Что значит водевиль. Значение слова водевиль в словаре литературоведческих терминов

Ах, водевиль, водевиль... Как популярен ты был когда-то и каким незаслуженным забвением и равнодушием окружен сейчас! Сегодня многие даже и не знают, что означает это слово. Настала пора поговорить об этом. Итак...

Что такое водевиль

Это жанр комедийной легкой пьесы или музыкального театрального спектакля с танцами и куплетами, центром которого является анекдотический сюжет или занимательная интрига. Интересно происхождение слова «водевиль». Оно родилось от французского «vau de vire» - «Вирская долина». В 15 веке в этой местности были распространены шуточные народные песни - водевиры.

В 16 веке во Франции водевилями было принято называть городские комические песенки, высмеивающие правящий класс. В начале 18 века так именовались куплеты, бывшие обязательной частью представлений, которые устраивались на ярмарках. Эти незатейливые спектакли так и назывались - представления с водевилями. И только к середине 18 века водевиль стал самостоятельным театральным жанром.

Немного истории

В ранних водевилях прослеживается тесная связь с синтетической эстетикой ярмарки: пантомимой, буффонадой, персонажами французского народного театра (Пьеро, Коломбиной, Арлекином и др.). Отличительными особенностями тех спектаклей была мобильность и злободневность.

Для куплетов не писалась специально музыка, они исполнялись под популярные мелодии, что давало возможность подготовить представление за очень короткий срок. Видимо, неслучайно первый пик популярности жанра приходился на годы Французской революции (1789-1794). В те времена водевиль становится агитационным рупором бунтующего народа.

После отшумевшей революции водевиль утрачивает злободневную остроту и пафос. Главной его частью уже становится не сатира, а остроумная шутка, каламбур. Популярность жанра в эти годы многократно возрастает. В 1792 г. во Франции образуется новый театр под названием «Водевиль», а затем «Театр Монтансье» и «Театр Трубадуров». Для веселых постановок пишутся специальные пьесы. Одними из самых известных авторов водевилей были Эжен Скриб и Эжен Лабиш. Их произведения получили широкую известность, по ним ставились комедийные спектакли на многих мировых подмостках в 19 и 20 веках.

Драматургические особенности жанра

Чтобы понять лучше, что такое водевиль, необходимо ознакомиться со специфическими особенностями жанра. Вот они:

  • Изображение в комической форме нарушения персонажем какой-либо общественной нормы (незначительной). К примеру, добрососедских отношений, гостеприимства и т. д.
  • Присутствие драматической линии с обязательным комедийным оттенком.
  • Быстрое развитие действия и гиперболичность комизма всего происходящего на сцене.
  • Из-за незначительности нарушаемой в пьесе нормы, основная развязка сводится к короткому резкому столкновению персонажей.
  • Быстрота водевильного действия требует специфического сгущения комических элементов по сравнению с комедией.
  • Преобладание разговорной речи, а не пения, в отличие от оперетты.

Русский водевиль

В России водевиль появился как жанр, в основе которого лежала комическая опера. Произошло это в начале 19 в. В формирование и развитие русской драматургической школы жанра большой вклад внесли такие писатели и драматурги, как В. Соллогуб, А. Грибоедов, Д. Ленский, П. Федоров, Ф. Кони и др. Известен такой факт, что сам великий поэт Николай Некрасов писал пьесы для маленьких музыкальных комедий под псевдонимом Н. Перепельский.

Сценическая история русского водевиля тоже богата известными именами. Во времена рассвета водевильного жанра на театральных подмостках России блистала целая плеяда известных комедийных артистов, основой творчества которых был исключительно водевиль. Это Н. Самойлов, А. Асенова, Н. Дюр, В. Живокини и др. Играли в водевилях и знаменитые актеры реалистической театральной школы, например, М. Щепкин.

В России рассматриваемый нами жанр был очень популярен. Так, в октябре 1840 г. в Александринском театре было сыграно 25 спектаклей, 10 из которых составляли водевили. В те времена вряд ли нашелся бы человек, который не знал, что такое водевиль.

В 1839 году в Москве состоялась премьера музыкальной комедии «Лев Гурыч Синичкин». Она стала одной из самых любимых и популярных у представителей самых разных сословий. За основу данной пьесы была взята известная французская комедия «Отец дебютантки».

Закат жанра

В конце 1860 годов в Россию из Франции пришла оперетта, что привело к постепенному закату жанра. Тем не менее спектакли-водевили еще долго не сходили со сцены. В конце 19 века А. П. Чеховым были написаны великолепные пьесы-шутки в духе водевиля: «Медведь», «Свадьба», «О вреде табака», «Юбилей», которые затем были поставлены во многих театрах.

Водевиль в кинематографе

Советский кинематограф дал водевилю вторую жизнь. В 1974 году на киностудии «Мосфильм» режиссер А. Белинский снял очаровательную комедию с музыкой «Лев Гурыч Синичкин» - и забытая классика заиграла новыми красками. В съемках приняли участие такие знаменитости, как А. Миронов, Н. Мордюкова, Л. Куравлев, О. Табаков, М. Казаков, Н. Трофимов, Р. Ткачук. Этот старый добрый водевиль и сегодня время от времени показывают по телевидению.

В том же году был выпущен искрящийся бесподобной музыкой Исаака Шварца телевизионный фильм «Соломенная шляпка» по пьесе Эжена Лабиша. Режиссер - Л. Квинихидзе, главные роли гениально сыграли А. Миронов, З. Гердт, Л. Гурченко, Е. Васильева, М. Козаков, В. Стржельчик, Е. Копелян, А. Фрейндлих.

В 1979 г. на экраны вышла изящная комедия-водевиль Светланы Дружининой «Сватовство гусара» с музыкой Геннадия Гладкова и блистательным актерским составом: М. Боярский, Е. Коренева, А. Попов, А. Баринов и др.

И, наконец, в 1980 году был выпущен фильм «Ах, водевиль, водевиль...». Режиссер - Г. Юнгвальд-Хилькевич, композитор - М. Дунаевский, в главных ролях снялись О. Табаков, юная Г. Беляева, М. Пуговкин. После премьеры песни из этой картины распевала вся страна.

Заключение

Что такое водевиль сегодня? Наверное, можно сказать, что это устаревший жанр искусства, которому уже нет места в современной жизни. Сердца нынешних зрителей покорили мюзиклы и грандиозные шоу. Но остались прекрасные фильмы, в которых запечатлен дух настоящего водевиля, и иногда, под настроение, мы можем посмотреть их и вспомнить прошлое.

Водевиль, так весело и озорно блиставший в начале века, в эпоху Николая I стал другим. Изменился круг авторов -- в драматургию пришли актеры. Петербуржцы П. А. Каратыгин (брат знаменитого трагика), П. И. Григорьев 1-й, П. Г. Григорьев 2-й, Н. И. Куликов; артист Малого театра Д. Т. Ленский. Водевилистами стали журналист Ф. А. Кони, театральный чиновник П. G. Федоров, писатель В. А. Сологуб. Дань водевилю отдал в молодости Н. А. Некрасов.

Водевиль поощрялся. Он взял на себя роль «социального громоотвода». Водевильные авторы щедро награждались, к ним проявлялось «высочайшее внимание». К 1840-м годам водевиль стал полным хозяином на афише. «Из театра мы сделали игрушку вроде тех побрякушек, которыми занимают детей, позабывши, что это такая кафедра, с которой читается целой толпе жи-вой урок»,-- сокрушался Гоголь.

Изменился и характер водевиля, который все более тяготел к бытовой тематике. Помехой в движении жанра становились куплеты. Обязательный элемент водевиля сначала лишился оригинальной музыки -- серьезные композиторы ушли из жанра, музыку стали писать сами драматурги, иногда она просто подбиралась из уже написанных мелодий. Все чаще куплеты становились вставными номерами, почти не связанными с драматическим действием, нарушая необходимый в произведениях этого жанра музыкально-драматический синтез. Затем они и вообще стали исчезать, водевиль постепенно превращался в бытовую комедию. Появились всякого рода жанровые «гибриды» -- водевиль-комедия, водевиль-фарс, водевиль-шутка. Особой популярностью пользовались водевили «с переодеваниями».

Репертуар этот вызывал резкую критику Белинского и Гоголя, который называл водевили и мелодрамы «незаконными детьми ума нашего XIX столетия, совершенным отступлением от природы». И хотя будущий великий драматург с сомнением восклицал: «Русский водевиль! право, немного странно»,-- именно русский водевиль сыграл достаточно серьезную роль в демократизации сцены.

Большой популярностью пользовался водевиль Ленского «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка» (1840). Это была вольная переделка французского «Отца дебютантки», но переделка чрезвычайно талантливая. Практически это было оригинальное произведение на сюжет «Отца дебютантки». В «Льве Гурыче Синичкине» ситуации и характеры были совершенно русские. Жизнь провинциального театра, закулисные интриги, правы, истинная влюбленность в театр и самого Синичкина и его дочери, зависимость актеров от капризов премьерши и ее покровителей -- обо всем было рассказано остроумно и трогательно. Произведение Ленского не лишено было и социальных элементов, которые все чаще и чаще проникали в водевиль, придавая ему сатирическую остроту. Зло высмеивались обыватели, бюрократы, продажные журналисты.

Водевиль 1840-х годов испытывает определенное влияние литературы «натуральной школы». В некоторых произведениях средствами этого жанра по-своему трактовалась тема «маленького человека». Глубокое сочувствие зрителей вызывал, например, старый актер Лисичкин в «Дочери русского актера», получивший вместо ожидаемой прибавки «чистую отставку».

Актеры этот жанр любили. Щепкин переиграл огромное количество водевильных ролей, как и Мартынов, и Сосницкий. Но были такие артисты, для которых водевиль был «главным плацдармам» их творчества, которые прекрасно владели образным синтезом разных сценических средств, блистали изяществом, легкостью, юмором, музыкальностью, пластической выразительностью и тем особым даром, без которого водевиль немыслим,-- наивностью веры в самые невероятные обстоятельства.

Настоящей жемчужиной петербургской сцены была Варвара Николаевна Асенкова (1817--1841). Она пошла в театр без всякой охоты. Мать-актриса отдала ее в театральное училище, но вскоре вынуждена была забрать, ибо дочь «необыкновенных способностей не оказала». Девочка училась в частном пансионе и по окончании его сама решила идти на сцену. Не по призванию, не по непреодолимой тяге к искусству, а «как решаются идти замуж за нелюбимого, но богатого человека»-- так она сама объясняла свое решение П. Каратыгину. Асенкова стала заниматься с Сосницким и поначалу приводила его просто в отчаяние отсутствием актерского дара, но занятий не прекращала. В конце концов после серьезной работы он открыл в своей ученице незаурядные комедийные способности.

В 1835 году состоялся дебют Асенковой в комедии Фавара «Сулейман II, или Три султанши», где играла своевольную одалиску Роксолану, играла с блеском, заразительно и весело, и в водевиле Скриба «Лорнет» в роли Мины. Современники утверждали, что лучшей водевильной актрисы, нежели Асенкова, трудно было и представить себе. Она была красива, женственна, грациозна, музыкальна, обладала красивым голосом, отличалась выразительной мимикой, легкостью сценических преображений. Огромный успех имела она в «водевилях с переодеванием» и в ролях «травести», была прелестна в мужском костюме. С триумфом играла она Габриэля в «Девушке-гусаре» Кони, юнкера Лелева в водевиле Орлова «Гусарская стоянка, или Плата той же монетою», гусара Стрункина в «Шалостях корнета» Коровкина, испанского короля Карла II в «Пятнадцатилетием короле» и особенно маркиза Юлия де Креки, шестнадцатилетнего полковника в водевиле «Полковник старых времен». Белинский писал об Асенковой в этой роли: «Действительно, она играет столь же восхитительно, сколько и усладительно; словом, очаровывает душу и зрение. И потому каждый ее жест, каждое слово возбуждает громкие и восторженные рукоплескания; куплеты встречены и провожаемы были криками «фора». Особенно мило выговаривает она «чорт возьми». Я был вполне восхищен и очарован».

Играя роли с переодеванием, Асенкова нигде не была вульгарна или подчеркнуто «пикантна», соединяла «удивительную грацию и какую-то ей одной свойственную стыдливость». Актриса мягкая и тактичная, обладавшая строгим вкусом, Асенкова, по словам современника, «была в свое время единственной молодой артисткой на сцене Александринского театра, которая покоряла поэзией правды».

Белинский, однако, заканчивал свой отзыв об Асенковой в роли Юлия де Креки словами: «Но отчего-то вдруг стало мне тяжело и грустно». Причину этой грусти могут объяснить грубоватые слова Щепкина об опасности для актрисы ее «сценического гермофродитизма». Талант яркий и своеобразный растрачивался на пустяки. Это понимала, по-видимому, и сама Асенкова, которая охотно бралась за серьезные и трудные роли. Она играла Марью Антоновну в «Ревизоре», Софью в «Горе от ума», Эсмеральду в инсценировке «Собора Парижской богоматери» Гюго, шекспировских Офелию и Корделию, обнаруживая не только комедийный, но и сильный драматический талант.

Трудно сказать, как сложилась бы судьба актрисы, какая из тенденций восторжествовала бы в ее творчестве -- Асенкова пробыла на сцене всего шесть лет. Она умерла в двадцать три года от чахотки, навсегда оставшись одной из самых очаровательных страниц в истории русского театра.

Популярным актером этого жанра был и Н. О. Дюр (1807--1839). Сын парикмахера-француза, он учился в балетном классе К. Дидло и участвовал в драматических спектаклях, которые были в училище своеобразной формой обучения и игрались для практики учеников на французском языке. В них Дюр и обнаружил талант комедийного актера и после окончания училища был принят в драматическую труппу. В театре жизнь его складывалась трудно, ему поручали только маленькие роли в трагедиях и драмах, где своего комедийного таланта он проявить не мог. От природы человек деятельный, Дюр начал заниматься вокалом, подготовил несколько партий с композитором Кавосом и с успехом дебютировал в опере. Таким образом; он был прекрасно профессионально подготовлен к тому, чтобы стать «синтетическим» актером.

С 1831 года Дюр начал постоянно выступать в водевилях, сыграв двести пятьдесят ролей «повес и фатов», в которых не знал себе равных, выступал и в ролях стариков. Обладая искусством трансформации, особенный успех имел он в «водевилях с переодеванием». Был он также знаменит как замечательный имитатор: в водевиле Шаховского «Первое апреля, или Новый дом сумасшедших» он, по отзыву современника, «смешил всех до слез, копируя французских танцовщиц». Был он великолепен в куплетах, которые у него определяли весь строй роли, ее тональность, ритм. Наибольший успех выпал на его долю в роли Жовиаля в водевиле Ленского «Стряпчий под столом», где было много музыкальных номеров. Дюр и сам писал музыку и даже издал три альбома водевильных куплетов собственного сочинения, некоторые из них позднее стали популярны как романсы.

Выступал он в пьесах и других жанров, но без особого успеха. Вершиной его творчества был водевиль.

На московской сцене пальма первенства и водевильных ролях принадлежала В. И. Живокини (1805--1874). Отцом актера был итальянец Джиовакино делла Мома, приехавший в Россию вместе с Растрелли, матерью -- крепостная танцовщица. Живокини учился в Московском театральном училище. Еще не кончив его, был принят в императорскую труппу, где прослужил ровно полвека. Репертуар актера был разнообразен -- от оперных и балетных партий до ролей в пьесах Грибоедова, Гоголя, Островского, Мольера, Шекспира. Но подлинной его стихией был водевиль, в котором у него не было соперников в Москве. Такие роли, как Падчерицын («Хороша и дурна»), Васильев («В тихом омуте»), Жовиаль («Стряпчий под столом»), Синичкин, были высшими его достижениями. Современники отмечали его «беспримерную веселость, живой, умиый и заразительный смех», писали, что его комизм был «невозмутимо светел», а смешные черты в образе доводились «даже до художественной карикатуры» -- актер мало заботился о том, чтобы «из роли возникло живое лицо».

Исполнение Живокини восходило к традициям народного балаганного, театра с его стихией, импровизации. Актер легко вступал в общение с залом, мог остановить оркестр и начать разговор с музыкантами, по поводу того, что он хочет спеть совсем не тот куплет, который они начали играть, а другой; вставлял в текст множество «отсебятин», за что не раз получал замечания от Щепкина; обращался к критикам с просьбой похвалить его игру или спрашивал какого-нибудь зрителя, как ему нравится пьеса.

Его излюбленным сценическим приемом было преувеличение, «комическая гипербола», современники относили его к типу комика-буфф. Куплеты превращались у него в отдельные номера. О Живокини говорили, что он мог бы играть на «любой западной сцене», но Боборыкин считал, что «европейская вековая комедия вряд ли где на Западе имела в период от 30-х до 60-х годов более блестящего представителя, чем Живокини».

В водевиле за немногим исключением выступали все русские актеры, и он долго продолжал оставаться в репертуаре, а некоторые элементы водевиля своеобразно преобразовались в комедиях Гоголя, Тургенева, Островского.

Вопреки расхожему заблуждению водевиль начала XX века не имел отношения к Парижу и женщинам в пышных платьях и чулках. Он объединял множество видов театрального искусства и не был напрямую связан с сексуальностью. Само слово действительно имеет французское происхождение, но как тип представления водевиль появился в США и Канаде в 1880-х - 1930-х годах.

Зарождение жанра

В 1840-х Америка уже имела свой «народный театр» - менестрель-шоу, в котором загримированные белые актёры разыгрывали сценки из жизни чернокожих. В то время мужское население США смотрело непристойно-юмористические представления в закрытых клубах с участием танцовщиц и гимнасток, а провинциальную аудиторию развлекали странствующие лекари. Только водевилю удалось объединить предпочтения разношёрстной аудитории в одном шоу.

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/vaudeville_22.jpg", "alt": "Vaudeville", "text": "Сцена «Спальный вагон» из водевиля. Март 1904 года. Из архива библиотек Вашингтонского университета."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/vaudeville_23.jpg", "alt": "Vaudeville", "text": "Сцена со стрельбой из водевиля. Из архива библиотек Вашингтонского университета."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/vaudeville_24.jpg", "alt": "Vaudeville", "text": "Хористы из акта «Кавалеры», 1911 год. Из архива библиотек Вашингтонского университета."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/vaudeville_01.jpg", "alt": "Vaudeville", "text": "Лью Кристенсен, Вильям Кристенсен, Вайора Стони и Миньон Ли в костюмах из водевиля Mascagno Four. Примерно 1925–1929 гг. Цифровой архив семьи Кристенсен."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/vaudeville_02.jpg", "alt": "Vaudeville", "text": "Лью Кристенсен, Вильям Кристенсен, Вайора Стони и Миньон Ли в венецианских костюмах для акта в водевиле Mascagno Four. Примерно 1927–1934 гг. Цифровой архив семьи Кристенсен."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/vaudeville_03.jpg", "alt": "Vaudeville", "text": "Лью и Вильям Кристенсен с тремя танцовщицами во время тура водевиля, 1926 год. Цифровой архив семьи Кристенсен."}

Главное развлечение американца

Первым американским водевилем считают бостонский театр Vaudeville Saloon (1840 год). Неизвестно, что именно там показывали, но посетителями этого салуна были в основном мужчины. К концу XIX века благосостояние американцев заметно выросло, а вместе с ним - и спрос на развлечения. В 1881 году американский импресарио, артист эстрады и «отец водевиля» Тони Пастор ввёл формат семейного шоу в нескольких нью-йоркских театрах. Другие эстрадные менеджеры оценили его задумку и пришли к простому заключению: чем больше аудитория, тем больше выручка.

Следующий шаг сделал Бенджамин Ф. Кейт, который построил несколько театров водевиля в Бостоне. В 1885 году к нему присоединился импресарио Эдвард Франклин Элби, и вместе они создали сеть театров и билетных касс по всей стране. Предприниматели установили настоящую монополию на водевили.

Смотрители и церемониймейстеры раздавали посетителям карточки с советами: «Джентльмены будут любезны не держать сигары или сигареты во рту внутри здания».

С развитием городов водевили стали главным атрибутом американской культурной жизни начала XX века. Каждое представление длилось около двух часов и состояло примерно из десяти-двенадцати актов, не связанных по сюжету. Каждую сценку исполняли артисты разных видов театрального и циркового искусства: акробаты, жонглёры, актёры-комики, танцоры, маги - все, кто мог удерживать внимание аудитории дольше трёх минут. Это было чем-то вроде шоу талантов, которое должно было смешить и удивлять. И не так уж важно, в какое время зритель заходил в театр. Автор книги «Американский водевиль глазами современников » Чарльз Стейн цитирует Кейта: «Зал всегда заполнен людьми, шоу в самом разгаре, всё яркое, весёлое и зазывающее».

Особое внимание уделялось зданиям театров. В их оформлении архитекторы старались придерживаться стандартов изысканности и роскоши, несмотря на то, что вход туда был открыт кому угодно (правда, за деньги). Во время представлений в театре придерживались строгих порядков. Смотрители и церемониймейстеры раздавали посетителям карточки с советами: «Джентльмены будут любезны не держать сигары или сигареты во рту внутри здания», «Пожалуйста, не разговаривайте во время акта, так как это раздражает зрителей вокруг и мешает им слушать представление».

К концу 1920-х водевиль был на пике популярности - представления посещали около двух миллионов зрителей ежедневно. В 1925 году сеть Кейта-Элби объединяла 350 театров, в которых работало около 20 тысяч человек.

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/vaudeville_11.jpg", "alt": "Vaudeville", "text": "Вход в театр Кейта. Филадельфия, примерно 1907 год. Коллекция Джорджа Грантама Бейна."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/vaudeville_12.jpg", "alt": "Vaudeville", "text": "Импресарио Эрнст Робэр и его салун на Манхэттене. Примерно 1908 год. Коллекция Джорджа Грантама Бейна."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/vaudeville_14.jpg", "alt": "Vaudeville", "text": "Театр Majestic, Детройт, Мичиган. Из архива Shorpy."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/vaudeville_05.jpg", "alt": "Vaudeville", "text": "Труппа Kiwanis Follies на сцене. Театр города Хокиам. WA/Flickr."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/vaudeville_07.jpg", "alt": "Vaudeville", "text": "Пять сестёр Амес. Театр города Хокиам, 1929 год. WA/Flickr."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/vaudeville_13.jpg", "alt": "Vaudeville", "text": "Певицы водевиля сёстры Брокс. 1924 год. Из архива Shorpy."}

Кино против водевиля

Эпоха радиовещания и доступность недорогих приёмников, а со временем - появление кинотеатров и телевидения отвлекли массовую аудиторию от эстрадного жанра. Владельцы театров оценили высокую рентабельность кино - теперь не нужно было платить за работу артистов и музыкантов, свет, декорации. Хотя, по иронии, именно в водевилях с 1895 года начали показывать немые фильмы.

В 1934 году закрылся последний из лучших театров водевиля The New York Palace. Многие актёры тогда ушли в кинематограф, где платили больше и условия работы были лучше. Но остались и те, кто продолжал работать в городских театрах и развлекать американскую публику.

Сейчас театры водевиля существуют для того, чтобы привлечь туристов или сохранить семейное дело. Например, техасский водевиль Esther’s Follies , открытый ещё в 1977 году, показывает представления во всех штатах. А в начале 2000-х группа историков из американских университетов выиграла грант на разработку виртуального водевиля , который не даст забыть о главном американском развлечении начала XX века.

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/vaudeville_19.jpg", "alt": "Vaudeville", "text": "Водевиль продюсеров Фанчон и Марко. Из архива библиотек Вашингтонского университета."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/vaudeville_20.jpg", "alt": "Vaudeville", "text": "Водевиль продюсеров Фанчон и Марко. Из архива библиотек Вашингтонского университета."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/vaudeville_17.jpg", "alt": "Vaudeville", "text": "Эмма, танцовщица труппы Hoffman Girls. Из архива университета Уэйк Форест."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/vaudeville_16.jpg", "alt": "Vaudeville", "text": "Hoffman Girls, танцовщицы водевиля. Из архива университета Уэйк Форест."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/vaudeville_18.jpg", "alt": "Vaudeville", "text": "Труппа Макса Хоффмана ставит спектакль «Шахерезада». Из архива университета Уэйк Форест."}

Водевиль называют «сердцем американского шоу-бизнеса », - он был одним из самых популярных видов развлечений в Северной Америке на протяжении нескольких десятилетий. С начала 1880-х и до 1930-х годов в Соединённых Штатах и Канаде «водевилем» именуются театрально-эстрадные представления (мюзик-холльного и циркового рода). Каждый подобный спектакль был набором отдельных, не связанных никакой общей идеей выступлений самых разножанровых актёров: популярных и классических музыкантов, танцоров, дрессировщиков , фокусников , акробатов , жонглёров , юмористов , артистов-имитаторов, мастеров бурлеска , - включал номера «инсценированной песни», скетчи и сценки из популярных пьес, показательные выступления спортсменов, менестрелей , чтение лекций, демонстрацию всевозможных «селебрити », фриков и уродцев, а также - показ фильмов.

В России

«… Хотите ли послушать Прелестный водевиль?» и граф Поёт…

Следующий этап развития водевиля - «маленькая комедия с музыкой», как его определяет Булгарин . Этот водевиль получил особое распространение приблизительно с 20-х годов XIX века. Типичными образчиками такого водевиля Булгарин считает «Казака-стихотворца» и «Ломоносова» Шаховского .

«Казак-стихотворец, - пишет в своих „Записках“ Ф. Вигель , - особенно примечателен тем, что первый выступил на сцену под настоящим именем водевиль. От него потянулась эта нескончаемая цепь сих лёгких произведений».

Критика

Обычно водевили переводились с французского языка . «Переделка на русские нравы» французских водевилей ограничивалась в основном заменой французских имён русскими. Н. В. Гоголь в 1835 году заносит в свою записную книгу: «Но что же теперь вышло, когда настоящий русский, да ещё несколько суровый и отличающийся своеобразной национальностью характер, с своей тяжёлою фигурою, начал подделываться под шарканье петиметра , и наш тучный, но сметливый и умный купец с широкою бородою, не знающий на ноге своей ничего, кроме тяжёлого сапога, надел бы вместо него узенький башмачок и чулки à jour, a другую, ещё лучше, оставил бы в сапоге и стал бы в первую пару во французскую кадриль . А ведь почти то же наши национальные водевили».

«…вшестером, глядь - водевильчик слепят, Другие шестеро на музыку кладут, Другие хлопают, когда его дают…»

Наиболее популярными авторами водевилей в XIX веке были: Шаховской , Хмельницкий (его водевиль «Воздушные замки» удержался до конца XIX века), Писарев , Кони , Фёдоров , Григорьев 1-й , Григорьев 2-й , Соловьёв [неоднозначная ссылка ] , Каратыгин (автор «Вицмундира»), Ленский , Коровкин и др.

Закат

Проникновение в Россию в конце 1860-х годов из Франции оперетты ослабило увлечение водевилем, тем более, что в оперетте широко практиковались и всякие политические экспромты (разумеется в пределах весьма бдительной цензуры), отсебятины и особенно злободневные (в том же водевильном типе) куплеты. Без таких куплетов оперетта тогда не мыслилась. Но тем не менее водевиль ещё достаточно долго сохраняется в репертуаре русского театра. Его заметное увядание начинается лишь с восьмидесятых годов XIX века . Однако и в этот период были созданы блестящие образцы жанра водевиля - в частности, пьесы-шутки А. П. Чехова «О вреде табака», «Медведь», «Предложение», «Свадьба», «Юбилей».

В этот же период (конец XIX - начало XX века) водевиль занимает большое место в национальной драматургии других народов, населявших Российскую империю, в частности украинской и белорусской - «Где колбаса да чара, там забудется свара», «По-модному» М. П. Старицкого, «К мировому» Л. И. Глибова, «По ревизии», «Залеты сотского Мусия», «За сиротою и бог с калитою», «Нашествие варваров» М. Л. Кропивницкого, «На первую гулянку» С. В. Васильченко, «По Мюллеру», «Морока», «Патриоты» А. И. Олеся, «Пинская шляхта» В. Дунина-Мартинкевича и др.

См. также

Напишите отзыв о статье "Водевиль"

Примечания

Литература

  • Бескин Э. История русского театра. - M., .
  • Бескин Э. Некрасов -драматург // Работник просвещения . . № 12.
  • Варнеке Б. В. История русского театра. Казань, . Часть II.
  • Вигель Ф. Ф. Записки. M., . Т. I.
  • Всеволодский-Гернгросс . История русского театра: в 2 тт. - M., .
  • Горбунов И. Ф. Ленский, Дмитрий Тимофеевич // Русская старина . . Т. 10.
  • Гроссман Л. Пушкин в театральных креслах. - Л. .
  • Игнатов И. Н. Театр и зрители. М., . Часть I.
  • Измайлов А. Фёдор Кони и старый водевиль // Ежегодник императорских театров . . Т 3.
  • Тихонравов Н. С. М. С. Щепкин и Н. В. Гоголь // Артист . . Кн. V.
  • Щепкин М. С. Записки, письма и рассказы М. С. Щепкина. СПб., .

Ссылки

  • Коровяков Д. Д. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

В статье использован текст из Литературной энциклопедии 1929-1939 , перешедший в общественное достояние , так как автор - Эм. Бескин - умер в 1940 году.