Анализ и интерпретация поэтического текста владимир высоцкий «братские могилы» - презентация. В

Свои выступления В. Высоцкий начинал стихотворением «Братские могилы», которое было написано им в 1964 году. В. Высоцкий часто писал о войне, писал глубоко и проникновенно, хотя сам никогда в боевых действиях не участвовал. Секрет такой проникновенности, такой яркости образов, кроется в невероятном чувстве гражданственности поэта.

Композиция произведения

Композиционно стихотворение состоит из четырех катренов. Кроме того, повторение первых двух начальных строф в конце стихотворения указывает на то, что композиция кольцевая. Такой тип композиции концентрирует внимание читателя на стихотворном пространстве.

Сюжет поэтического произведения

Как такового сюжета нет. На первом плане – переживания пота. Его собственное, субъективное, переосмысление событий.

Ритм и интонация

Стихотворение написано амфибрахием. Оно торжественно и строго. В тексте присутствуют многогранные идиоглоссы, которые взаимодействуя друг с другом, образуют неповторимый поэтический мир произведения.

Детальный разбор катренов

1 катрен

Строки первого катрена очень лаконичные, строгие, четкие. Почти в каждой строчке присутствует глагол (ставят, рыдают, приносят, зажигают), с помощью которого образуется фонетически правильная стихотворная форма. Все предложения неопределенно-личные. Это подчеркивает масштабность произошедшей трагедии - братские могилы, солдаты без имен, общая боль утраты, общая скорбь. Также с помощью этого приема подчеркивается особенность места - нет крестов, нужен особый памятник, особый символ памяти – Вечный огонь, здесь не плачут, так как боль утраты так велика, что можно только молча скорбеть, отдавая дань памяти букетами цветов. Передавая реальную картину, автор старается пробудить в читателе эмоции, заставить вспомнить и сопереживать.

2 катрен

С помощью метафоры («земля вставала на дыбы») автор пытается передать весь накал произошедших здесь когда-то событий. Также здесь есть противопоставление (фонетически достигается с помощью «игры» глаголов – в одной строке он есть, а в другой нет). Сначала шум и грохот, а потом тишина могильных плит. В третьей и четвертой строках присутствует смысловая перекличка, подчеркнутая моноритмом – разные судьбы сливаются в одну. Также в двух последних строфах присутствует аллитерация и ассонанс.

3 катрен

В третьем катерне на передний план выдвигается слово «горящий». С помощью этого слова создается главный образ, образа Вечного огня, в котором мелькают отблески горящих хат и горящих сердец солдат, погибающих за свою Родину.

4 катрен

В последнем катрене важно обратить внимание на вопрос. Вопрос не требует ответа, ответ ясен. Вопрос занимает ключевую, сильную позицию в тексте. Понимаешь, что солдаты ушли молодыми, сгорели в пламени войны, но предать их память невозможно...

Анализ стихотворения Братские могилы по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Какая грусть! Конец аллеи… Фета

    Как только появляется ранний цикл Фета под названием «Снег», то в его лирику плотно входят красивые картины пейзажа, которые можно увидеть только зимой. В сихотворении Какая грусть! Конец аллеи… автор многообразно описывает завывания

  • Анализ стихотворения Зине Некрасова

    После того, как Николай Некрасов пережил долгий и бурный роман, соединив себя узами с замужней Авдотьей Панаевой, он решает вступить в законные отношения, когда ему исполнилось 50 лет

  • Анализ стихотворения Настанет день исчезну я Бунина

    Произведение Настанет день, исчезну я написано Буниным в первой половине XX века и относится к философской лирике. Представлено в виде размышления о жизни и смерти.

  • Анализ стихотворения Вольный сокол Фета

    Стихотворение А.А. Фета «Вольный сокол» написано в 1884 году. Это одно из поздних его творений. Он не отступает от своей главной темы и всё также пишет о своих чувствах, выражая их через красоту природы.

  • Анализ стихотворения Вечером Ахматовой

    О чувствах женщин, как молодых, так и старых, не принято было говорить вслух. А если такого рода вещи и случались – это считалось всеми очень вульгарно и не красиво. Анна Ахматова рассказала о том, что вообще может чувствовать женщина

На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче - гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы -
Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов -
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах...

братишка привет, это интересно,
и мне понравилось, молочина,
что пишешь!
ну мы к агрессорам врядли относимся,
чаще приходилось защещатся.

Че рифмой баловень ли легкой,
иль ритмом выколоть дерзнул,
лохматый хан,
гроза монголов,
шатры в подножьях растянул,
дымит очаг,
и братской встрече
ужель сыскать важнее дел,
посметь ли им, богам перечеть,
простор Бармийских бдя надел.
рвы обороны режут плуги,
те что когда - то сея хлеб,
во ржи топя в мозолях руки,
вспахали рощи, между...

Рисуется чёрным мелом крест,
В пробирке пляшет алый червь,
Сжимается комком беглый тест,
Суглобом нервным ноет зверь…
Съедавши плазменные комки,
Запухли сушёные мозги,
Недуг закорчился юлой,
Итог вздымается больной…
Замочки заперлись на точках,
Закончен жизненный разбег
Ночей, прощанием во след
Денёчки вылеглись на строчках,
Промеж ними смысловая
И ярость…, и запятая?!

Пора бы всем друзья анализ сдать,
И правду-матку о себе узнать,
Философский ум с сознаньем вместе,
В совокупленьи замесили тесто.

О качестве судить такой смеси,
Нужна простая сдача теста пробы,
Но с ней возиться срочно не спеши,
Вначале протестировать попробуй.

Что в пищу мы порой употребляем,
В нагрузку на желудок, печень, почки,
Представить страшно, что мы испражняем,
Так можно и дойти до крайней точки.

А как мы дышим и порой вдыхаем,
Дым сигарет и запах предприятий,
А что...

Мы друг другу нужнее,
Чем может казаться.
Днем и ночью на помощь
И зимою и летом.
Мы ведь знаем об этом.
Нет роднее, чем мы.
Нет родней и дороже.
Каждый раз лишь поддержка
От несчастья спасает.
Ты был рядом всегда
Я хочу рядом быть тоже.
Просто помни, что ближе,
Чем семья, не бывает.
Мы совсем не похожи.
Но лишь для кого-то.
Мысли наши сойдутся-
Не нужно ответа.
Может, станешь ты строже.
Ты мой брат - это много.
Мы ведь знаем об этом.

Угнаться бы братцы за мухой, нам.
И расслышать нам голос истины, бы.
Нет смысла в сонном искании, на.
Труден путь вечного прозренья, увы.

Не ходили бы вы братцы Туда,
Не крутили бы Коллайдер.
Навострили бы Плуга...
Вспомнили М. Шрайдер.

Зачем Дарвин, сукин сын
Выдумал цепочку?
Зачем с России, с Украины
Тупо катят бочку?

Нам не пить с той бочки пиво
Не глотнуть немножко.
Растянули слишком сильно,
Порвалась гармошка.

Муж, чтоб сдать анализы как надо,
Встал, мочой наполнил пузырёк,
А для кала, будь оно неладно,
Подошёл от спичек коробок.

Это лучше чем от пасты тюбик...
На приём к врачу текла река,
И звучало очень дружелюбно -
Извините, можно огонька...

Муж ушёл и словно провалился.
У жены от слёз стекала тушь,
Морги обзвонила все... В больнице
Через день нашёлся блудный муж

Весь в бинтах, спасибо, что не помер.
Отвечал муж из последних сил:
"Что со мной случилось, я не помню...

Высоцкий называл "Братские могилы" песней со счастливой судьбой, так как она получила долгую жизнь. "Братские могилы" была на пластинке, в кино, в театре, и, казалось бы, все уже отыграно, отработано, а я ею всегда начинаю концерты, почти каждое выступление. Так что песня живет", - говорил он.

Сам Высоцкий всегда называл «Братские могилы» своей первой военной песней. Впервые она была исполнена в 1963 году на дне рождения отца Высоцкого - Семёна Владимировича - полковника и почётного гражданина городов Кладно и Праги.

Поначалу Высоцкий предлагал песню для спектакля Театра на Таганке «Павшие и живые», в котором играл. Она прекрасно подходила для эпизода, когда прямо на сцене зажигался Вечный Огонь, но по каким-то соображениям в спектакль так и не вошла.

Зато попала в к/ф «Я родом из детства», снятый в 1966 году на студии «Беларусьфильм» режиссёром Виктором Туровым, где Высоцкий сыграл роль танкиста Володи. Кстати, первоначально песни в фильм не планировались.

В. Высоцкий: «Беларусьфильм», пожалуй, единственная студия, где так бережно используются песни в фильмах всегда. Виктор Туров, другие ребята, которые работают здесь, находят возможность и место для этих песен, чтобы они были на равных с изображением».

Правда, «Братские могилы» в фильме прозвучали не в авторском исполнении. Жена режиссёра - Светлана Турова - вспоминала, что было много споров по поводу того, кто должен исполнять песню. И чтобы не было проблем с согласованием фильма (имя Высоцкого уже тогда было одиозным), решили, что песню должен исполнять Марк Бернес. Воспоминания же жены Бернеса - Лилии Михайловны - рисуют немного другую картину. Высоцкий пришёл к знаменитому исполнителю «Тёмной ночи» и предложил ему на выбор несколько песен. Бернес остановился на «Братских могилах», но с одним условием - он изменит звучание этой песни под себя. Марк Наумович мотивировал своё условие так: «Володя, мне нужна мелодия, без этого я петь не могу». И, действительно, в фильме эта песня прозвучала несколько иначе - более мягко и душевно. Высоцкий, разумеется, не возражал, а после смерти Бернеса нередко посвящал «Братские могилы» его памяти.

В. Высоцкий:
«Я с ним был знаком, в конце жизни дружил с ним, и он пел эту песню и на концертах потом. А нам нужен был голос, который бы звучал после войны сразу. И во время войны. Чтоб было такое узнавание голоса. И вот во время сцены, когда женщины с заплаканными глазами подходят к стене, которая вся выщерблена пулями и снарядами, и кладут к могиле неизвестных солдат кто цветы, кто зелень, в это время Марк Бернес поёт эту самую песню... И вот после этого фильма мы получали много писем. И даже было одно письмо от женщины, на глазах которой в 42-м году расстреляли двух её сыновей. Она лишилась памяти. В течение многих-многих лет всё силилась вспомнить, где же это было. И вот она нам написала письмо, что когда зазвучала песня «Братские могилы», то она вспомнила это место, где случилась эта трагедия. А этого места не было. Мы его сами построили. Вы понимаете? Но было такое сильное воздействие на неё вот этой вот сцены: сочетание музыки, текста и изображения вместе, что она подумала, что вот это было здесь на самом деле».

Как бы там ни было, песни из к/ф «Я родом из детства» стали первым «официальным» признанием Высоцкого, как автора-исполнителя. В этом качестве его имя было указано в титрах, а 21 августа 1966 года «Братские могилы» в исполнении Бернеса прозвучали по радио. В 1967 году текст песни был напечатан в журнале «Новые фильмы», став первой публикацией Высоцкого в прессе, а сама песня выходила на пластинках-миньонах в 1972 и 1979 годах.

Весь стих пронизан идеей патриотизма.

В первые четыре строки умещено невероятное количество страдания, тоски, необъятного горя. В каждом слове горечь утраты самых мужественных и отважных, имена которых неизвестны и образ которых не сохранился, о которых мы можем говорить только в общем, обо всех разом. Их подвиги на расписаны, но героизм их от этого не уменьшен.

В следующих строках автор подчеркивает патриотизм каждого солдата, воевавшего за одно, за нашу землю, за нашу Родину. И каждый солдат с потерянным именем – герой. Бесстрашие воевавших победило врага и не сломлен дух ни каким горем, ни каким поражением.

В последнем четверостишие Высоцкий горит о невосполнимой, необъятной утрате, которая касается не каждого по-отдельности, а всех вместе. И нет меры великой скорби о смерти неизвестных героев.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Впервые о Владимире Высоцком заговорили в начале семидесятых. Его доходчивые и нехитрые песни-монологи привлекли к себе внимание самых разных людей....
  2. Внутреннее рабство, а в более широком смысле – предсказуемость поведения, шоры, “флажки” питают фатализм. Неспособность понять, что на белом свете...
  3. Стихотворение «Зарыты в нашу на века.. » изначально было песней, которая была написана в 1971 г. к фильму “Неизвестный, которого...
  4. В произведениях Высоцкого есть множество творческих находок, роднящих его с психодрамой. Знаменитая “Притча о правде и лжи” (1977), в которой...
  5. Хороводы связаны со многими календарными праздниками. В. И. Даль перечислил следующие хороводы (по календарю): радуницкие, троицкие, всесвятские, петровские, пятницкие, Никольские,...
  6. Еще одну тематическую группу песен Высоцкого можно было бы назвать условно сатирической. Условно, потому что социальная, политическая и философская сатира...
  7. Василий Теркин – главный герой одноименной поэмы. В его образ автор вложил черты настоящего русского духа и героизма. Даже фамилия...