Все места действия в пьесе на дне. Изображение дна в пьесе горького на дне

Действие драмы «На дне» происходит на рубеже XIX–XX веков. Это время экономического кризиса для России, многие остаются без работы, теряют свой статус, положение в обществе, а некоторые опускаются на «дно» жизни. Горький неслучайно так живописует место, где ютятся его герои. Перед нами грязный подвал, похожий на пещеру: закопченный потолок, тяжелые каменные своды с обвалившейся штукатуркой. И везде вдоль стен – нары. Ужасную картину довершает мебель ночлежки: «большой стол, две скамьи, табурет – все некрашеное и грязное». После таких описаний становится страшно, неужели автор такой видит Россию накануне нового века?

Многообразны представленные в пьесе конфликты: и социально-бытовой, и любовный, и философский. Они разгораются как между героями, принадлежащими к разным общественным сословиям, так и внутри них самих. Действительно, «на дне» люди оказываются, как правило, переживая внутренний социальный конфликт. Горький дает читателю предысторию каждого персонажа. Так, Барон раньше вел интеллектуальную жизнь представителя высшего общества: «Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память… А теперь вот… кончено, брат!» Васька Пепел на это отвечает: «Ты барин… было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал… и все такое…» Наглядно показано, как условно в человеческом мире деление на социальные классы и как легко бывший барин сравнялся в своем положении с шулером Бубновым и вором Васькой Пеплом.

Параллельно с социально-бытовыми конфликтами развиваются и любовные. Здесь на первый план выходят отношения супругов Костылевых и Васьки Пепла с Натальей, сестрой Василисы Карповны Костылевой. С появлением в ночлежки Наташи, Пепел готов обратиться к другой, новой жизни. Ради нее Васька оставляет Василису, в нем остыли чувства к ней. Герой не может врать, быть неискренним. Кульминацией становится сцена, в которой Наташа ошпаривают кипятком, а Васька убивает Костылева. На первый взгляд, победительницей выходит Василиса, отомстившая бывшему любовнику и навредившая сопернице. Кроме того, после гибели мужа она остается полновластной хозяйкой ночлежки. Однако теперь становится совершенно ясно, что в Василисе не осталось ничего человеческого, она никогда не сможет обрести человеческое счастье. И в наших глазах ее падение «на дно» происходит еще более стремительно.

Приход Луки провоцирует созревание философского конфликта в обществе ночлежников. Читатель следит за его развитием по диалогам и монологам действующих лиц. Лука открывает в героях светлые стороны их натуры, побуждает их вспомнить свои мечты. По Луке, «сладкая ложь» нужнее людям, чем «горькая правда». В беседах со странником девушка легкого поведения Настя начинает грезить о чистой любви, Актер всерьез задумывается о возвращении на сцену, Васька Пепел стремится к честному заработку и жизни без обмана. Горький верил в человека, его способность управлять своей судьбой. Герой его пьесы Лука не хочет видеть в ночлежниках жуликов и обманщиков, он их всех уважает, считает, что «ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают…» Странник искренне верит в то, что грехами и пороками человек обрастает, когда сама жизнь его «вываливает в грязи». Даже столкнувшись с действительными ворами, Лука не сдает их милиции, так как понимает, что не сладкое житье толкнуло их на этот путь: «Дай хлебца Христа ради! Идем, говорят, не жрамши. Я говорю им: вы бы, лешие, прямо бы хлеба просили. А они мне – надоело, говорят… просишь-просишь, а никто не дает… обидно!.. Так они у меня всю зиму и жили». Лука от всей души желает своим собеседникам добра, показывает реальные пути к новой, лучшей жизни.

После ухода Луки все происходит вовсе не так, как рассчитывали поверившие в слова странника герои. Потеряв последнюю надежду, Актер кончает жизнь самоубийством, Пепел после убийства Костылева отправляется в Сибирь, только не вольным поселенцем, а каторжником. Однако проповедь старика дала толчок к монологу Сатина. Именно он, как это ни парадоксально, продолжает дело Луки, не дает отчаяться потерявшим веру людям, предлагает им новую «философию жизни», способную поднять людей со «дна».

Таким образом, социальное понятие «дна» приобретает философский смысл. Горький пытался рассмотреть не только причины социального и нравственного падения людей, но и показать разные пути преодоления людьми отчаяния, духовного запустения и пессимизма.

Как изображается место действия в пьесе? максима горького"на дне" и получил лучший ответ

Ответ от Їудо Чудное[гуру]
“Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой”. Затхлый и душный воздух, убогая обстановка. Место действия, лаконично обозначенное в первой же ремарке, сразу создает образ давящего на людей, невыносимого мира. Люди живут в душной атмосфере беспробудного пьянства, ругани и разврата. Большего “дна” и представить себе трудно.

Ответ от ???Prophet??? [гуру]
В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис.
Псле каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по
стране в поисках заработка.
А фабрики и заводы закрывались. Тысячи рабочих и крестьян оказались без
крова и средств к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического
гнета появляется огромное количество босяков, которые опускаются на "дно"
жизни. Пользуясь безвыходным положением обнищавших людей, предприимчивые
владельцы темных трущоб нашли способ извлекать пользу из своих зловонных
подвалов, превратив их в ночлежки, где находили приют безработные,
нищие, бродяги, воры и другие "бывшие люди".


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Как изображается место действия в пьесе? максима горького"на дне"

Цели:

  • Познакомить учащихся со сценической судьбой пьесы "На дне".
  • Ввести в обстановку и мир героев пьесы.
  • Определить основной конфликт произведения - столкновение взглядов и жизненных позиций обитателей дна.
  • Показать напряжённую атмосферу костылёвской ночлежки с её бесконечными спорами и ссорами; выяснить причины разобщенности людей "дна".
  • Помочь школьникам уяснить значение авторских ремарок.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Крупнейшие писатели XIX века (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой) выступали как прозаики, драматурги, публицисты. Творчеству М. Горького тоже свойственна многожанровость. Он вошел в литературу с романтическими и реалистическими рассказами. В конце 90-х г.г. опубликовал роман "Фома Гордеев", в котором воспроизвел широкую картину русской жизни, показав представителей различных социальных слоев. В начале 900-х обратился к драме и в течение нескольких лет выступал как драматург.

"Пьеса, драма, комедия - самая трудная форма литературы", - говорил М. Горький.

В то время огромной популярностью пользовался МХТ, открывший новаторскими постановками пьес Чехова новую страницу в истории русского театрального искусства. Зимой 1900 года Горький впервые побывал в этом театре; весной этого же года во время пребывания в Ялте в гостях у Чехова Горький познакомился с артистами, которые увлекли его мыслью создать для них пьесу. Результатом этого знакомства и явились пьеса "Мещане" (1901г.) и последовавшие за ней пьесы: "На дне" (1902г.), "Дачники" (1904г.), "Дети солнца" и "Варвары" (1905г.)

Вспомним, в чём состоит своеобразие драмы как рода литературы (выступление учащегося, сопровождающееся компьютерной презентацией).

1) Драма предназначена для постановки на сцене .

3) Текст состоит из монологов и диалогов действующих лиц.

4) Пьеса членится на действия (акты) и картины (сцены).

5) В перерыве между действиями может пройти определенное время (день, два, месяц, полгода:), может смениться место действия.

6) Весь жизненный процесс в драме не изображается, он идёт как бы за сценой; автор же выхватывает из потока времени наиболее значительные, с его точки зрения, моменты, и на них сосредоточивает внимание зрителей.

7) Особая нагрузка в пьесе ложится на конфликт - острое столкновение между героями по очень существенному поводу. При этом в драме не может быть (лишних) героев - все герои должны включены в конфликт.

8) Драматическому произведению предшествует афиша - перечень действующих лиц.

Первые же пьесы Горького показали, что в литературу пришёл драматург-новатор.

Необычными были содержание и проблематика пьес, и их герои - революционно настроенный пролетарий, обитатели ночлежки, и конфликт. Горький выступил как создатель нового типа драмы.

Из цикла драматических произведений Горького глубиной мысли и совершенством построения выделяется пьеса "На дне". "Она явилась итогом моих почти 20-летних наблюдений над миром "бывших людей", к числу которых я отношу не только странников, обитателей ночлежек и вообще "люмпен-пролетариат", но и некоторую часть интеллигентов - "размагниченных", разочарованных, оскорблённых и униженных неудачами в жизни. Я очень рано понял, что люди эти - неизлечимы", - писал Горький. Много и охотно рассказывал он о босяках, их жизни, людях, послуживших прототипами для того или иного персонажа.

Над пьесой "На дне" Горький работал упорно и целенаправленно. Даже перечень названий, которые он последовательно давал пьесе, показывает и напряжённость его поиска, и даже отчасти его направление:

  • "Без солнца"
  • "Ночлежка"
  • "В ночлежном доме"
  • "Дно"
  • "На дне жизни"
  • "На дне"

Почему "На дне"? (Автор выделил не место действия - "ночлежка", не характер условий - "без солнца", "дно", даже не социальное положение - "на дне жизни". Окончательное название объединяет все эти названия с новым. Не где, как , а что происходит на "дне" (чего? ):души . В отличие от первоначальных названий, оттеняющих трагическое положение босяков, последнее название более ёмкое, многозначное.)

Окончательное своё название пьеса получила на театральной афише МХТ, на сцене которого состоялась премьера спектакля.

Уже после первого чтения пьесы самим Горьким на квартире писателя Л.Андреева было ясно, что она станет событием. Цензура долго не разрешала пьесу к представлению. Вымарывала текст, калечила его, но всё-таки, уступая общественному натиску, разрешила играть исключительно в Москве и только одному Художественному театру. Власти сочли пьесу скучной и были уверены в провале спектакля, где на сцене вместо "красивой жизни" были грязь, мрак и бедные, озлобленные люди (шулеры, босяки, проститутки).Постановка же, осуществлённая режиссёрами Станиславским и Немировичем-Данченко имела потрясающий успех. Автор был вызван более 20 раз!

Афиша пьесы "На дне".

Итак, декабрь 1902 года. Московский Художественный театр. Первое представление пьесы.

В публике много видных писателей, артистов, художников, общественных деятелей, известных критиков. В ролях самые любимые, самые видные артисты МХТ: Станиславский (Сатин), Москвин (Лука), Качалов (Барон), Книппер-Чехова (Настя), Лужский (Бубнов). Открывается занавес...

II. Инсценировка начала пьесы, подготовленная учащимися класса.

III. Беседа.

Куда же попал зритель? Когда и где происходит действие пьесы? (В ночлежке в начале весны, утром.)

Как изображается место действия в ремарке к 1 действию, рисующей обстановку ночлежки? (Подвал, похожий на пещеру. Везде грязь, копоть, тряпьё...)

- Как расположены герои на сцене? (Везде по стенам - нары. Тонкие переборки отгораживают комнату Пепла. Кроме Квашни, Барона, Насти, которые живут в кухне, своего угла нет ни у кого. Все друг перед другом напоказ. Укромное место только на печке и за ситцевым пологом, отделяющим от других кровать умирающей Анны (этим она уже как бы отделена от жизни.)

- Как освещается сцена? (Свет доходит до ночлежников из подвального окошка, как будто ищет среди подвальных обитателей людей.)

- Почему автор так подробно описывает ночлежку в ремарке, предваряющей 1 акт? Почему ремарка носит такой пространный характер? (Драматург подчёркивает крайнюю нищету теперешнего существования "бывших", убогость человеческого пристанища.)

- Трагизм существования ночлежников, глубину человеческого падения помогают ощутить ремарки, дающие представление о звуках ночлежки. Что слышит зритель?

Стонет Анна

Возится и надрывно кашляет Актёр

Громко рычит Сатин

Ожесточённо звякает ключами и скрипит подпилком Клещ

Чавкает Барон, жующий чёрный хлеб:

- Какова же атмосфера ночлежки? (Шум, ругань. Бесконечные споры, ссоры. Ад, озлобление:)

- Почему так часто возникают ссоры? (Каждый живёт в этом подвале, как ему хочется. Каждый озабочен собственными проблемами. Герои как будто не слышат друг друга. Слова звучат из разных углов. Говорят сразу все присутствующие, не дожидаясь ответа, слабо реагируя на чужие замечания, но каждый, почти не слушая других, говорит о своём. Полное разобщение людей, оказавшихся под одной крышей.)

- Устойчивость, предельность взаимоотчуждения передана в форме полилога. Какими репликами подчёркнуты непрерывность подобного "общения", ощущение течения времени по замкнутому кругу, без начала и конца?

Открывается занавес, и зритель слышит голос Барона: "Дальше!". Это первая реплика пьесы! Она "создаёт ощущение неотвратимого течения времени, течения по замкнутому кругу без начала и конца". (Б.А.Бялик. Горький-драматург .)

Рычит, никого не пугая, Сатин, проспавшийся после очередного опьянения.

Квашня продолжает начатый за сценой разговор с Клещом, постоянно отгораживающимся от смертельно больной жены.

Барон привычно насмехается над Настей, поглощающей очередной бульварный роман.

Актёр нудно повторяет одно и то же: "Мой организм отравлен алкоголем:Мне вредно:дышать пылью:

Анна молит прекратить то, что длится "Каждый божий день: ".

Бубнов обрывает Сатина: "Слыхал:сто раз!"

Сатин как бы подводит итог: ":все наши слова - надоели! Каждое из них слышал я: наверное, тысячу раз: "

- В потоке обрывочных реплик и перебранки звучат слова, имеющие символическое звучание.

Бубнов: "А ниточки-то гнилые:" - дважды, занимаясь скорняжным делом.

Он же о положении Насти: "Ты везде лишняя:да и все люди на земле лишние:"

Что раскрывают эти, кажется, случайно брошенные реплики?

(Сказанные по конкретному поводу фразы раскрывают мнимость связей собравшихся в ночлежке людей, "лишность" несчастных).

IV. Слово учителя.

Уже первые читатели пьесы "На дне" обратили внимание не только на новизну её содержания, но и на новизну её формы. Чехов отозвался о пьесе так: "Она нова и несомненно хороша".

Чем же необычна форма пьесы "На дне"? В чём Горький отступает от правил создания драматических произведений, известных нам по пьесам, прочитанным ранее?

2.Нет традиционного сюжета : он разворачивается не столько во "внешних" событиях, сколько в диалогах (спорах), полилогах - они и определяют развитие конфликта.

3.В пьесе нет главных и второстепенных героев - все важны.

Обратимся к списку действующих лиц - афише .

V. Работа с афишей пьесы.

Почему по-разному представлены герои: одни - по имени-отчеству, другие - по прозвищу, по фамилии?

Почему по- разному представлены Костылёв и Клещ? (В списке представлена определённая иерархия "дна". Здесь тоже есть "хозяева жизни", правда, они не так уж отличаются от обитателей ночлежки).

Люди в обществе ценятся по-разному. На "дне" жизни может оказаться представитель любого сословия, пола и возраста. Что их объединяет? (Все они отщепенцы. Все "бывшие".)

VI. Мини-викторина.

Вспомните, кто из героев пьесы до ночлежки был

  • чиновником в казённой палате?
  • сторожем на даче?
  • телеграфистом?
  • слесарем?
  • скорняком?
  • артистом?

VII. Беседа.

Как же попали сюда эти люди? Что привело их в ночлежку? Какова предыстория каждого из персонажей?

Сатин попал на "дно" после того, как отсидел в тюрьме за убийство (акт 1).

Барон разорился. Служил в казённой палате, растратил деньги; за растрату казённых денег попал в тюрьму, затем оказался в ночлежке (акт 4).

Клещ потерял работу, хотя "честный труженик", "с малых лет работал" (акт 1).

Актёр когда-то имел звучную фамилию - Сверчков-Заволжский, но не был на первых ролях (говорит, что играл в "Гамлете" могильщика), жил в нужде; начал пить, не видя выхода, - спился, "пропил душу" (акт 2). Слаб душою. Клещ сопротивляется - результат тот же.

Судьба Пепла предопределена уже при рождении: "Я - сызмальства:вор". "Воров сын". Другой дороги нет (акт 2).

Какой герой подробнее других рассказывает о своём падении? (Барон. Каждый этап его жизни отмечен определённым костюмом. Эти переодевания символизируют постепенное снижение социального статуса.)

Какие причины приводят людей на "дно"? (На "дно" людей приводят как субъективные (лень, подлость, нечестность, слабохарактерность), так и объективные, социальные причины (отравлена, извращена жизнь общества).

О чём говорят ночлежники? (О том, о чём размышляет любой человек.)

Честь и совесть Вера в свои силы, в свой талант

Люди "дна" не злодеи, не изверги, не мерзавцы. Они такие же люди, как и мы, только живут в других условиях. Это изумило первых зрителей пьесы и потрясает всё новых читателей.

Герои много говорят, спорят. Их разговоры и являются предметом изображения в пьесе. Столкновение идей, жизненных взглядов, борьба мировоззрений определяют основной конфликт пьесы. Это характерно для жанра философской драмы.

VIII. Домашнее задание.

Письменно ответить на следующие вопросы:

  1. Один из персонажей пьесы, Сатин, в реплике, завершающей второй акт, уподобит ночлежников мертвецам : "Мертвецы - не слышат! Мертвецы не чувствуют: Кричи:реви:мертвецы не слышат!.."
  2. Можно ли сказать, что первый акт - это разговоры в "царстве мёртвых" (Г.Д.Гачев)?
  3. Или прав исследователь, считавший, что "Лука, спустившись в подвал, пришёл не в пустыню, а к людям " (И.К.Кузьмичёв ), и до прихода Луки сохранявшим в той или иной мере живые человеческие черты?

Как изображается место действия в пьесе?

  • Место действия описывается в авторских ремарках.
  • В первом действии это «подвал, похожий на пещеру», «тяжелые, каменные своды, закопченные, с отвалившейся штукатуркой».
  • Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз», свет доходит до ночлежников из подвального окна, как будто ищет среди подвальных обитателей людей
«Везде по стенам - нары»
  • Своего угла нет ни у кого.
  • Все друг перед другом напоказ
  • Укромное место только у Анны
  • Везде грязь
Третье действие
  • Ранняя весна, вечер на пустыре, «засоренном разным хламом и заросшим бурьяном дворовом месте»
  • Темная стена «сарая или конюшни», «серая, покрытая остатками штукатурки» стена ночлежки, красноватый свет заходящего солнца, черные сучья бузины без почек
Четвертое действие
  • Происходят существенные перемены
  • Перегородки бывшей комнаты Пепла сломаны, наковальня Клеща исчезла
  • Действие происходит ночью, а свет из внешнего мира уже не пробивается в подвал – сцена освещена лампой, стоящей посреди стола.
  • Но последний «акт» драмы совершается все же на пустыре – там удавился Актер
Герои пьесы Что является предметом изображения в пьесе?
  • Предметом изображения в пьесе становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов на «дно» жизни
Каков конфликт драмы?
  • Социальный конфликт имеет в пьесе несколько уровней:
  • Ясно обозначены социальные полюса: на одном – содержатель ночлежки Костылев и поддерживающий его власть полицейский Медведев, на другом – по существу бесправные ночлежники.
  • Таким образом, очевиден конфликт между властью и лишенными прав людьми.
  • Этот конфликт никак не развивается, потому что Костылев и Медведев не так уж далеки от обитателей ночлежки.
  • Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении.
Какого рода еще конфликты выделяются в пьесе?
  • Есть традиционный любовный конфликт.
  • Он становится гранью социального конфликта, показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает его, а ведет к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге.
  • Ночлежники прямо не участвуют в этом конфликте, они лишь сторонние наблюдатели.
Все герои участвуют в конфликте…
  • Горький изображает сознание людей «дна».
  • Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии – в обычной жизни, сколько в диалогах героев.
  • Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта.
  • Действие переносится в внесобытийный ряд.
  • Это характерно для философской драмы.
  • Жанр пьесы – социально-философская драма
«Во что веришь – то и есть» Роль Луки в пьесе.
  • Как обитатели ночлежки воспринимают свое положение до появления Луки?
  • Какая сцена является завязкой конфликта?
  • Как ведет себя Лука с каждым из обитателей ночлежки?
  • Что мы знаем о Луке?
  • Каким образом Лука действует на ночлежников?
  • Врет ли ночлежникам Лука?
  • Как обитатели ночлежки относятся к словам Луки?
  • На какие группы можно разделить героев пьесы?
  • В чем сакральный смысл имени «Лука»?
  • Как Лука объясняет неудачи жизни ночлежников?
  • В чем выражается авторская позиция по отношению к Луке?
  • «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – сто же лучше, истина или сострадание. Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Этот вопрос не субъективный, а общефилософский».
Вопрос о правде Что понимают под «правдой» герои?
  • «Частная» правда, которую герои отстаивают для «себя»
  • Настя уверяет всех в существовании чистой любви
  • Барон – в существовании своего благополучного прошлого
  • Клещ - свое положение, оказавшееся безнадежным и после смерти жены
  • Для Василисы «правда» в том, что она «надоела» Ваське Пеплу
  • Такая частная правда находится на уровне факта: было- не было
  • Другой уровень «правды» - мировоззренческий – в репликах Луки.
  • «Правда» Луки и его «ложь» выражаются формулой: «Во что веришь – то и есть»
  • А нужна ли вообще правда?
Позиция какого персонажа противопоставляется позиции Луки?
  • Позиции Луки, компромиссной, утешительной, противостоит позиция Бубнова.
  • Это наиболее мрачная фигура в пьесе.
  • Он вступает в спор неявно, словно разговаривая с самим собой, поддерживая многоголосие (полилог) пьесы.
  • Найдите реплики, характеризующие мировоззрение Бубнова, прокомментируйте их.
  • Какие ремарки характеризуют Бубнова?
«Сделай так, чтобы работа была мне приятна, я, может быть, буду работать…да!»
  • «Что такое правда? Человек – вот правда!»
  • «Не жалеть, не унижать его жалостью, уважать надо!»
  • Ложь Луки не устраивает Сатина.
  • «Ложь – религия рабов и хозяев! Правда – бог свободного человека!
  • Герои Горького отражают двойственность, противоречивость, мятежность натуры самого писателя.
  • Пьеса «На дне» отразила переломный момент в судьбе самого автора.
  • Продолжение традиций русского критического реализма в пьесе перерастет в эстетику нового творческого метода, который значительно позже, в середине 30-х, был назван «социалистическим реализмом»

Как изображается место действия в пьесе? максима горького"на дне" и получил лучший ответ

Ответ от Їудо Чудное[гуру]
“Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой”. Затхлый и душный воздух, убогая обстановка. Место действия, лаконично обозначенное в первой же ремарке, сразу создает образ давящего на людей, невыносимого мира. Люди живут в душной атмосфере беспробудного пьянства, ругани и разврата. Большего “дна” и представить себе трудно.

Ответ от ???Prophet??? [гуру]
В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис.
Псле каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по
стране в поисках заработка.
А фабрики и заводы закрывались. Тысячи рабочих и крестьян оказались без
крова и средств к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического
гнета появляется огромное количество босяков, которые опускаются на "дно"
жизни. Пользуясь безвыходным положением обнищавших людей, предприимчивые
владельцы темных трущоб нашли способ извлекать пользу из своих зловонных
подвалов, превратив их в ночлежки, где находили приют безработные,
нищие, бродяги, воры и другие "бывшие люди".


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Как изображается место действия в пьесе? максима горького"на дне"