не обеспеченных жильем . Начнем с того, что любое сравнение работы на этом направлении недавно уволенного министра с его предшественниками будет необъективным. Ведь при господине Сердюкове на строительство квартир для офицеров было истрачено более 350 миллиардов рублей.

Таких финансовых вливаний в жилищный комплекс не было при всех постсоветских руководителях ведомства вместе взятых, поэтому оценить их заботу о бездомных подчиненных трудно. На эти средства построено 100 тысяч квартир. Но очередь на получение жилья продвигалась медленно. Квартиры и целые дома, предназначенные для военнослужащих, по разным причинам не заселялись, уходили налево. Увольнялось офицеров больше, чем обеспечивалось жильем. В результате данное обещание обеспечить армию постоянным и временным жильем до 2011 года осталось неисполненным.

За гранью разумного

Шестая басня — о повышении в разы денежного довольствия офицерского состава Российской армии . В свое время наряду с довольно скромным финансовым обеспечением российский законодатель установил весомые социальные льготы для служивого человека:
— бесплатный проезд к месту проведения отпуска и обратно;
— компенсацию стоимости проезда в общественном городском и пригородном транспорте;
— льготы по медицинскому и санаторно-курортному обслуживанию;
— определенную формулу расчета пенсий, размеров выходного пособия и т.д.

Принятые законы «О статусе военнослужащих», «О порядке прохождения военной службы» и другие были достаточно прогрессивными. Но по мере прохождения службы офицерами их льготы стыдливо отменялись государством.

Каждое громко объявленное повышение денежного довольствия сопровождалось тихим ущемлением военнослужащих в других правах и возможностях . Вот уже отменены единовременное денежное пособие (три оклада, выдававшиеся в конце года), ежегодная материальная помощь (два оклада). Выходное пособие по увольнению в запас из двадцатикратной величины оклада превратилось в семикратную.

У военных пенсионеров Минобороны при расчете пенсий появился дискриминационный понижающий коэффициент 0,54, которого избежали другие государственные служащие, носящие погоны (судьи военных судов, военнослужащие органов военной прокуратуры, сотрудники военных следственных органов и др.).

А чего стоила отмена экс-министром права на бесплатный проезд к месту проведения отпуска . Например, если офицер, проходящий службу в центре России, решил подлечиться в санатории на Камчатке, то при стоимости путевки порядка 25 тысяч рублей (льготы на приобретение путевок для действующих военнослужащих также отменены), некомпенсируемые затраты на дорогу ему обойдутся еще около 20 тысяч рублей в одну сторону. С учетом обратного пути это составит уже 60–70 тысяч! А если поехать с семьей – втроем, вчетвером… Сумма зашкалит. Неудивительно, что при таком материальном барьере военные санатории оказались невостребованными офицерами, и значительная часть их была то ли закрыта, то ли распродана.

Да и с самим повышением денежного довольствия что-то не срослось . Как это часто практикуется, идея существенно улучшить материальное положение военнослужащих осенила военно-политическое руководство накануне президентских выборов. Соответствующий приказ министра обороны от 30.11.2011 года № 2700 закрепил новый порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих. И в течение двух предвыборных месяцев Минобороны не поскупилось в выплатах.

Но после выборов выяснилось, что по некоторым пунктам денежного довольствия военнослужащим «ошибочно» переплатили. В частности, так произошло с премией за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей. Вместо положенных по приказу до 25% в течение первых месяцев 2012 года в ряде частей и учреждений премия выплачивалась в размере 35%. Казалось бы, оборонное ведомство ошиблось – его проблема. Нет же, в последующие месяцы для компенсации перерасходов бюджета военнослужащих ограничили премией 15%.

Общая сумма денежного довольствия офицеру тоже оказалась ниже ожидаемой. Например, обещанные 50 тысяч рублей лейтенанту вылились в реальные 36 тысяч рублей (если, конечно, этот выпускник военного училища не служит на подводной лодке или в районе Крайнего Севера, если он не является ветераном войны и т.п.).

Не обошлось и без совершенно необъяснимых перекосов в системе оплаты ратного труда . Например, «вес» спортивной категории «Кандидат в мастера спорта» в денежном эквиваленте для преподавателя кафедры физической подготовки оказался выше, чем аналогичный «вес» ученой степени «Кандидат наук» для преподавателя кафедры тактики или оперативного искусства. Надбавка мастеру спорта выше, чем доктору наук.

Но преподавателем физической подготовки в военную академию или училище может прийти 22-летний выпускник университета физической культуры, а преподавателем оперативно-тактических дисциплин становится офицер, прошедший через определенные военные должности, «отработавший» боевые задачи на полигонах, окончивший военную академию и защитивший диссертацию. Как же должен далеко от реалий военной жизни находиться автор, выдавший соответствующие предложения министру (да и сам руководитель военного ведомства), чтобы допустить такие ляпы.

Воспитание аутсорсингом

Еще одна басня: произошла гуманизация солдатской службы . Сама по себе военная служба антигуманна по определению. Профессия солдата, сержанта, офицера, генерала – физически уничтожать противника или управлять людьми, его истребляющими. Убийство врага на поле брани является законным юридически и благословляется Церковью. Но если не убил ты – убьют тебя, надругаются над твоей семьей и Родиной. Поэтому надо быть сильнее врага, выносливее, умнее.

Достичь такого преимущества – высшая гуманность государства, призвавшего гражданина на военную службу. Для того чтобы воспитать воина-победителя, его надо научить преодолевать трудности, а не создавать тепличные условия службы.

Солдат должен уметь недосыпать, недоедать и прочие недо…
С другой стороны – превозмочь, перебороть, перетерпеть и прочие пере…

Безусловно, всю повседневную и боевую деятельность следует осуществлять в рамках закона. Солдат должен быть защищен от неуставных взаимоотношений и злоупотреблений. Он не обязан копать грядки на даче командира, ремонтировать ему квартиру. Военнослужащего надо максимально оградить от деятельности, не относящейся к боевой подготовке.

Но когда для молодого парня вводится в норму послеобеденный сон и два выходных дня в неделю, когда для занятий физической подготовкой выдается легкий спортивный костюм (а воевать придется в полевой форме, берцах, с автоматом и при полной выкладке), у меня невольно возникает вопрос: этот изнеженный, обласканный юноша сможет защитить мою страну, мою семью в тяжкую годину испытаний? А сможет он пожертвовать собой, исполнив присягу, или перед боем побежит искать защиту в Комитет солдатских матерей?

Говоря о гуманизации военной службы, в качестве одного из достижений отмечается введение . Решением Сердюкова и его команды обслуживание (кормление, уборка, энергообеспечение, ремонт техники) воинских частей было передано сторонним коммерческим организациям. Мотивировалось это необходимостью избавления войск от хозяйственных работ. Вопреки сложившемуся в обществе одобрительному восприятию аутсорсинга хочется сделать ряд принципиальных возражений .

Вероятно, авторы идеи, а также поддержавшие их государственные деятели наивно полагают, что Российская армия – это кремлевская рота почетного караула и войсковые части московского гарнизона. А знают ли они, что, например, боевое дежурство по противовоздушной обороне несут части и подразделения, дислоцированные вдали от населенных пунктов, в тайге и тундре, в степи и болоте, куда никакая «Славянка» не доберется (да и зачем ей эти проблемы)? А взять Ракетные войска стратегического назначения или корабли Военно-морского флота…

Складывается впечатление, что мы строим армию, удобную для мирного времени (для проведения парадов, концертов и показательных инспекций МО РФ), а не для вооруженной защиты государства и народа . Попытка «стащить» все малые военные городки в одно место, укрупнить их и организовать там единый не только нереальна, но и вредна. Ведь войска распределены по территории страны исходя из оперативной целесообразности, а не из удобства хозяйственной деятельности и показухи. И нарушение этого оперативного построения (боевого порядка, системы дислокации) чревато серьезными последствиями в случае войны.

Помимо этого, когда в стране случаются чрезвычайные ситуации, наряду с подразделениями МЧС к ликвидации последствий природных и техногенных катастроф привлекаются части ВС РФ. Заметим, не работяги от «Славянки» за деньги, а солдаты и офицеры бесплатно. Это нормально. И к этому в декабре 2012 года призывали депутаты Государственной думы, когда центр России подвергся суровым зимним испытаниям. Но почему, скажем, очистить снег на территории родной войсковой части для тех же защитников Родины должно быть зазорно? Даже в пионерских лагерях советского времени утро начиналось с уборки территории. И дети от этого хуже не становились.

Наконец, самое главное. Для того чтобы в военное время войсковое формирование эффективно выполняло свою задачу, его боевая деятельность должна быть всесторонне обеспечена . Понятно, что гражданской прислуги на линии огня не будет. Значит, уже в мирное время надо иметь тех, кто будет варить обед, подвозить боеприпасы, ремонтировать технику, одевать, стричь, лечить и т.д., из числа штатного состава подразделений и частей.

В ожидании перелома

Таким образом, даже беглый анализ «достижений» военной реформы последних лет позволяет заключить, что все они из области мифологии. Была ли военная реформа Сердюкова – Макарова обречена на провал априори? Утвердительный ответ на поставленный вопрос следует из интервью, данного бывшим начальником Генерального штаба Н.Макаровым корреспонденту «ВПК» в апреле 2011 года: «Времени на эксперименты у нас не оставалось. Поэтому мы пошли на кардинальное реформирование даже при отсутствии достаточной научно-теоретической базы …».

В разгар преобразований, когда необратимые процессы ломки старой системы уже были запущены, он же признался: «Самое главное – у нас нет пока ответа на вопрос: как расставить приоритеты в строительстве ВС ?». Без комментариев.

И в этом смысле новому министру обороны вместе с его командой не позавидуешь. С одной стороны , будучи человеком порядочным и ответственным за порученный участок работы, Сергей Шойгу, безусловно, оценит доставшееся ему «наследство». И приложит усилия, чтобы изменить ситуацию. Увы, косметическим ремонтом здесь не обойтись, он только углубит кризис. Значит, новая глобальная военная реформа неизбежна.

С другой стороны , получит ли новый министр свободу действий или его свяжут по рукам, заставят продолжить линию предшественника?

Вспоминается, в подобной ситуации оказался генерал армии Игорь Николаевич Родионов, назначенный министром обороны Российской Федерации в 1996 году. Ему предстояло сделать выбор: либо выполнять лоббируемую командой Ельцина, но неприемлемую генералом и губительную для страны концепцию военной реформы, либо уйти в отставку. Как порядочный человек он завершил свою карьеру, а о последовавших за уходом Игоря Николаевича зигзагах военной реформы мы теперь знаем.

В любом случае у Вооруженных Сил России появился шанс . К управлению военным ведомством допущен уважаемый в стране человек с выгодными исходными позициями. Главная из этих позиций – безусловный кредит доверия личного состава армии и флота, чего изначально не было у предшественника. Хочется верить, что это доверие сохранится и впредь, предоставленный нам исторический шанс будет использован и в развитии военного комплекса государства наступит долгожданный перелом .

Обеспечение военно-медицинских учреждений донорской кровью и ее компо­нентами осуществляется за счет заготовок, проводимых станциями переливания крови военных округов, отделениями и нештатными пунктами заготовки и перелива­ния крови военно-лечебных учреждений, а также централизованного снабжения или получения в порядке обмена (закупки) в лечебных учреждениях Минздрава России.

Организация донорства крови, заготовка, хранение и ее применение составляет одну из задач службы крови Вооруженных Сил РФ. Организационно служба крови входит в состав военно-медицинской службы. Ее учреждения представлены станци­ями переливания крови военных округов, отделениями заготовки и кабинетами пере­ливания крови военных госпиталей, нештатными пунктами заготовки и переливания крови в других военных лечебных учреждениях.

Основные задачи службы крови в Вооруженных Силах:

1) поддержание службы на высоком уровне готовности к работе в чрезвычайных обстоятельствах и в военное время;

2) организация донорства крови, ее компонентов, костного мозга;

3) заготовка, консервирование донорской крови, ее компонентов, препаратов и костного мозга, их лабораторное исследование;

4) транспортирование и хранение заготовленных гемотрансфузионных средств;

5) обеспечение консервированной кровью, ее препаратами военно-лечебных учреждений;

6) организация переливания крови и кровезаменителей в лечебных учреждениях;

7) анализ результатов переливания крови, реакций и осложнений, связанных с переливанием крови; разработка мероприятий по их предупреждению;

8) подготовка кадров по военной трансфузиологии;

9) научная разработка проблем военной трансфузиологии;

10) поддержание связи и взаимодействие со службой крови Минздрава России.

Организация донорства крови в Вооруженных Силах включает:

планирование потребности в донорах;

агитацию и пропаганду безвозмездного донорства;

комплектование безвозмездных доноров;

проведение Дней донора;

медицинский контроль за состоянием здоровья доноров;

поощрение и популяризацию активных доноров;

ведение учета и отчетности по донорству.

Планирование потребности в донорских кадрах осуществляет медицинская служба округа с учетом потребности военно-лечебных учреждений в гемотрансфузионных средствах, их производственных возможностей по заготовке и переработке крови. С этой целью разрабатывается план комплектования доноров и заготовки крови в вой­сках военного округа.

План комплектования доноров и заготовки крови в войсках военного округа разра­батывается на новый учебный год, утверждается командующим войсками военного округа и доводится до командиров соединений, воинских частей в виде выписки.

Согласно выписке из плана комплектования доноров в воинской части издается приказ «Об организации и проведении Дня донора». В плане боевой подготовки ча­сти предусматривается резерв времени для проведения Дней донора.

При определении числа доноров, одновременно привлекаемых к даче крови, учи­тывается предназначение воинской части, характер ее боевой подготовки, время года. Как правило, привлекается не более 35% численности личного состава.

Комплектование доноров в части включает:

выявление среди личного состава и гражданского персонала ВС добровольцев, желающих принять участие в донорстве;

проведение предварительного отбора и медицинского осмотра кандидатов в доноры;

утверждение окончательного состава кандидатов в доноры.

Командиры подразделений совместно с начальником медицинской службы на ос­нове приказа командира части об организации и проведении Дня донора выявляют среди личного состава лиц, желающих принять участие в даче крови, и составляют их списки. Предварительный медицинский отбор кандидатов в доноры осуществляет медицинская служба части, выявляя лиц, имеющих противопоказания к даче крови.

Окончательный состав кандидатов в доноры определяет командир подразделения с учетом состояния здоровья и занятости по службе. Донорами крови могут быть лица обоего пола в возрасте от 18 до 60 лет, прошедшие медицинское обследование.

Предварительный медицинский отбор кандидатов в доноры начальник медицинс­кой службы осуществляет на основании данных углубленного медицинского обсле­дования, обращаемости в медицинскую роту (медицинский пункт). Перечень проти­вопоказаний к донорству крови и ее компонентов приведен в Инструкции по меди­цинскому освидетельствованию доноров крови, плазмы, клеток, изложенной в Руко­водстве по медицинскому обеспечению ВС РФ на мирное время (2001 г.).

Комплектование доноров резерва для экстренной заготовки крови начальник ме­дицинской службы организует на основе данных определения групповой и резусной принадлежности крови у личного состава, данных о состоянии здоровья военнослу­жащих и других категорий граждан, их специальности и возможности их отрыва от служебных обязанностей для выполнения донорских функций. В группу экстренного резерва включают лиц, как правило, из числа ранее участвовавших в донорстве и не имеющих противопоказаний к сдаче крови.

При составлении списка доноров экстренного резерва начальник медицинской службы части сверяет данные о групповой и резусной принадлежности крови, запи­санные в удостоверении личности с результатами определения группы крови, прове­денными непосредственно в части. На каждого донора заполняется карточка донора (ф. 22), оформляется паспорт - этикетка для крови, которая помещается в конверт и хранится в папке.

Порядок вызова доноров экстренного резерва устанавливает командир части по представлению начальника медицинской службы и осуществляется через дежурно­го по части. Списки доноров экстренного резерва хранятся в медицинской роте (ме­дицинском пункте) и в приемных отделениях омедб, военного госпиталя гарнизона.

Мероприятия по организации безвозмездного донорства включаются в планы работы медицинской службы воинской части.

На медицинскую службу воинской части возлагаются:

активное участие в агитации и пропаганде донорства среди личного состава;

подготовка проекта приказа командира воинской части об организации и прове­дении Дня донора;

комплектование доноров (предварительный медицинский отбор и учет лиц, изъя­вивших желание стать донорами);

оказание помощи выездной бригаде учреждения службы крови при развертыва­нии и работе временного пункта взятия крови в части;

медицинский контроль за состоянием здоровья доноров после кроводачи, орга­низацией и качеством их питания и предоставления им положенных льгот;

организация резервного донорства среди личного состава части для экстренной заготовки крови;

ведение учетно-отчетной документации по донорству, внесение отметок о групповой и резусной принадлежности крови доноров в документы, удостоверяющие личность;

подготовка проекта приказа командира части о поощрении доноров и военнослу­жащих, отличившихся при организации и проведении Дня донора.

При выполнении указанных задач начальник медицинской службы части взаимо­действует со специалистами службы крови лечебного учреждения.

Продовольственная служба в соответствии с приказом Министра обороны РФ 2000 г. № 400 осуществляет:

истребование и получение продуктов питания по норме дополнительного пайка для доноров (норма № 8);

составление раскладки продуктов питания доноров в день сдачи крови с учетом основного и дополнительного пайков доноров;

ведение учетно-отчетной документации по донорскому питанию.

Согласно приказу Министра обороны «О мерах по выполнению закона РФ «О донорстве крови и ее компонентов в ВС РФ» 1993 г. № 427 командиры воинских частей обязаны:

беспрепятственно отпускать желающих стать донорами в лечебные учреждения в дни обследования и дачи крови, и при необходимости, в организованном порядке обеспечивать их доставку в лечебное учреждение транспортом воинской части;

выделять время (День донора) для взятия крови у безвозмездных доноров части;

сохранять за донорами из числа гражданского персонала среднюю зарплату по месту работы за время обследования, сдачи крови и отдыха;

обеспечивать доноров в день сдачи крови дополнительным питанием;

предоставлять им непосредственно после каждой сдачи крови два дня отдыха с освобождением от службы, по желанию присоединять эти дни к очередному отпуску;

выделять донорам путевки в санатории и дома отдыха в первую очередь, а также поощрять лиц, многократно принимавших участие в даче крови.

Вооружённые Силы Российской Федерации (ВС России), - государственная военная организация Российской Федерации, предназначенная для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооружённой защиты целостности и неприкосновенности её территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

В состав Вооружённых Сил России входят Сухопутные Войска, Военно-воздушные силы, Военно-Морской Флот; отдельные рода войск - Космические, Воздушно-десантные войска и РВСН; центральные органы военного управления; Тыл Вооружённых Сил, а также войска, не входящие в виды и рода войск.

ВС России сформированы 7 мая 1992 года. Это одни из крупнейших ВС мира, численность их личного состава составляет 1 млн человек. Вооружённые Силы России отличаются наличием крупнейшего в мире арсенала оружия массового поражения, в том числе ядерного, и хорошо развитой системой средств его доставки.

Верховный главнокомандующий

Основная статья: Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Российской Федерации

Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации является Президент Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии он вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение, с целью создания условий для её отражения или предотвращения, с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе для утверждения соответствующего указа. Для решения вопроса о возможности использования Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации необходимо соответствующее постановление Совета Федерации. В мирное время глава государства осуществляет общее политическое руководство Вооруженными Силами, а в военное время руководит обороной государства и его Вооруженными Силами по отражению агрессии. Президент России также формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации (п. «ж» ст. 83 Конституции); утверждает военную доктрину Российской Федерации (п. «з» ст. 83); назначает и освобождает высшее командование Вооружённых Сил Российской Федерации (п. «л» ст. 83). Президент в качестве Верховного Главнокомандующего утверждает Военную доктрину России, концепцию и планы строительства Вооруженных Сил, мобилизационный план Вооруженных Сил, мобилизационные планы экономики, план гражданской обороны и другие акты в сфере военного строительства. Глава государства утверждает также общевойсковые уставы, положения о Министерстве обороны и Генеральном штабе. Президент ежегодно издает указы о призыве на военную службу, об увольнении в запас лиц определенных возрастов, отслуживших в ВС, подписывает международные договоры о совместной обороне и военном сотрудничестве.

[править]

Министерство обороны

Основная статья: Министерство обороны Российской Федерации

Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации. К основным задачам Министерства обороны относятся выработка и проведение государственной политики в области обороны; нормативно-правовое регулирование в области обороны; организация применения Вооруженных Сил в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации; поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил; осуществление мероприятий по строительству Вооруженных Сил; обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; выработка и реализация государственной политики в области международного военного сотрудничества. Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы, военные комиссариаты.

Министерство обороны возглавляет Министр обороны Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства. Министр подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации, а по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента к ведению Правительства, - Председателю Правительства. Министр несет персональную ответственность за решение задач и реализацию полномочий, возложенных на Минобороны и Вооруженные Силы, и осуществляет свою деятельность на основе единоначалия. В министерстве работает коллегия в составе Министра, его первых заместителей и заместителей, начальников служб министерства, главнокомандующих видами Вооруженных Сил.

Действующий министр обороны - Анатолий Сердюков.

Генеральный штаб

Начальник Генерального Штаба генерал армии Николай Макаров

Основная статья: Генеральный штаб Вооружённых Сил Российской Федерации

Генеральный штаб Вооружённых Сил Российской Федерации - центральный орган военного управления и основной орган оперативного управления Вооружёнными Силами. Генштаб осуществляет координацию деятельности пограничных войск и органов федеральной службы безопасности, внутренних войск Министерства внутренних дел, Железнодорожных войск, федерального органа специальной связи и информации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований, Службы внешней разведки Российской Федерации, федеральных органов государственной охраны, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти по выполнению задач в области обороны, строительства и развития Вооруженных Сил, а также их применения. Генеральный штаб состоит из главных управлений, управлений и иных структурных подразделений.

К основным задачам Генштаба относятся осуществление стратегического планирования применения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с учетом их задач и военно-административного деления страны; проведение оперативной и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил; перевод Вооруженных Сил на организацию и состав военного времени, организация стратегического и мобилизационного развертывания Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов; координация деятельности по проведению в Российской Федерации мероприятий по воинскому учету; организация разведывательной деятельности в целях обороны и безопасности; планирование и организация связи; топогеодезическое обеспечение Вооруженных Сил; осуществление мероприятий, связанных с защитой государственной тайны; проведение военно-научных исследований.

Действующий Начальник Генерального Штаба - генерал армии Николай Макаров.

[править]

ИсторияИстория русской армии

Войско Древней Руси

Новгородское войско

Армия Московской Руси

Полки «Иноземного строя»

Вооружённые силы Российской империи

Белая армия

Вооружённые силы СССР

История Красной Армии

Вооружённые силы Российской Федерации

Вооружённые силы Белоруссии

Вооружённые силы Украины

См. также статью: История русской армии.

[править]

Развал советских вооружённых сил

Первое республиканское военное ведомство появилось в РСФСР 14 июля 1990 года, однако из-за неприятия большинством народных депутатов РСФСР идеи о самостоятельных ВС ведомство назвали не министерством обороны, а Государственным комитетом РСФСР по общественной безопасности и взаимодействию с Министерством обороны СССР и КГБ СССР. После попытки государственного переворота в Вильнюсе 13 января 1991 года, председатель Верховного Совета России Борис Ельцин выступает с инициативой о создании республиканской армии, и 31 января Госкомитет по общественной безопасности был преобразован в Госкомитет РСФСР по обороне и безопасности, во главе которого встал генерал армии Константин Кобец. В течение 1991 года Комитет неоднократно видоизменялся и переименовывался. С 19 августа (день попытки переворота в Москве) по 9 сентября временно функционировало Министерство обороны РСФСР.

Одновременно Ельциным была предпринята попытка создать национальную гвардию РСФСР, начался даже приём добровольцев. До 1995 года планировалось сформировать не менее 11 бригад численностью по 3-5 тысяч человек, общей численностью не более 100 тысяч. Предполагалось развернуть части Национальной гвардии в 10 регионах, в том числе в Москве (3 бригады), в Ленинграде (2 бригады) и в ряде других важных городов и районов. Были подготовлены положения о структуре, составе, методах комплектования, задачах Национальной гвардии. К концу сентября в Москве в ряды НГ успели записаться около 15 тысяч человек, большинство из которых - военнослужащие СА. В конце концов на стол Ельцину лег проект указа «О временном положении о российской гвардии», однако он так и не был подписан.

После подписания Беловежских соглашений 21 декабря государствами-участниками только что созданного СНГ был подписан протокол о временном возложении на последнего министра обороны СССР Маршала Советского Союза Шапошникова командования вооружёнными силами на их территории, в том числе стратегическими ядерными силами. 14 февраля 1992 года он формально стал Верховным главнокомандующим Объединенными вооруженными силами СНГ, а Минобороны СССР преобразовано в Главкомат ОВС СНГ. 16 марта 1992 года Указом Ельцина были созданы Вооружённые Силы Российской Федерации в оперативном подчинении Главкомата ОВС, а также Министерство обороны, которое возглавил сам президент. Наконец, 7 мая был подписан указ о создании независимых вооружённых сил, а Ельцин возложил на себя обязанности Верховного Главнокомандующего (формально, этот шаг был неконституционным - поправка в конституцию РСФСР 1978 года, наделяющая президента полномочиями Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами, вступила в силу только 4 января 1993 года). Первым министром обороны стал генерал армии Грачёв, ему же первому в Российской Федерации было присвоено это звание.

[править]

Вооружённые силы в 1990-е годы

Основные статьи: Российские военные объекты в СНГ, Первая чеченская война, Вторая чеченская война

В состав ВС Российской Федерации вошли объединения, соединения, воинские части, учреждения, военно-учебные заведения, предприятия и организации Вооружённых Сил СССР, на момент мая 1992 года располагавшиеся на территории Росси, а также находящиеся под российской юрисдикцией войска на территории Закавказского военного округа, Западной, Северной и Северо-Западной групп войск, Черноморского флота, Балтийский флот, Каспийскую флотилию, 14-я гвардейская армия, соединения, воинские части, учреждения, предприятия и организации на территории Монголии, Кубы и некоторых других стран общей численностью 2,88 млн человек.

В рамках реформирования вооружённых сил в Генштабе была разработана так называемая концепция Мобильных сил. Мобильные силы должны были представлять собой 5 отдельных мотострелковых бригад, укомплектованных по штатам военного времени (95-100 %) с единым штатом и вооружением. Таким образом планировалось избавиться от громоздкого мобилизационного механизма, а в дальнейшем перевести армию целиком на контрактную основу. Однако к концу 1993 года были сформированы лишь 3 таких бригады: 74-я, 131-я и 136-я, при этом не удалось ни свести бригады к единому штату (по штату различались даже батальоны в составе одной бригады), ни укомплектовать их по штатам военного времени. Недоукомплектованность частей была настолько значительной, что в начале Первой чеченской войны (1994-1996) Грачёв просил Бориса Ельцина дать санкцию на ограниченную мобилизацию, на что получил отказ, и Объединённую группировку войск в Чечне пришлось формировать из частей со всех военных округов. Первая чеченская выявила также серьёзные недостатки в управлении войсками.

После войны новым министром обороны был назначен Игорь Родионов, в 1997 году - Игорь Сергеев. Была предпринята новая попытка создать полностью укомплектованные части с единым штатом. В итоге к 1998 году в Российской армии появились 4 категории частей и соединений:

постоянной готовности (укомплектованность личным составом - 95-100 % от штата военного времени);

сокращённого состава (укомплектованность - до 70 %);

базы хранения вооружения и военной техники (укомплектованность - 5-10 %);

кадрированные (укомплектованность - 5-10 %).

Основным гарантом независимости и неприкосновенности границ любого государства являются его вооруженные силы. Дипломатия и экономические средства – это, безусловно, важные (и действенные) инструменты международной политики, но жизнеспособной является только та страна, которая в состоянии себя защитить. Вся политическая история человечества является доказательством этого тезиса.

Вооруженные силы Российской Федерации (ВС РФ) в настоящее время являются одними из крупнейших в мире по численности. В рейтингах, составленных экспертными группами, армия России обычно входит в первую пятерку, наряду с вооруженными силами КНР, Индии, США и КНДР. Чи

Сленность армии России определяется указами президента страны, который согласно Конституции РФ является главнокомандующим вооруженными силами. В настоящее время (лето 2019 года) она составляет 1 885 371 человек, в том числе около 1 млн военнослужащих. Сегодня мобилизационный ресурс нашей страны – это примерно 62 миллиона человек.

Россия является ядерным государством. Более того, наша страна обладает одним из крупнейших арсеналов ядерного оружия, а также совершенными и многочисленными средствами его доставки. Российская Федерация обеспечивает замкнутый цикл производства ядерного оружия.

Наша страна имеет один из самых развитых военно-промышленных комплексов в мире, российский ВПК способен обеспечить вооруженные силы практически всей номенклатурой оружия, боевой техники и боеприпасов от пистолетов до баллистических ракет. Более того, Россия является одним из крупнейших экспортеров вооружений в мире: в 2017 году российского оружия было продано на 14 млрд долларов.

Вооруженные силы РФ были созданы 7 мая 1992 года на основе подразделений ВС СССР, однако история российской армии значительно длиннее и богаче. Ее можно назвать наследницей не только вооруженных сил СССР, но и российской императорской армии, прекратившей свое существование в 1917 году.

В наше время комплектование российских вооруженных сил происходит по смешанному принципу: и через призыв в армию , и на контрактной основе. Современная государственная политика в сфере формирования вооруженных сил направлена на увеличение количества профессионалов, проходящих службу по контракту. В настоящее время весь сержантский состав ВС РФ является полностью профессиональным.

Годичный бюджет российских вооруженных сил в 2019 году составлял 3,287 трлн рублей. Это 5,4% от всего ВВП страны.

В настоящее время срок службы в армии России по призыву составляет 12 месяцев. В вооруженные силы могут быть призваны мужчины в возрасте от 18 до 27 лет.

История армии России

14 июля 1990 года появилось первое российское военное ведомство. Оно получило название «Государственный комитет РСФСР по обеспечению и взаимодействию с Министерством обороны и КГБ СССР». После августовского путча в Москве на основе комитета на непродолжительное время было сформировано Министерство обороны РСФСР.

После распада СССР были сформированы Объединенные вооруженные силы стран СНГ, но это была временная мера: 7 мая 1992 года первый российский президент Борис Ельцин подписал указ о создании Вооруженных сил Российской Федерации.

Первоначально в состав ВС РФ вошли все воинские части, находившиеся на территории страны, а также войска, которые были под российской юрисдикцией. Тогда их численность составляла 2,88 млн человек. Практически сразу возник вопрос о реформировании вооруженных сил.

90-е годы были сложным периодом для российской армии. Хроническое недофинансирование приводило к тому, что из нее уходили лучшие кадры, практически прекратилась закупка новых видов вооружений, многие военные заводы были закрыты, а перспективные проекты остановлены. Практически сразу после создания российских вооруженных сил появились планы полностью перевести их на контрактную основу, но недостаток финансирования долгое время не позволял двигаться в этом направлении.

В 1995 году началась первая чеченская кампания, которая продемонстрировала катастрофическое положение российской армии. Войска были недоукомплектованы, боевые действия показали серьезные недостатки в их управлении.

В 2008 году ВС РФ участвовали в конфликте в Южной Осетии. Он вскрыл большое количество недостатков и проблем современной российской армии. Самыми серьезными из них были низкая мобильность войск и плохая управляемость. После окончания конфликта было объявлено о начале военной реформы, которая должна была значительно повысить мобильность подразделений ВС и увеличить согласованность их совместных действий. Результатом реформы стало сокращение количества военных округов (четыре вместо шести), упрощение системы управления сухопутными войсками, значительное увеличение армейского бюджета.

Все это позволило форсировать поступление в войска новой военной техники, привлечь большее количество профессионалов-контрактников, увеличить интенсивность боевой подготовки частей.

В этот же период полки и дивизии начали реорганизовывать в бригады. Правда, в 2013-м году начался обратный процесс: полки и дивизии начали формироваться вновь.

В 2014 году российская армия сыграла ключевую роль в возвращении Крыма. В сентябре 2019 года началась операция ВС РФ в Сирии, которая продолжается и в настоящее время.

Структура российской армии

Согласно российской Конституции, общее руководство вооруженных сил России осуществляет Верховный главнокомандующий, им является президент страны. Он возглавляет и формирует Совет безопасности РФ, в задачи которого входит выработка военной доктрины и назначение высшего руководства вооруженных сил. Президент страны подписывает указы о срочном призыве на военную службу и увольнении в запас военнослужащих, утверждает различные международные документы в сфере обороны и военного сотрудничества.

Непосредственное управление вооруженными силами осуществляет Министерство обороны. Его основной задачей является проведение государственной политики в сфере обороны, поддержание постоянной готовности ВС, развитие военного потенциала государства, решение широкого ряда социальных вопросов, проведение мероприятий по межгосударственному сотрудничеству в военной сфере.

В настоящее время (с 2012 года) министром обороны России является генерал армии Сергей Шойгу.

Оперативное командование ВС РФ осуществляется Генеральным штабом страны. Его начальником в настоящий момент является генерал армии Валерий Герасимов.

Генштаб проводит стратегическое планирование применения вооруженных сил, а также других силовых ведомств Российской Федерации. Этот орган также занимается оперативной и мобилизационной подготовкой российской армии. В случае необходимости именно под руководством Генштаба происходит мобилизационное развертывание ВС РФ.

Сейчас в состав Вооруженных сил РФ входят три вида войск:

Также неотъемлемой частью ВС РФ являются следующие рода войск:

  • Специальные войска.

Самыми многочисленными являются Сухопутные войска, в их состав входят следующие рода войск:

  • Танковые;
  • Войска ПВО;
  • Специальные войска.

Сухопутные войска – это костяк современной российской армии, именно они проводят наземные операции, захватывают территории и наносят основной урон противнику.

Воздушно-космические силы являются самым молодым видом войск в российской армии. Указ об их формировании был издан 1 августа 2015 года. ВКС были созданы на базе российских военно-воздушных сил .

В состав ВКС входят Военно-воздушные силы, состоящие из армейской, фронтовой, дальней и военно-транспортной авиации. Кроме этого, неотъемлемой частью ВВС являются зенитные ракетные войска и радиотехнические войска.

Еще одним родом войск, который входит в состав ВКС, являются войска ПВО и противоракетной обороны. В их задачу входит предупреждение о ракетном нападении, управление орбитальной группировкой спутников, противоракетная оборона российской столицы, запуск космических аппаратов, проведение испытаний различных видов ракетной и авиационной техники. В структуру именно этих войск входят два космодрома: «Плесецк» и «Байконур» .

Еще одним компонентом Военно-воздушных войск являются космические войска.

Военно-морской флот – это вид вооруженных сил, который может проводить операции на морских и океанских театрах военных действий. Он способен наносить ядерные и обычные удары по морским и сухопутным объектам противника, высаживать десанты на побережья, защищать экономические интересы страны, проводить поисково-спасательные операции.

В состав ВМФ РФ входят надводные, подводные силы, морская авиация, береговые войска и части специального назначения. Подводные силы ВМФ РФ могут выполнять стратегические задачи, на их вооружении находятся подводные ракетоносцы с баллистическими ядерными ракетами.

В состав береговых войск входят части морской пехоты и ракетно-артиллерийские береговые войска.

В состав ВМФ РФ входит четыре флота: Тихоокеанский, Черноморский, Балтийский и Северный, а также Каспийская флотилия.

Отдельным родом войск являются Ракетные войска стратегического назначения – это главный компонент ядерных сил России. РВСН – это инструмент глобального сдерживания, он является гарантией ответного удара в случае ядерного нападения на нашу страну. Основное вооружение РВСН – это стратегические межконтинентальные ракеты с ядерной боевой частью мобильного и шахтного базирования.

В состав РВСН входят три ракетные армии (со штабами в Омске, Владимире и Оренбурге), испытательный полигон Капустин Яр, исследовательские и учебные заведения.

Воздушно-десантные войска также относятся к отдельному роду войск и являются резервом Главнокомандующего. Первые воздушно-десантные части были сформированы в СССР еще в начале 30-х годов. Этот род войск всегда считался элитой армии, он остается ею и по сей день.

В состав ВДВ входят воздушно-десантные и десантно-штурмовые подразделения: дивизии, бригады и отдельные части. Основное назначение десантников – ведение боевых действий в тылу противника. Сегодня в состав ВДВ РФ входит пять дивизий, пять бригад и отдельный полк связи, а также специализированные учебные заведения и учебные центры.

В состав ВС РФ также входят специальные войска. Под этим названием понимается совокупность подразделений, которые обеспечивают нормальное функционирование Сухопутных сил, ВКС и ВМФ. К специальным войскам относятся железнодорожные войска, медицинская служба, дорожные и трубопроводные войска, топографическая служба. К этому роду войск относятся и специальные подразделения ГРУ .

Территориальное разделение ВС РФ

В настоящее время территория России разделена на четыре военных округа: Западный (штаб находится в Санкт-Петербурге), Центральный (штаб в Екатеринбурге), Южный (Ростов-на-Дону) и Восточный со штабом в Хабаровске.

В 2014 году было объявлено о формировании новой военной структуры – стратегического командования «Север», задачей которого является защита российских государственных интересов в Арктике. По сути, это еще один военный округ, созданный на базе Северного флота. Он располагает сухопутными, авиационными и военно-морскими компонентами.

Вооружение армии РФ

Большинство видов вооружения и военной техники, которая ныне используется российской армией, была разработана и изготовлена еще в советский период. Танки Т-72, Т-80, БТР-80, БМП-1 , БМП-2 и БМП-3, БМД-1, БМД-2 и БМД-3 – все это российской армии досталось в наследство от СССР. Схожая ситуация со ствольной и реактивной артиллерией (РСЗО «Град», «Ураган», «Смерч») и авиацией (МиГ-29, Су-27, Су-25 и Су-24). Нельзя сказать, что эта техника катастрофически устарела, ее вполне можно использовать в локальных конфликтах против не очень сильных противников. Кроме того, в СССР было выпущено столько оружия и боевой техники (63 тыс. танков, 86 тыс. БМП и БТР), что их можно эксплуатировать еще многие годы.

Однако эта техника уже значительно уступает новейшим аналогам, принятым на вооружение армиями США, Китая и Западной Европы.

Примерно с середины прошлого десятилетия на вооружение российской армии стали поступать новые образцы боевой техники. Сегодня в ВС РФ активно идет процесс перевооружения. В качестве примеров можно привести танки Т-90

В настоящее время значительные средства вкладываются и в переоснащение российских стратегических сил. Старые ракетные комплексы, созданные еще в СССР, постепенно снимаются с дежурства и заменяются новыми. Идет разработка новых ракет (как, например, «Сармат»). На вооружение приняты подводные лодки-ракетоносцы четвертого поколения проекта «Борей». Для них был разработан новый ракетный комплекс «Булава».

Происходит перевооружение и российского ВМФ. Согласно государственной программе развития вооружений (2011-2020 гг.), в состав ВМФ РФ должны войти десять новых атомных подводных лодок (как ракетных, так и многоцелевых), двадцать дизельных подлодок (проект «Варшавянка» и «Лада»), четырнадцать фрегатов (проекты 2230 и 13356) и более пятидесяти корветов разных проектов.

Если вам надоела реклама на этом сайте - скачайте наше мобильное приложение тут: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.news.android.military или ниже, кликнув на логотип Google Play. Там мы уменьшили кол-во рекламных блоков специально для нашей постоянной аудитории.
Также в приложении:
- еще больше новостей
- обновление 24 часа в сутки
- уведомления о главных событиях

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них