Париж музей клюни индивидуальная экскурсия. Париж

Прогуливаясь по Латинскому кварталу Парижа , советуем заглянуть в необычный музей, который перенесет вас в захватывающий мир эпохи средневековья. Музей Клюни знаменит своим великолепным собранием произведений средневекового искусства.

Полное название музея — Музей Средневековья - термы и особняк Клюни (фр. Musee National du Moyen Age – thermes et hotel de Cluny) как бы само рассказывает нам свою историю: в XIII веке на месте разрушенных римских бань (терм) был построен монастырь аббатства Клюни, а позже в конце XV века к монастырю аббатом Жаком Амбуазским был достроен особняк. Здание перестроили в начале VI века, и именно таким мы его видим сейчас.
Среди знаменитых обитателей особняка была Мария Тюдор, которая поселилась здесь после скоропостижной смерти своего мужа — Людовика XII, последовавшей через 3 месяца после их свадьбы, и находилась под наблюдением нового короля Франциска I на случай ее беременности наследником престола. Во время революции 1789-1799гг. здание было национализировано, и в 1832 здесь был открыт музей, выкупленный государством в 1843 году.

Уникальное здание музея само по себе является экспонатом, сохранив в себе своды римских бань (термы) , и сочетая элементы готического стиля и Ренессанса – его невозможно не заметить, даже проходя мимо по улице.

В музее вы увидите прекрасные витражи, изделия из слоновой кости, миниатюры, гобелены, деревянные и каменные скульптуры периода XII-XIII веков, предметы обихода (гребни, столовые приборы, сундуки инструменты, монеты, ключи, замки и другие мелочи), собрание древних фолиантов и книг.
Здесь вы найдете образца романской церковной скульптуры. Из наиболее ранних – капители из нефа церкви Сен-Жермен-де Пре начала XI века, голова ветхозаветной царицы с базилики Сен-Дени. Также, кроме каменных изваяний, здесь хранятся прекрасные деревянные скульптуры, что неудивительно, ведь в Средневековье искусство резьбы по дереву процветало.
Но основные сокровища Музея Клюни — статуи собора и старинные гобелены.

История статуй собора Нотр-Дам де Пари трагична. Во время Великой Французской революции собор Нотр-Дам де Пари перестал выполнять роль религиозного сооружения. В июле 1793 годы новая власть обезглавила и низвергла с постаментов каменные скульптуры иудейских царей, украшавшие фасад собора.
Фигуры статуй уже в XIX веке попали в музей, а их головы бесследно исчезли и случайно были найдены только в 1978 году во время ремонтных работ в одном из округов Парижа. К этому времени собор был уже отреставрирован и украшен копиями разрушенных скульптур. Так что найденные оригиналы наши свое пристанище в музее Клюни.
Интересен тот факт, что статуи так и экспонируются сейчас – тела отдельно, головы отдельно. Иначе было бы антиисторично — отрубленные головы (без носов) как бы демонстрируют национальную самобытность революционных французов.

Гобелены
Пожалуй, гобелены – самая большая гордость музея. В средние века эти произведения искусства не только украшали стены замков и дворцов, но и создавали в помещении уютную и теплую обстановку. Темы гобеленов были самые разнообразные, чаще всего на них изображались библейские, исторический и нравственные сцены. Сложность замысла ковра и качество исполнения и материала свидетельствовали об уровне дохода его хозяина. Обычно изображения на готических гобеленах угловатое, плоскостное, сдержанное по цветам.

В музее можно увидеть трогательный по сюжету гобелен «Подношение сердца» начала XV века, серию ковров «Сцены из жизни сеньоров», посвященную обычной жизни знатных людей начала XVI века, религиозные «Житие Св. Стефана» (около 1500 года) и «Освобождение Св. Петра из темницы» (середина XV века).

Все ковры выполнены прекрасно, но, только перейдя в зал №13, вы поймете, что такое настоящее произведение искусства. Сам зал был специально сооружен для экспозиции одного из основных экспонатов музея – гобелена «Дама с единорогом» (конец XV века, Нидерланды). В средние века единорог символизировал чистоту и целомудрие. Только девственница могла приручить одним прикосновение руки это неукротимое животное. Название «Дама с единорогом» было придумано в XIX веке.
Наш совет. Если вас интересуют легенды — прочитайте перед поездкой книгу Трейси Шевалье «Дама и Единорог», для интересующихся символизмом — хорошая статья http://www.manwb.ru/articles/simbolon/mith_and_simbol/lady_edinorog/

Настоящее название серии, как и ее автор неизвестны. Но известно, что существовала серия, в которой 5 гобеленов посвящены чувствам человека – слуху («Дама слушает музыку »), зрению («Дама с единорогом, смотрящим в зеркало »), обонянию («Дама вдыхает аромат цветов »), осязанию («Дама касается рога единорога ») и вкусу («Дама пробует сладости »).
Шестой гобелен – «Моему единственному желанию » изображает Даму, заключающую все свои чувства в ларец, чтобы полностью освободиться от них и посвятить всю себя Всевышнему – «единственному желанию» (девиз выткан на гобелене).

В Клюни также представлена замечательная коллекция средневековых и античных тканей. Торговля восточным текстилем и византийским шелком была важной составляющей средневековой экономики. До конца романской эпохи в Западной Европе производилась только простая ткань. Местное производство дорогих тканей стало развиваться с XIII века.

После осмотра терм Клюни погуляйте с детьми в «средневековом саду », который разбит с северной стороны здания – здесь высажены растения, характерные для средневековой Франции.

Адрес Музей Средневековья (термы и особняк Клюни) – place Paul Painleve, 6
Проезд: метро Cluny La Sorbonne (линия 10), Saint Michel-Notre Dame RER B (ваш ориентир – идите по направлению от Нотр-Дам к Пантеону, справа будут мощные стены аббатства).
Часы работы : ежедневно кроме вторника 9.15 – 17.45
Стоимость билета для взрослого 7.50 евро, дети до 18 лет бесплатно.
Первое воскресенье месяца вход бесплатный, действует .

Старый парижский музей Клюни, в котором сегодня расположен Национальный музей средневековья, выделяется из числа большинства городских музеев. Он как бы находится в стороне от основных веяний современности, сохраняя своеобразный облик музея до XIX века. Здесь нет традиционных кафе, которые стали обязательной принадлежностью современных музеев, как части индустрии развлечений. Также в музее Клюни нет той упорядоченности, которая присуща почти всем просветительным музеям. Это просто собрание странностей, рассчитанное на обычное человеческое любопытство. И само здание музея, построенного на месте античных термичных ванн, и его коллекция во многом уникальны, и заслуживают посещения во время визита в Париж.

История

Когда-то на месте особняка Клюни были расположены римские бани, часть из которых сохранилась и до наших дней. В XIV веке на их месте был построен городской дом аббатства Клюни. В конце XV- начале XVI века здание было перестроено аббатом ордена Жаком Амбуазским. Здание еще не один раз перестраивалось, поэтому в его архитектуре нашли отображение элементы Ренессанса и готики. Кроме того, в ходе перестроек некоторые элементы оказывались ненужными, поэтому сегодня здесь можно обнаружить ведущие в никуда проходы, замурованные арки и другие непонятные элементы.

Дом был конфискован государством в 1793 году. В течение 30 лет здание использовали по-разному, было время, когда один врач даже использовал в качестве зала для вскрытий часовню.

История музея Клюни начинается в 1933 году, когда Александр дю Соммера разместил здесь свою частную коллекцию экспонатов эпохи Возрождения и средних веков. После смерти дю Соммера коллекция была выкуплена государством у его родственников. Это произошло в 1842 году, и с тех пор музей является государственным.

Что посмотреть

Любители античности должны начать осмотр музея с посещения галло-римских терм, датирующихся III веком. Термы открыты для посещений независимо от музея. Собственно говоря, здание фригидария, в котором располагался бассейн и холодные бани, и здание особняка Клюни можно рассматривать, как два отдельных музея, воплощающих единство эпох. Средневековая архитектура словно вырастает из античности, которая послужила основанием для нее. Единство и непрерывную связь эпох подчеркивают встречающиеся местами современные железобетонные конструкции.


Но большинство туристов посещают музей Клюни не ради терм, а ради экспозиции, размещенной в доме аббатства. В собрании музея есть немало экспонатов, ради которых стоит посетить его.

Достоянием музея являются обнаруженные в фундаменте одного из домов статуи библейских царей, которые раньше украшали западный фасад собора Нотр-Дам. Во время французской революции эти скульптуры были приравнены к аристократии. В жизни новой Франции не было места даже для скульптурных царей. Поэтому статуи демонтировали и обезглавили. Один из горожан выкупил их якобы для фундамента, но на самом деле похоронил с честью. Позже вместо разрушенных статуй были установлены новые, поэтому обнаруженные скульптуры передали музею. В экспозиции сначала появились тела царей, а их головы были обнаружены значительно позже. Сегодня они экспонируются отдельно. Другие скульптуры, которые представлены в музее, не менее интересны. Самые ранние из них относятся к началу XI века. Помимо каменных скульптур собрание музея имеет прекрасную коллекцию деревянной скульптуры.

Коллекция музея славится собранием средневековых гобеленов, в число которых входит известное полотно «Дама с единорогом», являющееся частью цикла из шести прекрасных гобеленов. Интересно, что тематика гобеленов послужила основой для оформления сада вокруг музея. Коллекцию гобеленов дополняет хорошо сохранившиеся образцы средневековых тканей и шпалер с изображением нравоучительных и библейских сюжетов.

Национальный музей Клюни во Франции больше известен как музей Средневековья. Расположен музей в самом центре . Сад, окружающий музей, известен остатками римских терм, на месте которых и было построено здание. Кроме экспонатов внутри, можно осмотреть прилегающие к особняку территории. К ним относится часть бульвара Сен-Жермен, детская площадка, скамейки и тенистый двор, утопающий в зелени.

Экспонаты

Экспозиция музея включает гобелены и предметы искусства, относящиеся к периоду средневековья. В одном из залов можно увидеть витражи из часовни Сент-Шапель, в том числе сюжет с выкалыванием глаз у мученика. Наиболее известны гобелены, изображающие воскрешение Христа, сцены из жизни дворянства. В современном здании, построенном около терм, представлены уникальные экспонаты – 21 голова Царей иудейских. Они располагались на западной части фасада собора Нотр-Дам де Пари, но были отрублены от статуй во время Французской революции. Уцелевшие головы обнаружили только в конце 20 века.

Посетители музея Средневековья могут осмотреть зал для холодных ванн в галло-римских термах, который очень хорошо сохранился. Неподалеку расположены капители, украшенные изображениями музыкантов и богов. Несколько залов посвящены предметам готического и романского искусства. Вход в один из них украшают головы с рыбьими глазами, изначально располагавшиеся на базилике Сен-Дени.

Музей Кюри для многих известен благодаря главному своему экспонату – гобелену «Дама с единорогом». Он представляет собой серию изображений, объединенных общностью сюжета. Гобелен предположительно датируется 15 веком. Изображена на нем красивая женщина, которую сопровождает грациозный лев и волшебный единорог.

Полезная информация для туристов: Местоположение, как добраться? часы работы, стоимость билетов.

  • Музей работает ежедневно с 09:15 до 17:45, за исключением вторника;
  • За полчаса до закрытия продажа билетов прекращается;
  • Молодые люди до 26 лет могут получить скидку;
  • Ежемесячно в первое воскресенье можно попасть в музей абсолютно бесплатно;
  • Стоимость билета составляет 8,5 евро, а в воскресенье плата за посещение снижается на пол евро;
  • Подробную информацию о музее Средневековья можно получить на его официальном сайте или по телефону.
Музей располагается неподалеку от площади Сан-Мишель в центре Латинского квартала. Добраться до него можно на метро, при этом выйти необходимо либо на станции Saint-Michel , либо на Cluny-la-Sorbonne . 
|
|
|
|
|

Сегодня так холодно и бело за окном - расскажу-ка я о чем-то теплом и ярком. А именно, о гобеленах музея Клюни.
Сухое определение гласит: "Один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань".
Кроме того, выяснилось, что "гобеле́нами" на самом деле нужно называть только те ковры, которые делали во Франции на мануфактуре Гобелен. А все прочее - это "шпалеры". Но продукция мануфактуры была так популярна, что в некоторых странах гобеленом стали называть всё, что выполнялось в технике шпалерного ткачества. Вот и в России у специалистов принят термин «шпалера», а в широком обиходе чаще используется слово «гобелен»


Шпалеры выполнялись из шерсти, шёлка, иногда в них вводились золотые или серебряные нити. Для их изготовления художники делали эскизы, которые потом воспроизводили на листах картона в полный размер, и ткачи работали, сверяясь с этими картонами. Что получалось, покажу на примере:

Вот это, понимаете ли, ковер. На стену вешать. Середина 16го века. Называется он "Арифметика " и входил когда-то в серию, посвященную разным наукам и искусствам. Выпуск шпалер сериями (циклами) практиковался со средних веков и вплоть до XIX века. Такой набор шпалер, связанных одной темой, предназначался для украшения помещения в едином стиле.

Эта композиция - "Праздник сбора винограда" - входила в цикл "Времена года". Вообще количество шпалер в ансамбле зависело от размеров помещений, где предполагалось их повесить. В таком же стиле, как шпалеры для стен, выполняли пологи, занавеси, наволочки подушек для тех же комнат. Отсюда, видимо, пошла у нас привычка называть "гобеленовой" любую машинной работы ткань, которая служит для обивки мебели и для диванных наволочек.
Если учесть, что в Европе было всего три или четыре центра производства гобеленов... ой, простите, шпалер, а также размеры некоторых из них... Вот я выписываю из каталога размеры (в сантиметрах): 369х384, 448х642, 437х682, 435х740... - и количество сохранившихся образцов просто поражает: если столько осталось, сколько же их было? И главное, когда их успевали производить?

(Показанные выше два ковра - из серии "Времяпровождение знатных господ". Первое - "Купание знатной дамы", второе - "Охота знатного сеньора". Этот стиль называется "мильфлёр", то есть "тысяча цветочков" - я думаю, понятно, почему).

Техника шпалерного ткачества трудоёмка, один мастер может выполнить в год около 1-1,5 м² (в зависимости от плотности), поэтому эти изделия доступны только состоятельным заказчикам. И в настоящее время гобелен (шпалера) ручной работы продолжает оставаться дорогостоящим произведением.
В музее Клюни гобелены висят всюду, где только найдется свободная стена. Они останавливают взгляд и поражают воображение.
Нетрудно себе представить, как обитатели этих залов оживают и ведут между собою разговоры и танцы, ночью, когда никого в доме нет.
Сюжеты шпалер исключительно разнообразны: это и сцены библейские, и мифологические истории, и рассказы о праздниках, и аллегории, и иллюстрации к популярным романам... Есть и одиночные, вообще ни на кого не похожие картины:

Это тоже стиль "мильфлёр", но на цветочном фоне изображен почему-то кузнец, отковывающий меч, а что делает тут этот красавчик с весами, вообще непонятно.
Но самое фантастическое зрелище представляет собой цикл, который разместили в отдельном зале, где можно сесть посередине и балдеть, поочередно поворачиваясь туда-сюда. Это - знаменитая и всем известная, однако по-прежнему таинственная "Девушка с единорогом". (К сожалению, фотографировать в этом зале довольно трудно, и из всей нашей серии практически ни один снимое нормально не получился. Потому я нахально позаимствовала снимки на ту же тему у более удачливых фотографов. И потому же здесь показаны не все шпалеры.)
Этот портрет - только часть большой композиции:
Вот объясните: единорог смотрится в зеркало, это как понмать? Что это символизирует?
Всего их шесть. На всех присутствуют очень милые лев и единорог, на всех - гербовые штандарты человека, который заказал эту роскошь. Притом он не был никаким принцем-королем, просто очень богатый человек. На одном ковре - лента с надписью: "Лишь для моего желания". Понимай, как знаешь.

Музей Клюни в Париже имеет официальное название Национального музея средневековья. Местные жители называют его дворцом аббатов Клюни. Расположен он в пятом районе города к югу от бульвара Сен-Жермен.
Сооружение дворца аббатов Клюни в Париже одно из самых выдающихся среди городской архитектуры времен средневекового Парижа. К счастью, оно сохранилось до наших дней. С 1334 года в здании находился городской дом аббатов коммуны Клюни. В период 1485–1510 годов здание было восстановлено аббатом ордена Клюни Жаком Амбуазским. Тут присутствуют элементы готики, а также Ренессанса. В 1843 году строение было преобразовано в общественный музей, где выставлялись реликвии французской готики, сохраненные в здании Александром дю Соммером. Это единственное в музее напоминание о связи с аббатством Клюни.
Изначально дворец аббатов Клюни являлся частью большего комплекса под названием Клюниак, включающий здание религиозного колледжа на Сорбонской площади. Изначально в здании поселился епископ Клермонта, Жак Амбуасский, аббат Жюмьежа. Современный вид оно приобрело в 1485–1500 годах. Обитала в здании и Мария Тюдор после смерти мужа Людовика XII, то есть с 1515 года. Среди проживавших тут в XVII столетии, были папские послы, в том числе Мазарини.
В 1793 году здание конфисковало государство и в течение следующих тридцати лет оно выполняло сразу несколько функций. Некоторое время оно принадлежало врачу, который использовал великолепную готическую часовню в качестве зала для вскрытий.
В 1833 году во дворец аббатов Клюни переехал Александр дю Соммер. Он расположил в нем большую коллекцию ценнейших экспонатов средневековья и эпохи Возрождения. В 1842 году он умер, и коллекция была выкуплена государством. В 1843 году она была впервые представлена для посетителей сыном Александра дю Соммера, который стал первым куратором Музея.
В существующих ныне на территории дворца аббатов Клюни садов, открытых в 1971 году, находится Лес единорога.
Особняк Клюни построен частично на остатках галло-римских терм (Термы Клюни), которые датируются приблизительно III столетием. Они функционируют и сегодня.
Музей состоит из двух зданий. Одно из них - холодная баня с бассейном – фригидарий с сохранившимися остатками Терм Клюни. Второе - дворец аббатов Клюни, где представлена внушительная коллекция гобеленов, полотно Дама с единорогом из цикла шести гобеленов с одним и тем же названием, другие известные произведения и скульптуры раннего средневековья (VII–VIII веков). Имеются работы из золота, из слоновой кости, представлена антикварная мебель, иллюминированная рукопись.