Выставка «Искусство Даши Намдакова» откроется в МВК «Новый Иерусалим. Выставка "сказочный мир даши намдакова" Выставка Даши Намдакова в СПб

Кирилл Клейменов

Четверть века назад он создавал свои шедевры, закрывшись от всего мира в крошечной мастерской в Бурятии. Сейчас его работы в лучших музеях планеты, за ними охотятся звезды Голливуда и титаны политики. Даши Намдаков - скульптор и художник с душой кочевника. В Петербурге в Русском музее - выставка удивительных вещей.

О его работах пишут диссертации, снимают кино, а вот увидеть их вживую непросто: почти все в частных коллекциях. Даши Намдаков, один из самых загадочных художников нашего времени, слывет затворником, немногословен.

Камень, бронза, бумага, кость… Намдаков способен подчинить своей фантазии, кажется, любой материал. Вот «Вечность» - из золота, «Принцесса» - из бивня мамонта. Но любимой остается - бронза. Искусство литья в его роду передается веками. Намдаковы - дарханы. В Бурятии так называют мастеров, укротивших огонь и металл. Его первым учителем был отец.

«Он мог все. Он ткал ковры, писал живопись, я вырос в этом аромате, запахах масляных красок, высохших кистей. Восемь детей, он давал каждому из нас кисточку и говорил: «Это богоугодное дело, ты должен приложить руку!» - вспоминает художник.

До семи лет Даши жил в далекой забайкальской деревушке. Детский мир его был огромен: герои народного эпоса, буддийских притч, красота родной природы. Отголоски тех, детских впечатлений видны в его сегодняшних работах. Но при этом искусствоведы подчеркивают: Даши Намдаков не так прост, он художник современный, даже авангардный.

«Это и череп, это образ степной культуры, очень распространен у кочевников. Но в то же время это и великая традиция античной и европейской культуры, и все его проблемы, страсти, как у Пикассо, это страсти современного человека!» - отмечает заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский.

После школы он приехал в Москву, провалил экзамен в художественное училище и хотел все бросить. Но талантливого парня заметил выдающийся педагог Красноярского художественного института академик Лев Головницкий. Он просто запер Даши в мастерской. И тот целый год лепил, читал, рисовал. И там же разыгрывались исторические битвы и церемонии - ученик и учитель инсценировали древние события.

«Мы садились на колесницы, летели на лошадях, фараоны, отстреливались от львов. Я чувствовал, что я участник всех тех событий», - вспоминает Даши Намдаков.

Он защитил диплом досрочно. А потом несколько лет работал, как отшельник, в крошечной мастерской в Улан-Удэ. И только в 33 года стал известен. Сразу. В один день. Была выставка в Иркутске, после которой работы Намдакова приобрели ведущие музеи мира, крупнейшие коллекционеры и даже политики и звезды Голливуда.

Критики до сих пор не могут отнести Намдакова ну к одному из существующих стилей. Объясняют: эти образы художник как будто бы подсмотрел в наших снах, мечтах, памяти. Именно поэтому выставка в Русском музее никого не оставляет равнодушным, вызывает эмоциональный отклик у каждого посетителя.

Свой визит в Петербург он называет «вылазкой в свет». Через несколько дней собирается обратно в мастерскую. Снова за закрытые двери. К своим еще не воплощенным и таким удивительным фигурам.

Сергиево-Посадский музей-заповедник и Арт Фонд Даши Намдакова представляют выставку известного российского скульптора, художника, ювелира, члена Союза художников России, Народного художника Бурятии Даши Намдакова.

Даши Намдаков родился 16 февраля 1967 года в селе Укурик, Хилокского района Читинской области. Семья скульптора принадлежит к древнему роду кузнецов-дарханов, «дархатэ», из которого выходили лучшие ювелиры, мастера и художники. Только им дозволялось работать с огнём, священным символом избранности. Отец Даши - БальжанНамдаков, известный народный мастер - кузнец и художник.

Даши учился в Красноярском государственном художественном институтеу художников и скульпторов Л. Н. Головницкого, Ю. П. Ишханова, А. Х. Боярлина, Э. И. Пахомова.

Первая персональная выставка Даши Намдакова прошла в Иркутском областном художественном музее имени В. П. Сукачёва и имела огромный успех у зрителя. Последующие многочисленные выставки в музеях и галереях России, Америки, Европы и Азии уже принесли ему международную известность и признание.

Характерное для восточной культуры мифопоэтическое понимание мира является источником для вдохновения многих мастеров современного искусства Бурятии. Обращение к образам этнической культуры огромного региона Центральной Азии (Бурятии, Монголии, Китая), где столетиями причудливо переплетались история и культура близких народов, а также тончайшая связь с Природой способствовали формированию самобытного творчества Даши Намдакова.


Его графика отличается фантастическими образными решениями, внутренней напряженностью и динамикой. Карандашный рисунок или рисунок сангиной и соусом привлекаютизяществом линий, их сложными переплетениями.

Скульптура Намдакова поражает гениальным воплощением образов в бронзе, их безукоризненным исполнением, четкими силуэтами, декоративностью, ювелирной проработкой поверхности, абсолютным чувством материала. Они выполнены в технике художественного литья, ковки и смешанной технике.

Произведения Даши Намдакова хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, Музее искусства народов Востока, Музее современного искусства в Москве, в музеях многих стран мира, в том числе - в «Тибет-Хаусе» (Нью-Йорк) и «Музее искусств» (Гуанчжоу, Китай), а также в частных собраниях в Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США, Тайване.СкульптурыНамдакова украшают улицы и площади многих городов мира.


На выставке представлены 8 скульптур и 10 графических листов, изображающие мифологических существ, образы которых никогда не утрачивали своего сакрального значения для народов Азии, а также персонажи из собственного воображаемого мира мастера, тесно связанного с миропониманием своего народа.

В жизни часто бывают ситуации, когда какой-то внутренний голос подсказывает правильное решение. Вы наверняка это замечали. И подсказки действительно всегда правильные, если незамедлительно им следовать.

Например, видите в магазине книгу и сразу понимаете, что в ней есть нечто сущностное, способное обогатить ваш внутренний мир и помочь в познании внешнего. С выставкой Даши так и произошло – мы с мужем одновременно почувствовали необходимость посетить ее.

Выставка Даши Намдакова в СПб

Очередная из многочисленных выставок Даши Намдакова с 12 декабря 2018 года по 11 марта 2019 года проходит в Петербурге в Михайловском замке. Экспозиция занимает 4 зала, здесь представлены 63 творения мастера из частных коллекций, художественного музея Иркутска и из личного собрания автора: скульптуры (в основном), графика, ювелирные украшения, фарфор.

Даши Намдаков и его графика

Выставка просто поразила, особенно гротескное видение мира Даши Намдакова. Его скульптуры не кажутся застывшими, они полны жизни, движения, экспрессии, тайны мироздания. Здесь мы ощутили ту тонкую невидимую нить, соединяющую человека с прошлым. На выставку надо обязательно прийти и увидеть все шедевры своими глазами.


Царская охота

Семья

Не каждому из нас посчастливилось родиться в творческой семье, в отличие от Даши. Он появился на свет 16 февраля 1967 года шестым из восьми детей в глухом забайкальском местечке Читинской области – бурятском селе Укурик, где каждый житель исповедовал буддизм, впитанный еще с молоком матери.

И родился не в простой семье, а в семье потомственных кузнецов – дарханов. Кузнечное дело и сами кузнецы в Бурятии издавна были в большом уважении и почете. Дарханы для бурят – это творцы, посланники небес, таким был и отец Даши. Бальжин Намдаков – настоящий народный умелец, художник, любимец односельчан. Он учил своих детей видеть во всем красоту и воплощать ее в ручных работах, прививал любовь к искусству, природе. «Избегайте сильных желаний, живите спокойно, плывите по реке жизни, радуйтесь и наслаждайтесь» – такие слова говорил Бальжин Намдаков детям.

Слом мировоззрения

До семи лет Даши жил с родителями, и представление о мире будущего скульптора формировалось средой, которая его окружала – люди, деревня, колхоз. Родители часто брали маленького Даши на сельскохозяйственные работы. Стрижка овец, покосы, коллективные посиделки после рабочего дня возле костра – вот его самые яркие впечатления детства.

Но все изменилось, когда пришла пора идти в школу. В деревне не было своей средней школы, поэтому Даши на шесть дней в неделю уезжал учиться в школу-интернат и приезжал домой только на один выходной и каникулы. Все 10 лет происходила ломка уже сформированного, ясного и понятного сознания ребенка. Рушился Истинный мир. Ему твердили, что жить надо совсем по-другому, что есть уже написанные для всех истины.

Шаманка

Душевные переживания спровоцировали у Даши тяжелую болезнь желудка, которую врачи никак не могли вылечить, и от которой он чуть не умер. Спасла шаманка. Она сказала, что эти страдания – расплата за разрыв с природой. Слова шаманки сильно повлияли на Даши. Он много размышлял и понял, что к жизни надо относиться ответственно и никогда не терять связей со своими древними корнями и природой.

Все природные стихии надо воспринимать интуитивно и черпать из них вдохновение. Многолетние школьные идеологические навязывания дались Даши настолько тяжело, что он с трудом, да и то не до конца, оправился от них только к середине жизни.

Маленький Будда

Учеба

В творческой семье рождаются творческие дети. Всех братьев и сестер Намдаковых природа одарила по-своему, но все они склонны к графике и живописи, и только Даши с самого детства чувствовал форму и всегда хотел быть именно скульптором. Его первым и самым главным учителем был, конечно, отец. После школы с учебой в Москве у Намдакова не сложилось. В 1988 году он поступил в Красноярский художественный институт, который окончил досрочно на два года, благодаря своему преподавателю скульптору Льву Николаевичу Головницкому.

Возрождение

Вернувшись после института домой, в Улан-Удэ, Даши Намдаков организовал крохотную мастерскую – хотелось скорее заняться творчеством. Началось возрождение художника после навязывания идеологических штампов в школе и институте. Даши вытаскивал из потаенных глубин памяти и души свое детское восприятие мира, где каждый человек – часть Вселенной, где живы герои древних буддийских легенд и монгольских эпосов.

Медведица

Первая выставка мастера случилась в день его рождения, 16 февраля 2000 года, в городе Иркутске. Ему исполнилось 33 года, что было особенно символично. Выставка далась сложно. Даши перевозил свои работы из Улан-Удэ в Иркутск ночью, один, по пути сломалась машина. Но все переживания оправдались. Иркутск принял выставку. Посетителей было много, пришли даже художники, которые всегда очень консервативны и не жалуют выставки своих коллег. На следующий день Даши проснулся счастливым и знаменитым.

Богатая невеста

Шутка

Известность Намдакова росла. Его стали приглашать в Красноярск, Екатеринбург, Москву. Однажды в 2003 году на международном саммите в Екатеринбурге, в котором принимали участие Россия и Германия, Намдаков представлял искусство Сибири. Он демонстрировал свои работы, а Владимир Путин уточнял подробности на немецком языке для канцлера Шредера. С тех пор родилась шутка, что когда-то переводчиком у Даши был Путин.

Москва

В 2004 году Намдаков с семьей переезжает жить в Москву, т.к. его стали приглашать выставляться за границей. Переезд был одновременно и радостью и болью для скульптора. Радость – от больших возможностей в творчестве, а боль – за детей (их у Даши стало уже трое), которые растут в совершенно ином мире. Но он не забывает Родину и старается, по возможности, чаще бывать в Бурятии.

Монгол

В 2007 состоялась персональная выставка Даши Намдакова в Государственной Третьяковской галерее и в этом же году о нем узнали не только как о скульпторе. На экраны вышел фильм Сергея Бодрова «Монгол», в котором Намдаков проявил себя талантливым художником-постановщиком. Бодров искал для своей картины не просто художника-профессионала, а художника с глубоким видением и пониманием темы. И нашел.

Даши согласился не сразу. Ведь тема Чингисхана для народов Востока – табу. Как человек верующий, он считал, что нельзя тревожить духов Чингисхана. Если они обидятся, то можно очень сильно пострадать. Понимая всю важность темы, Даши согласился участвовать в картине, но только после того, как они с Сергеем Бодровым съездили в Монголию и получили благословение у шаманов.

После того, как Намдаков создал в кино образ великого монгола и одел его армию, ему посыпались предложения о сотрудничестве от крупнейших мировых режиссеров. Но Даши отказался от всех. На кино нужно много времени, а время для мастера – одна из самых ценных категорий. Свое время он отдает скульптуре и магической пластике форм.

Гаруда

Дитя кочевых народов

По признанию самого Намдакова, творчество для него на первом месте. Он – настоящий дитя кочевых народов, для которых жену не жалко, коня жалко. Как потомственный кузнец-дархан Даши чувствует металл и творит шедевры, соединяющие нас с таинственным прошлым. Бронза, серебро, золото – вот идеальный для него материал. А вплетенные в металл камни, дерево, конский волос, бивень мамонта еще более усиливают красоту творений мастера и соединяют с миром предков.

Даши Намдаков любит путешествовать, особенно по тем странам, где сохранилось много древностей. В любом музее мира художник сразу спускается в подвал или на первый этаж – обычно там выставлены предметы первобытной культуры и именно там, как считает Даши, подлинное искусство. Все, что было создано позже, не дотягивает до примитивных вещей, которые делали в древности. В своих работах Намдаков стремится достичь уровня древних мастеров, и в этом отношении к искусству кроется ключ к пониманию творчества Даши.

Современный Даши

С 2014 года Намдаков с семьей живет в Лондоне, но мысли о возвращении на родину никогда не покидают скульптора. Он снискал мировую славу – его работы хранятся в фондах многих музеев России и зарубежных музеях. Даже в Эрмитаже, который редко приобретает предметы российского искусства, созданные после XIX века, есть несколько работ Намдакова. А скульптура «Стихия» находится в личной коллекции В. Путина.

Стихия

Но к славе мастер относится легко и спокойно, как и учил отец. Деньги для него – свобода творчества. Еще один секрет большой популярности работ Даши в том, что у него никогда не было кумиров. Все работы – это поэзия его души, это мир степей, табунов, кочевников, шаманов, героев сказаний и мифов, живущий внутри мастера.

В своем творчестве Даши Намдаков нашел новое, не изобретая нового – соединил старину и новизну, Восток и Запад, фантазию и реальность.

По словам Даши, человеку важно всегда задумываться над вопросом «кто я и что я в этой жизни?», божественный цветок или ржавеющий гвоздь. Важно смотреть на мир не через мутное стекло, а через призму вечности.

Творчество скульптора Даши Намдакова (1967 г. р.) связано с истоками народной бурятской культуры, историческими преданиями об эпических героях монгольского народа, с легендами и притчами буддизма. Но произведения автора из Забайкалья отличает и академически правильная пластика, емкость и выразительность образов, точный рисунок движений.

Особый интерес в творчестве Даши Намдакова представляют его композиции «Ханшаим» (Казахстан), «Золотая Шория» (Кемеровская область), «Казан» (Татарстан), «Царская охота» (Республика Тыва), посвященные традиционным культурам народов этих регионов. Сюжеты монументальных скульптур мифологичны, стиль исполнения также основан на пластических приемах прошлого, но внутренняя энергия образов, наполнение эпическим символизмом делает эти произведения важными культурными объектами больших географических территорий.

Последние годы творчества Даши связаны с поиском новых выразительных средств. Испытав влияние современного искусства, автор пытается выразить свое мироощущение через экспрессию формы, внесение колорита в искусство бронзовой скульптуры. Так появилась серия персонажей фэнтэзи, магически-таинственных образов, особым динамичным способом работающих в пространстве.

Даши Намдаков - Народный художник Бурятии, член-корр. РАХ, член Российской академии киноискусства, почетный член Флорентийской Академии искусства рисунка, Лауреат премии Правительства РФ - имеет за плечами большой творческий опыт, но постоянно ищет новые методы реализации своего таланта, переданного ему поколениями мастеров степной Бурятии - одного из самых заметных в современном культурном пространстве регионов многонациональной России.

Выставка подготовлена при поддержке официального партнера проекта Госкорпорации РОСАТОМ