Новые органы управления назывались при петре 1. Социально-экономические реформы Петра I

Органы власти в России в XVII в.

  • Вспомните систему органов власти и управления в XVII в.


  • Петра не устраивала старая система государственного управления.

  • Она была медлительна, «патриархальна», в Думе и приказах почти не велась документация, а потому было невозможно установить персональную ответственность за исполнение решений.

  • Петр стремился заимствовать западные модели управления.


Идейные основы преобразований

  • XVII век - эпоха торжества рационализма.

  • Рационализм (от лат. Ratio – разум), философская теория, признающая разум основным источником истины, считающая основным фактором общественного развития человеческий разум, а не Божественное Провидение.

  • Рационализм породил представление о государстве не как о проявлении воли Бога, а как о результате деятельности людей.

  • Появилась теория общественного договора .

  • В чем состоит важнейшее утверждение теории общественного договора?


Идейные основы преобразований

  • Рационалисты считали: если государство было создано людьми для обеспечения своей безопасности, то люди могут и улучшить его.

  • Что следовало, с точки зрения рационалистов, сделать для создания идеального государства?

  • Написать идеальные законы и улучшить работу чиновников.

  • Почему Петру I взгляды рационалистов на теорию государственного управления пришлись по душе?

  • Потому что они убеждали: для создания идеального государства нужны лишь разум и воля.


Взгляды Петра I на систему управления

  • Подумайте, зачем здесь картина В. Серова.

  • Петр I был уверен, что твердо знает, в чем состоит счастье державы, а всякое сопротивление происходит лишь от неразумия и лени.

  • Роль монарха он видел в том, чтобы принудить народ к разумным действиям.

  • Для этого требовался сильный государственный аппарат.


Новые высшие органы власти

  • В 1701 г. Петр создал новый, ранее неизвестный в России орган власти – консилию министров .

  • Консилия (от лат. сonsilium – совещание) – совет.

  • На время отлучек царя из Москвы она сосредоточивала в своих руках всю полному власти.

  • Консилию возглавлял «князь-кесарь».

  • В консилии велись регистрация бумаг, протоколы заседаний, отчеты.

  • У каждого члена консилии был определенный круг обязанностей.


Новые высшие органы власти

  • Так в деятельности консилии Петр начал воплощать на практике теорию камерализма , согласно которой управление должно опираться на строгую отчетность и четкое разделение полномочий.

  • Патриархальный стиль работы сменился бюрократическим.

  • Петр – Ф.Ю. Ромодановскому в 1707 г.:

  • «Изволь объявить всем министрам, чтоб они всякие дела, о которых советуют, записывали, и каждый бы министр своею рукою подписывали.

  • И тем дурость каждого явлена будет!»


Сенат

  • В 1711 г. Петр создал Правительствующий Сенат .

  • На время отсутствия царя Сенат – коллективный глава государства.

  • Функции Сената:

  • Контроль за министрами, назначение чиновников, высшая судебная инстанция, законосовещательный орган при царе.

  • Решения в Сенате принимались единогласно .


Исчезновение Боярской думы

  • Петр I не издавал указа о ликвидации Боярской думы. Но с 1704 г. он перестал ее собирать.

  • Прекратились и пожалования в бояре. Старые бояре умирали, новые не появлялись. Дума постепенно исчезла сама собой.

  • Почему же Петр не жаловал боярство своим соратникам?

  • Традиция требовала, чтобы боярами становились выходцы из знатных семей.

  • Даже Петру было сложно идти против этой традиции.

  • К тому же для него само боярское звание было связано с ненавистной московской стариной.


Коллегии

  • В 1717–1721 гг. проведена реформа отраслевого управления.

  • Созданы коллегии.

  • Коллегия – группа лиц, образующих руководящий совещательный или распорядительный орган.

  • Группы коллегий:

  • Коллегии «вне групп»:

  • Юстиц-коллегия, вотчинная коллегия, Главный магистрат.


Функции коллегий

  • Иностранная – внешняя политика.

  • Военная – армия, строительство укреплений.

  • Адмиралтейская – флот, портовые сооружения.

  • Камер-коллегия – сбор доходов.

  • Штатс-коллегия – бюджетные расходы.

  • Ревизион-коллегия – контроль за деятельностью

  • штатс- и камер-коллегий.

  • Берг-коллегия – тяжелая промышленность.

  • Мануфактур-коллегия – легкая промышленность.

  • Коммерц-коллегия – торговля (внутренняя и внешняя)

  • Юстиц-коллегия – законодательство и судопроизводство.

  • Вотчинная коллегия – оформление юридических прав на

  • имения, разрешение поземельных споров, наследование.

  • Главный магистрат – управление городами.


Порядок работы коллегий

  • Коллегию возглавлял президент.

  • Его заместитель именовался вице-президентом.

  • Решения принимались большинством голосов членов коллегии.

  • При равенстве голосов голос президента коллегии считался за два голоса.

  • На практике могущественный президент коллегии почти всегда мог навязать рядовым членам коллегии выгодное ему решение.

  • Первые президенты «первейших» коллегий :

  • Иностранная – Г.И. Головкин.

  • Военная – А.Д. Меншиков.

  • Адмиралтейская – Ф.М. Апраксин.


Коллегии и приказы

  • Чем же отличались коллегии от приказов?

  • Коллегий было значительно меньше, сфера деятельности каждой – гораздо шире.

  • Не было областных коллегий, коллегии опирались на местные органы управления.

  • В коллегиях велось подробное делопроизводство, стиль их работы был не патриархальным, а бюрократическим.

  • Петр о коллегиях :

  • «Собрания многих персон…, в которых президенты или председатели не такую мочь имеют, как старые судьи – делали что хотели».


Местное управление

  • Реформа местного управления осуществлена раньше сенатской и коллежской – в 1707–1710 гг.

  • Россия разделена на губернии :


Местное управление

  • В 1711 г. армейские полки «расписаны» по губерниям, которые обязаны были их содержать:

  • Астраханский полк, Казанский полк, Московский полк…

  • Полки назывались не по месту своего пребывания, а по «шефствующей» губернии.

  • Для удобства управления губернии делились на провинции, провинции – на уезды (дистрикты).

  • Как создание такой системы управления повлияло на численность чиновничества?

  • Чиновничий аппарат многократно возрос.


Местное управление

  • Местное управление создавалось по шведскому образцу.

  • В Швеции низшим звеном управления был кирхшпиль (приход). Приходской совет состоял из пастора и выборных прихожан.

  • В России приходы звеном управления не стали.

  • Сенатское постановление :

  • «Всякие наряды и посылки бывают по указом из городов, а не от церквей; к тому ж и в уезде ис крестьянства умных людей нет».

  • О чем свидетельствует исключение приходов из системы государственного управления?


  • Для контроля за чиновниками Петр в 1711 г. учредил должность фискала (лат. Fiscalis – относящийся к казне).

  • Всех фискалов возглавлял обер-фискал , ему подчинялись провинциальные фискалы, им – фискалы.

  • Фискалы должны были следить, чтобы «никто от службы не ухоранивался и никакого худа не чинил», доносить о любых злоупотреблениях, поддерживать обвинения в суде.

  • Для поощрения усердия фискалов им полагалось вознаграждение в виде половины штрафа, наложенного на уличенного ими преступника.

  • Фискалы не несли ответственности за ложный донос: «то отнюдь в вину не ставить, ниже досадовать, под жестоким наказанием и разорением всего имения».


Органы государственного надзора

  • Почему Петр освободил фискалов от ответственности за ложный донос?

  • Царь предпочитал обвинить невиновного, нежели пропустить реальное преступление.

  • В результате ложных доносов оказалось очень много.

  • В 1714 г. после протестов митрополита Стефана Яворского ответственность за ложный донос была установлена: фискал получал то наказание, которое полагалось виновному, если бы донос подтвердился.

  • Однако и после этого преодолеть злоупотребления фискалов не удалось.

  • В 1722 г. обер-фискал А.Я. Нестеров был казнен за казнокрадство.


Органы государственного надзора

  • В 1722 г. гласный контроль за деятельностью государственных органов и судов был поручен прокуратуре .

  • Ее возглавлял генерал-прокурор – «око государево».

  • Ему подчинялись коллежские и губернские прокуроры.

  • Прокуроры обязаны были хранить «государев интерес» и предупреждать должностные правонарушения, особенно казнокрадство.


Государев Кабинет

  • Петр создал стройную систему государственных органов.

  • Эта стройность, однако, нарушалась самим положением монарха.

  • Как неограниченный монарх, Петр, с одной стороны, стоял во главе всей государственной машины, с другой стороны – мог вмешиваться в работу любого ее звена через голову вышестоящих звеньев.

  • Обладая колоссальной энергией, Петр постоянно лично вмешивался в работу, подгоняя своих соратников и, в то же время, контролируя их.


Государев Кабинет

  • Объем ежедневной работы Петра был огромен.

  • Царь даже писал:

  • «Возможно ль одному человеку за так многими усмотрить, воистину не точию человеку – ниже ангелу»

  • Поэтому в 1704 г. Петр создал собственную канцелярию – Кабинет.

  • Во главе Кабинета стоял кабинет-секретарь А.В. Макаров.

  • Через его руки проходили все направляемые царю документы.

  • На этом было основано могущество Макарова, перед которым заискивали многие крупные сановники.


Реформа церкви

  • После смерти патриарха Адриана в 1700 г. Пётр не разрешил избрать нового патриарха.

  • Как вы думаете, чем руководствовался Петр, запрещая выборы патриарха?

  • Церковь возглавил митрополит Стефан Яворский, избранный местоблюстителем патриаршего престола.

  • Имуществом церкви стал распоряжаться Монастырский приказ (упраздненный в 1667 г. и восстановленный в 1701 г.).


Реформа церкви

  • В 1721 г. был опубликован «Духовный регламент», написанный близким к царю архиепископом Феофаном Прокоповичем.

  • Феофан осуждающе писал, что народ помышляет, будто Высочайший Пастырь (патриарх) есть «второй Государь, Самодержцу равный», отчего «простые сердца развращаются».

  • Согласно Духовному регламенту патриаршество отменялось, а высшая власть в церкви передавалась Духовной коллегии – Святейшему Синоду.


Реформа церкви

  • По просьбе Петра восточные патриархи признали Св. Синод своим «братом во Христе», обладающим «равнопатриаршим достоинством».

  • Митрополитов и епископов назначал членами Св. Синода царь.

  • Св. Синод возглавлял президент (первоприсутствующий), ему были приданы два вице-президента.

  • Надзирал за деятельностью Синода светский чиновник – обер-прокурор Св. Синода, подчиненный генерал-прокурору.

  • Синод являлся государственным учреждением.


Реформа церкви

  • Священники под угрозой лишения сана и смертной казни обязывались доносить об антигосударственных замыслах, ставших им известными на исповеди.

  • Таким образом, духовенство принуждалось к нарушению тайны исповеди.

  • Число священников и монахов сокращено. Установлена норма – 1 священник на 150 дворов.

  • «Лишние» исключены из духовного сословия и записаны в подушный оклад.

  • Те из них, кто жил на помещичьей земле, стали крепостными.

  • Как сказались проведенные изменения на уважении к церкви?


Реформа церкви

  • Церковь полностью утратила свою независимость. Она не просто подчинилась светской власти, как при Алексее Михайловиче, но стала частью государственного аппарата.

  • Важнейшими функциями церкви стали: проповедь преданности государю, идеологическое обоснование действий государства, контроль за умами и настроениями подданных.

  • В свою очередь, государство заботилось об укреплении церковного контроля над подданными: преследовало раскольников, карало уклоняющихся от исповеди, поощряло иноверцев к переходу в православие.


Органы власти к 1725 г.


Дворянская служба

  • Как вы думаете: служба при Петре стала для дворян легче или тяжелее?

  • В XVII в. дворянин, хотя и служил пожизненно, пребывал на службе только во время походов и смотров, В петровскую эпоху он находился на службе (военной или гражданской) постоянно, годами не бывая в своем имении.

  • Правда, офицерам и чиновникам стали платить денежное жалование.

  • В 1714 г. Петр издал указ о единонаследии , запретив помещикам дробить имения при передаче их по наследству.

  • Имение получал один из сыновей, остальные должны были добывать пропитание на службе.

  • Пётр полагал, что это усилит служебное рвение.


Служба и чины

  • Какой принцип лежал в основе карьеры служилого человека в Русском государстве XV–XVII вв.?

  • Принцип местничества, основанный на служебных заслугах рода .

  • Когда было официально отменено местничество?

  • При Федоре Алексеевиче в 1682 г.

  • Несмотря на отмену местничества, продвижение по службе по-прежнему во многом зависело от «породы», т.е. от происхождения.


Служба и чины

  • Петр с самого начала царствования обращал внимания не на происхождение своих приближенных, а на их таланты.

  • Даже знатным дворянам пришлось начинать службу рядовыми в гвардии или мелкими канцеляристами.

  • Не пройдя низших ступеней службы, сделать карьеру было невозможно.

  • Как вы думаете: это укрепляло или ослабляло контроль государства над дворянством?

  • Укрепляло, поскольку единственным источником карьеры стали личные заслуги перед государством.

  • На предложение Военной коллегии определять знатность дворянина по числу принадлежащих ему дворов Пётр ответил: «Знатное шляхетство по годности считать!»


Табель о рангах


Табель о рангах


Подводим итоги

  • Государственный аппарат при Петре стал работать на основе профессиональных бюрократических принципов управления.

  • Была создана единая система управления и надзора в центре и на местах.

  • Армия стала регулярной.

  • Церковь окончательно превратилась в элемент государственного аппарата.

  • Карьера дворянина стала зависеть не от происхождения, а исключительно от личных служебных заслуг.

  • Зависимость дворянства от государственной власти возросла.

  • Как называется такая политическая система?


Подводим итоги

  • Петровская эпоха – время окончательного утверждения в России абсолютизма.

  • Абсолютизм – монархия, в которой власть монарха не ограничен выборными представительными органами, опирается на развитой бюрократический аппарат и подчиняется закону.

  • Сам Пётр I называл созданное им государство регулярным .


Источники иллюстраций

  • Слайд №3. http://www.artsait.ru/art/m/matveev/main2.htm

  • Слайд №6. http://www.artsait.ru/foto.php?art=s/serov/img/83&n=%20%D1%E5%F0%EE%E2%20%C2%E0%EB%E5%ED%F2%E8%ED%20%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED%E4%F0%EE%E2%E8%F7.%20%CF%E5%F2%F0%20I.%20%D4%F0%E0%E3%EC%E5%ED%F2.%201907

  • Слайд №7. http://21region.org/news/world_news/38751-mistika-ropshinskogo-dvorca.html

  • Петр Первый (1672 — 1725) — русский царь, самостоятельно правил с 1689 по 1725 годы. Провел масштабную реформу всех областей жизни России. Художник Валентин Серов, посвятивший Петру целый ряд произведений Петру так описывал его: «Он был страшный: длинный, на слабых, тоненьких ножках и с такой маленькой, по отношению ко всему туловищу, головкой, что больше должен был походить на какое-то чучело с плохо приставленной головою, чем на живого человека. В лице его был постоянный тик, и он вечно «кроил рожи»: мигал, дергал ртом, водил носом и хлопал подбородком. При этом шагал огромными шагами, и все его спутники принуждены были следовать за ним бегом» .

    Предпосылки реформ Петра Первого

    Петр принял Россию отсталой, находящейся на задворках Европы, страной. Московия не имела выходов к морю, за исключением Белого, регулярной армии, флота, развитой промышленности, торговли, система государственного управления была допотопной и неэффективной, отсутствовали высшие учебные заведения (только в 1687 гуду в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия), книгопечатание, театр, живопись, библиотеки, не только народ, но многие представители элиты: бояре, дворяне, — не знали грамоты. Не развивались науки. Властвовало крепостное право.

    Реформа государственного управления

    - Петр заменил приказы, не имевшие четких обязанностей, коллегиями, прообразом будущих министерств

    • Коллегия иностранных дел
    • Коллегия военная
    • Коллегия морская
    • Коллегия для торговых дел
    • Коллегия юстиции…

    Коллегии состояли из нескольких чиновников, старший назывался председателем или президентом. Все они подчинялись генерал-губернатору, входившему в Сенат. Всего было 12 коллегий.
    - В марте 1711 года Петр создал Правительствующий сенат. Сначала его функцией было управлением страной в отсутствии царя, затем он стал постоянным учреждением. В Сенат входили президенты коллегий и сенаторы — назначенные царем люди.
    - В январе 1722 года Петр издал «табель о рангах», насчитывающую 14 классных чинов от Государственного канцлера (первый ранг) до коллежского регистратора (четырнадцатый)
    - Петр реорганизовал систему тайной полиции. С 1718 года Преображенский приказ, ведавший делами политических преступлений, был преобразован в Тайную розыскных дел канцелярию

    Церковная реформа Петра

    Петр упразднил патриаршество — практически независимую от государства церковную организацию, и создал вместо неё Святейший Синод, все члены которого назначались царем, чем ликвидировал автономию духовенства. Петр проводил политику веротерпимости, облегчив существование старообрядцев и разрешив свободно исповедовать свою веру иностранцам.

    Административная реформа Петра

    Россия была разделена на губернии, губернии делились на провинции, провинции — на уезды.
    Губернии:

    • Московская
    • Ингермандландская
    • Киевская
    • Смоленская
    • Азовская
    • Казанская
    • Архангелогородская
    • Сибирская
    • Рижская
    • Астраханская
    • Нижегородская

    Военная реформа Петра

    Петр заменил иррегулярное и дворянское ополчение постоянной регулярной армией, комплектовавшейся рекрутами, набиравшимися по одному с каждого из 20 крестьянских или мещанских дворов в великорусских губерниях. Построил мощный военный флот, сам написал воинский устав, приняв за основу шведский.

    Петр превратил Россию в одну из сильнейших морских держав мира, имеющую 48 линейных и 788 галерных и прочих судов

    Экономическая реформа Петра

    Современная армия не могла существовать без государственной системы снабжения. Для снабжения армии и флота: оружием, обмундированием, продовольствием, расходными материалами — требовалось создать мощное промышленное производство. К концу царствования Петра в России действовало около 230 фабрик и заводов. Были созданы фабрики, ориентированные на производство стекольной продукции, пороха, бумаги, парусины, полотна, сукна, красок, канатов, даже шляп, организована металлургическая, лесопильная, кожевенная промышленность. Для того, чтобы изделия русских мастеров были конкурентноспособны на рынке, были введены высокие таможенные пошлины на европейские товары. Поощряя предпринимательскую деятельность, Петр широко пользовался выдачей кредитов для создания новых мануфактур, торговых компаний. Крупнейшими предприятиями, возникшими в эпоху петровских преобразования, были, созданные в Москве, Петербурге, Урале, Туле, Астрахани, Архангельске, Самаре

    • Адмиралтейская верфь
    • Арсенал
    • Пороховые заводы
    • Металлургические заводы
    • Полотняное производство
    • Производство поташа, серы, селитры

    К концу царствования Петра I Россия имела 233 завода, в том числе более 90 крупных мануфактур, построенных в течение его царствования. За первую четверть ХVIII века на верфях Петербурга и Архангельска построено 386 разных кораблей, в начале века России выплавляли около 150 тысяч пудов чугуна, в 1725 году — более 800 тысяч пудов, Россия догнала Англию по выплавке чугуна

    Реформа Петра в области образования

    Армии и флоту требовались квалифицированные специалисты. Поэтому Петр большое внимание уделял их подготовке. В годы его правления были организованы в Москве и Петербурге

    • школа математических и навигационных наук
    • артиллерийская школа
    • инженерная школа
    • медицинская школа
    • морская академия
    • горные школы при Олонецких и Уральских заводах
    • Цифирные школы для «детей всякого чина»
    • Гарнизонные школы для детей солдат
    • Духовные школы
    • Академия наук (открылась через несколько месяцев после смерти императора)

    Реформы Петра в области культуры

    • Издание первой в России газеты «Санкт-Петербургские ведомости»
    • Запрет на ношение боярами бород
    • Учреждение первого русского музея — Кунскамеры
    • Требование к дворянству носит европейское платье
    • Создание ассамблей, где дворяне должны были появляться вместе с женами
    • Создание новых типографий и перевод на русский многих европейских книг

    Реформы Петра Первого. Хронология

    • 1690 — Созданы первые гвардейские полки Семеновский и Преображенский
    • 1693 — Создание верфи в Архангельске
    • 1696 — Создание верфи в Воронеже
    • 1696 — Указ о создании в Тобольске оружейного завода
    • 1698 — Указ о запрете ношения бороды и предписывающий дворянам ношение европейской одежды
    • 1699 — Роспуск стрелецкого войска
    • 1699 — создание торговых и промышленных предприятий, пользующихся монополией
    • 1699, 15 декабря — Указ о реформе календаря. Новый год начинается 1 января
    • 1700 — Создание Правительственного Сената
    • 1701 — Указ, запрещающий опускаться на колени при виде государя и снимать шапку зимой, проходя мимо его дворца
    • 1701 — Открытие в Москве школы математических и навигационных наук
    • 1703, январь — выход в Москве первой русской газеты
    • 1704 — Замена Боярской думы консилией министров — Советом начальников приказов
    • 1705 — Первый указ о рекрутском наборе
    • 1708, ноябрь — Реформа административного управления
    • 1710, 18 января — указ об официальном введении русского гражданского алфавита вместо церковнославянского
    • 1710 — Основание в Петербурге Александро-Невской лавры
    • 1711 — вместо Боярской думы создан Сенат из 9 членов и обер-секретаря. Денежная реформа: чеканка золотой, серебряной и медной монет
    • 1712 — Перенос столицы из Москвы в Санкт-Петербург
    • 1712 — Указ о создании коневодческих хозяйств в Казанской, Азовской и Киевской губерниях
    • 1714 , февраль — Указ об открытии цифирных школдля детей дьяков и священников
    • 1714, 23 марта — Указ о майорате (единонаследии)
    • 1714 — Основание в Петербурге государственной библиотеки
    • 1715 — Создание приютов для неимущих во всех городах России
    • 1715 — Поручение коммрец-коллегии организовать обучение русских купцов за границей
    • 1715 — Указ о поощрении выращивания льна, конопли, табака, тутовых деревьев для шелкопрядов
    • 1716 — Перепись всех раскольников для двойного налогообложения
    • 1716, 30 марта — Принятие воинского устава
    • 1717 — Введение свободной торговли зерном, аннулирование некоторых привилегий иностранным купцам
    • 1718 — Замена Приказов Коллегиями
    • 1718 — Судебная реформа. реформа налогообложения
    • 1718 — Начало переписи населения (продолжалась до 1721 года)
    • 1719, 26 ноября — Указ об учреждении ассамблей — вольных собраний для забавы и дела
    • 1719 — Создание инженерной школы, учреждение Берг-коллегии для управления горнорудной промышленностью
    • 1720 — Принят Морской устав
    • 1721, 14 января — Указ о создании Духовной коллегии (будущего Священного Синода)

    Введение

    1. Государственные реформы первой четверти XVIII в. как начало перестройки органов власти и управления

    1.1 Формирование нового государственного аппарата управления при Петре I

    1.2 Централизация государственного аппарата

    2. Реформы органов власти и управления Петра I

    2.1 Перестройка центральных органов власти и управления

    2.2 Реформирование местного управления

    Заключение

    Список использованной литературы

    Введение

    Личность Петра I (1672-1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Различные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки, обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях.

    В конце XVII в. наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий.

    Между старым, родовитым боярством и служивыми людьми дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов, которые боролись и против дворян, и против бояр, т.к они все были феодалами-крепостниками. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств - Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь, были захватить и подчинить себе русские земли.

    Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной.

    Рассматривая жизнь и деятельность Петра, нельзя забывать о том, что он творил в условиях внутренней и внешней борьбы: внешняя - постоянные военные действия, внутренние - это оппозиция.

    Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что Петровские преобразования носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства.

    Стремительный рост России в первой четверти ХVIII века поражает не только нас, но поражал и современников Петра. Вся Европа того времени наблюдала и дивилась тому, как это государство пробудило дремавшие внутри силы и проявило тот потенциал энергии, который оно так долго скрывало в своей глубине.

    В работе использованы труды крупнейших представителей отечественной истории государства и права, таких как Буганов В.И., Валишевский К.И., Заичкин И.А., Исаев И.А., Ключевский В.О., Мавродин В.И. и других.

    Цель работы состоит в том, чтобы на основе историко-правового анализа выявить, роль преобразований Петра I в развитии российской государственности.

    Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

    рассмотреть государственные реформы первой четверти XVIII века;

    изучить процессы централизации государственного аппарата;

    охарактеризовать перестройку центральных органов власти и управления;

    проанализировать реформирование сферы местного самоуправления.

    Объектомисследования является общественно-правовая действительность в эпоху Петровских реформ.

    Предметом исследования являются Петровские преобразования и их последствия для государственности России.

    Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания и частнонаучные методы изучения правовых явлений: формально-логические (анализ и синтез, индукция и дедукция и др.), конкретно-исторический, системный, историко-правовой, сравнительно-правовой, технико-юридический и др.

    Структура курсовой работы: введение, две главы, состоящие из четырех параграфов, заключение и список использованной литературы.

    1. Государственные реформы первой четверти XVIII в. как начало перестройки органов власти и управления

    1.1 Формирование нового государственного аппарата управления при Петре I

    В период сложившейся в России абсолютной монархии времен Петра Iдля более свободного осуществления торгово-промышленной деятельности в городах предлагалось учредить органы городского самоуправления, состоявшие частично из чиновников, частично из выборных от городского населения.

    Одна из главных задач государя - создать систему хороших законов и установить контроль за их исполнением. Высшей судебной инстанцией предлагалось сделать Боярский суд, в приказах следовало иметь судей, назначенных царем или правительством, а на местах судебные функции отдать воеводам и городским судьям, избранным горожанами .

    Становление абсолютной монархии в России проходило сложным и противоречивым путем. Сохраняющаяся экономическая и политическая сила феодальной аристократии придавала ей особые государственные и правовые формы. Непоследовательная политика в отношении нарождающихся буржуазных слоев осложняла процессы экономического развития. Огромные размеры территории обусловили особый стиль государственного управления. Тем не менее, российский абсолютизм имел все черты, характерные для данного типа государственности.

    Для абсолютизма характерно стремление рационально регламентировать правовое положение каждого из существующих сословий. Такое вмешательство могло носить как политический, так и правовой характер. Законодатель стремился определять правовой статус каждой социальной группы и регулировать ее социальные действия.

    Процесс централизации затронул и систему местных органов: с 1726 г. по всей территории государства рядом с органами местного самоуправления (губные, земские избы, городовые приказчики) стали появляться воеводы. К концу XVII в. их число возросло до 250, они сосредоточили всю административную, судебную и военную власть на местах, подчиняясь Центру.

    Уже к 80-м гг. XVII в. воеводы по всей территории страны вытеснили выборные местные органы. Воеводы руководили вверенными им территориальными округами-уездами, а в конце XVII в. некоторые из них поднялись на более высокий уровень: были образованы более крупные административные единицы - разряды (предшественники будущих губерний).

    Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах. Ее принятие (1722) свидетельствовало о возникновении ряда новых обстоятельств: Бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило аристократическое (связанное с принципом местничества). Профессиональные качества, личная преданность и выслуга стали определяющими для продвижения по службе.

    Признак бюрократии как системы управления - это вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции . Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными - его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.

    Сформулированная Табелью о рангах новая система чинов и должностей юридически оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты его служебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, и он мог передавать титул по наследству; с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство. Принцип выслуги тем самым подчинял принцип аристократический.

    Табель о рангах уравнивала военную службу с гражданской: чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе были аналогичными. Практика выработала способ прохождения лестницы служебных чинов ускоренным образом (в основном это касалось только дворян): уже после рождения дети дворян-аристократов записывались в должность и по достижении ими 15-летнего возраста имели достаточно важный чин. Такая юридическая фикция была обусловлена пережитками старых принципов службы и основывалась на фактическом господстве в аппарате дворянской аристократии.

    Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степень квалификации определялась не только чином, но и образованием, специальной подготовкой. Обучение дворянских недорослей часто осуществлялось в принудительном порядке (за уклонение от учебы налагались взыскания). Дети дворян по разнарядке направлялись на учение, от уровня их подготовки зависели многие личные права (например, право на вступление в брак).

    Абсолютная монархия - форма правления, при которой монарху юридически принадлежит вся полнота власти . В этот период ликвидируются старые сословно-представительные институты и происходит максимальная концентрация власти. С 1653 г. Земские соборы более не собирались, вместо них правительство созывало сословные совещания. Но уже с начала XVIII в. и они перестали собираться, В 1721 г. Сенат совместно с Духовным Синодом преподнес Петру I титул императора. Россия стала империей.

    Бюрократизация государственного аппарата проходила на разных уровнях и в течение длительного периода. Объективно она совпала с процессами дальнейшей централизации властных структур. Уже во второй половине XVII в. исчезли остатки иммунитетных феодальных привилегий и последние частновладельческие города.

    Усиление власти царя выразилось в создании в 1704 г. Кабинета Петра I - учреждения, имеющего характер личной канцелярии главы государства по многим вопросам законодательства и управления. Аппарат Кабинета состоял из кабинет-секретаря и нескольких подьячих, именовавшихся канцеляристами, подканцеляристами и копиистами. Кабинет имел характер военно-походной канцелярии царя, куда поступали полковые табели и другие военные и финансовые документы. Чиновники Кабинета вели ежедневный «Юрнал», т.е. запись местонахождения и времяпрепровождения царя, в которой отражались не только придворные, но и военные события. Петр I передавал на хранение в Кабинет все бумаги, чертежи и книги.

    Со временем роль Кабинета возросла. Через него Петр I вел переписку с русскими посланниками за границей, губернаторами, а также переписку по горным и мануфактурным делам (о выдаче привилегий, о казенных заводах, штатах и т.д.). В Кабинет адресовались челобитные, жалобы и даже доносы от подданных. Кроме того, именно через Кабинет Петр I поддерживал связь с Сенатом, Синодом, коллегиями и губернаторами. Прекратил существование этот орган в 1727 г., после смерти Петра.

    В феврале 1711 г. был учрежден Правительствующий Сенат. С этого времени Боярская Дума - последний гос. орган, ограничивающий власть монарха – была упразднена. Также была ликвидирована Консилия министров. Вместо них и был учрежден постоянно действующий высший правительственный коллегиальный орган - Сенат «для всегдашних наших в сих войнах отлучек», а потому слушаться Сенат предписывалось как его самого. Царь лично написал текст присяги для сенаторов. В ней, в частности, содержались слова: «Обещаюся... перед господом Богом, сотворившим всяческая, что мне честно и чисто, неленостно, но паче ревностно исполнить звание свое».

    На первых порах Сенат состоял из лиц, назначаемых царем, затем стал собранием президентов коллегий, с 1722 г. состав его был смешанным, включал как президентов коллегий, так и специально назначенных членов - сенаторов, коллегиям чуждых. Этот орган госуправления ведал вопросами правосудия, расходами казны и налогами, торговлей, контролем за административными лицами всех уровней.

    При Сенате имелись: разрядный стол (позднее его сменила герольдическая контора), который ведал учетом дворян, прохождением ими службы, назначением на государственные должности и расправная палата - для расследования служебных преступлений.

    Сначала функции Сената были законосовещательными и исполнительными. Он должен был заботиться о соблюдении правосудия, о государственных доходах («денег как можно больше сбирать, понеже деньги суть артерия войны») и расходах, о явке дворян на военную службу и т.п.


    Организовывать и контролировать деятельность Сената было поручено генерал-прокурору , в обязанности которого входило: «сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во всех делах, которые к сенатскому рассмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по регламентам и указам отправлял». Генерал-прокурор также созывал сенаторов, следил за исправностью посещения ими заседаний, сам присутствовал на них. Он со своим помощником – обер-прокурором осуществляли гласный надзор за деятельностью всех учреждений. Генерал-прокурору, ответственному только перед царем, подчинялись коллегии и придворные суды. Все дела, поступавшие в Сенат, проходили через его руки.

    ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

    ПРИ ПЕТРЕ I

    Сенат был органом надзора за правительственным аппаратом и должностными лицами. Этот надзор осуществляли «блюстители чиновничьей нравственности» - фискалы . В их обязанности входило тайно подслушивать, «проведывать» и доносить обо всех преступлениях, наносивших вред государству: нарушении законов, казнокрадстве, взяточничестве и т.д. За несправедливые доносы фискал не наказывался, а за правильные - получал вознаграждение равное половине судебного штрафа с уличенного им должностного лица. Руководили их деятельностью входящие в состав Сената генерал-фискал и обер-фискал. Им были подчинены фискалы при коллегиях, провинциальные фискалы в губерниях и городовые фискалы в городах.

    В отличие от Боярской думы Правительствующий сенат уже в первые годы своей деятельности стал бюрократическим учреждением со штатом назначаемых чиновников, делопроизводителей и подведомственными учреждениями.

    Сенат сыграл большую роль в укреплении абсолютизма. Он сосредоточил за собой руководство центральными и местными органами госуправления, и его решения не подлежали обжалованию.

    После смерти Петра I роль Сената как органа, руководившего деятельностью центральных учреждений управления, стала снижаться.

    В 1726 г. для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Верховный Тайный Совет с очень узким составом. Решающую роль в его деятельности играли Меньшиков и его ближайшие сторонники. Сенат и коллегии после смерти Петра фактически подчинялись Верховному Тайному Совету. В 1730 г. он был упразднен.

    В 1731 г. учрежден Кабинет министров , который носил вначале совещательный характер, но по указу от 1735 г. ему были даны законодательные полномочия. Коллегии и местные органы госуправления осуществляли свои полномочия, предоставляя в кабинет министров рапорты и доклады. Он работал до 1741 г.

    Деятельность Сената вновь активизировалась. Помимо Сената вопросы общегосударственного характера решались созданным в 1741 г. Кабинетом его Величества , во главе которого стоял секретарь императрицы Елизаветы Петровны .

    При Петре III был учрежден Императорский Совет , который состоял из 8 чел.

    Екатерина II в 1769 г. создала Совет при высочайшем дворе . Вначале он занимался военными вопросами, а затем и внутренней политикой страны. В него входили руководители центральных органов управления, и действовал он до 1801 г.

    До создания коллегий центральными органами управления являлись приказы .

    На протяжении XVI-XVII вв. существовало около 100 приказов. Однако нельзя считать, что все они действовали одновременно. Постоянно функционировали лишь 40-50, остальные возникали и прекращали свою деятельность по мере надобности. Важнейшими приказами были три: Посольский, Разрядный и Поместный. Они являлись основным стержнем системы государственного управления России на протяжении более чем 200 лет. В неопределенности числа приказов состояла суть самого приказного строя - текучего, изменявшегося, приспосабливавшегося к различным историческим условиям и в то же время неизменного. Приказная система была для своей эпохи достаточно гибкой, эффективной и одновременно простой и удобной. Над всем царил обычай, проверенный веками опыт: приказные люди легко разбирались в хитросплетениях разнородных дел.

    Все приказы делятся натри большие группы: 1) Приказы общегосударственной компетенции, 2) Дворцовые, 3) Патриаршие. Первая группа приказов сосредоточивала в себе основные функции по управлению Российским государством. Она являлась самой многочисленной и включала в себя как постоянные, так и временные Приказы.

    Централизация и систематизация приказного управления в XVII в. оказывалась невозможной потому, что в основе образования и функционирования приказной системы лежали такие принципы, которые не позволяли ей сложиться в строгую систему отраслевого управления. Сосредоточение в отдельных приказах разнообразных дел сочеталось с распылением однородных, идентичных дел между несколькими приказами, что создавало своеобразную ведомственную чересполосицу. Например, Посольский приказ занимался не только внешней политикой, но и массой других дел; в нем вели учет живших в России иностранцев, ведали касимовскими татарами, выкупом пленных и т. д. С 60-х гг. XVII в. Посольский приказ заведовал почтой, делами донских казаков, судом и сбором таможенных и кабацких доходов, назначением воевод, приказных людей и т.д. Поместно-вотчинные дела судились в Поместном приказе, но они же входили в компетенцию некоторых других приказов: Разрядного, Сибирского, Казанского.

    Полнота прав, присущая деятельности таких территориальных приказов, как Казанский, Астраханский, Сибирский, Смоленский, противоречила функционированию «отраслевых» приказов - Посольского, Разрядного, Поместного и иных. До конца существования приказной системы большая часть страны управлялась через территориальные (областные) приказы. Они обладали всей полнотой власти центральных учреждений, но только на определенной территории. Для того времени это было наиболее приемлемо для целостности государства и самодержавной власти.

    В XVII в. отношения между приказами не регулировались каким-то определенным законом. На практике вырабатывались приемы сношений между учреждениями, которым приказные служащие традиционно следовали. Приказы не могли давать распоряжения тем государственным учреждениям, которые были подчинены другим приказам. Специфической чертой приказного строя являлось существование своеобразной системы объединения приказов, состоявшей из главного приказа и присудов (так, в подчинение Посольского приказа попали Малороссийский, Новгородский и др.). Присуды не имели собственных судей. Такой приказ, не меняя внутренней структуры, входил в подчинение другому приказу и имел общего с ним судью, который был судьей начальствующего приказа. Он наряду с делами своего приказа разбирал дела присуда. Последние легко превращались в столы главного приказа и могли «странствовать» из одного приказа в другой.

    Ликвидация приказа как самостоятельной единицы еще не означала, что в будущем у него нет перспективы возродиться в виде самостоятельного учреждения - полноценного приказа. Такая неопределенность приказной структуры позволяла приказам сливаться и разъединяться.

    Через приказы государство осуществляло не только дипломатические функции, отраслевое или территориальное управление, но и управление социальными группами, которые формировались и существовали в виде специфических общественно-служилых категорий - чинов. Т.о., приказы являлись и судебными, и административными органами. В судебной сфере процесс централизации также не был ни последовательным, ни прямолинейным. Например, Поместный приказ содержал два полка и вел самостоятельно суд и расправу.

    Финансирование приказов отражало суть приказной системы: создаваемые приказы были поручением, и под него изыскивался источник финансирования, будь то специальный налог или извлеченная из кассы другого приказа сумма. Кроме того, к приказу была прикреплена определенная территория, с населения которой он взимал налоги. С годами складывались определенные связки приказов дохода и приказов расхода. Но основная масса денег распределялась бессистемно: если в одном приказе были деньги, они шли в тот, где их не хватало.

    Петр I стремился приспособить приказную систему к нуждам государства (в основном военным). В 1689 г. был образован Преображенский приказ, первоначально ведавший делами Преображенского и Семеновского солдатских полков.

    Во время подготовки ко второму Азовскому походу в 1696 г. создается Корабельный или Адмиралтейский приказ, занимавшийся строительством кораблей, их вооружением и снаряжением.

    В 1700 г. был образован Провиантский приказ для централизованного снабжения войска продовольствием и обмундированием. В это же время Рейтарский и Иноземный приказы были объединены в один и получили название Приказа военных дел.

    Отмечая серьезные недостатки приказной системы управления, надо сказать, что она все же выполнила свою роль по централизации Российского государства.

    На материалах Посольского приказа - одного из важнейших в системе управления - можно восстановить иерархию служебных должностей на государственной службе в XVII в.:

    1) Думные чины: бояре, окольничий, думные дворяне, думные дьяки.

    2) Дворяне по московскому списку: переводчики 1-й статьи, переводчики 2-й статьи, толмачи (переводчики).

    4) Подьячие 1-й статьи: золотописцы 1-й статьи, подьячие 1-й, 3-й статей, неверстанные подьячие.

    5) Служилые люди по отечеству: переводчики 1-й статьи, переводчики 2-й статьи, толмачи, станичные головы, станичники.

    6) Служилые люди по прибору: переводчики 1-й статьи, переводчики 2-й статьи, золотописцы 2-й статьи, толмачи, станичники, приставы, сторожа.

    Каждый, кто поступал на службу в Посольский приказ, независимо от социального положения, причислялся к служилому сословию. Таким образом, данная реконструкция является попыткой соотнести положение того или иного служащего как в Посольском приказе, так и в обще приказной иерархии.

    Коренная перестройка приказной системы произошла в период с 1717 по 1720 гг., когда вместо приказов были созданы коллегии . За образец создания системы центрального управления была выбрана шведская система, считавшаяся тогда лучшей в Европе. Главной ее особенностью была коллегиальность. Предполагалось, что коллегиальное решение дел позволит соединить познания для поиска наилучших решений («что один не постигнет, постигнет другой»), а принятие решений ускорится, они будут авторитетнее и независимее. Была надежда и на то, что казнокрадство и взяточничество - пороки приказной системы - будут изжиты.

    Всего было учреждено 12 коллегий:

    Военная коллегия ведала сухопутными войсками, занималась подготовкой офицеров, рекрутскими наборами, вооружением и финансированием армии. В ее ведении находилось вещевое и провиантское снабжение армии, а также строительство военных укреплений.

    Адмиралтейская коллегия ведала постройкой как военного, так и торгового флота, осуществляла управление военно-морскими силами государства, подготовкой офицеров, матросов, снабжением, финансирование и вооружением. Кроме того, коллегия ведала лесным хозяйством, т.к. флот в те времена строился из леса.

    Коллегия иностранных дел осуществляла руководство вешними связями: приемом и отправлением посольств, дипломатическим делопроизводством и т.д.

    Камер-коллегия являлась главным органом финансовых доходов государства. В ее ведении были соляные промыслы, монетное дело, государственные дороги снабжения хлебом во время неурожаев.

    Штатс-контор-коллегия или штатс-контора ведала вопросами госрасходов на содержание армии, вопросами государственной казны, выдавала денежные суммы по указанию царя или Сената.

    Ревизион-коллегия была наделена функциями финансового контроля - следила за расходованием денежных средств центральными и местными учреждениями путем сверки приходных и расходных книг.

    Берг-коллегия управляла горнорудной и металлургической промышленностью.

    Мануфактур-коллегия руководила строительством казенных мануфактур, следила за их работой.

    Коммерц-коллегия осуществляла руководство внешней торговлей. В ее ведении был экспорт корабельного леса, мехов и др. товаров, вывоз которых составлял монополию государства.

    Юстиц-коллегия ведала судом, назначением на судебные должности.

    Делами духовенства занималась созданная в 1721 г. Духовная коллегия . Затем она была переименована в Святейший правительственный Синод .

    Подчинялись они царю и Сенату. Функции и полномочия их были четко определены, унифицировано организационное устройство, делопроизводство. Основной формой деятельности коллегии было заседание ее общего присутствия, которое образовывали президент, вице-президент, 4-5 советников и 4 асессора (помощника). Для надзора за деятельностью президентов коллегий в них были назначены прокуроры, подчиненные генерал-прокурору Сената.

    Во главе коллежской канцелярии стоял секретарь, в ведении которого находился ее штат: нотариус или протоколист, отвечавший за протоколы заседаний; регистратор, обязанностью которого было вести учет входящих и исходящих документов; актуариус - хранитель документов: переводчик и множество писцов и копиистов.

    В коллегиях был установлен следующий порядок рассмотрения дел: вся корреспонденция в нераспечатанном виде через дежурного чиновника поступала в присутствие. Указы государя распечатывал лично председатель, прочие бумаги - старший член коллегии. После регистрации документа секретарь докладывал о его содержании присутствию, причем сначала рассматривались дела государственные, затем частные. Члены присутствия заявляли свои мнения по очереди, начиная с младших, не повторяясь («снизу, не впадая один другому в речь»). Дела решались «по множайшему числу голосов». Если количество поданных «за» и «против» голосов было равным, то перевес брала та сторона, на которой был председатель. Протокол и решение подписывались всеми присутствующими.

    Преимущества коллегий по сравнению с приказами заключались в коллегиальном обсуждении и решении дел, единообразии организационного устройства, более четкой компетенции. Деятельность и делопроизводство коллегий были строго регламентированы законом.

    К сожалению, не всем замыслам Петра I суждено было сбыться. На практике коллежская система оказалась не столь эффективной, как рассчитывал ее создатель. Это было связано с недостатками нормативных документов, лежавших в основе их деятельности, многие недостатки унаследовались из приказной системы. Кроме того, сам принцип коллегиальности работал далеко не всегда: реально решающее влияние на принятие решений оказывали президенты коллегий.

    В 1720 г. был образован Главный магистрат . Состав его назначался царем из купечества, имел коллегиальное устройство и предназначался для руководства деятельностью городской торговли.

    В результате проведения петровских реформ большое количество приказов было заменено несколькими коллегиями, что позволяло установить повсеместный контроль за их деятельностью. Деятельность коллегий простиралась на всю территорию России. Однако реформы не были до конца последовательными Петра I. Отраслевой принцип не был до конца выдержан. Так, Берг, Мануфактур и Коммерц коллегия подчас выполняла судебные и финансовые дела (занимались сбором таможенных пошлин, сбором налогов и т.д.).

    Кроме этого, коллегии не охватывали всех сторон госуправления: почту, полицию, просвещение, медицину, не подчиняли себе дворцовые землеуправление. Помимо этого, параллельно с коллегиями действовали приказы. Дворцовыми землями и крестьянами управлял Приказ большого Дворца.В 70-80-е гг. XVIII в. большинство коллегий были упразднены. Сохранились лишь четыре коллегии: Военная, Адмиралтейская, Иностранных дел и Медицинская.

    Однако в 1796 г. коллегии вновь были восстановлены, и подчинялись «директору над коллегией», имевшего право личного доклада царю.

    Удобная навигация по статье:

    Система органов государственной власти при Петре I

    Формирование новой системы управления при Петре I

    До окончания Северной воны органы государственного управления при Петре Первом в России не имели особых отличий. Однако, после окончания военных действий против Швеции и победы русское государство заняло своё почётное место на международной арене. Учитывая эти события, в 1721 году Сенат провозглашает царя Петра императором, а также «отцом Отечества» и «Великим».

    С этого дня император приобрёл более обширные полномочия, нежели были до этого у царя периода так называемой сословно-представительной монархии. В государстве не осталось больше ни одного государственного органа управления, который бы мог хоть как то ограничить императорскую волю и власть. Только сам Пётр Первый имел право издавать законы, полностью формируя по своему усмотрению законодательную основу державы и только император мог осуществлять через Синод суд. Таким образом, каждое решение и приговор суда выносилось от имени государя. Император лишил русскую Церковь автономии и полностью подчинил её государству, упразднив должность патриарха.

    Абсолютизм Петра I

    Власть императора была настолько неоспоримой в государстве, что Петру без труда удалось изменить порядок наследования престола в Российской империи. До этого право управления страной переходило от сыну от отца, а в случае отсутствия законного наследника, будующий правитель мог быть избран Земским собором. Однако, сам Пётр считал, что данный устаревший порядок не соответствует идеям абсолютной монархии и если наследник не является хорошим кандидатом, то император должен иметь право отказать ему в праве занять престол, выбрав самостоятельно нового правителя. Естественно, что под «недостойным наследником» Пётр, в первую очередь, имел ввиду собственного сына, который посмел выступить против реформ отца.

    Учреждение Правительсвующего Сената в 1711 году

    В этот же период в качестве высшего учреждения петровской администрации выступал Правительствующий Сенат, которым государь заменил прежнюю неэффективную Боярскую думу. Двадцать седьмого февраля 1711 года, перед выступлением в военный Прутский поход, царь подписал указ, согласно которому, в то время, когда Петра нет в столице всё управление государством переходило в руки Правительствующему Сенату. В Сенате присутствовали девять членов и обер-секретарь.

    Функции и властные полномочия Сената

    Сенат выполнял следующие функции:

    • рассмотрение дел в качестве высшей судебной инстанции;
    • решение вопросов, которые были связаны с ведением военных действий на террирориях, принадлежащих русскому государству;
    • заслушивание отчётов комиссий;
    • рассмотрение различного рода жалоб, а также смещение и назначение начальников разных категорий и пр.

    Вместе с этим управляющим органом русский монарх учредил в провинциях фискалов и посадил в Сенате обер-фискала. В обязанности данных чиновников входил надзор за соблюдением законности в губернских и центральных учреждениях. Позже, все эти обязанности вошли в фактическую деятельность генерал-прокурора, который по указу царя должен был присутствовать и следить за порядком на каждом заседании Правительствующего Сената. Самым первым обер-прокурором царь назначил Павла Ягужинского.

    И хотя Сенат был учреждён в качестве временного решения для осуществления управления государством во время отсутствий в стране царя, это учреждение продолжило существовать и после возвращения Петра Первого из Прутского похода, представляя собой высший государственный – контрольное, судебное и административное.

    Учреждение прокуратуры в 1722 году

    1722 год считается началом российской прокуратуры. В этот же период была учреждена и особая должность рекетмейстера, рассматривающего жалобы и принимающего решения по несправедливому решению коллегий. Обо всех подобных делах рекетмейстер должен был доносить в Сенат, требуя скорого решения вопроса, а иногда в его обязанности входил доклад об этом самому императору.

    Вышеописанная должность была полностью упразднена только в 1763 году при реорганизации этого управляющего органа. Кроме этого, в подчинении у Правительствующего Сената был и герольдмейстер, который представлял собой должностное лицо, ведавшее всеми делами высшего дворянского сословия. Например, в обязанности этого должностного лица входил учёт дворян, их назначение на государственную службу, контроль прохождения ими военной службы и пр.

    В 1731 году при Правительствующем Сенате появляется так называемая Канцелярия тайных розыскных дел, расследующая и производящая суды по всем государственным преступлениям. Спустя тридцать лет она была упразднена и заменена тайной экспедицией Сената, расследовавшей самые важные дела политического характера.

    После кончины Петра Первого политическая важность и власть Сената иссякла. Формально, оставаясь высшим органом власти после монарха, он был полностью подчинён Верховному тайному совету.

    Таблица: реформы Петра I в сфере управления государством

    Таблица: государственно-административные реформы Петра I

    Видео-лекция: органы государственной власти при Петре I

    Тест по теме: Система органов государственной власти при Петре I

    Лимит времени: 0

    Навигация (только номера заданий)

    0 из 4 заданий окончено

    Информация

    Проверь себя! Исторический тест по теме: органы власти при Петре I

    Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

    Тест загружается...

    Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

    Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

    Результаты

    Правильных ответов: 0 из 4

    Ваше время:

    Время вышло

    Вы набрали 0 из 0 баллов (0 )

    1. С ответом
    2. С отметкой о просмотре

      Задание 1 из 4

      1 .

      В каком году был подписан приказ об учреждение Правительсвующего Сената?

      Правильно

      Неправильно

    1. Задание 2 из 4

      2 .

      В каком году была учреждена российская прокуратура?