Достопримечательности деревни Хохловка (Пермский край). Архитектурно-этнографический музей «Хохловка Объекты хохловки

Ну что же, вот и заключительный отчет о нашей поездке на Урал. Сегодня на удивление небо было какого-то не естественно голубоватого цвета, да к тому же еще в глаза светил какой-то яркий фонарь. Да это же ясное небо и солнце! Вот тебе на! Пермский край сжалился над нами и на прощание подарил прекрасный летний денек.
У нас оставалась еще одна точка в этих краях - Пермский музей деревянного зодчества "Хохловка"


Так как я большой любитель деревянного зодчества и деревень в частности, то по возможности стараюсь посещать музеи деревянного зодчества там, где они есть. Здесь как правило собраны, наверно, лучшее экспонаты со всего края, с другой стороны, все эти объекты выдернуты со своего культурного ландшафта и кое-как понатыканы на небольшом участке земли имитирующие своеобразное поселение. Честно сказать самый интересный музей все же Малые Корелы в Архангельской области, но и в Хохловке есть на что посмотреть.
Ну что же поехали, быстренько пробежимся по представленным экспонатам:
При входе нас встречает усадьба коми-пермяцкого крестьянина. Северо-западное Прикамье. Усадьба построена в середине XIX века и привезена из деревни Яшкино, Юсьвинского района Коми-Пермяцкого АО.
Внешний вид коми-пермяцкого жилища прост, даже суров. Представляет собой дом двор поперечной (Г-образной) связи с хозяйственными постройками. Комплекс "дом-двор" состоит из двух изб, связанных сенями, и двора, примыкающего сзади под прямым углом. Все хозяйственные постройки (амбар, ледник, баня) восстановлены по аналогам XIX века.
Усадьба рублена из сосновых бревен способом " в обло". Жилая часть и хоздвор перекрыты двухскатными кровлями самцовой конструкции.
Обстановка избы, предельно проста и рациональна. На привычных местах разместилась домашняя утварь: посуда, одежда, некоторые орудия труда. В правом углу находиться глинобитная печь. По стенам расположены широкие деревянные лавки, над ними утроены полки. Над входом полати. По диагонали от печи расположен "красный" угол, в котором находиться божница с иконой. Место напротив печи кут для приготовления пищи.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Следующий дом: Усадьба Н.П Светлакова. из деревни Дема Кочевского района Коми-Пермячкого АО.
Усадьба - типичный "дом-двор" двурядной связи. Здесь жилая и хозяйственные части под отдельными двухскатными крышами расположены параллельно друг другу. Между ними находиться крытый двор с мощными столбами-опорами. В непогоду и холодное время года во дворе выполнялись многие домашние работы: теребили лен, мололи зерно на ручном жернове, вели ремонт промыслового инвентаря.
Жители усадьбы занимались добычей и обработкой "жернового камня" - из обломков твердых горных пород, делали жернова для ручных мельниц. Этот промысел был широко развит среди крестьян Кочевской волости Чердынского уезда.

7.

8.

9.

10.

Усадьба с росписью - привезена из деревни Гадья Чердынского района 1880 гг. Усадьба русского крестьянина двухрядного типа (один ряд - жилой дом на две избы с сенями, другой - двор в два яруса). Особенность этой усадьбы - художественная домовая роспись. В переднем углу над обеденным столом изображены круги-венки. Над полатями написаны букеты цветов в вазонах с парой птиц. Лучше всего эта роспись видна с полатей, вероятно, предназначалась для семейных пар ("свадебная" роспись).
В крытом дворе располагались хозяйственные постройки - хлев и конюшни для скота, размещались земледельческие орудия, транспортные средства.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Гумно с овином. Копия оригинала 1920-х годов. Село Ошиб Кудымкарского района, Коми-Пермяцкого АО.
Совмещенные под двухскатной стропильной крышей хозяйственные постройки для сушки снопов и обмолота зерна. Стены гумна рублены способом забирки ("в заплот"), овина "в обло".
Под более низкой крышей расположен ямный овин, где сушили снопы. После чего снопы обмолачивали на глиняном полу гумна. Открытые ворота давали возможность веять зерно при различных направлениях ветра.
Внутри постройки восстановлен интерьер, где представлены орудия крестьян для сушки, ручной молотьбы и веяния зерна, а так же машины появившиеся в крестьянских хозяйствах в 80х годах XIX века.

18.

Ветряная мельница из деревни Шихири, Очерского района XIX века.
Принадлежала К. Рахманову, переходила по наследству. В 1931 году была взята в колхоз "Красный боец", и на ней мололи зерно до 1966 года.
Такой тип мельниц называется шатровыми или "шатровками", главная особенность которых неподвижное основание - сруби подвижное "оголовье" - крыша. Оголовье поворачиваться вокруг оси вместе с крыльями, насаженными на вал. Поворот в сторону ветра делали с помощью специального рычага - хвостовины ("хобота"). Под напором ветра через сложную систему шестеренчатых передач и вертикальный вал движение крыльев передавалось на жернова. Мукомольные жернова находятся на первом ярусе.
Зерно засыпали в специальные ковши-воронки, из них оно поступало на жернова и перетиралось, затем мука по узкому лотку ссыпалась в мучной ларь. Сложная конструкция мельницы оттачивалась веками, и до сих пор является венцом крестьянской инженерной мысли.

19.

Дальше туристическая тропа выводит нас на экспозицию посвященную соляному промыслу. О вываривании соли я уже рассказывал в прошлых частях. Здесь же представлены экспозиции с Усть_Боровского солеваренного завода: рассолоподъемная башня, соляной ларь, варница и амбар - весь тот путь, который проделывает соль от рассола до лавок русских купцов.
20.

21.

22.

В лесу представлен комплекс "Охотничье становье" в которой вошли: Очаг -"Нодья" с навесом, лобаз и охотничья избушка.
23.

24.

25.

Сельское пожарное депо из села Скобелевка Пермского района первая треть XX века.
В середине 90-х годов XIX века в Пермской губерни, создаются земские пожарные дружины. В селе Скобелевка пожарная дружина из 23 человек была организована в 1906 году. Основная часть депо - квадратная, к ней примыкают служебные помещения: конюшня, комната для дежурных. Здание перекрыта двускатной тесовой крышей, выше расположена наблюдательная вышка с пожарным колоколом. Внутри восстановлен типичный для конца XIX - начала XX века пожарный обоз: телеги и сани с ручными насосами фирмы "Сонинъ Пермь.", бочки для запаса воды и характерное для того времени пожарное оборудование: багры, ломы, топоры, ведра, лестницы.
26.

27.

28.

29.

Изба В.И. Игошина - из деревни Грибаны Уинского района середина XIX века.
Традиционная для Прикамья "изба-связь", состоящая из двух срубов, расположенных друг напротив друга и разделенных сенями. Изба покрыта двускатной крышей. Ее венчает массивный "охлупень", который изготовлялся из цельного бревна с желобом, размещался на вершине крыши и прижимал верхние концы тесанной кровли. Изба отличается особой монументальностью, рублена топором из мощных бревен лиственницы (диаметр от 45 до 80 см). В деревенских домах конца XIX века, уже появляются товары промышленного производства - мебель, кровати, самовары, швейные машины.
30.

31.

32.

33.

Богородицкая церковь - село Тохтарево Суксунского района 1694 год.
"Жемчужина" прикамского деревянного зодчества - образец древней "клетской" церкви "кораблем". Три части церкви - трапезная, храм и алтарь - располагаются по одной лини "кораблем" и подняты на высоки подклет. Отличает постройку особая красота кровли: высокая клинчатая крыша, главки, барабаны, "бочка", покрыты городчатым лемехом.
Внутренние убранство церкви чрезвычайно простое: скромные лавки, небольшой помост для службы. Иконостас до наших дней не сохранился.

Колокольня - из села Сыра - Суксунского района 1781 год.
Единственная деревянная колокольня, сохранившиеся в Пермском крае до наших дней. "Восьмерик" основания колокольни перерастает в ярус (площадку) звона с арочными проемами.
Венчает постройку большой островерхий шатер опоясанный "красным тесом" - на концах досок сделаны пропилы в форме перьев птиц или лучей солнца. Высота колокольни вместе с крестом достигает - 30 метров.
Колокольня рублена "в лапу". Это традиционный прием, при котором бревна на углах строения обрубаются по форме "лапы" и не выступают за пределы углов. Этими "лапами" бревна "схватываются", со временем такое соединение не рассыхается, а только уплотняется.

34.

35.

36.

37.

Сторожевая башня - из села Торговище Суксунского района. 1905 год, копия оригинала XVII века.
Сторожевая башня - один из немногих сохранившихся образцов русского деревянного оборонного зодчества.
С 60х годов XVII века была центральной, проезжей башней Торговищенского острога - через нее попадали внутрь крепости.
Сгорела во время пожара 1899 года, но крестьяне села восстановили ее своими силами.
Башня двух ярусная - нижняя часть четырехугольная, верхняя - восьмиугольная ("восьмерик" на "четверике"). Через бойницы "восьмерика" велся обстрел врага на дальних подступах. Для ближнего боя использовался "облам" - боевой выступ на верхних бревнах "четверика". На вершине крыши находится небольшая башенка - "смотрельня" где несли службудозорные.
Башня рублена "в обло" распространенным в деревянной архитектуре способом.

38.

39.

Церковь Преображения - из села Янидор Чердынского района. 1702 год.
Уникальный памятник деревянного зодчества представляет собой "клетский" храм "кораблем"
Этот древнейший тип русского церковного строения, в основе которого лежит клеть - простой сруб как в избе, а три части церкви:трапезная, храм и алтарь -располагаются по одной линии "кораблем" и подняты на высокий подклет.
С северной и западной сторон церковь охватывает крытая галерея, устроенная на мощных выступах бревен. Все крыши в храме самцовые.
Необычно завершение центральной части храма - на высокой кровле "крещатая бочка" с главкой. Главки покрыты осиновым лемехом. Древесина осины под лучами солнца и каплями воды со временем приобретает серебристый оттенок. Стены рублены способом "в обло", бревна тщательно пригнаны друг к другу, поэтому ни мох ни другой утеплитель не требовался.
Вероятно, церковь в селе была построена на месте древнего языческого святилища. ("Ени-дор" на коми-пермяцком языке означает "божий край", "божий дом")

40.

41.

42.

43.

Ну что же, вот и закончилось наше путешествие на Северный Урал в Пермский край. После музея мы плотно пообедали в близ лежащем кафе и взяли курс в сторону Москвы.

44.

45.

До дома оставалось 1700 км. Обратно мы решили ехать через республику Мари-Эл и Чувашию - ибо бить машину на """дорогах""" Костромской области было реально жалко. К тому же путь через Чебоксары нам давал еще две точки для осмотра - это Тракторный музей в Чебоксарах и один из самых дальних городов "Золотого кольца" - Гороховец - в который, с моими маршрутами, доехать мне проблематично. Рассказ об этих двух точках я наверно вынесу за пределы повествования о "Северном Урале 2015". Подводя итоги можно уверенностью сказать, что поездка удалась. Есть чего вспомнить, есть еще за чем сюда вернуться. Урал мне очень понравился, не смотря на ужасную погоду, и сюда я точно вернусь, но только уже осенью. Хотя вот уже в кулуарах идет обсуждение про Приполярный Урал и... Полярный.... Но это после... В следующем году... А может и через год... А может через два...

· 09.01.2016

Текст статьи обновлён: 28.03.2019

Четвертую часть отчета о грандиозном мероприятии на новогодние выходные – о поездке на машине по интересным местам Пермского края, мы закончили на невеселой ноте: рассказе об экскурсии в мемориальный комплекс жертв политических репрессий «Пермь-36». Что же, постараемся отбросить печальные мысли и поедем дальше. Из первой части отзыва о путешествии мы помним карту маршрута, и знаем, что следующая остановка – деревня Хохловка. Здесь 17 сентября 1980 года открылся филиал Пермского краеведческого музея – архитектурно-этнографическая экспозиция, представляющая образцы деревянного зодчества Южного и Северного Прикамья, построенных начиная с 17-го века. Мне давно уже приходилось слышать восторженные отзывы об этой достопримечательности, поэтому решено было включить посещение её в программу нашего новогоднего тура.

Отзыв об экскурсии в архитектурно-этнографический музей «Хохловка»

Находится экспозиция на окраине деревни Хохловка, в 45-ти километрах от Перми или в 143-х километрах от села Кучино Чусовоского района, где мы посещали колонию политзаключенных. По пути пересекли мосты с живописнейшим видом на Камское водохранилище через реку Чусовая и Кама, потом блуждали по какому-то поселку и, наконец, подъехали к центральным воротам музея. Пришлось немного покружить в поисках места для стоянки автомобиля.

На территорию зашли в 15:40, а солнце должно было зайти за горизонт в 16:40, поэтому быстренько купили билеты и отказались от настойчивого предложения экскурсовода осмотреть сначала усадьбу зажиточного уральского крестьянина – нам хотелось успеть сфотографировать деревянные строения Хохловки в режимном свете. Пошли бродить по дорожкам самостоятельно.

Сначала заглянули в гумно, где можно увидеть крестьянские телеги и предметы, используемые для молотьбы зерна.

Построили его в конце 1920-х годов в селе Ошиб Кудымкарского района. В музей под открытым небом строение перевезли в 1981 году.

Следующий объект – деревянная Церковь Преображения 1707 года постройки, доставленная в Хохловку в 1983 году из села Янидор Чердынского района.

Здание церкви было реконструировано в 1960-1962 году по месту нахождения. Второй раз реставрационные работы проводились в 1984-1985 годах уже после «переселения» в музей.

В храм можно зайти. Вот как он выглядит внутри.

Конечно, посетителей привлекает издалека и старинная ветряная мельница.

Фото 7. Ветряная мельница в музее под открытым небом «Хохловка». Куда поехать на выходные из Перми. 1/80, 0.33, 320, 24.

Раньше она принадлежала мельнику по имени Сафрон Кузьмич Рахманов, проживавшему в деревне Шихари Нововознесенского сельсовета Очерского района. В 1931 году мельница перешла в собственность колхоза, а в 1950-м во время урагана с нее сорвало крылья. Но до 1966 года на ней продолжали молоть, использовав в качестве привода тракторный двигатель. В музей Хохловка деревянная реликвия попала из Шихарей в 1977 году.

Интересно, в скворечниках по весне селятся птицы?

Если да, представляю, как здесь интересно наблюдать за пернатыми, когда, наверное, вся округа наполняется чириканьем птенцов!

Музейный комплекс располагается на живописном берегу Камского водохранилища на полуострове Варнач. Опытные туристы говорят, что лучше сюда приезжать летом, будет намного красивее.

Представляю: зелень вокруг и голубое «Камское море» до горизонта, берег изрезан.

Еще один интересный экспонат – сторожевая башня из села Торговище Суксунского района.

Село Торговище основано на одной из остановок водного пути по реке Сылва еще во времена Ивана Грозного. Для защиты от кочевников (башкиры, наверное, имеются ввиду) был построен острог с 8-ю башенками, огороженный рвом с водой. Деревянная крепость простояла до конца 18-го века. Сторожевая башня «Спасская проезжая» была построена в XVII веке, в 1899-м году сгорела. Селяне построили уменьшенную копию, которую в 1971-м и перевезли в музей «Хохловка».

В общем, пока мы ходили по территории архитектурно-этнографического комплекса, солнце окончательно скрылось за горизонтом и внутрь крестьянской усадьбы мы уже не стали заходить (можно, как я понимаю, только с экскурсоводом туда попасть). А жаль! Смотрел фотографии других фотографов, съездивших в Хохловку – понравились «натюрморты» с деревенской утварью, снятые при естественном свете от окна.

Посмотрите видео, снятое с дрона, чтобы представить, что из себя представляет этот архитектурный музей.

Подводя итого экскурсии, могу сказать, что мы были не очень впечатлены. То ли повлияло подавленное настроение после музея «Пермь-36», то ли тот факт, что мы уже видели подобную экспозицию деревянного зодчества Урала под открытым небом в окрестностях Екатеринбурга: в деревне Нижняя Синячиха. Думаю, жителям Перми будет интересно побывать в Хохловке. А вот тем, кто живет в Свердловской области проще добраться в Синячиху. Кроме того, если не заходить внутрь строений, фотографировать у нас можно и бесплатно. Там тоже можно увидеть усадьбы XVII…XIX веков, принадлежавшие зажиточным крестьянам, деревянную мельницу, острог и пожарную башню. Лучше бы мы съездили в Белогорье и сфотографировали Свято-Николаевский мужской монастырь – зимой там все покрыто инеем, получаются просто волшебные фотографии.

Маршрут нашей автомобильной поездки по Пермскому краю на длинные новогодние выходные включал еще упомянутую Белую гору рядом с Кунгуром и, заодно, Ледяную пещеру. Но к вечеру погода испортилась: потеплело и стало пасмурно (не будет подходящего для фотографий света). Поэтому решено было пропустить Белогорье, поехали ночевать к родственникам в Красноуфимск. По пути заглянули в Пермь, чтобы удостовериться в одной простой мысли: «Счастье — не за горами!»

История музея-заповедника под открытым небом «Хохловка»

Очень трудно найти какие-либо документы в Интернете. Удалось только узнать, что открыть такую экспозицию деревянного зодчества Северного и Южного Прикамья предложил в 1966 году историк архитектуры Прикамья Александр Сергеевич Терехин. Через 2 года, в 1968-м главный архитектор Пермской области Николай Николаевич Кукин решил, что лучшая площадка для нее – окраина села Хохловка. Для согласования всех формальностей приезжала московская комиссия под руководством В.В. Маковецкого. По результатам всех этих действий в апреле 1969 года Пермский областной исполнительный комитет постановил создать здесь музей.

Хохловка. Как добраться на машине или на автобусе

Если вы решили доехать в Хохловку из Перми на автомобиле, то маршрут следующий: микрорайон Гайва (лучше ехать по Коммунальному мосту и потом через Сосновый бор). Тем, кто захочет добраться в музей из микрорайона Мотовилиха, проще ехать через Камскую ГЭС. Выезжаем на улицу Гайвинскую, проезжаем заводы «Камкабель» и «ЖБК №7» и на Т-образном перекрестке сворачиваем налево: на Ильский тракт. Через 9 километров увидим указатель «на Скобелевку» направо. Координаты GPS архитектурно-этнографического музея «Хохловка»: 58.258092, 56.260875.

А вот добраться сюда на автобусе – как всегда, мутный вопрос. Официальный сайт музея (http://www.museumperm.ru/filiali/muzey-khohlovka) сообщает, что доехать можно на пригородном маршруте №487 от остановки «Центральный рынок» (автовокзал). Но на различных форумах туристы пишут, что этот автобус иногда не приходит вовремя или, вовсе, рейсы отменяются, и поэтому лучше доехать на №340 (с автовокзала: 9:25, 14:05, 17:30, из Хохловки: 10:45, 15:10, 19:00). Думаю, проще позвонить в справочную музея или по телефонам на официальном сайте Хохловского сельского поселения (http://hohl.permraion.ru/page/transport).

Цена билета на вход в музей – 120 рублей с человека. Официальный сайт утверждает, что время работы: с 10:00 до 18:00 без выходных (кроме последнего понедельника месяца, когда проводится санитарный день). Но на других площадках упоминается, что с 1 июня по 31 октября заведение открыто с 10 до 18-ти, с 1 ноября по 31 мая – с 9-ти до 17-ти. Во время нашей экскурсии 5 января они закрывались в пять часов вечера. В общем, проще позвонить и проконсультироваться.

За сим эпопею с рассказом о поездке по Пермскому краю на машине заканчиваю. Как уже сказал в первой части отзыва, нам путешествие понравилось не меньше, чем приключения в Гималаях в Индии в ноябре 2015 года, хотя денег на сие мероприятие затратили в 10 раз меньше. Особенно рекомендую, конечно, посетить природные достопримечательности из нашего маршрута: Каменный город, Усьвинские столбы, камни Полюд и Ветлан на Северном Урале. Карту с описанием маршрута и GPS координаты каждого интересного места, что мы постелили, можно увидеть в первой главе. Мы для себя поставили цель съездить в Пермский край еще и летом, заглянуть в Соликамск и Чердынь, где полно древних улочек и церквей, сходить на Помянный камень и к Жигаланским водопадам. Но, поживем – увидим. Удачных, вам друзья, путешествий по родной земле!

Архитектурно-этнографический музей Хохловка — один из интереснейших архитектурных музеев. Расположен он недалеко от Перми, прямо под деревней с одноимённым названием — Хохловка. Благодаря стараниям Московского проектного института, музей был разделён на этнографические зоны: Северное и Южное Прикамье, Коми-Пермяцкая зона. Из истории мы помним, что был богат на соляную промышленность (сейчас все вспомнили знаменитый памятник в Перми «Пермяк — солёные уши»), это нашло отражение и в этом музее — на берегу Камского водохранилища установлены солепромышленные сооружения.

Вообще, соль добывать начали несколько раньше, чем это стали делать в . Началось это где-то около пяти тысяч лет до нашей эры. А вот на Руси же солеварением начали заниматься позднее — в 12 веке уже нашей эры. В 17-м веке на заводе в Соликамске (в то время он назывался Соль Камская) вываривали до 7 миллионов пудов соли в год — это около семидесяти процентов от всего количества соли, что производили в . Один из таких соликамских солеварных комплексов и находится в музее.

История музея начинается в 1966 году, именно тогда поступило предложение о создании музея под открытым небом. Вообще, шестидесятые были насыщенными в плане архитектурных музеев. Тот же , «Витославлицы» в Великом Новгороде или «Костромская слобода» в — все они были основаны в одно время (ну, хорошо, Костромской музей на десяток лет раньше, но масштаб бедствия не столь велик, тем более для истории). По проекту, что утвердило Министерство культуры РСФСР в музей свезли десяток экспонатов и в 1980 году музей официально открылся.

Коми-пермяцкая изба 18-го века, принадлежавшая Павлу Кудымову. Перевезена из деревни Яшкино, что в Юсьвенском районе. В этом доме нет перегородок, разделяющих помещение на зоны (кухня, жилая зона), вся жизнь проходила на виду у всех. А семья в таком доме жила немалая.

Усадьба Баяндиных-Боталовых, 19-й век. Перевезена из того же района, что и изба Кудымова. Усадьба 19-го века — это не просто постройки, это целый комплекс, в который входит и сад и цветники. По сути, каждая усадьба может быть самостоятельным музеем — в стенах годами накапливаются исторические и художественные ценности.

Церковь Преображения 1702 года из села Янидор Чердынского района. Церковь имеет высокий подклет (нижняя часть постройки, которую использовали под хозяйственные нужды, хотя иногда он спасал и от наводнений), в нём когда-то хранили пушнину.

Церковь корабельная — все постройки выстроены в одну линию по типу корабля и при постройке не было использовано ни одного гвоздя.

Ещё одна церковь — Богородская, 1694 года из села Тохтарёво, что в Суксунском районе. В большом подклете хранилось зерно, орудия труда, а служба проходила этажом выше.

Сторожевая башня, 17 век. Эта башня была первым экспонатом, что отреставрировали на территории музея. Она была привезена из села Торговище Суксунского района. Этот острожек ранее имел ров и частокол — набеги местных племён ещё имели место быть. В народе эта башня называется «Пугачёвской» — один из отрядов Емельяна сжег острожек, однако башня уцелела. Как и положено сторожевой башне, расположена она на высоком холме, с которого открывается вид на ближайшие земли.

Колокольня, 1781 год. Единственная уцелевшая на территории колокольня шатрового типа. Перевезена из деревни Сыра Суксунского района.

Сельское пожарное депо, 1930 года, перевезено из деревни Скобелевка, что находится всего в нескольких километрах от музея.

Изба Игошева, конец 19 века, из деревни Грибаны Уинского района.

Охотничье становище. Лабаз-чамья. Чамья (чамя) — кладовая, расположенная на высоком уровне. Делалось это для того, чтобы охотник мог оставить свою добычу и уйти на промысел дальше. Чамья оставалась недоступна для зверей и тем самым сохраняла добычу в сохранности. Кстати, чамья очень тесно пересекается с мифологией — вспомним избушку на курьих ножках и посмотрим на этот лабаз...

Дом охотника — пывзен. Внутри дома печь-каменка. По стенам дома установлены крюки для дичи и жерди для развешивания шкур.

А вот и часть музея, которая рассказывает о солеварении. Это — рассолоподъёмная башня 1880 года из Соликамска. Дело в том, что соль вываривали из рассола, а вот рассол ещё надо было поднять из скважины. Выкачивали рассол с помощью паровых машин. Рассолоподъёмные башни устанавливались только в Прикамье.

Рассол, поднятый с помощью рассолоподъёмной башни, хранился в соляном ларе. Поступал он туда самотёком по рассолопроводной трубе.

Михайловский соляной ларь.

Непосредственно соль получали уже в варнице, где вываривали рассол. Эта солеварня 1880 года тоже из Соликамска. Внутри расположена печь, над которой установлена жаровня — в неё и выпаривали рассол. Выше расположены полати, которые служили для просушки соли.

Готовая соль хранилась в соляных амбарах. Это самый крупный объект солепромышленного комплекса. Привезён был (откуда? правильно...) из Соликамска.

Залив Камы.

Общественный зерновой амбар — магазея, 1906 год. Из села Хохловка. Такие амбары строились всей деревней вскладчину (или же силами нескольких хозяев). Соответственно, и запасы, которые в нём хранились, принадлежали нескольким хозяевам. Такие амбары, как правило, были больше обычных, а иногда и в несколько этажей.

Гумно с овином, 1920 год, деревня Ошиб Кудымкарского района. И ещё раз. Гумно — это место для хранения убранного хлеба. Здесь же его и молотят. Овин — место, где сушится сено. Обычно это было два независимых сооружения, хоть и расположенных рядом, но иногда их совмещали под одной крышей.

Не сидится мне дома, купила экскурсию и вчера ездила в Хохловку. Я уже несколько раз была там в разное время года, но решила ещё раз побывать в этом удивительном месте.

Сергей Садов - Сказания о земле Русской

Архитектурно-этнографический музей "Хохловка" - первый на Урале музей деревянного зодчества под открытым небом. Место для него выбрали на высоком берегу Камского моря на Хохловском полуострове в 47 километрах от Перми около села Хохловка. Музейный комплекс раскинулся на площади в 42 гектара. С трёх сторон музейного комплекса вода (Камское море, Хохловский залив, река Хохловка).

Сейчас Музей "Хохловка" объединяет 23 памятника деревянного зодчества конца XVII – второй половины XX вв., которые представляют лучшие образцы традиционной и культовой архитектуры народов Прикамья.
По проекту предполагается перевезти и установить ещё 30 объектов. Композиционным центром является церковь.

Церковь Преображения. Село Янидор Чердынского района 1707 год.

Церковь вознесена на высокий подклет - хозяйственный этаж, в котором по рассказам старожилов, ещё в прошлом веке хранили пушнину. Церковь Преображения - тип клетского храма "кораблем", т. е. все три части ее вытянуты в одну линию.

В центре-четверик. Совершенно необычно завершается центральная часть памятника: на клинчатой кровле - крещатая бочка с главой - единственный пример в русской деревянной архитектуре, сохранившийся до нашего времени. Это чрезвычайно сложная конструкция, требовавшая от мастеров необыкновенно точной разметки. С востока прирублен алтарь, с запада -трапезная.



Брёвна тщательно пригнаны друг к другу, поэтому ни мох, ни другой утеплитель не требовались. Огромные, в обхват толщиной стволы переплетены чисто и тонко. Лёгкие части постройки - главы, бочки - покрыты деревянной чешуёй - лемехом. Материалом для лемеха служила свежесрубленная осина. Со временем, высушенный солнцем и ветром, лемех приобретал серебристый оттенок.
Церковь срублена без единого гвоздя, всё держится при помощи пазов и врубок.

Церковь Богородицкая. Село Тохарёво Суксунского района 1694 год.


Замечательный образец строительного искусства, редкий памятник русского деревянного зодчества конца XVII в. Жемчужина прикамского деревянного зодчества.


По типу церковь принадлежит к древнейшим клетским храмам, имеет алтарь, трапезную и паперть. Пятистенный алтарь перекрыт бочкой, над которой размещается главка. Главы (центральная и алтарная) и бочка крыты деревянной черепицей-лемехом.


Церковь двухэтажная. Подклет весьма вместительный - высота его более трех метров - служил для хранения зерна, сельскохозяйственных орудий труда, даров церкви. На втором этаже проходила служба.

Шатровая колокольня. Деревня Сыра Суксунского района 1781 г.


Единственная сохранившаяся на территории Пермского края деревянная шатровая колокольня. Рублена способом "в лапу" восьмериком прямо от земли. Над восьмериком - звонница с девятью столбами, поддерживающими шатёр, крутой, высокий, с резными полицами, наверху - барабан и луковичная главка, крытая серебристыми лемешинками.

Сторожевая башня. Село Торговище Суксунского района XVII в.


Рубленный в 60-е годы XVII в., острожек служил опорным пунктом против набегов местных племён. Острожек был окопан рвом и обнесён частоколом с восемью сторожевыми башнями. Центральная проезжая башня имела ворота. В народе эта башня была прозвана "пугачевской" - один из пугачёвских отрядов осадил острожек и сжег его, но проезжая башня уцелела.

Ветряная мельница из деревни Шихари Очёрского района XIX в.


Шатровая мельница с вращающимся оголовьем.
Размеры наибольшей грани в основании 3,35 м, высота сруба 8,5 м.

Солепромышленный комплекс.


Постройки комплекса являются одной технологической ячейкой солеваренного завода (г.Соликамск старинное название г.Соль Камская), построенного в 1882-1888г.
Комплекс состоит из рассолоподъемной башни - фото, соляного ларя, варницы и соляного амбара.

Соленосы (дерево).

Хозяин тайги (медведь) и охотник (дерево).

«Хохловка» удивляет не только памятниками деревянной архитектуры.
Главный секрет - в гармонии зодчества и природы.

Река Хохловка

Хохловский залив

Камское море.

На берегу Хохловского залива.


Это только часть экспонатов музея. Я много фотографировала, но в одну запись все фотографии не вместить. Поставила некоторые, чтобы Вы знали, что есть в Пермском крае под открытым небом такой музей "Хохловка" .


Художник: Любовь Малышева. Хохловка весной.

Недавно я была на острове Кижи.
Для сравнения:
Кижский погост:
Преображенская церковь (1714 г.), Покровская церковь (1764 г.), шатровая колокольня (1863 г.)

Хохловка:
Церковь Преображения (1707 г.), Богородицкая церковь (1694 г.), шатровая колокольня (1781 г.).

Пермские памятники народного зодчества более древние, но в Кижах на Преображенской церкви 22 главки, а на пермских церквях только по две главки.

Пермь, Музеи

Хохловка - это первый на Урале архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества под отрытым небом. Музей начал создаваться в 1969 году и был открыт для посетителей в сентябре 1980 года. На территории в 43 гектара собраны наиболее привлекательные, интересные и значимые с точки зрения истории сооружения со всей когда-то Пермской губернии.

Например, вывезенный из Соликамска уникальный архитектурный комплекс Усть-Боровского солеваренного завода, который демонстрирует технологический процесс получения соли: от выкачивания рассола из скважины до погрузки. Для этого на территории Хохловки в самой живописной ее части на берегу Камы стоят 12-метровая рассолоподъемная башня, соляной ларь-отстойник, варница и соляной амбар. Добыча соли - это одна из важных вех истории края, и не зря Пермяка кличут . Более пяти столетий тяжелым трудом зарабатывалось это прозвище.

Кроме солеваренного комплекса в Хохловке собрано еще 19 памятников деревянного зодчества конца XVII - начала XX вв.

В другой части Музея, на месте нынешней деревни Гора размещается Коми-Пермяцкий сектор. Здесь ссоседились 5-6 крестьянских усадеб, и любому туристу будет любопытно заглянуть в усадьбу зажиточного крестьянина, в избу бедняка коми-пермяка и в зимовье охотника.

Поднявшись выше, попадем в сектор «Северное Прикамье». Здесь можно прогуливаться меж уникальных деревянных построек, которые являются образцами жилой архитектуры края. Образцом для этого сектора Хохловки стало село Янидор Чердынского района. Застройка этого села оказалась типичной для поселений северных территорий Пермского края. Здесь же можно познакомиться с разнообразием транспортных средств - лодок, барж, телег, саней, волокуш, которые широко применялись в хозяйстве северных народов.

Особое место в секторе «Южного Прикамья» занимает колокольня, привезенная из села Сыра. Издалека виден Островерхий шатер колокольни. Она и является центром этой экспозиции под открытым небом, деля первенство с Богородицкой церковью из села Тохтарево (рубленой в 1694 году). Эта церковь покоряет зрителя своей красотой и изяществом. Оба памятника архитектуры привезены из Суксунского района и географически установлены на самой высокой точке полуострова.

«Хохловка удивляет не только памятниками деревянной архитектуры. Главный секрет - в гармонии зодчества и природы: с верхушки холма открывается вид на редкой красоты пейзаж - просторы речной глади, лесистые холмы, скалы вдоль залива; еловый лес чередуется с березовыми рощицами, заросли можжевельника соседствуют с рябиной, черемухой, калиной. А зимой можно отдохнуть от городской суеты, насладившись красивейшим пейзажем, увидеть ледяные просторы Камы, заснеженные крыши церквей, зимнее солнце в густой невесомой дымке на белых просторах… » - Так поэтично описывают Музей побывавшие там.

Расстояние до Перми: 40 км.

Как добраться:

На автомобиле по дороге в направлении Ильинского, свернуть на Хохловку. Парковка и вход в музей находятся рядом с дорогой.