Виды танцев. Романтический балет

Министерство образования и науки Российской Федерации

Владивостокский государственный университет

Экономики и сервиса

_______________________________________________________

ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Учебная программа дисциплины

По специальности

031401.65 Культурология

Владивосток

Издательство ВГУЭС

Учебная программа по дисциплине «история хореографического искусства» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта России

Предназначена для студентов специальности 031401.65 «Культурология»

Составители: , доцент кафедры культурологии

Утверждена на заседании кафедры культурологии

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения дисциплины «История хореографического искусства» объясняется необходимостью создания у студентов – культурологов общих представлений об основных тенденциях, закономерностях исторического развития хореографии в мире и России. Танец – один из наиболее древних и глобальных для мировой культуры видов искусств. За тысячелетия своего существования он накопил арсенал устойчивых средств, сохраняющихся при любых сценических реформах и условиях различных форм идейно художественного сознания.

Особенности изучения данной дисциплины заключаются в сочетании теоретических и практических занятий. В программе предусматривается ознакомление студентов с наиболее важными событиями из жизни различных эпох, доминирования традиционной народной культуры, с костюмами и украшениями того времени, а также со стилевыми особенностями танцев.

Изучение дисциплины « История хореографического искусства» тесно связано с такими дисциплинами как

« История мировой культуры», « Историко - бытовой и бальный танец», « Теория и история театра», «Классический танец», «Современные направления в хореографии», «Композиция и постановка танца» и др.

1.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Цель и задачи изучения дисциплины

«История хореографического искусства» является одной из профилирующих дисциплин в учебном процессе, обучающихся по специализации менеджмент культуры.

Цель дисциплины состоит в изучении и ознакомлении с историей хореографического искусства различных эпох, а также национальными особенностями и своеобразием развития исполнительской деятельности в России и Европе.

Задачи дисциплины

- Дать полную картину истории развития хореографического искусства от глубокой древности до наших дней;

Раскрыть историю развития и совершенствования танцевальной культуры различных эпох;

Познакомить с национальными особенностями различных танцевальных культур;

Познакомить с великими реформаторами хореографического искусства в России и Европе;

Научить ориентироваться в огромном массиве накопленного танцевального и музыкального материала;

Научить студентов использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности .

1.2. Перечень компетенций, приобретаемых при изучении дисциплины

Дисциплина «История хореографического искусства» направлена на формирование профессиональных качеств. В процессе изучения дисциплины студенты получают следующие теоретические знания:

– владение основным понятийным терминологическим аппаратом по истории хореографического искусства;

– знание истории развития и совершенствования танцевальной культуры различных эпох;

– знание мировых шедевров сценической хореографии.

– умение пользоваться теоретическим материалом как средством образной характеристики;

– умение грамотно использовать полученные знания и навыки для изучения танцевальной культуры, сохранения и освоения культурного наследия;

– умение профессионально ориентироваться в огромном массиве накопленного танцевального и музыкального материала;

– умение работать с видеоматериалами;

– умение использовать полученные знания и навыки для изучения следующих дисциплин: «Композиция и постановка танца», «Культура танца», «Народно-сценический танец».

1.3. Основные виды занятий и особенности их проведения

Изучение дисциплины «История хореографического искусства» предусматривает 34 часа общего объёма, в т. ч. 17 часов аудиторной нагрузки: лекции – 17 часов.

Дисциплина изучается в течение 8-го семестра.

Настоящей программой предусматриваются следующие виды занятий:

1. лекции;

2. консультации;

3. самостоятельная работа.

С целью глубокого усвоения дисциплины помимо теоретических занятий программой предусмотрено выполнение индивидуальных самостоятельных заданий, направленных на формирование профессиональных навыков и умений находить, осваивать, систематизировать полученные знания и применять их в практической деятельности.

При изучении дисциплины предусмотрен просмотр шедевров мирового хореографического искусства, посещение музеев, и выставок изобразительного искусства, встречи с выдающимися балетмейстерами и постановщиками и исполнителями России.

1.4. Виды контроля знаний студентов по дисциплине

Формы контроля: текущая аттестация, промежуточная аттестация . Изучение дисциплины заканчивается экзаменом в виде тестов.

Для оценки качества знаний при освоении дисциплины используется рейтинговая система оценки знаний успеваемости студентов. При этой системе все знания, умения, навыки и компетенции, приобретаемые студентами при изучении дисциплины, оцениваются в баллах.

Затем следует обратиться к основной литературе – базовым учебникам. Особую роль играет дополнительная литература.

При подготовке к практическому занятию рекомендуется выявлять типологически общее и особенное в истории хореографического искусства разных эпох. По каждому вопросу семинарского занятия студенту рекомендуется составить развернутый план ответа. Следует выделить по каждой теме самое важное и существенное, чтобы ясно представить и аргументировать свою точку зрения по каждому вопросу

Темы рефератов

1. Значение хореографического искусства в общественной и культурной жизни народа.

2. Хореография как феномен культуры.

3. Значение языческой религии в формировании первобытной танцевальности.

4. Общая характеристика танцевальной культуры Средневековья.

5. Придворные и народные танцы эпохи Возрождения.

6. Хореографическая культура Франции в эпоху Классицизма.

7. Франц Хильфердинг. Творчество и судьба.

8. Деятельность Ж-Ж. Новерра его «Письма о танце».

9. Развитие бальной хореографии в эпоху Просвещения.

10. Основные виды русского народного танца.

11. Ш. Дидло. Творчество и судьба.

12. Своеобразие танцевальной культуры эпохи Романтизма.

13. Новации в западноевропейском танцевальном искусстве.

14. Свободный танец Айседоры Дункан.

15. М. Фокин. Творчество и судьба.

Варианты реферативных работ определяются студентами самостоятельно.

В процессе изучения курса «История хореографического искусства» студент должен получить представление об истории развития хореографического искусства Европы и России. Познакомиться с танцевальной культурой различных эпох, понять и ощутить своеобразие и особенности каждой из них. Этой цели отвечают следующие пособия.

Блок танец. История и современность / . – М.: Искусство, 1999. – 550 с. Пособие дает целостное представление, о развитии хореографического искусства начиная с первобытнообщинного строя и заканчивая современным периодом. В данном пособии представлены материалы для словаря французской терминологии классического танца.

Бахрушин Ю. История русского балетного театра / Ю. Бахрушин. – М.: Искусство, – 365 с. Данное пособие рекомендовано министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов институтов культуры и искусства. Работа представляет собой изложение основных этапов развития русского балетного искусства. Анализируется творчество выдающихся балетмейстеров и исполнителей.

Словарь по мировой художественной культуре / Под ред. А. П. Са­дохина. – М.: Академия, 2001. – 408 с. В словарь включены статьи о наиболее известных памятниках культуры, описания основных художественных стилей и жанров всех видов искусства.

Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец / М. Васильева – Рождественская. – М.: Искусство, 2001. – 252 с. В данном учебном пособии систематически обобщен опыт танцевальной культуры различных стран и выявлено влияние историко-бытового танца на хореографическое искусства в целом.

3.5. Контрольные вопросы для самопроверки знаний

1. Какова роль танцевальной культуры в жизни первобытного человека?

2. В чем заключается значение языческой религии в формировании первобытной танцевальности?

3. Дайте классификацию танцевальной культуры Древних греков.

4. Проанализируйте пантомиму как часть хореографии.

5. Дайте общую характеристику танцевальной культуры средневековья.

6. Каково значение танца в структуре литургической и полулитургической драмы?

7. Определите с вязь народных крестьянских танцев с развитием благородного танца.

8. Проанализируйте развитие новых форм сценического искусства в эпоху Возрождения.

9. Выявите своеобразие придворного и народного танцев.

10. Дайте общую характеристику книги Чезаре Негри «Милости любви»

11. Каковы особенности профессионального танца и зрелищах в эпоху Возрождения.

12. В чем эстетика танцевальной культуры Классицизма?

13. Определите особенности развития жанра-балета в эпоху классицизма.

14. Дайте характеристику деятельности Королевской Академии танца.

15. Раскройте танцевальную культуру эпохи Просвещения.

16. В чем заключается своеобразие танцевальной культуры в европейских странах в эпоху Просвещения?

17. Охарактеризуйте Деятельность Ж.-Ж. Новерра. «Письма о танце». Особенности женского и мужского костюма в эпоху Просвещения.

18. Раскройте истоки русского народного танца.

29. Выявите особенности появления Скоморохов на Руси.

20. Перечислите основные виды русского танца.

21. Дайте характеристику крепостного хореографического театра.

22. Каковы особенности развития народного танца в эпоху Петра I?

23. Каково значение крепостного театра в становлении русского национального хореографического искусства?

24. Дайте анализ Творческой деятельности Ш. Дидло в Петербурге.

25. Охарактеризуйте французское хореографическое искусство эпохи Романтизма.

26. Каковы национальные особенности русского Романтизма?

27. Каково влияние творчества М. Петипа на развитие русского классического балета?

28.. Дайте характеристику историко-бытовым танцам XIX века.

29.. В чем заключается историческое значение придворного этикета?

30. В чем феномен популярности танца модерн?

31. Выявите танцевальные реформы М. Фокина.

32.. Дайте общую характеристику хореографического искусства на современном этапе. Новые эстетики танца.

4.1. Основная литература

1. Блок танец. История и современность / . – М.: Искусство, 1999. – 550 с.

2. Балет: Энциклопедия. – М.: Искусство, 2000. – 325 с.

3. Бахрушин Ю. История русского балетного театра / Ю. Бахрушин. – М.: Искусство, – 365 с.

4. Богданов-Березовский В. Статьи о балете / В. Богданов –Березовский. – М.: Искусство, 2004. – 121 с.

5. Луцкая Е. Жизнь в танце / Е. Луцкая. – М.: Искусство, 1999. – 234 с.

6. Эльяш Н. Образы танца / Н. Эльяш. – М.: Искусство, 2003. – 327 с

4. 2. Дополнительная литература

1. Ваганова А. Основы классического танца / А. Ваганова, – Л.-М.: Искусство, 2001. – 143 с.

2. Вестник танцевальной жизни. – № 53. – 12 с.

3. Захаров Р. Сочинение танца / Р. Захаров. – М.: Искусство, 1983. – 250 с.

4. Ваганова А. Статьи, воспоминания, материалы / А. Ваганова. – Л.-М.: Искусство, 1994.

5. Должанский А. Краткий музыкальный словарь. 5-е изд. – СПб.: Лань, 2000. – 447 с.

6. Крюкова В. Музыкальная педагогика / В. Крюков. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 280 с.

7. Коммисаржевский Ф. История костюма. – Минск: Современ. литератор, 2000. – 494 с.

8. Королева формы танца / Э А. Королева. – Кишинев.: Феникс, 1977.- 215с.

9. Красовская В. Западноевропейский балетный театр. Т. 1–3. / В. Красовская. – М., 1979–1981.- 387с.

10. Красовская В. Русский балетный театр / В. Красовская. – Л.-М.: Искусство, 1989. – 523 с.

11. Львов-Анохин Б. Мастера Большого театра / Б. Львов – Анохин. М., 1997. 435 с.

12. Новерр о танце / . – М.: Искусство, 1989. – 244 с.

13. Русский балет: Энциклопедия. – М., 2000. – 456 с.

14. Рыбникова М. Балеты Асафьева / М. Рыбникова. – М.: Наука, 1989. – 154 с.

15. Слонимский Ю. Драматургия балетного театра XIX века. / Ю. Слонимский. – М.: Искусство, 1999. – 244 с.

ВВЕДЕНИЕ
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Цели и задачи курса

1.2. Требования к знаниям и умениям, приобретаемым при изучении курса

1.3. Объем и сроки изучения курса

1.4. Основные виды занятий и особенности их проведения при изучении курса

1.5. Виды контроля знаний студентов по дисциплине

2.1. Перечень тем лекционных занятий

2.2. Перечень тем практических занятий

3.1. Перечень и тематика самостоятельных работ

3.3. Контрольные вопросы для самопроверки знаний

3.4. Форма отчетности о результатах самостоятельной работы по дисциплине

4.1. Основная литература

4.2. Дополнительная литература

Идеи романтизма распространялись во всех видах искусства и по всему миру.

Романтизм (romanticism), идейное и художественное направление, возникшее в европейской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах.

Балетный романтизм достиг больших успехов во Франции, где высока была техника танца, особенно женского.

Первым романтическим балетмейстером стал Филипп Тальони , поставивший балеты Сильфида (1832) и Дева Дуная (1838) со своей дочерью Марией Тальони в главной роли.

Хореографами романтизма были также Жан Коралли (1779-1854), Жюль Перро и Артюр Сен-Леон.

Героинями балетов стали сильфиды и лесные духи виллисы , персонажи кельтского и германского фольклора .

Облик танцовщицы в белом тюнике, воплощавший неземное существо с веночком на голове и крылышками за спиной, придумали французские художники-костюмеры И.Леконт, Э.Лами, П.Лормье.

Позднее возник термин «белого», «белотюникового» балета. Белый цвет - цвет абсолюта, «белый балет» выражал романтическую тоску по идеалу, балерина в арабеске стала его графической формулой.

Поднялась роль кордебалетного танца, в единое целое слились танец и пантомима, сольный, кордебалетный и ансамблевый танец. Благодаря развитию пальцевой техники новым танцевальным стилем стала воздушная полетность движений.

Романтический балет в большей степени опирался на литературный первоисточник (Эсмеральда, 1844, по В.Гюго, Корсар, 1856 по Дж.Г.Байрону), Катарина, дочь разбойника, Ц.Пуни, 1846).

Балетная музыка романтизма сама творила драматургию и давала образные музыкальные характеристики героям.

Вершиной романтического балета стала Жизель (1841), поставленная на сцене Парижской оперы Ж.Коралли и Ж.Перро по либретто Т.Готье на музыку А.Адана.

Яркие представители романтического балета это «Сильфида» и «Жизель».Эти балеты передавались от поколения к поколению, и задачей постановщиков с репетиторами было точнейшее сохранение хореографии.

Балет "Сильфида" - В основе балета лежит история любви. Действие разворачивается в Шотландии, в одном из старинных замков. Перед своей свадьбой Джеймс встречает лесную нимфу – Сильфиду. Юноша заворожен видом феи, он пытается ее поймать, но безуспешно. Соперник жениха, Гурн, догадывается, что Джеймс увлечен другой женщиной, да и сама невеста Эффи замечает, что его мысли далеки от реальности и устремлены они не к ней. Далее события развиваются не в пользу жениха. Появляется колдунья, которая проклинает Джеймса, делая его мечту дотронуться до Сильфиды несбыточной. Исход этой истории трагический: молодой человек касается руки прекрасной нимфы и та умирает. И только так Джеймс осознал, что гонясь за призрачной мечтой, он потерял свое настоящее счастье – невесту Эффи.

В Жизели достигнуто единство музыки, пантомимы и танца . Помимо пантомимы, действие спектакля развивали музыкальные и хореографические лейтмотивы, интонационная выразительность мелодии давала героям музыкальные характеристики. Адан начал процесс симфонизации балетной музыки, обогащения ее арсеналом выразительных средств, присущих симфонической музыке.

Балет "Жизель" - В основе произведения «Жизель» Адольфа Адана лежит древняя славянская легенда о виллисах - погибших молодых незамужних девушках, преданных своими возлюбленными. Отныне они вынуждены мстить за себя, по ночам убивая молодых мужчин, увлекая их в свои танцы.

М.Тальони и Ф.Эльслер - крупнейшие представительницы и соперницы романтического балета. Их индивидуальности соответствуют двум ветвям романтизма: иррациональной (фантастической) и героико-экзотической. Итальянка Мария Тальони представляла первое направление, ее Сильфида стала символом романтического балета, ее танец обладал грацией, полетностью и поэзией.

Танец австрийской балерины Фанни Эльслер характеризовали темперамент, стремительность, виртуозность, она представляла героико-экзотическое направление романтического балета. Будучи характерной танцовщицей, исполняла испанский танец качуча , польский краковяк , итальянскую тарантеллу .

Другие выдающиеся танцовщицы романтизма: Карлотта Гризи, Фанни Черрито (1817-1909), Люсиль Гран (1819-1907). Гризи, первая исполнительница партии Жизели, прославилась также исполнением главной роли в балете Ц.Пуни Эсмеральда. В 1845 Перро сочинил знаменитый дивертисмент Па де катр (музыка Ц.Пуни), где одновременно выступали Тальони, Эльслер, Гризи, Черрито.

Особняком в истории балетного романтизма стоит его датское ответвление, особенно в творчестве Августа Бурнонвиля . В 1836 он создал свою версию Сильфиды на музыку Х.С.Левеншельда.

Датский романтический балет (стиль «бидермайера» на фоне романтизма) - более земное и камерное направление с фольклорными мотивами, где большую роль играет пантомима и больше внимания уделено мужскому танцу, меньше пользуются пальцевой техникой, а женские роли второстепенны. Эти особенности характерны и для датского балета настоящего времени.

В 1830 Бурновиль возглавил труппу Копенгагенского Королевского театра и на протяжении 50 лет создал множество балетов. Его техника мужского танца остается одной из ведущих в Европе.

Считается, что короткий период романтизма стал лучшим периодом всей истории европейского балета. Если прежде символом балета была Терпсихора , то с эпохи романтизма им стала сильфида, виллиса.

Дольше всего балетный романтизм существовал в России (лебединые сцены в Лебедином озере и танец снежных хлопьев в Щелкунчике Л.Иванова, "акт теней" в Баядерке , Дочери Фараона и Раймонде М.Петипа).

На рубеже 19-20 вв. новое рождение романтизм получил в Шопениане М.М.Фокина.

Это был романтизм уже другой эпохи импрессионизма.

Жанр романтического балета сохранился и во второй половине 20 в. ("Листья вянут" Э.Тюдора на музыку А. Дворжака, "Танцы на вечеринках" Дж. Роббинса на музыку Ф. Шопена).

2.3 Романтизм в русском балете

Для романтизма как направления в искусстве, вызванного определёнными историческими условиями (поражение Великой французской революции, практическая несостоятельность идеологии Просвещения), было характерно противопоставление мира мечты и окружающей действительности, устремлённость к свободе, к идеальным отношениям и отсюда – особое внимание к внутренней жизни человека, к его переживаниям, страданиям.

В России после подавления восстания декабристов наступило время жестокой революции, которая охватила все области общественной жизни, в том числе и культуру. Понимая, что театр обладает большой силой воздействия на умы, правительство хотело использовать его в своих интересах, то есть для укрепления авторитета монархии и борьбы со свободомыслием. Но в противовес реакции в России продолжала развиваться передовая общественная мысль, и это нашло отражение в искусстве, в том числе в театре.

Если в поисках сюжетов балетмейстеры начала XIX века обращались к произведениям литературы, то теперь постановщики перекладывали на язык балета романтические оперы или использовали оперную музыку для новых, придуманных ими сюжетов. Единая музыкальная партитура помогала им создавать цельные танцевальные образы.

Романтический балетный спектакль был создан на Западе. Но если западноевропейские романтики уводили от реальной жизни в мир мечты, то для русского балетного романтизма были свойственны поиски внутренней гармонии человека, поиски гармонии личности и общества, обращение к природе, к народному творчеству. Это проявилось уже в первых предромантических балетах Ш. Дидло и А. Глушковского, в сентиментальных балетах И. Вальберха.

Наиболее полно балетный романтизм в России проявился в исполнительском творчестве. Танцуя в таких романтических балетах западноевропейских хореографов, как «Сильфида», «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар», русские балетные артисты, следуя традициям отечественной школы классического танца, создавали яркие хореографические образы, естественные, глубоко человечные. Это тяготение к реализму, вообще свойственное русскому искусству, во многом определяло особенности русского романтического балета.

Лучшими романтическими танцовщицами того периода были Е.А. Санковская и Е.И. Андреянова, их творчество было проникнуто верой в нравственное возрождение личности.

Екатерина Александровна Санковская (1816-1878) - танцовщица, чье имя современники называли рядом с именами П. С. Мочалова и М. С. Щепкина.

То новое, что принес с собой на московскую сцену
танец Санковской, с большой определенностью проявилось в «Сильфиде», поставленной Гюллень. Молодая танцовщица исполнила главную партию в балете «Сильфида» на премьере, 6 сентября 1837 года. Она раскрыла центральный образ знаменитого романтического спектакля совершенно самостоятельно, во многом иными средствами, нежели его первая создательница. Сильфида - Санковская томилась в своем воздушном уединении, ее невольно влекли к себе земные люди, живая жизнь. Этим и объясняла актриса судьбу своей героини, ее трагически безысходную любовь к простому крестьянину. Из-за своей любви Сильфида лишалась крыльев, а с ними и жизни, но существование без человеческой любви было бы для нее невыносимым. Танец и пантомима одинаково выразительно помогали Санковской донести до зрителей ее концепцию роли. Как писал один из современников, «можно сказать без всякого преувеличения, что г-жа Санковская создана для роли Сильфиды… Видя ее порхающею по сцене, право, можно подумать, что это действие тех крылышек, которые мелькают за ее нежными плечиками. Но мы не вполне выразили бы мысль нашу, если бы сказали, что она прекрасна в одних танцах: нет, она пленительна и в тех мимических сценах, которые показывают, что артистка понимает свое искусство, например, в том явлении, где Сильфида лишается своих крылышек».

Санковская стремилась к творческому самоопределению не только в исполнительском плане. Об этом свидетельствуют ее балетмейстерские опыты, зрелые, но немногочисленные и, разумеется, все же не имевшие для нее такого определяющего значения, какое имела ее деятельность танцовщицы.

Осенью 1846 года Санковская поставила в свой бенефис балет Адана Мазилье «Своенравная жена», дав ему старинное название «Сумбурщица». Ее спектакль на четыре года опередил петербургскую постановку этого балета, осуществленную балетмейстером Перро. Здесь она опять выступила в своем излюбленном амплуа простой крестьянки, чьи человеческие качества - доброта, скромность, чистосердечие - возвышают ее над капризной, сварливой графиней.

В 1846 году Санковская, первая из московских танцовщиц, совершила гастрольную поездку за границу. Ее зарубежные выступления принесли новую славу русскому балетному искусству.

В декабре 1854 года Санковская последний раз выступила на московской сцене.

Романтическая танцовщица Санковская была душой московской балетной сцены тридцатых-сороковых годов. Богатство ее артистической индивидуальности, ее выдающееся исполнительское мастерство, строгая простота созданных ею поэтических образов снискали ей заслуженную популярность у демократического зрителя Москвы, придали ее деятельности такое же общественно-просветительское значение, какое имела деятельность мастеров Малого театра, ее современников, спутников и друзей.


Глава 3. Симфонические балеты

Не смотря на кризис 60-х годов XIX века, русский балетный театр сохранил традиции, выработанные предшествующими поколениями, традиции национального классического балета, а русские композиторы делали попытки теснее соединить музыку и хореографию, создавая принципы балетного симфонизма. И если в зарубежном театре, который тоже в эти годы находился в кризисном положении, достижения романтического балета – целостность драматургии, симфоническое развитие музыки, интерес к драматическим конфликтам, к судьбам людей – отходили в прошлое, то русский балет их развивал дальше, в нём по-прежнему акцентировалось внимание на внутреннем мире человека, на его чувствах и переживаниях.

Соединение хореографии и музыкального симфонизма стало национальной традицией русского балетного искусства. И связано это с именами композиторов П.И Чайковского и А.К. Глазунова и балетмейстеров Мариуса Петипа и Льва Иванова.

Пётр Ильич Чайковский и Александр Константинович Глазунов – создатели совершенно новой балетной музыки. Благодаря ей балетный театр стал театром музыкальным.


... »16. В основе этих теорий лежит идея, что художественный мир, созданный одним народом, непонятен другому, что он недоступен в силу психологических и исторически преград. История развития музыкальной культуры Хакасии полностью доказывает несостоятельность этих взглядов. Не изобретая сугубо национальных жанров хакасской оперы, хакасского балета или симфонии, но, будучи обогащенной известным опытом...

Творческой самореализации, имела огромное значение для становления представлений о культуре. Метод, использованный Гегелем для создания своей философской системы, стал основой последующей профессионализации знаний о культуре. Гегель, как некогда и И. Ньютон, воспринимал мироздание как стройную упорядоченность. Но для него Вселенная была не механизмом, а сложным организмом, возникшим благодаря...

Прадеду Пушкина, «арапу» Ганнибалу. Большое значение имели поездки на Запад и для многих выдающихся представителей нашей культуры XVIII века. При этом, в большинстве случаев, овладение европейской культурой не стирало с их облика национально-русские черты, а, наоборот, сопровождалось обострением национального самосознания, нарастанием любви к родине, патриотических стремлений. Развитие школы, ...

Стал стремительно возрастать интерес к его научному творчеству. Многие идеи В. И. Вернадского начинают цениться в должной мере только теперь. В истории русской культуры конец XIX - начало XX в. получил название «серебряного века» русской культуры, который начинается «Миром искусства» и заканчивается акмеизмом. «Мир искусства» - это организация, возникшая в 1898 г. и объединившая мастеров самой...

Тема 25-балетный театр Франции эпохи романтизма.doc

Тема 25. Балетный театр Франции эпохи романтизма

Субъективизм творчества поэтов-романтиков, бегство от действительности, идеализация прошлого, интерес к экзотическим странам и темам, уход в сферу чистого вымысла. Они утверждают образ героя-одиночки, противопоставленного злу, царящему в общественной жизни. В.Гюго был ведущим теоретиком и писателем романтизма. Романтизм получает развитие в симфонической и оперной музыке. Танцевальные картины возникают в операх композиторов-романтиков, подготовившие почву для развития романтической балетной партитуры (оперы Д.Обера, Дж.Мейербера и др).

Развитие романтизма в балетном искусстве связано с литературными и философскими течениями: отказ от античной тематики, отражение сложных противоречий действительности, обращение к раскрытию внутреннего мира человека. Стремление передать трагическое противоречие между мечтой и действительностью составляют основной принцип сюжетного построения балетов этого типа. Т.Готье – теоретик, критик, сценарист.

Близость романтизма условному искусству танца. Происходит обновление стилистических и композиционных приемов. Основой хореографической партитуры является классический танец, но важное место занимает пантомима, утверждение эмоционального танца, появление пальцевой техники, превалирование женского танца. Канонизация танцевальных форм, развитие пластических тем, лейтдвижений способствуют зарождению симфонизации танца {411}. Осуществляется реформа костюма. Широко используется машинерия для единичных и групповых полетов.

Музыкальная драматургия романтических балетов. Роль А.Адана (1803-1856) в развитии балетной музыки особенно значительна: точное понимание природы танцевального искусства, ритмическая четкость и поэтичность музыки, образность и доходчивость музыкальных характеристик. Композитор пытается использовать национальные мелодии. Элементы симфонизма впервые раскрыты в партитуре «Жизели » П.И.Чайковский высоко оценил балетную музыку Адана.

^ Филипп Тальони (1777-1871) – один из первых мастеров романтического балета. Приезд его в Париж (1799) и обучение в классе Ж.Ф.Кулона. Работал в различных европейских театрах. Первые постановки осуществил на сцене Венского театра: «Прием юной нимфы ко двору Терпсихоры » (1822) для дебюта дочери М.Тальони {Прил.181}. Ф.Тальони главный педагог и создатель балетов для М.Тальони. Его работа на сцене Парижской оперы и постановка оперы-балета «Бог и баядерка » (1830) по сценарию Скриба на музыку Д.Обера. А «Балет монахинь » в опере Мейербера «Роберт-дьявол » стал толчком к написанию первого романтического сценария для балета.

«Сильфида» (1832, Парижская опера) – это программный спектакль романтического направления. Музыка Ж.Шнейцхоффера, ее певучесть и танцевальность, развитие двух контрастных тем, а также декорации П.Сисеи и костюмы Э.Лами раскрывали противоположность реального и фантастического мира. Главенствует женский танец со своеобразной лексикой и стилем, связанным с противопоставлением фантастического мира сильфид реальным персонажам. Новые черты получают пантомима и гротесковые танцы. Новые принципы композиции - кордебалетный танец. Особенно глубоко разработывается адажио {462}. Сильфида – М.Тальони, Джеймс – Ж.Мазилье.

Сценическая жизнь «Сильфиды ». Постановка А.Бурнонвиля на сцене Датского театра (1836). Реконструкция балета на сцене Парижской оперы П.Лакоттом (1972).

Наиболее значительные постановки Филиппа Тальони: «^ Натали, швейцарская молочница » (1832, муз. А.Гировеца, М.Э.Карафа), «Восстание в серале » (1833, муз.Т.Лабарра), «Дева Дуная » (1836, муз. А.Адана), «Тень » (1840, муз. Л.Маурера, Лондон). В них выражено однообразие тематики и драматургии, тяготение балетмейстера к отвлеченным, фантастическим образам. Главными достоинствами были: широкое использование классического танца; впервые введена пальцевая техника.

^ Мария Тальони (1804-1884) – балерина, выразившая важнейшие стилевые черты романтического балета. Начальное обучение получила в классе Кулона, затем систему классического экзерсиса отца Ф.Тальони, раскрытую в книге Л.Адиса «Теория театрального танца » (1859). Дебют ее на сцене Парижской оперы состоялся в 1827 г. Роль Сильфиды стал этапным моментом в развитии романтического балета и началом мировой славы М.Тальони. Естественность и непринужденность сценического существования, целомудренность и бестелесность, одухотворенность и поэтичность танцовщицы отмечали писатели, ее облик и образы получили отражение в поэзии, живописи, скульптуре. Вместе с тем отмечается некоторое однообразие ее репертуара. Начинается гастрольная деятельность, выступления в России (1837-1842). Педагогическая деятельность в Парижской опере (1859-1870). Ее постановка для лучшей ученицы Эммы Ливри (1842-1863) балета «Бабочка » на музыку Ж.Оффенбаха (1860). Значение исполнительской деятельности Тальони для развития классического балета велико.

«Жизель» {Прил.218} (1841, Парижская опера) – это вершина романтического балета. Поэтичность сценария Т.Готье и Ж.-Д.Сен-Жоржа, навеянного легендой о вилисах Г.Гейне. Драматическая и лирическая насыщенность музыки Адана. Использование бытовых танцевальных форм в партитуре. Постановщиками балета были Ж.Перро и Ж.Коралли {Прил.183}. Они стремились развить образ в танце, придать ему действенность и эмоциональную образность. Здесь удачное неразрывное единство пантомимы и танца (сцена сумасшествия), принцип симфоничности танца вилис. Жизель – К.Гризи, Альберт – Л.Петипа.

Постепенное расширение жанровых возможностей романтического балета. Использование произведений Гюго, Байрона. Интерес к активному герою, национальному и историческому колориту, к обработке народных танцев, к разработке массовых действенных сцен.

^ Жюль Перро {Прил.182} (1810-1892) – балетмейстер, начинавший как исполнитель пантомимно-акробатических ролей. Обучение получил в классе О.Вестриса. Перро – танцовщик Парижской оперы (1830-1835) и партнер М.Тальони. Его исполнение соединяло виртуозную технику с яркой драматической выразительностью. Работа в городах Европы. Первая постановка - «Кобольд » (1938, Вена). Встреча с К.Гризи, возвращение в Париж и создание «Жизели ».

Демократические тенденции его творчества. Реалистичность содержания балетов, тяготение к раскрытию волевых характеров, острых драматических ситуаций, трагических развязок. Наделение фантастических персонажей человеческими эмоциями. Смешение драматических и комедийных красок в сценическом действии. Отличительная особенность его хореографии - разработка действенного танца, танцевальной пантомимы и игрового танца. Своеобразие композиции танцев кордебалета, их сюжетная нагрузка. Перро – это хореограф-драматург.

Сотрудничество Перро с композитором Ц.Пуни. Профессионализм музыки Пуни: мелодичность, танцевальность, передача эмоционального состояния героев и использование народных мелодий, характер их переработки. Одновременно с этим - отсутствие симфонического развития, возможность компиляции партитур композитора балетной музыки Пуни.

Программные балеты Перро, созданные на Лондонской сцене. «^ Ундина, или Наяда » (1843) – это антипод романтической «Сильфиде ». Романтическая тема получает реально-психологическое разрешение в сценарии Перро. Элементы драматизма в музыке Пуни, использование итальянских мелодий и народных плясок придали образность танцам и стали основой характеристик героев. Особенно действенным был танец Ундины с тенью. Балет «Эсмеральда » (1844) создан на основе романа В.Гюго «Собор Парижской богоматери». Эмоциональная взволнованность и выразительность ряда музыкальных картин в партитуре Пуни, наличие лейттем в характеристиках героев и хореографическая партитура спектакля способствовали развитию драматического действия в танце, созданию яркой, индивидуализированной в пластических характеристиках толпы средневекового Парижа. Эсмеральда – К.Гризи, Гренгуар – Перро, Феб – А.Сен-Леон. Постановка спектакля в Петербурге с Ф.Эльслер (1848). Возобновление балета М.Петипа в 1866 и 1868 гг.

Разносторонность постановочной деятельности Перро. Обращение к «^ Фаусту» Гете (1848, Милан, муз. Дж.Паницца). Сочетание психологической драмы с фантастическо-феерическими элементами в балете «Крестница фей » (1849, Петербург), попытка передать мятежный дух поэмы Дж.Байрона «Корсар » (1858, Петербург) поставлены на музыку Адана. Миниатюра «Па-де-катр » (1845, Лондон, муз. Пуни) раскрывает особенности таланта четырех романтических балерин – Тальони, Черрито, Гризи, Гран.

^ Фанни Эльслер (1810-18840 – выразительница реалистических тенденций в романтическом балете. Обучение получила в Вене у Омера. Выступления в Италии, Лондоне с сестрой Терезой (1808-1878), исполнявшей роль партнера. Дебют в Парижской опере состоялся в 1834 г. Своеобразие исполнительской манеры и техники Эльслер: драматическая и психологическая насыщенность, эмоциональная выразительность, редкий мимический дар; виртуозная разработка техники партерных движений, чистота и быстрота мелких движений на пальцах. Она создала жанр «характерной классики»: сочетание строгих канонов классического танца со свободной выразительностью форм танца характерного. Она умела передать национальный дух и характер в танцах различных народов. Эльслер – исполнительница драматических, трагических и комедийных ролей. Сотрудничество с Перро оказалось плодотворным. Выступления в России (1848-1851). Стала первой балериной, познакомившей Америку с классическим танцем (1840).

^ Жан Коралли (1779-1854) – балетмейстер Парижской оперы с 1831 г. Он воспринял идеи романтизма, но в хореографическом решении в балетах «Хромой дьявол » (1836, по мотивам романа Лесажа «Хромой бес »), «Тарантул» (1839, в содружестве со Скрибом) отсутствовали оригинальность. Коралли принял участие в постановке «Жизели ».

^ Карлотта Гризи (1819-1899) – балерина, сочетающая в исполнительском стиле воздушность и легкость танца Тальони с сильной пальцевой техникой и драматической выразительностью Эльслер. Дебют в Парижской опере (1841). Выступления Гризи в балетах Перро, Коралли, Мазилье. Гастроли в России. Гризи – создательница образа Жизели.

^ Фанни Черрито (1817-1909) – одна из последних представительниц романтического балета. Ученица Блазиса. Выразительность мимики, виртуозность и экспрессия танца. Дебют на Парижской сцене (1847) в балете «Мраморная красавица». Влияние постановочного стиля Сен-Леоне на характер танца Черрито. Ставка на эффектность и бравурность танца в ущерб поэтичности и содержательности образа.

Романтический балет 30-40-х гг. ХIХ в. – вершина расцвета европейского театра и французской школы классического танца.

«Показать дополнительные тексты по данной теме» (271,296)