Махашиваратри главный праздник в индуизме. Ночь Шивы

«Когда одновременно устанавливаются Солнце, Луна и все звезды, приходит сияющая ночь Шивы, распространяющая собственное сияние». Так гласит один из главных религиозных текстов индуизма 9 века.

Ритуальные танцы на фестивале Махашиваратри

Шиваизм

Великая ночь Шивы или Махашиваратри - это один из главных религиозных праздников Индии. Он относится к традиции шиваизма (шайвизма) направлению индуизма, в свою очередь включающего в себя множество школ, философия которых часто достаточно сильно различается, но в то же время имеет под собой общую основу - поклонение Шиве в качестве верховного божества.

Стоит отметить, что традиции поклонения Шиве сильны не только в самой Индии, но и за ее пределами, например на Шри-Ланке и даже в преимущественно буддийском Непале.

Когда отмечают Махашиваратри?

Как и у других индуистких праздников дата Махашиваратри “плавает” в зависимости от динамического лунного календаря. Как правило, Великая ночь Шивы приходится на февраль-март, время празднования также зависит от луны и варьируется в разных широтах.

По одной из легенд именно в эту ночь свершилась свадьба Шивы и Парвати, одним из проявлений силы бога - Шакти, по другой - именно в этот день Шива исполнил Тандаву - танец сотворения и разрушения: двух противоречивых с первого взгляда но единых по сути составляющих одного - любого процесса, который можно охарактеризовать как рождение.


Что означает название праздника?

Маха- переводится с санскрита как “великая”, “ратри” означает “ночь”. Интересно отметить, что сама приставка “Маха” нередкая в названиях индуистских праздников указывает на то, что кроме главного праздника существуют еще и его второстепенные аналоги в виде ритуалов совершаемых с определенной периодичностью, как правило еженощно и ежемесячно.

Но только 1 раз в году, поклонение Шиве обладает особой силой.

Преданные, в течение всего дня предваряющего праздник и последующей ночи соблюдают пост, молятся, медитируют и выполняют джапу, то есть начитывают специальные мантры. В эту ночь по всей Индии звучит Панчакшара мантра “Намах Шивайя” или ее вариация “Ом Намах Шивайя” - одна из главных мантр индуизма (мантра 5-ти слогов), посвященная Шиве.

Каждый из слогов этой мантры обладает особой силой. Считается что ее повторение объединяет все элементы сущего (землю, огонь, воздух и эфир) и все потенции Шивы (творец-хранитель-разрушитель-спаситель) воедино и возвращает душу, плененную привычными реакциями ума “самскарами” к Абсолюту.

В этот день также принято пить особый напиток “бханг” главными составляющими которого являются молоко, миндаль и конопля. Вопреки распространенному мнению, эта практика (как и другие практики шиваизма, связанные с употреблением каннабиса) не применяется повсеместно - “бханг” пьют как правило только садху — ведущие строгий аскетический образ жизни и посвятившие свою жизнь служению Шиве.

Как и у любого религиозного праздника у Махашиваратри есть еще наивная народная форма. Так например, семейные индианки в этот день молятся Шиве о семейном благополучии и процветании дома, а незамужние просят об удачном замужестве.

Особое значение этому празднику придают в традиционно шиваистких городах - Варанаси, Гокарне, это следует учитывать планируя посещение Индии в период его проведения.

В 14 день (чатурдаши) кришна-пакша (темной половины) месяца Магха празднуется Великая Ночь Господа Шивы - Махашиваратри.

В этот великий день у нас есть возможность для получения великой милости — продвижения, как в духовной практике, так и в материальной жизни. Это одна из самых священных ночей, которая может полностью трансформировать нас.

В переводе с санскрита Махашиваратри означает — Великая Ночь Шивы. Это день и ночь преданности и поклонения Господу Шиве и Его божественной супруге Парвати.

Он никогда не рождался, Он вечный и бесконечный. Он – сокровищница всего знания. Он – неразрушимый. Он Вишванатха (Господь Мира). Он не подвластен времени. Он Господь Пяти Основных Стихий. Он Бхутaнатх (Повелитель духов).Его дом - Кайлаш. Тем не менее, весь Мир является Его обителью. Он вездесущий. И Он первопричина всех причин. Он Величайший Йог. Он аскет и в тоже время семьянин. Эти два качества сочетаются в Нём потому что Он всегда находится в состоянии высшего блаженства. И это Его чувство высшего блаженства необходимо всему миру. Оно распространяется всюду благодаря единению Шивы и Шакти. Он лишён формы. Он безличный. Он Гангадхара (носит Гангу в своих волосах). Он также и Чандрашекхара (повелевает Луной). Он Трёхокий. И Он также Натараджа (царь танца). Он чистый и белый, как камфара. Он Нилакантха (тот, кто держит яд в горле для спасения мира). Змей обвит вокруг Его шеи подобно гирлянде. Множество рудракш украшают Его. Он держит трезубец, и пепел покрывает Его тело. В Его глазах высшее блаженство. А на Его лице отражается простодушие. Он выражение красоты. Он недостижимый. Он ужасающий Махакала (повелитель времени). Он великая гора, а также маленькая травинка. Он земля и небо. Он – узы, а также освобождение. Он – время, загадка, яд и нектар бессмертия. Он – и знание, и невежество. Он – и свет, и тьма. Он и Брахма, и Нараяна. Он - Бог Богов, — Махадев.

Махашиваратри любимый праздник во всех областях Индии, но с особым размахом его празднуют в Варанаси (Каши) - священном городе Господа Шивы. Праздник начинается с самого восхода солнца и продолжается всю ночь напролет. В этот день не принято заниматься мирскими делами. С самого утра нужно принять омовение в водах священной реки. В идеале это должна быть Ганга. После омовения надевается новая одежда, и толпы людей стекаются в ближайшие храмы, чтобы предложить Господу цветы и благовония, воду и молоко, фрукты и огонь… Улицы полнятся перезвоном колоколов и напевами мантры «Ом Намах Шивайя».

А ночью в храмах проводятся специальные службы. Люди собираются вместе, бодрствуют всю ночь, предлагают Господу огонь в масляных лампах, поют гимны и рассказывают истории о Шиве.

Если вы хотите предаться служению Господу Шиве в этот день, проведите его в молитве и строгом посте. А ночью предложите огонь, цветы и прасад.

Суть этого праздника – неоценимый духовный опыт, который человек может пережить всего за одни сутки. Забыть о материальных потребностях, о воде и еде, полностью открыться самоосознанию – вот основная цель празднования Махашиваратри.

По милости Шивы этот праздник действительно особенный. Тем, кто бодрствует всю ночь Махашиваратри в Пуранах обещано материальное процветание и освобождение от грехов и цикла рождений и смерти.

Особое значение Махашиваратри имеет для женщин. Женщины в этот день могут попросить Парвати дать им удачное замужество (Шива, ведь идеальный муж), здоровья и процветания супругу, много детей и семейного благополучия. Считается, что для того, чтобы удачно выйти замуж, девушка должна не менее 4 раз поститься на Маха Шиваратри.

В этот прекрасный день и ночь хочу поздравить вас, дорогие друзья и пожелать всем удачной садханы, побед над иллюзиями, веры и любви к Господу и Гуру, истинных знаний! И конечно же, милости Шивы.

Ом Шанти Шанти Шанти! Ом Намах Шивайя!

Индийского календаря (февраль - март). Считается, что в Священную Ночь МахаШиваРатри молитвы беспрепятственно доходят до Бога (т.к. все небожители, и суры, и асуры заняты поклонением Шиве и не могут мешать молящимся людям).

Махашиваратри (ратри - санск. ночь) - это ночь поста и молитвы , её проводят в размышлении о Господе Шиве , разрушителе невежества, грехов. Верующие читают истории про Шиву , поют гимны в честь Шивы .
Махашиваратри проходит в молитвах, чтении мантр, пении гимнов и поклонении Господу Шиве, Махадэву . Верущие в этот день постятся, не едят и не пьют, не принимают даже прасад Махашиваратри .

Праздник Махашиваратри начинается с восходом солнца в день Шиваратри месяца пхальгуна (февраль-март), Чатурдаши кришна пакша, 14 лунный день тёмной половины месяца, (это 29 лунный день по другим традициям) и продолжается всю ночь в храмах и у домашних алтарей.

А ежемесячный Шиваратри соблюдается в Чатурдаши (четырнадцатый лунный день тёмной половины месяца (перед Новолунием). Шиваратри считается очень благоприятным временем во всех отношениях, способствующим как духовному, так и материальному прогрессу.

Луна, покровительница ума, в период тёмной половины месяца (кришна пакша) каждый день теряет одну шестнадцатую часть своего блеска, своей силы. И в ночь Шиваратри , в Чатурдаши, она уже очень слаба, у неё остаётся лишь одна шестнадцатая часть силы. Поэтому в это время ум контролировать легче, нам дана уникальная возможность - контролировать лишь 1/16 часть капризного ума. А лучшее средство для контроля ума (согласно Писаниям) - это повторение святых имён Бога, концентрация на Его Образе.

Во время Шиваратри Луна и Солнце находятся в очень благотворном аспекте друг с другом. Поэтому именно это святое время благоприятно для того, чтобы установить свою связь с Богом, ощутить Его присутствие. Особенно - раз в год, в период Махашиваратри , когда накладываются несколько циклов, когда аспект Божественного наиболее проявлен в природе.

МахаШиваРатри - это великий праздник, исключительная, чудесная возможность, Ночь духовных Даров. Это одна из самых святых ночей года, которая может глубоко трансформировать нас. В эту Ночь можно родиться заново и начать новую жизнь, новый благой цикл развития.

Для того, чтобы отвлечься от мирских вещей и обратить свой ум к Богу, Писания рекомендуют практику повторения имен Бога (для кали-юги это лучшая практика). И такая практика в период МахаШиваРатри обещает принести наилучшие плоды.

Шива разрушает невежество. Искренняя политва, пуджа, пост в период МахаШиваРатри (маха - великий, Шива- благой, ратри - ночь (т.е. оочень благоприятная ночь)) помогут улучшить и материальную, и духовную сферы жизни. Духовная практика в Великую Ночь Шивы поможет достичь даже самых трудно достижимых целей.

Почитают Шиву , совершая каждые три часа пуджу (богослужение). Каждое поклонение связано с одним из аспектов Шивы.

I. Приблизительно с 19.00-22.00 произносятся молитвы, с благими намерениями, без эгоистических желаний, материальных просьб. «Господи! Даруй мне Веру и Любовь к Тебе, даруй мне истинные Знание и Гуру!» - такие молитвы похвальны в эту первую стражу (первые три часа).
Шива почитается в образе Рудры.
молока.

II. Ближе к полуночи начинается вторая пуджа, когда уже просят о процветании, богатстве, славе, карьере. Но это не означает, что нужно обязательно о чём-то просить. Можно просто славить Шиву , наслаждаться самим процессом поклонения.
Шива почитается в образе Садашивы.
Пуджа завершается возлиянием на Лингам йогурта .

III. Далее совершается почитание Шивы в Его грозных аспектах, разрушителя негатива. Молят об избавлении от негативных качеств и о приобретении добродетельных качеств. Кто-то свои просьбы пишет на бумаге и потом предаёт огню.
Шива почитается в образе Бхайравы.
Пуджа завершается возлиянием на Лингам гхи (топлёного масла).

IV. Четвёртая, заключительная транцендентная пуджа, даёт нам возможность - ощутить Шиву как своё Высшее Я. Почитается высший аспект, ПарамаШива.
Пуджа завершается возлиянием мёда.

О Господь Благой и Всепроникающий, носящий чашу из черепа,
Чьей божественной лилой стало нищенствование!
Прими эту обезьяну моего ума, как подношение Тебе,
свяжи её шнуром преданности и оставь под своим неусыпным надзором!
Чрезвычайно упрямая и своенравная, блуждает она неустанно в лесу невежества, танцуя
на вершинах грудей молоденьких красавиц, беспорядочно прыгая с ветки на ветку мирских желаний! (Шиванандалахари) .

пАпотпАтавимочанАйа ручираишварйАйа мртйумджайа
стотра дхйАна нати прадакшина сапарйАлоканАкарнане
джихвА читта широнгхри хаста найана шротраирахам прАртхито
мАмАджнАпайа таннирУпайа мухур мАм ева мА ме вачах

О Мритьюнджая, Разрушитель смерти! Для уничтожения грехов и достижения освобождения
я прошу язык восхвалять Тебя, ум - медитировать, голову - склоняться,
ноги - совершать прадакшину вокруг Тебя, руки - поклоняться, глаза - смотреть на Тебя,
уши - внимать Твоим лилам! Повелевай этими моими стараниями и напоминай мне о них.
Да не утратят силу какие-либо из этих органов чувств,
чтобы и дальше мог я беспрепятственно служить Тебе! (Шиванандалахари) .

Один из самых прекрасных гимнов , написанных на санскрите - Шива-махимнах-стотрам - написанный гандхарвом Пушпадантой. Стотра - сакральный текст, от воспевания которого ум наполняется блаженством, считается, что слушание и воспевание этого гимна дает огромное благо. Гимн величествен по содержанию, возвышен по интонации и имеет мало равных себе по воздействию. Он оказывает огромное воздействие на сознание читающего, даже если смысл не понятен.
* Текст гимна и аудио здесь Шива-махимнах стотрам ГИМН ВЕЛИЧИЯ ШИВЫ или смотрите эпизод 640 сериала Devon Ke Dev… Mahadev.

Для размышления:
"Этот Праджапати - год, [он состоит] из шестнадцати частей. Его ночи - пятнадцать частей, неизменна его шестнадцатая часть. Благодаря ночам он и растёт, и уменьшается. В ночь новолуния он проникает этой шестнадцатой частью во всё, что одушевлено, и рождается на следующее утро. Поэтому из почтения к этому божеству в такую ночь нельзя пресекать дыхание у одушевлённого, будь то даже ящерица.
Поистине, человек, который знает это, - есть сам год. Праджапати из шестнадцати частей. Его имущество - пятнадцать частей, Атман - его шестнадцатая часть. Благодаря имуществу он и растёт, и уменьшается. Этот Атман - ступица колеса, имущество - обод колеса. Поэтому, когда [кто-нибудь] теряет всё, но его Атман живёт, то говорят, что он потерял обод колеса" (Брихадараньяка упанишада 1.5.14-15).
◊ "Дейсен указывает, что Нилаканта... ссылается на Брих. уп 1.5.11, где говорится, что Праджапати, подобно месяцу, состоит из 16 частей (14 ночей возрастания, 14 ночей убывания, 1 ночь новолуния,
1 ночь полнолуния). Шестнадцатая часть его неизменна (ночь новолуния); войдя этой (невидимой) частью во всё, обладающее дыханием, Праджапати на утро рождается как новый месяц. Пятнадцать частей принадлежат Праджапати как сменяющиеся, шестнадцатая же, всегда неизменная, невидимая (новолуние), есть его Атман. Неизменный Атман есть втулка, пятнадцать переменных частей - спицы колеса" (Комментарии Б.Л. Смирнова к Махабхарате (Нараяния)).

Статью подготовила: Наталья Дементьева
Книги Издательства Натальи Дементьевой

Выдержки из книг см в соц сетях:
VK:
Царство Богини - Территория гармоничных женщин.
Интернет-магазин ПЧЕЛА - Духовный мёд - духовным искателям.
Шиванандалахари, Махабхарата Нараяния.

* ФИЛЬМЫ О ШИВЕ

! Есть потрясающий индийский сериал про Махадэва "Devon Ke Dev Mahadev, Бог Богов Махадэв".
Год выпуска: 2011. На основе Писаний, отличное качество, отлично поставлен и чудесное музыкальное сопровождение. Первые 10 серий идут по 3 часа, далее эпизоды по 20 мин, начиная с 201 эпизода.
* "Махакали. Конец - это начало" Mahakaali - Ant hi aarambh hai Сериал о Махакали, разрушающей эго и зло.
* Сериал Матушка Шакти.
*

Что мы знаем об индийских праздниках?! В принципе ничего, нам бы со своими разобраться! Но мне интересно и разобраться в индийских!
Индийские праздники хороший пример гостеприимства, привлекающего людей со всех уголков мира. Одни и те же индийские праздники, отражающие бесчисленные легенды, отмечаются в различных регионах под разными названиями. Праздники Индии - это красочный калейдоскоп, именуемый Индия. Кухня, музыка, театрализованные представления, танцы, традиционная праздничная одежда, пёстрая гамма красок, яркая иллюминация - всё это праздники Индии. Поэтому когда я находилась на территории Индии за последние годы, я по-тихоньку знакомилась с ними. Отличный праздник Дивали, празднуется в ноябре. Это что-то типа нашего Нового года! Праздник огней, символизирующий победу добра над злом, света над тьмой. Все вокруг шумят, кричат, украшают свои дома и бабахают фейерверки! Праздник длиться 1-2 дня.

"Diwali" переводится с санскрита как "огненная гроздь" - фестиваль огней

Еще помниться мне праздник « Понгал» - это праздник первого урожая риса и сахарного тростника. Обычно он празднуется с размахом в течение 4 дней, правда это праздник празднуется только на юге Индии. И еще много много праздников!!! Я заметила, что у индийцев, гораздо больше праздников, чем у нас! Они также, как и мы, совсем не хотят в них работать)


"Pongal"-это "блюдо сладкого риса", которое готовится в честь праздника

А впереди еще праздник Холи. Это праздник весны - один из наиболее красочных праздников Индии, люди обсыпают друг друга цветным порошком и поливают водой.


Холи - самый яркий праздник красок

К чему я это?! Вчера состоялся великий праздник Шиваратри! Раньше я о нем ничего не слышала, поэтому в этом году решила принять участие в празднике!
Праздник Махашиваратри в Индии - это день преданности и поклонения и Парвати, отмечаемый всеми правоверными индуистами в ночь перед новолунием в весеннем месяце пхалгун (дата «плавает» от конца февраля до середины марта по григорианскому календарю). В этом году он был в понедельник (этот день считается днем Шивы) в ночь с 20 на 21 февраля.


Праздник начинается с восходом солнца в день Шиваратри и продолжается всю ночь напролет в храмах и у домашних алтарей, этот день проходит в молитвах, чтении мантр, пении гимнов и поклонении Шиве. Шиваиты в этот день постятся, не едят и не пьют и даже прасад Махашиваратри. Шиваиты считают, что искреннее соблюдение ритуалов и исполнение Шиваратри пуджи всю ночь освобождает их от всех своих грехов и дает милость Шивы в виде освобождения от цикла перерождений.
В этот день в храмах полно народа, люди приходят семьями, садятся вокруг храма или выстраиваются очереди в ожидании возможности совершить пуджу. Люди поют бхаджаны и мантру «Ом намах Шивая», звенят в колокола, чтобы сделать атмосферу религиозной и благочестивой. В шивмандирах(храмах Шивы) и на их территории зажигают множество светильников и гирлянд, в крупных храмах играют живые оркестры из духовых и ударных.
Существуют различные легенды, связанные с фестивалем Махашиваратри. Согласно одной из наиболее популярных легенд, Шиваратри знаменует день свадьбы Шивы и Парвати. Есть версия, что в этот день Шива исполнил Тандаву, танец создания, сохранения и уничтожения. Другая легенда о Шиваратри из Линга Пурана говорит, что именно в такую ночь Шива возник перед Брахмой и Вишну в форме безначального и бесконечного лингама. В любом случае это необычный день и он считается крайне благоприятным.


Праздник Шиваратри в Индии - это день преданности и поклонения

Что просят в этот день у Шивы?
Но особое значение Махашиваратри имеет для женщин и садху. Индианки в этот день приходят просить Парвати (ведь супруг Парвати Шива считается идеальным мужем) дать им удачное замужество и красивых детей, а также семейное благополучие и процветание в новом году. Садху также считают Махашиваратри своим праздником, ведь Шива покровительствует аскетам.
Как это было в ...
Готовиться начали за несколько дней, украшали мандир, учили мантры, девушки покупали красивые сари для праздника. Если честно, я вообще не готовилась и даже не собиралась праздновать. Я собиралась поехать в Хайдерабат на 10-тидневные съемки в кино, но по волей божей, осталась в ашраме. Мои подруги очень обрадовались, что я не уехала и уговорили пойти на праздник. Мне подарили красивое сари и даже помогли его надеть (это оказалось гораздо сложнее, чем я могла себе представить!.

Примеряю подарок моих подруг - сари

Вообще рекомендуется в этот день поститься, но так как я себя не отношу к индуистам, я решила не париться и объелась мороженного(другое в такую жару и не полезет). К 2 часам дня мы отправились к мандиру, чтобы занять места, ведь сам праздник длиться очень долго и места должны быть такие, чтобы можно было увидеть все происходящее хорошо. Мандир очень огромный, говорят он рассчитан на 20 000 человек! По программе ашрама праздник начинался в 4 дня и должен был закончиться в 6 утра. Конечно же мы все решили, что мы все выдержим и потому останемся до утра!). Это оказалось не просто! Отсидеть в ашраме почти день и всю ночью казалось не возможным, поэтому мы по одному выходили, чтобы размять ноги и попить воды. Около часу ночи я поняла, что сил до утра не хватит и отправилась в свою комнату, для того чтобы отдохнуть, но спать абсолютно не хотелось. Повалялась не долго и отправилась обратно в мандир, было уже примерно 5 утра. Еще час баджанов и праздник подошел к концу, раздали прасад и мы разошлись по комнатам. Праздник мне очень понравился, но чего-то особого я не почувствовала, может потому что я не индуска?). Хотя особо одаренные рассказывали о том, как сила Шивы на них повлияла. У меня осталось море приятных впечатлений и сари! До сих пор хожу и пою « Ом намах Шивая»....Надеюсь все то, что я пожелала для вас и себя, все исполниться!!!

P.S. Посвящается моим подругам, которые поддержали меня в трудную минуту! Спасибо Вам!)

Махашиваратри (Maha Shivratri)– великая ночь Шивы, когда индуистский бог Шива выполнил свой космический танец «Tandava», который явился источником цикла создания, сохранения и разрушения. Тот кто поклоняется Шиве именно в это время может получить освобождение от цикла перерождений.

Фестиваль отмечается каждый год в Фальгун - месяц, соответствующий в Индии периоду с середины февраля по середину марта. Верующие стараются в дни Шиваратри посетить какую-нибудь крупную святыню, связанную с Шивой и Парвати. Махашиваратри отмечается не только в Индии, а также в Непале, на Маврикии, в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии. В Непале находится одна из главных святынь, посвященная Шиве - храм Пашупатинатх. В дни Шиваратри огромные толпы верующих из Индии и Непала стекаются сюда для молитв и омовений, которые проходят на реке Багмати, протекающей рядом с храмом.

Существует много легенд, которые связаны с празднованием фестиваля. Некоторые относят это событие к тем далеким дням, когда Шива пришел на помощь труженикам сотворения Амриты. Чтобы получить напиток бессмертия, боги решили при помощи айсуров пахтать океан и длилось то пахтание много тысяч лет. Этот длительный процесс получил название - Самудры Мантан (Samudra manthan или Ksheera Sagara Mathanam). В результате возникло огромное количество яда. Именно тогда и пришел на помощь Шива. Он выпил весь яд и спас Вселенную.

Существует и другая версия причины празднования Шиваратри и связана она с огромной любовью, которую испытывают индусы к Шиве и его жене Парвати, они являются кумирами индийских семей. Шива символизирует божественную силу, космический мужской принцип и высшее сознание человека, а Парвати - божественную мать, мать-природу, космический женский принцип и творческое женское начало, внутреннюю энергию. Свадьбу Шивы и Парвати многие празднуют именно в Великую ночь Шивы. Поэтому этот день особенно важен для женщин и девушек. Кто молится о хорошем муже, а кто просит здоровых и красивых детей, преимущественно мальчиков, они просят у Парвати благополучия в доме, благосостояния и любовь своего мужа.

Есть еще одна версия празднования Махашиваратри и связана она с легендой, когда поспорили «всеобъемлющий» бог Вишну, создатель Вселенной – бог Брахма и бог Шива, кто из них самый главный и сильный. Шива победил своих «сотоварищей» возникнув в форме бесконечного Лингама, доказав всем, что он является самым мощным и сильным богом.

Есть еще одно поверье, связанное с Шивой. В священных текстах говорится, что Шива с удовольствием предавался курению марихуаны. Поэтому аскеты-садху, которые в дни Шиваратри находятся в самых священных местах, связанных с Шивой, непременно собираются вместе и периодически придаются этому занятию. Садху сами почитаются в индуизме как святые. Они считают, что курение марихуаны приближает их к Шиве и через эту траву они получают его благословение. Курением травы садху традиционно встречают праздник Махашиваратри, или Великой ночи Шивы.

Индуисты празднуют Махашиваратри ночью. Именно ночью в Индии проходят большие службы во всех храмах, посвященных Шиве. В течение всего дня до большой Ночи Шивы почти все верующие сохраняют пост. Согласно Пуранам, если в в праздник хранить чистую преданность, то можно достигнуть мокши (освобождение из круговорота рождения и смерти, от всех страданий и ограничений материального существования).

Многие индуисты во время Махашиваратри стремятся прибыть к великой реке Ганге. Рано утром, после поста и очистительных служб, верующие до восхода солнца стремятся совершить омовение в Ганге, вознести молитвы Шиве, надеть чистую одежду, возвратиться в храмы и продолжить религиозные песнопения.