Какому сказочному герою установлен памятник в дании. Дания: по местам сказочных героев Андерсена

большом городе, где столько домов и людей, что не всем хватает места хотя бы на маленький садик, жили двое бедных детей..." Помните? Так начинается всем хорошо знакомая сказка Ганса-Христиана Андерсена "Снежная королева". После всех приключений Кай и Герда возвращаются домой: "Вот раздался колокольный звон, и они узнали колокольни своего родного города..." Город этот можно определить безошибочно - Копенгаген, город королей и купцов, каналов и колоколен, злых троллей и добрых фей, город-сказка. Столица и самый крупный город Дании, расположен на острове Зеландия. Остров лежит в проливе, который соединяет Северное и Балтийское моря.

Бронзовый памятник Гансу Христиану Андерсену в Копенгагене стоит в Королевском саду, на фоне грациозного розового замка Розенборг. Сказочник задумчиво глядит вдаль, книга в левой руке, а правая протянута словно для благословения. Памятник был установлен в 1880 году, вскоре после смерти писателя, на том месте, где в свое время находившийся на грани нищеты молодой Ганс-Христиан часами сидел на скамейке, ел грошовую булку и любовался белыми лебедями, плававшими в пруду (а возможно, видел и чудесное превращение в Лебедя Гадкого утенка).

Другой копенгагенский Андерсен не столь возвышен, наоборот, доступен: на бульваре своего имени, у ратушной площади, вровень с пешеходами, смотрит на увеселительный парк Тиволи. Датчане считают свою столицу городом Великого Сказочника. Андерсен считал день своего прибытия из родного Оденсе в Копенгаген - 6 сентября 1819 года - важнейшим в жизни и праздновал наряду с днем рождения.
Трудно представить более счастливую писательскую судьбу. Он издал свою первую книгу в семнадцать лет, с юности был окружен поклонниками и меценатами, стал мировой знаменитостью задолго до сорока, с тридцати лет жил только на литературные заработки и стипендии, дружил с великими писателями, был обласкан и неоднократно награжден монархами. Отголоски — в сказках и историях: «Королевская фамилия катается в лодке по узким каналам. Старый король сам правил рулем, рядом с ним сидела королева, и оба приветливо отвечали на поклоны подданных, не разбирая сословий и чинов» («Ключ от ворот»). И — с великолепным андерсеновским юмором: «Фрейлины прыгали и хлопали в ладоши. «Мы знаем, у кого сегодня сладкий суп и блинчики! Мы знаем, у кого каша и свиные котлеты!» — «Да, но держите язык за зубами, я ведь императорская дочка!» («Свинопас»).
В тридцать четыре года он написал: «Мое имя начинает блистать, и это единственное, ради чего я живу...» Ему было сорок три, когда в Германии вышло тридцативосьмитомное собрание его сочинений — к тому времени он был уже всемирно знаменит, заветное желание сбылось.
Правда, над национальной знаменитостью и посмеивались, особенно над потешной внешностью: длинный нос, невероятная худоба, огромные ступни, несоразмерные руки. Говорят, Андерсен не любил гулять среди толпы, поэтому стал едва ли не единственным копенгагенцем, которому не понравился открытый в 1843-м и известный теперь на весь мир парк развлечений, Диснейленд XIX века. По сей день датские провинциалы часто приезжают не столько в Копенгаген, сколько в Тиволи, чтобы вдоволь погулять по парку, расположенному прямо напротив вокзала, через улицу, развлечься и славно повеселиться.
Вообще в Копенгагене царит дух веселья. На Строгете - самой длинной пешеходной улице континента - фланируют, пляшут, поют и гроздьями сидят вокруг фонтанов. От шумной ратушной площади Строгет тянется к открытому пространству перед дворцом Кристианборг, завершаясь просторной Новой королевской площадью, выходящей к портовому району Пюхавен. Этот путь можно проследить по андерсеновской сказке "Калоши счастья", все названия остались прежними. Помните? «Дело было в Копенгагене, на Восточной улице, недалеко от Новой королевской площади…» Первая же книга Андерсена, ставшая популярной, - основанная цликом на копенгагенской топографии повесть "Прогулка пешком от Хольмского канала до острова Амагер". На острове Амагер сейчас аэропорт и, как прежде, старинный рыбацкий поселок Драгёр, где полным-полно шведов: изнуренные антиалкогольный борьбой у себя на родине, они приезжают на пароме из Мальме за дешевой выпивкой, благо через Зунд -полчаса и семь долларов туда-обратно.

Андерсен знал город досконально и, судя по пристальному вниманию, любил, как и страну: его стихотворение "Дания, моя родина" до сих пор учат наизусть в школах. В Копенгагене повсюду - следы героев андерсоновских сказок. Вот дворцовый ансамбль Амалиенборг - официальная резиденция датских монархов в течение последних двухсот лет. Он был построен за короткий срок (1749-1755гг.) по проекту архитектора Н.Эйгтведа. Четыре одинаковых дворца расположены друг против друга на восьмигранной площади. Интересно, в каком из этих четырех дворцов два мошенника днем и ночью ткали материю для нового платья короля?
В центре площади высится изящный конный памятник королю Фредерику V. Каждый полдень рота лейбгвардии в старинной форме устраивает торжественную смену караула по установленному ритуалу. На солдатах - меховые шапки, первые их образцы были подарены российским императором Александром III своему датскому тестю. В Амалиенборге обычно проходит церемония вручения иностранным послам верительных грамот королеве.
В старину же площадь использовалась не только для парадов, но и для публичных казней. Так, однажды туда привезли приговоренную к сожжению на костре молодую ведьму. "Вдруг прилетели одиннадцать белых лебедей, сели вокруг нее по краям повозки и захлопали могучими крыльями..." В другой раз была построена большая виселица, на которой должны были повесить солдата - обладателя волшебного огнива...
Еще одно знаменитое место датской столицы — Новая королевская площадь, одна из самых больших в Копенгагене. На нее выходит тринадцать улиц. Здесь много памятников архитектуры, культуры и искусства: Королевский театр оперы и балета - главная национальная сцена страны, фешенебельная гостиница "Англедер", большой дорогой магазин "Дю Норд», дворец Шарлоттенборг - бывшая королевская резиденция, ныне Академия художеств с выставочными залами. А когда-то именно через эту площадь шествовал знаменитый голый король!
А принцесса, которой потом подложили под перины горошину, однажды дождливым вечером постучала в ворота дворец Розенборг - единственного дворца эпохи короля Кристиана IV (1577-1648гг.), сохранившегося без изменений с момента завершения строительства в 1633 году. Сейчас здесь выставлена богатейшая коллекция драгоценностей и украшений датской королевской семьи, собрание королевского фарфора и серебра. Одна из самых любимых детворой сказок Андерсена - "Стойкий оловянный солдатик". Вот уличные мальчишки сажают солдатика в бумажную лодочку и пускают ее по водосточной канаве. "Лодочку занесло на широкий мост... В эту минуту из-под моста выскочила большая водяная крыса..." Мост этот мы можем вычислить: Стормбро или Штормовой, пожалуй, самый мрачный в Копенгагене. Проходы между его опорами столь узки, что туристские катера, проплывая под мостом на самой медленной скорости, все равно едва не задевают его стенки. В одной из опор сохранилось и отверстие водосточной канавы. Крысе - самозваному таможенному контролеру - не удалось поживиться оловянным солдатиком: сразу же за мостом в канале его проглотила большая рыба. Но и рыба недолго плыла с оловянным солдатиком в брюхе: через несколько минут она попалась на крючок и сразу же угодила на рыбный рынок, который и в наши дни работает на набережной канала примерно с шести до девяти часов утра.
Да, без Копенгагена немыслимы многие андерсеновские сказки - не только "Калоши счастья" или "Капля воды", где город есть сюжет, но и, скажем, хрестоматийное "Огниво": "У собаки глаза - каждый с Круглую башню". Взгляд истинного писателя, сумевшего увидеть не фронтально, а в сечении башню XYI века, одну из главных достопримечательностей Копенгагена. Высота башни - 35 метров. Ступеней в ней нет - подъем осуществляется по пологому настилу. История свидетельствует, что посетивший Копенгаген в 1721 г. Петр I въехал на вершину башни в карете, запряженной шестью лошадьми.

Тени героев Великого Сказочника витают в Кристианхавне - старинном районе Копенгагена, строительство которого началось в 1618 году по указанию Кристиана IV. Здесь возводили свои особняки купцы, благосостоятельные горожане. Расположенная на одной из улиц Церковь Спасителя примечательна своим шпилем, который вопреки архитектурной традиции "закручен" против часовой стрелки.
Пастушка и Трубочист, взобравшись на крышу, до сих пор любуются прекрасными видами датской столицы: зданием Ратуши с позолоченной фигурой епископа Абсалона - основателя Копенгагена; шпилем Биржи, образованным переплетеним хвостов драконов и увенчанным тремя коронами, символизирующими бывшую государственную унию Дании, Швеции и Норвегии; придворным театром и королевским музеем "Арсенал" с коллекцией старинной одежды, карет, огнестрельного оружия
А Оле Лукойе раскрывает свой сказочный зонтик над фонтаном «Гефион», с которым связана одна старинная легенда, хорошо известная Андерсену — разве не легенды питают фантазию писателя? Это придание о дочери великих скандинавских богов Асов. Гефион была наделена необыкновенной силой и умом, любила странствовать. Как-то она забрела в страну шведов. Целый день и целую ночь она рассказывала о своих путешествиях мудрому королю Гюльфи. В знак благодарности король обещал подарить Гефион столько земли, сколько вспашут ее быки за один день и одну ночь. Наутро перед изумленным Гюльфи расстилалось необъятное поле, которое вспахали ее четыре сына, принявшие облик исполинских быков. Скульптор А.Бондгорд запечатлел момент, когда Гефион впрягла быков у края вспаханного поля, взмахнула кнутом, они рванули что было сил... и оторвали свою землю от Швеции. Быки не сумели унести далеко тяжелую ношу - от фонтана в ясную погоду отчетливо виден шведский берег, а в самом узком месте пролива Эресунд, разделяющего Данию и Швецию, ширина водной полосы 3.7км.

Северо-восточнее центра города у набережной - "морского фасада" Копенгагена глядит в море сидящая на скале андерсеновская Русалочка: скульптура была установлена в 1913 году на спонсорские средства знаменитого пивного завода "Карлсберг". На домах № 20 и 67 по набережной канала Нюхавн можно прочитать на мемориальных досках, что здесь в разные годы жил и творил сам Андерсен.
Благодарные соотечественники увековечили имя Андерсена не только в памятниках, но и в названиях улиц, театров, ресторанов и даже... бутербродов и детских пижам "Оле-Лукойе"! Во всяком случае, автор, гуляя однажды по Копенгагену, нашел спичечный коробок с профилем писателя, лежавший на мостовой на улице Вестергаде - как раз напротив дома №28, в котором жил близкий друг Андерсена поэт и драматург Адам Эленшлегер, и наискосок от городской Ратуши, рядом с которой в 1961 году был открыт новый памятник великому сказочнику. В зале Ратуши наряду с бюстами других знаменитых датчан имеется и изображение Андерсена. А на площади бронзовый писатель в цилиндре на голове и с тростью в руках взирает на бурлящую у его ног самую оживленную магистраль Копенгагена - бульвар Ганса-Христиана Андерсена.

Сегодня, в день юбилея знаменитого детского сказочника, вспомним героев его самых известных сказок, вдохновивших скульпторов по всему миру на создание памятников. Многие из них находятся, конечно, в Дании — в Копенгагене и Оденсе (родном городе Андерсена).

В Копенгагене находится знаменитый памятник Русалочке. В образе русалки скульптор по заказу влюбленного богатого пивовара изобразил предмет его воздыханий – балерину королевского театра Джульетту Прайс. Памятник русалочке небольшой – высота скульптуры всего 1,25 метра, вес около 175 кг. Но это небольшое изваяние является олицетворением не только всего творчества Андерсена, Русалочка стала настоящим символом Копенгагена. Однако она привлекает к себе внимание не только туристов и гостей города, но и злоумышленников. Два раза памятник был варварски испорчен хулиганами. В юбилеи памятника в Копенгагене устраиваются грандиозные праздники, в которых с удовольствием участвуют как гости города, так и горожане.

Памятник Стойкому оловянному солдатику поставлен в Оденсе. Эта бронзовая фигурка солдатика как будто только что сошла со страниц сказки, настолько правдоподобно выглядит стойко стоящий на своем посту оловянный солдатик на одной ноге (на другую ногу, как мы помним, не хватило олова). В Оденсе же есть памятники Прекрасному лебедю, Бумажному кораблику, Дюймовочке и целая группа персонажей сказки «Новое платье короля».



В Нью-Йорке установлен памятник самому Андерсену, рядом с которым сидит Гадкий утенок. В Братиславе, столице Словакии, есть памятник Андерсену и героям его сказки «Улитка и розы»; в Киеве целых два памятника — Дюймовочке и Принцессе на горошине; в Дельфте (Нидерланды) находится, пожалуй, самый необычный памятник героине сказки Андерсена — стеклянное «Сердце Снежной королевы».



Памятники героям Андерсена есть и в России: в городе Сочи в 2006 году, на центральной аллее парка был установлен памятник Дюймовочке. Скульпторы В.Звонов и А.Бутаев сделали этот памятник в смешанной технике. Милая Дюймовочка с крыльями, подаренными ей Эльфом, сразу полюбилась малышам, посещающим этот парк, и, конечно, взрослым, у которых появился повод заинтересовать своего ребенка сказкой. В подмосковных Мытищах «поселился» Оле-Лукойе; в Сосновом Бору — Русалочка и Стойкий оловянный солдатик.

В этот день – 2 апреля отмечается сразу два праздника: международный день детской книги и день рождения великого детского сказочника, писателя, драматурга и поэта Ганса Христиана Андерсена. В этот день проект Недвижимость Mail.ru решил познакомить своих читателей с наиболее любопытными памятниками самого сказочники и его персонажей.

Ганс Христиан Андерсен, подаривший детям «Гадкого утенка», «Диких лебедей», «Русалочку», «Дюймовочку», Стойкого оловянного солдатика» и «Снежную королеву», родился 2 апреля 1805 года в Оденсе на острове Фюн.

Отец Андерсена был бедным башмачником, а мать прачкой из бедной семьи, которой приходилось в детстве просить подаяние. С детства будущий писатель проявлял склонность к сочинительству, устраивал домашние спектакли. В 1816 году отец Андерсена умер, и мальчику пришлось работать ради пропитания. Будущий сочинитель был подмастерьем у ткача и портного, работал на сигаретной фабрике.

Этот памятник работы скульптора Хенри Лукова-Нильсена установили в Копенгагене в 1961 году возле здания ратуши, что на Ратушной площади. Ганс Христиан Андерсен обращен лицом к парку Тиволи. Отсутствие высокого пьедестала позволяет детям залезть на колени любимому сказочнику. Из-за этого бронзовые ноги памятника начищены сильнее всех остальных частей тела. Данная задумка скульптора сделала этот памятник одним из самых фотографируемых в Копенгагене.

Памятник Андерсену по мотивам сказки "Улитка и розовый куст" установлен в столице Словакии Братиславе, которую писатель называл «сказочным городом».

Настоящим символом столицы Дании – Копенгагена – стала бронзовая русалка, выполненная по мотивам сказки Андерсена «Русалочка». Памятник был изготовлен по заказу сына основателя пивоварни «Carlsberg» - Карла Якобсена, который был очарован балетом по сказке Русалочка в Королевском театре Копенгагена.

Моряки со всего света дарят ей цветы, полагая, что это приносит счастье. Сегодня во многих городах установлены копии статуи, например, они есть в Амстердаме, Париже, Риме, Токио и Сиднее.

Памятник «Гадкий утенок» скульптора Джорджа Лобера был установлен в Центральном парке Нью-Йорка в 1955 году. Великий сказочник изображен здесь вместе со своим персонажем.

Памятники героям сказок Андерсена есть и в России. В 1980 году в честь 175-летия со дня рождения писателя в городе Сосновый Бор был открыт целый детский городок Андерсенград. В день открытия Андерсенграда единственной скульптурой в городке был горельеф, изображающий Андерсена, но в 2008 году была установлена статуя Русалочки, а в 2010 году появился и стойкий оловянный солдатик.

Бронзовая Дюймовочка появилась в центре Киева, рядом с кукольным театром в 2006 году. Героиня сказки сидит в центре фонтана. Примечательно, что высота струй воды в фонтане достигает 6 метров, а диаметр фонтана – 10 метров. Таким образом, размер памятника диссонирует с крошечным ростом Дюймовочки в сказке Андерсена.

В Копенгагене на сегодняшний день установлено два памятника датскому писателю и поэту, автору таких всемирно известных сказок для детей и взрослых, как «Принцесса на горошине», «Новое платье короля», «Гадкий утёнок», «Тень», Гансу Христиану Андерсену.
Один из монументов сделан из бронзы. Статуя изображает восседавшего на пьедестале Ганса Христиана. Находится он в саду королевского дворца Розенборг. По словам современников, Андерсен любил гулять в этом саду, сидеть на скамейке, кормить хлебом уток и лебедей на пруду. Над проектом памятника работал скульптор Аугусто Собю, создав его еще при жизни писателя. Изначально предполагалось, что Андерсен будет изображен с книгой в руках и вокруг него будут дети. Но пожилой Ганс Христиан забраковал проект, сказав, что он не мог читать вслух, если кто-то возле него сидел. Еще больше ему не понравилась идея с детьми, ведь среди своих поклонников он желал видеть не только их. Не секрет, что Андерсен считал себя писателем для взрослых, драматургом. Скульптура была установлена на своем месте в 1880 году, спустя 5 лет после смерти поэта. Памятник Гансу Христиану Андерсену изображает глядящего вверх сказочника, в его левой руке книга, а правая протянута, при этом пальцы распростерты.
Второй монумент также сидячий. Его выполнил скульптор Хенри Луков-Нильсен. Установили памятник Гансу Христиану Андерсену в Копенгагене в 1961 году возле здания ратуши, что на Ратушной площади. Поэт обращен лицом к парку Тиволи. Здесь нет никакого высокого пьедестала, что позволяет залезть на колени сказочника любому малышу. Из-за этого его бронзовые ноги начищены сильнее всех остальных частей тела. Повышенная детская активность и правильная задумка скульптора, сделали этот памятник одним из самых фотографируемых в Копенгагене.
Копенгаген по-настоящему сказочный город. В нем даже названия улиц и площадей, домов и районов имеют сказочные названия. На новой королевской площади когда-то спасли от смерти немую ведьму ее братья, превратившиеся в лебедей. Здесь и Мраморная церковь, и улица Мясников, и улица Пекарей, и улица Угольщиков – все эти названия звучат, как в сказке.
Каждая столица имеет свой символ. Для Лондона - это Тауэр, для Парижа - Эйфелева башня, для Рима - Колизей. Так вот ни один датчанин не представляет свою столицу без скромного памятника Русалочке, героини сказки Андерсена.
Умер поэт 4 августа 1875 года в Копенгагене, где он похоронен рядом со своим и другом и врагом Сьореном Киркегордом на Асистентском кладбище. Памятники Гансу Христиану Андерсену чтят память, несомненно, любимого писателя детей и, конечно же, взрослых.

Показать больше

2 апреля 1805 года городу Оденсе невероятно повезло - именно здесь в этот день появился на свет великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. Благодаря этому факту этот город прославился на весь мир, а толпы туристов едут сюда, чтобы своими глазами увидеть то место, где родился и вырос самый знаменитый детский писатель в мире, чтобы прикоснуться к истории его жизни и походить по тем же улочкам, по которым ходил автор самых любимых, самых красивых, самых волшебных сказок на свете.

Тем более, что ходить по следам Андерсена здесь можно как в прямом, так и в переносном смысле. По всему городу, то тут то там, видны на дорожках следы чьих-то ног. Следы эти и по нашим меркам довольно-таки огромны - они соответствуют обуви 47 размера! Считается (условно, конечно), что принадлежат они Андерсену и проходят именно там, где в свое время мог ходить лично он.

По этим следам легко ориентироваться в городе, если целью является поиск достопримечательностей, связанных с писателем. К сожалению, мы это осознали поздно, а потому бродили немного хаотично. К тому же, мы хотели посмотреть и другие достопримечательности города, не связанные с Андерсеном, поэтому с проложенного следами маршрута приходилось не раз отклоняться.

Надо сказать, что город и его жители сделали очень много для увековечивания памяти своего великого соплеменника.

Вот что в итоге мы успели найти и посмотреть.

Памятник Андерсену в центре города.

Установлен он в центре Сказочного сада. Да, сад этим летом не совсем был похож на сад, вместо травы голая земля, но это, увы, природные катаклизмы. Кроме самой скульптуры Андерсена ничего сказочного в этом саду я больше не нашла.

Скульптура, созданная мастером Луисом Хассельриисом, прибыла в Оденсе в 1888 году, когда жители города собрали достаточную сумму денег для того, чтобы ее купить.

За памятником виднеется церковь. Я о ней писала в предыдущем посте.

Это церковь святого Ганса - в ней крестили маленького Андерсена.

Тут же можно увидеть вот это белое здание. Это бывший дворец, в котором мать Андерсена работала прачкой.

Она часто брала с собой на работу маленького Ганса. В одной из брошюр, которую нам выдали в музее, я прочитала о том, что в этом саду он играл с другими детьми, в том числе и с мальчиком, ставшим впоследствии самым популярным королем Дании Фредериком VII.

Отсюда мы направляемся к городской Ратуше в надежде получить там всю необходимую информацию и карту города.

Как оказалось, именно здесь, правда, в прежнем здании Ратуши, 6 декабря 1867 года Андерсена посвящали в почетные жители города Оденсе.

Мы подошли к зданию как раз в то время, когда там шло традиционное, по всей видимости, выступление местных артистов - взрослых и детей.

Они разыгрывали сценки из сказок Андерсена и фотографировались со всеми желающими.

Отсюда мы движемся к двум очень важным для меня достопримечательностям города.

И первая из них - это дом, где родился Андерсен .

Через сто лет после его рождения, в 1908 году, в этом маленьком желтом угловом домике открылся музей.

Это сейчас в этой исторической части города все ухоженно и сказочно красиво, а тогда это был самый бедный район, и его местные жители принадлежали к самому низшему социальному классу.

Домики словно игрушечные!

Андерсен родился в час ночи 2 апреля 1805 года вот в этой комнате, а возможно, что и на этой кровати.

Отец его, тоже Ганс, был бедным башмачником. Но именно он ввел сына в прекрасный мир сказок, читая ему разные истории Шехерезады, а также побывав с ним как-то в театре.

Мать, Анна Мари, была малограмотной прачкой. К тому же она страдала алкоголизмом, была помещена в специальное заведение,где в итоге и умерла в полной нищете. Вполне возможно, что пила она, чтобы согреться после долгого стояния в холодной воде во время стирки.

Андерсен хорошо описывает свою мать в сказке "Пропащая". Я приведу пару цитат оттуда:

"Как славно! Сразу согреешься, точно поешь чего-нибудь горяченького, а стоит-то куда дешевле! Хлебни и ты, мальчуган! Холодно тебе в легоньком платьишке! Осень ведь во дворе! У! Вода прехолодная! Только бы мне не захворать!".....

"Пропащая она женщина! Скажи своей матери, что стыдно ей! Да гляди, сам не сделайся пьяницей! Впрочем, что и говорить;конечно сделаешься! Бедный ребенок..."

Бабушке Ганса по материнской линии тоже пришлось несладко. Она родила троих детей вне брака, за что по существующему тогда закону попала в тюрьму.

Когда маленькому Гансу исполнилось два года, его семья переехала в другой дом, где он провел все детство вплоть до 14 лет и откуда затем переехал в Копенгаген.

Это еще один дом-музей Андерсена.

Обстановка очень напоминает прежний дом.

Такое же рабочее место отца.

Постель, на которой лежит самодельная игрушка для игры в театр. Его отец делал такие игрушки, которые порой заменяли Андерсену реальных друзей. Школу он не любил, так как там применялись розги, со сверстниками тоже не складывались отношения. Его часто дразнили и обижали. К тому же, он так и не смог одолеть грамоту и делал в письме много ошибок.

Андерсен вообще рос очень эмоциональным, нервозным и замкнутым ребенком. По его признанию, студенческие годы приходили к нему во сне в виде кошмаров.

Тем не менее об этом доме Андерсен всегда вспоминал с чувством ностальгии, ибо сам дом был полон любви, сказок и воображения.

Напротив дома стоит вот такая забавная скульптура Андерсена, вырезанная из дерева .

Перед нами музей Андерсена .

Музей очень хороший, но почему-то я ожидала большего. Собственно, я от всего ожидала большего, хотя куда уж больше.

Здесь представлено множество экспонатов: одежда, мебель, личные вещи, письма, рисунки, книги, итд.

Даже его багаж, с которым он много путешествовал.

Отдельное помещение в музее, огороженное стеклом, занимает воссозданный рабочий кабинет Андерсена. Интерьер последней его квартиры в доме №18 по улице Нюхавн в Копенгагене был восстановлен по фотографиям 1874 года.

Вся мебель и вещи на самом деле принадлежали писателю.

Кстати, у него был еще один удивительный талант: вырезать силуэты и бумажные фигурки.

На этой фреске изображено факельное шествие в честь присвоения Андерсену звания почетного жителя города Оденсе в 1867 году.

Сам Андерсен выглядывет из окна Ратуши, чтобы показаться людям, пришедшим поприветствовать его. Кто знает... возможно он при этом испытывал краткие минуты счастья, которые так редко выпадали на его долю.

В личной жизни он был несчастлив. До сих пор точно не известны все детали, но считается, например, что он был латентным гомосексуалистом, да еще и девственником.

В любви ему тоже не везло. В его жизни были несколько женщин, но они не отвечали Андерсену взаимностью.

А в 1846 году он не на шутку влюбился в оперную певицу Женни Линд, писал ей стихи, но и она относилась к нему скорее как к брату и в итоге вышла замуж за британского композитора. Именно Женни явилась прототипом Снежной королевы в одноименной сказке.


В 1872 году Андерсен упал с кровати и сильно ушибся. Падение было роковым. Прожив после этого еще три года, он умер 4 августа 1875 года.

В музее стоит еще вот такая растиражированная скульптура: Андерсен в окружении детей. Есть в этом какая-то насмешка и ирония судьбы, поскольку Андерсен меньше всего хотел запомниться как детский писатель. Он ведь писал также и взрослую литературу: романы, повести, стихи. К тому же, он вообще запретил использовать детские фигуры на своем памятнике.

Но судьбу не обманешь. Несмотря на то, что Андерсен хотел стать взрослым писателем-романистом, а также мечтал стать и актером, и певцом, в историю он вошел как непревзойденный сказочник, любимый и почитаемый как детьми, так и взрослыми. И в этом его желание осуществилось.

Выйдя из музея, мы настроились на долгую пешую прогулку, скорее похожую на детскую игру.

Нам нужно было отыскать 18 скульптур, связанных со сказками Андерсена и разбросанных по всему городу.

И мы нашли их всех! Но чтобы не утомлять, я покажу только самые интересные из них.

Стойкий оловянный солдатик

Дюймовочка

Дикие лебеди

Бумажный кораблик

Штопальная игла

Пастушка и трубочист

Сундук-самолет

Новое платье короля

Конечно же, с самым большим энтузиазмом я искала статую русалочки. До нее и идти было дальше, чем до всех других статуй, но я была уверена, что иду не зря. Ошибалась. Как это ни странно, но эта скульптура меня разочаровала совершенно. Или же, что тоже вероятно, я просто не оценила авторский замысел. Но я и вправду ничего тут не поняла.

Русалочка

На столбе (почему русалка на столбе - не спрашивайте) полулежит огромное тело русалки...с маленькой женской головкой.

Такое ощущение, что эта голова вообще здесь ни к месту и ее одолжили у другого памятника. Голова, прикрепленная к правому плечу, смотрит на корабль размером с голову, стоящий на левом плече. В общем, что-то у нее или у меня не срослось...

Подробнее: http://cyclowiki.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%BD%D1%81_%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD_%D0%90%D 0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B5%D0%BD Интересная скульптурная композиция находится перед зданием отеля Radisson Blu Hotel.

Во-первых, здесь расположена замечательная скульптура Андерсена, сидящего на скамейке. Его накидной плащ такой широкий, что его хватает на то, чтобы с одной стороны прикрыть стоящий на земле саквояж, а с другой укрыть собой всю скамейку. Очень хорошее место для совместных фотографий с Андерсеном - удобно присесть рядом с ним.

Поддерживают крышу отеля три интересные колонны, созданные с использованием сказочных героев. Там же стоит и забавная лавка на человеческих ногах.

Я даже не знаю, из каких сказок некоторые герои.

Но зато здесь я смогла, наконец, полюбоваться русалочкой!

В ее (чуть не сказала "ногах") хвосте видна голова ведьмы.

А в руках она держит, судя по всему, скальп принца или его маску. Наверно, автор композиции хотел этим сказать, что образ принца русалочка всегда носит с собой, но со стороны это выглядит именно как скальп.

Ну что ж. Мы выполнили всю намеченную на этот день программу. Много всего увидели, услышали, узнали. Окунулись в настоящий сказочный мир Андерсена. Пора уезжать.

По дороге на вокзал мы увидели на стене одного дома роскошный стрит-арт, к сожалению, как обычно, обнесенный каким-то странным забором, а потому плохо просматриваемый. На нас смотрел 12-метровый Андерсен, с едва уловимой улыбкой на устах, но с нескрываемой печалью в глазах.

При жизни он был одинок и никем не любим. И мне хочется надеяться, что там, куда он ушел навсегда, ему хорошо и радостно, потому что рядом с ним обитают придуманные им герои. Феи и принцессы, пастушки и трубочисты, лебеди и русалки, старый уличный фонарь и говорящая чернильница - все они окружают его и спасают от одиночества. А любовь... Любовью там пропитано все насквозь - нашей любовью, каждого из нас, из той многомиллионной армии читателей и почитателей его таланта, кто не представляет своей жизни без его сказок, кто влюблен в них с детства и передает эту любовь дальше - своим детям и внукам.

"Нам не дано бессмертной души, и мы никогда уже не воскреснем для новой жизни; мы, как этот зеленый тростник: вырванный с корнем, он уже не зазеленеет вновь! У людей, напротив, есть бессмертная душа, которая живет вечно, даже и после того, как тело превращается в прах; она улетает тогда в синее небо, туда, к ясным звездочкам..." - так писал Андерсен в моей любимой сказке "Русалочка".

Я верю, что где-то там и его душа нашла свою звезду...