Гэсэр, герой эпоса. Бурятский героический эпос классный час на тему Гэсэр краткое содержание

Не так давно, работая на статьей об эпосе "Гэсэр", я обнаружил интересную особенность бурятских улигеров, о которой почему-то никто из филологов и религиоведов, исследователей Гэсэриады, бурятской культуры и религии, никогда раньше не писал. Хотя эта особенность, касающаяся сюжетов бурятских эпосов и характеристик их главных героев, можно сказать, лежит на поверхности.

Пураны и улигеры

Для того, чтобы это заметить совсем не нужно обладать особыми познаниями в области фольклора, мифологии бурят, быть знатоков священных писаний разных народов. Речь идет о просто бросающемся в глаза сюжетном сходстве и совпадении наиболее важных характеристик героев бурятских улигеров с древними эпосами Индии "Махабхарата", "Рамаяна" и еще более древними Пуранами. В частности, с "Бхагавата-пураной" ("Древнее сказание о Боге (Бхагаване)"), известной еще и как "Шримад Бхагаватам".

Причем, это сходство связано не с поздними буддистскими мотивами, попавшими в литературу монголов и бурят после знакомства последних с письменными источниками на санскрите, а именно с той устной традицией, которая передавалась из поколения в поколение, как говорится, из глубокой древности.

Для сравнения, вот история Абай Гэсэра, главного персонажа самого известного бурятского героического эпоса. Почти все известные варианты улигеров о нем говорят о том, что земной герой Абай Гэсэр имеет божественное происхождение. Он, оказывается, никто иной, как Бухэ Бэлигтэ батор, средний сын главы западных (добрых) небесных богов Хана Хурмаса тэнгри (бур. тэнгри - небо, небесный бог). Бухэ Бэлигтэ был послан отцом из его небесного ханства сюда, на Землю, с единовременной миссией избавить людей от несчастий, болезней и стихийных бедствий, которые принесли им 9 чудовищ-мангадхаев. Сами мангадхаи - это воплотившиеся в чудовищ части тела главы восточных (злых) небесных богов Атай Улана тэнгри, которого победил в поединке, разрубил на девять частей и сбросил на Землю сам Хан Хурмас.

Вкратце содержание той части улигеров, где описана земная история Гэсэра. Небесный батор, сын небесного бога (тэнгри) Бухэ Бэлигтэ рождается на Земле в семье пожилых и бездетных родителей, становится непобедимым батором Абай Гэсэром. Он обладает неземной силой, женится на самых красивых девушках, а самое главное, последовательно одного за другим побеждает в смертельной схватке и уничтожает вредоносных чудовищ-мангадхаев, обладающих таким же нечеловеческим могуществом.

Далее следует стандартный хэппи-энд. На Земле, в царстве (ханстве) Абай Гэсэра хана (другие титулы: богдо - священный правитель, хубуун - сын небесного бога) восстанавливается любовь, справедливость и благоденствие людей, а сам Гэсэр, насладившись плодами победы и спокойствием, в ореоле славы возвращается на небо, в царство своего Отца. Как поет один из героев культового советского фильма "Асса" Сергея Соловьева, "задание выполнено успешно, все улыбаются". Ничего этот сюжет не напоминает?

Помимо сходных мифологических историй, богато разбросанных в древних источниках разных народов, можно обратиться, собственно, к первоисточнику, материнской основе всех подобных сюжетов, известных в мировой культуре. Это 10-я песнь (состоит из трех частей-книг, 69-ти глав) "Бхагавата-пураны", наиболее древнее из сочинений со сходным сюжетом, в котором рассказывается история Кришны, который в традиции бхакти-йоги считается "изначальной личностью Бога". В пуранах Бог, оказывается, предстает в разных личностях с разными именами.

Кришна и Гэсэр

Сюжет бурятского эпоса о Гэсэре удивительным образом совпадает с рассказывающей о Кришне 10-й песней "Бхагавата-пураны" в основных характеристиках героя и последовательности его действий.

Во-первых, и Кришна, и Гэсэр имеют божественную природу: Кришна сам является причиной всего, Верховным Господом, явившимся на Землю в человеческом облике, а Абай Гэсэр - сын небесного бога-тэнгри, спустившийся сюда по заданию своего Отца.

Во-вторых, миссия обоих - освободить людей от бремени несчастий, дать людям знания, пример доблести и нравственности.

В-третьих, и Кришна, и Гэсэр рождаются в семьях пожилых бездетных родителей, войдя в лона своих матерей весьма необычным, сверхъестественным способом, не имеющим ничего общего с обычной физиологией. В христианской терминологии такой способ называется "непорочным".

В-четвертых, оба с детства проявляют свои сверхъестественные способности, неземную силу и несвойственные детям знания. В подробных описаниях детских игр и шалостей героев также имеются сходные истории, несущие назидательное философско-этическое содержание.

В-пятых, оба берут в жены самых красивых земных девушек.

В-шестых, перед тем, как стать земными царями, и Кришна, и Гэсэр расправляются с девятью злыми демонами, которые приносят беды людям. Например, Кришна в "Бхагавата-пуране" уничтожает одного за другим следующих 9-х главных асуров (санскрит. асур - демон, противостоящий сурам или дэвам, полубогам):

Демоницу Путану, демонов Тринаварту, Аграсуру, Дхенукасуру, Праламбасуру, Шанкхачуду (в образе змея), Аришту (в образе быка), Кеши и Вьому (парный персонаж демонов), демонического царя Камсу.

Абай Гэсэр, в свою очередь, тоже побеждает 9-х злых персонажей:

Черную мангадхайку Мойл (Путана?), мангадхаев Архан хана, Гал-Нурман хана, дьявола Орголи (в образе белого оленя), Шэрэм Минат хана, Абарга Сэсэн хана (в образе змея), Лойр Лобсоголдоя, трех сестер Лобсоголдоя (тройное чудовище), трех Шараболинских ханов (тройное чудовище).

В-седьмых, и Кришна, и Гэсэр после исполнения своей земной роли возвращаются обратно, в свою вечную обитель. Кришна, верховный Бог, вместе со своими вечными спутниками, вслед за ним воплотившимися здесь, на Земле, в его жен и друзей, уходит на планету духовного мира Голоку Вриндавана. А Абай-Гэсэр - в небесное ханство Хана Хурмаса тэнгри, верховного небесного бога, где он является одним из воинов (баторов) в небесных войсках своего отца.

Любопытно, что согласно шастрам, священным писаниям Индии, сам Кришна никогда не покидает свою обитель, Голоку Вриндавана. А его точная "копия", земной Кришна, является лишь его "игровым воплощением", лила-аватарой (от санскрит. лила - божественная игра, забава; аватара - воплощение, образ), который наряду с другими аватарами, отличающимися от него по форме и атрибутам, периодически воплощается на Земле для того, чтобы помочь людям.

Где корни бурятского фольклора?

В бурятских улигерах о небесных героях Абай Гэсэр хубууне (Абай Гэсэр Богдо хане), Шоно-баторе, Аламжи-мэргэне, а также в более коротких, чем эпос, жанрах фольклора есть множество и других явных заимствований из ведических шастр.

Например, в мифологии бурят, касающейся космологии, сохранились предания о созвездии Большая медведица, которая там носит название Долоон Убгэд ("Семь старцев"). В ведической космологии это созвездие называется Сапта-риши, или "Семь мудрецов" (санскрит. сапта - семь, риши - мудрец, знаток шастр).

Тот же упоминавшийся выше персонаж улигеров о Гэсэре, мангадхай Архан хан (варианты: Архан шудхэр, Альбан шудхэр), описывается в бурятском эпосе как чудовище, которое летает между небом и землей, стараясь проглотить солнце и луну, устраивая вредоносные затмения. Этот дьявол Архан шудхэр - воплотившаяся на Земле желтая голова Атай Улана, которую отрубил в небесном поединке и сбросил вниз Хан Хурмас тэнгри, отец Бухэ Бэлигтэ (Гэсэра).

А теперь вспомним "индийского" асуру (демона) Раху в образе гигантской головы без тела, который периодически (во время солнечных и лунных затмений) проглатывает солнце и луну. В ведической астрономии и астрологии тело Раху называется Кету, а сами Раху и Кету - это два лунных узла, две точки пересечения орбиты Луны с большим кругом небесной сферы.

Интересно также, что известный всем сюжет индийского эпоса "Рамаяна", - похищение жены или невесты, ее освобождение и наказание злодеев, - имеющий свои аналоги в фольклоре большинства народов, имеет место и в русской (поэма А. Пушкина "Руслан и Людмила", фольклорная основа которой, к сожалению, не сохранилась), и в бурятской культуре.

История о том, что любовь преодолевает все препятствия и даже саму смерть, когда герой сначала умирает (или близок к смерти, смертельно ранен), а потом воскресает (выздоравливает), воплощена в другом бурятском эпосе под названием "Аламжи Мэргэн", менее известном неспециалистам, чем "Гэсэр". Улигеры об Аламжи-мэргэне (бур. мэргэн - меткий стрелок из лука, титул воина) почти повторяют широко известный в мировой культуре сюжет о царевиче Раме, освободившем из плена свою жену Ситу-деви.

Кстати, во внешнем описании своих героев "Рамаяна" и "Аламжи Мэргэн" также имеют явное сходство - царевич Рама имеет тот же основной атрибут доблестного воина, что и сын бурятского земного бога Аламжи Мэргэн. Этим атрибутом является мощный, обладающий огромной пробивной силой лук, с которым оба героя имеют особые отношения и никогда не расстаются.

Бурятская "Рамаяна"

Если сравнивать сюжет "Рамаяны" и "Аламжи Мэргэна", то в индийском первоисточнике более запутанная предыстория с ее многочисленными сюжетными ответвлениями. В религиозном плане, согласно священным писаниям индуизма Шри Рама - это ни кто иной, как сам Господь Кришна, снова явившийся на Земле, но теперь уже в другом человеческом облике. Для того, что в доступной широким массам форме показать людям пример. На этот раз пример благочестивого мужа и царя, восстанавливающего справедливость, наказывающего злодеев, дарящего счастье подданным в виде благополучной жизни на Земле и духовного освобождения после физической смерти.

История "Рамаяны" широко известна, существует в сохранившихся до настоящего времени подлинных древних текстах, зафиксированных на санскрите и более молодых языках, основывающихся на той же системе деванагари, а также во множестве более коротких переложений на языках большинства народов мира. В том числе, и монгольских народов. На основе "Рамаяны" созданы многочисленные оригинальные произведения литературы и фольклора разных народов. Поэтому ее мы пересказывать не будем.

Но что же общего у "Рамаяны" и бурятского эпоса "Аламжи Мэргэн" кроме сходства во внешней атрибутике героев и в описании их воинских качеств?

Даже при поверхностном ознакомлении нужно признать явное сходство сюжетов этих двух произведений. Правда, сюжет бурятского эпоса в описании земной жизни батора Аламжи-мэргэна в чем-то даже более изощрен, чем в великой "Рамаяне". У бурят герой получает во владение ханство (царство) и убивает всесильного мангадхая (демона) не в конце истории или ближе к ее концу, а почти в самом начале. Дальше следует его "смерть" от отравления, совершенного двумя дядьями Хара Зутаном и Шара Зутаном, временное захоронение и перевоплощение в сестру героя Агуй Гохон.

Сестрица, совершив обратное перевоплощение, отправляется в его облике за юной красавицей Булад Хурай, или суженой брата (или своей суженой?), в далекое ханство, которым владеет отец невесты Далай Баян-хан. По дороге она (он) преодолевает все, казалось бы, непреодолимые препятствия, испытывает массу приключений, побеждает встречающихся чудовищ-мангадхаев, спасает друзей, проходит испытание жениха (опять же в облике Аламжи Мэргэна), которое назначил Далай Баян-хан. И, наконец, возвращается домой с невестой и с огромным свадебным кортежем.

Дальше суженая брата Булад Хурай оживляет его. "Воскреснув", Аламжи Мэргэн женится на Булад Хурай, жестоко наказывает своих отравителей, узурпировавших его ханство, вновь вступает в его владение, осчастливливая своих подданных. Хэппи-энд!

Несмотря на все эти бурятские "перевоплощения", здесь налицо явное заимствование из сюжета первоисточника, великой "Рамаяны". Это насильственная разлука возлюбленных, воскрешение героя, его победа над врагами, возвращение домой, восстановление царства, воссоединение супругов. А самое главное, торжество всепобеждающей любви над разлукой и смертью и последовавшая за этим счастливая жизнь людей во время правления благочестивого правителя. Практически все, как выражается современная молодежь, "один в один"!

В мировой фольклористике и религиоведении есть целая теория, согласно которой все (или почти) все сюжеты устного народного творчества, всю мифологию разных народов мира, а также все основные религиозные идеи человечество получило из одного источника - священных писаний (шастр) и эпических сказаний Индии. Которые, на самом деле, являются результатом духовного опыта, существующего вне узко национальных (государственных) или этнических рамок и носят глобальный, общечеловеческий характер.

Гэсер

С древнейших времён почитали героя, посланного небом для очищения земли от демонов и чудовищ. Отцом Гэсэра было божество Эсэгэ Малаан-менгри, живущий в Верхнем Мире - на небе. Рождается он на «самом краю земли», в маленькой из­бушке в семье бедных стариков. «Был румян он, крепок, здо­ров, только с виду очень суров. Ничего ещё он не пил и не ел, а пелёнки перепачкать успел». Его так и прозвали: пачкун. А имя ему дали Нюргай. С самого рождения он проявлял чудеса силы и храбрости.

Эпос «Гэсэр» включает в себя девять книг, девять ветвей зелёного дерева жизни. Вам предлагается отрывок из второй книги, в котором повествуется о том, как Гэсэр обретает свой истинный облик и имя.

Две жены теперь у Нюргая,

Стали жить они не ругаясь.

Две жены у него прекрасных,

Две жены у него солнцеликих,

Две жены у него ясноглазых,

Дочки ханов они великих.

Но ведёт себя Нюргай очень странно,

Спать он с жёнами не ложится,

Под шубёнкой истёртой, старой

Одиноко в углу ютится.

После каждой прошедшей ночи

Две жены удивлялись очень:

Что же с мужем-то их творится?

И решили они, сговорились,

Ночью спящими притворились.

По одному глазу - закрыты и спят,

По другому глазу - вовсю глядят.

Видят жёны, что муж их одевается

И куда-то уходить собирается,

Надевает рубашку драную,

Надевает шубёнку старую.

Изловчилась одна из них,

Привязала к шубёнке нить.

Удаляется муженёк их прытко,

За ним следом тянется нитка.

Удаляясь он, видно, радуется,

В темноте за ним жёны крадутся.

Подошли они к горе Сумбэр,

Встали около обрыва высокого.

Вдруг их мальчик, соплив и сер,

Превратился в ясного сокола,

Крылья по небу распростёр

И поднялся превыше гор.

На вершину Сумбэр опустился,

В великана преобразился.

Ну, а женщины, конечно, бескрылы,

Смотрят вверх, только рты раскрыли.

Посмотрят сзади - стоит гора,

Посмотрят спереди - стоит скала.

Велик богатырь, громаден и всё ж

На лицо поглядеть - на человека похож.

Лицо загорелое, красное,

Глаза чёрные, ясные,

Чёрная коса в аршин,

Небесных бурханов сын...

Обрадовались жёны-красавицы,

Такой-то муж им нравится.

А богатырь с просветлённым лицом

Начал на горе огонь разводить,

Эсэгэ Малаану, отцу отцов,

Начал жертву творить,

А также живущим в верхней обители,

На землю его пославшим,

Пятидесяти пяти небожителям,

Бурханам белым и славным.

Принялся он за важное дело,

Красно-алая кровь из раны

На горячих углях зашипела.

Эту жертву от сердца чистого

Принося, он усердно молился,

Запах жареного, душистого,

От костра в небеса заструился.



Отец небожителей Эсэгэ Малаан

На своих небесах протяжённых

Запах жареного тотчас узнал,

Вопрошает у приближённых:

Это чей там костёр на земле горит,

Это кто там жертву мне творит?

А это, - ему говорят, -

На земле Улгэн дровишки горят,

Белолобый баран там в жертву приносится,

Вот откуда запах доносится.

Это Хана Хурмаса

Сын Бухэ Бэлигтэ,

Могучий и славный батор,

Обращается, наш владыка, к тебе,

Находясь на вершине пустынных гор.

Доложить разрешите ли,

Недостойному внемля.

Советом небожителей

Он послан на землю.

Он отправлен для смелых

И решительных действий,

Чтоб людей неумелых

Избавить от бедствий.

А теперь у жертвенного огня

Он просит у вас боевого коня,

А ещё он просит, о, наше солнце,

Тридцать трёх достойных оруженосцев

И оружие достойное чтобы было,

Чтобы врагов оно наповал разило.

Эсэгэ Малаан докладчика выслушал,

Из хоромов наружу вышел он.

Быстрых белых посланцев

Отправляет он на тысячу разных сторон,

Точных, метких посланцев

Отправляет на десять тысяч сторон.

Мчитесь, - приказывает, - быстрее молнии,

Приказанье мое исполните.

Небожителей всех оповестите,

На собрание их пригласите.

Быстрые, белые гонцы

Разбежались во все концы,

Всех бурханов оповестили,

На собрание пригласили.

На звёздах все располагаются,

Собрание начинается.

На Луне все устроились,

К рассуждениям приготовились.

Долго ли, коротко ли всё это было,

Но собранье постановило:

«Хана Хурмаса

Среднему, красному сыну,

Бухэ Бэлигтэ батору,

Сидящему сейчас у жертвенного огня,

Выдать всё, что просил он.

Во-первых, достойнейшего коня,

Во-вторых, оруженосцев достойных и сильных

Чтобы оружие его за ним носили,

Отпустить, как и просит он, тридцать трёх...»

Так сказал Эсэгэ Малаан -

Верховный бог.

Постановление утвердили,

Печатью скрепили,

Поговорили немного, а там

Благополучно разъехались по домам.

На вершине горы Нюргай молился,

Дымок от костра к небесам струился.

Дул ветерок, была тишина,

Мерцали звёзды, светила луна.

С крепким горячим телом,

С лоснящейся гладкой шерстью,

С лёгкими прочными костями,

С нескользящими копытами,

С неутомляющейся спиной,

С туловищем в тридцать шагов длиной,

С зубами в три пальца,

С ушами в три четверти,

С хвостом в тридцать локтей

(Над крупом его развевая),

С гривой в тридцать аршин

(На холку её забросив),

Копытами огонь высекая,

Из чёрных глаз молнии испуская,

С седлом и уздечкой в серебре,

Появился конь на Сумбэр-горе.

Бухэ Бэлигтэ батор

Вещего сказочного коня

За красный шёлковый повод схватил,

В звенящие серебряные стремена

Точно и прочно встал.

В якутское серебряное седло

Крепко сел

И с этого мгновенья называться стал

Абай Гэсэр.

Вещий конь до небес начал взвиваться,

Абай Гэсэр уменьем своим сумел удержаться,

Сказочный конь по земле начал пластаться,

Абай Гэсэр удалью своей сумел удержаться.

Спрашивает конь у своего седока:

Много ли силы в тебе и насколько она крепка?

Отвечает седок:

Не буду хвалиться,

Хвалиться батору - последнее дело,

Но будь у земли ручка, за которую бы ухватиться,

Повернул бы землю и вправо, и влево.

А теперь ты отвечай мне, -

Спрашивает седок на гнедом коне, -

Насколько ты быстр, чего ты стоишь,

От кого ускачешь, кого догонишь?

Три травинки в огне не успеют сгореть.

Я нашу круглую землю обегу на треть.

Пока девять травинок сожжёт огонь, З

емлю вокруг обежит твой конь.

Если так, мы удачно соединились,

Быстрота и сила тут породнились.

При таком удачном союзе нашем

Ни один супротивник нам не страшен, -

Так коню своему седок сказал

И в сторону дома поскакал.

Вещий конь гнедой

Как стрела летит,

Между небом и землёй

Как орёл парит,

Земля под конём

Звенит, сотрясается,

Небо по краям

Содрогается,

Чёрные горы разваливаются,

Чёрная пыль поднимается,

Красные горы разламываются,

В красную пыль превращаются.

Синие горы дробятся,

Синей пылью клубятся.

В это самое время

Там, где кончаются южные горы,

На просторной поляне

Появляются тридцать три батора.

Навстречу Гэсэру они идут,

Оружье Гэсэру они несут,

Вверх поглядят - смеются,

Вниз поглядят - печалятся,

Со своим начальником и вождём

Тридцать три батора встречаются.

По решению божественного совета,

По предначертанию пяти божественных книжек

Из чертогов верхних и светлых

На землю гористую, нижнюю,

Для решительных сражений и действий,

Для спасенья людей от бедствий,

Для возрождения жизни народной,

С целью вот какой, благородной,

Хана Хурмаса средний сын,

Бухэ Бэлигтэ батор,

Спустился на землю лесов и гор.

А назвали его в краю том,

Земном и сером,

Абай Гэсэром.

Таково стало земное имя

Прославившегося подвигами своими.

Абай Гэсэр,

Чтобы по твёрдой земле скакать,

Чистокровного аргамака имеет,

Абай Гэсэр,

Чтобы всех врагов поражать,

Боевое оружие имеет,

Абай Гэсэр,

Чтобы всех врагов побеждать,

Богатырей-оруженосцев имеет.

Народившийся у старичков сиротливых,

Побыв мальчонкой сопливым,

Поездив на лошадёнке дрянненькой,

В седле простом, деревянненьком,

Сын Хана Хурмаса в конце концов

Принял подлинный вид,

Обрёл подлинное лицо.

Благородного Саргал Ноёна

Абай Гэсэр подскакал,

К коновязи, золотом оплетённой,

Он коня привязал.

С коня он слез горделиво,

Коня привязал неторопливо.

Саргал Ноён

К нему навстречу идёт,

Руку для приветствия подаёт.

Поздоровались они неторопливо,

Поприветствовали друг друга красиво.

Саргал Ноён в золотой бубен бьёт,

Северных людей призывает.

Саргал Ноён

В серебряный бубен бьёт,

Южных людей собирает.

Саргал Ноён,

Во всём порядок любя,

Сажает гостя по правую руку от себя.

Озерко вина

Наливается в чашу,

Пригорок мяса

Взгромождается перед нею.

Никогда Абай Гэсэр не пивал слаще,

Никогда Абай Гэсэр не ел вкуснее.

Наслаждаясь питьём и яствами,

Беседой доброй друг друга даруя,

Восемь дней они празднуют,

Девять дней они пируют,

На десятый день все опохмеляются,

По домам своим разъезжаются.

Но прежде чем разъехаться всем домой

И увидеть каждому свой табун,

Присваивают доброму молодцу прозвище «Удалой»

Стал он зваться Абай Гэсэр хубуун.

Перевёл с бурятского языка на русский В.

Вопросы и задания

7. Прочитайте внимательно текст, подумайте: что предшест­вовало преображению Нюргая в Гэсэра?

2. В чём проявляется в эпосе связь Верхнего Мира (неба) и Среднего Мира (земли). Найдите в тексте и прочитайте примеры этой связи.

3. Как описывается конь богатыря Гэсэра?

4. Как описывается сила богатыря Гэсэра?

5. Можно ли назвать Гэсэра обыкновенным человеком? Под­твердите своё мнение цитатами из текста. Обратите вни­мание на художественные детали.

6. Докажите, что Гэсэр - мифологический герой.

7. Подготовьте сообщение о подвигах Гэсэра.

8. Подготовьте рассказ об образе жизни бурят в Сибири. Подберите иллюстрации к рассказу.

9. Вспомните содержание сказок из первого раздела хрес­томатии. Какие из них напоминают вам мифы? Почему? Докажите своё мнение.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №49»

Бурятский героический эпос «Гэсэр»

Выполнил:

Гумпылова Аюна Владимировна,

классный руководитель 7 «д» класса

Улан-Удэ

2016

Содержание

    Актуальность

    Логика мифа

    Подвиги Гэсэра

    Экскурсия «Юрта улигершина» Музей истории Бурятии имени М.Н. Хангалова

    Баир Гомбоев - улигершин

    Список литературы

    Приложение

    Сценарий фильма «Фольклор Бурятии. Гэсэр»

    Гэсэр (сценарий выступления)

    Актуальность

Героический эпос "Гэсэр" является уникальным памятником духовной культуры бурятского народа. Этот эпос считают своим не только буряты, но и многие другие народы Центральной Азии. Эпос распространен у тибетцев, монголов, тувинцев, алтайцев, калмыков, северотибетских уйгуров.

Гэсэр стал символом центральноазиатской общности различных культур и традиций. Эпическое сказание о Гэсэре сохраняется в живой народной памяти до нашего времени. Если записанные тысячи лет назад Илиада и Одиссея перестали исполняться сказителями, передаваться из уст в уста, то "Гэсэр" дошел до нас и в литературной и фольклорной традиции.

В бурятском фольклоре, как и в фольклоре других народов мира, бытуют такие жанры, как сказки, легенды и предания. Но особое место занимает героический эпос. Героические сказания бурят называют улигерами.

Это высшее достижение устного народного творчества бурятского народа. Улигеры являются неотъемлемой частью эпического наследия народов Сибири. Улигеры чем-то сродни русским былинам.

Улигеры исполнялись только перед какими-то важными событиями: большой охотой, дальним походом, во имя исцеления больных. Считалось, что исполнение героических поэм способствует прозрению слепых. Имелись также запреты на исполнение улигеров: нельзя было исполнять их днем, в присутствии посторонних, ради праздного любопытства.

В бурятском героическом эпосе, как и в русских былинах, главными героями были богатыри, которые защищают свою землю, отправляясь в путешествие. Вымысел сочетается в них с элементами реальной жизни бурятского народа: его основными занятиями (скотоводство, охота), бытом, традициями.

В этих замечательных произведениях устного народного творчества ярко выражены черты национального характера, традиции бурят, воспеты их лучшие качества: верность долгу, любовь к родной земле, бесстрашие и мужество в борьбе. В образах былинных богатырей воплощены героические идеалы народа - идеалы мужества и доблести, благородства и самопожертвования, любви к родной земле. Эти качества воспитаны всем ходом исторического развития и той вековой борьбой, которую приходилось вести народу, защищая от врагов свой род, свое племя.

Героический эпос бурят создавался народом. Его создателями и исполнителями являлись выходцы из простого народа.

Приложение

    Текст фильма «Фольклор Бурятии. Гэсэр»

Фольклор бурят - устное народное творчество, стал складываться ещё в дочингисхановские времена, он был формой познания жизни, художественного восприятия окружающего мира. Бурятский фольклор состоит из мифов, улигеров, шаманских призываний, легенд, культовых гимнов, сказок, пословиц, поговорок, загадок. Мифы о происхождении Вселенной и жизни на земле.

Улигеры являются вершиной бурятской народной поэзии, являются эпическими сказаниями о былых временах.

Объем улигеров составлял от 5 и более 20 тысяч стихов, в которых мифология тесно сплеталась с историей. Улигеры исполнялись певцами - улигершинами, которые наизусть могли рассказывать их, подыгрывая себе на хууре - старинном щипковом музыкальном инструменте. Улигершины - сказители не просто исполняли известные им сказания, но и дополняли их, привносили что-то новое, изображая подвиги богоподобных богатырей, героические сцены сражений.

Центральным эпическим памятником бурят является эпос "Гэсэр", который по объему, эпичности и историческому значению стоит наравне с такими памятниками народной мысли калмыцкий народный эпос "Джангар", киргизский "Манас" и другими. Существует множество вариантов эпоса, он широко известен в Монголии, Китае. Наиболее архаичным, первозданным являются западно-бурятские варианты "Гэсэра", в Монголии и в Забайкалье эпос подвергся не всегда удачному влиянию буддизма.

В настоящее время в рукописном фонде Бурятского научно-исследовательского института хранится около двухсот записей национального эпоса, собранных в различных уголках Бурятии.

А сейчас вы увидите нашу экскурсию в музей имени Хангалова «Юрта улигершина».

    Гэсэр (Сценарий выступления)

Было это в стародавние времена. Поссорились восточный и западный ханы-небожители, Алтай-Улаан и Хан-Хурмас. Убил Хурмас соперника, сбросил на землю, и пошло от этого по земле великое зло…

Спохватились боги, отправили на землю сына Хурмаса, Бухэ-Бэлигтэ, исправлять ошибку отца. Ему помогала мудрая прародительница, бабушка Манзан-Гурмэ, знающая все тайны земли и неба.

На Земле в убогой юрте переродился Бухэ-Бэлигтэ в земного человека, малыша Нюргая. С первых дней начал он побеждать нечистую силу.

Не успели глазом моргнуть, вырос мальчик. Добыл себе трех жен: прекрасную Тумэн Жаргалан, Урмай Гоохон, чья красота – из сияния звезд, и дочь морского хана АлмаМэргэн. Тогда и принял Нюргай облик батора и стал называться Гэсэром.

Части Атай Улаана, мечом разрубленные по земле разбросанные, обратились в демонов. Голова Атая стала дьяволом Архан Шудрэром, который хотел проглотить солнце и луну. Гэсэр победил его в трудной схватке.

Из шеи Атая возник верховный дьявол ГалНурман, сжигающий все живое. Он был сильнее Гэсэра. ЗасаМэргэн, брат героя, помог ему, метнув священный алмазный камень, не знающий промаха.

Правая рука АтайУлаана превратилась в огромное чудовище Орголи, похожее на горный хребет. Стало оно хозяином тайги, пожирающим скалы, деревья, людей. Проглотило оно и Гэсэра, но он изнутри разрубил душу чудовища.

Левая рука небожителя стала Шэрэм-Минаатом, дьяволом-детоедом с чугунным кнутом. Он захотел расхлестать всю землю на части. Силы его и Гэсэра были равны. Лишь шерстобитная палочка Манзан-Гурмэ сразила злобное чудище.

Затем Гэсэр отправился к демону Абарга-Сэсэну, возникшему из туловища Атая. Гэсэр превратил себя в двух играющих мальчиков и ранил демона в глаз.

Но смерть дьявола спрятана надежно. Гэсэр в этот раз превратился в трехглавого сына Абарги и отправился к Енхобой, одной из сестер, получившихся из ног Атая. Она охраняла смерть демона.

Нелегко пришлось Гэсэру. Достал-таки он заветный сундук, авнем оказалось тринадцать сказочных птиц и столько же волшебных ос. Только уничтожив их смог, он справиться с Абаргой.

Зад Атай-Улаана обернулся в черного ЛойрЛобсоголдоя. Хитростью задумал он погубить героя: стал благим старцем и когда Гэсэр молился, заколдовал его в осла. Сестры Енхобой помогли Лобсоголдою.

В бесплодную страну Хонин Хото угнал черт осла и красавицу УрмайГоохон. Двадцать тел страдали они в плену у Лобсоголдоя, охраняемые непроходимой чащей, огненным рвом, отравленным морем и крылатыми баторами.

Колдовством побежден был Гэсэр, и спасти его смогла одна только АлмаМэргэн с помощью своих волшебных чар. Коварство Лобсоголдоя было наказано, сам он погребен под скалами, а сестры Енхобой утоплены.

Земля была очищена от демонов, порожденных телом АтайУлаана. Но три его сына, тоже сброшенные на землю, пошли войной на Гэсэра, чтобы отнять УрмайГоохон. Разведчицей у них была свирепая птица Дээбэн.

Все светлые силы понадобились, чтобы Гэсэр смог одолеть врагов, спасти свой народ, вернуть земле мир. Возвратилось прекрасное время! Да забудут глаза и руки про каленые стрелы и луки.



















1 из 18

Презентация на тему: Бурятский героический эпос «Гэсэр»

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Актуальность Героический эпос "Гэсэр" является уникальным памятником духовной культуры бурятского народа. Этот эпос считают своим не только буряты, но и многие другие народы Центральной Азии. Эпос распространен у тибетцев, монголов, тувинцев, алтайцев, калмыков, северотибетских уйгуров. Гэсэр стал символом центральноазиатской общности различных культур и традиций. Эпическое сказание о Гэсэре сохраняется в живой народной памяти до нашего времени. Если записанные тысячи лет назад Илиада и Одиссея перестали исполняться сказителями, передаваться из уст в уста, то "Гэсэр" дошел до нас и в литературной и фольклорной традиции.

№ слайда 3

Описание слайда:

В бурятском фольклоре, как и в фольклоре других народов мира, бытуют такие жанры, как сказки, легенды и предания. Но особое место занимает героический эпос. Героические сказания бурят называют улигерами. Это высшее достижение устного народного творчества бурятского народа. Улигеры являются неотъемлемой частью эпического наследия народов Сибири. Улигеры чем-то сродни русским былинам. Улигеры исполнялись только перед какими-то важными событиями: большой охотой, дальним походом, во имя исцеления больных. Считалось, что исполнение героических поэм способствует прозрению слепых. Имелись также запреты на исполнение улигеров: нельзя было исполнять их днем, в присутствии посторонних, ради праздного любопытства. В бурятском героическом эпосе, как и в русских былинах, главными героями были богатыри, которые защищают свою землю, отправляясь в путешествие. Вымысел сочетается в них с элементами реальной жизни бурятского народа: его основными занятиями (скотоводство, охота), бытом, традициями. В этих замечательных произведениях устного народного творчества ярко выражены черты национального характера, традиции бурят, воспеты их лучшие качества: верность долгу, любовь к родной земле, бесстрашие и мужество в борьбе. В образах былинных богатырей воплощены героические идеалы народа - идеалы мужества и доблести, благородства и самопожертвования, любви к родной земле. Эти качества воспитаны всем ходом исторического развития и той вековой борьбой, которую приходилось вести народу, защищая от врагов свой род, свое племя. Героический эпос бурят создавался народом. Его создателями и исполнителями являлись выходцы из простого народа.

№ слайда 4

Описание слайда:

Храпя летели кони в сторону заката. Огню и Слову поклонялись поколенья. Молчание хранит Гэсэриада О тайнах своего происхожденья. Но всадников потомки помнят мудро, Откуда льется свет добра старинный: Великий голос кочевого утра, Уста бессмертные улигершина.

№ слайда 5

Описание слайда:

Исполнителей улигеров называли улигершинами. Улигершины были очень уважаемыми и почитаемыми людьми. Обычно их сажали на белый войлок, на самое почетное место, под локоть улигершину клали подышечку-олбок, рядом ставили чашку с водой. Ничто не должно было прервать исполнение эпоса. Это бы означало прервать деяния героя. Сказитель как бы перевоплощался в героя. Сказитель должен был обладать безукоризненной памятью, чтобы без пропусков и искажений, как того требовала традиция, передавать огромные эпопеи, состоящие из тысяч стихов. Улигер нельзя было сокращать, переделывать по-своему. Оценку его исполнению давали слушатели, хорошо знавшие содержание улигеров. Певец должен был обладать звучным красивым голосом, музыкальным слухом, хорошо владеть словом, а главное - уметь вдохновляться. Сказитель как бы перевоплощался в героя, самозабвенно отдаваясь пению; голосом, особыми интонациями, жестами или игрой на хуре передавал особенности происходящих событий в эпосе. Такое состояние вдохновения приходило к улигершину только перед слушателями, Улигеры исполнялись мелодическим речитативом или пелись. Исполнение улигера сопровождалось мимикой, жестами. И слушатели воспринимали улигер как рассказ о действительных событиях. Наиболее известные исполнители улигеров: Петров, Тороев, Имегенов.

№ слайда 6

Описание слайда:

Логика мифа"Гэсэр" - мифологическое произведение. Пространство, в котором действует герой, подчиняется особым законам - законам мифа. В этом мире нет деления на фантастическое и реальное, явления природы и законы общества. Весь мир одушевляется и наделяется человеческими качествами: чудовища приобретают вид людей, небо, гора, река, рыбы, травы ведут себя как люди. Это касается и небожителей.

№ слайда 7

Описание слайда:

Представление о мире в бурятском эпосе «Гэсэр» было трехмерным: в верхнем, небесном мире жили небожители – тэнгрии, бессмертные боги, повелевающие разными стихиями, олицетворяющие собой противоборствующие начала - добро и зло, свет и тьму, поэтому они делятся на добрых и злых. Боги внешне похожи на людей, имеют свои семьи, стада, занимаются домашней работой, дружат и ссорятся, сражаются между собой, стремясь добиться абсолютной власти, в результате чего Атай Улан, глава злых восточных богов, был побежден, разрублен на части и сброшен на землю.

№ слайда 8

Описание слайда:

В среднем, земном мире живут обыкновенные смертные люди, охотятся, разводят скот, и им нет никакого дела до небожителей. По эпическому сказанию, виновниками всех бед, обрушившихся на людей, являются именно боги-небожители: из кусков тела Атай-Улана, сброшенных на землю, нарождаются чудовища - мангадхаи, и на землю приходит зло.Нижним, подземным миром правит злой Эрлик. Здесь обитают дьяволы-альбины.

№ слайда 9

Описание слайда:

Подвиги ГэсэраВ незапямятные времена случилось так, что на земле стали распространяться невиданные ранее болезни, голод и мор, вспыхнули войны, к людям стали приходить несчастья и беды.Небожители, увидев это, решили послать на землю Бухэ Белигтэ, среднего сына Хан Хурмусты, правнука божественной Манзан Гурмэ. Бухэ Белигтэ должен был родиться на земле как человек, а не прийти к людям в облике небожителя.

№ слайда 10

Описание слайда:

Будущий герой родился в семье семидесятилетнего старика и его шестидесятилетней жены, которая на самом деле была дочерью солнца, и получил имя Зургай. Это был некрасивый ребенок: сопливый и шелудивый, однако уже в раннем детстве проявились магические способности этого необыкновенного младенца. Его земные родственники начали догадываться о великом предназначении будущего героя.

№ слайда 11

Описание слайда:

Еще в то время, когда Зургай лежал в люльке, к нему был послан злой шаман, который должен был погубить героя. Младенец легко справляется с шаманом. Вскоре Зургай сам мастерит себе лук и делает из древесной коры коня, на котором отправляется сражаться со злыми бесами альбинами. Он приводит в дом невест: сначала ханскую дочь, а через некоторое время в состязании выигрывает другую девушку, дочь богача. Благодаря этим девушкам Абай Гэсэр явился людям в своем настоящем облике героя - освободителя земли от злых демонов. Произошло это так. Девушки, жившие у него в доме, решают узнать, куда Зургай по утрам уезжает от них. Проследив за ним, они видят его на горе в облике небожителя среди великих волшебников и магов. Девушки понимают, что это не просто Зургай, но Абай Гэсэр.

№ слайда 12

Описание слайда:

Небожители присылают Гэсэру в помощь волшебного коня, который будет его верным помощником в опасных битвах и походах. Первый подвиг Гэсэра - битва с великаном Лобсоголдой-мангадхаем. Злые чары жены этого великана превращают Гэсэра в осла. Но небожители помогают ему обрести прежний облик Абая Гэсэра. Битва с могущественным врагом длилась полгода, и небожители не оставались безучастными к этому сражению. Манзан Гурмэ помогает Гэсэру, а ее сестра Маяс Хара - его противнику. В конце долгого и упорного сражения Гэсэру удается победить мангадхая.

Описание слайда:

В битве с Хараабал Мэргэном Гэсэр погибает, сраженный грозными черными силами, пришедшими с востока. Эти силы были вызваны магическими заклинаниями Хараабал Мэргэна. Вещий конь Гэсэра сообщает женам и сыновьям своего хозяина о его гибели и помогает им найти волшебное средство, которое возвращает Гэсэра к жизни. Гэсэр совершил еще много других подвигов. Он очистил мир от чудовищ и сделал его более приспособленным для существования человека.

№ слайда 15

Описание слайда:

Когда Гэсэр уничтожает всех врагов человечества, отец повелевает ему вернуться на небо, но Гэсэр отказывается: он навеки полюбил землю и ее людей.Тогда отец разгневался на него, и вместе со своими богатырями Гэсэр был наказан: они были превращены в немые человекоподобные скалы. Есть у бурятского народа легенда, что и поныне эти названия украшают Саянский горный хребет и напоминают людям об их великом заступнике, который рожден был на небе, чтобы покарать неправду на земле, уничтожить звериный закон пожирания слабых сильными.

№ слайда 16

Описание слайда:

Вывод:Гэсэр родился на земле с определенной, четко выраженной миссией: он искоренитель зла. Он уничтожает чудовищных мангадхаев, сеющих на земле болезни, зло, несчастья, пожирающих людей и скот. Уничтожив мангадхаев, коварных ханов и злых шаманов, Гэсэр устанавливает на земле мир и благоденствие. Все его действия направлены на защиту родной земли, своего племени и рода от чужеродцев-врагов, от иноземных вторжений. Можно говорить о своеобразном мифологическом амплуа героя: он, независимо от поворотов сюжета, независимо от особенностей национальных эпических традиций, всегда противостоит хаосу, демоническим силам, всегда восстанавливает гармонический порядок в мире.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Гэсэр Гэсэр Очирова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы, МХК МАОУ СОШ №49 г. Улан-Удэ, Бурятия

2 слайд

Описание слайда:

Гэсэр В поэме воспевается верность долгу, клеймится позором измена и предательство. “Гэсэр” – это гимн любви к своей земле. “Не допускай врага к родной земле, не жди его, но выходи навстречу, там-то он будет побежден” – вот один из важнейших мотивов этого эпического сказания.

3 слайд

Описание слайда:

Гэсэр (Гесер, Гэсэр-хан) - персонаж тибетской мифологии (Гесар, Кесар) и мифологии монгольских народов, включая бурят (Абай Гэсэр хүбүүн); прообразом Гэсэра могли послужить тибетский князь Госыло, Чингисхан, Александр Македонский, а этимология его тибетского имени Кесар, возможно восходит к кесарь/цезарь. Является сыном верховного бога Хормусты (Хурмасты) родившимся на земле для того, чтобы одолеть чудовищ, появившихся из кусков тела Атай Улана.

4 слайд

Описание слайда:

В ценре сказания - подвиги богатыря Гэсэра, небожителя, который спустился на землю и заново рождается в нищей пастушеской хижине, ибо только "человеческое дитя", рожденное в бедной семье, может, по мысли создателей эпоса, понять чаянья народа, "слезы женские и мужские..." А когда силы зла побеждены, Гэсэр отказывается вернуться на небо и навсегда остается человеком.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Главным персонажем эпоса является фигура Гэсэра – сына небесного божества, посланного в мир для борьбы с силами зла. В ходе этой борьбы Гэсэр совершил многочисленные подвиги. Сюжет эпоса очень занимателен и изобилует событиями. Ныне существуют три основные версии “ Гэсэра”: бурятская, тибетская и монгольская. Эпос "Гэсэр" отражает мечты народа об идеальном царстве и справедливом правителе. Сампилов Ц.С. Эскизы к эпосу Гэсэр

7 слайд

Описание слайда:

Гэсэр не только центральный герой бурятского героического эпоса, но и самый популярный персонаж в фольклоре бурят. В его образе сведены воедино лучшие человеческие черты и качества. Создатели эпоса видели в Гэсэре героя с возвышенной душой и добрыми помыслами, Гэсэр идет навстречу судьбе, исполненный веры в справедливость своего предназначения. Он не меняет принятых решений и неизменно добивается своей цели. Гэсэр верен в дружбе, но непреклонен в борьбе с врагами. Согласно нормам обычного права родового общества, Гэсэр хоронит побежденного врага по древнему обычаю с воинскими почестями. При этом богатырь говорит: «Не следует мне похваляться, Что врага подавил я могучего», так как понимает, что борьба еще не завершена. Поскольку за побежденным противником остается круг его близких, они могут попытаться отомстить победителю.

8 слайд

Описание слайда:

Героический эпос "Гэсэр" существует, по крайней мере, тысячелетие. Его по праву считают одним из наиболее значительных произведений мирового героического эпоса, называя "Илиадой Центральной Азии". Территория проживания бурятских племен составляла неотъемлемую часть монгольского мира и в древности, и в средневековье, и в Новое время. Эпос ярко воплотил в себе идеал народного богатыря, поборника правды и справедливости. Гэсэр - самый популярный персонаж всего фольклора бурят, которые называли именами героев детей, устраивали спортивные игры в честь славных баторов, поклонялись заповедным местам. Вот почему Гэсэр стал национальным героем Бурятии.

9 слайд

Описание слайда:

Бурятский "Гэсэр" сохранил до сего времени наибольшую первозданность и поэтичность. Сказители, называемые гэсэршинами, рассказывали собравшимся в юрте бурятам сказание только ночью, по одной "ветви" (части) за ночь, прерываясь на самом интересном месте. Все это продолжалось 10 ночей подряд. Гэсэршины не только рассказывали - тут были элементы повествования, декламации и более всего - пения. Сказители обладали феноменальной памятью, помнили наизусть тысячи стихотворных строк и таким образом донесли до нас художественное сокровище до наших дней. Все улигершины владели информацией родословных, шаманскими традициями, были мастерами всех напевов, например, Маньшут Имегеев исполнил в течение девяти суток 10 тысяч 590 строк.

10 слайд

Описание слайда:

Бурятский драматург Н.Г. Балдано после 15 лет напряженной работы создал основу, для того чтобы героический эпос бурят стал достоянием народов России. В поэтических переводах писателей С.Липкина и В.Солоухина неоднократно он был издан в двух томах на русском языке. Балет "Сын земли" Ж.Батуева, циклы иллюстраций А.Сахаровской, Ч.Шонхорова, Д. Пурбуева, "Эпическая поэма" композитора Б.Ямпилова - таков неполный перечень произведений, созданных деятелями искусства и литературы на основе "Гэсэра".

11 слайд

Описание слайда:

В детстве мальчик проявляет чудесные способности, уничтожает различных демонов, одерживает победу в конном состязании за обладание красавицей Другмо (Рогмо-гоа, Урмай-гоохон), троном и сокровищами Лина. Затем он получает с неба чудесного скакуна, обретает свой истинный величественный облик и имя Гесер (в монг. версиях - Гэсэр-хаан, обычно именуемый «владыкой 10 стран света, искоренителем 10 зол в 10 странах света»). Древнейшее ядро образа Гэсэра - ниспосланный небом культурный герой, очищающий землю от чудовищ. В устной монгольской традиции (и в бурятской версии эпоса) за Гэсэром утвердилась репутация истребителя демонов и чудовищ (мангусов).

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Гесер–хан в творческом наследии семьи Рерихов. Образ Гесер-хана, легендарного героя эпосов азийских народов, занимает особое место не только в художественном наследии, но и в очерках, книгах Николая Константиновича, в научных трудах Юрия Николаевича, в работах Елены Ивановны, в творчестве Святослава Николаевича Рерихов. Замок Гэсэр-хана. 1929. Зов. 1944