В IX — X вв. в Японии появилась светская живопись — ямато-э , которая развивалась во дворцах знати. Художники живописи ямато-э рисовали на шелке и бумаге яркими красками с добавлением золота пейзажи, придворные сцены, цветы. Картины в форме горизонтальных свитков — эмакимоно рассматривались на столе, а вертикальные свитки — какимоно украшали стены парадных комнат. Часто живописцы иллюстрировали и знаменитые романы современников.
В ХП — XIV вв. в буддийских монастырях монахи-художники начали писать картины на бумаге тушью , используя все богатства ее оттенков, от серебристо-серого до черного. Художник Тоба Сёдзо (вторая половина XII в.) на длинных свитках рассказал о проделках лягушек, зайцев и обезьян. Иносказательно изобразив под видом животных монахов и мирян, он высмеял алчность и глупость монахов.
Художник Тойо Ода , или Сэссю (XV в.) , писал природу в разные времена года. Сохранились его свитки «Зимний пейзаж» , «Осень» , «Четыре времени года» и ряд других картин.
К этому же времени относится появление нарадного портрета в живописи. Такие портреты художники писали со знаменитых полководцев — правителей Японии. Портрет работы художника Фудзивара Таканобу изображает военачальника - правителя Минамото Еримото в темной одежде, сидящего по японскому обычаю на полу. Его тело как бы сковано жесткой тканью. Все внимание художник сосредоточил на суровом, надменном лице, создав образ жестокого, властного человека.
В XVII — XIX вв. в городах развиваются торговля и ремесло. Для городского населения художники изготовляли гравюры , которые в большом количестве печатались с деревянных досок на тонкой бумаге. Спрос на них был очень велик: каждый человек мог теперь вместо дорогой и подчас недоступной картины-свитка купить нарядную и понятную ему по смыслу гравюру. И герои гравюр уже иные. Это актеры и гейши, влюбленные пары, ремесленники за работой. Часто художники создавали и праздничные, очень нарядные гравюры суримоно, куда вписывались стихи с пожеланием счастья. Цветные японские гравюры пользуются признанием во всем мире. Известный мастер гравюры Утамаро (1753—1806) славился изображениями молодых женщин, а художники Хокусаи (1760—1849) и Хиросиге (1797—1858) — своими пейзажами. Изображениям актеров посвятил свое творчество Сяраку (XVIII в.) . Он показывал их в самых разных ролях, часто с искаженными страданием и гневом лицами.
Гравюры художника Хокусаи.
Белый дождь под горой
Первая половина XIX в
Хокусай родился в 1760 г. в Эдо. Он создал около 30 тысяч рисунков и гравюр. Лучшими и важнейшими работами Хокусая были серии пейзажей. Уже старым человеком Хокусай писал: «В 6 лет я старался верно передавать формы предметов. В течение полувека я исполнил очень много картин, однако до 70 лет не сделал ничего значительного.
СкульптураСамым древним из видов искусств Японии является скульптура. Начиная с эпохи Дзёмон изготавливались разнообразные керамические изделия (посуда), также известны глиняные фигурки-идолы догу .
В эпоху Кофун на могилах устанавливались ханива — скульптуры из обожжёной глины , поначалу простых цилиндрических форм, а затем более сложные — в виде людей, животных или птиц.
История скульптуры в Японии связана с появлением в стране буддизма . Традиционная японская скульптура — это чаще всего статуи буддистских религиозных понятий ( татхагата , бодхисаттва и др.) Одна из самых древних скульптур в Японии — деревянная статуя будды Амитабхи в храме Дзенко-дзи . В период Нара буддистские статуи создавались государственными специалистами-скульпторами. В период Камакура расцвела школа Кей , ярким представителем которой был Ункей . Буддизм оказал сильное влияние на развитие японского искусства. Многие произведения представляют собой изображение Будды, так в храмах были созданы многочисленные изваяния и скульптуры Будды. Их делали из металла, дерева и камня. Только спустя некоторое время появились мастера, которые стали делать светские портретные скульптуры, но со временем потребность в них отпала, поэтому все чаще для украшения зданий стали использовать скульптурные рельефы с глубокой резьбой.
В качестве основного материала для скульптур (как и в японской архитектуре) использовалось дерево . Статуи часто покрывали лаком , позолачивали или ярко окрашивали. Также в качестве материала для статуй использовалась бронза или другие металлы.
В 8 веке с укреплением храмов и расширением их интересов изменился и облик буддийской пластики. Выросло количество статуй, сложнее стала техника их изготовления. Важное место на ряду со статуями высших божеств стало отводиться в храме фигурам полубогов - защитников и охранителей стран света. Они выполнялись обычно из ярко раскрашенной глины и наделялись особым положением поз и жестов. Таковы статуи царей - охранителей из монастыря Т о д а й д з и. Другими становятся и статуи высших божеств. Более правильными стали пропорции, более земными выражения лиц.
В XII — XIV вв. наряду со статуями буддийских божеств, а зачастую вместо них в храмах появились правдивые портретные статуи монахов, воинов, знатных сановников. В суровости лиц этих сидящих в глубоком раздумье или стоящих фигур, выполненных из дерева и раскрашенных, а порой еще одетых в натуральные одежды, японские скульпторы передали огромную внутреннюю силу. В этих творениях японские мастера подошли вплотную к раскрытию глубин внутреннего мира человека.
Миниатюрная японская скульптура нэцкэ известна всему миру. Ее главное назначение - выполнять роль брелока - подвески. С помощью нэцкэ к поясу традиционной японской одежды кимоно прикреплялись кошельки, кисеты, коробочки для парфюмерии или лекарств. На каждой фигурке было отверстие для шнурка, на который подвешивались нужные предметы, поскольку у одежды в то время не было карманов. Фигурки нэцкэ изображали светских персонажей, богов, демонов или различные предметы, носившие особый тайный смысл, к примеру, пожелание семейного счастья. Нэцкэ делают из дерева, слоновой кости, керамики или металла. Искусство нэцкэ, как и искусство резьбы театральных масок, - традиционное национальное явление японской культуры. Нэцкэ - это полные экспрессии изображения людей, животных, птиц, цветов, растений, отдельных предметов чаще небольших плоских коробочек, искусно украшенных узорной резьбой.
Хлынувший поток новых художественных тем в Японию, отразился на создании монументальных, героизированных образов. Об этом говорит главная святыня монастыря Т о д а й д з и - 16 м бронзовая статуя Б у д д ы - Р у с я н ы. Огромная фигура божества - подлинное чудо света. Она объединила все виды искусства - литье, чеканку, ковку.
Декоративно-прикладное искусство ЯпонииВ ранг искусства в Японии возвели изготовление холодного оружия, доведя изготовление самурайского меча до совершенства. Мечи, кинжалы, оправы для мечей, элементы боевой амуниции служили своеобразным мужским ювелирным украшением, обозначающим принадлежность к сословию, поэтому их выполняли искусные мастера, украшали драгоценными камнями и резьбой. Также в число народных ремесел Японии входит изготовление изделий из керамики, лакированных изделий, ткачество и мастерство гравюры на дереве. Традиционные керамические изделия японские гончары раскрашивают различными узорами и глазурью.
К I тысячелетию до н. э. относятся великолепные по исполнению асимметричные сосуды, вылепленные из серой, голубой, розоватой глины и украшенные рельефными узорами в виде веревки. Поэтому сосуды (и весь этот период) называются дзёмон («веревка») . Предполагают, что они служили для жертвоприношений
В XVII — XIX вв. всемирную известность получили многочисленных художественные изделия Японии. Керамика Японии поражает естественностью и изменчивостью узоров. В ней всегда ощутима рука мастера, который каждому предмету умеет придать неповторимую красоту и неожиданность, мягкость форм и пластичность. Очень красочны и живописны также фарфор, вышивка, резьба по слоновой кости, бронзовые фигуры и вазы, эмали. Но особенно славились изделия из черного и золотого лака, который добывался из смолы лакового дерева и окрашивался. Знаменитым мастером лаков был Огата Корин (1658 — 1716), создавший ряд замечательных лаковых шкатулок и картин на ширмах.
Музыка и театр. Звучит японская музыка для театра Кабуки. Учитель: Эта музыка, которую вы сейчас слышали, известна и любима всеми жителями Японии. Она может сопровождать театральные действа
Одним из ранних видов театра стал театр но - «талант, мастерство», сложившийся в XIV - XV вв. , актёры играли в масках и роскошных костюмах. Театр считается «маскированной» драмой, но маски (о-мотэ) надевают лишь ситэ и ваки. женский образ ), актёров, исполняющих женские роли. В Киото, второй столице Японии, есть памятник знаменитой Окуни, считающейся родоначальницей театра Кабуки. Слово “кабуки” является существительным, образованным от глагола “кабуку”, который буквально означает “отклоняться”. Многие обычаи театра Кабуки живы и поныне - например, штраф, налагаемый на актера, который совершил на сцене какой-нибудь промах. Провинившийся должен угостить каждого актера, кто был занят в эпизоде, миской лапши. Если сцена была большой, штраф получался нешуточный. Кроме театра но и кабуки существует традиционный театр марионеток бунраку . Некоторые драматурги, например, Тикамацу Мондзаэмон писали пьесы для бунраку, которые позже ставились на «большой сцене» — в кабуки.
В Японии в конце XIX в. работали архитекторы из США и Европы. Англичанин У. Бартон построилв 1890 г. 12- этажную «Башню, достигающую облаков» - Рёункаку. Сооружение имело 67 м в высоту, по конструкции - 8-миугольная башня из красного кирпича, два верхних этажа - из дерева. Первое в Японии здание, оборудованное электрическим лифтом. Англичанин У. Бартон построил в 1890 г. 12- этажную «Башню, достигающую облаков» - Рёункаку. Сооружение имело 67 м в высоту, по конструкции - 8-миугольная башня из красного кирпича, два верхних этажа - из дерева. Первое в Японии здание, оборудованное электрическим лифтом.
Ведущее направление в японской архитектуре 2 половины ХХ в. МЕТАБОЛИЗМ (греч. metabole перемена) направление в архитектуре и градостроительстве, возникшее в 1960-е гг. и представленное в первую очередь произведениями японских архитекторов К. Тангэ, К. Кикутакэ, К. Куросава и др. направление в архитектуре и градостроительстве, возникшее в 1960-е гг. и представленное в первую очередь произведениями японских архитекторов К. Тангэ, К. Кикутакэ, К. Куросава и др.
Кисё Маёкава. Митрополитен фестивал холл в парке Уэно, Токио
Тангэ Кэндзо. Памятник жертвам атомной бомбардировки в Хиросиме,
Новая Токийская телебашня – самая высокая в мире Авторы проекта: архитектор Тадао Андо; скульптор Киити Сумикава.
Для ёга характерна станковая живопись маслом на холсте. Среди первых художников ёга - Каваками Тогай () и Такахаси Юити (), начавшие заниматься европейской живописью еще до Реставрации Мэйдзи.
1876 г. - при государственном Инженерном колледже создана Школа искусств западной ориентации. Преподавать в ней пригласили несколько итальянцев. Один из них Антонио Фонтанези () оказал значительное влияние на художественный мир Японии.
После 1882 г. живопись ёга перестали допускать на государственные выставки г. - основано Общество мэйдзийского искусства, куда вошли вернувшиеся из Европы художники- реалисты.
Курода Сэйки () Майко. ЯПОНСКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ
Маруки Тосико и Маруки Ири (лауреаты Нобелевской премии мира) «Атомная бомба», «Атомная бомба», СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЖИВОПИСИ ЯПОНИИ
Безусловный лидер - Такэути Сэйхо (). Такэути Сэйхо совместно с еще двумя видными мастерами: Кикути Хомон () и Ямамото Сюнкё () - определили направление развития киотской школы нихонга.
Отдельное течение в нихонга - школа Бундзинга - живопись образованных людей, или Нанга - южная живопись. Самый яркий представитель – Томиока Тэссай ().
2. Среднее поколение Ито Синсуй (), Хасимото Мэйдзи (), Ямагути Хосюн () и другие - воплощали идеалы нихонга в традиционно выдержанных стилевых направлениях.
3. Молодое поколение Считало, что старые формы и техники нихонга не дают возможности передавать реалии современной жизни. Появившиеся молодежные объединения стали средоточием новаторских разработок и экспериментов, способствовали обновлению нихонга в конце ХХ века. Представители: Адзами Такако (р. 1964).
Шедевры японской архитектуры На протяжении веков дворцы и храмы в Японии возводились в китайском стиле, однако национальное зодчество Японии имеет характерный облик. Одним из древнейших архитектурных сооружений Японии является буддийский монастырь Хорюдзи в городе Нара – первой столице японского государства. Дворцовый комплекс, созданный в лучших традициях китайской архитектуры, представляет собой уникальное явление. На протяжении веков дворцы и храмы в Японии возводились в китайском стиле, однако национальное зодчество Японии имеет характерный облик. Одним из древнейших архитектурных сооружений Японии является буддийский монастырь Хорюдзи в городе Нара – первой столице японского государства. Дворцовый комплекс, созданный в лучших традициях китайской архитектуры, представляет собой уникальное явление. Монастырь Хорюдзи. 607 г. Нара. Монастырь Хорюдзи. 607 г. Нара.
Особенно примечательны Золотой зал и пагода, составляющие основу монастыря. Золотой зал в плане представляет собой прямоугольное двухэтажное здание, стоящее на каменном основании и поддерживаемое 26 колоннами. Две массивные загнутые черепичные крыши серо-голубого цвета подчеркивают торжественный характер сооружения. Монастырь Хорюдзи. 607 г. Нара. Монастырь Хорюдзи. 607 г. Нара. Золотой зал и пагода. Золотой зал и пагода.
Подлинным шедевром японского зодчества стал Золотой павильон в Киото – классический образец изысканной японской архитектуры. Таким необычным названием павильон обязан трехъярусной кровле со слегка поднятыми краями, некогда крытой пластинами листового золота. Зодчие тщательно продумали планировку и месторасположение здания. Оно высится на берегу небольшого озера на легких столбах- колоннах, отражаясь в воде всем богатством изогнутых линий, резных стен и узорчатых карнизов. Подлинным шедевром японского зодчества стал Золотой павильон в Киото – классический образец изысканной японской архитектуры. Таким необычным названием павильон обязан трехъярусной кровле со слегка поднятыми краями, некогда крытой пластинами листового золота. Зодчие тщательно продумали планировку и месторасположение здания. Оно высится на берегу небольшого озера на легких столбах- колоннах, отражаясь в воде всем богатством изогнутых линий, резных стен и узорчатых карнизов. Золотой павильон. 16 в. Киото. Золотой павильон. 16 в. Киото.
Золотой павильон. 16 в. Киото. Фоном для него служит пышная вечнозеленая растительность. Стены храма окрашены в золотистый цвет, так что в лучах ослепительного солнца, отраженной в зеркальной глади озера, он представляет собой необычайно красивое зрелище. Фоном для него служит пышная вечнозеленая растительность. Стены храма окрашены в золотистый цвет, так что в лучах ослепительного солнца, отраженной в зеркальной глади озера, он представляет собой необычайно красивое зрелище.
В период междоусобных войн и борьбы за объединение страны стали возводиться оборонительные сооружения. Уже не храмы и монастыри играют ведущую роль в архитектуре, а небывалые по величине и парадности замки, окруженные несколькими кольцами мощных оборонительных стен, и победоносно возносящиеся к небу дозорные башни. В период междоусобных войн и борьбы за объединение страны стали возводиться оборонительные сооружения. Уже не храмы и монастыри играют ведущую роль в архитектуре, а небывалые по величине и парадности замки, окруженные несколькими кольцами мощных оборонительных стен, и победоносно возносящиеся к небу дозорные башни. Одним из самых живописных замков того времени является замок Химэдзи близ города Кобе. Белоснежные башни и стены замка, поднимающиеся над мощной каменной кладкой, дали ему другое название – Замок Белой цапли. Одним из самых живописных замков того времени является замок Химэдзи близ города Кобе. Белоснежные башни и стены замка, поднимающиеся над мощной каменной кладкой, дали ему другое название – Замок Белой цапли. Замок Химэдзи – 1609 гг. Кобе Замок Химэдзи – 1609 гг. Кобе
Замок Химэдзи – 1609 гг. Кобе
Замок Химэдзи – 1609 гг. Кобе. Замок Химэдзи – 1609 гг. Кобе. Замок Химэдзи – огромный и сложный комплекс архитектурных сооружений с множеством лабиринтов, тайных переходов и построек внутри стен. Замок Химэдзи – огромный и сложный комплекс архитектурных сооружений с множеством лабиринтов, тайных переходов и построек внутри стен.
Замок Химэдзи – 1609 гг. Кобе Замок Химэдзи – 1609 гг. Кобе Более десяти ворот разнообразной конструкции надо было пройти, чтобы попасть к центральной башне – главной цитадели замка. Более десяти ворот разнообразной конструкции надо было пройти, чтобы попасть к центральной башне – главной цитадели замка.
Лестница замка Химэдзи гг. Кобе. Лестница замка Химэдзи гг. Кобе.
Садово–парковое искусство Японии Истоки садово- паркового искусства Японии восходит к древности, когда люди поклонялись воде, скалам, горам, камням… Вода в представлении японцев – это зеркало мира, воплощение покоя, предстающего нескончаемой игрой отражений. Вода – воплощение текучести, изменений и превращений жизни. Истоки садово- паркового искусства Японии восходит к древности, когда люди поклонялись воде, скалам, горам, камням… Вода в представлении японцев – это зеркало мира, воплощение покоя, предстающего нескончаемой игрой отражений. Вода – воплощение текучести, изменений и превращений жизни. Сад монастыря Самбо. 16 в. Сад монастыря Самбо. 16 в.
Камни считали созданными из «чистейшей энергии Неба и Земли». Внести камни в сад и правильно их расположить – это значит внести в пространство сада круговорот энергии, воплотить идею мира в миниатюре. Камни – это вестники вечного, навевающие думы о прошлом. В камнях ценили игру цвета, узоры, прожилки на поверхности, наличие пустот, способность издавать звук от удара железной палочкой. Камни считали созданными из «чистейшей энергии Неба и Земли». Внести камни в сад и правильно их расположить – это значит внести в пространство сада круговорот энергии, воплотить идею мира в миниатюре. Камни – это вестники вечного, навевающие думы о прошлом. В камнях ценили игру цвета, узоры, прожилки на поверхности, наличие пустот, способность издавать звук от удара железной палочкой. Сад Дайсэн-ин. Киото. 16 в. Сад Дайсэн-ин. Киото. 16 в.
Японские мастера внесли свой неповторимый вклад в развитие садово-паркового искусства. Приступая к созданию, сада, художник прежде всего выбирал его тип: сад деревьев, сад камней или сад воды. Японские мастера внесли свой неповторимый вклад в развитие садово-паркового искусства. Приступая к созданию, сада, художник прежде всего выбирал его тип: сад деревьев, сад камней или сад воды.. Сад Дайсэн-ин монастыря Дайтокудзи
В саду деревьев основные смысловые акценты несут искусно расположенные деревья различных пород. В саду воды главную роль играет вода, представленная во всех своих изменчивых проявлениях (тихие заводи и пруды, ключи и ручьи, водопады и струйки). Красоту воды дополняют красота живого дерева и мертвого камня. В саду деревьев основные смысловые акценты несут искусно расположенные деревья различных пород. В саду воды главную роль играет вода, представленная во всех своих изменчивых проявлениях (тихие заводи и пруды, ключи и ручьи, водопады и струйки). Красоту воды дополняют красота живого дерева и мертвого камня. Серебряный павильон.15 в. Серебряный павильон.15 в.
В знаменитом саду камней Реандзи в Киото («Плоский сад») нет ни гор, ни воды, ни деревьев, ни единого цветка. В нем нет ничего что изменяется, растет и увядает, подвергается воздействию времени. Все здесь создает атмосферу философского самоуглубления, сосредотачивает человека на главном – на переживании пространства. Но эта внешняя статичность, на самом деле изменчива и условна. Сад меняется каждое мгновенье, он неповторим в разное время суток и года. В знаменитом саду камней Реандзи в Киото («Плоский сад») нет ни гор, ни воды, ни деревьев, ни единого цветка. В нем нет ничего что изменяется, растет и увядает, подвергается воздействию времени. Все здесь создает атмосферу философского самоуглубления, сосредотачивает человека на главном – на переживании пространства. Но эта внешняя статичность, на самом деле изменчива и условна. Сад меняется каждое мгновенье, он неповторим в разное время суток и года. Сад камней Реандзи. 16 в. Киото. Сад камней Реандзи. 16 в. Киото.
Сад камней Реандзи. 16 в. Киото Сад камней Реандзи. 16 в. Киото Пятнадцать крупных камней горного происхождения и светлый морской песок – вот и все составляющие этого необычного сада. Камни окружены темно-зеленым мхом и расположены группами на небольшой площадке. Пятнадцать крупных камней горного происхождения и светлый морской песок – вот и все составляющие этого необычного сада. Камни окружены темно-зеленым мхом и расположены группами на небольшой площадке.
«Искусство 19 века в России» - Физкульминутка. И. Репин родился 24 июля 1844 г. В г. Чугуеве. Окружающий мир. Создание художественных образов с помощью красок. Вывод. Литература. Вот именно поэтому XIX век был назван «Золотым». Вот увидишь, сейчас подойдут поближе, стоит взглянуть... Приблизились. Произведения А.С. Пушкина входят в жизнь русского человека с самого раннего детства.
«Проект по искусству» - Вопросы. Обеспечение: Работа в команде и по группам создаёт ситуацию успешности. Информационные ресурсы. Зрительный ряд: Формировать навыки работы в команде. Критерии оценивания. Аннотация: Итоговая коллективная работа по проекту. Истина. Каков интерьер крестьянского дома? В искусстве люди выражают свою душу, свой склад ума и характера.
«Прекрасное в искусстве» - И. Айвазовский «Девятый вал». К.Коровин «Розы». Шли века. И.Левитан «Золотая осень». И.Левитан «Березовая роща». Флоксы». Прекрасное в жизни и произведениях искусства. Некоторые люди достигли высокого мастерства в умении рисовать. И.Шишкин «Рожь». И.Крамской «Букет цветов. Человеку всегда хотелось запечатлеть прекрасное, то, что удивляло и радовало.
«Творчество в искусстве» - Богданова-Белъского. 1915. Мир искусства. 1916-1920. Основателями «Мира искусств» стали художник А. Н. Бенуа и театральный деятель С. П. Дягилев. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Символизм и модерн как стилистические направления начала XX века. Склонюсь главою молчаливо К твоим ногам. Художники устраивали выставки под эгидой журнала «Мир искусства».
«Искусство 20 века» - План: Заключение. Роман написан в форме дневника. характеристика эпохи Разделы по искусству представители. Разделы по искусству. Зрительный ряд иллюстрации. Представители. Экзистенциализм возник в философии в 20-е гг. 20 века. В романе «Игра в бисер» нарисована действительность, которая практически не существует.
«Русское декоративное искусство» - Государственная Оружейная палата. Русский фарфор достигает европейского уровня. Москва становится столицей могучей державы. Резьба по дереву, роспись. Пано. Первая половина XIX века. Изразец XVII в. В художественном шитье в изобилии вводится золото, жемчуг, драгоценные камни. Императорский фарфоровый завод.
Слайд 2
- 1 слайд - Титульный лист
- 2 слайд - Оглавление
- 3 слайд - Введение
- 4 слайд - Искусство Японии в собрании Эрмитажа
- 5,6 слайды - Ксилография
- 7-9 слайды - Нэцкэ
- 10,11 слайды - Театр Японии. Маски театра Но
- 12 слайд - Костюм театра Но
- 13 слайд - Кимоно
- 14 слайд - Коллекция прикладного искусства в Эрмитаже
- 15 слайд - Блюдо (фарфор)
- 16 слайд - Ваза из керамики
- 17 слайд - Холодное оружие
- 18 слайд - Костюм самурая
- 32,33 слайды - Японская живопись
- 34 слайд - Библиография
Слайд 3
Введение
- Главной задачей эстетического воспитания в начальной школе является вовлечение учащихся в атмосферу искусства, а это возможно только в музее.
- Государственный Эрмитаж предоставляет возможность познакомиться с материалами изобразительного и декоративно-прикладного искусства по разнообразным темам. Осуществить экскурсию с детьми можно по его залам, а также совершить виртуальную экскурсию на сайте Эрмитажа/www.hermitagemuseum.org/, познакомиться с историей искусства Японии и ее культурой.
Слайд 4
- Около 8 тысяч произведений насчитывает самое многочисленное в России собрание японского искусства ХIII – ХIХ вв. Главным образом, это памятники периода Токугава (1603 - 1868) - времени последнего расцвета традиционной культуры Японии.
- В Эрмитаже хранятся 1500 листов цветной ксилографии, среди которых работы известных мастеров японской гравюры с сер. XVIII до ХХ века (Сюзюки Харунобу, Утагава Кунисада, Итиносай Куниёси и др.); немногочисленными, но интересными образцами представлена японская живопись.
Слайд 5
- Японская гравюра
- Ксилография (от греч. хэlon дерево и grбpho пишу, рисую), гравюра на дереве, один из видов гравюры.
- Печатная форма (клише) выполняется ручным гравированием.
- Японский художник Утагава Кунисада (1786-1864)
Слайд 6
Ксилография
- Японский художник Итиносай Куниёси «Цветущая сакура»
- Сакура – это японское название декоративной вишни и её цветов
Слайд 7
- Наиболее ценной частью японского фонда Эрмитажа является коллекция нэцкэ - миниатюрной скульптуры XVII - XIX веков, насчитывающая более тысячи произведений.
- Все известные школы резьбы, все наиболее значительные мастера и характерные для нэцкэ сюжеты отображены в эрмитажном собрании.
- Три обезьяны, играющие в го
- Щенок на циновке
Слайд 8
Нэцкэ – брелок или противовес помощью которого на поясе крепили кисет с табаком, связку ключей или инро-коробочку для парфюмерии и лекарств. Необходимость такого приспособления была вызвана отсутствием карманов в японском традиционном костюме. Специфика художественного оформления подобного брелока (в виде резной скульптуры, рельефной пластинки и т.п.) была заимствована из Китая. Нэцкэ - одновременно и утилитарная деталь костюма, имеющая специфическую форму, и художественное произведение, оформленное в определённом стиле. Основным материалом при изготовлении нэцкэ была слоновая кость.
Слайд 9
- Нэцкэ - одновременно и утилитарная деталь костюма, имеющая специфическую форму, и художественное произведение, оформленное в определённом стиле. Основным материалом при изготовлении нэцкэ была слоновая кость.
- Мастера-профессионалы превращают нэцкэ в самостоятельный вид искусства, со специфическим набором форм, материалами, кругом сюжетов и символикой.
Слайд 10
Театр Японии
- Одним из ранних видов театра стал театр но (яп. 能 но: «талант, мастерство»), сложившийся в ХIV-ХV веках, актёры играли в масках и роскошных костюмах. Театр считается «маскированной» драмой, но маски (о-мотэ) надевают лишь ситэ и ваки. В ХУП веке сложился один из наиболее известных видов японского традиционного театра - кабуки (яп. 歌舞伎 «песня, танец, мастерство»), актёры этого театра были исключительно мужчины, их лица были сложным образом загримированы. Высоко ценится искусство оннагата (яп. 女形 женский образ), актёров, исполняющих женские роли.
Слайд 11
Маски театра Но.
Слайд 12
- Костюм театра Но
- Каригину
- Первая половина Х1Хв. Шелк
Слайд 13
- Кимоно (яп. 着物, кимоно, «одежда»;яп.服, вафуку, «национальная одежда») - традиционная одежда в Японии.
- С середины XIX века считается японским «национальным костюмом». Также кимоно является рабочей одеждой гейши и майко (будущая гейша).
Слайд 14
В коллекции прикладного искусства Государственного Эрмитажа:
- холодное оружие (клинки, цуба, мэнуки и др.),
- собрание фарфора и керамики
- (свыше 2000 экземпляров),
- лаки XIV -XX веков,
- образцы тканей и костюма.