Загадка венеры милосской. Известные статуи афродиты-венеры Афродита - мифология


Подавляющему большинству людей Венера Милосская известна, прежде всего, как статуя без рук. И в этом, как считают многие, заключается её главная загадка. Но на самом деле с этой статуей связано куда больше загадок и тайн.

1. Название "Венеры Милосской" вводит в заблуждение


Распространено мнение, что эта статуя изображает греческую богиню любви и красоты. Но греки называли эту богиню Афродитой, а Венера - римское название.

2. Статуя была названа в честь места, где она была обнаружена


8 апреля 1820 года фермер по имени Йоргос Кентротас наткнулся на статую в руинах древнего города на острове Милос.

3. Создание статуи приписывают Александросу Антиохийскому


Скульптор эллинистического периода Александрос, как полагают, вырезал из камня этот шедевр между 130 и 100 годами до н.э. Изначально статуя была найдена с постаментом-плитой, на которой она стояла. Там и была обнаружена надпись о создателе. Впоследствии постамент загадочно пропал.

4. Возможно, статуя изображает не Венеру


Некоторые полагают, что скульптура изображает не Афродиту / Венеру, а Амфитриту - морскую богиню, которая была особенно почитаема на Милосе. Третьи же и вовсе предполагают, что это статуя богини победы Виктории. Также идут споры о том, что у статуи изначально было в руках. Высказываются разные версии, что это могло быть копье или прялка с нитками. Существует даже версия, что это было яблоко, а статуя - Афродита, которая держит в руках награду, врученную ей Парисом, как прекраснейшей богине.

5. Скульптуру подарили королю Франции


Изначально Кентротас нашел эту статую вместе с французским моряком Оливье Вутье. Сменив несколько владельцев при попытке ее вывоза из страны, статуя в итоге попала к послу Франции в Стамбуле, маркизу де Ривьер. Именно маркиз презентовал Венеру французскому королю Людовику XVIII, который, в свою очередь, передал статую Лувру, где она находится по сей день.

6. Руки статуя потеряла из-за французов


Кентротас нашел фрагменты рук, когда он обнаружил статую в руинах, но после того, как их реконструировали, их сочли слишком "грубыми и неизящными". Современные искусствоведы считают, что это ничуть не означает, что руки не принадлежали Венере, скорее всего они были повреждены в течение веков. Как руки, так и оригинальный постамент были утеряны при перевозе статуи в Париж в 1820 году.

7. Оригинальный постамент убрали целенаправленно

Искусствоведы 19-го века решили, что статуя Венеры является работой греческого скульптора Праксителя (она была очень похожей на его статуи). Это классифицировало статую, как принадлежащую к классической эпохе (480-323 до н. э.), творения которого ценились намного больше, чем скульптуры эллинистического периода. Чтобы поддержать эту версию даже ценой дезинформации, постамент удалили, прежде чем скульптура была представлена королю.

8. Венера Милосская - объект национальной гордости французов


Во время своих завоеваний Наполеон Бонапарт вывез один из самых прекрасных примеров греческой скульптуры - статую Венеры Медичи - из Италии. В 1815 году французское правительство вернуло эту статую Италии. А в 1820 году Франция с удовольствием воспользовалась возможностью заполнить пустующее место в главном французском музее. Венера Милосская стала популярнее Венеры Медичи, которая тоже была представлена в Лувре.

9. Ренуар не был впечатлен скульптурой


Пожалуй, самый известный из недоброжелателей Венеры Милосской, известный художник-импрессионист заявлял, что скульптура очень далека от отображения женской красоты.

10. Во время Второй мировой войны Венеру прятали



К осени 1939 г., когда над Парижем нависла угроза войны, Венеру Милосскую наряду с некоторыми другими бесценными артефактами, такими как скульптура Ника Самофракийская и работы Микеланджело, были вывезены из Лувра на хранение в различных замках в сельской местности Франции.

11. Венеру обокрали


Венере не хватает не только рук. Она была первоначально украшена ювелирными изделиями, в том числе браслетами, серьгами и тиарой. Эти украшения пропали давным давно, но в мраморе остались отверстия для крепления.

12. Венера утратила цвет

Хотя современные ценители искусства привыкли считают греческие статуи белыми, мраморные скульптуры часто окрашивали в различные цвета. Тем не менее, сегодня не сохранилось никаких следов оригинальной окраски.

13. Статуя выше, чем большинство людей


Высота Венеры Милосской - 2,02 м.

14. Скульптура может быть копией

Искусствоведы отмечают, что Венера Милосская имеет поразительное сходство с Афродитой или Венерой Капуанской, которая является римской копией греческой оригинальной статуи. Со времени создания Венеры Капуанской прошло не менее 170 лет, прежде чем Александрос создал Венеру Милосскую. Некоторые искусствоведы считают, что обе статуи фактически являются копиями более старого исходника.

15. Несовершенство скульптуры как источник вдохновения


Отсутствующие руки Венеры Милосской - гораздо больше, чем источник многочисленных лекций, дискуссий и эссе искусствоведов. Их отсутствие также привело к неисчислимым фантазиям и версиям относительно того, как руки могли бы быть расположены и что в них могло бы быть.

Афродита, богиня любви и красоты, рожденная из морской пены



Афродита, греч., лат. Венера - богиня любви и красоты, прекраснейшая из богинь античных мифов.

Ее происхождение не совсем ясно. По Гомеру, Афродита была дочерью Зевса и богини дождя Дионы; по Гесиоду, Афродита родилась из морской пены, оплодотворенной богом неба Ураном, и вышла из моря на острове Кипр (отсюда одно из ее прозвищ: Киприда).

Так или иначе, но в любом случае благодаря своей красоте и всевозможным чарам Афродита стала одной из могущественнейших богинь, перед которой не могли устоять ни боги, ни люди.

К тому же у нее был целый отряд помощников и помощниц: богини женской прелести и красоты - хариты, богини времен года - горы, богиня убеждения (и лести) Пейто, бог страстного влечения Гимер, бог любовного влечения Пот, бог брака Гименей и юный бог любви Эрот, от стрел которого нет спасения.


Так как любовь играет в жизни богов и людей огромную роль, Афродита всегда была в большом почете. Кто выказывал уважение к ней и не скупился на жертвы, мог рассчитывать на ее благоволение. Правда, она была божеством довольно непостоянным, и счастье, которым она одаряла, часто бывало мимолетным. Иногда она творила подлинные чудеса, на которые способна только любовь. Например, кипрскому скульптору Пигмалиону Афродита оживила мраморную статую женщины, в которую он влюбился. Своих любимцев Афродита защищала повсюду, где могла, но она умела и ненавидеть, ведь ненависть-родная сестра любви. Так, робкого юношу Нарцисса, на которого ревнивые нимфы донесли, что он пренебрегает их прелестями, Афродита заставила влюбиться в самого себя и лишить себя жизни.

Как ни странно, самой Афродите не очень везло в любви, так как она не сумела удержать ни одного из возлюбленных; не было ей счастья и в браке. Зевс дал ей в мужья самого невзрачного из всех богов, хромого, всегда потного бога-кузнеца Гефеста. Чтобы утешиться, Афродита сблизилась с богом войны Аресом и родила ему пятерых детей: Эрота, Антэрота, Деймоса, Фобоса и Гармонию, затем с богом вина Дионисом (ему она родила сына Приапа), а также, в числе прочих, с богом торговли Гермесом. Она даже утешалась с простым смертным, дарданским царем Анхисом, от которого у нее родился Эней.

В мире мифов жизнь всегда была богата событиями, и Афродита часто принимала в них самое живое участие; но самые далекоидущие последствия имела ее благосклонность к троянскому царевичу Парису. В благодарность за то, что Парис назвал Афродиту более красивой, чем Гера и Афина, она обещала ему в жены прекраснейшую из смертных женщин. Ею оказалась Елена - жена спартанского царя Менелая, и Афродита помогла Парису похитить ее и увезти в Трою. Так началась троянская война, о которой вы можете прочесть в статьях «Менелай», «Агамемнон» и многих других. Естественно, в этой истории Афродита помогала троянцам, но война была не по ее части. Например, едва ее оцарапало копье ахейского предводителя Диомеда, как она с плачем сбежала с поля боя. В итоге десятилетней войны, в которой участвовали все герои того времени и почти все боги, Парис погиб, а Троя была стерта с лица земли.


Афродита явно была богиней малоазиатского происхождения и, по-видимому, восходит к финикийско-сирийской богине Астарте, а та, в свою очередь, - к ассиро-вавилонской богине любви Иштар. Греки переняли этот культ уже в древнейшие времена, скорее всего через острова Кипр и Киферу, где Афродите поклонялись особенно ревностно. Отсюда такие прозвища богини, как Киприда, Пафия, Пафосская богиня - от города Пафос на Кипре, где был один из великолепнейших храмов Афродиты (см. также статью «Пигмалион»), от Киферы (Цитера) - Киферея. Ей были посвящены мирта, роза, яблоко, мак, голуби, дельфин, ласточка и липа, а также множество великолепных храмов - не только в Пафосе, но и в Книде, Коринфе, Алабанде, на острове Кос и в других местах. Из греческих колоний в Южной Италии ее культ распространился и на Рим, где ее отождествили с древней италийской богиней весны Венерой. Самыми большими из римских храмов Афродиты-Венеры были храмы на форуме Цезаря (храм Венеры-Родоначальницы) и у Виа Сакре (Священной дороги) к Римскому форуму (храм Венеры и Ромы). Культ Афродиты пришел в упадок только после победы христианства. Однако благодаря поэтам, скульпторам, художникам и астрономам ее имя сохранилось до сегодняшнего дня.

Красота и любовь влекут к себе художников всех времен, поэтому Афродиту изображали, пожалуй, чаще всех других персонажей античных мифов, в том числе в вазописи, фресках Помпеи; к сожалению, о фреске «Афродита, выходящая из волн», созданной в кон. 4 в. до н. э. Апеллесом для храма Асклепия на Косе, мы знаем лишь со слов античных авторов, которые называют ее «непревзойденной». Самый знаменитый из рельефов - так называемая Афродита Лудовизи греческой работы 460-х гг. до н. э. (Рим, Национальный музей в Термах).

Статуи Афродиты относятся к шедеврам античной пластики. Это прежде всего «Афродита Книдская», созданная, вероятно, Праксителем для Книдского храма в 350-х гг. до н. э. (ее копии имеются в Ватиканских музеях, в парижском Лувре, в нью-йоркском Метрополитен-музее и в других собраниях), «Афродита Киренская» - римская копия эллинистической статуи 2-1 вв. до н. э. (Рим, национальный музей в Термах), «Афродита Капитолийская» - римская копия эллинистической статуи сер. 3 в. до н. э. (Рим, Капитолийские музеи), «Венера Медицейская» - римская копия статуи Клеомена 2 в. до н. э. (Галерея Уффици, Флоренция) и др. О высочайшем уровне мастерства греческих скульпторов, ваявших Афродиту, свидетельствуют находки нескольких греческих статуй, о которых античные авторы вообще не упоминают, например «Афродита из Сол» (2 в. до н. э., Кипрский музей в Никосии) или прославленная «Афродита Мелосская» (кон. 2 в. до н. э., найденная в 1820 г., Париж, Лувр).


Художники нового времени увлекались Афродитой не меньше античных: их картины и скульптуры практически невозможно перечесть. К числу самых знаменитых картин относятся: «Рождение Венеры» и «Венера и Марс» Боттичелли (1483-1484 и 1483, Флоренция, Галерея Уффици, и Лондон, Национальная галерея), «Спящая Венера» Джорджоне, дописанная после 1510 г. Тицианом (Дрезденская галерея), «Венера и Амур» Кранаха Старшего (ок. 1526, Рим, вилла Боргезе), «Венера и Амур» Пальмы Старшего (1517, Бухарест, Национальная галерея), «Спящая Венера» и «Венера и лютнист» (Дрезденская галерея), «Рождение Венеры», «Торжество Венеры» и «Венера и Марс» Рубенса (Лон-дон, Национальная галерея, Вена, Художественно-исторический музей, Генуя, Палаццо Бьянко), «Спящая Венера» Рени (после 1605) и Пуссена (1630, обе картины в Дрезденской галерее), «Венера с зеркалом» Веласкеса (ок. 1657, Лондон, Национальная галерея), «Туалет Венеры» и «Венера, утешающая Амура» Буше (1746, Стокгольм, Национальный музей, и 1751, Вашингтон, Национальная галерея). Из современных работ назовем хотя бы «Афродита» Р. Дюфи (ок. 1930, Прага, Национальная галерея), «Венеру с фонарем» Павлович-Барилли (1938, Белград, Музей современного искусства), «Спящую Венеру» Дельво (1944, Лондон, Национальная галерея) и гравюру «Рождение Венеры» М. Швабинского (1930).

Из области пластики нужно, как минимум, упомянуть «Венеру» Г. Р. Доннера, созданную во время его пребывания в Братиславе в 1739-1740 гг., «Венеру и Марса» Кановы (1816) и, пожалуй, также его портретную скульптуру «Паолина Боргезе в виде Венеры» (1807, Рим, вилла Боргезе), «Афродиту» Б. Торвальдсена (ок. 1835, Копенгаген, музей Торвальдсена), «Венеру-Победительницу» О. Ренуара (1914), «Венеру с жемчужным ожерельем» А. Майоля (1918, в Лондонской галерее Тейт), «Венеру» М. Марини (1940, США, частное собрание). В собрании пражской Национальной галереи - «Венера» Хорейца (1914) и «Венера плодородных полей» Обровского (1930); скульптуру «Венера, выходящая из волн» создал в 1930 г. В. Маковский. В этой связи любопытно отметить, что известная статуя Й. В. Мысльбека «Музыка» (1892-1912) является творческой переработкой античного образца. Как выяснилось из его творческого наследия, он создал ее на основе тщательного изучения «Венеры Эсквилинской» (1 в. до н. э.). Конечно, воспевали Афродиту и композиторы. На рубеже 18 и 19 вв. Враницкий написал программную симфонию «Афродита», в начале 20 в. оркестровый «Гимн Венере» создал Маньяр, Орф написал в 1950-1951 гг. сценический концерт «Триумф Афродиты».


Из множества поэтических произведений, посвященных Афродите, древнее всех, по-видимому, три «Гимна Афродите», которые традиция приписывает Гомеру. В поэзии Афродита часто именуется Цитерой (Кифереей), Пафосской царицей, Пафией:

«Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!..»

- А. С. Пушкин, «Вольность» (1817);

«У пафосския царицы
Свежий выпросим венок…»

- А. С. Пушкин, «Кривцову» (1817);

«Как верный сын пафосской веры…»
- А. С. Пушкин, «К Щербинину» (1819). Здесь пафосская вера - любовь.

>> Венера-Афродита

Венера-Афродита

Среди двенадцати великих богов Древней Греции, правящих Землей с высоты Олимпа, первой красавицей всегда считалась Афродита. Греки почитали ее как Богиню любви и красоты, покровительницу браков и рождения детей, “детопитательницу”, богиню женского начала и плодородия, вечной жизни и бесконечной весны. Сопротивляться Афродите в ее желании все подчинить срасти и любви не могли не боги, не люди, только лишь другие покровительницы женщин, Афина-Паллада, целомудренная Артемида и богиня семейного очага Гестия, могли игнорировать чары Афродиты и безмолвно завидовать ее абсолютной власти, поскольку истинная любовь не знает границ. Несмотря на нежность и кажущуюся хрупкость, Афродита не терпит тех, кто посмел отвергнуть ее любовь и безжалостно будет преследовать врагов, победой над которыми провозглашая торжество величайшего чувства, единственного, которое может подарить новую жизнь. Расформировавшись под влиянием восточных культов, особенно богини Астарт, родом из завоеванной греками Финикии, Афродита становится вечной покровительницей и богиней красоты, любви, радости, смеха, брака. В переводе с древнегреческого Афродита значит “рожденная из пены”. Прекрасен и сам миф, рассказывающий о появлении Афродиты на свет: она вышла обнаженной из белоснежной воздушной морской пены и добралась к берегу в жемчужной раковине. Есть несколько пикантное продолжение мифа, может быть, морская пена не была такой уж обычной: великий Крон, отец всех олимпийских богов, оскопил своего отца Урана, и бросил гениталии в море, и из его семени появилась богиня Афродита, а из крови - не знающие пощады эринии (фурии) и гиганты. Ученые-историки говорят о том, что появлении Афродиты на греческих берегах со стороны моря лишний раз доказывает ее якобы “заморское” рождение. Есть и богини и другое имя - Киприда, от названия острова, первый шаг по которому она сделала на Земле, на Кипре Афродиту почитали и почитают до сих пор как богиню-покровительницу острова.

Если следовать логике греческих мифов, то Афродита входит в число древнейших богов Олимпа, она старше самого Зевса. Как только в еще только рождающемся мире появилась Афродита, она подарила ему любовь и красоту. В более поздней трактовке, Афродита - дочь Зевса и океаниды Дионы, но эта версия противоречит сама себе, как может дитя любви появиться раньше самого понятия любви?

Специалисты в мифологии утверждают, что образ и все атрибуты Афродиты греки позаимствовали у нескольких восточных богинь, куда более древних и грозных, чем юная пенорожденная Афродита: у финикийской Астарт, египетской Исиды и ассирийской Иштар. В подобных утверждениях нет ничего удивительного, все перечисленные божественные дамы прежде всего символизируют женское начало и способность женщины дарить новую жизнь. Воинственной греческой цивилизации, ее тесные связи со всеми культурами Малой Азии вполне могли способствовать рождению тождества между богинями. Раз уж дело коснулось заимствований из Азии, то и великолепную Европу Зевс украл из Малой Азии. Почитание любви и ее животворящего начала послужило зарождению греческого культа Афродиты, богини прекрасной, немного ветреной и любвеобильной.

В растительном мире Афродите были отданы во власть и вечное распоряжение митр, роза, яблоко, мак, нарциссы, анемоны, фиалки и лилии. Символом плодородия, связанного с культом Афродиты, были воробьи и голуби. Дельфин являлся символом ее появления из морских глубин. Чаще всего Афродиту изображают обнаженной, на ее талии дорогой золотой пояс, а в руках золотой сосуд с колдовским вином, только пригубив которое человек получает бессмертие и вечную молодость. Афродиту постоянно сопровождает Эрот, олицетворяющий влечение мужчины и женщины; три богини-Хариты, несущие в мир веселье, изящество и привлекательность; богини-Оры, дочери Зевса, следящие за сменой времен года и плодородными качествами растений; легкомысленные нимфы, олицетворения всех сил природы. Для сравнения, Матерь Богов Иштар всегда сопровождали Страсть и Красота. Афродиту могли сопровождать дикие звери, которых она укротила и которым даровала способность к вечному размножению, в этом тоже можно найти аналогии с Иштар и Кибелой.

Уже в античные времена великие философы и мыслители спорили о истинном происхождении Афродиты. Гесиод в “Теогонии” утверждал, что Афродита рождена из семени Урана, попавшего в морскую пучину и родившего удивительную пену, из которой появилась богиня у берегов острова Кифера, но остров по каким-то причинам не понравился Афродите и она попросила ветер отнести раковину, служившую ей плотом, к Кипру, где и коснулась ее изящная ножка поверхности Земли первый раз. На берегу пенорожденную Афродиту ждали Оры, увенчанные золотыми диадемами. Оры преподнесли в дар юной Афродите золотой венец, ожерелье и серьги, олимпийские же боги сразу были покорены ее красотой и развязали вечный спор о том, кто возьмет в жены прекрасную Афродиту.

Эпинемид заявлял, что Афродита дочь титана Кроноса. В учении школы орфиков верной считается теория, что Афродита рождена из пены, но пена эта образовалась от страстного влечения Зевса к богине дождя и влаги Дионе. Выростил Афродиту в этом случае мудрый старец Нерей, покровитель моряков.

Гера, царственная супруга Зевса, испытывала ревность к Афродите, поэтому она выступила инициатором брака между Афродитой и Гефестом, самым некрасивым богом Олимпа. Гефест - бог огня, самый искусный мастер из всех кузнецов, постоянно трудился в небесной кузнице, а Афродита принимала развлекалась, принимая в гостях Афину и Геру. Гефест подарил ей дивный золотой гребень, чтобы длинные струящиеся волосы Афродиты затмевали блеском даже Солнце.

Такова уж натура Афродиты, дарить любовь и чувство страсти, поэтому от ее чар не спаслись олимпийские боги, а Гефест часто испытывал на себе клеймо мужа неверной супруги. Среди побед Афродиты Посейдон, Арес, Гермес. Обладая волшебным золотым поясом, который мог влюбить в его обладательницу любого смертного или бессметного, Афродита была воистину безоговорочной повелительницей любви. Гера часто в тайне от Зевса просила этот пояс у Афродиты, чтобы обуздать страсть своего супруга-Громовержца и немного освободиться из-под его власти.


Легендарное место рождения Афродиты в Пафосе(Кипр).

Зевс часто испытывал страстное желание к Афродите не без помощи ее колдовского пояса, поэтому часто пытался отомстить. К слову, Зевс и Афродита никогда не делили ложа, игривая богиня и ставила целью соблазнить повелителя Олимпа, лишь позлить его своей властью. Зевс задумал унизить богиню, разбудив в ней горячую страсть к просто смертному юноше Анхису, результат союза Афродиты и Анхиса - Эней. Анхис возгордился любовью богини и стал хвалиться этим, в наказание то ли сама Афродита, то ли разгневанный неуважением Зевс наслали на него расстройство всех членов. Однажды Афродита спасла от сирен аргонавта Бута и подарила храброму путешественнику несколько незабываемых ночей на маленьком необитаемом острове посреди бушующего моря, злые языки утверждают, что сделала она это только ради того, чтобы вызвать ревность Адониса. Знаменитый спор, затеянный богиней ссор и распрей Эридой, о том, кто красивее - Афина, Гера или Афродита, выиграла последняя, именно Афродите троянский царевич Парис отдал золотое яблоко с надписью “Прекраснейшей”. В благодарность Афродита подарила Парису любовь Елены Прекрасной и помогла похитить ее у сурового Агамемнона. Во время Троянской войны Афродита поддерживала сторону троянцев, даже участвовала в бою на их стороне, спасая своего сына Энея от Диомеда, который осмелился поднять руку на богиню и ранить ее. Также существует легенда, что именно Афродита не дала погибнуть Парису во время смертельного поединка с братом Агамемнона Менелаем.

У Афродиты есть лишь одна вечная обязанность - дарить любовь всем живым существам. Есть удивительная легенда о том, как Афина застала Афродиту за рукоделием, вечная соперница так обиделась на Афродиту, что пообещала бросить покровительство над ткачихами и прочими мастерицами по шитью, поскольку это входило в обязанности Афины. Афродита извинилась и поклялась никогда более не прикасаться ни к одному ремеслу или работе. Другая же легенда говорить, что Афина и Афродита все-таки устроили соревнование в ткаческом искусстве.

Кто такая Афродита? Самая прекрасная из всех олимпийских богинь, перед чарами которой были бессильны люди и бессмертные боги. Олицетворение любви, весны и бесконечной юности. Поэты воспевали ее красоту, а художники пытались запечатлеть на своих бессмертных творениях. С именем Афродиты связано множество преданий и легенд, о которых мы узнаем в статье.

Афродита - что это за божество?

Афродита - одна из самых почитаемых и любимых Важность ее может подтвердить то, что она входила в ряд двенадцати великих олимпийцев. Афродита - это, в первую очередь, богиня любви и красоты. Также она является покровительницей брака и деторождения, олицетворением вечной весны. Силам Афродиты были послушны не только люди, но и бессмертные боги, за исключением Афины, Артемиды и Гестии. Женщин она благословляет красотой и дарит им счастливый брак, а в сердцах мужчин разжигает огонь истинной и вечной любви.

Мифы о происхождении и жизни богини

Греческая богиня Афродита фигурирует и в мифе о Пигмалионе. По легенде, он был талантливым скульптором, изваявшим статую прекрасной девушки. Чем больше любовался он ею, тем сильнее влюблялся. Когда чувство его стало настолько сильным, что он уже не мог с ним справиться, то начал просить Афродиту, чтобы она подарила ему жену, похожую на его скульптуру. В ответ на мольбы богиня оживила прекрасную статую. Эта девушка и стала его женой.

Интересен миф о том, как муж богини Гефест узнал о ее связи с Аресом. Рассердившись, он выковал золотую сеть, чрезвычайно крепкую, но тонкую и невесомую, как паутина, и тайком прикрепил ее к кровати. Затем он сказал жене, что собирается отлучиться на несколько дней. Недолго думая, Афродита позвала к себе Ареса. Утром любовники обнаружили, что оцеплены сетью и не могут освободиться. Вскоре появился Гефест. Арес освободился, лишь пообещав заплатить богатый выкуп, чего, впрочем, он так и не сделал.

Отношения Афродиты и смертных

У Афродиты было много любовников среди богов. Но и со смертными у нее были очень близкие отношения. Одним из наиболее известных мифов является история о чувстве богини и молодого юноши Адониса. Он был, пожалуй, самой сильной любовью Афродиты. Адонис был талантливым охотником, единственным мужчиной, с которым богиня забывала о своей красе. Она боялась за его жизнь и просила избегать хищных зверей. Но однажды на Адониса напал вепрь, натравленный на него ревнивым Аресом. Богиня любви и красоты не могла помочь своему избраннику, и Адонис погиб. Из крови его выросли прекрасные цветы - анемоны.

Афродита покровительствовала любящим, но в то же время жестоко мстила тем, кто отвергал ее помощь. К примеру, на дочь жреца Мирру, не желавшую исполнять обряды в честь богини, она наслала противоестественную страсть к ее отцу. Нарцисса, отвергнувшего любовь нимфы Эхо, она покарала смертью.

Аналоги Афродиты в других культурах

Зная, кто такая Афродита, можно перечислить богинь из других мифологий, соответствующих ей. Так, например, у древних римлян покровительницей любви была Венера. У древних египтян ее аналогом была Исида, а у финикийцев - Иштар.

В славянской мифологии богинь, полностью соответствующих Афродите, не было. Но можно отождествить ее с Мокошью, олицетворяющей плодородие. По мнению некоторых мифологов, в славянском пантеоне была и своя богиня любви, покровительница семьи - Лада. Впрочем, большинство авторитетных ученых считают ее фикцией.

Прекраснейшая в кругу олимпийских богов

Образ этой богини удивительно притягателен, и не в последнюю очередь - своей двойственностью. Она и благосклонно покровительствует влюбленным и жестоко мстит тем, кто отрицает это высокое и светлое чувство. Это и воплощение греха, и образец чистейшей красоты.

Так кто такая Афродита: красота или пошлость, одухотворенность или чувственность? Можно сказать, что Афродита - это сама любовь во всех ее проявлениях, земная и возвышенная одновременно. И по сей день она остается прекраснейшей богиней в истории человечества.

10.10.2016 0 8421


Эта скульптура — одно из наиболее известных произведений искусства, и одно из самых прекрасных. Писатель Шатобриан, увидев ее впервые, воскликнул: «Греция еще не давала нам лучшего свидетельства своего величия!».

Первый исследователь — секретарь Французской Академии художеств Картмер де Кинси — назвал статую Венерой Милосской , хотя вернее было бы дать ей греческое имя — Афродита. Ведь статуя была создана (и найдена) в Греции, а не в Риме. Скульптура богини любви известна каждому. Но если спросить, кто и когда создал Венеру Милосскую, как она выглядела изначально — ответом нам будут только предположения.

Афродита — богиня любви и красоты, олицетворение вечной юности, покровительница мореплавания. Первоначально она считалась богиней моря, неба и плодородия. Ее имя в переводе с греческого означает «рожденная из пены». Культ богини любви был распространен по всей Греции. Храмы Афродиты, в которых приносились бескровные жертвы, привлекали целые полчища молодежи, стремящейся к взаимной и счастливой любви.

Скульптурные изображения Афродиты — не редкость в античном искусстве. Ее изображали и обнаженной, и стыдливо кутающейся в одежды. Многие города заказывали ее статуи для своих храмов. До нашего времени, правда, большинство скульптур не сохранилось: войны и землетрясения, которых немало было в Греции, разрушали целые города.

Греческие статуи Афродиты. Слева направо: Афродита Менофантоса (Menophantos) Греческая скульптура 1-го века до н. э., Италия, Национальный музей Рима. Скульптура Афродита, Эрот и Пан. 100 год до н.э., Дельфы, Греция. Афродита Синуэсская 4 век до н. э. Греческая скульптура. Италия, Неаполь, Национальный археологический музей.

Поэтому подлинников греческого искусства во всех музеях мира очень немного, и представление об этом периоде европейской культуры складывается на основании изучения мраморных копий, исполненных римлянами, подражавшими знаменитым мастерам. Впрочем, иногда земля отдает скрытые в ее недрах сокровища. Благодаря счастливой случайности были найдены статуи Афины, Артемиды, Ники... Олимпийские боги после многовекового заточения возвращаются на землю.

Милос (Мелос) — маленький скалистый островок в Эгейском море. Его покровительницей издавна считалась Афродита, которую римляне называли Венерой. Атрибутом богини считалось яблоко (символ острова), а ее месяцем был апрель.

Поэтому то, что именно на Милосе была обнаружена чудесная статуя этой богини и что произошло это как раз в начале апреля, глубоко символично. В 1820 году крестьянин Иргос вместе со своим сыном обрабатывал свое поле. Рядом находились руины древнего театра. Но Иргос редко обращал на них внимание: хозяйственные заботы занимали все его время.

Распахивая участок, крестьянин наткнулся на остатки стены и вытесанные из камня плиты. Обработанный камень ценился на острове (его использовали как строительный материал), поэтому Иргос решил выкопать свою находку и принялся расширять яму. Через некоторое время ему удалось откопать широкую каменную нишу, в которой глазам потрясенного крестьянина предстала статуя Афродиты, а рядом с ней лежали две статуэтки-гермы и несколько обломков мрамора.

Иргос знал, что иностранцы интересуются древними находками и что за статую можно получить крупное вознаграждение. Поэтому он отправился к французскому консулу Бресту и предложил ему осмотреть скульптуру. Тот был не силен в искусствоведении, но прекрасно знал о том, что французское правительство заинтересовано в пополнении коллекции Лувра. Поэтому Брест обратился к командирам стоящих в гавани французских кораблей с просьбой прислать офицера, разбирающегося в искусстве.

Мнения господ офицеров разделились. Одни полагали, что в статуе нет ничего особенного, другие доказывали, что она уникальна. Брест запросил разрешение на покупку у вышестоящей инстанции, а тем временем в гавань прибыло французское гидрографическое судно «Ла Шеврет». Мичман Дюмон-Дюрвилль (будущий адмирал, исследователь Антарктиды) сразу же понял, насколько ценна находка.

Благодаря его отчету французское правительство распорядилось выделить деньги для покупки статуи. Но к тому времени о Венере узнал Ойкономос Верги — приближенный Мурзуки, в то время фактически управлявшего всеми греческими островами.

Верги потребовал у жителей Милоса продать статую Турции. Когда корабль «Л’Эстафетт» прибыл в Милос, статую уже грузили на турецкую фелюгу. Французы бросились в погоню. Им удалось отбить у турок верхнюю половину статуи, а позже — выкупить и нижнюю часть.

Статуя (точнее, ее фрагменты, которые позже подверглись реставрации) была доставлена во Францию и преподнесена в дар королю Людовику XIII. Принимавшие участие в приобретении шедевра древности Вуатье и Дюмон-Дюрвилль были не только награждены, но и стали настоящими героями в глазах французской художественной богемы.

Король некоторое время пытался скрыть существование статуи (ведь Турция считала ее захват прямым пиратством), но слухи о прекрасном античном творении разошлись по всему миру, и Венера была помещена в Лувр. Первое знакомство с шедевром состоялось 7 мая 1821 года. Посмотреть на Венеру Милосскую приехали послы из Англии, Голландии, Турции.

Присутствовал на церемонии и греческий посол. Но в то время закона об охране ценностей в Греции еще не существовало (он появился в 1834 г.), поэтому греческие сокровища вывозились без всякого разрешения, а страна, в которой были созданы шедевры мирового искусства, не могла даже заявить протест.

Венеру Милосскую приписали резцу Праксителя, известнейшего скульптора древности (этого очень хотел Людовик XIII), хотя со временем было установлено, что скульптура была создана позже — приблизительно в 120 году до н.э. Вопрос о том, кто же является автором Венеры, поднимался неоднократно.

Выдвигалось предположение, что статуя была изваяна другим знаменитым мастером — Скопасом. А несколько позже, благодаря усердию ученика Гро, который зарисовывал скульптуру и привезенные с ней фрагменты мрамора, была обнаружена надпись, сделанная на пьедестале, до сих пор никем не замеченная.

Полустершиеся греческие буквы складывались в слова: «Александр (или Агессандр), сын Менида из Антиохи, исполнил это». После изучения надписи разгорелись дебаты. Одни радовались тому, что «нашелся» настоящий автор скульптуры (кстати, сегодня его имя помещают практически во всех справочниках по искусствоведению).

Другие, более осторожные, полагали, что Александр создал только пьедестал для статуи. А третьи склонялись к мысли, что оставивший подпись мастер был... первым реставратором Венеры Милосской.

На вопрос, что же реставрировал этот мастер, сторонники версии отвечали кратко: руки. Точнее, положение рук. Доказать или опровергнуть это предположение крайне сложно, ведь у Венеры руки отсутствуют.

Куда исчезли руки статуи? Описывая скульптуру, Дюрвилль упоминал о том, что богиня «...в левой поднятой руке держала яблоко, а правой придерживала красиво драпированный пояс, небрежно ниспадавший от бедер до ног». Сын консула Бреста, впрочем, упоминает только об одной руке — левой. Во всяком случае, Жан Экар в книге, вышедшей в 1873 году, приводит множество показаний очевидцев «приключений» скульптуры.

Доводы Экара казались выверенными и правдоподобными... до проведения серьезных исследований. Оказалось, что Экар привел только ту выдержку из отчета Дюрвилля, которая укладывалась в его версию. И «забыл» о приписке, текст которой не оставляет сомнения в том, что статуя лишилась рук значительно раньше, чем разгорелась памятная стычка между турками и французами: «Обе руки у нее были, к сожалению, сломаны». Окончательный вердикт вынесли эксперты: судя по патине (слою окислов) на обломках рук, а также качеству мрамора, руки были отбиты задолго до обнаружения статуи.

До сих пор не прекращаются споры о том, что держала в руках богиня любви. По мнению одних скульпторов — яблоко. Статую пытаются отождествить с мифом о том, как Гера, Афина и Афродита (в римском варианте — Юнона, Минерва и Венера) явились к пастуху Парису с просьбой решить, кто из них прекраснее. Каждая из них сулила юноше дары в случае победы. Парис вручил яблоко Афродите, отдав ей предпочтение перед остальными, а она пообещала ему Елену Троянскую.

Другие полагают, что Венера смотрелась в зеркало, любуясь своей красотой. Профессор Хасс высказывал мнение, что скульптор изобразил Венеру после купания, в тот момент, когда она собиралась умастить свое тело соком. В одной руке она держала фрукт, а в другой — сосуд для сока. Были и другие толкования. Венера сжимала в руках веретено... Держала щит Марса... Защищалась от навязчивого поклонника или, напротив, соблазняла его...

Возможно Венера Милосская выглядела так

Одной из наиболее аргументированных считается версия, которой придерживается целая плеяда ученых: статуя богини любви — часть скульптурной группы. На это указывает незаконченная драпировка с левой стороны и обработка мрамора на спине Венеры.

Искусствоведы расходятся лишь в том, кто же именно входил в группу. Существует несколько реконструкций, представляющих всевозможные скульптурные композиции: Венера и Геракл, Венера и Марс, Венера и Парис... Поза статуи трактуется совершенно по-разному, однако на сегодня она считается самой лучшей для изображения женского тела.

Статуя Афродиты хранит молчание. Все, что мы знаем о ней, — она прекрасна. Остальное — цепочка домыслов. Ведь при желании можно построить сколько угодно предположений. Например, по каким признакам исследователи решили, что перед ними именно статуя богини? Почему не предположить, что это кто-то из великих смертных или героев древности? Например, Елена Троянская? Впрочем, при одном лишь взгляде на статую все вопросы и сомнения кажутся мелкими и неважными.

Вдали от родной земли, через две тысячи лет после того, как скульптор взял в руки резец, она остается живым символом прекрасного. В отличие от древних греков, мы не поклоняемся богине. Но зато поклоняемся Красоте, воплощенной в ее скульптуре. Не случайно Венера Милосская — единственное произведение искусства, которому посвящено огромное количество стихов чуть ли не на всех языках мира.