Разделы: Литература
Цели:
- Образовательный аспект : производить идейно-композиционный и сюжетно-образный анализ эпизода. Раскрыть художественные особенности мастерства Л.Н. Толстого: портретных зарисовок, речевых характеристик героев, пейзажа.
- Развивающий аспект : развитие коммуникативных навыков, формирование интеллектуальных умений.
- Воспитательный аспект : способствовать формированию качеств личности: сотрудничества в учебном процессе, убедительности мысли и доказательности точки зрения с опорой на художественный тест.
Задачи:
- Развитие умения самостоятельно анализировать фрагменты художественного произведения: выделять нравственную и философскую проблематику, воспринимать художественное произведение как сюжетно-композиционное единство в его причинно-следственных связях.
- Формирование умения видеть в произведении авторское отношение к героям и событиям, воспринимать эстетическую функцию языковых средств.
- Совершенствование логических умений и коммуникативных навыков.
- Развитие сотрудничества как качества личности.
Методы: частично-поисковый, исследовательский метод – самостоятельное рассмотрение художественного текста с целью решения проблемного вопроса.
Формы учебно-познавательной деятельности:
- создание поисковой ситуации,
- эвристическая беседа,
- сжатый пересказ с цитированием и интерпретация текста,
- исследование художественного текста.
Оборудование: роман Л. Толстого «Война и мир», фрагмент видеофильма «Война и мир», мультимедийный проектор, иллюстрации.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Постановка темы и целей урока. Самомотивация учащихся
Эпиграфы к уроку:
Отсутствие страданий, удовлетворение потребностей и вследствие того свобода выбора занятий представлялись теперь… несомненным и высшим счастьем человека.
Он чувствовал, как по мере усилий, которые делала роковая сила, чтобы раздавить его, в душе его вырастала и крепла независимая…сила жизни.
Л.Н.Толстой
Учитель: К кому из героев «Войны и мира» относятся высказывания, ставшие эпиграфами к уроку?
Постановка проблемного вопроса:
Сегодня мы должны открыть, когда, в какой ситуации Пьер приходит к выводу «о крепнущей силе жизни», к пониманию «высшего счастья»?
III. Показ фрагмента видеофильма «Война и мир», определение учащимися названия эпизода и его места в романе (5 мин.).
Эпизод «Пьер в плену» (т.4 ч.1 гл.9-13 и т.4 ч.2 гл.9-14)
IV. Эвристическая беседа (5 мин.)
Вспомним, какие события жизни Пьера предшествовали рассматриваемому эпизоду.
1. В чем состояло предсказание Апокалипсиса?
Ученик: По предсказаниям Апокалипсиса (гл. 13, стих 18), «число зверино: число бо человеческо есть и число его 666». Заменив буквы французского алфавита цифрами, Пьер получил соответствие числу 666 словосочетаний: «император Наполеон», «сорок два», «русский Безухов» (убрав последнее «е»).
2. Кто, по расчётам Пьера, покончит с властью Наполеона?
Ученик: Пьер заменил буквенный алфавит цифровым и получил интересные результаты, позволившие ему сделать вывод, что предел власти Наполеона наступит в 1812 г. и конец ей положит не император Александр, не русский народ, а русский Безухов.
3. Зачем Пьер остался в Москве в народной защите?
Ученик: Вернувшись с Трехгорской заставы, Пьер решил остаться в городе, скрывая свое имя и одевшись в кучерский кафтан, который ему помог купить слуга Баздеева Герасим. Пьер готов был погибнуть сам, чтобы «прекратить несчастье всей Европы» – убить Наполеона.
4 . Сформулируйте нравственные проблемы, которые поднимает автор, создавая эпизод «Пьер в плену».
Учитель:
Верно, кроме того, проблему
духовного совершенствования человека,
прошедшего через испытания и лишения, потери и
обретения.
Анализируя фрагменты романа (т.4 ч.1 гл. 9-13 и т.4 ч.2
гл.9-14), раскроем и прокомментируем проблемы,
работая в группах и по индивидуальному заданию.
V. Создание поисковой ситуации: исследование художественного текста
Групповая работа: исследуя художественный
текст, ответьте на вопросы (10мин.)
Вопросы группам предоставлены в печатном виде на
листках заданий, во время ответов выводятся на
экран проектором.
Группа 1. Гауптвахта (т.4 ч.1 гл.9, 10)
1. Как относились к Пьеру простые люди,
заключенные гауптвахты?
2. Какое жизненное противоречие во
взаимоотношении русского народа и дворянства
понял Пьер в плену?
3. Для чего автор сопоставляет отношение к Пьеру
русских людей и французов, охраняющих
заключенных?
4. Сформулируйте одну из проблем эпизода.
Группа 2. Пьер военнопленный (т.4 ч.1 гл.10, 11)
1. Как передает автор волнения, переживания
Пьера во время казни поджигателей Москвы на
Девичьем поле?
2. Каков пейзаж, почему?
3. К чему приводит власть одних людей над другими?
4. Какой вывод о «французском порядке» сделал
Пьер?
Группа 3. Пьер и Платон Каратаев (т.4 ч.1 гл.12-13 и т.4 ч.2 гл.11)
1. Какие глубокие изменения произошли в
сознании и в душе Пьера?
2. Кто из людей, которых Пьер называл «они», пришел
к нему на помощь, когда «возвратиться к вере в
жизнь» было «не в его власти»?
3. Раскройте образ Платона Каратаева
а) внешний портрет,
б) внутренний портрет,
в) речь:
– манера говорить,
– интонация, эмоциональный настрой,
– смысл поговорок и пословиц.
4. Подтвердите текстом влияние Каратаева на духовное изменение Пьера.
VI. Индивидуальные задания (перспективные задания, предложенные 2 учащимся).
Новый взгляд Пьера на мир и на себя (т.4 ч.2 гл.12):
Задание 1.
1. Раскройте состояние души, к которому Пьер
стремился всю жизнь, а обрел в плену?
2. Подтвердите текстом новое представление Пьера
о свободе.
3. Как пришло к Пьеру убеждение «о крепнущей силе
жизни»? Роль пейзажа.
Задание 2.
1. Каково новое представление Пьера о счастье?
(т.4, ч.2, гл. 12).
2. Почему он приходит к такому выводу?
3. «Князь Андрей думал и говорил, что счастье
бывает только отрицательное». Пьер, согласившись
с высказыванием, «иначе понимал мысль князя
Андрея», – пишет Л.Толстой. Поясните, как именно.
VII.Ответы лидеров групп и индивидуальные ответы (20 мин.)
Учитель: (создание поисковой ситуации: исследование художественного текста)
Отвечая на предложенные задания-вопросы, подтвердите текстом, что в образе Пьера воплощены нравственные идеалы Л. Н. Толстого (т.4, ч.2, гл.12):
– «успокоение и согласие с самим собой»,
– «внутренняя свобода»,
– «высшее счастье человека»,
– «крепнущая сила жизни».
Группа 1. Гауптвахта (т.4 ч.1 гл.9, 10)
Ученик:
Автор раскрывает проблему
взаимоотношения народа и дворянства. Люди,
арестованные по подозрению в поджоге Москвы,
«чуждались его»: Пьер барин. Но Пьер никому не
говорил своей фамилии и не раскрывал титула, и
ему было грустно слышать насмешки над собой.
Французов удивлял «неробкий,
сосредоточенно-задумчивый вид» Пьера.
Французский капитан сказал Пьеру: «Вы были в
Париже и остались русским… Я вас за то не менее
уважаю».
Группа 2. Пьер военнопленный (т.4 ч.1 гл.10, 11)
Сжатый пересказ с цитированием или приведение цитат с комментированием сцены казни людей, обвиненных в поджоге Москвы (т.4 ч.1 гл.11)
Ученик:
Пьер «потерял способность
думать и соображать». Он заметил на лицах
русских, на лицах французских солдат и офицеров
«испуг, ужас и борьбу, какие были в его сердце».
Пьер сделал вывод о силе власти: «Его, со
всеми…стремлениями, надеждами, мыслями
установленный…французский порядок мог лишить
жизни».
Группа 3. Пьер и Платон Каратаев (т.4 ч.1 гл.12-13)
Ученик:
Глубокие изменения произошли
в сознании и в душе Пьера после казни
поджигателей Москвы. Теперь, когда Пьер увидел
страшное убийство, «в нем…уничтожилась вера в
благоустройство мира».
Он неподвижно сидел у стены балагана на соломе.
«А много ли нужды увидали, барин?» – голос
человека, обратившегося с вопросом, выражал
«ласку и простоту». Это был солдатик
Апшеронского полка Платон Каратаев, попавший в
плен из госпиталя.
Образ Платона Каратаева (т. 4 ч.1 гл.12-13)
раскрывается по вопросам.
Ответы учеников по индивидуальным перспективным заданиям (2 учащимся):
Ученик 1:
Пьер искал успокоение и
согласие с самим собой всю жизнь: в масонстве, в
самопожертвовании,…а открыл в себе это чувство,
находясь в плену, «через ужас смерти, через
лишения и через то, что он открыл в Каратаеве».
Каратаев «любил и любовно жил со всем, с чем его
сводила жизнь». Месяц плена дал Пьеру ощущение
«совершенной внутренней свободы».
Как пришло к Пьеру убеждение «о крепнущей силе
жизни»? Обратимся еще раз к эпиграфу урока: «...Он
чувствовал, как по мере усилий, которые делала
роковая сила, чтобы раздавить его, в душе его
вырастала и крепла независимая…сила жизни».
Выйдя утром из балагана, Пьер увидел, что
«…выплыл край солнца из-за тучи,…все заиграло в
радостном свете, Пьер почувствовал новое, не
испытанное им чувство радости и крепости жизни».
Ученик 2: Изменилось представление Пьера о счастье, он согласился с мнением князя Андрея о том, что «счастье бывает только отрицательное». Пьер «иначе понимал мысль князя Андрея». «Удовлетворение потребностей – хорошая пища, чистота, свобода – теперь, когда он был лишен всего этого, казалось Пьеру совершенным счастьем».
Учитель:
Итак, внимательно читая и
исследуя художественный текст, мы подтвердили,
что в образе Пьера воплощены нравственные идеалы
Л. Н. Толстого:
– «успокоение и согласие с самим собой»,
– «внутренняя свобода»,
– «высшее счастье человека»,
– «крепнущая сила жизни».
VIII. Итог урока
– Как изменяется представление Пьера Безухова о «высшем счастье человека»?
IX. Домашнее задание
Новый взгляд Пьера на мир вокруг себя и на жизнь
(т. 4, ч. 2, гл. 14; т. 4 ч. 3 гл. 12-15)
Основные вопросы следующего урока (выводятся
проектором, записываются в тетрадь по
литературе):
- Выводы Пьера о самосохранении жизни (т.4 ч.2 гл.14).
- Постановка проблемного вопроса: как автор подводит к философским выводам:
– о свободе и бессмертии души,
– о единстве человека и Вселенной,
– о том, что «человек сотворен для счастья…счастье в нем самом»?
- Каким образом спасала Пьера «сила жизненности человека» и «сила перемещения внимания» (т.4 ч.3 гл.12).
- Сжато перескажите, используя цитаты, рассказ Платона Каратаева о страдании на каторге невинного купца (т.4 ч.3 гл.13)
- Индивидуальное задание: «В лице его…светилось выражение тихой торжественности», – пишет Л.Толстой о Каратаеве (т.4 ч.3 гл.13). Поясните, почему?
2) Каковы нормы жизни молодых представителей Высшего общества?
3) Основные события первого тома.
4) Что подарила Мария Дмитриевна Наташе на день рождения?
5) С кем танцевала Н. Ростова на свой День Рождения?
6) От кого впервые М. Болконская узнала о предстоящем сватовстве А. Курагина?
7) Какое ранение и в каком бою получил Н. Ростов?
8) Делал ли Пьер предложение Элен выйти за него замуж?
9) Почему Тушин со своей батареей не отступил?
10) Почему М. Болконская не приняла предложение Курагина?
11) Как закончилось Аустрерлицкое сражение?
28 вопросов по 3 тому "Война и мир".Нужно до завтра, ответьте, пожалуйста!!! Нужно до завтра, ответьте, пожалуйста!!!Если отвечаете, то указывайте номер вопроса
1. Где находился император Александр, когда получил известие о том, что войска Наполеона перешли границу?
2. Зачем князь Андрей искал по всем фронтам Анатоля Курагина?
3. Почему Андрей Болконский решает служить не при штабе а в армии?
4. Как Николай Ростов отличился в деле при Островне?
5. Как перенесла Наташа свою историю с Анатолем?
6. Почему Петя Ростов просится в военную службу?
7. Кто из героев романа тайком пробрался на Красную площадь смотреть приезд государя?
8. Почему старый князь Болконский не разрешил увезти свою семью из
Лысых Гор?
9. Кто из героев привозит в Лысые Горы весть о том, что Смоленск сдан?
10. Какие два противоположные кружка создались в Петербурге с началом войны?
11. Кто из героев романа встретился с Наполеоном и запросто беседовал с ним, а потом вернулся в русский лагерь?
12. Как умер старый князь Болконский?
13. Кто выручает княжну Марью из трудного положения, когда крестьяне отказались везти её в Москву? Как это случилось?
14. Почему сугубо штатский человек, Пьер едет на Бородинское сражение?
15. О чём беседовали Пьер и Болконский накануне Бородинского сражения?
16. Каким человеком показывает Толстой Наполеона в сцене с портретом его сына?
17. Как себя проявил Пьер во время Бородинского сражения, находясь на батарее Раевского?
18. Какими показывает Толстой Наполеона и Кутузова во время Бородинского сражения?
19. Как был ранен князь Андрей?
20. Кто, по мнению автора романа, является движущей силой истории?
21. Глазами какого героя показывает Толстой военный совет в Филях?
22. За кого собирается Элен выйти замуж?
23. С какой целью Пьер остаётся в Москве и исчезает из своего дома?
24. Как получилось, что семья Ростовых отдала свои подводы раненым?
25. Кто отдаёт распоряжение толпе убить Верещагина?
26. Почему, по мнению автора, в Москве, оставленной русскими войсками и занятой французами, случился пожар?
27. Кто сообщил Наташе о том, что раненый Болконский едет с ними в обозе?
28. Как Пьер попал в плен?
Пьер в плену (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого "Война и мир", т. IV, ч.I, гл. XI, XII.)
Вернувшись из плена, Пьер впервые испытал чувство непонимания радостей
и горестей других людей.
"В день своего освобождения он видел, труп Пети Ростова. В тот же
день узнал, что князь Андрей был жив более месяца после Бородинского сражения
и только недавно умер в Ярославле, в доме Ростовых. И в тот же день Денисов,
сообщивший эту новость Пьеру, между разговорами упомянул о смерти Элен,
предполагая, что Пьеру это давно уже известно. Он чувствовал, что не может
понять значения всех этих известий".
Но для Пьера это странное чувство стало шагом на пути к возрождению, к
той новой жизни, которая через двенадцать лет приведет его на Сенатскую
площадь.
Почему он стал в плену другим человеком? Можно предположить, что страдание
очистило его душу, но мы ведь знаем, что душа его и раньше была чиста,
и раньше он стремился к добру и правде. Чем обогатил его плен? Первые
дни в плену, под арестом, были мучительны для Пьера не столько физически,
сколько духовно. Он чувствовал себя чужим среди арестованных: "…
все они, узнав в Пьере барина, чуждались его2. Никогда еще он не был
так несвободен: не потому, что был заперт на гауптвахте, а потому, что
не мог понять происходящего и "чувствовал себя ничтожной щепкой,
попавшей под колеса неизвестной ему, но правильно действующей машины".
Сначала его допрашивала целая комиссия, и он понимал, что "единственная
цель этого собрания состояла в том, чтобы обвинить его".Потом он
предстал перед маршалом Даву, который "для Пьера был не просто французский
генерал; для Пьера Даву был известный своей жестокостью человек".
Толстой не изображает Пьера гордым героем; он говорил с маршалом Даву
" не обиженным, но умоляющим голосом", назвал ему свое имя,
хотя скрывал его до сих пор, и, вспомнив Рамблая, "назвал его полк
и фамилию", в надежде, что у Рамблая справятся о нем. Но все это
не могло помочь ему. "Даву поднял глаза и пристально посмотрел на
Пьера. Несколько секунд они смотрели друг на друга, и этот взгляд спас
Пьера… Оба они в эту минуту смутно перечувствовали бесчисленное количество
вещей и поняли, что они оба дети человечества, что они братья". Может
быть, Даву увидел в глазах Пьера не только страх, но и ту силу личности,
которую создала незаметная со стороны душевная работа.
После казни поджигателей Пьер был присоединен к военнопленным и провел
четыре недели в солдатском бараке, хотя французы предлагали ему перейти
в офицерский. Он "испытал почти крайние пределы лишений, которые
может переносить человек "; но именно в этот месяц он понял что-то
очень важное, самое важное для себя- для духовной жизни его этот месяц
был счастливым. После расстрела Пьер впервые с огромной силой почувствовал,
что разрушилась его вера в благоустройство мира. "Прежде, когда на
Пьера находили такого рода сомнения,- сомнения эти имели источником собственную
вину… Но теперь он чувствовал, что не его вина была причиной того, что
мир завалился в его глазах…" Но только здесь, в плену, Пьер понял,
что нужно улучшать мир, а не только себя.
Самое сильное из всех впечатлений Пьера – встреча его с пленным солдатом
Апшеронского полка Платоном Каратаевым. Для Толстого Каратаев – воплощение
народного,естественного образа жизни: круглый, добрый человек с успокоительными
аккуратными движениями, все умеющий делать " он очень хорошо, но
и не дурно".
Каратаев ни о чем не задумывается: живет, как птица, так же внутренне
свободно в плену, как и на воле; каждый вечер говорит: "Положи,
господи, камушком, подними калачиком" ; каждое утро: "Лег-свернулся,
встал-встряхнулся"-и ничто его не заботит, кроме самых простых естественных
потребностей человека, всему он радуется, во всем умеет находить светлую
сторону. Его крестьянский склад, его прибаутки, доброта стали для Пьера
"олицетворением духа простоты и правды". Но ведь Каратаев никак
не мог заронить в душу Пьера стремление улучшить мир. Две любимые истории
Платона: одна о том, как его отдали в солдаты за порубку чужого леса и
как это получилось хорошо, потому что иначе пришлось бы идти младшему
брату, а у того пятеро ребят, и другая - о старом купце, которого обвинили
в убийстве и ограблении, и через много лет настоящий убийца, встретив
его на каторге, пожалел старичка и признался в своей вине, но пока дошли
бумаги об освобождении, старичок уже умер.
Обе эти истории вызывают восторг и радость Каратаева, но обе они о смирении,
о том, как человек притерпелся к жестокости и несправедливости.
Встретившись с Каратаевым в самые трудные дни своей жизни, Пьер многому
у него научился. Доброта Каратаева, умение легко переносить жизненные
трудности, его естественность, правдивость- все это привлекает Пьера.
Но "привязаннностей, дружбы, любви, как понимал Пьер, Каратаев не
имел никаких"; он жил среди людей, в сущности, одиноко, смиряясь
с окружающим злом,- и в конце концов это зло убило его: Каратаева пристрелили
французские солдаты, когда он ослабел и не мог идти вместе со всеми пленными.
Пьер запомнит каратаева на всю жизнь- как воплощение добра и простоты.
Но при этом Пьер преодолеет каратаевское смирение, из горьких дней плена
он вынесет свое собственное открытие: человек может стать сильнее окружающей
жестокости, он может быть внутренне свободен, как бы ни был оскорблен
и унижен внешними объстоятельствами.
Поэтому во время мучительного перехода вслед за французской армией, когда
многие пленные погибали дорогой и судьба Пьера тоже могла быть решена
выстрелом французского солдата, он на одном из привалов, одиноко сидя
на холодной земле, вдруг "захохотал своим толстым, добродушным смехом
так громко, что с разных сторон с удивлением оглянулись люди на этот странный,
очевидно одинокий смех.
-Ха, ха, ха!- смеялся Пьер. И он проговорил вслух сам с собою: - Не пустил
меня солдат. Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня?..
Меня – мою бесссмертную душу! Ха, ха, ха!.. …Пьер взглянул в небо, в глубь
уходящих, играющих звезд. "И все это мое. И все этво мне, и все
это я! – думал Пьер.- И все это они поймали и посадили в балаган, загороженный
досками!" Он улыбнулся и пошел укладываться спать к своим товарищам".
Может быть, из этого чувства внутренней свободы выросла та новая, духовная
жизнь Пьера, которую сразу заметила Наташа: "Он сделался какой-то
чистый, гладкий, свежий; точно из бани; ты понимаешь? – морально из бани".
Но и внешне Пьер очень изменился за время плена. "Он не казался уже
толст, хотя и имел все тот же вид крупности и силы, наследственной в их
породе… Выражение глаз было твердое, спокойное и оживленно-готовое, такое,
какого никогда не имел прежде взгляд Пьера. Прежняя его распущенность,
выражавшаяся и во взгляде, заменилась теперь энергической, готовой на
деятельность и отпор- подобранностью".
В первые дни плена мучения Пьера обострялись тем, что товарищи по бараку
чуждались его: он барин! Но теперь Пьер остался барином, а товарищи по
бараку поставили его в положение "почти героя". Тогда, в начале,
эти люди презирали ее. Теперь их уважение вызывает собранность Пьера и
"его сила, пренебрежение к удобствам жизни, рассеянность, простота"
- все те стороны его характера, над которыми смеялись в свете, здесь оказались
достоинствами. История духовного обновления Пьера – очень важное открытие
Толстого, и вслед за ним мы, читая "Войну и мир", делаем это
открытие для себя. Люди со слабыми характерами часто склонны объяснять
все свои неудачи обстоятельствами. А вот Пьер – в самых трудных, мучительных
объстоятельствах плена – имел силы совершить огромную духовную работу,
и она принесла ему то самое чувство внутренней свободы, которого он не
мог обрести, когда ыл богат, владел домами и поместьями, имел управляющего
и десятки обслуживающих его людей. Значит дело не в объстоятельствах,
а в душевной стойкости и силе самого человека. Но после нравственного
подъема, испытанного в плену, Пьер пережил духовную опустошеность и почувствовал,
что не может понять радостей и горестей других людей. Слишком сильны были
потрясения, пережитые Пьером. Еще живо в нем воспоминание о взгляде Каратаева,
сидевшего под деревом,- перед тем, как его застрелили, он смотрел на Пьера
"своими добрыми круглыми глазами", но Пьер не подошел: ему было
страшно за себя.
Тогда он не позволил себе понять до конца, что Каратаев сейчас будет убит,- услышав выстрел, и он, и его товарищ по плену не оглянулись и продолжали
свой путь, хотя " строгое выражение лежало на всех лицах". Постепенно,
внутренняя работа, совершенная в плену, начинает приносить плоды. То
новое, что он принес из плена, была "улыбка радости жизни",
которую он оценил теперь, и то, что "в глазах его светилоось участие
к людям- вопрос:довольны ли они так же, как и он?"
В день казни Пьер понял: все люди, которых убили на его глазах, "одни
знали, что такое для них была их жизнь…" Теперь он научился ценить
эту единственную и непонятную друг другу жизнь каждого человека – он готов
к тому, о чем мечтал с юности: он может стать опорой, защитником, руководителем
других людей, потому что научился уважать их внутренний мир не меньше,
чем свой.
Арестованный французами, Пьер переживает трагедию человека, приговоренного к смертной казни за несовершенное им преступление, он испытывает глубочайшее душевное потрясение, наблюдая расстрел ни в чем не повинных жителей Москвы. И это торжество жестокости, аморальности, бесчеловечности подавляет Безухова: “... в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось...”. Так же как и Андрей, Болконский, Пьер остро воспринимал не только собственное несовершенство, но и несовершенство мира.
В плену Пьеру пришлось пережить все ужасы военного суда, казни русских солдат. Знакомство в плену с Платоном Каратаевым способствует формированию нового взгляда на жизнь. "... Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего «русского, доброго и круглого".
Платон Каратаев кроток, покорен судьбе, незлобив, пассивен и терпелив. Каратаев яркое выражение безвольного приятия добра и зла. Этот образ – первый шаг Толстого на пути к апологии (защита, восхваление, оправдание) патриархального наивного крестьянства, которое исповедовало религию «непротивления злу насилием». Образ Каратаева – показательный пример того, как ложные взгляды могут привести к творческим срывам даже таких гениальных художников. Но ошибочно было бы думать, что Каратаев олицетворяет всё русское крестьянство. Платона невозможно представить с оружием в руках на поле боя. Если бы армия состояла из подобных солдат, она бы не смогла разгромить Наполеона. В плену Платон постоянно чем-то занят – «он всё умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пёк, варил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят, только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни».
В плену обращается к вопросу о небе, который волнует многих в романе Толстова. Он видит «полный месяц» и «бесконечную даль». Как нельзя этот месяц и даль запереть в сарае с пленниками, так нельзя и запереть человеческую душу. Благодаря небу Пьер ощутил себя свободным и полным сил для новой жизни.
В плену он обретет путь к свободе внутренней, приобщится к народной правде и к народной морали. Встреча с Платоном Каратаевым, носителем народной правды – эпоха в жизни Пьера. Как и Баздеев, Каратаев войдет в его жизнь духовным учителем. Но вся внутренняя энергия личности Пьера, весь строй его души таковы, что, с радостью принимая предлагаемый опыт своих учителей, он не подчиняется им, а идет, обогащенный, дальше своим путем. И этот путь, по мнению Толстого, единственно возможен для истинно нравственного человека.
Большое значение в жизни Пьера в плену была казнь заключённых.
«На глазах Пьера расстреливают первых двух пленных, затем ещё двоих. Безухов замечает, что ужас и страдание написаны не только на лицах пленных, но и на лицах французов. Он не понимает, зачем вершится «правосудие», если страдают и «правые» и «виноватые». Пьера же не расстреливают. Казнь прекращена. С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершённое людьми, не хотевшими это делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой всё держалось и представлялось живым, и всё завалилось в кучу бессмысленного сора. В нём, хотя он и не отдавал себе отчёта, уничтожилась вера и благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога.
В заключении можно сказать, что «в плену Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что всё несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал ещё новую утешительную истину – он узнал, что на свете нет ничего страшного».