Обычаи бурят связанные с водой. Традиции вежливости у бурят

Первые западные этнографы и исследователи отмечали у бурят такую черту как вежливость в общении друг с другом. Такова традиция у бурят. Культура и язык бурят практически исключают возможность быть невежливым. У бурят не принято повышать голос при общении. Даже в условиях сильнейшего стресса буряты сохраняли свою вежливость и невозмутимость. Дети специально учились тому, как вести себя с взрослыми, с ровесниками, с другими членами общества.

В бурятском языке существует сложная система вежливости, в которой до сих пор улавливаются следы феодально-патриархальных отношений. Раньше у бурят человек оценивался не как индивидуальность, а лишь с точки зрения его общественного положения. Буряты чаще именуют друг друга по системе родства, старшинства и должности. Например, у бурят не принято родителей называть на ты, только на вы, это также относится и при разговоре со старшими.

Бурятская психология такова, что люди постоянно анализируют, как разговаривать с собеседником, чтобы не причинить хлопот.

Бурятская культура считается невербальной, и многие вещи просто не произносятся вслух. Буряты общались не только с помощью слов, но и через язык тела и этикет жестов.

Например, у бурят не принято отказываться от угощения. Когда в дом кто-либо приходит, его первым делом позовут к столу и нельзя отказаться. После трапезы вы не можете просто встать и молча выйти из-за стола. Вы должны похвалить хозяйку, даже если это вовсе не так. Некоторые сочтут такое поведение лицемерным, однако они не правы. Таковы традиции у бурят.

Круг более всего соответствует образу жизни бурятского народа, в нем проявляется стремление жить в согласии с окружающим миром.

Взаимодействие на чужой территории тоже сопровождается своим набором жестов и ритуальных фраз. При входе в квартиру, а раньше в юрту, нельзя наступать на порог, а также нельзя разговаривать через порог.

Традиционная вежливость и этикет запрещали женщинам притрагиваться к любым мужским орудиям труда, оружию, пересекать путь идущему мужчине, перешагивать через ноги мужчин.

Бурятский этикет предписывает младшим при входе в помещение пропускать старших вперед, не говорить при них громко, не вмешиваться в разговор старших, проявлять уважение и послушание. Детей с ранних лет обучали определенным правилам этикета.

У бурят считается невежливым, неприличным шаркать ногами, топать, хлопать дверью, стучать, при разговоре размахивать руками, принимать те или иные необычные позы. Так, например, считается неуважением к присутствующим держать руки на затылке, за спиной, класть локти на стол, а складывать руки на груди считалось не только неприличным, но и предосудительным, греховным.

Бурятский этикет вежливости может принимать множество форм. Если вы принимаете подарок, то необходимо принять его двумя руками. Если бурят брал деньги в долг, то он не имел права вернуть деньги, сунув банкноты в руку кредитору. Деньги должны быть вложены в конверт. Существует ритуал возврата вещи, когда должник перед тем как что-либо вернуть, сначала должен вежливо побеседовать с кредитором, попить чай и только потом вернуть вещь и уйти. Кстати, кредитор уже сразу понимал зачем к нему пожаловал должник и также с ним был очень вежлив.

Многие не знают, что раньше у бурят было принято кланяться.

Это было свидетельством хорошего тона и воспитания. Поклон являлся показателем соотношения статусов двух лиц, кланяющихся друг другу. В старые времена буряты вручали подарки с поклоном.

Во время обмена поклонами стороны практически не встречались взглядом. Буряты вообще избегали смотреть прямо в глаза, это считалось признаком агрессии. Такое было возможно при общении с инородцами. Вообще, буряты внутри своего социума были предельно внимательны в вопросах коммуникации, оказания услуг и т.д. За пределами своего анклава буряты были освобождены от подобных вербальных и невербальных правил социальных взаимоотношений.

Еще одна тонкость заключается в том, что у бурят не принято открывать подарки в присутствии дарителя. Благовоспитанный человек, с приличествующими случаю выражениями благодарности, отложит подарок в сторонку и с достоинством продолжит вежливо беседу. Конечно, недопустимо также отказаться принять подарок. Принять подарок намного значимее, чем вручать его.

Посетителя у бурят не принято подгонять, торопить. Хозяин всегда встречал посетителя с учтивостью.

Таким образом, особенности вежливости и этикета в бурятской культуре своеобразны и неповторимы. Через них проявляется отношение человека к действительности, его взаимоотношение с миром, с природой, с другими людьми. Техники тела и общения служат выражением национального менталитета и показывают особенности национального характера.

Чагдурова Сэсэг Николаевна
Должность: учитель бурятского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4 г.Гусиноозерска имени Героя социалистического труда Г.Д.Тучинова
Населённый пункт: Республика Бурятия
Наименование материала: проект
Тема: Традиции и обычаи бурятского народа
Дата публикации: 08.09.2019
Раздел: среднее образование

ТРАДИЦИИ И

ОБЫЧАИ БУРЯТ

ПРОЕКТ ВЫПОЛНИЛА

ЧАГДУРОВА С.Н

Введение

комплекс духовных ценностей,

прежней.

Основу духовной культуры бурят составляет

комплекс духовных ценностей,

относящихся в целом к культуре

монгольского этноса. В условиях, когда в

течение долгих веков население

Прибайкалья испытывало на себе влияние

многих народов Центральной Азии, а позже

и с пребыванием в составе России, в силу

того, что Бурятия оказалась на стыке двух

систем культуры - западно–христианской и

восточно–буддийской - культура бурят как

бы трансформировалась, оставаясь по виду

прежней.

Большая патриархальная семья

рода были связаны тесными

кровными узами.

Большая патриархальная семья

составляла основную социальную и

хозяйственную ячейку бурятского

общества. Общество бурят в то время

было родовым, т.е существовало

деление на роды, родовые группы,

затем – племена. Каждый род вел

свою родословную от одного предка –

родоначальника (удха узуур), люди

рода были связаны тесными

кровными узами.

Семейно-бытовые обычаи

Соблюдалась строгая экзогамия, т.е. бурят не мог

жениться на девушке своего рода, даже если

родство между ними было весьма условным, в

несколько поколений. Большая семья жила

обычно следующим образом – каждый улус

состоял из нескольких аулов. В ауле было одна,

две, три и более юрт с разными пристройками. В

одном из них, она обычно стояла в центре, жил

старейшина семьи, старик со старухой, иногда с

какими–нибудь сиротами – родственниками.

У некоторых бурят, как и у монголов, с родителями жила семья младшего сына – одхона, который должен

был заботиться о родителях. В других юртах жили старшие сыновья с семьями. У всего аула были общие

Во главе рода стоял предводитель –

нойон. Когда род сильно увеличивался

и подрастали поколения, из–за

интересов его ветвей прибегали к его

разделению – проводился обряд

отхода от родства, когда выделившаяся

семья составляла отдельный род –

обок. На обряд съезжались все

старейшины рода. Все молились духам

и предкам. На меже – границе земель

семей – ломали надвое котел и лук,

говорили:

“Как две половины котла и лука не

составляет единого целого, так и две

ветви рода больше не соединятся”.

Так один род разбивался на

родовые подразделения.

Несколько родов, в свою очередь,

составляли племя, у бурят племя

называется по имени

первопредка. Либо племя

составляло просто общность

людей, соединенных племенными

узами, как у булагат и эхиритов,

либо у племени имелся глава – как

правило, глава самого старейшего

рода, как хори – бурят.

Обособленные группы родов, в

свою очередь, также могли

выделяться в племенное

образование, как икинаты. В

бурятских общинах бытовал

обычай взаимопомощи при

перекочевках, строительстве юрт,

катании войлока, организации

свадьбы, похорон.

Позднее, в связи с развитием землевладения и сенокошения,

помощь оказывалась при уборке хлеба и заготовке сена.

Взаимопомощь особенно была развита среди женщин при выделке

кожи, стрижке овец, катании войлока. Этот обычай был полезен

тем, что общими усилиями быстро и легко выполнялись

трудоемкие работы, создавалась атмосфера дружбы и

коллективизма.

СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД

Этапы обряда: предварительный сговор, сватовство,

назначение свадьбы, поездка жениха с

родственниками к невесте и уплата калыма, девичник

(басаганай наадан – девичья игра), разыскивание

невесты и отправление свадебного поезда, ожидание

в доме жениха, бракосочетание, освящение новой

юрты.

Свадебные обычаи и традиции в разных

этнических группах имели свои особенности. По

существующим традициям, все сородичи невесты

должны были делать подарки ей во время

свадьбы. Родители молодоженов хорошо

запоминали тех, кто преподносил подарки, чтобы

впоследствии отплатить равноценным подарком.

Дети

Дети

Дети в жизни бурят занимают значительное место. Самым распространенным и

добрым благопожеланием у бурят считалось: “Имей сыновей, чтобы продолжили

твой род, имей дочерей, чтобы выдать замуж”. Самая страшная клятва

заключалась в словах: “Пусть потухнет мой очаг!” Желание иметь детей, сознание

необходимости продолжения рода было настолько велико, что оно породило

обычай: при отсутствии своих детей усыновлять чужих, в основном, детей своих

родственников, чаще всего мальчиков. По нормам обычного права мужчина мог

взять в дом вторую жену, если от первого брака у него не было детей.

Отца и мать ребенка

не называли

собственными

именами: к словам

“отец” или “мать”

добавлялось имя

ребенка (например,

Батын аба – отец Бату).

Дней через шесть, семь после родов справлялся обряд

укладывания ребенка в колыбель. Этот обряд был, по

существу, семейным торжеством, на которое собирались

родственники и соседи, одаривавшие новорожденного.

Имя ребенку давал кто–либо из

старших гостей. В семьях, где часто

умирали дети, ребенка нарекали

неблагозвучным именем, чтобы

отвлечь от него, таким образом,

внимание злых духов. Поэтому

нередко встречались имена,

обозначающие животных (Буха – Бык,

Шоно – Волк), обидные прозвища

(Хазагай – Кривой, Тэнэг – Глупый) и

такие имена, как Шулуун (Камень),

Балта (Молот), Тумэр (Железо).

Поселение и жилища

Кочевой образ жизни издавна определил тип

герметически замкнутого компактного жилища –

сборно–разборного сооружения из решетчатого

каркаса и войлочного покрытия, круглого в основании

и с полусферическим верхом. В определенных

условиях юрта – совершенная конструкция как в

практическом, так и в эстетическом отношении.

Размеры юрты соответствуют масштабу человека. Внутренняя

планировка учитывает интересы и вкусы ее обитателей,

обеспечивает хозяйственно–бытовую деятельность. Бурятское

название войлочной юрты – hэеы гэр, деревянной – модон гэр.

Юрта представляет собой легкую сборно–разборную постройку,

приспособленную к транспортировке на вьючных животных.

Диаметр юрты достигал 10 метров. В центре, для поддержания потолка, устанавливали столбы с балкой.

Потолок юрты покрывался вымоченной корой, дерном и тесом. Внутри юрта делилась условно на две

половины. В западной части – баруун тала – находились сбруя, орудия труда и оружие, на стене висели

онгоны – изображения духов, а в восточной – зуун тала – размещались кухня, кладовая. По обычаям,

замужней женщине запрещалось входить в западную половину. Северная часть юрты – хоймор –

располагалась напротив двери. Сюда, под защиту огня, ставили зыбку (углы) с грудным ребенком, сажали

гостей. Посреди юрты располагались очаг и тогоон – большой чугунный котел. Дым поднимался верх и

выходил через отверстие в потолке. Очаг считался священным, и с ним связаны многочисленные правила и

обряды. В северо–западной стороне устанавливалась деревянная кровать, в стене северо–восточной стороны

вделывались или просто расставлялись полки для утвари. Снаружи иногда пристраивалось крыльцо, и была

вкопана коновязь – сэргэ, верх которой украшался резным орнаментом. Сэргэ служил предметом особого

почитания и являлся показателем достатка семьи, так как его отсутствие означало безлошадность, бедность.

Скотоводство и

земледелие

В хозяйстве бурят в XVII в. доминирующую роль играли

кочевое (Забайкалье) и полукочевое (Прибайкалье)

скотоводство. Охота и земледелие имели подсобное

значение, и степень их развития зависела от скотоводства.

Присоединение Бурятии к России дало новый толчок

дальнейшему развитию экономики бурят: разрушается

натуральный хозяйственный уклад, углубляются товарно–

денежные отношения, формируются более прогрессивные

формы ведения хозяйства. Особое значение имели овцы.

Мясо употреблялось в пищу, из шерсти изготовлялся войлок,

а из овчины – одежда.

Наряду со скотоводством, у бурят

существовало пашенное земледелие. До

прихода русских оно было

преимущественно мотыжным, то есть в

том же виде, в котором оно было

унаследовано от курыкан. В дальнейшем,

преимущественно под влиянием русских,

у бурят–земледельцев появились

деревянные бороны и сохи, в которые

впрягалась лошадь. Хлеб убирали

косами–горбушами, позже – косами–

литовками.

Буряты сеяли рожь, в меньшем

количестве – пшеницу, овес и ячмень. Из

крупных культур в отдельных местах

высевались просо и гречиха.

Сельскохозяйственные работы обычно

укладывались в традиционные сроки,

которые были весьма сжатыми,

заканчивался 9–го.

выслеживание, преследование,

мясных и пушных животных.

Индивидуальная охота, распространенная

на всей этнической территории бурят, в

лесостепной зоне была представлена

активной и пассивной формами,

разнообразными способами и приемами:

выслеживание, преследование,

подманивание, засада, добыча медведя “на

берлоге”. Пассивная форма охоты,

известная бурятам, была на добычу диких

мясных и пушных животных.

Охота

У бурят издавна два вида охоты –

коллективная облавная (аба) и

индивидуальная (атуури). В

таежной и лесостепной зоне

буряты добывали таких крупных

зверей, как лось, изюбр, медведь.

Охотились также на кабана,

косулю, кабаргу, промышляли

белку, соболя, горностая, хорька,

выдру, рысь, барсука. На озере

Байкал ловили нерпу.

Ремесла бурят

Бурятский художественный металл

– это культура одновременно

материальная и художественная.

Она создавалась творческими

усилиями кузнецов, чья

художественная продукция служила

одним из действенных средств

эстетического оформления

народного быта. Художественный

металл бурят теснейшими узами

был связан с бытом и жизнью

народа и отражал эстетические

понятия народа.

Памятниками ювелирного искусства прошлых столетий

являются железные и стальные пластины с серебряной

насечкой и серебряной поверхностью с черневыми узорами.

Форма пластин разной сложности – круг, прямоугольник,

розетка, комбинация треугольника с прямоугольником и

кругом, овал. С целью повышения декоративного эффекта

пластин привлекались полудрагоценные камни – сердолик,

лазурит, малахит, а также коралл и перламутр.

Буряты превосходно

использовали в ювелирной

практике насечку серебром и

оловом по стали и железу,

филигрань и зернь, серебрение и

золочение, гравировку и

ажурную резьбу, инкрустацию

перламутром и простую огранку

цветных камней, воронение и

чернение, литье и штамповку.

Из благородных металлов отливаются и

проходят окончательную обработку

путем ковки и шлифования многие

предметы женского и мужского

украшения. Таковы серебряные

накосники, кольца и браслеты.

Украшения подразделяются на

головные, накосные, ушные, височные,

наплечные, поясные, боковые,

украшения для рук.

Пища

Кочевое хозяйство обусловило и

характер пищи. Мясо и различные

молочные продукты были основой

питания бурят. Следует подчеркнуть,

что мясная и особенно молочная

пища имели древнее происхождение

и отличались большим

разнообразием.

начинался отел коров.

Молочные продукты употреблялись бурятами в

жидком и твердом виде. Из молока приготовляли

тараг (простоквашу), хурууд, айруул (сухой творог),

урмэ (пенки), айриг (пахта), бислаг и хээгэ

(разновидности сыра). Сливочное масло получали

из цельного молока, иногда сметаны. Из

кобыльего молока приготовляли кумыс, а из

коровьего – архи (тарасун). Обилие молочной

пищи у бурят наступало с начала весны, когда

начинался отел коров.

Мясная пища занимала исключительно

важное место в питании бурят.

Значение и количество потребления ее

возрастали в зимнее время. Наиболее

сытным и лучшим по вкусу мясом

считалась конина, затем шла баранина.

Для разнообразия употребляли

звериное мясо – козлятину, сохатину,

заячье и беличье мясо. Иногда питались

медвежатиной, боровой и дикой

водоплавающей дичью. Существовал

также обычай заготавливать на зиму

уусэ – конину.

Одежда

бурят

Традиционная мужская одежда бурят – халат без плечевого шва

– зимний дэгэл и летний на тонком подкладе тэрлиг.

Традиционная верхняя мужская одежда была

прямоспинной, т.е. не отрезной по талии, с

длинными расширяющимися книзу подолами.

Мужские халаты бурят Забайкалья и

Предбайкалья отличались кроем. Для

забайкальских бурят, монголов характерна

распашная одежда с запахом левой полы на

правую с цельнокроеными рукавами. Глубокий

запах обеспечивал тепло для нагрудной части

тела, что было немаловажным при длительной

верховой езде. Зимнюю одежду шили из овчины,

на шитье одного дэгэла использовалось 5–6 шкур.

Первоначально дэгэл из дымленных овчин не

украшался, по краям ворота, рукавов, подола и

лифа выступал мех.

Впоследствии все края стали обшивать, окантовывать плисом, бархатом или другими тканями. Иногда дэгэл

покрывали тканью: для повседневной работы – хлопчатобумажной (преимущественно далембой), нарядные

дэгэлы – шелком, парчой, полупарчой, чесусой, бархатом, плисом. Эти же ткани использовались при шитье

нарядного летнего тэрлига. Наиболее престижными и красивыми считались ткани, затканные золотом или

серебром – китайский шелк – узоры, изображение драконов были выполнены из золотых серебряных нитей –

вероятно, здесь сказывалась традиционная любовь к металлу. Так как такие ткани стоили очень дорого, не все

имели возможность сшить себе халат целиком из шелка. Тогда использовались дорогие ткани для аппликации,

отделки лифа, рукавов, безрукавок.

Мужские и женские дэгэлы имеют все

полы – верхнюю (урда хормой) и

нижнюю (дотор хормой), спинку (ара

тала), перед, лиф (сээжэ), борта (энгэр).

Изделия из меха шили способом

хубэрдэхэ, выметывая петли через

край, шов затем заделывался

декоративной тесьмой. Одежду из

тканей шили способом хушэжэ – “иглой

вперед”. Один кусок ткани нашивался

на другой, затем кромка нижнего слоя

подворачивалась и снова прошивалась.

Республика Бурятия входит в состав Российской Федерации. Представителями бурятов являются: эхириты, булагаты, хоринцы, хонгодоры и селенгинцы.

Религиозные взгляды в Бурятии делятся на 2 группы - восточную и западную.

На востоке проповедуют буддизм ламаистского толка, а на западе - православие и шаманизм.

Культура и быт бурятского народа

На культуру и быт Бурятского народа повлияло воздействие различных народов на их этнос. Но несмотря на все изменения, буряты смогли сохранить культурные ценности своего рода.

Издавна буряты жили в сборных переносных жилищах, причиной чему служил кочевный образ жизни. Свои дома они воздвигали из решетчатых каркасов и войлочных покрытий. Внешне это было очень похоже на юрту, строящуюся для одного человека.

Быт бурятского народа основывался на скотоводстве и земледелии. Хозяйственная деятельность бурятов отразилась на их культуре, обычаях и традициях. Изначально среди населения было востребовано кочевое скотоводство и только после присоединения Бурятии к Российской Федерации, скотоводство и земледелие приобрели материальную ценность для людей. С этих пор буряты продавали свою добычу.

В ремесленной деятельности бурятский народ использовал в основном метал. Кузнецы создавали произведения искусства, когда в их руки попадали железные, стальные или серебряные пластины. Помимо эстетической ценности готовая ремесленная продукция была источником доходов, объектом купли-продажи. Для того, чтобы придать изделию более драгоценный вид, буряты использовали драгоценные камни в качестве украшения изделий.

На внешний вид национальной одежды бурятского народа повлиял их кочевный образ жизни. Как мужчины, так и женщины носили дэглы - халат без плечевого шва. Такие одежды были прямыми, расширяющимися к низу. Для того, чтобы пошить зимний дэгл, необходимо было использовать более 5 овчинных шкур. Подобные шубы украшались мехом и различными тканями. Повседневные дэглы покрывались обычной тканью, а праздничные украшались шелком, парчой, бархатом и плисом. Летний наряд назывался тэрлинг. Он был пошит из китайского шелка и украшенный вышивкой из золотых и серебряных нитей.

Традиции и обычаи бурятского народа

Традиции и обычаи бурятского народа тесно связаны с их обыденной жизнью: хозяйством, охотой и земледелием. Зачастую из родовых юрт доносились различные звуки животных - уток, голубей, гусей. И издавали их жители этого дома, когда играли в различные игры или просто пели песни. К охотничьим играм относятся: Хурайн наадан, Баабгайн наадан, Шонын наадан и другие. Суть этих игр заключалась в том, чтобы как можно правдоподобнее показать повадки животного, звуки, которые оно издает.

Многие игры и танцы были не просто развлечением, но и неким обрядом. Например, игра "Земхэн" устраивалась для того, чтобы незнакомые роды стали ближе друг другу в общении.

У кузнецов также были интересные обычаи. Для того, чтобы освятить свою кузницу, они проводили обряд "Хихиин хуурай". Если после этого обряда сгорало жилище или человек погибал от удара молнией, устраивался "Нэрьеэри наадан", в дни проведения которого, проводились специальные обряды.

Буряты, или буряад - самый северный монгольский народ, коренной народ Сибири, ближайшими родственниками которых, согласно последним генетическим исследованиям, являются корейцы. Буряты отличаются своими древнейшими традициями, вероисповеданием и культурой.

История

Народ образовался и освоился в районе озера Байкал, где сегодня расположена этническая Бурятия. Ранее территория носила название Баргуджин-Токум. Предки этого народа курыканы и байырку начали осваивать земли по обе стороны Байкала, начиная с 6 века. Первые заняли Предбайкалье, вторые заселили земли к востоку от Байкала. Постепенно, начиная с 10 века эти этнические общности начали взаимодействовать более тесно друг с другом и к периоду создания Монгольской империи образовали единую этническую группу под названием баргуты. В конце 13 века по причине междоусобных войн баргутам пришлось покинуть свои земли и уйти в Западную Монголию, в 15 веке они перешли в Южную Монголию и стали частью юншиэбуского тумена монголов. На свою родину баргу-буряты вернулись только в 14 веке, после того, как часть восточных монголов двинулась на запад к землям ойратов. Позже на них стали нападать халхи и ойраты, в результате часть баргу-бурят оказалась под влиянием халхаских ханов, часть вошла в состав ойратов. В этот период началось завоевание бурятских земель Русским государством.

Буряты подразделяются на этнические группы:

  • сартулы
  • узоны
  • забайкальские буряты («черные мунгалы» или «братские ясашные Турукая табуна»)
  • шошолоки
  • коринцы и батуринцы
  • шарануты
  • табангуты
  • сэгэнуты
  • корчины
  • икинаты
  • хонгодоры
  • булагаты
  • готолы
  • ашибагаты
  • эхириты
  • куркуты
  • хатагины
  • тэртэ
  • алагуй
  • шараиты
  • шуртосы
  • атаганы

Все они населяли территории этнической Бурятии в 17 веке. В конце 17 и начале 18 века из других регионов Внутренней Азии к ним переселилась этническая группа сонголы.

Со второй половины 17 по начало 20 века существовали этнотерриториальные группы бурят, которые также подразделялись в зависимости от места проживания.

баргуты (буряты) Цинской империи:

  • старые баргуты или чипчин
  • новые баргуты

забайкальские буряты, проживающие в Забайкальской области:

  • хоринские
  • баргузинские
  • агинские
  • селенгинские

иркутские буряты, проживающие в Иркутской области:

  • закаменские
  • аларские
  • окинские
  • балаганские или унгинские
  • кудинские
  • идинские
  • ольхонские
  • верхоленские
  • нижнеудинские
  • кударинские
  • тункинские

Где живут

Сегодня буряты населяют земли, где исконно проживали их предки: Республику Бурятия, Забайкальский край России, Иркутскую область и округ Хулун-Буир, расположенный в автономном районе Внутренней Монголии Китайской Народной Республики. В странах, где проживают буряты, они считаются отдельной самостоятельной национальностью или одной из этнических групп монголов. На территории Монголии буряты и баргуты поделены на разные этнические группы.

Численность

Общая численность населения бурят составляет около 690 000 человек. Из них примерно 164 000 проживают на территории КНР, 48 000 - в Монголии и около 461 389 - в Российской Федерации.

Название

До сегодняшнего дня происхождение этнонима «буряад» спорно и до конца не выяснено. Впервые он упоминается в «Сокровенном сказании монголов» 1240 года, второй раз этот термин был упомянут только в конце 19 века. Существует несколько версий этимологии этнонима:

  1. от выражения буру халядг (смотрящий в сторону, сторонний).
  2. от слова бар (тигр);
  3. от слова буриха (уклоняться);
  4. от слова бури (заросли);
  5. от этнонима курыкан (курикан);
  6. от слова бу (древний и старый) и слова ойрот (лесные народы). В целом два этих слова переводятся как коренные (древние) лесные народы.
  7. от слова хакасского происхождения пыраат, которое восходит к термину бури (волк) или бури-ата (волк отец). Многие древние бурятские народы почитали волка и считали это животное своим прародителем. Звук «б» в хакасском языке произносится как «п». Под этим названием о предках бурят, проживавших к востоку от хакасов, узнали русские казаки. Позже слово «пыраат» подверглось трансформации в слово «брат». Монголоязычное население, проживающее на территории России, стали называть браты, брацкие мунгалы и братские люди. Постепенно название было принято хори-бурятами, булагатами, хондогорами и эхиритами как общее самоназвание «буряад».

Религия

На вероисповедании бурятов отразилось влияние монгольских племен и период Российской государственности. Изначально, как и многие монгольские племена, буряты исповедовали шаманизм. Этот комплекс верований еще называют пантеизм и тенгрианство, а монголы в свою очередь называли его хара шашын, что переводится черная вера.

В конце 16 века в Бурятии стал распространяться буддизм, а с 18 века стало активно развиваться христианство. Сегодня на территории проживания бурят существуют все эти три религии.


Шаманизм

Буряты всегда особенно относились к природе, что отразилось и на их древнейшей вере - шаманизме. Они почитали небо, считали его верховным божеством и называли Вечное Синее Небо (Хухэ Мунхэ Тэнгри). Природу и ее силы - воду, огонь, воздух и солнце они считали одушевленными. Ритуалы проводили на открытом воздухе у определенных объектов. Считалось, что так можно достичь единства между человеком и силами воздуха, воды и огня. Ритуальны праздники в шаманизме называются тайлаганы , их проводили недалеко от озера Байкал, в местах, которые особо почитались. Буряты воздействовали на духов через жертвоприношение и соблюдение особых традиций и правил.

Шаманы были особой кастой, в них сочеталось сразу несколько характеристик: сказители, целители и манипулирующие сознанием психологи. Стать шаманом мог только человек с шаманскими корнями. Их обряды очень впечатляли, иногда посмотреть на них собиралось большое количество людей, до нескольких тысяч. Когда в Бурятии начали распространяться христианство и буддизм, шаманизм стал притесняться. Но эта древняя вера глубоко залегла в основу мироощущения бурятского народа и не может быть полностью уничтожена. По сей день сохранились многие традиции шаманизма, а духовные памятники и сакральные места являются важной частью культурного наследия бурят.


Буддизм

Буряты, проживающие на восточном берегу, начали исповедовать буддизм под влиянием живущих по соседству монголов. В 17 веке в Бурятии появилась одна из форм буддизма - ламаизм. Буряты привнесли в ламаизм атрибуты древней веры шаманизма: одухотворение природы и природных сил, почитание духов-хранителей. Постепенно в Бурятию пришла культура Монголии и Тибета. На территорию Забайкалья были привезены представители этой веры, которые назывались ламы, открылись буддийские монастыри, школы, развивалось прикладное искусство и выпускались книги. В 1741 году императрица Елизавета Петровна подписала указ, который признал ламаизм одной из официальных религий на территории Российской империи. Был официально утвержден штат из 150 лам, которых освободили от уплаты налогов. Дацаны стали в Бурятии центром развития тибетской медицины, философии и литературы. После революции 1917 года все это прекратило свое существование, дацаны разрушили и закрыли, лам репрессировали. Возрождение буддизма снова началось только в конце 1990-х годов, и сегодня Бурятия является центром буддизма в России.

Христианство

В 1721 году в Бурятии была создана Иркутская епархия, с которой началось развитие христианства в республике. У западных бурят стали распространены такие праздники, как Пасха, Ильин день, Рождество. Христианству в Бурятии сильно препятствовала приверженность населения к шаманизму и буддизму. Российские власти решили повлиять на мировоззрение бурят посредством православия, началось строительство монастырей, власти использовали и такой метод, как избавление от налогов при условии принятия православной веры. Браки между русскими и бурятами начали поощряться, и уже в начале 20 века из всего населения бурят 10% были метисами. Все усилия властей не прошли даром и в конце 20 века было уже 85 000 православных бурят, но с началом революции 1917 года христианская миссия была ликвидирована. Деятели церквей, особенно самые активные, были сосланы в лагеря или расстреляны. После Второй мировой войны некоторые православные храмы были возрождены, но официально православная церковь была признана в Бурятии только в 1994 году.

Язык

В результате эпохи глобализации в 2002 году бурятский язык был занесен в Красную книгу как вымирающий. В отличие от других монгольских языков, бурятский имеет ряд фонетических особенностей и делится на группы:

  • западнобурятская
  • восточнобурятская
  • старобаргутский
  • новобаргутский

и диалектные группы:

  • аларо-туникская, распространена к западу от озера Байкал и делится на несколько диалектов: унгинский, аларский, закаменский и тункино-окинский;
  • нижнеудинская, этот диалект распространен на западных территориях проживания бурят;
  • хоринская, распространена к востоку от озера Байкал, говорит на ней большинство бурят, проживающих в Монголии, и группа бурят в Китае. Делится на диалекты: североселенгинский, агинский, тугнуйский и хоринский;
  • селегинская, распространена на юге Бурятии и делится на диалекты: сартульский, хамниганский и сонгольский;
  • эхирит-булагатская группа преобладает в Усть-Ордынском округе и территориях Прибайкалья. Диалекты: баргузинский, боханский, эхит-булагатский, байкало-кударинский и ольхонский.

Буряты пользовались старомонгольской письменностью до середины 1930-х годов. В 1905 году ламой Агваном Доржиевым была разработана письменность под названием вагиндра. Стоит отметить, что буряты являются единственным коренным народом Сибири, который владеет литературными памятниками и основал собственные исторические письменные источники. Они получили название бурятские летописи и были написаны в основном в 19 веке. Буддийские наставники и священнослужители после себя оставили богатое духовное наследие, свои труды, переводы по буддийской философии, тантрическим практикам, истории и тибетской медицине. Во многих дацанах Бурятии были типографии, в которых ксилографическим способом печатались книги.


Жилище

Традиционным жилищем бурят является юрта, которую многие монгольские народы называют гэр. У этого народа были переносные юрты, сделанные из войлока, и юрты из дерева, которые строились на одном месте.

Деревянные жилища изготавливались из бревен или сруба, были 6-ти или 8-ми угольными, без окон. В крыше было отверстие больших размеров, предназначенное для освещения и выхода дыма. Крышу жилища устанавливали на 4 столбах, которые называются тэнги, на потолок укладывали большие куски коры хвойных пород внутренней стороной вниз. Сверху накладывали ровные куски дерна.

Дверь в юрту всегда устанавливалась на южной стороне. Внутри помещение делилось на две половины: правая была мужской, левая женской. По правую сторону юрты, принадлежавшей мужчине, на стене висели лук, стрелы, сабля, ружье, сбруя и седло. На левой стороне были расположены кухонные принадлежности. Посередине жилища расположен очаг, вдоль стен стояли лавки. По левую сторону стояли сундуки и стол для гостей. На против входа была полка с онгонами и бухранами - буддийскими скульптурами. Перед жилищем буряты устанавливали коновязь (сэргэ), которая была выполнена в виде столба с орнаментом.

Переносные юрты обладают небольшим весом, их легко собирать и разбирать, благодаря конструкции. Это было очень важно для кочевых бурят, которые переходили с места на место в поисках пастбищ. В зимний период в очаге разводили огонь для отопления жилья, летом его использовали в качестве холодильника. Решетчатый остов переносной юрты покрывали войлоком, пропитанным для дезинфекции смесью соли, табака или кислого молока. Сидели буряты вокруг очага на стеганом войлоке.

В 19 веке богатые буряты начали строить избы, которые заимствовали у русских переселенцев. Но в таких избах сохранялось все убранство элементов национального жилища бурят.


Еда

В кухне бурят всегда важное место занимали продукты животного и животно-растительного происхождения. Заготавливали впрок кислое молоко (курунга) особой закваски и сушеную спрессованную творожистую массу. Пили буряты зеленый чай с молоком, в который добавляли соль, сало или масло, готовили алкогольный напиток из перегонки курунги.

В бурятской кухне значительное место занимает рыба, травы, специи и ягоды земляника и черемуха. Очень популярное блюдо национальной кухни - копченый байкальский омуль. Символом бурятской кухни является бууза, которое русские называют позы.


Характер

По характеру буряты отличаются скрытностью, обычно они миролюбивые и кроткие, но мстительные и злые, если их оскорбить. Сострадательны по отношению к родственникам и никогда не отказывают беднякам в помощи. Несмотря на грубость внешнюю, любовь, справедливость и честность к ближнему у бурят очень развита.

Внешность

Цвет кожи бурят коричнево-бронзовый, лицо плоское и широкое, нос приплюснутый и небольшой. Глаза маленькие, расположены косо, в основном черного цвета, рот большой, борода редкая, волосы на голове черного цвета. Рост средний или малый, телосложение крепкое.

Одежда

У каждого бурятского рода есть своя национальная одежда, которая отличается большим разнообразием, особенно у женщин. У забайкальских бурят национальная одежда дэгэл - вид кафтана, пошитого из выделанной овчины. Наверху на груди опушенная вырезка треугольной формы. Опушены и рукава, суженные у кисти. Мех для опушения использовали разный, иногда очень ценный. В талии кафтан стягивали ременным кушаком. На него подвешивали нож и принадлежности для курения: кисет с табаком, огниво и ганзу - маленькую трубку из меди с коротким чубуком. В нагрудной части дэгэла вшивались 3 полосы разного цвета: внизу желто-красная, в середине черная и наверху разнообразные: зеленые, белые, синие. Первоначальным вариантом были желто-красные, черные и белые вышивки.

В непогоду сверху дэгэла надевали сабу, это вид шинели с большим воротником из меха. В холода, особенно если буряты шли в дорогу, они надевали широкий халат даха, который шили шерстью наружу из выделанных шкур.

Летом дэгэл иногда заменяли кафтаном из сукна такого же кроя. Часто в Забайкалье летом носили халаты, которые шились у бедных бурят из бумажной материи, у богатых из шелка.


Штаны буряты носили длинные и узкие, пошитые из грубой кожи, рубашку шили из синей ткани. Зимой в качестве обуви носили унты из кожи ног жеребят, весной и осенью надевали сапоги с заостренным вверх носком, которые называются гуталы. Летом носили вязаную из конских волос обувь, с кожаными подошвами.

В качестве головных уборов женщины и мужчины носили шапки круглой формы с небольшими полями и красной кисточкой наверху. Цвет и детали убора имеют свой смысл и символику. Остроконечный верх шапки является символом благополучия и процветания, серебряное навершие дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки символизирует солнце, которое освещает всю Вселенную своими лучами. Кисти обозначают лучи солнца. Развевающийся на верхушке шапки залаа означает непобедимый дух и счастливую судьбу, узелок сомпи символизирует крепость и прочность. Буряты очень любят синий цвет, для них он является символом вечного и синего неба.

Женская одежда от мужской отличалась вышивкой и украшениями. Женский дэгэл кругом оторачивается сукном синего цвета, наверху в области спины он украшен вышивкой в виде квадрата. На дэгэл нашиваются украшения из медных и серебряных пуговиц и монет. Женские халаты состоят из пришитой к юбке короткой кофты.

В качестве причесок девушки носят косички, заплетают их в количестве от 10 до 20 и украшают большим количеством монет. На шее женщины носят золотые или серебряные монеты, кораллы, в ушах - серьги огромных размеров, которые поддерживаются перекинутым через голову шнуром. Сзади ушей надевают подвески полты. На руках носят медные или серебряные бугаки - браслеты в виде обручей.

Мужчины, принадлежащие к духовному званию, подстригали волосы на передней части головы, сзади носили косичку, в которую часто вплетали конские волосы для густоты.


Жизнь

Буряты делились на кочевых и оседлых. В основе хозяйства было скотоводство, держали обычно 5 видов животных: баранов, коров, верблюдов, коз и лошадей. Занимались и традиционными промыслами - рыболовством и охотой.

Буряты занимались переработкой шерсти, шкур и сухожилий животных. Из шкур шили постельные принадлежности, шорные изделия и одежду. Из шерсти изготавливали войлок, материалы для одежды, головных уборов и обуви, матрасы. Из сухожилий делали ниточный материал, который применяли при изготовлении веревок и луков. Из костей производили игрушки и украшения, применяли при изготовлении стрел и луков.

Мясо использовали для приготовления продуктов питания, перерабатывали его по безотходной технологии, делали деликатесы и колбасы. Селезенка животных использовалась женщинами при шитье одежды в качестве клейкого материала. Из молока производили различные продукты.


Культура

Фольклор бурят состоит из нескольких направлений:

  • легенды
  • улигеры
  • шаманские призывания
  • поговорки
  • сказки
  • загадки
  • легенды
  • пословицы
  • культовые гимны

Музыкальное творчество представлено различными жанрами, некоторые из них:

  • эпические сказания
  • танцевальные песни (особенно популярен танец-хоровод ёхор)
  • лирические обрядовые

Буряты поют различные песни лирического, бытового, обрядового, застольного, хороводного и плясового характера. Песни-импровизации называются у бурят дуунууд. Ладовая основа относится к ангемитонной пентатонике.


Традиции

Единственный государственный праздник в Республике Бурятия, когда все население отдыхает официально, это первый день Нового года по Лунному календарю - праздник Белого месяца под названием Сагаалган.

Отмечают в Бурятии и другие праздники в соответствии с религиозными и национальными традициями:

  • Алтаргана
  • Сурхарбан
  • Ёрдынские игры
  • День древнего города
  • День Улан-Удэ
  • День Байкала
  • Гуннский Новый год
  • Зура Хурал

По традиции буряты приглашают близких соседей на свежину, когда режут барана, быка или коня. Если сосед не мог прийти, хозяин отправлял ему куски мяса. Дни перекочевок тоже считаются торжественными. По этому случаю буряты готовили молочное вино, резали баранов и устраивали гулянья.


Дети занимают важное место в жизни бурят. Всегда почиталась многодетность. Родители, у которых много детей пользуются большим почтением и уважением. Если в семье не было детей, это считалось наказанием свыше, остаться без потомства, означает прекращение рода. Если бурят умирал бездетным, говорили, что потух его огонь. Семьи, в которых дети часто болели и умирали, обращались к шаманам и просили их стать крестным отцом.

С малых лет детей учили знанию обычаев, родного края, традиций дедов и отцов, старались привить им трудовые навыки. Мальчиков учили стрелять из лука и ездить верхом, девочек учили заботиться о малышах, носить воду, разжигать огонь, мять ремни и овчину. С ранних лет дети становились пастухами, учились переживать холод, спали под открытым небом, ходили на охоту и сутками находились при стаде.

Галина Прокопчук
Конспект НОД для подготовительной группы «Обычаи и традиции бурятского народа»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центра развития ребенка – детский сад №23

Красносельского района Санкт – Петербурга

Конспект НОД для подготовительной группы .

Тема : «»

Используемые технологии :

1. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) .

2. Здоровьесберегающая (физкультурная минутка)

Составила :

Воспитатель Прокопчук Г. Н.

Санкт – Петербург

Конспект занятия «Обычаи и традиции бурятского народа »

Тема : «Обычаи и традиции бурятского народа »

Цель : приобщение детей к обычаям и традициям бурятского народа .

Задачи :

1. Обогатить и расширить знания детей об обычаях и традициях бурятского народа .

2. Развивать образность речи с помощью лексических и грамматических упражнений.

3. Обогащать словарь детей малыми формами фольклора : пословицами, поговорками, чистоговорками, загадками.

4. Формировать у детей навыки коллективной игры, интерес к культуре бурятского народа

5. Воспитывать уважение к людям коренной национальности, интерес, любовь и уважение к обычаям и традициям .

Оборудование : войлочная юрта, бурятская шапка , куклы, мешок с костями - лодыжками, карточки для игры «Юрта» . Занятие сопровождалось показом слайдов на мультимедиа.

Предварительная работа :

1. Оформление развивающей среды «Мой край родной»

2. Рассматривание иллюстраций : животных, птиц, национальной одежды, посуды, иллюстраций быта бурят . (

3. Беседы по темам : "Бурятская юрта ", "Кто такие буряты ?", "Родословное древо", "Орнамент", "Одежда бурят ", "Пища бурят ", "Ремесло".

4. Чтение художественной литературы : "Медведь", "Омулевая бочка", "Легенда о девушке - лебеде", "Легенда о Байкале и Ангаре", "Гэсэр".

5. Знакомство с бурятским фольклором - загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, сказки.

6. Дидактические игры : "Найди пару", "Подбери похожий орнамент", "Найди бурятский костюм ", "Одень мальчика, девочку", "Собери предметы одежды".

7. Подвижные бурятские игры : "Рукавичка", "Верблюд и верблюжонок", "Шапка, нитка, узелок".

8. Посещение музея истории Бурятии .

Ход занятия

Воспит. Здравствуйте, дорогие гости, друзья! Привествуем, Вас, с пожеланием счастья и добра, чтобы помнить и возродить наши добрые традиции .

Заходят дети в бурятских костюмах .

Воспит. Сегодня на занятии мы с вами попадем в культуру и быт бурятского народа . То о чем вы узнаете, сами расскажите, вы должны запомнить, чтобы запомнить и продолжить обычаи и традиции наших предков .

Кто такие предки? (Это наши дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки - это кто нас родил)

- Отгадайте мою загадку : Дом без крыши и окон,

А живут в нем дружно люди (юрта)

Посмотрите на эту юрту, в таких юртах жили буряты . По бурятскому обычаю мальчики садитесь с правой стороны, а девочки с левой. Дети рассаживаются.

Воспит. Давайте вспомним, как мы были в гостях в музее. истории Бурятии . Что видели в юрте? (очаг, божница, где размещались священные книги, бурятские предметы ; кровати, орудия труда)

А как называлось поселение, где жили буряты ? (улус) ^Каждый улус состоял из нескольких юрт. В одном улусе жили одни родственники, один род. Все вместе занимались хозяйством, дружно жили. В улусах буряты жили только зимой и поэтому их юрты назывались - зимниками.

А из чего строили юрту? (основа деревянная, деревянные рейки, а сверху прикреплялся войлок) . Самыми лучшими кусками покрывали северную сторону от холодного ветра.

Летом часто переезжали с места на место, и поэтому юрты были деревянными, легко разбирались и собирались.

Я предлагаю поиграть в очень интересную игру.

Игра "Юрта ".

Дети становятся на красную ленту, у каждого ребенка своя дорожка, дорожка составлена из цветных прямоугольников. Кто ответит на вопрос, переходит на следующий прямоугольник.

Внимание на экран (на экране - юрта)

1. - Что это? (юрта)

2. - Какая она? (круглая, белая, красивая и т. д.)

3. - Что делают в юрте? (живут, отдыхают, играют и т. д.)

4. - Кто живет в юрте? (буряты , люди)

Составим красивое предложение их ваших слов - ответов.

В круглой красивой юрте живут буряты .

Как можно по-другому назвать юрту? (Жилище, дом, жильё)

Ребята, юрта - лучшее жилье, придуманное человеком - кочевником. Она легкая, быстро обогревается, легко выдерживает мороз и холод. (Дети садятся)

Каких животных разводили буряты ? (коз, овец, коров, лошадей и верблюдов) Дидактическая игра : "Детеныши животных"

У козы детеныш. (козленок, а если много. (козлята)

У коровы.

У лошади.

У верблюда.

Молодцы, очень хорошо знаете детенышей животных. Буряты часто кочевали с места на место вслед за стадом.

Проблемная ситуация

Воспит. Почему они кочевали? (искали хорошие пастбища, где росла трава густая и сочная)

Для чего нужны хорошие пастбища? (животные наедались травой и давали много мясо и молока, шерсти, откармливали детенышей)

А сейчас мы с вами перекочуем на летнее пастбище. Рассматривание и рассказывание "летнего пастбища"

Составьте рассказ о животных, которых мы видим на пастбище, (дети садятся на свои места) .

Назовите основные продукты питания бурят ?

Дидактическая игра "Молочные продукты и мясные блюда"

Показ на экране молочных продуктов : сметана, молоко, сыр, пенка-урмы, масло и т. д. Мясные блюда -бууза, шарбин, хушуур, кровяная колбаса, мясная колбаса и т. д.

Заходит Будамшуу под музыку Буд. - Сайн байна, ухибууд! Сагаан Ьараар! Сагаалганаар!

Сейчас продолжается праздник Белого месяца и Вас всех поздравляю. В гости ходят с подарками. Как хозяйке вашего дома ч Полине Булгатовте - преподношу хадак.

Узнали вы меня? Я - веселый Будамшуу, люблю играть и веселиться. Давайте поиграем! Я вас научу чистоговоркам на бурятском и на русском языке . Повторяйте за мной

бурятские русские

1. Са - са- са - Са - са - са - Санжа сасали сасаа Беясит хитрая лиса

2. Са - са - са - Сы - сы - сы- СаЬа сасан сагалхяа У лисы усы

3. Са - са - са - Су - су - су - Сарюун дайда сагарна Видели лису?

Буд. Вот, молодцы! Сейчас я проверю ваш ум и смекалку - загадаю вам бурятские загадки :

1. Куда нос, туда и хвост, (иголка с ниткой)

2. Шелковый круг - семь дыр вокруг, (голова)

3. Два брата рядом живут, а друг друга не видят (глаза)

Воспит. - А наши дети знают бурятские пословицы

1 реб. Чем опозорить свое имя - лучше сломать кости.

2 реб. Дал слово - надо сдержать, начал работать - надо завершать.

3 реб. Глядя на свою тень - красивым становишься, глядя на своих сверстников

Умным становишься.

4 реб. Гнев мучает тело, а гора - коня.

Буд. Какие у вас хорошие дети, такие умные пословицы знают. За это я вам еще один подарок хочу преподнести. (Вытаскивает из коробки шапку - малахай) . Я вам ее подарю, если вы со мной сыграете в игру - "Шапка Будамшуу" Подвижная игра "Шапка Будамшуу"

Буд. Какие у вас дети - быстрые, ловкие, не мог их догнать. Я дарю вам эту шапку - малахай, будете играть в группе . (Отдает воспитателю)

А еще какие предметы национальной одежды бурят вы знаете ? (Ответы детей)

Воспит. Сейчас мы покажем праздничную одежду бурят . (Показ слайдов)

Я вам предлагаю дидактическую игру "Одень бурятские куклы " дети одевают куклы и рассказывают о своих куклах (Как зовут, во что одели и т. д.) . Буд. А знаете ли вы, что самой любимой игрой в семейном кругу издревле считается игра в кости, которая называется "Шагай". Игра "Шагай" - лодыжки, кости - это старинная бурятская игра , в нее любили играть и взрослые и дети. Разновидности игры : "Соберем большую кучу", "Угадай сколько косточек в руке", "Подкидывание", А теперь усаживайтесь поудобней, давайте поиграем. Игра "Шагай"

Благие пожелания :

1 реб. Чтоб стада тучнели.

2 реб. Чтоб уют царил в вашем доме.

3 реб. Чтоб все были здоровы.

4 реб. Чтоб в семье жили удача и успех.

Буд. Ой, спасибо вам, дети, большое за хорошие пожелания. Ну, а мне пора идти к другим детям. Баяртай!

Дети : Баяртай!

Воспит. Всем спасибо за внимание!