Какие функции мультимедийных программ в музее. Высокие технологии в современных музеях Информационные технологии в музейном деле

С появлением СМИ и Интернета роль музея в обществе существенно трансформировалась. В наши дни основные функции распространения культуры, принадлежавших музею ранее, перешли к печати, телевидения, радио, Интернета. С другой стороны, эксперты обращают внимание на рост роли музея и музейных сетей в деле глобальной "трансляции" культурного наследия . Такую "трансляционные" функцию современные музейные учреждения мира получили с повсеместным введением музейных технологий и новым этапом развития цивилизации, который 3. Бжезинский назвал "открытое информационное общество".

Еще в начале 1980-х годов Международный совет музеев (International Council of Museums - ICOM) заявила о необходимости широкого внедрения информационных технологий в деятельность музеев. Тогда же в Совете музеев был создан специализированное подразделение - Комитет по документации (International Committee for Documentation - CIDOC). В начале XXI в. CIDOC объединяет около 800 специалистов из 65 стран мира. Ежегодно на международных конференциях CIDOC они обсуждают общие тенденции развития информационных технологий и обмениваются опытом работы. Особое внимание уделяется национальным программам в области информатизации музейной деятельности.

В последние годы по инициативе и технологической поддержки CIDOC активно распространяются международные проекты, гармонизируют и унифицируют национальные программы различных стран в области создания и использования музейных информационных ресурсов. Итак, в начале XXI в. CIDOC превращается из научно-проектной и консультативно-совещательного в транснациональную партнерскую сетевую структуру, которая выполняет координационные и консалтинговые функции в сфере глобальной музейной коммуникации.

В стратегии Четвертой рамочной программы ЕС (на 1994 - 1998), среди других планов, с целью совершенствования сферы культуры в период перехода к информационному обществу было задекларировано такое намерение: "Создать условия для гармоничного и сбалансированного развития рынка сервисных услуг, программных и телекоммуникационных составляющих, обеспечивающих доступ к европейской культурного наследия ".

По совместной инициативе комиссии европейского сообщества (European Commission"s Directorate General XIII) и программы ACTS (Advanced Communications Technologies and Services) в 1 996 -2002 pp. реализовано два масштабных проекта:

"Мультимедийный доступ к европейской культурного наследия" (Multi-media Access to Europe"s Cultural Heritage), сокращенно - "проект Mo", срок реализации 1 996 -1998 pp .;

"Мультимедиа для образования и занятости через интеграцию культурных инициатив" (Multi-media for Education and Employment Through Integrated Cultural Initiatives), сокращенно - "проект MEDICI", он был продолжением "проекта Mo" и реализовался с 1998 по 2002 pp.

В рамках реализации проекта "Мо" комиссия европейского сообщества задекларировала свои позиции в двух базовых документах: "Меморандуме взаимопонимания" и "Хартии о электронный доступ к культурному наследию Европы".

Основные положения первого документа сводятся к:

констатации идеи понимания. Меморандум взаимопонимания - это добровольное соглашение между организациями (музеями и галереями, государственными и общественными организациями, учебными и научными центрами, электронными издательствами, компаниями, которые специализируются в области телекоммуникационных и аппаратно-программных комплексов), готовыми активно выступать за достижение консенсуса по проблемам, представляющих взаимный интерес;

определение ответственности членов. Меморандум обоюдного мопорозуминня не налагает обязывающей законом ответственности за выполнение заключенных на его основе соглашений. Это лишь публичное обязательство соблюдать установленные принципов и стремиться к достижению определенного общего плана и консенсуса .

Меморандум взаимопонимания подписали 465 представителей различных институтов, в том числе 297 музеев, 47 государственных учреждений (научных и учебных), 76 коммерческих компаний и 45 неправительственных организаций. Подписывая "Меморандум", участники проекта "Мо" взяли на себя определенные обязательства:

создавать условия для сотрудничества музеев и галерей с частным сектором;

внести необходимые уточнения в законодательство в сфере права на интеллектуальную собственность и авторское право;

участвовать в расходах на создание электронных информационных ресурсов, в том числе в случаях, когда это не продиктовано прямым общественным или коммерческим интересом;

способствовать сотрудничеству и обеспечивать распространение информации в школах, университетах и общественных организациях;

поддерживать механизмы электронного маркетинга (в том числе защищать коммерческие интересы музеев и владельцев авторских прав и интеллектуальной собственности).

Обязательства изготовителей (организаций, занимающихся аппаратно-программными комплексами, операторов телекоммуникационных сетей, служб и электронных издательств):

сотрудничать в создании протоколов высокой степени совместимости, поиска данных, процедур доступа и т.д.;

разрабатывать рыночные механизмы и технологии защиты прав на интеллектуальную собственность для регулирования доступа, сбора абонентской платы и ее перераспределения среди владельцев сборников и авторских прав;

участвовать в финансировании работ по созданию электронных изображений музейных коллекций и широкого рынка подобных товаров и услуг;

способствовать тому, чтобы электронный доступ к культурному наследию Европы стал частью учебных планов школ и университетов.

Обязательства музеев и галерей:

добиваться того, чтобы через электронные сети стал возможен доступ к значительной части их собраний;

установить единый порядок создания электронных изображений и сетевого доступа к ним;

договориться о единых правилах и протоколы описания содержания, порядка сетевого доступа, выработать ценовую политику для индивидуальных пользователей, для школ и университетов на территории Европейского Союза и за его пределами;

договориться об организации различных уровней доступа к информационным ресурсам;

пропагандировать электронный доступ к информационным ресурсам музеев как дополнение к непосредственным посещений музеев и способ распространения в мире знаний и представлений о мировое культурное наследие .

Результаты, полученные в рамках проекта "Мо", стимулировали дальнейшие инициативы комиссии европейского сообщества через реализацию проекта "MEDICI" в рамках Пятой Рамочной программы ЕС (1999 -2002 pp.).

В рамках проекта реализовано (отдельные подпроекты продолжаются до сих пор) комплекс мероприятий по четырем основным направлениям:

межмузейных тематические виртуальные выставки;

культурное наследие и новые информационные технологии в образовании;

культурное наследие и новые информационные технологии в туризме;

подготовка практического руководства, содержащий конкретные рекомендации из важнейших для пользователя вопросов (правовые вопросы, стандарты, финансирование и т.д.).

По стандартам, то Международной организацией по стандартизации (International Organisation for Standartization - ISO) недавно принято музейный стандарт ISO-10918 8 для баз данных компьютерных изображений. Этот стандарт содержит унифицированные нормы минимального описания музейного предмета ("этикетка"), представленного на компьютерном изображении, и единственный формат компьютерных изображений. Индексация компьютерного изображения происходит путем присоединения стандартизированного краткого описания непосредственно внутрь файла изображения.

На основе этого стандарта уже создана единая европейская сеть компьютерных изображений "Museum On Line" (MOL), а также стандартизированный пакет сервисных программ информатизации музеев мира.

На момент написания этого учебного пособия ЕС проводит дальнейшие шаги по расширению проектов европейского сетевого сотрудничества в сфере культурного наследия музеев, образования и туризма за пределы сообщества, и прежде всего - на соседей ЕС. В начале XXI в. Европа заинтересована и готова прийти в Украину с пакетом новых информационных технологий гуманизации и демократизации нашей национальной музейного наследия как составляющей глобальной культурного наследия человечества.

Музейные учреждения Украины в условиях задекларированного государством евроинтеграционного курса не имеют права существовать и развиваться вне общеевропейского информационно-культурным пространством. Украинский музеям сейчас необходимо динамично догонять своих европейских коллег и активно включаться в реализацию совместных музейно-информационных проектов. Ведь за ними - будущее музейного дела постиндустриального общества.

Информационное общество переходит от бюрократического к информационному менеджменту, в основе которого лежат принцип управления информацией и управления с помощью информации. Управление информацией - это формирование и организация информационного пространства, управление с помощью информации - использование этого пространства как побуждение к деятельности.

С помощью новых технологий сегодня можно сформировать развитую информационно-коммуникационную структуру, которая включает в себя не только компьютеризацию и информатизацию музея, но и систему постоянно действующих коммуникативных связей и информационного обмена в рамках государства и глобальных сетевых альянсов и партнерств.

Лучшими в мире национальными эталонами такой управленческо-коммуникативной информационной системы являются национальные музейные сети (банки данных) "MONARCH" (Великобритания) и "MERIMEE" (Франция).

Государственная английский электронная база данных "MONARCH" создана в середине 1990-х годов при Королевской комиссии по историческим памятникам Англии (Royal Commission on the Historical Monuments of England, RCHME) и в 1999 p. интегрирована в структуру Службы Английской Наследия (English Heritage) . Официальный веб-сайт этой службы содержит статистическую справку, что государственная компьютерная база данных "MONARCH" насчитывает более 400 тыс. Описаний археологических мест, раскопок и архивов, архитектурных памятников, морских и других объектов. Близкой по принципам построения и функционирования, структурой и стандартами накопления информации является созданная в первой половине 1990-х годов французский государственная база данных министерства культуры Франции и департамента наследия "MERIMEE". По сравнению с ними Музейный фонд Украины, как ни прискорбно это констатировать, на вид морально устаревшим архивом закрытого типа с очень трудным для исследователя (особенно иностранца, который не имеет возможности непосредственно прибыть для ознакомления с коллекциями этого фонда) режимом ограниченного доступа.

Информационные технологии в XXI веке. пронизывают все сферы деятельности музея: от информационного менеджмента и электронной коммерции традиционной экспозиционной деятельности .

В глобальном информационном поле Интернета свою деятельность развернули маркетинговые службы всех коммерчески успешных музеев мира. Через Интернет они проводят маркетинговые исследования среди тех, кто посетил тот или иной музей, и рейтинговые опросы популярности музеев среди потенциальных посетителей. Интернет служит для проведения агрессивных или имиджевых рекламных кампаний, через интернет музее популяризируют и прививают обществу современные культурные ценности.

Новые информационные технологии обеспечивают музею ряд стратегических преимуществ. Среди них, в частности, такие:

И. Создание компьютерных систем музейного учета формирует предпосылки для того, чтобы контроль за состоянием музейных коллекций стало возможным не только со стороны органов государственного управления, но и со стороны других музеев и самого общества.

ИИИ. Информационные каналы коммуникации выступают как эффективный инструмент поиска партнеров и взаимодействия с ними в рамках совместных музейных программ и проектов. Создание корпоративных банков данных и общих порталов доступа к информационным ресурсам, электронное переписки, обмен идеями во время телеконференций, взаимное оперативное консультирование, дистанционная разработка и координация планов совместных действий - все это активизирует технологические процессы, укрепляет и расширяет палитру партнерских взаимоотношений между музеями и другими организациями сферы культуры и бизнеса.

IV. Благодаря интерактивности веб-сайта музея его сотрудники имеют возможность предоставлять целый ряд платных поисковых, информационно-консультативных и экспертных услуг многочисленным пользователям глобальной сети Интернет. Обработка и обслуживания компьютерных запросов, которые ежедневно поступают на сайты музеев, по статистике, в начале XXI в. принесут тысячам музеев Европейского Союза весомые прибыли.

IV. При наличии электронных каталогов и баз изображений музейных предметов решения многих исследовательских и популяризационных (в частности издательских) задач становится возможным и без выноса предметов из хранилища, что благоприятно сказывается на их сохранности.

V. Применение новых информационных технологий значительно активизировало издательскую деятельность музеев и ускорило процесс публикации научных (монографии, каталоги) и популярных (путеводители, энциклопедии) изданий, в т. Ч. На электронных носителях (DVD, SD-R).

VI. Распространяется практика предварительного бронирования и продажи музейных билетов, каталогов, сувениров через Интернет. Это гораздо удобнее для индивидуального, особенно корпоративного потребителя музейного продукта, это выгодно для туристических компаний, формирующих программный турпродукт или обеспечивают культурный досуг туриста-индивидуала, это гораздо проще для человека западного менталитета, привыкла к безналичным расчетам за потребленные услуги, а также это экономно, потому что музеи традиционно предоставляют небольшие скидки на билеты и товары, заказанные через Интернет.

VII. Фондовые отделы, включенные в локальную сеть музея, становятся доступными для других подразделений музея и, следовательно, активнее вовлекаются в производство конечного музейного продукта (как материального - экспозиционного, выставочного, полиграфического, - так и виртуального).

VIII. Новые информационные технологии существенно расширяют аудиторию виртуальных посетителей музея, дают возможность заявить о себе или напоминать о своем существовании, популяризируют собрание, экспозиции и имидж музея во всем мире. С их помощью пользователь может оперативно получать информацию о новых событиях и музейные акции, о экспонированы предметы и их каталоги, совершить виртуальную экскурсию по музею с помощью электронного путеводителя и тому подобное.

Здесь должны отметить для консервативно мыслящих сотрудников музея - виртуальная экскурсия не способна заменить человеку настоящую экскурсию по залам музея. Маленькие картинки на экране монитора не в состоянии заменить художественные шедевры, выставленные в залах того или иного музея, компьютерные картинки - это обычная информационно-психологическая "наживка", что впечатывается в памяти человека и порождает у него желание при случае непременно посетить в этот музей. Формируется целевая заинтересованность человека компьютерной эпохи (которую, кстати, трудно куда-то вытащить из-за наличия компьютера) музейной наследием, ей прививаются художественные и общекультурные ценности, Интернет мотивирует человека к совершению познавательных туристических путешествий, в обязательную или факультативную программу которых включено посещение учреждений культуры (музеев, анимационных скансенов, галерей, арт-студий, театров и т.д.).

Консервативно настроенные фондовые работники могут оппонировать: "Разве это не глупость и убыточная расточительность размещать в Интернете изображения музейных шедевров и коллекций, которые можно с соблюдением эксклюзивных авторских прав печатать и очень выгодно реализовать населению как полиграфическо-сувенирную продукцию? Кто же захочет покупать музейный CD или книгу-каталог, если у него есть возможность бесплатно загрузить себе информацию из Интернета? ".

Ответ на такие скептические вопросы недвусмысленная: мировой масс-медийное пространство развивается в жестких рамках определенного международным законодательством принципа охраны авторского права. Авторским правом на музейные собрания обладают сами музеи. А общедоступные бесплатные интернет-изображения музейных предметов есть всего-навсего их растиражированными копиями низкого качества. Дело в том, что изображение, помещенное в Интернет, имеет низкое качество - как бы хорошо оно ни выглядело на экране, эта картинка не годится для коммерческой полиграфии. По сути, это та же реклама: "Посмотрите, что у нас есть! Заплатите - и вы получите и цифровое изображение высокого качества, и полиграфический слайд, и право на его коммерческое тиражирование, обусловлено соответствующей юридически подготовленной соглашением между музеем и товаропроизводителем ".

В конце концов, музеи же и создавались для того, чтобы сохранить и альтруистически популяризировать среди всех слоев современников естественную и культурное наследие. Пользователи Интернета - это именно та общественность, интересы которой обязан удовлетворять музей постиндустриальной эпохи. И выгоды от виртуализации современных музеев гораздо очевиднее, чем определенные мелочные потери.

Успешные музеи мира уже давно имеют свои представительства в Интернете - интерактивные веб-сайты, где можно получить информацию о составе фондов и экспозиции, о часах работы музея и его новых выставок и тому подобное. Существует такое неписаное правило: сайт должен постоянно обновляться путем своевременного анонсирования музейных событий, размещение новых аналитических статей и исследований отдельных музейных экспонатов, а также изменения самого интерфейса или структуры сайта, добавление новых разделов, переукомплектування "вывешенных" на сайт каталогов и коллекций изображений музейных предметов. Эти обновления необходимы для того, чтобы постоянно актуализировать внимание к сайту (а следовательно, и к самому музея) потенциальных посетителей, заинтересовывать их появлением очередных новинок, блокбастеров, культурно-массовых акций (художественных тусовок и презентаций), которые просто грех упустить.

Среди консервативно настроенной части музейных работников до сих пор бытует еще один распространенный стереотип (боязнь): веб-сайт стоит размещать минимально необходимое количество информации и блеклые, низкокачественные картинки, чтобы на этом сайте заменял собой сам музей и не вредил продажи полиграфической продукции этого музея. Это очередной миф, который легко развенчивает практика деятельности информационно открытых музеев в информационном обществе.

Статистика, оперировала такими показателями, как популярность музея среди виртуальных и реальных посетителей, престижность музея, осведомленность общества о существовании и деятельности музея, коммерческая активность музея и доходность музея, убедительно доказала: в информационном обществе держатся на плаву, успешно конкурируют с другими учреждениями индустрии досуга, привлекают значительные потоки посетителей, получают стабильную прибыль и имеют имидж привлекательных и успешных коммерческих партнеров те музеи, которые максимально полно и широко распространяют информацию о себе (ведут маркетинговую стратегию глобальной виртуального присутствия через обмены баннерами, электронная рассылка пресс-релизов всем мировым масс медиа и т.д.) .

Простой пример: собираясь в туристическую поездку в Европу, рядовой американец обычно заглядывает в Интернет и просматривает американские турсайтах с общей информацией о другой стране. Эта информация построена таким образом, чтобы всячески привлечь его внимание и заманить на другие сайты, где представлена целая палитра информации, скажем, о Союз национальных музеев Франции с тысячами ярких полноцветных изображений имеющихся у них шедевров европейского искусства. Конечно, такой сайт не может не заинтересовать, поэтому у потенциального туриста уже в процессе информационной подготовки к предстоящей поездки возникает непреодолимое желание оказаться там - среди величия музейных залов с роскошными художественными полотнами, дорогим мебелью и ценными аксессуарами - непременно снять все это (и себя на этом фоне) на свое домашнее видео, чтобы потом с гордостью демонстрировать впечатление ("и я там был») от посещения Европы всем своим друзьям.

В информационном обществе массового потребления распространяется другой стереотип: если музей эффектно не представлен в Интернете, если он не способен заявить о себе и виртуально представить свои коллекции, то это какая-то консервативная, бедная организация, пыльное сонное царство, где для рядового туриста совсем нет ничего интересного. А современный потребитель соглашается тратить свое драгоценное время только на лучшее предложение.

Очень важно, что пользователи Интернета - это в основном люди молодые, то есть те, для кого выбор - пойти в музей или в бар - решается часто непосредственным впечатлением от увиденного или услышанного и для кого часто бывает совсем не лишним элементарная информация о самом существовании какого-либо музея, хотя он может быть трижды знаменит, не говоря уже о выяснении его места размещения и состав его коллекции.

С другой стороны, даже для убежденных любителей музеев постоянно обновляемая информация (новости, пресс-релизы) о новинках выставочного и культурно-массовой жизни знакомого с детства музея, прочитанные в Интернете, играет определяющее мотивационное значение при выборе их планов на проведение досуга в ближайшие выходные.

Наряду с этим, в эпоху массового туризма и разнообразие досуговой предложения, современники не особо утруждают себя поисками именно того музея. Если везде о нем нет интригующей общедоступной информации, турист пойдет в другой, соседней музей, который эффектно прорекламировал себя в Интернете и туристических буклетах.

Современные музеи столкнулись с новой информационной реальностью: если громко НЕ заявить о себе и то и дело не напоминать о своем существовании, общество в условиях потребления чрезмерного объема разноплановой информации через некоторое время просто забывает о существовании в родном городе этого учреждения. А по туристов из других регионов и стран. В информационно перенасыщенном XXI в. действует бескомпромиссная формула: "Если музея нет в Интернете или на страницах туристических справочников-путеводителей - его вообще нет".

Наконец вернемся к роли информационных технологий в улучшении и иллюстрации экспозиций музея. Без привлечения компьютерных продуктов в экспозиционную деятельность значительная часть западных музеев в начале XXI в. уже не мыслит своего конкурентоспособного существования. А популярность среди посетителей научно-технических и естественно-научных музеев (скажем, широко знакомых украинскому туристу лондонского Музея науки или венского Музея техники) в настоящее время уже непосредственно лимитируется масштабами и анимационным размахом мультимедийного компоновки их экспозиционных залов.

Речь идет о специально созданные аудио-, видео- и мультимедийные продукты, выступают равноправными участниками експозициювання наряду с традиционными музейными предметами. Примеров успешности внедрения таких продуктов в экспозиционную практику музеев более чем достаточно. Скажем, полностью мультимедиезованим и светло-илюминацийноанимизованим является известный европейский Музей бриллиантов Сваровски вблизи г.. Инсбрука (Австрия). Его посетитель, переступив порог, полностью погружается в феерический иллюминационное-виртуальный мир, где каждый твой шаг пол реагирует "взрывом" фантасмагорического мерцание, где иллюминация раскрашивает во все цвета радуги стеклянные стены, доверху заполненные бриллиантами, где эффект созерцания самого большого в мире искусственно созданного бриллианта анимационно усиливается неожиданной для посетителя игрой света и теней, где можно попасть в зал, как внутрь огромного бриллианта, медленно движется вокруг тебя и создает неповторимые ощущения эффектом преломления света, где существуют залы релакса с мягкими широкими диванами, на которые можно разлечься и в сумерках под классическую музыку созерцать искусственно созданную из бриллиантов копию звездного неба с известными и удаленными созвездиями и галактическими скоплениями и тому подобное.

Подобная практика распространена в экспозициях музеев, знакомящие посетителей с происхождением Вселенной, Солнечной системы, планеты Земля и основными Тектоника-геологическими этапами ее развития, с обледенением и периодами вулканической активности, с зарождением и эволюции жизни на нашей планете. В этой группе музеев современные средства отображения информации оказываются гораздо интереснее и зрелищными, а главное более настоящими, реальными, чем что-либо другое (макеты, схемы и т.) Поэтому уже не вещественные памятники, а именно мультимедийные продукты принимают на себя функцию познавательного фокуса музейной экспозиции, превращаются в самые популярные полноправные музейные экспонаты.

Однако и в музеях других профилей (художественных, исторических, этнологических и др.) Практика экспозиционного синтеза компьютерного мультимедиа и речевых экспонатов в XXI в. является скорее нормой, чем инновацией. Примерами служат, скажем, экспозиционное сочетание одежды шамана с трансляцией видеозаписи его ритуального танца (Музей этнологии, г.. Лейден) чучела животных с трансляцией видеозаписи его поведения и жизнедеятельности в естественной среде (Музей "Натуралис", г.. Лейден) раритетного музыкального инструмента и стереовещания его звучание (Музей музыки, Стокгольм, Дом музыки, Вена) и др.

Аннотация. Данные рекомендации определяют понятия «педагогические инновации», «педагогические технологии» и содержат систематизированную информацию о наиболее эффективных педагогических инновационных технологиях, применимых в деятельности школьных музеев, структуре планирования музейно-педагогической деятельности.

Пояснительная записка

Настоящие методические рекомендации разработаны с учётом основных направлений работы руководителей школьных музеев (музейных педагогов, педагогов-организаторов) на основе Концепции развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года . Рекомендации способствуют освоению и внедрению в деятельность музеев образовательных организаций наиболее эффективных и результативных технологий взаимодействия с обучающимися.

Целью данных методических рекомендаций является систематизация знаний руководителей школьных музеев (музейных педагогов, педагогов-организаторов), классных руководителей о наиболее эффективных педагогических инновационных технологиях для внедрения в практику музейной деятельности.

Актуальность связана с необходимостью постоянного совершенствования профессиональных компетенций руководителей музеев (музейные педагоги, педагоги-организаторы) и классных руководителей, с современным пониманием процесса воспитания и реализацией основных принципов образования, заложенных в Законе «Об образовании в Российской Федерации».

Ожидаемые результаты от использования предлагаемых методических рекомендаций: руководители музеев (музейные педагоги, педагоги-организаторы), классные руководители совершенствуют теоретические знания об инновационных технологиях, возможных в практическом применении при организации музейной педагогической деятельности. Использование данных методических рекомендаций позволит организовать деятельность школьного музея на основе современных педагогических технологий.

Школьный музей является своеобразной платформой, объединяющей культурную и познавательную составляющие образовательного процесса. Сегодня в школьном музее можно изучать учебные дисциплины, реализовывать программы внеурочной деятельности и дополнительного образования, организовывать исследовательскую деятельность.

Применение педагогических инноваций в работе школьных музеев позволяет создать эффективную мотивирующую образовательную среду для обучающихся, благодаря которой каждый школьник сможет стать полноправным участником и инициатором развития музея.

Под педагогической инновацией понимается совокупность целенаправленных действий, которые способны вносить в образовательную среду преобразования, повышающие характеристики разных частей, а также отдельных компонентов всей системы.

Понятие «педагогическая инновация» тесным образом связано с педагогическими технологиями, под которыми мы понимаем описание процесса достижения планируемых результатов обучения. Наиболее эффективными для практического применения в музейной деятельности являются личностно ориентированные и информационные технологии, интегрированные и исследовательские занятия, интерактивное обучение и музейная педагогика.

Личностно ориентированные педагогические технологии опираются на создание форм обучения, альтернативных традиционным (работа в малых группах, сотрудничество «учитель-ученик»), выявляют индивидуальные особенности школьников как субъектов познания и предметной деятельности, тем самым обеспечивая саморазвитие личности обучающихся.

Информационные технологии обеспечивают сбор, хранение, обработку и распространение информации через создание интернет-пространства для музея школы (сайт, виртуальные экскурсии, блоги и т. д.).

Интегрированные занятия обеспечивают междисциплинарную связь понятий разностороннего изучения объекта, способствуют осмыслению восприятия окружающего мира, систематизируют знания обучающихся, побуждают их к фантазии и творчеству, формируют позитивный эмоциональный настрой. Реализующим механизмом данной технологии являются игры, виртуальные экскурсии, викторины, дискуссии, дебаты, театрализации, конференции.

Исследовательские занятия развивают умение обучающихся работать с информацией, формируя определённый стиль мышления. Результатом этой деятельности является формирование исследовательских умений, позволяющих работать с информацией, анализируя и обобщая её. Практическая работа в контексте исследовательской связана с организацией деятельности обучающихся, основанной на практическом применении полученных знаний. Инновационными формами практической работы являются проекты, презентации, конкурсы, викторины.

Интерактивное обучение в деятельности школьного музея предполагает диалогические методы общения с обучающимися, развитие школьников через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность. Формами интерактивного обучения являются: «мозговой штурм», дискуссия, дебаты, театрализация, конференция, музейное занятие.

Музейная педагогика основана на организации процесса совместного поиска на основе экспозиции музея образовательной организации, результатом которого являются самостоятельно полученные школьниками знания. Благодаря особому подходу к посетителю как к участнику диалога, музейная педагогика создаёт условия для развития личности обучающихся посредством их включения в многообразную деятельность школьного музея.

К формам музейной педагогики относятся игра, коллективно-творческое дело, технологии проблемного и индивидуального обучения.

Практическое применение вышеназванных инновационных технологий способствует расширению образовательного пространства музея, а также обобщению обучающимися знаний о культурно-историческом прошлом России, совершенствованию метапредметных компетенций школьников, привитию базовых национальных ценностей.

В связи с высокой эффективностью инновационных технологий в деятельности музеев образовательным организациям рекомендуется :

  • Руководителям школьных музеев (музейным педагогам, педагогам-организаторам) :

1. При организации музейной деятельности использовать личностно ориентированные технологии, характерными чертами которых являются: дискуссионность, педагогическая поддержка, рефлексивность, создание ситуации выбора и успеха, диагностика (опрос, анкетирование), проектная и творческая деятельность.

2. При создании сценария музейного занятия ориентироваться на следующие критерии: вариативность форм, средств обучения и воспитания; учёт возрастных особенностей обучающихся; особое место экспоната, инсталляции, создание пространства музея как мотивирующей среды; использование приемов интерактивного обучения в соответствии с темой, целью и задачами музейного занятия; отказ от традиционного экскурсионного подхода и минимизация монолога в предоставлении информации.

3. Создавать условия для систематического пополнения музейной экспозиции посредством организации исследовательской и поисковой работы с обучающимися.

4. Использовать информационные технологии для обработки, хранения и поиска информации, а также для презентации материалов в формате онлайн-экскурсии, видеоролика, презентации.

5. Ориентироваться на то, что результатом занятия в музее должен стать продукт деятельности обучающихся с обязательным учётом их личностных особенностей.

  • Классным руководителям:

1. При реализации целей и задач воспитательного процесса использовать ресурс музея образовательной организации.

2. Учесть возможность организации и проведения интегрированных занятий в пространстве школьного музея.

3. Использовать тематические экспозиции музея образовательной организации при проведении игр, виртуальных экскурсий, викторин, дискуссий, дебатов, театрализаций, конференций.

4. Использовать средства музейной педагогики при организации исследовательской деятельности обучающихся.

5. Опираться на инициативу обучающихся при планировании и организации мероприятий воспитательного значения в пространстве школьного музея.

(выступление на 2-ой открытой научно-практической конференции «Поисково-исследовательская работа в музее образовательного учреждения»)

Кириллова Наталья Александровна, методист ГЦИ «Эгида»

Всё, что изучается в школе - это культурный опыт прошлого. Снижение интереса школьников к изучению истории страны, родного края, равнодушное отношение к прошлому города, района, окружающих людей обусловлены объективными изменениями политической жизни страны, сменой ценностных ориентиров общества, структуры и содержания информационного пространства и культурной среды.

Музейная педагогика является уникальным средством для решения многих воспитательных и образовательных проблем.

Основной методической задачей школы является формирование ключевых компетенций выпускника, то есть способности решать проблемы в различных сферах общественной и интеллектуальной деятельности. Современная школа должна:

§ формировать навыки деятельности в гражданско-общественной сфере;

§ формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;

§ формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом на основе использования ИКТ;

§ формировать навыки самообразования, развивать способности к академической мобильности;

§ формировать навыки коммуникации;

§ развивать умение формулироватьзадачу и кооперативно ее решать.

Музей в современной школе представляет собой такую интегрированную информационно-педагогическую среду, где становятся возможными новые формы в организации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся.

Такие принципы работы школьного музея как комплексность, систематичность и преемственность предусматривают сочетание традиционных и инновационных форм и способов взаимоотношений с учениками. Одной из наиболее характерных черт школьного музея является смещение акцентов в понимании миссии музея от накопления, хранения и передачи конкретных знаний от учителя ученику к развитию способности приобретать эти знания и умения самостоятельно и использовать в практической деятельности. Информационные технологии могут оказать и оказывают на практике неоценимую помощь в решении этой задачи.

Современные информационные технологии, вошедшие в образовательное пространство, и роль музея как информационного и коммуникационного подразделения образовательного учреждения актуализируют новый уровень работы с информацией. Традиционные направления деятельности школьного музея - поисковая, фондовая, экскурсионно-лекторская, экспозиционная, пропагандистская – могут быть реализованы новыми средствами. Современные школьники очень хорошо знакомы с возможностями компьютерных технологий, зачастую лучше педагога разбираются в программном обеспечении, терминологии, средствах виртуальной коммуникации. Формируется экранный тип культуры и новая эстетика, в основе которой лежит теле-видеоряд. Одним из факторов, активизирующим познавательную, исследовательскую работу учащихся в музее является сам процесс использования ими новых технологий, будь то создание электронных материалов на компьютере или участие в телекоммуникационном проекте.

Формы работы школьного музея с использованием информационных технологий

1.Применение компьютерной техники для создания электронной базы данных фондов музея, описания музейных предметов, оформления учетной документации, формирования в фондах школьного музея электронной библиотеки, коллекции аудио- и видеозаписей, коллекции фотографий.

2.Одним из способов использования информационных ресурсов музея является формирование электронных каталогов. При их создании описания предметов отбираются из базы данных на основе какой-то идеи, необходимым образом группируются, сопровождаются статьями, то есть происходит интерпретация информации.

3.Создание электронной экспозиции, интерактивного экспозиционно-выставочного пространства, преобразование существующей или формирование специальной музейной среды. Применение аудиовизуальных и компьютерных средств, мультимедийных программ в музее создают новыевозможности в работе с посетителями.

4. Применение офисной и компьютерной техники для редактирования и тиражирования печатных и электронных материалов, создание презентаций для использования в учебной деятельности и демонстрации их в рамках школьных мероприятий. Включение школьного музея в единую локальную сеть образовательного учреждения предполагает перенос накопленной информации и материалов в интранет и Интернет на веб-сайте школы или представление в сети собственного музейного сайта.

Сайты, на которых представлены базы данных музейных предметов с возможностью построения к ним различных запросов очень динамичны, максимально задействуют такое мощное средство, как интерактивность, стимулируют рост информационных ресурсов музея.

1.Организация проектной деятельности с использованием Интернет технологий (сбор материалов в сети, поиск возможных «сетевых» партнеров школы – библиотек, музеев, фондов, дистанционных обучающих центров; электронная переписка с экспертами и различными учреждениями для консультаций; проведение совместных проектов со школьниками других городов, с музеями аналогичного профиля, в том числе и зарубежными).Интернет - мощный источник информационных ресурсов, который, в том числе, открывает нам доступ к электронным библиотекам и электронным версиям периодических изданий. Умение находить, критически осмысливать и продуктивно использовать информацию Интернет поможет ученику в дальнейшем уверенно чувствовать себя в иных современных информационных потоках. Взаимодействие в Интернет-проектах, работа над созданием коллективных Интернет-приложений помогают социализации личности, развивают у учеников способность к планированию и организации совместной деятельности.

Следует отметить, что немногие образовательные учреждения на сегодняшний день имеют регулярно обновляемый и содержательно прогрессирующий сайт. Возможны различные формы представления музея школы в сети:

1.Упоминание о наличии музея в школе на сайте образовательного учреждения. Такая ссылка поможет найти партнеров, привлечь внимание учеников к работе музея.

2.Представление тематики, форм работы, организационная информация на отдельной страничке сайта образовательного учреждения. Методические материалы помогут коллегам-руководителям школьных музеев, а красочный отчет о прошедших мероприятиях создаст привлекательный имидж для музея и образовательного учреждения в целом.

3.Представление фондов музея в таком объеме, чтобы электронные материалы музея можно было использовать в учебной или воспитательной работе. Публикация на сайте воспоминаний очевидцев событий, уникальных текстовых, фотодокументов, аудио- и видеозаписей позволит с максимальной полнотой продемонстрировать все многообразие хранимых в экспозиции и в запасниках музея материалов, предоставить доступ к ресурсам музея удаленным пользователям. Возможные разделы сайта школьного музея:

§ Общие сведения, информация о возможности посещения

§ История музея

§ Описание фондов

§ Музейные экспонаты

§ Экспозиция

§ Афиша

§ Музейные проекты

§ Издания музея

§ Гостевая

§ Спонсоры, друзья и партнеры

1. Участие в телекоммуникационных проектах. Например, на сайте электронного журнала «Вопросы Интернет-образования» реализуется проект «Школьные музеи в Интернете ». Проект организован как своеобразный виртуальный музей, экспонатами которого должны стать школьные музеи.

Создание единого электронного фонда материалов школьных музеев Новосибирска и области может стать решением проблемы наполнения ресурсной базы информационного образовательного пространства города.

В Новосибирске формируются условия для создания единой информационно-образовательной среды. В рамках реализации программы «Информатизация муниципальной системы образования на 2004 – 2007 гг.»:

§ была продолжена поставка компьютерной техники в образовательные учреждения города. В течение 2004 года приобретено 620 - единиц компьютерной техники. В 2005 году в Новосибирскена 1 компьютер приходилось 33 учеников (для сравнения: в 2003 г.- 49; по России - 80);

§ расширяется сеть школьных медиатек, продолжается оснащение образовательных учреждений электронными средствами обучения;

§ в рамках реализации проекта «Подключение школ города Новосибирска к сети Интернет» через оптоволоконные каналы связи сегодня объединены 42 образовательных учреждений (в перспективе планируется подключение всех образовательных учреждений);

§ создана городская экспериментальная площадка, объединяющая 15 образовательных учреждений и ГЦИ «Эгида», для эффективного применения информационных и коммуникационных технологий в учебной и внеурочной работе с учащимися, оказания консультационной, методической и технической поддержки образовательных учреждений всех видов и типов.

Основной целью создания Городского центра информатизации «Эгида» является внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Одним из направлений работы для реализации поставленной цели можетбыть помощь образовательным учреждениям в изменении форм работы школьного музея в организации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся.

1.Обучение педагогов-руководителей музеев основам работы на ПК, основам издательской, проектной деятельности и сайтостроения.

2.Оказание консультативной помощи в использовании информационных технологий.

3.Публикация страниц школьных музеев на Новосибирском информационно-образовательном сервере www.NIOS.ru . Представление фондов музеев поможет сформировать каталог ресурсов школьных музеев Новосибирска.

4.Проведение конкурсов краеведческой тематики. В 2005-2006 учебном году в рамках конкурса «Мой Новосибирск» создана номинация «Сайт школьного музея».

Приоритет личностного развития ребенка является объективной причиной перехода к новому качеству образования и воспитания, к новым механизмам воздействия на человека. Информационные технологии позволят привлечь учеников в музей, вызвать интерес к разнообразным областям знаний, к изучению истории своей страны, помогут воспитывать у учащихся чувство уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.

На базе нашего детского сада организована работа экспериментальной площадки по музейно – педагогической программе «Здравствуй, музей!». Программа разработана специалистами Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИКТ в реализации музейно – педагогической программы

«Здравствуй, музей!»

На базе нашего детского сада организована работа экспериментальной площадки по музейно – педагогической программе «Здравствуй, музей!». Программа разработана специалистами Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея.

Цель данной программы сориентировать дошкольников старшего дошкольного возраста в процессе их приобщения к отечественным и мировым художественным ценностям средствами музея, на формирование основ художественной и визуальной культуры. Изобразительное искусство рассматривается в программе как неотъемлемая часть духовной и материальной культуры, воплощающей в себе все разнообразие идеалов, художественных и нравственных ценностей различных эпох и культур.

Программа ориентирована не только на традиционные задачи формирования художественной культуры и эстетического опыта ребенка, освоение им навыков материально – художественной деятельности, но и на формирование у детей старшей и подготовительной групп навыков визуальной культуры, приобретение опыта «насмотренности». Позвольте напомнить вам, что «Музейная педагогика» – это область деятельности, осуществляющая передачу культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды. Использование произведений живописи, скульптуры, графики, народного искусства, а также архитектурных памятников предоставляет ребенку возможность приобрести полноценный художественно – эстетический опыт, который может способствовать решению задач воспитания толерантности и патриотизма у дошкольников. Работа осуществляется на материале коллекций Русского и других отечественных музеев, достопримечательностях города, природных объектах. Например, в музеях Санкт – Петербурга созданы специальные отделы для работы с дошкольниками, где ознакомление с музейными экспонатами происходит во время игры, ведь никакой ребенок, даже самый интеллектуально – развитый, не будет подолгу «созерцать» великий шедевр, как это делают взрослые. Наш город не «музейный», а в единственном Художественном музее нет специального отдела для детей. Если нет соответствующих условий, разработчики программы рекомендуют использовать информационно – коммуникационные технологии.

Мы видим, что ИКТ в дошкольной музейной педагогике позволяет преуспеть в реализации задач по данным направлениям: во-первых, совершенствовать исследовательскую деятельность детей внедрением новых информационных технологий; во-вторых, создать музейный фонд силами воспитателей посредством создания электронного музея; в-третьих, развивать коммуникативные умения детей на основе проектной деятельности; и, в-четвертых, формировать у детей навыки информационной культуры.

Опыт интеграции ИКТ в музейную педагогику можно считать инновационным. Наши дети растут в цифровом мире и, безусловно, разрыв между реальными интересами современных детей и традициями художественного образования в современном мире все более глубокие. Именно художественное образование поддерживает в ребенке творческие импульсы, и кроме этого тесно связано с тактильными ощущениями. В художественном образовании гармонично объединяются как традиционные средства визуализации, так и новейшие технологии. Как эффективно включить эти средства в творческое развитие и обучение?

Задача актуализации художественного развития не может быть решена без привлечения информационно – коммуникационных технологий.

Например, мы можем с помощью современных технологий побывать на виртуальной экскурсии в картинной галерее Русского музея, посмотреть виртуальную выставку и поиграть в игры, которые рекомендованы программой к использованию в детском саду и в музее.

Я хочу познакомить вас с некоторыми из таких игр:

- «Спрятанная вещь» - найти в картине изображение определенного предмета, цветка или животного и рассказать о нем.

- «Войди в картину» - детям предлагается закрыть глаза и представить, что они в пространстве выбранной картины, а затем ответить на вопросы: Что вы почувствовали, увидели, услышали, кого встретили?

- «Экскурсовод» - ребенок рассказывает сам о выбранном произведении, и отвечает на вопросы других детей.

- «Подбери палитру» - детям предлагается выбрать понравившуюся репродукцию произведения и из квадратов разного цвета выбрать те цвета, которые использованы в картине.

- «Что видим – разыграем» - при рассматривании произведения детям предлагается распределить роли, придумать короткий диалог и разыграть изображенный эпизод.

Благодаря этим играм у детей обогащается опыт «насмотренности», развивается художественное восприятие, умение эмоционально откликаться, чувствовать и понимать изображенное, происходит приобщение детей к миру изобразительного искусства

Сейчас я хочу познакомить вас со специальными сайтами, разработанными для работы с детьми в рамках музейной педагогики, где есть игра, произведение искусства и … компьютер. К сожалению, сайт Русского музея, на базе которого разработана программа, выдает информацию только об экскурсиях.

Из отечественных музейных сайтов наиболее интересен по содержанию, принципу подачи материала и по образовательной компоненте сайт Государственного Эрмитажа. Фирма IBM совместно с сотрудниками музея, являясь разработчиками этого электронного ресурса, перенесли на российскую почву мировые стандарты подобных Интернет-проектов.

На сайте размещен раздел, позволяющий с помощью современных технологий побывать на виртуальной экскурсии, посмотреть виртуальную выставку, посетить галерею трехмерных изображений.

Галерея трехмерных изображений включает в себя коллекции предметов, которые вряд ли можно так рассмотреть в музее, как это предлагается на сайте. Это мелкие предметы декоративно-прикладного искусства, детали одежды, ювелирного искусства.

Такая возможность практически «потрогать руками» музейный экспонат делает этот раздел актуальным особенно для нас, кто географически далек от Эрмитажа.

Мы обратились и к опыту зарубежных образовательных порталов, посвященных теме интеграции искусства и ИКТ для образования. Обращают на себя внимание проекты Pixel Face и Collage Machine на сайте детского образовательного центра Национальной Галереи Вашингтона. По своему содержанию это готовые программные продукты для творчества дома или на занятии. Так, Pixel Face – это программа, позволяющая с помощью разнообразных пикселей (разных по ритмической структуре, по цвету, по модулю) создать некое декоративное полотно, основу которого составляет портрет известного художника. Возможен выбор из 4-х портретов разных художественных стилей. В качестве своеобразной палитры инструментов предложена библиотека разнообразных пикселей, возможности рисования кисточкой-штампом, функция выбора тона, ластик. Кроме того, полученную работу можно распечатать. Для детей дошкольного возраста такая программа интересна и полезна, так как дает опыт работы со сложным цветовым пятном, имеющим ритмическую структуру,

с модулем, с большим диапазоном цветовых оттенков.

Следующий проект – проект Collage Machine обладает значительно большим потенциалом для творческой деятельности. Это буквально «коллажная машина». Работа в этой технике помогает приобрести первые навыки проектирования, организации композиции на плоскости, позволяет концентрировать внимание на символике цвета и цветовом ритме, особенностях взаимодействия цветов. Коллаж также дает возможность мобильного и продуктивного освоения различных композиционных задач. Также в этом проекте заложены инструменты (лупа), позволяющие двигать, изменять уровень прозрачности, приближать изображение. Все эти музейные интернет – проекты, предназначенные для всестороннего развития детей, еще раз подтверждают древнекитайскую мудрость: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь». Хочу подчеркнуть, что новые технологии позволяют создавать инновационные художественные продукты, участвовать детям в новых формах коммуникации, учиться включать современные средства коммуникации в повседневную жизнь.

Также, сейчас выпускается много DVD, носящих культурологический образовательный характер. Например, программа «Здравствуй, музей!» выпустила цикл занятий Всемирной картинной галереи «Уроки тетушки Совы», которые очень нравятся детям.

После знакомства с произведениями искусства, обогащения опыта восприятия живописных произведений, умением наблюдать, всматриваться в природные явления, мы переходим к самостоятельной творческой деятельности детей, где используем традиционные и нетрадиционные материалы для работы над рисунками, коллажами, лепкой. Например, использование техники коллажа в продуктивной деятельности дошкольников. На первом этапе мы рассматриваем коллаж, отмечаем все детали. Второй этап – анализируем, выделяем и обговариваем средства, пространственное расположение. Третий этап – самостоятельная деятельность детей.

Одним из вариантов творческой деятельности детей является проведение интегрированных занятий. Например, занятие «Золотая осень»: рассматриваем, рассуждаем, создаем свое произведение искусства.

Обратите внимание на преимущества применения компьютерных технологий в профессиональной деятельности педагога. Особо хочется выделить интерактивное взаимодействие, общение в информационно-образовательном пространстве, что очень востребовано именно сегодня.

Анализируя инновационные образовательные продукты, созданные на основе ИКТ, можно выявить ряд преимуществ компьютерных технологий, как средств обучения. В первую очередь, это возможность сочетания логического и образного способов освоения информации, активизация образовательного процесса за счет усиления наглядности, интерактивное взаимодействие, общение в информационно-образовательном пространстве, и последнее, ребенок становится не объектом, а субъектом коммуникативного общения с воспитателем, что является важным моментом в педагогике сотрудничества.

Таким образом, опыт использования интерактивных технологий очень интересен для нас, взрослых и, конечно, для детей.

О результатах говорить пока рано, но мы видим, что детям это очень нравится и родители, посещая сайт «Музеи мира», повышают свой культурный уровень и становятся волонтерами в освоении и реализации новой программы.


Г.А. Акимова

(Россия, Новочеркасск)

преподаватель истории ГБОУ СПО РО «НКПТиУ»

Е. В. Иванова

(Россия, Новочеркасск)

преподаватель информационных технологий

ГБОУ СПО РО «НКПТиУ»

Музей и интеграция информационных технологий в музейно-педагогическую деятельность

Музей - не просто дом, где вещи дышат,

Музей - хранитель тайн, всего святого,

Биенье сердца каждого услышит,

Он - мост в долину самого родного.

Наш контингент – студенты. Это не совсем дети, это подростки, а иногда даже взрослые, уже состоявшиеся личности, но тем не менее важность темы патриотического воспитания актуальна для любого возраста, особенно юного. Именно в нем на вполне сознательном уровне закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории, к людям, в разные века защищавшим Родину, воспитания готовности к подвигу – в общем, всего того, что является основой жизнеспособности любого общества и государства. Чувство собственного достоинства и уверенности в себе невозможны без уважения к истории своего Отечества, ощущения причастности к делам предков.

Память связывает поколения. Это духовный мост через годы, десятилетия. И силу свою, и храбрость, и красоту, и мужество – весь дух свой человеку помогает обрести священная память о защитнике родной земли.

Один из важнейших вопросов, который стоит перед образовательными учреждениями сегодня – это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании студента таких понятий, как Родина, Отечество, Отчизна, родной край, гражданин, патриот, герой, ветеран войны и труда. Для образованного человека и гражданина России знание российской истории, её духовных истоков и традиций очень важно для понимания всех происходящих в ней сегодня процессов. Воспитание и обучение должно быть построено так, чтобы юноши и девушки, выросшие в нашей стране, не стали людьми, которым все равно, в какой стране жить, и которых абсолютно не волнует судьба своей родины.

История и культура России, Донского края имеют глубокие корни. Всегда были и есть легендарные личности, которыми мы гордимся и на примере которых воспитываем своих студентов. Сегодня учебные заведения – это место, где возможно целенаправленное воспитание граждан и патриотов России, людей, которые будут любить свою Родину, а значит, когда это необходимо, смогут её защитить и приумножить её славу, как их деды и отцы.

Центром воспитательной работы в колледже, особенно, патриотического направления стал музей боевой и трудовой славы. Основа патриотического воспитания – активное общение студентов со старшим поколением в процессе проведения поисковой, собирательской, просветительской и исследовательской работы. Духовный опыт, принципы и оценки старших воздействуют на духовный мир студентов, которые формируют свою жизненную позицию. Живое общение совмещается и взаимодействует со знаниями и ценностями, почерпнутыми из подлинных документов прошлых лет, краеведческой и мемуарной литературы. Результат этого общения находит отражение в творческих работах – рефератах, при проведении экскурсий общественными экскурсоводами, в выступлениях на классных часах, конференциях, уроках мужества и других мероприятиях.

Таким образом, сохраняя свои традиционные функции (собирать, хранить, изучать и представлять культурное наследие), музей в XXI веке постепенно приобретает роль ведущей социокультурной ячейки общества.

Музей начинается и заканчивается там, где начинается и заканчивается музейный предмет – свидетель историко-культурных процессов, явлений и событий, имеющих социальную ценность. Однако идея, смысл, история музейного предмета могут доноситься различными способами, в том числе и через использования цифровых технологий. Именно, этот процесс стал наиболее заметным на рубеже 20-21 веков . Это во многом объясняется быстрым развитием технических средств создания, презентации и хранения информации: В соответствии с концептуальным замыслом экспозиции можно выделить три основные функции использования цифровых технологий в музейной деятельности:

Информационная (дополнение материалов экспозиции виртуальными материалами);

Образовательная (обучение через синтез цифровых технологий и музейных средств);

Маркетинговая (продвижение имиджа музея).

Преимущества использования цифровых технологий в музейной экспозиции

1. Расширение информационного пространства экспозиции в условиях ограничения размеров помещений. Они способны изменить экспозиционное пространство, предоставляя новый вид площадей, измеряемых в единицах измерения объема информации.

2. Усиление аттрактивности экспозиции. Цифровые технологии предоставляют возможности творческого использования компьютерной техники и информационного потенциала музейного предмета, позволяют реализовать разнообразные творческие идеи, наполнить экспозиционное пространство визуально-выразительными интерактивными элементами. Музей старается в большей степени работать на молодежь, которая давно перешла на язык информационных технологий.

3. Повышение доступности информации . Цифровые средства позволяют комментировать, представлять тот или иной предмет в контексте виртуального пространства, которое дает возможность воспроизвести атмосферу времени существования музейного экспоната.

4. Поддержание интереса к музею, музейной и поисково-исследовательской работе. Цифровые технологии по причине новизны интересны сами по себе. Оригинальные музейные проекты с использованием цифровых технологий вызывают интерес, способствуют продвижению у студентов позитивного имиджа музея:

Музею боевой и трудовой славы нашего колледжа 26 лет. 2 года назад он был реконструирован и обновлен. Оформлены экспозиции: из истории создания колледжа, наши преподаватели – ветераны войны и тыла, 5-ой Донской гвардейский казачий корпус, экспозиции о выпускниках, погибших в горячих точках, ветеранах труда, о наших преподавателях и студентов – защитниках Отечества.

В музее собрано более 800 самых разнообразных экспонатов, среди которых есть настоящие реликвии – это и предметы времени ВОВ, награды и наградные документы, оружие, фотографии, одежда и другие личные вещи ветеранов; не менее ценные экспонаты, рассказывающие о выпускниках, геройски погибших в горячих точках и выпускниках, работниках отрасли.

Музейная педагогика является уникальным средством для решения многих воспитательных и образовательных проблем.

Основной методической задачей колледжа является формирование ключевых профессиональных компетенций выпускника, то есть способности решать проблемы в различных сферах общественной и интеллектуальной деятельности.

Формы и содержание работы музея определяются задачами исторического образования и воспитания и направлены на практическую реализацию полученных знаний.

Основными задачами музея являются:

Активное участие в учебно-воспитательном процессе колледжа

Проведение культурно-просветительской работы студентов

Организация и проведение экскурсий

Оформление альбомов, стендов и витрин старыми и новыми экспонатами

Организация встреч с ветеранами ВОВ и труда, участниками боевых действий в горячих точках.

Формы работы музея с использованием информационных технологий:

1. Применение компьютерной техники для создания электронной базы данных фондов музея, описания музейных предметов, оформления учетной документации, формирования в фондах музея электронной библиотеки, коллекции аудио- и видеозаписей, коллекции фотографий.

2. Создание электронной экспозиции, интерактивного экспозиционно-выставочного пространства, проведение виртуальных экскурсий или виртуальных обзоров музейных экспонатов на занятиях, внеурочных мероприятиях.

3. Создание презентаций для использования в учебной деятельности и демонстрации их в рамках мероприятий. Включение музея колледжа в единую локальную сеть образовательного учреждении, отражение информации о деятельности музея на веб-сайте колледжа.

На базе музея действует патриотический клуб «Мужество», члены которого в основном и выполняют эту работу.

Мы знаем, что музей, образование и новейшие технологии в равной мере отражают и испытывают на себе переходный характер современной культуры, поэтому в музее продолжают существовать и активно действовать формы и механизмы развития предшествующего этапа культурной эволюции

Так, одна из секций клуба – состоит из общественных экскурсоводов, которые подготовлены и могут провести экскурсию по музею колледжа, станице Старочеркасской и небольшую обзорную экскурсию по историческому центру города.

Ежегодно в колледже в февральские дни проводится военно-патриотический месячник, в котором члены клуба принимают самое активное участие. Оно выражается и в тематических экскурсиях по музею и в использовании материалов музея на классных часах, занятиях истории и других общественных и спецдисциплин. Традиционными стали в эти дни открытые заседания клуба «Мужество», посвященные памяти студентов, наших выпускников, погибших в Афганистане, Чечне, и теперь уже в Южной Осетии. На них приглашаются родители погибших студентов. Их выступления, выражающие благодарность членам клуба «Мужество», являются высшей оценкой деятельности музея и клуба и вызывают всегда отклик в душах тех, кто присутствует на этих мероприятиях. Не менее трепетное чувство вызывают и поездки на могилы погибших ребят и к памятнику, где на граните наши студенты видят фамилии тех, кто когда-то учился в нашем колледже, а возлагаемые цветы являются данью уважения, восхищения подвигом.

Материал музея дает возможность решать задачи воспитания гражданственности, формирования культурного человека, субъекта воспитания с гуманистической системой ценностей. Мы стараемся идти в ногу со временем, понимая, что подрастающее поколение воспринимаем мир в контексте нового вектора цивилизационного развития: креативизма. Присущий сетевому пространству дух постоянного обновления, нескончаемых изменений, совершенствования, музейные ценности, представляющие период своего создания и обращенные к вечности, должны найти оптимальное сочетание и быть раскрыты в музейно-педагогическом процессе. Это один из путей достижения нерасторжимой связи наследия с современностью, ведь никто из нас не является началом – мы все продолжение.

Инновационное использование потенциала музея позволяет нам учить подрастающее поколение, сохраняя прошлое, уверенно шагать в будущее.