Бессмертное произведение "горе от ума".

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений.


Комедия "Горе от ума" - одна из действительно реалистичных комедий в русской литературе. В тексте комедии все представлено очень живо, психологически верно.

Но современный читатель "Горя от ума" с трудом воспринимает произведение как комедию. Объясняется это тем, что главный герой ее Шацкий не является комическим персонажем. Причины его разногласий с фамусовським обществом слишком серьезны, и монологи Шацкого, "прошлой жизни подлые черты", заглушают комедийное звучание произведения. При написании произведения Грибоедов использовал элементы комедии. Это - наличие любовной интриги, саркастически изображения персонажей, комизм положения Шацкого в доме Фамусова, диалоги персонажей. "Горе от ума" - политическая комедия, потому что в ней поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, о крепостном праве, об образовании, о воспитании, о рабском подражания всему иностранному. Реализм "Горя от ума" проявляется и в принципах изображения персонажей. В Грибоедова все персонажи-характеры, верные правде жизни, яркие, не одномерные. Персонажи "Горя от ума" не карикатуры, а точные подобия живых людей.

Грибоедов с горькой иронией раскрывает в диалогах и монологах персонажей бедственное положение народа и страны, где угодливость Молчалина, карьеризм и глупость Скалозуба, бюрократизм и чванство Фамусова, пустословие РЕШЕТИЛОВА предпочтительнее ума и рассудительности Шацкого. Больше характеризует то общество, которое противостоит Шацком, Фамусова. Недаром это общество мы называем "фамусовським. Фамусова - типичный московский господин начале XIX века с характерной смесью самодурства и патриархальности. В образе Фамусова высмеяно высшее чиновничество, его бездеятельность на службе, чванство, взяточничество. Ярким примером безделья является составление Фамусовым расписания на неделю, где все дни заняты называемыми обедами и ужинами. Идеал человека для Фамусова - тот, кто сделал выгодную карьеру; при этом для него неважно, какими средствами это достигнуто. Его политические идеалы сводятся к прославление всего старого, устоявшегося, ему хорошо живется, и он не хочет никаких изменений. Шацкого он боится и не любит, потому что видит в нем устоев, бунтовщика. В Фамусова поражает откровенная безнравственность; она особенно опасна тем, что Фамусова, как знатный барин, имеет большую власть над людьми. Безнравственность власти не может не быть страшной и опасной. Фамусова, каким создал Грибоедов, зло не отвлеченное, а конкретное, живое. В его реальность веришь - и потому оно особенно пугает.

Это справедливо и в отношении Скалозуба. Полковник Скалозуб отражает измельчание, опошления военного человека. Его грубое солдафонства, презрение к культуре, невежество отталкивают илителей. Это счастливый карьерист, характеризующееся же фамилией. Но карьеризм его преступный. Он основан на военных потерях в армии: "Другие, смотришь, перебиты. Автор высмеивает Скалозуба как тупого и бездумного офицера аракчеевской поры, противника свободы и образования. Псевдолиберализм раскрыт в образе РЕШЕТИЛОВА. "Молодые" либеральные идеи дают возможность этой части дворянства "шумы" в клубе. Свою деятельность они прикрывают пустословие. Исключительно сатирической силой разоблачена в комедии пустая и пошлая возня, шум и крик, дискредитирующие и тормозящие либеральное движение. По всем качествам характера Молчалина тоже относится к фамусовському общества. Читателю он кажется ничтожеством: боится произнести лишнее слово, угождать, не имеет собственного мнения, однако именно эти качества являются залогом его будущего успеха в фамусовському мире.

Фамусовське общество представлено в комедии широко и баготообразно. Это не только много основных героев, но и второстепенные, эпизодические. Например, Хлыстова - важная московская барыня, грубоватая, властная, привыкла не сдерживаться в словах. ЗАГОРЕЦКАЯ - необходимый спутник всех Фамусовым и хлыстовых. "Брехунец он, картежник, вор... / Я от него было и двери на запор; / Да мастер услужить..." - говорит о нем Хлыстова.

Шацкий является обличителем всех пороков общества. Его монолог "А судьи кто?" Звучит как приговор политическому строя и моральным устоям фамусовського общества. Всего ему ненавистен деспотизм и рабство, глупость и бесчестье, умственная и моральная глухота. Он бичует подлость крепостников, Он не может молчать, того что ему больно и мучительно видеть вокруг зло и несправедливость, он ненавидит все дурное, потому что любит добро и истину. Шацкий - это тоже проблема. Проблема непонятной и высмеян интеллигенции, проблема истоптанной патриотизма и угнетенной культуры. Это даже не проблема, а целый аспект проблем, не увиденных равнодушным обществом и в результате декабристов, вылившихся в восстание, 1825 года.

Шацкий - это прообраз декабристов, старой эпохи. Комедия "Горе от ума" сделала большое впечатление на современников и не менее сильно влияла и позже - вплоть до нашего времени. Ею восхищались Н. В. Гоголь и Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин и еще много других русских писателей и читатели. Комедия не утратила своей злободневности и сегодня. Образ Шацкого будет жить до тех пор, пока на смену одной эпохе будут приходить другие, и он всегда будет "начинать новый век".

Жалок или страшен Молчалин? (по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)
Комедия «Горе от ума» А.С.Грибредова внесла огромный вклад в развитие русской литературы. Писатель показал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В пьесе ставятся самые жгучие вопросы тогдашней поры: положение русского народа, крепостное право, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть и безумное расточительство дворян. В «Горе от ума» отражена борьба двух непримиримых идейных позиций: прогрессивной и реакционной. Представителем последней и является Молчалин.
Молчалин и Чацкий. Две противоположности в комедии Грибоедова. Рядом с пылким Чацким, страстным борцом и яростным обличителем, совсем незаметен бессловесный Молчалин. Поэтому, наверное, уделено ему не так много внимания. Но за невыразительной внешностью и серым мышлением скрывается целая жизненная философия, очень живучая и стойкая.
Задумаемся, что же представляет собой Молчалин? Сочувствия или осуждения достоин он?

Вначале мы знакомимся с ним благодаря характеристикам, которые даны ему другими персонажами пьесы. Доволен им Фамусов, препоручивший робкому, но верному помощнику выполнение своих несложных обязанностей. Влюбленная Софья отмечает, что он
Уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства
И на душе поступков никаких.
Да и сам Молчалин говорит, что умеренность и аккуратность – главные его таланты. И лишь однажды у Софьи с сожалением вырвется:
Конечно, в нем нет этого ума…-
Имея, вероятно, в виду блестящий и острый ум Чацкого. Но как ошиблась героиня! Умен, очень умен незаметный Молчалин, но предпочитает до времени скрывать это. Ведь гораздо выгоднее носить маску, представляясь таким, каким его хотят видеть окружающие: нежно-покорным с Софьей, с Фамусовым угодливо-преданным, фальшиво-смиренным с Чацким, фамильярным с Лизонькой. Кажется, что только со служанкой он полностью искренен, раскрывая свою жизненную позицию:
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья;
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платье,
Швейцару, дворнику, во избежанье зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
К чему гордость и чувство собственного достоинства таким, как Молчалин? Угодничество – вот главное в его философии. Но все его поведение свидетельствует о том, что он глубже характеристики, данной им самому себе.
Он находчив и осторожен: старается скрыть от посторонних отношения с хозяйской дочерью, а неожиданно встретив Фамусова в неурочное время около комнаты Софьи, не теряется и мгновенно придумывает правдоподобное объяснение. Беседа с Чацким показывает, что Молчалин ни во что не ставит умного гостя. Смиренно начав разговор, Молчалин скоро переходит в наступление: он задает вопросы, осуждает, советует.
Любовь использует Молчалин как средство для своей карьеры, он не только не влюблен, он даже не увлечен Софьей. Откровенно и беззастенчиво говорит он:
Пойдем любовь делить плачевной нашей крали…
И позже на Лизин вопрос о возможной свадьбе отвечает:
Надежды много впереди,
Без свадьбы время проволочим.
Весь его ум, хитрость и изворотливость призваны служить одной цели: хорошо, мягко, сладко устроиться в жизни. И только катастрофа, происшедшая в конце пьесы, мешает осуществлению его планов. После сцены в сенях Молчалин не может оставаться прежним: маска сдернута, и все увидели его истинное лицо. Но слишком удобен был прежний Молчалин для всех, даже для Софьи. И Чацкий верно подмечает:
Вы помиритесь с ним, по размышленьи трезвом.
Итак, поражение Молчалина, по всей вероятности, временное. Его простят. И достижение жизненной цели станет еще заманчивее.
Молчалин – оппонент Чацкому. Но как верно сумел предвидеть Грибоедов в этих образах два пути, по которому пойдут люди после окончания войны с французами: чацкие всегда будут выбирать борьбу и открытый бой, молчалины – смирение и покой.
Некого оказалось жалеть: не жалкий, а хитрый, умный и страшный Молчалин перед нами. Так литературный герой первым проложил путь, по которому двинулась огромная масса реально существующих приспособленцев, начисто лишенных интереса к общественной жизни, беспринципных и равнодушных. Ничто не интересует их, кроме собственного маленького благополучия. И, оглянувшись вокруг, можно увидеть немало современных молчалиных.

Горе от ума сочинение рассуждение 9 класс

План

1. Введение

2.Основные действующие лица

3.Проблема комедии заявлена в самом названии

4.Заключение

Комедия Грибоедова « » - выдающееся произведение русской литературы. Оно содержит в себе беспощадную критику бездуховного и невежественного общества. Проблемы, поднятые писателем, актуальны в любую историческую эпоху. Именно поэтому многие фразы из комедии стали нарицательными и прочно вошли в состав русского языка. Несмотря на немалое литературное наследие, Грибоедов вошел в историю в качестве автора одного произведения.

Его остальные пьесы и стихотворения совершенно бледнеют перед «Горем от ума». Это даже дало повод для сомнений в том, что именно Грибоедов написал великую комедию. Однако серьезный анализ жизни и творчества писателя полностью подтверждает его авторство.

Главный герой произведения - А. А. Чацкий. Это умный и честный молодой человек, который возвращается в Москву после долгого отсутствия. Он никого не боится и прямо высказывает свои взгляды. Чацкий - единственный положительный персонаж на фоне других героев. П. А. Фамусов - чиновник, в доме которого разворачиваются все события. Это типичный представитель крепостнического дворянства, закореневший в своем невежестве и убежденный в своей правоте.

Его секретарь, А. С. Молчалин, полностью разделяет взгляды своего хозяина. Он признает безграничную власть и авторитет над собой, но втайне стремится поскорее улучшить свое положение путем лести и обмана.

Главный женский персонаж - Софья Павловна, дочь Фамусова. В юности она была близко знакома с Чацким и разделяла его взгляды на жизнь. Постепенно Софья стала прекрасно разбираться и приспосабливаться к требованиям общества. Прежние идеалы давно забыты. Девушка старается занять прочное общественное положение.

Парадоксальное заявление (какое может быть горе от ума?) объясняется на примере Чацкого. Все его слова и поступки исключительно умны и правдивы, но наталкиваются на глухую стену неприятия. В высшем обществе ценится отнюдь не ум и благородство, а умение приспособиться и услужить. В свете царят рабская покорность и чинопочитание.

Такие люди, как Чацкий, представляются возмутителями спокойствия и революционерами. Безусловно умный Чацкий является пресловутым пророком, которому нет места в своем отечестве. Сопротивление всеобщей глупости приводит лишь к тому, что его признают сумасшедшим. Это вынуждает Чацкого в спешке покинуть Москву. Он разочаровывается не только в высшем обществе, но и в своей любви. Блестящие умственные дарования не могут принести ему счастья. Чацкий оказывается одиноким непризнанным гением.

Проблема «Горя от ума» актуальна и в наше время. Любое человеческое общество в массе становится консервативным и инертным с устоявшимися взглядами и традициями. Человек, способный выбиться из общей массы, подвергается порицанию и осуждению. Это подобно своеобразному общественному инстинкту самосохранения. Чацкий олицетворяет собой передового общественного деятеля, который всю жизнь будет терпеть насмешки и лишь после смерти получит заслуженное признание и уважение.