Странные герои платонова и смысл их существования. Почему платонов избрал главным героем своего рассказа такого Главные герои рассказа в п платонов

В одной из своих ранних статей - «Пламень познания» А. Платонов писал: «Надо было понять, что же есть существование людей, это - серьёзно или нарочно?» Все темы, сюжеты, мотивы его творчества - попытка ответить на этот вопрос.

В художественном мире писателя сформировался особый тип героя - «сокровенного человека»: фантазёра, чудака, искателя истины, с открытым сердцем познающего мир.

В мире Платонова люди живут «как травы на дне лощины». Они не знают своих интересов, это герои, «забывшие себя». Но именно такие чудаки поддерживают жизнь, сохраняют её. Они - «вещество жизни». «Сокровенных людей» Платонова нельзя назвать сильными. «Задумавшийся человек» вряд может быть сильным. Чаще всего они хрупкие, физически немощные. Но «тщетность существования» их длится вопреки любому давлению и в результате преодолевает силу жесткого мира, который их окружает. В этом нет логики, но Платонов к ней и не стремится. Слабость вдруг оборачивается силой. «Негероические» персонажи в какие-то моменты жизни проявляют, казалось бы, несвойственные им качества: силу воли, способность к самопожертвованию, духовную силу. Так, героиня рассказа «На заре туманной юности», слабая девушка, подставляет свой паровоз под отцепившиеся от другого поезда вагоны, в которых едут солдаты, понимая, что сама может погибнуть.

О своих героях - и о своём народе - Платонов сказал: «Они жили полной и общей жизнью с природой и историей, - и история бежала в те годы как паровоз, таща за собой на подъём всемирный груз нищеты, отчаяния и смиренной косности». В его мире «живое социалистическое вещество» состоит из «сокровенных людей». Часто не известно, откуда приходят эти люди, каковы подробности их биографии. У них, как правило, простые, не очень благозвучные либо самые распространённые фамилии: Пухов, Ганушкин, Вощев, Дванов, Копёнкин, Иванов и т. д. Этим автор подчёркивает обыкновенность своих персонажей. Но все они страстно ищут истину, «смысл отдельного и общего существования», мыслят общечеловеческими категориями.

Любимые платоновские герои - люди труда. Многие из них связаны с железной дорогой, с паровозами. Они испытывают восторг перед машинами, их совершенством и мощью. «Отчего человек - так себе: ни плох, ни хорош, а машины равномерно знамениты?» - спрашивает один из героев «Чевенгура», Захар Павлович, ставший ремонтным рабочим в депо. А его наставник, машинист, любит машины даже больше, чем людей: «Он так больно и ревниво любил паровозы, что с ужасом глядел, когда они едут. Если б его воля была, он все паровозы поставил бы на вечный покой, чтоб они не увечились грубыми руками невежд. Он считал, что людей много, машин мало; люди - живые и сами за себя постоят, а машина - нежное, беззащитное, ломкое существо...»

С Захаром Павловичем происходит очень важное для художественного мира Платонова преображение: будучи влюблён в машины, механизмы, он вдруг понимает, что механические «изделия и устройства» не меняют жизнь народа, существуют как бы параллельно с ней. К такому выводу его приводит детское страдание, которое невозможно изменить с помощью машины: «Тёплый туман любви к машинам... был разнесён чистым ветром, и перед Захаром Павловичем открылась беззащитная, одинокая жизнь людей, живших голыми, без всякого обмана себя верой в помощь машины». Александр Дванов, один из главных героев «Чевенгура», тоже открывает для себя ценность каждой человеческой жизни: «...здесь люди живут, их не наладишь, пока они сами не устроятся. Я раньше думал, что революция - паровоз, а теперь вижу, нет».

Как правило, герои Платонова не занимаются политикой. Для них революция - совершившийся исторический факт, решённый политический вопрос, она несёт с собой благодетельные перемены. В повести «Котлован» и романе «Чевенгур» герои ведут споры о том, как именно революция должна покончить с несправедливостью жизни.

Герои Платонова - преобразователи мира. Революция требует поистине вселенского преображения. И силы природы, по их мнению, тоже должны быть подчинены человеку. Герои «Ювенильного моря» планируют пробурить землю «вольтовой дугой» и добраться до древних - ювенильных - вод, чтобы принести в засушливую степь необходимую ей влагу. Именно такой масштаб планируемых перемен характерен для художественного мира Платонова.

Жизнь, в которой всё после революции пришло в движение - основной предмет изображения в большинстве произведений писателя. Рабочий Захар Павлович в «Чевенгуре» замечает о революционном народе: «Кочуют! До чего-нибудь докочуются». Отсюда и постоянный для Платонова мотив странничества. Платоновские правдоискатели стремятся сделать как можно больше для всеобщего счастья, узнать ответ на самый главный вопрос, а это требует от них движения, стремления к чему-то.

Но жизнь, в которой всё в движении, определяет не только мотив странничества. Этим объясняется во многом и «сдвину-тость» всего художественного мира Платонова. В его произведениях сосуществуют фантастика, зачастую весьма причудливая, и реальность. Героини «Ювенильного моря» - доярки, не имеющие жилья, - ночуют в огромных тыквах. Фантасмагорично превращение Макара и Петра, героев рассказа «Усомнившийся Макар», из правдоискателей, прошедших ад «института душевноболящих», в чиновников. Один из героев романа «Чевенгур» странствует на коне Пролетарская Сила, чтобы найти, вырыть из могилы и оживить немецкую революционерку Розу Люксембург.

«Состав неизвестного маршрута и назначения», в который забирается во время своего путешествия по стране герой «Сокровенного человека» Фома Пухов, в определённом смысле может считаться символом революции. Революция у Платонова предстаёт не только как созидательная, но и как случайно действующая сила. Вожак че-венгурцев Чепурный говорит: «Живёшь всегда вперёд и в темноте». Жизнь «в темноте», «в пустоте» приводит к тому, что революция зачастую становится силой и разрушительной. Люди «научены политруком» счастью, но та модель, которую он предлагает, оказывается слишком упрощённой. Фома Пухов («Сокровенный человек») утверждает: «Революция - простота...» Эта простота приводит к кровавым жертвам. Действительность сопротивляется надеждам людей. Их деятельность по построению нового общества оказывается разрушительной, и в результате искренних усилий происходит чудовищное, - например, в «Чевенгуре» строители новой жизни гибнут от внезапного набега «регулярных войск».

Андрей Платонов - одно из самых ярких явлений русской словесности XXвека. Родился Платонов в 1899, умер в 1951. Таким образом, жизнь Платонова стала своего рода обрамлением первой половины XXвека. А первая половина XXвека - время весьма интересное.

Мощнейший рывок совершают литература и живопись, встает на ноги кинематограф. Вместе с тем, одна за другой случаются сразу две мировые войны. Происходит тотальная перекодировка человеческой жизни. В русской прозе эти изменения привнес и утвердил Андрей Платонов.

Платоновский герой

Платоновский герой - излишен, избыточен. Его не должно быть на Земле, а он есть. Часто можно услышать, что читать Платонова очень трудно, почти невозможно. Дело здесь, думается, вот в чем. Все мы, будучи жертвами Возрождения и Просвещения, несем некоторую идею человека. Это человек, напитанный идеями, человек мыслящий, человек, чей внутренний мир полнится эмоциями и чувствами. Нас так научили, Мы так привыкли думать. Нам это, в конце концов, льстит. Человек у Платонова - совсем другой.

Как говорил о себе Макар из рассказа «Усомнившийся Макар»: «Я - пустой». Пустота - главная характеристика платоновского мира. Соответственно, степи и поля - основной ландшафт. Также герои рассказов Платонова - всегда бездумны. Знания вдруг приходят к ним из ниоткуда. Мысль уступает место чувству. И когда читатель знакомится с платоновским персонажем, который является его полной противоположностью, читатель пугается. Читатель не привык жить в пустоте. Это, по меньшей мере, страшно.

Психоаналитический смысл сушествования героев Платонова

Платонов в свое время был чрезвычайно увлечен психоанализом, поэтому трактовка его персонажей с этой стороны будет весьма оправдана. Так, например, почти все герои имеют психопатологические расстройства. Главное из них - шизофрения. Саша Дванов, главный герой романа «Чевенгур», шизофреник даже на уровне фамилии. Дванов, два, раздвоенность. Человек у Платонова уже сразу расщеплен на несколько личностей. Тогда как в культуре принято человека считать единой личностью.

Также психоаналитический смысл имеет проблема рождения у Платонова. Здесь имеется в виду теория Отто Ранка о том, что главное переживание в жизни человека - это боль, испытываемая при рождении. Люди у Платонова - автохтонны, они рождены из земли. Точно так считали в древних мифологических культурах. С темой рождения непосредственно связана тема смерти. Так, например, отец Саши Дванова утопился в озере, чтобы узнать, что же там происходит, после смерти. Узнать, что будет после - вот чего хотят платоновские герои. Однако цена, которую надо платить за это знание, очень высока.

Сочинение

В середине 30-х годов XX века в связи с обострением политической ситуации в стране литература все более подвергалась идеологизации. Уже известный писатель Платонов был вынужден признать ошибкой многое написанное им ранее. Не могло быть и речи в этой ситуации о публикации остросоциальных \"Чевенгура\" и \"Котлована\". Повесть \"Ювенильное море\" также не увидела свет, несмотря на закамуфлированность авторской идеи, вынесенной в подтекст с таким мастерством тайнописи, что в заблуждении оказался даже современный читатель, удивившийся оптимистическому пафосу быстро \"перестроившегося\" писателя.
Виртуозы-мастера, гениальные изобретатели и самозабвенные борцы за всеобщее счастье, в изображении которых Платонов не знал ни устали, ни повторов, пройдя сквозь огненные трубы своего вдохновения и его реакции, обнаруживают тщетность своих инициатив. Как правило, они жертв своих собственных или чужих идей, погибающие в столкновении с неумолимой реальностью.
Трагически завершается жизнь одного из самых значительных платоновских персонажей, Саши Дванова из романа \"Чевенгур\". Путь героя к истине сложен. Саша Дванов рожден революцией, ею сформировано его коммунистическое сознание, его аскетизм, готовность к самопожертвованию во имя идеала, но идеалы героя слишком абстрактны, они чужды народу и не выдерживают поверки народной этикой. В романе с огромной художественной силой реализована мысль о противостоянии абстрактного коммунистического идеала, который приобрел черты казарменного коммунизма, и конкретной народной жизни, исковерканной идеями социального рационализма. Дванов, принадлежащий к типу героев-правдоискателей, не найдя истины в коммунистическом Чевенгуре, уходит из этого мира. Не случайно на протяжении всего романного действия1 ищет Сашу Захар Павлович, чтобы вернуть своего \"заблудшего сына\" домой, к народной жизни. Именно Захар Павлович является тем персонажем, которому можно дать платоновское определение \"сокровенный\". Он носитель народного идеала, каким этот идеал представляется художнику. \"Сокровенные\" платоновские герои несут в себе зерно народной жизни. Выработанное веками народное сознание сопротивляется рациональной схеме, рожденной \"текущим моментом\". Сокровенный человек сомневается, ищет правду, истину, озабочен стремлением \"очеловечить\" мир, помочь ближнему. Он, обладая природной зоркостью, оказывает сопротивление всему чуждому, наносному, противоречащему исконно народным представлениям о нравственности.
Характерно, что в социальных утопиях Платонова функция \"сокровенного\" героя передана второстепенным или вовсе эпизодическим персонажам. И хотя они редко появляются в сюжетной канве повествования, их смысловая роль крайне велика. В большей мере такое наблюдение относится к роману \"Чевенгур\". Взять, к примеру, кузнеца Сотых и крестьянина по прозвищу Недоделанный. Оба они, являясь носителями народного сознания, трезво оценивают трагические события в стране и видят перспективу дальнейшего развития навязанного народу казарменного социализма. Недоделанный прозорливо предупреждает чужих, пришлых людей, одержимых идеей мгновенного социального переустройства, о страшных последствиях проводимой ими политики раскулачивания крестьян.
Отчетливо мысль о неминуемом экономическом крахе политики текущего момента прозвучала и в разговоре Дванова и Копенкина с кузнецом Сотых, который в открытой резкой форме предсказал будущее: \"И в партии у вас такие же негодящие люди... Ты говоришь - хлеб для революции! Дурень ты, народ ведь умирает - кому ж твоя революция останется?\"
В повести \"Котлован\" высокой смысловой нагрузкой отмечен эпизодический образ Ивана Крестинина. Сцена прощания старого крестьянина со своим хозяйством резко выделяется на фоне гротескного повествования своей реалистической выписанностью, усиливая трагичность звучания в повести темы коллективизации: \"Старый пахарь Иван Семенович Крестинин целовал молодые деревья в своем саду и с корнем сокрушал их прочь из почвы, а его баба причитала над голыми ветками.
- Не плачь, старуха, - говорил Крестинин. - Ты в колхозе мужиковской давалкой станешь. А деревья эти - моя плоть, и пускай она теперь мучается, ей же скучно обобществляться в плен\".
Обращает иа себя внимание прием, использованный здесь автором для усиления идеологического смысла эпизода: в то время как главные персонажи повести наделены лишь фамилиями, герой, появляющийся только в одной сцене, имеет фамилию, имя и отчество. Авторский умысел проявлен и в том, что имя Иван Крестинин созвучно словосочетанию Иван - крестьянский сын.
Еоть в \"Котловане\" и пророчества, близкие по смыслу чевенгурским. В сцене раскулачивания поражает смелостью реплика одного из крестьян.
\"Ликвидировали?! - сказал он из снега. - Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что в социализм придет один ваш главный человек!\"
В произведениях Платонова мастерски вскрыт механизм мифологизации сознания всех слоев общества, не только пролетариата, но и крестьянства. Писатель сочувствовал народу, попавшему в плен \"идеи\", видел в этом не вину его, а беду. Свою позицию он выразил словами кузнеца Сотых, который считал коммунистов хорошими людьми, но странными: \"как будто ничего человек, а действует против простого народа\". Платонов не видел злонамеренности в действиях коммунистов, уничтожавших крестьянство. Он понимал опасность идеологического микроба, поразившего податливую русскую почву, населенную народом, склонным к мечте о \"грядущем царстве правды\". Политический лозунг, обещающий через несколько лет райскую жизнь, заменил отринутого Бога, и лозунгу этому самозабвенно верили.
В изображении платоновских героев нашли отражение многочисленные авторские интенции, порой скрытые от самого писателя. Тексты его произведений насыщены периодическими возвратами, пародийностью, повторяющимися приемами, лейтмотивами. В критике неоднократно указывалось на роль образа - символа дороги в художественной системе писателя. Почти все герои Платонова отправляются в путь искать \"смысл существования\". Характерно, что персонажи социальных утопий отчасти пародируют движение \"сокровенных\" героев. И Вощев, и Дванов бредут по дороге, приближаясь не к истине, а к смерти. \"Одна открытая дорога\", но которой отправился Вощев, ведет только в одно место - к котловану. Котлован в повести - овеществленная метафора строительства социализма, модель общественной структуры эпохи коллективизации, когда все силы были направлены на строительство \"общего пролетарского дома\", когда рабочие трудились до изнурения, забыв себя, а крестьяне, уцелевшие от голодной смерти, покидали родные места в поисках случайного заработка.

В одной из своих ранних статей - «Пламень познания» А. Платонов писал: «Надо было понять, что же есть существование людей, это - серьёзно или нарочно?» Все темы, сюжеты, мотивы его творчества - попытка ответить на этот вопрос.

В художественном мире писателя сформировался особый тип героя - «сокровенного человека»: фантазёра, чудака, искателя истины, с открытым сердцем познающего мир.

В мире Платонова люди живут «как травы на дне лощины». Они не знают своих интересов, это герои, «забывшие себя». Но именно такие чудаки поддерживают жизнь, сохраняют её. Они - «вещество жизни». «Сокровенных людей» Платонова нельзя назвать сильными. «Задумавшийся человек» вряд может быть сильным. Чаще всего они хрупкие, физически немощные. Но «тщетность существования» их длится вопреки любому давлению и в результате преодолевает силу жесткого мира, который их окружает. В этом нет логики, но Платонов к ней и не стремится. Слабость вдруг оборачивается силой. «Негероические» персонажи в какие-то моменты жизни проявляют, казалось бы, несвойственные им качества: силу воли, способность к самопожертвованию, духовную силу. Так, героиня рассказа «На заре туманной юности», слабая девушка, подставляет свой паровоз под отцепившиеся от другого поезда вагоны, в которых едут солдаты, понимая, что сама может погибнуть.

О своих героях - и о своём народе - Платонов сказал: «Они жили полной и общей жизнью с природой и историей, - и история бежала в те годы как паровоз, таща за собой на подъём всемирный груз нищеты, отчаяния и смиренной косности». В его мире «живое социалистическое вещество» состоит из «сокровенных людей». Часто не известно, откуда приходят эти люди, каковы подробности их биографии. У них, как правило, простые, не очень благозвучные либо самые распространённые фамилии: Пухов, Ганушкин, Вощев, Дванов, Копёнкин, Иванов и т. д. Этим автор подчёркивает обыкновенность своих персонажей. Но все они страстно ищут истину, «смысл отдельного и общего существования», мыслят общечеловеческими категориями.

Любимые платоновские герои - люди труда. Многие из них связаны с железной дорогой, с паровозами. Они испытывают восторг перед машинами, их совершенством и мощью. «Отчего человек - так себе: ни плох, ни хорош, а машины равномерно знамениты?» - спрашивает один из героев «Чевенгура», Захар Павлович, ставший ремонтным рабочим в депо. А его наставник, машинист, любит машины даже больше, чем людей: «Он так больно и ревниво любил паровозы, что с ужасом глядел, когда они едут. Если б его воля была, он все паровозы поставил бы на вечный покой, чтоб они не увечились грубыми руками невежд. Он считал, что людей много, машин мало; люди - живые и сами за себя постоят, а машина - нежное, беззащитное, ломкое существо...»

С Захаром Павловичем происходит очень важное для художественного мира Платонова преображение: будучи влюблён в машины, механизмы, он вдруг понимает, что механические «изделия и устройства» не меняют жизнь народа, существуют как бы параллельно с ней. К такому выводу его приводит детское страдание, которое невозможно изменить с помощью машины: «Тёплый туман любви к машинам... был разнесён чистым ветром, и перед Захаром Павловичем открылась беззащитная, одинокая жизнь людей, живших голыми, без всякого обмана себя верой в помощь машины». Александр Дванов, один из главных героев «Чевенгура», тоже открывает для себя ценность каждой человеческой жизни: «...здесь люди живут, их не наладишь, пока они сами не устроятся. Я раньше думал, что революция - паровоз, а теперь вижу, нет».

Как правило, герои Платонова не занимаются политикой. Для них революция - совершившийся исторический факт, решённый политический вопрос, она несёт с собой благодетельные перемены. В повести «Котлован» и романе «Чевенгур» герои ведут споры о том, как именно революция должна покончить с несправедливостью жизни.

Герои Платонова - преобразователи мира. Революция требует поистине вселенского преображения. И силы природы, по их мнению, тоже должны быть подчинены человеку. Герои «Ювенильного моря» планируют пробурить землю «вольтовой дугой» и добраться до древних - ювенильных - вод, чтобы принести в засушливую степь необходимую ей влагу. Именно такой масштаб планируемых перемен характерен для художественного мира Платонова.

Жизнь, в которой всё после революции пришло в движение - основной предмет изображения в большинстве произведений писателя. Рабочий Захар Павлович в «Чевенгуре» замечает о революционном народе: «Кочуют! До чего-нибудь докочуются». Отсюда и постоянный для Платонова мотив странничества. Платоновские правдоискатели стремятся сделать как можно больше для всеобщего счастья, узнать ответ на самый главный вопрос, а это требует от них движения, стремления к чему-то.

Но жизнь, в которой всё в движении, определяет не только мотив странничества. Этим объясняется во многом и «сдвину-тость» всего художественного мира Платонова. В его произведениях сосуществуют фантастика, зачастую весьма причудливая, и реальность. Героини «Ювенильного моря» - доярки, не имеющие жилья, - ночуют в огромных тыквах. Фантасмагорично превращение Макара и Петра, героев рассказа «Усомнившийся Макар», из правдоискателей, прошедших ад «института душевноболящих», в чиновников. Один из героев романа «Чевенгур» странствует на коне Пролетарская Сила, чтобы найти, вырыть из могилы и оживить немецкую революционерку Розу Люксембург.

«Состав неизвестного маршрута и назначения», в который забирается во время своего путешествия по стране герой «Сокровенного человека» Фома Пухов, в определённом смысле может считаться символом революции. Революция у Платонова предстаёт не только как созидательная, но и как случайно действующая сила. Вожак че-венгурцев Чепурный говорит: «Живёшь всегда вперёд и в темноте». Жизнь «в темноте», «в пустоте» приводит к тому, что революция зачастую становится силой и разрушительной. Люди «научены политруком» счастью, но та модель, которую он предлагает, оказывается слишком упрощённой. Фома Пухов («Сокровенный человек») утверждает: «Революция - простота...» Эта простота приводит к кровавым жертвам. Действительность сопротивляется надеждам людей. Их деятельность по построению нового общества оказывается разрушительной, и в результате искренних усилий происходит чудовищное, - например, в «Чевенгуре» строители новой жизни гибнут от внезапного набега «регулярных войск».

Андрей Платонович Платонов...Человек, непреклонно следующий гуманистическим идеалам. Рассказ «Юшка» - подтверждение тому. Краткое содержание Платонова «Юшки» является предметом данной статьи.

Причиной тому является несколько факторов. С одной стороны, особый творческий стиль, где значительную роль играют инверсии. Как известно, инверсия - это изменение классического порядка следования слов при изложении. В немалой степени этот художественный прием характеризует стиль любого автора. Платонов же, по мнению литературоведов, в ней достиг высот невиданных.

С другой - принципиальный отход писателя от (ведущего метода литературы СССР). Он же предпочел быть непубликуемым и опальным, но таки продолжил своим творчеством традицию классической русской литературы конца XIX века. Авторский стиль Платонова сформировался не под влиянием партийных съездов, а благодаря и Толстого.

Актуальна ли нынче юродивость

Очевидно, что написанное нами краткое содержание Платонова «Юшки» отображает в более сжатой и лаконичной форме, чем оригинал рассказа, личность главного героя - юродивого мужчины лет сорока по уличному прозвищу Юшка. Юшка - это устаревшее Встарь этим словом на Руси называли блаженных, юродивых. Почему Андрей Платонов выбрал именно такого нетипичного для железного XX века персонажа? Очевидно потому, что считает тему юродивости для России не исчерпавшей себя, не выполнившей своей миссии, незаслуженно отторгнутой прагматичным обществом.

С одной стороны, пресловутый житейский здравый смысл изображает юродивого эдаким лишенным социальных ориентиров безобидным дурачком. Однако это лишь внешняя сторона. Гораздо важней в осознании сути юродивости ее суть: это добровольное, взятое на себя его адептом мученичество, скрывающее его тайную добродетель. Возможно, эту суть в определенной степени выражает широкоизвестная фраза из Евангелия от Матфея: о том, что добро следует совершать тайно, так, чтобы правая рука не ведала, что творит левая.

Портрет Ефима Дмитриевича - Юшки

Многое в этом рассказе сказано Поэтому и мы вослед за писателем изначально абстрагируемся от настоящего времени и будем утверждать, что события, описанные в нем, произошли в давние времена. С этого, собственно говоря, и начинается наш краткий пересказ.

Платонова «Юшка» рассказывает нам о тщедушном одиноком мужичке Ефиме Дмитриевиче (которого, собственно говоря, по имени-отчеству практически и не называют), преждевременно состарившемся, с редкими седыми волосами там, где у взрослого мужчины обычно растут усы и борода. Одет он был неизменно в одно и то же, не снимал одежду месяцами. В летнее время на нем была серая рубаха и закопченные, прожженные искрами кузнецкого горна штаны. В зимнее же он набрасывал поверх всего вышеуказанного прохудившийся старый тулупчик, оставленный ему покойным отцом.

Краткое содержание Платонова «Юшки» знакомит нас с одиноким сорокалетним мужчиной: неопрятным, внешне выглядевшим гораздо старше своего возраста. Причина тому - тяжелое, смертельное заболевание. Он болен туберкулезом, морщинистое лицо - лицо старика. Глаза Юшки постоянно слезятся и имеют белесый оттенок. Под этой, скажем прямо, жалкой внешностью скрывается прекрасная душа. По мнению писателя, именно такие, как юродивый Юшка, умеющие любить весь окружающий мир и даже людей, глумящихся над ними и приносящих им страдания, способны изменить к лучшему весь мир.

Работа на кузне

Вставал на работу Юшка всегда засветло, а шел в кузницу тогда, когда остальные люди лишь просыпались. С утра он заносил в кузню необходимые в работе уголь, воду, песок. Как у подручного деревенского кузнеца, в круг его обязанностей входило держать клещами железо, в то время когда кузнец его ковал. В другое же время следил за огнем в горниле, подносил в кузницу все необходимое, управлялся с лошадьми, которых приводили подковать.

Главный герой не иждивенец. Несмотря на смертельно опасную болезнь, он зарабатывает тяжелым трудом свой Для раскрытия образа важно внести это обстоятельство в краткое содержание рассказа «Юшка» Платонова. Работает он помощником кузнеца.

Удерживать тяжелые металлические заготовки клещами, по которым в это время бьет тяжелый молот кузнеца... Находиться под воздействием высокой температуры горнила... Возможно, такой труд и непосилен для больного человека. Однако юродивый Юшка не ропщет. Он очень достойно несет свое бремя.

Кони, даже норовливые, которых он подковывал, почему-то его всегда слушались. Следует, конечно, прочитать весь платоновский рассказ, чтобы ощутить, насколько все-таки гармоничный и цельный этот необычный человек. Такого впечатления не останется, если читать лишь краткий пересказ..

Платонова «Юшка» повествует об одиночестве героя. Родители его умерли, своей семьи он не завел, своего дома не было. Ефим Дмитриевич проживал при кухне кузнеца, пользуясь расположением последнего. По взаимной договоренности, еда входила в оплату его труда. Впрочем, чай и сахар при этом были отдельной статьей расходов. Их должен был Ефим Дмитриевич покупать себе сам. Однако бережливый мужичок обходился питьем воды, экономя деньги.

Жестокость людей к Юшке

Тихую одинокую трудовую жизнь проживал наш герой, о чем и свидетельствует наш краткий рассказ. Платонова "Юшка" также рассказывает нам о неподдающейся рассудку жестокости людей и даже их детей по отношению к Ефиму Дмитриевичу.

Какая-то патологическая потребность творить безответное зло… Тихий, не насилием, робкий Юшка никогда не давал отпор своим обидчикам, даже никогда не кричал на них, не ругался. Он был словно громоотвод для зла, накопившегося в людях. Его колотили и били камнями ни за что даже дети. Зачем? Чтобы возвыситься над этим безответным нищим и добрым человеком? Чтобы, сбросив с себя груз своей же низости, очиститься и уже с другими людьми общаться достойно? Чтобы почувствовать свою власть над человеком, презирающим законы корысти?

Когда же дети, бросающие в него камнями, сердясь за его безответность, догоняли и останавливали его, начинали, толкаясь, кричать, он лишь улыбался. Краткий рассказ Платонова "Юшка" показывает особое отношение юродивого к происходящему. В нем нет даже тени ответной агрессии. Наоборот, он сочувствует детям! Он считал, что они на самом деле его любят, что они нуждаются в общении с ним, только они просто не ведают того, что следует делать для любви.

К сожалению, еще более жестоко его били взрослые, очевидно, тешась своей безнаказанностью. Избитый Юшка, с кровью на щеке, с надорванным ухом, поднимался с дорожной пыли и шел в кузню.

Это походило на мученичество: ежедневные избиения... Понимали ли мучители этого больного и несчастного человека, насколько они низки!

«Юшка» Платонова как аналог «Пересмешника» Харпер Ли

Вспомним, проведя условную параллель, произведение классической американской литературы "Убить пересмешника". В нем несчастного, беззащитного человека все-таки щадят. Его великодушно освобождают от нависшего над ним и неизбежного насилия. Окружающие его люди уверены: поступать жестоко с ним нельзя. Это значит - взять грех на душу, это все равно как убить пересмешника - маленькую, доверчивую, беззащитную птичку.

Совершенно другой сюжет отображает наше краткое содержание рассказа "Юшка" Платонова. Юродивого жестоко бьют, унижают, издеваются.

Он проживал нелегкую жизнь изгоя на своей же Родине. Почему? За что?

Что в образе Ефима Дмитриевича близко лично для А. Платонова

Отвлечемся от сюжета рассказа. Зададимся вопросом о том, почему Андрею Платонову столь проникновенно удалось создать живой образ русского юродивого? А потому что, в сущности говоря, изгоем был на своей Родине и он сам. Российский массовый читатель смог ознакомиться с его произведениями лишь тридцать лет спустя после трагической гибели писателя в 1951 году.

Несомненно, это сам Андрей Платонов вопиет устами своего юродивого героя, пытаясь убедить не признающее его талант общество устами этого мученика в том, что люди всякие нужны, о том что ценны все, а не только "шагающие в ногу". Он призывает к терпимости, милосердию.

Как Юшка боролся с болезнью

Юшка - тяжело болен, и он знает, что не быть ему долгожителем... Юродивый был вынужден каждое лето уходить на месяц от кузнеца. Он ехал из города в дальнюю деревню, откуда был родом и где проживали его родственники.

Там Ефим Дмитриевич, наклонившись над землей, жадно вдыхал в себя запах трав, внимал журчанию рек, глядел на белоснежные облака на синем-синем небе. Рассказ А.П.Платонова "Юшка" весьма проникновенно рассказывает о том, как смертельно больной человек ищет защиты у природы: дыша лаской земли, наслаждаясь ласковыми лучами солнца. Впрочем, с каждым годом болезнь становится все более беспощадной к нему...

Возвратившись в город, после терапии природой, не ощущая боли в легких, он принимался за кузнечный труд.

Гибель

В то роковое для себя лето, в ту пору, когда он как раз должен был уехать на месяц и оздоровиться, вечером по дороге из кузни его встретил один из его мучителей, охваченный очевидным желанием унизить и избить этого блаженного.

Рассказ Платонова "Юшка" описывает страшные события, приведшие к гибели юродивого. Вначале мучитель намеренно спровоцировал несчастного словом, утверждая о бесполезности его существования. На эту грязную ложь юродивый ответил справедливо и разумно. Это был первый в жизни его достойный ответ обидчику, в котором прозвучала настоящая мудрость, доброта, понимание места каждого человека в Божьем мире. Негодяй явно не ожидал таких слов от юродивого. Тот, будучи не в состоянии возразить против простой и ясной правды, прозвучавшей из уст юродивого, в ответ изо всех сил толкнул несчастного, терзаемого страшным недугом. Юшка ударился о землю грудью, изъеденной туберкулезом, и в результате случилось непоправимое: больше Ефиму Дмитриевичу не суждено было подняться, он умер на том же самом месте, где и упал…

Философский смысл смерти Юшки

Герой А. Платонова Юшка принимает смерть мученическую, отстаивая свое место под солнцем, свои взгляды на Божий мир. И это трогательно. Вспомним аналогию из романа «Доктор Живаго», где звучит мысль о том, что идеалом этого мира не может стать дрессировщик с разящим бичом в руке, но им становится мученик, жертвующий собой… Только ему дано изменить этот мир. Именно так, с верой в справедливое божье устройство всего вокруг погибает Ефим Дмитриевич. Как же все-таки может повлиять смерть одного лишь прекрасного человека на окружающий его мир?.. Платонов говорит и об этом, далее развивая сюжет.

Урок благородства

Пожертвовать всем… Анализ рассказа «Юшка» Платонова показывает, что именно эта последняя часть рассказа наиболее рельефно показывает справедливость последних слов погибшего, что он «нужен миру, что без него - нельзя…».

Настала осень. Как-то в кузницу пожаловала молодая дама с чистым лицом и большими серыми глазами, в которых, казалось, стояли слезы. Она спросила, можно ли увидеть Ефима Дмитриевича? Вначале хозяев охватила оторопь. Мол, какой Ефим Дмитриевич? Слыхом не слыхивали! Но затем догадались: не Юшка ли это? Девушка подтвердила: да, действительно, Ефим Дмитриевич так говорил о себе. Правда, которую затем рассказала гостья, потрясла кузнеца. Ее, деревенскую сироту, Ефим Дмитриевич когда-то поместил в московскую семью, а затем - в школу с пансионом, ежегодно он ее проведывал, привозя ей деньги на год обучения. Затем усилиями юродивого девушка получила диплом врача Московского университета. Этим летом ее благодетель не приехал повидать ее. Обеспокоившись, она сама решила разыскать Ефима Дмитриевича.

Кузнец провел ее на кладбище. Девушка заплакала, припав к земле, и долго была у могилы своего благодетеля. Далее она приехала в этот город навсегда. Поселилась здесь и работала врачом в туберкулезной больнице. Она снискала себе добрую славу в городе, стала «своей». Ее называли «дочерью доброго Юшки», хотя, впрочем, те, кто называл, не помнили, кто был этот самый Юшка.

Опальный автор «Юшки»

Как вы думаете, какой в советское время мог заслужить литературной отзыв «Юшка»? Платонов, по своей сути, был человеком искренним, цельным. Восприняв вначале с энтузиазмом приход советской власти (он всегда сочувствовал бедным и простым людям), восемнадцатилетний молодой человек вскоре осознал, что пришедшие к власти большевики, нередко прикрываясь революционной фразой, совершают то, что вовсе не идет на благо народа.

Не будучи способным пресмыкаться перед властью, этот писатель предельно честно излагает в своих сочинениях то, что думает, что чувствует.

Иосиф Виссарионович Сталин в то время лично отслеживал «идеологическую выдержку» советских литераторов. Прочитав платоновский рассказ «Бедняцкая хроника», «отец народов» прямо на нем сделал свою рецензию - «Кулацкая хроника!» и далее добавил личную краткую характеристику самого писателя - «Сволочь»…

Не надо долго гадать, чтобы понять, какой бы в советской прессе получил отзыв «Юшка». Платонов, конечно же, ощущал подозрительное отношение власти к себе. Он тысячу раз мог прийти с повинной, «отработать», «исправиться», написав в духе социалистического реализма оду своим идейным оппонентам, при этом приумножив свой хлеб насущный.

Нет, он не склонил голову, не изменил высокой литературе, созданной русскими классиками. Его публиковали до 80-х годов прошлого века в основном за рубежом. В 1836 году в американском альманахе под рубрикой «лучшие сочинения» вышел его «Третий сын», кстати, в той же рубрике опубликовали и раннее произведение Хемингуэя. Там его действительно признали по сути его таланта, продолжателем поиска души, учеником Толстого и Достоевского.

Вывод

Литературоведы, говоря о продолжении в советской литературе традиций, заложенных классиками (Л.Н.Толстым, Ф.М.Достоевским), неизменно упоминают Андрея Платоновича Платонова.

Что характеризует этого писателя? Отказ от всяческих догм. Стремление познать и показать своему читателю мир во всей его красоте. При этом писатель ощущает гармонию всего сущего. С особым уважением он раскрывает образы людей, порой скромных и незаметных, но действительно делающих этот мир лучше, чище.

Чтобы ощутить художественный стиль этого автора и насладиться им, рекомендуем вам прочитать рассказ, который написал Андрей Платонов - «Юшка».