Предмет и основные задачи курса Отечественная история. Шпаргалка: Отечественная история

Сущность формационного и цивилизационного подхода к изучению исторических фактов, явлений и событий.

Этногенез восточных славян. Роль варягов в судьбе древнерусской цивилизации.

Особенности социально-экономического развития Древней Руси.

Принятие христианства и его историческое значение. Связи Древней Руси с Византией.

6. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. (на примерах отдельных княжеств).

Памятники культуры Древней Руси.

Русь под игом Золотой Орды: проблемы взаимовлияния.

Объединительная политика московских князей.

Памятники культуры Руси XIII-XVI вв.

Основные этапы закрепощения крестьянства.

Внутренняя и внешняя политика Ивана IV.

Причины, основные этапы и итоги Смутного времени.

Россия при первых Романовых. Освоение Сибири.

Церковь и государство в России XVII в. Церковный раскол.

Социально-экономическое развитие и культура России в XVII в.

Реформы Петра I: достижения и противоречия.

Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762 гг.)

19. «Просвещенный абсолютизм» в России: содержание, особенности, противоречия.

Культурная модернизация России XVIII в.

Внутренняя политика Александра I.

Отечественная война 1812 г. и ее итоги. Заграничные походы русской армии.

Правление Николая I и его итоги.

Отмена крепостного права; этапы решения крестьянского вопроса.

Истоки, сущность и итоги движения декабристов.

Общественное движение России в середине XIX в.

Общественное движение во второй половине XIX в.

Реформы и контрреформы второй половины XIX в.

Внешняя политика царизма во второй половине XIX в.

XIX в. – золотой век русской культуры.

Противоречия социально-экономического развития пореформенной России.

Общественно-политическая мысль и политические партии в России в конце XIX – начале XX вв.

Сущность и итоги реформ П.А. Столыпина.

Кризисные явления в России начала XX в. и первая русская революция 1905–1907 гг.

Причины, основные события и итоги Первой мировой войны.

Падение самодержавия и альтернативы развития России после Февраля 1917 г.

Октябрьские события 1917 г. Становление власти большевиков.

Причины, основные этапы и итоги Гражданской войны в России.

Сущность политики «военного коммунизма».

Сущность и итоги НЭПа.

Образование СССР.

Культурная революция в СССР в 20-е – 30-е гг. и ее итоги.

Сталинская модернизация страны в 30-е гг.

Политические процессы в СССР в 30-е гг. Укрепление режима личной власти Сталина.

Внешняя политика Советского Союза в 30-е гг.

Боевые действия в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.).

Тыл и партизанское движение в годы Великой Отечественной войны.

СССР и страны антигитлеровской коалиции в борьбе против фашистской Германии.

Цена и значение Победы СССР в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.).

Причины и начало «холодной» войны.

СССР в первое послевоенное десятилетие: экономика, политика, культура.

Хрущевская «оттепель»: экономика, политика, культура.

Особенности и противоречия развития советского общества в эпоху «застоя».

Внешняя политика СССР в 50–70-е гг. ХХ в.

Перестройка» и ее итоги.

Новое мышление» во внешней политике второй половины 80-х гг.

Причины, этапы распада СССР и формирование российского государства.

Россия в 90-е гг. Перемены в экономике и политике.

59. Власть и общество в России начала XXI в.

60. Международное положение и внешняя политика России конца XX – начала XXI в.

Вопрос 1. Предмет, методы и источники изучения Отечественной истории.

История - это наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях эволюции в конкретных формах, пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, общественной жизни страны, деятельности исторических личностей. Предметом отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития российского государства и общества. Поиски объективной истины в истории, историческое познание - сложный и трудоёмкий процесс. Задача научного знания - изучать прошлое, объяснять его. Метод - это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Поиск и утверждение истины во все времена являлись главной целью науки. Как и в других науках, в истории идёт накопление и открытие новых фактов, совершенствуются теория с учётом других отраслей знания (культурологии, психологии, социологии), методы обработки и анализа источников (например, применение математических методов).Существуют также специально-исторические методы исследования: хронологический - предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности; синхронный - предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе; дихронный - метод периодизации; историческое моделирование, статистический метод. Исторические источники - это все объекты непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества. Выделяют шесть основных групп (классов) исторических источников:

1. вещественные (орудия труда, предметы быта, оружие, строительные сооружения);

2. этнографические (нравы и обычаи);

3. государственно – актовые (юридические нормы, договоры, указы);

4. устные (былины, сказки, песни);

5. описательные (летописи, письма, дневники);

6. аудиовизуальные (кино-, фото- и звуковые документы).

Многие факты, события и явления отечественной истории с открытием новых источников рассматриваются сегодня в научных монографиях, учебных пособиях иначе, чем пять-десять лет тому назад не только исходя из политической конъюнктуры, но и в связи с расширением нашего кругозора, знаний о прошлом.

Вопрос 4. Особенности социально-экономического развития Древней Руси.

Россия, расположенная территориально в Европе и Азии, подвергалась влиянию соседних западных и восточных стран. Россия как цивилизация и культура уникальна по определяющим особенностям жизнедеятельности. Все историки признают специфику объективных условий, под влиянием которых формировалось наше государство. 1. Это неблагоприятные природно-климатические условия. Краткий цикл с/х работ продолжительностью в 4-5 месяцев во многом определил черты национального характера, способность к мобилизационности, крайнему напряжению сил, взаимопомощи. 2.В становлении и развитии Рус, России особая роль принадлежит евразийскому, континентальному геополитическому фактору. Обширная слабозаселенная территория объективно способствовала установлению добрососедских отношений славян с соседними племенами. Отсутствие естественных преград, гор, морей помогало единению славян в народные ополчения, созданию централизованной государственности, что было необходимо для защиты обширных рубежей от нашествий юго-восточных кочевников, западных завоевателей. Наличие обширных земельных резервов благоприятствовало переселению людей при увеличении нормы эксплуатации земель, что вынуждало государство усиливать контроль за земледельцами. 3.В сложных природно - климатических и геополитических условиях славяне сравнительно быстро приняли православную религию. Ее коллективистская духовность объединяла народ. Эти факторы обусловили специфичность социальной организации древнерусского, а затем российского общества. Первичной соц. - хозяйственной ячейкой стала община с отношениями артельного товарищества, а не частнособственническое образование, как на Западе. Все это вело к формированию самобытной российской цивилизации в контексте Всемирной истории.

Революционные народники.

Основные идеи революционных народ­ников: капитализм в России насаждается «сверху» и на русской почве не имеет социальных корней; будущее страны - в общинном социализ­ме; крестьяне готовы к восприятию социалистических идей; преобразо­вания должны осуществляться революционным методом. М.А. Бакуниным, П.Л. Лавровым и П.Н. Ткачевым были разработа­ны теоретические основы трех течений революционного народничест­ва - бунтарского (анархического), пропагандистского и заговорщиче­ского. М.А. Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции - идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Рассматривая государство как инструмент несправедливости и угнетения, он призывал к его уничто­жению и созданию федерации самоуправляемых свободных общин. ПЛ. Лавров не считал народ готовым к революции. Поэтому основ­ное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства. «Разбудить» крестьян должны были «критически мыслящие личности» - передовая часть интеллигенции. П.Н. Ткачев, так же как и ПЛ. Лавров, не считал крестьянина гото­вым к революции. В то же время он называл русский народ «коммунис­том по инстинкту», которого не надо учить социализму. По его мнению, узкая группа заговорщиков (профессиональные революционеры), захва­тив государственную власть, быстро вовлечет народ в социалистическое переустройство. В 1874 г., опираясь на идеи М.А. Бакунина, более 1000 молодых ре­волюционеров организовали массовое «хождение в народ», надеясь под­нять крестьян на восстание. Результаты были ничтожны. Народники столкнулись с царистскими иллюзиями и собственнической психологи­ей крестьян. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы.

«Земля и воля» (1876-1879).

В 1876 г. уцелевшие участники «хож­дения в народ» образовали новую тайную организацию, с 1878 г. при­нявшую название «Земля и воля». Ее программа предусматривала осу­ществление социалистической революции путем свержения самодержа­вия, передачу всей земли крестьянам и введение «мирского самоуправ­ления» в деревне и городах. Во главе организации стояли Г.В. Плеха­нов, А.Д. Михайлов, С.М. Кравчинский, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др. Было предпринято второе «хождение в народ» - для длительной аги­тации крестьян. Землевольцы также занимались агитацией среди рабо­чих и солдат, помогли организовать несколько стачек. В 1876 г. при участии «Земли и воли» в Петербурге на площади перед Казанским собором была проведена первая в России политическая демонст­рация. Перед собравшимися выступил Г.В. Плеханов, призвавший бо­роться за землю и волю для крестьян и рабочих. Полиция разогнала демонстрацию, многие ее участники были ранены. Арестованных приго­ворили к каторге или ссылке. Г.В. Плеханову удалось скрыться от по­лиции. В 1878 г. часть народников вновь вернулась к идее необходимости террористической борьбы. В 1878 г. В.И. Засулич совершила покуше­ние на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова и ранила его. Однако настроение общества было таково, что суд присяжных оп­равдал ее, а Ф.Ф. Трепов был вынужден уйти в отставку. Среди землевольцев начались дискуссии о методах борьбы. К этому их побуждали и правительственные репрессии, и жажда активной деятель­ности. Споры по тактическим и программным вопросам привели к рас­колу.

«Черный передел».

В 1879 г. часть землевольцев (Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, П.Б. Аксельрод) образовали организацию «Черный передел» (1879-1881). Они сохранили верность основным про­граммным принципам «Земли и воли» и агитационно-пропагандистским методам деятельности.

«Народная воля».

В том же году другая часть землевольцев создала организацию «Народная воля» (1879-1881). Ее возглавили А.И. Желя­бов, А.Д. Михайлов, СЛ. Перовская, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др. Они входили в Исполнительный комитет - центр и главный штаб орга­низации. Программа народовольцев отражала их разочарование в революци­онной потенции крестьянских масс. Они считали, что народ задавлен и доведен до рабского состояния царским правительством. Поэтому своей главной задачей они полагали борьбу с этим правительством. Про­граммные требования народовольцев включали: подготовку политиче­ского переворота и свержение самодержавия; созыв Учредительного собрания и установление в стране демократического строя; уничтоже­ние частной собственности, передачу земли крестьянам, фабрик - рабо­чим. (Многие программные положения народовольцев восприняли на рубеже XIX-XX вв. их последователи - партия социалистов- революционеров.) Народовольцы провели ряд террористических акций против предста­вителей царской администрации, но главной своей целью считали убий­ство царя. Они предполагали, что это вызовет политический кризис в стране и всенародное восстание. Однако в ответ на террор правительст­во усилило репрессии. Большинство народовольцев было арестовано. Оставшаяся на свободе СЛ. Перовская организовала покушение на ца­ря. 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен и через не­сколько часов скончался. Этот акт не оправдал ожиданий народников. Он еще раз подтвердил неэффективность террористических методов борьбы, привел к усиле­нию реакции и полицейского произвола в стране. В целом деятельность народовольцев в значительной степени затормозила эволюционное развитие России.

Либеральные народники.

Это направление, разделяя основные тео­ретические взгляды революционных народников, отличалось от них не­приятием насильственных методов борьбы. Народники-либералы не иг­рали заметной роли в общественном движении 70-х годов. В 80-90-е годы их влияние возросло. Это было связано с потерей авторитета рево­люционных народников в радикальных кругах из-за разочарования в террористических методах борьбы. Либеральные народники выражали интересы крестьян, требовали уничтожения остатков крепостничества и ликвидации помещичьего землевладения. Они призывали к проведению реформ для постепенного улучшения жизни народа. Основным направ­лением своей деятельности они избрали культурно-просветительскую работу среди населения. С этой целью они использовали печатные орга­ны (журнал «Русское богатство»), земства и различные общественные организации. Идеологами либеральных народников были Н.К. Михай­ловский, Н.Ф. Даниельсон, В.П. Воронцов. Первые марксистские и рабочие организации. В 80-90-е годы XIX в. в радикальном движении произошли коренные изменения. Рево­люционные народники потеряли свою роль главной оппозиционной си­лы. На них обрушились мощные репрессии, от которых они не смогли оправиться. Многие активные участники движения 70-х годов разочаро­вались в революционном потенциале крестьянства. В связи с этим ради­кальное движение раскололось на два противостоящих и даже враждеб­ных друг другу лагеря. Первый сохранил приверженность идее кресть­янского социализма, второй - увидел в пролетариате главную силу об­щественного прогресса.

Организации рабочих.

Рабочее движение в 70-80-х годах развива­лось стихийно и неорганизованно. В отличие от Западной Европы рус­ские рабочие не имели ни собственных политических организаций, ни профессиональных союзов. «Южно-российский рабочий союз» (1875) и «Северный союз русских рабочих» (1878-1880) не сумели возглавить борьбу пролетариата и придать ей политический характер. Рабочие вы­двигали лишь экономические требования - повышение заработной пла­ты, сокращение рабочего дня, отмена штрафов. Наиболее крупным со­бытием стала забастовка на Никольской мануфактуре фабриканта Т.С. Морозова в Орехово-Зуеве в 1885 г. («Морозовская стачка»). Ра­бочие впервые потребовали государственного вмешательства в их отно­шения с фабрикантами. В результате был издан закон 1886 г. о порядке найма и увольнения, упорядочении штрафов и выплаты заработной пла­ты. Был введен институт фабричных инспекторов, обязанных следить за выполнением закона. Закон усилил уголовную ответственность за уча­стие в стачках.

«Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

В 90-е годы XIX в. в России наметился промышленный подъем. Это способствовало увеличению численности рабочего класса и созданию более благопри­ятных условий для развития его борьбы. Упорные стачки в Петербурге, Москве, на Урале и в других районах страны приобрели массовый ха­рактер. Бастовали текстильщики, горняки, литейщики и железнодорож­ники. Стачки имели экономический и слабо организованный характер. В 1895 г. в Петербурге разрозненные марксистские кружки объеди­нились в новую организацию - «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Его создателями были В.И. Ульянов (Ленин), Ю.Ю. Цедербаум (Л. Мартов) и др. Аналогичные организации были созданы в Москве, Екатеринославе, Иваново-Вознесенске и Киеве. Они попытались встать во главе стачечного движения, издавали листовки и направляли пропа­гандистов в рабочие кружки для распространения марксизма среди про­летариата. Под влиянием «Союза борьбы» в Петербурге начались стачки текстильщиков, металлистов, работников писчебумажной фабрики, са­харного и других заводов. Забастовщики требовали сократить продол­жительность рабочего дня до 10,5 ч, повысить расценки, своевременно выплачивать заработную плату. Упорная борьба рабочих летом 1896 и зимой 1897 г., с одной стороны, заставила правительство пойти на ус­тупки: был издан закон о сокращении рабочего дня до 11,5 ч. С другой, оно обрушило репрессии на марксистские и рабочие организации, часть членов которых сослали в Сибирь. Среди оставшихся на свободе социал-демократов во второй половине 90-х годов начал распространяться «легальный марксизм». П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский и др., признавая некоторые положения мар­ксизма, отстаивали тезис об исторической неизбежности и незыблемо­сти капитализма, критиковали либеральных народников, доказывали закономерность и прогрессивность развития капитализма в России. Они выступали за реформистский путь преобразования страны в демократи­ческом направлении. Под влиянием «легальных марксистов» часть социал-демократов России перешла на позиции «экономизма». Главную задачу рабочего движения «экономисты» видели в улучшении условий труда и быта. Они выдвигали только экономические требования и отказывались от полити­ческой борьбы. В целом среди российских марксистов в конце XIX в. не было един­ства. Одни (во главе с В.И. Ульяновым-Лениным) выступали за создание политической партии, которая повела бы рабочих на осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата (политической власти рабочих), другие - отрицая революционный путь развития, предлагали ограничиться борьбой за улучшение условий жиз­ни и труда трудящихся России.

Общественное движение во второй половине XIX в., в отличие от предшествующего времени, стало важным фактором политической жиз­ни страны. Многообразие направлений и течений, взглядов по идейно- теоретическим и тактическим вопросам отразило сложность обществен­ной структуры и остроту социальных противоречий, характерных для переходного времени пореформенной России. В общественном движе­нии второй половины XIX в. еще не сложилось направление, способное осуществить эволюционную модернизацию страны, но были заложены основы для формирования в будущем политических партий.

Кадеты

Конституционно-демократическая партия народной свободы была создана в октябре 1905 года. Численность ее членов достигала 70 тысяч человек. Социальную базу партии составляла интеллигенция, предприниматели, мелкая буржуазия города и деревни. Программа партии предусматривала превращение России в конституционную монархию, провозглашала политические свободы и всеобщее избирательное право, 8-часовой рабочий день, социальное страхование, автономию для Польши и Финляндии. Кадеты находились в оппозиции режиму, но признавали только легальные методы борьбы. Особое внимание отводилось работе в Государственной думе, где кадеты пользовались большим влиянием. Им принадлежала доминирующая роль в Прогрессивном блоке, сформировавшемся в Государственной думе в 1915 году. Апогеем противостояния партии с правительством явилась речь Милюкова П.Н. произнесенная 1 ноября 1916 года с трибуны Государственной думы, в которой он подверг резкой критике действия правительства. Февральская революция открыла собой новую веху в истории кадетской партии, которая по существу правящей партией. В состав созданного, после отречения Николая II, Временного правительства вошло несколько министров кадетов. Партия пыталась остановить разруху в стране и сдерживать полевение масс Особое возмущение в кадетских кругах вызывала деятельность большевиков. Поэтому партия поддержала выступление Корнилова А. в августе 1917 года, что нанесло тяжелый удар по ее авторитету. Кадеты не приняли Октябрьскую революцию и направили все свои усилия на сплочение антибольшевистских сил. В конце ноября 1917 года партия кадетов была запрещена декретом Совнаркома и ее члены ушли в подполье. В годы гражданской войны большинство из них сражалось в рядах "белой армии", а затем эмигрировало из России.

Черносотенцы

«Русское собрание» - 1900 – первая партия

Численность членов этих партий достигала 400 тысяч. Наиболее известным идеологом этого движения стал Пуришкевич В.М. Социальную базу черносотенных организаций составляли все монархические слои населения.

Черносотенцы считали необходимым ограничение политических свобод, усиление роли государства, полиции, ограничение в правах евреев, улучшение положения рабочих.

Черносотенцы принимали не менее активное участие в подавлении революции, чем армия и полиция. Их организации часто финансировались из казны.

Черносотенцы применяли и тактику индивидуального террора. После Февральской революции эти партии распались, их печатные органы были запрещены, а предшествующая деятельность стала предметом расследования.

Октябристы

Партия октябристов была создана в ноябре 1905 года. Социальную базу партии составила интеллигенция, торгово-промышленная буржуазия, помещики. Лидером партии стал Гучков А.Ф. Численность партии составила 50 тысяч человек. Программа партии предполагала введение всеобщего избирательного права, независимый суд, уравнение всех сословий, постепенное улучшение положения рабочих, государственное страхование. Деятельность октябристов была сосредоточена в Государственной думе. Но к 1916 году они разочаровались в способности Николая II довести войну до победного конца и выдвинули идею дворцового переворота. Однако осуществить его им помешала Февральская революция. После революции октябристы пытались спасти монархию. Гучков вошел во Временное правительство в качестве морского и военного министра, но через два месяца ушел в отставку, не согласившись с его политикой. Октябрьскую революцию октябристы не приняли. Большинство членов партии сражались за "белую идею" на полях Гражданской войны и закончили свою жизнь в эмиграции.

Социал-демократы

Образование партии произошло фактически на II съезде РСДРП в 1903 году. Основателями партии стали В.И. Ленин, Ю.О. Мартов, Г.В. Плеханов, А.Н. Потресов. Социальную базу партии составили: интеллигенция, рабочие и мелкая буржуазия города. Программа партии предусматривала свержение самодержавия, установление избирательного права для трудового народа, выборность чиновников, политические свободы, право наций на самоопределение, введение 8-часового рабочего дня, рабочего контроля, государственного страхования. Партия раскололась на два крыла (меньшевиков под руководством Мартова и большевиков под руководством Ленина) еще на учредительном съезде. Но вплоть до 1917 года действовала как единое целое. Окончательное оформление в две разные партии произошло в 1917 году с принятием большевиками Апрельских тезисов Ленина, в которых он призывал не признавать Временное правительство и готовится к новой революции. А меньшевики вошли во Временное правительство.

Эсеры

Создание партии социалистов-революционеров произошло в 1901-02 годах. Социальную базу эсеров составляли: интеллигенция, студенты, мелкая буржуазия города и деревни. Главным теоретиком и видным лидером партии стал Чернов. Целью партии было уничтожение самодержавия, установление всеобщего избирательного права, политические свободы, выбор чиновников, введение 8-часового рабочего дня, государственного страхования, повышение зарплаты. Эсеры выступали за социализацию земли, что означало отмену частной собственности на нее, изъятие из торгового оборота и распределение между всеми, кто хочет ее обрабатывать. Партия эсеров активно применяла тактику индивидуального террора. Существовавшая в партии "Боевая организация", возглавляемая Е.Ф. Азефом, подготовила и осуществила убийство министра внутренних дел В.К. Плеве, уфимского губернатора Н.М. Богдановича, великого князя Сергея Александровича. В конце 1908 года был разоблачен провокатор Азеф, что нанесло ощутимый удар по авторитету партии. Партия осудила начало войны с Германией и призывала к "солидарности трудящихся всего мира". После Февральской революции влияние и численность партии резко возросли. Эсеры вместе с меньшевиками составляли большинство в Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов. Партия высказалась за поддержку Временного правительства и коалицию с буржуазными партиями. В состав правительства от эсеров входили: Керенский А.Ф., Чернов В.М.и другие. Октябрьский переворот большинство эсеров не приняли и партия раскололась.

Россия (в составе Антанты)

Требовала пересмотра в свою пользу режима контроля над проливом Дарданеллы, ибо хотела иметь свободный проход для своего флота в Средиземном море.

Оценивала строительство железной дороги Берлин-Багдад (1898 год) как недружественный со стороны Германии акт. Россия видела в этом строительстве посягательство на её права в Азии. Хотя, как отмечают историки, в 1911 году эти разногласия с Германией были урегулированы Потсдамским соглашением.

Не желала мириться с австрийским проникновением на Балканы и тем, что Германия набирала силы и начинала диктовать свои условия в Европе.

В 1914 году Россия ведет наступление на Германию и Австро-Венгрию, успешно. В 1915 Германия начинает широкомасштабное наступление на Восток, против России. Мы несем большие потери и теряем территорию. В 1916 происходит Брусиловский прорыв.

Желала главенствовать над всеми славянскими народами, поэтому поддерживала на Балканах антиавстрийские и антитурецкие настроения у сербов и болгар.

Политические итоги. В 1919 году немцы были вынуждены подписать Версальский мирный договор, Мирные договоры с

Германией (Версальский мирный договор (1919))Австрией (Сен-Жерменский мирный договор (1919))Болгарией (Нёйиский договор (1919))Венгрией (Трианонский мирный договор (1920)) Турцией (Севрский мирный договор (1920)).

Результатами Первой мировой войны стали Февральская и Октябрьская революции в России и Ноябрьская революция в Германии, ликвидация трёх империй: Росс, Осман империй и Австро-Венгрии, Германия, перестав быть монархией, урезана территория и ослаблена экономически. В России началась Гражданская война, 6-16 июля 1918 левые эсеры. Тяжёлые для Германии условия Версальского мира (выплата репараций и др.) и перенесённое ею национальное унижение породили реваншистские настроения, которые стали одной из предпосылок прихода к власти нацистов, развязавших Вторую мировую войну.

Территориальные изменения

В результате войны произошли: аннексия Англией, Ирака и Палестины, ельгией - Бурунди, Руанды и Уганды; Грецией - Восточной Фракии; Данией - Северного Шлезвига; Италией - Южного Тироля и Истрии; Румынией - Трансильвании и Южной Добруджи; Францией - Эльзас-Лотарингии,; Японией - немецких островов в Тихом океане севернее экватора; оккупация Францией Саара. Присоединение Баната, Бачки и Бараньи, Словении, Хорватии и Славонии, Черногории к Королевству Сербия с последующим созданием Югославии.

Провозглашена независимость Белорусской народ респ, Украинской нар респ, Венгр, Лат, Лит, Пол, Чехословакия, Эстония, Финляндия. Основана Австрийская республика. Германская империя де-факто стала республикой.

Военные итоги Первая мировая война ускорила разработку новых вооружений и средств ведения боя. Впервые были использованы танки, химическое оружие, противогазы, зенитные и противотанковые орудия. Широкое распространение получили самолёты, пулемёты, миномёты, подводные лодки, торпедные катера. Резко выросла огневая мощь войск. Появились новые виды артиллерии: зенитная, противотанковая, сопровождения пехоты. Авиация стала самостоятельным родом войск, который стал подразделяться на разведывательную, истребительную и бомбардировочную. Возникли танковые войска, химические войска, войска ПВО, морская авиация. Увеличилась роль инженерных войск и снизилась роль кавалерии.

Экономические итоги милитаризации экономики. Это оказало влияние на ход развития экономики всех крупных индустриальных государств в период между двумя мировыми войнами: усиление государственного регулирования и планирования экономики, формирование военно-промышленных комплексов, ускорение развития общенациональных экономических инфраструктур (энергосистемы, сеть дорог с твёрдым покрытием и т. п.), рост доли производств оборонной продукции и продукции двойного назначения.

Вопрос 41. Образование СССР.

В 1918 г. была принята «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», провозгласившая принцип будущего устройства страны. В его федеративной основе как свободного союза республик предполагалось право наций на самоопределение. Следуя этому, советское правительство признало независимость Финляндии и государственность Польши.

Распад Российской империи и империалистическая война привели к установлению советской власти на всей территории России.

Провозглашенная в 1918 г. РСФСР занимала 92 % всей территории и являлась самой крупной из всех советских республик, где проживало более 100 народностей и национальностей. В ее состав частично входили территории Казахстана, Туркменистана, Узбекистана. Фактически до 1922 г. по ее подобию функционировала Дальневосточная республика. Для объединения существовали экономические, политические и культурные предпосылки. С 1920 по 1921 гг. части Красной армии без видимого сопротивления заняли эти государства и установили там законы РСФСР. Большинство коммунистических руководителей республик волновал вопрос о существовании «великорусского шовинизма», дабы объединение республик в единое целое не стало созданием новой империи. Особенно болезненно эта проблема воспринималась в Грузии и Украине.

Мощными факторами объединения республик послужили единство и жесткость репрессивных органов. Выработкой принципов национального государственного устройства занималась комиссия ВЦИК. План декларированного автономного вхождения советских республик в состав РСФСР предлагал нарком по делам национальностей Сталин. Однако комиссией был принят предложенный Лениным вариант союзного федеративного государства. Он давал будущим республикам формальный суверенитет.

30 декабря 1922 г. на I Съезде Советов было провозглашено образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Съезд принял Декларацию и Договор.

В декларации говорилось о причинах, целях и принципах объединения. Основной целью объявлено создание в конечном итоге всемирного союза коммунистических республик. Формально и юридически эта цель была отменена в дек. 1991 г.

В компетенции Союза были вопросы внешней политики, внешней торговли, обороны, финансов, связи и путей сообщения. Остальные вопросы входили в компетенцию республик.

Высшим законодательным органом был избран Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК), который состоял из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей.

31 января 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов принял первую Конституцию СССР, в которой были оговорены принципы Декларации и Договора. Эти положения были закреплены принятиями конституций союзных республик в 1924-1925 гг. Образование СССР усилило коммунистический режим и повысило мощь государства.

Предмет, методы и источники изучения Отечественной истории.

Предметом изучения истории как науки является в первую очередь выявление и исследование законов, закономерностей, тенденций развития человечества на протяжении всего периода его существования. Предмет курса «отечественная история» значительно уже предмета исторической науки и отличается кругом проблем, хронологическими рамками.

В курсе изучению подлежат, прежде всего, социально-политические процессы, а также внутренняя и внешняя политика, история становления и смена политических режимов, история общественно-политических движений и партий; процессы модернизации, реформы и революции, деятельности выдающихся исторических личностей нашего Отечества.

История Отечества- часть всемирной истории, поэтому в учебном курсе история России рассматривается во взаимосвязи и взаимовлиянии с историей других стран и народов. Это особенно важно, так как наша народность, государственность, цивилизация формировалась под воздействием востока и Запада.

Метод

(способ исследования) показывает как происходит познание, на какой методологической основе, на каких научных принципах. Метод – это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Более двух тысячелетий назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и поныне: это идеалистическое и материалистическое понимание истории.

Представители идеалистической концепции в истории считают, что дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Тем самым они утверждают, что человеческая душа и разум определяют тепы и характер исторического развития, а другие процессы, в том числе и в экономике, вторичны, производны от духа. Таким образом идеалисты делают вывод, что в основе исторического прочеса находится духовное нравственное совершенствование людей, а человеческое общество развивает сам человек, в то время как способности человеку даны Богом.

Сторонники материалистической концепции утверждали и утверждают противоположное: так как материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и другие отношения между людьми. Для западной исторической науки более характерен идеалистический подход, для отечественно – материалистический. Современная историческая наука основана на диалектико –материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественно – исторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров.

Существуют также специально – исторические методы исследования:

Хронологический – предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности;

Синхронный – предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе;

Дихронный – метод периодизации;

Историческое моделирование;

Статистический метод.

Если в школе на первый план выдвигается задача

познакомить учащихся с историческими фактами и событиями, то в вузовском – выявить сущность исторических явлений, дать им научное объяснение.

Усиление борьбы европейских держав за Турцию
Общая активизация колониальной политики капиталистических держав Запада, связанная с утверждением промышленного капитализма, затронула и Османскую империю, во многом определив ее развитие в XIX в. Здесь острее, чем в Китае и других странах Азии, проявлялось соперничество великих европейских держав. Кроме того, все более важным фактором...

Вступление
В 1996 году Клинтон отпраздновал свое 50-летие. Он был пока единственным президентом США, родившимся после второй мировой войны. Заняв Белый дом в 46 лет, Клинтон стал вторым по возрасту избранным главой государства после 43-летнего Джона Кеннеди, а после победы на вторых выборах он стал самым молодым в истории дважды президентом. Клинт...

Политика «Малого Октября»
«Малый Октябрь» - название политического курса властей Казахстана в 1926-1927 годах, направленное на подавление местных национальных элит и усиление административного и экономического контроля над жизнью республики. Ф.И. Голощекин. Укрепление тоталитарной системы в Казахстане связано с именем Ф. Голощекина, избранного осенью 1925г. рук...

Московский государственный университет приборостроения и информатики

История

Конспект лекций

Москва, 2012


Составители: проф., д.и.н. Бодрова Е.В., проф., д.и.н. Гусарова М.Н., проф., д.и.н Захаров В.Ю., доц. к.и.н. Беспятова Е.Б., доц. к.и.н. Ефременко В.В.

История. Конспект лекций. М.: МГУПИ, 2012. - 127 с.

© Бодрова Е.В., 2012.

© Гусарова М.Н., 2012.

© Захаров В.Ю., 2012.

© Беспятова Е.Б., 2012.

© Ефременко В.В., 2012.

© Московский государственный

университет приборостроения

и информатики 2012.

Тема 1. Введение в учебный курс «История» ….................................................................. 5

  1. Предмет истории. Функции исторического знания, источники изучения

истории, историография …..................................................................................................... 5

  1. Общая периодизация всемирной истории. Специфика цивилизаций Древнего

Востока и Античности …....................................................................................................... 9

  1. Проблема места и роли России в мировой истории ….............................................10

Тема 2. Киевская Русь в контексте европейской истории средневековья …................... 14

  1. Киевская Русь. Основные характеристики. Этапы развития …..............................14
  2. Развитие русских земель в период середины XII-начала XV вв. Удельная Русь...23
  3. Борьба Руси с иноземными захватчиками …............................................................ 26

Тема 3. Образование Российского государства …................................................................27

  1. Становление Московского централизованного государства …...............................27
  2. Московское царство. Реформы «Избранной рады»...................................................30
  3. Причины и последствия опричнины …......................................................................31

Тема 4. «Новое время». «Смутное время» Московского государства …........................... 33

  1. Возникновение капиталистического уклада...............................................................34
  2. Причины, основные этапы, последствия «Смутного времени» ….......................... 34
  3. Московское государство в годы правления первых Романовых ….........................37

Тема 5. Век Просвещения. Российская империя в XVIII веке …...................................... 47

  1. «Петровская революция» и ее значение ….................................................................47
  2. XVIII век в европейской и мировой истории. Век Просвещения …........................52
  3. Просвещенный абсолютизм в России.........................................................................54
  4. Внешняя политика России в XVIII веке …................................................................57

Тема 6. На пути к индустриальному обществу: XIX век в мировой и российской

истории ….................................................................................................................................59

  1. Место и роль XIX века в мировой и российской истории: основные тенденции

развития …................................................................................................................................59

  1. Правление Александра I - время упущенных возможностей? …...........................63
  2. Политическая реакция и бюрократическое реформаторство при Николае I.........64
  3. Реформы 60-70-х годов XIX в. в контексте общемирового развития …................66
  4. Общественная мысль и общественные движения в XIX веке …............................69
  5. Внешняя политика России в XIX веке …................................................................. 74

Тема 7. Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти

в России в начале ХХ в. Революционный кризис в России в 1917 году …........................78

  1. Начало капиталистической индустриализации и ее особенности …......................78
  2. Аграрная реформа П.А. Столыпина ….................................................................... 79
  3. Причины, основные эапы, итоги первой российской революции....................... ...81
  4. Политические партии России начала ХХ века. Опыт думского парламентаризма.82
  5. Причины революционного кризиса 1917 года …..................................................... 83
  6. Итоги Февральской революции. Крушение монархии..................................... 84
  7. Режим двоевластия. Кризисы Временного правительства …................................. 84
  8. Октябрьская революция 1917 года. Феномен большевизма ….............................. 85

Тема 8. Советский Союз и окружающий мир: парадигмы развития в 20-30-е годы

ХХ века …................................................................................................................................. 86

  1. Тенденции социально-экономического и политического развития мира в

20-30-е годы ХХ в. Первые преобразования советской власти ….................................. 87

  1. Гражданская война в России и ее роль в развитии страны …................................ 89
  2. Советское государство. Модели социалистического строительства …............... 91

Тема 9. Кризис международных отношений в первой половине ХХ века......................... 97

  1. Генезис военно-политического кризиса первой половины ХХ века ….......... ....... 97
  1. Российская империя и Первая мировая война: мировой баланс сил и

национальные интересы ….....................................................................................................98

  1. Версальско-Вашингтонская система международных отношений и ее

противоречия …................................................................................................................... 101

  1. Советская Россия в системе международных отношений в 1920-30-е годы …....104
  2. Вторая Мировая война как продолжение кризиса …..............................................105
  3. Великая Отечественная война: триумф и трагедия …............................................106

Тема 10. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного

развития ….............................................................................................................................108

  1. Возникновения и эволюция «холодной войны» как сложного геополитического

процесса …..............................................................................................................................108

  1. НТР и ее социально-экономические последствия …..............................................109
  2. НТР: СССР и современная Россия ….......................................................................111
  3. «Оттепель» в СССР: (1953-1964 годы) …................................................................112
  4. Годы «развитого социализма» или период застоя? (1964-1985 годы) …..............114
  5. «Перестройка» (1985-1991) …...................................................................................115
  6. Распад СССР …...........................................................................................................116

Тема 11. Россия и мир на рубеже XX-XXI веков …............................................................117

1. Последствия распада СССР …....................................................................................117

  1. Реформирование социально-экономической сферы …...........................................118
  2. Складывание новой политической системы …........................................................122
  3. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации ….................................123

Заключение к курсу …............................................................................................................126

Тема 1. Введение в учебный курс «история»

План

1. Предмет истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография.

2. Общая периодизация всемирной истории. Специфика цивилизаций Древнего Востока и Античности.

3. Проблема места и роли России в мировой истории.

Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография

Любая наука имеет объект и предмет изучения. История – гуманитарная наука, поэтому объектом изучения является человеческое общество. В настоящее время имеется около 30 определений исторической науки.


История - это наука, изучающая прошлое человечества в его неразрывной связи с настоящим и отчасти с будущим.

«История дает государям примеры правления, подданным – повиновения, воинам – мужество, судиям – правосудия, младым – старых разум ».

М.В. Ломоносов

«Изучая дедов, узнаем внуков, т.е. изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться ».

В.О. Ключевский.

Исторический источник – это памятник эпохи, в котором содержится информация о ней. Исторические источники обычно подразделяются на три большие группы (см. таблицу).

Исторические источники
письменные источники: хроники (летописи); судебники, указы и постановления; воспоминания современников; газеты и журналы; сочинения историков изучаемого периода; произведения художественной литературы, труды по литературоведению, философии и т.п. вещественные источники : предметы быта, орудия труда, остатки жилых, общественных, культовых зданий. Такие источники являются основными для археологии , историки же рассматривают их как вспомогательные. аудио и кино-фото материалы Появившиеся лишь в конце XIX - начале XX вв., они часто содержат ценную информацию о политических событиях, исторических личностях, но в целом для исторической науки также носят вспомогательный характер.

Исторические факты не содержатся в источниках в «готовом» виде. Их следует оттуда извлечь, используя различные методы исторических исследований (см. таблицу).

Методы исторических исследований
Историко-генетический метод означает выявление причинно-следственных связей и закономерностей исторического процесса. Этот метод используется всегда, когда историк стремится воссоздать прошлое человечества в его становлении и развитии. Историко-типологический метод предусматривает выделение типов и этапов исторического развития, а также отнесение того или иного конкретного общества, формы собственности, общественно-политической концепции и т. п. к определенному типу общества, к той или иной форме собственности, типу идеологии. Историко-сравнительный метод нацелен на выявление общего и особенного и предполагает сопоставление однородных явлений: различных государств, революций, форм собственности и т. п. Невозможно понять историю той или иной страны, не сравнивая ее с историей других стран. Историко-системный метод – это анализ исторического явления как единой системы, со всеми имеющимися внутренними и внешними взаимосвязями. Он применяется для анализа сложных исторических объектов, таких как конкретное государство на том или ином этапе его развития или же на всем протяжении его существования.

Осмысление исторических фактов, полученных в ходе анализа источников, невозможно без использования той или иной методологии , исходя из принципов которой осуществляется осмысление всемирно-исторического процесса. Методология истории имеет несколько аспектов.

Прежде всего, методология дает ответ на вопрос, что в человеческом обществе (или вне его) является первичным . Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос.

Первая по времени возникновения концепция - религиозная. Причиной всего происходящего в человеческом обществе является Бог.

Теория географического детерминизма предлагает искать основу развития человеческих сообществ в особенностях окружающей природной среды, которая создает благоприятные или не благоприятные условия для прогресса.

Согласно идеалистическому пониманию истории ее творят сознание и воля человека – и прежде всего, лидеры государств, полководцы, первосвященники. Материалистическое понимание истории предполагает, что состояние общества и его развитие определяются экономикой, а именно производственными отношениями, важнейшими из которых являются отношения собственности.

В соответствии с позитивистским пониманием истории нет такого фактора, который всегда выступал бы в качестве определяющего. Поэтому выявить ведущую группу общественных явлений – дело конкретного исторического исследования.

Вторая крупная методологическая проблема – это вопрос о структуре и направленности исторического процесса. Варианты ответа на этот вопрос образуют современные способы осмысления всемирной истории .

I. Стадиальный подход предполагает единство всемирно-исторического процесса. В человеческой истории выделяются те или иные универсальные для каждого народа стадии. К числу наиболее известных и распространенных вариантов этого подхода относятся теория общественно-экономических формаций и теория постиндустриального общества .

Согласно теории формаций (К. Маркс, Ф. Энгельс), история человечества представляет собой последовательную смену пяти общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Причиной их смены является противоречие между производительными силами и производственными отношениями, а средства – в классовой борьбе и социальной революции.

Теория постиндустриального общества (Д. Белл, Г. Канн, З. Бжезинский (США), Ж.Ж. Серван-Шрейбер и А. Турен (Франция). Всемирная история делится на доиндустриальное (аграрное или традиционное) общество, основанное на ручном труде, индустриальное , в котором продукты труда производятся машинами, и постиндустриальное, где на смену машинам придут автоматы. В основу периодизации положена смена технологий.

II. Цивилизационный подход к осмыслению всемирной истории имеет глубокие корни как на западе (Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.), так и в России (Н.А. Данилевский, П.А. Сорокин, Л.Н. Гумилев, Л.И. Семенникова и др.). Единство всемирно-исторического процесса отрицается. История человечества представлена как сосуществование, взаимодействие и смена самостоятельных цивилизаций , каждая из которых проходит в своем развитии периоды зарождения, становления, расцвета, упадка и гибели . Подход утверждает многообразие форм общественного развития, идея конечной цели отсутствует. Прогресс как поступательное развитие человечества может признаваться или отрицаться.

Английский историк и социолог А. Тойнби , изучая всемирную историю, постарался определить число самостоятельных цивилизаций, обладающих неповторимыми, только им присущими свойствами.

Существует и такой вариант цивилизационного подхода, когда выделяют только две цивилизации: восточную и западную . Этого взгляда придерживался В. Ф. Гегель, его развивал немецкий социолог и философ М. Вебер.

III. Представляется закономерной попытка объединить стадиальный и цивилизационный подходы. К числу таких синтезных способов интерпретации истории относятся концепции А.С. Панарина и И. Валлерстайна – Ф. Броделя.

Отечественный философ и политолог А.С. Панарин полагает, что в истории человечества взаимодействуют Восток и Запад, причем фазы восточной и западной гегемонии поочередно сменяют друг друга, обеспечивая прогресс. Однако в теории отсутствует качественная характеристика выделяемых периодов (мировых циклов) и не показано, чем каждая новая фаза мирового цикла отличается от аналогичной, уже имевшей место в прошлом.

Мир-системный анализ И. Валлерстайна (США) и Ф. Броделя (Франция) исходит из того, что мир представляет собой единую систему, сущность и основное содержание которой составляют отношения между центром (Север - ведущие в экономическом отношении страны) и периферией (Юг - все остальное человечество). Центр как более сильный в экономическом, политическом и военном отношении эксплуатирует периферию, что и обеспечивает его процветание. Периферия неоднородна. В периоды наибольшей стабильности мировой системы относительно более развитые страны периферии частично приобщаются к доходам Центра. Мир-системный анализ представляет собой детально проработанную теорию, но страдает европоцентризмом, основываясь на предположении о вечном лидерстве стран Запада.

Таким образом, все подходы и концепции имеют свои достоинства и недостатки. Их анализ позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время земная цивилизация развивается, в общем и целом, прогрессивно.

2. Общая периодизация всемирной истории. Специфика цивилизаций Древнего Востока и Античности

Отечественная история

Конспект лекций

Содеражние

Тема 1. Введение в учебный курс «Отечественная история» Закономерности и этапы исторического развития.. 5

1. Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография. 5

2. Общая периодизация всемирной истории. 10

3. Проблема места и роли России в мировой истории. 11

Тема 2. Киевская Русь в контексте европейской истории средневековья (IX-XIII вв.) 18

1. Киевская Русь. Основные характеристики. Этапы развития. 18

2. Развитие русских земель в период середины XII ─ начала XV вв. Удельная Русь. 30

3. Борьба Руси с иноземными захватчиками. 35

Тема 3. Образование Российского государства. Становление самодержавия 37

1. Становление Московского централизованного государства. 37

1439 г. ─ Флорентийская уния, подчинившая Римскому Папе все православные приходы, кроме северо - восточных. 41

2. Московское царство. Реформы «Избранной Рады». 41

3. Причины и последствия опричнины (1565-1572 гг.) 43

Тема 4. Россия в начале Нового времени. «Смутное время» Московского государства.. 46

1. Возникновение капиталистического уклада. 46

2. Причины, основные этапы, последствия «Смутного времени». 47

3. Московское государство в годы правления первых Романовых. 51

Тема 5. Век Просвещения. Российская империя в XVIII в. 64

1. «Петровская революция» и ее значение. 64

2. XVIII век в европейской и мировой истории. Век Просвещения. 71

3.Просвещенный абсолютизм в России. 75

Тема 6. Российская империя на пути к индустриальному обществу в XIX в. Особенности промышленного переворота в России.. 81

1.Место и роль XIX века в мировой и российской истории: основные тенденции развития 81

2. Правление Александра I ─ время упущенных возможностей?. 86

3. Политическая реакция и бюрократическое реформаторство при Николае I 88

4. Реформы 60 - 70-х гг. XIX в. в контексте общемирового развития. 90

5. Общественная мысль и общественные движения в XIX веке. 95

6. Внешняя политика России в XIX веке. 101



Тема 7. Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти в России в начале ХХ века.. 105

1. Начало капиталистической индустриализации её особенности. 105

2. Аграрная реформа П.А. Столыпина. 106

3. Причины, основные этапы, итоги первой российской революции. 108

4. Политические партии России начала ХХ века. Опыт думского парламентаризма. 110

Тема 8. Революционный кризис в России 1917 г. 111

1. Причины революции. 111

2. Итоги Февральской революции. Крушение монархии. 112

3. Режим двоевластия. Кризисы Временного правительства. 113

Тема 9. Советская Россия: практика выживания.. 115

1. Первые преобразования Советской власти. 115

2. Гражданская война в России: причины, этапы, противоборствующие силы, последствия 116

3. Советское государство. Модели социалистического строительства. 118

Тема 10. Истоки, основные этапы, последствия кризиса международных отношений первой половины ХХ века.. 125

1. Генезис военно-политического кризиса первой половины XX века. 125

2. Российская империя и 1-я мировая война: мировой баланс сил и национальные интересы 126

3. Версальско-Вашингтонская система мирного урегулирования и её противоречия. 129

4. Советская Россия в системе международных отношений в 1920 – 30-е гг. 132

5. Вторая Мировая война как продолжение кризиса. 134

6. Великая Отечественная война: триумф и трагедия. 135

Тема 11. Советский Союз в послевоенный период. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития.. 138

1. Возникновение и эволюция холодной войны как сложного геополитического процесса 138

2. НТР ее социально-экономические последствия. 139

3. НТР: СССР и современная Россия. 140

4. Оттепель в СССР: (1953-1964 гг.) 141

5. Годы «развитого социализма» или период застоя? (1964 – 1985) 143

6. Перестройка (1985 –1991) 144

7. Распад СССР. 145

7. Распад СССР. 146

Тема 12. Современная Россия.. 147

1. Последствия распада СССР. 147

2.Причины смены общественной модели. 147

3. Складывание новой политической системы СССР. 150

4. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации. 151

Заключение к курсу.. 152

Приложение.. 154

Планы семинарских занятий. 154


Тема 1. Введение в учебный курс «Отечественная история» Закономерности и этапы исторического развития

План

1. Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография.

2. Общая периодизация всемирной истории

3. Проблема места и роли России в мировой истории.

Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография

Любая наука имеет объект и предмет изучения. История – гуманитарная наука, поэтому объектом изучения является человеческое общество. В настоящее время имеется около 30 определений исторической науки.


«История существует сама по себе, и ей безразлично, одобряем мы ее или не одобряем ».

Марк Фабий Квинтилианн

«История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, поучение для настоящего и предостережение для будущего ».

Сервантес С.

«История дает государям примеры правления, подданным – повиновения, воинам – мужество, судиям – правосудия, младым – старых разум ».

М.В. Ломоносов

«…История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего ».

Карамзин Н.М.

«Замеченное предпочтение государя (Николая I - В.К.) иностранцам оскорбляет народную гордость, а оскорбленная народная гордость не прощается: она производить ненависть, может произвести и мятежи. Кого тогда обвинять? Государь Русский (правитель, президент - В.К.). Помни Куликовскую битву, помни Минина и Пожарского, помни 1812 год!».

(Из письма главного воспитателя цесаревича Александра Николаевича поэта В.А. Жуковского М.М. Сперанскому о роли воспитания историей).

«Изучая дедов, узнаем внуков, т.е. изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться ».

В.О. Ключевский.

«Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином ».

В.О.Ключевский. (Из публичной лекции, прочитанной накануне 1905 г.)

«…уничтожая прошлое, уничтожается не только история, но и будущее народа ».

Валентин Пикуль

Исторический источник – это памятник эпохи, в котором содержится информация о ней. Исторические источники обычно подразделяются на три большие группы (см. таблицу).

Исторические источники
письменные источники: хроники (летописи); судебники, указы и постановления; воспоминания современников; газеты и журналы; сочинения историков изучаемого периода; произведения художественной литературы, труды по литературоведению, философии и т.п. вещественные источники : предметы быта, орудия труда, остатки жилых, общественных, культовых зданий. Такие источники являются основными для археологии , историки же рассматривают их как вспомогательные. аудио и кино-фото материалы Появившиеся лишь в конце XIX - начале XX века, они часто содержат ценную информацию о политических событиях, исторических личностях, но в целом для исторической науки также носят вспомогательный характер.

Исторические факты не содержатся в источниках в «готовом» виде. Их следует оттуда извлечь, используя различные методы исторических исследований (см. таблицу).

Методы исторических исследований
Историко-генетический метод означает выявление причинно-следственных связей и закономерностей исторического процесса. Этот метод используется всегда, когда историк стремится воссоздать прошлое человечества в его становлении и развитии. Историко-типологический метод предусматривает выделение типов и этапов исторического развития на основе тщательного изучения разнообразного фактического материала, а также отнесение того или иного конкретного общества, формы собственности, общественно-политической концепции и т. п. к определенному типу общества, к той или иной форме собственности, типу идеологии. Историко-сравнительный метод нацелен на выявление общего и особенного и предполагает сопоставление однородных явлений: различных государств, революций, форм собственности и т. п. Невозможно понять историю той или иной страны, не сравнивая ее с историей других стран. Историко-системный метод – это анализ исторического явления как единой системы, со всеми имеющимися внутренними и внешними взаимосвязями. Он применяется, прежде всего, в ходе анализа сложных исторических объектов, таких как конкретное государство на том или ином этапе его развития или же на всем протяжении его существования, конкретная цивилизация.

Осмысление исторических фактов, полученных в ходе анализа источников, невозможно без использования той или иной методологии , исходя из принципов которой осуществляется осмысление всемирно-исторического процесса. Методология истории имеет несколько аспектов.

Прежде всего, методология дает ответ на вопрос, что в человеческом обществе (или вне его) является первичным . Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос.

Первая по времени возникновения концепция - религиозная. Причиной всего происходящего в человеческом обществе является Бог.

Теория географического детерминизма предлагает искать основу развития человеческих сообществ в особенностях окружающей природной среды, которая создает благоприятные или не благоприятные условия для прогресса.

Согласно идеалистическому пониманию истории ее творят сознание и воля человека – и прежде всего, лидеры государств, полководцы, первосвященники. Материалистическое понимание истории предполагает, что состояние общества и его развитие определяются экономикой, а именно производственными отношениями, важнейшими из которых являются отношения собственности. Социальная структура общества, его политическое устройство и общественное сознание соответствуют господствующим отношениям собственности.

В соответствии с позитивистским пониманием истории нет такого фактора, который всегда выступал бы в качестве определяющего. Поэтому выявить ведущую группу общественных явлений – дело конкретного исторического исследования.

Вторая крупная методологическая проблема – это вопрос о структуре и направленности исторического процесса. Варианты ответа на этот вопрос образуют современные способы осмысления всемирной истории .

Стадиальный подход предполагает единство всемирно-исторического процесса. В человеческой истории выделяются те или иные универсальные для каждого народа стадии. К числу наиболее известных и распространенных вариантов этого подхода относятся теория общественно-экономических формаций и теория постиндустриального общества .

Согласно теории формаций (К. Маркс, Ф. Энгельс), история человечества представляет собой последовательную смену пяти общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Причиной их смены является противоречие между производительными силами и производственными отношениями, а средства – в классовой борьбе и социальной революции.

Теория постиндустриального общества представляет собой дальнейшее развитие теорий «индустриального общества» Р. Арона и «стадий экономического роста» У. Ростоу. Ее наиболее известные представители - Д. Белл, Г. Канн, З. Бжезинский (США), Ж.Ж. Серван-Шрейбер и А. Турен (Франция). Всемирная история делится на доиндустриальное (аграрное или традиционное) общество, основанное на ручном труде, индустриальное , в котором продукты труда производятся машинами, и постиндустриальное, где на смену машинам придут автоматы. В основу периодизации положена смена технологий. Само постиндустриальное общество понимается разными авторами далеко не одинаково. По мнению Д. Белла, одного из создателей данной теории, оно будет характеризоваться переходом от производства товаров к экономике обслуживания, широким развитием теоретических знаний, информатики, моделирования, компьютеризации. Управление обществом будут осуществлять профессионалы–технократы и «большие ученые».

Цивилизационный подход к осмыслению всемирной истории имеет глубокие корни как на западе (Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.), так и в России (Н.А. Данилевский, П.А. Сорокин, Л.Н. Гумилев, Л.И. Семенникова и др.). Единство всемирно-исторического процесса отрицается. История человечества представлена как сосуществование, взаимодействие и смена самостоятельных цивилизаций , каждая из которых проходит в своем развитии периоды зарождения, становления, расцвета, упадка и гибели . Подход утверждает многообразие форм общественного развития, идея конечной цели отсутствует. Прогресс как поступательное развитие человечества может признаваться или отрицаться, но мысль о повторяемости замкнутых циклов так или иначе присутствует во всех работах сторонников данной парадигмы. Цивилизационный подход так же, как и стадиальный, далеко не является единым.

Английский историк и социолог А. Тойнби , изучая всемирную историю, постарался определить число самостоятельных цивилизаций, обладающих неповторимыми, только им присущими свойствами.

Существует и такой вариант цивилизационного подхода, когда выделяют только две цивилизации: восточную и западную . Этого взгляда придерживался В. Ф. Гегель, его развивал немецкий социолог и философ М. Вебер. В настоящее время этот вариант цивилизационного подхода используют в качестве методологии многие историки, в том числе, отечественные.

Представляется закономерной попытка объединить стадиальный и цивилизационный подходы. К числу таких синтезных способов интерпретации истории относятся концепции А.С. Панарина и И. Валлерстайна – Ф. Броделя.

Отечественный философ и политолог А.С. Панарин полагает, что в истории человечества взаимодействуют Восток и Запад, причем фазы восточной и западной гегемонии поочередно сменяют друг друга, обеспечивая прогресс. Концепция основана на подтверждаемой историческим материалом закономерности чередование лидерства различных групп цивилизаций и свободна от европоцентризма. Но в ней отсутствует качественная характеристика выделяемых периодов (мировых циклов) и не показано, чем каждая новая фаза мирового цикла отличается от аналогичной, уже имевшей место в прошлом.

Мир-системный анализ И. Валлерстайна (США) и Ф. Броделя (Франция) исходит из того, что мир представляет собой единую систему, сущность и основное содержание которой составляют отношения между центром (Север - ведущие в экономическом отношении страны) и периферией (Юг - все остальное человечество). Центр как более сильный в экономическом, политическом и военном отношении эксплуатирует периферию, что и обеспечивает его процветание. Периферия неоднородна. В периоды наибольшей стабильности мировой системы относительно более развитые страны периферии частично приобщаются к доходам Центра. В периоды дестабилизации эта зона резко сокращается.

Типы мировых систем бывают разные . Примерно в 1500 году произошла смена мир-империи , основанной на политическом властвовании, мир-экономикой , и в настоящее время мы живем в мировой системе, определяемой И. Валлерстайном как капиталистическая мир-экономика . Смена мировых систем сопровождается глубоким кризисом и максимально возможной дестабилизацией. В конце XX – начале XXI века человечество переживает этап, находящийся непосредственно перед периодом хаоса, из которого должна возникнуть новая мировая система. Однако глобальная структура мира не изменится: центр (Север) и периферия (Юг) не поменяются местами. Мир-системный анализ представляет собой детально проработанную, но страдает европоцентризмом, основываясь на предположении о вечном лидерстве стран запада.

Синтезный подход выявляет некоторые типы цивилизационного развития (Запад и Восток или Север и Юг) и представляет историю человечества как смену определенных стадий, каждая из которых характеризуется своеобразной формой взаимодействия цивилизационных типов. Таким образом, все подходы и концепции имеют свои достоинства и недостатки. Их анализ позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время земная цивилизация развивается, в общем и целом, прогрессивно.

феодальный раздробленность опричнина сталин

Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества как части мирового процесса истории человечества. История России рассматривает общественно-политические процессы, деятельность различных политических сил, развитие политических систем и государственных структур.

Выделяются следующие функции исторического знания:

  • 1) познавательная, интеллектуально-развивающая - исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, выявления главных тенденций общественного развития истории и как итог - теоретического обобщения исторических фактов;
  • 2) практическо-политическая - выявляя закономерности развития общества, помогает разработать научно обоснованный политический курс. Вместе с тем знание истории способствует формированию оптимального варианта политики по руководству массами;
  • 3) мировоззренческая - при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это происходит потому, что история, опираясь на различные источники, дает документально точные данные о событиях прошлого. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Таким образом, знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы.
  • 4) воспитательная - состоит в том, что знание истории активно формирует гражданские качества личности, позволяет разобраться в достоинствах и недостатках современной общественной системы.

Принципы научного исследования истории:

  • 1. Принцип объективности обязывает рассматривать историческую реальность независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Необходимо прежде всего изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественно-политического развития. Для этого следует опираться на факты в их истинном содержании, а также рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости.
  • 2. Принцип историзма гласит, что любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда и почему это явление возникло, каким оно было вначале, как затем развивалось, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, что можно сказать о его перспективах. Принцип историзма требует, чтобы любой изучающий историю не становился судьей при оценке исторических и политических событий.
  • 3. Под принципом социального подхода понимают проявление определенных социальных и классовых интересов, всей суммы социально-классовых отношений. Следует подчеркнуть, что принцип социального подхода к истории особенно необходим и существен в оценке программ и реальной деятельности политических партий и движений, а также их лидеров и функционеров.
  • 4. Принцип всесторонности изучения истории подразумевает необходимость не только полноты и достоверности информации, но и учета всех сторон и взаимосвязей, влияющих на политическую сферу жизни общества.